Контроль таможенных органов после выпуска товаров

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Налоги
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2020-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Контроль таможенных органов после выпуска товаров

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров

Содержание

Введение

Глава.1.Таможенный контроль после выпуска товаров: понятия, цели, задачи, формы, нормативно - правовые итеоретические принципы 

1.1.  Понятие и формы таможенного контроля после выпуска товаров

1.2. Нормативно-правовые основы регулирования таможенного контроля после выпуска товаров

1.3. Анализ судебной практики по проведению таможенного контроля после выпуска товаров

Глава 2. Механизм проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

2.1.  Порядок и особенности осуществления таможенного контроля после выпуска товаров на территории Евразийского экономического союза.

2.2. Проблемы осуществления таможенного контроля после выпуска товаров на территории Евразийского экономического союза.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы состоит в том, что в современных условиях роста товарных потоков между странами, возросла необходимость сокращения времени таможенного контроля на границе, при одновременном требовании соблюдения таможенного законодательства повышается значение таможенного контроля после выпуска товаров.

Сокращение времени контроля на границе также необходимо в условиях упрощения процедур торговли направленных на сокращение издержек участников ВЭД.

В сложившихся условиях результативность таможенного контроля заключается в обеспечении перемещения товаров через таможенную границу с соблюдением законов и норм, определенных таможенным законодательством Таможенного союза.

Гарантию соблюдения этих норм при перемещении товара обеспечивает только достаточно полный таможенный контроль после выпуска товаров.

Вместе с тем упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, и сокращение времени таможенного оформления товаров, не позволяют осуществлять достаточно полный таможенный контроль непосредственно при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В этих условиях возрастает роль таможенного контроля после выпуска товаров.

Однако ввиду различных экономических и политических условий, уровней экономической интеграции и других особенностей стран становление и развитие системы таможенного контроля после выпуска товаров в различных государствах происходит неодинаково.

Именно поэтому изучение международного опыта таможенного контроля после выпуска товаров, несомненно, актуально особенно в условиях формирования Евразийского экономического союза.

Развития взаимоотношений между государствами-членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) активно осуществляется комплекс мероприятий, направленных на реализацию принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров, в том числе в целях профилактики правонарушений.

Данный принцип предполагает более упрощенный и эффективный процесс организации таможенного контроля после выпуска товаров.

Через таможенную границу Евразийского экономического союза проходит большое количество товарного потока этому способствует объединение России в мировое экономическое пространство.

 В связи с этим на территории России возрастает вероятность нарушения законодательства Российской Федерации и законодательства ЕАЭС при ввозе товаров.

И при этом должно обеспечиваться одновременно два условия, а именно поддержание экономической безопасности страны и помощь в упрощении внешней торговли.

Существенную роль в контроле после выпуска товаров играет контроль таможенной стоимости.

Именно он в настоящее время является наиболее слабым звеном в системе таможенного контроля, от совершенствования которого зависит полнота поступления доходов в федеральный бюджет.

Это приводит к необходимости совершенствования контроля таможенной стоимости после выпуска товаров.

Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров является одной из наиболее перспективных мер обеспечения соблюдения таможенного законодательства, одним из приоритетов совершенствования таможенного администрирования.

Тем самым решаются такие задачи как рациональное использование ресурсов таможенных органов, что позволяет справиться с постоянно возрастающим объемом перемещения товаров, создание благоприятных условий для участников внешней торговли, снижение издержек по хранению товаров под таможенным контролем и т.д.

 Таможенный контроль после выпуска товаров – это комплекс мер, которые осуществляют таможенные органы после выпуска товаров и при обороте товаров ввезенных на таможенную территорию, с помощью таможенных проверок, системы управления рисками, иных форм таможенного контроля, и категорирования участников внешнеэкономической деятельности для того, чтобы обеспечить соблюдение проверяемыми лицами таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле .

Целью исследования является анализ процесса деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров, и выявление основных направлений по его совершенствованию.

Задачи необходимо решить следующие задачи, для того чтобы достичь данной цели:

 – проанализировать формы и понятие таможенного контроля после выпуска товаров; – рассмотреть нормативно–правовые основы, которые регулируют таможенный контроль после выпуска товаров;

 – изучить принципы и особенности осуществления таможенного контроля после выпуска товаров на территории ЕАЭС;

 – исследовать таможенный контроль после выпуска товаров на примере Челябинской таможни; – проанализировать судебную практику по проведению таможенного контроля после выпуска товаров;

 – выявить проблемы проведения таможенного контроля после выпуска товаров и определить пути их решения.

Объектом работы – взаимосвязь таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Предмет – процесс осуществления таможенного контроля после выпуска товаров.

Методологической основой исследования послужил анализ нормативно – правовой документации, которая представлена международными законодательными и рекомендационными актами, Федеральными законами, Постановлениями Правительства и Приказами Федеральных органов исполнительной власти.

Результаты выпускной квалификационной работы могут способствовать развитию внешней торговли Российской Федерации, увеличению внешнеторгового оборота и сбора таможенных платежей.

 

Глава.1Нормативно правовые итеоретические принципы  осуществления таможенного контроля после выпуска товаров

1.1 Понятие и формы таможенного контроля после выпуска товаров

Таможенный контроль – система меры, которые совершают таможенные органы в целях соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Помимо соблюдения законности перемещения товаров через таможенную границу, таможенные органы еще и контролируют соблюдение условии выбранной таможенной процедуры и осуществление предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела[1].

 Таможенные органы при осуществлении таможенного контроля опираются на принцип выборочности и применяют только те формы контроля, которые необходимы для осуществления соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза. Система управления рисками применяется для определения объектов и форм таможенного контроля.

Для эффективной работы таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с иностранными государствами в соответствии с международными договорами. Ниже представлена таблица 1,в которой представлено понятие таможенного контроля разных авторов.

Таблица 1

Автор

Определение таможенного контроля

 

Косов А.А. – кандидат юридических наук

«Таможенный контроль - специализированная контрольно – надзорная деятельность таможенных органов, осуществляемая на системной основе в целях осуществления соблюдения  таможенного законодательства Российской Федерации и

 

 

 

 

 

 

 

– доктор юридических наук, профессор «таможенный контроль представляет собой феномен, заслуживающий выделения в самостоятельную отдельную часть таможенного дела и права» [25] Сергеев Е.В.

– кандидат экономических наук «таможенный контроль представляет собой систему мер, законодательно установленных государством, и осуществляемых таможенными органами, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, охраны государственной и общественной безопасности, экономических интересов; защиты общественного порядка, выявления, пресечения и предупреждения неправомерных деяний физических и юридических лиц».

Источник: научная литература Классификация таможенного контроля, который выдвинул кандидат юридических наук Терехов Николай Васильевич:

1) От вида транспорта, который перемещает товар через таможенную границу на:

– железнодорожном транспорте;

 – водном транспорте;

– автомобильном транспорте;

 – воздушном транспорте.

2) По степени охвата:

– сплошной;

 – выборочный.

3) По объектам таможенный контроль производится относительно:

 – валютных ценностей валюты;

 – товаров;

 – валюты;

– транспортных средств[2];

1) В зависимости от того объекта, на который направлен таможенный контроль, можно выделить:

 – таможенный контроль транспортных средств международных перевозок;

– таможенный контроль товаров;

 2) В зависимости от направленности движения товаров различаются:

 – таможенный контроль вывозимых с территории ЕАЭС товаров;

 – таможенный контроль ввозимых на территорию ЕАЭС товаров.

3) По времени проведения таможенного контроля выделяют:

 – предварительный контроль (до ввоза товаров на таможенную территорию);

 – текущий осуществляется после ввоза товаров и транспортных средств международных перевозок и до их выпуска;

– последующий проводится после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

В дипломной работе нас волнует вопрос таможенного контроля после выпуска, который еще называется «последующий» таможенный контроль.

В 2012 году образовано Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров, который в свою очередь входит в структуру Центрального аппарата Федеральной таможенной службы России.

Ниже представлены главные направления деятельности этого управления в соответствии с Приказом ФТС от 17 апреля 2012 г. № 724 (ред. от 25.08.2014) «Об утверждении положения о Главном управлении таможенного контроля после выпуска товаров»:[3]

1) осуществление контроля соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле проверяемыми лицами путем реализации таможенных проверок и других форм таможенного контроля;

2) при реализации таможенного контроля после выпуска товаров обеспечивать соблюдение прав и интересов лиц и создание условий в пределах своей компетенции для того, чтобы ускорить товарооборота через таможенную границу ЕАЭС;

3) в пределах своей компетенции обеспечивать меры по защите национальной безопасности стран ЕАЭС, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды путем проведения таможенного контроля после выпуска товаров;

4) выявление, предупреждение и пресечение при проведении таможенного контроля после выпуска товаров административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) выявление признаков преступлений, производство неотложных следственных действий по уголовным делам, которые отнесены к ведению таможенным орган в соответствии с законодательством РФ;

5) в пределах своей компетенции обеспечить защиту прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности при проведении таможенного контроля после выпуска товаров в отношении товаров, находящихся в обороте на таможенной территории ЕАЭС;

6) совершение мер, которые направлены на довзыскание и уплату таможенных платежей в случаях обнаружения неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов по итогам таможенной проверки, а также иных мер, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. [4]

Необходимо добавить, что Главное управление осуществляет свои функции не только самостоятельно, но и через структурные подразделения таможенных органов Российской Федерации, в функции которых входит проведение таможенных проверок. Главными целями таможенного контроля после выпуска товаров на основании «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» являются: – организация таких условий, при которых осуществление незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также дальнейшее обращение на территории Российской Федерации станет экономически нерациональным;

 – формирование системы постоянного контроля, начиная, с подачи предварительной информации и декларации на товары, заканчивая, совершением таможенного контроля после выпуска для того, чтобы сократить время проведения таможенных операций и, как следствие, это будет способствовать формированию благоприятных условий для развития внешней торговли.

 В соответствии с действующим ТК ЕАЭС статья 316 «Особенности таможенного контроля после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров»:

1. При проведении таможенного контроля уплата таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров являются неподтвержденными в отношении условно выпущенных товаров при соблюдении целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, если:

1) не представлены документы, подтверждающие использование указанных товаров в целях и с соблюдением условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами;

2) не предъявлены указанные товары либо не подтверждено место их нахождения. Формы и порядок проведения таможенного контроля также регламентированы таможенным кодексом ЕАЭС, а именно главой 44 «Общие положения о проведении таможенного контроля», глава 45 «Формы таможенного контроля и их применение».

При проведении таможенного контроля таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля:

1) получение объяснений;

2) проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;

3) таможенный осмотр;

4) таможенный досмотр;

5) личный таможенный досмотр;

6) таможенный осмотр помещений и территорий;

7) таможенная проверка.

При проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе в соответствии с Кодексом применять следующие меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля:[5]

1) проводить устный опрос;

2) запрашивать, требовать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля;

3) назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и (или) образцы товаров;

4) осуществлять идентификацию товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест;

5) использовать технические средства таможенного контроля, иные технические средства, водные и воздушные суда таможенных органов;

6) применять таможенное сопровождение;

7) устанавливать маршрут перевозки товаров;

8) вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем, совершаемых с ними таможенных операций;

 9) привлекать специалиста;

10) привлекать специалистов и экспертов других государственных органов государств-членов;

11) требовать совершение грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств;

12) осуществлять таможенное наблюдение;

13) проверять наличие системы учета товаров и ведение учета товаров;

 14) иные меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.[6]

При этом необходимо отметить, что таможенный контроль после выпуска товаров проводится в форме таможенной проверки и в иных формах таможенного контроля, установленных статьей 332 таможенного кодекса, за исключением проверки документов и сведений, устного опроса и личного таможенного досмотр.

Итак, таможенная проверка проводится таможенными органами в целях контроля за соблюдением лицами требований, установленных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством стран ЕАЭС.

К таким проверяемым лицам относятся:

 – декларант;

– перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

– таможенный представитель;

– владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;

 – лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;

 – уполномоченный экономический оператор;

– лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением установленного порядка, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу; – иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру.

При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

4) соблюдение установленных таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством стран ЕАЭС условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза;[7]

5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

6) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством стран ЕАЭС, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела.

Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном таможенном законодательством порядке.

Следует отметить, что для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов.

Формы проведения таможенной проверки представлены на рисунке 1.

 Таможенная проверка Рисунок 1

 – Формы проведения таможенной проверки

Реализация камеральной таможенной проверки происходит путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, которые представлены проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

 Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место фактического осуществления деятельности такими лицами.

Ряд изменений (по сравнению с Таможенным кодексом Таможенного союза), имеющих уточняющий характер, вносится в статью «Выездная таможенная проверка» (в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза статья 333, в Таможенным кодексе Таможенного союза статья 132), в том числе:

1) устанавливается перечень сведений, которые должны содержаться в решении (предписании) о проведении выездной таможенной проверки и документе, оформленном по результатам выездной таможенной проверки (пункты 3 и 15 указанной статьи).

Это изменение направлено на унификацию законодательств государств – членов Евразийского экономического союза;

камеральная выездная плановая внеплановая встречная

 2) изменяется периодичность проведения плановых выездных таможенных проверок в отношении уполномоченных экономических операторов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 132 Таможенного кодекса Таможенного союза плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года. Пунктом 5 статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что такие таможенные проверки проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в 3 года;

Кроме того, в статье «Выездная таможенная проверка» перечень оснований для назначения внеплановых выездных таможенных проверок дополнен новыми основаниями:[8]

– уполномоченный экономический оператор должен предоставить таможенному органу информацию о корректировке сведений, которые были предоставлены при включении в реестр уполномоченных экономических операторов о находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружениях, помещениях и (или) открытых площадках, предназначенных для временного хранения товаров;

 – поручение (запрос) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования) государств - членов Союза по материалам проверки сообщения о преступлении или по возбужденному уголовному делу;

– поручение таможенного органа одного государства – члена Союза, данного таможенному органу другого государства - члена Союза, о проведении выездной таможенной проверки у лица, созданного и (или) зарегистрированного в соответствии с законодательством государства – члена Союза , таможенному органу которого направлено поручение по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и (или) 3 пункта 3 статьи 373 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;

 Перечень оснований приостановления проведения выездной таможенной проверки (пункт 13 статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза) дополнен:

 – случаем необходимости проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки – иными случаями, устанавливаемыми законодательством государств – членов Союза.

При этом срок приостановления увеличен с шести до девяти месяцев. Основания и порядок проведения таможенных проверок на территории ЕАЭС будут более подробно рассмотрены во второй главе дипломной работы. [9]

Подводя итог теоретическому исследованию таможенного контроля после выпуска товаров, необходимо отметить, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза.

При этом таможенный контроль после выпуска товаров проводится в форме таможенной проверки и в иных формах таможенного контроля, установленных статьей 332 таможенного кодекса ЕАЭС. В свою очередь, проведение таможенной проверки происходит в форме камеральной или выездной (плановая, внеплановая, встречная) таможенной проверки.

Рассмотрев теоретическую основу проведения таможенного контроля после выпуска товаров, на данном этапе целесообразно перейти к исследованию его нормативно – правового регулирования.

1.2 Нормативно-правовые основы регулирования таможенного контроля после выпуска товаров

Как известно, в 2010 году Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан официально вошли в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС. В декабре того же года было достигнуто соглашение об образовании Евразийского экономического союза на базе единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, и только с 1 января 2015 года договор о создании Евразийского экономического союза вступил в силу.

Со 2 января 2015 года в ЕАЭС официально вступила Республика Армения, а в августе завершилась процедура вступления Республики Киргизии. Таким образом, в каждой из стран-участниц ЕАЭС, а соответственно и в России, прежде всего, в дополнение к действующему национальному законодательству страны добавилось еще два уровня регулирования, которые представлены международными соглашениями государств – участников Таможенного союза (ЕАЭС) и решениями Евразийской экономической комиссии).

Так же с 1 января вступил в силу новый таможенный кодекс ЕАЭС.

В настоящее время таможенное законодательство ЕАЭС представлено системой, состоящей из нескольких уровней:

– международные соглашения стран-участниц ЕАЭС, которые регулируют таможенные правоотношения;

– решения Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии;

– национальное таможенное законодательство стран-участниц ЕАЭС;

Соответственно нормативно–правовая база Евразийского экономического союза на сегодняшний день представлена:

 – Таможенный кодекс ЕАЭС с внесением ряда поправок и нововведений; – международными договорами ЕАЭС с третьей стороной;

– решениями и распоряжениями Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий.

 При этом необходимо отметить, что Решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета подлежат исполнению государствами–членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.

А международные договоры Союза с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза.

В 2010 году Российская Федерация присоединилась к Киотской Конвенции, которая предписывает всем таможенным службам осуществление деятельности на следующих принципах:

– сотрудничество с участниками торговой деятельности;

 – контроль на основе управления рисками;

– применение методов аудита.

Помимо этого, в Генеральном приложении к Конвенции, как было рассмотрено ранее, закреплено определение контроля на основе методов аудита и в Стандарте упоминается о том, что «системы таможенного контроля включают в себя контроль на основе методов аудита».[10]

На сегодняшний день, основным документом, который регулирует таможенные правоотношения в рамках функционирования ЕАЭС, является таможенный кодекс ЕАЭС.

Таможенный кодекс ЕАЭС устанавливает предмет проверки и проверяемых лиц (статья 331), порядок проведения камеральной таможенной проверки (статья 332), порядок проведения выездной таможенной проверки (статья 333), а также права и обязанности должностных лиц таможенного органа и проверяемого лица при проведении таможенной проверки (статьи 335 и 336).

В обязательным порядке должны соблюдаются нормы ТК ЕАЭС для всех стран-участниц и законодательство этих стран не должно перечить этим нормам.

Необходимо отметить нормативно–правовые акты следующего уровня таможенного законодательства, который представлен решениями Комиссии таможенного союза и Евразийской экономической комиссии.

К примеру, в Решении Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (ред. от 03.11.2015) «О порядках декларирования, контроля и корректировки 19 таможенной стоимости товаров» закреплен контроль таможенной стоимости товаров после их выпуска.

В Решении Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 (ред. от 18.12.2014) «О формах таможенных документов» утверждены формы актов таможенного осмотра, таможенного досмотра, отбора проб и образцов и др., которые применяются при оформлении результатов проведения таможенного контроля товаров после выпуска товаров.

Одним из главных нормативно – правовых документов национального уровня, регулирующих таможенных контроль после выпуска товаров является Федеральный закон от 27.11.2010 № 311–ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Данный Федеральный закон устанавливает порядок оформления результатов таможенной проверки (статья 178), назначение выездных таможенных проверок (статья 179), порядок приостановления проведения выездной таможенной проверки (статья 180), порядок наложения ареста на товары, изъятия товаров и документов при проведении выездной таможенной проверки (статья 183), а также уточняет права и обязанности проверяющих и проверяемых  лиц (статьи 184 и 185).

 В связи с тем, что таможенный контроль после выпуска товаров проводится с целью выявления правонарушений, к источникам его регулирования относится также «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195–ФЗ (ред. от 30.12.2015).[11]

Так, в результате проведения таможенной проверки, участники внешнеэкономической деятельности могут быть привлечены к административной ответственности по следующим статьям:

– «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» (статья 16.2);

 – «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации» (статья 16.3);

– «Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений» (статья 16.12);

 – «Непредставление в таможенный орган отчетности» (статья 16.15);

– «Незаконное пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами» (статья 16.20) и др.

В результате того, что по фактам проведения таможенных проверок ежегодно возбуждаются и уголовные дела, еще одним источником регулирования таможенного контроля после выпуска товаров является «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63–ФЗ (ред. от 30.12.2015).

В «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» указаны цели проведения таможенного контроля, о которых упоминалось ранее в дипломной работе, а также определены соответствующие задачи, такие как:

 – модернизация нормативного правового регулирования таможенного контроля после выпуска товаров, его унификация в рамках таможенного законодательства ЕАЭС;

– создание методологической базы таможенного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности;

– совершенствование механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия государственных органов исполнительной власти при организации таможенных проверок, проведение скоординированных 21 проверок, в том числе во взаимодействии с налоговыми и другими правоохранительными органами;

– развитие международного взаимодействия таможенных служб странучастниц ЕАЭС в целях совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза, унификации порядка применения различных форм таможенного контроля, организации и проведения скоординированных таможенных проверок подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров.

 Наиболее подробно проведение таможенного контроля в форме таможенной проверки описано в Приказе Федеральной таможенной службы России от 06.07.2012 № 1373 (ред. от 26.09.2014) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки». [12]

Особенности, уточняющие проведение таможенной проверки, закреплены в приказах Федеральной таможенной службы, рассмотрим основные из них.

1) Приказ ФТС России от 17 мая 2012 г. № 949 (ред. от 01.08.2012) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки» был принят в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов.

2) Приказ ФТС России от 17.04.2012 № 724 (ред. от 25.08.2014) «Об утверждении Положения о Главном управлении таможенного контроля после выпуска товаров» регламентирует осуществление деятельности Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров (в частности функции и 22 права), которое является структурным подразделением центрального аппарата ФТС России.

 3) Приказ ФТС России от 06.07.2012 № 1372 (ред. от 01.12.2014) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров» был принят.

В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также повышения эффективности взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров.

4) Приказом ФТС России от 06.07.2012 № 1373 (ред. от 26.09.2014) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки» утверждена Инструкция, которая закрепляет общие вопросы и особенности организации и проведения таможенной проверки; взаимодействие таможенных органов и их структурных подразделений при проведении таможенной проверки;

оформление результатов таможенной проверки и принятие решений по ее результатам, а также регулирует действия должностных лиц таможенных органов.

 5) Приказ ФТС РФ от 30.12.2010 № 2713 (ред. от 03.10.2011) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок» утверждает следующие формы документов:

– решение о проведении выездной таможенной проверки, которое оформляется на общем бланке таможенного органа;

– акт камеральной таможенной проверки (приложение А);

– акт выездной таможенной проверки (приложение Б);

 – акт об отказе в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица и др.

6) Приказ ФТС России от 15.10.2013 № 1940 (ред. от 31.07.2014) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» был принят в целях обеспечения единообразного применения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, упорядочения контроля за правильностью классификации товаров по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

7) Приказ ФТС России от 07.11.2012 № 2255 (ред. от 01.12.2014) «Об утверждении типового положения о службе таможенного контроля после выпуска товаров регионального таможенного управления и типового положения о подразделении таможенного контроля после выпуска товаров таможни» закрепляет общие положения, задачи, функции и праваслужбы таможенного контроля после выпуска товаров регионального таможенного управления и подразделений таможни.

Вывод по главе 1. Таможенный контроль после выпуска товаров регулируется на трех уровнях таможенного законодательства: на международном, региональном и национальном уровне.

Итак, рассмотрев теоретические и нормативно-правовые основы проведения таможенного контроля, на данном этапе необходимо рассмотреть сам механизм осуществления таможенного контроля после выпуска товаров.

 

1.2.  Порядок и особенности проведения таможенного контроля после выпуска товаров на территории Евразийского экономического союза

Как отмечалось ранее, таможенная проверка проводится таможенными органами с целью проверки соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) требований, установленных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством стран ЕАЭС [3].

Таможенная проверка проводится должностными лицами уполномоченного подразделения таможенного органа, в регионе деятельности которого зарегистрировано проверяемое лицо или исполнительный орган проверяемого лица, таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товара, либо в регионе деятельности которого находится товар [14].

Предметом таможенной проверки являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС.

Объектами таможенной проверки являются правоотношения, возникающие в результате контроля за соблюдением таможенного законодательства после выпуска товаров.

В соответствии с ТК ЕАЭС к объектам таможенной проверки относятся:

– факт помещения товаров под таможенную процедуру;

– достоверность заявленных сведений в таможенной декларации и иных документах;

– соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

– соблюдение установленных требований участниками ВЭД;

 – соответствие участников ВЭД условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

 – соблюдение установленных условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ЕАЭС.

Основная цель проверки деятельности участника ВЭД – получение сведений о достоверности ведения бухгалтерского учета, о соответствии порядка его ведения российскому таможенному, валютному, финансовому законодательству и международным стандартам; оценка надежности и эффективности системы контроля ведения внешнеэкономической деятельности на предприятии.

При этом таможенные органы могут запрашивать необходимые коммерческие и бухгалтерские документы, относящиеся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами.

ТК ЕАЭС закрепляет следующий порядок проведения камеральной и выездной таможенных проверок:

– «камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки)»;

 – «выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности» [3].

 Рассмотрим особенности их организации и проведения более подробно. Решение о целесообразности проведения камеральной таможенной проверки принимается по результатам аналитической работы при отсутствии определенных признаков фактически прекратившего свою деятельность юридического лица [7].

В случае выявления информации по итогам аналитической работы, свидетельствующей о возможных нарушениях таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, ее результаты оформляются в виде информационно–аналитической справки в порядке, установленном приказом ФТС России № 1372 [13].

Решение о целесообразности проведения камеральной таможенной проверки принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, путем наложения резолюции на докладной записке, подготовленной уполномоченным подразделением.

Далее данное уполномоченное подразделение направляет докладную записку начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, о целесообразности проведения камеральной таможенной проверки, и о кандидатурах должностных лиц на ее проведение.

К докладной записке уполномоченного подразделения прикладывается информационно-аналитическая справка. В день принятия решения о целесообразности проведения таможенной проверки уполномоченное подразделение таможенного органа с использованием специализированного программного средства (КПС «Постконтроль») информирует таможенные органы о принятом решении. Далее проводится подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке.

 По решению начальника уполномоченного подразделения при необходимости разрабатывается программа ее проведения, которая должна содержать:

 – наименование проверяемого лица, организационно, правовую форму, ИНН, КПП, ОГРН (ОГРНИП), место государственной регистрации, место фактического осуществления деятельности;

 – сведения о проверяемом периоде или номерах деклараций на товары;

 – перечень вопросов, подлежащих проверке;

 – перечень мероприятий, сроки их проведения.

Подготовительная работа проводится в минимальный срок, не превышающий по продолжительности 15 рабочих дней.

Необходимо отметить, что все материалы, послужившие основанием для проведения камеральной таможенной проверки, полученные в ходе аналитической, подготовительной работы, подлежат приобщению к материалам таможенной проверки.

 Датой начала проведения камеральной таможенной проверки является дата окончания подготовительной работы.

В случае необходимости получения при проведении камеральной таможенной проверки документов и сведений должностное лицо уполномоченного подразделения направляет руководителю либо представителю проверяемого лица требование о представлении документов и сведений с указанием срока достаточного для их предоставления.

При получении указанных документов, они также приобщаются к материалам камеральной таможенной проверки [14].

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки). При этом камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения [3].

По результатам камеральной таможенной проверки составляется Акт камеральной таможенной проверки, образец которого представлен в приложении.

В Акте таможенной проверки должны содержаться следующие сведения:

– сведения о проверяемом лице;

 – сведения о должностных лицах таможенных органов, проводивших таможенную проверку (должность, фамилия, имя, отчество);

– систематизированное описание выявленных фактов (признаков) нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле со ссылкой на положения нормативных правовых актов, требования которых нарушены, либо сведения об отсутствии выявленных фактов (признаков) нарушений;

 – выводы и предложения об устранении выявленных нарушений либо о ликвидации их последствий, а также о суммах таможенных пошлин, налогов, подлежащих доначислению и довзысканию [6].

 В случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает решение в области таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.

Одним из таких решений может быть следующее:

– решение по классификации товара;

– о стране происхождения товара;

– о корректировке таможенной стоимости товара;

– о непредоставлении тарифных преференций;

– о непредоставлении льгот по уплате таможенных платежей;

– «о непредоставлении полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под определенную таможенную процедуру, в соответствии с содержанием которой таможенные пошлины, налоги не были уплачены (уплачивались частично), либо не помещенных под какую-либо таможенную процедуру, принимаемое в случае обнаружения фактов совершения с указанными товарами действий (операций), влекущих наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС»;

 – иные решения в области таможенного дела, влекущие дополнительное начисление и взыскание таможенных пошлин, налогов.

Необходимость принятия тех или иных решений в области таможенного дела отражаются в Акте камеральной таможенной проверки.

Решение, принятое на основании указанного Акта и оформленное в соответствии с образцом решения по результатам таможенной проверки, подлежат регистрации в «Журнале регистрации форм таможенного контроля», проводимых подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии с приказом ФТС России № 1530 [18].

 Любой документ, который имеет отношение к проведению камеральной таможенной проверки нумеруются и приобщается к делу по результатам таможенной проверки со следующими документами:

 – лист ознакомления с материалами таможенной проверки;

– лист-заверителя; – внутренняя опись материалов дела.

Дата составления акта камеральной таможенной проверки является датой завершения ее проведения.

Указанный акт утверждается начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим и подписывается должностными лицами, которые проводили камеральную таможенную проверку [14].

Следует отметить, что по своей сущности выездная таможенная проверка шире, чем камеральная, так как при ее проведении таможенные органы выезжают в место осуществления коммерческой деятельности участника ВЭД и соответственно могут получить больше необходимой информации или сведений.

К примеру, проверить соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами, эффективней будет при выездной таможенной проверке, чем при камеральной.

Начальник таможенного органа подписывает решение об осуществлении выездной таможенной проверки, которая в свою очередь и является основанием для его проведения.

Также в решении указывается состав комиссии, которая создается для проведения выездной таможенной проверки.

Руководитель комиссии по проведению выездной таможенной проверки назначается начальником таможенного органа (его заместителем) из числа должностных лиц уполномоченного подразделения.

Руководитель комиссии при осуществлении выездной таможенной проверки или лицо, его замещающее:

 1) организует работу членов комиссии по проведению выездной таможенной проверки;

2) подписывает требования, направляемые комиссией при проведении выездной таможенной проверки;

3) принимает решения о проведении таможенного осмотра помещений и территорий, а также решения о проведении таможенного досмотра в ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий;

 4) устанавливает сроки подготовки членами комиссии по проведению выездной таможенной проверки заключений по вопросам таможенной проверки;

5) организует подготовку в ходе выездной таможенной проверки на основании материалов выездной таможенной проверки проектов решений в области таможенного дела.

До начала осуществления плановой выездной таможенной проверки уполномоченное подразделение уведомляет проверяемое лицо о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом или со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

Копия Решения в течение 3 рабочих дней со дня подписания Решения вручается проверяемому лицу руководителем или членом комиссии либо направляется уполномоченными подразделениями заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по его месту государственной регистрации и по его адресу фактического местонахождения заказным почтовым отправлением.

Дата вручения проверяемому лицу копии Решения является датой начала проведения выездной таможенной проверки.

Если проверяемое лицо беспричинно не дает доступ на проверяемый объект, то таможенные органы могут проникать на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых.

В случае необходимости получения при проведении выездной таможенной проверки документов и сведений руководитель комиссии на основании ТК ЕАЭС вручает или направляет руководителю либо представителю проверяемого лица требование о представлении документов и сведений с указанием срока их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

 Прием документов оформляется актом приема-передачи документов, представленным в приложении.

В акты приема передачи документов и копии затребованных документов приобщаются к материалам выездной таможенной проверки.

В случае направления проверяемым лицом документов в адрес таможенного органа почтовой или факсимильной связью вместо акта приема-передачи документов составляется опись документов.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяцев.

В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 месяц по решению начальника (заместителя начальника) таможенного органа, назначившего проверку.

При необходимости проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, проведения таможенной экспертизы, направления запросов в компетентные органы государств-членов или государств, не являющихся членами Союза, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа, осуществляющего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо замещающих их лиц.

Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать 9 месяцев, если более продолжительный срок не установлен законодательством государств-членов.

Порядок приостановления проведения выездной таможенной проверки устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

При проведении таможенной поверки должностные лица таможенного органа имеют права и несут определенные обязанности, представленные на рисунке 3.

 Права и обязанности должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки Рисунок 2

– Права и обязанности таможенных органов при проведении таможенной проверки Права Обязанности

1) запрашивать от проверяемого лица коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности;

2) проверяемое лицо должно предъявить предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

3) запрашивать от банков, небанковских кредитных организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, государств-членов и получать от них документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей государств-членов;

4) выяснять у государственных органов государств-членов и получать от них необходимые для проведения таможенной проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну;

 5) отправлять запросы организациям, государственным и иным органам государствчленов и государств, не являющихся членами Союза, в связи с проведением таможенной проверки;

6) назначать таможенную экспертизу.

1) не нарушать права и законные интересы проверяемого лица;

2) при осуществлении таможенной проверки применять информацию, которая получена при ее реализации;

3) осуществить сохранность документов, полученных и составленных при проведении таможенной проверки, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица;

4) придерживаться служебной этики;

5) доносить до проверяемого лица его правах и обязанностях при проведении таможенной проверки, назначении таможенной экспертизы, отборе проб и (или) образцов товаров, а также о правах и обязанностях должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки;

6) во время проведения таможенной проверки не нарушать режим работы проверяемого лица;

7) при необходимости информировать проверяемого лица о положениях ТК ЕАЭС и законодательства государств-членов, касающихся порядка проведения таможенной проверки и др.;

 В отношении рисунка 2 необходимо также отметить, что при проведении таможенной проверки уполномоченное должностное лицо может запрашивать в таможенных органах, где производился выпуск товаров, оригиналы, электронные копии деклараций на товары и электронные образы деклараций на товары, а также иные документы, представленные при таможенном декларировании товаров.

При этом срок представления указанных документов не должен превышать 5 (пять) рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. И так, основной порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров на уровне ЕАЭС регулируется Таможенным кодексом ЕАЭС, а действия уполномоченных должностных лиц таможенных органов дополняются особенностями национального законодательства каждой из стран ЕАЭС.

При проведении таможенного контроля после выпуска товаров должностные лица имеют определенные права и несут обязанности, а также взаимодействуют с другими уполномоченными органами исполнительной власти в целях повышения эффективности проводимого таможенного контроля.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза содержит ряд новаций в части таможенного контроля после выпуска товаров, направленных на предупреждение уклонения проверяемого лица от проведения таможенного контроля после выпуска товаров, а именно:

1) в статью 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, срок их уплаты и исчисление» (в Таможенном кодексе Таможенного союза статья 211) включено положение, предусматривающее, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнениюв случае утраты товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с 35 ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами (за исключением их уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения). В Таможенном кодексе Таможенного союза аналогичных положений нет;

2) в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза включена статья 316 «Особенности таможенного контроля после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров» с одновременным внесением соответствующих положений в статью 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, срок их уплаты и исчисление».

Данные статьи предусматривают следующее.

В отношении условно выпущенных товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (в отношении которых применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами), соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами в связи с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов будет считаться неподтвержденным, если при проведении таможенного контроля в отношении таких товаров таможенному органу в совокупности:

– не представлены документы, подтверждающие использование указанных товаров в целях и с соблюдением условий предоставления льгот по уплате 36 ввозных таможенных пошлин, налогов, а также ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами;

– не предъявлены указанные товары либо не подтверждено место их нахождения. При этом подлежит исполнению обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. В Таможенном кодексе Таможенного союза аналогичных положений нет;

На предупреждение уклонения проверяемого лица от проведения таможенного контроля после выпуска товаров в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза также включена статья 315 «Особенности исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случае, если таможенному органу при проведении таможенного контроля после выпуска товаров не представлены документы, подтверждающие сведения , заявленные в таможенной декларации», согласно которой если таможенному органу не представлен ни один из документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, запрошенных (либо истребованных) таможенным органом для проверки заявленных в таможенной декларации сведений, влияющих на размер уплаченных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, то таможенный орган исчисляет таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины соответствии с данной статьей (то есть исходя из характеристик товаров, которым соответствуют наибольшие ставки таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин).

То же самое будет происходить, если представлены документы, указанные в декларации на товары в качестве документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, запрошенные (либо истребованные) таможенным органом для проверки заявленных в таможенной декларации сведений, но такие документы не подтверждают проверяемые сведения.

 

 

 

 

 

2. Механизм осуществления таможенного контроля после выпуска товаров

2.1 Порядок и особенности проведения таможенного контроля после выпуска товаров на территории Евразийского экономического союза

Как отмечалось ранее, таможенная проверка проводится таможенными органами с целью проверки соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) требований, установленных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством стран ЕАЭС [3].

Таможенная проверка проводится должностными лицами уполномоченного подразделения таможенного органа, в регионе деятельности которого зарегистрировано проверяемое лицо или исполнительный орган проверяемого лица, таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товара, либо в регионе деятельности которого находится товар [14].

Предметом таможенной проверки являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС. Объектами таможенной проверки являются правоотношения, возникающие в результате контроля за соблюдением таможенного законодательства после выпуска товаров.

– факт помещения товаров под таможенную процедуру;

– достоверность заявленных сведений в таможенной декларации и иных документах;

– соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

– соблюдение установленных требований участниками ВЭД;

– соответствие участников ВЭД условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

– соблюдение установленных условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ЕАЭС.

Основная цель проверки деятельности участника ВЭД – получение сведений о достоверности ведения бухгалтерского учета, о соответствии порядка его ведения российскому таможенному, валютному, финансовому законодательству и международным стандартам; оценка надежности и эффективности системы контроля ведения внешнеэкономической деятельности на предприятии.

При этом таможенные органы могут запрашивать необходимые коммерческие и бухгалтерские документы, относящиеся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами.

ТК ЕАЭС закрепляет следующий порядок проведения камеральной и выездной таможенных проверок:

– «камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки)»;

– «выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности» [3].

Рассмотрим особенности их организации и проведения более подробно. Решение о целесообразности проведения камеральной таможенной проверки принимается по результатам аналитической работы при отсутствии определенных признаков фактически прекратившего свою деятельность юридического лица [7].

В случае выявления информации по итогам аналитической работы, свидетельствующей о возможных нарушениях таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, ее результаты оформляются в виде информационно–аналитической справки в порядке, установленном приказом ФТС России № 1372 [13].

Решение о целесообразности проведения камеральной таможенной проверки принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, путем 26 наложения резолюции на докладной записке, подготовленной уполномоченным подразделением.

Далее данное уполномоченное подразделение направляет докладную записку начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, о целесообразности проведения камеральной таможенной проверки, и о кандидатурах должностных лиц на ее проведение.

К докладной записке уполномоченного подразделения прикладывается информационно-аналитическая справка. В день принятия решения о целесообразности проведения таможенной проверки уполномоченное подразделение таможенного органа с использованием специализированного программного средства (КПС «Постконтроль») информирует таможенные органы о принятом решении. Далее проводится подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке.

По решению начальника уполномоченного подразделения при необходимости разрабатывается программа ее проведения, которая должна содержать:

– наименование проверяемого лица, организационно, правовую форму, ИНН, КПП, ОГРН (ОГРНИП), место государственной регистрации, место фактического осуществления деятельности;

– сведения о проверяемом периоде или номерах деклараций на товары;

 – перечень вопросов, подлежащих проверке; – перечень мероприятий, сроки их проведения.

Подготовительная работа проводится в минимальный срок, не превышающий по продолжительности 15 рабочих дней. Необходимо отметить, что все материалы, послужившие основанием для проведения камеральной таможенной проверки, полученные в ходе аналитической, подготовительной работы, подлежат приобщению к материалам таможенной проверки.

Дaтoй нaчaлa проведения камеральной таможенной проверки является дата окончания подготовительной работы.

В случае необходимости получения при проведении камеральной таможенной проверки документов и сведений должностное лицо уполномоченного подразделения направляет руководителю либо представителю проверяемого лица требование о представлении документов и сведений с указанием срока достаточного для их предоставления. При получении указанных документов, они также приобщаются к материалам камеральной таможенной проверки [14].

 Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки). При этом камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения [3].

По результатам камеральной таможенной проверки составляется Aкт камеральной таможенной проверки, образец которого представлен в приложении.

В Акте таможенной проверки должны содержаться следующие сведения:

 – сведения о проверяемом лице;

– сведения о должностных лицах таможенных органов, проводивших таможенную проверку (должность, фамилия, имя, отчество);

– систематизированное описание выявленных фактов (признаков) нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле со ссылкой на положения нормативных правовых актов, требования которых нарушены, либо сведения об отсутствии выявленных фактов (признаков) нарушений;

– выводы и предложения об устранении выявленных нарушений либо о ликвидации их последствий, а также о суммах таможенных пошлин, налогов, подлежащих доначислению и довзысканию [6].

В случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает решение в области таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.

Одним из таких решений может быть следующее:

– решение по классификации товара;

– о стране происхождения товара;

– о корректировке таможенной стоимости товара;

– о непредоставлении тарифных преференций;

 – о непредоставлении льгот по уплате таможенных платежей;

– «о непредоставлении полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под определенную таможенную процедуру, в соответствии с содержанием которой таможенные пошлины, налоги не были уплачены (уплачивались частично), либо не помещенных под какую-либо таможенную процедуру, принимаемое в случае обнаружения фактов совершения с указанными товарами действий (операций), влекущих наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС»;

– иные решения в области таможенного дела, влекущие дополнительное начисление и взыскание таможенных пошлин, налогов.

 Необходимость принятия тех или иных решений в области таможенного дела отражаются в Акте камеральной таможенной проверки.

Один его экземпляр прикрепляется к материалам таможенной проверки, а второй экземпляр и решение (решения) в области таможенного дела, вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении [14].

Решение, принятое на основании указанного Акта и оформленное в соответствии с образцом решения по результатам таможенной проверки, подлежат регистрации в «Журнале регистрации форм таможенного контроля», проводимых подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии с приказом ФТС России № 1530 [18].

Любой документ, который имеет отношение к проведению камеральной таможенной проверки нумеруются и приобщается к делу по результатам таможенной проверки со следующими документами:

– лист ознакомления с материалами таможенной проверки;

– лист-заверителя;

– внутренняя опись материалов дела.

Дата составления акта камеральной таможенной проверки является датой завершения ее проведения.

Указанный акт утверждается начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим и подписывается должностными лицами, которые проводили камеральную таможенную проверку [14].

Следует отметить, что по своей сущности выездная таможенная проверка шире, чем камеральная, так как при ее проведении таможенные органы выезжают в место осуществления коммерческой деятельности участника ВЭД и соответственно могут получить больше необходимой информации или сведений.

К примеру, проверить соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами, эффективней будет при выездной таможенной проверке, чем при камеральной.

Начальник таможенного органа подписывает решение об осуществлении выездной таможенной проверки, которая в свою очередь и является основанием для его проведения. Также в решении указывается состав комиссии, которая создается для проведения выездной таможенной проверки.

Руководитель комиссии по проведению выездной таможенной проверки назначается начальником таможенного органа (его заместителем) из числа должностных лиц уполномоченного подразделения.

Руководитель комиссии при осуществлении выездной таможенной проверки или лицо, его замещающее:

1) организует работу членов комиссии по проведению выездной таможенной проверки;

2) подписывает требования, направляемые комиссией при проведении выездной таможенной проверки;

3) принимает решения о проведении таможенного осмотра помещений и территорий, а также решения о проведении таможенного досмотра в ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий;

 4) устанавливает сроки подготовки членами комиссии по проведению выездной таможенной проверки заключений по вопросам таможенной проверки;

5) организует подготовку в ходе выездной таможенной проверки на основании материалов выездной таможенной проверки проектов решений в области таможенного дела.

До начала осуществления плановой выездной таможенной проверки уполномоченное подразделение уведомляет проверяемое лицо о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом или со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

Копия Решения в течение 3 рабочих дней со дня подписания Решения вручается проверяемому лицу руководителем или членом комиссии либо направляется уполномоченными подразделениями заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по его месту государственной регистрации и по его адресу фактического местонахождения заказным почтовым отправлением.

Дата вручения проверяемому лицу копии Решения является датой начала проведения выездной таможенной проверки.

Если проверяемое лицо беспричинно не дает доступ на проверяемый объект, то таможенные органы могут проникать на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых.

В случае необходимости получения при проведении выездной таможенной проверки документов и сведений руководитель комиссии на основании ТК ЕАЭС вручает или направляет руководителю либо представителю проверяемого лица требование о представлении документов и сведений с указанием срока их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

 Прием документов оформляется актом приема-передачи документов, представленным в приложении.

В Акты приема–передачи документов и копии затребованных документов приобщаются к материалам выездной таможенной проверки.

В случае направления проверяемым лицом документов в адрес таможенного органа почтовой или факсимильной связью вместо акта приема-передачи документов составляется опись документов.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяцев. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

 Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 месяц по решению начальника (заместителя начальника) таможенного органа, назначившего проверку.

При необходимости проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, проведения таможенной экспертизы, направления запросов в компетентные органы государств-членов или государств, не являющихся членами Союза, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, представления дополнительных 32 документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа, осуществляющего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо замещающих их лиц.

Порядок приостановления проведения выездной таможенной проверки устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

При проведении таможенной поверки должностные лица таможенного органа имеют права и несут определенные обязанности, представленные на рисунке 3.

 Права и обязанности должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки Рисунок 2

– Права и обязанности таможенных органов при проведении таможенной проверки

 Права Обязанности

1) запрашивать от проверяемого лица коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности;

2) проверяемое лицо должно предъявить предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

3) запрашивать от банков, небанковских кредитных организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, государств-членов и получать от них документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей государств-членов

4) выяснять у государственных органов государств-членов и получать от них необходимые для проведения таможенной проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну;

5) отправлять запросы организациям, государственным и иным органам государствчленов и государств, не являющихся членами Союза, в связи с проведением таможенной проверки;

6) назначать таможенную экспертизу.

1) не нарушать права и законные интересы проверяемого лица;

2) при осуществлении таможенной проверки применять информацию, которая получена при ее реализации;

3) осуществить сохранность документов, полученных и составленных при проведении таможенной проверки, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица;

4) придерживаться служебной этики;

5) доносить до проверяемого лица его правах и обязанностях при проведении таможенной проверки, назначении таможенной экспертизы, отборе проб и (или) образцов товаров, а также о правах и обязанностях должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки;

6) во время проведения таможенной проверки не нарушать режим работы проверяемого лица;

7) при необходимости информировать проверяемого лица о положениях ТК ЕАЭС и законодательства государств-членов, касающихся порядка проведения таможенной проверки и др.;

В отношении рисунка 2 необходимо также отметить, что при проведении таможенной проверки уполномоченное должностное лицо может запрашивать в таможенных органах, где производился выпуск товаров, оригиналы, электронные копии деклараций на товары и электронные образы деклараций на товары, а также иные документы, представленные при таможенном декларировании товаров.

При этом срок представления указанных документов не должен превышать основной порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров на уровне ЕАЭС регулируется Таможенным кодексом ЕАЭС, а действия уполномоченных должностных лиц таможенных органов дополняются особенностями национального законодательства каждой из стран ЕАЭС.

При проведении таможенного контроля после выпуска товаров должностные лица имеют определенные права и несут обязанности, а также взаимодействуют с другими уполномоченными органами исполнительной власти в целях повышения эффективности проводимого таможенного контроля.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза содержит ряд новаций в части таможенного контроля после выпуска товаров, направленных на предупреждение уклонения проверяемого лица от проведения таможенного контроля после выпуска товаров, а именно:

1) в статью 136

Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, срок их уплаты и исчисление» (в Таможенном кодексе Таможенного союза статья 211) включено положение, предусматривающее, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению в случае утраты товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами (за исключением их уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения).

В Таможенном кодексе Таможенного союза аналогичных положений нет;

2) в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза включена статья 316 «Особенности таможенного контроля после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров» с одновременным внесением соответствующих положений в статью 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, срок их уплаты и исчисление».

Данные статьи предусматривают следующее.

В отношении условно выпущенных товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (в отношении которых применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами), соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами в связи с применением льгот по уплате ввозных тамож


[1]Зубач, А.В. Таможенное право: учебник для бакалавров: Бакалавр. Базовый курс /А.В. Зубач – Изд-во Юрайт, 2013. – 479 с.

 

[2]Войтешонок, Г.А. Разработка научно-методического аппарата по совершенствованию таможенного контроля (постаудита) в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза: отчет о НИР ФТС России, РТА/ Г.А. Войтешонок – Люберцы, 2014. – 116 с.

[3]Алехин, А.П. Административное право России: учебник. / А.П. Алехин, А.А.Кармолицкий. – Москва: Изд-во ИКД «Зерцало – М», 2013. – 752 с.

[4]Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 2575–р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».

 

[5]Сергеев, Е. В. Таможенный контроль: проблемы правового регулирования: дисс. канд.экон. наук. 12.00.14 / Евгении Владимирович Сергеев– Саратов, 2011. С. 21–22.

 

[6]Косов, А. А. Таможенный контроль как способ обеспечения законности: дисс.канд. юрид. наук. / А.А.Косов – Москва, 2011. – 91с.

 

[7]Войтешонок, Г.А. Разработка научно-методического аппарата по совершенствованию таможенного контроля (постаудита) в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза: отчет о НИР ФТС России, РТА/ Г.А. Войтешонок – Люберцы, 2014. – 116 с.

 

[8]Зубач, А.В. Таможенное право: учебник для бакалавров: Бакалавр. Базовый курс /А.В. Зубач – Изд-во Юрайт, 2013. – 479 с.

 

[9]Шамахова, В.А. Таможенный контроль: Учебник / В.А. Шамахова – Изд-во Софт, 2013. – 82 с.

 

[10]Терехов, Н.В. Таможенный контроль как средство выявления правонарушений во внешнеторговой деятельности : дисс.канд. юридич. наук 12.00.14/ Николай Васильевич Терехов – 2012. – С. 39 – 40.

 

[11]Шашкина, А.Н. Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров в государствах-членах Таможенного союза ЕврАзЭС / А.Н.Шашкина – Изд-во Вестник Российской таможенной академии, 2014. – 133–140 с.

 

[12]Юркин, Т.Ю. Правовое регулирование таможенного контроля при перемещении через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности: дис. канд. юрид. наук 12.00.14 / Тимофей Юрьевич Юркин – Саратов, 2009. – 186 с

Похожие работы на - Контроль таможенных органов после выпуска товаров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!