СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2021-04-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

На тему "СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ "

 

 

 

Направление / специальность

Социальная работа

 

Направленность (профиль/специализация)

Социальное обслуживание (сфера социальной защиты населения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………..….........................3

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с многодетной семьёй………………………………………………………….5

 

 

 

1.1.Понятие и категории многодетных семей…………………………5

 

 

1.2.Динамика многодетности в России…………………………………6

1.3.Государственная семейная политика в контексте поддержки многодетных семей, региональный аспект……………………………….…9

 

Глава 2. Особенности социальной работы с многодетными семьями..............................................................................................................14

 

 

 

2.1.Проблемы многодетных семей………………………………….…14

 

 

2.2.Общее направление социальной работы с многодетными семьями………………………………………………………………..…19

 

 

 

 

 

 

Заключение………………………………………………..………...................28

 

 

Библиографический  список ......................…………......................................32

 







 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.

В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями. Из статистики известно, что в многодетных семьях воспитывается около 20% всех детей в стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшения их положения. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической проблемы в нашей стране.

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности, бездетности, при этом не существует определенной системы социальной поддержки многодетных семей.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблемам многодетной семьи как объекта социальной работы уделяется достаточно большое внимание. В частности, проанализированные нами публикации можно подразделить на посвященные правовому статусу семьи - это законодательные акты, программы поддержки и т.д.; раскрывающие проблемы многодетной семьи – это публикации авторов Л. Прокофьевой и Е. Куприяновой, Н.Ф. Дивициной, Е.А. Тюгашева, К. Феофанова, Госпорьян М. Новиковым , В.Н. Гуровой, И.И. Осиповой, П.Д. Павленко, Е.И. Холостова, Т. Шеляг и других.

Объект исследования: Социальная работа с многодетными семьями.

Предмет исследования: Направления и проблематика социальной  работы с многодетными семьями

Цель исследования – изучить особенности социальной работы с многодетными семьями в России.

Задачи исследования:

1. раскрыть понятие и категории многодетной семьи;

2. проследить динамику многодетности в России;

3. изложить суть государственной семейной политики в региональном аспекте;

4. определить проблемы многодетных семей на современном этапе;

Гипотеза исследования: Социальная работа с многодетной семьей зависит от  реализации таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика.

Методы исследования – анализ научной литературы, синтез, анкетирование, методы статистической обработки данных,  эксперимент.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения,  библиографического списка, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Многодетная семья: сущность, динамика и государственная политика

1.1 Понятие и категории многодетных семей

 

Семья - родители (законные представители) и дети, совместно проживающие с ними и ведущие общее хозяйство [13, c. 4].

Многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы

Многодетная семья - семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах [15, c.13]

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

1. Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

 2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно. [18]

В конце, можно сделать вывод, что многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов.

 

1.2 Динамика многодетности в России

 

По данным переписи 2002 года в России насчитывалось 1 396 078 многодетных семей, что составляло 2,6% от общего числа домохозяйств, включая домохозяйства из одного человека.

Уровень многодетности весьма существенно различается по регионам страны. По субъектам Российской Федерации диапазон доли многодетных (от общего числа домохозяйств) достаточно велик: от 53,4% в республике Ингушетия до 1% в городе Санкт-Петербурге. Причем, только в 4 регионах, включая Республику Ингушетия, она была выше 10% от общего числа домохозяйств (Чеченская Республика — 40,5%, Республика Дагестан — 24,8%, Республика Тыва — 17,1%).

 В этих регионах многодетная семья — это стандарт демографической семейной модели, поэтому в данном случае нет смысла говорить о специальной политики для многодетных семей, поскольку меры, адресованные данной группе, реально распространяются практически на все семьи с детьми. Еще в семи субъектах Федерации этот показатель колеблется в пределах от 9-5%%: 8,9% в Карачаево-Черкесской Республике, Республика Саха (Якутия) — 8,6%, Республика Северная Осетия — Алания — 8,5%. Республика Калмыкия — 7,4%, Республика Алтай -6,8%, Республика Бурятия -5,4%, 5,2% — в Читинской области. В десяти регионах удельный вес многодетных домохозяйств составляет 4- 3%% и в 15 регионах — от 3% до 2%.

Таким образом, можно говорить о сложившейся в России ситуации распространения двух типов воспроизводства населения: традиционной патриархальной многодетности (особенно заметен в национальных республиках Северного Кавказа) и современного постиндустриального типа воспроизводства с распространением одно-двухдетных семей в большинстве территорий России.

Среди семей, имеющих детей до 18 лет, многодетные составляют 6,6%, их доля сократилась с 9,5% в 1989 году (в городах — с 6,8% до 4,2%, в сельской местности — с 19,3% до 13,1%). Сегодня из всех семей с детьми 65,2% составляют однодетные семьи (70% — в городах и 52,2% — на селе). В многодетных семьях воспитывается 15,7% всех детей в стране (10,6% детей в городах и 16,8% детей в сельской местности).

Эти цифры значительно ниже аналогичных показателей в 1989 году, когда каждый пятый ребенок воспитывался в многодетной семье (14,4% детей в городских поселениях и 36% детей — в селе). Следовательно, несмотря на то, что большая часть многодетных семей, при тенденции их сокращения, продолжает проживать в сельской местности, именно здесь мы наблюдаем резкое снижение доли детей из многодетных семей в общем числе детей. [1, c.56]

В то же время, среднее число детей в многодетных семьях в период между переписями несколько возросло. По данным переписи 2002 года, в среднем на многодетную семью приходилось 3,45 ребенка (в городах — 3,39, в сельской местности — 3,49).

Это несколько выше аналогичных показателей 1989 года — 3,40 ребенка в среднем на многодетную семью (3,29 в городах и 3,51 в сельской местности). Обращает на себя внимание тот факт, что в селе среднее число детей в многодетных семьях почти не изменилось, тогда как в городах наблюдался рост. Возможно, это связано со значительными миграционными потоками из сел в города, вызванными военными действиями на Кавказе, а также из республик бывшего СССР в Россию.

В 2002 году более половины (52,3%) многодетных семей (с тремя и более детьми) проживали в сельской местности .Согласно данным НОБУС-2003, там сосредоточено 69% всех российских семей с 4-мя и более детьми. [3, cтр.100]

Почти четверть детей из многодетных семей живут в четырех субъектах РФ (Республика Дагестан, Чеченская Республика, Башкортостан, Ингушетия), остальные распределены по субъектам РФ с частотой 1-3% на каждый регион. Подавляющее большинство многодетных семей составляют полные семьи (84,4%).

Таким образом, многодетность в России носит ярко выраженный региональный характер — выделяются лишь несколько национальных Республик с традиционно высоким уровнем многодетности (в основном это Республики Северного Кавказа), а в остальных субъектах Российской Федерации многодетность — это скорее «нетипичное» явление, редко встречающееся и выпадающее из общего контекста развития института семьи на данной территории. Следовательно, социальная политика регионов и федеральные социальные программы поддержки многодетных семей должны учитывать сложившуюся картину многодетности и ее региональной дифференциации.

  Интересную статистику привел заведующий кафедрой социологии и демографии семьи социологического факультета МГУ Анатолий Антонов. Сегодня 65 % российских семей имеют одного ребенка, 28 % - двоих, и только 7 % - троих и более. А для того, чтобы население не убывало (не прибавлялось, но только не убывало), необходимо 35 % семей с тремя детьми, 14 % - с четырьмя, и 3 % многодетных (демографы считают многодетной семью, начиная с пяти детей).

Напрасно люди радуются, что в последние годы повысилась рождаемость.  По словам Анатолия Антонова, этот рост – следствие событий 20-25-летней давности. После постановления Советского правительства 1981 года, утвердившего ряд льгот для матерей, в 1980-е годы в России был взлет рождаемости. И теперь молодые люди, родившиеся в 1980-х годах, вступают в брак, и у них рождаются дети. Но в основном первенцы. [2, c. 150]

 Таким образом, для выхода из демографического кризиса необходимо увеличение рождения в семьях третьего и четвертого ребенка. Пока же, по данным социологических опросов, только 30 % семей с одним ребенком хотят второго, и только 7 % из семей с двумя – третьего.

1.3 Государственная семейная политика в контексте поддержки многодетных семей, региональный аспект

 

Есть институт семьи и институт государства. До сих пор во всем мире институт государства совершенно бесплатно берет в систему экономики в качестве рабочей силы новые поколения, которые формируются в семьях. Государство ничего не делает для того, чтобы эти поколения создавались. Раньше, до индустриально-рыночного капитализма, сельская семья воспроизводила детей для себя, и они заботились о родителях в старости. Но раз государство создало эти системы (страхования, пенсионного обеспечения, наемного труда, зарплаты), то рождение и воспитание нескольких детей тоже становится социально значимым трудом. [1, c. 5]

Семейное законодательство России не устанавливает, какая семья является многодетной. В соответствии с Указом Президента РФ от 5.05.1992 г. №431 органы исполнительной власти субъектов России самостоятельно устанавливают, какие семьи являются многодетными. При этом понятие "многодетная семья" определяется ими с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.

Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи, является Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

Указ устанавливает для многодетных семей льготы в области жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных отношений.

Законодательство о государственной поддержке многодетных семей в основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Семейном Кодексе Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Также государством разрабатываются различные программы, которые способствуют поддержке многодетных семей  [12, c. 120].

Наиболее массовой программой поддержки бедных семей с детьми является ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте 16(18) лет. Большинство многодетных семей являются получателями данного пособия: его получают 77% семей с 4 и более детьми получают детские пособия; 81% неполных многодетных семей. Помимо данного общефедерального пособия, порядка 20% многодетных семей получают ежемесячные региональные пособия, и 7% многодетных семей получают единовременно помощь либо от социальной защиты, либо со стороны предприятий [1, c. 5].

Несмотря на наличие разветвленной системы социальных программ, реализуемых в регионах, население слабо информировано о них. При этом бедные семьи информированы хуже, чем небедные, и нельзя утверждать, что бедные интересуются такими программами больше.

В целом система программ социальной поддержки выстроена следующим образом: существует большое число видов социальной помощи, но они адресованы ограниченному числу участников. При этом нет пособий, которые были бы доступны всем бедным семьям. Анализ состава участников рассматриваемых социальных программ с социально-демографической точки зрения указывает на то, что они сконцентрированы на поддержке семей с детьми, и в фокус их внимания в большей степени попадают именно многодетные и неполные семьи. [14, c. 150]

В тоже время распределение финансовых ресурсов происходит не в пользу многодетных семей: размер денежных выплат в расчете на одного члена семьи существенно выше в семьях без детей.

Законом Ульяновска устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

1. Оплата за счёт средств бюджета Ульяновска коммунальных услуг (отопление, вода, канализация, газ, электроэнергия) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в Ульяновске, а для многодетных семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива, в размере:

·   30% - семьям, имеющим в своем составе трех несовершеннолетних детей;

·   40% - семьям, имеющим в своем составе от четырех до семи несовершеннолетних детей;

·   50% - семьям, имеющим в своем составе восемь и более несовершеннолетних детей.

  Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются многодетным семьям независимо от вида жилищного фонда.

2. Прием детей из многодетных семей в государственные образовательные учреждения, осуществляющие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в первую очередь.

3. Бесплатное посещение членами многодетной семьи музеев, парков культуры и отдыха, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Ульяновска, а также выставок, устраиваемых исполнительными органами государственной власти Ульяновска.

  4. Предоставление вне очереди жилых помещений государственного жилищного фонда Ульяновска в соответствии с установленной в Санкт-Петербурге нормой предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при рождении трех и более детей одновременно.

5. Включение в региональные программы Ульяновска в сфере занятости населения Ульяновска  мероприятий по трудоустройству, созданию новых рабочих мест, обучению и переобучению родителей (законных представителей) из многодетных семей.

6. Включение в первоочередном порядке многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и (или) на учете нуждающихся в содействии Ульяновска в улучшении жилищных условий, в региональные программы Ульяновска, направленные на улучшение жилищных условий граждан.

7. Включение многодетных семей в региональные программы Ульяновска предусматривающие мероприятия по оказанию помощи в организации крестьянских (фермерских) хозяйств и создании коммерческих предприятий, по предоставлению финансовой помощи для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

  8. Предоставление в установленном действующим законодательством порядке земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения садоводства, огородничества в размере не менее 0,15 га на многодетную семью.

  9. Бесплатное предоставление семьям, имеющим в своем составе восемь и более несовершеннолетних детей, в том числе приемным семьям и семьям, имеющим опекаемых (подопечных) детей, проживающих в указанных семьях более трех лет, транспортного средства (пассажирского микроавтобуса). Размер стоимости и порядок предоставления транспортного средства (пассажирского микроавтобуса) определяются Правительством Ульяновска.

Мера социальной поддержки, указанная в настоящем пункте, предоставляется один раз (пункт дополнительно включен с 1 января 2009 года Законом Ульяновска от 14 ноября 2008 года №661-121).  [15, с.150]

Так же, проанализировав данный закон, можно сделать вывод о том, размер помощи зависит от типа населенного пункта: в крупных городах денежные выплаты выше, а в мелких населенных пунктах и на селе — чаще оказывается помощь в натуральном виде. Неденежные социальные программы в большей степени направлены на поддержку семей с детьми. Чаще всех участниками неденежных социальных программ становятся многодетные семьи, имеющие высокий риск попадания в число бедных. Следовательно, можно говорить об определенной роли социальных программ органов социальной защиты для многодетных домохозяйств.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности социальной работы с многодетными семьями

 

2.1.Проблемы многодетных семей

Существует типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания. [8, c. 150]

  Выделяют две категории семей социального риска:

1. Семьи, актуально нуждающиеся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию (семья с ребенком-инвалидом, многодетная, неполная семья, семья вынужденных переселенцев, малообеспеченная семья, семья с асоциальным поведением ее членов и т.д.).

2. Семьи, превентивно нуждающиеся в социальной защите и поддержке в связи с опасностью возникновения трудноразрешимых проблем (молодая семья, семья, ожидающая рождение ребенка, семья с новорожденным, семья, не способная создать полноценные условия для развития и воспитания детей и т.д.)   [10, c. 31].

Многодетные семьи относятся к первой категории семей социального риска, этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:

1) Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходов пособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания гораздо менее разнообразная. Дети таких семей меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., что вызывает большую тревогу. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает [11, c. 200].

Многодетные семьи имеют самый высокий уровень бедности, что подтверждает весь комплекс индикаторов мониторинга бедности, базирующегося на показателе располагаемых ресурсов 82% этих семей попадают в число бедных, хотя в структуре бедных они составляют только 5,2%.

Душевой дефицит доходов у многодетных выше среднероссийского уровня в 1,5 раза и составляет 44,2% от величины прожиточного минимума. В общем дефиците доходов на семьи с 3 и более детьми приходится 13,1%.

Измерение бедности многодетных семей в координатах множественных линий бедности – абсолютной, депривационной и субъективной, показало, что многодетные семьи сохраняют высокие риски бедности, независимо от метода ее измерения, особенно в том случае, если таковыми являются неполные многодетные семьи. Крайняя бедность (одновременно имеет доходы ниже прожиточного минимума, испытывает лишения и является субъективно бедным) характерна для трети многодетных семей, что в 4 раза чаще, чем у семей с 1-2 детьми.

2) Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков).

Уязвимость членов многодетных семей на рынке труда во многом порождена их относительно низким образовательным потенциалом и, прежде всего, дефицитом профессионального образования. По характеристикам профессиональной подготовки члены семей с 3 детьми заметно уступают членам малодетных семей, а домохозяйства с 4 и более детьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинстве этих семей как об особой группе. Наиболее наглядно ее специфика проявляется в разрезе города и села, что указывает на локализацию данной группы преимущественно в сельской местности: в городе отсутствие профессионального образования выявлено у 36,2% взрослых, а в сельской местности – у 58,5%. Вместе с тем, дифференциация между членами мало- и многодетных семей по этому показателю прослеживается и в поселенческом разрезе .

3) Жилищная проблема для многодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счет муниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей [10, c. 40]. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей крайне низок. Если в селах они не слишком выделяются среди других типов семей, то в городах уровень благоустройства жилья многодетных семей в 2 раза ниже, чем семей с 1 ребенком.

4) Психолого-педагогические проблемы. В благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях. По данным исследований Т.В. Лодкиной, 77% многодетных родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что, по ее мнению, свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры.   Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями [3, c. 150].

Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима дня детей. Как правило, такие семьи не имеют возможности для автономности каждого ребенка - личного уголка, своей территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, что зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу, начинают рано работать, имею большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие формы девиантного поведения.

Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации детей и может способствовать появлению определенных проблем в дальнейшей жизни.

Многодетные родители испытывают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде. Дети из многодетных семей также ощущают негативное отношение сверстников - трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д. [5, c. 30]

5) Медицинские проблемы. Сложный психологический климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность многодетных семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. В таких семьях 10-15% проблемных детей  [2, c. 150].

Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно - в них видят конкурентов при распределении социальной помощи. Большое или среднее число детей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Среди семей с высоким уровнем притязаний сложилась новая прокреативная этика, которая рассматривает многодетность, как синоним бедности, маргинальности, отсталости (это характерно для многих культур "общества потребления"). В формирующихся стереотипах общественной психики "герой нашего времени" представляется имеющим одного, но очень "дорогого", высококачественного ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования.

Таким образом, многодетные семьи имеют общую специфическую социальную проблему: дети из таких семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, для них характерны слабое здоровье, снижение социального возраста старших сиблингов, что может негативно сказаться на их дальнейшей судьбе.

К сожалению, в органах социальной защиты населения сегодня отсутствует комплексный подход к решению проблем многодетных семей - основное внимание уделяется материальному положению семей и то в рамках существующего законодательства (федерального и регионального), определяющего, например, размеры детских пособий. Однако, размеры пособий невелики, они, впрочем, как и льготы, не решают проблемы многодетных семей, а потому и в дальнейшем с таким подходом нашего государства к их социальной защите можно предположить, что тенденция отхода к одно- и двухдетной модели семьи будет продолжаться, а это, естественно, не улучшит демографическую ситуацию в стране.

При существующих формах социальной поддержки многодетные семьи обречены на социальную деградацию в условиях стагнации или углубления социально-экономических трудностей. Хронический дефицит бюджетов соответствующих уровней препятствует выделению достаточных средств для выплаты пособий. Статус просителей отрицательно действует на социальное самочувствие личности и семьи. В то же время многодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который, при надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичной самообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою социальную субъектность. [6, c. 150]

С другой стороны, сохранившиеся, несмотря ни на что, установки части семей на многодетность обеспечивают хотя бы относительную плавность в графике снижения рождаемости. Усилия по стабилизации уровня рождаемости постепенное формирование общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны.

Можно сделать вывод, что реальная помощь многодетным способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей.

 

2.2. Общее направление социальной работы с многодетными семьями

 

Работа с семьей - наиболее традиционная из всех форм социальной работы. И все еще она играет доминантную роль и в обучении, и в практике. Ее часто критикуют в связи с защитой ребенка, но поддержка семьи также часто входит в программу работы с условно освобожденными и по предоставлению услуг пожилым и людям с ограниченными возможностями. Существуют некоторые сложности в осуществлении деятельности социального работника по поводу учета интереса семьи [12,  c. 200]

В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы. Применительно к семьям различных категорий: неполных, многодетных, малообеспеченных, асоциальных - используются различные технологии социальной работы.

Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, а также направленные на социальное развитие семьи и ее членов.

Опыт применения технологий социальной работы свидетельствует об определенной специфике их использования. В ряде случаев некоторые технологические процедуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, социальная диагностика предшествует проведению многих других технологических действий (адаптации, коррекции, терапии и др.), а социальная адаптация порой переходит в реабилитацию.

Среди различных технологий социальной работы с многодетной семьей особое место отводится социальной диагностике. Социальная диагностика - важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества. [17]

 

Общая схема социальной диагностики включает в себя ряд этапов:

- предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

- проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

- проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

- построение выводов, на основе которых делается заключение. [19]  

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальной сфере. Определение диагноза - заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Применительно к многодетным семьям технология социальной диагностики имеет очень важное значение, поскольку вычленение и углубленное изучение основных проблем каждой конкретной семьи обуславливает дальнейшую эффективность социальной работы с данной категорией семей [22].

Ha основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

С социальной диагностики состояния членов семьи должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.   [21]

Социальная адаптация занимает существенное значение в системе технологий социальной работы с многодетными семьями. Рассмотрим общие положения социальной адаптации. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. [7, c. 12]

Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Экономическая адаптация - это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый "социальный блок", включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека.

Педагогическая адаптация - это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. [23]

В последнее время особую актуальность для социальных работников приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Особое значение это имеет для многодетных семей, которые часто обладают малым воспитательным потенциалом в силу ряда объективных и субъективных причин.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

Для многодетных семей в системе психологической адаптации большую роль играют такие терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы. Проведение подобных мероприятий необходимо для снятия эмоциональной напряженности в многодетных семьях, созданию положительного эмоционального настроя и условий для гармоничного развития всех членов семьи. [22]

Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях.

Итак, применение технологий социальной адаптации в социальной работе с многодетными семьями определяется основными задачами, решаемыми при работе с указанной категорией семей. В зависимости от социального статуса, семейного состава многодетных семей меняются содержание процесса социальной адаптации, формы и методы проводимой работы.

Одной из успешно применяемых технологий работы социального работника с многодетной семьей является социальное консультирование. Социальное консультирование - это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерно выделять и социономическое направление консультирования.

Основной целью социономического консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Такая консультативная деятельность позволяет клиенту расширить представления о себе собственной ситуации, а затем пережить в себе свои новые возможности. Клиент в результате консультации должен принять ответственность на себя за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций. [19]

При проведении социономического консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности.

Ряд исследователей (А.А. Осипова и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных принципов социально-психологического консультирования:

- доброжелательное и безоценочное отношение к клиентам;

- ориентация на нормы и ценности клиента;

- запрет давать советы клиенту;

- анонимность консультирования;

- включенность клиента в процесс консультирования;

- разграничение личных и профессиональных отношений.

Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг, консультационный инструктаж и др.  [1, c. 50]

Важнейшим направлением социономического консультирования является семейное консультирование. Оно охватывает такой спектр проблем, как взаимоотношения между супругами, между ними и их родителями, детьми и родителями. В последние годы в нашей стране создаются и начинают функционировать психолого-педагогические консультационные центры. Значительное количество лиц, обращающихся в них за помощью, - это родители, которых беспокоят проблемы воспитания и развития детей, конфликты во взаимоотношениях с ними. Как показывает практика, совершенно бессмысленно консультировать детей до 14-15 лет без участия родителей. Ведь их проблемы просто невозможно решать без анализа общего контекста семейных отношений, учета специфики общения детей с родителями.

Опыт работы психолого-педагогических консультационных центров свидетельствует, что школьная успеваемость входит в основное содержание запроса родителей в более чем половине всех обращений. Приемы работы консультанта с детьми и родителями могут быть разными в зависимости от индивидуально-личностных особенностей клиентов. Однако есть некоторые правила, которые должны быть реализованы консультантом практически во всех консультациях родителей по поводу их детей. Как справедливо заключают некоторые ученые (Т.Н. Овчинникова), к таким правилам можно отнести. [ 23]

- обязательное наполнение родительской жалобы-запроса конкретным содержанием путем получения от родителей подробного описания поведенческой ситуации, явившейся основой запроса;

- использование принципов "стереоскопичности" взгляда на ситуацию, т.е. фиксации этого взгляда как субъективно, с позиций, связанных с ситуацией членов семьи, так и объективно, с позиции консультанта;

- совместное с родителями выдвижение консультантом гипотезы об истории развития "отрицательного" качества у ребенка и возможных путях его преодоления.

Важнейшим направлением в работе с многодетными семьями является также социально-правовое консультирование - в рамках поддержки создания малого бизнеса, - содействующее переходу к полной или частичной самообеспеченности данной категории семей.

Отсутствие рыночного менталитета и информации о механизмах деятельности этой социально-экономической системы требует создания специальных структур, оказывающих консультативно-методическую, информационную, организационную помощь семьям, изъявившим желание организовать малое производство. В настоящее время усилия государственных и негосударственных органов в этой сфере разрозненны и непоследовательны. Так, переученные в службах занятости и приобретшие современную специальность индивиды не могут применить её в силу ряда объективных причин, прежде всего, материально-экономического характера. Кредитование инициативных малых фирм затруднено отсутствием гарантий и высоким банковским процентом. Недостаток информации и рекламы приводит к тому, что производятся продукты, имеющие небольшой спрос, а то, что могло бы удовлетворить вполне платёжеспособный спрос, не находит потребителя.

Татьяна Шеляг, исследуя социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи, отмечает: "Представляется весьма полезным введение в органах муниципального самоуправления ставки консультанта по малому бизнесу, владеющего информацией о ресурсах и запросах своей местности и способного, кроме того, опираясь на наблюдения территориального работника социальных служб, судить о целесообразности или нецелесообразности выделения кредитов и оказания иной помощи каждой конкретной семье. Это могло бы способствовать, по меньшей мере, отсечению таких претендентов, которые заведомо не способны к предпринимательской деятельности". [11, c. 60]

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что социальное консультирование, как одна из технологий социальной работы с многодетными семьями, играет важную роль в системе социального обслуживания населения, особенно социально уязвимых категорий.

 

Заключение

 

Проведенное нами исследование в рамках курсовой работы позволило прийти к определенным выводам, ниже приведем некоторые из них.

Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми.

Начнем с того, что статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы ее социальной поддержки определяются Федеральным законом «О государственной поддержке многодетных семей». Этот закон гласит, что многодетной семьей является семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся дневных отделений средних специальных или высших учебных заведений — до окончания ими обучения.

Учитываются также дети, проходящие срочную военную службу по призыву, — но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.

В состав многодетной семьи при регистрации включаются дети, находящиеся под опекой (попечительством).

При регистрации в составе многодетной семьи не учитываются: дети, в отношении которых родитель лишен родительских прав; дети, переданные на воспитание в детские дома и интернаты на полное государственное обеспечение.

Определение общих принципов и подходов к государственной политике в отношении многодетных семей не означает единой системы мер, которые должны устанавливаться в каждом регионе. Россия — страна двух демографических типов воспроизводства. Традиционная многодетность в регионах, с преобладанием сельского образа жизни, переводит проблему многодетных семей в разряд общих приоритетов социально-экономического развития данных территорий, обеспечения занятости, развития аграрного сектора экономики. В регионах с преобладанием малодетности как сложившегося типа воспроизводства, многодетные семьи должны стать приоритетной группы для системы социальной защиты.

Необходимо расширение и совершенствование социальной поддержки многодетных семей с детьми. Имеющие в нашем распоряжении данные позволили сделать вывод о том, что многодетные семьи представляют наиболее бедную категорию населения, поэтому целью политики в отношении таких семей является комплекс мер, повышающих для них доступность программ государственной социальной поддержки.

Вместе с тем, программы социальной поддержки семей с детьми не должны гарантировать полное содержание ребенка только за счет ресурсов социальной защиты, сохраняя за семьей ответственность за содержание детей, в том числе, когда их трое и более. Для целей гармонизации данной системы мер с содействием развитию моделей самообеспечения программы социальной поддержки многодетных семей целесообразно развивать на принципах «социального контракта», предусматривающего взаимные обязательства со стороны семьи и государства.

Поскольку семьи с 3 и более детьми отличаются самыми плохими жилищными условиями, материнский капитал может стать для них важным ресурсом повышения качества занимаемого жилья. Но, как уже отмечалось, в первую очередь они нуждаются в улучшении благоустройства жилья. Как показывает практика, многодетные семьи не могут становиться полноправными участниками ипотеки, но могут использовать материнский капитал для благоустройства имеющегося жилья, если речь идет об улучшении жилищных условий.

Основные функции семьи - это преемственность и передача социального опыта, социализация человека в обществе прежде всего. Нарушения в функционировании семьи, как социального института, пагубно сказывается на механизмах функционирования общества, нарушает социальную структуру общества. Современной семье требуется помощь общества и государства в восстановлении нормального функционирования семейных отношений. Наиболее уязвимыми являются многодетные семьи в связи с комплексом проблем, которые сопровождают эту семью на всех этапах ее развития. Многодетные семьи нуждаются в значительно более высоком уровне помощи, чем семьи, воспитывающие одного-двух детей. Причем, если сам факт наличия детей осложняет положение семьи и повышает риск ее малообеспеченности, то наличие такого числа детей, которое в современной социальной обстановке может расцениваться как отклонение, детерминирующее повышенный уровень социальной уязвимости семьи, ставит их в особо сложную социальную ситуацию, обусловленную материальными и жилищными трудностями, психологическими проблемами, неадекватной оценкой общественного мнения.

Социальная работа с многодетной семьей включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика.

Исходя из вышесказанного, можно также  заключить, что социальное консультирование, как одна из технологий социальной работы с многодетными семьями, играет важную роль в системе социального обслуживания населения, особенно социально уязвимых категорий.

Проанализировав  законодательство, можно сделать вывод о том, размер помощи зависит от типа населенного пункта: в крупных городах денежные выплаты выше, а в мелких населенных пунктах и на селе — чаще оказывается помощь в натуральном виде. Неденежные социальные программы в большей степени направлены на поддержку семей с детьми. Чаще всех участниками неденежных социальных программ становятся многодетные семьи, имеющие высокий риск попадания в число бедных. Следовательно, можно говорить об определенной роли социальных программ органов социальной защиты для многодетных домохозяйств.

Для выхода из демографического кризиса необходимо увеличение рождения в семьях третьего и четвертого ребенка. Пока же, по данным социологических опросов, только 30 % семей с одним ребенком хотят второго, и только 7 % из семей с двумя – третьего.

Таким образом, наша гипотеза о том, что социальная работа с многодетной семьей зависит от  реализации таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика подтверждается.

Библиографический список

 

Основные источники :

1. Госпорьян, А. Тенденции развития семьи в России [Текст] : сочинение/ /А.Госпорьян// Социальное обеспечение. - 2005. - №24. - С. 4-7.

2. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст]: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/Т. С.Зубкова. - 2 изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 224 с.

3. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства. [Текст]: сочинение/  Т.В. Лодкина; Издательский центр «Академия», 2016. - 224 с.

4. Новикова, М. О системе социального обслуживания семьи и детей [Текст]: сочинение/ М. Новикова; // Социальное обеспечение. - 2016. - с.24-30.

6. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка. Диагностика и коррекция [Текст]: сочинение /  Т.Н. Овчинникова; – М.: Академический проект, 2018.    206 c.

7. Павленок, П.Д. Системный подход в социальной работе [Текст]/  П.Д. Павленок//Отечественный журнал социальной работы. – 2020. – № 2. –С. 8-16.

8. Павленко П.Д.  [Текст]: Учеб. пособие / П.Д. Павленко ; Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. –  М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2020. - 596 с.

9. Прокофьева Л.  Кроме детей, в дефиците все .  [Текст] / Л. Прокофьева//Демоскоп weekly. – №373-374, 2020 . – С. 8-16.

10.   Тюгашев Е.А. Семьеведение [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Тюгашев;. – Новосибирск: СибУПК,  2017.

11.    Шеляг Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи [Текст]: сочинение / Т. Шеляг . – Социальная педагогика . –  2017. - № 1. - с.31-42

12.   Холостова, Е.И. [Текст] /Е.И.Холостова; Социальная работа с семьёй. –  3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и К°». – 2019.–  206 c.

13.   Филатова Е.В. [Текст]: сочинение /  Е.В. Филатова;  Теория социальной работы. – Кемерово: Издательство «Кузбассвузиздат», 2019 .–  206 c.

Законодательные акты :

14.   "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Ульяновске " [Текст]: Закон г. Ульяновск  а от 26.09.2007 №466-92

15.    «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Ульяновске» (с изменениями на 14 ноября 2008 г.) [Текст]: Закон Ульяновска от 26.09.2007 №466-92

16.    «О социальной поддержке многодетных семей» [Текст]: Закон г. Москвы от 05.11.2008 №56

17.    «О реализации закона Ульяновска "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Ульяновске " [Текст]: Постановление правительства Ульяновска от 13.05.2008 №524

Электронные источники:

18.    Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению [Электронный ресурс]: Электронный портал. – Режим доступа:  http://ecsocman.hse.ru/text/19177274/

19.   Динамика многодетности в России [Электронный ресурс]: Электронный портал. – https://soc.bobrodobro.ru/17880

20.    Проблемы многодетных семей на современном этапе [Электронный ресурс]: Электронный портал. – https://studbooks.net/709107/sotsiologiya/problemy_mnogodetnyh_semey_sovremennom_etape

21.   Прокофьева Л.М. и др. Анализ социально-демографического положения многодетных семей. Доклад на II Всероссийской конференции «Многодетная семья в современной России» [Электронный ресурс]: Электронный портал. – Режим доступа:  http://www.demographia.ru/

22.   Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения [Электронный ресурс]: Электронный портал. – Режим доступа: https://studopedia.org/4-138708.html

23.    Социальная терапия и коррекция Электронный ресурс]: Электронный портал. – Режим доступа: https://studwood.ru/778774/sotsiologiya/sotsialnaya_terapiya_korrektsiya

24.   Сущность социальной адаптации [Электронный ресурс]: Электронный портал. – Режим доступа:  https://libraryno.ru/2-4-1-suschnost-social-noy-adaptacii-tehn_soc_rab/

25.    Многодетная семья: права и льготы [Электронный ресурс]: Электронный журнал. – Режим доступа: https://www.9months.ru/psihologiaposle/1287/mnogodetnaya-semya-prava-i-lgoty

 

 

 

 

 

 

 

Похожие работы на - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!