ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Уголовный процесс
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2021-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

 

РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине

«Уголовно-процессуальное право»

 

на тему ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

 

 

Выполнила

Мельникова Екатерина Максимовна

специальность 40.05.01

Правовое обеспечение

национальной безопасности

2018 год набора, 304 группа

Проверила

преподаватель кафедры уголовного процесса

подполковник полиции

Журавлева Наталья Михайловна

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Особенности производства по делах несовершеннолетних в досудебных стадиях……………………………………………………………… 5

1.1. Обеспечение прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в досудебном производстве…………………………………………………………...5

1.2.Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу в отношении несовершеннолетних…………………………………………………. 13

Глава2 Судебное производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних………………………………………………………………. 19

2.1. Особенности порядка судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних………………………………………………………………   19

2.2. Применение мер  воспитательного  воздействия  на  несовершеннолетних 24

Заключение…………………………………………………………………………   29

Список использованной литературы...…………………………………………… 31

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что повышенное внимание к производству по уголовным делам с участием несовершеннолетних обусловлено конституционным предписанием о том, что детство находится под защитой государства, соответственно, органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы обязаны обеспечивать во всех сферах общественной жизни функционирование механизмов, обеспечивающих подрастающему поколению надежную защиту, в том числе и правовую.

Особенности судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних определяются возрастной спецификой данного субъекта, его психологическими особенностями. С целью защиты прав и законных интересов лиц, не достигших возраста 18 лет, государство установило ряд дополнительных процессуальных гарантий. Несмотря на многие позитивные моменты, связанные с особенностями уголовного преследования несовершеннолетних лиц, в рамках как досудебного, так и судебного производства существует целый ряд проблем, обусловленных несовершенством уголовно–процессуального законодательства.

В уголовно–процессуальном законодательстве, судопроизводству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних отводится специфичное положение. С одной стороны, оно является частью общего уголовного процесса, основывается на его нормах и предписаниях, с другой стороны, нормы, регулирующие уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних, имеют свою специфику и выделены в отдельное производство.

Объектом настоящего исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних.

Предметом курсовой работы выступают уголовно-процессуальные норма, касающиеся защиты прав и интересов несовершеннолетних в уголовном процессе Российской Федерации.

Целью курсовой работы являются изучение особенностей производства на стадии предварительного расследования и судебного производства в отношении несовершеннолетних.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

- охарактеризовать обеспечение прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в досудебном производстве;

-  рассмотреть специальные обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу в отношении несовершеннолетних;

- установить особенности рассмотрения судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних;

- раскрыть основания и порядок применения мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних подсудимых.

Методологическую основу составили общенаучные (анализ и синтез, сравнительный, логический, исторический и т.д.) и частнонаучные методы познания: материалистический, диалектический, формально-юридический, и статистический.

Глава 1 Особенности производства по делах несовершеннолетних в досудебных стадиях

1.1. Обеспечение прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в досудебном производстве

На основании ч. 1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления достигшие четырнадцати, но не достигшие восемнадцати лет[1].

Права несовершеннолетних и основные положения по их защите были сформулированы в Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций 20.11.1989 года.

Конвенция о правах ребенка устанавливает, что все органы и должностные лица во всех своих действиях в отношении несовершеннолетних обязаны первоочередное внимание уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка, принимая во внимания не только его права, но и права его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону[2].

Статья 37 Конвенции провозглашает запрет пыток, а также бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с несовершеннолетними; применение ареста, задержания и тюремного заключения допускается только в крайних случаях, при невозможности применения альтернативных лишению свободы мер и в максимально короткий период времени; незамедлительный доступ лишенного свободы ребенка к правовой и любой иной помощи.

Согласно ст. 40 Конвенции государства-участники должны обеспечить воплощение в национальном законодательстве и реализацию в ходе уголовно- процессуальной деятельности с участием несовершеннолетних требований принципа презумпции невиновности; оказание несовершеннолетнему необходимой помощи при осуществлении своей защиты; обеспечение бесплатной помощи переводчика в случае, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем; полное уважение личности несовершеннолетнего на всех стадиях процесса; свободу от принуждения к признанию вины или даче показаний; безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным и беспристрастным органом в ходе справедливого слушания в присутствии адвоката в строгом соответствии с законом; право на пересмотр вышестоящим компетентным, независимым и беспристрастным органом решения нижестоящего органа.

Помимо этого, в статье 40 Конвенции закрепляется положение о преимуществе несудебных способов разрешения уголовно-правового конфликта с участием несовершеннолетнего.

Законодатель предусмотрел особые условия и правила расследования и судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних с учетом их психофизических особенностей и норм этики и морали. Такие особые условия и правила являются для несовершеннолетних дополнительной процессуальной гарантией обеспечения их прав[3].

Среди них принято выделять: участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, выделение его дела в отдельное производство, специальный порядок вызова несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого, обязательное участие защитника при проведении предварительного расследования, а также обязательное участие психолога или педагога.

Пунктом 12 статьи 5 УПК РФ установлено, что законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства[4].

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 01 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» предусмотрено, что если несовершеннолетний подсудимый не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, в суд в качестве его законного представителя вызывается представитель органа опеки или попечительства[5].

Статьей 48 УПК РФ закреплена обязанность следствия привлечь к участию в уголовном деле законных представителей несовершеннолетнего. Статьей 426 УПК РФ предусмотрен порядок привлечения законных представителей к участию на стадии досудебного производства по делу.

Перечень лиц, которые могут выступать в качестве законного представителя является исчерпывающим. Поэтому у следователя нет выбора кандидатуры законного представителя, т.к. опекуны, попечители, органы опеки и попечительства могут выступать в качестве законного представителя лишь при определенных условиях[6].

В связи с тем, что законный представитель участвует в деле с целью помощи и защиты прав и интересов несовершеннолетнего ему также предоставляются определенные права. Так ч. 2 ст. 426 УПК РФ законному представителю предоставлены следующие права[7]:

1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

2) присутствовать при предъявлении обвинения;

3) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;

4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;

 6) представлять доказательства;

7) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.

Согласно п. 62 ст. 5 УПК РФ под педагогом понимается педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся[8]. Исходя из этого, к педагогу должны предъявляться такие требования, как наличие образования, опыт работы по обучению и воспитанию несовершеннолетних (того же возраста, что и подозреваемый или обвиняемый) в образовательной организации, причем он должен являться действующим работником.

Что же касается психолога, то законодателем не определено, кого из специалистов необходимо привлекать в качестве такового и, соответственно, какие к нему должны предъявляться требования.

Для того, чтобы психолог мог принимать участие в производстве по делу с участием несовершеннолетнего он должен быть специалистом в области возрастной психологии, в данном случае в области детской или подростковой психологии, а также иметь опыт работы с несовершеннолетними той же возрастной группы, что и несовершеннолетний, в интересах которого он приглашен[9].

Безусловно, что участие таких специалистов при рассмотрении каждого уголовного дела с участием несовершеннолетних позволит снизить психологический дискомфорт подростков, помочь им адаптироваться в ситуации. Однако, вполне очевидно, что такое положение станет реальным только после создания в стране системы ювенальной юстиции[10].

Говоря о правовом положении психолога, участвующего в процессе расследования и, особенно, рассмотрения дела с участием несовершеннолетних, следует отметить, что он, несмотря на самостоятельность своего участия, не теряет статуса специалиста согласно ст. 58 УПК РФ.

Основанием привлечения лица в качестве психолога является наличие у него профессиональных знаний, руководствуясь которыми, он может не только устанавливать контакт с несовершеннолетним при производстве следственных действий, оказывать последнему психологическую помощь и поддержку, но и давать следователю, суду или сторонам разъяснения относительно психологических особенностей ребенка. Помимо этого, сохранение за психологом процессуального статуса специалиста позволяет получать от него такие важные по делам несовершеннолетних доказательства, как заключение и показания специалиста (психолога).

Следующая дополнительная процессуальная гарантия обеспечения прав несовершеннолетних на стадии досудебного разбирательства – обязательное участие защитника.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» установлено, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 УПК РФ участие защитника при осуществлении уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних является обязательным. Если защитник не приглашен в порядке, установленном частью 1 статьи 50 УПК РФ, его участие обеспечивает суд[11]. В связи с вышеизложенным, можно сформировать вывод о том, что законодатель императивно устанавливает, что участие адвоката по обвинению несовершеннолетнего обязательно.

Участие адвоката обязательно, даже если несовершеннолетних отказался от его услуг. В таком случае, следователь или дознаватель самостоятельно обеспечивают участие адвоката. Набор прав защитника несовершеннолетнего совпадает с набором прав защитника взрослого и предусмотрен ст. 53 УПК РФ.

Однако, наряду с общими полномочиями и обязанностями защитника, существуют полномочия и обязанности специального характера[12]:

1) в силу того, что возможность привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетнего, а также ее степень, относится к определенному возрасту и достигла уровня интеллектуального, морального и волевого развития, адвокат должен помочь обеспечить отражение этой информации в протоколах и материалах дела. Это достигается путем подачи ходатайств о проведении необходимых допросов, экспертиз, истребования доказательств и других документов;

2) уголовное и уголовно-процессуальное право предусматривают дополнительные основания освобождения несовершеннолетних от уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В связи с этим, адвокат всегда обязан оценивать возможность и целесообразность применения таких мер для наиболее эффективного воспитательного воздействия на несовершеннолетнего, с учетом индивидуальных, интеллектуальных и возрастных особенностей подростков.

3) помощь в предварительном расследовании для выяснения условий жизни и воспитания подростка, его личностных особенностей и иных факторов, являющихся предметом доказывания в отношении несовершеннолетних.

Статья 422 УПК РФ регламентирует, что уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, выделяется в отдельное производство. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному делу со взрослым, применяются правила главы 50 УПК РФ.

По смыслу ст.422 УПК РФ, выделение дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство является обязанностью следователя.

При этом, не стоит выделять дело несовершеннолетнего в отдельное производство, если оно помешает полному и объективному расследованию[13]. Выделение уголовного дела несовершеннолетнего в отдельное производство имеет ряд целей:

 - ускорение производства по делу несовершеннолетнего;

- предотвращение негативного влияния взрослых соучастников на подростка;

 - обеспечение воспитательного воздействия.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает порядок выделения уголовного дела в отдельное производство. Так, основанием для выделения уголовного дела служит постановление следователя или дознавателя. Процессуальные сроки по выделенному уголовному делу начинают течь с момента возбуждения основного уголовного дела.

Статьей 424 УПК РФ предусмотрено, что вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения[14]. Такой процессуальный порядок вызова установлен для создания дополнительных гарантий обеспечения прав несовершеннолетнего. Такая процедура помогает оградить несовершеннолетнего от неосновательного вовлечения в уголовный процесс, уведомить родителей подростка о произошедшем, установить надзор за несовершеннолетним, а также помочь законному представителю осуществить свои права и обязанности.

Димитриева А.Н. указывает, что вызов непосредственно несовершеннолетнего допускается в следующих случаях:

1) если допрос не может быть отложен;

2) родители или иные законные представители по месту производства расследования отсутствуют;

3) и если есть оправданные опасения, что законные представители могут препятствовать явке несовершеннолетнего по вызову и дачи им правдивых показаний[15].

Повестка о вызове несовершеннолетнего должна быть адресована законному представителю несовершеннолетнего или может быть адресована администрации специального учреждения, в котором находится несовершеннолетний. Повестка вручается в общем порядке, в соответствии с правилами ст. 188 УПК РФ.

Кроме общих сведений, повестка обязательно должна содержать ссылку на предусмотренную законом обязанность законного представителя обеспечить явку несовершеннолетнего и разъяснить своему подопечному последствия его неявки без уважительных причин, а также последствия неявки самого законного представителя, если он также вызывается этой же повесткой. Если несовершеннолетний содержится под стражей, то его вызов осуществляется через администрацию СИЗО, которая обязана обеспечить его доставку по вызову следователя или дознавателя.

1.2.Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу в отношении несовершеннолетних

Предмету доказывания, как одной из главных процессуальных задач предварительного следствия в отношении несовершеннолетних, постоянно уделяется значительное количество внимания ученых и практиков, что объясняется неустойчивым психофизиологическим состоянием подростков.

Подробная регламентация понятия предмета доказывания по такого рода делам является одной из гарантий надлежащего производства по делу, всестороннего исследования преступления, личности преступника и реализации уголовно-процессуальных мер воспитательного воздействия.

Предметом доказывания принято считать совокупность обстоятельств, необходимых для установления, исходя из психофизических особенностей преступника, в целях достоверного разрешения уголовного дела[16].

Особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних сформированы психологическими и социальными особенностями человека в подростковом возрасте. Предмет доказывания по делам несовершеннолетних намного шире, чем предмет доказывания по общему правилу, предусмотренному ст.73 УПК РФ.

Безлепкин Б.Т. отмечает, что предмет доказывания по такого рода делам включает в себя больше факторов, необходимых для характеристики личности, условий воспитания и жизни несовершеннолетнего обвиняемого, чем по уголовным делам в отношении совершеннолетних обвиняемых[17].

Кроме того, присутствует ряд обстоятельств, которые должны быть исследованы более детально, несмотря на то, что являются существенными для дел любой категории.

В науке уголовного процесса принято выделять две группы обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам о преступлениях несовершеннолетних: общие (то есть, те обстоятельства, которые необходимо доказывать по всем уголовным делам) и специальные (те обстоятельства, которые характерны только для дел с участием несовершеннолетних).

Частью 1 статьи 421 УПК РФ установлен перечень специальных обстоятельств, подлежащих доказыванию. Так ч.1 ст.421 УПК РФ гласит: «При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73 УПК РФ, устанавливаются:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

2) условия жизни и воспитания, уровень психического развития и личностные особенности несовершеннолетнего;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц».[18]

Сведения о возрасте и дне рождения несовершеннолетнего необходимы для: - установления его личности и определения возраста наступления уголовной ответственности в соответствии со ст.20 УК РФ.

Статьей 20 УК РФ предусмотрено, что недостижение лицом определенного возраста (16 лет, а в случаях, предусмотренных ч.2 ст. 20 УК РФ – 14 лет) не влечет возникновения у него уголовной ответственности за содеянное.[19]

Особенность возрастного признака состоит еще и в том, что положения главы 50 УПК РФ применяются не только к лицам, совершившим преступление до 18 лет, но и к лицам, которые на момент вступления в уголовное дело являются совершеннолетними, но на момент совершения преступления совершеннолетними они не являлись.

Пунктом «б» ч. 1 ст. 61 УК РФ закреплено, что недостижение совершеннолетия считается смягчающим обстоятельством. Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток. При установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица[20].

Понятие условий жизни и воспитания, уровень психического развития и личностные особенности в УПК РФ не раскрывается не содержится перечень конкретных моделей или условий жизни и образования несовершеннолетних, которые необходимо выяснить.

В условия жизни и воспитания в частности должны включаться сведения[21]:

1) условие о семье, такие как: фамилия, имя, отчество родителей, уровень их образования, место работы, количество детей на иждивении, социальный статус, материальное положение, отношение родителей к воспитанию ребенка.

Такого рода данные имеют весомое значения потому, что семья формирует первичное психическое состояние несовершеннолетнего, его морально-нравственные устои, характер, поведение, привычки, а также закладываются базовые жизненные принципы и цели.

2) условия об учебе или работе несовершеннолетнего. По этим условиям как правило собирается следующая информация: вид школы, которой учится несовершеннолетний, класс, успеваемость, поведение на занятиях и вообще в стенах образовательного учреждения, круг общения. По трудовой деятельности несовершеннолетнего нужно выяснить место работы и должность, уровень заработной платы, условия труда, удается ли несовершеннолетнему совмещать работу с учебой, и есть ли такое желание, не имеет ли дисциплинарных проступков.

По месту учебы следует выяснять:

- сведения об отношении к учебе (в каком классе учится, успеваемость, не оставался ли на второй год, каков характер взаимоотношений в школьном коллективе, посещал ли внеклассные мероприятия, спортивные секции и т.п.);

- нравственно-психологическую характеристику (какие положительные и отрицательные качества характера имеет несовершеннолетний, чем они обусловлены, каковы действительные интересы подростка, уровень его материальных притязаний, каким образом он проводит свое свободное время);

- соответствует ли реальное психическое и умственное развитие несовершеннолетнего его паспортному возрасту, не отстает ли он в психическом развитии и если отстает, то по каким причинам;

- насколько часто и по каким причинам несовершеннолетний пропускал занятия (возможно сочетание уважительных и неуважительных причин);

- обращалась ли администрация школы к родителям по поводу того, что были установлены факты употребления несовершеннолетним алкоголя, наркотиков, различных токсических веществ;

Также подлежат доказыванию обстоятельства, подтверждающие психофизиологический статус подростка. Сами по себе такие обстоятельства не носят антисоциальной направленности, однако они могут создавать некоторые дополнительные условия для последующей криминализации поведения несовершеннолетнего[22].

К ним можно отнести следующие обстоятельства: неравномерное и чрезмерно бурное развитие организма в период полового созревания; изменения характера (повышенная конфликтность, в том числе с родителями, неуверенность в выборе будущей профессии, психологическая отстраненность от иных членов семьи; изменение отношений со сверстниками, стремление общаться со старшими по возрасту лицами).

 Одним из основных источников получения информации о личности обвиняемого является письменная характеристика. Весьма успешно устанавливаются сведения о личности, когда в отношении несовершеннолетнего характеристики получаются из нескольких источников, которые позволяют сделать вывод о различных сторонах его характера.

Частью 2 ст. 421 УПК РФ предусмотрено, что при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими[23].

Уголовной ответственности и наказанию подлежит только психически здоровое лицо, осознающее фактический характер своих действий и способное руководить ими. Поэтому если преступление совершено в состоянии невменяемости, лицо не является субъектом преступления и не может быть привлечено к уголовной ответственности.

Для решения этого вопроса требуется назначение и производство комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Эта необходимость основана на положениях ст. 196 УПК РФ, где в числе иных случаев указано, что судебная экспертиза обязательно производится при необходимости определить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются сомнения в его вменяемости или способности надлежащим образом осуществлять свои права, в том числе и на защиту, и нести ответственность.

Необходимость установления влияния на несовершеннолетнего старших закреплена ст. 89 УК РФ.

Установление влияния на несовершеннолетнего представляется достаточно важной, но в то же время сложной задачей. Объясняется это рядом причин. Бывает, что подростки, под влиянием взрослых соучастников, которые не хотят отвечать за содеянное, берут всю вину за совершенное преступление на себя.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что при доказывании вины несовершеннолетних следует с особым вниманием относится к дополнительным факторам, а именно: недостаток жизненного опыта подростков; нахождение на стадии формирования общих принципов и правил поведения, жизненных приоритетов; повышенная возбудимость, излишняя эмоциональность; отсутствие самокритики, стремление к самооправданию; склонность к подражанию, в том числе и тем лицам, которые занимают антисоциальную или асоциальную позицию; переоценка собственных возможностей.

Глава 2. Судебное производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

2.1. Особенности порядка судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних

Согласно ч.1 ст.420 УПК РФ по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста восемнадцати лет, применяются специальные правила[25]. Это означает, что судебное разбирательство дела ведутся с учетом особенностей, установленных гл.50 УПК РФ независимо от того, достигло ли лицо совершеннолетия на момент производства по делу. Этот порядок соблюдается и тогда, когда лицо совершило одно преступление в возрасте до 18 лет, а другое - уже после достижения совершеннолетия.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»[26], в котором обращено внимание суда на процессуальную обязанность обеспечения в разумные сроки качественного рассмотрения уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, имея в виду, что их правовая защита предполагает необходимость выявления обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием его здоровья, другими фактическими данными, а также с причинами совершения уголовно наказуемых деяний, в целях постановления законного, обоснованного и справедливого приговора, принятия других предусмотренных законом мер для достижения максимального воспитательного воздействия судебного процесса в отношении несовершеннолетних.

Устанавливая особый порядок производства дел несовершеннолетних, законодатель исходил из возрастных, социально-психологических и других особенностей несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации их прав.

В целях уменьшения травмирующего воздействия судебного процесса на психику подростка, исходя из воспитательно-нравственных соображений, а также в целях обеспечения его независимости при даче показаний закон допускает разбирательство в закрытом заседании по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет[27].

Решение о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании по основанию, предусмотренному п.2 ч.2 ст.241 УПК РФ, судья принимает по своему усмотрению при назначении судебного заседания. Если такое решение не было принято, то по ходатайству стороны, либо по собственной инициативе суд вправе в подготовительной части судебного заседания принять решение о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании.

Во всех случаях нахождения несовершеннолетних обвиняемых на учете у психиатра либо в случаях наличия у них отставаний в психическом развитии органом расследования проводились судебно-психиатрические экспертизы в соответствии с требованиями статей 226 - 228 УПК РФ для решения вопроса, был ли способен привлекаемый к ответственности во время совершения общественно опасного деяния сознавать его фактический характер или общественную опасность.

В соответствии с требованиями УПК РФ судебное следствие начинается оглашением обвинительного заключения. Председательствующий, опросив подсудимого, понятно ли ему предъявленное обвинение, выясняет, признает ли он себя виновным и желает ли дать мотивированный ответ. Затем суд устанавливает порядок исследования доказательств.

Допрос несовершеннолетнего подсудимого представляет определенную специфику. Закончив выяснение анкетных данных подсудимого, круга его увлечений, интересов, председательствующий спрашивает, признает ли подсудимый себя виновным, и предлагает ему дать показания по поводу предъявленного обвинения[28].

После свободного рассказа суд и участники процесса задают вопросы. Весьма важно, чтобы вопросы были краткими, четкими и ясными, ни в коем случае они не должны быть наводящими. Если подсудимый признает себя виновным, нужно поставить ему уточняющие, детализирующие и контрольные вопросы, позволяющие получить фактические данные для проверки показаний. Иногда несовершеннолетние подсудимые признают себя виновными в преступлениях, которые они не совершали, чтобы скрыть истинную роль взрослых преступников. Поэтому вопросы должны быть направлены на выяснение таких деталей преступления, которые может сообщить только человек, действительно его совершивший[29].

Когда подсудимый не признает себя виновным, после свободного рассказа ему необходимо задать конкретизирующие и уточняющие вопросы. Председательствующий должен терпеливо разъяснить подсудимому, почему он должен дать правдивые показания[30].

Участие защитника в допросе несовершеннолетнего является обязательным. Суд обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего. Несоблюдение этих гарантий права несовершеннолетнего на защиту расценивается как нарушение уголовно-процессуального закона. Показания несовершеннолетнего, данные в отсутствие защитника, относятся к недопустимым доказательствам.

В судебном заседании необходимо проверить выполнение в ходе предварительного следствия требований закона о допуске законного представителя, так как их несоблюдение может повлечь признание протокола допроса недопустимым доказательством.

Если лицо, совершившее преступление в возрасте до 18 лет, на момент рассмотрения дела в суде достигает совершеннолетия, функции законного представителя прекращаются. Если суд признал необходимым допросить законного представителя в качестве свидетеля, он выносит об этом определение (постановление) и разъясняет ему права, указанные в ч. 4 ст. 56 УПК РФ. При допросе законного представителя из числа лиц, указанных в п. 4 ст. 5 УПК РФ (близкие родственники), он предупреждается об уголовной ответственности только за дачу заведомо ложных показаний.

Часть 2 ст. 428 УПК РФ устанавливает правило, согласно которому по определению и постановлению суда законный представитель может быть вообще отстранен от участия в судебном разбирательстве, если есть основания считать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого[31].

Третьим, участвующим в допросе несовершеннолетнего, как следует из положений ч. 3 ст. 425 УПК РФ, является педагог или психолог. Участие указанных специалистов в допросе несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) обязательно в случаях, когда он:

- не достиг возраста 16 лет;

- достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством;

 - отстает в психическом развитии[32].

Педагог или психолог не заменяют защитника, они участвуют в допросе несовершеннолетнего одновременно с защитником. Во всех случаях необходимо выяснить, нет ли причин, которые препятствуют его участию в допросе, разъяснить, что он обязан помочь установить контакт с подсудимым. До проведения допроса участвующему в нем педагогу или психологу должны быть разъяснены его права: задавать с разрешения суда вопросы несовершеннолетнему; знакомиться по окончании допроса с протоколом в части правильности записи показаний подсудимого и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Поскольку суд обязан установить условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, то представители учебно- воспитательных учреждений или общественных организаций по месту жительства, учебы или работы несовершеннолетнего, также подлежат извещению и вызову в судебное заседание.

Если несовершеннолетний состоял или состоит на учете в психоневрологическом диспансере либо материалы в отношении его рассматривались комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, суд должен при наличии к тому оснований решить вопрос и об их явке в судебное заседание[33].

Особенностью по сравнению с общим порядком судебного разбирательства является правило, предусмотренное ст. 429 УПК РФ о том, что суд по ходатайству стороны, а также по собственной инициативе вправе принять решение об удалении несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания, с целью охраны прав и законных интересов несовершеннолетнего[34].

Это правило призвано оградить несовершеннолетнего от исследования определенных обстоятельств дела, способных травмировать его психику или иным образом отрицательно, вопреки интересам правосудия, воздействовать на его поведение. Удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания возможно на любом этапе судебного разбирательства, однако во всех случаях удаления должны быть обеспечены его права и законные интересы, а именно:

- решение о его удалении принимается судом в совещательной комнате или в зале судебного заседания;

- удаление допускается только на время исследования обстоятельств, которые действительно могут оказать на него отрицательное воздействие;

 - чтобы удалением несовершеннолетнего из зала суда не было ущемлено право подсудимого на защиту, его неведение о произошедшем в зале судебного заседания во время его отсутствия компенсируется сообщением ему после воз- вращения в зал судебного заседания в необходимых объемах и форме содержания судебного разбирательства, происшедшего в его отсутствие и предоставить ему возможность задать вопросы лицам, допрошенным в его отсутствие.

2.2. Применение мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних

Часть 1 ст. 427 УПК РФ предусматривает, что если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч.2 ст.90 УК РФ, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд[35].

В свою очередь ч.1 ст.90 УК РФ предусматривает, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия[36].

принудительные меры воспитательного воздействия являются по своей природе уголовно-правовыми мерами, т.е. выступают в качестве меры государственного принуждения. Но важно то, что наказанием они не являются.

По своей правовой природе, принудительные меры воспитательного воздействия имеют своей целью восстановление социальной справедливости, исправление лица, совершившего преступление, предупреждение совершения новых преступлений. Отличие мер воспитательного воздействия от наказания кроется в способах достижения постановленных целей и, конечно, в субъектах преступления.

Принудительный характер мер воспитательного воздействия проявляется в том, что:

1) их вправе назначать только суд;

2) для их назначения не требуется согласие несовершеннолетнего;

3) их исполнение обеспечивается государственно-властным принуждением.

Для того, чтобы применить принудительные меры воспитательного воздействия, необходимо доказать следующие обстоятельства:

1. Несовершеннолетний возраст лица, совершившего преступление.

Это основополагающие основание, без которого применение принудительных мер воспитательного воздействия не представляется возможным. Доказывать недостижение лицом совершеннолетия вменяется в обязанность следователя, дознавателя и является обязательным обстоятельством, подлежащим доказыванию[37].

Действующий УПК РФ не разъясняет, в какой именно момент времени лицо должно быть несовершеннолетним: в момент совершения преступления или же в момент назначения мер воспитательного воздействия.

Часть 1 ст. 420 УПК РФ устанавливает, что уголовное преследование лица может быть прекращено посредством применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет к моменту совершения преступления[38].

В соответствии со ст. 90 УК РФ, в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности подозреваемого или обвиняемого, суд вправе применить положения о принудительных мерах воспитательного воздействия к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет[39].

Следующее обстоятельство, подлежащее доказыванию для применения мер воспитательного воздействия, - это совершение несовершеннолетним преступления впервые.

Совершение несовершеннолетним преступления впервые понимается в фактическом и юридическом смыслах. Разрешения вопроса о совершении преступления впервые происходит с применением правил о совокупности преступлений и о рецидиве.

Еще одно обстоятельство, которое подлежит доказыванию в целях применения мер воспитательного воздействия - тяжесть совершенного преступления.

По мнению Александровой Н.С. использование принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетнего возможно только в том случае, если он признает свою вину в совершении преступления[40]. Признание вины должно рассматриваться как возможность исправить несовершеннолетнего, а не как первичное доказательство его вины.

Если несовершеннолетний не признает себя виновным в совершении преступления, применение мер воспитательного воздействия ставится под сомнение, так как в этом случае подросток не понимает, что ему необходимо исправлять в своем поведении. Кроме того, тот факт, что вина не признается несовершеннолетним, может говорить о его невиновности в совершении преступления, которое требует дальнейшего расследования для полного и всестороннего исследования всех обстоятельств.

Для того, чтобы установить возможность исправления несовершеннолетнего с применением принудительных воспитательных мер, необходимо установить как можно более основательный подход к условиям жизни и образования подростка, его личности, причин и условий, способствовавших совершению преступления[41]. То есть, необходимо установить все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего. Дополнительным доказательством возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия могут послужить мнение учителей или психолога о возможности незначительной коррекции поведения путем применения принудительного воспитательного воздействия.

Таким образом, в случае если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, и если его поведение после совершения преступления свидетельствует об активном раскаянии (подросток добровольно признался в совершении преступления, помогал следствию, возместил материальный ущерб или иным образом компенсировал ущерб, причиненный преступлением), то в отношении него уголовное преследования прекращается в порядке ст. 28 УПК РФ, т.е. в связи с деятельным раскаянием.

Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего может быть прекращено также в порядке ст. 25 УПК РФ, т.е. в связи с примирением сторон. В случае, если подросток, совершив преступление небольшой или средней тяжести, примирился с потерпевшей стороной и возместил причиненный им ущерб, то прекращение уголовного преследования в порядке ст. 25 УПК РФ производится на основании заявления потерпевшего или его законного представителя.

Таким образом, прекращение уголовного преследования несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия имеет ряд особенностей, которые отличают его от других видов прекращения уголовного преследования и уголовного правосудия. Во-первых, вывод о применимости этого типа приостановления судебного преследования, основанный не только на условиях, которые имели место в прошлом или в настоящее время, также обеспечивает прогностическую деятельность следователя, дознавателя и суда. Во-вторых, прекращение уголовного преследования несовершеннолетнего с использованием принудительных мер воспитательного воздействия является условным, поскольку закон предъявляет ряд требований к поведению подростка в будущем, осуществление которых является обязательным. Нарушение этих требований влечет за собой отмену принудительных мер воспитательного воздействия и привлечение к ответственности.

 

Заключение

 

Производство уголовных дел в отношении несовершеннолетних урегулировано нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Тем не менее, законодатель также предусмотрел особые условия и правила расследования и судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних с учетом их психофизических особенностей и норм этики и морали. Такие особые условия и правила являются для несовершеннолетних дополнительной процессуальной гарантией обеспечения их прав. Среди них принято выделять: участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, выделение его дела в отдельное производство, специальный порядок вызова несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого, обязательное участие защитника при проведении предварительного расследования, а также обязательное участие психолога или педагога.

Уголовное производство с участием несовершеннолетних очень специфично по своей процедуре. Но самое главное обстоятельство, требующее особого внимания – предмет доказывания по уголовному делу с участием несовершеннолетнего. Подробная регламентация понятия предмета доказывания по такого рода делам является одной из гарантий надлежащего производства по делу, всестороннего исследования преступления, личности преступника и реализации уголовно-процессуальных мер воспитательного воздействия. Предметом доказывания принято считать совокупность обстоятельств, необходимых для установления, исходя из психофизических особенностей преступника, в целях достоверного разрешения уголовного дела. Особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних сформированы психологическими и социальными особенностями человека в подростковом возрасте. Важно помнить, что предмет доказывания по делам несовершеннолетних намного шире, чем предмет доказывания по общему правилу.

Согласно ч.1 ст.420 УПК РФ по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста восемнадцати лет, применяются специальные правила. Это означает, что судебное разбирательство дела ведутся с учетом особенностей, установленных гл.50 УПК РФ независимо от того, достигло ли лицо совершеннолетия на момент производства по делу. Этот порядок соблюдается и тогда, когда лицо совершило одно преступление в возрасте до 18 лет, а другое - уже после достижения совершеннолетия.

Устанавливая особый порядок производства дел несовершеннолетних, законодатель исходил из возрастных, социально-психологических и других особенностей несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации их прав.

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1.   Конституция Российской Федерации. // Соб. Законодательства Рос. Федерации – 2014. – № 2. – Ст. 7835.

2.   Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации – 1996. – № 25. – С. 2954.

3.   Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации – 2001. – № 52. – С. 3921.

Учебная и научная литература

4. Александрова Н.С. Принудительные меры воспитательного воздействия // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2017. – № 1. – С. 16-21.

6. Димитриева А. Н. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 357-363.

7. Литвинцева Н.А. Законные представители несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства // Известия Байкальского государственного университета. – 2017. – № 27. – С. 568-576.

8. Магомедова А.М. Проблемы принудительных мер воспитательного воздействия в России на современном этапе // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2016. – № 14. – С. 155-161.

9. Марковичева Е.В. Актуальные вопросы досудебного и судебного производства по делам о преступлениях несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. – 2017. – № 9. – С. 415-418.

10.Мирзаева Т.С. Проблемы уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних в контексте ювенальной юстиции // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2016. – № 7. – С.31-37.

11.Овсянников И.В. Проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. – 2016. – № 6. – С. 13-17.

12.Середа С.П. К вопросу об уголовной политике в отношении несовершеннолетних // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2014. – № 10. – С. 77-81.

13.Смирнов А.В. Уголовный процесс / Краткий курс. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 304с.

14.  Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Отв. ред. Лупинская П.А. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 1072 с.

15.  Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (постатейный комментарий). Безлепкин Б.Т. 9-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2010. – 688 с.

16.Уголовный процесс / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. – 304 с.

17. Челышев О.В., Григорян Г.С. Некоторые проблемы производства предварительного расследования в отношении несовершеннолетних // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – № 10. – С.54-57.

18.Шестакова Л.А. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: проблемы правоприменения // Основы экономики, управления и права. – 2015. – № 12. – С. 23-26.

19.Юрченко Л.В. Развитие уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 26. – С. 145-153.

Материалы юридической практики

20.О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда РФ [от 01.02.2011 № 1] // Собр. законодательства РФ. – 2011. – 3. – С. 176.


[1]Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 1996. № 25. С. 2954.

[2]Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: учебное пособие / Б.Т. Безлепкин. М.: Кнорус, 2010. С. 373.

[3] Шестакова Л.А. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: проблемы правоприменения // Основы экономики, управления и права. 2015. № 12. С. 24.

[4]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 2001. № 52. С. 3921.

[5] О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда РФ [от 01.02.2011 № 1] // Собр. законодательства РФ. 2011. 3. С. 176.

[6] Литвинцева Н.А. Законные представители несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства // Известия Байкальского государственного университета. 2017. № 27.
С. 569.

[7]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 2001. № 52. С. 3921.

[8]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 2001. № 52. С. 3921.

[9] Челышев О.В., Григорян Г.С. Некоторые проблемы производства предварительного расследования в отношении несовершеннолетних // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 10. С.54.

[10] Мирзаева Т.С. Проблемы уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних в контексте ювенальной юстиции // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. № 7. С.32.

[11] О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда РФ [от 01.02.2011 № 1] // Собр. законодательства РФ. 2011. 3. С. 176.

[12] Марковичева Е.В. Актуальные вопросы досудебного и судебного производства по делам о преступлениях несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 9. С. 416.

[13] Юрченко Л.В. Развитие уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 26. С. 147.

[14]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 2001. № 52. С. 3921.

[15]Димитриева А. Н. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Молодой ученый. 2014. №9. С. 357-363.

[16] Уголовный процесс / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. 2-е изд. СПб.: Питер, 2010. С. 268.

[17] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (постатейный комментарий). Безлепкин Б.Т. 9-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2010. С. 374.

[18]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 2001. № 52. С. 3921.

[19] Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 1996. № 25. С. 2954.

[20] Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Отв. ред. Лупинская П.А. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 727.

[21] Юрченко Л.В. Развитие уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 26. С. 147.

[22] Середа С.П. К вопросу об уголовной политике в отношении несовершеннолетних // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 10. С. 79.

[23]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 2001. № 52. С. 3921.

[24] Овсянников И.В. Проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 6. С. 15.

[25]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 2001. № 52. С. 3921.

[26] О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда РФ [от 01.02.2011 № 1] // Собр. законодательства РФ. 2011. 3. С. 176.

[27] Марковичева Е.В. Актуальные вопросы досудебного и судебного производства по делам о преступлениях несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. 2017.
№ 9. С. 417.

[28] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (постатейный комментарий). Безлепкин Б.Т. 9-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2010. С. 375.

[29] Марковичева Е.В. Актуальные вопросы досудебного и судебного производства по делам о преступлениях несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. 2017.
№ 9. С. 416.

[30] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (постатейный комментарий). Безлепкин Б.Т. 9-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2010. С. 375.

[31]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 2001. № 52. С. 3921.

[32] Шестакова Л.А. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: проблемы правоприменения // Основы экономики, управления и права. 2015. № 12. С. 24.

[33] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (постатейный комментарий). Безлепкин Б.Т. 9-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2010. С. 373.

[34]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 2001. № 52. С. 3921.

[35]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 2001. № 52. С. 3921.

[36] Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 1996. № 25. С. 2954.

[37]Александрова Н.С. Принудительные меры воспитательного воздействия // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2017. № 1. С. 18.

[38]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 2001. № 52. С. 3921.

[39] Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации 1996. № 25. С. 2954.

[40]Александрова Н.С. Принудительные меры воспитательного воздействия // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2017. № 1. С. 20.

[41] Магомедова А.М. Проблемы принудительных мер воспитательного воздействия в России на современном этапе // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 14.
С. 158.

Похожие работы на - ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!