Развитие волевых качеств старших дошкольников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2022-02-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие волевых качеств старших дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение....................................................................................................

3

1

Психологические особенности воли…………………………………

6

 

1.1

Сущностное определение понятия воля……………………….

6

 

1.2

Представление о волевых качествах, их характеристика……

12

 

1.3

Особенности проявления волевых качеств дошкольников…….

15

2

Исследование методов развития волевых качеств старших дошкольников…………………………………………………………….

 

19

 

2.1

Общая характеристика  развития волевых качеств…………….

19

 

2.2

Игра как способ развития волевых качеств………………………

24

Заключение……………………………………………………………………

28

Список использованных источников……………………………………….

29

Приложение  Игра «Перо вверх!»…………………………………………

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы исследования волевых качеств личности в старшем дошкольном возрасте определяется необходимостью подготовки ребенка к дальнейшему школьному обучению. Возросшие требования к учебным навыкам школьника требуют определенной психологической подготовки. Ребенок в этом возрасте еще осень не стабилен в своих действиях, эмоциях. Ему необходимо постепенное овладение своим поведением. А также воля как стержень поведения играет не маловажную роль в становлении характера подрастающего индивида, является важной линией развития личности ребенка. Поэтому нужно начать уделять внимание этой стороне психосферы человека в данном возрасте. Это будет служить хорошим фундаментом для развития волевых качеств в дальнейшем.

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека.  Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности, позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребенка. Волевые качества важны в устройстве жизни человека, в его умении владеть обстановкой, не поддаваться чужому влиянию, уметь нести тяготы забот и преодолевать препятствия. На пороге школьного обучения ребенку очень важно научиться владеть собой, чтобы перемены в его жизни, связанные с учебной деятельностью, новым статусом ученика и его обязанностями, не застали его врасплох, не привели к неуспешности, не стали поводом для уныния.

В этом солидарны практически все классики отечественной психологии. Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребенка.

Учёными-психологами разрабатываются различные аспекты развития волевых качеств в разновозрастных группах. В частности аспекты развития волевых качеств у дошкольников разрабатывал В.В. Котырло.

Формированию волевых качеств личности уделяли внимание русские педагоги П.П. Каптеров, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.В. Сухомлинский и др. Они отмечали единство нравственных и волевых качеств.

А.А Марчуков считает, что развитие волевых качеств закладывается ещё в дошкольном возрасте, и именно в этом возрасте особенно важно их развитие, как своеобразного фундамента, который будет очень важен в развитии волевых качеств в более поздних возрастах.

Ребенок в предшкольный период имеет достаточно развитое сознание и развивающееся самосознание. Укрепление воли должно идти через смысловое осознание ребенком своих действий, что послужит залогом регуляции своего поведения на основе мыслительного процесса. Волевые качества развиваются в  деятельности ребенка. Ведущими видами деятельности на данном возрастном этапе являются игра, учение, общение и труд, наиболее важным процессом выступает игровая деятельность. Эти виды деятельности значимы для личностного становления ребенка.

Проблема заключается в том, что  с одной стороны прослеживается большая значимость волевых качеств, с другой стороны этой стороне личностного развития ребенка уделено мало внимания. Актуальность исследования заключается в необходимости изучения способов формирования волевых качеств личности.

Объект исследования–воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования – способы работы с дошкольниками в целях формирования их волевых качеств.

Целью исследования является выявление способов развития волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагали, что в существующей психолого-педагогической литературе имеются сведения о развитии волевых качеств дошкольников.

Задачи исследования:

1.  Определить сущность понятия воля и волевых качеств

2.  Изучить развитие волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психологические особенности воли

 

1.1 Сущностное определение понятия воля

 

Понятие воля возникло в философии, затем перешло в психологию. Категория «свободного выбора» или «свободы воли» является традиционным предметом философского анализа, который представлен двумя противоположными направлениями. С одной стороны свобода выбора и независимость от внешних обстоятельств, с другой – детерминизм и полное подчинение существующей ситуации. С физиологической стороны вопроса произвольная регуляция поведением порой сводилась к условно-рефлекторной, представляя поведение человека в машинообразном характере.

 Неоднозначна трактовка понятия воли и в психологии. Некоторые ученые отрицали само наличие такого явления. «Хотя существовало немало попыток игнорировать понятие воли исключить его из научного психологического словаря, передать его в ведение философии или вовсе объявить «несуществующим», авторы серьезных теорий и подходов считали необходимым обращаться к обсуждению проблем воли в рамках своего категориального аппарата». [9]

По исследованиям Е. П. Ильина понятие воли развивалось постепенно, включая в себя несколько этапов:

на первом этапе воля представляется как сознательный механизм совершения действий;

на втором ? связано с волюнтаризмом, в котором волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов;

на третьем ? понятие воля связывается с проблемой выбора и борьбой мотивов;

на четвертом ? воля рассматривается как механизм преодоления препятствий на пути к достижению цели.

Расходятся мнения на счет того, что считать волевым актом ? с одной стороны, под ним подразумевают формирование побуждения(интенции) и связывается с мотивацией и борьбой мотивов, с другой стороны, подразумевают саму реализацию действий, связанную с проявлением волевого усилия, направленного на преодоление препятствий и трудностей. И главенствующее мнение, которое включат в волевой акт и то и другое.

Само определение воли, дающееся многими авторами, сводится к пониманию этого психического процесса как сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности на пути к достижению цели. Более широко определяет это понятие И.П. Ильин: «Воля ? это обобщенное понятие, обозначающее определенный класс психических явлений, процессов и действий, объединенных единой функциональной задачей ? сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека». [10]

В словаре «Психология» дается такое определение: «Воля ? способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.» [18]

Процесс воли неразрывно связан с сознанием. Аргументацию связи воли и сознания можно найти у С.Л. Рубинштейна: «Лишь тогда, когда осознан предмет, на который направляется влечение, и объективное выражение потребности становится осознанным и предметным желанием, человек начинает понимать, чего он хочет, и может на новой осознанной основе организовать свое действие. Существенной предпосылкой возникновения волевого действия является, таким образом, переход к предметным формам сознания».[21] Сознательный ? значит намеренный, совершенный по здравому размышлению, обдуманный. О разнице между осознанностью и сознательным характером управления  С.Л. Рубинштейн писал: «…Я могу совершенно не осознавать автоматизированного способа, которым я осуществил то или иное действие, значит, самого процесса его осуществления, и, тем не менее, никто не назовет из-за этого такое действие несознательным, если осознана цель этого действия. Но действие назовут несознательным, если не осознано было существенное последствие или результат этого действия, который при данных обстоятельствах закономерно из него вытекает и который можно было предвидеть.» [21]

Также необходимо проследить связь волевых действий и со второй сигнальной системой? а именно с мышлением и речью. Л.С. Выготский изучал словесное управление своим поведением ? сначала дети учатся подчинять свои действия словесным указаниям взрослых ? то есть самоорганизовывают свои действия согласно требованиям взрослых, затем дают сами себе словесные указания в виде устной речи, затем устная речь переходит во внутреннюю или исчезает. Также Л.С. Выготский отмечает, что дети не в состоянии управлять своим поведением, пока они не интегрируют нормы поведения, предписанные взрослыми, в свою речь.

Но как замечает Е.П. Ильин: «Участие второй сигнальной системы в произвольных реакциях еще не дает повода определять произвольность только как речевое управление поведением (хотя для инициации произвольных действий, «толчков» к их началу или для проявления волевого усилия ?самостимулирования? роль второсигнальных команд велика). Во-первых, в онтогенезе речь появляется позже произвольных движений, и именно механизм произвольности служит базой для возникновения речи, а не наоборот. Во-вторых, для произвольности реакций необходимо наличие и других признаков, в частности ?наличие представлений (образа) как регулятора действий».[10]

Значение представления в управлении поведением и деятельностью обозначается следующим образом: оно помогает создать образ будущей цели, а как известно без цели не начинается волевое действие. Также участвует в мыслительных операциях по планированию действий и подготовки человека к предстоящей деятельности, проявляющейся в собранности и готовности. 

Важную роль в волевом процессе играют произвольное внимание, рефлексия. Рефлексия принимает участие в саморегуляции человека и является признаком волевого усилия. Произвольное внимание служит для сбора информации и ее обработке, таким образом участвует в контроле за действиями.

Следует отметить нравственный компонент воли, который возникает вместе с формированием нравственной личности. Но и нравственное воспитание зависит от степени развития воли. А.В. Иващенко писал: «осознание и переживание необходимости работы над собой не является достаточным условием действенности этого процесса. Необходимым условием процесса нравственного самовоспитания является определенный уровень развития воли человека».[10] Нравственность проявляется в мотиве поведения, но не в проявление волевого усилия.

Воля как процесс регуляции деятельности связан с эмоциональной сферой психики, и зачастую говорят об эмоционально-волевой сфере. В процессе регуляции поведения и деятельности эмоции и воля могут обнаруживаться в различных соотношениях. Эмоции могут оказывать различное влияние на протекание деятельности в одних случаях несут дезорганизующее влияние, где воля выступает в роли компенсатора и регулятора, в других стимулирующее влияние, которое не требует волевой поддержки. Наиболее оптимальный вариант в регуляцию действий и деятельности это сочетание сильной воли и определенного уровня эмоциональности.

Структура волевого действия имеет ряд последовательных несколько частей. В качестве пускового механизма рассматривается волевой импульс, который сопутствует началу всякого произвольного действия, способствует переходу одной операции в другую. Но сначала действие должно проектироваться в умственной деятельности и этому соответствует возникновение намерения. Ю. Куль рассматривал намерение как структуру из трех связанных составляющих мотивом, целью и способом достижения цели, соответствующих трем временным состояниям настоящему, прошедшему и будущему. То есть в настоящем моменте происходит инициация действия, в будущее проецируется цель, а в прошедшее способ выполнения.

Регуляция деятельности осуществляется с помощью мотива и волевого усилия, разницу между которыми отмечал В.И.Селиванов: «Во всех случаях здесь выступает качественное различие между мотивацией и волевым усилием. Если мотив это то, ради чего совершается действие, то волевое усилие это то, посредством чего осуществляется действие в затрудненных условиях. Никто не действует ради волевого напряжения. Волевое усилие лишь одно из необходимых средств реализации мотива и цели. Но здесь необходимо подчеркнуть и другое: волевое усилие – это одно из главных средств личности, с помощью которого она осуществляет власть над своими побуждениями, избирательно пуская в действие одну мотивационную систему и затормаживая другую.»[22] Под волевым усилием понимается сознательное напряжение психических и физических возможностей, мобилизующих и организующих состояние и деятельность человека ради преодоления препятствий.

П.А.Рудикобозначал такие виды волевых усилий как:

1. Волевые усилия при мышечных напряжениях.

2. Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости.

3. Волевые усилия при напряжении внимания.

4. Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха.

5. Волевые усилия, связанные с соблюдением режима.

В общем виде в структуре действия можно выделить несколько частей. Это возникновение побуждения и предварительная постановка цели, стадия обсуждения и борьба мотивов, решение и исполнение, оценка результатов. Побуждение к действию состоит из стремления или влечения, которое может перейти в желание. Желание выступает как опредмеченное и целенаправленное стремление. Желание становится волевым актом при установке на реализацию поставленной цели. Но когда появляется несколько конкурирующих целей между побуждением и действием возникает размышление и борьба мотивов. Но даже тогда, когда нет прямого противоречия, обычно человек подвергает сомнению и анализу свое желание перед его осуществлением. Этот этап заканчивается окончательным выбором цели в результате решения. С.Л. Рубинштейн выделял несколько видов принятия решения. Оно может быть заключено в свернутом виде в признании цели, в полном разрешении конфликта, вызвавшего борьбу мотивов, в особом акте подчинения одной цели другой, сопровождаемом чувством усилия.

После принятия решения наступает следующая стадия выполнение решения. Иногда действие не наступает сразу же, тогда мы говорим о намерении выполнить задуманное действие. Намерение является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Намерение в общем характере направлено на достижение цели, но не на выявление способов и этапов реализации. Этой задаче служит план действий, который расчленяет основную цель на ряд подчиненных поэтапных целей. План может быть развернутым или схематичным в зависимости от временных и личностных установок. Некоторые авторы считают, что каждое волевое действие должно быть плановым действием, включая  планирование в структуру волевого акта.

После свершения действия, направленного на осуществление цели, происходит оценка результатов и сличение их с раннее намеченным итогом деятельности. После этого может произойти корректировка своих дальнейших целей, а также действий при не достигнутом результате.

В итоге мы можем охарактеризовать словами Е.П. Ильина волю как «интегральный психофизиологический процесс, поскольку он, с одной стороны, включает в себя, помимо волевого усилия, ряд других психологических феноменов: мотивы (желания, долженствование), интеллектуальную активность, нравственную сферу личности, но, с другой стороны, базируется на физиологических процессах и особенностях их протекания (свойствах нервной системы).»[10]

1.2 Представление о волевых качествах, их характеристика

 

Под волевыми качествами личности подразумевается конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий. Специфика конкретных условий проявления силы воли зависит от характера преодолеваемой трудности, а не вида деятельности. Структура волевого качества соответствует структуре воли и включает интеллектуальные и моральные компоненты, а также умения преодолевать препятствия. Выделяют волевые качества как частные, присущие наличной ситуации, и постоянные, подразумевая личностные свойства,  характеристики волевого поведения. Выделяют такие свойства волевых качеств как широта, сила, устойчивость. Широта это количество занятий с проявлением этого качества. Сила уровень проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Устойчивость степень постоянства проявления этого качества в сходных ситуациях.

Волевые качества имеют врожденную и приобретенную природу,  выступающих как единое целое при действий. Врожденная природа характеризуется имеющимися задатками и характеристикой нервной системы, обусловливает способность к проявлению волевого усилия, приобретенная накопленным опытом в виде самостимуляции, сформированным мотивом достижения и установкой не сдаваться в сложившихся обстоятельствах.

А. Пуни считал, что: «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных людей неодинакова. Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой.»[19] В этом проявляется трудность классификации волевых качеств. Неоднозначность трактовки, физиологической и психологической основы каждого качества дает возможность для различных критериев классификации. Воспользуемся общей классификацией, где качества делятся на первичные напрямую связанные с волей и вторичные опосредованные моральным компонентом.

Первичные качества:

Целеустремленность это сознательная направленность личности на достижение ближайшей или отдаленной по времени цели. Целеустремленность может быть связана с увлеченностью своим делом, вследствие чего она поддерживается интересами, эмоциональной привлекательностью выполняемой

деятельности.

Терпеливость качество проявляемое, когда человек встречается с внутренним препятствием физиологического характера (неблагоприятным состоянием), начинает испытывать какое-либо внутреннее затруднение и переживать это затруднение.

Упорство понимается как стремление достичь  одномоментно желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Оно носит характер приложения волевого усилия для достижения конкретной и близкой (оперативной) цели.

Упрямство не целенаправленное, эгоистичное упорство.

Настойчивость характеризуется как волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления цели. Проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью.

Самообладание качество, выражающееся в способности и привычке человека контролировать чувственную сторону своей психики (эмоции, чувства, желания, привычки, склонности) и подчинять свою деятельность решению сознательно поставленных перед собой задач и требованиям человеческого общежития.

Выдержка устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т. е. подавлять сильные влечения, желания.

Несдержанность свидетельствует об отсутствии у человека выдержки. Проявляется в агрессивном поведении.

Смелость определяется как способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. Смелость состоит не в бесстрашии как отсутствии страха, не в отсутствии боязни идти на риск,  а в способности человека управлять своим поведением, несмотря на возникший страх.

Решительность это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т.е. в ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения.

Вторичные волевые качества:

Самостоятельность это желание и способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки.

 Дисциплинированность качество, которое отражает способность и умение подчинять свое поведение нормам общественной морали предполагает соблюдение заведенного порядка, выдержанность.

Организованность умение человека планировать свои действия и поступки, умение руководствоваться этими планами в деятельности, в поведении.

Старательность это стремление выполнить какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно.

Энергичность способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высокого.

Героизм это преодоление особо сложных препятствий, требующее от человека предельного напряжения воли. Результатом совершенного подвига является достижение, превосходящее по своим масштабам результаты обычных действий.

Мужество понятие, характеризующее такое нравственноволевое поведение, результатом которого является достижение, превосходящее по своим масштабам результаты обычных действий.

Принципиальность твердо (строго) и осознанно придерживающийся каких-то принципов, т.е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения, и последовательно проводящий эти принципы, идеи в жизнь.

Как видно из перечисленного трудно различить нравственные качества от волевых, также нет взаимосвязи между проявлением одного волевого качества и другого в каждом человеке они сочетаются неодинаковым образом. Также стоит отметить, что проявление тех или иных качеств зависит от типологических особенностей личности и от наличной ситуации, то есть силы довлеющей эмоции и мотива.

 

1.3 Особенности проявления волевых качеств дошкольников

 

В.И. Селиванов пишет, что «воля не врожденное явление. Она формируется в процессе всей жизни человека и прежде всего в процессе целенаправленного воспитания» [22]

Самоконтроль поведения составляет особый аспект изучения «силы воли», так как связан с контролированием своих поступков в различных трудных ситуациях, со сдерживанием своих желаний. Для того чтобы контролировать свои поступки, человек должен иметь определенное психическое развитие: обладать способностью думать о себе как о независимом самостоятельном существе, могущем управлять собственными действиями, иметь представления о нравственном поведении. Зачатки этого появляются уже на втором году жизни ребенка. В развитии произвольности играет роль формирование способности к представлению отсутствующих предметов. Это помогает в целеполагании, удержании цели. В раннем возрасте поведение регулируется внешними стимулами и сигналами взрослых, из которых два ключевых надо и нельзя. Стоит отметить, что ребенку труднее подчиняться требованию не делать что-то, чем делать другое, поэтому важно выражать требования в положительной форме.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Это новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений – более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.

Действия ребенка строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, у него возникает тревожность эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы – преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели.

В дошкольном возрасте проявляются следующие тенденции в проявлении воли: способность удерживать цель на протяжении дошкольного возраста значительно возрастает, возможность удерживать цель находится в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения, на протяжении всего дошкольного возраста целеустремлённость больше фиксируется в постановке цели, чем в планировании и контроле. Необходимое условие эффективной постановки цели умение включить её в более широкий мотивационный контекст. Выделяют следующие мотивы у дошкольников: поощрение и признание взрослого, игровой мотив, соревновательный мотив, самолюбие и признание сверстников. На протяжении всего дошкольного возраста дети плохо принимают искусственно созданные ситуации и более легко справляются с заданиями, имеющими для них привычный жизненный смысл. Важной для успешности выполнения задания является и конкретность, определённость поставленной цели. Необходимым условием установления целе-мотивационных отношений в дошкольном возрасте является фиксация мотива в конкретной ситуации выполнения действия. Эту роль обычно выполняет присутствие взрослого или других детей. Мотив может также фиксироваться предметом, связанным с содержанием действия. Также для ребенка важно увидеть связь между мотивом и продуктом труда, социальную значимость изготовленной вещи. Наиболее эффективно вызывается эмоциональное предвосхищение будущим результатом с использованием ярких зрительных образов.

Е.О. Смирнова выделила следующие направления в формировании волевого поведения[23]:

1.  Постепенное сдерживание импульсивных, ситуативных движений и подчинение их надситуативным побудителям и регуляторам.

2.  Происходит изменение места регулятора поведения в структуре действия, а именно в его сдвиге с конца к началу действия. И речь, и аффект первоначально «идут вслед за действием» и лишь фиксируют его результат. На последующих этапах развития они сдвигаются к началу действия, т. е. предваряют его. Становление планирующей функции речи и эмоционального предвосхищения свидетельствуют о формировании у ребёнка образа своего действия, который имеет не только познавательный, но и аффективный момент. Этот эмоционально-когнитивный образ своего действия и становится его регулятором.

3.  Активное участие взрослого в формировании волевого действия взрослый, во-первых, является носителем и источником средств и способов действий (как внешних, так 60 и внутренних), во-вторых, контролирует, оценивает и направляет действия ребёнка, в-третьих зарождение новой мотивации и новых форм деятельности ребёнка происходит в его общении со взрослым.

Таким образом, у дошкольников произвольность еще не полностью развита и находится в стадии активного формирования. Поэтому так важно направить усилия на поддержу становления волевой регуляции у ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Исследование методов развития волевых качеств старших дошкольников

 

2.1 Общая характеристика развития волевых качеств

 

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев [16], – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.

Особенностями развития воли в дошкольном детстве являются: формирование целеполагания, возникновение борьбы и соподчинения мотивов, появление внутреннего контроля в поведении, развитие способности в волевому усилию, речевое планирование деятельности, побуждение взрослых и сверстников к исполнению собственных планов, произвольность в сфере движений, действий, а также познавательных процессов и общения со взрослыми.

Развитие воли выражается следующими признаками:

изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность);

индивид преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила воли);

индивид достигает все большую длительность волевого усилия (нарастает выносливость воли);

нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление самообладания, выдержки);

индивид приобретает способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение;

цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид.

Волевая активность формируется через следующие направления:

Воздействие внешнего мира, который выступает в качестве внешних стимуляторов активности детей.

Потребности детей, выражающиеся в мотивах их деятельности.

Сознательнаясамостимуляция активности для достижения поставленной цели.

В педагогике используются следующие методы воспитания. Это метод формирования сознания, метод формирования поведения, метод стимулирования. Под методами воспитания следует понимать те специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них соответствующей потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а так же его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств. (Харламов И.Ф.)

Метод формирования сознания заключается в формировании убеждений, взглядов, стремлений у детей. Для воспитания качеств личности необходимо показать их ценность и значение в жизни. У воспитанника должно сформироваться, прежде всего, стойкое убеждение в необходимости этих качеств, он должен сам стремиться воспитать их в себе, что обеспечит его активное включение в процесс воспитания. Существует ряд методов для формирования сознания личности. Это внушение, разъяснение, увещевание, которые способствуют разъяснению целей действия, формированию установок у воспитываемых, этическая беседа и диспут, в которых формируются и укрепляются нравственные взгляды и убеждения, пример, как самый эффективный метод, основанный на подражании.

Одной из главнейших задач воспитания является формирование определенного типа поведения. Этому служат следующие методы формирования поведения. Упражнение – практический метод воспитания, направленный на выработку у воспитанника навыков, привычек и заданного типа поведения. В практике закрепляется вырабатываемое свойство и проявляется необходимость в его наличии. Цель метода упражнений считается достигнутой, когда человек во многих противоречивых жизненных ситуациях сохраняет свою позицию и неуклонно проявляет нравственные качества.Требование – метод воспитания, который прямо или косвенно воздействует на поведение человека, побуждает либо тормозит его действия. Приучение как наиболее жесткий и прямолинейный метод, который можно смягчить применяя игровую форму. Поручение, которое помимо всего проявляет внутренние мотивы к деятельности и повышает веру в себя у воспитанников.

Известными методами стимулирования являются поощрение и наказание, если первое акцентирует положительные проявления у ребенка, то второе недостатки и ошибки. Помимо них применяется метод соревнования, открывающий особенность детских коллективов в стремлении к соревнованию.

В отношении воспитания волевых качеств все эти методы имеют не маловажное значение. Метод формирования сознания проявляется в построении мотивации у детей. Проявление дошкольниками волевой активности во многом определяется их интересом к заданию, поскольку «надо» еще не является основой мотивации их деятельности. Поэтому проявление ими упорства и настойчивости во многом зависит от того, насколько воспитателю удалось включить выполняемое задание в мотивационную сферу личности учащихся, сделать его значимым для них.

Метод формирования поведения можно применить в организации жизни ребенка. Один из основных факторов в воспитании воли – режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов – хорошее средство воспитания воли. Помимо этого нужно давать ребенку проявить свою самостоятельность и не вмешиваться активно в его деятельность. Как писала Л.И. Божович: «Точно так же, как в раннем детстве, воспитание в дошкольном возрасте заключается не столько в каких-то особых приемах, сколько в правильной организации всей жизни и деятельности ребенка. Ведь нельзя ожидать проявления воли от лишенного самостоятельности человека, у которого отсутствуют определенные цели, рождающие стремление к их достижению. Вот почему, говоря о воспитании воли, следует говорить о правильной организации всей жизни и деятельности ребенка, формирующих его личность.» Хорошо работает и поручение. Ребенок сам стремится нести ответственность, быть сопричастным к делам взрослых.

Метод стимулирования лучше использовать в поощрении, чем в наказании. Такая практика общения создает благоприятные условия для укрепления мотива к достижению успехов, связанного с волей. Соревнование ярко в проявляется в игровой деятельности.

Волевые качества следует развивать в активной деятельности ребенка. Отметим важные составляющие построения деятельности.

Обозримость цели. Необходимо ограничивать объем работы, чтобы дошкольник смог увидеть весь путь к цели. Следует обозначать промежуточные этапы, определять отдельные шаги к решению.

Оптимальная сложность задания. Слишком легкие задания расхолаживают учащихся, а слишком трудные могут привести к снижению уровня волевых усилий или вообще к отказу от выполнения задания. Задание оптимальной сложности, с одной стороны, должно быть доступным, а с другой стороны должно дразнить самолюбие ученика. Такое задание обеспечивает переживание учащимися успеха, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия.

Наличие инструкции о способах выполнения задания. Воспитатель должен рассказать детям, как и в какой последовательности надо выполнять задание, какими средствами необходимо при этом пользоваться. В противном случае дети начнут выполнять задание механически, бездумно и после нескольких неудачных попыток потеряют веру в свои силы.

Демонстрация учащимися их продвижения к цели. Воспитатель должен так организовать ребенка, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное – осознал, что это продвижение является результатом его собственных усилий.

Виды деятельности, которые можно применять к дошкольникам это:

игровая деятельность

домашний труд

искусство

Особую роль в развитии волевых качеств выполняют игры. Как писала Л.И. Божович: «Значительная роль в формировании воли в дошкольном возрасте принадлежит игре. Игра, как деятельность увлекательная, необязательная, не направленная на определенный результат, часто противопоставляется таким видам деятельности, как труд или учение. Действительно, игра, в отличие от учения и труда, является деятельностью непроизвольной, соответствующей непосредственным интересам и желаниям дошкольников. И тем не менее игре свойственны такие особенности, которые способствуют формированию волевого поведения у детей этого возраста.» [9]

Весьма благоприятно сказывается на развитии волевых действий участие детей в домашнем труде, особенно вместе со взрослыми. Ребенок 5–6 лет может оказывать помощь в приготовлении пищи, в уборке комнаты и т. п. Участие в домашнем труде дает ему возможность чувствовать себя равноправным членом семейного коллектива, вызывает одобрительное и даже уважительное отношение к нему взрослых.

Искусство как нетрадиционный метод формирования воли дошкольника. Искусство позволяет ребенку не только переживать чувство прекрасного, развивает в нем чувство цвета и пространства, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воля, которая и является объектом нашего подробного изучения.

Работая над постановкой руки, детям задано выполнить множество повторяющихся штрихов, окружностей и т. д. Необходимо отметить, что происходит значительная затрата волевых усилий, чтобы добиться плавного перехода одной линии к другой, светлой краски к темной и т. д. Это приучает детей к мысли, что легко ничего не дается, и для достижения конечного результата необходимо трудиться, и трудиться самостоятельно. А понимание этого является одним из важнейших характеристик воли.

 

2.2Игра как метод развития волевых качеств

 

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Высокаясензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в старшем дошкольном возрасте имеет огромное развивающее значение. Воспитательный потенциал игры и ее влияние на развитие детской личности особенно, ярко обнаруживают себя при тщательном изучении и использовании скрытых игровых механизмов. В процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая – наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: "Хочу играть!" Вторая цель – это и есть собственно игровая задача, т.е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Она существует в виде требования "надо": "Надо играть так, а не иначе!" Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что по сути своей составляет творчество и одновременно выдвигает третий постулат – "Могу!" С помощью такой трехступенчатой мотивации "хочу! – надо! – могу!" игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.

Как замечала Л.И. Божович: «Следовательно, игра важна для развития воли уже тем, что воспитывает у ребенка способность к самопринуждению. Не менее важным для формирования воли является и то, что, подчиняясь в игре определенным правилам, дети испытывают удовлетворение и радость, а это, в свою очередь, накладывает светлый эмоциональный отпечаток на сами эти правила, требования и нормы, что необходимо для формирования не только, нравственных знаний, но и нравственных чувств». [3]

Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

Игра направлена на овладение умением пользоваться предметами действительности, формирование межличностных отношении. Можно сказать, что игра – это метод познания действительности.

Надо отметить, каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть:

а) игра по правилам или с правилами;

б) коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;

в) в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;

г) в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

Рассмотрим проявление волевых качеств с примерами игр.

Признаками выдержки являются: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях; умение держать себя в конфликтных ситуациях; умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении; умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке. («Бедная киска», «Ха-ха-ха», «Если любишь меня, улыбнись!», «Конкурс злобных попугаев», «Смеющийся мяч»);

Признаками самообладания являются: контроль за собой и своим поведением, сдерживание мгновенных импульсов,  устойчивость к возникающим ситуациям. («Рыбалка», «Конкурс одноножек», «Портрет», «Это мой нос»

Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке. Настойчивость характеризуется умением личности мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. («Перо вверх», «Конкурс одноножек», «Это мой нос»);

Признаками целеустремленности являются: умение определять цель, активно продвигаться в ее достижение, не отвлекаться на посторонние предметы. («Конкурс одноножек», «Портрет», «Конкурс злобных попугаев»);

Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели. («Перо вверх», «Я пошел в город»);

Признаками организованности являются: умение планировать свою деятельность, следовать определенному порядку. («Шарфики», «Смеющийся мяч»);

Признаками инициативности являются: желание действовать самостоятельно, умение замечать возможности и пользоваться ими. («Я пошел в город», «Если любишь меня, улыбнись!»).

Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во врем эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной обстановке. В играх на развитие решительности определяется время между сигналом воспитателя к началу выполнения задания и собственно началом ее выполнения.(«Рыбалка»)

Итак, игра в дошкольном возрасте занимает значительное место. Этот вид деятельности носит не только развлекательный характер, но также развивает все личностные структуры, в том числе и волевые.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Вследствие этого развивается и волевая сфера личности. Воля представляет собой способность человека, проявляющуюся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Базис волевых качеств закладывается именно в дошкольном возрасте, а они занимают существенную проблемуразвития личности, определяют ответственность дошкольника за его успешность в будущем.В процессе исследования были выделены методы формирования волевых качеств личности. Это метод формирования сознания, метод формирования поведения, метод стимулирования. Использование этих методов в совокупности дадут наилучший результат в воспитании волевых качеств.

Особо подробно была рассмотрена игра как способ развития данных качеств. Являясь ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте, игра естественным путем способствует личностному развитию.

Такиобразом, в результате исследования мывыяснили, что в дошкольном возрасте закладываются основы для формирования таких волевыхкачеств, как инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, организованность. Овладение данными волевымикачествами поможет ребёнку в дальнейшем при поступлении в школу, поможет стать дисциплинированным на уроке, эффективно и своевременно справляться со всеми учебными заданиями. Игры способствуют формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста, в интересной и очень доступной форме. 

В итоге исследования цель достигнута, поставленные в начале задачи выполнены, гипотеза подтверждена.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т./ Под ред. А.В. Бодалева. – М.: Педагогика, 1980. Т. 1. – 230с; Т.2. – 287с/ Под ред. А.В. Бодалева.

2. Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания. // Избр.психол.труды. Т.2. – М, 1980

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практическойпсихологии, 1995.

4. Вазина, К.Я. Целеустремленность у дошкольников в игровой деятельности / К.Я. Ва-зина // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 40-45.

5. Выготский Л.С. Психология развития человека, – М.: Смысл: Эксмо, 2004. – 1135с.

6. Высоцкий А.И. Волевая активность ребенка и методы ее изучения: Учеб.пособие. Челябинск, 1979.

7. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. Вузов / Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.; под общ.ред. М.В. Гамезо. – М.:Пед. о-воРоссии, 2004. – 511с.

8. Гарифуллина А. В., Давыденко Ю. В., Щербакова Н. Е. Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). –Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 45-48.

9. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли // Психологический журнал. 2005. № 3.

10.  Ильин Е.П. Психология воли : [Учебное пособие для вузов][Текст] / Е.П.Ильин. СПб.: Питер, 2000. 280 с.

11.  Калин В.К. Классификация волевых качеств // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983.

12.  Ковалев, Г.А. Воспитание ума, воли и чувств у детей / Г.А. Ковалев. Мн.: Нар.асвета. 1974. - С. 37-77. 5.

13.  Коломинский Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов // Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб: Питер, 2006. 380 с.

14.  Копылева И.Н. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап в жизни? // Начальная школа. 2002. №1. С. 96-100.

 

15.  Котырло, В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В.К. Котырло. Киев: Радянська школа, 1971. 196 с.

16.  Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

17.  Обухова Л. Ф. Детская психология теории, факты проблемы М.: 1995.-347с

18.  Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.,1990.

19.  Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте.М., 1977.

20.  Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 239с.: ил. – (Азбука психологии).

21.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. М., 1989.

 

22.  Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. М., 1976

23.  СмирноваЕ.О.Развитие волиипроизвольностивраннемидошкольном возрастах /Е.О. Смирнова.–М.: Воронеж: НПО «МОДЭК»,1998.

24.  Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 383с. (Серия «Высшееобразование»).

25.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб.пособие для сред.пед.учеб.заведений [Текст]. 2-е изд. М.: Академия, 1997. 335 с.

26.  Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности./ Д.И. Фельдштейн. М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996. 512с.

27.  Хрестоматия по психологии/Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

 

29.  Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.304с.

30.  Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах./ Д.Б. Эльконин. М: НПО "Модек", 1995. 416с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Игра «Перо вверх!»

Участники делятся на две или три меньших группы. Игроки в каждой группе берутся за руки, в то время как ведущие подбрасывают перья в воздух. Та группа, которая продержит свое перо в воздухе дольше всех, считается победителем. Игроки также по одиночке могут стараться как можно дольше удержать перо в воздухе.

Игра «Конкурс одноножек».

Выбираются игроки, которые встают на одну ногу и стараются удержаться в таком положении как можно дольше. Всем остальным разрешается делать все, что они захотят, чтобы отвлечь внимание соревнующихся. Они только не могут их касаться никоим образом. Это означает, что запрещено что-либо бросать, также как и толкать играющих чем бы то ни было. Но можно пытаться их рассмешить или заставить их поверить, что вы собираетесь сделать что-то такое, что выведет их из состояния равновесия.

Игра «Конкурс злобных попугаев»

Участники конкурса – это попугаи, которым не разрешают улыбаться. Все остальные участники могут делать все, что только захотят, чтобы рассмешить их. Попугаям разрешается отвечать только так, как это делают попугаи. Также можно, чтобы попугаи отвечали на любые заданные им вопросы голосами попугаев. Последний попугай, которому удастся сохранить невозмутимое лицо, выходит победителем.

Игра «Ха-ха-ха»

Играющие садятся в круг. Первый игрок говорит: «Ха». Второй игрок говорит «Ха-ха». Третий игрок говорит «Ха-ха-ха» и так далее, каждый игрок добавляет еще одно «ха». Каждое «ха» должно произноситься торжественно и важно. Если кто-то из игроков засмеется или попытается схитрить, он должен выйти их круга. Но как только они покидают круг, им позволено все, в попытках заставить других игроков рассмеяться. Касаться игроков запрещено.

Игра «Бедная киска»

Игроки сидят по кругу, за исключением одного человека, который и есть «Бедная киска». «Бедная киска» встает на колени перед любым игроком и начинает мяукать. Этот человек должен ласково погладить или похлопать «Бедную киску» по голове и сказать без улыбки: «Бедная киска, Бедная киска, иди погуляй». Если этот человек улыбнется, то он становится следующей «бедной киской», а «бедная киска» занимает место в круге. «Бедной киске» разрешается делать все, чтобы рассмешить человека, включая комичные рожицы или другие кошачьи ужимки.

Игра «Смеющийся мяч»

Ведущий предлагает всем стоящим по кругу начинать смеяться, как только он подбросит мяч в воздух. И все должны продолжать смеяться до тех пор, пока кто-то не поймает мяч. В этот момент все должны быть абсолютно спокойны. Тот, кто поймал мяч, становится ведущим в следующем раунде. Если кто-то не смеется, когда мяч уже в воздухе, или продолжает смеяться, когда мяч пойман, то он должен покинуть круг.

Игра «Я пошел в город»

Игроки сидят по кругу. Ведущий говорит: я пошел в город»

Игрок. Что вы купили?

Ведущий. Пру туфель.

И ведущий слегка передвигает ноги вперед.

Игрок повторяет всю формулу третьему игроку и так далее по всему кругу, пока все не передвинут ноги вперед. Движения однажды начавшись, должны продолжаться на протяжении всей игры.

Ведущий начинает снова.

Ведущий. Я пошел в город

Игрок. Что вы купили?

Ведущий. Шоколадку (Жует).

И так далее по всему кругу, при этом все двигают ногами и жуют.

Ведущий. Я пошел в город.

Игрок. Что вы купили?

Ведущий. Шляпу (начинает непрерывно приподнимать ее).

И так далее. Тот, кто не может продолжать все движения выбывает из игры. Ведущий сам придумывает предметы которые можно покупать.

Игра «Это мой нос»

Все выстраиваются в линию лицом к одному игроку – водящему.

Водящий указывает на какую-то часть своего тела, но называет ее другим именем. Например, водящий указывает на ступню, а другой рукой указывает на игрока и говорит: «Это мой нос». Между тем водящий начинает считать до 10, а игрок, на которого он показал, должен ответить до окончания счета. При этом ответить он должен наоборот – указать на свой нос и сказать: «Это моя ступня». Если игрок допустит ошибку, то он выбывает из игры. Если ответ верен, то ведущий переходит к другому игроку и пытается застать его врасплох.

Игра «Шарфики»

Игроки сидят по кругу. Ведущий передает в разные стороны круга по шарфу: один длинный и один короткий. Игрок получивший длинный шарф должен завязать его на себе, на 2 узла, затем развязать и передать соседу с той стороны в какую идет шарф. Игрок получивший короткий шарф, завязывает его только на один узел и затем, развязав, тоже передает. Игрок который получит сразу 2 шарфа выбывает. Цель участников сделать все, чтобы поскорей избавиться от шарфа, который у них оказался.

Игра «Если любишь меня, улыбнись»

Игроки сидят по кругу, за исключением одного человека. Он подходит к одному из игроков и просит: «Если любишь меня, улыбнись». При этом он может делать все, чтобы рассмешить свою жертву. Этот человек должен без улыбки ответить: «Я тебя люблю, но улыбнуться не могу». Если человек улыбнулся, он занимает место водящего.

Игра «Рыбалка»

Все участники садятся в круг и получают по 5 конфет, одна из них привязана к нитке. У водящего в руках тазик. Все игроки кладут свои конфеты на нитке в центр. Ведущий кидает кубик. Если выпадает четное число, то водящий может закрыть конфеты игроков тазиком, а они в свою очередь должны успеть отдернуть свои конфеты, как только выпало четное число. Чьи конфеты пойманы, отдают их водящему. После этого следующий по кругу становится водящим. Если выпадает не четное число, то никто не должен двигаться, или кто-то дернул свою нитку с конфетой, то отдает ее водящему. Выигрывает тот, кто соберет больше конфет.

 

Похожие работы на - Развитие волевых качеств старших дошкольников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!