Взаимосвязь семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия ребенка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2022-02-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимосвязь семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия ребенка

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение......................................................................................................

3

1

Теоретические проблемы семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия ребенка………………

 

5

 

1.1

Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….

 

5

 

1.2

Эмоциональное благополучие старшего дошкольника………..

8

 

1.3

Особенности семейной среды и детско-родительских отношений………………………………………………………….

 

13

2

Опытно-экспериментальное исследование семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия ребенка………

 

21

 

2.1

Методики исследования характера взаимоотношений в семье и эмоционального состояния ребенка……………………………..

 

21

 

2.2

Диагностика детско-родительских отношений и эмоционального состояния ребенка……………………………...

 

25

 

2.3

Анализ результатов полученных после проведения диагностики…………………………………………………………

 

28

Заключение……………………………………………………………………

30

Список использованных источников………………………………………..

31

Приложение. Текстопросника родительского отношения………………

33


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что семейное воспитание имеет непосредственное и наиболее сильное влияние на формирование личности ребенка. В современном мире ведущая роль в становлении личности ребенка отведена детско-родительским отношениям. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их чуткости, характер семейных связей оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, на них построены формы выстраивания отношений с другими людьми.

Именно благоприятная семейная обстановка способствует удовлетворению всех потребностей ребенка, дает возможности для наиболее полного раскрытия его психических и индивидуальных способностей, делает первые шаги в социализации ребенка, установлению им оптимальных отношений с окружающими, создает основу для эмоционального благополучия.

Изучению проблемы детско-родительских отношений посвящены работы многих известных отечественных и зарубежных психологов, таких как К. Роджерс, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, В.С. Мухина. Какие бы подходы в своих работах не применяли ученые, однозначно мнение о важности семейного воспитания и его влияние на становление личности ребенка, в частности его эмоциональной сферы.

Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В данный момент, по мнению исследователей, наблюдается кризис семейных отношений, когда родители не заботятся о влиянии семейной среды на ребенка, установлению с ним дружеских, близких контактов. Поэтому мы выбрали данную тему для нашего исследования.

Цель исследования– изучить влияние родительского отношения на особенности эмоциональной сферы дошкольника.

Объект исследования– эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.

Предмет исследования– семья, родительское отношение как фактор гармоничного развития эмоциональной сферы ребенка.

Гипотеза исследования: мы предполагали, что эмоциональное благополучие детей и характер семейных взаимоотношений взаимосвязаны.

Исходя из цели и гипотезы исследования, необходимо решить следующие задачи:

? проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

? исследовать особенности семейной среды и детско-родительских отношений;

? исследовать эмоциональную сферу детей;

? определить влияние семейных взаимоотношений на эмоциональное состояние детей.

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Практические: были применены следующие методики «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бepнc, С. Кaуфмaн); тест родительского отношения; методика Рене Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка», цветовой тест Люшера.

База исследования:ДОУ № 231 города Краснодара, в исследовании принимали участиедети 5–6 лет в количестве 16 человек, их родители (матери и отцы) в количестве 16 человек.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

 

1 Теоретические проблемы семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучияребенка

1.1 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

 

Человек – эмоциональный вид, эмоции играют большую роль в его жизни. Они и отражают в сознании реальность, и проводят нас через мир взаимоотношений, и сопровождают каждое наше действие.

Определим сначала само понятие эмоция. Эмоция (от лат.Emovereвозбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение.Емкое определение даетК. Ланге: «эмоции – это душевные движения». Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по отношению к окружающему миру и людям. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Выделяют такие функции эмоций как:

? Сигнальная, которая заключается в том, чтобы давать нам эмоциональный сигнал, вызванный либо внутренним состоянием, либо внешней обстановкой. Этот сигнал призывает нас к какому-либо действию исходя из заданной ситуации.

? Регулятивная, которую можно обозначить как фон наших действий – положительный, что позволяет нам работать в работоспособном режиме, отрицательный, который расслабляет или угнетает процесс деятельности.

? Познавательная, которая сопровождает процесс познания, привлекая к изучаемому объекту или наоборот вызывая неприятие к нему.

Л.С. Выготский писал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка». Развитие эмоций ребенка – это стержень его личностного становления.

Старший дошкольник – это человек с достаточным объемом переживаний, эмоциональным реагированием. Теперь у него есть более сложная гамма чувств, оттенков эмоций, дополнений в виде богатств мимики, жестов, взглядов, интонаций голоса, движений. Он острее чувствует настроение и состояние другого человека, учится распознавать по невербальным действиям намерения другого. У него сильнее, чем у взрослых людей проявляется интуитивная способность слышать эмоциональное состояние другого, поэтому надо уделять внимание развитию эмпатии и умение контактировать с окружающими.

Ребенок очень рано усваивает те формы эмоционального состояния, которые закрепились в определенной этнокультуре, он учится воспринимать и понимать переживания других людей и выражать собственные эмоции. Благодаря значению, которое имеет взрослый в жизни ребенка, в процессе взаимодействия с ним ребенок все тоньше дифференцирует и внешний облик взрослого, и изменения, которые происходят в нем, и в том числе и прежде всего изменения эмоционального выражения его мимики, интонационной выразительности голоса, жестов.

У детей разная степень восприятия эмоциональных состояний окружающих. Лучше всего они воспринимают положительные эмоции – радость, восторг. Хорошо распознают такие проявления как грусть, гнев, сердитость. Хуже всего идентифицируют удивление, которое сопровождает заинтересованность в чем-либо.

Понимание эмоционального состояния человека невозможно без способности воспринимать экспрессивные признаки выражения эмоции. Благодаря такому восприятию у ребенка формируется перцептивный образ. Он позволяет быстрее распознавать состояние другого. Надо отметить, что у старших дошкольников уже сложен целостный, объемный образ состояния, совокупность элементов экспрессии.

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие социальных эмоций. Это сочувствие, сопереживание, содействие – составляющие такое важное понятие как эмпатия. Эмпатия понимается как социальное образование, возникающее при ощущении чувств и переживаний другого, проникновения в состояние и сферу личностного восприятия.

Социальные эмоции сначала приобретаются детьми в ходе социализации при влиянии взаимодействий со взрослыми и сверстниками. Затем приобретенные социальные и моральные нормы становятся полноценным образованием личности. И уже затем начинают регулировать поведение, проявляя мотивационную сущность.

Развитие высших человеческих социальных эмоций происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

Именно социальные эмоции формируются под действием воспитания, а также влияют на приобретение большинства социальных ценностей, понятия социальных норм и социальных требований. Развитие социальных эмоций предполагает не только усвоение норм и требований социального общества, но, а также и выработку отношений ко всем полученным знаниям. Так если проще говорить, то появляется необходимость не только в том, чтобы понять все нормы, но, а также принять их и стараться наиболее точным образом следовать.

Как и в раннем и среднем дошкольном возрасте жизнь ребенка в большей степени подчинена чувствам. Управлять своими переживаниями он только учится, поэтому подвержен влияниям окружающей обстановке. Его легко огорчить, привести в негодование, обрадовать, развеселить. Смена эмоций очень быстрая и малоуправляемая самим ребенком, так как он только познает себя и осваивает самоконтроль. Настроение очень зависит от социальных отношений. Это и отношения с близкими людьми и в группе сверстников.

В этом возрасте наряду с нормами развития проявляются и трудности в эмоциональной сфере. Выделяют такие виды проблем:

? Агрессия. Проявляется в неуравношенности, конфликтности, аффективном поведении.

? Эмоциональная расторможенность. Проявляется в быстрых реакциях, сменах состояний. Мешают сосредоточиться, уменьшает саморегуляцию поведения.

? Эмоциональная заторможенность. Проявляется в сжатой эмоциональности, робости, необщительности.

Каждый вид проблем несет влияние на личностное развитие ребенка, сказывается на его деятельности и взаимоотношениях с миром. Поэтому так важно провести коррекцию еще в этом возрасте, чтобы в дальнейшем не возникало проблем со взаимоотношениями с окружающими и отношением к самому себе.

Таким образом, можно выделить основные направления эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста: усложнение эмоциональных проявлений и их регулирования в деятельности и поведении; формирование моральных и социальных эмоций, происходит становление эмоционального фона психического развития детей; дети овладевают навыками эмоциональной регуляции, что позволяет им сдерживать резкие выражения чувств и перепадов настроения.

 

1.2 Эмоциональное благополучие старшего дошкольника

 

Под эмоциональным благополучием понимается устойчивое эмоционально-комфортное состояние ребенка с полной удовлетворенностью в социальных и физиологических потребностях. Это некий баланс между психическими и телесными ощущениями, интеллектуальной и эмоциональной сфере. Только такое функционирование системы может сопровождать успешный ход любой деятельности.

Эмоциональное благополучие есть совокупность нескольких показателей:

? Эмоция удовольствия – неудовольствия, сопровождающая действия ребенка

? Переживание успеха – провала в своей деятельности

? Переживание комфорта – дискомфорта в отношении внешней безопасности

? Переживание комфорта – дискомфорта в отношении взаимодействий с другими людьми

? Переживание одобрения – неодобрения окружающими своих действий

Можно выделить три уровня эмоционального благополучия: низкий, средний, высокий. Высокий уровень характеризуется общительностью, контактностью, желанием участвовать в коллективных действиях, способностью принимать лидерские и второстепенные роли, умением решать конфликтные ситуации, принятие правил нахождения в какой-то ситуации, сопереживание и внимательность к другим людям, саморегуляцией и адекватным проявлением своих внутренних состояний и потребностей.

Ребенок имеет ярко выраженную потребность в обеспечении чувства безопасности, которое ему дают взрослые, особенно родители. Чувство безопасности проявляется в заботе, поддержке со стороны взрослых. Именно взрослые дают чувство защищенности и неуязвимости в отношении реального мира. Благодаря этому ребенок находится в состоянии эмоционального комфорта, привязанности к взрослому. Наличие привязанности способствует уверенности ребенка в необходимой поддержке со стороны взрослого.

Чувство эмоционального комфорта является неотъемлемой характеристикой нормального нахождения в отношениях с миром «я – мир», условием его психического и личностного развития. Оно возникает при положительном взаимодействии с родителями. При отсутствии эмоционально-положительного контакта наблюдается нарушение психического развития ребенка, особенно в младенческом и раннем возрасте.

Эмоциональный комфорт формируется из чувства базового доверия к миру, активно-доверительного отношения к окружению и устойчивого положительно-эмоционального состояния. Именно взрослый закладывает основы такого состояния духа через доброжелательное внимание взрослого, эмоциональное взаимодействие, нахождения в определенной эмоционально-окрашенной среде.

От сопричастности к семье, семейным делам, от доброжелательного и внимательного отношения, от соблюдения личностных границ и уважения на собственные права ребенка возникает эмоциональное благополучие – чувство веры в себя и в свои силы. Таким образом, ребенок становится жизнерадостным, уверенным в себе, доброжелательным по отношению другим. Происходит полноценное психическое и физическое развитие. В условиях благополучной семейной среды ребенок не чувствует недостатка взаимной любви, и тем самым учиться любить сам. Ребенок, окруженный любовью и заботой, сам воспроизводит эти чувства по отношению к членам семьи. Такой вид взаимоотношений образует психологически стабильную и здоровую личность.

А.Д. Кошелева отмечает, что именно семья создает модели социального поведения. Ребенок прежде всего сохраняет перцептивный образ взаимодействия в семье, принимает его как эталон действий в социальных контактах. В дальнейшем он будет опираться именно на этот эталон, выстраивая свои отношения с другими людьми.

Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье

Э. Эриксон считал устойчивое  положительно окрашенное эмоциональное состояние детей дошкольного возраста основой для всего взаимодействия с миром, влияющим на восприятие семейных отношений, построение отношений со сверстниками, когнитивное и эмоционально-волевое развитие, форму действий в стрессовых ситуациях.

Исследования эмоционального благополучия ребенка в разных возрастах показали, что оно проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность, отношении к оценке взрослого, развитии самоконтроля, стиле переживания ситуации разлуки с близким взрослым, переживании семейной ситуации. В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Определяя ведущее значение эмоций в жизни ребенка, в своей работе В.В. Зеньковскийписал: «Власть настроений, случайных, нетерпеливых, быстрых, кладет печать непосредственности на всю детскую активность. В этом смысле детство может быть названо золотой порой эмоциональной активности».

Эмоциональное неблагополучие приводит затруднению построений коммуникаций с окружением, мешает обретению новых социальных ролей. Эмоциональное неблагополучие составляют такие факторы как негативный фон настроения, бедный спектр эмоций, неадекватные формы реагирование на оценку своих действий – это и безразличие и агрессия, сильное переживание тревоги и страха.

Постоянный негативный эмоциональный фон приводит к образованию негативных смысловых установок, производят мотивы самоотстранения, нежелания вступать в социальные связи, что ведет к дисгармонии социального развития.

Детей с эмоциональным неблагополучием характеризуют следующие качества: замкнутость, боязливость, неуверенность, повышенная ранимость, неустойчивость и неадекватность эмоциональных реакций, порой острое переживание какой-либо ситуации и вследствие истерики, агрессии, протесты, часто подавленное состояние, мрачность, уныние.

Можно выделить определенные признаки эмоционального неблагополучия и сформулировать их в виде показателей для наблюдения в повседневной психолого-педагогической практике:

? Неумеренная эмоциональная чувствительность. Признаки: постоянно наблюдаются аффективные реакции и изменения в настроении ребенка, усиленные эмоциональные реакции.

? Неадекватная длительность эмоций. Признаки: чересчур длительные отрицательные переживания и короткие положительные переживания.

? Интенсивность течения эмоций. Признаки: апатичность, вялость в актуальных для дошкольников видах деятельности; чрезмерная возбужденность в поведении.

? Эмоциональная устойчивость. Признаки: затрудненность выхода из отрицательных переживаний к благополучной продуктивной деятельности.

? Преобладание отрицательных по содержанию эмоций. Признаки: частое проявление страха, печали, гнева, обиды, стыда и т.д.; преобладание сниженного настроения.

Таким образом, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности его развития. Оно не зависит от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от системы семейных взаимоотношений и поэтому может рассматриваться как критерий успешности детско-родительский отношений.

 

1.3 Особенности семейной среды и детско-родительских отношений

 

Семья является первым и самым важным транслятором социального влияния, знакомит его с миром родственных отношений, способствует возникновению определенных чувств, действий, привычек, черт характера и развитию психических свойств. Семейная среда формирует человека, стиль его дальнейших семейных отношений.

Выделяют следующие аспекты детско-родительских отношений. Это родительская позиция, которая характеризуется степенью эмоционального принятия ребенка, целью и задачами воспитания, образом ребенка и себя как родителя, выбранным стилем поведения как воспитателя, желанием быть родителем.

Это тип семейного воспитания, который определяется стилем общения и взаимодействия, установленной степенью контроля, внимательностью к потребностям ребенка и последовательностью в выбранных действиях.

Это воспитательный образ родителя и образ семейного воспитания у ребенка. Ребенок, как и родитель, является активным членом, субъектом воспитательного процесса.

Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». Многие исследователи указывают на то, что родительские отношению имеют начало до рождения ребенка, здесь важны такие аспекты как особенности личности родителей, их паттерны семейных отношений и способы взаимодействия с их родителями, социокультурные и семейные традиции, как они общаются между собой. Так же выделяют значимым фактором родительские представления о ребенке – характере, поле, способностях. Это все влияет на построения стиля и принципов воспитания, организацию общения с ребенком.

Именно детско-родительские отношения определяют психическое развитие ребенка и становление его как личности. Воспитательный процесс и особенности взаимоотношений, особенности восприятия детей родителями, ценностные ориентации формируют уникальную среду для развития и социализации ребенка.

Для развития ребенка важны родительские позиции в вопросе воспитания. Они определяют стиль воспитания в семье, что соответственно формирует психологический климат, процессы взаимодействия.

В педагогической литературы наиболее описаны три стиля воспитания: авторитарный, авторитетный и попустительский. Дадим характеристику каждого из них.

Авторитарный стиль характеризуется излишней требовательностью, контролем, отсутствием право голоса и самостоятельности в принятии решений детьми. Взрослые не уважают и не пытаются понять мнение ребенка, не учитывают его интересы, вторгаются в личное пространство. Конфликтные ситуации решаются методом «кнута и пряника», часто имеет место физическое наказание. Дети принимают только внешний контроль, боясь наказания или угрозы, нормы и правила не становятся их внутренним содержанием. Впоследствии это вытекает или в пассивную позицию по отношению к своей жизни или в агрессию, попытку доказать свою правоту.

Авторитетный стиль проявляется с одной стороны в предоставлении ребенку самостоятельности, свободе выбора, с другой – в мягком контроле, наделении ответственностью за свои шаги, строгости в выполнении обязанностей. Ребенок на равных включен в жизнь семьи, он участвует в семейных советах, к его мнению прислушиваются и корректируют его. Родители активно-положительно относятся к ребенку, чувствуют и поддерживают его.

Попустительский стиль характеризуется в предоставлении свободы, бесконтрольности и порой вседозволенности. Родители не направляют, не руководят ребенком, что подразумевает незаинтересованность и равнодушие в становлении ребенка. Это приводит к тому, что ребенок вырастает равнодушным, неотзывчивым, эмоционально холодным к другим или безответственным, привыкшим к вседозволенности.

Также были выделены другие стили воспитания – хаотический стиль, опекающий стиль.

Хаотический стиль воспитания характеризуется отсутствием единого подхода в воспитании, в смене родительских позиции, несогласованности действий между родителями, нет определенных постоянных требований и средств воспитания. Нарушается потребность ребенка в устойчивости, стабильности окружающего мира, определении ясных ориентиров в оценки своих действий.

Опекающий стиль воспитания характеризуется сильной эмоциональной привязанностью родителей, в стремлении оградить ребенка от трудностей и столкновений с окружением, отсутствием самостоятельности у детей. Это приводит к формированию тревожности, беспомощности, незрелости в социальном плане, зависимости от родителей, также к эгоизму и требовательности по отношению к другим.

Авторитетный стиль строится на таких принципах, как желание родителей поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка, родитель оценивает сами поступки, а не личность ребенка, родитель старается предложить сотрудничество в общении. В общем, детско-родительские отношения строятся на основе эффективно выработанного личностного общения.

Но не всем родителям удается выстраивать такие гармоничные отношения. Зачастую складывается ситуация неуспеха из-за ошибок в воспитательном процессе.

Приведем классификацию Э.Г. Эйдемиллера неправильных стилей воспитания.

? Гипопротекция – семейное безразличие к интересам и увлечениям детей, но при соответствующей материальной поддержке.

? Доминирующая протекция – чрезмерная мелочная опека над ребенком.

? Потворствующаягиперпротекция – усиленное покровительство и освобождение от домашних дел.

? Потворствующаягипопротекция – отстутсвие надлежащего контроля восполняется вседозволенностью вне дома.

? Эмоциональное отвержение – холодное, неприязненное отношение к ребенку.

? Жесткое обращение – родители выплескивают агрессию на ребенка.

?  Повышенная моральная ответственность – родители возлагают большие надежды на будущее ребенка, предъявляя ему высокие требования.

? Воспитание в культе болезни в семьях с больным ребенком.

? Противоречивое воспитание – родители занимают различные позиции в воспитании.

Негативные личностные качества – агрессия, инфантилизм, застенчивость, связывают с нарушением взаимоотношений ребенка с родителями и членами семьи. Даются такие типы семейных отношений, которые способствуют образованию этих качеств:

? Пассивно-оборонительные отношения – дети в состоянии скрытого конфликта, отсутствие эмоциональной близости между членами семьи.

? Семья в атмосфере эмоциональной несдержанности – дети копируют стиль родительской агрессии и относятся к ним зеркально, то есть в оборонительной агрессивной позиции. Дети не уверены в удовлетворении своих потребностей, становятся эмоционально неудержимыми и возбудимыми.

? Семья в атмосфере эмоциональной несдержанности, но дети имеют слабый тип нервной системы, от этого отвечают пассивно, покорно. Возникают проблемы физиологического характера – тик, энурез, заикание.

Немаловажным в создании семейной среды является само устройство семьи. Выделяют такие типы семей как:

? Гармоничная – взаимосвязь и обоюдная привязанность членов семьи.

? Негармоничная – один из родителей занимает доминирующее положение по отношению к другому, другой становится зависимым.

? Ригиднаяпсевдосолидарная – наличие безоговорочной диктатуры одного из родителей.

? Распадающаяся или распавшаяся – отделение одного из родителей, уход из семьи с поддержанием контакты или обязанностей.

Остановимся немного на неполных семьях и их особенностях. Неполными семьями считаются семьи с одним родителем, зачастую это мать. В такой семье на плечи одного родителя ложатся все семейные обязанности, что приводит к невротизации. Усугубляется это психологическим влиянием статуса разведенного человека, матери-одиночки. Родитель чувствует свою несостоятельность, неустроенность, взращивая тревожность. Это тревожность передается детям, они могут стать закомплексованными, инфантильными.

Мы убедились насколько важно грамотно выстраивать детско-родительские отношения, какую роль они играют в построении семьи и семейной атмосфере, воспитании и становлении ребенка, особенно на формирование привычек, особенностей, характера детей, что является личностным стержнем. То насколько гармонично и верно родителей начнут выстраивать свои взаимоотношения с детьми, зависит и развитие семьи и психическое, личностное взросление детей.

Развитие отношений родителей между собой, их отношение к ребенку, атмосфера внутри семьи – все сказывается на воспитании и становлении личности. Ребенок испытывает влияние семье от самого рождения. В разные годы влияние имеет различную силу. Особо усиленно оно проявляется в дошкольном возрасте, когда авторитет взрослого неприкосновенен. Семья в силу своего эмоционального и естественного характера воздействия самый сильный воспитательный институт. Здесь ребенок непринужденно впитывает в себя манеру общения, нормы и эталоны поведения, умения общаться с разными людьми и вести себя, выбирать себе цели и позиции.

Воспитательный потенциал семьи складывается из суммы условий и средств и тех возможностей, которые они дают. Это материальные и бытовые условия, состав семьи, степень слитности семьи и характера взаимоотношений внутри семьи. Здесь проявляется идейно-нравственная, эмоциональная и трудовая атмосфера, личностные и профессиональные качества родителей и прародителей. Имеют  важное значение пример взрослых, налаживание отношений внутри и вне семьи, внутрисемейные традиции и стиль воспитания.

В обычных условиях семьи ребенок наделен вниманием и опекой родителей и членов семьи. Но и в условиях семейного воспитания возникают психические и психологические заболевания, появление которых связано с условиями взаимоотношений. По исследованиям специалистов наибольшее количество неврозов встречается в старшем дошкольном возрасте. Поэтому так важно изначально создать надлежащую атмосферу в семье, когда родители самостоятельно решают свои личностные проблемы, внимательны, добры и отзывчивы к своим детям, помогают детям выражать их чувства и снимать возникающее нервное напряжение, имеют единый стиль воспитания.

Самая сильная человеческая потребность – это потребность в родительской любви. Она дает чувство безопасности и защищенности, устанавливает благоприятное эмоциональное состояние, учит любить и защищать в ответ. Родительская любовь необходима для эмоционального благополучия, поддержания телесного и душевного здоровья.Важно чтобы ребенок получал определенное количество любви и внимания. На основании своего исследования А.А. Спиваковская выделила несколько типов родительской любви:

? Действенная любовь, основанная на уважении, близости, принятии, эмоционально-положительном отношении, внимательности к интересам ребенка, признании его прав и обязанностей.

? Отстраненная любовь основана на уважении и благорасположении, но имеется некая отдаленность, поверхность знаний о самом ребенке и неумении поддержать и помочь.

? Действенная жалость, где имеется достаточная близость, расположение, но нет уважения. Родители опекают ребенка, но не верят в его силы и возможности.

? Снисходительное отстранение – имеется симпатия, но при этом неуважение и отдаленность. Родители не лезут в личную жизнь ребенка, не интересуются его делами и внутренним миром.

? Отвержение построено на неприязни, неуважении, большой отстраненности. Родители игнорируют ребенка, стараются избежать контакта с ним.

? Призрение строится на неприязни, неуважении и достаточной близости. Родители концентрируются на отрицательных качествах и проявлениях ребенка.

? Преследование, где имеется антипатия, уважение, малая личностная дистанция. Родители облегают ребенка излишне строгостью и контролируемостью.

? Отказ – имеется симпатия, уважение, но отсутствие близости. Родители имеют отстраненную позицию, не видят всех достоинств ребенка, наблюдают за ребенком издалека, не соприкасаясь с ним.

В процессе взросления ребенка и его социального становления родительские отношения изменяются, и родительская любовь склоняется к какому-то виду или сочетанию. А.С. Спиваковская пишет, что нет идеала в воспитании. Взаимоотношения внутри семьи всегда индивидуальны, но ключом любых отношений является любовь и независимость. В основе отношений лежит структура общения, степень доверия и эмоциональности. Давать ребенку самостоятельность надо с учетом его возраста и мотива воспитания.

 

2Опытно-экспериментальное исследование семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия ребенка

 

2.1Методики исследования характера взаимоотношений в семье и эмоционального состояния ребенка

 

Для нашей темы исследования мы отбирали специализированные методики.

«Кинетический рисунок семьи» (Бepнc P., Кaуфмaн C.) является модификацией известной проективной методики «Рисунок семьи». Авторы этой методики решили ввести новый элемент – кинетический фактор, а именно возможность представить людей в движении. Научно доказано, что рисунок в психологическом подходе открывает глубинные чувства и переживания.

Авторы при интерпретации рисунка опираются на такие факторы, как:

? Характеристика каждой фигуры

? Действия фигур. Каждое действие содержит в себе энергию, определяющую какие-либо отношения. «Энергия» может отражать стремление к близости, злость, зависть.

? Стиль изображения.Этот пункт дает информацию об психо-эмоциональных взаимоотношениях. Внимание обращается на отклоняющиеся стили – бездействие фигур, отгороженность фигур и прочее.

? Символы. Авторы выделили около 40 наиболее часто встречающихся символа, которые интерпретируются в технике психоанализа. Но значения не четко фиксированы, идет учет личных значений и смыслов при обработке данных.

Процедура проходит несколько этапов. Первый – это рисование ребенком своей семьи. Используется стандартный лист бумаги, шесть цветных карандашей – черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, ластик. Инструкция гласит: «нарисуй членов своей семье, где каждый что-то делает». На вопросы ребенка отвечаем: «рисуй как тебе нравится, можешь нарисовать, что хочешь». В процессе рисования психолог фиксирует моменты работы. Это последовательность рисования, высказывания и комментирование ребенка, его мимика, настроение.

Второй этап – беседа после рисования. Мы спрашиваем уточняющие вопросы – кто нарисован, чем занимаются изображенные люди, вопросы о деятельности членов семьи и их обязанностей в семейном кругу, вопросы на взаимоотношения с членами семьи.

Выделяются три важных момента при истолковании рисунка. Это структура семьи – все ли члены семьи изображены, их расположение на листе и характеристика взаимодействия.

Особенность прорисовки отдельных членов семьи – схема фигуры, степень прорисовки, стиль изображения.

Процесс рисования –последовательность в рисовании, комментирование, эмоциональное состояние.

На что направлена методика:

? Определение степени владения изобразительной техникой. Понятность и выразительность образов, изящество и качество линий.

? Определение эмоционального состояния в момент рисования. Степень раскованности, отсутствие внутреннего напряжения, психоэмоциональный фон.

? Определение характера внутрисемейных отношений и степени эмоционального благополучия.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин является инструментом психодиагностики, направленным на проявление родительского отношения у родителей. Родительское отношение представляет собой систему чувств и поведенческих паттернов по отношению к ребенку, специфику понимания психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

- Принятие-отвержение. Эта шкала есть совокупность эмоционального отношения к ребенку. Две крайние позиции – это принятие, когда родитель интересуется личностью и увлечениями ребенка, уважает его индивидуальность и решения, любит его таким, какой он есть, и отвержение, когда родитель не верит в ребенка, в его силы и способности, не проявляет доверия и уважения, испытывает к нему негативные чувства.

- Коопреция. Эта шкала представляет собой социально принятый образ родительского отношения. Он проявляется в заинтересованности родителя в делах и проблемах ребенка, высокой оценки способностей и самостоятельности ребенка, проявлении доверия и уважения.

- Симбиоз. Эта шкала показывает наличие дистанции между родителем и ребенком. Крайняя позиция представляет собой полнуюсимбиотичность отношений, когда родитель ощущает единение с ребенком, старается избавить его от трудностей, всячески оберегает и осуществляет все потребности. Родитель не дает необходимую самостоятельность, боится автономии ребенка.

- Авторитарный контроль. Эта шкала показывает направление и содержание контроля родителя за ребенком. Крайняя позиция – это явный авторитаризм. Родитель пытается держать под контролем поведение, мысли, развитие, интересы ребенка. Требует безоговорочного соблюдения дисциплины и установленных правил. Не прислушивается к мнению и мыслям ребенка.

- Маленький неудачник. Эта шкала показывает отношение родителя к возможностям ребенка. На крайней позиции прослеживается инфантилизация ребенка, когда не верят в его силы и возможности. Ребенок кажется маленьким, социально несостоятельным, неприспособленным и неуспешным. Родители не воспринимают всерьез личность ребенка, его интересы и мысли, стараются контролировать его действия.

Процедура проведения. Родителям дается текст опросника (текст опросника представлен в приложении). Дается словесная инструкция: «Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку,выразите свое согласие или несогласие с ними».

Методика Рене Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка» позволяет получить информацию о характере взаимоотношений ребенка с окружающими, об его внутреннем мире, чувствах. Тест является визуально-вербальным, стимульный материал состоит из 42 карточек с изображениями, 17 текстовых заданий, длительность выполнения составляет около 30 минут. Изображения представлены довольно схематично для облегчения идентификации испытуемого с изображенными людьми.

Процедура проведения. Вначале ребенку говорят о том, что он должен ответить на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает картинки, слушает вопросы, словесные объяснения. Ребенку необходимо выбрать себе место среди изображенных людей или идентифицировать себя с кем-то. В текстовом задании ребенок должен выбрать определенный тип поведения, некоторые задания социометричны. Тестирование проводится строго индивидуально, без посторонних лиц, особенно родителей. В течение исследование не следует углубляться в родственные отношения ребенка с показываемыми им людьми, это выясняется после проведения. Также следует полученную информацию у родителей, потому что ребенок еще не очень хорошо ориентируется в родственных связях. При неточных и неясных ответах, следует задать уточняющие вопросы.

Методика направлена на получении информации об отношениях ребенка к семейному окружению и явлениям.

Цветовой тест Люшера базируется на экспериментально подтверждённой зависимости между предпочтением испытуемом определенных цветов и его психоэмоциональном состоянием.

Процедура проводится в течение 5 минут. Стимульный материал представлен восьмью цветными карточками. Психолог выкладывает карточки на белом фоне случайным образом на равном расстоянии друг от друга. Просит испытуемого выбрать наиболее приятный цвет, откладывает выбранную карточку. Выбор повторяется до последней карточки. Все выборы испытуемого записываются. По окончании первой серии испытуемому вновь предлагаются все карточки: «Теперь попробуй еще раз выбрать самый приятный цвет из этих карточек. Не старайся вспомнить, как ты выбирал в прошлый раз, просто выбирай самый симпатичный цвет».

 

1.2 Диагностика детско-родительских отношений и эмоционального состояния ребенка

 

Организация исследования:

Констатирующий эксперимент.

Исследование проходило в ДОУ №231, г. Краснодара. Длительность эксперимента составляла два месяца. Было обследовано 16 детей и их родителей.

За основу были взяты методикидетско-родительских отношений: «Кинетический рисунок семьи» (Бepнc P., Кaуфмaн C.); тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин); методика Рене Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка».

Был применен цветовой тест Люшера на определение эмоционального состояния детей.

«Кинетический рисунок семьи» (Бepнc P., Кaуфмaн C.), Данные интерпретации рисунков показали нам, что в 11 (69%) семьях присутствуют нарушения детско–родительских отношений, в 5 (31%) семьях таких нарушений не наблюдается.

Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин). Анализируя результаты тестирования родительского отношения наблюдается в основном средний уровень, это говорит о том, что взрослые принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

Методика Рене Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка». В основе мы взяли те шкалы, которые имеют прямое отношение к нашему исследованию – это отношение к матери, отцу, братьям и сестрам, к семье в целом. Мы получили результаты о том, что 45 процентов имеют положительное отношение к семье, 30 процентов имеют удовлетворительное отношение к членам семьи, 25 процентов относятся безразлично к своим родственникам и родителям. Следовательно, в этих семьях нет взаимопонимания с ребёнком, с такими семьями психолог должен проводить определённую коррекционную работу. На основании тестирования детско-родительских отношений, на базе группы детей старшего дошкольного возраста и их родителей, четко просматривается, что у подавляющего большинства из них нарушены детско-родительские отношения.

Цветовой тест Люшера показал, что в основном у детей прослеживается относительно благополучный эмоциональный фон, но с преобладанием тревожности и повышенной аффективности.

Формирующий эксперимент.

По результатам констатирующего эксперимента был разработан игровой психотренинг на основе работ В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева, направленный на формирование устойчивых благоприятных детско-родительских отношений.

Программа тренинга была рассчитана на детей 5–6 лет и их родителей. Программа проходила в течение двух месяцев два раза в неделю по 1,5 часа. Каждое занятие состояло из игр и упражнений, направленных на развитие рефлексии, коммуникативных качеств, самораскрытия, установку благоприятного эмоционального состояния.

Краткая программа психотренинга.

Занятие 1. «Знакомство» Цель: актуализированное чувство единения в системе «Рoдитeль – рeбeнoк».

Занятие 2. «Мы одна семья» Цель: развитие интереса друг к другу в системе «рoдитeль – рeбeнoк».

Занятие 3. «Мир эмоций». Цель: улучшение взаимоотношений взрослых и детей, расширение гаммы эмоций и способов их выражения.

Занятие 4. «Пeщeра страхов». Цель: формирование умения вербально выражать свои чувства, психокоррекционное воздействие на различные виды страхов.

Занятие 5. «Эффективное взаимодействие» Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в системе «родитель-ребенок».

Занятие 6. «Пoймимeня» Цель: развитие чувства эмпатии, установление взаимопонимания в диадах «родитель-ребенок».

Занятие 7. «Наши приключeния» Цель: формирование навыков эмоционально-образного взаимодействия в системе «родитель-ребенок».

Занятие 8. «Узнаем вместе» Цель: развитие познавательной активности детей в совместных играх-занятиях с родителями.

Занятие 9. «Морe наших чувств» Цель: трeнировка навыков общения, эмоциональное сближение членов группы, знакомство с социальными поведенческими стереотипами.

Занятие 10. «Все только начинается» Цель: закрепление полученных на занятиях знаний и опыта взаимодействия в системе «родитель-рeбенок».

В ходе занятий были созданы условия для сближения и кооперации детей и родителей, увеличения заинтересованности во внутреннем мире своего ребенка, большего понимания психологических особенностей и проблем ребенка. Занятия проводились в системе родитель-ребенок, то есть занятия ребенок посещал с одним своим родителем. Если имелся конфликт с каким-то родителем, то на занятия ходил именно этот родитель.

Контрольное обследование

Контрольное обследование проводилось с теми же детьми и их родителями.В ходе контрольного обследования использовался те же методики, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты обследования показали: улучшение показателей в системе детско-родительских отношений и установление благоприятного эмоционального фона у детей.

После сравнения результатов констатирующего и контрольного обследования можно сделать вывод: родители стали более восприимчивы к своему ребенку, начали относиться к нему с пониманием и уважением, была создана дружелюбная внутрисемейная атмосфера с принятием ребенка, была удовлетворена потребность в безопасности. Дети начали получать поддержку родителей, в целом улучшилось их эмоциональное состояние, они стали более уверенными и свободными.

Гипотеза исследования подтвердилась:эмоциональной благополучие детей находится в прямой зависимости от характера семейных взаимоотношений.

 

1.3 Анализ результатов полученных после проведения диагностики

 

Большинство ученых отмечают, что для нормального психического развития необходимо состояние эмоционального благополучия. Также исследователи выделяют влияние характера семейных взаимоотношений на эмоциональное благополучие детей.

Наше исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, когда так важно установление стойкого благоприятного эмоционального фона для работы над произвольностью и внимательностью. Как мы выяснили в теоретической части и подтвердили в нашем исследовании, главенствующая роль в формировании эмоционального благополучия принадлежит именно семейным взаимоотношениям и стилю родительского воспитания.

Нами была проведена работа на диагностику детско-родительских отношений, а также на установлении благоприятной семейной среды в ходе тренинга.

Мы проследили, как менялось поведение и характеристика детей на протяжении работы по сближению родителей и детей.

В ходе тренинга мы ставили определенные задачи по улучшению детско-родительских отношений:

? Формирование партнерских отношений родителя с ребенком;

? Работа над возрастанием понимания родителем психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

? Увеличение эмпатии по отношению друг к другу;

? Работа над установлением равноправного общения, обучения навыкам решения конфликтных ситуаций;

? Работа над формированием эффективного поведения в проблемных ситуациях;

? Работа по увеличению уверенности в себе, принятии своего «я»;

? Работа над укреплением родительской уверенности в своих воспитательных возможностях;

? Работа по обучению навыкам саморегуляцииэмоцинальных состояний.

По окончанию тренинга наблюдались заметные улучшения в детско-родительских отношениях. В семьях был установлен благоприятный эмоциональный контакт, поддерживались товарищеские отношения, поощрялась активность детей, в семьях была создана совместная деятельность, направленная на раскрытие возможностей детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семья является ближайшей средой отношений и взаимодействий для ребенка, поэтому влияние родителей и выстроенных отношений велико и многогранно. Семейная среда и воспитание оказывает большое воздействие на формирование личности ребенка.

Создание семейной атмосферы с эмоциональностью, непосредственностью и открытостью во взаимоотношениях, с наполненностью любовью и заботой является ключом к воспитанию психически здоровой и эмоционально уравновешенной личности ребенка. Важно умение сопереживать, замечать хорошее друг в друге, поддерживать и поощрять. Общение происходит в спокойном тоне, где учитывается мнение сторон. Именно создание семейной культуры – проведение совместно времени и семейные традиции, является базисом для формирования эмоциональной благополучности.

Великий педагог И.Г. Песталоцци высказал очень точное суждение, что ребенок – зеркало родителей. Ребенок очень быстро впитывает стиль поведения и общения, систему ценностей, отношение к различным явлениям. Его эмоциональное становление происходит в неразрывной связи с семейной средой. Большинство неврозов и психологических отклонений возникают вследствие неверного пути взаимоотношения родителей с ребенком.

В нашем исследовании мы убедились, что эмоциональное благополучие ребенка связано с характером взаимоотношений внутри семьи. И попытались помочь родителем найти связь со своими детьми и установить благоприятные отношения. Вследствие этого дети стали более уравновешенными, эмоциональный фон выровнялся, наблюдалась положительная активность.

Таким образом, мы достигли поставленных задач и подтвердили гипотезу исследования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др. Психология сeмейныхотношeний с оснoвами семейного консультирования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. завeдeний / под ред. Е.Г. Силяевой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968. – 296с.

3. Варга А.Я. Структура и типы рoдитeльcкиx отношений. – М.: Пeдагогика, 2014.

4.Гром Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 86

5. Дeтская психология / Сост. Ефимкина Р.П. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2011. – 470 с.

6.Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.

7. Запорожец А.В.Воспитание эмоций и чувств ребенка // Эмоциоанльное развитие ребенка / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. – М.:Просвещение,, 1986. –С.12-68.

8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2006.

9. Кошелева А.Д. Роль семьи в становлении эмоционального отношения ребенка к миру // Детский сад от А до Я. – 2004. – №4.

10. Мамайчук И. Сeмeйныeотношeния: психолoгический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 5. – С. 80-85.

11. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

13. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: «Николаев», 2004. – 68 с.

14. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый.

15. Шаграeва О.А. Детская психoлoгия.. – М.: Международная пeдагогическая академия, 2011. – 375 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Текстопросника родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин.

 

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

"Ключ" к опроснику

1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20,24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).

Похожие работы на - Взаимосвязь семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия ребенка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!