История участия Италии в парламентских объединениях Европы
История
участия Италии в парламентских объединениях Европы
В последние годы
деятельность парламентской дипломатии достигла стремительного развития во всем
мире. Это произошло в связи с тремя крупными процессами современной истории:
демократизацией; региональной интеграцией; глобализацией.
Постепенное смещение
больших порций суверенитета из области национального до международного ставит
так, все больше и больше затягивая в Парламентах тему легитимности и
демократического контроля решений и, возможно, появится возможность иметь рядом
с инструментами традиционной дипломатии правительств, мест межпарламентского
диалога, сотрудничества и противостояния.
Именно поэтому они
выполняют задачи парламентской дипломатии, функции не «типичные»
законодательных собраний и, что может привести к двум типам фонда: отношения
параллельные и взаимодополняющие в государственных органах; участие в
мероприятиях и обсуждениях мест межпарламентских представительных учреждений,
региональные или международные темы.
По мере консолидации
феномена межпарламентского сотрудничества/дипломатии наблюдается тенденция к
расширению сферы действий межпарламентских институтов от
познавательного/консультативного до совещательного/законодательного измерения.
Почти ни один международный парламентский орган в настоящее время не имеет
законодательной власти и функции контроля над соответствующим
межправительственным учреждением, но есть проекты и видения, направленные на
расширение прерогатив международных парламентских органов и которые все чаще
смотрят на Европейский парламент как модель регионального (в данном случае
прямого) представительства.
Рост числа и
политического веса мест парламентской дипломатии укрепил историческую
характеристику, то есть приверженность достижению мира между народами. Как
часть международной сети, депутаты имеют предрасположенность к выполнению и
координации процессов консультаций, чтобы способствовать расширению
сотрудничества между государствами, посредником в переговорах для разрешения
конфликтов, может также использоваться больше свободы и маневренности по
сравнению с ограничениями внешней политики и традиционной дипломатии.
Есть те, кто циклически
критикует как чрезмерное умножение международных парламентских органов,
особенно в некоторых регионах, где произошла бы своеобразная «инфляция» таких стран,
как Европы, Латинской Америки и Африки. Эта тенденция, которая может привести к
дублированию и наложению органов и членства, возможно, неизбежно в политической
и географической экспансивной фазе этих явлений.
Попытки рационализации,
которые примиряли развитие и эффективности парламентской дипломатии могут
улучшить восприятие этой реальности в общественной дискуссии, так долго, чтобы
быть в курсе, и защищать само значение сотрудничества и диалога между
представителями народов.
Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) является совещательным
органом и движущей силой Совета Европы. ПАСЕ состоит из ряда представителей от
каждого государства-члена, и его президент, который избирается ежегодно из
числа своих членов максимум на три сессии. В то время как каждое
государство-член имеет один голос в Комитете министров, в Парламентской
ассамблее именно демографический вес страны определяет число представителей и,
следовательно, приписанные голоса.
Учитывая четное число представителей и заместителей,
Ассамблея насчитывает в общей сложности 648 членов плюс 18 наблюдателей.
Италия вступила в Совет Европы 5 мая 1949 года. Она является
членом - основателем Организации. Итальянская делегация включает 18 членов и
равное количество заместителей. Политический состав каждой национальной
делегации должен отражать различные политические течения, присутствующие в
национальном парламенте. Национальные делегации также должны включать процентную
долю представителей наименее представленного пола, по крайней мере, равную доле
их собственного парламента.
Постоянное представительство, базирующееся в Страсбурге,
имеет задачу представлять Италию в Совете Европы, старейшей общеевропейской
межправительственной организации. Основная миссия Совета Европы заключается в
создании общего демократического и правового пространства на европейском
континенте, гарантирующего уважение основополагающих принципов, касающихся прав
человека, демократии и верховенства закона.
Чтобы облегчить процесс присоединения стран Центральной и
Восточной Европы, Ассамблея в 1989 году определила статус специального гостя,
который был распространен на все национальные законодательные собрания
европейских и неевропейских государств, которые ратифицировали Заключительный
акт или присоединились к Хельсинки.
В Ассамблее и ее комиссиях специальные гости пользуются
различными правами, за исключением прав активного и пассивного голосования
Ассамблея может, по рекомендации Бюро, предоставлять статуты наблюдателей
национальным парламентам государств, не являющихся членами Совета Европы,
которые отвечают требованиям пункта 1 Уставной резолюции (93) 26 Комитета
министров о статусе наблюдателя.
Ассамблея устанавливает количество членов делегаций стран-наблюдателей.
Соответствующие парламенты не обязаны представлять полномочия Председателю
Ассамблеи, но они должны стремиться назначать делегации, которые отражают
различные мнения, присутствующие в них. Члены этих делегаций заседают в
Ассамблее без права голоса и имеют право выступать только с разрешения
Председателя Ассамблеи. Они могут участвовать в заседаниях комиссий, как это
установлено в статье 47.5. Парламентская Ассамблея включает в себя ряд
внутренних структур:
- Формирование политических групп было поощрено, чтобы
выявить европейскую и не национальную перспективу.
В настоящее время в Ассамблее действуют пять политических
групп: Социалистическая группа (СОК), Европейская народная партия (ЕНП), Альянс
либералов и демократов за Европу (АЛДЕ), Группа европейских левых (ГЕ) и
Европейская партия консерваторов (СЕ). Эти группы должны взять на себя
обязательство придерживаться ценностей, пропагандируемых Советом Европы, и, в
частности, политического плюрализма, прав человека и верховенства закона. Председатель
Ассамблеи и президенты политических групп образуют Комиссию президентов.
- Бюро Ассамблеи состоит из президента и двадцати
вице-президентов, президентов политических групп или их делегатов и
председателей комиссий. В целом, более крупные страны имеют постоянное место в
Бюро, а более мелкие страны - по очереди. Бюро выполняет несколько функций:
подготовка повестки дня Ассамблеи, возврат документов в комиссии, координация
деятельности, переговоры с другими международными организациями.
- В Постоянный комитет входят Бюро и председатели
национальных делегаций. Обычно он собирается не реже двух раз в год, и его
основная задача - действовать от имени Парламентской Ассамблеи, когда она не
заседает.
- Большинство докладов, рассмотренных на пленарных заседаниях
или в Постоянном комитете, готовятся специализированной комиссией. Девять
комиссий Ассамблеи:
- Комитет по политическим вопросам и демократии (87 мест);
- Комиссия по правовым вопросам и правам человека (81 место);
- Комиссия по социальным вопросам, здравоохранению и
устойчивому развитию (81 место);
- Комиссия по миграции, беженцам и вынужденным переселенцам (81
место);
- Комиссия по культуре, науке, образованию и средствам
массовой информации (81 место);
- Комиссия по равным возможностям и недискриминации (81
место);
- Комиссия по соблюдению обязательств и обязательств
государств-членов (Комиссия по мониторингу - 93 места);
- Комиссия по регламенту, иммунитету и институциональным
вопросам (38 мест);
- Комиссия по выборам судей Европейского суда по правам
человека.
- Все комитеты (за исключением Комиссии по соблюдению
обязательств и обязательств государств-членов) имеют равное количество
заместителей одной и той же национальности, которые пользуются теми же правами,
что и владельцы, но не могут принимать председательство в комиссии. Кандидаты в
члены Комиссии предлагаются национальными делегациями и утверждаются
Парламентской Ассамблеей.
Кроме того, большинство комиссий имеют подкомитеты по
конкретным темам и могут создавать специальные комиссии для конкретных видов
деятельности. Даже если комиссии занимаются в основном отчетами, у них есть
полная свобода рассматривать любые вопросы, относящиеся к их компетенции: по
конкретным вопросам комиссии организуют семинары, интервью и конференции,
результаты которых затем используются для подготовки докладов, представляемых
Ассамблее.
Комиссии встречаются как в Страсбурге, так и в Париже, иногда
в Брюсселе, когда планируется совместная встреча с органом Европейского
парламента или в Будапеште, в Европейском молодежном центре.
Сессии Парламентской Ассамблеи разделены на четыре части,
каждая из которых длится около недели, и состоится в конце января, в конце
апреля, в конце июня и начале октября. Официальные языки - английский и
французский. Во время пленарных заседаний итальянский, немецкий и русский языки
используются в качестве дополнительных рабочих языков. Только члены, должным
образом назначенные национальной делегацией и подписавшие реестр присутствия во
время заседания, имеют право голоса.
Обычно Ассамблея голосует, используя электронную систему
голосования. В случае выдвижения кандидатур голосование проводится тайным
голосованием. Для решения таких вопросов, как проект рекомендации или
заключения Комитета министров или принятие срочной процедуры, требуется
большинство в две трети голосов.
Для проекта резолюции или других решений требуется
большинство поданных голосов. Если выборы Президента и Вице-президентов
находятся в пределах обычных прерогатив, Парламентская Ассамблея также
предусматривает следующие выборы: Генеральный секретарь, Заместитель
Генерального секретаря Совета Европы и Генеральный секретарь Ассамблеи
(избираются тайным голосованием с пятилетний срок); судьи Европейского суда по
правам человека; Уполномоченный по правам человека.
Члены Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или
унижающего достоинство обращения или наказания (КПП) избираются Комитетом
министров Совета Европы по списку из трех имен, составленному Бюро Ассамблеи.
Ассамблея принимает три типа текстов: рекомендации, резолюции и мнения.
Рекомендации включают рекомендации, адресованные Комитету
министров, за выполнение которых несет ответственность правительство.
Резолюции отражают решения Ассамблеи по вопросам, входящим в
ее компетенцию, или выражение мнений, которые несут ее собственную
ответственность. Мнение в основном выносится Ассамблеей по вопросам, порученным
ей Комитетом министров, таким как присоединение новых членов Совета Европы или
проекты соглашений.
Парламентская ассамблея
ОБСЕ (ОБСЕ-ПА). Структура и принципы работы Парламентской ассамблеи ОБСЕ
содержатся в окончательной резолюции о создании парламентской ассамблеи ОБСЕ,
принятой парламентской конференцией государств-членов ОБСЕ (Мадрид, 2 и 3
апреля 1991 года). Ассамблея впервые собралась в Будапеште в июле 1992 года.
- содействие
межпарламентскому диалогу, как инструменту для достижения демократического
развития в зоне ОБСЕ;
- содействие механизмам
предотвращения и разрешения конфликтов;
- поддержка укрепления
и консолидации демократических институтов в государствах-участниках ОБСЕ;
- содействие развитию
институциональных структур ОБСЕ.
Ассамблея принимает
заявления, резолюции и рекомендации, адресованные правительствам, парламентам и
гражданскому обществу по вопросам содействия правам человека и основным
свободам, экономического и экологического сотрудничества, военно-политических
вопросов.
Ассамблея состоит из
делегаций национальных парламентов, которые могут включать от минимум 2 до
максимум 17 парламентариев пропорционально населению стран-членов.
Итальянская делегация
состоит из 13 парламентариев, назначаемых президентами Палаты депутатов и
Сената Республики, по назначению президентов парламентских групп. Срок
полномочий членов делегации-срок Законодательного собрания, в течение которого
они были назначены, по окончании которого они остаются в должности до
назначения новой делегации, и, тем не менее, не более шести месяцев, если они
были переизбраны в парламент.
Ассамблея ОБСЕ
собирается два раза в год: ежегодная сессия проходит в июле в одной из стран-членов.
По этому поводу проводятся заседания генеральных комиссий, постоянной комиссии
и пленарного Собрания. В конце ежегодной сессии ожидается принятие
окончательного заявления, а также любых резолюций и рекомендаций. За принятие
таких актов Ассамблея принимает решение большинством членов. Окончательное
заявление передано Совету министров иностранных дел ОБСЕ, действующему
президенту и национальным парламентам.
В конце каждой
ежегодной сессии проходят выборы на верхние посты ассамблеи (президента, вице-президентов)
и трех генеральных комиссий. Зимняя встреча проходит в феврале в Вене и состоит
из заседания Постоянной комиссии и генеральных комиссий, которые собираются по
отдельности и в совместном месте. На зимнем заседании генеральные комиссии не могут
принять резолюции, однако они могут представить предложения о разрешении
Постоянной комиссии. К этим обязательствам добавляются осенние заседания,
состоящие из заседания Постоянной комиссии, специального семинара и
Средиземноморского форума. Внеочередные сессии могут быть созваны президентом
по просьбе Постоянной комиссии.
В рамках собрания были
созданы три комиссии: политические дела и безопасность; экономические дела,
Наука, техника и окружающая среда; демократия, права человека и гуманитарные
вопросы. Председатель Ассамблеи избирается в конце ежегодной сессии Ассамблеей
в течение одного года, возобновляемой только один раз. Центральным органом
Ассамблеи является Бюро, состоящее из Председателя Ассамблеи, 9
вице-президентов, казначея, президентов, вице-президентов и генеральных
докладчиков трех Комиссий.
Политические решения
Ассамблеи принимаются Постоянной комиссией, в состав которой входят члены Бюро
Ассамблеи и президенты национальных делегаций (однако только президенты
национальных делегаций имеют право голоса в постоянной комиссии, так что каждая
национальная делегация имеет право голоса).
Постоянная комиссия, в
отличие от установленной для собрания, но в соответствии с правительственной
инстанцией, принимает решения по принципу «консенсуса минус один». Постоянная
комиссия может создавать специальные комитеты для конкретных целей. На
сегодняшний день существует шесть таких вопросов: Беларусь; Молдова;
прозрачность и реформа ОБСЕ; миграция; борьба с терроризмом; регулирование.
Кроме того,
председатель Ассамблеи может назначить своих специальных представителей в
областях, представляющих особый интерес. На сегодняшний день названы десять из
них: Восточная Европа; посредничество; антисемитизм, расизм и нетерпимость;
арктические проблемы; Южный Кавказ, Юго-Восточная Европа, равные возможности,
Средиземноморье, Торговля людьми.
Парламентская Ассамблея
играет первостепенную роль в наблюдении за выборами в ОБСЕ. Среди депутатов,
участвующих в краткосрочной наблюдательной миссии, действующий президент
назначает одного из них своим специальным координатором. Они будут руководить
миссией наблюдателей как на парламентском, так и на правительственном уровне и
представлять выводы наблюдательной деятельности, тесно сотрудничая с главой
миссии БДИПЧ.
На сегодняшний день
более 5000 депутатов Ассамблеи приняли участие в 155 наблюдательных миссиях.
Ассамблея имеет международный секретариат, который базируется в Копенгагене. В
феврале 2003 года Международный секретариат открыл офис связи в Вене с целью
улучшения отношений между правительственной стороной ОБСЕ и Парламентской
Ассамблеей.
Евроскептицизм в Италии
рос вместе с ростом антиэстеблишментских партий с 1990-х гг. он стал
мейнстримом в 2010-х гг. благодаря последовательным событиям, вызвавшим
разочарование в политике Европарламента. Прошедшее десятилетие кризиса в
управлении еврозоной после финансового кризиса 2008 года, возрождения России,
экономического спада, притока беженцев в 2015-2016 годах и Brexit привело к «испарению
солидарности» по всему ЕС[4].
В Италии сочетание
долгосрочной неспособности справиться с экономическими и политическими
реформами и иммиграционной проблемой было взрывоопасным. Однако эта страна не
должна рассматриваться как выброшенная на поверхность. Ее уникальная история не
должна затмевать тот факт, что Италия во многом опережала события последних лет
в европейской политике. Это может послужить предупреждением и уроком для всей
остальной Европы.
На протяжении
десятилетий участие в европейских институтах имело первостепенное значение для
послевоенной Италии. Это помогло стране обрести международную легитимность
после фашизма, закрепило ее демократию в стабильных региональных институтах и
способствовало экономическому росту. С 1970-х годов сложился широкий
межпартийный консенсус в отношении того, что Италия не только принадлежит к
евроатлантическим структурам Европейского экономического сообщества и НАТО, но
и является их преданным и активным членом. Это сотрудничество продолжалось и
после окончания Холодной войны и трансформации политической системы Италии,
причем страна играла конструктивную роль в последовательных реформах договоров,
которые создал Европарламент.
Членство в Европарламенте
еще больше укрепило институциональные и политические реформы в Италии. Это
широко рассматривалось, по крайней мере до недавнего времени, как необходимое
условие модернизации страны.
Итальянцы-единственные
граждане ЕС, которые приняли «европейский налог» в 1990 – е годы, чтобы
позволить ему присоединиться к европейскому механизму стабильности-необходимый
шаг для того, чтобы стать частью Еврозоны. Во всем мире и в большей степени,
чем граждане любого другого государства-члена, итальянцы продолжали доверять ЕС
гораздо больше, чем своим национальным институтам.
У Берлускони были
проблемы с «вмешательством» ЕС в национальные дела; он не был романтиком в
отношении роли европейской интеграции в обеспечении мира, демократии и
процветания; и он предпочитал личные отношения международным институтам. Таким
образом, его дипломатические усилия по налаживанию дружеских отношений с
президентом России Владимиром Путиным и президентом США Джорджем Бушем-младшим
были обратно коррелированы с его ограниченными инвестициями в ЕС.
Например, когда в 2002
году ЕС согласовал европейский ордер на арест – важный шаг в укреплении
внутренней безопасности после терактов 11 сентября, - Берлускони до самого
последнего момента не давал своего согласия. Еще один пример недостаточного
внимания к разработке политики ЕС произошел, когда в 1999 году был введен евро
и в Италии наблюдался быстрый рост цен. В то время как президент Европейской
комиссии (и бывший премьер-министр Италии) Романо Проди указывал, что
правительство не создало предусмотренных комитетов для мониторинга роста цен,
Берлускони обвинил Брюссель.
Что важно в этот
период, так это не столько предпочтения, выраженные Италией в отношении
индивидуальных политических решений, сколько ее транзакционный подход к
членству в ЕС.
К 2010-м годам этот
приоритет, казалось бы, оставил политические расчеты в пользу внутренней
политики после двух десятилетий электоральной нестабильности, частой смены
правительств, в том числе технических, и сложных дилемм с Брюсселем. Италия
потеряла престиж в годы правления Берлускони, и страна начала недоинвестировать
в ЕС.