Проблемы проведения экспертизы результатов исполнения государственных/муниципальных контрактов, пути их решения
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Общая
характеристика государственных и муниципальных контрактов. 4
1.1. Понятие
государственных и муниципальных контрактов. 4
1.2 Основы
контрактной системы.. 8
Глава 2.
Теоретические аспекты экспертизы и приемки в рамках контрактной системы 11
2.1 Правовые аспекты приемки товаров. 11
2.2 Приемка
результатов работ и услуг. 16
Глава 3.
Особенности и проблемы экспертизы в рамках контрактной системы.. 20
3.1 Особенности и
проблемы при проведении экспертизы при приемке товаров, работ, услуг. 20
3.2 Особенности и
проблемы при документальном оформлении результатов экспертизы 23
Заключение. 26
Список
использованных источников. 27
Целью
данной работы является исследование проблем
проведения экспертизы результатов исполнения государственных и муниципальных
контрактов, а также поиск путей решения выявленных проблем. Объектом
исследования являются социально-экономические отношения сторон государственных
закупок. Предметом исследования являются особенности экспертизы по контрактам в
рамках контрактной системы. В соответствии с указанной целью необходимо решить
комплекс задач:
·
Исследовать понятие государственного
контракта;
·
Для того, чтобы предмет исследования был
подвергнут анализу без отрыва от общих положений контрактной системы,
исследовать ее основы;
·
Выявить и подвергнуть анализу правовые
аспекты приемки продукции, услуг и работ по государственным контрактам;
·
Провести анализ порядка приемки
продукции, услуг и работ в рамках контрактной системы;
·
Исследовать аспекты оформления
результатов экспертизы;
·
На основе данных, полученных в ходе
анализа выявить наиболее острые проблемы, возникающие при проведении экспертизы
в рамках контрактной системы и предложить практические рекомендации,
направленные на совершенствование норм права, касающихся данного вопроса.
Актуальность
избранной заключается в том, что от успешного проведения экспертизы продукции,
услуг и работ, получаемых заказчиками в рамках государственных и муниципальных
контрактов зависит успешное обеспечение государственных и муниципальных нужд,
что в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение
государственными и муниципальными заказчиками своих функций и полномочий.
Государственные и муниципальные заказчики в рамках
своих полномочий в самостоятельном порядке решают вопросы по обеспечению Российской
Федерации, субъектов РФ, муниципальных
образований и своих собственных нужд
всеми необходимыми товарами, работами и услугами. Базовым инструментом в
этом процессе является заключение государственного или муниципального
контракта. Здесь и
далее под государственным контрактом будет пониматься,
в том числе и муниципальный контракт. Непосредственно государственный контракт
и особенный порядок его заключения в полной мере показывают сущность такого
правового явления, как договорные правоотношения субъектов контрактной системы.
По причине
того, что государственные и муниципальные закупки имеют сложный
и многоэтапный характер, который
состоит в заключении
и исполнении государственного
контракта, на практике возникают сложные правовые проблемы, которые связаны с
определением правовой сущности государственного
и муниципального контракта,
его роли и
места в системе
гражданско-правовых договоров,
правового статуса заказчика
и участника госзакупок.
Для того
чтобы увидеть сущность
правовой природы государственного контракта, нужно подвергнуть
анализу такое понятие как систему знаний, т.е. как совокупность известных как
главных, базовых, так и производных признаков, мыслимых в понятии предметов, а
также знания о том, в каких именно формах существуют в действительности эти
обобщаемые в понятии предметы. То есть, необходимо выполнить достаточно
сложную, кропотливую аналитическую
работу, состоящую в изучении
существующих доктринальных научных
трудов и колоссального массива
правоприменительной практики.
Государственный
контракт является сложным
юридическим понятием. В
российских правовых литературных источниках вопрос о его юридической
природе имеет спорный и неоднозначный характер. Концептуальные особенности государственного
контракта, его правовая сущность подвергаются учеными-правоведами с различных
точек зрения. Можно с уверенностью утверждать, что осуществленные в этой
области исследования показывают две диаметрально противоположные точки зрения
правоведов. Первая позиция заключается в рассмотрении государственного
контракта как некоего особого вида гражданско-правового договора, вторая же - в
рассмотрении его как формы либо этапа размещения госзаказа.
Для начала следует ознакомиться с первой позицией, в
соответствии с которой государственный контракт
рассматривается как некий особенный вид гражданско-правового договора.
Юридическая природа государственного контракта далеко
не всегда очевидна. Принимая во
внимание же обширную сферу потенциального применения государственный контрактов, имеются все
основания предполагать, что государственный
контракт как таковой - особый вид гражданско-правового договора.[1]
Л.В. Андреевой государственный и муниципальный
контракт характеризуется как особенный вид договора предпринимательского права.[2]
С учетом
вышеприведенного очевидно, что видение государственного контракта в виде формы
реализации государственного и муниципального заказа не дает возможности уяснить
юридической сути анализируемого правового объекта, а также вычленить и увидеть
его главные характеристики, поэтому, более оправданным и целесообразным
является в целях адекватного понимания сути государственного контракта является
рассмотрение его в качестве особенного типа гражданско-правового договора.
В пункте 1 статьи 72 БК РФ прописано, что государственный или
муниципальный контракт являет собой договор, который заключается
государственным либо муниципальным заказчиком от имени России либо
муниципального образования в соответствии с планом-графиком закупок товаров,
работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, который
сформирован и утвержден в установленном законодательством России о контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд порядке, финансируется и оплачивается в пределах доведенных
лимитов бюджетных обязательств. [3]
На данный момент официальное и общепринятое понятие
государственного контракта предоставлено в Федеральном законе от 5 апреля 2013
г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №
44-ФЗ). В нем под государственным либо
муниципальным контрактом согласно статьи 3 Закона № 44-ФЗ имеется в виду
договор, который заключается от имени России, субъекта Российской Федерации (государственный
контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) Федерального,
субъектового либо муниципального уровня
заказчиком для обеспечения
соответственно государственных, а также муниципальных нужд. [4]
В Гражданском
Кодексе России определено значение только государственного контракта на
поставку товаров. Согласно статьи 548 Гражданского Кодекса России
государственным либо муниципальным контрактом на поставку товаров для
государственных либо муниципальных нужд
подразумевается такой контракт, по
которому поставщик принимает обязательства по передаче товаров
государственному либо муниципальному заказчику
или же по его указанию
третьему лицу, а
государственный либо муниципальный
заказчик, соответственно
принимает обязательства по оплате
поставленных товаров. [5]
Заметно, что вышеприведенные определения, как официальные,
так и доктринальные, не совсем точно и емко определяют юридическое содержание государственного
контракта, по данной причине нужно посредством систематизации и анализа базовых
положений в рассмотрении сути и
конституирующих признаков государственного контракта вывести
собственное, наиболее емкое
и точное определение
понятия государственного либо муниципального контракта.
Из положений Закона №44-ФЗ следует, что стороной по
государственному контракту выступает государственный или муниципальный
заказчик, т.е. юридическое лицо - получатель бюджетных средств, которому в
установленном БК РФ порядке доведены лимиты бюджетных обязательств и участник
закупки, который стал победителем либо участник, который в соответствии с
нормами права обязан заключить государственный или муниципальный контракт.
С учетом всего вышесказанного, можно предложить
такое наиболее полное и емкое определение государственного контракта: это
самостоятельный вид гражданско-правового договора, который заключается органами
государственной власти либо органами местного самоуправления, учреждениями,
уполномоченными органами либо организациями по результатам проведения
юридической конкурентной закупочной процедуры с лицом, выигравшим такую
процедуру или с единственным исполнителем. Такая категория в представленном
понимании, даст возможность придти к универсальности использования как самой
категории, так и ее признаков, а также предоставит возможность емко и точно
определить юридическую сущность контрактных правоотношений, которые
складываются в ходе заключения и
исполнения государственного
контракта, в отраслевом
законодательстве, в теории права
и в судебной практике.
Далее следует детально становиться
на исследовании данных принципов в целях выяснения того, как именно работают и
должны осуществляться муниципальные закупки в соответствии с вышеприведенными
принципами.
Принцип открытости и прозрачности
информации, нормативно закрепленный статьей
7 Закона № 44-ФЗ заключается в том, что информация о планируемых,
осуществляемых и уже проведенных закупочных мероприятиях должна носить
объективный характер, быть полной и достоверной. Размещаемая информация должна
находиться в свободном доступе в сети «Интернет», в частности на сайте единой
информационной системы и быть бесплатной для пользователей вышеуказанной
электронной площадки.
Далее следует отметить, что хотя в
отдельных положениях норм закона № 44-ФЗ прописаны документы и информация,
которая должна в них содержаться, например, для документации о торгах,
планах-графиках и т. д., и данный перечень является исчерпывающим, но,
например, по мнению Ж. Ю. Юзефович «выявить неполноту и недостоверность
сведений, размещаемых в ЕИС, в большинстве случаев возможно только в рамках
проведения контрольных мероприятий деятельности заказчика путем тщательного анализа
документов и сведений, имеющихся у заказчика и документов и сведений,
размещенных в ЕИС».[6]
Соответственно, нет никаких правовых гарантий соблюдения заказчиками данного
принципа, тем более при закупках у единственного поставщика, где, как правило, инициатора
контрольно-проверочных мероприятий может не быть.
Также особый интерес вызывает факт,
что даже при осуществлении закрытых закупок, информация о которых не подлежит
размещению в единой информационной системе, такие данные могут быть запрошены и
получены.[7]
Принцип обеспечения конкуренции,
который закреплен в статье 8 Закона № 44-ФЗ означает, что при участии в
закупочных мероприятиях для обеспечения государственных и муниципальных нужд
необходимо всем участникам должны предоставлять равные условия и не должно быть
необоснованного отклонения участников закупок и недопущения их к торгам.
Следует
отметить, что положения вышеуказанной статьи не следует трактовать буквально,
поскольку Законом № 44-ФЗ установлены как различные преференции, так и
разнообразные ограничения для некоторых категорий участников закупок.
Принцип профессионализма заказчиков,
нормативно закрепленный с статье 9 Закона № 44-ФЗ, предусматривает, что все
сотрудники заказчиков должны иметь необходимые компетенции в сфере
государственных и муниципальных закупок, опыт, навыки и умения, необходимые для
проведения всего цикла закупочных процедур: определения потребностей,
планирования, определения
исполнителей, исполнения контрактов, ведения отчетности и т. д.[8]
Следует отметить, что по большей
части принцип профессионализма носит декларативный характер. Основной причиной
этого является тот факт, что при отсутствии мотивации к повышению
профессиональных качеств, следствием которых является статус контрактных
управляющих и сотрудников контрактных служб, не имеющих самостоятельности от
руководителей учреждений-заказчиков, а также низкий уровень дохода при высокой
ответственности, имеют место быть текучесть кадров и низкий профессиональный
уровень. Далее следует проанализировать принцип стимулирования инноваций,
данный принцип, закрепленный в статье 10 Закона № 44-ФЗ, гласит, что у
заказчиков есть обязанность предпочитать закупки инновационной и
высокотехнологичной продукции прочим
объектам закупок, естественно, при соблюдении интересов заказчиков и при учете
их реальных нужд и потребностей.
Далее
следует рассмотреть тот факт, что в некоторых случаях принцип конкуренции может
противоречить принципу стимулирования инноваций, поскольку при описании объекта
закупки в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик, если имеет
потребность в закупке определенной инновационной продукции, при указании ее
товарного знака прописать слова «или эквивалент».. В соответствии с данным
принципом система государственных закупок должна распространяться на всех
заказчиков, которые работают в ее правовом поле без ограничений по
экономическим видам деятельности последних.
Принцип
ответственности за результативность удовлетворения государственных и
муниципальных нужд, эффективности закупок
прописанный в статье 12 Закона № 44-ФЗ, декларирует, что сотрудники
заказчиков и уполномоченных органов в своей деятельности должны в первую
очередь руководствоваться первоочередной задачей – в полной мере и в
соответствии с указанными целями обеспечивать удовлетворение государственных и
муниципальных нужд при минимальных затратах всех видов ресурсов на проведение
закупок.[9]
Глава 2. Теоретические
аспекты экспертизы и приемки в рамках контрактной системы
2.1 Правовые аспекты приемки товаров
Приемка товаров
осуществляется по количеству и по качеству. Приемка товаров по количеству — это
установление фактического количества поступившего товара и его соответствия
количеству, указанному в сопроводительных документах, предусматривающее
выполнение следующих операций:
-
отбор тарных мест для вскрытия;
-
вскрытие тары;
-
подсчет количества единиц (взвешивание
товаров);
-
сверка с сопроводительными документами.
Приемка
товаров по количеству осуществляется, как правило, путем сплошного подсчета
единиц, меры и массы товара за исключением товаров в фабричной упаковке, однако
допускается и выборочная проверка количества товаров.
При
проведении приемки товаров по количеству проверяется соответствие фактического
наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных либо
расчетных документах. К ним относятся: упаковочные листы, накладные и счета.
Цель
приемки товаров по качеству - установление соответствия качества поступивших
заказчику товаров требованиям стандартов, технических условий, условиям
контракта, а для некоторых товаров — образцам-эталонам, проверка свойств
товаров для подтверждения их санитарно-гигиенической безопасности (например,
срок годности продуктов питания) и т.п.
Одновременно
с приемкой товаров по качеству производится проверка их комплектности, целостности
тары и упаковки,
маркировки, проверка на предмет отсутствия брака, а также наличия
необходимых сертификатов и деклараций, подтверждающих качество товара.
Следует
заострить внимание на том, что в установленных законодательством РФ случаях
наличие документов подтверждающих качество является обязательным. Так,
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 9823 утверждены:
-
единый перечень продукции, подлежащей
обязательной сертификации;
-
единый перечень продукции, подтверждение
соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.[10]
Если
заказчик осуществляет закупку из вышеуказанных Перечней, то в проекте контракта
должно быть установлено требование о предоставлении контрагентом
соответствующего сертификата или декларации, а при приемке должна быть
обеспечена проверка таких документов.
Сроки
приемки товаров по качеству могут быть предусмотрены контрактом, ГОСТами или
техническими условиями.
Во
всех остальных случаях приемка по качеству осуществляется в следующие сроки: на
скоропортящиеся товары — не позже 24 часов с момента поступления; по остальным
товарам — не позднее 10 дней при одногородних и не позднее 20 дней при
иногородних поставках.
В
районах Крайнего Севера, в отдаленных и других районах досрочного завоза
приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней, а скоропортящейся продукции
- не позднее 48 часов после поступления продукции на склад получателя. В
указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления
производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров за исключением скоропортящихся - не позднее
40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 часов после поступления их
на склад получателя.[11]
Обычно
проводится сплошная проверка качества и комплектности товаров, но допускается и
выборочная проверка, если это предусмотрено условиями контракта.
При
приемке товара поставщик передает заказчику надлежащим образом оформленные документы.
При
невыполнении поставщиком условия о передаче необходимых документов заказчик
вправе отказаться от приемки товара.
В
случае обнаружения в ходе приемки некомплектности товара, несоответствия
качества, маркировки, тары или упаковки товара условиям контракта, требованиям
технических и иных нормативных правовых актов, предъявляемых к данному виду
товара, работам, услугам заказчик обязан:
-
приостановить приёмку;
-
вызвать представителя поставщика для
составления двустороннего акта о выявленных нарушениях в случае отсутствия
представителя поставщика в момент приемки).
У
заказчика есть право не отказывать в приемке, если выявленное несоответствие не
препятствует приемке этих и устранено
контрагентом.
В
случае выявления недостатков товара, работ, услуг после их приемки либо в
процессе использования, т.е. выявления скрытых недостатков, которые не могли
быть выявлены в процессе приемки, в том числе в процессе хранения, заказчик
обязан:
-
уведомить поставщика о выявленных недостатках;
-
принять меры по обеспечению сохранности
продукции и предотвращению дальнейшего ухудшения ее качества и смешения с иным
товаром;
-
для подписания акта о выявленных
недостатках продукции, вызвать представителя поставщика в форме, подтверждающей
факт уведомления о приглашении;
-
оформить факт выявленного несоответствия
актом, подписанным обеими сторонами.
Далее
необходимо рассмотреть пример из судебной практики, подтверждающий данный
вывод.
Заказчик
отказался платить по контракту на оказание услуг по перевозке картофеля, так
как часть поставленного картофеля оказалась некачественной, и сделал вывод, что
картофель испортился при транспортировке. Факт порчи подтвердила экспертиза,
которую заказал заказчик.
Контрагент
опротестовал действия заказчика в суде. Арбитражный суд встал на сторону
перевозчика, так как заказчик не составил акт, в котором стороны контракта
зафиксировали порчу, и не пригласил перевозчика составить этот акт. Товар на
экспертизу отобрали без представителей контрагента. Результаты экспертизы,
которую провели, не уведомив перевозчика или грузополучателя, –
недействительны. Об этом сказано в части 15 статьи 15 Федерального закона от
08.11.2007 № 259-ФЗ.[12]
Заказчик
представил фотографии испорченной продукции, но по снимкам невозможно установить
место и время съемки. Также нельзя доказать, что на снимках именно тот груз,
который перевез исполнитель контракта. Кроме того, заказчик не представил
доказательств, что во время пути исполнитель нарушил температурный режим
перевозки овощей. Судья обратил внимание, что заказчик утилизировал товар, хотя
не имел на это права. Продукцию можно было использовать в промышленных целях
или переработать на корм скоту – данные обстоятельства прописали в экспертизе.
В
результате арбитражный суд обязал заказчика оплатить полную стоимость контракта
и неустойку. Позицию арбитражного суда поддержал Верховный Суд РФ.[13]
Далее
необходимо детально рассмотреть, какими документами оформляется приемка
товаров.
Основанием
для подписания заказчиком акта о приемке товаров является документ, в котором
зафиксированы результаты работы приемочной комиссии, ее выводы относительно
соответствия товара условиям контракта по количеству и качеству. Это может быть акт, протокол
заседания приемочной комиссии или иной документ, который подписывают все члены
приемочной комиссии. Если член приемочной комиссии не согласен с решением
комиссии или имеет особое мнение, он должен указать об этом в документе
приемки.
Акт
или протокол заседания приемочной комиссии – это внутренний документ заказчика,
фиксирующий принятое членами комиссии решение:
-
о приемке товара;
-
об отказе от приемки товара.
В
зависимости от принятого решения и на основании документов подписанных
приемочной комиссией контрактная служба либо контрактный управляющий готовят
документы, которые будут направлены непосредственно поставщику: акт о приемке
товара или мотивированный отказ и
претензию.
Приемка
товара может осуществляться по товарной накладной или по счету-фактуре,
составленному по форме утвержденной Постановлением Правительства РФ от
26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов,
применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость. В счете-фактуре
должен быть указан идентификатор государственного контракта.[14]
В
соответствии с пунктом 34 Инструкции документом, которым оформляется решение
комиссии о принятии к учету основных средств, является акт.[15]
Следует
отметить, что с момента подписания акта приемки товара, все риски случайной
гибели, утраты или повреждения товара переходят к заказчику, с этого же момента
начинается отсчет срока гарантийных обязательств.
При
приемке результатов исполнения контрактов, где договорные обязательства
контрагента заключаются в выполнении работ или оказании услуг, проверяется
соответствие результатов условиям контракта, проектно-сметной документации,
соответствующей нормативной и технической документации, правилам производства
работ и т.д. При необходимости могут проводиться контрольные замеры, вскрытия,
испытания, комплексная наладка, апробирование, демонстрация результата
выполненных работ и т.д.
Результаты
выполненных работ либо оказанных услуг также как правило оформляются вначале внутренними документами
приемочной комиссий и далее двухсторонним актом сдачи-приемки, который оформляется
по форме, предусмотренной контрактом. Такой акт должен содержать все
обязательные реквизиты первичного документа, перечисленные в части 1 статьи 9
Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п.
7 Инструкции утвержденной Приказом Минфина России № 157н.[16]
Правовые
аспекты оформления результатов подрядных работ определены Гражданским Кодексом
РФ (далее - ГК РФ) и Градостроительным Кодексом РФ.
В
положениях статьи 753 ГК РФ установлено, что заказчик, который получил
информацию от подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных работ или
выполненного этапа работ, должен незамедлительно приступить к его приемке.
Соответственно, ГК РФ позволяет осуществлять приемку-передачу работ либо по
факту выполнения определенного объема работ, либо поэтапно. При этом конкретный
вариант сдачи объектов либо этапов работ
должен быть прописан в договоре подряда.
На
основании пункта 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и
приемка его заказчиком должны в обязательном порядке быть оформлены актом,
который подписывают обе стороны. ГК РФ предусмотрено, что при отказе одной из
сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт все равно должен
быть подписан другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата
работ может быть признан судом недействительным, если отказ от подписания акта
признан им обоснованными.[17] Также в соответствии с положениями
статьи 753 ГК РФ заказчик имеет законное право на отказ от приемки результата
работ только при наличии недостатков, при которых невозможно использовать
объект для указанной в договоре цели, и устранение вышеуказанных недостатков не
может быть осуществлено. Необходимо отметить, что при выполнении и сдаче
результатов строительных работ по этапам, если это указано в контракте,
заказчик при предварительной приемке этапов несет риск последствий гибели или
повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.
Для
проведения и оформления приемки подрядных работ унифицированных форм № КС-2
«Акт о приемке выполненных работ» и № КС-3 «Справка о стоимости выполненных
работ и затрат» утвержденных постановлением Госкомстата России от 11 ноября
1999 г. № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных
работ» с 01.01.2013 организации
применяют на свое усмотрение.
Заказчик
вправе оформить сдачу-приемку подрядных работ актами произвольной формы, при
этом форма такого акта должна:
-
являться приложением к проекту
контракта;
-
содержать обязательные реквизиты
документы, перечисленные в статье 9 Федерального № Закона № 402-ФЗ «О
бухгалтерском учете».[18]
Окончание
процесса строительства оформляется, как правило, пакетом документов по передаче
результатов всех произведенных работ от подрядчика заказчику, например, акта
сдачи-приемки выполненных работ, акты скрытых работ, акты испытаний, акт
приемки законченного строительством объекта и проч.
Учитывая,
что документальное оформление приемки Законом о контрактной системе не
регламентировано, заказчик может применять иную, отличную от вышеуказанной
схему осуществления приемки и организации документооборота. При этом следует не
допускать ситуаций:
-
проведения приемки неуполномоченными
лицами;
-
не надлежащего оформления результатов
приемки;
-
подписания документов только
руководителем заказчика и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) а не лицами,
реально осуществлявшими приемку;
-
фиксация факта порчи закупаемой
продукции в отсутствие представителя контрагента;
-
осуществление приемки с нарушением
указанного в контракте порядка.
В
случае если заказчиком при осуществлении закупки применялся типовой контракт
порядок приемки должен соответствовать указанному в типовом контракте.
Следует
отметить, что в типовом контракте на поставку лекарственных препаратов
медицинского назначения: «Заказчик (Получатель) в течение дней (срок устанавливается заказчиком
самостоятельно, но не должен превышать 15 рабочих дней) со дня получения от
Поставщика документов, предусмотренных пунктом 5.3 Контракта, направляет Поставщику
подписанный Акт приема-передачи Товара (приложение № 5 к Контракту) или
мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их
устранения».[19]
Частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе
предусмотрена возможность при условии согласия заказчика изменить условия
контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги,
качество, а также технические и функциональные характеристики которых являются
улучшенными по сравнению с указанными в контракте.
В случае если заказчик заинтересован в получении по
результатам исполнения контракта улучшенного объекта закупки и факт таких
характеристик и свойств документально подтвержден, стороны контракта должны
заключить дополнительное соглашение к контракту, изменившее его условия.[20]
Экспертиза, которая в обязательном порядке в
соответствии с положениями Закона №44-ФЗ, должна предшествовать приемке
объектов закупок, представляет собой ни что иное, как соотнесение результатов
исполнения контракта с условиями закупочной документации и заключенного
контракта.
Положения Закона о контрактной системе по проведению
экспертизы не применяются к отношениям, связанным с назначением экспертизы
арбитражным судом по своей инициативе, а также не распространяется на
правоотношения, возникшие до вступления Закона о контрактной системе в силу.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России
от 29.10.2013 № 631 «Об утверждении типового положения (регламента) о
контрактной службе» организация приемки поставленного товара, выполненной
работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки
товара, выполнения работы, оказания услуги включая проведение экспертизы,
отнесена к функциям контрактной службы.[21]
Экспертизу заказчик может провести своими силами
либо с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций.
Для осуществления приемки и экспертизы поставленного
товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа
исполнения контракта собственными силами заказчик может создать приемочную
комиссию, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Поскольку экспертиза является частью приемки
результатов исполнения контракта (отдельных его этапов) заказчик вправе
поручить ее проведение лицам, участвующим в приемке таких результатов, либо
назначить (определить порядок привлечения) для проведения экспертизы иных
работников.
В целях формирования приемочной комиссии может быть
издан соответствующий приказ (распоряжение). Однако, поскольку эти вопросы
Законом о контрактной системе не урегулированы, на практике возможны и иные
варианты наделения работников заказчика полномочиями по проведению экспертизы.
Конкретный вариант оформления порядка проведения экспертизы (от которого будет
зависеть и состав утверждаемых при этом документов) заказчик вправе определить
самостоятельно исходя из своих потребностей и особенностей закупки товаров,
работ, услуг.
Привлечение и оплата услуг внешних экспертов
(экспертных организаций) осуществляется на основании контракта, заключенного в
соответствии с Законом о контрактной системе. В контракте устанавливаются
условия, сроки проведения экспертизы и сроки
подготовки заключения, ответственность экспертов и т.д.
Решение о привлечении к приемке эксперта или
экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде
случаев их участие в приемке является обязательным. Привлечение экспертов и
экспертных организаций является для заказчика необязательным.
Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в
письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о
допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии
оснований для недопуска к проведению экспертизы).
В случае выявления в составе экспертов, экспертных
организаций лиц, которые не могут быть допущены к выполнению экспертизы,
заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для
проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.
Для проведения экспертизы эксперты (экспертная
организация) имеют право запрашивать у поставщика (подрядчика, исполнителя)
дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы.
Поскольку экспертиза бывает двух видов: внутренняя и
внешняя, то, соответственно, проблемы по проведению экспертизы тоже условно
можно дифференцировать на два вида: возникающие при проведении внешней
экспертизы, а также те, которые возникают у заказчиков при проведении
экспертизы своими силами.
Основной проблемой привлечения сторонних экспертов
для государственных и муниципальных заказчиков является тот факт, что
финансирование на оплату внешней экспертизы может быть доведено до заказчика
гораздо позже необходимых сроков либо не доведено вообще. Следствием данной проблемы является то, что
финансирование расходов заказчиков на оплату своих обязательств по
государственным и муниципальным контрактам никак не привязано к финансированию
на оплату услуг по проведению внешней экспертизы. Для решения данной проблемы
следовало бы внести соответствующие поправки в бюджетное законодательство таким
образом, чтобы было невозможно довести средства до заказчика только на оплату
продукции, услуг и работ, при этом, не доведя средства на оплату услуг проведения
внешней экспертизы.
Проблемой при проведении внутренней экспертизы,
главным образом при закупке небольшими учреждениями технически и технологически
сложных объектов, является тот факт, что сотрудники вышеуказанных учреждений не
имеют должного уровня подготовки. Например, ни заместитель директора по
хозяйственной части, ни главный бухгалтер, ни прочие сотрудники учреждения
могут не обладать необходимыми знаниями при проведении экспертизы станков,
закупаемых для нужд образовательного учреждения.
Решением данной проблемы может быть централизация
закупок как минимум закупок технически и технологически сложных объектов. При
такой централизации, когда уполномоченный орган укомплектован сотрудниками,
имеющими необходимые знания, когда уполномоченный орган наделен правом и
обязанностями по проведению экспертизы определенного вида продукции, услуг и
работ.
В Законе о контрактной системе установлены
требования не только к экспертам, но и к оформлению результатов экспертизы.
Если заказчиком проводится экспертиза своими силами
- по результатам такой экспертизы оформляется документ о приемке (акт
сдачи-приемки), который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной
комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается
заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) направляется в
письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В
соответствии с разъяснениями Минфина России отдельный документ о проведенной
экспертизе в этом случае не составляется.[22]
При привлечении внешних экспертов, экспертных
организаций у заказчика должно остаться два документа:
уведомление эксперта о допустимости своего участия к
данной экспертизе;
экспертное заключение.
Экспертное заключение должно:
-
содержать
информацию о соответствии/не соответствии поставленных товаров, выполненных
работ, оказанных услуг требованиям, объему и качеству, установленным
контрактом, объективным, обоснованным и соответствовать законодательству
Российской Федерации.
-
быть
объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ.
Подписывается такое заключение экспертом или
уполномоченным представителем экспертной организации.
При принятии решения о приемке или об отказе в приемке
результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара,
выполненной работы или оказанной услуги
приемочная комиссия должна учитывать отраженные в экспертном заключении
результаты. Количество заключений по результатам экспертизы должно совпадать с
количеством подписанных приемочных документов.
Документы по экспертизе хранятся заказчиком не менее
3-х лет с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной
услуги.
Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара,
выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных
организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть
принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы
поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении
эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий
контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от
исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу
решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение
десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика,
исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта
устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия
указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение
экспертизы.
К проблемам, касающимся документального оформления
экспертизы, относится тот факт, что на законодательном уровне нет установленной
формы акта о проведении такой экспертизы. Для решения данной проблемы можно законодательно утвердить
положение, которое предлагал в своей время Чемерисов М. В., будучи на посту
руководителя развития контрактной системы Минэкономразвития России. Для
уменьшения количества отчетных документов делать отметку на приемочных
документах: товарной накладной, универсальном передаточной документе, акте
выполненных работ и т. д. о том, что внутренняя экспертиза проведена.[23] Потому что подписание заказчиком
указанных документы по сути является фактом приемки, и, соответственно,
проведением экспертизы заказчиком своими
силами.
Подводя итоги работы важно сказать, что система
государственного заказа в России на данный момент претерпевает существенные
изменения, находится в постоянном развитии.
В ходе проведения анализа были следующие проблемы:
–
Не решен вопрос о форме акта об
экспертизе либо законодательном признании КС-2, товарных накладных, стандартных
актов о приемке документами о проведении экспертизы;
–
Экспертиза, проводимая небольшими
заказчиками, особенно при закупках технически и технологически сложных
объектов, имеет низкое качество;
–
Имеет изъяны система финансирования
оплаты расходов заказчиками услуг по проведению внешней экспертизы.
Для
решения выявленных проблем были предложены следующие мероприятия:
–
Законодательное закрепление за
утвержденными действующим законодательством актами о приемке статуса актов о
проведении экспертизы;
–
Централизации закупок сложных объектов
закупок с передачей уполномоченным органам обязанностей по проведению
экспертизы;
–
Внесение поправок в бюджетное
законодательство, выражающихся в том, что финансирование закупок, объекты
которых подлежат обязательной внешней экспертизе, должно проходить параллельно
с финансированием расходов заказчиков на проведение внешней экспертизы.
В заключение следует еще раз заострить внимание на
актуальности темы исследования, поскольку без эффективно работающей системы
проведении я экспертизы при обеспечении государственных и муниципальных нужд не
может идти и речь об эффективном их удовлетворении, об эффективности бюджетных
расходов.
1.
Гражданский
Кодекс Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994 г., №
32 ст. 3301.
2.
Федеральный
закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013
г., 14 ст. 1652.
3.
Федеральный
закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // «Собрание законодательства РФ», 12.12.2011
г., № 50 ст. 7344.
4.
Федеральный
закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и
городского наземного электрического транспорта»
// «Собрание законодательства РФ», 12.11.2007 г., № 46 ст. 5555.
5.
Постановление
Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982«Об утверждении единого перечня
продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции,
подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о
соответствии» // «Собрание законодательства РФ», 14.02.2009 г., № 50 ст. 6096
6.
Приказ
Министерства здравоохранения РФ от 26 октября 2017 г. № 870н «Об утверждении
Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского
применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных
препаратов для медицинского применения»
// опубликован на "Официальном интернет-портале правовой
информации" (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2017 г..
7.
Приказ
Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2013 г. № 631»Об
утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе" // Текст приказа опубликован в
"Российской газете" от 4 декабря 2013 г. № 273.
8.
Приказ Минфина
России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных
документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами
государственной власти (государственными органами), органами местного
самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами,
государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их
применению» // Опубликован на
«Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 июня
2015 г..
9.
Приказ Минфина
РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов
бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных
органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными
внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных
(муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» // Текст приказа опубликован в
"Российской газете" от 19 января 2011 г. № 8\
10.
Инструкция о
порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров
народного потребления по качеству (утв. постановлением Госарбитража СССР от 25
апреля 1966 г. № П-7) ноября 1974 г. N 98)// Бюллетень нормативных актов
министерств и ведомств СССР, 1975 г., № 2
11.
Определение
Верховного Суда РФ от 23 августа 2018 г. N 302-ЭС18-12266 по делу N
А33-28366/2016 - Режим доступа: URL:
https://internet.garant.ru/#/document/72030278/paragraph/23/highlight/Определение%20Верховного%20суда%20России%20от%2023.08.2018%20№%20302-ЭС18-12266:3
(дата обращения: 13.07.2020).
12.
Обзор практики
разрешения споров по договору строительного подряда Президиума ВАС от
24.01.2000 № 511- Режим доступа: URL:
#"О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля
2013 г. № 44-ФЗ" - Режим доступа: URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71246668/ (дата обращения:
13.07.2020).
14.
Письмо Минфина
России от 31 августа 2017 г. № 24-03-07/56034 «О рассмотрении обращения» -
Режим доступа: URL:
https://internet.garant.ru/#/document/71782994/paragraph/1/highlight/письмо%20Минфина%20России%20от%2031%20августа%202017%20г.%20№%2024-03-07%7C56034:2
(дата обращения: 13.07.2020). \
15.
Письмо Минфина
России от 6 октября 2017 г. № 24-06-01/65537 «О рассмотрении обращения»- Режим
доступа: URL: https://
internet.garant.ru/#/document/71800512/paragraph/1/highlight/Письмо%20Минфина%20России%20от%2006.10.2017%20№%2024-06-01%7C65537:16
(дата обращения: 13.07.2020).
16.
Архалович О.В.
Принципы контрактной системы в сфере закупок // Юридическая наука и
правоохранительная практика. 2013. №3 (25). [Электронный ресурс] – Режим
доступа:URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-kontraktnoy-sistemy-v-sfere-zakupok
(дата обращения: 13.07.2020).
17.
Корнилов, П.Н.
Особенности исполнения контракта по закону о контрактной системе / П.Н.
Корнилов // Госзаказ в вопросах и ответах.-2015.-№2.-с.64-67.
18.
Курц, Н.
Госконтракт без сметы - Госконтракт! / Н. Курц // Госзаказ в вопросах и
ответах.-2014.-№4.-с.2-3.
19.
Смирнов, В.И.
Становление рыночной системы государственных закупок в России / В.И. Смирнов,
Н.В. Нестерович, – Казань: Наука, 2017, -167 с.
20.
Хатунцев О.А.
Контрактная система государственных закупок // Проблемы экономики и юридической
практики. 2018. №2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontraktnaya-sistema-gosudarstvennyh-zakupok
(дата обращения: 13.07.2020).
21.
Юзефович Ж.Ю.,
Переверзева Н.А. Правовые гарантии реализации принципов контрактной системы в
сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд //
БГЖ. 2018. №3 (24). [Электронный ресурс] – Режим доступа:URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-garantii-realizatsii-printsipov-kontraktnoy-sistemy-v-sfere-zakupok-tovarov-rabot-uslug-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh
(дата обращения: 13.07.2020).
[1] Корнилов, П.Н. Особенности исполнения контракта по
закону о контрактной системе / П.Н. Корнилов // Госзаказ в вопросах и
ответах.-2015.-№2.-с.64-67.
[2] Курц, Н.
Госконтракт без сметы - Госконтракт! / Н. Курц // Госзаказ в вопросах и
ответах.-2014.-№4.-с.2-3.
[3] Смирнов, В.И.
Становление рыночной системы государственных закупок в России / В.И. Смирнов,
Н.В. Нестерович, – Казань: Наука, 2017, -167 с.
[4] Федеральный
закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013
г., 14 ст. 1652.
[5] Гражданский
Кодекс Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994 г., №
32 ст. 3301.
[6] Юзефович Ж.Ю., Переверзева Н.А. Правовые гарантии
реализации принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг
для государственных и муниципальных нужд // БГЖ. 2018. №3 (24). [Электронный
ресурс] – Режим доступа:URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-garantii-realizatsii-printsipov-kontraktnoy-sistemy-v-sfere-zakupok-tovarov-rabot-uslug-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh
(дата обращения: 13.07.2020).
[7] Архалович О.В. Принципы контрактной системы в сфере
закупок // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. №3 (25).
[Электронный ресурс] – Режим доступа:URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-kontraktnoy-sistemy-v-sfere-zakupok
(дата обращения: 13.07.2020).
[8] Федеральный закон «О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // «Собрание
законодательства РФ», 08.04.2013 г., 14 ст. 1652.
[9] Хатунцев О.А. Контрактная система государственных закупок
// Проблемы экономики и юридической практики. 2018. №2. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontraktnaya-sistema-gosudarstvennyh-zakupok
(дата обращения: 13.07.2020).
[10] Постановление
Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982«Об утверждении единого перечня
продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции,
подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о
соответствии» // «Собрание законодательства РФ», 14.02.2009 г., № 50 ст. 6096
[11] Инструкция о порядке приемки продукции
производственно-технического назначения и товаров народного потребления по
качеству (утв. постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7)
ноября 1974 г. N 98)// Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР,
1975 г., № 2
[12] Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ
«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта» // «Собрание
законодательства РФ», 12.11.2007 г., № 46 ст. 5555.
[13] Определение
Верховного Суда РФ от 23 августа 2018 г. N 302-ЭС18-12266 по делу N
А33-28366/2016 - Режим доступа: URL:
https://internet.garant.ru/#/document/72030278/paragraph/23/highlight/Определение%20Верховного%20суда%20России%20от%2023.08.2018%20№%20302-ЭС18-12266:3
(дата обращения: 13.07.2020).
[14] Приказ Минфина
России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных
документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами
государственной власти (государственными органами), органами местного
самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами,
государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их
применению» // Опубликован на
«Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 июня
2015 г..
[15] Приказ Минфина
РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов
бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных
органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными
внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных
(муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» // Текст приказа опубликован в
"Российской газете" от 19 января 2011 г. № 8
[16] Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О
бухгалтерском учете» // «Собрание
законодательства РФ», 12.12.2011 г., № 50 ст. 7344.
[17] Обзор практики
разрешения споров по договору строительного подряда Президиума ВАС от
24.01.2000 № 511- Режим доступа: URL:
#"Официальном интернет-портале правовой
информации" (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2017 г..
[20] Письмо Минфина России от 6 октября 2017 г. №
24-06-01/65537 «О рассмотрении обращения»- Режим доступа: URL: https://
internet.garant.ru/#/document/71800512/paragraph/1/highlight/Письмо%20Минфина%20России%20от%2006.10.2017%20№%2024-06-01%7C65537:16
(дата обращения: 13.07.2020).
[21] Приказ Министерства экономического развития РФ от 29
октября 2013 г. № 631»Об утверждении Типового положения (регламента) о
контрактной службе" // Текст
приказа опубликован в "Российской газете" от
4 декабря 2013 г. № 273.
[22] Письмо Минфина России от 31 августа 2017 г. №
24-03-07/56034 «О рассмотрении обращения» - Режим доступа: URL:
https://internet.garant.ru/#/document/71782994/paragraph/1/highlight/письмо%20Минфина%20России%20от%2031%20августа%202017%20г.%20№%2024-03-07%7C56034:2
(дата обращения: 13.07.2020).
[23]
Письмо
Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. № Д28и-3786 "О
разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N
44-ФЗ" - Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71246668/
(дата обращения: 13.07.2020).