Проблемы и перспективы образования в современной российской школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2020-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы и перспективы образования в современной российской школе

Содержание

 

Введение...........................................................................................................

3

1 Образование как социальный феномен......................................................

5

2 Выявление основных проблем современного школьного образования в России и определение путей их решения...................................................

 

9

2.1 Проблемы современного школьного образования в России.................

9

2.2 Пути решения проблем современного школьного образования в России...............................................................................................................

 

13

Заключение.......................................................................................................

17

Список использованных источников.............................................................

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основная цель современного школьного образования заключается в развитии талантов учеников не только для их собственной выгоды в будущем, но и для выгоды всего общества. Современное школьное образование является явлением, обладающим синтетической природой, ведь его элементы формировались на протяжении нескольких тысячелетий.

Образовательная сфера представляет собой одну из наиболее активно развивающихся областей общественных отношений, а образовательные учреждения всегда выступали в качестве некой «отправной точки» на пути прогресса для наиболее умственно развитой части общества.

Образовательная сфера является основной для развития человечества, а сам человек, в свою очередь, не может развиваться без прохождения через сферу образования. Именно по этой причине, прекрасно осознавая всю важность образования, государство постоянно стремится совершенствовать данную область человеческих отношений.

Однако, не смотря на все усилия со стороны государства, в системе современного школьного образования складывается ситуация, когда такое государственное регулирование идет вразрез со всеми основными общественными принципами. Возможность предложить направления решения существующих сегодня проблем в школьном образовании и обуславливает актуальность темы исследования.

Объектом исследования является система школьного образования в России.

Предметом – проблемы российского школьного образования и пути их решения.

Цель исследования заключается в определении путей решения проблем, существующих в современной системе школьного образования в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-   рассмотреть образование как социальный феномен;

-   выявить проблемы современного школьного образования в России;

-   определить пути решения проблем современного школьного образования в России.

Структура работы. Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Образование как социальный феномен

 

Существование любого общества возможно только при условии, что все его члены будут следовать нормам поведения, сформированным под влиянием природных и социально-исторических условий. Человек может стать личностью только в процессе социализации, благодаря которой он получает способность к выполнению социальных функций.

Сам термин «образование» происходит от слова «образ», а под образованием принято понимать единый процесс духовного и физического становления личности, процесс социализации человека, который ориентирован на те или иные идеальные образы и исторически зафиксированные в сознании социальные эталоны. Образование, как неотъемлемая часть жизни любого общества, выступает именно в таком его понимании. Именно поэтому в первую очередь образование – это социальное вяление, являющееся целенаправленным процессом воспитания и обучения человека [1, c. 23-28].

В процессе повседневной деятельности любой взрослый становится педагогом. Так, в колумбийском племени Ягуа младших детей воспитывали в основном старшие дети. Дети вместе со взрослыми добывали пропитание, охраняли очаг, изготавливали орудия труда. Женщины обучали девочек ведению домашнего хозяйства и уходу за маленькими детьми, а мужчины учили мальчиков охотиться и владеть оружием, в результате чего образование осуществлялось комплексно и непрерывно – в процессе всей жизни.

В доклассовых обществах образование обладало общественным характером, так как осуществлялось в процессе повседневной жизнедеятельности, а все взрослые выполняли роль педагогов по отношению к детям. Именно эта черта образования и позволяет его назвать архаичным типом образования.

С появлением частной собственности образование от общественного перешло к семейному, где в роли педагогов выступали не взрослые всей общины, а родители детей. Главной целью семейного образования стало стремление вырастить достойного наследника, который сможет сохранить и приумножить накопленное его родителями имущество как основу семейного благосостояния и благополучия.

Кардинальное изменение в образовании произошло с изобретением письменности и математической символики. Теперь, для усвоения учебного материала от учащихся требовалось ежедневное выполнение специальных занятий на протяжении определенного периода времени, а для организации обучения были необходимы специально обученные люди.

Таким образом, именно в этот период образование выделяется из единого воспроизводственного процесса в отдельную сферу общественной жизни, которая осуществляется при помощи обучения и воспитания  в специально приспособленных для этих целей учреждениях.

Отметим что уже в III веке до н. э. в Египте и Двуречье существовали крупные школы, где отдельные учителя преподавали свой конкретный предмет – письменность, математику, танцы и музыку, мифологию и религию. Тем не менее, в рассматриваемый период времени распространенность и уровень образования у разных народов был неодинаковым. Например, в Древнем Риме начальные школы с пятилетним сроком образования были рассчитаны не только на детей богатых родителей, но и на детей простых граждан.

Во II в. в Римской империи начинают появляться риторские и грамматические школы, дающие достаточно хороший уровень гуманитарного образования, а воспитанники этих школ были нацелены на осуществление деятельности судебных и политических ораторов. В результате, образование становилось все более изолированным от материального производства, а его гуманитарная составляющая противопоставлялась обучению, которое было направлено на освоение того или иного конкретного дела.

В Западной и Центральной Европе в Средние века получается распространение христианская религиозная идеология, в результате чего большая часть школ открывается и содержится церковью, а преподавателями в них выступают монахи или священники. Главная цель таких школ заключалась в распространении религии и упрочении влияния церкви в обществе.

В более крупных церковных школах, помимо обучения письму, чтению, пению, латыни и счету, изучалась геометрия, риторика, астрономия и музыка, а выпускники таких школ становились не только служителями церкви, но и образованными людьми для осуществления светской деятельности.

С ростом потребности в образовании все более остро вставал вопрос нехватки людей, обладающих достаточным уровнем подготовки для осуществления обучения и воспитания в школах. В результате произошел переход от индивидуального образования к классно-урочному, что дало возможность четко организовать и упорядочить образовательный процесс и передавать образовательную информацию одновременно большому количеству людей. Такой переход положительно сказался на системе образования и повысил его эффективность в разы одновременно снизив стоимость получения образования. Кроме того, увеличилась доступность образования для населения [11, c. 37].

Докапиталистическая эпоха характеризуется постоянно растущими потребностями промышленности, торговли и мореплавания, которые обусловили необходимость еще большего развития образовательной системы. Многие прогрессивные мыслители представляли образование как только просветительскую и гуманистическую ценность.

Такое положение дел стало меняться с развитием машиностроения, тогда, когда производство потребовало смены старых способов изготовления продукции. Развитие естествознания, математики, географии, медицины, астрономии, инженерного дела и навигации обусловили необходимость широкого применения широкого круга научных знаний в данных областях, в результате чего явным стало противоречие традиционного, преимущественно гуманитарного образования и высокой потребности общества в технических знаниях. Решением этой проблемы стало создание технических школ и училищ, а также высших технических учебных заведений.

В XIX в. в результате возросших потребностей производства и борьбы трудящихся за демократизацию системы образования, в ряде развитых стран были приняты законы об обязательном начальном образовании. Однако, трудящиеся получали образование только того уровня, который соответствовал интересам господствующего класса.

Начиная со второй половины ХХ в. характерной особенностью становится широкий охват детей, молодежи и взрослых теми или иными формами образования. Этот период принято называть «образовательным взрывом» [5, c. 9].

Таким образом, образование как социальное явление представляет собой относительно самостоятельную систему, основная функция которой заключается в систематическом обучении и воспитании членов общества, направленную на овладение ими определенным уровнем знаний, навыками, умениями и нормами поведения, которые определяются социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития.

 

 

 

 

 

2 Выявление основных проблем современного школьного образования в России и определение путей их решения

 

2.1 Проблемы современного школьного образования в России

 

Сегодня образование представляет собой один из основных механизмов не только социального прогресса, но и научно-технического. Именно по этой причине интерес к деятельности образовательных учреждений и предъявляемые к ней требования, в последние годы неуклонно растет.

Сегодня проблема совершенствования образования особенно остро стоит на уровне средней школы, а во многих учебных заведениях идет непрерывный процесс, направленный на улучшение образовательного процесса. Однако, на уровне школы, в особенности в небольших регионах, эти преобразования практически не видны.

Среди основных проблем школьного образования в России можно выделить следующие [3, с.238]:

-   низкий уровень оплаты труда учителей;

-   нехватка молодых квалифицированных преподавателей;

-   слабое материально-техническое обеспечение школ и низкий уровень их финансирования;

-   недоступность качественного образования для способных детей из малообеспеченных семей, детей, которые проживают в сельской местности;

-   спорные реформы, проводимые в системе образования и высокая загруженность образовательного процесса.

Для того, чтобы заработная плата учителей была достойной, была предложена система стимулирующих выплат, основанная на балльном подсчете всех их достижений и заслуг. Если педагог является обладателем грамот, его ученики хорошо учатся, а сам он выступает на конференциях, то в этом случае он будет получать стимулирующие выплаты. Именно по этой причине современные учителя стараются немного завышать оценки своим ученикам, разрабатывать новые программы и готовят доклады для конференций. Однако, при таком темпе работы учителям становится попросту некогда уделять должное внимание ученикам, проводить с детьми консультации, так как они работают на полторы ставки и выполняют большой объем бумажной работы [6, с.41].

Плохих и безучастных к своим ученикам учителей было много всегда, однако никогда их не было столько, сколько сейчас. Причин такому явлению много и одна из самых главных – отношение к профессии учителя со стороны государства. Раньше профессия учителя считалась одной из самых важных, а сами учителя были уважаемыми людьми. Сегодня же уважение вызывают бизнесмены и менеджеры среднего звена, которые никому не будут нужны после «экономического апокалипсиса».

Отсутствие у современной молодежи желания связать свою жизнь с профессией учителя вызвано унизительно низким уровнем заработной платы, поэтому учителя, которые считают свою профессию смыслом своей жизни, сегодня практически отсутствуют.

Бесспорно, среди учителей есть много креативных и талантливых преподавателей, которые хотят передать детям свои знания в полном объеме, однако такие учителя подавлены существующей сегодня бюрократической системой, так как вместо подготовки интересного материала для детей они вынуждены заниматься бумажной работой, заполнять множество отчетов, программ и делать все, кроме обучения детей. Помимо этого, не так давно полным ходом заработала идеологическая машина, которая обязывает учителя вкладывать в умы детей верное восприятие современной России и ее руководства, что также не добавляет популярности данной профессии [9, с.12].

Вторая проблема современного школьного образования заключается в крайне низком уровне финансирования российских школ. Так, в 2016 г. бюджет образовательной сферы составлял 635,4 млрд руб., в то время как в 2019 г. он составил всего 552,2 млрд руб. Не смотря на принятые Президентом России шаги в сторону улучшения состояния образовательной сферы, количество учителей неуклонно сокращается, а школы попросту не в состоянии приобретать необходимое для обучения детей оборудование и вынуждены просить родителей учеников об оказании финансовой помощи [3, с. 237].

Недоступность качественного образования для одаренных детей из малообеспеченных семей или для детей, проживающих в сельской местности, является еще одной немаловажной проблемой сегодня. Основная причина такой ситуации заключается в том, что родители таких детей не  в состоянии дать своим детям хорошее образования из-за отсутствия необходимой суммы денежных средств, а высококвалифицированные педагоги не хотят ехать работать в сельскую местность по причине низкого уровня зарплаты и отсутствия какой бы то ни было перспективы.

Уровень образованности детей, проживающих в городах, намного выше, нежели у детей из села. Случаются ситуации, когда дети из сельской местности не могут даже попасть в школу по причине плохих дорог и плохого транспортного сообщения. Сегодня такие дети как бы «ушли на задний план», так как их родители не имеют финансовых возможностей развивать способности своих детей, а государство просто забыло о них.

Таким образом, работа государства  по обеспечению детей из малообеспеченных семей или для детей, проживающих в сельской местности качественны образованием должна быть не только продолжена, но и усилена.

Спорные реформы, проводимые государством в области образования, а также сильная загруженность учебного процесса являются еще одной проблемой современного школьного образования. Проблема сильной загруженности школьников давно поднимается  психологами и медицинскими работниками. Сегодня учебный день школьников составляет иногда более 6 часов и ученикам при этом приходится выполнять домашние задания, которое отнимает еще около 2 часов времени. Далеко не каждый взрослый работает в таком режиме [5, с.18].

Сегодня существуют определенные нормативы, которые направлены на регулирование времени нахождения детей в школах. Однако, современные образовательные программы перенасыщены различными предметами и не учитывают нагрузку, которая ложится на школьников. Кроме того, дети учатся 6 дней в неделю и в субботу количество уроков может доходить до 5-6. В результате мы получаем переутомленных детей, у которых совершенно нет свободного времени [7, с.7].

Удивительно, но мы постоянно наблюдаем процесс реформирования в системе образования. Причем, не успеет реализоваться одна реформа, как уже начинается реализация следующей. На протяжении уже многих лет упоминание о ЕГЭ вызывает у школьников состояние шока. Единый государственный экзамен уже не единожды продемонстрировал свою неэффективность, ведь вопросы ЕГЭ не соответствуют школьной программе и не позволяют адекватно оценить уровень знаний учеников.

В последнее время все более заметным становится искажение школьной программы, которая превращается в хаотичный набор предметов, которые совершенно не перекликаются друг с другом. Более-менее стабильна ситуация с точными науками, а вот искажения в гуманитарных науках сегодня проявляется более чем явно. Искажаются исторические факты, придумываются новые правила русского языка, а из литературной программы исключены произведения множества авторов по политическим и идеологическим соображениям.

Такая ситуация может привести к беспрецедентному росту безграмотных людей, обладающих узким мышлением и совершенно не способных принимать самостоятельных решений.

Таким образом, сегодня существует множество проблем в системе школьного образования и все они требуют принятия кардинальных мер, направленных на их устранение. Вопросы модернизации школьного образования должны решаться комплексно, а сами решения необходимо принимать с учетом мнения всех участников образовательного процесса.

 

2.2 Пути решения проблем современного школьного образования в России

 

Национальная система образования формировалась многими поколениями талантливых профессионалов. Предложения «сломать и построить новую» сродни тому, чтобы упразднить «старые науки» и на их месте создать новую физику, математику, химию и т.д. На науки не замахиваются, все понимают, что для этого нужна, как минимум, плеяда гениев. Образование, в отличие от науки, глубоко национально, и на сломе эпох всегда находятся желающие его реформировать, хотя глубинная суть дееспособной образовательной системы определяется не экономической формацией, а душой народа. В образовании, как и в науке, гении появляются раз в столетие. Среди «реформаторов» таких нет и это не случайно: настоящий учёный за подобные проекты браться не станет.

В наше образование внедрены чужеродные структуры, которые необходимо удалить, чтобы активировать самовосстановление.

Схема плавного выхода из кризисной ситуации в системе ЕГЭ разработана. Её суть состоит в отделении школы от вступительных единых экзаменов. Для этого следует ликвидировать аттестацию по ЕГЭ (русский язык и базовая математика на минимальный балл) и поэтапно восстановить обязательные выпускные экзамены. Аттестационный контроль в нынешней, крайне разбалансированной, системе образования не может быть единым. Он должен учитывать специфику конкретной школы и индивидуальные успехи в ней каждого ученика. Этим требованиям в полной мере удовлетворяют классические выпускные экзамены. Каждую школу надо поднимать по своей траектории. Единые схемы здесь не дают эффекта, практика доказала это.

Вступительные ЕГЭ следует вынести за рамки школьного образования и привести их содержание в соответствие с возможностями массовой школы и требованиями большинства вузов. При этом следует дать вузам право на дополнительные вступительные испытания, если они сочтут это нужным.

Указанные предложения уже дважды вносились в Государственную Думу в виде законопроекта, но оба раза были отклонены усилиями правящей партии и Министерства образования без единого  адекватного аргумента против.

Давно назрела необходимость разработки и внедрения единой электронной системы приема в вузы. Такая система позволит выпускникам стать студентами одним кликом из личного кабинета на сайте госуслуг, сделает процедуру приема прозрачной и исключит злоупотребления.

Сложилась парадоксальная ситуация. «Ребенок из провинции» сдаёт вступительные экзамены  в родном посёлке, но чтобы стать студентом, ему надо ехать в университетский город, подавать там документы (в пять вузов на три специальности в каждом), следить за списком претендентов, пытаясь определить свои конкурсные шансы, решать, куда нести подлинник аттестата, а если конкурсная ситуация изменилась, срочно переносить аттестат в другой вуз.

Эта система в век информационных технологий выглядит как откровенное издевательство. В приемных комиссиях сидят десятки тысяч людей, абитуриенты часами простаивают в очередях, их родители тратят многие миллиарды на оплату ж/д и авиа билетов, не говоря уже о стрессах, нервной нагрузке и прочем. Всю эту работу и все проблемы может решить одна компьютерная программа стоимостью в 10 млн рублей. Но её до сих пор нет, хотя предложение о разработке такой системы поступило в Министерство образования четыре года назад. Видимо, там не очень заинтересованы, чтобы «дети из провинции» учились в вузе, хотя не устают повторять, что «система ЕГЭ дала возможность детям из глубинки получать высшее образование» – это не так.

Всеобщий тестовый контроль ВПР необходимо убрать по тем же причинам, по которым следует устранить аттестационные ЕГЭ. Надо вернуть школе доверие, возвратив ей функцию аттестации выпускников, и возложить на учителя ответственность за эту аттестацию. Не исключено, что после ряда лет «спокойствия» многим будет неприятна такая нагрузка. Но обязанность учить всех – наша главная образовательная традиция. Так было в течение многих десятилетий, и мы должны эту традицию восстановить. Это позволит включить механизмы самоконтроля качества работы учителя и восстановит «низовой контроль» со стороны завуча и директора школы. При этом директор должен быть учителем, а не «менеджером» – для последнего в школе есть должность завхоза.

Зарплата педагогов должна быть достойной и гарантироваться государством. В системе образования крайне важно соблюдать принцип равной оплаты за равный труд по всей территории страны, если мы ведем речь о едином образовательном пространстве.

Одномоментные «поощрительные выплаты», вносящие разногласия в коллектив, надо исключить полностью. На протяжении многих десятилетий учителя получали надбавки только за стаж и заслуженные звания. Такая система способствовала закреплению кадров. Попытки её улучшить делались в 20-е годы прошлого века многократно и результата не дали. Следует напомнить, что для настоящего учителя уважение учеников и коллег является куда большей наградой, чем материальные подачки. В нынешнее прагматичное время многие забыли об этом.

Разумеется, необходимо упразднить систему аккредитации государственных и муниципальных образовательных учреждений. Эти проверки вносят хаос в школы и априори не имеют никакого смысла. Но вопрос надо ставить шире. Опыт прошедших двух десятилетий показывает, что нынешняя «управленческая вертикаль» образованием управлять не может. Поэтому следует резко ограничить функции министерства, поручив ему лишь восстановление основных государственных программ для школы и аналитику информации о состоянии образования, а все полномочия в сфере контроля и принятия решений передать вниз: в регионы, вузы и школы. На местах выдвигают массу конструктивных предложений, которые сегодня душит «генеральная линия» министерства. Надо дать свободу «творчеству масс», и положение в образовании быстро изменится к лучшему. Лишение Министерства образования контрольно-указующих полномочий сразу остановит вал бумажной отчетности.

Региональные школы вместе с руководством области должны решать конкретную задачу – обеспечение кадрами своего региона. Центральные – думать о кадрах для страны (а не о рейтингах и показателях цитируемости) и вместе с правительством решать проблемы их закрепления у нас, а не на Западе.

Сформулированная выше задача при отсутствии «указаний сверху» заставит нынешних директоров-менеджеров повернуться лицом к коллективу и возродит школьную демократию как единственно возможный эффективный инструмент управления. Нацеленность на результат, а не на отчетные бумажки, оздоровит атмосферу в школах.

В образовании кадры решают всё. В школах ещё есть настоящие профессионалы, придавленные сегодня бюрократическим гнётом. Они – единственная надежда на восстановление системы народного просвещения.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня российской общество находится в состоянии перестроения и переоценки своих целей и ценностей. Такие перемены неизменно влекут за собой демократизацию и в сфере образования. Индивидуализация, новые концепции гражданского образования и гуманизация отразились и в образовательном процессе. Во многом такая ситуация сложилась из-за многообразия типов учебных заведений и вариативности образовательных программ, что непосредственно связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в России.

Сегодня перед Россией стоит задача сформировать систему образования, которая будет соответствовать ее культурному и интеллектуальному потенциалу, поможет вывести российское общество из кризиса и придать ему необходимый запас прочности для того, чтобы смело вступить в общеобразовательное мировое пространство.

Россия обладает очень мощным образовательным потенциалом и собственными, достаточно эффективными, традициями подготовки школьников, воспитании и культурно-образовательном развитии населения. Именно по этой причине перед нашей страной и перед российской системой образования сегодня стоит задача по решению проблем образованности населения страны.

Рассмотрев все проблемы, существующие сегодня в системе школьного образования, становится видно множество «пробелов», которые требуют безотлагательного устранения. Осуществляя реформы в системе образования, руководство страны надеется, что новая система образования поможет вывести Россию на принципиально новый уровень, ведь осуществляемые реформы направлены в основном на гуманизацию образования.

Подводя итог нашей работе, можно уверенно говорить, что детальная регламентация системы школьного образования будет способствовать улучшению качества образования и повышения уровня образованности населения страны.

Новые образовательные стандарты призваны для развития личностных качеств учащихся и направлены на углубление изучения общеобразовательных предметов в школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Аквазба Е.О., Ухабина Т.Е., Черемисина Е.В. Качество образования в современной образовательной организации: Проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 23-28.

2. Берлин А.В. Эффективность кадрового обеспечения организации // Российский экономический журнал, № 5, 2014. – с. 12-17.

3. Болдина М.А. Контекстный подход как базовый в выборе методов обучения специалиста нового типа // Социально-экономические явления и процессы, 2018, № 9. – С. 237-243.

4. Васина Е.В. Организационно-экономические основы управления компетентностной идентификацией в системе профессионального образования / Е.В. Васина //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Санкт-Петербург –  2011. – 65 с.

5. Гуревич Я.Г. К вопросу о реформе системы среднего образования. – М.: СССР, 2017. – 67 с.

6. Даргевичене Л.И., Леонова Е.В. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 41-44.

7. Заверюха Г.Н. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер // Финансы. –  2015. –  № 1. –  С. 6-8.

8. Исенина Е.И. Гуманизация образования в школе. – М.: Юрайт, 2019. – 290 с.

9. Ксензова Г.Ю. Инновационные процессы в образовании. – М.: Юрайт, 2019. – 349 с.

10.  Лазарев В.С. Управление образовательной деятельностью// Высшее образование в России. –  2017. – № 6. – С. 22-29.

11.  Нигматулин М.В. Реформа образования в России. – М.: СССР, 2019. – 180 с.

12.  Чуракова Р.Г. Стратегический курс повышения качества образования. – М.: Академкнига, 2016. – 184 с.

13.  Шляйхер А. Образование мирового уровня. – М.: Национальное образование, 2019. – 336 с.

 

Похожие работы на - Проблемы и перспективы образования в современной российской школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!