Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Уголовный процесс
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2022-06-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА»

Институт права и национальной безопасности

 

 

Акашев Андрей Вячеславович(fast7148@yandex.ru)

 

Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах

Курсовая работа

 

 

 

 

 

  Студент 3 курса 36 группы направления

«Юриспруденция»

очной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2020

 

Оглавление

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 5

1.1. Характеристика правоохранительных органов. 5

1.2 Функции правоохранительных органов. 6

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.. 9

2.1 Общая характеристика правовых актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 16

 

 

 

 

Введение

 

Конституция РФ высшей ценностью провозглашает права и интересы человека и гражданина.

Согласно статье 45 Основного закона государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В настоящее время проблемы защиты прав и законных интересов человека и гражданина приобретают все большое популярность, что вызвано переустройством всей системы общественной жизни в нашей стране.

С учетом вышеизложенного необходимость комплексного исследования законодательства о правоохраниетльных органах представляется актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане.

Соответственно, именно данный факторы и предопределили выбор темы курсового исследования.

Предметом исследования являются правовые нормы российского законодательства, регулирующие сферу исследования.

Объект исследования являются общественные отношения,складывающиеся в процессе осуществления правоохранительными органами своих функций.

Целью работы – комплексное изучение законодательства о правоохранительных органах.

Исходя из цели настоящей курсовой работы, ее основными задачами являются рассмотрение следующих вопросов:

– рассмотреть понятие правоохранительных органов;

–выделить функции правоохранительных органов;

– рассмотреть нормативное правовое регулирование в данной сфере.

Методологическую основу исследования составляют всеобщий диалектический метод познания, а также общие и частные методы научного исследования: формально-логический, системный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический метод познания и т.д.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, три параграфа, заключение и списка используемых источников.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

1.1. Характеристика правоохранительных органов

Отечественное законодательство не закрепляет понятие правоохранительных органов. Однако данный термин довольно часто используется как нормативных правовых актах, так и в доктрине.

Согласно позиции, А.В. Гусева в систему правоохранительных органов включается МВД с подведомственной ему миграционной службой, Минюст РФ с подведомственной ему ФСИН РФ и ФССП РФ; ФСБ РФ; ФСКН РФ и Федеральную таможенную службу РФ[1].

Существует позиция, согласно которой в систему правоохранительных органов входят судебные органы, прокуратура, адвокатура, нотариат.

В частности, А.В. Гриненко полагает, что судебные органы в широком смысле этого слова правоохранительными органами не являются. При этом многие авторы основным мотивом возражений относительно того, что суд не является правоохранительным органом, приводят то, что суд является органом независимой государственной власти, а у сторонников точки зрения, что адвокатура не относится к правоохранительным органам – тот факт, что адвокатура общественная, а не государственная организация, а правоохранительная деятельность - это государственная деятельность и она должна и может быть осуществлена только государственными органами.

Обязанность судов осуществлять защиту прав и законных интересов вытекает из Конституции РФ: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Кроме того, в силу статьи 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием.

Применение законодателем термина правоохранительного органа без четкого определения понятия и признаков способно вызвать серьезные юридические коллизии, противоречия в деятельности государственных структур, неопределенность в организационных отношениях и неполноту выполнения возлагаемых на них обязанностей, отсутствие необходимой скоординированности их действий и другие отрицательные последствия.

Согласимся с позицей, А.П. Рыжакова, который констатирует, что правоохранительный орган представляет собой «учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок»[2].

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что в систему правоохранительных органов включаются все государственные структуры, осуществляющие противодействие правонарушениям различного характера.

1.2Функции правоохранительных органов

Выполнение задач, возложенных на правоохранительные органы, достигается реализацией следующих основных функций:

– конституционный контроль.

Данную функцию выполняет Конституционный суд.

Деятельность органов конституционного судебного контроля выступает гарантом защиты конституции, обеспечивающим приоритет ее норм над другими законами. При этом конституция, благодаря решениям органов конституционного судебного контроля, остается стабильным документом, одновременно развивающимся правовым явлением.

– прокурорский надзор.

Реализация данной функции возложена на органы прокуратуры.

Прокурорский надзор представляет собой специфическую деятельность государственных федеральных органов, состоящую в проверке точности исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации. Специфичность прокурорского надзора проявляется в том, что он неотносится к деятельности одной из трех ветвей власти.

– расследование преступлений.

Ф.Н. Фаткуллин считает, что «материалы, полученные в результате использования современных научно - технических средств, могут выступать в уголовном процессе как документы, как вещественные доказательства и как самостоятельный источник доказательств - в зависимости от совокупности характерных признаков... Использование информаторов - один из возможных способов получения доказательств по уголовному делу. Показания работника дознания о том, что ему сообщил информатор, и собственные показания последнего об известных ему событиях и фактах - таковы два пути придания этим сведениям доказательственного значения»[3].

– исполнение судебный решений.

Согласно части 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве[4] непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов.

– защиты по уголовным делам.

Функция защиты по уголовным делам и оказания юридической помощи связана с конституционными положениями о праве каждого на квалифицированную юридическую помощь, с одной стороны, и на обеспечение юридической поддержки со стороны адвоката-защитника в случае уголовного преследования (начиная с момента задержания лица по подозрению в совершении преступления или при наличии иных признаков направленной против него обвинительной деятельности), с другой стороны.

– предупреждения преступлений.

Функцию предупреждения преступлений и правонарушений реализуют все правоохранительные органы. Эта функция направлена на установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления или правонарушения, выявление нарушений прав и свобод граждан, а также нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела судом.

 

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

2.1 Общая характеристика правовых актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов

Законодательство о правоохранительных органах - это совокупность законов и иных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, содержащие нормы о правоохранительной деятельности.

Законодательство о правоохранительных органах Российской Федерации представляет собой систему актов, составляющих самостоятельную отрасль законодательства, которая имеет своеобразный предмет правового регулирования, а именно: закрепляет задачи этих органов, принципы их организации и деятельности, систему, порядок образования, их структуру и состав, а также порядок деятельности и полномочия.

Классификация нормативных актов осуществляется по их содержанию.

1. Нормативные акты общего характера - имеют значение для организации и функционирования вех правоохранительных органов, они содержат принципы правоохранительной деятельности.

– Конституция РФ определяет основные права и свободы личности (гл.2), в ней определены основные принципы организации судебной власти и пр.(гл.7).;

–Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1991г.;

–Закон "О безопасности" от 5 марта 1992 г.;

– Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

2.Нормативные акты специального характера - имеют значение для осуществления определенной правоохранительной функции.

Эти акты можно классифицировать по следующим основаниям:

·Акты о правосудии и судебной власти – эти нормативные акты определяют принципы осуществления правосудия, вопросы организации и функционирования судебной власти, принципы и порядок осуществления конституционного контроля, вопросы статуса судей и р. Федеральные конституционные законы "О судебной системе РФ" от 31 декабря 1996 г. и "О Конституционном суде РФ" от 21 июня 1994 г.; Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в РФ" от 12 апреля 1995 г.; Закон РФ "О статусе судей" от 26 июня 1992 г.; Закон "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г.; Федеральный закон "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г.; Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г.; УПК РФ; ГПК РФ; АПК РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. © 195-ФЗ.

·Акты об организационном обеспечении деятельности суда - эти нормативные акты определяют порядок организации и функционирования органов, осуществляющих данную деятельность.

Федеральные конституционные законы "О судебной системе РФ" от 31 декабря 1996г. и "О Конституционном Суде РФ" от 21 июня 1994 г.; Законы РФ "О судебном департаменте при Верховном суде РФ" от 8 января 1998 г. и "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г.; Положение о Министерстве юстиции РФ от 2 августа 1999 г.

·Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры - эти нормативные акты определяют организацию, порядок формирования и полномочия органов прокуратуры, устанавливают статус прокурорских работников, определяют принципы и порядок осуществления прокурорского надзора, определяют средства прокурорского реагирования, другие вопросы прокурорского надзора и прокуратуры. Федеральный закон "О прокуратуре РФ" от 17 ноября 1995 года, Положение о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утвержденное постановлением Государственной Думы от 23.06. 97; Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г.

·Акты об организации выявления и расследования преступлений - определяют организацию и деятельность органов дознания и предварительного следствия по выявлению и расследованию преступлений, их полномочия и обязанности по выявлению и расследованию преступлений, устанавливают процедуру расследования. К ним относятся:

- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001

- Федеральный закон "О прокуратуре РФ" от 17 ноября 1995 г.;

- Закон РФ "О полиции";

- Федеральный закон "Об органах ФСБ";

- Таможенный кодекс РФ 2004;

- Налоговый кодекс;

- Закон о государственной границе РФ.

·Акты об организации юридической помощи - регулируют вопросы об организации и деятельности органов, оказывающих юридическую помощь, - адвокатуры и нотариата, определяют полномочия, права и обязанности этих органов. К ним относятся:

- ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" от 26 апреля 2002;

- Основы законодательства РФ о нотариате;

- ГПК РФ; УПК РФ; АПК РФ и др.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Они занимают особое место среди источников права, регулирующих институциональную организацию правоохранительной деятельности, и являются составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

В свою очередь, общепризнанной нормой международного права признается правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений.

К числу международных договоров, имеющих значение для всей правоохранительной деятельности, в том числе для ее институциональной организации, можно отнести Европейскую конвенцию о пра- вах человека 1950 г. (например, по вопросам независимости судебной власти и судей).

Международные договоры РФ могут заключаться от имени Россий- ской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).

В силу ст. 5 указанного Закона положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

Особенность рассматриваемых источников заключается в том, что они являются актами не национального, а международного права и, строго говоря, не могут считаться источниками права конкретной страны. Но, учитывая их значимость и важность, законодатель в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепил положение, в соответствии с которым эти акты признаются составной частью правовой системы РФ. При этом в иерархии источников они занимают место сразу после Конституции РФ, поскольку в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Официальными источниками опубликования являются периодические издания — «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Парламентская газета», «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

С 5 июня 1996 г. и по настоящее время акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Официальными источниками опубликования этих актов являются «Российская газета» и «Собрание законодательства РоссийскойФедера- ции», «Официальный интернет портале правовой информации» (www. pravo.gov.ru).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Количество публикаций, посвященныхзаконодательству о правоохранительных органах, свидетельствует о важности и актуальности темы курсовой работы.

Проведение исследований решает ряд важных теоретических проблем как общей теории права, так и правоохранительных органов, в частности.

В процессе выполнения работы была достигнута основная цель исследования, а именно, комплексно изучено законодательство о правоохранительных органах.

Кроме тогобыли достигнуты, основные задачиисследования:

– рассмотреть понятие правоохранительных органов;

–выделить функции правоохранительных органов;

– рассмотреть нормативное правовое регулирование в данной сфере.

Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Сколько их - точно определить невозможно. Но во всяком случае можно смело утверждать - несколько десятков. Невозможно также точно вычислить и объем таких актов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, параграфы, пункты и т. д.

Для характеристики массива правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем “соседствуют” и взаимодействуют положения Конституции РФ с положениями конституций республик в составе Российской Федерации, положения федеральных законов с положениями законов республик в составе Российской Федерации, указы Президента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т. д. У названных и других документов свой юридический статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение юридической базы, на которую опирается система правоохранительных органов.

Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация правовых актов, которые в совокупности образуют эту базу.

Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания. Одно из них - предмет (содержание) группируемых актов независимо от их юридической силы. Другое - группировка актов по их юридическому значению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

[2]Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник. М.: Инфра-М, 2004, С. 14.

[3]Фаткуллин Ф.Н. Общие проблемы процессуального доказывания. - Казань, 1976. С.151.

[4]Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (последняя редакция)

 

Похожие работы на - Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!