Особенности возникновения и развития СЭЗ в Китае

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2020-12-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности возникновения и развития СЭЗ в Китае

 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение  высшего образования 

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» 

 

 

Факультет экономики торговли и товароведения 

Кафедра международного бизнеса и таможенного дела 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

 

по дисциплине «Таможенное регулирование в свободных экономических зонах» 

 

на тему «Особенности возникновения и развития ОЭЗ в Китае» 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила 

Студентка 5 курса группы 26Д-ТА-07/16 

очной формы обучения 

факультета экономики торговли и товароведения 

Антонян Д.Г. 

 

Научный руководитель: 

 Панина Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2020

Содержание

 

 

Введение. 3

1. Теоретические основы создания и функционирования СЭЗ в мире…………..5

1.1 Понятие и виды СЭЗ в мире…………………………………………………….5

1.2 История создания СЭЗ в мире…………………………………………………10

2. Особенности создания и развития особых (свободных) экономических зон в Китае………………………………………………………………………………...13

2.1 Система управления особыми экономическими зонами в Китае…………...13

2.2  Виды СЭЗ в Китае (Зоны новых и высоких технологий (ЗНВТ),  Свободные таможенные зоны (СТЗ) и Зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС))…………………………………………………………...15

3. Опыт создания и функционирования СЭЗ в Китае на примере Китайской (Шанхайской) экспериментальной зоны………………………………………….19

3.1 Китайская (Шанхайская) экспериментальная зона свободной торговли…...19

3.2 Перспективы развития СЭЗ в Китае…………………………………………..21

Заключение. 25

Список литературы.. 27

 

Введение

Создание особых экономических зон (далее - специальные экономические зоны) - это инструмент диверсификации экономики, улучшения партнерских отношений между государством и предпринимателями, восстановления экономики и повышения конкурентоспособности.

В основном импортируются продукты питания и потребительские товары, а экспорт используется в основном для продажи сырья и топлива. Это тормозит развитие большинства секторов экономики и отрицательно сказывается на экономической безопасности страны.

Актуальность исследования предопределена процессом развития особых экономических зон, их стремительным ростом в современном мире и возрастающим значением в международных экономических отношениях. Процесс создания ОЭЗ во всем мире, это процесс глобализации. Развитие ОЭЗ служит механизмом становления и функционирования макроэкономики, вовлекая все государства в активную экономическую политику.[6,158]

До сих пор создание особых экономических зон было эффективным направлением регионального экономического развития, но основное внимание уделялось решению конкретных экономических задач и реализации стратегических планов и проектов. В последнее время особые экономические зоны стали неотъемлемой частью мировой экономики. В мировой практике существует множество их разновидностей, от обычных промышленно-производственных зон в развивающихся странах, до технопарков и технополисов в экономически развитых странах.

Особые экономические зоны существуют в более 120странах мира, стимулируя в этих странах рост экспорта и, что не маловажно, занятости населения.

Сегодня во всем мире по разным оценкам около 3000ОЭЗ. Изучение ОЭЗ по территории, их географическая дифференциация в наши дни становится все более актуальным. Экономико-географическое размещение ОЭЗ очень сложный процесс, имеющий свои особенности и сложную структуру.

Объект исследования - особые экономические зоны.

Предмет исследования – особенности развития ОЭЗ в Китае на современном этапе.

Целью работы является анализ особых экономических зон, изучение территориальной дифференциации и особенностей размещения особых экономических зон  в Китае.

Для решения поставленной цели исследования нужно решить следующие задачи:

1)   раскрыть сущность особой экономической зоны;

2)   рассмотреть классификацию ОЭЗ в Китае

3)   выявить особенности развития ОЭЗ в Китае

4)   проанализировать деятельность ОЭЗ в Китае

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в дальнейшем развитии ОЭЗ в современные экономики.

Курсовая  работа основывается на комплексном применении общих когнитивных методов, частнонаучных методов познания. В частности, используются методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, исторические, описательные, сравнительно-правовые, формально-юридические и нормативно-юридические методы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В Китае в 1980 году были созданы четыре похожих СЭЗ. Они были созданы для того чтобы  протестировать инновационную политику. СЭЗ планировали использовать в отдаленных районах Китая. Эти районы расположены в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу (провинция Гуандун) и Сямыне (провинция Фуцзянь).

Когда китайская экономика открылась для международной торговли и инвестиций, особые экономические зоны достигли немедленных результатов. В 1981 году на четыре зоны экспортной обработки приходилось 60% прямых иностранных инвестиций в Китай и 51% прямых иностранных инвестиций в Шэньчжэнь, а на остальные регионы приходилось около 3% от общего объема прямых иностранных инвестиций в стране.

Три года спустя на зону свободной торговли по-прежнему приходится 26% всех иностранных инвестиций, получаемых от правительства. К концу 1985 года 20% всех прямых иностранных инвестиций (примерно 1,2 миллиарда долларов) присутствует. Из четырех экспортных регионов китайские инвестиции в зону свободной торговли более важны, чем иностранные. Самое главное, что они используется в мостах и ??компаниях.

Рабочие места стали получать в 14-ти отдаленных частях Китая, когда стал наблюдаться прирост создания первой экспортной зоны переработки. [14,15]

Быстрый рост экономики Китая в три с половиной десятилетия не имеет аналогов во всем мире. После проведения Китаем политики открытия и реформ в 1978 году ВВП Китая рос в среднем на 9% в год, объем экспорта государства увеличивался быстрее. Значительно вырос и показатель ВВП на душу населения.

В конце 2011 года мировой экспорт составил 18197 миллиардов долларов, из которых 10,4% пришлось на Китай.

В 2000 году международный экспорт Китая составлял 3,86%, а в 1978 году, когда начался обменный курс Китая, только 0,75%, то есть через 33 года государственный экспорт государства увеличился в 14 раз.

Открытый форум, начавшийся в 1978 году, превратился в беспристрастное пространство, призванное показать, где деловые предприятия могут улучшить отрасль. Обеспечьте безопасность в случае, если модификации будут сочтены неполными.

СЭЗ в Китае отличается от других свободных площадок в Азии тем, что имеет широкий спектр функций и охватывает большую территорию. СЭЗ имеет выгодное расположение - на поверхности Мирового океана. Открытие свободной зоны бизнеса в Шэньчжэне - самое важное решение, как и в Шэньчжэне недалеко от Гонконга. Опыт этого специального административного района Китай использовал для стимулирования экономического роста. С самого начала сочетание выгодного местоположения и выбора бизнеса привело к беспрецедентной доле на рынке.По мнению Вилфреда Лу, Вице-президента JURONG Consultants, «управление СЭЗ похоже на воспитание ребенка, необходимо постоянно поддерживать ее развитие, пока она не сможет эффективно работать самостоятельно».

Экономический рост Шэньчжэня положительный: с 1980 по 1984 год ВВП Шэньчжэня увеличился в 6 раз (58% годового роста ВВП), в то время как в Китае экономика растет. Просто «в 1,5 раза». Среди других СЭЗ экономический рост - это не просто «экономический рост». Но только в Шэньчжэне например, в Чжухае - 32%, в Шаньтоу - 9%, в Сямэне - 13%, с 2000 по 2010 год экономика Шэньчжэня выросла в 4,4 раза, а с 1979 по 2010 год - в 4852 раза (как Текущие цены) ВВП Шэньчжэня в 2010 году составил 146 миллиардов долларов, по состоянию на июль 2012 года Шэньчжэнь был назван 13-м по величине городом Китая с населением около 14 миллионов человек.

Новый производственный завод был основан в Шэньчжэне в 1996 году, компания специализируется на биотехнологии и химической промышленности, домашнем хозяйстве и производстве фармацевтического оборудования, медицинского оборудования, электроники, программного обеспечения, коммуникационного оборудования. 30 лет назад Китай был небольшим рыбацким городком, и его развитие продолжается [10.63]

В настоящее время одной из основных экономических реформ в Китае является «политика открытия», направленная на привлечение иностранных инвестиций в китайскую экономику за счет займов. Прямые инвестиции, партнерство с деловыми международными партнерами и сбор средств в специализированных областях (СЭЗ)

Основными задачами ОЭЗ являются:

- привлечение иностранного капитала, современного оборудования и технологии, управленческие навыки;

- увеличение доходов от экспорта;

- эффективное использование природных ресурсов;

- Использование сумм

- улучшение национального экономического развития

- производство транспортных "буферов" в Гонконге (1997 г.) и Макао (1999 г.);

- подъем иммигрантской столицы Китая;

- ускоренное развитие территорий в стране со всеми видами конкретных областей.

В настоящее время в Китае действует 6 СЭЗ, четыре из которых расположены на южном побережье страны:

СЭЗ Шаньтоу - (более 3000 проектов с иностранным капиталом в области нефтехимии, портовой и другой инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. 95% иностранных инвестиций поступают от китайских соотечественников из Гонконга, Тайваня, Сингапура).

СЭЗ Шэньчжэнь - более 17,5 тыс. компаний, 85% рынка Гонконга. Основные возможности: электротехника, энергетика, строительство школ, финансы, технологии.

СЭЗ Чжухай - (компания более с чем 4980 иностранными инвестициями, инвестиционные компании в сфере услуг, тяжелой промышленности, электрооборудования, строительства, порта и дороги опыт и др. 80% инвестиций из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура).

СЭЗ Сямэнь - (более 4150 компаний с иностранными инвестициями, 80% из которых - инвестиции из Тайваня, основные направления инвестиций - электроэнергетика, текстильная, пищевая, фармацевтическая промышленность).

СЭЗ Хайнань - (более 7320 компаний, общий объем инвестиционных обязательств - 22,3 млрд.).

Новый район Пудун (основан в 1990 году как часть Шанхая, имеет более 5400 рабочих мест в автомобилестроении, электрооборудовании, контрольно-измерительных приборах, средствах связи, связи, промышленности).

 

1.2 История создания СЭЗ в мире

 

Система управления СЭЗ выполняет следующие функции:

- специальный налог на иностранные инвестиции;

- большая независимость в международном сотрудничестве;

- экономические характеристики представлены в виде так называемых «четырех принципов»:

- конструкция в первую очередь рассчитана на привлечение

- использование иностранного капитала;

- основными экономическими формами являются китайско-иностранные совместные предприятия и партнерства, а также полностью иностранные предприятия;

- Разработка экспортно-ориентированной продукции;

- экономическая деятельность в первую очередь определяется рынком.

В СЭЗ используется система стимулов для привлечения иностранных инвестиций: [11,158]

- уменьшение ставок таможенных пошлин или отсутствие таковых;

- отсутствие импортных квот;

- либерализация или отсутствие валютного контроля;

- неограниченная репатриация прибыли;

- снижение ограничений на иностранную собственность;

- снижение бюрократических барьеров;

- развитая инфраструктура;

- упрощение административных правил с относительной независимостью местных плановых органов;

- прямой доступ к плановым структурам провинциального и центрального уровня;

- «налоговые каникулы». В отношении предприятий-резидентов СЭЗ применяются льготная ставка налога на прибыль и 5-летние «налоговые каникулы» с полным или частичным освобождением от уплаты данного налога (первые 2 года – налог не взимается, следующие 3 года – 50% от действующей ставки). До 2008 г. льготная ставка налога на прибыль составляла 15% (на других китайских предприятиях вне льготных зон - 33%).

Согласно, уведомлению № 39 Госсовета КНР «О переходной политике предоставления льгот в отношении налога на прибыль предприятий» от 26 декабря 2007 г. для предприятий-резидентов СЭЗ.С 1 января 2008 г. введен 5-летний переходный период на новые ставки указанного налога: в 2008 г. – 18%, 2009 г. – 20%, 2010 г. – 22%, 2011 г. – 24%, 2012 г. – 25%.

Эта политика применяется только к тем, кто зарегистрировался в СЭЗ до 15 марта 2007 г. и ранее пользовался 15 специальными налоговыми ставками.

Для «новых» публичных регистраций СЭЗ после 15 марта 2007 г., начиная с 1 января 2008 г., новая налоговая ставка для компаний по всем заявкам КНР составила 25%.

- налоговая скидка до 0% на производственные материалы;

- самостоятельность при приеме на работу и увольнении работников;

- повышенные нормативы на амортизационные отчисления;

- согласованные ограничения доступа на китайский внутренний рынок для товаров, производимых в зоне;[1,256]

- предоставление вида на жительство, разрешения на работу и налоговых льгот для иностранцев, работающих в зоне.

Каждая СЭЗ создается соответствующими нормативными актами, установленными правительством КНР. Конкретные аспекты их поведения регулируются особыми правилами и положениями, изданными на районном уровне законодательством штата.

Иностранные инвесторы, желающие вести бизнес в СЭЗ, должны соблюдать Правила ведения бизнеса - руководящие принципы внешней торговли соответствие требований Правилам работы СЭЗ

Подробная информация о форме иностранного разрешения в регионе, порядке создания компании с иностранным капиталом, информация, необходимая для регистрации государственных налогов, таможни, экспортных правил доступна на сайте и т. д.

Важно отметить, что система стимулирования деятельности иностранных инвесторов не в позиции регуляторов СЭЗ. Следует также учитывать, что с середины 1980-х гг. 54 региона промышленного развития и экономика государственного уровня, 15 регионов свободной торговли и 14 регионов бизнеса по всей провинции развиты в крупных городах и городских центрах Китая, где местные законы регулируют вопросы местных властей.

Нет никаких сомнений в том, что успешная китайская биржа и другие области приносят прибыль. По завершении создания СЭЗ в Китае иностранными экспертами, учитывая высокую стоимость, стабильность экономического роста, крупные вложения иностранного капитала желают, что касается региона, цены на сырьевые товары росли очень сильно, и уровень жизни населения в конечном итоге значительно повысился.

СЭЗ в КНР (помимо аналогичных региональных целей, характерных для других стран), как правило, представляет собой попытку влиять на рынок в контексте Расширение государственного членства. Один такой сдвиг в сфере недвижимости был признан ненужным в Китае и имел разрушительные последствия для людей и экономики в целом.

Особенность китайского опыта управления СЭЗ заключается в том, что СЭЗ - это больше, чем особая территория для современного Китая, способствующая развитию внутренних и внешних рынков, привлечению инвестиций, быстрому развитию определенных отраслей и т. д.

В СЭЗ Китая, как отмечают китайские экономисты, происходит формирование и распад почти всех последующих экономических моделей Китая 21 века.

 

 

 

2. Особенности создания и развития особых (свободных) экономических зон в Китае

 

2.1 Система управления особыми экономическими зонами в Китае

 

 

В Китайской Народной Республике с 1984 года действуют Зоны технико-экономического развития (ЗТЭР), количество которых к ноябрю 2010 года насчитывало 90 субъектов. На момент основания их численность равнялась 54, однако, по указанию Государственного совета страны было открыто еще 36 зон.

Средняя протяженность ЗТЭР составляет около десяти квадратных километров, преимущественно они сосредоточены в восточных регионах государства.

Основной функцией зон считается вызов заинтересованности у зарубежных спонсоров с целью развития производственной сферы. Для обеспечения этой задачи введен специальный налоговый режим, как в СЭЗ.

Наряду с этим, управляющие комитеты ЗТЭР имеют полномочия провинциальных правительств по утверждению инвестиционных разработок. Самой эффективной является деятельность Тяньцзиньской зоны, которая функционирует с 1984 года. [3,15]

Ее территория равна тридцати трем квадратным километрам, на которых расположено свыше 5000 организаций, имеющих совместный капитал с иностранными компаниями с общей долей инвестиционных вложений более 25 миллиардов долларов. К примеру, предприятия фирмы «Моторола» насчитывают 150 офисов-резидентов, а «Самсунг» около ста. К преобладающим видам производственной деятельности относят: электронные средства связи (более 60%), автомобилестроение (10%), пищевую промышленность (7%), фармацевтику (5%).

В общем объеме промышленной продукции ЗТЭР удельный вес научно-технической продукции составляет 55%. Эффективность функционирования Тяньцзиньской зоны обусловлена качественно разработанной системой административной работы. Возглавляет ЗТЭР управляющий комитет, который выполняет следующие функции: 

- создание и выполнение программ по развитию;

- бюджетное планирование, расчет ставок, платежей и выполнение надзорных действий в рамках своих полномочий;

- назначение стоимости использования инфраструктурных объектов;

- выполнение управленческой работы в программах по строительным мероприятиям, распределении земельных участков и недвижимости;

- ознакомление и утверждение спонсорских программ, действующих в ЗТЭР, в пределах полномочий городской управы;

- правовое обеспечение специалистов, являющихся сотрудниками предприятий на территории зоны, и административное руководство трудовой политикой;

- создание административного регламента и надзор за его исполнением;

- надзор за отсутствием правонарушений со стороны местных компаний-представителей;

- обеспечение поддержки и взаимосвязи с территориальными подразделениями Государственного совета, работающими в ЗТЭР, к которым относятся органы налоговой службы, полиция, социальная защита, таможенные и судебные органы, торговый контроль.

Наряду с этими функциями, комитету подведомственны решения, связанные с арендой и передачей прав на земельные наделы, оформление документации по данным вопросам.

Структурная организация управляющих комитетов однотипна. В нее входит:

- управление экономического развития;

- управление торгового развития;

- управление охраны окружающей среды;

- строительное управление;

- управление трудовых резервов;

- управление научно-технического развития;

- управление социального развития;

- управление планирования;

 - финансовое управление.

Корпорации, сформированные под началом управляющих комитетов, занимаются развитием и техническим снабжением зон. Они включают в себя организации, отвечающие за подачу воды, энергии, тепла, газа, озеленение территорий и транспортное сообщение.

 

2.2  Виды СЭЗ в Китае (Зоны новых и высоких технологий (ЗНВТ),  Свободные таможенные зоны (СТЗ) и Зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС))

 

По сравнению с зонами технико-экономического развития ЗНВТ, СТЗ и ЗПЭС в научном и производственном плане являются узкоспециализированными. Они ориентированы на развитие таких технологий, как:

- электронные и информационные;

- биотехнологии и разработка новых медикаментов;

- создание веществ и методов их использования;

- аэрокосмические; [8,163]

- способы обработки материалов;

- методы морского промысла;

- ядерные;

- энергосберегающие и направленные на поиск источников энергии;

- способы охраны окружающей среды;

- сельскохозяйственные;

- иные, связанные с усовершенствованием существующего производства.

На основе указаний Государственного совета в 2013 году было сформировано еще девять ЗНВТ: «Тунхуа» в провинции Цзилинь, связанная с разработками в сфере фармацевтики; «Фусинь» в провинции Ляонин; «Шицзуйшань» в Нинся-Хуэйском автономном районе; «Цзиньшань» в городе Хух-Хото; «Наньтун» в провинции Цзянсу; «Цюйчжоу» в провинции Чжэцзян; «Цзинмэнь» в провинции Хубей; «Чжанчжоу» в провинции Фуцзянь; «Шихэцзы» в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Китай насчитывает тринадцать Свободных таможенных зон (СТЗ), суммарная протяженность которых более пятидесяти квадратных километров. Самыми выдающимися являются три зоны Футянь, Шатоуцзяо, Яньтянь, находящиеся в городе Шэньчжэне, а также СТЗ в Тяньцзине и Шанхае.

По статистике на 2013 год общий объем внешнеторговых операций свободных таможенных зон возрос на двадцать пять процентов, что равно 317,02 млрд. долларов, включая увеличение экспорта на 43 процента (125,2 млрд. долларов) и импорта на 15,4 процента (191,9 млрд. долларов). Ввоз зарубежной продукции на территории СТЗ не облагается таможенными сборами и не требует оформления лицензий для импорта. Действие данной законодательной нормы распространяется и на компании-представители иностранных организаций, которые действуют в зонах. [7,321]

Однако, в случае вывоза товаров в другие города удерживаются НДС и таможенные выплаты, при этом данные положения не распространяются на продукцию, предназначенную для поставок в другие страны. Компании-представители имеют одинаковые с китайскими предприятиями налоговые и административные льготы, действующие в ЗТЭР и СЭЗ.

В круг компетенции управляющих комитетов входит создание и регистрация местных страховых, финансовых, юридических и торговых организаций для осуществления ввоза и вывоза товаров, поскольку таким образом можно добиться простоты в структурировании правил работы компаний-представителей зарубежных фирм. Среди Свободных таможенных зон самой эффективно работающей является шанхайская «Вайгаоцяо». По данным за 2012 год она обеспечила сорок процентов всех внешнеторговых операций КНР среди СТЗ, что в денежном эквиваленте равно 94,4 млрд. долларов.

Приоритетная сфера деятельности этой зоны сосредоточена на работе с ввозимой продукцией и развитием системы пакгаузных складов. Здесь применяются электронные программы для проведения таможенных операций, что значительно сокращает время оформления товаров и позволило обеспечить ночную работу местного таможенного отделения. На территории «Вайгаоцяо» расположено сто компаний, занимающихся перевозкой грузов.  

Основной функцией Зон приграничного экономического сотрудничества является увеличение торговых взаимосвязей с приграничными странами, что способствует экономическому развитию страны. В КНР насчитывается пятнадцать ЗПЭС государственного уровня. 

В приграничных с Россией районах действуют 4 зоны: в городах Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжоули (автономный район Внутренняя Монголия) и Хуньчунь (провинция Цзилинь).

Главные направления деятельности таких зон сосредоточены на выпуске сельскохозяйственной продукции, текстильных и электробытовых товаров, предназначенных для поставок в другие страны.

До 2008 года местные компании-представители имели преференцию по выплате налога на прибыль в двадцать четыре процента, однако, с начала 2008 года она перестала действовать. В Китае был введен общий для всех платеж, составляющий двадцать пять процентов.

В СЭЗ и ЗПЭС однотипные программы налоговых льгот. Предприятия малого бизнеса, ведущие торговые отношения с приграничными государствами, облагаются НДС и таможенными сборами в размере пятидесяти процентов. В городе Эрлянь-Хото, который находится в автономном районе Внутренней Монголии, в качестве эксперимента была сформирована открытая экономическая в 2014 году. Эта зона является самым крупным контрольно-пропускным пунктом государства, приоритетным направлением которого выступает развитие экономических взаимоотношений с Монголией.

 

 

3. Опыт создания и функционирования СЭЗ в Китае на примере Китайской (Шанхайской) экспериментальной зоны

 

3.1 Китайская (Шанхайская) экспериментальная зона свободной торговли

 

По решению Госсовета КНР 29 сентября 2013 года была официально открыта Шанхайская экспериментальная зона свободной торговли (ШЗСТ). Она включает в себя бондовую зону «Вайгаоцяо», бондовый логистический парк «Вайгаоцяо», бондовую портовую шестую зону «Яншань» и комплексную бондовую зону аэропорта «Пудун».

ШЗСТ создавалась на национальном уровне в качестве крупнейшей площадки для транспортировки грузов. Это позволило бы улучшить методы администрирования, оптимизировать управленческую структуру и экономическую систему, наладить торговые отношения между странами и поток зарубежных инвестиций, а также оплату налогов. Протяженность зоны составляет двадцать девять квадратных километров. [9,17]

Возглавляет Шанхайскую зону свободной торговли комитет, который отвечает за движение спонсорских вложений, нормативно-правовое регулирование, экономическую обстановку и валютные потоки. Комитет подведомственен народному правительству города.

По мнению экспертов, формирование ШЗСТ является главным рычагом, влияющим на строительство шанхайского международного экономического центра, международного финансового центра, международного торгового центра и международного центра водного транспорта.

С помощью деятельность Шанхайской зоны улучшается экономическое обслуживание, развиваются перевозки на водном транспорте, совершенствуется оказание культурных, социальных и профессиональных услуг, увеличивается количество бизнес-операций.

Разница структуры ШЗСТ по сравнению с другими экономическими и таможенными зонами заключается в следующем:

2. ШЗСТ имеет другое техническое оснащение и экономические программы. Приоритетным направлением развития традиционных китайских зон считается сфера промышленности, в экспериментальной зоне наибольшее процветание получила сфера услуг и международная торговля.

3. Практический опыт свободных портов (Гонконга, Сингапура и других) закладывается в деятельность ШЗСТ с целью получения экономического расширения путем увеличения открытого пространства для осуществления поставок во все регионы КНР и проведения рационального реформирования. Работа же классических свободных портов строится на достижении свободных торговых отношений без морских границ, обеспечении открытого поступления зарубежных инвестиций, отсутствии валютного контроля и низких налогов.

Таким образом, была создана правовая основа функционирования ШЗСТ, ориентированная на либерализацию деятельности иностранного капитала в рамках зоны.

 

 

 

 

3.2 Перспективы развития СЭЗ в Китае

 

Семь лет исполнилось в сентября 2020 года механизму китайских зон свободной торговли (ЗСТ), которые уже стали наиболее эффективным инструментом обеспечения экономического взаимодействия КНР с зарубежными партнерами. Китайские ЗСТ предлагают иностранному капиталу налоговые преференции, упрощенные процедуры таможенного оформления и инвестиций, расширенный доступ к отдельным секторам.

Первая китайская ЗСТ была открыта 29 сентября 2013 года в Шанхае. После этого Шанхай сразу стал лидером в рейтинге конкурентоспособности городов Китая, обойдя Гонконг, который занимал первую строчку в течение 11 лет. Опыт шанхайской ЗСТ оказался настолько успешным, что власти приняли решение внедрять его по всей стране. За семь лет в Китае появилось 18 зон свободной торговли.

Они доказали свою востребованность и жизнеспособность даже в период таких серьезных испытаний, как пандемия COVID-19. Так, за 7 месяцев 2020 года в них открылись 3300 новых предприятий с участием иностранного капитала. Объем привлеченных инвестиций из-за рубежа составил 90 миллиардов юаней (более 13 миллиардов долларов), внешней торговли - 2,7 триллиона юаней (397 миллиардов долларов). "Площадь всех ЗСТ составляет меньше 0,4 процента площади Китая. При этом на них приходится 16,8 процента привлеченных КНР иностранных инвестиций и 13,5 процента внешней торговли.

Чиновник подчеркнул, что в разгар пандемии COVID-19 ЗСТ сыграли важную роль в стабилизации зарубежных инвестиций и международной торговли. Яркий пример - опыт наиболее интересной для россиян ЗСТ в провинции Хэйлунцзян на северо-востоке КНР. Появившаяся лишь немногим больше года назад, в августе 2019-го, хэйлунцзянская зона свободной торговли демонстрирует хорошие результаты, даже несмотря на то, что больше половины времени с момента ее становления прошло в условиях пандемии. Как сообщил в интервью информпроекту  генконсул России в Харбине Владимир Ощепков, "Хэйлунцзянская ЗСТ показала неплохие результаты деятельности на российском направлении даже в условиях, когда по-прежнему закрыты для пассажирского сообщения погранпереходы на сухопутной границе, не восстановлено регулярное международное сообщение, когда довольно сложно вести переговоры, начинать совместные проекты, приглашать иностранных партнеров".

В кластере ЗСТ в пограничном городе Хэйхэ акцент сделан на переработку и хранение российских энергоресурсов и экологически чистых продуктов, развитие логистики и электронной торговли. В нем уже зарегистрировано около 800 предприятий с общим уставным капиталом более 5 миллиардов юаней (730 миллионов долларов). Началось сооружение 24 крупных объектов, ориентированных на сотрудничество с Россией.

Хороший импульс для развития получили логистические компании: совершенствуются цепочки доставки товаров, увеличиваются складские мощности. Значительно упростились формальности для бизнеса. Например, российские граждане могут в режиме онлайн зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в Хэйхэ с территории России

В другом пограничном кластере в Суйфэньхэ получили дополнительные стимулы переработка российского сырья, приграничная торговля и логистические услуги, в том числе ориентированные на смешанные перевозки. В частности, на 40 процентов выросли объемы грузов, отправляемых через этот пограничный город в европейском направлении, и почти на 15 процентов в страны Азии и другие регионы Китая через российский Владивосток.

Что касается кластера ЗСТ в Харбине, полагаем, у него хорошие перспективы. Здесь создается Российско-китайский индустриальный парк "Ванькэ", центры торговли сельскохозяйственной продукцией с нашей страной, оказание трансграничных финансовых услуг предпринимателям наших стран, а также совместный Парк электронной коммерции. Большое влияние уделяется развитию информационных технологий, новых материалов, высокотехнологичного оборудования, биомедицины, финансов. Полагаем, что для этого у Харбина имеется необходимая инфраструктура, квалифицированные кадры и управленческий опыт

Сегодня "продолжается обсуждение в рамках Хэйлунцзянской ЗСТ с российской стороной создания трансграничных производственных цепочек, совместной переработки энергоресурсов, сельскохозяйственной продукции, совместных проектов в области медицинских услуг и туризма

НР объявила о создании еще трех зон свободной торговли: в Пекине, провинциях Аньхой и Хунань. После их открытия число зон свободной торговли в Китае достигнет 21. Решение о создании новых ЗСТ на деле развенчало опасения зарубежных наблюдателей о том, что Китай начнет "замыкаться в себе" с введением новой политики "двойной циркуляции", которая была озвучена летом нынешнего года в разгар пандемии COVID-19. Она предполагает "двойной контур" китайской экономической системы: внутреннюю и внешнюю циркуляцию, при этом упор сделан на "циркуляцию внутреннюю", то есть на опору на собственные силы и внутренние рынки при дальнейшем экономическом развитии. Это породило на Западе разговоры о том, что Китай может сойти с пути расширения открытости внешнему миру. Китайские экономисты поясняют: суть новой стратегии в том, чтобы обезопасить национальную экономику от растущих факторов нестабильности на внешних рынках, речи об охлаждении взаимодействия с зарубежными партнерами не идет. Вице-председатель Китайского центра международных торговых обменов Вэй Цзяньго уверен, что китайская политика в отношении новых зон свободной торговли указывает только на дальнейшее открытие внешнему миру, несмотря на повышенное внимание к национальной экономике и пандемию COVID-19. "Китай прилагает усилия к развитию огромных возможностей внутреннего рынка, но все еще предан идее экономической глобализации, а ЗСТ сыграют ключевую роль в ее продвижении и эффективном распределении ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В КНР первые свободные экономические зоны появились в середине 1980 года. В провинции Гуандун ныне функционируют три зоны: Чжухай; Шеньчжэнь; Шаньтоу.

Две другие CЗТ сформированы некоторое время спустя: Сямынь (провинция Фуцзянь); Хайнань (в провинции Хайнань).

На территории пяти зон функционирует свыше сорока тысяч предприятий, в которых задействованы зарубежные инвестиции. Три выше перечисленные зоны обеспечивают двадцать процентов всего внешнеторгового оборота Китая.

К главным задачам свободных экономических зон относят: формирование предпосылок, на основании которых ускорятся темпы развития КНР; использование инновационных разработок в технико-экономической области; внедрение методов управленческой практики других государств; умеренное использование национальных природных ресурсов; обеспечение приемлемых условий для оборота иностранного капитала; обучение своих высококвалифицированных специалистов внутри страны; привлечение экономических ресурсов, связанных с переселением граждан; наращивание валютной выручки за счет поставок товара за границу. 

На успешное создание и эффективную деятельность СЗТ влияют такие особенности, как: территориальный выход КНР к морским торговым путям; низкая стоимость использования трудовых кадров; крупные запасы собственных природных ресурсов; соседство с Гонконгом, Макао и Тайванью; возможность осуществлять тропическое земледелие и туризм (Хайнан).

Среди субъективных причин, оказавших влияние на СЭЗ, можно выделить политическое управление, которое поддержало проведение реформирования. Созданные условия, упрощение юридических процедур и налоговые преференции сформировали выгодные позиции для ведения бизнеса на территории зон, как для местных, так и для зарубежных компаний.

Создание свободных экономических зон практикуют многие государства. На территории РФ функционирует примерно тридцать подобных моделей. Но добиться эффективного экономического развития смогли только СЗТ Китая.

Это обусловлено следующими факторами:

- автономностью управления зоны от центрального правительства;

- формированием заинтересованности у зарубежных спонсоров и привлечением иностранных инвестиций;

- применением иностранного сырья;

- сосредоточением производственной деятельности на удовлетворении потребностей внешнего рынка;

- постоянным контактом СЭЗ с другими китайскими районами;

- адаптацией налоговой системы к условиям регионов;

- отсутствие планового ведения экономики на территории зон, в отличие от других территорий КНР.

Данные факторы позволили китайским СЭЗ добиться больших успехов по сравнению с аналогичными зонами других государств.

Список литературы

1.   Басарева К.В. Значение особых экономических зон для социально-экономического развития региональной экономики / К.В. Басарева  // Молодой ученый. 2016. № 3 (62). С. 377-379.

2.   Буров М.П. Особые экономические зоны - интегрированный инструмент комплексного развития территорий / М.Б. Буров // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2018. - № 7 (115). - С. 6-14.

3.   Веселкова Е.Е. Цели и способы использования особых экономических зон в международном экономическом сотрудничестве / Е.Е. Веселкова // Адвокат. - 2018. - № 7. - С. 60-65.

4.   Зайковский Б.Б. Оценка эффективности системы управления особых экономических зон / Б.Б. Зайковский // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6-3 (59-3). - С. 245-248.

5.   Колесникова Ю.Ф. Уточненная классификация экономических кластеров «особых экономических зон» / Ю.В. Колесникова // Глобальный научный потенциал. - 2016. - № 7 (40). - С. 68-70.

6.   Меджидов З.У. История создания особых экономических зон / З.У. Меджидов // В сборнике: Приоритетные направления развития современной науки Материалы Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 115-120.

7.   Попова М.В. Исследование основных подходов к трактовке и содержанию понятия «особая экономическая зона» / М.В. Попов, Н.М. Рубцов, Д.Б. Попова // Интернет-журнал Науковедение. - 2019. - Т. 7. - № 2. - С. 58.

8.   Сухопарова Т.А. Комплексный подход к оценке влияния особых экономических зон на инвестиционную привлекательность региона / Т.А. Сухопарова, А.М. Блинова // Вестник экономики, права и социологии. - 2018. - № 1. - С. 40-43.

9.   Тупицын Д.А. Особые экономические зоны как механизм эффективного развития региона / Д.А. Тупицын // Научный альманах. - 2018. - № 7 (9). - С. 205-211.

10. Филатова Ю.М. К вопросу о классификации особых экономических зон в мировой экономике / Ю.М. Филлатова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2018. - № 2 (42). - С. 139-142.

11. Филатова Ю.М.Цели создания особых экономических зон в мировой экономике: концептуальный аспект / Ю.М. Филатова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - № 3 (43). - С. 53-57.

12. Щербаков Д.В. Понятие и сущность особых экономических зон / Д.В. Щербаков // Налоги и финансовое право. - 2018. - № 3. - С. 254-257.

13. Манежев С.А. Иностранный капитал в экономике КНР. М., 1990. – 366 с.

14. Мозиас П.М. Формирование открытой экономики в Китае: региональные проблемы. – Мировая экономика и международные отношения, 2016, №3.

15. Общество и государство в Китае: XXXV научная конференция / Ин-т востоковедения; сост. и отв. ред. Н.П.Свистунова. – М.: Вост. лит., 2015. – 311 с. – ISBN 5-02-018484-5 (в обл.). С. 234-249.

 

 

Похожие работы на - Особенности возникновения и развития СЭЗ в Китае

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!