Культурная революция в СССР в 30-е годы XX века

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2020-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Культурная революция в СССР в 30-е годы XX века

Содержание

 

Введение......................................................................................................................3

Основная часть

1.1. Понятие «культурная революция»………………………………………....4

1.2. Живопись………………………………………………………………...…..6

1.3. Литература, кинематоргаф……………………………………………….....9

1.4. Архитектура………………………………………………………….……..15

1.5. Наука и образование…………………………………………………….....17

1.6. Музыка………………………………………………………………...……22

Заключение…………………………………………………………………...…….23

Список литературы………………………………………………………...………25

Введение

В данной работе рассматривается понятие «культурная революция» в СССР в 30-е годы XX века как явление. В начале работы даётся определение культурной революции, затем, в основной части, более подробно рассматривается влияние культурной революции на развитие различных сфер искусства и науки.

Работа актуальна. Необходимо знать не только внешние проявления, но и внутренние предпосылки таких крупных преобразований, коснувшихся всего бытия российского-советского человека. Мы можем оценить не только принятые в то время изменения, но и результаты, к которым всё это привело. Анализ преобразований и результатов культурной революции позволяют адекватно оценивать происходящее сейчас в сфере, например, народного образования.

Цель работы: проанализировать мероприятия и результаты культурной революции.

Задачи: определить, что принято называть «культурной революцией», что являлось её задачей, а также как она отразилась на литературе, живописи, кинематографе, науке и образовании, рассмотреть плюсы и минусы культурной революции.

Основная часть

1.1. Понятие «культурная революция»

«Культурная революция – комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции».[1]

«Культурная революция» в СССР – совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры».[2]

Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В.И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»: «Культурная революция – это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы». Понятие «культурная революция» встречается в резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», принятой 18 июня 1925 г. Отмечая достижения в сфере экономики, рост благосостояния населения, усиление массовой активности и «переворот в умах», ЦК констатировал: «Мы вступили, таким образом, в полосу культурной революции…».[3]

Главными задачи культурной революции было изменение аппарата, перенятого от прежней эпохи и культурная работа для крестьянства. «Сущность культурной революции раскрывается Лениным в работах «Странички из дневника», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше» и др».[4]

Культурная революция была направлена на «перевоспитание», на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании, массовости.

Культурная революция была обусловлена преобразованиями в экономике и политике: как установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.

В первую очередь культурная революция коснулась сферы образования. В системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия – Реальное училище – Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Началась ликвидация неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование нового социального слоя – «социалистической интеллигенции», перестройка быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

Главной задачей культурной революции была идеологическая пропаганда. Культурные преобразования находились под контролем коммунистической партии и государства. В области литературы и искусства, в средствах массовой информации основным художественным методом стал социалистический реализм.

 

1.2. Живопись

Для 1920-х годов характерна острая борьба творческих групп различных направлений. Многие из них были в плену формализма. Эти группировки тормозили развитие советского искусства, ослабляли его роль в борьбе за новую, социалистическую идеологию.

Появилась насущная потребность в объединении художников-реалистов, творчество которых было бы понятно и доступно народу и могло бы в ярких и доходчивых образах выражать существо великих революционных преобразований, происходящих в нашей стране. Такой организацией стала возникшая в 1922 году Ассоциация художников революционной России (АХРР).

В АХРР вошли мастера старшего поколения и молодые художники, преимущественно участники Товарищества передвижных выставок и «Союза русских художников». На первой выставке АХРР был широко представлен своими работами один из крупнейших передвижников Н.А. Касаткин, вошедший в историю русского дореволюционного искусства как художник, широко отобразивший жизнь пролетариата и создавший целую галерею образов советской молодежи. Вместе с Касаткиным в АХРР вошли другие крупные художники старшего поколения: А.Е. Архипов, С.В. Малютин, В.Н. Бакшеев, В.Н. Мешков, И.Н. Павлов, К.Ф. Юон, В.К. Бялыницкий-Бируля. Вместе с ними в одном коллективе работали более молодые: И.И. Бродский, М.Б. Греков, М.И. Авилов, Г.К. Савицкий, С.М. Карпов, С.В. Рянгина, Б.В. Иогансон, А.М. Герасимов, П.А. Радимов, Г.Г. Ряжский, Ф.С. Богородский, В.Н. Яковлев, Е.А. Кацман и многие другие.

Ассоциацией были организованы большие тематические передвижные выставки: «Жизнь и быт рабочих» (1922), «Жизнь и быт Красной Армии» (1923), «Революция, быт и труд» (1924), «Жизнь и быт народов СССР» (1926) и др.

До 30-х гг. сохранялись различия между направлениями и эстетическими системами в живописи. После 1932 в СССР разделение искусства на «официальное» и «неофициальное» окончательно произошло после разгона всех художественных группировок. Под строгим идеологическим контролем был создан Союз художников, и в «подполье» оказались все направления, не отвечающие канонам социалистического реализма: и авангардистские, и более традиционные, но неприемлемые в идейно-тематическом отношении.

С момента запрета группировок социалистический реализм был объявлен обязательным методом отражения реальности. Социалистический реализм – термин, употребляющийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма». На практике это вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность.

Все художники были обязаны состоять в Союзе художников. Творчество художников, отказавшихся вступить в Союз, осталось за бортом выставочной, музейной и какой-либо иной официальной жизни. Некоторые состояли в Союзе лишь формально, зарабатывая на хлеб копированием или оформительской работой.

Для работ многих известных художников советской эпохи характерны как выдающееся стилистическое мастерство – продукт одной из лучших академических школ в Европе, так и продолжение традиций великих импрессионистов XIX столетия. К рубежу 1920-1930-х годов нереалистические направления были запрещены полностью; некоторые художники покинули СССР; иные были репрессированы или, поддавшись жестокой неизбежности, оставили авангардные поиски.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». В 30-е года продолжают работать К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописи М. С. Сарьяна.

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция "Рабочий и колхозница" Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953). Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

 

1.3. Литература, кинематограф

Политика в области литературы проводилась лидерами партии А.В. Луначарским, А.К. Воронским, Л.Д. Троцким и др. Несмотря на общую идею, согласно которой следовало руководить литературой с классовой позиции, были расхождения во мнениях, как конкретно применить эту позицию к литературной политике. Несмотря на подчеркивание творческой свободы, Ленин и Троцкий всё же предпочитали большее вмешательство в литературный процесс, чем Луначарский и Воронский.

В период НЭПа партия большевиков выступала за сохранение всех унаследованных культурных ценностей при условии их идеологически-критического усвоения и против создания пролетарской культуры, не связанной с традицией.

«В 1925-1932 тт. в литературе на роль творцов «чистокровного пролетарского искусства» претендовала (и не без успеха) Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Руководство ее считало себя властью в литературе и раздавало ярлыки направо и налево, «звание „пролетарские" нося, как эполеты». С 1923 г. журнал «На посту» занялся критической расправой над писателями «без эполет».[5]

С 20-х годов начинается и культурное самообеднение России. В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» сорокалетний А. Блок, расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев… В 1922 году выходит пятая и последняя поэтическая книга А. Ахматовой (спустя десятилетия ее шестая и седьмая книги выйдут не в полном составе и не отдельными изданиями), высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М. Цветаева, В. Ходасевич, Г. Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин, а также - на время - сам М. Горький. Один за другим стали закрываться журналы, в том числе «Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», альманах «Шиповник»; закрыт был и сборник «Литературная мысль», в 1924 году прекратилось издание журнала «Русский современник». Культурное самообеднение страны в тех или иных формах продолжается до конца 50-х - начала 60-х годов.

Рубежный характер начала 20-х годов очевиден, но не абсолютен. В некоторых отношениях, например, в области стихосложения, «серебряный век» «жил» до середины 20-х годов. Крупнейшие поэты «серебряного века» и в советское время, при вынужденном долгом молчании, в главном сохраняли верность себе до конца. Наконец, среди прозаиков и поэтов, пришедших в литературу после революции, были такие, которых при любых оговорках трудно назвать советскими: М. Булгаков, Ю. Тынянов, К. Вагинов, Л. Добычин, С. Кржижановский, обэриуты и др.

Разумеется, «преобразователи» относились к фундаментальным переменам в жизни восторженно. В. Полонский писал: «Рушится быт, понятия, вкусы. От буржуазного порядка в буквальном смысле не остается камня на камне. Разламываются вековые устои жизни. Умирает религия. Рассыпается старая семья. Терпит крах старая философия. Утрачивают власть старые эстетические догмы... Земля встает дыбом - все переворотилось, сдвинулось со своих мест». От нового времени ждали во многом совершенно новой литературы. Большевистские лидеры воображали новую культуру не только качественно отличной от старой, но и неизмеримо более высокой.

Закрепление понятия «советская литература» имело тогда положительный смысл, объединяло писателей России, которых «марксистская» и «пролетарская» критика именовала лишь «пролетарскими», «крестьянскими», «попутчиками» и резко противопоставляла друг другу.

Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов (1905-1984). Выдающееся произведение – роман «Тихий Дон» рассказывает о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Коллективизации на Дону посвящен роман «Поднятая целина». Оставаясь внешне в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Шолохов был обласкан советской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда, он был избран академиком АН СССР. Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии (1965).

В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горький. Огромную популярность имело творчество Н. А. Островского, автора романа «Как закалялась сталь» (1934), посвященного эпохе становления Советской власти. В творчестве Н. Островского как ни у кого другого проявилась воспитательная функция советской литературы. Классиком советского исторического романа стал А. Н. Толстой («Петр I» 1929-1945).

Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти.

В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение любой информации «оттуда» ставится под строжайший контроль. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать. В их произведениях звучит тоска по ушедшей России. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Бунин с самого начала не принял революцию и эмигрировал во Францию, где и прошла вторая половина его жизни. Бунинскую прозу отличает красота языка, особая лиричность. В эмиграции были созданы лучшие его произведения, в которых запечатлелась дореволюционная, дворянская, усадебная Россия, удивительно поэтично была передана атмосфера русской жизни тех лет. Вершиной его творчества считаются повесть «Митина любовь», автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи». В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.

Достижения литературы могли бы быть гораздо выше, имей она нормальные условия. Но нельзя списывать все беды на злую волю политиков-большевиков и слабохарактерность многих писателей. Большевики сочли себя вправе жертвовать миллионами человеческих жизней, поскольку многие из них, особенно рядовые, начинали с самопожертвования. Но и Ленин, и Троцкий, и даже Сталин при всем его цинизме наверняка были уверены, что их великие преступления во имя светлого будущего человечества история освятит благоговейной благодарностью потомства, по крайней мере, за «главное» в их делах.

В литературе России 20-30-х годов и в эмигрантской исследователи находят разные художественные методы и принципы отражения, например, относят к «критическому реализму» творчество В. Вересаева, И. Шмелева, С. Сергеева-Ценского, М. Алданова, И. Одоевцевой, Н. Берберовой и др., к натурализму – Артема Веселого, к «романтизму» - футуризм и левое искусство (В. Маяковского, Н. Асеева, Б. Пастернака, И. Северянина и др.), всю пролеткультовскую поэзию, к экспрессионизму - М. Булгакова, А. Платонова, Е. Замятина, Ю. Олешу, Ю. Тынянова, молодого В. Каверина, А. Грина, к импрессионизму – А. Белого, Б. Пильняка, О. Мандельштама, к примитивизму – Д. Бедного. В другой работе оптимистический футуризм и отчасти проза Горького (рассказ «Рождение человека») рассматриваются как «авангард», а «странная проза» 20-30-х годов – «поставангард» («философско-эстетический мистицизм»).

В 1932 г. возникло понятие «основного метода советской литературы» – «социалистического реализма». Первоначально некоторые критики стремились сделать это понятие предельно широким, отнюдь не сводимым к одному методу и стилю.

Социалистический реализм действительно существовал и действительно был реализмом, основанным на социально-исторической взаимосвязи развития всего общества, а не только судеб отдельных людей или даже больших социальных групп и народов. Это более детерминистское искусство, чем классический реализм, человек в нем активен и порой даже могуч. В соцреализме изначально был немалый элемент утопизма. Соцреализм оставался реализмом, пока идеализировал несуществующее будущее, но с 30-х годов стал превращаться в откровенный нормативизм и иллюстрирование политических лозунгов, сталинского заявления о том, что «жить стало лучше, жить стало веселей». Идеализация далеко не идеальной реальности не могла быть реализмом, но соответствующая литература сохранила прежнее наименование – литературы социалистического реализма.

Социалистический реализм никогда не оставался единственным методом литературы. Фантастика, детективы и другие виды массовой беллетристики, детская литература и т.д. находятся вообще вне существующих теоретических представлений о методах, хотя тот же соцреализм мог влиять и на них.

Двадцатые-тридцатые годы – время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, В. А. Каверина, Л. А. Кассиля, В. П. Катаева. М. Чудакова даже рассматривает детскую литературу, расцветшую во второй половине 30-х годов, и ранний советский исторический роман как отдушины для творческих личностей, игравшие «эволюционную роль» для литературы, как сферы еще возможного эксперимента.

В тесном развитии с литературой развился новый вид искусства – кинематограф, явно «оттянувший» ряд талантов из литературы. Такие выдающиеся режиссеры, как С. Эйзенштейн, В. Шукшин, А. Тарковский, имели прямое отношение к литературной основе своих фильмов.

Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н. К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж. М. И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С. И. Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г. М. Козинцев); комедии: «Веселые ребята», «Волга-Волга» (реж. С. А. Герасимов), «Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев). Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев, "братья" – своеобразный псевдоним) Г. Н. и С. Д. Васильевых – «Чапаев» (1934 г.).

 

1.4. Архитектура

Главной задачей архитектуры стала забота о простом человеке – создание такой архитектуры, которая бы максимально удовлетворяла высоким запросам строителей коммунистического общества.

В архитектурных мастерских с первых лет Советской власти начинается разработка проектов благоустроенных жилых домов для рабочих. Создаются и новые типы общественных зданий: дворцы труда, культуры, детские учреждения и др.

Ликвидация частной собственности на землю и недвижимость в городах позволила уже в 1918 г. развернуть градостроительные работы по перепланировке Москвы. Индустриализация промышленности внесла глубочайшие прогрессивные изменения в жизнь народов советской страны. Архитектура с первых довоенных пятилеток развивается на прочной индустриальной основе. Строительство охватывает всю страну. В 1929-1932 гг. заложены десятки новых городов. За это время построено свыше 1500 крупных комплексов индустриальных предприятий.

Классовая борьба, которая шла в этот период в стране, отразилась на различных творческих направлениях архитектуры; одним из наиболее сложных явлений стал конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий.

К положительным сторонам его относятся применение прогрессивных конструкций и материалов, борьба за стандарт, типизацию, индустриализацию строительства. Отрицательными чертами конструктивизма являются игнорирование художественного наследия архитектуры, упрощение форм, оголение конструкций.

Архитекторам-конструктивистам, проектировавшим промышленные здания в годы первых пятилеток, принадлежит большая заслуга в разработке типа удобного и светлого индустриального здания новой социалистической эпохи. Сюда относятся в первую очередь первенцы советского тракторо- и автомобилестроения - Волгоградский, Челябинский тракторные. Московский и Горьковские автомобильные заводы. Днепровская ГЭС им. В. И. Ленина».

Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А. В. Щусева.

К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют сталинским ампиром. Сталинская неоклассика была призвана выразить силу и мощь тоталитарного государства.


1.5. Наука и образование

«К концу 1927 г. читать и писать научились 10 млн. человек. Грамотные к этому времени в городах составляли 79%, а в деревне — 4,3%. В 1927 г. СССР занимал по уровню грамотности 19-е (!) место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет и старше оставалось свыше 50 млн. человек; 90 тыс. членов сельсоветов РСФСР неграмотны, как и 4% принятых в партию в 1926 г. В эти годы закладывались основы единой для всех трудовой школы. Происходили сдвиги и в высшем образовании. Перед революцией в 91 вузе страны обучались 112 тыс. студентов, а в 1927-1928 гг. в 148 вузах— 169 тыс. При этом до 1917 г. все вузы находились на территории России и Украины и лишь один — в Грузии, а теперь же вузов не было лишь в Туркмении, Киргизии и Таджикистане. Почти половина студентов — выходцы из рабочих и крестьян. Их прием осуществлялся через рабфаки».[6]

Во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования. Планомерные усилия советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

 

«К сотрудничеству с властью пришли, прежде всего, представители точных и естественных наук. Первым выборным президентом Академии наук СССР (1917-1936) стал старейший ученый страны геолог А.П. Карпинский. Депутатом Моссовета был академик К.А. Тимирязев — выдающийся биолог. Академик А.Ф. Иоффе — один из создателей советской физической школы, прокладывавший пути мировой науке в исследованиях полупроводников, — активно включился в преобразования в области культуры. Не сразу и не просто И.П. Павлов — мировая величина в физиологии, единственный в то время наш Нобелевский лауреат — признал новую власть, продолжая свою работу в России. Получили широчайшее поле деятельности ученые-экономисты, аграрники А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев и другие. Советская экономическая школа далеко ушла вперед и определяла мировой уровень. Продолжали свои исследования и работу В.И. Вернадский, Н.Е. Жуковский, А.Н. Крылов, И.В. Мичурин и другие».[7]

И всё же 30-е годы оказалсь сложными для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН им. П. Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. Возрождается историческая наука. Как было сказано, возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. Работают выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков – автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е. В. Тарле – знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).

В то же время сталинский тоталитаризм создает серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (даже и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие.

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И. В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.

Тем не менее в сфере народного образования и науки были достигнуты определенные успехи:

• за годы двух пятилеток обучены грамоте 40 млн. человек, грамотность по стране достигала 81%, в РСФСР --- 88%, Белоруссии — 81%, Казахстане — 84%;

• к концу второй пятилетки в стране осуществлено всеобщее начальное образование. XVIII съезд партии (1939 г.) поставил в качестве очередной задачи всеобщее среднее образование в городе и семилетнее в деревне;

• с 1938 г. во всех национальных школах введено обязательное изучение русского языка, а с 1940 г. — преподавание иностранных языков в средних школах;

• в 1938 г. в советских школах работало около 1 млн. учителей, более половины из них специалисты со стажем менее 5 лет.

• 82% высших должностей в промышленности занимали высококвалифицированные специалисты дореволюционной России;

• за 1918-1928 гг. было подготовлено 340 тыс. специалистов с высшим образованием и почти 200 тыс. со средним специальным».[8]

«В 1936 г. в городах вступило в строй школ больше, чем за предыдущие три года второй пятилетки. Общее количество ученических мест в городских новостройках в 1936 г. впервые было больше, чем во всех школах, построенных в тот год в деревне. То же повторилось и в следующем году. И хотя в период предвоенной пятилетки темпы сооружения школьных зданий в городах несколько снизились, вторая половина 30-х годов ознаменовалась заметным улучшением обучения детей горожан, что предопределялось укреплением материальных основ народного образования. Всего во время второй и третьей пятилетки (1933-1940 гг.) города получили более 5,1 тыс. школьных заведений, рассчитанных почти на 3 млн. учащихся. В большинстве своем помещения были предназначены для одновременного обучения больших коллективов (уже в 1938/39 г. свыше 30 % городских средних школ имели в своем составе более 800 детей).

Продвигалось вперед строительство школ и в деревне. Здесь в 1933-1940 гг. в строй вступило 19 тыс. зданий, рассчитанных примерно на 4,3 млн. ученических мест. Преобладали небольшие помещения, ибо в сельской местности свыше четверти школ имели лишь по одному учителю и в среднем по 40 учеников. В ряде областей, в том числе в Мурманской, Рязанской и даже Московской, работали школы, где на одного учителя приходилось всего несколько учеников».[9]

1.6. Музыка

В 1932 году был основан Союз композиторов СССР, который стал как главным организационным, так и главным цензурным органом советской музыки.

В сталинские времена не одобрялась слишком экспериментальная, не доступная массам музыка. В прессе по поводу таких премьер появлялись разгромные статьи, исполнение «вредных» вещей прекращалось на длительный срок. Композиторов, досадивших цензуре, могли исключить из Союза Композиторов, что резко ограничивало возможности для работы.

В то же время, в СССР сложилась система общедоступного музыкального образования, вырастившая многих талантливых композиторов и исполнителей. Были открыты десятки музыкальных учебных заведений, среди них Московская, Калининградская, Ленинградская и другие филармонии. Советская опера и советский балет высоко ценились в мире, как оркестры и военные ансамбли.

В СССР в 20-е годы зарождается джаз-сцена одновременно с её расцветом в США. Джаз приобрел широкую популярность в 30-е, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я.Б. Скоморовского. Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Среди других известных биг-бэндов тех лет — оркестры Александра Цфасмана и Александра Варламова, оркестр Олега Лундстрема, ансамбль «Мелодия» Георгия Гараняна.

Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом.

 

Заключение

Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать, что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и др.

Тем не менее, в результате осуществления культурной революции в СССР были достигнуты определенные успехи: по официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн чел.; до начала 1940-х гг. наблюдался расцвет науки и искусства, с 1960-х – рассвет советской космонавтики, высшие спортивные достижения, процветание сельской промышленности и многое другое. Культурная революция охватила все сферы деятельности, все социальные, национальные, этнические группы. Основываясь на представленном материале, можно сделать вывод, что культурная революция как ряд мероприятий во всех областях науки и искусства свершилась. Все преобразования были «простроены» правящей верхушкой в соответствии с принятой идеологией. Несомненно, положительным результатом стало повышение грамотности населения, увеличение количества учебных заведений, в том числе высших. Однако нельзя однозначно рассматривать влияние культурной революции на такие области искусства, как литература, живопись, музыка, архитектура. Искусство, должное служить определённым, прописанным «сверху» идеалам и подвергающееся строгой цензуре, ограничено в развитии. С другой стороны, искусство, создаваемое для широких масс, в эти массы и пришло. Стали доступны выставки, театр, развивается кинематограф. Так как побеждена тотальная неграмотность, стало доступна и литература.

«Культурная революция привела к всестороннему развитию всех национальных культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в области культуры. В СССР впервые создана письменность около 50 народностей, литература издаётся на 89 языках, радиовещание ведётся более чем на 60 языках народов СССР. В ходе интенсивного расцвета и взаимообогащения национальных культур усиливаются общие черты единой интернациональной культуры».[10]

«В культурном развитии, согласно официальной государственной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире».[11]

«В результате Культурной революции в СССР обновилась духовная жизнь рабочего класса и колхозного крестьянства, возрос их культурно-технический уровень, коренные изменения произошли в их сознании и быту. Из среды крестьянства выдвинулись миллионы квалифицированных колхозников и рабочих, специалистов, учёных, общественных деятелей. Успешно развёртывается процесс постепенного подтягивания культуры села до уровня культуры социалистического города».[12]

 

Список литературы

1.   Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. – в кн.: Бухарин Н.И. Избранные произведения. – М.: Политиздат, 1988. – С. 368-390;

2.   Высшее образование в СССР: стат. сб. – М.: Госстатиздат, 1961. – С. 79;

3.   Культурное строительство в СССР. Статистический сборник. – М.,1956. – С. 201-202;

4.   Мартынов И., Д. Шостакович, М. – Л., 1946. – С.25-27;

5.   Народное хозяйство РСФСР в 1961 г.: Стат. ежегодник. М., 1962. – С. 806-807;

6.   Соскин В.Л., Российская советская культура (1917-1927 гг.): очерки социальной истории / В.Л. Соскин. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2004. –С.106;

7.   Википедия. Культурная революция в СССР [Электронный ресурс] URL: #"#">#"#">#"#">#"#">http://www.olofmp3.ru/index.php/Klassicheskaya-muzyka-20-go-veka.html (дата обращения: 10.10.2013)

13. Википедия. Музыка СССР. [Электронный ресурс]. URL: #"#">#"#">http://painting.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st002.shtml (дата обращения: 10.10.2013)

16. Стиль конструктивизм на улицах Екатеринбурга. [Электронный ресурс]. URL: #"all">


[1] Википедия. Культурная революция в СССР [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Культурная_революция_в_СССР (дата обращения 10.10.2013)

[2] Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. – в кн.: Бухарин Н.И. Избранные произведения. – М.: Политиздат, 1988. – С. 368-390

[3] Соскин В.Л. Российская советская культура (1917-1927 гг.): очерки социальной истории – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. – С. 106

[4] Пазий И. Культурная революция в СССР: была ли она? [Электронный ресурс]. URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-17862/ (дата обращения: 10.10.2013)

[5] Ганюшкина Т.В. Русская живопись первой половины 20 века. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/isk/7.htm (дата обращения: 11.10.2013)

[6] Стиль конструктивизм на улицах Екатеринбурга. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uraledu.ru/node/9600 (дата обращения: 30.09.2013)

[7] Ганюшкина Т.В. Русская живопись первой половины 20 века. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/isk/7.htm (дата обращения: 11.10.2013)

[8] Стиль конструктивизм на улицах Екатеринбурга. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uraledu.ru/node/9600 (дата обращения: 30.09.2013)

[9] Советская культура в реконструктивный период, 1928-1941 / Борисов Ю.С, Ермаков В.Т., Фомин А.И. и др. – М.: Наука, 1988. – С. 96-129

[10] Большая Советская энциклопедия. Значение слова «Культурная революция» в Большой Советской Энциклопедии. [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/article067332.html (дата обращения: 27.10.2013)

[11] Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. — в кн.: Бухарин Н.И. Избранные произведения. – С. 368-390

[12] Большая Советская энциклопедия. Значение слова «Культурная революция» в Большой Советской Энциклопедии. [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/article067332.html (дата обращения: 27.10.2013)

Похожие работы на - Культурная революция в СССР в 30-е годы XX века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!