ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2022-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и высшего образования

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Северо-Восточный государственный университет

 

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 Кафедра дошкольного и начального образования

 

 

 

 

 

 

 

ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Допустить к защите:   Выпускная

   квалификационная работа

Зав. кафедрой студента группы ПДОз71

к.п.н., доцент      Лычагиной С.А.

Якимчук С.А.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Гарипова И.О.

 

Научный консультант:

к.ист.н., доцент

Понкратова И.Ю.

 

 

 

Магадан

2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..

3

ГЛАВА 1. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА..

6

1.1. Теоретические подходы к проблеме этнокультурного воспитания. 6

6

1.2. Средства, формы работы по приобщению обучающихся к этнокультурным ценностям в условиях дополнительного образования.

8

1.3. Педагогические условия процесса приобщения обучающихся к этнокультурным ценностям в учреждениях дополнительного образования.

15

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ...

18

2.1. Краткая характеристика программ дополнительного образования  с этнокультурной направленностью..

18

2.2. Методические подходы к приобщению обучающихся к этнокультурным ценностям в учреждениях дополнительного образования.

24

2.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Штрихи Севевра» .

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..

33

БИБЛИОГРАФИЯ..

35

ПРИЛОЖЕНИЕ..

39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Действенным средством воспитания духовности и нравственности, формирования патриотических, гражданских качеств личности, профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений является традиционная народная культура.

Зафиксированные в народных традициях социально – этические нормы и ценности выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме и обеспечивающие его выживание и активное функционирование. Народные традиции являются хранилищем коллективной исторической памяти, проявляющей себя в формах духовной и материальной культуры: языке, фольклоре, обычаях и обрядах, религии, традициях быта, народных ремеслах и промыслах.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании подрастающего поколения огромна. Изучение народных ремесел способствует формированию художественного вкуса, воспитанию любви к Отечеству, гордости за свой народ, уважения к вековым культурным традициям и пробуждает чувство ответственности за сохранение духовных богатств, созданных предыдущими поколениями. Приобщение детей к миру народной художественной культуры открывает перед ними возможности самовоспитания, самосовершенствования, успешного самоопределения и социализации.

В системе дополнительного образования детей накоплен значительный опыт по изучению, возрождению и освоению народных художественных промыслов и ремесел. В течение ряда лет во многих регионах России ведется активная деятельность по этнокультурному образованию детей. Однако в современных научно – педагогических исследованиях анализа (С.М. Мамлеевой, Л.Н. Бережновой, Г.Н. Волкова) отмечается, что вопросы приобщения детей к этнокультурным ценностям в условиях дополнительного образования, оптимизации этого процесса остаются малоизученными, и требуют более глубокого.

Актуальность данного исследования обусловлена:

– на социальном уровне – необходимостью воспитания личности в соответствии с национальным воспитательным идеалом, закрепленным в Концепции духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

– на научном уровне – необходимостью поиска результативных методов по приобщению детей к народным традициям, обычаям, этнокультуре.

Научные основы и возможность использования компонентов народной культуры в образовательной деятельности раскрываются в исследованиях Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, В.С. Соловьева и др.

Идеи реализации этнических традиций и теоретические основы процесса воспитания в народной педагогике раскрываются в трудах В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, М.Т. Картавцевой, И.С. Кона, В.С. Кукушина, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.

Объект исследования: этнокультурное воспитание в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: приобщение обучающихся к этнокультурным ценностям в условиях дополнительного образования.

Цель исследования: определить методические основы и педагогические условия приобщения обучающихся к этнокультурным ценностям в процессе реализации программ дополнительного образования.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме этнокультурного воспитания.

2. Дать характеристику средств, форм работы по приобщению обучающихся к этнокультурным ценностям в условиях дополнительного образования.

3. Определить педагогические условия процесса приобщения обучающихся к этнокультурным ценностям в учреждениях дополнительного образования.

4. Разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, направленную на приобщение к этнокультурным ценностям младших школьников.

Теоретическая значимость исследования: в выпускной квалификационной работе обоснованы цель, задачи, основные направления реализации процесса приобщения обучающихся к этнокультурным ценностям, определены педагогические условия и методические рекомендации по повышению его эффективности в условиях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике учреждений дополнительного образования, а также студентами педагогических профилей в процессе профессиональной подготовки

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение научной и методической литературы по теме исследования.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Во введении определена актуальность темы исследования, выделены его цель, объект и предмет исследования, обозначена теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Этнокультурная направленность современного образовательного процесса» рассматриваются теоретические подходы к проблеме этнокультурного воспитания, изучены средства, формы работы по приобщению обучающихся к этнокультурным ценностям в условиях дополнительного образования, определены педагогические условия процесса приобщения обучающихся к этнокультурным ценностям в учреждениях дополнительного образования.

Во второй главе «Методические основы реализации программ дополнительного образования с этнокультурным содержанием» дана краткая характеристика программ дополнительного образования с этнокультурной направленностью, представлена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Штрихи Севера».

В заключении представлены обобщенные результаты исследования.

 

 

ГЛАВА 1. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

1.1. Теоретические подходы к проблеме этнокультурного воспитания

 

Этнокультурная направленность образования обусловливает актуальность обоснования этнокультурного подхода к образованию. Подход это совокупность принципов, которые определяют стратегию педагогической, теоретической, научно исследовательской, практической деятельности [12].

Эффективность этнокультурных традиций в воспитании подрастающего поколения подтверждается в многовековом педагогическом опыте наших предков. Сегодня как никогда молодое поколение остро нуждается в социальных ориентирах, опирающихся на национальные ценности в русле общечеловеческой направленности. Построенный воспитательный процесс на традициях этнической культуры способствует формированию ценностных ориентаций, духовно – нравственной устойчивости, этнической идентичности, гражданско – патриотической позиции, носит гуманистический характер. Традиции этнической культуры пробуждают у обучающихся генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, способствуют значительному повышению результативности воспитательного процесса.

Ориентация современной педагогики на народную культуру – вот что становится условием стабильности личности и общества в целом, идея этнокультурного воспитания актуализируют поиск педагогических механизмов использования воспитательного потенциала народного опыта в образовательном процессе. За последние десятилетия была утрачена большая часть нравственных ценностей, народных традиций и поэтому главной задачей для современной школы становится их возрождение и развитие. Огромное значение, в воспитании обучающегося, как личности, играют народные традиции, и очень значимо приобщение к ним в школьные годы. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия.

Проблемами совершенствования этнокультурной компетентности и внедрения народной педагогики в современное образование сегодня занимаются ученые Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Л. Шпикалова. Они разработали Концепцию этнокультурного образования в Российской Федерации, опирающую на «Национальную доктрину образования» и Закон Российской Федерации «Об образовании».

В этом документе раскрывается роль этнокультурного образования в современном российском обществе, планирует перспективы развития образования и условий развития. Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, средствами взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся толерантности, этнической идентичности, культуры межнационального общения. Такое образование позволяет формировать у обучающихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа.

Значимым компонентом в процессе этнокультурного образования является этнокультурное наследие.

В современном обществе этнокультурное наследие рассматривается как ценность для современного человека, позволяющая сохранить, интерпретировать и демонстрировать разнообразные памятники материальной, и явления духовной культуры народов. Одна из важных функций этнокультурного наследия является поддержка в информационном обществе культурного многообразия, что создает оптимальные условия для культурной идентификации.

М.Е. Кулешова отмечает, что: «Наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям» [13]. По мысли Т.Н. Мироновой, «… наследие – это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, но для интерпретации и приумножения» [14]. Е.Н. Селезнева отмечает, что «наследие становится реальным социокультурным фактом лишь при условии его передачи, освоения и использования» [10]. Таким образом, культурное наследие есть совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох материальных и духовных ценностей, подлежащих сохранению, изучению и передаче следующим поколениям.

Понятие «ценность» трактуется философом – культурологом П.С. Гуревичем как человеческое измерение культуры, воплощение в себе отношения к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Таким образом, ценность – это не только осознанное, но и жизненно, экзистенционально прочувственное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания [13]. П.В. Алексеев, в свою очередь, отмечает: «Ценность – это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы» [17].

Анализируя труды ученых, работающих в этой области, таких как А.С. Кармин, Ю.Н. Солонин, М.С. Каган, и многих других можно прийти к выводу, что ценностный статус этнокультурного наследия, должен определяться соответствием положения этого наследия в ценностной иерархии общества, а также и в системе его ценностей. А для того, чтобы этнокультурное наследие являлось ценностью, необходимо его признание как особого положительного значения.

Народное искусство становится носителем этнического ядра художественной культуры в силу закона традиции народа. Как пишет М.А. Некрасова «Соприкасаясь с корнями своего народа, человек приходит к самопознанию, осознанию себя частью общего этнического сообщества» [18]. Сегодня становится актуальным обращение к древним образцам народного искусства: фольклору, эпосу, народной мифологии и т.д., так как в них сохранился признак этничности.

Разные народы мира имеют неповторимые особенности культуры и поэтому сохранение культурной среды – задача такая же существенная, как и сохранение окружающей природы. Эту проблему рассматривал Д.С. Лихачев, он писал «…экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для человека не менее важна среда, созданная культурой ее предков и им самим» [29].

В целом этнокультурное воспитание на направлено на формирование системы знаний о истории и традициях собственного народа, народов, составляющих этнокультурное окружение; анализ и выявление общего, частного и особенного в культуре, традициях и истории народов, проживающих в России.

 

1.2. Средства, формы работы по приобщению обучающихся к этнокультурным ценностям в условиях дополнительного образования

 

Этническая культура личности – это сложное системное образование, складывающееся из интеллектуального, эмоционально – ценностного и деятельностного компонентов.

Представитель каждой этнической культуры характеризуется сформированным этническим самосознанием, образом жизни своей общности, правилами поведения и нормами этикета, характерными для данного этноса.

Этнокультурное образование ориентировано на развитие и социализацию личности как субъекта конкретного этноса, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации. Оно призвано решить триединую задачу: в этнокультурном плане – воспитание личности, носителя определенной культуры с высоким уровнем этнического самосознания; в межкультурном плане – формирование личности, знающей и уважающей культуры других народов; в поликультурном плане – приобщение к общечеловеческим культурным ценностям.

Этническая культура способствует формированию гармоничной целостной личности. Наивысшим показателем уровня развития этнокультуры молодых людей является их готовность и способность к этнокультурной трансляции, благодаря чему сохраняется устойчивость самого этноса и обеспечивается преемственность и эффективность воспитания.

В формировании духовно–нравственных качеств на основе приобщения к этнической культуре условно можно выделить следующие этапы:

1) приобретение ценностных знаний, отражающих принятые в данном сообществе отношения к окружающему миру, людям, самому себе;

2) формирование ценностных ориентаций к содержанию приобретенных этнокультурных знаний;

3) развитие ценностных отношений к основным требованиям этнической культуры;

4) организация соответствующей деятельности патриотической, экологической гуманистической направленности, характеризующейся толерантностью, самоуважением и самореализацией.

В образовательном процессе могут быть использованы индивидуальные и коллективные формы работы, направленные на формирование этнокультурной компетентности обучающихся, которые могут быть специально организованными (лекции, конференции, дискуссии, беседы) и стихийными или частично организованными (реализуемыми в контексте семейных отношений, игровой и трудовой деятельности, посредством влияния средств массовой информации). Образовательные учреждения призваны воздействовать на молодое поколение, сообщать ему научные, достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам.

Оценивание уровня этнокультурной компетентности может быть выражено в степени:

- обученности, которая характеризуется полученными знаниями и представлениями в области географии, истории, фольклоре, обычаях, искусстве, традиционных ремеслах в прошлом и настоящем, устройстве быта, народных играх, нормах и ценностях собственного и другого этноса, а значит понимания (принятия) специфики традиций и обычаев;

- знания последствий интолерантного поведения к представителям иной национальности; умения разрешать конфликты и разногласия мирным путем;

- воспитанности, которая заключается в преодолении этноцентризма, этнической, расовой и конфессиональной предубежденности, интолерантности в общении и поведении;

- готовность к изменению собственного поведения и взглядов;

- адаптации ребенка, а то есть приспособления к полиэтнической среде.

Одним из важных путей достижения целей обучения и воспитания в рамках современного российского образования является трансляция культуры общества в культуру личности обучающихся, закладка базовых фундаментальных основ культуры личности. Успешности протекания процесса трансляции культуры во многом будет способствовать обращение субъектов образовательного взаимодействия к этнокультурным ценностям, всему многообразию проявлений и форм этнокультуры. Социальнопедагогический смысл феномена этнокультуры заключается в ее способности оказывать влияние на становление личности [11]. В связи с особенностью данной функции этнокультуры становиться очевидной необходимость взаимодействия этнокультурного и образовательного пространства.

Усвоение содержания этнокультуры возможно в ходе специально организованного процесса этнокультурного образования, которое рассматривается как «система приобщения подрастающего поколения к этнокультурному наследию, направленная на развитие национального самосознания, сохранение культурной идентичности и воспитания межкультурной толерантности» [12]. Составляющими этнокультурного образования являются три его основные категории: этнокультурное развитие, этнокультурное воспитание, этнокультурное обучение.

Этнокультурное развитие личности представляется как процесс духовного формирования личности через усвоение общественноисторического опыта через обращение к народным традициям, образцам фольклора».

Учреждения дополнительного образования детей являются той базой, где успешно может быть организован процесс этнокультурного развития личности детей через процедуру интеграции народных традиций в образовательный процесс. Успешность протекания процесса становится возможной благодаря тому, что содержание программ дополнительного образования часто выходит за рамки государственных образовательных стандартов. «Практическое «погружение» детей в культурную традицию, которое преобладает во внеурочной деятельности, в большей степени соответствует природе традиционной культуры как живого организма, требующего постоянной реализации своих внутренних потенций» [10].

Для формирования ценностного отношения учащихся к этнокультурному наследию, необходимо их знакомить с содержанием и значением народных праздников, обрядов, фольклора, изобразительного искусства, декоративно–прикладного творчества и т.п., это позволит создать яркие образы, стать ближе к своему народу, искусству предков, стремление понять их, воспитать вкус и интерес к жизни.

Необходимо использовать в учебно–воспитательном процессе наиболее эффективные подходы современной педагогической теории и практики по внедрению этнокультурных ценностей.

В воспитании этнической культуры необходимо использовать различные формы работы: уроки, мастер–классы, классные часы, факультативы, кружковые занятия, конкурсы, игры, праздники, ярмарки, экскурсии в музеи и на выставки, экспедиции и походы. Каждый отдельный урок, каждое отдельное внеклассное мероприятие должны органически входить в систему воспитательной работы и отражать культурную жизнь обучающегося и самого класса.

Обучение в общеобразовательной школе может только затронуть маленькую часть из всего многообразия этнокультурного наследия, а вот обучение в учреждениях дополнительного образования, где педагог может сам корректировать план обучения, позволяет углубиться в историю и приобщиться к этнокультурному наследию.

Организация среды жизнедеятельности занимает особое место в формировании ценностного отношения к этнокультурному воспитанию. Во–первых, в образовательном учреждении дополнительного образования создается соответствующая психологическая и нравственная атмосфера усилиями преподавателей и обучающихся. Где всё имеет значение – от оформления интерьера до любой неформальной деятельности тем или иным образом, связанной с этнической культурой. Во–вторых, это среда семьи с определенными условиями труда, быта, традициями и пониманием важности задач этнокультурного воспитания. Потенциал этнокультуры семьи активно используется и непосредственно в учебно–воспитательном процессе. В–третьих, это внешкольная среда с её многочисленными взаимосвязями и отношениями, которая зависит от нравственного воспитания самого ребенка. Здесь одинаково важны как нейтрализация негативных компонентов, так и актуализация и обогащение этнопедагогических средств.

Народное декоративноприкладное искусство является общедоступным, универсальным, нравственным и эмоциональным, позволяет интегративно использовать его педагогические возможности в процессе образования и приобщения к этнокультурному наследию в учреждениях дополнительного образования. Важную роль данный вид учреждений играет в образовании подрастающего поколения. А в науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный вид образования». Большой ряд преимуществ по сравнению с другими образовательными учреждениями имеют учреждения дополнительного образования, это – личная заинтересованность детей, практическая направленность занятий, разноуровневость, разновидность и вариативность обучения. Их уникальность заключается в общности интересов детей и взрослых, в единстве культурной и образовательной деятельности.

На сегодняшний день в России существует множество детских, подростковых и юношеских объединений в рамках учреждений дополнительного образования детей, в которых в той или иной мере осуществляется процесс освоения детьми народных традиций. В большинстве своем, такие объединения ставят своей целью приобщение детей к культурным традициям народа, освоение форм музыкального фольклора и др. По направленности данные объединения могут быть художественноэстетическими (фольклорные певческие коллективы ансамбли и др.), туристскокраеведческими (краеведческие кружки), физкультурноспортивными (например, секции русского кулачного боя), социальнопедагогическими (мастерские декоративноприкладного искусства) и т.д. Как правило, свою деятельность такие объединения осуществляют на базе домов, дворцов, центров детского творчества.

Организация педагогического процесса на основе познания традиционной народной культуры может осуществляться различными способами. Одним из них может быть комплексное изучение явлений, объектов традиционной культуры. Для этого необходимо, чтобы в учреждении было несколько детских объединений по направлению «традиционная народная культура», которые должны находиться в постоянном взаимодействии. В условиях дома или дворца детского творчества осуществить это довольно непросто.

Необходимо направить этнокультурное воспитание подрастающего поколения на выявление эмоциональной стороны привычек, обычаев и национальных традиций, на личностное этническое самоопределение, на изучение психической энергии сознательного и бессознательного путем знакомства с народной художественной культурой: произведениями искусства, устным народным творчеством и т. д.

По мнению Т.К. Солодухиной, логическое подчинение этнокультурного воспитания выглядит следующим образом:

духовность направленность личности человека;

народность отношение человека к своему народу, общественные отношения;

открытость культуры система взаимодействия с культурами других народов.

Для реализации задач этнокультурного воспитания используются разнообразные?средства:

· устное народное творчество;

· художественная литература;

· музыкальное народное творчество;

· декоративноприкладное искусство, живопись;

· народные праздники, обряды, традиции;

· игра, народная игрушка и национальная кукла.

Для современного человека необходимо определяющее единство чувства принадлежности к своему народу, уважение и любовь к традициям, истории своего народа, умение владеть родным языком, знание своей национальной культуры, принадлежность к многонациональному сообществу народов России и народов мира [12].

Среди видов педагогической деятельности по формированию этнокультурной идентичности обучающихся можно выделить: информационно–познавательная, культурно–просветительская, ценностно–ориентационная, коммуникативная, художественно–творческая.

Информационно–познавательная деятельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемную деятельность. Перед информационно­познавательной деятельностью стоит задача в удовлетворении потребности человека в получении информации. Данный вид деятельности может в себя включать и образовательные технологии, технологии художественнотворческой деятельности и познавательной направленности.

Культурно­–просветительская деятельность преследует цель информирования участников творческой деятельности, расширения их кругозора, социальных связей в соответствии с требованиями времени.

Коммуникативная деятельность включает в себя связи и взаимодействия между участниками коллектива, возникающие в связи с удовлетворением их разнообразных потребностей; а также развитие коммуникативных способностей, способностей к передаче знаний.

Художественно–творческая деятельность призвана воздействовать на интеллектуальную и эмоциональную сферы личности человека. Она сохраняет общие черты, присущие культурнодосуговой деятельности в целом: полифункциональность, активность, комплексность, самодеятельность, творчество, инициативу и т. д. Но наряду с общими чертами как особый вид художественнотворческая деятельность имеет и свою специфику:

возможность применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей;

использование социальнопсихологических механизмов воздействия и восприятия;

конкретизация художественнотворческой деятельности, использующей реальные и художественные образы.

Расширяя теоретические знания детей о специфике, функциях, жанрах народной художественной культуры, программы дополнительного образования включают в себя практические формы народной творческой деятельности, поскольку человек среди всего разнообразия выбирает те возможности, которые ему представляет жизнь, создавая уникальные возможности включения детей в народную культуру [21].

Процесс приобщения к этнокультурным ценностям в учреждениях дополнительного образования осуществляется посредством различных форм работы с обучающимися: массовых (фестивали, форумы, конференции, народные праздники, театрализованные представления, соревнования, конкурсы, выставки и т. п.), групповых (любительские объединения, мастер–классы, клубы по интересам, ролевые игры, дискуссии, «круглые столы», семинары и др.) и индивидуальных (беседы, консультации, исследовательская работа, компьютерные развивающие игры и др.). Отсюда определяется конечный результат: формирование новой личности, характеризующейся возможностями освоения различных сфер, освоившей родную культуру, соседствующие культуры, а также мировое пространство с общечеловеческими ценностями.

В процессе знакомства обучающихся с компонентами этнической культуры используются следующие методы:

иллюстративные демонстрация наглядного материала, рассматривание;

словесные обсуждение, диалог, разъяснение, беседа, дискуссия, комментарии;

– частично – поисковые  теоретическое изучение народных традиций, поиск информации об известных и менее известных народных традициях и обычаях;

 практические  упражнения, игры, творческие задания, изучение народных традиций, разучивание песен, народных танцев и хороводов.

Все вышеизложенное позволяет сформировать у подрастающего поколения понимание необходимости установления толерантных межкультурных отношений и межкультурного диалога.

Цивилизованное «Я»  это формирование и доминирование гуманистических, нравственных общекультурных мировых ценностей, развитие духовности, с одной стоны, и понимание собственной неповторимости, этнокультурная самоидентификация, социальная значимость с другой.

 

1.3. Педагогические условия процесса приобщения обучающихся к этнокультурным ценностям в учреждениях дополнительного образования

 

Для создания условий, способствующих приобщению детей к культуре и региональным особенностям, необходимо обеспечить ситуацию заинтересованности (мотивацию), учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, их потребности и интересы, создавая условия для продуктивной творческой деятельности. Для этого целесообразно принимать во внимание ведущий тип деятельности конкретного возраста, отбирать объем и характер материала с учетом возможностей его усвоения детьми.

В дополнительном образовании выделяется ряд функций, позволяющих обеспечить успешность приобщения обучающихся к этнокультурным ценностям:

образовательная получение дополнительных знаний через освоение новых дополнительных программ;

креативно–развивающая – создание гибкой системы для развития творческих интересов детей;

адаптивная формирование умений решать актуальные жизненные проблемы, гармонизировать свои отношения с обществом; создание необходимых условий для лучшего вхождения в среду;

 рекреативная  функция отдыха и восстановления психофизических возможностей;

коммуникативная формирование умения общаться, владение родным языком, взаимодействие с окружающими;

функция самореализации проживание обучающимися ситуаций успеха, его самоопределение в различных формах самореализации.

Через изобразительное, словесное, музыкальное творчество детей на материале народного творчества происходит приобретение новых знаний, удовлетворяются познавательные потребности, происходит развитие способности к восприятию и усвоению духовного наследия народа.

Реализация поставленных задач в учреждениях дополнительного образования возможна на основе соблюдения следующих педагогических условий:

-  создания толерантной развивающей культурнообразовательной среды, способствующей развитию эстетического, вкуса, рефлексии культуры, творческого, исследовательского потенциала каждого ребенка;

-  формирования исследовательского интереса обучающихся к культуре народов России в рамках реализации программ дополнительного образования различной направленности; повышения уровня этнокультурной компетентности;

-  обеспечения непрерывности процесса приобщения детей к поликультурным ценностям посредством интеграции задач общего, дополнительного образования и семейного воспитания;

-  вариативности форм, методов приобщения детей к поликультурным ценностям;

-  организации конкурсов, представлений, ярмарок, приуроченных к празднованию Рождества, Масленицы, Пасхи, Хэбденек и т. д., направленных на знание национальных обычаев, традиций, ритуалов, обрядов, фольклора с целью организации диалога культур, достижения взаимопонимания и гармонизации межэтнических отношений.

Этнокультурный компонент стал важным фактором в учебно–воспитательном процессе. Данный процесс необходимо строить с учетом следующих принципов:

-    принцип патриотизма (обучение и воспитание должны: соответствовать истории, характеру, традиции народа; осуществляться на принципах уважения, любви и преданности своему Отечеству, веры в будущее России);

-    принцип историзма (гуманитарные предметы строятся на исторической основе, изучение других предметов должно сопровождаться сведениями об истории развития соответствующих наук);

-    принцип воспитывающего обучения (школьные дисциплины рассматриваются не как цель, а как средство воспитания личности учащихся).

Одним из принципов, на котором базируется этнокультурный подход к образованию, является принцип этнокультурности. Рассмотрение сущности этнокультурности связано с двумя основополагающими принципами: народности (Я.А.?Коменский, М.В.?Ломоносов, К.Д.?Ушинский и др.) и культуросообразности (А.?Дистервег). Однако принцип этнокультурности не просто учитывает основные положения проявления народности и культуросообразности, но и включает в себя новые положения в соответствии с современными тенденциями в мире и образовании.

На современном этапе принцип этнокультурности  трактуется как объективное и нормативное положение, направленное на реализацию задач этнокультурного обучения, воспитания, развития, формирование у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, этнического самосознания, толерантности, способности к поликультурному общению; развитию комплекса этноориентированных психических новообразований и способностей; освоение ценностей традиционной культуры, приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков, которые обеспечивают становление этнокультурной и поликультурной личности, гражданина России и мира [13].

Этнокультурный подход к образованию это подход, опирающийся на принципы этнокультурности, культуротворчества (Е.В.?Бондаревская), природосообразности (Я.А.?Коменский, М.В.?Ломоносов, К.Д.?Ушинский и др.), толерантности, диалога культур, связи образования с этнокультурной просветительской практикой и этнокультурной средой, основанный на учете ключевых этнокультурных традиций в образовании с целью формирования этнокультурной личности в ходе социализации и инкультурации, обладающей развитым этническим самосознанием, личностной этнической культурой, толерантностью и базовыми социокультурными идентичностями (гражданская, конфессиональная), способной к восприятию и ретрансляции этнокультуры, к межэтническому и межкультурному общению.

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

 

2.1. Краткая характеристика программ дополнительного образования  с этнокультурной направленностью

 

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья детей;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Классификация дополнительных образовательных программ:

- примерная (типовая) программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ в качестве примерной по той или иной направленности дополнительного образования;

- модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей;

- экспериментальная программа, которая разрабатывается педагогом, с целью решения какой–либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. К экспериментальной деятельности ведет педагога неудовлетворенность практической ситуацией. Экспериментальная программа – это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно – педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии;

- авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и новизной. Она создается педагогом (или коллективом педагогов). Это может быть программа либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам.

По форме содержания и организации процесса педагогической деятельности выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные.

Комплексные программы, которые представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое.

- программы профильных школ системы дополнительного образования (художественные, музыкальные, спортивные и т.д.);

- программы детских объединений с разносторонней подготовкой, к какой либо деятельности по профессии;

- программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающими по разным образовательным областям;

Интегрированные программы объединяют в целое области основного и дополнительного образования. Модульные составлены из самостоятельных целостных блоков могут входить в интегрированные и комплексные программы. Сквозные программы реализуют общую цель через несколько программ.

Проведем анализ нескольких программ дополнительного образования детей с этнокультурной направленностью.

1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Северные узоры» (Ильина А.В., 2019 г.). В пояснительной записке автором отмечается, что в условиях современных техногенных цивилизаций особенную ценность приобретает опыт коренных народов мира. Опыт каждого этноса уникален и неповторим. В процессе проживания на Крайнем Севере, культура, традиции и быт северных народностей становится ближе для всех людей, независимо от этнической принадлежности. В естественной передаче и сохранении национальных ценностей, через популяризацию северной национальной культуры среди обучающихся творческого объединения и заключается актуальность программы.

Новизна программы определяется ее направленностью на создание благоприятных условий для интеллектуального и духовного воспитания личности обучающегося, социально­культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации детей.

Педагогическая целесообразность заключается в раскрытии творческого потенциала, развитии способностей и возможностей ребёнка; воспитании адекватной самооценки, т.к. дают ему возможность видеть результат своего труда и получать эмоциональное удовлетворение. А так же художественное творчество вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка. В настоящие время достаточно остро стоит вопрос о самостоятельной организации детьми своего досуга и стремления к свободе и самоопределению. Необходимо научить детей с пользой проводить свободное время, создавать условия для собственного динамического творческого роста, а также развивать свое стремление узнать мир во всех его проявлениях. На занятиях по программе дополнительного образования «Северные узоры» любой ребенок, будучи носителем любого языка и самых разнообразных культурных традиций, может раскрыть свой творческий потенциал, применить свою фантазию на практике и открыть для себя чтото новое, потому что творчество доступно всем детям без ограничений. Не зависимо от образовательного, интеллектуального уровня и национальнокультурной принадлежности, каждый ребенок может создавать свои неповторимые работы, в силу своих способностей и сил.

Образовательная программа «Северные узоры», создана на основе этнокультурных традиций народов Севера, и направлена на сохранение, изучение, возрождение культуры прошлого, ознакомление учащихся с традициями, различными видами народного искусства и ремесел.  Программа способствует развитию интереса к истории родного края, этнокультуре, связи поколений и предполагает формирование знаний по прикладному творчеству малочисленных коренных народов Таймыра.

2. Модифицированная программа дополнительного образования физкультурно–спортивной направленности (секция обучения русскому рукопашному бою детей 9–12 лет) «Воины земли русской» (Горбатко В.В., 2019 г.).

Сегодня в нашей стране проблемы гражданскопатриотического воспитания обострены до предела: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества привели к смене мироощущений и ценност­ных ориентации детей и юношества; усилилось их от­чуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напря­женность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Это подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность по­ставленной задачи и диктует необходимость создания образовательной программы, отвечающей не прехо­дящей конъюнктуре или интересам отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом, которая:

• имеет военнопатриотическую направленность;

• отражает общий для всех регионов России со­держательный компонент образования воспитание россиянина, гражданина и патриота;

• способствует возрождению общественного тону­са, народного духа, общероссийской государственно­сти, региональных традиций.

Цель программы – социальное становление, патриотическое воспитание и формирование ак­тивной гражданской позиции подростков в про­цессе интеллектуального, духовнонравствен­ного и физического развития, подготовки их к защите Отечества.

3. Авторская этнокультурная образовательная программа «Наследие», естественно – научной направленности разработана воспитателем высшей квалификационной категории Надмаковой Л.В. в 2019 году, для детей старшего дошкольного возраста.

Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

В связи с возрастающим интересом к проблеме «выживания» малых народов, были рассмотрены вопросы изучения народных обычаев, обрядов, национального фольклора, народных ремесел, промыслов. Коренным народом, населяющим Забайкалье, являлись Эвенки. В России их так же называли тунгусами.

В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении национального языка, материального и духовного наследия эвенкийского народа, его традиций. Культурное наследие эвенкийского народа содержит ценные педагогические идеи и опыт воспитания, которые при условии их критического осмысления и применения в системе воспитания дошкольников будут эффективным средством и методом нравственного воспитания обучающихся.

Цель программы: создание системы этнокультурного образования дошкольников через преемственные связи поколений, формирование пространства изучения, возрождения и развития традиционной народной культуры.

Основные задачи внедрения этнокультурной программы:

  • способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о культурном наследии народов Северобайкалья, Бурятии;
  • формировать эмоционально положительное и толерантное отношение к изучению этнокультурного наследия;
  • развивать умение отражать этнокультурные традиции в разных видах детского художественного творчества;
  • организовать проектную и исследовательскую деятельность на базе музея ДОУ с привлечением всех педагогов, родителей и общественности;
  • разработать методические и информационные материалы по этнокультурному образованию дошкольников;
  • разработать календарно – тематическое планирование с учетом этнокультурной деятельности;
  • участие в районных, республиканских конкурсах.

4. Авторская программа дополнительного образования технической направленности «Эколята – мастерята» разработанная педагогом дополнительного образования Чаус Е.А. 2019 год, предназначена для работы с обучающимися младшего школьного возраста. Целью программы является воспитание всесторонне развитой, толерантной личности посредством развития технических навыков, приобщения к природе, архитектуре, миру предметов и вещей родного края и страны.

Актуальность заключается в интеграции умственного, физического и творческого труда, что является одной из основ здорового и полноценного образа жизни человека. Программа ориентирована на познание свойств и строения природного материала малой родины: древесина, камни, глина и т.д. на развитие у учащихся потребностей творить и раскрывать свои возможности изучая быт и архитектуру своей страны.

5. Модифицированная программа туристскокраеведческой направленности «Истоки» 2018 год, разработана педагогом дополнительного образования Струковой В.В для детей 712 лет.

Туристскокраеведческая деятельность является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности учащегося и все основные стороны воспитания: духовнонравственное, умственное, эстетическое, физическое, трудовое. Включение в процесс освоения ближайшего природного и социального окружения в ходе туристскокраеведческой деятельности позволяет обогащать жизненный опыт учащихся, формировать представления и понятия, развивать самостоятельность и наблюдательность, накапливать первоначальный багаж навыков, знаний и умений, закаливать организм. Кроме того, занятие краеведением и туризмом позволяет создать единый коллектив: педагог, учащийся, родитель, что во многом содействует усилению воспитывающего воздействия.

Актуальность и практическая значимость программы определяется запросом со стороны учащихся и их родителей, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она направлена на духовно  нравственное развитие и воспитание учащихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, духовно – нравственных качеств, чувства патриотизма, готовности стать защитниками своей Родины.

В основу программы положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, духовность и традиционные религии.

Данная программа является практико – ориентированной, знакомит с основами туризма и ориентирования на местности, предполагает работу по краеведению и оказанию первой медицинской помощи, рассчитана для первичного ознакомления младших школьников с туристско  краеведческой деятельностью и получения начальных туристских умений и навыков. Она носит выраженный деятельностный характер, создает возможность активного практического погружения детей в туристско  краеведческую деятельность. Большая часть занятий проводится на природе

Одна из приоритетных задач, стоящих перед современным образованием, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что вне зависимости от направленности, образовательные программы, реализуемые в условиях дополнительного образования, способны содействовать решению одной из фундаментальных задач современности – развитию ценностного отношения к народным традициям, к культурному наследию, к культуре народов России, к мировой культуре.

 

2.2. Методические подходы к приобщению обучающихся к этнокультурным ценностям в учреждениях дополнительного образования

 

Дополнительное образование детей объединяет в себе обучение, воспитание и развитие личности ребенка посредством добровольно избранного направления деятельности, выходящего за рамки обязательного стандарта образования (общего, начального, среднего). Благодаря относительной свободе выбора образовательной программы, педагог имеет широкий спектр средств, форм и методов для решения поставленной педагогической задачи.

Существующие методические подходы к приобщению обучающихся к этнокультурным ценностям ориентируют педагога дополнительного образования на разработку инновационной научно – обоснованной основы образовательных программ, направленных на развитие процессов самоактуализации, самоорганизации и самореализации личности в поликультурной образовательной среде.

 Это предполагает многоуровневую дифференциацию и междисциплинарность в осуществлении этнокультурного образования, а именно: 

создание сетевой системы образовательных организаций различных типов с этнокультурной составляющей содержания образования;

преемственность в разработке предметов, курсов, модулей этнокультурной направленности, интегрирующих и синтезирующих знания и опыт разного уровня;

обустройство прилегающих к образовательным организациям территорий в этно стиле, мини этнопарков, мастерских;

создание в образовательных организациях (школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования) этнографических музеев;

реализацию деятельности с включением разных видов этнодеятельности – участие в традиционных календарных обрядах и праздниках, изучение музейных экспозиций, фольклорных экспедициях;

привлечение родителей к проведению занятий (знакомство с фольклорно музыкальными произведениями, народными костюмами, украшениями, праздниками; обучение традиционным рем?слам); к работе этноклубов, этноцентров, этнокружков, выставок семейного творчества; созданию и пополнению этнокультурной предметно развивающей среды (предоставление предметов старины, коллекций, фотографий).

В методической литературе особое внимание уделяется определению основных линий сетевого взаимодействия в процессе интеграции основного общего и дополнительного образования в сфере этнокультурного воспитания детей (Г. В. Дивеева, А. Б. Григорян, И. Б. Белявская):

историческая и этнографическая реконструкция для разных возрастных групп;

 компетентностные тренинги, позволяющие оформить и закрепить свою этническую идентичность;

экономические и хозяйственные практикумы;

проектные, аналитические и творческие квесты, посвящ?нные укладам коренных народов и их трансформации в современном мире;

волонт?рские движения и творческие объединения (в том числе на материале этнических культур и традиций) для подростков.

Важным этапом, в процессе реализации задач этнокультурного образования, является создание научно – методической среды в учреждении дополнительного образования, которая обеспечивает:

научно методическую поддержку этнокультурного образовательного процесса;

 планирование этнокультурно – образовательного процесса и мониторинг его результатов.

Помимо этого, в исследовании Л.Г. Тимошенко определяется необходимость включения в содержание дидактико – методического обеспечения процесса приобщения обучающихся к этнокультурным ценностям следующих компонентов:

· выполнение проектов этнокультурной направленности, отражающих многообразие воспитательной и образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей и формирующих познавательную мотивацию обучающихся для самостоятельного пополнения знаний и умений;

· реализацию культурологического, исторического и мотивационного подходов, обеспечивающих освоение культурно – исторического и педагогического потенциала национальной культуры;

· создание целостного учебно – методического комплекса по этнокультурному воспитанию обучающихся (программы, методические пособия, обеспечивающие их реализацию, диагностический инструментарий, позволяющий определять результаты этнокультурного воспитания).

В целом, существующие методические подходы к исследуемой проблеме можно свести к следующему положению: программы дополнительного образования с этнокультурной направленностью, при всей вариативности их видов, должны быть направлены на формирование теоретических знаний и практических умений (когнитивный компонент); потребности в этнокультурной рефлексии и ценностного отношения к истории, культуре как своего народа, так и мировому культурному наследию (ценностно – эмоциональный компонент).

Таким образом использование педагогического и культурно – исторического потенциала этнической культуры (устное народное и декоративно – прикладное творчество, различные жанры музыкального фольклора, праздники и обряды народного календаря, народные игры и народный костюм), приобщение обучающихся к ее ценностям способствуют выявлению долгосрочных социальных эффектов воспитания, которые позволяют решать различные проблемы в социуме, способствуют определению собственной позиции, самооценке, усвоению способов приобретения новых знаний и способы рационального использования свободного времени.

 

2.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Штрихи Севера»

 

В рамках проводимого исследования была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по обучению детей 7 12 лет изобразительной деятельности с применением этнокультурного компонента.

Цель программы: приобщение обучающихся к богатому культурному и художественному наследию эвенов, развитие стремления к общению с искусством в различных его проявлениях, способствующего формированию гармонично развитой и образованной личности.

Задачи программы:

образовательные:

· обучить основам теории и практики работы с различными материалами (акварель, гуашь, декоративные материалы);

· обучить основным приемам живописи;

· обучить основам реалистичного искусства;

· познакомить с особенностями работы в области декоративного народного творчества;

· обучить основам композиционного решения;

развивающие:

· развитие фантазии, творческих способностей, умения работать с различными материалами;

· развитие художественного вкуса и понимания прекрасного;

· развивать художественно  графические умения и навыки ребенка глазомер, точность рисунка и выразительность линии, чувство пропорции;

воспитательные:

· способствовать развитию и формированию многогранной личности;

· воспитание любви и интереса к искусству;

· сформировать художественную культуру обучающихся;

· воспитание интереса к культуре эвенского народа;

· формирование толерантного отношения к другим народам;

· воспитывать любовь к малой Родине.

Отличительной особенностью программы является возможность восполнить недостаток знаний, умений и навыков по изобразительному и декоративно прикладному искусству (далее ДПИ) на занятиях в системе дополнительного образования, так как количество учебных часов, отведенных на изучение раздела «Изобразительное искусство» и «ДПИ» в школьной программе недостаточно для качественного овладения художественными навыками.

Набор в группу производится без определенных, художественных навыков. Программа позволяет работать с учащимися в возрасте от 7 до 12 лет, объединяя их по уровню подготовленности.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Штрихи Севера» 1 год обучения / всего 72 часа; два часа в неделю.

Формы проведения занятий в рамках реализации программы: лекции, беседы, практический занятия, дискуссии, мастер – классы, посещение экскурсий и выставок города, выставки работ учащихся.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная.

Занятия в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Штрихи Севера» по обучению детей 7 – 12 лет изобразительной деятельности с применением этнокультурного компонента в учреждении дополнительного образования проводятся: 2 раза в неделю по одному академическому часу (академический час равен 40 минутам).

Основные формы и методы организации учебного процесса. Каждое занятие имеет конкретную цель, логику и структуру. Основные функции методов обучения:

? обеспечение взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся;

? обеспечение усвоения содержания обучения в соответствии с поставленной задачей;

? способствовать обучению и развитию учащихся;

? активизировать учебную и познавательную активность обучающихся.  

Каждое занятие в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Штрихи Севера» по обучению детей 7 – 12 лет изобразительной деятельности с применением этнокультурного компонента в учреждении дополнительного образования является формой реализации всех функций учебного процесса, организует мотивированную учебную и познавательную деятельность каждого ребенка, в системе формируется качество знаний, осуществляется индивидуализация обучения за счет дифференцированного подхода путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы учебного материала индивидуально.

Создание ситуации успеха для каждого обучающегося, условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке ? одни из важнейших принципов работы в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Штрихи Севера» по обучению детей 7 – 12 лет изобразительной деятельности с применением этнокультурного компонента в учреждении дополнительного образования.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Штрихи Севера» по обучению детей 7 – 12 лет изобразительной деятельности с применением этнокультурного компонента в учреждении дополнительного образования представлены: итоговыми занятиями, выставками, контрольными заданиями, наблюдением, подготовка художественного оформления сцены для мероприятий (оформление театрализованных постановок, подготовка декораций для концертов и спектаклей).

Планируемые знания, умения, навыки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Штрихи Севера» по обучению детей 7 – 12 лет изобразительной деятельности с применением этнокультурного компонента в учреждении дополнительного образования:

знать:

-   краткую историю изобразительного искусства, великих художников, художников и косторезов родного края;

- способы компоновки рисунка в пространстве листа, азы конструктивного рисунка, основ цветоведения и колористики;

-   основные тенденции в изобразительном творчестве и ДПИ КМНС;

-   базовую терминологию изобразительного искусства;

уметь:

-   пользоваться современными источниками информации (интернет);

-   пользоваться палитрой, мольбертом, планшетом и т.д.;

-   работать на пленэрах;

-   рисовать на заданную тему;

-   выполнять узоры по мотивам декоративно прикладного искусства КМНС

-   использовать различные природные материалы для создания художественных композиций;

Основные методы организации учебного процесса в рамках разработанной программы:

-   объяснительно – иллюстративный (демонстрация репродукций, иллюстраций);

-   репродуктивный (работа по образцам);

-   частично поисковый (выполнение вариативных заданий);

-   творческий (творческие задания, эскизы, проекты);

-   исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);

-   метод стимулирования и мотивации интереса;

-   метод контроля и самоконтроля.

Учебно техническое оборудование представлено:

? материально – техническим, включающим в себя: ноутбуки; видеопроекторы;
демонстрационный экран.

? дидактическими материалами: урокипрезентации по темам: «Культура и происхождение этноса», «Особенности орнамента», «Пейзаж «горы – воды», «Мастера пейзажа» и др.; плакаты последовательности выполнения различных элементов кистевой живописи (мазки, выполнение различных узоров, изображение традиционных растений в эвенской культуре, изображение различных пород деревьев, сопок и т. д.); альбомы; методические разработки по темам: рисование с натуры и по представлению растений, анималистический жанр, пейзаж «горы – воды», рисование с натуры и по памяти фигуры человека; раздаточный материал: репродукции произведений мастеров КМНС для копирования, последовательность выполнения различных элементов; видеоматериалы: фильмы о истории и культуре эвенского народа.

-   сведения о помещении: кабинет, оснащенный водопроводом;

-   перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий, в расчете на каждого обучающегося: стол, акварельные краски, тушь, кисти, банки для воды, бумага, деревянные холсты, охра, уголь.

Для оценки уровня развития обучающихся и сформированности базовых навыков и умений контрольные занятия проводятся один раз в полгода.

Тематический план занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Штрихи Севера» по обучению детей 7 – 12 лет изобразительной деятельности с применением этнокультурного компонента в учреждении дополнительного образования представлен в таблице 1.

Таблица 1

Тематический план занятий

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Комплектование групп

4

4

 

2

2

1

1

3

Культура эвенского народа

4

2

2

4

Из истории эвенского творчества

6

4

2

5

Знакомство с различными техниками, художественными материалами, приемами работы с ними.

8

2

6

6

Материалы и инструменты традиционной эвенской живописи и ДПИ

4

1

3

7

Основы композиции

10

2

8

8

Мир флоры

16

2

14

9

Мир фауны

16

2

14

10

Итоговое занятие

2

1

1

 

ИТОГО:

72

 

 

 

Содержание занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Штрихи Севера» по обучению детей 7  12 лет изобразительной деятельности с применением этнокультурного компонента в учреждении дополнительного образования

Тема 1. Комплектование групп.

Собеседование.

Тема 2. Вводное занятие.

Теория: инструктаж по технике безопасности

Практика: знакомство с курсом и особенностями проведения занятий, необходимыми для них художественными материалами.

Тема 3. Культура эвенского народа.

Теория: культура и происхождение этноса. Исторические корни. Своеобразие культурных традиций. Отличие от других коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Религия и обычаи. Особое отношение к природе. Особое отношение к животному миру. Взаимосвязь природы и типичного эвенского жилища. Традиционная одежда. Особенности орнамента (Приложение 1).

Практика: записи в тетради, просмотр документальных фильмов, анализ произведений искусства и ДПИ.

Тема 4. Из истории эвенского творчества.

Теория: образцы живописи, народного костюма, изделий из кости. Знакомство с фольклором. Кукла в национальном костюме. Особенности меха. Особенности узора. Знакомство с представителем КМНС. Посещение выставки КМНС.

Практика: записи в тетрадь, просмотр печатных изданий, анализ творчества, чтение и прослушивание фольклорных произведений, создание альбома посвященного истории народа.

Тема 5. Знакомство с различными техниками, художественными материалами, приемами работы с ними.

Теория: знакомство с различными техниками рисунка. Изучение понятий: штрих, линия, пятно, насыщенность, растушёвка.

Практика: выполнение рисунков с натуры, различными материалами.

Тема 6. Материалы и инструменты традиционной эвенской живописи и ДПИ.

Теория: знакомство с традиционными материалами и эвенского ДПИ: рисунки на дереве, коже, охрой и сажей, резка по кости, вышивание бисером.

Практика: записи в тетради, выполнение рисунков традиционными материалами на свободную тему.

Тема 7. Основы композиции.

Теория: особенности композиции. Несимметричность. Нейтральный фон как символ бесконечности. "Плавающий", подвижный фокус вместо линейной перспективы, так называемый "психологический масштаб".

Практика: выполнение набросков композиций пейзажей, жанровых сценок и т. д. с использованием изученных композиционных приемов. Работа простым карандашом с растушевкой.

Тема 8. Мир флоры

Теория: Основы реалистического изображения объектов. Пропорции, светотень, последовательность работы над рисунком от общего к частному. Приемы рисования с натуры.

Практика: Способы изображения различных растений. Выполнение рисунков.

Тема 9. Мир фауны

Теория: изучение натуры. Рисование с натуры и по представлению. Изучение структуры изображаемых объектов.

Практика: способы изображения насекомых, птиц, животных, в традиционной реалистической манере (простой карандаш, акварель, гуашь) с натуры, по памяти, с фотографий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Этнокультурное воспитание — это деятельность различных институтов, государственных и негосударственных структур, которая направлена на изучение, сохранение, развитие и трансляцию традиционной народной культуры в современное социокультурное пространство. Изучение этнокультурного потенциала народов России, межкультурное общение, взаимодействие и сотрудничество, социализация этнокультурных сообществ, укрепление российской нации становятся актуальными педагогическими проблемами настоящего времени. В их решении большую роль играют образование и семейное воспитание. Большинство исследователей, считает, что именно в семье происходит закладка основных аспектов этнокультурного воспитания, так как именно семья является первоосновой, жизненно необходимой социальной средой, которая определяет пути развития личности ребенка, формирует первоначальные представления о культуре своего народа и страны.

Анализ научно – методической литературы позволил сформулировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования, а именно:

- создание толерантной развивающей культурно – образовательной среды, способствующей развитию эстетического, вкуса, рефлексии культуры, творческого, исследовательского потенциала каждого ребенка;

- формирование исследовательского интереса обучающихся к культуре народов Крайнего Севера России в рамках реализации программ дополнительного образования различной направленности; повышения уровня этнокультурной компетентности;

- обеспечение непрерывности процесса приобщения детей к поликультурным ценностям посредством интеграции задач общего, дополнительного образования и семейного воспитания;

- вариативность форм, методов приобщения детей к поликультурным ценностям;

- организация конкурсов, представлений, ярмарок, приуроченных к празднованию Рождества, Масленицы, Пасхи, Хэбденек и т. д., направленных на знание национальных обычаев, традиций, ритуалов, обрядов, фольклора с целью организации диалога культур, достижения взаимопонимания и гармонизации межэтнических отношений.

Таким образом, ценностные приоритеты, заключенные в традиционной этнокультуре, могут стать идейной основой современного образовательного процесса, направленного на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку, культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Агалакова Е.В. Особенности духовно–нравственного воспитания школьников в системе дополнительного образования в контексте требований нормативно  правовых актов // Право и образование. – 2014. – №2. – С. 41–46.

2. Антонова А.В. Проблема духовно–нравственного воспитания в современной школе // Наука третьего тысячелетия. – 2016. – №2. – С. 59–62.

3. Баишева М.И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха. – Якутск : Изд. дом СВФУ, 2015. – 162 с.

4. Байбородова Л.В. Идеи Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по организации внеурочной деятельности // Внешкольник. – 2012. – №13 – С.3–9.

5. Бакланова Т.И. Этнокультурная педагогика: проблемы русского этнокультурного и этнохудожественного образования: монография. Саратов : Изд. Вузовское образование, 2015. 155 с.

6. Бобров М.Я. Общие законы развития коллектива. Барнаул : Б.и., 1992. 166 с.

7. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М. : Педагогика, 1983. 158 с.

8. Вертякова, Э.Ф. Адаптивная технология по воспитанию этнокультурных отношений в условиях поликультурной образовательной среды: учеб.–метод. пособие для учителей. – Челябинск : Изд. РЕКПОЛ, 2007. – 111 с.

9. Вертякова Э.Ф. Воспитание этнокультурных отношений: термины и понятия: пособие – справочник. – Челябинск : Изд. Челябинского гос. пед. ун–та, 2007. – 52 с.

10. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 150 с.

11. Голованов В.П. Развитие полисферности дополнительного образования детей. – Йошкар–Ола : МГПИ им. Н.К. Крупской, 1996. – 340 с.

12. Гудкова И.С. Духовные ценности в процессе воспитания личности современного ребенка и традиции отечественного духовно  нравственного воспитания. – Коломна, 2016. –  С. 50–56.

13. Данилюк А.Я. Концепция духовно  нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 114 с.

14. Дивеева Г.В. Общеобразовательная школа – социокультурный центр: методические рекомендации / Г.В. Дивеева, А.Б. Григорян, И.Б. Белявская. – Ханты–Мансийск : РИО АУ «Ин–т развития образования», 2016 – 56 с.

15. Дубинин Н.П. Что такое человек. М. : Мысль, 1983. 334 с.

16. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М. : Владос, 2015. – 352 c.

17. Евладова Е.Б. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования: методическое пособие / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. – М. : Высшая школа, 2015. – 259 c.

18.   Калинина Л.Т. Эстетическое воспитание младших школьников как социально–педагогическая проблема // Начальная школа. 2016. – № 3. – С. 24–26.

19. Каргалов В.В. Народбогатырь. М. : Воениздат, 1971. – 199 с.

20. Карпушина Л.П. Организация поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 4. – С. 172–176.

21. Кудаев М.Р. Этнокультурное ориентирование образовательной системы региона: основы теории и практики реализации / М.Р. Кудаева, З.К. Дахужаева. Майкоп : 2004. 56 с

22.   Кукушин В. С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушкин, Л. Д. Столяренко. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2000. – 448 с.

23. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей.  М. : Книга по Требованию, 2016. – 256 c.

24. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. Челябинск : Юж.Урал. кн. издво, 1988. 261 с.

25. Мартынова М.Ю. Школьное образование как ресурс культурной и национальной идентичности // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011 г. – М. : 2012. – С. 236–243.

26. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09–3242).  

27. Педагогический энциклопедический словарь / Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М. Бим–Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2012. –  181 с.

28. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008).

29. Почебут Л.Г. Кросс–культурная и этническая психология: учебное пособие. / Л.Г. Почебут. – СПб. : Питер, 2012. – 336 с.

30.   Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. 1726р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

31. Родина М.Е. О необходимости теоретического осмысления духовно–нравственного воспитания в России // Вестник Северо–Кавказского гуманитарного института. – 2014. – №1. – С. 189–199.

32. Сиденко А.С. Сетевое взаимодействие для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов // Управление образованием. 2013. №2. С. 4450.

33. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М. : Механик, 1996. 208 с.

34. Соколова С.И. Духовно–нравственное воспитание молодого поколения // Теоретические и методические проблемы современного образования. – 2016. –  №1. – С. 315–317.

35. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996–р).

36. Сушкова Л. Н. Воспитание личности основами этнокультуры в современной России // Избранные вопросы современной науки. – Белгород: Изд. БелГУ, 2014. – С. 128–154.

37. Тавадов Г.Т. Этнология: Словарьсправочник. М. : Соц.полит, журнал, 1998. 687 с.

38. Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания // История. Культура. Язык. М. : Прогресс, 1995. 798 с.

39. Учебные проекты как средство подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде / Горшенина С.Н., Соколова П.Ю. // Сборник научных статей по материалам Всероссийской очно–заочной научно–методической конференции. Научный редактор Е.А. Александрова. 2017. С. 139–144.

40. Философские словари и справочники. – М.: Методическое пространство, 2016.  [Электронный ресурс] :  Режим доступа: Приложение 1

Планконспект занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Штрихи Севера»

Форма: интерактивный урок

Тема: «Особенности орнамента»

Цель урока: создать условия для совершенствования конструкторскотехнологических способностей и навыков учащихся в форме активной деятельности и способствовать формированию творческих способностей и приемов логической деятельности.

Задачи:

· познакомить учащихся с эвенским орнаментом;

· развитие умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе эвенских народных элементов орнамента;

· развитие художественных и конструкторскотехнологических способностей.

Ход занятия

Педагог:

С давних пор люди украшали узорами предметы быта: вазы, шкатулки, и.т.п одежду, расписывали потолки, мебель: спинки стульев и кресел, столы, и.т.п

 Давайте подумаем, для чего же они это делали? (Ответ детей)

 Еще с древних времен люди украшали свои жилища и предметы быта сценами из жизни, в которых образным языком они рассказывали о своих победах, мечтах, о своем представлении об окружающем мире, о важных для них и праздничных событиях.

 Как вы думаете, все могли красиво нарисовать сцены из жизни?

 Все ли люди умеют рисовать? (Ответ детей)

– Правильно, изображение сцен из жизни требовало некоторых способностей, которыми обладали не все, и украшать одежду было сложно. Появились орнаментальные украшения, которые требовали минимум времени и художественных способностей.

Педагог демонстрирует презентацию, которую сопровождает рассказом.

Слайд 1

– Эвенский орнамент строго геометричен, состоит преимущественно из полос, квадратов, треугольников, кругов и полукругов, зигзагов.

 

Слайд 2

– Полосовой орнамент, несмотря на простоту и однообразие узоров, в комбинации с квадратиками и прямоугольниками, чередующимися между собой, нередко в шашечном порядке, выглядит богато за счет разнообразия фактуры и тонкого подбора цветов. Этот мотив очень близок орнаментам северовосточных палеоазиатов, коряков и чукчей, с которыми эвены имеют давние культурные связи.

Слайд 3

– Часто встречается мотив, составленный из кругов. В этом орнаментальном мотиве круги располагаются на близком расстоянии друг от друга или же плотно примыкают друг к другу и даже сливаются, образовывая восьмеркообразные фигуры. В виде бордюра он встречается на одежде, в виде отдельных кругов – на головных уборах и перчатках. На кафтанах камчатских эвенов – вероятно, как творческое осмысление мастерицей традиционного кружкового мотива, – можно увидеть своеобразный узор, представляющий собой круги, соединенные петлеобразным элементом.

Слайд 4

– Еще одним традиционным мотивом эвенского орнамента являются дуги или «арочки». Пространство внутри арочек заполнено кружками. Часто мастерицы используют элементы в виде петель, которые являются производными от кружкового и арочного мотивов. Среди современных народных мастериц есть мнение, что этот характерный для эвенского орнамента мотив имеет антропоморфный характер, т. е. изображает человека. Данный, сильно стилизованный, орнаментальный мотив в самом деле отдаленно напоминает ряд человеческих фигурок.

Слайд 5

– На традиционной эвенской одежде, кроме шаманских атрибутов, никогда не было непосредственного изображения людей или животных. Вероятно, это связано с анимистическими верованиями эвенов, с запретом на иное использование, кроме как ритуального, когда такие изображения можно было создавать только на ритуальной одежде и предметах шаманов.

Слайд 6

– Пример изображений фигурок людей и животных мы можем увидеть на шапочке из комплекта эвенского шаманского костюма из собрания Камчатского краевого художественного музея. Эта шапка предназначена для камлания, когда мужчины собирались на охоту.

Обратите внимание, шапочка круглой формы, сшита из черной плотной ткани, по краю оторочена кантами из полос светлой, крашенной в охристый цвет и дымленой ровдуги. По всей окружности шапочки выполнен полосовой орнамент из кожи, в котором, в технике продержки, перемежаются светлый и крашеный ремешки, создавая геометрический узор в виде прямоугольников. Изображения медведя, волков, стаи рыб и фигурки людей, выполненные из светлой неокрашенной ровдуги в технике аппликации, распределены по всей поверхности изделия.

– Орнамент, являясь особой формой изобразительного искусства, издавна нес в себе важную смысловую нагрузку, мог быть пиктографическим либо племенным, родовым знаком, а также выражал мировоззрение народа, его представления о мироустройстве.

Педагог раздает наглядные рисунки орнаментов

– Основные знания о принадлежности орнамента получали из семьи. Детские впечатления об узорах проносились через всю жизнь и воссоздавались в сознательном возрасте на своих нарядах. Некоторые декоративные элементы (например узор на переднике) служили календарями. Наиболее полная и архаичная символика сохранилась в праздничной одежде эвенов. Общая концепция обрядового костюма эвенов, судя по орнаментальной композиции кафтана и нагрудника, воспроизводит основы мироздания в виде деревьев, как единство птицезмей, и является копией горизонтальной и вертикальной моделей мира. Традиционный для эвенской и эвенкийской одежды «лестничный» орнамент, располагающийся по бортам полочек кафтана, связан с понятиями «лестница – дерево – птица», отражающими идею пути. При этом идея пути многопланова – это путь по вселенной и путь между жизнью, смертью и новым рождением, путь оленей и течение реки. Трехцветные полосы красного, черного и белого воспроизводят основной цветовой код культуры и связаны с идеей жизни, смерти и возрождения. Также используется символика змеи, которая про­слеживается в зигзагообразном узоре и чередовании черного и белого цветов, как окраски змеиной шкуры. Подтверждение этим теориям мы можем найти в эвенских обрядах и ритуалах. 22го июня, проводится обрядовый праздник встречи Нового солнца и Нового года «Хэбдэнек», в котором вы, возможно, принимали участие?

Ответ детей

– Обязательным условием проведения обрядового праздника является наличие в месте проведения двух деревьев (лиственниц), стоящих рядом, которые олицетворяют священных птицумать и птицуотца. Две лиственницы с натянутой между стволами веревкой (гилбэр) символизируют небесные врата – лестницу, путь, которые открываются только в дни солнцестояния. В других описаниях этого же праздника есть сведения о том, что участники церемонии встречи эвенского Нового года в ритуале поклонения силам плодородия в облике крылатого оленя и птицыстерха летели вслед за шаманом к верховному божеству неба и его женесолнцу. Символические образы дерева, птицы, змеи, оленей, лестницы можно найти и в других обрядах и ритуалах эвенов. Таким образом, можно увидеть, как обрядовая символика находит воплощение в семантике орнамента народного костюма.

– А сейчас ребята, я предлагаю вам заполнить еще одну страницу альбома и на основе полученных знаний нарисовать эвенский костюм с изображением традиционного орнамента.

(На протяжении всего года ребята ведут альбом, который в последующем будет служить подсказкой к культуре народа)

Ребята сами представляют свои работы, рассказывают каким орнаментом они вдохновились.

Похожие работы на - ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!