Порядок создания и учредительные документы юридических лиц

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2021-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок создания и учредительные документы юридических лиц

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Юридический институт

Кафедра предпринимательского права

 

 

 

Порядок создания и учредительные документы юридических лиц

курсовая работа

студента 2 курса очной  формы обучения

на бюджетной  основе

направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

(уровень бакалавриата)

Маркина Андрея Сергеевича

 

 

 

 

 

 

Калининград

2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. Общие положения создания юридических лиц. 4

1. Процедуры создания юридических лиц. 4

2. Правовая характеристика учредительных документов юридического лица. 6

3. Легитимация юридического лица. 9

Глава 2. Особенности создания отдельных юридических лиц. 11

1.Особенности создания корпораций. 11

2. Особенности создания некоммерческих организаций. 13

3. Особенности создания юридических лиц, связанные с их деятельностью.. 16

Заключение. 20

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.. 21

 

 

 

 

Введение

 

Юридические лица - одни из основных и важнейших субъектов гражданских правоотношений. Российское гражданское законодательство определяет их как организации, которые имеют обособленное имущество и отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде[1]. Институт государственной регистрации юридических лиц представляет собой крайне важный и широкий аспект для каждой подобной организации. Одним из ключевых моментов этого института являются учредительные документы, которые, будучи правовой основой деятельности любого юридического лица, предоставляют учредителям возможность уточнять в них общие нормы права применительно к своим личным потребностям и целям. Учитывая высокое значение учредительных документов, руководитель и другие должностные лица, на которых лежит обязанность по их оформлению и регистрации, несут большую ответственность. Согласно ч.8 ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, что в действительности напрямую соединено с фактом регистрации его учредительных документов.

Цель работы – с помощью изучения научной литературы и действующего законодательства определить порядок и специфику создания юридического лица, а вместе с тем рассмотреть и проанализировать такие учредительные документы, как учредительный договор и устав.

Объектом работы являются отношения в области регистрации юридических лиц и правовой режим учредительных документов. Предметом – нормы гражданского законодательства, регулирующие данные отношения.

Основные задачи, решаемые в ходе работы:

·   Рассмотреть теоретические основы создания юридических лиц

·   Изучить понятия, функции и виды учредительных документов

·   Провести сравнительный анализ процедуры особенностей создания отдельных видов юридических лиц и их учредительных документов

Методологическую основу работы составляют совокупность научных приёмов и методов исследования явлений и процессов, в том числе диалектический, структурно-функциональный, логический и др.

Структура курсовой работы обусловлена её предметом, объектом, целями и задачами. Курсовая состоит из Введения; двух глав, разделённых на 6 параграфов; Список источников. 

 

 

Глава 1. Общие положения создания юридических лиц

1.1. Процедуры создания юридических лиц


Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица[2].

Какие задачи стремится решить государство, регулируя статус юридического лица на законодательном уровне в наши дни? Ответить на этот вопрос достаточно легко, проанализировав функции, выполняемые этим субъектом гражданско-правовых отношений:

·   Придача групповым интересам официального статуса. Правоотношения, возникающие между участниками организации и участниками других организаций, воплощаются уже в действиях этого конкретного юридического лица, тем в гражданском обороте он уже выступает от своего имени. 

·   Объединение капиталов. Можно справедливо заметить, что юридическое лицо представляет из себя наиболее подходящую модель долгосрочного сосредоточения капиталов, без чего тяжело себе представить серьёзную деятельность, связанную с получением стабильной прибыли.

·   Лимитирование риска для предпринимателей. С помощью некоторых организационно-правовых форм участник может ограничить свои потенциальные потери размером своего вклада в капитал конкретной организации.

·   Управление имуществом. Такой правовой институт как юридическое лицо также предназначен для более гибкой эксплуатации капитала, являющегося собственностью одного лица, в различных сферах предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация – конечная ступень на пути создания юридического лица. Уполномоченный орган проверяет, соблюдены ли все необходимые условия, после чего выносит решение о признании создаваемой организации в качестве юридического лица. Вслед за этим наиболее важные данные об организации вводятся в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и оказываются открытыми для всеобщего ознакомления.

Выделяют следующие документы, которые должны быть представлены в регистрирующий орган, для благополучного создания юридического лица вне зависимости от его организационно-правовой формы[3]:

·   Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

·   Решение о создании юридического лица;

·   Учредительный документ юридического лица;

·   Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

·   Документ об уплате государственной пошлины.

Перед подачей всего пакета документов учредителям нужно будет непременно установить: наименование организации, организационно-правовую форму юридического лица, цели деятельности, её место нахождения, утвердить учредительные документы, органы управления и их компетенцию, порядок распределения доходов между участниками, условия реорганизации и ликвидации[4].

Органом юридического лица является организационно обособленная часть юридического лица, обладающая властными полномочиями внутри данного юридического лица, реализация которых осуществляется им в пределах собственной компетенции[5]. Органы юридических лиц являются так называемыми номинативными субъектами права, не признаваемыми законодателем, но фактически олицетворяемые с реальными участниками правоотношений[6]. Каждое юридическое лицо имеет один руководящий (высший) орган, выражающий руководящее единство организации. Чаще всего деятельность юридического лица организуется системой органов, например, общее собрание, совет директоров, генеральный директор. Каждый из органов имеет широкий круг полномочий[7]. При этом необходимо заметить, что в соответствии со ст.52 ГК РФ допускается наличие двух высших органов управления юридического лица, если это предусмотрено в его учредительном документе.  

В зависимости от того, какие цели преследуют учредители и которые определены в соответствующем учредительном документе, юридические лица подразделяются на коммерческие, в случае если задача – получение дохода. Если такая цель отсутствует, то они именуются некоммерческими[8]. В ГК РФ приведён исчерпывающий список возможных форм коммерческих и некоммерческих организаций.  

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами[9]. Так, например, если создаваемое юридическое лицо состоит из нескольких учредителей, и часть из них не может лично явиться в регистрирующий орган, то они должны будут заверить свои подписи у нотариуса.

1.2. Правовая характеристика учредительных документов юридического лица

 

·   Учредительный договор;

·   Устав.

У юридического лица может быть как один из вышеперечисленных документов, так и сразу оба. С помощью одного учредительного договора функционируют только хозяйственные товарищества. Сразу два учредительных документов должны иметь ассоциации и союзы[11]. Для оставшихся юридических лиц в роли единственного учредительного документа выступает устав.

В учредительные документы во всех случаях должны быть включены следующие пункты:

·   Наименование юридического лица;

·   Место его нахождения;

·   Порядок управления деятельностью юридического лица.

Согласно современному законодательству заключать учредительный договор вправе физические лица, юридические лица, совместно физические и юридические лица, публично-правовые образования. Лица, которые решили заключить учредительный договор, называются учредителями или участниками. Их договорные интересы соответствуют общей цели - созданию юридического лица. Причём участники осуществляют свои права и исполняют обязанности, являясь одновременно управомоченными и обязанными субъектами. Целью учредительного договора является учреждение определенного образования и установление порядка (условий) передачи учредителями своего имущества, а также участия учредителей в деятельности по созданию юридического лица. Содержание учредительного договора оказывается более широким у юридических лиц, для которых такой договор - единственный учредительный документ (имеются в виду полное товарищество и товарищество на вере)[12].

По мнению Ю.В. Бахаревой, правовая природа учредительного договора заключается в том, что он представляет собой двух - или многостороннюю сделку организационного характера, направленную на создание правовых условий в целях осуществления совместной деятельности участниками сделки. Такую правовую природу признает за учредительным договором судебная практика. Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. № 2669/99 указывается, что учредительный договор товарищества является многосторонней сделкой гражданско-правового характера, а поэтому согласно ст. 450 Гражданского кодекса РФ может быть изменен только путем подписания учредителями (участниками сделки) соглашения об изменении договора[13].

ГК РФ определяет, что должно быть в обязательном порядке включено в содержание учредительного договора хозяйственных обществ, для которых он является единственным учредительным документом[14]:

·   условия о размере и составе складочного капитала товарищества;

·    о размере и порядке изменения долей каждого из участников (в товариществе на вере только полных товарищей) в складочном капитале;

·    о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов;

·    об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов;

·    о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками (только для товариществ на вере).

Подавляющее большинство юридических лиц функционирует в соответствии с другим локальным нормативным актом - уставом. Устав – сборник правил, которые регламентируют деятельность предприятий, организаций, учреждений, их взаимоотношения с другими юридическими лицами и гражданами, их права и обязанности в определённых сферах хозяйственной деятельности. Часто бывает, что устав подписывается специально уполномоченным на то органом или лицом (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей), а не каждым из учредителей. Устав начинает действовать сразу после получения юридическим лицом своего статуса субъекта гражданских правоотношений.

После государственной регистрации устав приобретает самостоятельное значение. Любое последующее изменение устава осуществляется уже не лицами, утвердившими устав, а органом самой организации как юридического лица. Данным органом будет высший орган управления юридического лица, и состав такого органа необязательно будет совпадать с составом учредителей, утвердивших устав. Рассматривая устав в качестве нормативного акта локального характера, подавляющее большинство исследователей указывает на схожесть действия положений устава корпорации с действием правовых норм, отличающихся от последних своей локальной правовой природой. Нормы устава устанавливаются публичной (внешней) властью, рассчитываются на неопределенное число случаев применения, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц. В свою очередь нормы устава утверждаются частными лицами, однако иными, чем их основной адресат организация, рассчитываются на неопределенное число случаев применения, определяют правовое положение корпорации и ее участников, и в этом смысле касаются всех и каждого, кто станет ее участником[15].

Также юридические лица имеют право в качестве учредительного документа иметь типовой устав, который утверждается уполномоченным на то государственным органом[16]. При этом сведения об этом обязательно вносятся в ЕГРЮЛ. Сведения о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица также указываются в реестре. Основная задача типового устава – упрощение написания учредительных документов, достигаемое посредством выработки стандартизированных уставных правил, что может быть весьма востребованным для многих организаций, особенно с небольшим числом участников.

Почему учредители могут отдать предпочтение типовому уставу?:

·   Не нужно разрабатывать индивидуальный устав организации;

·   Минимизация риска в том, что лично разработанный устав будет неверен;

·   Отсутствие бумажной формы;

·   Снижается риск отказа в регистрации;

·   Не придётся подавать большой пакет документов в регистрирующий орган, достаточно отметить, что организация собирается функционировать на основании типового устава.

1.3. Легитимация юридического лица

 

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникает в момент внесения данных о нём в ЕГРЮЛ. Общие правила регистрации юридического лица прописаны в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. от 20.07.2020) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ ««О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Государственная регистрация большинства организаций осуществляется Федеральной налоговой службой (далее ФНС) и её территориальными органами[17].

  При подаче пакета документов в территориальный орган учитывается место нахождения исполнительного органа юридического лица.  После представления всех документов в ФНС у органа будет всего 3 дня принятие решения. Отсчёт этого срока начинается с момента получения документов регистрирующим органом[18].

Закон ограничивает круг лиц, имеющих право выступать в качестве заявителя. В их число входят:

·   руководитель органа, по месту нахождения которого происходит регистрация учредитель или учредители юридического лица при его создании;

·   руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

·   иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления;

Документы могут быть предоставлены несколькими способами:

·   Лично заявителем;

·   Лично заявителем через многофункциональный центр;

·   По почте с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

·   В виде электронных документов при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи;

·   Нотариусом по просьбе заявителя.

В случае представления пакета документов в многофункциональный центр, он должен в течение 1 рабочего дня отправить их в ФНС в форме электронных документов с усиленной квалифицированной подписью. 

Документы, которые необходимо предоставить в регистрирующий орган при создании юридического лица:

·   подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы достоверны, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и т.д.,

·   решение о создании юридического лица в виде протокола или иного документа;

·   учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава;

·   выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

·   документ об уплате государственной пошлины.

  ФНС не проверяет предоставляемые документы по факту соответствия их установленным законом формам, ровно, как и содержащуюся в них информацию. Исключением из этого правила является только заявление о государственной регистрации. Таким образом, отказ в регистрации происходит в исключительных случаях и только по основаниям, предусмотренным в законодательстве, как например, непредставление всех необходимых документов или же представление их в ненадлежащий регистрирующий орган.

  Если регистрирующий орган принимает решение о регистрации юридического лица, то он должны сделать соответствующую запись в ЕГРЮЛ или другом специальном реестре. Юридическое лицо считается созданным с момента внесения этой записи в реестр.

  Важно заметить, что выше прописаны лишь общие правила процедуры государственной регистрации. Для многих организаций определён иной порядок, положения о котором определяются в других нормативных правовых актах.

Глава 2. Особенности создания отдельных юридических лиц

2.1.Особенности создания корпораций

 

  Классификация юридических лиц проводится по разнообразным критериям: в соответствии с формой собственности, с учётом целей деятельности и т.д. Одним из таких оснований можно выделить возможность учредителей непосредственно осуществлять деятельность юридического лица и комплектовать их высший орган. Организации, обладающие таким правом, называются корпоративными. А те же, которые не имеют вышеназванного полномочия, именуются унитарными. Перечень корпоративных и унитарных юридических лиц перечислен в ст.65.1 ГК РФ.

Помимо вышеназванного права существуют следующие характерные особенности:

·   В корпорациях уставный капитал компании становится имуществом организации, а учредители приобретают обязательственные права по отношению к ней. В унитарных юридических капитал лицах принадлежит самой организации, однако бывают случаи, когда всё имущество принадлежит учредителю, а организация владеет имуществом на ограниченном вещном праве;

·   В корпорациях учредители могут от имени организации предпринимать определённые действия, когда как для учредителей унитарных структур такое невозможно;

·   Учредители корпорации делают взносы, комплектуя её имущество, которое является только их собственностью. У учредителей унитарных структур есть определённые имущественные права, однако в то же время управление этими активами будет вестись именно организацией.

  Государственная регистрация корпораций происходит по общим правилам, установленным ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В отношении отдельных видов корпораций применяются специальные нормы, установленные другими нормативными правовыми актами.

Так как учредители корпорации вместе с тем одновременно могут стать её участниками, то логично, что они имеют определённые корпоративные права и обязанности. К таким правам, в частности, относятся: право участвовать в управлении делами, получать информацию о деятельности корпорации, знакомиться с её документацией и другие.

  Наиболее важные корпоративные обязанности включают в себя: обязанность участвовать в образовании имущества корпорации, не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации, не разглашать конфиденциальную информацию и т.п.

  В роли высшего органа управления выступает общее собрание участников. Некоммерческие организации и производственные кооперативы с численностью более 100 участников имеют право создавать иной представительный орган, определяемый их уставами. К исключительной компетенции высшего органа корпорации, если иное не предусмотрено ГК или законом, относится принятие наиболее важных и значимых для всей организации решений. Например, внесение изменений в устав, утверждение новых органов внутри корпорации или определение порядка принятия и исключения из неё участников[19].

  Наряду с общим собранием участников в корпорации также действует единоличный исполнительный орган. Необходимо обратить внимание, что в силу того, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не является субъектом права, и в случае совершения действий (бездействия), повлекших негативные последствия (причинение вреда), данное лицо не выступает в качестве причинителя вреда перед третьими лица. За причиненный ущерб ответственность несет корпорация, которая (или ее участник) впоследствии вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа[20]. Порядок взыскания юридическим лицом убытков с лица, уполномоченного выступать от его имени, определяется ст.53.1 ГК РФ. Единоличный исполнительный орган юридического лица, не являясь субъектом права, выступает в качестве представителя этого юридического лица. Такой вывод можно сделать после анализа норм ГК РФ. Так, в ст.53 ч.3 ГК РФ говорится: «Лицо… должно действовать в интересах представляемого им юридического лица…», то есть, законодатель прямо устанавливает роль юридического лица как представляемого. Деятельность единоличного органа также подпадает под определение представительства, данного в ст.182 ГК РФ: «Сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия … непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого».

Наиболее сложную систему органов управления из всех корпораций имеют акционерные общества[21]. Наивысшим органом управления выступает общее собрание акционеров. Оно принимает решения по таким вопросам деятельности акционерного общества, которые затрагивают сразу всех участников и могут оказать серьёзное влияние на дальнейшее финансовое состояние общества. Этот орган призван выражать совокупную волю акционеров. В действительности, общее собрание акционеров является единственным органом, позволяющим обычному акционеру воздействовать на деятельность всего акционерного общества. В разных по форме обществах полномочия собрания могут сильно отличаться друг от друга. Так, к компетенции собрания акционеров публичного общества относятся только те вопросы, которые непосредственно перечислены в законе. В непубличном же обществе компетенция собрания может быть куда больше, так как учредители имеют право предусмотреть в уставе дополнительные вопросы, подлежащие рассмотрению собрания. Более того оно вправе делегировать решение и рассмотрение части вопросов совету директоров. Совет директоров, он же наблюдательный совет – коллегиальный исполнительный орган управления акционерного общества. Именно он непосредственно руководит текущей деятельностью юридического лица. В организациях с количеством акционеров менее 50 его функции может осуществлять общее собрание акционеров. Помимо вышеперечисленных органов также должен быть создан единоличный исполнительный орган – директор или генеральный директор. Так как создание совета директоров является правом акционерного общества, а наличие директора - обязанностью, то общества могут осуществлять свою деятельность с помощью двух моделей: либо только директор, либо директор и совет директоров. Так как компетенция директора и совета совпадает, то в последнем случае организация должны чётко установить полномочия совета, чтобы они отличались от прав и обязанностей единоличного органа. Ревизионная комиссия также является крайне важным органом общества, однако она уже представляет собой орган контроля, а не управления. В непубличных обществах она представляет из себя обязательную структурную единицу, если уставом общества не предусмотрено её отсутствие, а в публичных может создаваться, только в случаях, предусмотренных уставом. В её компетенцию входит контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Проверку же этой самой деятельности осуществляет аудитор в лице гражданина или организации.

2.2. Особенности создания некоммерческих организаций

 

Такой тип юридических лиц как некоммерческие организации образовывают достаточно больший пласт от числа всех организаций в современном российском государстве. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками[22]. Некоммерческая организация - это организация, основанная на добровольных началах, управляющаяся самими лицами, создавшими её на основе общности их интересов для удовлетворения различных нематериальных потребностей своих членов или всего общества. Основная цель создания некоммерческих структур – воплощение в жизнь многообразных функций некоммерческого характера, таких как: управленческие, социально - культурные и т.д. Учреждать некоммерческие организации могут: физические, юридические лица, а также Российская Федерация (государственная корпорация). Законом также предусмотрена возможность создания их физическими и юридическими лицами совместно. Таким образом может быть учреждён потребительский кооператив.  В случае если несколько некоммерческих организаций решили создать другие некоммерческие образования, то это будет происходить в форме ассоциаций и союзов.

Как и в ситуации с другими юридическими лицами, некоммерческие организации обязаны пройти порядок государственной регистрации. Регистрация в большинстве случаев проходит по общим правилам, установленными ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Главным отличием от регистрации коммерческих организаций является тот факт, что некоторым организационно-правовым форма придётся обращаться, как обычно, в ФНС, а другим же – в Минюст РФ. В ФНС нужно будет обращаться, создаваемым потребительским кооперативам и товариществам собственников недвижимости. Все остальные некоммерческие структуры должны проходить регистрацию в Минюсте. При этом для объединений, имеющих общегосударственное значение (политические партии, общероссийские и международные общественные объединения и т.п.) придётся обращаться непосредственно в центральный аппарат Минюста России. Для успешного учреждения организации необходимо заявителем должны быть представлены нижеперечисленные документы:

·   заявление, подписанное уполномоченным лицом;

·   учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

·   решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных органов в двух экземплярах;

·   сведения об учредителях в двух экземплярах;

·   документ об уплате государственной пошлины;

·   сведения об адресе постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

·   выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица;

·   заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Общественные объединения особенно выделяются на фоне не только некоммерческих организаций, но и юридических лиц в принципе, так как для осуществления своей деятельности им необязательно проходить государственную регистрацию. Они признаются созданным с момента принятия решения о создании общественного объединения на съезде или общем собрании[23].  При этом оно не приобретает характерные для юридических лиц имущественные права и обязанности и поэтому если какие-либо лица предоставляют имущество в собственность общественного объединения для целей, связанных с его деятельностью, то эти лица обязаны будут реализовывать все имущественные права. При условии, что в организации есть действующий руководитель, то эти лица, могут оформить на него доверенность на распоряжение своим имуществом. В юридической литературе отмечается противоречивость норм, касательно возможности существования общественных объединений без прав юридического лица. Так, А.В. Орлов полагает, что существование общественного фонда без прав юридического лица теряет всякий смысл, поскольку цели его создания и деятельности (формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели[24]  не смогут быть достигнуты, и причина этого в том, что общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, не может иметь имущественные права (ни вещные, ни обязательственные)[25].

Общеизвестное правило гласит, что некоммерческие организации не могут заниматься предпринимательской деятельностью для получения прибыли, однако закон разрешает подобную активность, если она направлена на достижение целей, которые указаны в уставе. Законодатель попытался уточнить эту нормы, запретив распределять прибыль между участниками. По его замыслу прибыль от предпринимательской деятельности могла быть направлена только на бескорыстные и общественно полезные задачи: оказание различных услуг населению или осуществление новых проектов, закупку оборудования и т.п. Исключение составляют потребительские кооперативы, в которых согласно п. 5 ст. 116 ГК РФ доходы, полученные от предпринимательской деятельности, распределяются между членами кооператива.

Закон прямо разрешает всем некоммерческим юридическим лицам заниматься предпринимательской деятельностью, хотя и с некоторыми ограничениями. Как справедливо отмечает А.А. Слугин, устанавливая подобное разграничение, законодатель преследовал исключительно фискальные цели, желая установить разный режим налогообложения доходов коммерческих и некоммерческих организаций[26]. К. Зуборева в своей статье выражает мнение, что «несовершенство критериев деления юридических лиц на виды: коммерческие и некоммерческие относится к одной из главных проблем». В экономической практике России существуют явления, когда многие некоммерческие компании получают существенную прибыль, а коммерческие организации наоборот становятся убыточными и нуждаются в финансовой поддержке участников или собственников имущества. Зуборева К. заявляет, что, разрешение некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью для достижения целей, ради, которых они созданы, может привести к нарушению равенства участников гражданских правоотношений. Юридические лица, являющиеся некоммерческими, при осуществлении коммерческой деятельности имеют право не придерживаться многих положений, касающихся обеспечения интересов кредиторов и уменьшения рисков этой деятельности. В то же время коммерческие организации обязывают соблюдать все требования, предъявляемые в связи с осуществлением предпринимательства (в том числе нести ответственность за нарушение обязательств независимо от их вины), соблюдать нормы об уставном капитале и заботиться о гарантиях интересов кредиторов[27].

2.3. Особенности создания юридических лиц, связанные с их деятельностью

 

Несмотря на наличие общих норм ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», особый порядок создания многих юридических лиц установлен отдельными специальными законами. Далее будут приведены несколько примеров юридических лиц, исключительный характер деятельности которых повлиял на порядок их образования.

Одним из таких примеров являются коммерческие банки. Являясь одним из важнейших элементов экономики страны, банки и небанковские кредитные организации с соответствующей лицензией имеют исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с целью их последующего размещения от своего имени, а также на открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц[28]. Как и любое юридическое лицо, банк должен пройти государственную регистрацию, однако в данном случае решение о признании создаваемой организации юридическим лицом, будет принимать Банк России[29]. На принятие взвешенного мнения и проверку всей информации и всех документов Банку России отводится целых 6 месяцев. В случае принятия решения о регистрации коммерческой организации Банк России выдаёт лицензию созданному юридическому лицу, если оно оплатило 100% уставного капитала. Помимо стандартных документов, подаваемых при регистрации юридического лица, по типу устава, заявления и подтверждение уплаты государственной пошлины, в Банк России также представляются: бизнес-план, документы, подтверждающие финансовое положение учредителей, документы для оценки деловой репутации и т.п.[30]. Такой список необходим для полной уверенности в лицах, желающих создать банк, их надёжности, финансовой обеспеченности и стабильности, дабы избежать появления на финансовом поле страны нового субъекта, который бы вскоре стал банкротом или вообще осуществлял какие-либо незаконные операции.

Закон прямо устанавливает, в какой организационно-правовой форме должны создаваться коммерческие банки – хозяйственное общество. Обязательным учредительным документом для всех коммерческих организаций является устав. В качестве высшего органа управления в кредитных организациях выступает общее собрание акционеров. Члены собрания должны между собой выбрать и назначить из своего числа лицо, которое будет осуществлять полномочия председателя – единоличного исполнительного органа.  Помимо единоличного органа, образовывается также и коллегиальный, который называется Правлением и ревизионная комиссия, осуществляющая надзор за финансово-хозяйственной деятельностью. Председатель совета директоров и Правление банка непосредственно руководят текущей деятельностью юридического лица. В отличие от других хозяйственных обществ к органам и руководству кредитных организаций законом предъявляются также дополнительные требования: наличие высшего образования и опыт работы в финансовой деятельности[31].

Ещё одним немаловажным субъектом финансовых отношений в стране являются страховые компании – субъекты страхового дела, имеющие право заключать договоры страхования и осуществляющие их обслуживание. Как и в случае с коммерческими банками процесс создания страховой организации обладает рядом существенных отличий от остальных юридических лиц. Для успешного осуществления страховой деятельности организации сначала придётся пройти два этапа: государственную регистрацию и получение лицензии. Причём в отличие от кредитных организаций эти два этапа никак между собой не связаны и проходят в разных государственных органах. Прежде всего, необходимо зарегистрировать юридическое лицо в соответствии с общими нормами и нормами, непосредственно относящимися к выбранной организационно-правовой форме. Так как закон не определяет список форм, в которых могут создаваться страховые компании, то учредители могут выбрать для себя наиболее подходящий вариант. Несмотря на это, устав будет учредительным документом каждой страховой организации. Органы управления подобной организации нигде не определены и поэтому создаются в зависимости от выбранной формы. Единственным обязательным органом, прописанном в законе, является орган контроля -  ревизионная комиссия[32], при чём в других хозяйственных обществах она таковой не является. Закон также устанавливает особые требования к руководителям, бухгалтерам, ревизорам и аудиторам страховой организации – наличие высшего образования, опыт работы в финансовой сфере, соответствие требованиям, установленными другими ФЗ (например, Об актуарной деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 02.11.2013 N 293-ФЗ (в ред. от 23.06.2016)).

После благополучного прохождения первого этапа потенциальной страховой компании нужно будет получить лицензию, выдаваемую Банком России[33]. Пакет документов достаточно похож на документы, необходимые для регистрации кредитной регистрации[34]. Заметным дополнением будет являться пункт о предоставлении сведений, подтверждающих соответствие конкретных лиц, требованиям которые определены в законе. В первую очередь, это связано с очень серьёзным и ответственным характером работы страховщиков. Их сфера деятельности напрямую связана с рисками и случайностями, что невозможно предусмотреть в законе, поэтому они должны их грамотно оценивать, анализировать и рассчитывать. После получения всех документов Банк России в течение месяца решает, регистрировать ли новый субъект страхового дела или нет. В случае положительного исхода сведения о созданной страховой организации вносятся в единый государственный реестр субъектов страхового дела в течение 5 дней.

Специфический статус, связанный со своей деятельностью, также имеют аудиторские организации. Порядок создания подобной организации сильно разнится от предыдущих юридических лиц. В первую очередь это связано с тем, что, чтобы осуществлять свою деятельность сведения о ней должны быть внесены в специальный реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организацией аудиторов[35]. Сама же саморегулируемая организация аудиторов представляет из себя некоммерческую организацию, касательно которой закон тоже определяет особые правила регистрации. Получается, что в данном случае за создание аудиторской организации отвечает другое юридическое лицо, а не какой-либо из публично-правовых институтов или государственных органов.

Для начала аудиторская компания должна пройти процедуру государственной регистрации на общих правилах для всех коммерческих организаций. Она может создаваться на основе любой организационно-правовой формы, за исключением публичного акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия. Закон не называет обязательного учредительного документа, поэтому это зависит от выбранной формы юридического лица. Обязательными органами управления являются коллегиальный и единоличный исполнительные органы[36]. Для получения возможности осуществления аудиторской деятельности коммерческая организация представляет, кроме обычных документов, также письменные рекомендации других аудиторов для подтверждения безупречной репутации организации, правила внутреннего контроля качества работы и список учредителей-аудиторов и аудиторов, являющихся наёмными работниками. Так как эту регистрацию осуществляет саморегулируемая организация аудиторов, то помимо стандартной государственной пошлины аудиторская организация должна будет ещё оплатить взнос в компенсационный фонд, в размере, определяемом этой некоммерческой организацией.

После получения всего комплекта документов саморегулируемая организация аудиторов должна в срок, не превышающий одного месяца принять решение о приеме или отказе в приёме в свои члены. В случае положительного исхода данные о созданной аудиторской организации вносятся в соответствующий реестр, и организация может начинать свою аудиторскую деятельность.

 

Заключение

 

Юридические лица, являясь крайне важными и многочисленными субъектами гражданского оборота, играют очень важную роль во многих областях современного российского общества: будь это политика, бизнес, благотворительность или наука. В работе рассмотрены и проанализированы основные моменты и особенности создания таких лиц. В качестве наиболее значимого этапа на пути создания любой регистрации выступает её государственная регистрация.

В настоящее время сама процедура достаточно хорошо урегулирована и регламентирована. Законодатель идёт навстречу учредителям и предусматривает различные способы облегчения процесса регистрации юридических лиц, не уменьшая при этом его значимости и официальности. Как один из примеров можно привести право части юридических лиц действовать на основании типового устава.

Одним из недостатков, которые можно выделить, будет являться отсутствие механизма тщательной и доскональной проверки представляемых в регистрирующий орган документов. Из-за этого могут появляться недобросовестные, нерентабельные или попросту незаконные организации. Однако, в целом, институт государственной регистрации юридических лиц даёт довольно чёткие указания и инструкции по порядку создания большинства организационно-правовых форм юридических лиц.

Безусловно, можно с уверенностью заявить, что по мере развития гражданских правоотношений и появления новых тенденций, законодатель и дальше продолжит совершенствование процедуры государственной регистрации для оптимизации деятельности юридических лиц.

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

I. Правовые и иные акты

1. О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 30.12.2020) // Собрание Законодательства Российской Федерации (далее – СЗ РФ)

2. Об организации страхового дела в Российской Федерации: федеральный закон от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. от 30.12.2020) // СЗ РФ

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. от 09.03.2021) часть первая // СЗ РФ

4. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // СЗ РФ

5.Об акционерных обществах: федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ

6. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // СЗ РФ

7. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 08.08 2001 года N 129-ФЗ (в ред. от 20.07.2020) // СЗ РФ

8. Об аудиторской деятельности: федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (в ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков: федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // URL: #"#">#"Юрист", 2002

8. Пентегова К.В. Юридическая ответственность перед корпорацией лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа корпорации // Наука через призму времени. 2020. №10

9. Серова О. А. Классификация юридических лиц: монография / О. А. Серова. М., 2009

III. Диссертации и авторефераты диссертаций

1. Сумской Д.А. Концепция органа юридического лица в теории гражданского права: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.03 / Дмитрий Александрович Сумской. – Москва, 2007.

IV. Интернет- ресурсы и иные электронные ресурсы

1.Слугин А.А. Гражданская правосубъектность юридических лиц. Краснодар, 2003. URL:

 


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. от 09.03.2021) часть первая (далее - ГК РФ) // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ), ст.48

[2] Гражданское право: учебник под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого, Том 1, М: «Проспект» 2006г., с.140

[3] О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 08.08 2001 года N 129-ФЗ (в ред. от 20.07.2020) (далее ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс», ст.12

[4] ГК РФ // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс», ст.52

[5] Сумской Д.А. Концепция органа юридического лица в теории гражданского права: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.03 / Дмитрий Александрович Сумской. – Москва, 2007. – 9 с.

[6] Серова О. А. Классификация юридических лиц: монография / Ольга Александровна Серова. М., 2009. С.220

[7] Малинина Л.Ю. Единоличные органы юридических лиц: вопросы теории и практики // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Том 2. № 3, с.123

[8] ГК РФ  ст.50

[9] ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс», ст.9

[10] ГК РФ // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс», ст.52

[11] О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс»

[12] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения, книга 1, 3-е издание, стереотипное, М.: Статут, 2001, с.224

[13] Барсукова Л.И. О прекращении договора о создании юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 12. С.70

[14] ГК РФ // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс», ст.70 и ст.83

[15] Бекирова Э.Э. Правовая природа устава // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2015. Т. 1 (67). № 3. С.154

[16] ГК РФ // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс», ст.52

[17] Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс»

[18] ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст.13

[19] ГК РФ, ст.65.3

[20] Пентегова К.В. Юридическая ответственность перед корпорацией лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа корпорации // Наука через призму времени. 2020. №10. С.37-38

[21] Об акционерных обществах: федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс», ст.47, 64, 67, 69, 70, 85, 86

[22] О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) (далее ФЗ «О некоммерческих организациях») // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс», ст.2

[23] Об общественных объединениях: федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс», ст.18

[24] Там же, ст.10

[25] Орлов А.В. Проблемы создания и деятельности общественных объединений // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 2. В 2 т. Том 2. М.: Издательская группа "Юрист", 2002. С. 122

[26] Слугин А.А. Гражданская правосубъектность юридических лиц. Краснодар, 2003. URL: http://lawtheses.com/grazhdanskaya-pravosubektnost-yuridicheskih-lits (дата обращения 25.03.2021)

[27] Зуборева К. Современное состояние и вопросы реформирования видов юридических лиц в гражданском праве России / Сборник научных статей «Актуальные проблемы цивилистики». Отв. ред. В.Н. Сусликов. 2014 год. ЗАО «Университетская книга». С. 45.

[28] О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 30.12.2020) // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс», ст.1

[29] Там же, ст.12

[30] Там же, ст.14

[31] Там же, ст.16

[32] Об организации страхового дела в Российской Федерации: федеральный закон от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. от 30.12.2020) (далее ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»)  // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс», ст.32

[34] ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс», ст.32

[35] Об аудиторской деятельности: федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (в ред. от 09.03.2021) // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс», ст.3

[36] Там же, ст.18

Похожие работы на - Порядок создания и учредительные документы юридических лиц

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!