Анализ использования познавательных сказок в дошкольном образовании

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2020-01-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ использования познавательных сказок в дошкольном образовании

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Теоретический анализ использования познавательных сказок в образовательной деятельности (старший дошкольный возраст). 6

1.1 Особенности детей старшего дошкольного возраста. 6

1.2 Сказка как средство социализации детей старшего дошкольного возраста. 12

Выводы по 1 главе. 16

Глава 2. Диагностика познавательной сферы дошкольников. 18

2.1. Методики диагностики.. 18

Выводы по 2 главе. 27

Заключение. 29

Список литературы.. 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Представления и знания о окружающем мире легче воспринимаются детьми если их преподносить в форме игр, путешествий и сказок. Сказки способны в увлекательной форме давать детям представление о окружающем мире, лучше понять его и осознать. Сказочные формы восприятия способствуют ввести необычную ситуацию в изучаемый материал, тем самым оживив его. При помощи сказочных образов педагоги находят подходы к раскрытию эмоциональных сфер детей. Дети, слушают сказочные произведения, учатся переживать за героев, решают сложные, на первый взгляд, задачи, учатся рассуждать, давать обоснование своим действиям и строить логические цепочки. [2]

К. С. Аксаков считал, что  «сказка – это эпическое произведение, носящее прозаический, волшебный, авантюрный или бытовой характер, преподносимый автором и воспринимаемый слушателем в качестве вымысла». Дети дошкольного возраста познают окружающий мир и рисуют свои картины предстающих образов. Эти знания являются сложными и вредными для детского мышления, плохо воспринимаются без специальной подготовки, могут навредить психическому здоровью. Взаимоотношения предметного мира и ребенка неоднозначно. Данная проблема усугубляется при отсутствии должного количества знаний, отсутствия жизненного опыта ребенка, недостаточной развитости логического мышления детей. Сказка является формой мифологического  мышления, способствующего решению данной проблемы. [6]

Сказки позволяют ребенку выделять теорию о устройстве окружающего мира при помощи метафорических форм. Выстраиваются представления о добре и зле, щедрости и жадности. Решается проблема неопределенности. Дети учаться планировать, прогнозировать исход того или иного события. Ребенок, с помощью воссозданной мифологической картины мира, решает проблему неопределенности, выстраивает нормы поведения. Сказки позволяют сделать мир доступнее и понятнее. Одушевление, присутствующее в сказках, способствует развитию субъективности к предметному миру и живой природе.

Актуальность исследования: познавательные сказки являются увлекательными историями, с веселыми и умными персонажами в главных ролях, позволяющих сформировать область познания, расширить знания о изучаемом предмете или явлении. Содержание познавательной сказки описывает те ситуации, которые требуют логического размышления, исследования описаной проблемы, выдвижения, подтверждения или опровержения гипотезы. Все ситуации из познавательных сказок имеют тесную взаимосвязь между приключениями героев и реальным миром, что позволяет дошкольнику познавать в непринужденной обстановке окружающий мир.

Исследования Рыжовой Н. А. посвящены тому, чтобы у дошкольника имелись возможности для выбора сказки из большинства предложенных. Выбор должен основываться на значимых произведениях с твердой экологической позицией. Рыжова Н. А. подчеркивала то, что в сказках доступным для ребенка языком, описаны характеристики мира флоры и фауны. Животные, растения, природные явления, ландшафт, народные традиции – все это можно встретить в познавательных сказках. [3]

При организации занятий дошкольников с познавательным сказочным материалом необходимо заботиться о том, чтобы сказки способствовали вовлечению ребенка в занятие. Дошкольник должен проявить желание быть не пассивным слушателем, а активным участником мероприятия. На таких занятиях дети приобретают знания о логическом мышлении, устанавливают последовательность событий, описанных в сказке, что также требуется и в повседневной жизни. Словарный запас дошольника наполняется новыми словами, формируется способность движения мыслей. Сказки способствуют определению представления о экологии. [3]

Гипотеза: сказка является одним из средств социализации дошкольников старших групп.

Цель исследования: раскрыть возможные особенности от использования  познавательных сказок в образовательной деятельности.

Объект исследования: сказкотерапия в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: использование познавательных сказок в образовательной деятельности.

Задачи исследования:

- теоретический анализ использования познавательных сказок в образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте;

- изучить особенности детей старшего дошкольного возраста;

- рассмотреть методики диагностики познавательной сферы дошкольников;

- проанализировать особенности сказкотерапии.

Методы исследования:

1) Анализ литературы.

2) Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)

3) Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.).

4) Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова).

5) Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.).

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ использования познавательных сказок в образовательной деятельности (старший дошкольный возраст)

 

1.1 Особенности детей старшего дошкольного возраста

 

Основы поведения дошкольников старшего возраста осознанно и подробно изучались отечественными педагогами дошкольного образования. Открытия в сфере характерных черт личности ребенка освещены в трудах Икуниной З., Поддьякова Н., Венгера Л., Леонтьева А.

Старший возраст дошкольника является рубежом перехода на новый жизненный этап. Психика ребенка подвержена изменениям, сознание рисует новые образы. Меняется восприятие, память, уровень концентрации внимания. Другими словами приобретается произвольность психологического процесса. У дошкольника появляется самооценка, возможность регулирования своего поведения. Появление произвольности можно считать главным достижением дошкольной деятельности, для овладения собственными действиями. [4]

На шестом году своей жизни дошкольники имеют значительное отличие в сравнении физических и психических способностей с дошкольниками средних групп. В старшей группе они сильнее, физически выносливее. Формирование физических особенностей взаимосвязано с интеллектуальными, как и прежде. Формирование физических способностей является главной особенностью для благополучного многопланового развития дошкольников на их общем фоне. Большой рывок происходит в социальном формировании. Развивается интеллект, высокая нравственность ребенка, его эстетическое Я. Усовершенствуются речевые возможности дошкольников, появляется разговорная грамотность, расширен по максимуму словарный запас. Обороты речи понятны, несут смысл, грамотно используются речевые формы. [22]

К данному возрасту взаимодействие с окружающими и миром выражается как вид деятельности. Полностью сформированной оказывается внеситуативная модель индивидуальности при общении. Старшие дошкольники выражают необходимость в потребностях взаимопонимания и сопереживания. Разграничивают личные побуждения к общению от принуждающих. Взаимодействие с ровестниками носит деловой стиль общения, формируется избирательность.

Характерной особенностью развития старшего дошкольника является освоение новых умений и знаний, сформировываются личностные стороны дошкольника: нравственность, эмоциональность, волевая действенная практичность, интеллектуальность.

Отечественными психологами, Выготским Л. С. и Запорожцем А. В. постоянно подчеркивались переходы дошкольников старшего возраста от поведения ситуативного к действенно-практическому. Дети к шестилетнему возрасту учились руководствоваться нормам социума, подчиняться требованиям старших. Эмоциональность выражается открыто и осознанно. На первый план при общении ребенок ставит взаимодействие с оппонентом, проявляет интерес к собеседнику. Дети старшего дошкольного возраста четко разграничивают то, что им нравится или не нравится в говорящем, умеют анализировать его поведение. Дети шести лет способны к самоанализу своих действий и поступков. Полностью самооценка формируется чуть позже.

Самооценка является состоянием доказанным умениями, подтвержденными практикой дошкольника, выражается в его моральных качествах, нормах поведения, относящихся к тому или иному коллективу, в котором на данный период времени находится дошкольник. Каждый вид деятельности, познающийся дошкольником, постигается ребенком за счет наличия самооценки, желания выделиться из коллектива сверстников, желания понять суть окружающих событий. Данный этап формирования качества самоанализа должен присутствовать у каждого ребенка, помогая ему освоить подготовительную к школе программу и перейти на новый этап своего детства. [18]

Самыми активно используемыми методиками саморазвития в старшем дошкольном возрасте принято считать лепку, игру в конструктор, рисование. На данных этапах правильно формируются способности к трудовой деятельности. Дошкольник не только выполняет то, что от него требуют, что он хочет сам, но и четко выстраивает процесс данной деятельности, понимает, чего он хочет добиться в окончании деятельности. Приобретенные навыки дают возможность ребенку понять свою значимость. При конструировании или выполнении поделок дошкольники вовлечены в совместную деятельность со взрослыми, взаимоотношения выстраиваются по правильной траектории, вовлекая в процесс деятельности.

К шести годам, даже немного раньше, у старших дошкольников полностью сформированы минимальные навыки самообслуживания. Ребенок теперь способен не только выполнить то поручение, что ему дал взрослый, но и удовлетворить самостоятельно возникшую у него потребность.

У взрослых есть возможность поручить ребенку постоянные обязанности по уборке в своей комнате, по поливке цветов, кормление домашних животных и пр. Ребенок будет все больше вовлекаться в данный процесс и получать радость от собственных трудов. [11]

Приобретению новых знаний и навыков, изменению своего внутреннего мира в старшем дошкольном возрасте способствует учебная деятельность. Сюжетно-ролевая игра, как подвид учебной деятельности, позволяет детям брать на себя роли взрослого, выполнять его обязанности, пускай на время, но ребенок формирует у себя в подсознании необходимость и важность данных заданий. Отличным примером сюжетно-ролевой игры служит игра в дочки-матери, при которой разделение ролей выстраивает не только демографическую значимость общества, но и важность семейного бытия.

Еще одной любимой игрой старшего дошкольника является сюжетно-ролевая игра в доктора. Для данной игры дошкольник абсолютно нормально способен в таком возрасте выбрать предметы, необходимые для данной игры, составить сюжет, а в результате – получить новые знания.

Возможность определения целей и постановки задач для их достижения появляется у ребенка в старшем дошкольном возрасте. Если спросить для чего он так решил, ребенок сможет описать мотив своих действий и желаний. Данный процесс носит название произвольно-психического процесса и несет огромную роль, способствующею успеху дальнейшей образовательной деятельности ребенка. Ни для кого ни секрет, что школьная деятельность требует подчинения определенным нормам и правилам поведения, дисциплинированности, исполнительности и обучаемости. При помощи игр дошкольник учиться не только выполнять определенные действия, требующиеся от него, но и контролировать их. При взрослении дети учатся контролировать себя по отношению к окружению.

Поведение старшего дошкольника становится обдуманным и независимым от подчинения правилам игры. Нарушать правило игр – становится недоступным. Дошкольники все строже владеют самооценкой и подчинению общепринятым нормам. Дошкольники старших групп начинают проявлять настойчивость по отношению к действиям игры и ее продолжительности. Даже если игра (ее правила) надоели и утомили абсолютно всех, вовлеченных в нее участников, дошкольник настойчиво требует ее продолжения. Именно в такие минуты дошкольники испытывают истиное наслаждение от своей деятельности. [2]

В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»

При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание и на развитие словесной памяти.

Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать, и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем. [3]

К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развиваться понятийное, или логическое, мышление. Ребёнка начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы, постепенно расширяя представления детей об окружающем. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности.

К концу дошкольного возраста ребенок может уже довольно долго выполнять какую-либо деятельность, пока она ему интересна, не требует никаких внутренних усилий, основываясь только на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованность внимания в дошкольном возрасте достигается с помощью игр. [13]

Дети способны отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации. По данным исследований, старшие дошкольники в характерных жизненных ситуациях самокритичнее, требовательнее к себе, чем младшие школьники в новой для них учебной деятельности. [2]

Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.

Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно- практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно - ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе – я. [8]

 

1.2 Сказка как средство социализации детей старшего дошкольного возраста

 

Необходимым элементом развития старших дошкольников является социализация, выраженная через процесс познания и формирования способностей человека, как элемента общества. Социализация способствует выживанию личности. Никандров Н. Д., совместно с Гавровым С. Н. пришли к выводу о том, что социализирование ребенка происходит благодаря разностороннему и многогранному воздействию существования, при помощи которого личность познает правила «игр», принятые в обществе, одобренные этим обществом и подтвержденные на практике. Суждение об индивиде складывается исходя из общедоступных мерок социума.

В-первую очередь, процесс адаптации личности к обществу происходит при воспитании в семье, во – вторую – в обществе. Единственным в своем роде и представлении и самым действенным методом процесса социализации, объеденяющим совместную деятельность ребенка старшего дошкольного возраста и взрослого, способствующего развитию индивида на данный момент возрастного периода, является сказка. Колоссальный поток информации об окружающем мире поступает к ребенку посредством сказочного повествования. Информация, присущая сказкам, передается из века в век, из одного поколения в другое, отображает культурное начало народов и их уважение к своим предкам.[3]

Ознакомление с наиболее значимыми обычаями, праздниками и традициями своего народа, передается ребенку через сказку. Вся гамма переживательности за свой народ формирует душевное восприятие ребенком событий, помогает ощутить сопереживание, выразить свои эмоции. Обучение понятиям добра и зла, действиям хорошего и плохого, происходит через сказки.

Сухомлинским В. А. было написано о том, что именно сказка способна сформировать внутренний мир ребенка старшего дошкольного возраста. Именно этот внутренний мир позволит личности быть на стороне добра и обдуманно и с сопереживанием подходить к выполнению своих функций и согласно своему предназначению. Автор считает, что сказки способны не только учить, но и даже лечить. Сказка развивает логику и мышление, учит сопереживать и отвечать за свои действия, способна предостеречь от беды и разочарования. При помощи сказки можно простимулировать трудовую деятельность дошкольника.

Для каждого педагога дошкольного образования сказка должна быть главным инструментом в работе с детьми. [12]

Русские народные сказки радуют детей своим положительным настроем, оптимистичностью, добром и любовью, мудрым отношением к происходящему, помогают выработать сочувствие и сострадание, милосердное отношение к живой природе. Сказки нашего народа способны взбудоражить воображение, сформировать навыки социального обслуживания. У старшего дошкольника появляются первые кумиры в виде героев русских народных сказок. Дети получают роли, способны понять их значимость, вырабатывают мужественность к взрослой жизни. Театрализованные игры являются не менее увлекательными и значимыми в процессе формирования социальной значимости дошкольника. В процессе театрализованной игры дошкольник развивает значимость партнера, эффективность взаимодействия, начинает вдумываться и анализировать сюжет, осмысляя каждое событие. [7]

Педагоги должны обращать внимание, при работе со сказкой, как инструментом, на то, чтобы все дошкольники были вовлечены в образовательный процесс, увлечены происходящим вокруг. Особое внимание обращается на направленность произведения в рамки образовательного процесса по пониманию и приобретению знаний, умений, социально значимых функций, определения творческого начала в дошкольнике. Воспитатели так же должны обратить внимание на социально-психологический механизм общенческой деятельности.  Общение с собеседником позволяет развивать логику, оперативное мышление и учит выделять значимость контекста.

Существует обилие трактовок понятия общение, нам же важен основной из аспектов – взаимодействие, контакт субъектов.

Психологический контакт – это общность психического состояния, вызванная и вызывающая взаимопонимание в совместной деятельности, связанная с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия. Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие. [4]

В основе эмоционального сопереживания лежит психическое явление «заражение». Заражение характеризует во многом бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям, через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через канал чувств и страстей. [10]

Вторым механизмом подлинного контакта взаимодействующих сторон является мыслительное содействие, сомышление, определяемое включенностью обеих сторон в одну и туже активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определенных мыслительных задач. Этот механизм так называемого интеллектуального содействия определяется совместностью интеллектуальной деятельности субъектов взаимодействия.

Внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и миролюбие. Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов.

Таким образом, эмоциональную насыщенность всех аспектов жизнедеятельности детей можно рассматривать как психофизиологическую основу полноценной социализации детей. Поэтому перед педагогами встает необходимость создания условий, стимулирующих развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне, порождается другими персонажами.

Делая вывод, стоит сказать о том, что сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним.

 

Выводы по 1 главе

 

Дошкольный возраст – это промежуток формирования детей с трех до 6 – 7 лет. Дошкольник подрастает и, кроме любви, ласки и интереса взрослых, ему необходимы новые познания об окружающем обществе, получение которых содействует обогащению его словарного запаса, формированию выступления и логичного мышления, развитию красочной, цветной картины общества, расширению кругозора и проявлению фантазии. [2] Познавательная легенда обладает существенное значение для умственного и речевого формирования детей дошкольного возраста.

Посредством ознакомления с героями познавательных сказок (выдуманные герои или реальные вещи, объекты, предметы, которые наделяются нехарактерными им людскими возможностями), дошкольник упражняется в решении очень многих интеллектуальных вопросов, обучается анализировать, размышлять закономерно и аргументировать собственные действия, этим наиболее развивает собственную речь. [10] Ребятам регулярно требуется определять причинно-следственные взаимосвязи, обосновывать и отрицать. Благодаря познавательным сказкам разговор дошкольника обретает новейшие высококачественные характерные черты.

Изучения В.В. Гербовой, Т.Н. Дороновой, Е.В. Сербина выявили, что наравне со стремительным увеличением словаря проходит фактическое освоение наиболее трудными конфигурациями предписания, грамматическим строем родного языка. Познавательная сказка – это увлекательная история с веселыми и мудрыми персонажами, позволяющая создавать познания, представления и познавательный интерес к исследуемому предмету или явлению, сущность которой представляет в качестве особенного рода интересных проблемных ситуаций, задач, призывающих рассуждения, эффективного обследования, выдвижения и контроля гипотезы. Для ребенка познавательные сказки остаются одной из основных форм извлечения новейшей информации. [13]

Познавательная сказка дает возможность детям в особенной форме отметить для себя абстрактные проблемы об организации общества (о добром деле и зле, алчности и щедрости, глупости и разуме и т. д.) также найти решение проблему неопределенности, то есть обучиться давать прогноз событиям, создавать свои действия на базе формирования целостной мифологической картины общества. В дошкольном возрасте увеличивается необходимость детей в познаниях, в концепции связной картины общества. Для детской картины общества свойственны индивидуальные взаимоотношения с предметным миром и активной природой (олицетворение), что дает детям возможность сделать общество доступным для своего осмысления.

 Основная отличительная черта познавательной сказки для дошкольников заключается в том, что все без исключения трудности, действия, похождения героев объединены с познанием настоящих объектов и явлений находящегося вокруг общества. Подобным способом, организация образовательной работы с применением познавательных сказок, благоприятно оказывает большое влияние на наиболее крепкое овладение ребенком познаний и взглядов об окружающем обществе, но кроме того может помочь им почувствовать мощь своего интеллекта, способствует развитию их речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Диагностика познавательной сферы дошкольников

2.1. Методики диагностики

 

Образование дошкольников современности несет законодательный статус и является первой ступенью образовательного процесса для растущего поколения. Педагоги дошкольного образования должны преследовать цель воспитания патриотизма в дошкольниках, развитие в них творческого и интеллектуально развитого начала.

Следует выделить главную проблему первоначальной диагностики развития познавательности у детей старшего дошкольного возраста. Последний этап образовательного процесса перед школьным образованием должен преследовать цели коррекционной и развивающей работы, что будет свидетельствовать о соблюдении значимого условия оптимальности в развитии ребенка. При соблюдении данных условий будет проведена профилактическая работа, предупреждающая возможные трудности школьников в процессе адаптации к новому этапу, а так же отсутствие дезинформации об образовательном процессе школьной программы.

Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)

Целью методики является направленность на позновательную активность дошкольников старших групп, развитие навыков вопросительности (задай вопрос).

Показателями диагностики служат потребности в познании, интерес к знаниям, проявление любознательности, определение увлечений.

Возраст: дети от 5 до 6 лет, старшего дошкольного возраста.

Источником информации являются дошкольники.

Формой и условиями проведения мероприятия – не определены. Выбирается индивидуально.

Руководство поьзователя: выберите 2 изображения, близкие дошкольникам по своей направленности. Например: дети за игрой, зимние забавы. При этом на втором изображении должно быть отражено то, что не знакомо дошкольнику.

Далее предлагаем начать игру. При объяснении правил игры «Воопрошайка» следует сделать акцент на то, что дошкольник не должен бояться и в любое время может прервать ход игры и задать интересующие его вопросы на данный период времени.  Предметы, нарисованные на игровых карточках, однозначно, не оставят детей равнодушными и стремление к познанию о данном предмете непременно победит молчание и невовлеченность в игру. В протоколе ведения мероприятия педагог обязательно должен отметить все этапы проведения игры, включая возраст, половую принадлежность и задаваемые вопросы.

Под обработкой и интерпретацией знаний понимается обработка полученных в ходе игры материалов с соблюдением ряда показателей:

– широта охвата предметов, изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

– тип вопросов.

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»).

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса. Перевод баллов в уровень: 10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.

Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание.

Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.).

Цель: Диагностика восприятия у дошкольников.

Диагностические показатели: Познавательные действия.

Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети.

Инструкция: с помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов: 10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития:10 баллов —очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 4-7 баллов —средний; 2-3 балла —низкий; 0-1 балл —очень низкий.

Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова).

Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.

Диагностические показатели: познавательный действия.

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.

Источник информации: дети.

Форма и условия проведения: индивидуальная, групповая.

Описание: ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.

Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.

Нормативы: высокий уровень — задание выполнено правильно; средний уровень — рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень — количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.



2.2. Особенности сказкотерапии

 

В современном мире детские сады являются главным фактором, характеризующим личностное развитие дошкольников. В период дошкольного образования, на всех его этапах, у ребенка формируется восприятие окружающего мира, приобретаются навыки и индивидуальность. Взросление дошкольника и его будущее становление как личности во многом зависит от того, каким будет процесс дошкольного образования, как полно он охватит все сферы разностороннего развития ребенка. Тревожность детей, беспокойный характер, неустойчивое в рамках психического развития поведение ребенка в настоящее время стало достаточно распространенным явялением. Достаточно важным является соблюдение педагогами дошкольного образования принципов корректировки психического начала в ребенке.  Посвящение тревожному поведению ребенка малого времени не дает возможности развить его личность в должной мере, понять принципы деятельности и определить дальнейшее предназначение в обществе.

Сказка считается результативным способом образовательного процесса, помогающая справиться с дефектологией, трудностями в поведении и эмоциональной замкнутости. Психологи, логопеды, воспитатели, преподаватели должны правильно выстраивать процесс преподнесения сказки дошкольнику, вовлекая его увлекательностью деятельности и значимостью образовательного процеса. Все чаще сказки стали использоваться в качестве важнейшей воспитательной методики. Не все возможности сказок и их положительного влияния на психическое начало ребенка раскрыты в настоящее время, хотя сказки все более активно вовлечены в образовательную деятельность.

Наиболее важной проблемой не полного восприятия сказки является синтез технологий эмоциональности в строго ограниченных рамках технологического процесса и применения волшебной формы образования, способствующей психокоррекционной адаптации при поддержании единого сказочного контекста. [8]

Интеллектуальная развитосто дошкольника старшего возраста характеризуется, в – первую очередь, логическим мышлением и формированием образов, что раскрывает возможности логического мышления и представления о предметах и явлениях, своего окружения, логическое сопоставление мыслей в уме о тех или иных действиях.

Моделирование реальности поисходит осознанно и целенаправленно. Поддержка сказочного произведения на данном этапе очень важна для ребенка от трех до шести лет и на первом этапе школьного процесса образования. [10]

Сказкотерапия очень эффективна в возрасте от четырех до пяти лет, когда апогеем выступает сказочное мышление. Анимизм, свойственный мыслительному процессу дошкольника среднего возраста, способствует развитию стремления воодушевления не живой природы. В этом возрасте дети всему присуждают человеческие образы. Животные в восприятии трех-пяти летнего ребенка тоже наделены человеческими чертами, это свойственно эмоциональному состоянию детей среднего дошкольного возраста. В связи с этим, педагогам и родителям следует не маловажное внимание уделять сказкам, ведь этап взросления и обучения логическому мышлению происходит постепенно и чем мягче будет этот переход из одного этапа в другой, тем более адекватно и психически устойчиво дошкольник будет воспринимать действительность окружающего мираанимистика ребенка затормаживается к моменту перехода в начальную школу, он менее верит сказкам, перестает воодушевлять предметы и животные, наделять их чертами общества, реальность воспринимается реальностью и не требует присутствия сказочного мира в жизни.

Теперь необходимо учиться контролировать свои эмоции, чувства, управлять выражением мыслей. Необходимо иметь в виду то, что сказки способны корректировать поведение детей на разных этапах его становления в дошкольном возрасте. Если ребенок лжет – подбирается сказка о лжи, если боиться чего-то- о храбрости или высмеивании трусов. Существует множество русских народных сказок коррекционного характера, способствующих формированию нужных, важных качеств в ребенке, как будущем гражданине. На урокх дошкольники не только прослушивают информацию, которую зачитывает педагог, но и сопоставляет ее в голове, учаться анализировать, задают вопросы. Это все не мало важно. Таким образом дошкольник преодолевает свои страхи и вступает на новые этапы.

В случае наличия страха дети не только избавляются от него, но и анализируют почему это произошло и как необходимо действовать.

Сказка в конкретной степени удовлетворяет три природные психологические потребности детей дошкольного возраста:

·   Необходимость в автономности. В любой сказке персонаж функционирует без помощи других на протяжении всего пути, создает выбор, берет на себя решения, рассчитывая только лишь на самого себя, на собственные личные силы.

·   Потребность в компетентности. Персонаж оказывается способным справиться самые невероятные преграды и, как правило, делается победителем, достигает преуспевания, несмотря на то может переносить кратковременные неудачи.

·   Необходимость в активности. Персонаж постоянно энергичен, располагается в действии: куда-то проходит, кого-то встречает, кому-то может помочь, что-то достаёт, с кем-то ведет борьбу, от кого-то убегает и т.д.

В некоторых случаях сначала действия богатыря никак не считается активным: стимул к деятельный провоцируется извне иными персонажами.

Итогом удовлетворение данных нужд считается развитие единого строя качеств личности:

- независимость, что проявляется в желании показать собственное индивидуальное суждение, позицию либо убеждения;

- динамичность, что подразумевает умение обладать инициативой в общении, способность осуществить интерес партнеров, заинтересовывать их коммуникативность, регулировать действием общения, чувственно реагировать на положение партнеров;

 - общественный профессионализм, что заключается из некоторых частей:

а) мотивационного, содержащего подход ко иному человеку (выражение доброты, интереса, сочувствия, сопереживания и содействия);

б) когнитивного, сопряженного с знанием другого лица, возможностью осознать его характерные черты, круг интересов, необходимости, отметить перемены настроя, психологического капиталом и др.;

в) поведенческого, дозволяющего подбирать адекватные ситуации и способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Сказка стимулирует детей сопереживать персонажам, в следствии чего у него возникают новейшие понятия о людях, объектах и явлениях, находящихся вокруг общества. Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для ребенка дошкольного возраста строится на базе одной сказки, что делится на доли, или представляет собой «путешествие в волшебный мир», включающее в себе каждое нужное число мифических образов и сюжетов. [7]

В ходе непосредственной образовательной деятельности дети любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Так наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, в сказке оказываются зашифрованы алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам, позволяющим справляться с трудностями.

Для того, чтобы придумать игру для проживания сказки, можно сделать семь последовательных шагов:

1. Проанализировать сказку;

2. Найти отражение ключевой идеи в сказке;

3. Определить урок сказки, истолковать его;

4. Найти в сказке предупреждения о ловушках, заблуждениях, неверных действиях;

5. Сформулировать призыв к конструктивному действию;

6. Мозговой штурм: придумывание условий и сценария игры;

7. Игра и обсуждение. [33]

Алгоритм перехода от известной игры к сказке, предваряющей игру:

1.Выбрать игру и проанализировать ее:

Ключевые идеи игры: что она несет, развивает, на что направлена, какие уроки из нее можно извлечь; каков глубинный символизм игры.

Образный ряд игры: насколько он красив, природосообразен, корректен, экологичен; какой конфликт несет в себе образный ряд; каков символизм образного ряда игры.

2. Сформулировать тему будущей сказки. Для этого нужно четко определить «мишень работы»: с кем мы работаем? Над чем работаем? К чему хотим прийти? Какую идею передать целевой группе? Нужно записать ключевую идею в виде простого утверждения, афоризма. Это станет ответом на вопрос: о чем будет наша сказка, чему она будет учить.

3. Сочинить историю, отражающую основную тему сказки, используя образный ряд избранной игры.

4. Продумать связку-мостик от сказки к игре. Ответить на вопрос: зачем нужно играть в эту игру, зная эту сказку?

5. Рассказать сочиненную историю, сделав мостик к игре, сыграть в игру, провести ее обсуждение.

Таким образом сказкотерапия - это ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

 

Выводы по 2 главе

 

Дошкольное детство - весьма небольшой этап в существования человека, всего первые 6-7 лет. Однако они обладают огромным значением. Во данный промежуток формирование проходит как никогда бурно и стремительно. Из абсолютно беззащитного, ничего не способного существа ребенок превращается в сравнительно независимую, активную личность. Приобретают конкретное формирование все стороны нервной системы детей, тем самым подставляется фундамент последующего роста. [2]

Любому этапу дошкольного детства отвечают определенные состояния и перемены в формировании нервной системы – психологические новообразования, указывающие «об успешности, либо неуспешности в совокупном формировании ребенка», в данном исследовании речь проходит об формировании и создании познавательных действий. Исследованием познавательной области занимались П. Пиаже, Б. Инхельдер, Дж. Брунер и др., которые определили несколько основных закономерностей и элементов, затрагивающих изучения развития познавательных действий около детей. В трудах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец и др. существовало определение, что в абсолютно всех областях нервной системы дошкольника одновременно действуют психологические создания, разнообразные по уровням зрелости и сформированности.

В общении и труде с людьми существует большой простор для творчества. Наиболее исключительное и многогранное создание на Земле – Человек. Сказкотерапия – метод, применяющий фантастическую форму для интеграции личности, с целью расширения и улучшения взаимодействия с окружающим Миром. Главной правило данного способа – внутреннее, целостное формирование личности ребенка, внимание о его Душе. Внимание о Душе (в переводе с греческого) – также имеется терапия. Таким образом, как мы применяем элементарную и ясную детям форму Сказки, этот способ называется Сказкотерапия. [13]

Дети, как и взрослые, все без исключения разные. К каждому необходимо подобрать собственный ключ. Умение детей удивляться и познавать, способность находить разрешение во необычных ситуациях – это направленность на изобретение новейшего и умение к глубокому осознанию собственного навыка (Э. Фромм). Один ребенок наиболее предрасположен придумывать и говорить, другой не способен усидеть на месте, и с ним следует регулярно двигаться. Третий предпочитает что-то мастерить собственными руками; четвертый очень любит рисовать. В таком случае, равно как человек изображает, повествует, придумывает, является источником к познанию его внутреннего мира. [24]

Сочетая разнообразные способы сказкотерапии, можно помочь ребенку прожить многочисленные ситуации, с аналогами которых он столкнётся будучи взрослым.

Заключение

 

Сказки позволяют ребенку выделять теорию о устройстве окружающего мира при помощи метафорических форм. Выстраиваются представления о добре и зле, щедрости и жадности. Решается проблема неопределенности. Дети учаться планировать, прогнозировать исход того или иного события. Ребенок, с помощью воссозданной мифологической картины мира, решает проблему неопределенности, выстраивает нормы поведения. Сказки позволяют сделать мир доступнее и понятнее. Одушевление, присутствующее в сказках, способствует развитию субъективности к предметному миру и живой природе.

Сказка способствует правильному восприятию дошкольного мышления о добре и зле, определяет значимые образы для ребенка, всесторонне описывает динамику развития при момощи выразительных средств повествования. Личность ребенка формируется правильно, в рамках психического здоровья.

 

Сюжетно-ролевая игра, как подвид учебной деятельности, позволяет детям брать на себя роли взрослого, выполнят его обязанности, пускай на время, но ребенок формирует у себя в подсознании необходимость и важность данных заданий. Отличным примером сюжетно-ролевой игры служит игра в дочки-матери, при которой раделение ролей выстраивает не только демографическую значимость общества, но и важность семейного бытия.

Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

 

 

Список литературы

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников. — М.: Академия, 2018.

2. Алексеенко В., Лощинина Я. Сказкотерапия. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольников. —  М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2018.

3. Бочарова И. Сказкотерапия, ее смысл и возможности // Дошкольное образование. 2018. № 13.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 255 с.

5. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. — Курск: Академия Холдинг, 2016.

6. Вадченко Н.Л, Хаткина Н.В. Азбука и сказки, загадки и подсказки. — М.: Лабиринт—К, 2018.

7. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М.: Генезис, 2017.

8. Интернет-источник Включение методов сказкотерапии в современный урок и воспитательный процесс. URL: #"#">#"#">#"#">#"#">#"_GoBack"> работы, профилактической и просветительской работы с родителями // Дошкольная педагогика. 2017. № 1.

26. Интернет-источник Роль сказки в психическом развитии ребенка. URL: #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://www.pressa.spb.ru (дата обращения: 31.05.2019)

34. Интернет-источник Сказкотерапия — это что—то новое...или хорошо забытое старое? URL:  #"#">#"#">http://www.trizminsk.org (дата обращения: 31.05.2019)

47. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2018.

48. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки // Практический психолог. 2019. № 10 — 11.

 

Похожие работы на - Анализ использования познавательных сказок в дошкольном образовании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!