Изучение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2022-05-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Тема курсовой работы «Изучение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Характеристика эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. 6

1.2. Методы исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. 10

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Организация исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. 14

2.2. Анализ и выводы по результатам исследования. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….39

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы. Эмоциональное благополучие ребенка является важным фактором, влияющим на его жизнь. Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание любой деятельности, мотивацию воспитанника, получение удовлетворения от выполнения той или иной работы. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает ребенка к включению в эту деятельность. Следовательно, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.

Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связана с выделением новых задач и направлений психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве детского сада. Одной из ведущих задач становится создание психолого-педагогических условий для поддержания эмоционального благополучия дошкольников.

Создание условия для эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста можно считать одной из задач дошкольной образовательной организации, что является одной из предпосылок, способствующей социальной ситуации развития воспитанников, удовлетворения их основных возрастных потребностей, как биологических, так и социальных. В частности, ребенок с высоким уровнем эмоционального благополучия хочет ходить в детский сад, охотно общается со сверстниками и взрослыми, с увлечением участвует в делах группы, выполняет роль лидера и роль подчиненного, умеет уступать и настаивать на своем, способен сам улаживать конфликты, выполняет адекватные правила, заботлив по отношению к окружающим людям и вещам, может адекватно выразить свое внутреннее состояние. В тоже время воспитанник с низким уровнем вял, сторонится других, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.

Однако, работу по созданию условия для эмоционального благополучия воспитанников невозможно осуществлять без своевременной диагностики. Знание особенностей эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста поможет предупредить отклонение в развитии личности, способствовать формированию благоприятного микроклимата в группе.

Между тем, проблема обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста остается предметом исследования таких ученых как В.П. Белкина, Е.В. Ивановой, Л.В. Логиновой, О.Л. Холодовой, И.В. Шаповаленко и др., которыми прилагаются усилия в разработке условий создания эмоционального благополучия воспитанников, а также поиска методов его диагностики.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил нам выявить следующее противоречие: между значимостью создания условий для эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью методов его диагностики.

Проблема исследования заключается в обосновании методов диагностики эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Объект исследования: эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Гипотеза исследования: можно предположить, что изучение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации должно осуществляться на основании исследования ряда показателей, таких как: характер отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, уровень эмоционального комфорта воспитанника (эмоциональный фон, уровень тревожности), уровень эмпатии, а также уровень развития у него восприятия и понимания эмоционального состояния других.

Задачи исследования:

1) проанализировать научную литературу по проблеме эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста;

2) рассмотреть методы изучения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;

3) исследовать уровень эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ и обобщение педагогической и психологической научной литературы по проблеме исследования;

констатирующий эксперимент;

качественный и количественный анализ результатов исследования.

Экспериментальная база: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 210» г. Новокузнецк.

 

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

1.1. Характеристика эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

 

Эмоциональное мироощущение является внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования. Первичными сигналами ощущения мира ребенком являются переживания – механизм, реализующий сопричастность к миру в форме непосредственного положительного или отрицательного эмоционального отклика. В одних случаях – это радость, полнота жизни, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям [22].

Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. А.Д. Кошелева определяет эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности его переживаний, познавательную, эмоционально-волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками [11].

Между тем, М.И. Лисина определяет эмоциональное благополучие как стабильное эмоционально-позитивное состояние личности, источником которого считается удовлетворение базовых потребностей данного возраста: как социальных, так и биологических [14].

Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [21].

В исследовании Н.Ю. Сергеевой эмоциональное благополучие ребенка интерпретируется, как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка в условиях определенной социальной среды (семья, детский сад, неформальные группы и другие), характеризуемое ощущением защищенности, принятия, доверия, нужности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, потребности в самовыражении, общении [19].

Эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками рассматривает Г.Г. Филиппова [25].

Итак, ориентируясь на обозначенные позиции А.Д. Кошелевой, Н.Ю. Сергеевой, Г.А. Урунтаевой, эмоциональное благополучие относительно ребенка дошкольного возраста будем рассматривать как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка в условиях определенной социальной среды (семья, детский сад, неформальные группы и другие), характеризуемое ощущением защищенности, принятия, доверия, нужности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, потребности в самовыражении, общении, что  соответствует точке зрения Н.Ю. Сергеевой.

Эмоциональное благополучие определяет успешное эмоциональное развитие ребенка. Эмоциональная сфера является важным звеном в личностном развитии дошкольников. Общение и взаимодействие не будет успешным и эффективным, если его участники неспособны определять эмоциональное состояние партнера, управлять собственными эмоциями. Понимание своих чувств и эмоций является важной составляющей в становлении и развитии личности ребенка. Источником разнообразных переживаний ребенка дошкольного возраста являются его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Когда окружающие относятся к ребенку доброжелательно, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. В благоприятных условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Напротив, негативные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены непринятием и невниманием со стороны ближайшего окружения.

Как отмечают И.О. Кузнецова [13], М.Ю. Стожарова [20], комплексы подобных негативных эмоциональных состояний (например, тревожность) образуют основу эмоционального неблагополучия личности. Эмоциональное неблагополучие – это такое проявление эмоций, которое мешает человеку в повседневной жизни. Среди основных причин, вызывающих эмоциональное неблагополучие, можно выделить повышенные требования к ребенку, равнодушие со стороны значимых взрослых, неблагоприятный психологический климат в коллективе сверстников, семье.

В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. То есть в этом возрасте повышается значимость овладения различными видами деятельности. У популярных воспитанников наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.

Эмоциональные характеристики партнера в старшем дошкольном возрасте (особенно на 7-м году жизни) уже не играют такой главенствующей роли, как в младшем и среднем дошкольном возрасте. Потребность быть лучше или во всяком случае не хуже других настолько велика, что может в короткий срок изменить ребенка до неузнаваемости, а близким взрослым остается только констатировать результаты.

В работе И.В. Фаустовой в описании эмоционального благополучия ребенка акцент сделан на внутренних проявлениях и раскрывается следующими характеристиками: преимущественно положительное настроение, низкий уровень стрессовых признаков или их отсутствие, нормативный уровень страхов и тревожности, адекватная самооценка, умение сопереживать [23].

Эмоциональное благополучие ребенка в работе Г.Г. Филипповой представлено следующими компонентами:

эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта;

переживание успеха – неуспеха в достижении целей;

переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними;

переживание оценки другими результатов активности ребенка [25].

В научных исследованиях открытым остается вопрос о показателях эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Таким образом, эмоциональное благополучие рассматривается как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка в условиях определенной социальной среды (семья, детский сад, неформальные группы и другие), характеризуемое ощущением защищенности, принятия, доверия, нужности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, потребности в самовыражении, общении. Необходимо отметить, что в старшем дошкольном возрасте для ребенка очень важно эмоциональное благополучие не только в семье, но и в детском саду, что создает благоприятные условия для становления его личности, раскрытия способностей.

 

1.2. Методы исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

 

Исследование эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации возможно организовать в рамках ежегодного мониторинга. При этом проводить данную работу может как специалист (например, педагог-психолог), так и воспитатель.

Огромное значение в проведении диагностики эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста играет выбор критериев и показателей.

Исследователи Ю.А. Афонькина выделяют в качестве показателей эмоционального благополучия детей дошкольного возраста выделяют:

1) характер самооценочных действий ребенка;

2) количество и чистота конфликтов, стремление ребенка устанавливать и сохранять положительные отношения с взрослыми и сверстниками. [4].

Согласно работе Г.А. Урунтаевой показателями эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста являются:

уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым;

общий эмоциональный тонус;

способность ребенка определять эмоциональное состояние другого;

уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане [21].

И.О. Кузнецовой, М.Ю. Стожаровой были определены следующие критерии и показатели эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста:

а) эмоционально-положительное самочувствие ребенка;

б) эмоциональное состояние ребенка в условиях семьи (дошкольной образовательной организации);

в) эмоциональная устойчивость;

г) уровень тревожности;

д) уровень самооценки [20].

Несколько иной подход описан Е.Г. Бердниковой, которая выделила такие показатели эмоционального благополучия ребенка, как:

1. эмоциональный фон жизнедеятельности:

а) доминирование положительных эмоций в деятельности детей в течение дня;

б) разнообразие эмоциональных состояний и адекватность переживаний содержанию деятельности, что отражает степень удовлетворения ведущих потребностей;

в) нормативная тревожность;

г) умеренное проявление возрастных страхов.

2. новообразования в эмоциональной сфере:

а) дифиринциация эмоций и овладение языком эмоциональных состояний (умение читать и выражать эмоциональное состояние, через экспрессивные средства и речь;

б) появление социальных эмоций и высших чувств;

в) развитие механизмов эмоциональной регуляции.

3. характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками:

а) характер самооценочных действий ребенка;

б) количество и чистота конфликтов, стремление ребенка устанавливать и сохранять положительные отношения с взрослыми и сверстниками [6].

Следовательно, можно говорить о том, что в качестве показателей эмоционального благополучия могут быть использованы самооценка, межличностные отношения, новообразования в эмоциональной сфере.

Между тем, остается актуальным вопрос о выборе методик диагностики эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Работая по проблеме диагностики эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста О.А. Круглова предлагает делать акцент на проективных методиках. Автор предлагает использовать следующие методики: социометрическая методика «Секрет» (игра «Выбор в действии»), проективная методика «Рисунок воспитателя», «Моя группа», методика «Лесенка», тест «Страхи», Тест тревожности, проективные графические тесты «Рисунок человека», «Автопортрет», «Рисунок несуществующего животного». Количественный и качественный анализ по данным методикам позволит оценить:

1) социометрический статус ребенка в группе;

2) уровень тревожности;

3) наличие страхов;

4) уровень самооценки;

5) эмоциональное самочувствие ребенка в группе [12].

В качестве основных методов, позволяющих оценить эмоциональное благополучие ребенка, по мнению И.О. Кузнецовой, М.Ю. Стожаровой, может быть использовано наблюдение за поведением детей при взаимодействии со взрослыми и сверстниками (в процессе организованной деятельности, в режимные моменты и в игровой деятельности); беседы с детьми; анкетирование родителей; проективные тесты: тест на определение уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен), методика «Шкала социально-ситуативной тревоги» (О. Кондаш, адаптированная А.М. Прихожан), проективные методики на выявление уровня самооценки старших дошкольников методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте) и «Лесенка» (В. Г. Щур); тест-опросник родительского отношения (Л.Я. Варга, В.В. Столина), рисуночный тест «Моя семья» [20].

Н.А.  Аликина в качестве методик диагностики эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации рекомендует использовать: «Несуществующее животное», «Кактус», анкету «Критерии агрессивности у ребёнка», детский тест тревожности, В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммл, опросник «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьевой, «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса, методика Р. Жиля, САТ, опросник А. Захарова, «Нарисуй свой страх» [1].

Несколько иной подход к отбору методик диагностики представлен Е.О. Сартаковой, которая предлагает использовать методики «Домики» А. Эткинда, «Секрет» («Подарок») Т.А. Репиной [18].

Условиями проведения диагностики эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста должны стать:

1)  ограничение раздражающих и отвлекающих факторов;

2)  индивидуальная форма проведения;

3)  подбор методик в соответствии с выделенными показателями и возрастом воспитанников.

Таким образом, показателями эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации выступают: эмоциональный фон, новообразования в эмоциональной сфере, характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками. Выбор методик диагностики эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста должен определяться показателями, возрастом детей.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

2.1. Организация исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

 

Экспериментальное исследование было проведено с целью исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, проходившее в МА ДОУ «Детский сад № 210» г. Новокузнецка в марте 2022 года.

Задачи:

1)  выделить показатели и методики исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста;

2)  провести исследование эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;

3)  обобщить и представить результаты исследования.

В исследовании приняли участие 20 воспитанников в возрасте 6-7 лет (см. табл. 1).

 

Таблица 1 – Характеристика экспериментальной группы

Код имени

Возраст

1

2

3

1

А.Р.

6 лет 3 месяца

2

А.Щ.

6 лет 8 месяцев

3

А.Я.

6 лет 10 месяцев

4

Б.П.

6 лет 7 месяцев

5

Д.А.

6 лет 6 месяцев

6

Е.А.

6 лет 6 месяцев

7

И.А.

6 лет 8 месяцев

8

И.Ч.

6 лет 8 месяцев

9

К.У.

6 лет 11 месяцев

10

Л.Р.

6 лет 8 месяцев

11

М.А.

6 лет 5 месяцев

12

М.И.

6 лет 8 месяцев

окончание таблицы 1

1

2

3

13

М.Ю.

6 лет 7 месяцев

14

Н.Н.

6 лет 11 месяцев

15

О.З.

6 лет 7 месяцев

16

П.Л.

6 лет 3 месяца

17

П.Ю.

6 лет 6 месяцев

18

Р.И.

6 лет 10 месяцев

19

Т.А.

6 лет 8 месяцев

20

Я.В.

6 лет 5 месяцев

 

В качестве показателей эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста выбраны: эмоциональный фон, эмоциональное развитие, характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Описание методик исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста представлено в таблице (см. табл. 1).

 

Таблица 1 – Показатели и методики исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

Показатели эмоционального благополучия

Критерии эмоционального благополучия

Методы и методики изучения эмоционального благополучия

Эмоциональный фон

- доминирование положительных эмоций в деятельности детей в течение дня;

- тревожность

1. Методика «Паровозик» С.В. Валиева;

 

2. Опросник «Определение уровня тревожности у детей»

Г.П. Лаврентьева, Т.М. Тнтаренко

Эмоциональное развитие

- дифференциация эмоций и овладение языком эмоциональных состояний (умение читать и выражать эмоциональное состояние, через экспрессивные средства и речь);

- эмпатия.

1. Опросник «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетинина для воспитателей;

2. Методика «Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека» А.М. Щетинина;

Характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.

- характер самооценочных действий ребенка;

- характер взаимоотношений в группе.

1.Методика «Лесенка» В.Г. Щур;

2. Методика «Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада»

Г. Любина, Л. Микулик

Методики проводились в индивидуальной форме, в знакомом для детей старшего дошкольного возраста помещении, что снижало фактор тревожности у воспитанников.

Таким образом, нами были определены показатели (эмоциональный фон, эмоциональное развитие, характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками) и методики, позволяющие сделать вывод об эмоциональном благополучии детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

 

2.2. Анализ и выводы по результатам исследования

 

Исследование эмоционального фона проводилось с помощью методик «Паровозик» С.В. Валиевой, «Определение уровня тревожности у детей» Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Тнтаренко. Результаты полученные в процессе диагностики вносились в сводную таблицу (см. табл. 2).

 

Таблица 2 – Результаты исследования эмоционального фона у детей старшего дошкольного возраста

Код имени

Доминирование эмоций в деятельности в течение дня (в баллах)

Тревожность (в баллах)

Эмоциональный фон

Позитивный

Нейтральный

Негативный

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

А.Р.

1

 

 

 

 

6

Хороший

2

А.Щ.

3

 

 

 

7

 

Хороший

3

А.Я.

3

 

 

 

 

6

Хороший

4

Б.П.

 

4

 

 

13

 

Нейтральный

5

Д.А.

 

 

7

15

 

 

Негативный

6

Е.А.

3

 

 

 

 

5

Хороший

7

И.А.

 

 

7

15

 

 

Негативный

8

И.Ч.

2

 

 

 

 

2

Хороший

9

К.У.

 

5

 

 

7

 

Нейтральный

10

Л.Р.

2

 

 

 

 

1

Хороший

11

М.А.

2

 

 

 

 

1

Хороший

12

М.И.

 

5

 

 

7

 

13

М.Ю.

3

 

 

 

 

1

Хороший

окончание таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

14

Н.Н.

2

 

 

 

7

 

Нейтральный

15

О.З.

1

 

 

 

 

2

Хороший

16

П.Л.

 

5

 

 

 

6

Хороший

17

П.Ю.

3

 

 

 

7

 

Нейтральный

18

Р.И.

 

5

 

 

8

 

Нейтральный

19

Т.А.

2

 

 

 

7

 

Нейтральный

20

Я.В.

0

 

 

 

 

6

Хороший

Количество человек

13

5

2

2

8

10

Позитивн.

11ч.- 55%

Процент

65

25

10

10

40

50

Нейтрал.

7ч.-35%

Негативн.

2ч.-10%

 

Результаты исследования доминирования эмоций в деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации в течение дня на рисунке (см. рис.1).

 

 

Рисунок 1 – Результаты исследования доминирования эмоций в деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации в течение дня

 

На основании полученных экспериментальных данных был сделан вывод о том, что в группе детей старшего дошкольного возраста (у 13 (65%) воспитанников) преобладает позитивный эмоциональный фон. Большая часть детей старшего дошкольного возраста показавшие позитивный эмоциональный фон отдали предпочтение вагончику фиолетового цвета и оставили на последнем месте желтые или зеленые вагончики. Для этих детей характерным в течении дня является преобладание положительных эмоций.

Нейтральный эмоциональный фон выявлен у 5 (25%) детей старшего дошкольного возраста. Дети в этой подгруппе отдавали предпочтение отдавались серым, зеленым вагончикам.

Негативный эмоциональный фон выявлен у 2 (10%) детей старшего дошкольного возраста. Воспитанники, оказавшиеся в этой подгруппе, предпочитали на первые позиции выбирать вагончики серого, коричневого цвета. Для этих детей характерным является перепады настроения, с преобладанием негативизма, агрессии, тревожности.

Результаты исследования уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста на рисунке (см. рис. 2).

 

 

Рисунок 2 – Результаты исследования уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

 

У 2 (10%) детей старшего дошкольного возраста в процессе диагностики выявлен высокий показатель тревожности, для которых характерны напряженность, скованность, вегетативные признаки (покраснение кожи, повышенное потоотделение).

Средний уровень тревожности выявлен у 8 (40%) детей старшего дошкольного возраста, в поведении которых чаще всего наблюдались неуверенность в себе, особенно при начинании нового дела, смущение и беспокойство во время занятий.

Низкий уровень тревожности выявлен у 10 (50%) детей старшего дошкольного возраста, в поведении которых чаще всего отмечалось неуверенность при начинании нового дела и легкое смущение.

Исходя из полученных результатов, был сделан вывод о преобладающем эмоциональном фоне у детей старшего дошкольного возраста (см. рис.3).

 

 

Рисунок 3 – Результаты исследования преобладающего эмоционального фона у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

 

Позитивный эмоциональный фон отмечен в поведении 11 (55%) детей старшего дошкольного возраста. Характерными признаками которого является низкий уровень тревожности и доминирование в поведении положительных эмоций. Воспитанники, отнесенные к этой подгруппе активны, любознательны, легко начинают новое дело и не боятся общения, как со взрослыми, так и со сверстниками.

Нейтральный эмоциональный фон был выявлен у 7 (35%) детей старшего дошкольного возраста. Данная подгруппа воспитанников в определенных ситуациях демонстрирует признаки тревожности (при начинании нового дела, неуверенность в своих силах, смущение в общении и др.).

Негативный эмоциональный фон был выявлен у 2 (10%) детей старшего дошкольного возраста. В поведении этой группы воспитанников отмечались негативные эмоции, признаки тревожности. Ими демонстрировалась неуверенность в себе и сложности в коммуникации.

Проведение опросника «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой, и методики «Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека» А.М. Щетининой позволяющие сделать вывод об эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста (см. табл.2).

 

Таблица 2 – Результаты исследования эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста (в баллах)

Код имени

Эмпатия

Восприятие и понимания эмоционального состояния изображенного человека

Эмоциональное развитие

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

5 уровень

4 уровень

3 уровень

2 уровень

1 уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

А.Р.

20

 

 

+

 

 

 

 

Высокий уровень

2

А.Щ.

 

13

 

 

 

+

 

 

Средний уровень

3

А.Я.

 

15

 

 

+

 

 

 

Высокий уровень

4

Б.П.

 

 

11

 

 

 

+

 

Низкий уровень

5

Д.А.

 

13

 

 

 

+

 

 

Средний уровень

6

Е.А.

 

13

 

 

 

+

 

 

Средний уровень

7

И.А.

 

14

 

 

 

 

+

 

Средний уровень

8

И.Ч.

 

 

10

 

 

 

+

 

Низкий уровень

9

К.У.

 

13

 

 

 

+

 

 

Средний уровень

10

Л.Р.

 

13

 

 

 

 

+

 

Средний уровень

11

М.А.

 

14

 

 

 

+

 

 

Средний уровень

12

М.И.

 

13

 

 

 

+

 

 

Средний уровень

13

М.Ю.

 

13

 

 

 

+

 

 

Средний уровень

14

Н.Н.

 

 

11

 

 

+

 

 

Средний уровень

15

О.З.

 

16

 

 

+

 

 

 

Высокий уровень

окончание таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

16

П.Л.

 

 

12

 

 

+

 

 

Низкий уровень

17

П.Ю.

 

13

 

 

+

 

 

Средний уровень

18

Р.И.

 

14

 

 

 

+

 

 

Средний уровень

19

Т.А.

 

 

10

 

 

+

 

 

Средний уровень

20

Я.В.

 

 

9

 

 

 

+

 

Низкий уровень

Количество человек

1

13

6

1

2

12

5

0

Выс.

3ч.-15%

Процент

5

65

30

5

10

60

25

0

Сред.

13ч.-65%

Низ.

4ч.-20%

 

Результаты исследования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста представлены на рисунке (см. рис.4).

 

 

Рисунок 4 – Результаты исследования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

 

Результаты исследования эмпатии показали, что ее высокий уровень выявлен у 1 (5%) детей старшего дошкольного возраста. Ребенок регулярно проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситуацию. В ситуации затруднения сверстника пытается помочь, успокоить его.

Средний уровень развития эмпатии выявлен у 13 (65%) детей старшего дошкольного возраста. Воспитанники, вошедшие в эту подгруппу, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом на первый план выносят собственные переживания снижая значимость переживаний сверстника, что свидетельствует об эгоцентрической эмпатии.

Низкий уровень эмпатии выявлен у 6 (30%) детей старшего дошкольного возраста. Воспитанники, вошедшие в эту подгруппу, не проявляют интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагируют на их переживания. Как правило, эти дети не испытывают потребности в оказании помощи и поддержки другому даже при просьбе взрослого.

Результаты исследования восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека у детей старшего дошкольного возраста представлены на рисунке (см. рис.5).

 

 

Рисунок 5 – Результаты исследования восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека у детей старшего дошкольного возраста

 

Результаты исследования восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека показали, что ее высокий (5-й) уровень выявлен у 1 (5%) детей старшего дошкольного возраста. Ребенок самостоятельно и точно называл эмоциональные состояния (радость, грусть, гнев, страх, удивление). Дает точное описание ситуации, в которой данная эмоция демонстрируется человеком и самой эмоции.

4-ый уровень восприятия и понимания эмоционального состояния, характеризующийся осмысливанием в форме описания характерен для 2 (10%) детей старшего дошкольного возраста. Воспитанники в процессе диагностики самостоятельно и правильно называли эмоции радости, грусти, гнева, страха. Они могли описать ситуацию, в которой эта эмоция обнаруживается, но не всегда выделяли ее признаки.

3-ий уровень восприятия и понимания эмоционального состояния, характеризующийся словесным обозначением и описания экспрессии выявлен у 12 (60%) детей старшего дошкольного возраста. При проведении диагностики эти воспитанники допускали ошибки в названии эмоций, описании их экспрессии. Ими не дифференцировались эмоции удивления и гнева.

2-ой уровень восприятия и понимания эмоционального состояния выявлен у 5 (25%) детей старшего дошкольного возраста. Воспитанники обнаруживали понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию. Они с трудом выбирали словесное обозначение эмоционального состояния из числа предложенных, экспрессию эмоций не выделяли.

1-ый уровень восприятия и понимания эмоционального состояния не был выявлен в экспериментальной выборке.

По итогам двух методик (Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей», «Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека») был сделан вывод об эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста (см. рис.6 на стр. 25).

Результаты исследования эмоционального развития показали, что его высокий уровень выявлен у 3 (15%) детей старшего дошкольного возраста. Воспитанники, вошедшие в эту подгруппу, имеют развитую эмпатию, как следствие способны к проявлению сопереживания и сочувствия по отношению к сверстникам. Они воспринимают и понимают эмоциональные состояния других людей.

 

Рисунок 6 – Результаты исследования эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста

 

Средний уровень эмоционального развития выявлен у 13 (65%) детей старшего дошкольного возраста. Воспитанники, вошедшие в эту подгруппу, не всегда демонстрируют готовность к проявлению эмпатии. Они затрудняются в различении некоторых эмоций, но в конкретных ситуациях легко их распознают. Затрудняются в выделении экспрессивных признаков эмоций.

Низкий уровень эмоционального развития выявлен у 4 (20%) детей старшего дошкольного возраста. Воспитанники, вошедшие в эту подгруппу, не проявляют эмпатии. Эмоции различают, но затрудняются в их словесном обозначении.

На третьем этапе исследования был диагностирован с помощью методик «Лесенка» В.Г. Щур, «Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада» Г. Любиной, Л. Микулик характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками (см. табл. 4 на стр. 25).

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 – Результаты исследования характера отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками

Код имени

Характер самооценочных действий ребенка

Взаимоотношения в группе

Характер отношений с окружающими его взрослыми и сверстниками

Завышенная

Адекватная

Заниженная

Эмоционально благополучные

Эмоционально неблагополучные

1

А.Р.

 

+

 

+

 

Эмоционально благополучный

2

А.Щ.

 

+

 

+

 

Эмоционально благополучный

3

А.Я.

+

 

 

 

+

Эмоционально благополучный

4

Б.П.

 

 

+

 

+

Эмоционально не благополучный

5

Д.А.

 

 

+

 

+

Эмоционально не благополучный

6

Е.А.

+

 

 

 

+

Эмоционально не благополучный

7

И.А.

+

 

 

 

+

Эмоционально не благополучный

8

И.Ч.

+

 

 

 

+

Эмоционально не благополучный

9

К.У.

 

+

 

+

 

Эмоционально не благополучный

10

Л.Р.

 

 

+

+

 

Эмоционально благополучный

11

М.А.

 

 

+

+

 

Эмоционально благополучный

12

М.И.

 

+

 

+

 

Эмоционально благополучный

13

М.Ю.

 

+

 

+

 

Эмоционально благополучный

14

Н.Н.

 

+

 

+

 

Эмоционально благополучный

15

О.З.

+

 

 

+

 

Эмоционально благополучный

16

П.Л.

 

 

+

 

+

Эмоционально не благополучный

17

П.Ю.

 

 

+

+

 

Эмоционально благополучный

18

Р.И.

+

 

 

 

+

Эмоционально не благополучный

19

Т.А.

 

+

 

+

 

Эмоционально не благополучный

20

Я.В.

+

 

 

 

+

Эмоционально благополучный

Количество человек

7

7

6

11

9

Благо.

11ч.-55%

Процент

35

35

30

55

45

Небл.

9ч. – 45%

Результаты исследования характера самооценочных действий ребенка старшего дошкольного возраста представлены на рисунке (см. рис.7).

 

 

Рисунок 7 – Результаты исследования характера самооценочных действий ребенка старшего дошкольного возраста

 

По итогам проведенной диагностики было выявлено, что у 7 (35%) детей старшего дошкольного возраста завышенная самооценка. Воспитанники способны назвать ряд своих недостатков и промахов (как правило не значительные), но объясняют их независящими от него, причинами. В ряде случаях могут завышать собственные возможности.

Адекватная самооценка была выявлена у 7 (35%) детей старшего дошкольного возраста. Эти дети объясняют свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. Соглашаются с имеющимися недостатками, на которые им указывают взрослые.

Заниженная самооценка была выявлена у 6 (30%) детей старшего дошкольного возраста. Воспитанники принижают свои возможности, осознанно берутся за легкие для них дела, а в случае затруднения могут прекратить деятельность.

Выводы, полученные по исследованию взаимоотношений со сверстниками, показали, что эмоционально благополучные взаимоотношения выявлены у 11 (55%) детей старшего дошкольного возраста. В коллективе сверстников их принимают, включают в совместную деятельность. Они ощущают собственную значимость для сверстников и воспитателя. Не конфликтны.

Эмоционально неблагополучные взаимоотношения диагностированы у 9 (45%) детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть инициаторами конфликтных ситуаций, превышая или принижая значимость для детского коллектива.  При этом контакты со сверстниками можно охарактеризовать как не стабильные, носящие ситуативный характер.

Далее был сделан вывод о характере отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками (см. рис.8).

 

 

Рисунок 8 – Результаты исследования характера отношений с окружающими его взрослыми и сверстниками ребенка старшего дошкольного возраста

 

Эмоционально благоприятный характер отношений с окружающими его взрослыми и сверстниками выявлен у 11 (55%) детей старшего дошкольного возраста, для которых характерно понимание своей значимости для детского коллектива. Они с удовольствием принимают участие в совместных игра, другой деятельности. У них адекватная самооценка, что позволяет им адекватно оценивать свои возможности.

Эмоционально неблагоприятный характер отношений с окружающими его взрослыми и сверстниками выявлен у 9 (45%) детей старшего дошкольного возраста, для которых характерно нарушением самооценки. Дети могут демонстрировать конфликтное поведение, испытывают сложности в коммуникации.

Далее был сделан вывод об эмоциональном благополучии детей старшего дошкольного возраста (см. табл. 5).

 

Таблица 5 – Результаты исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

Код имени

Эмоциональный фон

Эмоциональное развитие

Характер отношений с окружающими его взрослыми и сверстниками

Эмоциональное благополучие

1

2

3

4

5

6

1

А.Р.

Хороший

Высокий уровень

Эмоционально благополучный

Высокий уровень

2

А.Щ.

Хороший

Средний уровень

Эмоционально благополучный

Высокий уровень

3

А.Я.

Хороший

Высокий уровень

Эмоционально благополучный

Высокий уровень

4

Б.П.

Нейтральный

Низкий уровень

Эмоционально не благополучный

Низкий уровень

5

Д.А.

Негативный

Средний уровень

Эмоционально не благополучный

Низкий уровень

6

Хороший

Средний уровень

Эмоционально не благополучный

Средний уровень

7

И.А.

Негативный

Средний уровень

Эмоционально не благополучный

Низкий уровень

8

И.Ч.

Хороший

Низкий уровень

Эмоционально не благополучный

Низкий уровень

9

К.У.

Нейтральный

Средний уровень

Эмоционально не благополучный

Средний уровень

10

Л.Р.

Хороший

Средний уровень

Эмоционально благополучный

Высокий уровень

11

М.А.

Хороший

Средний уровень

Эмоционально благополучный

Высокий уровень

12

М.И.

Нейтральный

Средний уровень

Эмоционально благополучный

Средний уровень

13

М.Ю.

Хороший

Средний уровень

Эмоционально благополучный

Высокий уровень

14

Н.Н.

Нейтральный

Средний уровень

Эмоционально благополучный

Высокий уровень

15

О.З.

Хороший

Высокий уровень

Эмоционально благополучный

Высокий уровень

окончание таблицы 5

1

2

3

4

5

6

16

П.Л.

Хороший

Низкий уровень

Эмоционально не благополучный

Средний уровень

17

П.Ю.

Нейтральный

Средний уровень

Эмоционально благополучный

Средний уровень

18

Р.И.

Нейтральный

Средний уровень

Эмоционально не благополучный

Средний уровень

19

Т.А.

Нейтральный

Средний уровень

Эмоционально не благополучный

Средний уровень

20

Я.В.

Хороший

Низкий уровень

Эмоционально благополучный

Высокий уровень

Высокий уровень

9ч.-45%

Средний уровень

7ч.-35%

Низкий уровень

4ч.- 20%

 

Результаты исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации представлены на рисунке (см. рис.9).

 

 

Рисунок 9 – Результаты исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

 

Высокий уровень эмоционального благополучия был выявлен у 9 (45%) детей старшего дошкольного возраста. Эти воспитанники обладают высоким уровнем эмпатии, демонстрируют положительный эмоциональный настрой в социальной среде. Они эмоционально устойчивы при взаимодействии с окружающим миром. Дети не тревожны с адекватным уровнем самооценки.

у 7 (35%) детей старшего дошкольного возраста диагностирован средний уровень эмоционального благополучия. У них эмоциональные реакции при взаимодействии с окружающими не всегда адекватны. Они имеют недостаточную инициативность при общении со взрослыми и сверстниками. Для многих характерна завышенная или заниженная самооценка с наличием незначительного уровня тревожности.

Среди 4 (20%) детей старшего дошкольного возраста выявлен низкий уровень эмоционального благополучия, для которых характерны тревожность, неумение взаимодействовать в коллективе, низкий уровень эмпатии. Они испытывают сложности с восприятием и понимание эмоций, что в ряде случаев становится причиной конфликтов.

Итак, по результатам проведенного исследования эмоционального благополучия был сделан вывод о том, что большинство детей старшего дошкольного возраста обладают средним уровнем эмпатии, с признаками тревожности, демонстрируют положительный эмоциональный настрой в социальной среде. Они эмоционально устойчивы при взаимодействии с окружающим миром. Между тем у них отмечаются затруднения с самооценкой, межличностными взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, восприятии и понимании эмоции.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Помимо психических процессов огромное значение имеет развитие положительного эмоциональной сферы, которая относится к числу важнейших условий развития личности ребенка, осознания ребенком себя. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального благополучия детей в дошкольном возрасте, мы пришли к выводу, что данная проблема была и является актуальной и все больше внимания привлекает со стороны психологов и педагогов.

Основываясь на исследованиях А.Д. Кошелевой, Н.Ю. Сергеевой, Г.А. Урунтаевой эмоциональное благополучие понимается нами как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка в условиях определенной социальной среды (семья, детский сад, неформальные группы и другие), характеризуемое ощущением защищенности, принятия, доверия, нужности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, потребности в самовыражении, общении.

Среди компонентов эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации выделяются отношение ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым; общий эмоциональный тонус;  способность ребенка определять эмоциональное состояние другого; уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

В ходе теоретического изучения проблемы исследования нами было уделено внимание выделение критериев эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, а также методик, которые позволили бы исследовать выделенные показатели.

С учетом различных точек зрения нами было определено, что в качестве показателей эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации выступают эмоциональный фон, новообразования в эмоциональной сфере, характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, на основании которых должен быть осуществлен подбор диагностических методик.

Проведенное экспериментальное исследование было направлено на исследование эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, которое проходило в МА ДОУ «Детский сад № 210» г. Новокузнецка в марте 2022 года.

Исследование эмоционального благополучия воспитанников проводилось в подготовительной группе с помощью методик: «Паровозик» С.В. Валиевой, опросника «Определение уровня тревожности у детей» Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Тнтаренко, опросника «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой, методики «Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека» А.М. Щетининой, «Лесенка» В.Г. Щур, «Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада» Г. Любиной, Л. Микулик, позволяющих сделать вывод о выраженности следующих показателей: эмоциональный фон, эмоциональное развитие, характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Результаты, полученные по ходу экспериментального исследования, показали, что высокий уровень был выявлен у 45% детей старшего дошкольного возраста, у 35% воспитанников диагностирован средний уровень и среди 20% детей старшего дошкольного возраста выявлен низкий уровень эмоционального благополучия.

Кроме того, для этой группы воспитанников характерным является достаточно высокий уровень эмпатии, положительный эмоциональный настрой в социальной среде, эмоциональная устойчивость при взаимодействии с окружающим миром, отсутствие тревожности, адекватный уровень самооценки.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили положения гипотезы. Поставленные цели и задачи были достигнуты.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аликина, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в условиях ДОО / Н. А. Аликина. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/663879 (дата обращения : 07.10.2021). – Текст : электронный.

7. Гребенщикова, Т. В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации / Т. В. Гребенщикова. – Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – №4. – С.72-78.

8. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / сост. С. В. Велиева. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 240 с. – ISBN 5-9268-0333-0. – Текст : непосредственный.

9. Иванова, Е. В. Комплексная оценка эмоционального благополучия дошкольника / Е. В. Иванова, И. В. Шаповаленко. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы психологического знания. – 2016. – №2. – С. 23-35.

10.  Карелина, И. О. Проблема эмоционального благополучия дошкольника : учебно-методическое пособие / И. О. Карелина. – Рыбинск : ЯГПУ, 2010. – 29 с. – Текст : непосредственный.

11.  Кошелева, А. Д. Роль семьи в становлении эмоционального отношения ребенка к миру / А. Д. Кошелева. – Текст : непосредственный // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 4. – С. 124-136.

12.  Круглова, О. А. Психологическая экспертиза эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в образовательной организации / О. А. Круглова. – URL: https://педакадемия.рф/круглов-психологическая-экспертиза (дата обращения : 14.02.2022). – Текст : электронный/

13.  Кузнецова, И. О. Современные технологии формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста / И. О. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 66. – С. 49-51.

14.  Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 318 с. – ISBN 978-5-388-00493-2. – Текст : непосредственный.

15.  Матвеева, О. Н. Эмоциональное благополучие дошкольника в контексте его психологического здоровья / О. Н. Матвеева. – Текст : непосредственный // Мировая наука. – 2021. – № 10 (55). – С. 41-46.

16.  Опросник на определение уровня тревожности у детей Г. И. Лаврентьева, Т.М. Тнтаренко. – URL: https://detok.org/data/documents/172_Oprosn_Lavrentva.Titarenko.pdf (дата обращения : 14.01.2022). – Текст : электронный.

17.  Пожиткина, Н. В. Анализ эмоционального благополучия школьника в контексте его психологического здоровья / Н. В. Пожиткина, Д. А. Савенок, А. В. Папушина. – Текст : непосредственный // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 6. – С. 18-20.

18.  Сартакова, Е. О. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка / Е. О. Сартакова. – URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/01/30/diagnosticheskiy-instrumentariy-dlya-vospitateley-po (дата обращения : 19.03.2022). – Текст : электронный.

19.  Сергеева, Н. Ю. Эмоциональное благополучие детей / Н. Ю. Сергеева. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 184-188.

20.  Стожарова, М. Ю. Изучение уровня сформированности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста / М. Ю. Стожарова, И. О. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Современное дошкольное образование. – 2020. – №5. – С. 49-57.

21.  Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : учебное пособие. - 5-е изд. –Москва :Академия, 2001. – 334 с. – ISBN 5-7695-0034-4. – Текст : непосредственный/

22.  Устинова, Н. А., Андреева М.Ю Детерминанты эмоционального благополучия дошкольника / Н. А. Устинова, М. Ю. Андреева. // Проблемы современной личности – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2015. – С. 30-35. – Текст : непосредственный.

23.  Фаустова, И. В. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости / И. В. Фаустова, С. Н. Гамова. – Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 34-36.

24.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Москва : Сфера, 2018. — 32 с. – Текст : непосредственный. – ISBN: 978-5-9949-0961-4.

25.  Филиппова, Г. Г. Эмоциональное благополучие ребёнка и его изучение в психологии // Детский практический психолог: программы и методические материалы : учебное пособие / под. ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. – Москва : Академия, 2001. – 356 с.ISBN 5-7695-0826-4. – Текст : непосредственный.

26.  Холодова, О. Л. Факторы эмоционального благополучия старших дошкольников: обзор современных исследований / О. Л. Холодова, Л. В. Логинова. – Текст : непосредственный // Современное дошкольное образование. – 2020. – №4. – С. 34-49.

27.  Холодова, О. Л. Детский барометр. Исследование эмоционального благополучия ребенка 6–7 лет в детском саду: голос ребенка и голос родителя / О. Л. Холодова, И. И. Воробьева, Е. Е. Крашенинникова, Л. В. Логинова. – Текст : непосредственный // Современное дошкольное образование. – 2020. – №1. – С. 38-53.

28.  Холодова, О. Л. Факторы эмоционального благополучия старших дошкольников: обзор современных исследований / О. Л. Холодова, Л. В. Логинова. – Текст : непосредственный // Современное дошкольное образование. – 2020. – №4 (100). – С. 34-49.

29.  Шамигулова, М. Е. Детский сад в радость или эмоциональное благополучие в детском саду / М. Е. Шамигулова, А. Ф. Акрамова // Современный образовательный процесс в начальном общем образовании: опыт, проблемы и перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа : Первая типография, 2021. – С. 283-285.

30.  Шевеленкова, Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) / Н. А. Шевеленкова, П. П. Фесенко. – Текст : непосредственный // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95-129.

31.  Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка : учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. – Великий Новгород : Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с. – Текст : непосредственный.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Методики исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

 

Методика «Паровозик» С.В. Валиева

Цель: определить особенности эмоционального состояния ребенка.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т. д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается: менее 3-х, то психическое состояние оценивается как позитивное; 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС); при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени.

Опросник «Определение уровня тревожности у детей» Г.П. Лаврентьева, Т.М. Тнтаренко

Цель: определение уровня тревожности у детей дошкольного возраста путем опроса окружающих взрослых.

Процедура проведения. Родителям (воспитателю/педагогу) предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне тревожности ребенка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень тревожности ребенка).

Интерпретация:

Высокий уровень тревожности — 15-20 баллов;

Средний уровень тревожности — 7-14 баллов;

Низкий уровень тревожности — 1-6 баллов.

Опросник:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Опросник «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетинина для воспитателей

Цель: выявить характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей.

Инструкция: Проводиться наблюдение за ребенком, результаты фиксируются в таблицу.

1.

Проявление эмпатических реакций и поведения

Часто

Иногда

Никогда

2.

Проявляет интерес к эмоциональному поведению других

 

 

 

3.

Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо состояние

 

 

 

4.

Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него.

 

 

 

5.

Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого

 

 

 

6.

Ярко, эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им.

 

 

 

7.

Реагирует на переживания другого, говоря при этом: "А я не плачу", "А у меня тоже", "А мне тоже...?"

 

 

 

8.

"Изображает" сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддержки.

 

 

 

9.

Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому

 

 

 

10.

Предлагает переживающему эмоциональное состояние ребенку что-либо (игрушку, конфетку и пр.)

 

 

 

11.

Встает рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого.

 

 

 

12.

Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.).

 

 

 

13.

Активно включается в ситуацию, по собственной инициативе помогает, гладит, обнимает и пр., т.е. производит успокаивающие действия.

 

 

 

 

Обработка результатов:

Количественная:

1) если ребенок часто ведет себя адекватно поведению, означенному в пунктах 1, 5, 9, 12, то за каждое из этих проявлений он получает 6 баллов, что в сумме будет составлять 24 балла;

2) если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда, то ему присваивается за каждую по 5 баллов;

3)  если форма поведения ребенка часто адекватна означенным в пунктах 4, 6, 7, 8, то за них он получает по 4 балла;

4) если проявление данных форм поведения (4, 6, 7, 8) наблюдается у ребенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла;

5) если поведение ребенка часто соответствует описанным в пунктах 2, 3, 10, 11, то ставится по 2 балла;

6) если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставим 0 баллов.

Качественная интерпретация данных.

Если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпретироваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой) проявления эмпатии. К детям с гуманистическим типом эмпатии относятся те, кто набрал от 20 до 24 баллов.

В том случае, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом говорит: «А я не плачу никогда…» и т.п., если ребенок, стремясь получить похвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание другому, то все эти показатели рассматриваются как проявление эгоцентрической эмпатии. Эгоцентрическую эмпатию проявляют дети, набравшие от 12 до 16 баллов.

Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому уровню развития эмпатии. Это дети, которые получают от 1 до 8 баллов. Дети с количеством баллов от 17 до 19 могут быть отнесены к проявляющим смешанный тип эмпатии. Если же балл ребенка колеблется в пределах 11, то можно предположить, что развитие эмпатии у него идет по типу эгоцентрической.

Методика «Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека» А.М. Щетинина

Цель: выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия: опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой; опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой.

Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в изучаемых эмоциональных состояниях.

Инструкция: Для решения поставленных задач были созданы или же частично модифицированы следующие методики исследования.

1. Высказывание свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека. Цель: выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображенного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющийся опыт и знания о данном состоянии.

Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии.

2. Номинация эмоционального состояния. Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоционального состояния (активного и пассивного).

Ребенок получал задание назвать эмоциональное состояние словом, а в случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал экспериментатор («Скажи, какое настроение у человека?», «Какое выражение его лица?», «Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?» и т.п.).

3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека. Цель: выявить понимание ребенком-испытуемым воспринимаемого эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом, то есть не дает семантической оценки; определить умение дошкольников раскрывать причину («подтекст») переживания изображенного человека, выявляя тем самым уровень его понимания.

Испытуемому предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных экспериментатором вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответствовала бы переживанию изображенного человека («Что случилось с этим человеком?» или «Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая кувыркается на перекладине?» и т.п.).

4. Подбор изображения к вербальному описанию ситуации. Целью использования этого метода, как и предыдущего, являлось уточнение возможности и степени понимания экспрессии.

Каждый ребенок получал задание: подобрать изображение человека в каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором описывался какой-то конкретный случай.

5. «Вербальная фиксация» признаков экспрессии с опорой на изображение Цель: определить тип восприятия эмоции и соответственно возможный тип эталона экспрессии.

Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на которые он ориентировался, определяя эмоциональное состояние («Как ты узнал(а), что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?», «На что он смотрел?», «Как догадался, что ему страшно?» и т.п.).

6. «Оречевление» или «оживление» (по А.С. Золотниковой) воспринимаемого персонажа. Испытуемому предлагалось высказать реплику от лица, изображенного человека («Что бы этот человек сказал в таком настроении, если бы он сейчас заговорил?»).

Обработка результатов:

Показатели понимания эмоционального состояния:

1) умение понять эмоциональное состояние человека через конкретизацию его житейской ситуацией;

2) умение детей правильно назвать состояние изображенного человек прилагательными («радостный», «грустный» и пр.) или его собственными заменителями («его кто-то обидел», «он чего-то забоялся» и пр.);

3) умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соответствующей ситуации;

4) умение передать состояние через воображаемое высказывание, реплику изображенного человека («оречевление»).

Уровни понимания.

I уровень – неадекватный: дети не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.

II уровень – ситуативно-конкретный:

1. дети обнаруживают понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию;

2. дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предложенных экспериментатором, т. е. с подсказкой.

III уровень – словесное обозначение и описание экспрессии:

1. дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором или самостоятельно называют эмоциональное состояние; и выбор, и самостоятельное название расценивались как знание, обозначение эмоционального состояния;

2. выделяют экспрессию в целом или перечисляют ее элементы, описывают

IV уровень – осмысливание в форме описания:

1. дети самостоятельно, правильно называют эмоциональное состояние человека;

2. выделяют и описывают экспрессию;

3. самостоятельно осмысливают ситуацию, дают ее описание.

V уровень – осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии:

1. дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние;

2. истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное переосмысливание ситуации;

3. проявляют эмпатию, «оречевляют» персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоциональное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, имитаций воспринимаемой экспрессии.

Методика «Лесенка» В.Г. Щур

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Проведение теста: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек (рисунок 1). Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Рисунок 1 – Лесенка самооценки

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?».

Обработка результатов:

1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

Анализ результатов: Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.

Методика «Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада» Г. Любина, Л. Микулик

Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада.

Инструкция: «Уважаемый коллега (педагог, родитель), ответьте на предложенные вопросы как можно более откровенно».

Вопросы:

1. Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут в группе, ему рады?

2. Имеет ли ребенок возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, пособия, игрушки?

3. Имеет ли ребенок право на выбор деятельности?

4. Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной (совместной) деятельности?

5. Может ли ребенок выбрать свой индивидуальный способ действий с материалами, пособиями, игрушками?

6. Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?

7. Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе двигательную?

8. Ощущает ли ребенок себя членом «семьи, группы» и может ли предложить что-то изменить в интерьере, переставить или переоборудовать?

9. Ощущает ли ребенок свою значимость для вас, для всех взрослых, работающих в детском саду?

10. Ощущает ли себя достойным человеком?

11. Ощущает ли себя виноватым, если что-то не получилось?

12. Ощущает ли зависимость от настроения старших, воспитателей?

13. Уверен ли ребенок в том, что послушание – его главное достоинство в детском саду?

14. Понимает ли ребенок, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, «прилично», не как всегда?

15. Понимает ли, что нельзя задавать «неприличных» вопросов воспитателю?

Если на большинство вопросов с 1 по 11 Вы ответили утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 отрицательно, то ребенок в группе детского сада испытывает эмоциональное благополучие.

Если же Вы утвердительно ответили на вопросы с 12 по 16, а на вопросы с 1 по 11 отрицательно, то это свидетельство отсутствия эмоционального благополучия, наличие травмирующей эмоциональной обстановки.

 

Похожие работы на - Изучение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!