Кризис банковской системы страны и его влияние на реальный сектор экономики России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2021-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кризис банковской системы страны и его влияние на реальный сектор экономики России

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»

 

Экономический факультет

 

Кафедра финансов и кредита

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Банковское дело»

на тему: Кризис банковской системы страны и его влияние на реальный сектор экономики России

 

 

 

 

Выполнил: обучающийся 2 курса экономического факультета направление подготовки: Экономика профиль подготовки: Финансы и кредит Познякова Олеся Олеговна

 

Научный руководитель:

Результаты защиты:________________

Дата защиты:_____________________

 

 

 

Воронеж-2021г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика банковской системы страны……………….7

2. Сущность кризиса банковской системы и причины, его порождающие …………………………………………………………………10

2.1. Понятие банковского кризиса и его сущность……………………10

2.2. Классификация кризисов банковской системы по типам и формам................................................................................................................12

2.3. Причины кризиса ………………………………………………….16

3. Оценка современного состояния банковской системы России……18

4. Предкризисное состояние и предпосылки возникновения кризиса в российской банковской системе ……………………………………………..25

4.1. Обострение основных проблем банковского сектора в условиях кризиса ………………………………………………………………………...25

4.2. Основные показатели состояния банковской системы в 2008-2009 гг.……………………………………………………………………………….27

4.3 Предпринятые антикризисные меры и их результаты …………..30

4.4. Основные направления влияния кризиса банковской системы России на реальный сектор …………………………………………………..32

5. Взаимодействие банковского и реального секторов экономики….40

5.1. Влияние кризиса банковской системы на основные отрасли реального сектора экономики России …………………………………….....40

5.2. Реформы банковской системы как фактор развития реального сектора экономики страны……………………………………………………46

Заключение. ……………………………………………………………….49

Список использованной литературы…………………………………….52

Введение

В моей работе рассматривается экономическое явление, называемое банковский кризис. Банки в современном обществе стали чем-то повседневным, обыденным, но при этом, они важной составляющей нашей жизни, неотъемлемая часть бытия. Ипотека, кредит, сберегательные счета - все это известные, в основном на практике, понятия. Для государства, граждан, для всего мира очень важно в каком состоянии находится банковская система, так как кризисы в этой сфере, влияют на экономику, уровень жизни и даже политическую ситуацию в стране. Банковская система - это своего рода артерия, только вместо крови, по ее каналам текут деньги. Она связывает такие сферы как торговля, промышленность, сельское хозяйство, охватывает население и власть.(18)

В 1991 г. на международной политической арене появилось новой государство - Российская Федерация. Необходимо было строить уже новое, свободное, передовое государство, которое смогло бы стать полноценным членом международного сообщества. В связи с этим, началось реформирование, охватившее все общественные структуры. Изменению подверглась и экономическая сфера, в частности, изменилась банковская система. Банковская система - совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма.

Так как Россия решила строить правовое демократическое государство с рыночной экономикой по примеру развитых западных стран, она выбрала двухуровневую модель банковской системы, которая характерна для многих развитых индустриальных стран. Первый уровень включает в себя ЦБ РФ, второй уровень - коммерческие банки, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Для того, чтобы понять термин банковский кризис, нужно рассмотреть два этих понятия по отдельности и далее, следуя методу индукции, соединить их воедино. Итак, что же такое банки и для чего они нужны?

Очень сложно точно сказать, когда и где возникли первые банки. Известно, что в Древней Греции были люди, которые занимались обменом монет, выдачей ссуд и также они брали деньги на хранение. Таких людей называли трапезиты, что в переводе с греческого означает стол менялы. Ими обычно были метеки, вольноотпущенники, рабы. Так, в самых крупных городах Древней Греции, таких как Фивы, Гермонтис, Мемфис и Сиена появились первые кредитные учреждения. В Древнем Риме подобной деятельностью занимались менсарии и аргентарии. Первые совершали операции, связанные с обменом монет, вторые - выдавали кредиты и брали средства на сохранение. Необходимость в банковских учреждениях росла и уже в Средние века появился специальный термин, для обозначения таковых. Слово «банк» происходит от итальянского banco «скамья, лавка менялы». Первый в мире государственные центральный банк был открыт в 1661 году - Банк Швеции. В России первые кредитные учреждения в современном понимании появились в 1754 году по указанию императрицы Елизаветы Петровны. Указом 13 мая 1754 г. был учрежден Государственный Заемный банк. Он стал первым российским государственным банком для кредитования купечества и одновременно одним из первых банков в стране.(10)

Банки - это особые экономические институты, осуществляющие аккумуляцию денежных средств и накоплений, предоставляющие ссуды, займы, кредиты, проводящие денежные расчеты, эмиссию денег, ценных бумаг, осуществляющие посредничество во взаимных платежах, расчетах между государствами, предприятиями, учреждениями и отдельными лицами. Существует множество видов банков, но важнейшим среди них является Центральный Банк. Он выполняет следующие основные функции: проведение денежно-кредитной политики;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег;

- осуществляет хранение золотого и валютного запаса страны;

- руководит и производит контроль над коммерческими банками и над всей кредитно-финансовой системой;

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам;

- центральный банк хранит на своих счетах средства госбюджета и госзаймов.

Теперь, перейдем к определению второго понятия. Кризис - резкий, подчас болезненный перелом в развитии чего-либо; состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. Из этого можно сделать вывод, что кризис, это скорее регрессивное, разрушающее повседневность событий и процессов, вводящее общество в шоковое состояние явление. Людям особенно знакомы такие сочетания слов как экономический кризис, финансовый или банковский.

Целью моей работы является изучение феномена, называемого банковский кризис, причины его возникновения, динамику и последствия для РФ.

В ходе выполнения курсовой работы будут решены следующие задачи:

- раскрыта сущность понятия;

- рассмотрены причины возникновения банковских кризисов и их влияние на экономику страны;

- политика государства по поддержанию, помощи банкам во время банковских кризисов;

- прогнозирование банковских кризисов.

Объект исследования - банковская система, банковский кризис.

Предмет исследования - состояние банковской системы России.

Теоретической основой исследования стали труды российских и зарубежных ученых, исторический опыт страны.

 

1.Общая характеристика банковской системы страны

Банковская система – это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений, отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции и специализированных компаний, обеспечивающих деятельность банков и кредитных учреждений: расчетно-кассовые и клиринговые центры, организации по аудиту банков, дилерские компании по работе с ценными бумагами банков, фирмы, обеспечивающие банки оборудованием, информацией, кадрами.

Банковская система в качестве составной органической части входит в экономическую систему страны. Поэтому деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ.

Банковская система – это включенная в экономику страны совокупность всех кредитных организаций, каждой из которых отведена своя особая функция. Они проводят свой перечень операций, удовлетворяя потребность общества в банковских услугах и продуктах.

Банковская система является формой организации функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившейся исторически и закрепленной законодательством. Она имеет национальные черты, формируется и преобразуется под влиянием целого комплекса факторов, характерных для данного региона: природные и географические условия, климат, национальный состав населения, его занятия и промыслы, контакты с соседями, торговые пути и др.(7)

Банковскую систему можно представить в виде следующих блоков и их элементов:

1. Фундаментальный блок:
- Банк как денежно кредитный институт.
- Правила банковской деятельности.

2. Организационный блок:
- Виды банков и небанковских кредитных организаций.
- Основы банковской деятельности.
- Организационная основа банковской деятельности.
- Банковская инфраструктура.

3. Регулирующий блок:
- Государственное регулирование банковской деятельности.
- Банковское законодательство.
- Нормативные положения Центрального банка.
- Инструктивные материалы, разработанные коммерческими банками в целях регулирования их деятельности.

Элементами банковской системы являются: банки и небанковские кредитные организации, банковская инфраструктура, банковское законодательство. Банки и небанковские кредитные организации являются основными элементами банковской системы, так как они непосредственно осуществляют банковские операции и оказываются банковские услуги. Они могут иметь различные права и обязанности и, соответственно, осуществлять операции и оказывать услуги только в пределах разрешенных полномочий, что образует структуру и, в рамках единой структуры, различные уровни банковской системы.(22)

Блоки и элементы банковской системы образуют единство, отражая специфику целого, и выступают носителями его свойств. Банковская система обладает следующими признаками:

1.   Она не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям. Она включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям.

2.   Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее элементами и отношениями, складывающимися между ними.

3.   Взаимозаменяемость частей системы. Ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной — появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и оказывать банковские услуги.

4.   Система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется. Внутри нее постоянно возникают новые связи.

5.   Банковская система является системой «закрытого» типа. Так как, несмотря на обмен информацией между банками, существует банковская тайна. По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.

6.   Обладает характером саморегулирующейся, т. е. саморегулируемой системой. Изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к автоматическому изменению банковской политики.

7.   Банковская система является управляемой. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо органу исполнительной власти. Коммерческие банки работают в соответствии с общим и специальным банковским законодательством, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который контролирует деятельность кредитных институтов.

 

2.Сущность кризиса банковской системы и причины, его порождающие

2.1. Понятие банковского кризиса и его сущность

Банковский кризис - это один из видов финансовых кризисов. Но если заинтересоваться темой возникновения банковских кризисов и их преодоления, то наверняка не найдется простого и понятого объяснение этому феномену. Лишь одних определений на вопрос «что такое банковский кризис?» существует несколько десятков.

К примеру, говоря о сути банковских кризисов, многие экономисты до сих пор пользуются определением из «Советского энциклопедического словаря» 1979 года издания. И хотя словосочетание «банковский кризис» там заменяется синонимом «денежно-кредитный кризис», практики в экономике считают верным именно то, что написали в этом словаре тридцать лет назад. Там сказано, что банковский кризис - это «...периодически повторяющиеся нарушения сбалансированности денежно-кредитной системы, выражается в массовом изъятии вкладов, резком сокращении коммерческого и банковского кредита, росте финансовых банкротств, погоне за наличными деньгами и золотом, значительном повышении нормы процент».(11)

Проблема определения банковского кризиса включает в себя раскрытие его понятия и выделение критериев, на базе которых ситуация в банковской сфере может быть названа «банковским кризисом». А при их отсутствии невозможен и сам анализ собственно банковских кризисов. Однако современные экономисты тоже недалеко ушли от советских коллег в своих определениях. В настольной книге «Финансовые кризисы: теория, история, политика» (Рудый К.В, 2003 год) студентов экономических факультетов также не дается ясного определения. Там написано только в общих чертах, что «банковский кризис означает несостоятельность банковской системы, под которой понимается неспособность банка выполнять условия контракта, заключенного с вкладчиками, в силу невыполнения обязательств заемщиками банка, контракта с банком либо в результате обесценения банковских активов».

Банковский кризис характеризуется резким увеличением доли сомнительной и безнадежной задолженности в кредитных портфелях банков, ростом их убытков в связи с переоценкой непокрытых рыночных позиций, уменьшением реальной стоимости банковских активов. Все это ведет к массовому ухудшению платежеспособности банков и отражает неспособность банковской системы осуществлять эффективное распределение финансовых ресурсов. Статистически снижение эффективности распределения ресурсов наиболее отчетливо проявляется в увеличении доли просроченных кредитов в общем объеме банковских кредитов. Основным сигналом является возникновение кризиса ликвидности, который не только может поражать ограниченное число неплатежеспособных банков, но и захватывать стабильные банки.

Плохое управление и (или) негативные внешние факторы могут привести к кризису банка, который становится явным, когда существующие резервы и капитальная база не могут покрыть все убытки по статьям активов. В этом случае акционеры теряют свои первоначальные вложения, и требуется дополнительное финансирование для покрытия всех убытков.(29)

Таким образом, наиболее точным представляется такое определение банковского кризиса: это неспособность банковской системы выполнять свои основные функции по аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств, предоставления кредитов, проведения расчетов и платежей в экономике страны. При подобном подходе предметом банковского кризиса выступает банковская система, характеристиками - невыполнение ею основных функций. Что и проявляется в потере банками ликвидности, росте банкротств, напряжении банковского кредита и прочих сложных и неприятных вещах.

 

2.2. Классификация кризисов банковской системы по типам и формам

Десять лет назад Международный банк расчетов определил для исследователей процессов банковских кризисов, по каким признакам можно их идентифицировать. В МБР прописали четыре фактора:

·   если проблемные активы банков составляют больше 2% ВВП страны;

·   сумма денег, необходимых для спасения банковской системы, более 2% ВВП;

·   в банковском секторе национализация приобрела массовый характер, банковские депозиты заморожены, а власть вводит так называемые «банковские каникулы»;

·   центральный банк страны гарантирует выплаты населению по всем банковским депозитам, не обеспечивая своих гарантий материально.

А вот специалисты Международного валютного фонда, проанализировав банковские кризисы 1980 - начала 1990-х годов, уже классифицируют ситуацию по-другому. Они считают, что банковский кризис наступает, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

·   отношение безнадежных к взысканию активов к общим активам банковской системы превысило 10%;

·   затраты государственных органов на оказание поддержки проблемным банкам составили по крайней мере 2 % валового внутреннего продукта;

·   проводилась национализация проблемных банков;

·   банками были предприняты чрезвычайные меры, такие как замораживание вкладов, приостановка работы;

·   государство взяло на себя либо создало ряд органов по гарантированному возврату потерянных депозитов.

И все вышеперечисленное только еще раз подтверждает тезис: нет единства во мнениях специалистов, когда речь заходит о банковских кризисах. Некоторые также считают, что нельзя лишь ограничиваться критериями, названными аналитиками МВФ или МБР. Ведь экономисты и финансисты, к примеру, до сих пор спорят: а банкротство нескольких самых крупных банков страны является банковским кризисом или нет? Одни доказывают, что да, другие говорят, что нет. А третьи снова цитируют критерии, сочиненные в МВФ и МБР.(30)

И, судя по всему, что именно для того, чтобы хоть как-то структурировать мнения экспертов на счет возникновения и развития банковских кризисов, было решено поделить банковские кризисы на несколько типов.

Так, первому типу соответствует кризис, действующий на микроэкономическом уровне, - вне зависимости от величины бюджетных расходов. Примеры - кризисы в США (1984-1991 гг.), Швеции (1990-1993 гг.), Финляндии (1991-1994 гг.) и Франции (1991-1998 гг.). В этих случаях банкротство ограниченного числа банков не распространялось на всю финансовую систему, и не вызвало крупномасштабного макроэкономического спада. В частности, открытый кризис ликвидности в Швеции вынудил Центральный Банк вложить в банковскую систему значительные средства. Однако за интервенцией Центрального банка вскоре последовала четкая стабилизационная стратегия: обанкротившиеся коммерческие банки были национализированы и реструктурированы, тогда как вложения денег «повышенной эффективности» были нейтрализованы в течение последующих месяцев путем выпуска долгосрочных долговых обязательств. В итоге, несмотря на огромные финансовые ресурсы, мобилизованные для преодоления кризиса, он не оказал дестабилизирующего воздействия ни на инфляцию, ни на бюджетный сектор.

Второй тип банковского кризиса связан с гораздо более разрушительными последствиями для страны, которая становиться его жертвой. Этот тип кризиса в основном распространяется на макроэкономическом уровне. Очень часто в этом случае вспоминают опыт Чили 1981-1984 годов, где первоначально банковский кризис вызвал спад в 13% ВВП (в 1982-1983 гг.). Там подавляющая часть банковской сферы была национализирована, а в итоге расходы государства на ее реструктуризацию до сих пор полностью не компенсированы. Также сравнительно недавний валютно-финансовый кризис в Юго-Восточной Азии имеет много общих черт с более ранним чилийским опытом. По крайней мере, на государственном уровне. Воздействие кризиса на экономическую активность, доходы и безработицу было весьма заметно в таких странах, как Таиланд, Южная Корея и Индонезия. Расходы на реструктуризацию в таких странах могут достигать 15--20% от ВВП.

Урок чилийского кризиса показателен и в том, что политика реструктуризации финансового сектора и смягчение деструктивных последствий ограничения кредитования заметно влияет на развитие любой страны. В противовес кризису «шведского типа», азиатский кризис оказывает воздействие на потенциал экономического роста, финансовую и промышленную структуру, отношения стран Юго-Восточной Азии с внешним миром, на распределение богатства и доходов.

Чилийцам тогда повезло, что их макроэкономические потрясения при развертывании кризиса «чилийского типа» не вылились в полномасштабную бюджетно-финансовую дестабилизацию, ведущую к высокой инфляции и вообще к демонетизации экономики.

Ведь эти критерии являются характеристикой уже банковских кризисов третьего типа, которые несут самые разрушительные последствия. В таком случае в стране гибнет система старого типа, а властям срочно приходится придумывать радикальные меры по стабилизации всей экономики.

Однако скептики заявляют, что такое деление банковских кризисов на три типа является абсолютно нечетким, неконкретным и очень обтекаемым. Поэтому некоторые исследователи предпочитают выделять ряд более конкретных форм проявления банковских кризисов.

Это, во-первых, латентный кризис, который представляет собой ситуацию, когда значительная часть банковских институтов несостоятельна, но продолжает функционировать.

Вторая форма - это открытая форма банковского кризиса. Иными словами - банковские банкротства, которым еще до Великой Депрессии предшествовали банковские паники, выражавшиеся в массовых изъятиях вкладов из банков («bankruns»).

Третья форма - системный банковский кризис, который означает несостоятельность большей части банковской системы. Под несостоятельностью понимается неспособность банка выполнять условия контракта, заключенного с вкладчиками в силу невыполнения обязательства заемщиками банка, контракта с банком, либо в результате обесценения банковских активов. При открытой форме кризиса несостоятельность выражается в прекращении банками выдачи депозитов по требованию вкладчиков. Прекращение платежей по вкладам большим числом банков - наиболее явное проявление открытого системного кризиса.

Четвертая форма банковского кризиса, и, как считают экономисты и финансисты, самая безобидная - это частичный, или локальный банковский кризис, когда кризис охватывает либо отдельные сектора банковской системы, либо отдельные регионы внутри страны. А методы борьбы с названными формами банковских кризисов должны быть всеобъемлющими, - то есть, речь идет о концепции реформирования банковской системы.(5)

 

2.3. Причины кризиса

Опыт разных стран доказывает, что банковские кризисы отражают сложный процесс приспособления банковских систем к новым макроэкономическим условиям. Либерализация внешнеэкономических отношений и дерегулирование банковского сектора в развитых и развивающихся странах, глобализация рынка финансовых услуг, рыночные реформы в странах с переходной экономикой - все эти процессы развивались достаточно болезненно, повышая на первых этапах макроэкономическую неустойчивость и несбалансированность экономики и отрицательно сказываясь на состоянии банковских балансов. На фоне возросшей неустойчивости банковской системы оказались крайне восприимчивы к таким традиционным факторам банковских кризисов, как экономический спад, потрясения в реальном секторе экономики.(13)

Хотелось бы привести данные опроса, проведенного среди топ-менеджмента банков различных стран об их мнении относительно факторов банковского кризиса (табл. 1).

Факторы банковских кризисов*

%**

Недостатки в регулировании и надзоре

90

Недостатки в менеджменте банков

69

Ухудшение условий торговли

69

Экономический спад

55

Политическое вмешательство

40

Кредиты аффилированным лицам

31

Спекулятивный «пузырь»

24

Мошенничество

21

Кредитование госпредприятий

«Голландская болезнь»

14

Отток капиталов

7

Недостатки судебной системы

7

Активное изъятие вкладчиками депозитов из банка

7

Таблица 1. - Данные опроса

Спад производства, ухудшение платежеспособности предприятий-заемщиков банков являются традиционной причиной банковских кризисов. Степень влияния кризиса в экономике на банковскую систему зависит от многих факторов. Однако важно выделить базисную причину - состояние самой банковской системы к началу экономического кризиса. Речь идет, прежде всего, о ликвидных позициях банков, о том, насколько их обязательства обеспечены собственным капиталом, каково качество их кредитного портфеля.

3. Оценка современного состояния банковской системы России

 

Характерными чертами банковской системы ученые-экономисты считают следующие признаки. На первом месте отмечается развитость системы и большое число кредитных институтов, которые были созданы в первые годы экономических реформ. Самое большое число банков отмечалось в 1995 году — тогда в РФ действовали более 2,5 тыс. самостоятельных банков, большее число из которых были мелкими. В те годы отдельные самостоятельные коммерческие банки часто создавались для обслуживания одной коммерческой структуры и быстро прекращали свое существование. В последние годы, как уже говорилось, число банков существенно снизилось, что дает потенциал для конкуренции среди них. Вторая особенность — активы концентрируются у крупнейших банков: считается, что топ-5 банков обладают 40 % всех банковских активов. Третья особенность — неравномерность распределения по территории страны. Далее, как особенности выделяются внедрение на банковский рынок небанковских учреждений — инвестиционных институтов, расчетно-клиринговых организаций, страховых компаний — и локальный характер банковских рынков. Как особенность последних лет хотелось бы выделить увеличение, и существенное, числа банков с государственным участием. Такие структуры вызывают наибольшее доверие и у бизнеса, и у частных вкладчиков и считаются наиболее безопасными.(22)

Государственное участие может осуществляться таким образом — по закону, банк может быть полностью государственным, частично или косвенно государственным, или может находиться под контролем государства. По закону, государственный банк в стране только один — ЦБ РФ, поскольку его создание и функционирование регламентируется специальным федеральным законом. Полностью государственные банки — те, где оно владеет 100 % акций банка, как Россельхозбанк. О частичном участии экономисты говорят, когда государство владеет контрольным пакетом акций, как, например, в Сбербанке России, где оно владеет 52,32 % акций. Косвенное участие государства в капитале банков связывается с финансированием не напрямую, а через подконтрольные организации, как в группе ВТБ или в «Почта-банке». 96 % акций «Почта-банка» принадлежит «Связь-банку», а акции последнего — Внешэкономбанку, который является на основании федерального закона государственным. К банкам, которые находятся под контролем государства, можно отнести те, где назначено внешнее управление или те, у которых отозвана лицензия.

Банки с государственным участием часто входят составной частью в крупные корпоративные структуры, многоуровневые холдинги. Если исходить из кластерной структуры банковской системы нашей страны, то в ней выделяют такие кластеры: клиентские банки, которые в свою очередь подразделяются на розничные, диверсифицированные и расчетные; кредитные банки, где выделяются два субкластера — корпоративного кредитования и розничного кредитования; клиринговые банки; капитализированные монобанки; ресурсозависимые дочерние иностранные банки; банки для финансирования внешнеэкономической деятельности; универсальные банки; инвестиционные банки. За 2018 год активы банковского сектора увеличились на 6,9 % (в 2017 году — на 9,0 %), до 94,1 трлн рублей. Их структура за отчетный период изменилась несущественно (рисунок 1–2).

Рис. 1. Динамика кредитов от банка России, депозитов и прочих средств федерального казначейства

 Как и по пассивным операциям, продолжался процесс девалютизации активов. Активы кредитных организаций в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) за 2018 год сократились на 7,6 %, однако их доля в совокупных активах практически не изменилась — 22,4 % (на 01.01.2018–22,3 %).

Рис. 2 Структура активов банковского сектора, %

 По итогам 2018 года основная доля в совокупных активах банковского сектора (59,5 %) по-прежнему приходилась на банки, контролируемые государством (на 01.01.2018–59,1 %). Выросла доля банков с участием иностранного капитала — с 10,9 до 11,7 %. Одновременно доля банков, проходящих процедуру финансового оздоровления, снизилась с 12,3 до 10,6 %. Удельный вес небанковских кредитных организаций (НКО) увеличился на 0,8 п.п., до 4,4 %. Доля частных средних и крупных банков изменилась незначительно и составила 13,5 %. Сдержанный рост банковских активов происходил на фоне умеренного спроса корпоративного сектора на кредиты. Тем не менее в 2018 году сформировалась позитивная динамика как в розничном, так и в корпоративном сегменте кредитования, чему способствовало повышение производственной и потребительской активности. Совокупный портфель кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам за 2018 год вырос на 10,7 % (за 2017 год — на 6,2 %), до 48,3 трлн рублей, а доля этих кредитов в активах банков увеличилась — с 49,7 до 51,3 %. Задолженность нефинансовых организаций перед банками по кредитам за 2018 год выросла на 5,8 % (за 2017 год — на 3,7 %), до 33,4 трлн рублей. Прибыль (нетто) банковского сектора в 2018 году составила 1,34 трлн рублей, превысив результат 2017 года в 1,7 раза. Несмотря на умеренный рост прибыли банковского сектора в первой половине 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, во второй половине 2018 года наблюдалось значительное улучшение практически по всем операционным показателям. Так, в 2018 году финансовый результат банковского сектора увеличился на 71,3 % по сравнению с предыдущим годом (до 1,3 трлн рублей), в основном за счет роста чистого процентного дохода (+ 18,7 %, до 3,1 трлн рублей). или 67,0 % источников прибыли). (20)

Самый стабильный источник дохода, не столь зависимый от конъюнктуры рынка, — чистый комиссионный доход — в 2018 году увеличился на 21,5 % по сравнению с 2017 годом (до 1,1 трлн рублей) и составил 24,5 % от источников увеличения прибыли. Чистая прибыль от операций с иностранной валютой также увеличилась (+ 70,2 %, до 0,2 трлн рублей, или 3,4 % от источников прибыли), в основном за счет продаж и покупок. Сдерживающее влияние на прибыльность банковского сектора оказали увеличение операционных расходов (до 2,0 трлн рублей, увеличение на 12,3 % по сравнению с 01.01.2018, что соответствует рыночным тенденциям) и снижение чистой прибыли от операций с ценными бумагами (на 12,7 %, в основном от операций купли-продажи приобретенных ценных бумаг), что также соответствует тенденциям, сложившимся в 2018 году на фондовом рынке. Чистая прибыль от прочих операций значительно снизилась — с 170 млрд. Рублей в 2017 году до 10 млрд. Рублей в 2018 году (или 2 % от источников прибыли), в основном за счет сокращения банками, проходящими процесс финансового восстановления списанных доходов. обязательства и невостребованная кредиторская задолженность, а также прочие доходы, относящиеся к другим лицам (в том числе разовые, случайные по своему характеру).

Рис. 3. Источники увеличения/снижения прибыли

 Затраты на формирование резервов на 2018 год снизились по сравнению с предыдущим годом (на 15,8 %, до 1,2 трлн рублей, или на 37,1 % от факторов снижения прибыли). Изменение соотношения ежегодных чистых отчислений к резервам связано с созданием в IV квартале 2017 года значительных резервов для активов крупных банков, находящихся в процессе финансового оздоровления с участием Банка России. Без учета показателей реабилитированных банков (в том числе с участием FKBS11) чистая завершенность РВП увеличилась с 0,4 трлн рублей в 2017 году до 0,6 трлн рублей в 2018 году (+ 45,0 %).

Таким образом, российские банки (за исключением тех, которые проходят процесс реорганизации) продолжали наращивать резервы, несмотря на наблюдаемое улучшение качества их кредитного портфеля, что может свидетельствовать о сохранении банками консервативного подхода к оценке кредитных рисков. Баланс резервов на возможные потери в целом в 2018 году увеличился на 10,1 % (в 2017 году — на 26,9 %). В 2018 году чистая процентная маржа (без учета небанковских кредитных организаций) увеличилась на 0,5 процентного пункта до 4,5 %: рост оборотных активов сопровождался опережающим ростом чистого процентного дохода. Несмотря на повышение процентных ставок по кредитам как юридическим, так и физическим лицам в последние месяцы 2018 года, рентабельность размещения в банковском секторе остается на уровне начала 2018 года, главным образом, из-за инерции индикатора: при его расчете, Доходность всего портфеля учитывается секторами за последние четыре квартала. В результате, рост доходности размещения будет отслеживаться, поскольку старые кредиты заменяются новыми. В то же время снижение стоимости заимствований (-0,5 процентных пункта в 2018 году до 4,4 %) отражает более динамичное снижение ставок в первой половине 2018 года по сравнению с их увеличением во второй половине года. В результате разница между ставками размещения и ставками привлечения (спредом) за 2018 год увеличилась на 0,4 процентных пункта, достигнув уровня 4,2 процентных пункта. В среднесрочной перспективе, скорее всего, будет наблюдаться стабилизация темпов как привлечения, так и размещения.

Рентабельность банковского бизнеса выросла. В 2018 году рентабельность активов в целом для действующих банков (ROA) увеличилась с 1,0 до 1,6 %, а капитала (ROE) — с 8,1 до 13,4 %. Наиболее благоприятная ситуация (высокая прибыльность, существенные темпы роста) наблюдалась среди системно значимых кредитных организаций и крупных банков с капиталом более 1 млрд. Рублей (без СЗКО и банков, переживающих финансовое оздоровление), которые демонстрируют менее высокие результаты по сравнению с СЗКО, однако, положительная динамика также очевидна. Напротив, показатели рентабельности малых банков с капиталом менее 1 млрд. Рублей (за исключением банков, переживающих финансовое оздоровление) в 2018 году были близки к нулю: показатель ROA не изменился (с 0,04 до 0,02 % на 01 / 01/2019) и ROE — снизились на 0,2 процентных пункта (с 0,3 до 0,1 % на 1 января 2019 года). Снижение доходности капитала таких банков в 2018 году связано с уменьшением процентных доходов — основного источника доходов таких банков — из-за уменьшения разброса процентных ставок с 6,9 до 6,2 процентных пункта, а также увеличение стоимости залоговой деятельности.

Таким образом, производительность российских кредитных организаций в среднем по отрасли увеличилась: отношение административных и управленческих расходов к общему чистому доходу (затраты / доходы, CTI) снизилось на 0,6 процентных пункта, до 42,6 %, по состоянию на 01.01.2019 г., что в основном за счет опережающего роста выручки по сравнению с операционными расходами. В то же время динамика показателя в разрезе разных категорий банков неоднородна: операционная эффективность СЗКО осталась на прежнем уровне (38,2 %), а для крупных банков (кроме СЗКО и реабилитированных банков) он вырос на 0,8 процентных пункта. (CTI снизился с 57,2 до 56,4 % на 1 января 2019 года), а для небольших банков (кроме реабилитированных) он снизился на 5,2 процентных пункта. (CTI увеличился с 83,7 до 88,9 %).(20)

4. Предкризисное состояние и предпосылки возникновения кризиса в российской банковской системе

 

Кризис распространяется на небольшое количество банков, характеризуется изъятием накоплений. Общий кризис банковской системы связан с возникновением у руководства банка несуществующих депозитов, направленных на мнимое увеличение стабильности банка. Трудности с ликвидностью носят краткосрочный характер, вследствие чего возникает паника, и как следствие выемка денежных средств, происходит в крупных количествах, во всех кредитных организациях. Таким образом, масштабы кризиса постоянно увеличиваются.

В более ранние периоды банки закрывали свои отделения, для сохранения депозитов и проводили в это время реформирование. Сегодня выделено четыре основных пути выхода из кризиса:

·   Поддержка государством;

·   Реструктуризация банковской системы;

·   Поглощение и слияние организаций;

·   Введение других видов услуг, продуктов, сокращение персонала.

·   Отзыв лицензии, эта мера применяется в случае, когда действия банков могут привести к системному кризису из-за финансовых проблем.(26)

 

 

4.1. Обострение основных проблем банковского сектора в условиях кризиса

В сложных финансовых условиях сокращения внешнего финансирования, падение фондового рынка, девальвации гривны и бегства капитала из страны, а вкладчиков - из банковской системы, заострились такие проблемы отечественного банковского сектора как:

·   нехватка внутренних источников капитализации, которая усилила зависимость банков от иностранных инвесторов;

·   дефицит как долгосрочных, так и краткосрочных финансовых ресурсов в национальной и иностранной валюте, который затруднил выполнение банками своих обязательств.

·   разрыв в финансировании банковских активов обязательствами в виде депозитов (коэффициент покрытия банковских кредитов депозитами уменьшился с 0,77 до 0,48 на протяжении 2007-2008 гг.);

·   дисбаланс ликвидности, который проявился в падении соотношения между долгосрочными депозитами и долгосрочными кредитами - если в 2007 году это соотношение составляло 1,07, то на 1.10.2008 года - лишь 0,37;

·   ухудшение структуры банковского кредитного портфеля в части, во-первых, сверхвысокой концентрации - на конец 2008 года. 72 % кредитов было предоставлено в сектор металлургии, торговли и строительства, которые резко замедлили свое развитие; во-вторых, неудовлетворительной валютной структуры - в иностранной валюте было деноминировано свыше 59 % всех кредитов и 63 % потребительских кредитов;

·   усиление системных рисков - резкое подорожание доллара почти в 1,5 раза усилило одновременно валютные, кредитные риски и риски ликвидности.

Таким образом финансовый кризис оголил те фундаментальные дисбалансы банковской системы, которые в условиях экономического подъема были не заметные, или же просто игнорировались.

Ситуация усложнилась тем, что они оказались не только в разрыве между обязательствами и ресурсной базой банков, а и в валютных расхождениях. В частности, объем выданных займов украинскими банками превышает аккумулированные средства на депозитах в 2,24 раза, при этом кредитов в американской валюте выдано в 2,8 раза больше, чем привлечены валютные ресурсы на депозитах. Диспропорции между активами и пассивами банков оказываются в превалировании краткосрочных обязательств в структуре ресурсной базы и долгосрочных кредитов в структуре активов. Эти расхождения свидетельствуют о том, что национальные банки кредитовали экономику быстрее, чем украинцы накапливали сбережение.(15)

В таких условиях расширения ресурсной базы можно было провести или за счет увеличения собственного капитала, или за счет кредитов. Приход в Украину иностранных банковских групп и наличие дешевых длинных денег оказывали содействие популяризации второго подхода. Только в 2007-2008 годах отечественные банки увеличили свою долговую нагрузку в 2,8 раза, или на 25,3 миллиарда долларов. В условиях кредитного бума много банков, увлекшись зарабатыванием легких и быстрых денег, часто игнорировали нарастающие валютные и временные разрывы. Настолько поверхностное отношение к качеству активов и структуры пассивов вызвали проблемы с платежеспособностью многих финансовых учреждений.

 

4.2. Основные показатели состояния банковской системы в 2008-2009 гг.

Глобальная экономическая ситуация 2008 года стала настоящим испытанием для финансовой системы Российской Федерации. Под влиянием мирового финансового кризиса произошло замедление темпов роста российского банковского сектора: за год его активы выросли на 39,2% (в 2007 г. на 44,1%) и достигли 28 022,3 млрд. руб.

Собственные средства (капитал) кредитных организаций увеличились за рассматриваемый период на 42,7% (за 2007 г. на 57,8%) и на 1 января 2009 г. составили 3811,1 млрд. руб.

За 2008 г. показатель достаточности капитала в целом по банковскому сектору вырос с 15,5 до 16,8%. Количество кредитных организаций с капиталом свыше 5 млн. евро сократилось на 22 и достигло 704, или 63,5% от числа действующих на 1 января 2009 г. (на 1 января 2008 г. 63,9%)

Важным источником, роста капитала банков, стали субординированные кредиты, предоставленные ряду крупных банков в соответствии с федеральным законом от 13 октября 2008 г. № 173"ФЗ О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации”. Без учета субординированных кредитов, динамика капитала российских банков за 2008 г. была скромной. Темп прироста за год составил 14,6%, что существенно ниже темпов роста активов и кредитов.

Таким образом, глобальный экономический кризис 2008 г. оказал существенное негативное воздействие на экономику Российской Федерации и российский банковский сектор. В острой фазе кризиса отечественные банки столкнулись с фактически полным прекращением внешнего фондирования и резким снижением стоимости финансовых активов. На этом фоне возник кризис доверия на рынке МБК, появились серьезные проблемы с перетоком ликвидности, в сентябре - ноябре зафиксирован существенный отток вкладов населения из банков (он был компенсирован в декабре 2008 г.).Главными каналами воздействия кризиса на банковский сектор России являются следующие.(28)

Во-первых, массовая продажа российских акций зарубежными владельцами вызвала панику и четырехкратный обвал фондовых рынков России. Значительное ухудшение условий фондирования российских банков за рубежом в сочетании с существенным замедлением темпа прироста денежной массы привело к обострению проблемы ликвидности в банковском секторе, ухудшению ситуации на межбанковском кредитном рынке, снижению платежеспособности банков.

В IV квартале 2008 г. 100 крупнейших российских банков привлекли кредиты Банка России, общей суммой в 3,1 трлн. руб., для увеличения объема собственной ликвидности. Стабилизационные кредиты Внешэкономбанка (ВЭБ) успели получить госбанки - ВТБ (200 млрд. руб.) и Россельхозбанк (25 млрд. руб.) и частные банки - Альфа-банк, Ханты-Мансийский банк, Номос-банк и Газпромбанк на общую сумму 32 млрд. руб. Сбербанк получил субординированный кредит на 500 млрд. руб. от Центробанка. Обострение в сложившихся условиях ранее не решенных проблем российской банковской системы повысило вероятность реализации системных банковских рисков. К числу основных проблем российской банковской системы можно отнести:

1. Нехватку ликвидности ввиду исчезновения ее традиционных источников высокие экспортные цены и приток капитала;

2. Сохранение низкого уровня капитализации банков;

3. Ограниченные возможности региональных банков получать достаточное рефинансирование;

4. Опережающий темп роста активов по сравнению с темпами увеличения собственных средств (капитала) кредитных организаций;

5. Замедление темпа роста зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций;

6. Снижение темпов прироста привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) населения и средств организаций;

7. Сохранение тенденции к наращиванию присутствия на рынке банковских услуг банков с иностранным участием в уставном капитале;

8. Заметное сжатие рынка межбанковских кредитов;

9. Увеличение доли убыточных кредитных организаций;

10. Несбалансированность структуры активов и низкое качество пассивов;

11. Отсутствие должного доверия между кредитными организациями, а также доверия к ним со стороны клиентов.

В-третьих, произошел рост курса доллара по отношению к рублю. Только за четыре месяца 2008 г. курс доллара по отношению к национальной валюте РФ повысился на 22% - с 23 руб. до 28 руб. к началу декабря 2008 г., а на данный момент курс доллара укрепился еще почти на 18% относительно показателей конца 2008 г. Удорожание доллара вызвало определенную панику среди населения, которое стало скупать доллары, заменять вклады в рублях на долларовые вклады, выводить рублевые вклады из банков, превращая эти средства в доллары и храня их дома. Что наблюдается и сейчас, Российская банковская система находилась на плаву после первой волны финансового кризиса благодаря грамотным и своевременным действиям государства в лице Правительства и Центрального банка.

 

4.3. Предпринятые антикризисные меры и их результаты

В начале кризиса государство предприняло своевременные экстренные меры по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы. В конце 2008 г. была определена и сейчас разрабатывается большая среднесрочная программа, призванная минимизировать негативное воздействие внешних факторов на экономику страны.

В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям. Первое - расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, второе - повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и третье - обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.

Правительство совместно с Банком России реализует меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, включая бюджет, средства госкорпораций и рефинансирование со стороны Центрального Банка, более 2 триллионов рублей, в 2009-м поддержка будет продолжена, в основном, за счет ресурсов Центрального Банка.(6)

В 2009 году, в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам с государственным участием и Внешэкономбанку субординированным кредитам, Правительство направит 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. Внешэкономбанку, 225 млрд.руб. коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.

На увеличение ресурсной базы банков направлен ряд решений Банка России. Расширен ломбардный список Банка России для обеспечения дополнительных возможностей рефинансирования кредитных организаций. В него включены 27 субфедеральных и корпоративных ценных бумаг. Увеличены сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселя, поручительства, права требования). Установлено, что по кредитам на срок от 181 до 365 календарных дней, обеспеченным активами, в том числе "нерыночными активами", процентная ставка составляет 13 процентов годовых.

Будет усилен контроль за реализацией мероприятий по предупреждению банкротства и ходом процедур банкротства небанковских финансовых организаций в целях создания возможности для сохранения активов и максимизации удовлетворения требований кредиторов, включая физических лиц.

Срок исполнения обязательств по биржевым облигациям продлен с одного года до трех лет. Разрешен выпуск биржевых облигаций не только открытыми акционерными обществами, но и другими хозяйственными обществами, а также госкорпорациями.

В целях повышения доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора Правительство предприняло целый ряд мер.

Так, усилен контроль за работой органов управления банков, получивших средства государственной поддержки, включая субординированные кредиты. В такие банки назначены уполномоченные представители Банка России. Контроль будет осуществляться по вопросам размера кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления кредитной организации.

 

4.4. Основные направления влияния кризиса банковской системы России на реальный сектор

Сегодня реальный сектор экономики России переживает глубочайший спад. Производство в реальном секторе экономики сокращается из-за сжатия платёжеспособного спроса, уменьшения реальной денежной массы, высоких кредитных ставок, прекращения кредитования, высоких тарифов на электроэнергию, газ и воду.

Нерентабельными оказались целые отрасли промышленности - металлургия, машиностроение, обработка древесины, производства строительных материалов, текстильное и швейное, кожи и обуви, целлюлозно-бумажное, химическое, резиновых и пластмассовых изделий.

Начавшись в финансовом секторе, нынешний кризис губит как раз не финансовые капиталы, а реальные производства, доходность в которых ниже доходности в сфере финансовых спекуляций. Тем самым углубляется фундаментальная причина кризиса, а именно - колоссальное перенакопление капитала, не соответствующее реально произведенным ценностям.

Наиболее полное влияние финансового кризиса на реальный сектор экономики отражается через его взаимодействие с банками. Ситуация на рынке бизнес-кредитов остается актуальной. Некоторые предприятия только планируют взять кредит в качестве нового клиента банка, других волнуют вопросы использования своих кредитных линий.

Многие компании, которые еще совсем недавно активно использовали банковские кредиты, в условиях финансового кризиса столкнулись с проблемой поиска источника финансирования своей деятельности. Многие руководители предприятий сейчас находятся в поиске источника денежных средств не столько на развитие, сколько на поддержание собственного бизнеса и одним из выходов из этой ситуации является кредитование, которое для многих становится недоступным.(12)

В нынешних условиях проблемы возникают как у малого, так и у крупного бизнеса. Однако у каждого сегмента в настоящей ситуации есть как свои преимущества, так и слабые места. Так, малый бизнес в силу своего масштаба является более мобильным и гибким, что позволяет оперативно менять модель ведения бизнеса и таким образом подстраиваться под новые условия. Кроме того, исторически малый бизнес в России развивался в основном за счет собственных средств, не имея широкого доступа к кредитным ресурсам, что создало определенную финансовую независимость от внешних источников заимствования, в частности от банковского кредита. В пользу крупных предприятий играет все еще сохраняющийся доступ к финансированию в силу сформированных годами партнерских отношений с банками. Значимость таких предприятий для экономики страны также неизбежно вовлекает государство в решение ряда их проблем.

Но, казалось бы, найдя решение, сталкиваешься с новой проблемой: на данный момент получить кредит не так-то просто. Именно проблемы на кредитном рынке являются одной из основных характеристик кризиса, который сейчас развивается в мировой экономике. Деньги для бизнеса сильно подорожали, а о привлечении иностранных заемных средств уже не может быть и речи - рефинансировать уже полученные кредиты дорого и сложно. Также ужесточились сами условия выдачи кредитов (ставка по кредиту - редко ниже 18 - 20%, а то и выше) и сократилось их предложение. Основной причиной этому явилось невыполнение заемщиками обязательств по уже выданным кредитам.(25)

Сейчас банки оценивают каждого кредитора отдельно, тщательно анализируя его платежеспособность и финансовое положение и, требуют больший объем информации о заемщике, предприятии, обязательно составляют сложные финансовые схемы поведения кредитора на длительный период времени в различных условиях развития.

Ужесточение условий выдачи кредитов повлекло неисполнение обязательств между контрагентами. Поэтому, в связи с ростом дебиторской задолженности и вынесением банками неприемлемых условий кредитования предприятие вынуждено пересмотреть условия продаж, что в свою очередь влечет снижение объемов продаж.

В такой ситуации предприятие не может выполнять намеченный объем производства и получить необходимую прибыль. Реальное падение объемов на некоторых российских предприятиях уже составило более 30%.

За осень 2008 г. процентные ставки по кредитам выросли на 3-4%. Также резко изменились условия кредитования:

1) вырос дисконт по залогам: с 30% до 50%;

2) изменилось отношение к видам залогов (ТМЦ как вид залога для многих кредитных организаций является неприемлемым);

3) изменились сроки краткосрочного кредитования, с 1,5 до 1 года.

Однако, как утверждают сами банкиры с формальной точки зрения, подходы и требования к корпоративным клиентам не изменились. Качественно изменились риски, связанные с финансированием корпоративного бизнеса в целом. Длинные кредиты, например, исчезли не только по причине нехватки ликвидности, но и в связи с невозможностью в некоторых случаях построения долгосрочных прогнозов, в связи с тем, что участились задержки выплат по кредитам, так как финансовый кризис значительно ухудшил платёжную дисциплину организация, в результате чего растет просроченная ссудная задолженность.

Однако, некоторым компаниям финансовый кризис сыграл на руку, так как произошел не только обвал на фондовом рынке, но и произошли изменения расклада сил на рынке и появления новых лидеров. Ими могут стать компании, которые наиболее эффективно управляют своими финансами. Наиболее правильная реакция на кризис - поиск новых возможностей для развития бизнеса.

Так, например, у многих компаний появился шанс реализовать свои инвестиционные программы с меньшими затратами (за счет снижения стоимости строительных материалов и рабочей силы). Сейчас можно более эффективно решать кадровые вопросы, так как на рынке появились квалифицированные специалисты без завышенных зарплатных ожиданий. Есть варианты с покупкой падающих в цене активов, в частности акций добывающих и перерабатывающих компаний. Наконец, финансовый кризис позволяет снижать долговую нагрузку, в частности, за счет обратного выкупа существенно подешевевших облигаций. Есть и другие варианты усиления рыночных позиций во время экономического кризиса. Правда, для всего этого нужны деньги.

В условиях растущей экономики большинство компаний предпочитали реинвестировать финансовые ресурсы, причем для реализации амбициозных программ развития активно использовались кредитные средства. Сейчас бизнесу нужно учиться управлять финансами в новых условиях: роста стоимости финансовых ресурсов и сокращения доступности денег. В итоге популярные ранее методы долгового финансирования снижают свою актуальность. Привлечение ресурсов через фондовый рынок также в значительной степени затруднено: именно биржи как инструмент привлечения инвестиций пострадали от кризиса в наибольшей степени. Можно ожидать, что в ближайшие несколько лет наиболее серьезную динамику роста покажут прямые инвестиции.

Для решения вопроса необходим общественный договор государства с банками: государство оказывает помощь и принудительно доводит лимиты кредитования жизнеобеспечивающих отраслей и населения, а банки берут добровольное обязательство быть инструментом проведения государственной политики, осознанно неся риски в период турбулентности.

Что касается реального сектора, так он уже начал в полной мере ощущать влияние кризиса и сжиматься под воздействием уменьшения спроса, ограничения доступа даже к оборотным средствам; резко повысились взаимные неплатежи и товарные запасы на складах, массово начались переходы на режим неполной загрузки вплоть до остановки производства с сокращением численности работающих.

Не стоит забывать сейчас и о проблемах регионов, так как меры, принятые правительством, направлены на поддержку наиболее крупных государственных и частных корпораций и банков, однако значительную часть в ВВП субъектов составляет продукция именно средних жизнеобеспечивающих предприятий, дающих значительную часть региональных налоговых поступлений и не попадающих в выбранную схему стабилизации. Предложенная технологическая модель «дорожной карты» может быть клонирована на региональном уровне через предоставление субъектам Федерации субсидий федерального бюджета для дальнейшего рефинансирования наиболее значимых региональных предприятий.

Однако, резкое изменение условий создает не только проблемы, но и большие возможности по наращиванию конкурентных преимуществ, захвату и созданию новых рынков - как в России, так и за ее пределами. Наша страна обладает большими золотовалютными резервами и мощной сырьевой экономикой, которая дает шанс побороться за максимальную долю от мирового финансового рынке путем создания мирового финансового центра в Москве и превращения рубля в одну из резервных валют. (24)

Наведение федеральными властями порядка в банковском секторе, способствующем оздоровлению кредитной политики. Предоставление налоговых льгот, включая налоговый кредит предприятиям, осуществляющим активную инвестиционную и инновационную политику.

В сложившейся ситуации наиболее действенным механизмом поддержки организации может служить освобождение от обязанности уплаты отдельных налогов и сборов на определенный период.

В нынешних условиях многие видные экономисты считают необходимым:

·   смягчение кредитной политики банков по обеспечению заемными средствами;

·   удержание процентных ставок по ранее выданным и по выдаваемым кредитам на уровне прошлого года;

·   снижение дисконта по залогам;

·   увеличение срока действия кредитных договоров;

·   для предприятия, основной производственной деятельностью которого является переработка, необходимо положительное решениеправительства по снижению ставки по НДС и рассрочки его уплаты, что позволит каждому предприятию пополнить оборотные средства.

·   выделение из налогооблагаемой базы прибыли средств, направленных на техническое перевооружение;

·   государственное кредитование со ставкой менее 8%, что маловероятно.

Так же можно порекомендовать, руководителям предприятий обратить внимание на различные возможности для получения более дешевых кредитов. К таковым, в частности, относятся залоговые займы (под акции, недвижимость), которые даже сейчас позволяют получать ресурсы под 12-16% годовых. Кроме того, основной риск, который уже в полной мере ощутили на себе некоторые крупные отечественные бизнес-группы, -требование дополнительного обеспечения под обесценивающиеся залоги (ценные бумаги, дешевеющая недвижимость и пр.). Руководителям следует обратиться к нетрадиционным формам обеспечения, например, к экспортной выручке. При наличии долгосрочных контрактов риск требований дополнительного обеспечения становится более прогнозируемым и менее вероятным.

Таким образом, перечисленный комплекс мер позволит нормализовать кредитные взаимоотношения, сложившееся между банковским и реальным секторами экономики, что снизить последствия от мирового финансового кризиса.

 

5. Взаимодействие банковского и реального секторов экономики

5.1. Влияние кризиса банковской системы на основные отрасли реального сектора экономики России

Банковские кризисы имеют свои специфические особенности:

1) В отличие от циклических экономических кризисов, обусловленных непосредственно специфическими особенностями воспроизводства промышленного капитала, банковские кризисы не носят циклического характера. Отражая продолжение процесса производства в сфере обращения и, ввиду этого, будучи связанными с воспроизводством промышленного капитала, они, в отличие от циклических кризисов, в большой степени связаны с психологией субъектов финансового рынка (доверие или недоверие к правительству, центральному и коммерческим банкам).

2) Существенное значение для возникновения и прохождения банковских кризисов имеют недостатки в управлении деятельностью банков и банковских холдингов со стороны не только банковских менеджеров разных уровней, но и государственных структур, регулирующих банковскую деятельность, а также центральных банков.(30)

В 2017 году экономика Российской Федерации, по оценкам Правительства, официально вышла из кризиса. Однако аналитики называют рост неустойчивым, тем более что к концу года он ощутимо замедлился. Если во втором квартале ВВП увеличился на 2,5%, то в третьем — только на 1,8%. По итогам года экономика выросла только на 1,4%, что значительно ниже спрогнозированных Минэкономразвития 2,1% роста.

Торможение в последнем квартале даже породило опасения, что Россия снова входит в рецессию, не успев толком из нее выйти. Промышленность вызвала самую большую обеспокоенность, снизившись в ноябре на 3,6% (максимальный спад с октября 2009). Вызывали тревогу и другие тенденции, которые из 2017 перешли в 2018 год. Прежде всего, это непрекращающееся сокращение реальных доходов населения, которое продолжается даже несмотря на номинальный рост зарплат и рекордно низкую инфляцию. Хотя в начале прошлого года экономисты ожидали, что в 2017 доходы вырастут на 1,6%, по данным Росстата за прошлый год, они упали на 1,7%. Получается, что небольшой рост ВВП, если даже он есть, население на себе не почувствовало.

C 1 января 2018 Резервный фонд прекратил свое существование и был присоединен к Фонду национального благосостояния. Теперь все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета направляются в ФНБ, который станет источником финансирования дефицита бюджета в случае резкого падения доходов, а также со-финансирования добровольных пенсионных накоплений.

В 2018 году рост ВВП России ускорился до 2,3%, что превзошло ожидания Минэкономразвития РФ, говорится в докладе «Картина экономики. Январь 2019 года», опубликованном на сайте министерства. Рост ВВП отмечался, а таких отраслях, как добывающая промышленность, транспортировка и хранение, строительство, финансовая и страховая деятельность. Вклад сельского хозяйства был слабо отрицательным.

Почувствовали ли на себе россияне рост экономики в 2018 году — большой вопрос. А вот что точно не осталось незамеченным — это рост тарифов и акцизов.

Российский банковский сектор в 2020 году показал в целом очень высокие темпы роста. Прирост активов в номинальном выражении составил 16,8% и на 11,6% в реальном выражении. Для сравнения, за аналогичный период 2015-2019 годов прирост активов в реальном выражении не превышал 6%. Высокие темпы прироста активов в 2020 году в значительной степени связаны с мерами поддержки экономики из-за коронавируса, а также с долговым финансированием дефицита бюджета.

Темпы прироста розничного кредитования в 2020 году существенно замедлились. В январе-ноябре прирост реального розничного кредитования составил 12,8%. Для сравнения, за 11 месяцев 2019 и 2018 годов прирост составил 17,4% и 20,9% соответственно. Таким образом, в текущем непростом году кредиты населению росли несколько медленнее, чем в прошлом, но это во многом обусловлено слабым результатом перового полугодия. Во втором полугодии темпы роста розничного кредитования заметно выросли, и сейчас находятся на уровне лучших месяцев последних трех лет. По мнению экспертов РИА Рейтинг, темы прироста розничного кредитования в декабре будут достаточно высокими из-за предновогодних покупок, а также из-за продолжения бума на рынке ипотеки.

Пассивная база российского банковского сектора в 2020 году характеризовалась достаточно высокими реальными темпами прироста средств корпоративных клиентов и умеренным приростом вкладов физических лиц. Объем средств на счетах корпоративных клиентов за 11 месяцев вырос в реальном выражении на 11%, а прирост вкладов населения составил +2,1%. В 2019 году, напротив, вклады населения росли быстрее корпоративных средств (6% против 3,5%). Таким образом, в банковской системе в текущем году наблюдается замещение средств населения деньгами корпоративных клиентов. Невысокие темпы прироста вкладов населения можно объяснить двумя факторами. Во-первых, в период пандемии коронавируса из-за дистанционной работы и ограничений многие столкнулись с сокращением своих доходов. Во-вторых, из-за снижения процентных ставок по вкладам население активно ищет альтернативные способы сбережения (страхование жизни, фондовый рынок, недвижимость и прочие способы).Ситуация с отзывом банковских лицензий в 2020 году была намного спокойнее, что отчасти связано с пандемией. С начала года по состоянию на 30 декабря было отозвано лишь 16 лицензий у кредитных организаций и НКО и 42 организаций лишились лицензии добровольно. Для сравнения, в 2019 году принудительно лицензий лишились 28 банков, а в 2018 году – 60, а до этого в рекордные года отзывалось более 100 лицензий в год. При этом суммарный объем активов банков, принудительно лишенных лицензии в 2020 году, по оценкам аналитиков РИА Рейтинг, составил всего 54 миллиардов рублей. Для сравнения, в 2019 году эта величина была 118 миллиардов рублей, а в 2018 году 0,5 триллиона рублей.

Подводя итоги уходящего года, эксперты РИА Рейтинг отметили ключевые тенденции банковской системы.

1) Первым и главным итогом 2020 года для финансового сектора стал тот факт, что катастрофы не произошло, хотя предпосылки для этого были. Пандемия коронавирусной инфекции оказала огромное влияние на все аспекты жизни. Для сдерживания нового вируса были объявлены беспрецедентные меры, в числе которых нерабочие дни, ограничения по передвижению населения, а также закрытие значительной части предприятий. Также стоит отметить, значительное влияние коронавируса на фондовый рынок и товарный рынок. В момент введения основных ограничений фондовый рынок просел почти на 30%, а нефть торговалась по отрицательным ценам. На этом фоне в конце первого и начале второго квартала было много апокалиптических прогнозов, в том числе касавшихся банков, однако российские банки работали стабильно, прибыль хоть и снижалась в отдельные месяцы, но в целом была не плохой, отзывов лицензий стало даже меньше, а фондовый рынок быстро восстановился. Таким образом, для банков пока все складывается неплохо, но, возможно, часть проблем (резервы) проявятся в 2021 году.

2) Еще одним достаточно важным событием для банковского сектора стало снижение ключевой ставки до исторического минимума (4,25%). В 2020 году ключевая ставка снижалась 4 раза, и одно из снижений было сразу на 1 процентный пункт. Таким образом, в 2020 году продолжилась тенденция, начатая в середине 2019 года. Стоит отметить, что снижения ставки, по мнению экспертов РИА Рейтинг, стало способом монетарных властей поддержать экономику и финансовый сектор во время пандемии. При этом снижение ставки произошло с некоторым авансом, так как инфляция в конечном итоге превысила целевой уровень. Скорее всего, в 2021 году Центробанк РФ не будет предпринимать резких шагов, и ставка останется на текущем уровне. В целом экономике и банкам пора привыкать жить при текущем уровне ставок, так как это, скорее всего, станет новой реальностью на долгий период.

3) Помимо снижения ставки рефинансирования, в 2020 году достаточно широко применялись и другие программы поддержки экономики на фоне пандемии. Примечательно, что именно банки выступили основными каналами этой помощи. В апреле-мае был экстренно разработан план мер поддержки, в том числе посредством предоставления кредитов для выплаты заработной платы, а также субсидирование иных процентных ставок. Эти пункты оказали сильное влияние на банковский сектор и определили динамику кредитования и активов в целом. В предыдущие кризисы помощь, как правило, получали только крупнейшие предприятия, зачастую через специальные фонды или напрямую из бюджета, теперь же роль банков была намного больше, а помощь полагалась и крупным, и средним, и малым, и даже микропредприятиям. Пока эффект оценивать достаточно сложно, но можно предположить, что такой механизм (через банковские кредиты) поддержки экономики является более эффективным и справедливым. Еще одна роль банков, которая заметно усилилась в коронакризис – это поддержание рынка ОФЗ. Минфин осуществил значительную эмиссию гособлигаций для финансирования дефицита бюджета в 2020 году, и российские банки стали основными покупателями этого долга. Это во многом говорит об общей устойчивости и развитости российской финансовой системы.

4) 2020 год стал годом бума ипотечного кредитования, что отчасти также было следствием коронавируса. Стремительный рост ипотеки был обусловлен субсидированием процентных ставок на первичном рынке, что подразумевало поддержание строительной отрасли. Субсидирование процентных ставок по ипотеке, при достаточно низких процентных ставках по вкладам, стало «спусковым крючком» ипотечного бума. Объем заключенных договоров январь-ноябрь превысил 1,5 миллиона единиц, а сумма кредитов – 3,7 триллиона рублей. Для сравнения, в удачном 2019 году было 1,3 миллиона договоров на 2,5 триллиона рублей. Стоит отметить, что росло не только кредитования первичного рынка жилья, ипотека на вторичном рынке показывала почти такие же высокие темпы роста. Обращает на себя внимание, что существенно выросла средняя сумма кредита, что потенциально говорит о заметном росте доступности жилья, однако вместе с тем выросли и цены на квадратные метры. Как итог рост цен на недвижимость во многих регионах в значительно степени съел эффект от улучшения условий по ипотеке, а квадратные метры станут заметно доступнее только при радикальном росте предложения, то есть при увеличении темпов нового строительства.

5) Еще одним достаточно важным итогом стало понимание неизбежности дальнейшей цифровизации финансовых услуг. В условия пандемии многие люди буквально были заперты в своем жилье, а для части граждан ограничения действуют до сих пор. При этом платежи по кредитам не отменялись, оплата ЖКУ должна производиться в срок, страховки необходимо продлевать и так далее. В конечном итоге заметно выросла популярность безналичных и дистанционных платежей, а банковские приложения осваивают буквально все, даже кто раньше сопротивлялся против таких новаций. На фоне развития этой тенденции возникает вопрос, будут ли банки масштабно строить свои экосистемы, или это останется уделом нескольких лидеров. Кроме того, на фоне роста цифровизации заметно активизировалось обсуждение темы «цифрового рубля», пока это еще далекий проект, но интерес к нему ощутимо возрос. В целом пандемия значительно продвинула внедрение цифровых услуг на рынке.(23)

 

 

Банковская реформа в России была проведена в несколько этапов.

Первый этап приходится на период с 1987 по 1988 год. В данный период времени происходит разукрупнение Государственного банка и реорганизация деятельности трех банков.

 Создается совершенно новая система банков, которая состоит из: Государственного банка СССР;

Пяти государственных банков.

Данными банками стали такие банки, как Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Внешэкономбанк, а также Сберегательный банк СССР. Они были созданы для того, чтобы обслуживать конкретные народнохозяйственные комплексы, а также население. Помимо этого, в данный период реформирования началось становление совершенно новых банков, которые являлись коммерческими и корпоративными. Положительными результатами проведения реформы на данном этапе стали:

· Переход к совершенно новой банковской системе;

· Желание разделить эмиссионные и кредитные функции Государственного банка;

· Появление коммерческих банков. Это подорвало централизм, который существовал в управлении банковской областью, а также ликвидацию монополии государства на появление банковских структур;

· Изменения, которые произошли в кредитном механизме. Так, вместе с банковским кредитом, начал использоваться и коммерческий кредит;

·  Возникли совершенно новые виды обслуживания клиентов, такие как факторинг.

· Начали развиваться рыночные структуры, такие как биржи, посреднические организации, совместные предприятия и многое другое.

Но, не смотр на это, банковская реформа на первом этапе своего проведения не получила тех итогов, которые от нее все ожидали.

 Второй этап банковской реформы приходится на период, начиная с 1988, и заканчивая 1991 г. В данный период продолжался активный процесс появления коммерческих банков. В программе перехода к рынку было сказано о том, что банковской системе срочно необходима дальнейшая реорганизация. Помимо этого необходимо создать высокоэффективную двух ярусную систему, которая будет состоять из Государственного банка и коммерческих банков, в которые необходимо преобразовать появившиеся в 1987 году специализированные банки. На верхнем уровне необходимо решать вопросы, связанные с проведением политики государства в сфере денежного обращения и кредита. (14)

Третий этап банковской реформы приходится на начало 90-х годов. В связи с распадом СССР появилась необходимость в создании своих собственных банковских систем, которые будут располагаться на территории бывших республик СССР.

В 1991 года в связи с тем, что произошло образование Российской Федерации как отдельного государства, произошло и формирование новой структуры банковской системы.

Данная системы стала двухуровневой. На первом уровне располагался Центральный банк Российской Федерации, а именно Банк России, а на втором уровне коммерческие банки.

Результаты банковской реформы в России Основными результатами реформы банковской системы стали:

· Оживление национальной экономики, которое началось благодаря увеличению мировых цен на энергоносители;

· Невысокая доходность и активность торгов на финансовых рынках; Общесистемный дефицит финансовых ресурсов;

· Изменения обязательств банков; Сосредоточение банковского капитала и перераспределение областей влияния крупнейших банков, а также появление совершенно новых банков из-за ликвидных и доходных активов "старых". Появились такие банки как Сбербанк РФ, Альфа-банк и многие другие;

· Усовершенствование государственного осуществления всей банковской деятельности. Так, современная банковская система появилась в результате реформирования монобанковской системы во времена существования СССР.

Заключение

Банки в наше время играют огромную роль в жизни государства, людей, отдельного человека. Без них невозможно представить действительность, именно поэтому негативные явления, возникающие в данной сфере имеют столь огромное значение, их предотвращение является важнейшей задачей не только для локального банковского уровня, но и для правительства.

Банковский кризис определяется ростом задолженностей по кредитам, неспособностью эффективно выполнять свои функции, увеличением убытков из-за их долгов, потерей вкладчиков. Причины банковских кризисов различны и, тем не менее, их можно подразделить на микро- и макро-экономические. Первая категория характеризуется неправильным, низкоэффективным управлением банком: непродуманная банковская политика; неудачная организация управления; недостаточно квалифицированные кадры; чрезмерные риски. Кризисы второй категории могут даже не зависеть от банковского сектора. Неудачные экономические реформы правительства; «мыльные пузыри» в банковской сфере, на рынке недвижимости и ценных бумаг; уменьшение инвестиций; рост государственного долга; резкие изменения курса валют и ставок процента. С первыми проблемами банк может справиться сам, а для решения вторых, как правило, необходимо вмешательство государства. Хотя, по сути, без правительственных преобразований нельзя говорить о стабильности в банковском секторе.

Выделяют несколько типов банковских кризисов:

- К первому относятся мелкомасштабные кризисы, которые действуют на уровне малого числа банков.

- Ко второму кризисы, оказывающие более разрушительные последствия и действующие уже на макроуровне.

- Третий тип - это крупномасштабные банковские кризисы, охватившие всю банковскую сферу.

Мелкомасштабные кризисы, на мой взгляд, очищают банковский рынок от сомнительных, неэффективных банков «однодневок». Можно сказать, что здесь работает конкуренция или даже закон Дарвина, который гласит: «Выживает сильнейший». Я думаю, такого рода кризисы могут оказывать благотворное влияние на экономику, ведь доверие вкладчиков банки заслуживают проверяясь временем и способностью справляться с трудностями. Другие два типа банковских кризисов нельзя отнести к разряду «благоприятных», они причина инфляции, падения уровня жизни населения, крушения рынков, бюджетно-финансовой дестабилизацией. Чтобы ликвидировать их последствия государству приходится затрачивать огромные финансовые средства, часто у страны нет таких финансовых резервов и оно вынуждено брать международные кредиты.

Для России банковские кризисы не являются новинкой, наша страна уже не раз сталкивалась с ними. Впервые в годы Первой Мировой войны. По моему мнению, это можно было предвидеть. Реформы, перестройка всей системы, не только банковской, государственный долг, огромные ресурсы шли на ведение войны, на подавление революции внутри страны. Все было разрушено и отстроено заново. Тяжелыми были и 90е гг. Многие банки обанкротились, среди них были и те, которые пользовались практически безграничным доверием вкладчиков. Люди испугались за свои деньги, ведь почти ни у кого в стране не было «финансового излишка», который можно положить на сбережение. Цена рубля падала буквально каждый день, а стоимость на товары непомерно росла. Потребовались значительные усилия ЦБ РФ и правительства преодолеть разруху в стране, после банковских кризисов. В 21 веке наша страна столкнулась с несколькими кризисами и благодаря своевременной и грамотной политике государства, Россия понесла не слишком большие потери в банковском секторе.

Для борьбы и прогнозирования банковских кризисов существует особая, комплексная программа, называемая кризис-менеджмент. Особое место здесь занимает диагностика кризисной ситуации, анализ полученной информации, разработка антикризисной политики банка, все это помогает ликвидировать последствия кризиса, а, иногда, если можно предсказать кризис, существует шанс избежать его или хотя бы смягчить последствия его разрушений.

Таким образом, банковские кризисы является частью современной действительности, от которой невозможно скрыться. Задачей банковского руководства и руководства страны является грамотная политика, прогнозирование и диагностика кризисов, своевременная реакция.

 

Список литературы

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru

2.  Министерство финансов РФ http:// www.minfin.ru/ru/,Центральный банк РФ http:// www.cbr,ru/,

3. Министерство труда и социальной защиты РФ http://www.rosminurud,ru/,

4.  Министерство экономики и развития РФ http://www.economy.gov ru/ и др
5. Агеева, Н. А. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие / Н.А. Агеева. - М.: РИОР, Инфра-М, 2018. - 160 c.
6. Андрюшин, С. А. Банковские системы / С.А. Андрюшин. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2016. - 243 c.
7. Банковская система в современной экономике. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2016. - 242 c.
8. Банковские операции. Учебное пособие. Часть 1. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 96 c.
9. Банковское дело. Учебник. - М.: Юрайт, 2017. - 163 c.
10. Банковское дело. Экспресс-курс. - М.: КноРус, 2017. - 206 c.
11. Батракова, Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка / Л.Г. Батракова. - М.: Логос, 2017. - 79 c.
12. Богомолова Банки И Банковское Дело. Ч.1 / Богомолова. - Москва: Гостехиздат2017. - 91 c.
13. Бурдина, А. А. Банковское дело / А.А. Бурдина. - М.: МАИ, 2016. - 96 c.
14. Бухгалтерский учет в коммерческих банках (в проводках). Учебное пособие. - Москва: Мир2017. - 72 c.
15. Голикова, Ю. С. Организация деятельности Центрального банка. Учебник / Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 111 c.
16. Горелая, Н. В. Организация кредитования в коммерческом банке / Н.В. Горелая. - М.: Форум, Инфра-М, 2016. - 208 c.
17. Деньги, кредит, банки и денежно-кредитная система: тесты, задания, кейсы. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2018. - 111 c.
18. Деньги, кредит, банки. Денежный и кредитный рынки. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 220 c.
19. Деньги, кредит, банки. Шпаргалка. - М.: РИОР, 2016. - 96 c.
20. Казимагомедов, А. А. Банковское дело. Организация и регулирование / А.А. Казимагомедов. - М.: Академия, 2016. - 272 c.
21. Крюков, Р. В. Банковское дело и кредитование / Р.В. Крюков. - М.: А-Приор, 2017. - 236 c.
22. Лаврушин, Олег Иванович Банковские риски / Лаврушин Олег Иванович. - М.: КноРус, 2019. - 71 c.
23. Основы банковского дела. - М.: КноРус, 2018. - 199 c.

24. Отв. Жуков Е.Ф. Банковское дело в 2 ч. Часть 1. Учебник для СПО / Отв. - Е.Ф. Жуков, Отв. - Ю.А. Соколов. - Москва: Машиностроение, 2016. - 178 c.
25. Павлов, А. В. Основы организации безопасности банков / А.В. Павлов. - М.: Academia, 2019. - 128 c.
26. Петров, М.А. Банковское дело / М.А. Петров. - М.: Рид Групп, 2019. - 244 c.
27. Печникова, А. В. Банковские операции / А.В. Печникова, О.М. Маркова, Е.Б. Стародубцева. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 192 c.
28. Попова, И. В. Финансы, денежное обращение и ипотека. Учебное пособие / И.В. Попова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 175 c.
29. Развитие банковского сектора России в условиях глобальной турбулентности. - М.: Русайнс, 2017. - 188 c.
30. Секерин, Владимир Дмитриевич Банковский менеджмент. Учебник / Секерин Владимир Дмитриевич. - М.: Проспект, 2016. - 134 c.
31. Сплошнов, С. В. Банковский розничный бизнес. Учебное пособие / С.В. Сплошнов, Н.Л. Давыдова. - М.: Вышэйшая школа, 2019. - 259 c.

 

Похожие работы на - Кризис банковской системы страны и его влияние на реальный сектор экономики России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!