Психологическое обеспечение здоровья первоклассников.

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2020-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологическое обеспечение здоровья первоклассников.

Ирзыева М.С.,

педагог-психолог ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр»

Психологическое обеспечение здоровья первоклассников.

 

В настоящее время одной из первостепенных тем для обсуждения является обеспечение здоровья  участников образовательного процесса, особенно школьников. Поэтому в последние годы увеличились  усилия общеобразовательных учреждений, нацеленные на сохранение, формирование и укрепление не только физического, но   и психологического  здоровья учащихся. Именно оно  характеризует личность ребенка в целом, ее отношение к миру, себе и  собственной жизни. Состояние душевного благополучия обеспечивает регуляцию, адекватную окружающим условиям поведения и деятельности ребенка. В связи с этим,  психологическое здоровье является важным условием полноценного развития человека в обществе. При нарушении психологического здоровья, нарушается развитие человека в целом.

  Вопрос психологического обеспечения здоровья участников образовательного процесса является значимым в образовательном учреждении, поскольку непосредственно влияет на качество образования, что, в свою очередь,  обеспечивает жизненную успешность и дает гарантию благополучия личности в обществе. Благоприятный социально-психологический климат в образовательном учреждении поддерживает процессы развития личности и ее психологических потенциалов, положительно влияет на познавательную активность ребенка и мотивацию к обучению.

Ответственность за поддержания психологического здоровья в школе несёт администрация школы, весь  педагогический коллектив,  родители и педагог-психолог. Их совместная целенаправленная деятельность  способствует процессу приспособления учащихся к школьному обучению, доброжелательному отношению учащихся с одноклассниками и  педагогами школы.

  Что же такое психологическое здоровье? Это высокий уровень личностного здоровья, понимание себя и других, наличие представлений о цели и смысле жизни, способность к управлению собой, умение правильно относиться к другим людям и к себе, сознание ответственности за свою судьбу и свое развитие. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни и, условиями жизни в школе. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психофизиологическое здоровье учащихся.

Существует ряд критериев определения  психологического здоровья:  состояние благополучия, необходимое для нормальной жизнедеятельности; способность строить гармоничные отношения с окружающими, наличие высокой степени саморегуляции и способности человека контролировать своё поведение, способность ставить цель,  планировать и организовывать свою деятельность.

Чтобы правильно отследить и выявить предпосылки для сохранения и улучшения психологического здоровья ребенка, необходимо проанализировать особенно важные периоды в жизни школьников. Считается, что самым значимым является первый год обучения. Неслучайно в народе говорят: «Правильное начало — половина дела».

  Обратимся к первым школьным трудностям, связанным с адаптацией первоклассников. Первый год  обучения в школе – один из самых  сложных и коварных моментов в жизни детей, как в физиологическом, так и социально-психологическом плане. Это важный период, в котором ребенку предстоит заново выстраивать свои отношения со взрослыми и детьми. Главные роли в этом периоде играют первый учитель и родитель, который показывает ребенку доверие к данному педагогу и уверенность в нем. Существует известная педагогическая присказка, что для дошкольника главное лицо – мама, для младшего школьника –первый  учитель.  И оттого, как ребёнок реагирует на восприятие  главного для себя   лица, зависит его психологическое здоровье и эмоциональное состояние.  Во время  изучения адаптации учащихся первых классов к школе явно высвечивается, что личность первого  учителя имеет огромное  значение, больше даже чем организация режима дня,  учебная нагрузка, смена сферы деятельности и другие психогигиенические факторы. Искусство позитивной улыбки, тональность  голоса, яркость умения поощрять  взглядом и, конечно,  проявление уважения к маленькому человеку – это основные элементы  психотерапевтического воздействия на ученика. От успешности этих отношений зависит способность учащегося к развитию  самооценки и  самосознания, что, конечно же,   отражается на его психологическом здоровье. Думаю, что для психологического обеспечения здоровья будущего первоклассника  еще перед началом учебного года педагогу-психологу полезно собрать родителей и устно либо с помощью анкеты выяснить, какими способами они сообщают ребенку, что довольны им, как проявляют свою любовь, насколько остро ребенок переживает порицание взрослого. А затем подготовить рекомендации-пожелания педагогам для  выстраивания успешных взаимоотношений «учитель-первоклассник». В  течение года необходимо проанализировать, как воспринимают дети отношение учителя к себе.  Можно предложить арт-терапевтический метод: попросить детей  нарисовать рисунок на тему «Я и мой учитель».

  К другим не менее значимым трудностям первого года обучения можно отнести проблемы взаимоотношений в треугольнике «учитель-первоклассник-родитель». Если  отношения выстроены некомпетентно, то это может способствовать появлению у школьника разнообразных негативных новообразований — школьной тревожности, социальных страхов, ощущение чувства неполноценности, негативного, отрицательного  отношения к школе, либо дойти до  полного ее отторжения. Уже приходя первый раз в школу, ребенок имеет свой индивидуальный подход к интерпретации невербальных и вербальных знаков внимания, на основе которой сам решает, то, как реагирует на него взрослый, принимает его или нет. Ясно, что данный опыт реакции он получает в семье. Если эти знаки  о том, что он положительный,  «хороший», означает – принимают, доброжелательно к нему относятся, а если не совпадают сигналы мамы с реагированием педагога, то  ребенок может принять решение, что первый учитель им не удовлетворён. Таким образом, ясно, что родители и педагог выступают для первоклассника в разных ролях, ведь явно  учитель не может стоять перед учащимися в материнской роли одновременно для всего класса. Но необходимо отслеживать и корректировать  вопрос о необходимости педагогу добиваться у подопечных  детского ощущения своего принятия.  

 На базе МБУ «Школа № 84 имени Александра Невского» было проведено исследование по выявлению качества психологического климата между педагогом и обучающимся: адаптированная методика—«Анкета отношения учащихся к классному руководителю» (педагог-психолог Т.А. Огнева ). Участниками соцопроса стали обучающиеся 1 классов в количестве 140 человек, которым было предложено ответить на вопросы по психологическому комфорту:  « Стараешься ли ты вести себя так, чтобы получить одобрение учителя?», « Разъясняет ли учитель, как выполнять  задания?»,  «Помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками?»,  «Хотел(а) бы ты другого учителя?», «Подчеркни те слова, которые по твоему мнению подходят к твоему учителю: чуткая – равнодушная, заботливая – невнимательная, строгая - мягкая,  добрая – злая,  справедливая – нечестная» и другие вопросы.  Результаты опроса показали, что отношение учеников к классному руководителю  хорошее. Дети очень высоко оценивают личностные качества педагогов – чуткость, заботливость, мягкость, доброту и справедливость. Ребята отмечают, что им интересно на  уроках, учитель помогает им в случае затруднений, является для них авторитетом. Качественный анализ результатов социального опроса подтверждает, что роль учителя в психологическом комфорте  значима, составляет 70,7 %.

По итогам соцопроса педагогам было рекомендовано наладить диалог с родителями, в котором предметом обсуждения будет не «ваш Ваня, Петя…», а «наш ребёнок». В таком разговоре появится доверие к педагогу. Он станет для семьи значимым человеком. Советы мамы во время выполнения творческого задания ребенок будет отрицать, громко утверждая: «А Анна Васильевна сказала…»  И это будет правильно. Ведь не родитель, а педагог отвечает за организацию учебного процесса. Также необходимо рекомендовать родителям   встречи, беседы, консультации с первым учителем ребенка, педагогом-психологом,  в которых они  смогут получать необходимые ответы на возникающие у них вопросы по особенностям своего  ребенка, правильной корректировке своих детско-родительских взаимоотношений. Естественно учитель оценит реакцию родителя на общение не через ребенка (опосредованную), а напрямую к ней.

По итогам проведенной работы с обучающими и педагогами была проведена диагностика адаптации. Использовали диагностику  Юферевой Т.И. и Лускановой Н.Г.  Результаты показали: у  74,2 % детей параллели 1-х  классов адаптация прошла успешно. Как правило, это дети с высоким, хорошим и положительным отношением к школе, обладающие высоким уровнем познавательной активности, которые способствуют  развитию успешной адаптации учеников  к новым учителям, новым условиям, новым требованиям. При переходе  из дошкольного в младшее звено  у 25,8 % учащихся  параллели 1-х классов уровень мотивации к обучению в школе оказался низким.

В  итоге нужно сделать вывод о том, что оптимальный  уровень адаптации подтверждает соответствующий уровень психологического здоровья обучающихся.

Как видим, на первом этапе важнее всего должна быть успешная  адаптация ребенка в школе. Одним  из важнейших условий формирования психологического здоровья  является наличие у ребенка в целом положительного фона настроения. Однако эмоциональное благополучие младших школьников в значительной степени зависит от оценки ребенка значимыми взрослыми: в первую очередь, учителями и родителями.  В связи с этим, главными задачами в решении вопроса  психологического обеспечения здоровья участников образовательного процесса является, формирование гармоничного, устойчивого эмоционального состояния учащихся в школе. А для этого педагогу-психологу необходимо:   

·   устранение  противоречивых требований педагога и родителей к деятельности ребенка;

·    оказание помощи в положительном выстраивании взаимодействия и отношения  ребенка с первым учителем (проявление уважение к педагогу, установка  адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков, положительное принятие  учащимися  личности учителя).

 

1. Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб., 2006.

2.  Ананьев В. А. Практикум по психологии здоровья. СПб., 2007.

3.  Практическая психология образования: Учебное пособие. 4–е изд./ Под ред. И. В. Дубровиной. СПб., 2004.

4.  Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб., 2006.

5.  http://www.ucheba.com/met_rus/k_klass_ruk/otnoshenie.htm

Похожие работы на - Психологическое обеспечение здоровья первоклассников.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!