Влияние занятий танцевальной направленности на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2022-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние занятий танцевальной направленности на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста

Тема ВКР: Влияние занятий танцевальной направленности на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

1 Теоретические аспекты развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях танцевальной направленности. 7

1.1 Общие аспекты развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях танцевальной направленности. 7

1.2 Особенности детей младшего школьного возраста. 18

1.3 Методология влияния занятий танцевальной направленности на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста. 26

2 Описание исследования. 30

2.1 Организация исследования. 30

2.2 Методы исследования. 31

3 Результаты исследования и их обсуждение. 36

3.1 Разработка программы танцевальной направленности для развития физических качеств детей младшего школьного возраста. 36

3.2 Педагогический эксперимент. 38

3.3 Анализ результатов исследования. 38

Заключение. 39

Список использованных источников. 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить эмоции средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку.

История становления хореографического искусства – это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени; это история народного танцевального искусства, практической деятельности педагогов-хореографов и исполнителей различных эпох и народов.

Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека – средству гармонизации воспитания личности.

Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка.

Гармоничному физическому развитию младшего школьника  посвящены работы по психологии (Р.С. Немова, Н.А. Фомина и др.), педагогике (Т. Барышникова, Н.Б. Тарасова и др.), физиологии, физической культуре (М.М. Безруких, М.Ф. Иваницкой и др.), обобщённый опыт психологов, педагогов-практиков, на основе чего определилась проблема исследования; формирование двигательных качеств у ребёнка, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение посредствам новых, удовлетворяющих данным требованиям методик.

Задача, стоящая сегодня перед учителями, руководителями детских творческих коллективов заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии. Актуальность представленного исследования заключается в разрешении сложившегося противоречия, в котором с одной стороны выступает необходимость развития двигательной моторики детей шести-семи лет и недостаточным количеством развивающих методик с другой.

В то же время, анализ литературы, программно-методического обеспечения предметов образовательной области «Искусство», научной литературы позволяет сделать вывод, что общеобразовательная школа, оставаясь центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры школьников и подростков, не полностью реализует дидактические возможности предметов образовательной области «Искусство» и практически не использует возможности хореографии.

Несомненно, в процессе занятий хореографией происходит гармоничное физическое развитие детей. Естественно, это связано с тем, что существуют определенные требования к набору в детские коллективы, и они, в отличие от своих сверстников, получают достаточную двигательную нагрузку. В результате длительных занятий хореографией интенсивно развиваются многие физические качества: увеличивается подвижность в суставах, гибкость, сила мышц, выносливость. Однако для успешного освоения сложных прыжков, равновесий, поворотов в танце необходимы дополнительные физические упражнения для целенаправленного развития нужных качеств юного танцовщика. Часто возникает необходимость и в коррекции различных нарушений физического развития и осанки, являющихся следствием специфичной тренировки и чрезмерной нагрузки на определенные системы организма [5].

Таким образом, одной из важнейших задач современной хореографии является не только развитие высокого уровня исполнительского мастерства, но и своевременное определение функционального состояния организма, его здоровья и изменений опорно-двигательного аппарата занимающихся танцем детей и подростков, внесение коррекции в тренировочный процесс и проведение восстановительных мероприятий. В связи с этим, особо актуальным в работе педагога является овладение им основами многих естественнонаучных дисциплин, таких как возрастная анатомия и физиология, медицина, гигиена детей и подростков [12].

Таким образом, цель исследования: изучить эффективность занятий танцевальной направленности для развитияфизических качеств детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: физические качества детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:процесс развития физических качеств детей младшего школьного возраста средствами хореографии.

Задачи исследования:

- изучить теоретические аспекты развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях танцевальной направленности;

- исследовать уровень развития физических качеств детей младшего школьного возраста;

- провести анализ развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях танцевальной направленности по итогам исследования.

- разработать программу танцевальной направленности для развития физических качеств детей младшего школьного возраста.

Актуальность представленного исследования заключается в разрешении сложившегося противоречия, в котором, с одной стороны выступает необходимость развития двигательной моторики детей шести-семи лет и недостаточным количеством развивающихся методик с другой.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, наблюдение, эксперимент и анализ.

В основу исследования были включены научные труды таких авторов, как Баранов А.А., Безруких М.М., Безуглой Г.А., Блок Л.Д., Вайнбаум Я.С., Варфоломеева З.С., Голованов В.П., Дубровский В.И., Евладова Е.Б., Ермолаев Ю.А., Звездочкин В.А., Иваницкий М.Ф., Кон И.С., Котельников Е.Г., Лебедев О.Е., Яковлев Е.Г. В том числе статьи в периодических изданиях Безуглой Г.А., Бояринцевой А.В., Иваницкой И.Н., Лебедева И.А. и Холодова Ж.К.

В то же время анализ литературы, программно-методического обеспечения предметов образовательной области «Искусство», научной литературы позволяет сделать вывод, что общеобразовательная школа, оставаясь центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры школьников и подростков, не полностью реализует дидактические возможности предметов образовательной области «Искусство» и практически не использует возможности хореографии.

База исследования: детский хореографический ансамбль «Симпатия».

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕТСВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

1.1 Общие аспекты развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях танцевальной направленности

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Это касается в первую очередь нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позицией развивающей предметно-двигательной среды ребёнка.

Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений, воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.

Для того чтобы разобраться в механизме воздействия на организм ребенка в процессе занятий хореографией необходимо уточнить такие понятия как «физическое воспитание», «физическое развитие», «двигательная активность» и другие.

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Под физическим развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнения их взаимоотношений и процессов регуляции [13].

Нормальное физическое и психическое развитие – основные показатели здоровья детей. В наши дни каждый взрослый и ребёнок знают, что физическая культура и спорт полезны для здоровья. И действительно, невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно всё чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках. Это происходит потому, что современное образование предъявляет очень высокие требования к подрастающему поколению. Всё больше открывается частных школ, детских садов, лицеев, гимназий, где детям даётся большая умственная нагрузка, задаётся много домашних заданий, тем самым снижается двигательная активность детей. Они больше времени проводят за столом, выполняя домашнюю работу, и меньше времени отводят на подвижные игры, занятия спортом. А значит, ребёнок чаще болеет, у него слабо развиты мышцы, все органы и системы функционируют хуже. Всё это является причиной снижения показателей физического развития. Таким образом, для большинства детей характерна гиподинамия [2].

По данным, в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей уже у детей на ранних этапах развития [2].

Закономерные возрастные изменения затрагивают все уровни организации организма: биохимический, морфологический, функциональный, психический и т.д. В процессе индивидуального развития организм человека изменяется как единое целое. Его структура и функциональные особенности обусловлены взаимодействием всех органов и систем. Именно поэтому интегральными показателями онтогенеза могут служить рост и изменение формы, пропорций тела, специфическая морфофункциональная дифференцировка физиологических систем и психических процессов [11].

Для того чтобы правильно воспитывать детей, необходимо иметь представления о возрастных особенностях их развития. Младший школьный период – от 6 до 10 – наиболее ответственный период в развитии организма и становления личности. В современной системе народного образования сложилась такая ситуация, когда первоклассники в школе отличаются не только по паспортному возрасту (кроме семилетних учащихся, есть первоклассники-шестилетки) но, что гораздо важнее, темпами индивидуального развития.

В онтогенезе человека отмечаются периоды выраженных скачкообразных анатомо-физиологических преобразований, которые обоснованно называют критическим. В указанные возрастные этапы (1-2 года, 6-8 лет, 11-15 лет) наблюдается напряженное функционирование органов, систем и организма в целом, что заметно во внешнем проявлении и поведении. Скачок в развитии регистрируется по анатомическим и физиологическим показателям. В эти возрастные периоды возрастает риск на функциональном, физиологическом и физическом уровнях [11].

Для повседневной оценки физического развития детей в процессе педагогической деятельности достаточно учитывать основные антропометрические показатели: длину и массу тела, которые на разных этапах онтогенеза меняются с разной интенсивностью. В 5-7 лет наблюдается наиболее интенсивное нарастание длины и массы тела (период второго вытягивания), годовой прирост в это время может составлять 7-10 см. Затем в 9-10 лет наблюдается вновь замедление роста – второй период округления [13].

Заметным показателем физического развития является изменение пропорций тела. Ребенок рождается относительно большеголовым, длиннотуловищным и коротконогим. По мере роста и развития пропорции тела изменяются: окружность головы, верхний отрезок и туловище становятся относительно короче. Это объясняется особенностями скорости роста отдельных сегментов тела. В период первого детства, между 7-10 годами, происходит изменение формы тела, которое может быть охарактеризовано как кажущееся или относительное вытягивание: существенно увеличивается длина рук и ног, соотношение головы к туловищу становится ближе к таковому у взрослых. Подкожный жировой слой становится менее выраженным [14].

Несмотря на неодинаковую скорость созревания различных функций, развитие организма происходит гармонично. Каждый возраст при этом является обязательным условием последующихвозрастных изменений и создает необходимые возможности адаптации к действительности. С этих позиций совершенно неправомерно рассматривать отдельные периоды детства как неполноценные, несовершенные. Следует понимать, что без изменений жизненных функций на этом этапе онтогенеза характеристики взрослого организма не могут быть достигнутыми [3].

Таким образом, важной особенностью физического развития является не только определение всех его возрастных изменений, но и учета диалектического взаимодействия наследственных, социальных и социально-экологических факторов.

Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором, влияющим на становление детского организма [16].

Гигиеническое нормирование физических нагрузок, определение оптимальных их величин для лиц разного пола и возраста основаны на результатах комплексного изучения реакции организма ребенка на дозированную физическую нагрузку. Основополагающий принцип гигиенического нормирования физических нагрузок школьников при занятиях физическими упражнениями (в частности, тренировкой) – соответствие мощности и объема выполняемых физических нагрузок возрастно-половым функциональным возможностям растущего организма.

Физическая нагрузка на организм ребенка во время тренировки юных танцовщиков по своей плотности и интенсивности практически равняется нагрузке юных спортсменов. Всем известно о влиянии двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Но для танцовщиков характерна гиперкинезия – чрезмерная двигательная активность. Характерная и основная причина этому – ранняя специализация детей в танце и высокая плотность физической нагрузки на тренировке [13].

Для гиперкинезии (также, как и для гипокинезии) характерен специфический комплекс функциональных нарушений и изменений состояния здоровья ребенка. В таком случае сами занятия хореографией являются важным корригирующим фактором телосложения. В то же время специфическая нагрузка во время тренировок также может привести к нарушениям осанки.

В результате напряженных нагрузок в организме происходит ряд закономерных изменений: уменьшение его энергетических, ферментных и пластических ресурсов, изменение химизма крови, накопление продуктов распада и т. д. Все это ведет к изменению общего состояния занимающихся, появлению чувства усталости, падению работоспособности. Например, тазобедренный сустав юного танцовщика имеет гораздо более высокую амплитуду движений, чем у других людей и значительную выворотность ног. Выворотность– основное условие исполнения танца, вырабатывается упорным трудом с юных лет. Большая выворотность ног достигается благодаря наличию врожденной неглубокой вертлужной впадины, хорошей супинации бедра и голени в коленном суставе, расслаблению пронаторов бедра. Сильный наклон таза ведет к появлению поясничного лордоза, в результате возникает быстрое утомление мышц и патологические изменения. Наклон таза кзади делает спину плоской [9].

Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию апломба – устойчивости в большом разнообразии поз и движений танца. У большинства юных танцовщиков наблюдается сглаживание грудного кифоза и поясничного лордоза. Спина ровная, с красивыми прямыми линиями. Однако, такая осанка может привести и к нежелательным последствиям.

Стопа – наиболее вариабельный отдел скелета, здесь могут встречаться и сверхкомплектные кости. От постоянных чрезмерных нагрузок могут возникнуть перестроечные процессы костей, которые ошибочно принимают за травматические переломы. Это патологические переломы на почве перестроечных процессов – результат нарушения функционального состояния стопы и усиленного бессистемного напряжения во время исполнения хореографических элементов. Нередко отмечается «рабочая гипертрофия» компактного вещества 2 и 3 плюсневых костей как результат реакции костей на не физиологичную, профессиональную нагрузку. Основная нагрузка при исполнении танцев ложится на 1, 2 и 3 плюсневые кости, компактное вещество при этом достигает 14-15 мм, уменьшается костномозговая полость. 2 и 3 плюсневые кости приобретают веретеновидную форму. Это явление обратимо при снижении нагрузки. Уже в юном возрасте у хореографов отмечается распластанность переднего отдела стопы – поперечное плоскостопие: расхождение крайних плюсневых костей и расширение переднего отдела стопы – наружная деформация большого пальца. Поперечное плоскостопие отмечается у 82,1 % исполнителей классического танца [16].

Таким образом, двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, занимающихся танцем, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, тренировки, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями, и возможностями школьников.

Уровень суточной двигательной активности, способствующей нормальному росту, физическому развитию и сохранению, и укреплению здоровья, считается нормой и применяется в качестве основного критерия для оптимизации организации танцевальной деятельности школьников разных возрастно-половых групп.

Особое внимание необходимо уделять к соблюдению гигиенических факторов организации занятий танцем. К важнейшим гигиеническим факторам, формирующим привычную двигательную активность школьников, занимающихся танцем, относятся:

- благоприятные гигиенические факторы (рациональный суточный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие используемых средств и форм физического воспитания; нормальные гигиенические условия окружающей среды; наличие достаточных гигиенических навыков; правильный образ жизни семьи, ранняя диагностика и своевременная коррекция различных нарушений физического развития и здоровья);

- неблагоприятные гигиенические факторы (учебная перегрузка в школе, в студии и дома; нарушение режима дня; отсутствие условий для правильной организации физического воспитания; наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в семье и классе, отсутствие должного медицинского контроля за состоянием здоровья занимающихся танцем детей) [6].

Сочетание неблагоприятных социальных, биологических и гигиеническихфакторов, формирующих привычную двигательную активность школьников, приводит к формированию у них очень низкого ее уровня и, как следствие, к увеличению риска различных нарушений морфологического и функционального развития, возникновению различных хронических заболеваний.

«Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечнососудистой систем», –  писал академик В.В. Парин в 1969 году [13]. Оздоровительный и профилактический и коррекционный эффект физических упражнений неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Современные учения показали, что существует тесная взаимосвязь между деятельностью двигательного аппарата, скелетных мышц и физическим развитием ребенка. Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним уровнем физического развития (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75%. Напротив, хорошо тренированные люди с высоким уровнем физического развития по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или превышает их.

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Приведем их определения из спортивной литературы.

Для тестирования физических качеств детей используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Быстрота – это способность выполнять двигательные действия и минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается, в первую очередь, силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия и соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений в окружающей обстановке [21].

Выносливость – это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Гибкость – морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Полученные при тестировании данные нужно сравнить со стандартами оценки физического развития.

Вопрос о периодизации развития неразрывно связан с выбором информативных критериев, которые должны быть положены в ее основу. Это возвращает нас к представлению о возрастной норме. Можно полностью согласиться с высказыванием П.Н. Василевского о том, что «оптимальные режимы деятельности функциональных систем организма являются не среднестатистическими величинами, а непрерывными динамическими процессами, протекающими во времени в сложной сети коадаптированных регуляторных механизмов» [2]. Есть все основания считать, что наиболее информативными критериями возрастных преобразований могут служить те показатели, которые характеризуют состояние физиологических систем в условиях деятельности, максимально приближающейся к той, с которой объект исследования: ребеноксталкивается в своей повседневной жизни, т.е. показатели, отражающие реальную приспособляемость к условиям окружающей среды и адекватность реагирования на внешние воздействия.

Основываясь на концепции системной организации адаптивных реакций, можно полагать, что в качестве таких показателей должны быть, прежде всего, рассмотрены те, которые отражают не столько зрелость отдельных структур, сколько возможность и специфику их взаимодействия. Это относится как к параметрам, характеризующим возрастные особенности каждой физиологической системы в отдельности, так и к показателям целостного функционирования организма. Все вышеизложенное требует комплексного подхода к анализу возрастных преобразований на внутрисистемном и межсистемном уровнях.

Не менее важным при разработке проблем возрастной периодизации является вопрос о границах функционально различных этапов. Иными словами, физиологически обоснованная периодизация должна опираться на выделении этапов «актуального» физиологического возраста.

Выделение функционально различных этапов развития возможно только при наличии данных об особенностях адаптивного функционирования различных физиологических систем в пределах каждого года жизни ребенка. Многолетние исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО с учетом высказанных позиций, позволили выявить качественные перестройки в деятельности физиологических систем внутри периодов, рассматриваемых по существующим периодизациям, как социальным, так и биологическим, качественные перестройки в деятельности физиологических систем. Несмотря на гетерохронию развития органов, и систем, внутри периодов, рассматриваемых как единые, выявлены узловые моменты, характеризующиеся существенными морфофункциональными преобразованиями, приводящими к качественным адаптивным перестройкам организма. В дошкольном возрасте это возраст от 3-4 к 5-6 годам, в младшем школьном – от 7-8 к 9-10 годам. В подростковом возрасте качественные изменения деятельности физиологических систем приурочены не к определенному паспортному возрасту, а к степени биологической зрелости (определенным стадиям полового созревания – 2-3 стадиям) [2].

Из этих данных видно, что в младшем школьном возрасте имеются большие возможности для коррекции развития детей, оптимизации двигательного режима, приобщения к здоровому образу жизни.

Исходя из природной любознательности этого возраста, наличию хороших учебных качеств таких как интерес, мотивация, активное развитие самосознания, можно сделать вывод о том, что в этом возрасте взрослые должны в полной мере способствовать всемерному гармоничному физическому развитию, в частности использования занятий хореографией.

1.2 Особенности детей младшего школьного возраста

«Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах» «В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек» [19]. В начальных классах дети приступают к познаниюнауки. Для этого этапа характерно развитие интеллектуально-познавательная сфера психики. Появляется много психических новообразований, совершенствуются и развиваются старые. «Школьный период характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и др.» [10]

Обычно ученик начальной школы с охотой идёт в учебное заведение. «Для учащихся первых – третьих классов характерным является стремление к положению школьника. С момента поступления в школу центральное место - социальный мотив – стремление к новой социальной позиции школьника» [22]. В первые дни учёбы в школе большое значение имеет опыт, приобретённый дома. Дома маленький дошкольник был единственным и уникальным существом, но после поступления в школу, он попадает в среду, где вокруг такие же «уникальные и единственные». Помимо необходимости приспосабливаться к ритму школьной жизни и новым требованиям, осваивать пространство школы, овладеть способами самоорганизации и организации своего времени младший школьник должен учиться взаимодействовать с одноклассниками. Но главной задачей для младшего школьника является - успешное обучение в школе.

Важно отметить, что на этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет. У ребёнка меняется восприятие своего места в системе отношений. «Меняется социальная ситуация развития, и ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода» [18]. Ребёнок осознаёт своё место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную позицию – позицию школьника, непосредственно связанную с учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его сознание, что приводит к переоценке. Учёба приобретает большое значение для школьника, поэтому, например, цепь неудач ребёнка на данном этапе деятельности может привести к появлению комплексов или даже синдрому хронической неуспеваемости.

Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно и должно быть организованным. Важным элементом учебной деятельности является игра, в процессе которой ребёнок учится:

- взаимодействовать со сверстниками;

- осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе.

Игра, которая принимает социальную окраску, развивает чувства соперничества и сотрудничества. В течение игры младшие школьники усваивают понятия: равенство, подчинение, справедливость, несправедливость. Как правило младшие школьники предпочитают компанию своих сверстников одного с ними пола. Продолжается усвоение норм поведения, присущих их полу и одобряемых обществом. К тому же младшие школьники не могут долго сидеть на одном месте. Они нуждаются в движении. Урок должен включать в себя не только объяснение и закрепление нового материала, повторение старого, но также должно отводиться время различным двигательным действия, играм, положительной деятельности [8].

Учитывая, что до школы игра была ведущей деятельностью ребенка, учебная деятельность, которая на данном этапе развития становится ведущей, также должна непосредственно быть связанна с игрой. Поэтому учебная деятельность может возникнуть только на определённой стадии развития игры.

Благодаря учебной деятельности рамки восприятия окружающего ребёнка мира расширяются. Неосознанные и вымышленные страхи прошлых лет сменяются более осознанными.

«К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается». В поведении учащегося начальных классов видны послушание, конформизм и подражательность. Для ребенка обучениев школе является новой и интересной деятельностью, при этом они сталкиваются с рядом трудностей. «Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению». До поры до времени в этом им помогает учитель, но постепенно соответствующие умения приобретаются самостоятельно (именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться).

Дети в этом возрасте обладают долей импульсивности, капризности, упрямства. Волевые процессы ещё недостаточно развиты у младших школьников. Но постепенно умение проявлять волевые усилия появляется в умственной деятельности и поведении школьников. У школьников формируются произвольные умственные действия:

- намеренное запоминание;

- волевое внимание;

- направленное и стойкое наблюдение;

- упорство в решении разнообразных задач.

Влияние оценки результатов деятельности начинает возрастает у школьника. Оценка со стороны учителя – стимул для учащегося. Оценка оказывает определенное влияние на самооценку учащегося. Причём, потребность и сила переживаний из-за оценки намного выше у более слабых учеников. Оценка выступает в роли поощрения, она помогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действий школьника, выбранного им способа для решения какой-либо конкретной задачи. Учитель начальных классов не может ограничиться просто отметкой в журнале как оценкой деятельности ученика, тут нужна содержательная оценка, то есть преподавателю нужно объяснить школьнику, почему поставлена именно эта оценка, объяснить и акцентировать положительные и отрицательные стороны работы ребёнка. Благодаря оценочной деятельности учителя, у ребенка формируется критерии оценки деятельности.

Учебная деятельность побуждается различными мотивами, у ребёнка появляется стремление к саморазвитию и познавательная потребность. «Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности – как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи». Но не только результаты учебной деятельности и оценки мотивируют маленького школьника, но и сам процесс учебной деятельности: развитие и совершенствование самого себя как личности, своих талантов, способностей. «Школьник, становясь субъектом познавательной деятельности в общей системе учебно-воспитательных воздействий, в это же время приобретает личностные свойства и личностное отношение к тому, что он делает, и процессу обучения в целом» [4].

Поначалу дети опираются на мнение учителя, смотрят на его отношение к ученикам и даже могу перенять его отношение в последствии. Но в ходе общения с одноклассниками и учебной деятельностью младшие школьники относятся к себе уже более критично. Они начинают оценивать, как плохие, так и хорошие поступки.

В младшем школьном возрасте складываются максимально благоприятные условия для формирования нравственных и социальных качеств, положительных сторон личности. Податливость и внушаемость школьников, их доверчивость, а также склонность к подражанию и авторитет, которым пользуется учитель, создают удачные предпосылки для формирования высоконравственной личности.

Наглядно-образное мышление, где процесс целостного восприятия еще недостаточно сформирован, внимание носит часто непроизвольный характер - первоклассники обращают внимание на то, что ярче выделяется: величину, форму, цвет или окраску.

Внимание младшего школьника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым действиям. Ребенок сосредоточен на предмете или действии до тех пор, пока не гаснет его интерес к предметуили действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются чем-то одни. Постепенно в ходе обучения произвольное внимание развивается и становиться ведущим. Без достаточной сформированности произвольного внимания (развитие которого является одной из важнейших задач школы), учебный процесс невозможен. Та же происходит и с развитием устойчивости внимания (оно составляет 10-20 минут в младших классах). «На первом этапе (8-10 лет) прогрессивный характер развития внимания обеспечивается ростом всех его сторон, но в разной степени» [12]. Будучи учеником начальных классов, ребёнок начинает постигать способы направления своего внимания к различным частям целостных ситуаций. Когда преподаватель привлекает внимание учащихся к какому-либо учебному материалу, им приходится достаточно долго удерживать его. При обучении детей в начальных классах внешние впечатления могут стать отвлекающим фактором, но младшие школьники уже в состоянии концентрироваться и на неинтересных фактах и действиях. Произвольное внимание обеспечивает школьнику контроль за процессом своей деятельности.

Для продуктивной деятельности на уроке младшим школьникам необходимо развивать переключение: переход от одного вида деятельности к другой, от одного рода занятий к другому.

Фактором успешности считается организованность внимания, а именно умение своевременно и эффективно применить свойства внимания в различной деятельности. Дальнейшее развитие в младшем школьном возрасте получает воображение. Творчество играет большую роль в жизни любого человека, оно невозможно без воображения. Как раз в игровой деятельности важной для младших школьников воображение активно используется. Благодаря воображению человек может прогнозировать результат своих действий. К тому же, воображение неразрывно связанно с памятью. Материал воображения частично предоставляется памятью, а память использует образы воображения.

У младших школьников память развивается в двух направлениях:

- произвольности;

- осмысленности.

Что касается непроизвольности, то учащиеся легче запоминают учебный материал, который вызвал у них интерес (это процесс происходит у них непроизвольно). То же самое можно сказать и о материале, преподнесенном в игровой форме, ярких наглядных пособиях, иллюстрациях. Но в отличие от дошкольников учащиеся младших классов способны произвольно и целенаправленно запоминать неинтересный им материал, ведь обучение в школе в основном строится с опорой на произвольную память.

Младших школьников характеризует хорошая механическая память. Но необходимо развивать смысловую память, поскольку механическое заучивание текстов может привести к будущим проблемам в учебной деятельности. Осмысленный материал легче запомнить, а механически зазубренный воспроизводится без понимания текста. Чтобы развить смысловую память, преподаватель должен научить детей простейшим мнемоническим приёмам:

- прослеживание основных смысловых линий;

- составление плана;

- деление текста на смысловые части и озаглавливание этих частей;

- воспроизведение материала вслух или про себя.

Также во время учебной деятельности развивается процесс сравнения. Вначале в сравнении учащиеся легко выделяют различия и труднее сходство. Далее дети учатся определять яркие, броские признаки, в том числе существенные. Развиваются процессы обобщения. Содержание понятий и обобщений определяется наглядно воспринимаемыми признаками предметов. В младшем возрасте мышление ребенка тесно связано с его личным опытом, поэтому как правило в предметах и явлениях он выделяет те стороны, которые говорят об их применении, действии с ними.

В младшем школьном возрасте у ребенка постепенно развивается способность к анализу, которая как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделенное путем сравнения общего и частного, различие существенного и несущественного в предметах и явлениях. Ребёнок начинает овладевать анализом, выделяя в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Но умение выделять определённые свойства в предметах и явлениях даётся младшим школьникам с большим трудом. Обычно в первом классе дети выделяют лишь два-три свойства какого-либо предмета. Но в ходе обучения и расширения своего кругозора, учащиеся знакомятся с различными аспектами действительности. При различных учебных задачах: выделении корня в родственных словах, кратком пересказе текста, выборе заголовка для отрывка и т.д., младшим школьникам приходится учиться выделять общее и существенное. Детям приходится учиться умению отвлечься от несущественных деталей, что даётся с не меньшими усилиями, чем выделение существенного [5].

Приемы логического анализа необходимы учащимся уже в первом классе, без их овладения не происходит полноценного усвоения учебного материала. Именно в начальной школе происходит развитие важнейших психических функций, необходимых для успешной учёбы в будущем. Поэтому младший школьный период имеет такое огромное значение в жизни каждого человека.

Таким образом, младший школьный возраст – это возраст интенсивного развития эмоциональной сферы. На основе эмоциональной сферы развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи, появляется способность к теоретическому мышлению.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка, перестраивается и во многом определяется тем, справляется ли он с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей данного возрастного этапа. Младший школьный возраст считается периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Усвоение правил и норм общения с поступлением ребенка в школу происходят благодаря его взаимоотношениям с окружающими людьми. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми.

В первых классах дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется, учитель как личность становится менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школывыбор партнера по общению определялся для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к 3-4 классам появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам – такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления этой позиции внутренне проявляется в сознании ребенка – выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

Таким образом, младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в этот возрастной этап. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензетивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

1.3 Методология влияния занятий танцевальной направленности на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста

Любой двигательный акт, независимо от того, выполняется ли он под контролем сознания, по приходу высших отделов коры больший полушарий мозга или осуществляются по механизму безусловного рефлекса, так или иначе, сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биологических процессов обеспечения энергетики движения.

Физическая активность человека, в конечном счете, направлена на изменение состояния его организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей. Благодаря реализации в процессе тренировки физиологического механизма адаптации происходит накопление человеком все новых физических кондиций, мобилизация и развертывание новых ресурсов организма [17].

По мнению Баранова А.А., определенный объем двигательной деятельности как реакции на стресс, создает энергию адаптации, без достаточного уровня которой человек не может реализовать в жизни заложенную в него генетическую программу, не может дожить до старости и не может быть здоровым [1].

Непосредственно, во время мышечной деятельности в скелетной мускулатуре и в тканях, обеспечивающих двигательную активность систем (в т.ч. и нервной), возникают структурные изменения (в частности распад белка). После нагрузки, поступившей с пищей, пластический материал не только восполняет разрушенную структуру, но и через измененный тканевый обмен создает предпосылки для дальнейшего развития. Здесь двигательная активность выступает как регулятор, увязывающий генетическую программу с условиями существования в каждый данный момент жизни [7].

Существуют обстоятельства, которые следует учитывать при организации используемых в оздоровлении нагрузок – мышечных, температурных, иммунных и др.

Повышение функциональных возможностей системы возможно только при условии постепенного повышения нагрузок. Между используемыми нагрузками должен быть определенный оптимальный интервал. При укорочении интервала, повторная нагрузка будет приходиться на неполное восстановление. При сохранении такого режима это чревато перенапряжением и переутомлением; если интервал превышает оптимальное время, то повторная нагрузка будет приходиться не на фазу суперкомпенсации с повышенной работоспособностью организма, а на период возвращения его к исходному состоянию, что исключает повышение функциональных возможностей организма.

На определенном этапе восстановления энергетики и работоспособности, их величина оказываетсявыше исходного значения, что и определяется как суперкомпенсация. И.А. Аршавский определяет это явление следующим образом: «Двигаясь, организм и восполняет израсходованное, стараясь не просто «добрать» недостающее, а вернуться к исходному состоянию, и обязательно накопить больше, чем истратил. Это процесс индукции избыточного анаболизма, то, что в экономике – «расширенное воспроизводство» [20].

В организации и целенаправленном формировании оптимального потока энергии организма большое значение имеет подбор всего спектра нагрузок, обеспечивающих поддержание адекватного уровня функциональных возможностей организма. Открытие Л.Х. Гаркави имеет универсальное значение для любых видов нагрузок, суть которого заключается в том, что в зависимости от величины длительности и периодичности нагрузок (биологических, двигательных, психических и др.) ответ организма может быть подразделен на три вида:

1) реакция тренировки на слабые раздражители проявляется в некотором повышении активности функциональных систем с относительно быстрым возвращением к исходномусостоянию после окончания действия раздражителя.

2) реакция активности в ответ на действие средних по отношению раздражителей выражается в постепенном повышении возможностей функциональных систем.

3) реакция стресса возникает в ответ на сильные раздражители и протекает по классической схеме дистресса по Г. Селье [15].

Таким образом, в организации нагрузок для формирования здоровья следует исходить из подбора средних по значениям нагрузок, дающих реакцию активации. А формирование пакета нагрузок и их характеристик должно соответствовать как минимум двум условиям:

1. Отражать общее, суммарное влияние всех факторов нагрузки, воздействующих в данный период времени на организм (движение, психическое, биологическое, термическое, социальное и др.) и особенности вызываемого ими последствия;

2. Учитывать текущее состояние организма человека и соответствовать ему.  При этом по мере роста функциональных возможностей организма, внешние нагрузки должны последовательно возрастать.

Способы и средства восстановления юного танцовщика после тренировочных нагрузок обусловлены главным образом плотностью, периодом и задачей тренировки, характером и продолжительностью, возрастом и уровнем подготовленности тренирующегося. Режим коррекционной деятельности целиком обусловлен состоянием здоровья занимающихся, характером и тяжестью нарушений здоровья, степенью потери тренированности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

Исследование проводилось на базе детского хореографического ансамбля «Симпатия», дополнительного учреждения образования от МБОУ «Приморская СШ» д. Рикасиха. В исследовании принимало участие 20 человек: 10 человек (контрольная группа) воспитанники детского танцевального ансамбля и 10 человек (экспериментальная группа) учащиеся 2 класса.

Настоящее исследование проводилось в три этапа:

1)   Поисково-констатирующий этап. На данном этапе уточнялось направление исследования, проведен анализ научно-методической литературы. Формулировалась проблема, а также объект и предмет исследования, подбирались соответствующие поставленным задачам методы исследования. Определялись основные и дополнительные средства подготовки детей младшего школьного возраста. Апробировались стандартные задания по развитию физических качеств.

2)   Формирующий этап. В течение этого этапа проводилось тестирование. Была разработана программатанцевальной направленности для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста. Проводился педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента учебно-тренировочный процесс проходил с использованием разработанной программы.

3)   Контрольный этап. Проводилось контрольное тестирование. Полученные данные и результаты обрабатывались и анализировались, подводились итоги эксперимента. На завершающей стадии данного этапа редактировалась и оформлялась настоящая выпускная квалификационная работа.

4) Математическая обработка полученных данных с помощью среднеарифметических значений.

2.2 Методы исследования

Для оценки уровня развития физических качеств младших школьников были выбраны следующие показатели:

1) Диагностика уровня развития скоростных способностей:

- бег 30 м с высокого старта опорой на руку;

- бег с преодолением препятствий;

2) Диагностика уровня развития координационных способностей:

- челночный бег 3 раза по 10 м;

- тест-упражнение на равновесие;

- упражнение на удержание предметов;

3) Диагностика развития выносливости:

- 6-минутный бег в чередовании с ходьбой;

- вис стоя (мальчики), вис лежа (девочки);

4) Диагностика уровня развития гибкости:

- наклоны туловища вперед из положения сидя.

В таблице 1 приведены характеристики показателей измерения развития уровня физических качеств.

Таблица 1 – Характеристики показателей измерения развития уровня физических качеств

Наименование показателя

Задача

Оборудование

Результат

1

2

3

4

Бег 30 м с высокого старта опорой на руку

Развивать способность к ускорению, к достижению высокого уровня дистанционной скорости

Секундомер, ровная дорожка длиной более 30м

Показатель скорости – время бега на 30 м в секундах

Бег с преодолением препятствий

Развитие способностей быстро реагировать действием на звук, изменение внешних условий

Полоса препятствий, секундомер

Показатель скорости – время бега в секундах

Тест-упражнение на равновесие

Развитие способности к сохранению равновесия

-

За каждое выполненное упражнение учащийся получает 3 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончание таблицы 1

1

2

3

4

Челночный бег 3 раза по 10 м

Развивать ориентационную способность, т. е. способность к определению положения тела в пространстве и во времени, ловкость и быстроту

Секундомер, ровная дорожка длиной 10 м, ограниченные двумя параллельными чертами

Время челночного бега (3х10 м) с точностью до десятой доли секунды.

Упражнение на удержание предметов

Оценка осанки

Кубик или мешочек с песком

Время прохождения одного круга спортивной площадки в секундах

6-минутный бег в чередовании с ходьбой

Развивает способность противостоять утомлению в работе с большой интенсивностью

Беговая дорожка, секундомер, ограничительные флажки

Длина дистанции (в метрах), которую преодолеет учащийся за 6 минут

Вис стоя (мальчики), вис лежа (девочки)

Развивает силу плечевого пояса, способность противостоять утомлению в работе со значительным мышечным напряжением

Высокая перекладина (для мальчиков), низкая перекладина (для девочек)

Время удержания в секундах

Наклоны туловища вперед из положения сидя

Развивает гибкость позвоночника и тазобедренных суставов

Ровная поверхность пола, измерительная сантиметровая лента

Может быть положительным (со знаком «+»), если кончики пальцев оказались за нулевой отметкой, и отрицательным (со знаком «–»), если пальцы не достали до нее

Бег 30 м с высокого старта опорой на руку предназначен для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях.По команде «На старт» принять положение высокого старта у стартовой черты. По команде «Марш» бежать 30 м с предельно высокой скоростью. Не снижать скорость перед финишем.

Бег с преодолением препятствий. Предназначен для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. На дистанции через разные промежутки устанавливаются искусственные препятствия. Участники должны как можно быстрее выполнить все задания, из которых составлена полоса препятствий. Каждый участник выполняет испытание индивидуально.Результат: фиксируется время, затраченное участником на преодоление дистанции в секундах.

Челночный бег 3 раза по 10 м. Предназначен для оценки КС, относящихся к целостным двигательным действиям. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой четой со стороны, где нет кубика. Следует команда «Внимание», «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, возвращается назад, бежит в третий раз 10 м и финиширует.

Тест-упражнение на равновесие – это оценка вестибулярного аппарата младшего школьника. Его задача – это развитие способности к сохранению равновесия. Комплекс состоит из 8 упражнений, за каждое выполненное упражнение учащийся получает 3 балла. Если упражнение не получается, ставится 0 баллов. Учащиеся 1-2 классов выполняют эти упражнения с открытыми глазами.

Упражнение на удержание предметов – оценка осанки. Удержание предметов на голове, например, в сочетании с упражнениями на равновесие на узкой и широкой площадке опоры, балансировка кубика на голове.

6-минутный бег в чередовании с ходьбой. Предназначен для оценки аэробной выносливости. Развивает способность противостоять утомлению в работе с большой интенсивностью. Для определения аэробной производительности (характеризующей выносливость) является 12-минутный бег (по Куперу). Шестиминутный бег является усеченным вариантом теста Купера и также позволяет провести определение уровня выносливости у школьников.По сигналу группа испытуемых начинает перемещение по заранее размеченному (через 50 м) и визуально наблюдаемому кругу. Разрешается перемещаться бегом или ходьбой с индивидуально выбираемой скоростью перемещения. По истечении 6мин. подается сигнал, по которому тестируемые должны остановиться.Результат: длина дистанции (в метрах), которую преодолеет учащийся за 6 минут. Легче посчитать круги, которые пробежал ученик (1 круг спортзала – 40 м)

Вис стоя (мальчики), вис лежа (девочки). Предназначен для оценки показателя силовой выносливости рук. Развивает силу плечевого пояса, способность противостоять утомлению в работе со значительным мышечным напряжением.Мальчики: испытуемый принимает исходное положение – вис на выпрямленных руках (хват сверху). По сигналу учителя, он стремиться удержать положение как можно дольше.Девочки: перекладина устанавливается на уровне груди испытуемой. Она принимает исходное положение – вис (хват снизу), подбородок расположен над перекладиной. По сигналу учителя она стремиться удержать положение как можно дольше.

Наклоны туловища вперед из положения сидя. Предназначен для оценки гибкости. Развивает гибкость позвоночника и тазобедренных суставов. На полу наносится необходимая разметка: горизонтальная линия (длиной 60-70 см) и вертикальная, делящая горизонтальную пополам. На пересеченной линии стоит отметка ноль, далее по вертикали идет разметка через 1 см: вверх – до 20 см, вниз – до 20 см. Результаты выше нулевой отметки засчитываются со знаком «+», а ниже нулевой отметки – со знаком «–».  Перед выполнением учащийся садится на пол так, чтобы пятки находились у горизонтальной линии, но не касались ее. Расстояние между пятками 20 см. Вертикальная линия должна быть в середине между пятками. Выполняют три разминочных наклона, касаясь пальцами пола перед собой, четвертый наклон – зачетный.

Для оценки темпов прироста показателей тестирования нами была использована формула В.И. Усакова, также данная формула носит название формула С. Броуди:

,   (1)

где  – прирост показателей темпов в %;

 – исходный уровень физического развития;

 – конечный уровень физического развития [5].

Для оценки темпов прироста показателей физических качеств в течение используется следующая шкала:

- до 8% – неудовлетворительно (система двигательной подготовки не эффективна, изменения вызваны только физиологическим приростом);

- 8-10% – удовлетворительно (естественный физиологический прирост и естественная двигательная активность);

- 11-15% – хорошо (естественный физиологический прирост и наличие целенаправленного педагогического воздействия);

- 15% и выше – отлично (целенаправленное педагогическое воздействие при активном использовании естественных сил природы и физических упражнений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Определяя степень воздействия экспериментальной методики занятий, было проведено тестирование испытуемых до и после эксперимента, которое осуществлялось всегда в стандартных условиях, в одно и тоже время суток, после разминки, по единой методике. Как мы уже отмечали ранее, оценка уровня развития физических качеств определялась на основе методических рекомендаций с использованием нормативов испытаний комплекса ГТО для рассматриваемой возрастной категории (9-10 лет).

Первичный анализ развития физических качеств детей младшего школьного возраста в таблицах 2,3.

Таблица 2 – Результаты оценки развития физических качеств детей младшего школьного возраста (экспериментальная группа)

 

М1

М2

М3

М4

Д1

Д2

Д3

Д4

Д5

Д6

Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, сек

6,9

6,7

7,0

7,1

7,3

6,2

7,3

7,0

6,5

6,1

Бег с преодолением препятствий, сек

21

19

20

22

23

25

22

23

24

21

Тест-упражнение на равновесие

15

18

15

18

15

18

18

18

21

Челночный бег 3х10, сек

10,0

10,2

9,9

9,8

10,6

10,9

10,2

10,5

11,0

10,4

Упражнение на удержание предметов

+

+

-

-

+

-

-

-

+

+

6-минутный бег в чередовании с ходьбой, м

900

890

960

1000

600

700

650

550

700

710

Вис стоя (мальчики), вис лежа (девочки), сек

9

7

5

7

8

9

8

10

5

8

Наклоны туловища вперед из положения сидя, см

4

4

3

3

5

4

6

5

6

7

 

Таблица 3 – Результаты оценки развития физических качеств детей младшего школьного возраста (контрольная группа)

 

М1

М2

М3

М4

Д1

Д2

Д3

Д4

Д5

Д6

Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, сек

6,8

7,0

7,3

7,5

7,0

6,4

6,1

6,3

6,4

6,8

Бег с преодолением препятствий, сек

18

20

21

19

23

22

20

21

23

22

Тест-упражнение на равновесие

18

18

15

18

21

21

18

18

21

21

Челночный бег 3х10, сек

9,9

9,8

10,0

9,6

10,0

10,2

10,5

10,4

10,5

10,3

Упражнение на удержание предметов

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

6-минутный бег в чередовании с ходьбой, м

1000

950

980

990

660

690

700

650

660

680

Вис стоя (мальчики), вис лежа (девочки), сек

8

8

9

7

8

8

10

9

9

10

Наклоны туловища вперед из положения сидя, см

4

5

4

4

6

6

7

7

6

6

По результатам первичной оценки развития физических качеств выявлено, что в экспериментальной группе дети младшего школьного возраста имеют уровень физического развития ниже среднего, в контрольной группе – выше среднего.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Баранов, А.А. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации // А.А. Баранов, В.Р. Кучма. – М.: ПедиатрЪ, 2013. – 192 с.

2 Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) // М.М. Безруких. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – С. 393-398

3 Безуглая, Г.А. Координация музыкального и хореографического материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока классического танца / Г.А. Безуглая – Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. – №7, 2009. – С. 142-151

4 Блок, Л. Д. Классический танец: история и современность // Л. Д. Блок. – М.: Планета, 2005. – 547 с.

5 Бояринцева, А.В. Дополнительное образование сегодня // «Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2016. – Вып. 4 (28). – С. 105-109

6 Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта // Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. – М.: «Академия», 2002. – с. 152

7 Варфоломеева, З.С. Формирование физической культуры личности старших дошкольников в условиях реализации инновационных моделей физического воспитания: теория и практика. – 2-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 191 с.

8 Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: 2004. – 99 с.

9 Дубровский, В.И. Спортивная медицина. / В.И. Дубровский – Москва: ВЛАДОС, 1999. –512 с.

10 Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей // Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: 2002. – 208 с.

11 Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология // Ю.А. Ермолаев – М.:  СпортАкадемПресс, 2011. – 444 с.

12 Звездочкин, В. А. Классический танец: учеб. Пособие. – Ростов-на-Дону. – 2005. – 410 с.

13 Иваницкая, И.Н. Двигательная активность и здоровье детей // И.Н. Иваницкая –  Москва: Медицина, 2007. – С. 27-29

14 Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека с основами динамической и спортивной морфологии // М.Ф. Иваницкий – Москва, 2015. – 200 с.

15 Кон, И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1979. – 215 с.

16 Котельникова, Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений // Е.Г. Котельникова. – Ленинград, 2006. – 124 с.

17 Лебедева, И.А. Влияние физкультурнооздоровительной работы на развитие физических качеств и функциональное состояние, и здоровье у младших школьников // И.А. Лебедева, Н.Г.Соколова, Е.Г. Тарелкин Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: Сборник Научных трудов XIII Международной научно-практической конференции. Том 2. Ростов н/Д -Новомихайловский, 2010. – С. 266-268

18 Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000. – 347 с.

19 Мир движений мальчиков и девочек. Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. Санкт-Петербург, «Детство Пресс», 2021. – 220 с.

20 Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. ? СПб.: «Детство-пресс». – 352 с.

21 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта // Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – М.: 2021. – С. 175-178

22 Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 464 с.

 

 

Похожие работы на - Влияние занятий танцевальной направленности на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!