Пенсии за выслугу лет военнослужащим

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Трудовое право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2021-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пенсии за выслугу лет военнослужащим

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева -КАИ

Направление: 38.03.01 Экономика

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Дипломная работа

Тема: Пенсии за выслугу лет военнослужащим .


Студент: Яруллин Фарид Ирекович

Группа№163Курс 2

Форма обучения: заочная

Руководитель работы:_________________  

Рецензент   _____________

 

Работа допущена к защите

Зав.учебной частью ____________________



«____»__________________2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2021

 

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Организационно – правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в РФ 5

1.1 Вопросы пенсионного обеспечения в социальной политике государства в отношении военнослужащих  5

1.2 Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации  10

1.3 Виды пенсий военнослужащим.. 16

Глава 2. Назначение пенсии за выслугу лет военнослужащим.. 24

2.1 Особенности правового статуса военнослужащих. 24

2.2 Особенности назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим. 33

2.3 Общая характеристика исчисления и перерасчета пенсии за выслугу лет военнослужащим. 36

Заключение. 43

Список используемых источников. 47

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной работы заключается в том, что главные черты правового статуса военнослужащих определяются возложенными на них государством обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью обязательного выполнения стоящих перед ними задач в любых условиях, даже с риском для жизни. На настоящее время один из основных принципов развития военной организации государства, которые рассматриваются в Федеральном законе от 27 мая 1998№76 – ФЗ «О статусе военнослужащих»1

В Российской Федерации, как и в любом другом правовом государстве военнослужащие получают особый статус, так как на военнослужащих возлагаются обязанности по вооруженной защите интересов Российской Федерации внутри и за пределами, это связанно с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с этим им предоставляются определенные социальные гарантии и компенсации

Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:

а) военнослужащим и членам их семей;

б) гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

 

 

 

____________________

1Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 (в ред. 8.12.2020) «О статусе военнослужащих»// Совет Федерации – 1998 г. ст1 – ст 30

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:

- супруга (супруг);

- несовершеннолетние дети;

- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих

Стоит также отметить, что даже в мирное время служба Родине сопряжена с различного рода последствиями для здоровья, которые могут привести к различным инфекционным заболевания, получению инвалидности и другими. Это все влечет за собой правовую защиту военнослужащих. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Объектом исследования является система государственного пенсионного обеспечения военнослужащих в РФ

Цель работы: изучить правовые основания для назначения и выплат государственной пенсии за выслугу лет военнослужащим

Предметом исследования – нормативные правовые акты о социальном обеспечении связанные с порядком назначения пенсии за выслугу лет военнослужащих в РФ

Методами исследования выступают общенаучный и специальные методы – исторический логический, системный, обобщения, сравнительно – правовой, формально – юридический и другие

Задачи дипломной работы заключаются в следующем:

1) Рассмотреть организационно-правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации

2) Раскрыть порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим в Российской Федерации.

3) Определить основные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения.

При написании выпускной квалификационной работы использовались нормативно правовые акты, регулирующие в РФ вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а также учебная и научная литература ведущих специалистов в праве социального обеспечения

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающие параграфы, заключения и списка использованных источников

 

Глава 1. Организационно – правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в РФ

 

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом №76 от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих».

Объективная необходимость установления особого статуса военнослужащих обусловлено, что данная категория граждан, выполняя свои служебные обязанности по защите интересов РФ.

Однако военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами и федеральными законами. Примерами таких ограничений являются:

 - Занятие другой оплачиваемой деятельность, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Однако финансироваться не может за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

 - Занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц в том числе участие в управлении коммерческими организациями, а также оказание содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение

- Поездка в служебные командировки за границу за счет физических и юридическими лиц, за исключением служебных командировок, которые осуществляются в соответствии с международными договорами РФ.

 - Быть в составе органов управлений, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных коммерческих неправительственных организаций, действующих на территории РФ. если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Подобное ограничение прав, существенно сказывается на привлекательности военной службы, поэтому чтобы уравновесить государство гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов военнослужащих, а также компенсирует определенные затраты, предоставляя льготы в том числе и пенсионные.

Социальные гарантии обусловлены также и объективными трудностями, ведь необходимо постоянно поддерживать высокую готовность армии, строго поддерживать дисциплину, поддерживать состояние сложную боевую технику.

Обеспечение социальной защищенности военнослужающих, в том числе пенсионное обеспечение, является многоплановой проблемой. Ее решение заключается в законодательном закреплении прав и создание четко функционнирующего правового механизма их исполнения.

Социальная политика государства в отношении военнослужащих и членов их семей предусматривает:

 - Реализации прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащих органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

 - Совершеноствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц

 - Охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе

Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране семьи, материнства и детства

Круг лиц и органов, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Главенствующая роль в организации социально-правовой работы непосредственно в войсках принадлежит командиру (начальнику).

Командиры (начальники) виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военносулжащих, несут отвественность в соотвествии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Надо понимать, что военнослужащие находятся под защитой государства. Права военнослужащих и порядок их реализации с учетом особенностей военной службы определяются федеральными конституционными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Контроль за исполнением законности в отношении военнослужащих осуществляется органими государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления. Надзор за исполнением законности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Также одним из направлений социальной политики РФ, в отношении военнослужащих, является их пенсионное обеспечение, которое существенно отличается от пенсионного обеспечения простого гражданина. Так, например, время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни утвержденные непосредственно Правительством Российской Федерации (пример: выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений). Другими словами, определённая категория военнослужащих имеет право на льготное исчисление стажа для назначения пенсии из расчёта 1 день службы за полтора, два или три дня. Нередко бывали такие случаи, когда военнослужащие уже к 30-35 годам становились пенсионерами по выслуге лет, дающим им право на пенсию.

По мимо этого, государство заботится не только о пенсионном обеспечением военнослужащих, но так же членов их семей, в особенности к супругам защитников отечества. Так, например, супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе. В указанные периоды супругам военнослужащих граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.

Таким образом, военнослужащий, а так же члены его семьи получают возможность компенсировать ограничение их определённых прав и впоследствии реализовать себя как личностей, при этом получая пенсионное обеспечения.

В следующем пункте приведем правовые основы выше изложенных тезисов.

 

1.2Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации

 

Как отмечалось ранее, основным нормативно –правовым актом, который показывает основы военное доктрины РФ, является Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76 «О статусе военнослужащих». Согласно данному закону, для военнослужащих устанавливается единая сисетма правовой и социальной защиты , а также материального и иных видов обеспечения с учетом, занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих и членов их семей, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Государство гарантирует военнослужащим – контрактникам:

 - назначение на высшие воинские должности, с учетом условий, заключенного ими контракта, квалификацие.

 - Получение дополнительного профессионального образования с учетом интересов военной службы и их собственного выбора

 - Увеличение количество социальных гарантий и размера компенсаций в соотвествии с квалификацией и со сроком военной службы.

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на вониских должноностях, связанных с повешеннной опасностью, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости, в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

Перечень должностей, установлен приказом министерства обороны от 31 марта 1996 РФ «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих»2.

Согласно данному приказу, право на льготное исчисление имеют право следующие лица:

1) Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие) в воинских частях, военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации на промышленных предприятиях, отделах учреждений и организаций Федерального агентства по атомной энергии (далее - воинские части) на штатных воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений;

2) Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на штатных воинских должностях в Ракетных войсках стратегического назначения, несущие боевое дежурство в составе боевых расчетов в подземных (заглубленных) сооружениях, на подвижных командных пунктах и боевых железнодорожных ракетных комплексах;

 

 

 

 

___________________

2 Приказ Министерства Обороны РФ от 31.03 1996 (ред.17.04.2000) «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих»

3) Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, занимающие штатные воинские должности на надводных кораблях (кроме атомных), вспомогательных судах Военно-Морского Флота, находящихся в строю и объявленных в кампании, а также в управлениях соединений этих кораблей, постоянно размещенных на кораблях своего соединения.

4) Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями

Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Еще одним нормативно – правовым актом, который рассматривает вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является закон РФ от 12.02.1993 №4468-1«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»3.

 

 

 

 

 

 

______________

3 Федеральный закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 (ред. 29.12.2004) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Закон распространяется на следующие категории военнослужащих:

1) Лица, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц

2) Лица офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета

 государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР, и семьи этих лиц.

3) Лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.

Нормативно – правовой акт, который регулирует определения выслуги лет для назначения пенсии, в том числе и льготное исчислении, является постановление Правительства РФ от 23 .09.1993 №941: «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации»4.

Согласно, действующей статье в выслугу лет для назначения пенсии увеленным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях:

1) один месяц службы за шесть месяцев - в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны;

2) один месяц службы за три месяца:

2.1) в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г

2.2) в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в приднестровских регионах Республики Молдова, в том числе членам объединенной Контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 27 июля 1992 г

3) один месяц службы за два месяца:

3.1) в период Великой Отечественной войны в воинских частях, штабах и учреждениях, не входивших в состав действующей армии;

 

 

 

4 Постановление Правительства РФ от 23.09.1993 №941 (ред. 21.05.2020) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации»

3.2) в странах, армии которых вели боевые действия или оказывали военную помощь другим государствам, - командированным в эти страны военным специалистам (кроме летного состава), независимо от их участия в боевых действиях, в период с 1 января 1961 г. по 31 декабря 1982 г.

Так же существует еще целый ряд нормативно – правовых актов устанавливает особенности назначения пенсии и исчисление стажа для военнослужащих, участвующих в контр террористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северокавказского региона Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 09.02.2004 г. «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»5; № 65; Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35«О противодействии терроризму»6; Закон РФ от 21.01.1993 г. № 4328-1«О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»7.

_____________________________

5 Постановление Правительства РФ от 9.04.1994 №65 (ред.9.12.2020)«О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»

6Федеральный закон от 6.3.2006 №35 (ред.8.12.2020)«О противодействии терроризму»

7 Закон РФ от 21.01.1993 №4328-1(ред.2.07.2013)«О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»

8 Приказ Министерства обороны РФ от 31.07.1996 №284(ред.13.01.2008)«О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих»

1.3 Виды пенсий военнослужащим

 

Какие виды пенсии военнослужащим установлены и прописаны в статье 5 настоящего Федерального закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»9 следующие:

1)За выслугу лет

2) Пенсия по инвалидности

Если в случае гибели или смерти военнослужащих, их семье соответствующим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

1) Военнослужащие, которые имеют предусмотренную Законом выслугу на военной службе. Выслуга на военной службе которых, на день увольнения из вооружённых сил РФ, составляет 20 лет и более.

2) Военнослужащие, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба.

При определении права на пенсию за выслугу лет в общий трудовой стаж включаются:

_____________

9 Федеральный закон РФ от 12.03.1993 №4468-1 (ред.29.12.2004) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

1) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»10;

2) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий.

Стоит отметить, что в данной статье к военной службе также приравнивается служба в органах внутренних дел, служба в Государственной противопожарной службе, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

1) военнослужащим, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия. За каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

2) военнослужащим, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная и приравненная к ней служба: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

Надо отметить, что при повторе определения на военную службу, военнослужащие получавшие пенсию, при последующем увольнение их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги лет и общего трудового стажа на день последнего увольнения.

 

 

 

_______________

10 Федеральный закон РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред.8.12.2020) «О трудовых пенсиях»

Пенсия за выслугу лет не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии предусмотренной Федеральным Законом от 15.12.2001 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"11, и пересматривается одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии

Размер социальной пенсии согласно действующему законодательству составляет - 3 626 рублей 71 копейка в месяц.

Пенсии за выслугу лет, назначенные военнослужащим могут быть увеличены в следующих условиях:

1) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, пенсия за выслугу лет увеличивается:

1.1) инвалидам I группы - на 300 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше;

1.2) инвалидам II группы - на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше;

1.3) инвалидам III группы - на 175 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше.

2) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» – «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"12:

2.1) инвалидам I группы - на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше;

______________________

11 Федеральный закон РФ от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред.22.12.2020) «О пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

12 Федеральный закон РФ от 12.01.1995 №5-ФЗ (ред.30.04.2021) «О ветеранах»

 

2.2) инвалидам II группы - на 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше;

 

2.3) инвалидам III группы - на 150 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше;

3) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий):

3.1) инвалидам I группы - на 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше;

3.2) инвалидам II группы - на 150 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше;

3.3) инвалидам III группы - на 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше.

Также данный нормативный акт предусматривает надбавки к пенсии за выслугу лет военнослужащим:

1) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, - на уход за ними в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше

2) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи,

3) при наличии одного такого члена семьи, - в размере 32 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше.

4) при наличии двух таких членов семьи, - в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше;

5) при наличии трех и более таких членов семьи, - в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше.

6) пенсионерам - участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", не являющихся инвалидами, - в размере 32 процентов, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста, - в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного выше.

Пенсия выслуга лет военнослужащим включается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных

Право на пенсию по инвалидности имеют военнослужащие, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности, а также степень ограничения способности к трудовой деятельности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Инвалиды из числа военнослужащих, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:

1) инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг

2) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), - лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд

Пенсии по инвалидности устанавливается в следующих размеров:

1) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов, III группы - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 Закона РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органов внутренних дел и их семей»13

2) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75 процентов, III группы - 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного той же статье закона

Пенсия по инвалидности, назначаемая военнослужащим, не может быть ниже:

1) для инвалидов вследствие военной травмы I группы - 300 процентов, II группы - 250 процентов, III группы - 175 процентов расчетного размера пенсии, определённого в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

2) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), I группы - 250 процентов, II группы - 200 процентов, III группы - 150 процентов расчетного размера пенсии, определённого в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

 

_________________

13Федеральный закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 (ред. 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом накотических средств, психитромпных веществ, учреждениях и органах уголовно – испольнительной войсках национальной гравадии РФ, органах принудительного исполения РФ и их семей»

В случаях когда пересматриваестя группа инвалидности, соотвественно изменяется и размер пенсии. Если у инвалида вследствие военной травмы инвалидность усиливается в связи с общими заболеванием, трудовым увечьям или профессиональным заболеванием, пенсия пересчитывается по новой группе инвалидности с сохранением прежней ее причины.

Военнослужащим, имеющим право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору с учётом определённых исключений.

 

Глава 2. Назначение пенсии за выслугу лет военнослужащим

 

2.1 Особенности правового статуса военнослужащих

 

Закон Российской Федерации от 22.01.1993 «О статусе военнослужащих» введенный в действие в январе 1993 года, в частях и на кораблях по праву называют «Конституцией для военнослужащих». Его значение состоит в том, что он устанавливает права, обязанности и ответственность военнослужащих, определяет основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

Статус военнослужащихесть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Правовыми основами статуса военнослужащих являются: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

 

 

 

В ст. 3 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»14 закреплено положение, в соответствии с которым законы действуют независимо от их объявления приказами и иными актами органов военного управления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Многие элементы правового статуса военнослужащих закреплены в Конституции РФ:

?каждый имеет право на труд, на вознаграждение без какой-либо дискриминации;

? каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом;

? каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

?каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод;

?решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд;

?гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Необходимо отметить, что в настоящее время проблема реализации правовых норм, составляющих содержание правового положения военнослужащих, правовых и социальных гарантий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, заключается главным образом в недостаточной разработанности правовых норм, обладающих юридической силой закона, фиксирующих порядок и процедуру реализации материальных норм, определяющих права указанных лиц на льготы, гарантии и компенсации, что на практике приводит к их установлению подзаконными актами, подчас принимаемыми несвоевременно.

_________________

14 Федеральный закон РФ от 31.05.1996 №61-ФЗ (ред.12.02.2015) «Об обороне» ст 3

 

Искажающими смысл установленных прав и свобод военнослужащих, правовых и социальных гарантий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Правовое положение военнослужащих в обществе имеет важную специфическую особенность. Согласно Конституции РФ они обладают правами и выполняют обязанности граждан Российской Федерации, в тоже время военнослужащие призваны обеспечить вооруженную защиту государства, выполняя задачи порой с риском для жизни. Поэтому на них распространяется специальное военное законодательство. В нем с учетом военной службы предусматриваются не только дополнительные права, но и дополнительные обязанности и даже ограничения.

Так, к числу ограничений относятся:

?запрещение бастовать;

? ограниченные возможности по передвижению вне гарнизона;

? запрещение участвовать в политических акциях;

?запрещение заниматься коммерческой деятельностью и т.д.

В связи с этим статья первая Закона гласит: «Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод устанавливаются настоящим Законом, другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим льготами»

Социально-экономические права– это права, которыми военнослужащие пользуются как граждане Российской Федерации. Они обеспечивают защитникам Родины возможность удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Но реализация этих прав в условиях военной службы имеет определенные особенности.

Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, в форме ратного труда. Время нахождения граждан на военной службе засчитывается в их общий стаж работы по специальности.

Служба по контракту засчитывается из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву один месяц военной службы за два месяца работы. Военнослужащим, проходящим службу в районах Крайнего Севера и в местностях с трудными климатическими условиями, устанавливаются дополнительные льготы.

Закон предусматривает и реализует право на материальное и государственное обеспечение военнослужащих. Их денежное довольствие состоит из месячного оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, а также ежемесячных и иных выплат и надбавок.

Право на отдых – для военнослужащих по призыву выражается в предоставлении им ежедневно не менее 8 часов для сна и 2 часов личного времени. Для военнослужащих по контракту продолжительность еженедельного служебного времени не должна превышать нормальной продолжительности рабочей недели, установленной законодательством РФ о труде.

Военнослужащие пользуются правом на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь. Реализация этого права вменяется в обязанности командиров (начальников). Военнослужащие обеспечиваются бесплатной медицинской помощью и бесплатным санаторно-курортным лечением.

Политические права и свободы– права и свободы, которые обеспечивают участие военнослужащих в управлении делами государства и общества. Военнослужащие Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы самоуправления. Они могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политических целей, участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

 

Военнослужащие Российской Федерации обладают:

?свободой слова;

? правом выражать мнения и убеждения;

? правом получать и распространять информацию.

При этом не допускается разглашение государственной и военной тайны, обсуждение и критика приказов командиров. Наконец военнослужащие Российской Федерации вправе в неслужебное время участвовать в митингах, собраниях и уличных шествиях, не преследующих политических целей и не запрещенных органами государственной власти и управления.

Личные права и свободы, гарантированные Законом, позволяют каждому военнослужащему, независимо от должности, воинского звания и срока службы, проявить себя в социальной и культурной сфере. Они дают возможность защитить свои права, честь и достоинство, законные интересы.

Речь идет, например:

? о праве на возмещение причиненного в ходе службы ущерба,

? о свободе совести и вероисповедании,

? о праве на обжалование неправомерных действий и т.д.

 

2.1.1Гарантии социальной защищенности военнослужащих

 

Проблема социальной защищенности военнослужащих всегда была одной из наиболее острых. От нее зависит активность и качество ратного труда, результаты боевой выучки, профессионального мастерства, уровень дисциплины, правопорядка и боевой готовности. В Российской Федерации создана система социальной защищенности военнослужащих. Она ограждает их права и свободы от посягательств и ущемлений. В первую очередь эти права защищает Конституция Российской Федерации. Конкретные меры защиты прав и свобод военнослужащих отражены в военном законодательстве и в общевоинских уставах. «Закон о статусе военнослужащих» называет конкретные органы и должностные лица, обязанные обеспечивать реальное осуществление прав и свобод защитников Родины. Важной правовой гарантией защиты жизни, здоровья и чести каждого военнослужащего являются многие положения Законодательства Российской Федерации. Так, оскорбление военного человека, посягательство на его здоровье, жилище, имущество и т.д. расцениваются как отягощающие вину обстоятельства. Они влекут более строгую ответственность. Военное законодательство, воинские уставы не допускают возможности унижения личного достоинства и оскорбления даже провинившихся военнослужащих. «Каждый военнослужащий, – говорится в дисциплинарном уставе ВС РФ – должен быть уверен в охране его прав и законных интересов, чувствовать заботу командира (начальника) о неприкосновенности его личности, об уважении его чести и достоинства».

Законодательством предусмотрена ответственность должностных лиц, государственных органов за невыполнение своих обязанностей по реализации прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей. В зависимости от характера допущенных нарушений предусматривается различная юридическая ответственность (административная, материальная и уголовная).

К числу гарантий социальной защиты относится и право военнослужащего на подачу жалоб, заявлений и внесение предложений в органы государственной власти и управления, в правоохранительные органы, а также соответствующим командирам и начальникам. Порядок подачи жалоб военнослужащими по служебным вопросам и сроки их рассмотрения и разрешения регулируются военным законодательством и воинскими уставами. Военнослужащим предоставлено право обжаловать через своих командиров (начальников) или суд неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющих их права и личное достоинство.

Система социальной защищенности обеспечивает полную реализацию прав и свобод военнослужащих и надежно ограждает их от возможных нарушений. Она поднимает тем самым престиж военной службы как особого вида государственной службы, возвышает звание защитника Отечества.

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

?быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

? строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

? дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

? совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

? быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

? соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Общие обязанности военнослужащихсформулированы также в Военной присяге, уставе внутренней службы и в дисциплинарном уставе ВС РФ

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Став военнослужащим, гражданин включается в сложный организм, который можно представить в виде схемы, состоящей из трех элементов:

? наличие конкретного воинского звания;

? вхождение в установленный штат воинской части, органа военного управления, иного военного учреждения или организации.

Специальные обязанности военнослужащих.Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий, и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, устанавливаемые федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами, которые носят, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например, в соответствии с УГ и КС ВС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц, обязанных беспрекословно их выполнять; подчиняться строго определенным лицам – начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая в том числе своего непосредственного и других прямых начальников.

 

 

2.2 Особенности назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим.

Согласно законодательству (закон РФ №4468-1), военнослужащие имеют право на получение пенсии за выслугу летв случаях:

Если к моменту увольнения со службы выслуга составляет 20 лет и больше. Это правило действует также для граждан, которые состоят на службе в министерстве внутренних дел, в органах уголовно-исполнительной системы, в противопожарной службе.

Если общий трудовой стаж 25 лет (а двенадцать с половиной лет из них отдано военной службе), возраст военнослужащего составляет 45 лет, и он увольняется в связи с предельным возрастом присужденного звания, с проводимыми организационными мероприятиями или по состоянию здоровья. Этот пункт также затрагивает лиц, отмеченных в первом пункте.

Если соблюдены хотя бы одно из условий, то военнослужащий может рассчитывать на пенсию за выслугу лет. А когда же происходит обратное, то выслуга лет ему засчитывается в общий трудовой стаж, и на пенсию он выходит на общих основаниях, которые предусмотрены пенсионным законодательством.

Предельный пенсионный возрасту военнослужащих существенно различается. Зависит он присужденного звания. Так,

рядовой состав выходит на пенсию по достижению 50 лет;

сержанты, еврейторы — в 60 лет;

капитаны — в 55 лет;

маршалы, генерал-полковники и другой высший состав — в 65 лет;

женщины — в 45 лет.

Условия назначения пенсии за выслугу лет

 

Условия назначении пенсии за выслугу лет

1. прохождение службы в армии РФ или стран СНГ;

2. прохождение службы в армии стран бывшего СССР»;

3. они отслужили более 20 лет, или достигли пенсионного возраста;

4. в иных случаях, которые предусмотренных Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Расчет пенсии за выслугу лет у военнослужащего производится в соответствии с законами 173 ФЗ и 4468-1 ФЗ. Механизмы начисления зависят от причины выхода на пенсию:

1. При выходе за выслугу лет — 55% от средней заработной платы, с добавлением 3% за каждый ненормированный год, но не более 85%.

2. При выходе за выслугу лет, но при наличии смешанного (например, с гражданским) трудового стажа — 55% плюс 1% за каждый ненормированный год (сверх срока службы).

Финансирование производится из средств особого фонда соответствующих государственных структур. Причём, также возможно софинансирования из ПФ РФ.

Порядок расчета установлен 14 статьей закона № 4468-1.

Пенсия военнослужащим по выслуге лет устанавливается в размере 55% от сумм денежного довольствия за 20 лет плюс 3 % денежного довольствия за каждый год сверх 20 лет. Её размер не может превышать 85% от денежного довольствия.

Денежное довольствие — это окладыпо воинскому званию, по должности (без учета повышающих коэффициентов) и надбавка за выслугу лет в процентном выражении. Размеры окладов установлены министерством обороны и фиксированы. Наиболее распространенные оклады для некоторых званий приведены в таблице 1

Таблица 1 – Размеры окладов по званиям военнослужащих

Звание

Оклад в рублях

Генерал-майор

28080

Полковник

13520

Подполковник

12480

Майор

11960

Капитан

11440

Старший прапорщик

8840

Прапорщик

8320

Надбавки к пенсии приведены в Таблице 2.

Таблица 2 – Надбавки по пенсии

Выслуга, лет

Надбавка (в % от оклада)

25 и больше

70

22-25

65

20-22

55

15–20

50

10–15

45

5-10

40

2-5

25

1-2

10

6 месяцев–1 год

Помимо этого при возникновеннии определенных обстоятельств к пенсии военнослужащего устанавливаются следующие надбавки:

лицам, достигшим 80-летнего возраста и инвалидам I группы – 100% пенсии;

лицам, имеющих на попечении нетрудоспособного иждивенца – 32% за одного, 64% за двух и 100% за трех и более;

 участникам ВОВ – 32% при отсутствии инвалидности, 64% — по достижении 80 лет.

2.3 Общая характеристика исчисления и перерасчета пенсии за выслугу лет военнослужащим.

 

Размеры денежного довольствия военнослужащим Вооружённых сил РФ определены в приказе министерства обороны РФ от 30.12.2011№2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»15

Ежемесячная надбавка за выслугу лет, устанавливается в следующих размерах:

1) 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет;

2) 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет;

3) 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет;

4) 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет;

5) 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет;

6) 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Семьям военных пенсионеров, пенсия по случае потери кормильца, начисляется исходя из денежного довольствия кормильца из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.

 

 

_______________________

15 Приказ Министерства обороны РФ от 30.12.2011 №2700 (ред.31.01.2018) «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»

 

Расчет пенсии военнослужащим за выслугу лет основывается на следующем нормативно – правовом акте:

Федеральный Закон РФ от21 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»16.

Постановление Российской Федерации от 5 декабря 2011 года №992 (ред.29.12.2020) «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих проходящих военную службу по контракту»17.

Расчёт пенсии военным пенсионерам производится по формуле:

((ОВД +ОВЗ+НВЛ x 50%+3% (за каждый год службы) + РК) x 56% (+2% ежегодно в случае неиндексации ДД)

ОВД - оклад по должности;

ОВЗ - оклад по воинскому званию;

НВЛ - начисление за выслугу лет: (50%+3%) - расчет процентов пенсии по выслуге;

РК - районный коэффициент;

ДД - денежное довольствие

56% - понижающий коэффициент.

Пенсии за выслугу лет, по инвалидности, повышаются:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, - на 100 процентов размера пенсии, Героям Социалистического Труда - на 50 процентов размера пенсии. При этом лицам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или Героя Социалистического Труда, пенсия повышается в указанном порядке соответственно каждому полученному званию;

__________________

16 Федеральный закон РФ от 21.11.2011 №306-ФЗ (ред.31.07.2020) «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»

17 Постановление правительства РФ от 5.12.2011 №992 (ред.29.12.2020) «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих проходящих военную службу по контракту»

 

2) Чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдолимпийских игр - на 50 процентов размера пенсии

3) Лицам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, - на 15 процентов размера пенсии;

4) Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, определённого в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

5) Лицам, которые в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года находились на военной службе не менее шести месяцев (за исключением лиц, находившихся в составе действующей армии), а также лицам, которые в период Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) проработали не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы Великой Отечественной войны, - на 16 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. При этом лицам, родившимся по 31 декабря 1931 года включительно, пенсии в соответствии с настоящим пунктом повышаются без истребования документов, подтверждающих прохождение военной службы в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года или стаж работы в период Великой Отечественной войны;

6) Бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - на 32 процента расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии предусмотренной Федеральным Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

7) Лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, - на 16 процентов расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии предусмотренной Федеральным Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

8) Лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Указанное повышение не устанавливается к пенсиям, исчисленным с увеличением, предусмотренным пунктом "в" статьи 16 настоящего Закона;

9) Инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, которые связаны с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, - на 32 процента расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии предусмотренной Федеральным Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации."

Однако, военнослужащим и члена семей этих лиц, которые получают ежемесячные материальное обеспечение, согласно установленному Федеральному закону от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"18, пенсии в соответствии с пунктами "а" - "в" части первой настоящей статьи не повышаются.

___________________

18 Федеральный закон РФ от 4.03.2002 №21-ФЗ (ред.7.03.2018) «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»

 

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

При наличии в семье двух и более военных пенсионеров, на иждивении которых находится один и тот же нетрудоспособный член семьи, надбавка, предусмотренная пунктом "б" части первой статьи 17 или частью первой статьи 24 настоящего Закона, начисляется к пенсии только одного из указанных пенсионеров по их выбору.

Повышения пенсий, предусмотренные пунктами "а" - "в" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсиям, исчисленным без повышений, предусмотренных пунктами "г" - "и" части первой статьи 45 настоящего Закона, надбавок и увеличений.

При наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами “г”, “д” и “з” части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру

При назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.

При наличии права на получение одновременно двух пенсий в соответствии со статьей 7 настоящего Закона надбавки и повышения соответственно начисляются и устанавливаются к одной пенсии.

Особые острые споры во время начисления пенсий военнослужащим возникают при применений районных коэффициентов к ним. Пенсионерам военнослужащим, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях, назначаемые пенсии и все надбавки к ним, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Пенсии, назначаемые военнослужащим, подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Минимальные размеры пенсии, надбавки к пенсиям, прочие повышения и увеличения пенсии предусмотренно 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Также хочу обратить внимание, что военнослужащие могут получать вторую пенсию, которая регламинтируется Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»19.

Для назначения второй пенсии военным пенсионерам должны быть выполнены следующие условия:

1. Наличие основной пенсии по выслуге лет, инвалидности

2. Достижение пенсионного возраста. Во II полугодии 2021 г. он будет составлять 56,5 лет для женщин и 61,5 лет для мужчин.

 

______________________

19 Федеральный закон от 28.12.2013 (последняя редакция) №400 – ФЗ «О страховых пенсиях»

3. Наличие гражданского стажа после выхода в отставку. В 2021 году он должен составлять 12 лет и далее продолжит увеличиваться на 1 год до достижения 15 лет 2024 г.

4. Наличие необходимой суммы индивидуальных баллов. В 2021 г. минимальное количество составляет 21 б.

Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа. За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов.
На сайте
Пенсионного фондаимеется калькулятор баллов, согласно которому за год при зарплате 15000 рублей в месяц Вы получите 2,74 балла, а при ЗП 70000 вы получите максимальные 8,26 балла.

Рассчитать сумму второй пенсии, зная количество накопленных баллов и стоимость одного балла (на день назначения пенсии). РП (размер пенсии) = КИБ (количество баллов) х СБ (стоимость одного индивидуального пенсионного балла). В 2021 г. один ИПК будет равна 98 рублей 86 копеек.


 

Заключение

 

На мой взгляд военнослужащие в силу служебных задач, должны обладать особый правовой статус, который связан с определенным и ограничениями их прав как гражданина.

А также защитники отечества имеют ряд рисков, которым они подвергаются в связи с опасностью данной профессии. Данные опасности могут привести к ухудшению здоровья и даже инвалидности, не говоря о смерти.

Это все толкает на необходимость социальной поддержки такого слоя населения со стороны государства, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения.

Гарантированная социальная защищённость военнослужащих и членов семей поднимает престиж российской армии, и в конечном итоге помогает решить вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами.

Отношение человека к выполнению служебных обязанности во многом зависит от уровня социальной и правовой защищенности.

В армии, в силу особой специфики военной службы, последствия недостаточно эффективного решения этих вопросов проявляются особенно остро, воспринимаются людьми наиболее болезненно. Недостаточная социально-правовая защищенность крайне негативно отражается на морально-психологическом настрое военнослужащих, их отношении к выполнению служебных обязанностей.

Данное обстоятельство предъявляет повешенные требования к деятельности командиров, всех офицеров и прапорщиков, имеющих подчиненных, по обеспечению и охране прав вверенного им личного состав.

В настоящее время в РФ для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определены пакетом законов, юридически обеспечивающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Но их практическая реализация по некоторым направлениям будет затруднена, несмотря на то, что приняты в законодательном плане соответствующие решения.

Как показало написание дипломной работы, данный порядок существенно отличается от порядка пенсионного обеспечения других граждан, так, например: время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. В результате этого многие военные пенсионеры имеют возраст от 40 до 45 лет, то есть, является экономически активным населением.

Наше законодательство устанавливает два вида пенсии для военнослужащих: пенсия за выслугу лет пенсия по инвалидности. Так же, члены семьи погибшего военнослужащего имеют право на пенсию по поте6ре кормильца.

Пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим, которые имеют на день увольнения выслугу на военной службе 20 лет и более. Пенсия за выслугу лет устанавливается в процентном отношении от сумм денежного довольствия военнослужащих в зависимости от выслуги. Расчет военной пенсии или пенсии за выслугу лет основан на следующих нормативно-правовых актах:

.Федеральный Закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"от 21 ноября 2011 года.

.Постановление Российской Федерации от 5 декабря 2011 года №992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих проходящих военную службу по контракту"

Право на пенсию по инвалидности имеют военнослужащие, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается:

1) нетрудоспособным детям;

2) нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств, к существованию;

3) нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона;

4) супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.

В процессе написания дипломной работы было выявлен целый ряд проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в РФ. Основная из них заключается в неравномерном реформировании пенсионной системы РФ.

Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц, остались в стороне, так как на тот момент, когда обсуждался вопрос о проведении пенсионной реформы, проблема пенсионного обеспечения военнослужащих не была чётко обозначена и уровень военных пенсий в два или три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Теперь ситуация меняется коренным образом, и так называемые гражданские пенсии по своему уровню догоняют пенсии военные. Этого нельзя допускать, так как пенсионное обеспечение военнослужащих должно учитывать их особый правовой статус.

Так, например, только с января 2012 года средняя военная пенсия заметно превысила среднюю гражданскую, однако пенсии контрактников-сержантов и рядовых так и не поднялись выше средней гражданской пенсии.

В результате проведённых в 2002-2013 годах изменений военно-социального законодательства система пенсионного обеспечения военнослужащих оказалась настолько урезанной, что сегодня она уже не в состоянии адекватно реагировать на инфляционные процессы. Более того, многие военные пенсионеры были лишены ряда льгот.

Еще одной проблемой пенсионного обеспечения военнослужащих является, что вместо повышения военной пенсии, вводится практика повышения денежного довольствия за счет введение различных надбавок и дополнительных выплат.

Для решения проблемы, Правительство РФ должно принять ряд нормативно-правовых актов, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в русло проводимых пенсионных реформ, в процессе которых социальная роль военных пенсий должна сохраниться с учётом особого правового статуса военнослужащих.

Да сейчас принимается ряд правовых мер и чтобы создать благоприятные условия для ветеранов, действующих или вышедших пенсионеров и их семьям в области пенсионного, социального обеспечения. Принятие предлагаемых мер позволит остановить процесс дискредитации военных пенсионеров, который с каждым годом приобретает всё более чёткие очертания в Российской Федерации.

 

Список используемых источников

1) Нормативно-правовые акты

1. 1.   Федеральный закон от 27 мая 1998№76 – ФЗ «О статусе военнослужащих»

2. Приказ Министерства обороны от 31 марта 1996 РФ «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих»

3. Федеральный закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 (ред. 29.12.2004)  «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

4. Постановление Правительства РФ от 23.09.1993 №941 (ред. 21.05.2020) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации»

5.  Постановление Правительства РФ от 9.04.1994 №65 (ред.9.12.2020) «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»

6.  Федеральный закон от 6.3.2006 №35 (ред.8.12.2020)«О противодействии терроризму»

7.  Закон РФ от 21.01.1993 №4328-1(ред.2.07.2013) «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»

8.  Приказ Министерства обороны РФ от 31.07.1996 №284(ред.13.01.2008) «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих»

9. Федеральный закон РФ от 12.03.1993 №4468-1 (ред.29.12.2004) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

10.   Федеральный закон РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред.8.12.2020) «О трудовых пенсиях»

11.    Федеральный закон РФ от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред.22.12.2020) «О пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

12.    Федеральный закон РФ от 12.01.1995 №5-ФЗ (ред.30.04.2021) «О ветеранах»

13.   Федеральный закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 (ред. 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом накотических средств, психитромпных веществ, учреждениях и органах уголовно – испольнительной войсках национальной гравадии РФ, органах принудительного исполения РФ и их семей»

14.    Федеральный закон РФ от 31.05.1996 №61-ФЗ (ред.12.02.2015) «Об обороне» ст 3

15.   Приказ Министерства обороны РФ от 30.12.2011 №2700 (ред.31.01.2018) «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»

16.   Федеральный закон РФ от 21.11.2011 №306-ФЗ (ред.31.07.2020) «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»

17.    Постановление правительства РФ от 5.12.2011 №992 (ред.29.12.2020) «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих проходящих военную службу по контракту»

18.   Федеральный закон РФ от 4.03.2002 №21-ФЗ (ред.7.03.2018) «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»

 

 

Похожие работы на - Пенсии за выслугу лет военнослужащим

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!