МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С ПОДРОСТКАМИ
МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С ПОДРОСТКАМИ
фамилия и инициалы автора
Аннотация. Иногда родители используют
манипулятивные приемы по разным причинам, которые кажутся безобидными и даже
полезными для формирования личности подростка, но могут существенно повлиять на
его формирование. Данная статья посвящена описанию наиболее распространенных
манипулятивных тактик, их возможных причин и последствий, а также теоретическим
подходам к проблемам детско-родительского общения в подростковый период.
Ключевые слова: манипуляции, детско-родительские
взаимоотношения, стили воспитания, подростковый возраст.
В
основе психологических особенностей семей,
воспитывающих подростков лежат культурно-исторические факторы, которые
находятся под влиянием общественных норм и ценностей. Поэтому родители являются
основой всех остальных, общественных отношений ребёнка, который будет им
устанавливаться и создаваться. Кроме того, эти отношения являются центральной
частью в развитии самосознания – через них ребенок получает опыт отношения не
только к другим, а и к самому себе.
Отношения между детьми и родителями являются:
- системой различных чувств к ребенку, поведенческих
стратегий общения со взрослым и ребенком;
- особенностей понимания характера и личности ребенка,
его поступков;
- особенностей восприятия и понимания характера и
личности ребенка, его поведения.
Представители разных психологических школ и направлений
исследовали особенности взаимоотношений в системе «родители-подростки»,
складывающиеся на различных этапах развития. И именно благодаря этому
взаимодействию родители и подростки приобретают нормы и правила нравственности,
навыки совместной деятельности, формируют мировоззрение, ценности и идеалы.
Так же не редко в нашей жизни мы встречаем такое умение,
как манипулирование взрослыми и друзьями, которое дети и подростки проявляют на
протяжении всей жизни. Ни один родитель не может так быстро и четко сформулировать
свое желание, как ребенок. Родители часто бывают вынуждены идти навстречу
желаниям ребенка и соглашаться с ним. Однако иногда даже самые серьезные
родители не в силах отказать своему чаду в его просьбе.
И родители, и дети пользуются манипулятивным общением
в процессе общения с другими людьми. Наблюдая за общением ребенка с родителями,
отечественные и зарубежные исследователи пришли к выводу, что в детском общении
присутствует манипуляция, скрытое управление поведением оппонента.
Ф. С. Райс и К. Долджин [4] выделяют некоторые
особенности семейных отношений, которые необходимы для нормального развития
ребенка в подростковом периоде:
- содействие родителей, а также их желание помочь;
- родители могут быть внимательными к своим детям, они
могут понять их переживания;
- если родители любят друг друга, то они будут всегда
поддерживать позитивный настрой в семье;
- принятие и одобрение со стороны родителей;
- в первую очередь, это доверие к ребенку;
- родителям необходимо проявлять большую гибкость,
приспосабливаемость к мнению других людей и терпимость в своих взглядах на
жизнь;
- если родители будут примером для подражания своим
детям, то они смогут научить их тому, что нужно делать[2].
Манипуляция – это явление, которое трудно заметить. Не
только в том случае, если она направлена на детей со стороны родителей, но и в
том случае, если она направлена против них. И, конечно же, в большинстве
случаев она скрыта под маской заботы и опеки. Если ребенок находится в
материальной зависимости от родителей или учится на заочном отделении, то ему
будет очень сложно справиться с этой задачей[3].
Но если родители хотят развить у ребенка навыки
самоконтроля, то стоит обратить внимание на пассивность и контроль. С одной
стороны это правильно – родители должны ожидать от своего чада
самостоятельности во всех вопросах личной гигиены и ухода за собой, но с другой
стороны это может привести к тому, что ребенок будет помнить о том, что нужно
чистить зубы. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Некоторые
родители прибегают к эмоциональным манипуляциям, чтобы вернуть контроль над
ребенком.
Однако некоторые исследователи (Э. Шостром, Э. Адлер)
считают, что именно родители невольно формируют у своих детей манипулятивные
навыки поведения. Чтобы стать успешнее в манипулятивном общении, ребенку нужно
прилагать значительные умственные усилия для того, чтобы понять предназначение
в жизни, уметь планировать свою деятельность и чувствовать других людей [1].
При выборе инструмента манипулятор-родитель, может
воспользоваться одним из множества инструментов для воздействия на своего
ребёнка. Исследование, проведенное Дэниелом Флинтом, показывает, что самые
популярные стратегии воздействия – это «манипуляция».
Те родители, которые склонны манипулировать своими
детьми и снижать их самооценку стремятся установить над ними психологический
контроль, что снижает их самооценку. Они:
- ребенка обвиняют во всех бедах взрослого, а именно в
его проблемах;
- не дают забыть прошлые ошибки, постоянно напоминая о
них;
- заявляют, что у ребенка нет хороших качеств в семье;
- в то же время они упрекают ребенка в том, что он
сделал и чем пожертвовал ради него;
- виновником своих чувств считают ребенка, а он в свою
очередь возлагает вину на себя [4].
К примеру, можно привести следующую ситуацию: ребенок
приходит домой раньше указанного времени. А родитель, в свою очередь,
обрушивается на него с упреками и обвинениями: “Как ты мог так поступить со
мной?!? Тебе известно о моей тревоге за тебя. И все равно ты вернулся в столь
поздний час? Меня это так бесит – ты меня просто с ума сведешь!»
Действительно, подобная реакция выглядит вполне
оправданной: родители совершенно справедливо опасаются за безопасность
подростка. Однако этот взрослый – возможно, неосознанно, – повлиял на ребенка,
обвинив его в своих чувствах. Дэниэл Флинт считает, что эта проблема состоит не
в том, что родитель использует свои эмоции для установления психологического
контроля над ребенком, а в том, что родитель пытается контролировать ребенка с
помощью своих чувств.
Эти типы манипуляций используют эмоциональные сигналы
для того чтобы воздействовать на семейные отношения. Нет ничего удивительного в
том, что ребёнок, который усвоил урок и применил его в следующий раз, будет
использовать тот же приём: «Я ничего не мог с этим сделать, ты меня разозлил». «Да,
конечно, я вышел и хлопнул дверью! И чем мне еще заниматься?!»
В исследовании М.А. Фрист и А.А. Яник [6], посвященном
личностной автономии подростков в контексте их общей позитивности, были
выявлены ключевые параметры субъективной оценки подростками взаимоотношений с
родителем при ее общей негативности – это равноправие, принятие и взаимное
уважение, а при ее относительной нейтральности – взаимопонимание.
Однако именно эта открытость взаимодействия является
одним из главных условий для налаживания продуктивных отношений между
родителями и детьми, которые в свою очередь влияют на становление личностной
автономии у ребенка. Отмечается также, что подростки с позитивной самооценкой к
отношениям с родителями более развиты такими ресурсами формирования личности,
как суверенность психологического пространства и ориентация на себя в процессе
жизнедеятельности.
У подростков с более негативной оценкой отношений с
родителями прослеживается, более слабая личностная автономия и депривация
границ психологического пространства[5].
Принятие и уважение со стороны родителей является
важным условием формирования позитивного самоотношения подростка, опоры на себя
и личностную автономию.
Однако в некоторых семьях манипуляция допустима, и
каждого из двух участников этого процесса это устраивает. Родители полностью
контролируют своего ребенка, взрослого или нет, а ребенок снимает
ответственность за свои действия и решения. Родители всегда все знают и подскажут,
как лучше сделать или не сделать.
Манипуляции не предполагают учета желаний или
предпочтений другого. В любом случае ребенок всегда будет объектом для
родителя, который снимет страх или беспокойство, тот, кто даст почувствовать
себя важным и значительным, тот, кто откроет в нем источник силы и уверенности,
тот, кто закроет в нем пустоту и одиночество. Ну и конечно же, в любом случае
манипуляция родителями будет выглядеть как забота, опека и любовь. В первую
очередь родители являются для подростка самыми важными людьми, которые его
любят и верят ему. Это нормально для детей, которые зависят от своих родителей.
Для того чтобы ребенок вырос, ему необходимо научиться устанавливать границы, а
также заявить о своих правах и желаниях.
Именно это и происходит в подростковом периоде, когда
ребенок начинает бунтовать, говорит постоянно и на все «нет». Ему важно построить
свой мир, где он сможет быть сам себе хозяином. Если же такая возможность не
предоставляется, то в дальнейшем она может быть предоставлена только в том
случае, если родители полностью контролируют своего ребенка [3].
Таким образом, эмоциональное общение между родителями
и детьми имеет свои особенности, которые связаны со спецификой манипулятивных
тенденций в общении. К основным факторам, влияющим на формирование
манипулятивного поведения у подростков, относятся родительская
непоследовательность, чрезмерное эмоциональное напряжение и повышенная
тревожность за ребенка.
Нужно повышать родительскую грамотность, чтобы
родители могли общаться с детьми на равных. Именно эта проблема является
главной в данной работе. Она заключается в том, что подросток стремится к
эмансипации от своих родителей, но и одновременно нуждается в их поддержке.
Не стоит забывать, что родители должны содействовать
формированию автономии подростка, а также обеспечивать ему психологическое
сопровождение процесса взросления с помощью авторитета родителей и их
психологической поддержки.
Библиографический
список
1.
Абдуллаева
В.К. Влияние стилей родительского воспитания на формирование суицидальных
тенденций у подростков // Вопросы науки и образования. 2019.
2.
Бобровникова
Н.С. Взаимоотношения подростков и родителей как социально-личностный ресурс и
основа профилактики буллинга // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2. https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN218.pdf
3.
Кузьмишина
Т. Л. Детские манипуляции во взаимодействии с родителями // Problemy Wczesnej
Edukacji / Issues in Early Education. – 2013. – No. 21. – P. 65–73.
4.
Райс
Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. Е.
Николаевой. Питер, 2010. – 816 с.
5.
Черепанова И.В., Черепанов О.А. Отношения с
родителем противоположного пола как фактор формирования акцентуаций характера у
подростков // Вестник МДУ имя А.А. Куляшова № 2 (50). 2017. С. 64-69.
6.
Фризен
М. А., Яник А.А. Личностная автономия старших подростков с разной субъективной
оценкой взаимоотношений с родителями // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные
науки». № 1 (29). 2017. C.63-70.
MANIPULATIVE TENDENCIES IN CHILD-PARENT RELATIONSHIPS WITH ADOLESCENTS
фамилия и инициалы
автора
Keywords: manipulative tendencies, child-parent relations, parenting
styles, adolescent behavior