Китай в системе международной торговли товаров и услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2021-12-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Китай в системе международной торговли товаров и услуг

 

Китай в системе международной торговли товаров и услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ  5

1.1. Эволюция стратегии развития торговли Китая в контексте меняющейся мировой экономики. 5

1.2. Нормативно-правовые основы регулирования современной внешнеэкономической деятельности в Китае. 14

ГЛАВА II. ДИНАМИКА, СТРУКТУРА И ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КИТАЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ.. 20

2.1. География внешней торговли Китая товарами. 20

2.2. Внешняя торговля Китая услугами. 26

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КИТАЯ В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.. 29

3.1. Перспективы развития внешней торговли Китая в рамках проекта «Один пояс, один путь». 29

3.2. Развитие внешней торговли в рамках проекта “MadeinChina 2025”. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы обеспечивается тем фактом, что Китай постепенно интегрировался в мировую экономическую систему с момента осуществления своей политики реформ и открытости в 1979 году. До 1980 года Китай был незначительным игроком на мировом рынке; однако с 2009 года страна стала крупнейшим экспортером товаров и сырьевых товаров. Доля Китая в мировом товарном экспорте превысила 10% в 2010 году и достигла 11% в 2013 году. Китай также является второй по величине страной по объему импорта товаров, на долю которой в 2013 году пришлось 10,32% мирового импорта. Наряду с этими впечатляющими показателями экспорта и импорта торговая политика Китая также претерпела кардинальные изменения. Политика направлена на отказ от строгой экспортной квалификации и ограничительной системы импортных барьеров в сторону более ориентированной на рынок и прозрачной торговой политики. В частности, Китай постоянно снижал свои тарифные и нетарифные барьеры (НТБ) в течение 1990-х годов в стремлении к вступлению в ВТО и проводил либерализацию в соответствии со своими обязательствами перед ВТО с 2001 года. Торговые права были полностью либерализованы; большинство квот, лицензий и контроля над ценами были отменены, а на государственные торговые предприятия были наложены строгие ограничения, оставшиеся субсидии и другие ограничения. Импортные квоты были отменены в 2005 году. Китай не поддерживает никаких экспортных субсидий, в том числе в сельском хозяйстве. В дополнение к своему активному участию в многосторонних переговорах в рамках ВТО Китай также активно участвует в заключении региональных торговых соглашений (РТС), особенно с другими азиатскими странами.

Торговая политика не только напрямую влияет на внешнюю торговлю страны, но также на экономический рост и социальное благосостояние. В целом, открытая и прозрачная торговая политика может значительно способствовать экономическому развитию и повышению социального благосостояния.

Целью курсовой работы является исследование роли и место Китая в международной торговле товаров и услуг.

Для достижения цели необходимо выявление ряда исследовательских задач:

·   рассмотретьнормативно-правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в Китае;

·   исследовать географию и внешнюю торговлю Китая товарами;

·   дать общую характеристику современной экономики и внешнеэкономической политики Китая;

·   провести анализ внешней торговли Китая услугами;

·   выявить перспективы развития внешней торговли Китая в рамках проекта «Один пояс, один путь».

Объектом исследования является внешнеторговая политика Китая.

Предметом исследования является исследование экспорта и импорта во внешнеторговой политике Китая.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Первая глава и ее пункты посвящены рассмотрению и анализу внешнеторговой политикиКитая на современном этапе.

Во второй главе производится анализдинамики, структуры и географии внешней торговли Китая товарами и услугами.

в третьей главе исследуются перспективы развития внешней торговли Китая в условиях меняющейся экономической политики.

В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения.

 

ГЛАВА I. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

1.1. Эволюция стратегии развития торговли Китая в контексте меняющейся мировой экономики

 

Стратегия развития торговли — это политика стимулирования производства и торговли в некоторых секторах путем изменения относительных цен на экспортируемые и импортируемые товары. Эволюцию стратегии развития торговли Китая можно разделить на два основных этапа в связи с историческим вступлением в ВТО в 2001 году.

На этапе “до вступления в ВТО” стратегия развития торговли Китая развивалась в четыре этапа с 1980 по 2001 год, а именно: “замещение импорта и стимулирование незначительного экспорта” (1980-1983), “стимулирование экспорта, нейтрализующее замещение импорта” (1984-1990), “стимулирование экспорта и предельная либерализация торговли” (1991-1993) и “радикальная либерализация торговли” (1994-2001). Они раскрывают стратегию центрального правительства в области торговой и промышленной политики в отношении экономических институциональных реформ и политики открытых дверей[1].

Что касается этапа “после вступления в ВТО”, Китай преобразовал стратегию развития торговли, ориентированную на замещение импорта или стимулирование экспорта, в новую, ориентированную на устойчивое развитие, согласованную с внутренним и внешним спросом, сбалансированную стратегию торговли импортом и экспортом в рамках общего плана экономического развития. С 2001 года по настоящее время Китай проходит три этапа торговой политики, а именно: “выполнение обязательств по вступлению в ВТО и дальнейшая либерализация торговли” (2001-2005), “корректировка торговой политики и трансформация модели роста” (2006-2008) и “преодоление и преодоление глобального финансового кризиса” (2008 - настоящее время).

Китай следовал стилю индустриализации бывшего Советского Союза с 1949 года, и импортозамещение было давним ключевым элементом китайской торговой политики вплоть до начала 1990-х годов. Делая упор на развитие тяжелой промышленности, Китай реализовал стратегию импортозамещения посредством “прямых связей”, согласно которой индустриализация первоначально стимулировалась из низовых секторов, в которых Китай имел наименьшие сравнительные преимущества для поставок капитального оборудования и промежуточных товаров для других секторов. Это контрастировало со стратегией других стран Восточной Азии, которые стремились к индустриализации “с обратной связью”, начиная с трудоемких секторов, производя и экспортируя потребительские товары длительного пользования, а затем постепенно стимулируя спрос со стороны капиталоемких и высокотехнологичных секторов[2].

Стратегия, которой Китай следовал в течение почти трех десятилетий до экономической реформы, привела к высокой стоимости экономической неэффективности, дефициту основных промежуточных промышленных товаров, нехватке иностранной валюты и потребительских товаров и низкой средней реальной заработной плате. Стратегия была изменена в 1980 году в связи с хорошо известной экономической реформой и политикой открытых дверей, инициированной г-ном Дэн Сяопином[3]. Важно отметить, что экспорт в трудоемких секторах, таких как текстиль, одежда и обувь, резко возрос, как только производители смогли распознать и предвидеть “правильную” относительную цену на рынке. Однако политика стимулирования экспорта по-прежнему казалась незначительной с точки зрения степени компенсации импортозамещения. Региональная политика преференций, система удержания иностранной валюты и вторичный валютный рынок (FEAC, Центры корректировки валютных курсов) были внедрены на практике только на экспериментальной основе.

В середине 1980-х годов меры по стимулированию экспорта, в основном включающие скидку на экспорт, экспортные субсидии, квоту на удержание иностранной валюты и систему множественных обменных курсов, были официально приняты и постепенно распространены по всей стране в рамках схем торговой реформы, реализованных в 1984 и 1988 гг. Однако торговые барьеры для импорта, в частности требования к квотам и лицензированию, все еще оставались высокими. Кроме того, реальный обменный курс был завышен в среднем примерно на 32% из-за гиперинфляции, произошедшей в 1985 и 1988 годах, и расхождение между официальным обменным курсом и курсом FEACS значительно возросло с 1986 по 1990 год[4].

Таким образом, стратегию развития торговли в этот период можно было бы определить как “стимулирование экспорта, нейтрализующее импортозамещение” или “стимулирование защищенного экспорта”, в соответствии с которым поощрялось расширение как экспортируемых, так и импортируемых секторов за счет неторговых секторов. Однако общая ориентация торговли в тот период все еще была смещена в сторону импортозамещения в экономике. Такие меры стимулирования с двойной структурой тесно связаны с политической экономией экономических реформ Китая в середине 1980-х годов. Из-за сложных политических ограничений перспективы экономических реформ в Китае по-прежнему выглядели неоднозначными и неопределенными из-за отсутствия консенсуса относительно надлежащего курса среди высших партийных лидеров. В таких обстоятельствах политически разумно проводить реформы, следуя эволюционному, экспериментальному и поэтапному подходу. Поэтому стратегия развития торговли “продвижение защищенного экспорта” в точности соответствовала сложившейся ситуации. В частности, поощрялся рост новых заинтересованных групп экспортных секторов, в то время как неэффективные государственные промышленные секторы все еще были защищены от внешней конкуренции в традиционном режиме импортозамещения. Такая стратегия казалась более политически устойчивой и экономически жизнеспособной, чем радикальная либерализация импорта в торговле[5].

С повышением эффективности и конкурентоспособности китайской экономики в 1991 году произошли значительные изменения в торговой политике. Была начата гораздо более решительная либерализация торговли с целью снижения тарифных ставок, планов обязательного импорта, импортных квот и лицензий. Кроме того, было объявлено об отмене импортных пошлин, экспортных субсидий и мер по замещению импорта. Система цен стала более надежной благодаря либерализации торговли, а структура производства и торговли стала более “естественной” в экономическом смысле. Экономические искажения постепенно уменьшались. Однако уровень защиты торговли по-прежнему оставался высоким по сравнению с международным уровнем. Средняя применяемая тарифная ставка составила 43%, а коэффициент покрытия нетарифных барьеров составил 51%. Ограничения и искажения системы валютного контроля оставались неблагоприятными для экспортных секторов. Реальный обменный курс юаня был завышен в среднем примерно на 44%[6].

Кроме того, требования к лицензированию экспорта и система налогообложения экспорта были усилены в целях обеспечения соблюдения, чтобы уменьшить экспортный демпинг и конкуренцию по низким ценам на международном рынке. Коммунистическая партия Китая (КПК) объявила о создании Рыночной системы социализма с китайскими особенностями в 1992 году[7].

Тем временем китайская делегация начала официальные и существенные торговые переговоры с основными договаривающимися сторонами ГАТТ, чтобы возобновить свой “правовой статус в ГАТТ” (позже измененный на “вступление в ВТО” после основания ВТО в 1995 году), так что Китаю пришлось серьезно рассмотреть требования к доступу на рынки, выдвинутые торговыми партнерами. В 1994 году китайское правительство обнародовало Закон о внешней торговле, который заложил правовую основу для современного режима торговой политики Китая.

Для достижения внутренних целей и преодоления внешнего давления был принят ряд мер по реформе торговли. Был не только значительно снижен средний уровень торговых барьеров, но и скорректирована структура защиты, которая, как правило, является “торговой нейтральной”. Таким образом, производители могли рассчитывать свои затраты и объем производства по международным ценам и заменять капитал и промежуточные товары более дешевой рабочей силой в производстве. Более значительные реформы произошли в валютной системе. Текущий счет был полностью либерализован в 1997 году, что позволило Китаю в конечном итоге соответствовать стандарту МВФ по устранению валютного контроля, система двойного обменного курса также была отменена путем объединения в единый, управляемый и плавающий курс в 1994 году, он фактически обесценил юань почти на 50 процентов по официальному курсу, что значительно снизило переоценку юаня и повысило конкурентоспособность валюты для китайского экспорта[8].

Китай стал официальным членом ВТО в декабре 2001 года. С 2002 по 2005 год Китай полностью выполнил обязательства ВТО и эффективно содействовал хорошо продуманной, ориентированной на рынок и основанной на правилах либерализации экономики и торговли, что привело к значительному повышению прозрачности торговых законов и правил, а также управления торговой политикой.

Наиболее яркой реформой стала поправка к Закону о внешней торговле в декабре 2004 года[9]. Согласно новому закону, система одобрения торговли была отменена", и все отечественные предприятия и частные лица могли пользоваться торговыми правами на экспорт и импорт, которые имели право только иностранные предприятия и некоторые отдельные крупные государственные предприятия и монопольные торговые компании. Подход "назначенной торговли” также был отменен в 2003 году, и прозрачность процедур импортных и экспортных закупок государственных торговых предприятий была улучшена, в частности, за счет предоставления информации о механизме ценообразования государственных торгов. Что касается правовых и политических рамок, то было пересмотрено и пересмотрено большое количество законов и нормативных актов, связанных с торговлей, включая постановления центрального правительства, детали реализации, местные и временные нормативные акты, с тем чтобы отменить все положения и меры национального режима, которые противоречили ВТО.

Были также созданы процедуры и институты судебного рассмотрения административных действий. Если какая-либо сторона не удовлетворена решением, дело может быть пересмотрено в соответствии с Законом об административном пересмотре или может быть подана апелляция в суд.

Кроме того, был принят Закон об административных разрешениях[10], который обеспечил общую правовую и административную основу для обязательств Китая в ВТО, поскольку Китай также предпринял шаги по выполнению многочисленных конкретных обязательств по доступу к рынкам в соответствии с графиками, изложенными в соглашении о вступлении в ВТО, включая снижение тарифных ставок, устранение нетарифных барьеров и расширение доступа к рынкам услуг для иностранных поставщиков." В частности, Китай связал все тарифные линии, и средний показатель примененных тарифов снизился с 15,6% в 2001 году до 9,7% в 2005 году, при этом тарифы на промышленные товары снизились с 14,3% до 8,9%, а на сельскохозяйственную продукцию - с 23,2% до 14,6% за тот же период. В некоторых секторах, таких как автомобилестроение и автозапчасти, текстиль и одежда, а также ИТ-продукция, особенно сильно снизились тарифы. Что касается нетарифных барьеров, то большинство импортных лицензий, импортных квот и особых требований к тендерам были отменены до января 2005 года, процедуры лицензирования импорта были упрощены, и новая система лицензирования импорта вступила в силу в основном в целях охраны окружающей среды, здоровья и безопасности[11].

Тарифные квоты сохранились только для торговли определенными сельскохозяйственными товарами и удобрениями. Наконец, Китай взял на себя обширные обязательства по либерализации услуг, превышающие средние показатели развивающихся стран, охватывающие более 100 секторов из 160 секторов, включенных в список GATS, особенно в областях, имеющих большое коммерческое значение, таких как банковское дело, ценные бумаги, страхование, телекоммуникации, розничная торговля и дистрибьюторские услуги. Национальный режим был введен во всех секторах услуг, за исключением субсидий и ограничений на передвижение физических лиц для некоторых местных поставщиков услуг. Все агентства по управлению услугами регулировались независимо от поставщиков услуг, за исключением экспресс-доставки и железнодорожных перевозок.

Импульс Китая к реформе либерализации торговли начал замедляться с 2006 года из-за внутренней критики по поводу слабости Китая в переговорах по ВТО" и отсутствия консенсуса в правительстве Китая относительно приоритетов экономических рыночных реформ, особенно о том, как вести себя с государственными предприятиями". В течение этого периода средняя тарифная ставка существенно не снизилась. Однако было отменено больше тарифных квот, и в 2008 году ограничению тарифных квот подверглись только очень ограниченные товары, такие как зерно, сахар, шерсть, хлопок и удобрения[12].

С устранением торговых барьеров на китайских экспортных рынках после вступления в ВТО экспорт Китая быстро вырос, что привело к значительному росту положительного сальдо торгового баланса. Доля профицита счета текущих операций в ВВП достигла исторического пика - 11% - в 2007 году. В таких обстоятельствах Китаю пришлось способствовать преобразованию модели роста торговли, чтобы справиться с внутренней инфляцией и международным давлением, вызванным огромным положительным сальдо торгового баланса. Одной из важнейших корректировок торговой политики было усиление ограничений на экспорт промышленных товаров и некоторых сельскохозяйственных продуктов, в том числе тех, которые используют большое количество природных ресурсов, высокое энергопотребление, высокий уровень загрязнения и низкое содержание технологий. Основные меры включают в себя: повышение экспортных налогов, снижение скидок на НДС при экспорте, увеличение экспортных квот и лицензирования, расширение каталога товаров, запрещенных к переработке.

В середине 1998 года разразился финансовый кризис, который вскоре оказал негативное влияние на торговую ситуацию в Китае. Экспорт сократился впервые с июля 2001 года, в то время как импорт также быстро сократился. Торговый баланс превратился из профицитного в дефицитный, что привело к беспрецедентному негативному вкладу в экономический рост. Столкнувшись с таким ухудшением ситуации, приоритет торговой политики Китая изменился с ограничения положительного сальдо торгового баланса на стабилизацию внешнего спроса и стимулирование внутреннего спроса.

С одной стороны, Китай предпринял шаги по стабилизации экспорта путем содействия торговому финансированию и упрощению процедур торговли, ослабления экспортного контроля и увеличения скидок на НДС при экспорте. Режим обменного курса Китая был временно восстановлен в прежней системе привязки к доллару США, и власти прекратили повышение курса юаня, которое сохранялось с 2005 года. Пилотная программа трансграничного оформления юаней и соглашение о валютных свопах также были реализованы с апреля 2009 года[13].

Кроме того, было смягчено регулирование исходящих ПИИ и упрощена процедура их утверждения. С другой стороны, Китай предпринял некоторые временные меры по защите импорта, чтобы смягчить последствия финансового кризиса. Льготные тарифные ставки на некоторые товары были временно отменены. Правительство расширило список автоматического лицензирования импортных товаров. ‘Меры по исправлению положения в области торговли были приняты более последовательно, чем раньше. Государственным закупкам в условиях огромного фискального стимулирования отдавалось предпочтение перед закупкой отечественных товаров и услуг по административным инструкциям. Был принят ряд новых законов и нормативных актов для защиты отечественной промышленности (например, в знак протеста против сектора внутренних курьерских услуг был принят новый закон о почте). Однако эти ограничительные меры, которые были введены Китаем после финансового кризиса, были, по существу, умеренными по сравнению с другими странами[14].

Таким образом, глобальный экономический спад не обратил вспять процесс либерализации торговли. Фактически, во время финансового кризиса Китай все еще сохранял свои темпы либерализации торговли, такие как объявление о новом плане действий по защите интеллектуальной собственности в 2008 году, предложение национального режима в области государственных закупок для иностранных компаний и углубление открытости услуг в секторах туризма и финансовой информации. В связи с постепенным восстановлением мировой экономики и внешнего спроса внешняя торговля Китая продемонстрировала положительный рост в ноябре 2010 года и достигла быстрого роста с 2011 года.

 

1.2. Нормативно-правовые основы регулирования современной внешнеэкономической деятельности в Китае

 

С момента вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) 11 декабря 2001 года Китай постепенно снижал административные барьеры в торговле и либерализовал свою внешнеторговую систему. Согласно измененному Закону Китая о внешней торговле, который вступил в силу в июле 2004 года[15], все виды бизнеса, включая частные предприятия, могут заниматься внешней торговлей, как только они подадут правильные документы. Граждане Китая также могут торговать за границей в личном качестве.

В августе 2013 года Государственный совет одобрил Пилотную зону свободной торговли Китая (Шанхай) для всестороннего углубления реформ и открытости при одновременном дальнейшем содействии развитию торговли и инвестиций[16]. По состоянию на октябрь 2019 года Китай уже создал 18 пилотных зон свободной торговли. В настоящее время Китай повышает эффективность торговли за счет внедрения системы "единого окна" для международной торговли и осуществления таких мер, как текущий и последующий надзор на основе кредитного надзора.

С 2005 года Китай начал отменять требования к квотам и лицензированию в отношении большинства импортных товаров, и в настоящее время только ограниченное число товаров подлежит контролю за лицензированием импорта. В соответствии с Каталогом товаров 2019 года[17], подлежащих лицензированию на импорт (только на китайском языке), с 1 января 2019 года только две категории товаров – озоноразрушающие вещества и основные используемые механические и электронные изделия ? в общей сложности 118 наименований под 10–значными тарифными кодами, в настоящее время подлежат контролю за лицензированием импорта.

Министерство торговли (MOFCOM) совместно с другими соответствующими департаментами при Государственном совете отвечает за разработку, внесение изменений и публикацию каталога механических и электронных импортных товаров, подлежащих ограничению или запрету. MOFCOM осуществляет контроль за квотами и лицензированием запрещенных продуктов.

В целях контроля за импортом Китай внедряет систему автоматического лицензирования импорта определенных механических и электронных изделий, которые можно свободно импортировать. Для импорта механических и электронных изделий, подлежащих автоматическому лицензированию импорта, импортер должен обратиться в MOFCOM или его уполномоченные органы за автоматической лицензией на импорт до завершения таможенных формальностей.

Согласно Плану институциональной реформы Государственного совета, принятому на первой сессии 13-го Всекитайского собрания народных представителей, Главное таможенное управление (GAC) отвечает за управление инспекцией при выезде и въезде и карантином. С 1 августа 2018 года декларация на импортируемые и экспортируемые товары была объединена, а формы импортной/экспортной декларации и досмотра объединены в одну форму таможенной декларации. Товары, подлежащие декларированию, в основном совпадают с теми, которые указаны в первоначальных формах таможенной и инспекционной декларации. Предприятиям теперь придется иметь дело только с так называемыми “четырьмя единицами”: одной формой таможенной декларации, одним комплектом сопроводительных документов, одним набором кодов классификации товаров и одной системой подачи заявок.

GAC опубликовал Инструкции по заполнению Форм таможенной декларации для импорта и экспорта Товаров № 60[18], позже замененный № 18 2019, Шаблоны Форм декларации для Импортируемых и Экспортируемых Товаров и Списки регистрации Импортируемых и Экспортируемых Товаров (№ 61 [2018])[19] и Шаблон Форм электронной декларации для Импорта и Экспорта Товаров (№ 67 [2018]).

Все импортные и экспортные товары, перечисленные в Каталоге импортных и экспортных товаров[20], подлежащих проверке и карантину (только на китайском языке), выданном Главным таможенным управлением, или подлежащие проверке в соответствии с другими законами и правилами, должны быть проверены. Лицензия на безопасность и другие нормативные требования распространяются на импорт лекарств, продуктов питания, продуктов животного и растительного происхождения, а также механических и электронных изделий.

Китай внедрил новую систему обязательной сертификации продукции 1 мая 2002 года. В рамках этой системы были введены единый каталог, стандарт, маркировка и таблица сборов, а знак CCC (Обязательная сертификация в Китае) заменил знаки GreatWall CCEE и CCIB, использовавшиеся в старой системе. Знак CCC — это сертификационный знак для продуктов, которые разрешено импортировать, продавать или использовать в Китае. Были составлены и опубликованы каталоги товаров, требующих маркировки CCC.

Каталоги CCC охватывают основные категории товаров, такие как электрические провода и кабели, выключатели и электрические устройства для защиты или подключения, низковольтные электрические устройства, двигатели малой мощности, электроинструменты, сварочные аппараты, бытовая техника и приборы аналогичного назначения, аудио- и видеотехника, оборудование для информационных технологий, осветительное оборудование, автомобили и детали безопасности, шины для автомобилей, защитное стекло, сельскохозяйственная техника, противопожарное оборудование, продукты для обеспечения безопасности, телекоммуникационное терминальное оборудование и продукты беспроводной локальной сети. Подробную информацию можно найти на веб-сайте CNCA.

Помимо сертификации CCC, некоторые продукты также должны соответствовать другим требованиям. Например, телекоммуникационное и интернет-оборудование должно соответствовать правилам и положениям Министерства промышленности и информационных технологий.

В Китае действует сложная система, регулирующая стандарты и гигиенические условия продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, вин и косметики, импортируемых на материк. Департамент здравоохранения Государственного совета также установил правила, регулирующие использование генетически модифицированных (ГМ) продуктов питания и пищевых ингредиентов в производстве продуктов питания для обеспечения качества и безопасности.

Все товары, продаваемые в Китае, должны быть маркированы на китайском языке с точным описанием их содержимого, сортов и спецификаций в отношении количества, где это применимо, даты производства и срока годности (в частности, для продуктов питания и расфасованных продуктов питания), а также пояснительных предупреждений о любой потенциальной опасности, связанной с продуктами[21].

В настоящее время Китай подписал и внедрил 20 соглашений о свободной торговле (ССТ), в то время как 12 ССТ находятся на стадии переговоров и 8 находятся на рассмотрении.

Помимо соглашений о более тесном экономическом партнерстве с Гонконгом и Макао, Китай заключил соглашения о свободной торговле со странами и экономическими блоками, такими как АСЕАН, Новая Зеландия, Сингапур, Швейцария, Южная Корея и Австралия. В настоящее время он ведет переговоры о ССТ со странами и организациями, включая страны Совета сотрудничества Арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Норвегию, Шри-Ланку, Израиль, Панаму и другие страны. Переговоры о Региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве (RCEP) между 15 странами, включая 10 стран АСЕАН, Японию, Южную Корею, Австралию и Новую Зеландию, завершены, и ожидается, что соглашение будет подписано в 2020 году. Для получения более подробной информации, пожалуйста, посетите веб-сайт MOFCOM в сети FTA в Китае[22].

Поставщики услуг Гонконга пользуются преференциями на материковом рынке в различных областях обслуживания. Соглашение о достижении базовой либерализации торговли услугами в провинции Гуандун (Гуандунское соглашение) было реализовано 1 марта 2015 года. В нем используется гибридный подход положительных и отрицательных списков для определения мер либерализации в провинции Гуандун, применимых к Гонконгу. На основе Соглашения о провинции Гуандун 27 ноября 2015 года было подписано Соглашение о торговле услугами, которое вступило в силу 1 июня 2016 года, распространив базовую либерализацию торговли услугами на весь материк.

В июне 2017 года в рамках CEPA были подписаны Инвестиционное соглашение и Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве (Соглашение об экотехнологиях). Инвестиционное соглашение расширяет обязательства по доступу на рынки для секторов, не связанных с услугами, за рамки Соглашения о торговле услугами и вводит обязательства по защите инвестиций как для секторов услуг, так и для секторов, не связанных с услугами. Соглашение об экотехнологиях укрепляет и обновляет экономическое и техническое сотрудничество между Гонконгом и материковым Китаем.

Новое Соглашение о торговле товарами в рамках CEPA, подписанное между правительством САР Гонконг и Министерством торговли, вступает в силу с 1 января 2019 года. В соответствии с улучшенным соглашением о правилах происхождения этого нового соглашения, продукты, в настоящее время не имеющие “Правил происхождения конкретных продуктов”, могут облагаться нулевым тарифом при импорте на материковую часть, при условии, что эти продукты соответствуют общему правилу происхождения, основанному на расчете добавленной стоимости к продуктам в Гонконге.

Таким образом, это соглашение о торговле товарами также позволяет предприятиям выбирать между существующим методом наращивания в рамках CEPA и недавно введенным методом наращивания при расчете добавленной стоимости продукции в Гонконге. Для получения более подробной информации, пожалуйста, посетите веб-сайт Департамента торговли и промышленности Гонконга.

 

 

ГЛАВА II. ДИНАМИКА, СТРУКТУРА И ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КИТАЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ

 

2.1. География внешней торговли Китая товарами

 

В современный период внешнеторговый оборот Китая сократился в несколько раз: в 1998 году (на 0,4%) снижение было связано с азиатским финансовым кризисом; в 2009 году - с мировым финансовым кризисом; а в 2015-2016 годах - со значительным снижением мировых цен на нефть. В целом, в период 1978-2018 годов внешняя торговля КНР росла очень динамично и довольно стабильно. В 2018 году его объем составил рекордные 4,62 триллиона долларов, включая экспорт Китая в размере 2,4874 триллиона долларов и импорт в размере 2,15364 триллиона долларов. Объем внешней торговли страны (в долларовом выражении) увеличился примерно в 230 раз по сравнению с дореформенным 1978 годом, включая экспорт Китая, который увеличился в 250 раз, и его импорт (в 210 раз). С 2013 года Китай стал мировым лидером в торговле товарами (за исключением 2016 года) и экспорте, занимая второе место в мире по импорту. Доля Китая в мировом экспорте увеличилась с 0,9% в 1980 году до 12,8% в 2018 году, а в мировом импорте - с 0,98 до 10,8%[23].

Таблица 1.

Внешнеторговый оборот Китая в 1978-2018 гг., млрд долл.

Год

Оборот

Экспорт

Импорт

1978

20.64

9.75

10.89

1980

38.14

18.12

20.02

1981

44.03

22.01

22.02

1982

41.61

22.32

19.29

1985

69.60

27.35

42.25

1990

115.44

62.09

53.35

1995

280.86

148.78

132.08

1997

325.16

182.79

142.37

1998

323.95

183.71

140.24

2000

474.29

249.20

225.09

2001

509.65

266.10

243.55

2002

620.77

325.60

295.17

2005

1421.91

761.95

659.95

2008

2563.26

1430.69

1132.57

2009

2207.54

1201.61

1005.92

2012

3867.12

2048.71

1818.41

2013

4158.99

2209.00

1949.99

2014

4301.53

2342.29

1959.23

2015

3953.63

2273.47

1679.56

2016

3685.57

2098.15

1587.42

2017

4104.50

2263.52

1840.98

2018

4623.04

2487.40

2135.64

Источник: Beijing Statistical Yearbook 2017 // URL: #"center">

Регион, страна

2016

2017

 

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

Всего

3685.57

2098.15

1587.42

4104.50

2263.52

1840.98

Азия

1948.11

1042.27

905.84

2125.72

1096.35

1029.37

Включая Индию

70.15

58.59

11.76

84.40

68.06

16.34

Япония

274.78

129.26

145.52

302.97

137.32

165.65

Страны АСЕАН

452.20

255.98

196.22

514.81

279.12

235.69

Республика Корея

252.57

93.70

158.87

280.26

102.75

177.51

Тайвань

179.59

40.37

139.22

199.37

43.99

155.38

Гон Конг

304.57

287.72

16.85

286.66

279.34

7.32

Европа

677.36

389.66

287.70

755.88

429.06

326.82

Включая Россию

68.56

37.33

32.23

84.09

42.90

41.19

ЕС

547.02

339.-5

207.97

616.91

377.04

244.87

Африка

149.11

92.21

56.90

170.00

94.74

75.26

Включая ЮАР

35.34

12.85

22.49

39.17

1482

24.35

Латинская Америка

216.56

113.86

102.70

257.85

130.83

127.02

Включая Бразилию

67.71

21.97

45.74

28.96

58.58

Северная Америка

565.43

412.62

152.81

635.71

461.27

174.44

Включая США

519.48

385.08

134.40

583.69

429.75

153.94

Океания

127.89

47.51

80.38

158.93

51.28

107.67

Включая Австралию

107.95

37.29

70.66

136.26

41.44

94.82









Источник: China Statistical Yearbook-2016 // General Administration of Customs of the People's Republic of China URL: #"_Toc90847850">2.2. Внешняя торговля Китая услугами

 

Что касается традиционных услуг, то в Китае по-прежнему наблюдается значительное отрицательное сальдо в торговле транспортными и туристическими услугами и положительное сальдо в сфере строительных услуг.

В торговле новыми видами услуг Китай занимает самые сильные позиции в сфере телекоммуникаций, компьютерных и информационных услуг. Напротив, в стране наблюдается значительное отрицательное сальдо в обмене страховыми услугами и особенно в оплате использования прав интеллектуальной собственности. Однако Китай расценивает это обстоятельство как свидетельство стремительного повышения технического уровня предприятий страны.

Таблица 3.

Объем торговли услугами Китая в 2017 году, млрд долларов

Типы услуг

Объем торговли

Экспорт

Импорт

Торговый баланс

Всего

695.98

228.19

467.79

?239.60

Транспорт

130.10

37.12

92.98

?55.86

Туризм

293.71

38.82

254.89

?216.07

Строительство

32.50

23.93

8.57

15.36

Страхование

14.46

4.05

10.41

?6.36

Финансовые услуги

5.31

3.70

1.61

2.09

IT сектор

46.96

27.78

19.18

8.60

Плата за использование прав интеллектуальной собственности

33.35

4.76

28.59

?23.83

Индивидуальные, развлекательные и культурные услуги

3.51

0.76

2.75

?1.99

Ремонтные услуги

8.20

5.93

2.27

3.66

Услуги по обработке данных

18.25

18.07

0.18

17.89

Другие коммерческие услуги

104.43

61.56

42.87

18.69

Государственные услуги

5.16

1.70

3.46

?1.76

Источник: China in Trade in Services, Attachment 4 to the Report on the Situation in China’s Foreign Trade // URL: images.mofcom.gov.cn/zhs/201805/20186507090736271.pdf (датаобращения: 15.12.2021).

 

По итогам 2017 года на торговлю услугами приходилось 14,5% от общего объема внешней торговли товарами и услугами страны. Китайские эксперты считают этот уровень недостаточным, поскольку в международной торговле в целом этот показатель составляет около 20%[29]. В частности, в 2014 году он составлял 28,3% в США; 21,8% в Германии; 23% в Японии; и 35,4% в Индии, которая специализируется на аутсорсинге.

Таким образом, Китай уделяет серьезное внимание улучшению торговли услугами и увеличению ее масштабов, рассматривая это как важное условие превращения страны из “большой” торговой державы в “сильную”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КИТАЯ В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

3.1. Перспективы развития внешней торговли Китая в рамках проекта «Один пояс, один путь»

 

Инициатива "Один пояс, один путь" (BRI) была впервые предложена Президентом Китая Си Цзиньпином во время государственных визитов в Казахстан и Индонезию в 2013 году. Официально это было начато с публикации первого ключевого документа "Видение и действия по совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути 21 века" в 2015 году[30]. Из всех проектов BRI наибольшее внимание привлекли, как правило, дорогостоящие крупномасштабные инфраструктурные проекты вдоль "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морского шелкового пути", которые направлены на улучшение связей между Азией и Европой. Китай официально подчеркнул, что инициатива направлена на содействие международному процветанию в целом и процветанию участвующих стран в частности. Кроме того, он направлен на содействие региональной экономической интеграции и социальному взаимодействию между заинтересованными странами, способствуя тем самым миру во всем мире. Для достижения этих целей Китай стремится к расширению сотрудничества со странами BRI, особенно в пяти основных областях: политические коммуникации, инфраструктурные связи, торговые отношения, обращение валют (в первую очередь юаня) и финансовых ресурсов, а также взаимопонимание в обществе.

Таким образом, Китай стремится развивать многоуровневое сотрудничество со странами BRI, охватывающее политические, технические, экономические и социальные аспекты[31].

В последние годы Китай активизировал свои усилия по ведению переговоров и заключению соглашений о свободной торговле (ССТ) со странами БРИ. В настоящее время Китай заключил соглашения о свободной торговле с 16 странами/регионами, десять из которых участвуют в BRI: АСЕАН (Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам), Чили, Коста-Рика, Грузия, Мальдивы, Новая Зеландия, Пакистан, Перу, Сингапур и Южная Корея. Страны BRI также представляют значительную долю стран, с которыми Китай в настоящее время ведет переговоры или рассматривает дальнейшие соглашения о свободной торговле[32].

В то время как основные проекты BRI по улучшению доступности и качества инфраструктуры, безусловно, могут способствовать развитию международных торговых и инвестиционных отношений между Китаем и странами BRI, растущее участие Китая в переговорах и заключении соглашений о свободной торговле создает благоприятную основу для улучшения развития институциональной основы для торговли и инвестиций во всех участвующих странах и, следовательно, для содействия торговле и инвестициям между этими странами. Ожидается, что экономические выгоды от таких соглашений еще больше возрастут, если между Китаем и другими странами (BRI) будут подписаны соглашения о свободной торговле, для дальнейшего улучшения экономической и деловой институциональной среды во всех участвующих странах[33].

Со временем тематическая и политическая направленность BRI изменилась, и в настоящее время разрабатываются и/или разрабатываются дополнительные конкретные проекты, выходящие далеко за рамки физических крупномасштабных инфраструктурных проектов вдоль "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морского шелкового пути". Это свидетельствует о способности Китая политически реагировать на возникающие экономические вызовы, с которыми сталкивается Китай и весь мир. Одним из важных ключевых проектов является взаимодействие Китая со странами БРИ по созданию Цифрового Шелкового пути. В свете продолжающейся четвертой промышленной революции и проблем, связанных с реструктуризацией промышленности, Китай в 2015 году представил новую промышленную политику "Сделано в Китае до 2025 года", цель которой - сделать Китай мировым лидером в области ключевых технологий к 2025 году и технологической сверхдержавой к 2045 году.

Одним из десяти приоритетных направлений инициативы являются современные информационные/цифровые технологии, связанные, например, с большими данными, искусственным интеллектом, робототехникой и интеллектуальным производством. Цифровые технологии позже также были явно интегрированы в китайскую стратегию BRI. Предлагаемая цель состоит в том, чтобы построить "Цифровой шелковый путь". Это не будет охватывать инфраструктуру, а скорее будет включать сотрудничество между Китаем и другими странами BRI в разработке и внедрении современных информационных/цифровых технологий, которые будут способствовать инновационному развитию в соответствующих странах[34].

По данным Merics (2019), Китай инвестировал более 17 миллиардов долларов США в проекты BRI, связанные с Цифровым Шелковым путем, в период с 2013 по 2019 год. Все более активно поощряется цифровая торговля (электронная коммерция) и торговля цифровыми товарами между Китаем и соответствующими странами[35].

Это отражается, например, в увеличении экспорта китайских технологий наблюдения в страны BRI в Центральной Азии. Эти технологии играют важную роль в создании Китайской системы социального кредитования.

Таким образом, растет озабоченность, особенно среди демократических стран и наблюдателей за соблюдением прав человека во всем мире, по поводу того, является ли экспорт таких товаров признаком готовности стран BRI создавать сопоставимые системы и усиливать государственный экономический и социальный контроль в этих странах.

 

3.2. Развитие внешней торговли в рамках проекта “MadeinChina 2025”

 

Китайская экономика находится на замедляющейся траектории с 2010 года. Рост ВВП замедлился с более ранних двузначных показателей до всего лишь около 6% в 2019 году. Такое существенное замедление, безусловно, не является циклическим, а носит структурный характер и, следовательно, связано с долгосрочными проблемами, с которыми сталкивается китайская экономика, включая старение населения, развитую урбанизацию и высокий уровень левереджа. Экономическую тенденцию можно увидеть в структуре китайского экспорта. За последние четыре десятилетия Китай наводнил мировой рынок товарами китайского производства.

В то время как доля Китая в мировом экспорте снизилась с пика примерно в 14% в 2013 году до всего лишь 12,8% в 2018 году, его доля на мировом рынке промежуточных товаров выросла и достигла примерно 11% в 2018 году. Более того, добавленная стоимость китайского экспорта продолжает расти. В то же время рост производственных издержек в Китае, а в последнее время и реальность тарифов в США, подтолкнули компании к переносу части своего производства за пределы Китая. Например, Samsung недавно закрыла свой последний центр по производству смартфонов в Хуэйчжоу после 30 лет работы во время торгового конфликта между США и Китаем и перенесла производство во Вьетнам и Индию[36].

На этом фоне традиционная модель экономического роста, основанная на трудоемком производстве и деятельности с низкой добавленной стоимостью, по-видимому, неспособна продолжать обеспечивать устойчивый экономический рост. Другими словами, для повышения своего экономического потенциала Китай должен перейти к новой экономике, которая больше ориентирована на высокие технологии и производство с высокой добавленной стоимостью. Для этого китайское правительство разработало масштабные планы по содействию процессу трансформации. Один из самых известных проектов, движимых этой амбицией, - "Сделано в Китае 2025". Это продолжение долгосрочной стратегии Китая по достижению экономических целей посредством целенаправленного государственного планирования. Но на этот раз эта политика привлекла больше глобального внимания, поскольку она проводится в решающий момент, когда Китай уже превратился в выдающуюся мировую экономическую державу, конкурирующую с США и ЕС.

В частности, стратегия "Сделано в Китае до 2025 года" устанавливает некоторые цели, которые напрямую не связаны с темпами экономического роста, а в большей степени с силой инновационной деятельности Китая, такой как его доля в исследованиях и разработках и патентах. Ожидается, что стратегия изменит международную конкурентную среду. В течение длительного времени интеграция Китая в мировую экономику характеризовалась скорее взаимодополняемостью, чем замещением западными странами, на основе предложения Китаем трудоемких товаров с низкой добавленной стоимостью. В западных экономиках рабочая сила и капитал концентрируются в областях с высокой квалификацией.

Сделано в Китае 2025 демонстрирует твердое намерение Китая изменить статус-кво и конкурировать с ЕС и США на их собственной территории. Процесс модернизации экономики представляется неизбежным шагом для Китая. Скорее всего, это произошло бы даже без объявления такой масштабной национальной стратегии, поскольку она обусловлена фундаментальной потребностью китайской экономики в устойчивом росте. Но заявленное правительством намерение продвигаться вперед послало четкий сигнал США и ЕС. Он направлен на увеличение потенциала Китая в основных секторах, хотя для каждого сектора не было установлено конкретных количественных целевых показателей. После публикации в мае 2015 года "Сделано в Китае 2025" Комитет по стратегическому консультированию по созданию сильной страны-производителя, полуофициальная организация, опубликовал в октябре 2015 года Технологическую дорожную карту Китая в области производства до 2025 года.

На встрече между Европейской профсоюзной палатой в Китае и высокопоставленными должностными лицами Министерства промышленности и информационных технологий Китая последние преуменьшили долю рынка как "просто представляющую взгляды ученых, не оказывающих реального влияния на разработку политики"[37]. Китай четко установил несколько критериев для оценки прогресса Сделано в Китае 2025, охватывающих инновации, качество роста, цифровизацию промышленности и охрану окружающей среды. До сих пор показатели Китая по этим показателям были лучше, чем ожидалось. Например, Китай рассчитывает увеличить количество патентов на 100 миллионов юаней в общем корпоративном доходе до 0,7 к 2020 году и 1,1 к 2025 году. Однако последний показатель на конец 2018 года составлял уже 1,07, что близко к цели на 2025 год.

Китай также совершил решающий прорыв в цифровизации промышленности. Проникновение широкополосного интернета должно было достичь 82% к 2025 году, но к 2018 году этот показатель уже вырос до 86,1%.

Таким образом, похоже, что большинство целей в "Сделано в Китае 2025" недооценили достижения в этих областях в Китае, согласно существующим данным в Китае. Приоритетом правительства, стоящим за таким продвижением в ключевых секторах, может быть не их краткосрочное финансовое благополучие, а скорее быстрый рост, позволяющий избежать зависимости от мирового рынка. Но еще предстоит выяснить, благоприятна ли такая потеря в финансовом плане для устойчивого роста в сфере ИКТ и других секторах.

В целом, Китай продолжил традицию своей промышленной политики в продвижении "Сделано в Китае 2025", стремясь модернизировать свою экономику. Оценка эффективности на макроуровне показывает, что стратегия преуспела в повышении инноваций и производительности. Однако опыт одного ключевого сектора, а именно ИКТ, пока не показывает устойчивых преимуществ, которые позволили бы сохранить набранный темп.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данное исследование содержит всеобъемлющий обзор внешнеторговой политики Китая. В частности, рассматривается влияние политики Китая в области импорта и экспорта, участие Китая в многосторонних и региональных торговых переговорах и факторы, определяющие формирование торговой политики в Китае, а также перспективы данного направления политики. Текущие исследования импортной политики Китая охватывают тарифные барьеры, нетарифные барьеры и политику на случай непредвиденных обстоятельств. Исследования экспортной политики Китая сосредоточены исключительно на снижении экспортных налогов. Что касается НТБ и политики в чрезвычайных ситуациях, ТБТ и AD получают значительное внимание.

В целом торговая политика Китая признана эффективной. В последние годы Китай активно участвует в различных переговорах по двусторонним и региональным соглашениям о свободной торговле.

Условия торговой политики Китая изменились за почти десятилетие, прошедшее с момента его вступления в ВТО. Она ведет себя скорее как очень крупная, сложная экономика и меньше похожа на открытую экономику малого и среднего размера. Он чаще действует как лицо, устанавливающее цены, чем принимающее цены, - о чем свидетельствуют его экспортные ограничения на редкоземельные металлы. Он менее удобен в качестве добровольного сторонника принятия правил в ВТО. Она меньше склоняется к односторонней либерализации и больше к жестким переговорам о взаимности. Но ей еще предстоит перейти к активному установлению правил и формированию системы - к совместному руководству мировой торговой системой. Это создает системную напряженность и вакуум лидерства, особенно когда традиционный лидер системы, США, ослаблен и ослаблен. Краткосрочная задача Китая состоит в том, чтобы обеспечить защиту внутри страны. Это послужит позитивным сигналом для сдерживания протекционизма во всем мире.

Помимо этого, задача Китая состоит в том, чтобы стимулировать дальнейшую одностороннюю либерализацию, связанную с внутренними структурными реформами. Это означает устранение трансграничных, но все же связанных с торговлей нормативных барьеров, особенно в сфере инвестиций и услуг. Очистка PTAS и расширение участия в ВТО являются важными вспомогательными задачами. Это следует рассматривать в контексте дальнейшей либерализации китайской экономики и “восстановления баланса роста”. Но, похоже, это не входит в сегодняшнюю повестку дня Пекина. Не в последнюю очередь, такие реформы второго поколения гораздо ближе, чем предыдущие реформы товарного рынка первого поколения, подходят к корыстным интересам, лежащим в основе партийного государства. Тем не менее сторонники рыночных реформ должны работать над тем, чтобы сделать это завтрашней или послезавтрашней повесткой дня. Это будет успешным только тогда, когда китайские лица, принимающие решения, сочтут, что такая повестка дня отвечает внутренним интересам Китая.

Наконец, двустороннее конструктивное участие в ключевых двусторонних и региональных торговых отношениях Китая жизненно важно для сдерживания протекционизма и обеспечения дальнейшей интеграции Китая в мировую экономику. Одержимость США занижением курса юаня и профицитом счета текущих операций Китая не является проявлением конструктивного взаимодействия – скорее наоборот.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  A Look at China's New Foreign Trade Law // China Internet Information Center. URL: #"Three Reforms" in China: Progress and Outlook // Sakura Institute of Research, Inc. URL: https://www.jri.co.jp/english/periodical/rim/1999/RIMe199904threereforms/ (дата обращения: 15.12.2021).

32.  Tian, W., Z. Xu, M. Yu, H. Zhu. 2018. “China’s Free Trade Ports: Effective Actions against the Threat of De-Globalization.” China and the World Economy 26 (4): 62–81.

33.  Trade Regulations of China // URL: https://research.hktdc.com/en/article/MzM0NTEzMzcy (датаобращения: 15.12.2021).

34.  Using Data to Understand BRI – The Development in BRI’s Friend Circle: Cooperation further. — Текст :электронный //  : [сайт]. — URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/xwzx/gnxw/33799.htm (датаобращения: 19.12.2021).

35.  Wang, X., M. Yu. 2018. The Economic Effect of China-ASEAN Free Trade Agreement. Mimeo, Peking University. P. 14.

36.  ?????????????2019??18? // MINISTRY OF COMMERCE, PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA URL: #"all">


[1] Statement delivered by David F. Bisbee Charge d’Affaires, a.i. Permanent Mission of the United States to the World Trade Organization // U.S. MISSION TO INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN GENEV URL: https://geneva.usmission.gov/2021/10/20/trade-policy-review-of-the-peoples-republic-of-china/ (датаобращения: 15.12.2021).

[2] Sheng Bin, Political Economy of China’s Foreign Trade Policy. Shanghai: Shanghai People’s Press and Shanghai Sanlian Press, 2012.

[3] The "Three Reforms" in China: Progress and Outlook // Sakura Institute of Research, Inc. URL: https://www.jri.co.jp/english/periodical/rim/1999/RIMe199904threereforms/ (дата обращения: 15.12.2021).

[4] Chen, B., M. Yu, and Z. Yu. 2017. Measured Skill Premia and Input Trade Liberalization: Evidence from Chinese Firms. Journal of International Economics 109: 31–42.

[5] Dai, M., M. Maitra, M. Yu. 2016. Unexceptional Exporter Performance in China? The Role of Processing Trade. Journal of Development Economics 121: 177–189.

[6]Feenstra, R., Z. Li, and M. Yu. 2014. Exports and Credit Constraints under Incomplete Information: Theory and Application to China.” Review of Economics and Statistics 96 (4): 729–744.

[7] Analysis of the innovation and development of the socialist market economy theory // China Political Economy URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/CPE-04-2019-0006/full/html (датаобращения: 15.12.2021).

[8] Lin, J., W. Xiang, and M. Yu. 2018. “Place-Based Industrial Policy and Firm Productivity.” China Economic Quarterly (in Chinese) 17 (2): 781-800.

[9] A Look at China's New Foreign Trade Law // China Internet Information Center. URL: http://www.china.org.cn/english/2004/Apr/93182.htm (дата обращения: 15.12.2021).

[10] Administrative Permission Law of the People's Republic of China // China Internet Information Center. URL: http://www.npc.gov.cn/zgrdw/englishnpc/Law/2007-12/05/content_1381966.htm (дата обращения: 15.12.2021).

[11] Naughton, B. J. 2018. The Chinese Economy: Adaptation and Growth. 2nd ed. Cambridge, Massachusetts: MIT Press.

[12] Rodriguez-Lopez, A., and M. Yu. 2017. All-Around Trade Liberalization and Firm-Level Employment: Theory and Evidence. CCER Working Paper. China: Peking University.

[13] Tian, W., Z. Xu, M. Yu, H. Zhu. 2018. “China’s Free Trade Ports: Effective Actions against the Threat of De-Globalization.” China and the World Economy 26 (4): 62–81.

[14] Wang, X., M. Yu. 2018. The Economic Effect of China-ASEAN Free Trade Agreement. Mimeo, Peking University. P. 14.

[15] Foreign Trade Law of the People's Republic of China (2004 Revision) // Chinalawinfo Co. URL: https://lawinfochina.com/display.aspx?id=3464&lib=law (дата обращения: 15.12.2021).

[16] China (Shanghai) Pilot Free Trade Zone // URL: https://research.hktdc.com/en/data-and-profiles/mcpc (датаобращения: 15.12.2021).

[17] 2019 ???????????? // URL: http://images.mofcom.gov.cn/wms/201812/20181231170911182.pdf (дата обращения: 15.12.2021).

[18]?????????????2019??18? // MINISTRY OF COMMERCE, PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA URL: http://www.mofcom.gov.cn/article/b/g/201903/20190302842933.shtml (датаобращения: 15.12.2021).

[19] Forms for Imported and Exported Goods and Recordation Lists of Imported and Exported Goods (No. 61 [2018]) // MINISTRY OF COMMERCE, PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA URL: http://www.customs.gov.cn/customs/302249/302266/302267/1897399/index.html (датаобращения: 15.12.2021).

[20] Catalogue of Import and Export Commodities Subject to Inspection and Quarantine // MINISTRY OF COMMERCE, PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA URL: http://www.customs.gov.cn/customs/jyjy/jyjytggl/xxfw/1723854/index.html (датаобращения: 15.12.2021).

[21] Department of International Trade and Economic Cooperation // MINISTRY OF COMMERCE, PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA URL: http://fta.mofcom.gov.cn/english/index.shtml (датаобращения: 15.12.2021).

[22] Trade Regulations of China // URL: https://research.hktdc.com/en/article/MzM0NTEzMzcy (датаобращения: 15.12.2021).

[23] STATISTICAL YEARBOOK OF THE REPUBLIC OF CHINA 2007 // Central Bank of the Republic of China(Taiwan) URL: https://www.stat.gov.tw/public/data/051416124271.pdfm (датаобращения: 15.12.2021).

[24] China and the World Trade Organization // THE STATE COUNCIL THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA URL: http://english.www.gov.cn/archive/white_paper/2018/06/28/content_281476201898696.htm (датаобращения: 15.12.2021).

[25] Ibid.

[26] Review of China’s Foreign Trade in the First Half of 2017 // General Administration of Customs of the People's Republic of China URL: http://english.customs.gov.cn/statics/36233f04-6390-45ad-b7b7-8d824031263c.html (датаобращения: 15.12.2021).

[27] China Statistical Yearbook-2017 // General Administration of Customs of the People's Republic of China URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2017/indexeh.htm (датаобращения: 15.12.2021).

[28] Ibid, p. 14.

[29] China Trade Report 2016: Post-Crisis Development (China Social Sciences Press, Beijing, 2016), p. 67.

[30] Full text of the Vision for Maritime Cooperation under the Belt and Road Initiative. — Текст :электронный // THE STATE COUNCIL THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA : [сайт]. — URL: http://english.www.gov.cn/archive/publications/2017/06/20/content_281475691873460.htm (датаобращения: 19.12.2021).

[31]Felbermayr, G., Sandkamp, A., Liu, W., Bickenbach, F. and Goldbeck, M. (2019). Megatrends imWelthandel:Die neueSeidenstra?e – Wachstumsregionzwischen Europa und Asien. Chamber of Industry andCommerce for Munich and Upper Bavaria, Munich.

[32]Market Access Negative List 2019 Version. — Текст :электронный // Ministry of Commerce of the People’s Republic of China : [сайт]. — URL:  http://tfs.mofcom.gov.cn/article/bc/201911/20191102916059.shtml  (датаобращения: 19.12.2021).

[33]Felbermayr, G., Sandkamp, A. and Yalcin, E. (2016). New trade rules for China? Opportunities and threats for the EU. European Parliamentary Research Service.

[34]Using Data to Understand BRI – The Development in BRI’s Friend Circle: Cooperation further. — Текст :электронный //  : [сайт]. — URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn/xwzx/gnxw/33799.htm (датаобращения: 19.12.2021).

[35]Networking the ‘Belt and Road’ – The Future is Digita. — Текст :электронный // Mercator Institute for China Studies : [сайт]. — URL: https://merics.org/de/tracker/networking-belt-and-road-future-digital (датаобращения: 19.12.2021).

[36]Samsung: China smartphone factory closure leaves local community counting the cost. South China Morning Post. — Текст :электронный // SCMP : [сайт]. — URL: https://www.scmp.com/economy/china-economy/article/3041389/samsung-china-smartphone-factory-closure-leaves-local (датаобращения: 19.12.2021).

[37]China Manufacturing 2025: Putting industrial policy ahead of market forces. — Текст :электронный // The European Union Chamber of Commerce : [сайт]. — URL: https://www.europeanchamber.com.cn/en/china-manufacturing-2025 (датаобращения: 19.12.2021).

Похожие работы на - Китай в системе международной торговли товаров и услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!