Психологические особенности профессионального самоопределения в период ранней юности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2021-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологические особенности профессионального самоопределения в период ранней юности

Психологические особенности профессионального самоопределения в период ранней юности

Оглавление

Введение. 2

Глава I. Теоретические проблемы профессионального самоопределения личности  4

1.1. Самоопределение личности в профессиональном развитии. 4

1.2. Структура профессионального самоопределения личности. 11

Глава II. Профориентационная работа с лицами юношеского возраста. 18

2.1. Особенности профориентационной работы.. 18

2.2. Профориентационная работа со школьниками. 28

Заключение. 35

Список использованной литературы.. 37

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема самоопределения в это время приобретает особое значение. Юношеский возраст – период, в который происходят наиболее значительные изменения в психике. Именно в настоящее время самоопределение становится аффективным центром жизненной ситуации молодых людей. Личное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, задает особо-значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, на основе чего вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределение (PM Гинзбург, 1988). При этом, с одной стороны, на процесс профессионального самоопределения существенное влияние оказывают личные особенности, с другой – само формирование личности в значительной степени происходит в ходе профессионального самоопределения. Поэтому необходимо изучать становление профессионального и личного самоопределения и их соотношение в подростковом и юношеском возрасте. [1, c.15]Проблемами личного и профессионального самоопределения занимались многие ученые. В отечественной психологии накоплен большой опыт в области теории по данной проблематике. Различные аспекты личного самоопределения рассматривались в трудах C. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской, P.M Гинзбурга, Л.И. Божович и др. Проблемы профессионального самоопределения освещены в работах Э. А. Климова, П. А. Шавира, Б. А. Федоришина, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой и др. Однако до сих пор остается много проблем в определении формальной структуры и половозрастной специфики личного и профессионального самоопределения, соотношения личного и профессионального самоопределения [2, c. 24].

Целькурсовой работы состоит в изучении становления личного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Предметом являются характеристики личности, характеристики личного самоопределения, мотивация выбора профессии и профессиональная направленность юношей и женщин.

Объект – целостное развитие личности в юношеском возрасте.

Гипотеза: становление личного и профессионального самоопределения подчиняется общим законам онтогенетического развития, определяется возрастно-половыми особенностями.

Задачи:

- изучить динамику характеристик личного самоопределения на этапе юношеского возраста;

- рассмотреть типы и уровни профессионального самоопределения;

- рассмотреть соотношение профессионального и личного самоопределения;

- рассмотреть способы активизации профессионального и личного самоопределения.

 

 

 

Глава I. Теоретические проблемы профессионального самоопределения личности

1.1. Самоопределение личности в профессиональном развитии

 

Процесс развития профессионального самоопределения личности в связи с характером будущей профессиональной деятельности происходит достаточно своеобразно исходя из особенностей целого ряда внутренних и внешних факторов (личностных и деятельностных). Он обеспечивает достаточно надежную профессиональную направленность индивида к конкретным, жизненным и профессиональным условиям, что определяет формирование мотивации, профессиональной и эмоционально-волевой сфер, устойчивых черт личности, специфичных для конкретных видов деятельности [3, 8, 10, 18, 23].

Изучение проблемы формирования самоопределения личности в связи с профессиональной деятельностью, разработка ее теоретических и методологических подходов и решений основываются прежде всего на достижениях в области организационной психологии, психологии личности, психологии труда. Представители разных психологических направлений и школ основное внимание в своих исследованиях сосредоточили на изучении структуры личности, различных психических образований, уяснении их функций, раскрытии условий формирования различных свойств личности и недостаточно обращали внимание на особенности самоопределения будущих специалистов. [14, 15, 16, 20].

В последнее время интерес к изучению особенностей психического развития в период профессионального поиска заметно возрос, и это очевидно оказалось следствием взглядов на безграничность личностного развития человека или, по крайней мере, своеобразном продолжении этого процесса в последующие периоды жизненной и тем более трудовой активности. На это положение обращает внимание психология профессионального самоопределения личности Е. Климов в концепции психического развития, разработанной в трудах А. Леонтьева, Д. Эльконина, В. Давыдова.

Становление субъекта деятельности является следствием прохождения человеком сложного пути своего развития от подготовки к вхождению в мир профессий, к освоению профессиональной деятельности, адаптации к ней и совершенствованию профессионального мастерства. На этом пути постоянно возникают все новые и новые требования к субъекту деятельности, к его профессиональной пригодности, и в то же время уровень пригодности, то есть степень соответствия личности этим профессиональным требованиям, выступает фактором, детерминирующим развитие субъекта деятельности.

В этой связи можно утверждать, что уровень профессионального самоопределения в профессиогенезе зависит, в частности, от ряда факторов. Во-первых, от степени адекватности отражения субъектом деятельности ее объекта, то есть того, что субъект пытается познать и превратить в окружающем мире и в конкретных трудовых ситуациях. Во-вторых, самоопределение субъекта определяется характером профессиональной мотивации личности, ее направленностью, интересами, установками и т.д.

В-третьих, важным фактором формирования самоопределения является развитие у субъекта индивидуальных способов решения типичных жизненных и кризисных проблем, представлений о своем месте в жизни и труде, утверждение себя в обществе.

Таким образом, основным механизмом формирования субъекта деятельности и достижения определенного уровня профессионального самоопределения есть сопоставление психической организации с требованиями деятельности. Однако установлено, что в условиях жестко детерминированных требований, нормативов деятельности личность и ее психика приобретают и проявляют не только многообразие форм и способов приспособления, самоорганизации, но и конструктивную личностную активность в поиске и выработке механизмов и приемов регуляции деятельности [3, 8, 12, 13, 14, 17, 23].

Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, которое можно рассматривать под разными углами зрения: как серию задач, ставящих общество перед личностью, и их следует решать; как процесс поэтапного принятия решения, посредством которого человек формирует баланс между собственными предпочтениями, интересами, целями и требованиями трудовой деятельности, потребностями общества и др.; как процесс формирования личности профессионала, его индивидуального стиля и оценки деятельности [3, 9, 11, 13, 16, 21].

С этих позиций профессиональное самоопределение трактуется как «Я-концепция» индивида, отражающего его понимание, переживания и намерения, предметные действия в профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение предполагает формирование субъекта, обладающего высокой мобильностью, широкой ориентацией в мире профессиональной деятельности, не ущемляя возможности личностного развития, то есть отражает единство жизненного (профессионального) и личностного самоопределения.

По мнению Н. Пряжникова, ныне более распространенным становится смещение интереса к личностным аспектам этой проблемы[2].

Анализ собственно профессионального самоопределения не может быть достаточно эффективным при его изолированном исследовании (без целостного подхода к феномену самоопределения личности).

Именно такой взгляд на проблему самоопределения должен рассматриваться в связи с развитием, формированием профессионала и достижением уровня профессиональной пригодности на всех этапах профессионального пути[3].

Теоретические основы анализа проблемы самоопределения личности были определены С. Рубинштейном [4], рассматривавшим соотношение внешней и внутренней обусловленности активности человека. Эта внутренняя обусловленность, по которой преломляются внешние воздействия, и является ключом к пониманию самоопределения. По С. Рубинштейну, самоопределение личности – это самодетерминация.

Субъектный подход при анализе профессиональной деятельности позволяет выделить такую форму детерминации в процессе самоопределения, как саморегуляция (Л. Дикая, О. Конопкин, Г. Никифоров [6, 9]). Процессы саморегуляции определяют механизмы регуляции уровня профессионального самоопределения как мобилизации ресурсов личности и организма, адаптации к условиям и процессам трудовой деятельности, анализу возможностей личности и сопоставлению их с требованиями деятельности, построение и коррекция личных планов, стратегий поведения и перспектив развития.

Теория социальной идентификации предполагает, что каждый индивид стремится к достижению и сохранению положительной групповой идентичности. Е. Климов [9] поднимает закономерный вопрос о том, как в одном человеке одновременно могут функционировать противоположные регуляторные системы – личностная и групповая или разные групповые идентичности.

В большинстве работ профессионального развития авторы утверждают, что одним из определяющих условий этого процесса является превращение собственной жизнедеятельности в предмет преобразования, появления личностной профессиональной позиции по отношению к профессиональной деятельности. Учитывая понимание профессионального самоопределения как деятельности по интеграции трудовой активности в целостную систему всех форм ее проявления, есть все основания рассматривать самоопределение как один из основных механизмов профессионального развития.

Самоопределение личности может рассматриваться как результат и как процесс усвоения, закрепления и проявления целостных и значимых личностных образований. В первом случае выделяют достаточно стабильные формы фиксации опыта личности в разных психологических структурах, таких как самосознание, идентичность и т.д. Анализируя самоопределение как процесс, многие авторы говорят об особой потребности самоопределения. Часто человека описывают как субъект самоопределения, то есть самоопределение выступает как форма активности.

Итак, самоопределение, понимаемое как собственно психическая деятельность, включает в себя такую цель, как интеграция личности, психологическая защита, решение «заданий на содержание» и т.д. Самоопределение в психологической структуре личности возможно только при совершении поступка, то есть реализации этого преобразования во внешней среде[9].

Основная сущность проблемы формирования личности профессионала сводится к двум следующим основным положениям:

1) личность проявляется в профессии – в процессе самоопределения выбора и овладения профессией, профессионального усовершенствования и реализации личности профессионала, определения его места в обществе, достижения материальных и духовных ценностей, удовлетворения личных познавательных интересов;

2) развитие профессионального самоопределения личности осуществляется в деятельности при развитии профессионально ориентированных качеств человека (ее мотивационной, когнитивной и личностной сфер), расширения сферы познания профессиональных компетенций окружающего мира и значения, развития форм и содержания профессионального предмета познания, общения, взаимодействия.

Самоопределение в процессе формирования личности профессионала рассматривается комплексно и содержательно, выделено психологические, социальные, организационные, профессиональные, физиологические, медицинские, социальные и другие аспекты [4, 7, 9, 11, 13, 14].

Профессиональный аспект проблемы самоопределения характеризуется главным образом изучением причинно-следственных связей между эффективностью, надежностью, качеством, профессиональным направлением и готовностью к деятельности, ее безопасностью и индивидуально-психологическими особенностями субъекта деятельности в процессе становления и функционирования профессионала.

Основным предметом изучения физиологических особенностей профессионального становления личности есть проблема функциональной адаптации, физиологических механизмов регуляции трудовых процессов и резервных возможностей организма субъекта деятельности в различных условиях выполнения трудовых задач.

Медицинские аспекты проблемы определяют прежде всего вопросы профессионального здоровья и долголетия деятельной личности, профпатологии в связи с особенностями содержания и условий.

Психология профессионального самоопределения личности деятельности и профессиональной пригодности (психической, физиологической и др.) личности.

Проблема формирования личности профессионала и его профессионального самоопределения имеет выраженные, и в известной степени, самостоятельные аспекты теоретического и практического характера.

В теоретическом плане эта проблема связана с разработкой и дополнением известных психологических концепций личности, ее структуры, развития и детерминации на разных этапах жизненного пути.

Образ «Я - профессионал», как правило, рассматривается как объективный показатель динамики профессионального самоопределения личности. Изменения, происходящие в структуре самоопределения, достаточно полно характеризуют изменения отношения личности к себе как к профессионалу на всех психологических уровнях: мотивационно-потребностном, когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом.

Важнейшим недостатком традиционного подхода, связанного с профессиональным самоопределением, было рассмотрение специалиста как набора константных функций и психологических качеств.

Сейчас очевидно, что профессиональное самоопределение – это образование развивающейся личности. При профессиональном самоопределении наблюдаются постоянные изменения его содержания, средств, условий, определяющих все новые и новые требования к одному и тому же, что стимулирует его развитие [7, 10, 11, 12, 15].

По мнению большинства специалистов, изучение формирования личности профессионала необходимо начинать задолго до вступления в свою профессиональную деятельность – с ранних лет [5, 6, 8, 9, 11, 14, 19].

В то же время личностные качества демонстрируют большую изменчивость во время профессиональной деятельности. Это, к примеру, проявляется в динамике и становлении профессиональной самооценки.

На этапе профессионального самоопределения (выбора профессии) прогностическая оценка профессиональной деятельности значимо коррелирует с общей самооценкой личности; в группе молодежи от 20 лет она в большинстве случаев несколько завышена, и в целом играет положительную роль (у подростков преобладают высокие цели).

Научной основой профессионального самоопределения стали разнообразные теоретические взгляды с позиций «Я-концепции» индивида, олицетворяющие его осознание, переживание и намерения предметного действия в профессиональной деятельности; субъектный подход к профессиональному самоопределению, в основе которого лежит самодетерминация как активный процесс саморегуляции с анализом индивидуальных возможностей и их сопоставление с требованиями деятельности и личного побуждения к перестройке и коррекции внутренних стратегий поведения; планов и перспектив развития с позиций теории социальной идентификации, являющихся процессом профессионального самоопределения, когда каждый индивид одновременно стремится к достижению и функционированию двух противоположных регуляторных систем – личностной и групповой с сохранением положительной групповой идентичности.

1.2. Структура профессионального самоопределения личности

 

Важным источником поступательного развертывания возможностей личности, изменения ее отдельных компонентов и структур является целеполагание в динамике развертывания самоопределения к конкретной деятельности. Выбор, формирование системы целей, достижение которых требует адекватной активизации соответствующих психологических структур, определенной степени их консолидации в соответствии с содержанием отдельных компонентов деятельности и напряжения для достижения заданного результата является источником развития психической организации личности. С этим механизмом развития самоопределения личности напрямую связан и процесс формирования и конкретизации мотивов деятельности, мотивационно-нужной ее регуляции. Которые на каждом этапе трудового процесса, проходя определенные фазы, разворачиваются и обогащаются конкретным содержанием и деятельностной направленностью и становятся положительными факторами психического развития[2, 3, 4, 5, 8, 17, 19, 21, 22].

Анализ литературных данных свидетельствует, что составляющими профессионального самоопределения по большинству авторов считается профессиональная направленность (основу составляют профессионально значимые мотивы, профессиональный интерес и информированность, выборочно-положительное отношение к профессии), профессиональное самосознание, планы и намерения. Развитие субъекта профессионального самоопределения рассматривается как процесс формирования профессиональной направленности, что обусловлено совокупностью социальных и культурных условий, условиями образования и воспитания, а также психической и социальной активностью личности, выражающейся в зрелой внутренней позиции. Поэтому профессиональная направленность рассматривается как психологический компонент профессионального самоопределения и развития личности [1, 3, 8, 9, 13].

Формирование профессиональной направленности является основным содержанием профессионального самоопределения, необходимым условием возникновения выборочно-положительного отношения к профессии или ее отдельных характеристик. Это отношение определяется внутренними и внешними факторами, субъективными и объективными отношениями, отражающими направление субъекта на объект активности. Предыстория возникновения профессионального самоопределения обусловлена индивидуальными качествами, взглядами, переживаниями, стремлениями личности, сложившимися на данный момент [14].

В целом, понятие «профессиональной направленности» в структуре самоопределения включает отдельные стороны (Н. Кузьмин, 1986).Это выражающие содержательно-личностные (полнота и уровень) и формально-динамические характеристики (интенсивность, длительность, устойчивость, объективность, специфичность, сопротивление, валентность, удовлетворенность, обобщенность) [16, 21].

Уровень профессиональной направленности рассматривается как степень соответствия ведущего мотива, личностного смысла и объективного, основного содержания профессии[21]. Основной показатель уровня – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность личности.

Основное содержание процесса оптимального развития профессиональной направленности личности состоит в повышении его уровня.Высокий уровень профессиональной направленности является той качественной особенностью структуры мотивов личности, что выражает единство интересов личности в системе профессионального самоопределения. Немалую роль играют характерологические особенности и уровень способностей, но ведущая роль принадлежит доминирующему мотиву.

По степени развития профессиональной направленности большинство авторов выделяют четыре уровня, а именно: начальный уровень – личность внешне принимает решение усвоить конкретную профессию; второй уровень – личность имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; третий уровень – личность имеет четкую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; четвертый уровень – страстное увлечение своей профессией [13, 16, 18, 19].

Система мотивов подразумевает определенную структуру. Мотивы неоднородны по характеру внутренней связи с объективным, основным содержанием и результатом профессиональной деятельности. Значимость других групп мотивов в структуре профессиональной направленности зависит от того, дополняют ли они или конкурируют с прямым мотивом. Возникновение прямых мотивов свидетельствует о том, что данная деятельность имеет личностное значение и человек работает ради того дела, которым занимается. Если мотивы неправильны, то человек приспосабливается к внешним требованиям, но не усваивает их.

По классификации, построенной по признакам происхождения мотива, можно выделить пять групп мотивов, которые отличаются по наличию или отсутствию такой связи, а именно: профессионально значимые, прямые мотивы; мотивы престижа, публичной значимости профессии; мотивы самораскрытия, самоутверждения, материальные потребности, особенности характера;уверенность в собственной пригодности, в достаточном творческом потенциале, в том, что намеченный путь и является призванием;выражает заинтересованность человека во внешних атрибутах профессии, объективно не существующих [16].

Известно, что учебная деятельность полимотивирована. Основной проблемой профессионального обучения является переход от актуально осуществляемой учебной деятельности к профессиональной деятельности, которая усваивается, с позиции общей творческой.

Психология профессионального самоопределения личности деятельности, такой переход идет по линии трансформации познавательных мотивов студента в профессиональные мотивы специалиста.

Мотивация учебной деятельности у студентов на протяжении обучения в вузе имеет свою динамику. Так, период обучения на основе анализа особенностей развития учебно-познавательной деятельности студентов (Н. Несторова) имеет три этапа: I этап (I курс) – высокий уровень показателей профессиональных и учебных мотивов. Но они идеализированы потому, что обусловлены пониманием не личностного, а общественного смысла; II этап (II, III курс) – общее снижение интенсивности всех мотивационных компонентов. Познавательные и профессиональные мотивы перестают руководить учебной деятельностью; III этап (IV-V курс) – растет степень осознания и интеграции разных форм мотивов обучения [18].

А. Гребенюк выделил четыре уровня развития мотивации учебно-трудовой деятельности, которые важны для организации учебного процесса для учащихся с разным уровнем мотивации:

1 уровень (низкий) – небольшое количество положительных мотивов учебно-трудовой деятельности. Преимущественно это мотивы избегания неудач, дискомфорта или узко личностных. Познавательные мотивы – аморфные, ситуативные; 2 уровень – проявляется интерес к учебному материалу, все положительные мотивы связаны только с результативной стороной, ориентированные на успех, достижение результата, обучение выступает в качестве средства достижения цели; 3 уровень – сформированность всех компонентов, мотивация – четкая, устойчивая направленность познавательных мотивов; 4 уровень – глубочайшая осознанность мотивов, общественная целенаправленность [19].

Становление высококвалифицированного специалиста возможно только при сложившейся мотивационно-ценностной сфере специалиста, высокого уровня профессионального самоопределения личности [15, 16].

Профессиональное самоопределение и становление учебной деятельности студентов малоисследованным. Проведенные исследования [16] в основном касаются влияния мотивации на успешность обучения в вузе, а именно:

– максимальное удовлетворение профессией наблюдается на I урсе, в дальнейшем этот показатель снижается до V курса (А. Реан, 1988). Однако отношение к профессии становится положительным;

– у большинства студентов интерес к содержательной стороне профессии как ведущий мотив встречается значительно меньше, чем косвенные мотивы (Н. Крылов);

– студенты, не имеющие полного и правильного представления о будущей профессии, в конце на завершающем этапе обучения реже демонстрируют намерение работать по этой выбранной специальности (І курс – 98, ІІ курс – 89, ІІІ курс – 62%);

– студенты I и II курса испытывают тревогу по поводу новой необычной среды и более свободного характера организации занятий. У них наблюдается неустойчивость мотивации и доминирование мотива страха неудачи. Свою специфическую деятельность по окончании вуза больше всего выбирают студенты І курса – 53 и V курса – 44,6% и меньше всего студенты ІІІ курса – 25,5%. Прослеживается определенная динамика значимости мотива: при переходе к старшим курсам стабильно снижается доля студентов, руководствующихся мотивом познания, и растет судьба тех, кто строит свои отношения на основе престижности будущей профессии. С I по V курс теряет недовольство тем, что дал им университет в профессиональном плане (А. Юпитова, А. Золотая)[18].

Формирование и поддержание устойчивой направленности личности студента является непрерывным процессом согласования требований перспективы через деятельность посредством обратной связи. Формирование мотивов, как и системы целей и намерений, происходит вместе с формированием потребностей[19].

Потребности и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся более устойчивыми за счет глубокого познания перспективы и трансформации потребностей, в конкретные мотивы и утверждение профессионального самоопределения.

Развитие профессионального самоопределения нельзя полностью понять, ограничив его источник внутренним миром личности, активности его сознания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия не является достаточным для его разрешения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера подчиненности таких более общих мотивационных факторов как идейные мотивы, стремление к самовыражению, к удовлетворению материальных потребностей. В случае возникновения борьбы мотивов возможна только переориентация или сохранение исходного умысла. Но внутренняя борьба сама по себе не может изменять личностный смысл профессионального самоопределения, который имеет для человека содержание его профессии.

Разным стадиям процесса профессионального самоопределения личности соответствуют разные уровни сформированности психологической готовности к труду.

Содержанием профессионального самоопределения молодежи на определенном этапе, совпадающем по времени с соответствующими стадиями профессионального самоутверждения, является формирование отношения к себе как субъекту трудовой деятельности.

Рассмотрение основных составляющих профессионального самоопределения позволяет выделить различные подходы к содержанию его структурных компонентов.

По взглядам Э. Пряжникова выделены следующие составляющие профессионального самоопределения, а именно: ценностно-нравственную (предусматривает поиск смысла профессиональной деятельности и согласованность ценностных ориентаций личности); информационную (уровень информированности о профессии); эмоциональную (привлекательность профессиональных вариантов, развитие положительной оценки себя как профессионала); морально-волевую (побуждающую действовать); планирование, отражающее степень сформированности личностного профессионального плана, включая его определенность.

Таким образом, проведенный анализ научных исследований сущности и структуры профессионального самоопределения личности позволяет выделить такие общие структурные компоненты, как: ценностно-нравственный, информационный, эмоциональный, морально-волевой, контрольно-корректирующий и профессионально-плановый.

Анализ литературы свидетельствует, что составляющими профессионального самоопределения, по мнению большинства авторов, считается мотивация и профессиональная направленность (основу составляют профессионально значимые мотивы, профессиональный интерес и осведомленность, выборочно-положительное отношение к профессии), профессиональное самосознание, планы и намерения. В структуре развития профессионального самоопределения личностный компонент рассматривается как процесс формирования профессиональной направленности, что обусловлено влиянием на личность совокупности социальных и культурных условий, образования и воспитания, а также психической и социальной активностью личности и эмоционально-волевой устойчивостью, выражающейся в зрелой внутренней позиции. Поэтому мотивация, профессиональная направленность, личностная, эмоционально-волевая сферы рассматриваются как ведущие компоненты профессионального самоопределения и развития личности.

 

Глава II. Профориентационная работа с лицами юношеского возраста

2.1. Особенности профориентационной работы

 

Профессиональная ориентация – это система организации и проведения учебно-воспитательных работ, целью и задачей которых является усвоение учащимися нужных знаний о социально-экономических и психофизиологических аспектах осуществления выбора профессии, создание умения сопоставить требования различных профессий в соответствии с психологическим развитием личности и профессионально значимых умений, а также возможности и способы их развития.

По мнению А.В. Тяпкая профориентация это длительный процесс, включающий три главных момента:

1. влияние социальной среды на формируемую личность;

2. осознание потребности труда, понимание его сферы;

3. превращение труда по законам развития современной действительности[6].

Правильный выбор трудовой деятельности влияет на моральное удовлетворение и уровень самооценки. Вместе с тем это влияет на эффективность деятельности и ее высокое качество. Ученые также называют выбор профессии условной отправной точкой, где встречаются и совмещаются желания личности и интересы общества.

Главной задачей профориентации является знакомство учащихся с профессиями и требованиями по выбору, направить молодежь на самопознание и активность как основной фактор профессионального самоопределения; формирование у юных лиц навыков сравнения своих способностей и требований, выбранной профессии, составлять и реализовывать план приобретения профессиональных навыков и обеспечения развития важных для трудовой деятельности качеств человека[2].

В профориентационную работу входят следующие составляющие: профессиональная информация, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Профессиональная информация – это психолого-педагогическая система, задачей которой является формирование у юного лица инициативной профориентационной позиции, которая будет отвечать субъективным и объективным условиям сознательного и собственного профессионального самоопределения. Информация дает школьникам возможность узнать мир профессий, их содержание и условия, отрасли каждой из них, знакомит с требованиями, которые профессия выдвигает перед кандидатами и возможностями овладения нужными умениями. Это способствует осознанию школьниками собственных склонностей, психофизиологических возможностей, понимания того, какие из требований трудовой деятельности нужно развить и какие для этого ресурсы нужны (финансовые, психофизиологические), чтобы осуществить правильный выбор профессиональной деятельности в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности. , 10].

Профессиональная диагностика – разновидность психологической диагностики, целью которой является выявление значимых свойств и личностных качеств для овладения и осуществления будущей деятельности [10].

Профессиональная консультация – получение личностью научно обоснованной помощи, наилучших для нее путей и средств профессионального самоопределения. Целью профессиональной консультации является обучение школьников возможности самооценки своих качеств, для установления соответствия собственного и заявленного уровня умений и навыков, которые важны для профессии. Мечтая о профессии, не менее важно осознание школьниками того, подходит ли им такая работа. То есть через консультирование происходит личностная рефлексия, помогающая самоопределению школьников [10].

Одной из составляющих профориентации есть профессиональный отбор. Под этим понятием определяют систему работы, направление которой является оказание помощи учащемуся в конкретном выборе профессии деятельности на основе выявленных общих и особых способностей, навыков, интересов, потребностей и объективных обстоятельств профподготовки и трудоустройства. Профессиональный отбор осуществляется учебными заведениями, которые при поступлении предоставляют перечень конкретных требований, также этим занимаются и организации, принимающие выпускников образовательных учреждений на работу. Это этап разъяснительных работ. Претендентам необходимо осознать, что у них есть определенные недостатки, не являющиеся отклонением от важных профтребований, а поработав над собой, могут развить их или компенсировать другими навыками и стать профессионалом в выбранной сфере деятельности [6, 10].

Профессиональная адаптация – это процесс приспособления работающей к условиям среды трудовой деятельности, влияющей на достижение производительности и качества труда. В данной опции отслеживаются корреляции меж проф амбициями, интересами, свойствами человека и требованиями деятельности. Профессиональная адаптация имеет несколько этапов, первый из которых уже проходит во время профессионального обучения в образовательном учреждении [6].

Признаками профессиональной адаптации считаются:

I. развитие способностей и наклонностей к избранной профессиональной деятельности;

II. согласование мотиваций (личного и общественного) труда, на которое влияет содержание труда, семья и профессиональная среда;

III. результативность адаптационных процессов [6, 10].

Функционирование социальных институтов, выступающих субъектом профориентации, исходя из соответствующих положений ЮНЕСКО и научной литературы, осуществляется на основе следующих основных принципов [15, 56]:

1. соблюдение прав человека, независимо от его принадлежности или вероисповедания и других отличий;

2. согласование общественных и личностных интересов при создании индивидуальной образовательной траектории и определении профессионального пути;

3. обеспечение профессионального и общего развития личности, то есть создание возможностей повышения собственной профессиональной квалификации, профессионального мастерства, развития творческого потенциала, что в итоге отразится на заработной плате;

4. соблюдение принципа систематичности, многоэтапности, преемственности профориентационных воздействий, что создаст непрерывный процесс профориентации и обучения личности учитывая ее возрастные и индивидуальные особенности из дошкольного учреждения в выпускной класс;

5. активная направленность профориентации, которая активизирует человека к знакомству с информацией о профессии, а сама она учится, предпринимает конкретные действия для освоения выбранной профессии;

6. целостность управления и самоуправления в ходе профориентации личности;

7. соблюдение единства целей и последовательности, преемственности, постоянства профориентационных воздействий участниками профориентационной деятельности;

8. прогностичности (проводится длительная профориентация с учащимися для того, чтобы можно было спрогнозировать выбор ими собственной трудовой деятельности);

9. уважения к разным видам труда, социальному равенству видов трудовой занятости в обществе;

10. лучшее сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.

В Положении о профессиональной ориентации учащейся молодежи определены этапы профориентационной работы с учащимися всех возрастов [10, 56]:

1. Начальный (пропедевтический). Знакомство детей в процессе учебной и внеклассной работы с наиболее распространенными профессиями, формирование положительного отношения ко многим видам трудовой и трудовой деятельности в целом, желание познания собственной личности, развитие начальных общетрудовых умений и навыков. Результат — сформированное у младших учеников видение себя, общества и профессиональной деятельности. ].

2. Познавательно-поисковый (5-7 классы). На этом этапе развивают ценностную ориентацию, побуждение к самопознанию, наклонность на личную активность в трудовом самоопределении и получении профессиональной профессии; системное ознакомление с профессиями в форме учебно-воспитательного процесса; развитие умений самооценки, самоанализа цель которых – раскрытие собственной профессиональной направленности. Результатом является выбор профиля обучения, продолжение образования в 8-9 классах [57].

3. Базовый (определяющий) (8-9 (8-12) классы). В период юности формируется научный фундамент выбора профессии, осваиваются требования профессии к человеку, качествам, которые важны для профессии, правила выбора деятельности, обучение методикам самопознания, самооценки; развитие индивидуальных профессионально важных качеств; анализ требований, необходимых для обучения определенному виду профессии, сопоставление их с возможностями и конъюнктурой рынка труда; создание практических возможностей для испытания учащихся в различных видах профессиональной деятельности. Результатом этого этапа является сформированность личностно-значимого смысла выбора профессии [57].

Ученые определяют три основных направления в проведении профориентационной работы со школьниками:

И. Организационно-методическая деятельность

  Работа специалистов, координирующих профориентационную работу с учащимися. карт.

Методическая помощь педагогам в сборе материалов и диагностических

II. Непосредственно работа с учащимися

1. Комплекс профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

2. Индивидуальные консультации или групповые мероприятия по выбору направления обучения;

3. Анкетирование;

4. Организация и проведение экскурсий в места работы представленных профессий;

ІІІ. Работа с родителями

a) создание общешкольного и классного родительского собрания, лекций, мероприятий для родителей и индивидуальных консультаций с ним, анкетирования;

b) приобщение родителей школьников для выступлений перед учащимися;

c) формирование общешкольного родительского комитета из представителей комитетов классов, из активных родителей учащихся, готовых сотрудничать с учителями и оказывать педагогическую поддержку школьникам [43].

Профориентационная работа в школе происходит по следующей схеме [1, 23]: Подготовительный этап. Проводится в течение обучения ребенка в школе. Основные задачи профессиональной ориентации это: наблюдение, раскрытие, создание соответствующих условий для развития лично каждого отдельного школьника. Реализация происходит при включении ребенка в различные формы учебно-трудовой деятельности (общественную, спортивную секцию и т.п.).

Основной этап. Задача профориентации состоит в подготовке старшеклассников к самостоятельному осознанному выбору будущей профессии. Реализуются задачи с помощью форм и методов активизации профессионального самоопределения (курсы по выбору профессии, профконсультация, формирование необходимых профессионально важных качеств и навыков).

Уточняющий этап внимание профориентации уделяется помощи выпускникам школ и студентам профессиональных учебных заведений в конкретизации профессиональной подготовки.

Заключительный этап. Задачей является помощь в трудоустройстве и формировании индивидуального стиля профессиональной деятельности на конкретном рабочем месте. Завершением является построение перспективного профиля профессионального роста.

На каждом из этих этапов важное значение нужно уделить формам профориентационной работы.

Форма профориентационной работы – это способ создания взаимодействия специалиста и лица, стоящего перед заданием выбора профессии, за заранее определенным порядком, местом и организационной процедурой. Зависят формы профориентации от состава и количества лиц, места проведения, продолжительности работы и т.д. Поэтому формы в соответствии с этими критериями делятся на общие и специфические [23].

К общим формам относят: личные, групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные [43].

Специфические формы можно еще условно разделить: по специфике помощи (информационные, диагностические, формирующие), по продолжительности (разовые, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) [1]

Специфические формы профориентации имеют место в случае обращения ученика лично для консультации и обретения уверенности в решении о выборе сферы или направления подготовки к деятельности. Для увеличения результативности данной формы работы требуется:

I. установление контакта и отладка соответствующей атмосферы с учеником;

II. раскрытие и определение проблемы, ее рассмотрение совместно с учеником;

III. уточнение цели и обзор возможных действий посредством консультации;

IV. подбор возможных вариантов решения проблемы;

V. Итог результатов взаимодействия и создания положительной мотивации для выполнения принятого решения.

Взяв за критерий количество учащихся, формы профориентационной работы можно разграничить на индивидуальные, групповые и коллективные.

Индивидуальная форма работы – это детальное совокупное изучение интересов, наклонностей, состояния здоровья и развития учащегося, его внимания, мышления. Целью является раскрытие индивидуальных и неповторимых черт личности и создание на основе этого основания для профессионального выбора [1].

Групповая форма – это работа специалиста по группе учащихся. Группа – ограниченное количество людей, выбранных из коллектива или социума в целом по определенным критериям. Количество, организация и состав группы задаются целями и задачами деятельности, для достижения цели. Как правило, такие группы создают для отработки схем контактирования в системе межличностных отношений, целью их является развитие социально-психологической компетентности, умений общения и взаимодействия. Важным моментом такой работы является свободная дискуссия, как правило, импровизированная, то есть без предварительно созданного плана работы и включающая игровые методы.

Коллективную форму профориентационной работы применяют для организации мероприятий с большим количеством школьников (анкетирование, рассказ и т.п.). Преимущественной формой коллективной профориентации с учащимися профориентационный урок. В зависимости от его содержания решаются следующие задачи профвыбора: предоставление профориентационной информации (профинформирования); формирование у учащихся ответственности и мотивации к сознательному и самостоятельному избранию будущей деятельности[5].

Одной из результативных форм групповой профориентации в школах есть создание устного журнала. За основу такой формы взято самостоятельное знакомство школьников с конкретной профессией и ее задачей. Отличие такой формы работы это устное информирование вместе с демонстрацией наглядности (фотографий, иллюстраций, фильмов) профессии, а также обсуждением книг или их определенных отрывков, придающих увлекательный характер, эмоциональности в восприятии материала на мероприятиях [1, 23].

Еще один популярный способ профориентационной работы – это вечера, темы которых зависят от интересов и предпочтений учащихся. Этот подход требует предварительной подготовки, например, накануне проведя беседы или анкетирование, нужно изучить желания и интересы будущих участников такого вечера. Также для активизации школьников на таком мероприятии целесообразно проводить предварительно конкурсы по лучшему сценарию или теме мероприятия [42].

В отношении новой формы профориентации может выступить творческий конкурс. Смысл участия учащихся в таких конкурсах – это творческий поиск способов решения вопросов профессионального выбора. Также одной из задач является обучение творческому подходу к решению актуальных проблем, что позволит почувствовать ученику удовольствие и самоопределение. Разнообразие конкурсов способствует раскрытию учащимися собственных способностей и оценке своих возможностей [1].

Важным инструментом профориентации методы. Под методом в данном случае понимается способ взаимодействия педагога и школьников, обеспечивающий готовность учащихся к профессиональному выбору. Методы делят на [23]:

объяснительно-иллюстративные или репродуктивные (беседа, рассказ, объяснение, лекция, демонстрация и иллюстрация явлений и процессов), информационно-поисковые (проблемное изложение, эвристические беседы, методы организации исследовательской деятельности, наблюдение, работа с учебной и другой литературой),интерактивные (деловые игры, метод погружения с элементами игры, «мозговой штурм», контекстное обучение, игры-упражнения, анализ ситуаций, тематические дискуссии, производственные задачи по техническим, технологическим и экономическим ситуациям и т.п.).

Целью последней группы методов является усвоение знаний и умений учащимися способом их вовлечения в напряженную познавательную деятельность, которая активизирует все психологические механизмы обеспечения учебной деятельности школьников. Эти методы образуют сложные психические новообразования личности, ее направленность (профессиональную тоже), характер, навыки и развивают эмоционально-волевую сферу школьников [1, 2, 23].

На выбор способов профориентационной работы влияют: общие цели воспитания и развития школьников; специфика содержания профориентации; особенности методов профориентационной работы на разных стадиях профессионального самоопределения учащихся; цель и задачи, содержание материала конкретного мероприятия; время, которое дается для решения проблемы; возрастные особенности учащихся, их уровень возможностей и уровень подготовки (образованность, воспитанность, развитие); материальные ресурсы, технические возможности, а также особенности педагога, уровень его теоретической и практической подготовки, методическое мастерство.

Таким образом, проведение профориентационной работы зависит от большого количества факторов, касающихся как самих учащихся, так и их социальной среды, подготовленности специалиста, технической возможности проведения мероприятия.

Важно подобрать форму и соответствующий метод, который как лучше поможет ученику осознать свои собственные преимущества и скоординирует его на правильный выбор профессии или отрасли будущей деятельности. Это позволит правильно подобрать обучение и усовершенствовать навыки и те качества, которые требуются содержанием профессии и обществом.

 

2.2. Профориентационная работа со школьниками

 

В рамках работы был проведен опрос, профориентационная диагностика с учениками 11 классов. Было проведено 4 тестирования, по которым диагностировалась сфера будущей профессиональной деятельности, мотивы выбора трудовой деятельности, направленность будущей профессии и готовность к выбору будущей деятельности учащимися.

Количество опрошенных 37 учащихся. Тестирование проводилось в виде заполнения бланка ответов.

Были использованы следующие тесты и методики: ?Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова”, тест “Мотивы выбора сферы трудовой деятельности”,”Методика диагностики профессиональной направленности (автор Б.Басс)?, методика"Выявление готовности школьников к выбору профессии".

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова

По результатам данного теста учащиеся обнаружили собственные наклонности относительно выбора сферы будущей профессии.

Тест состоял из 20-ти пар типов деятельности, где нужно было выбрать только один тип, "а" или "б" и рядом с ним поставить знак "+".

Всего выделено 5 сфер деятельности, а именно:

I. “Человек – природа”. II. "Человек – художественный образ".

III. "Человек – техника". IV. "Человек – знаковая система".

V. “Человек – человек”.

По данному тесту определяли тип отрасли будущей профессии, в табл. 1. можно просмотреть соотношение типов профессии к виду деятельности и в соответствии с ними примеры профессий.

 

Таблица 1 - Типы профессий по опроснику Е.А. Климова

Тип профессии

Вид деятельности

Примеры профессий

Человек – природа

Изучение, исследование, выращивание, уход, профилактика заболеваний.

Геолог, химик, агроном, селекционер, садовник, зоотехник, зоолог, лесник, рыбовод, птицевод, инженер-океанолог, биолог, геофизик, ветеринарный врач, дрессировщик диких животных.

Человек – художественный образ

Художественное отражение действительности, создание образов, воспроизведение, проектирование, моделирование и т.д.

Архитектор, артист, скульптор, художник, реставратор, писатель, кинорежиссер, дизайнер, модельер, ювелир, маляр, вышивальщица парикмахер, кулинар, фотограф и т.д.

Человек – техника

Создание, монтаж, сборка, управление эксплуатация, ремонт и т.д.

Электрослесарь, водитель, токарь, электрик, шахтер, монтажник, фрезеровщик, газосварщик, ткач, металлург, прядильница, машинист строитель и т.д.

Человек – знаковая система

Вычисление, подсчеты, упорядочивание сбора, анализ и хранение информации, выполнение чертежей, переводы текстов и т.д.

Бухгалтер, экономист, чертеж, оператор, конструктор, телеграфист, переводчик, топограф, математик, программист, принтер, библиотекарь и т.д.

Человек – человек

Воспитание; обучение; управление; бытовое, информационное, медицинское, правовое обслуживание и т.д.

Учитель, врач, полицейский, адвокат, официант, стюардесса, экскурсовод, администратор, корреспондент, продавец, тренер и т.д.

 

В следующей таблице представлены результаты (см. таблицу 3.2.) диагностического опроса Е.А. Климова.

 

 

Таблица 2 - Результаты дифференциально-диагностического опроса

Тип профессии

ІЧеловек – природа

3 уч.

ІІ Человек – художественный образ

6 уч.

ІІІ Человек – техника

3 уч.

IV Человек – знаковая система

11 уч.

V Человек – человек

14 уч.

 

Исходя из следующих данных можно констатировать, что большая часть школьников направлена на сферу деятельности Человек – человек (V). Преимущественной деятельностью которой являются: управление; правовое, медицинское, информационное обслуживание, а к наиболее распространенным профессиям относятся администратор, адвокат, врач, корреспондент.

Вторая направленность Человек – знаковая система (IV). Это направление на сбор, анализ и хранение информации, математических вычислений и подсчетов, создание программных комплексов, переводы текстов и т.п. К самым популярным профессиям относится программист, бухгалтер, экономист, математик, переводчик, библиотекарь, чертеж.

Третье направление Человек – художественный образ (II). Деятельность этих профессий связана с художественным искусством, созданием дизайнов, образов, воспроизведения, проектирования, моделирования. Возможными профессиями являются архитектор, фотограф, артист, скульптор, художник, писатель, кинорежиссер, дизайнер, модельер, ювелир, парикмахер, кулинар и другие.

Поровну набрали направления Человек – природа (I) и Человек – техника (III). Первое направление связано с такой деятельностью как исследование, выращивание, уход, изучение ко второму же относится деятельность создания, монтажа, сборки, управления эксплуатацией, ремонт. Соответствующими профессиями будут в первом варианте геолог, химик, агроном, селекционер, садовод, зоотехник, зоолог, лесник, рыбовод, птицевод, инженер-океанолог, биолог, геофизик, ветеринарный врач, дрессировщик диких животных в сферу же человек – техника электрослесарь, водитель токарь, электрик, шахтер, монтажник, фрезеровщик, газосварщик, ткач, металлург, прядильница, машинист строитель и т.д.

На такую тенденцию влияют также престиж и финансовая составляющая профессий в настоящее время профессии адвоката, врача, бухгалтера, экономиста артиста, кинорежиссера или дизайнера более оплачиваемые, чем профессии садовода, зоотехника, рыбовода, электрослюсара, водителя, токаря, электрика.

Тест "Мотивы выбора сферы трудовой деятельности"

Учащимся были розданы вопросы и бланк для записи ответов. На письме вопросов есть список мотивов, если ученик соглашается с ним, он соответствует мнению ученика, то ставит "+", если нет, то знак "-", соответственно получили следующие данные в таблице 3.

 

Таблица 3. - Результаты теста "Мотивы выбора сферы трудовой деятельности"

Тип мотива

Соотношение ответов учащихся

А — престиж профессии

9

Б - материальное благополучие

11

В — желание понять суть профессии

17

 

У большей части учащихся ведущим мотив (В) преобладает желание понять суть профессии, как можно лучше изучить обязанности специалиста в сфере практической деятельности, на которой молодой человек остановил свой выбор. Учащихся увлекает творческая деятельность, стремление сделать свой труд интересным, полезным для людей и общества.

Мотив(Б) второй по численности выбора. Это учащиеся у которых преобладает желание получить как можно больше денег. В этом нет ничего плохого, но часто это желание не подкреплено способностями и практической подготовленностью к соответствующей специальности. Иногда такое желание может противоречить альтруистическому содержаниюсамой профессии. Часто можно наблюдать стремление заработать много денег и при этом прилагать по меньшей мере усилия.

В случае мотива (А) молодое лицо захватывает престиж профессии. В своем выборе она стремится реализовать свой сверхвысокий уровень притязаний. Но обычно не учитываете своих возможностей и того, чего требует эта профессиональная деятельность от человека.

У некоторых учащихся нет сильно выраженных мотивов вместо, как правило, между первым и вторым разрывом всего 1-2 балла (по восьми бальной шкале). Данный тест показал, что большинство учащихся руководствуются мотивом избрания профессии что им по душе и материальной составляющей будущей профессии.

Методика диагностики профессиональной направленности (автор Б.Басс)

Направленность в данной методике это то, что в профессии будет направлять внимание молодое лицо (результаты приведены в таблице 4.). В бланке для ответа нужно было написать две колонки "Наиболее привлекательные" и "Наименее привлекательные" утверждения.

 

Таблица 4. - Результаты диагностики профессиональной направленности

Тип направленности

Соотношение ответов учащихся

Я Направленность на себя

11

С — Направленность на общение

15

Д — направленность на дело

11

 

Обучаемость на общение (С) Учащиеся у которых преобладает данная направленность желают поддерживать отношения с людьми, ориентируются на совместную деятельность (не всегда для выполнения дел, но ради самого общения). Этонаправление на социальное одобрение, зависимость от группы, конформизм, потребность в эмоциональных отношениях.

Направленность на себя (Я). Ориентация, у учащихся данного типа, на прямое вознаграждение и удовлетворение, агрессивность в достижении статуса, склонность к соперничеству, тревога, интравертируемость, раздражительность, стремление к власти.

Направленность на дело, дело (Д) Это заинтересованность молодых людей в первую очередь в решении деловых проблем, выполнении работы наилучшим образом, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, полезное для достижения общей цели.

Важно отметить, что у некоторых учащихся отрыв между основной направленностью и другими не значителен. Это означает, что главная направленность в профессии не выражена, ориентация деятельности имеет несколько направлений. Это обычно направленность на общение и дело (С-Д) или общение и на себя (С-Я).

Методика "Выявление готовности школьников к выбору профессии"

В таблице 5. получен вывод о проведении данной методики. Целью данной методики является определение готовности учащихся к выбору профессии. Учащимся предлагается прочитать приведенные утверждения в опроснике и выразить свое согласие или несогласие ответами "да" или "нет". полученные ответы записываются в две колонки по первой считаются ответы "да" а во второй "нет".

 

Таблица 5. - Результаты исследования готовности школьников к выбору профессии

Степень готовности

Шкала баллов

Соотношение ответов учащихся

Неготовность

0-6 баллов

0

Низкая готовность

7-12 баллов

11

Средняя готовность

13-18 баллов

18

Высокая готовность

19-24 балла

8

 

Мотивами выбора профессии является желание понять суть деятельности, улучшить свои навыки и мастерство в будущей профессии. Не менее важным мотивом также выступает финансовый элемент профессии не только заработная плата, но и комфортные условия работы.

В своей будущей деятельности молодые люди будут направлены на поддержание отношений и общение с людьми, будут ориентироваться на совместную деятельность (ради самого общения), а уже тогда на дело и на себя (на собственное вознаграждение и удовлетворение от достижений).

Данные опроса являются лишь микроисследованием в будущем и могут быть предварительной проверкой для более глубоких тестов или методов профориентации, таких как беседы, лектории, вечера или конкурсы. для будущей профориентации, таким образом педагоги, психологи или работники центра занятости смогут предоставить школьникам информацию не только относительно требований профессии, но и рынка труда и в целом, какие специальности актуальны на данный момент.

 

 

 

 

Заключение

 

Целью данной курсовой работы послужило раскрытие такой темы как «Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте». Эта тема актуальна и значима в результате того, что развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления профессионала.

Выделяют три группы классификаций факторов, влияющих на формирование готовности к профессиональному самоопределению:

1) классификация социальных факторов;2) классификация по характеру действия на субъекта профессионального самоопределения; 3) классификация критерием которого является профориентационная работа.

Профессиональная ориентация – это система организации и проведения учебно-воспитательных работ, целью и задачей которых является усвоение учащимися нужных знаний о социально-экономических и психофизиологических аспектах осуществления выбора профессии, создание умения сопоставить требования различных профессий в соответствии с психологическим развитием личности и собственных профессионально значимых умений, а также возможности и способы их развития.

Профориентация – это длительный процесс, включающий три главных момента:1) влияние социальной среды на формируемую личность;2) осознание потребности труда, понимание его сферы; 3) превращение труда по законам развития современной действительности.

Форма профориентационной работы – это способ создания взаимодействия специалиста и лица, по заранее определенному порядку, месту и организационной процедуре.

Зависят формы профориентации от состава и количества лиц, места проведения, продолжительности работы и т.п., а от форм зависят конкретные методы работы.

Проведение профориентационной работы зависит от большого количества факторов, касающихся как самих учащихся, так и их социальной среды, подготовленности специалиста, технической возможности проведения мероприятия.

Важно подобрать форму и соответствующий метод, который как лучше поможет ученику осознать свои собственные преимущества и скоординирует его на правильный выбор профессии или отрасли будущей деятельности.

Это позволит правильно подобрать обучение и усовершенствовать навыки и те качества, которые требуются содержанием профессии и обществом. Взяв за критерий количество учащихся, формы профориентационной работы можно разграничить на индивидуальные, групповые и коллективную профориентацию.

В рамках работы была проведена профориентационная диагностика с учащимися 11 классов с помощью следующих методик:

- Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, тест «Мотивы выбора сферы трудовой деятельности»;

- Методика диагностики профессиональной направленности (автор Б.Басс), методика «Выявление готовности школьников к выбору профессии».

Данные опроса только микроисследованием в будущем могут быть предварительной проверкой для более глубоких тестирований или методов профориентации, таких как беседы, лектории, информационные вечера или конкурсы. Проведенные тестирования дают возможность выявить направленность учащихся по отраслям профессии, а значит и избранию нужной информации для будущей профориентации, таким образом педагоги, психологи или работники центра занятости смогут предоставить школьникам информацию не только о требованиях профессии, но и о рынке труда и в целом, какие специальности актуальны на данный момент.

 

Список использованной литературы

 

1.   Битянова Н. Г. Психология личностного роста. М., 1995.

2.   Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. Под ред. Д.И. Фельдштейн. Рус. акад. Образование. 2001. – с. 342–348 – URL: #"#">http://visnik.knute.edu.ua/files/2012/04/10.pdf.

5.   Возрастная психология. Учебная помощь. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.

6.   Гинзбург М. Р. «Психологическое содержание личного самоопределения»// Вопросы психологии 1994. N 3.

7.   Дубинка М. Проблема профессионального самоопределения студентов в высшем педагогическом учебном заведении. Научные записки Кировоградского государственного педагогического университета имени Владимира Винниченко. Педагогические науки. 2013. Вып. Сто двадцатой – С. 148–155. – URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Nz_p_2013_120_25.

8.   Дубровина И. В. Формирование личности в переходный период: от подросткового до юношеского возраста. – М., 1987.

9.   Климов Э. А. Психология профессионального самоопределения молодежи / Э. А. Климов. Ростов-на-Дону, 2006. – 283с.

10. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 1989.

11. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

12. Методы активизации профессионального и личного самоопределения Часть 1: Игровые профориентационные упражнения: методическая помощь Серия: Библиотека школьного психолога. Изд.: Институт практической психологии, Модек, 1997 г.

13. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А. И. Щербакова. – М., 1987.

14. Профессиональная ориентация Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова. – 2014. – URL: https://vseosvita.ua/library/testi–profesijnoi–orientacii–ucniv–starsih–klasiv–ta–profesijnij–vidbir–metodiki–opituvalniki–23396.html.

15. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.; Воронеж, 1996.

16. Пряжников Н. С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. – М., 1991.

17. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М, 1999.http://nbuv.gov.ua/UJRN/appsuh_2015_6_10_4.

18. Ремшилдт X. Подростковый и юношеский возраст. Трудности становления личности./ Х. Ремшилдт. – М.: Мир, 1994. – 317 с.

19. Теория и практика профессионального самоопределения. – М, 1999.

20. Токарева Н.М., Шамне А.В. Основы возрастной психологии. Учебно-методическое пособие. Кривой Рог, 2013. – 283 с – URL: http://elibrary.kdpu.edu.ua/xmlui/handle/0564/1757.

21. Хакимова Н. Г. «Взаимосвязь профессионального и личного самоопределения» // Логистон, 2000, 1 июля.

22. Шалаев И. К. Шкала мотивационного программно-целевого управления. Барнаул 1992, 22 с.

23. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований. / Педагогика и логика – М, 1992, 100 с.

Похожие работы на - Психологические особенности профессионального самоопределения в период ранней юности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!