Особенности таможенного декларирования товара на принципах логистики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2019-12-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности таможенного декларирования товара на принципах логистики

Особенности таможенного декларирования товара на принципах логистики

Содержание

 

 

стр.

 

Введение

……………………………………………………………………..3

Раздел I.

Теоретические основы изучения таможенного декларирования товара………………………………...8

 

Раздел II.

Практика регламентации таможенной логистики в таможенных органах……………….13

 

Раздел III.

Совершенствование технологии таможенного декларирования товара……………………………….20

 

Заключение ………………………………………………………………...27 

 

Список источников и литературы………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Перемещение товаров через таможенную границу на принципах логистики предполага­ет необходимость помещения их под таможенные процедуры и совершение в отношении них таможенных операций и операций таможенного контроля. Качество совершаемых таможенных опе­раций таможенного контроля при декларировании товаров оказывает существенное влияние на состояние федерального бюд­жета, а следовательно, на экономическую безопасность государства.

Так, в результате осуществления экспортных операций в 2018 году в доход федерально­го бюджета перечислено 3025,7 млрд. руб. таможенных платежей, что на 53,7%, или 1057,4 млрд. руб. больше, чем за аналогич­ный период 2017 года, при импортных - 2945,6 млрд. руб., или на 18,3% больше, чем в 2017 году[1]. Повышение скорости совершения таможенных операций при та­моженном декларировании обеспечивает своевременность поступления таможен­ных платежей.

Время совершения таможенных операций при декларировании товаров относится к числу основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации. Комплексной програм­мой развития Федеральной таможенной службы на период до 2020 года предусмо­трено повышение скорости совершения таможенных операций за счет сокращения количества документов; внедрения автома­тической регистрации деклараций на това­ры в виде электронного документа.

Современные интеграционные процессы, расширение международной торговли, сокращение тарифных и нетарифных барьеров, новые модели логистики и систем поставок, увеличение использования информационно-коммуникационных технологий в операциях по международной торговле обуславливают необходимость повышения качества таможенного декларирования товаров и транспортных средств. В складывающихся условиях таможенные органы должны быть готовы быстро приспосабливаться к потребностям торговли и продолжать следовать за постоянными изменениями в международных экономических отношениях. Автоматизация процессов совершения таможенных операций, направленных на выпуск товаров – одна из основных задач, стоящих перед таможенными службами стран-участниц Евразийского экономического союза.

Анализ степени изученности выбранной темы. Основные принципы таможенной логистики раскрываются в трудах Е.В. Дробот, И.А. Земсковой, А.В. Кешелавой, К.А. Корнякова, Т.В. Лузиной, Ю.В. Малышенко и др[2].

 Различные аспекты таможенного декларирования товаров отражены в трудах Е.А. Нестеренко, К.В. Потапиной, Е.Е. Прушковской[3].

В работах М.Б. Худжатова, Д.А. Цыбина, С.О. Шохина рассмотрены особенности и основные проблемы контроля таможенных операций при декларировании товаров[4].

В монографии Т.В. Лузиной проанализированы основные новеллы института таможенного декларирования товаров согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. Выявлено, что новеллы таможенного декларирования будут способствовать сокращению времени совершения таможенных операций, связанных с данным процессом, а также содействовать международной торговле[5].

В статье Ш.Р. Ягубова исследуется возможность использования цифровых технологий в области таможенного дела. Анализируются современные информационные системы, которые в последние годы все чаще оказывают влияние на развитие общества. В связи с этим многие процессы государственного управления переходят в сферу цифрового пространства[6].

Несмотря на наличие большого числа исследований, особенности таможенного декларирования товара на принципах логистики не получили должного освещения в научной литературе, что предопределяет необходимость проведения дальнейших теоретических и практических исследований по данной проблематике.

Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью повышения эффективности деятельности таможенных органов и недостаточной теоретической разработанностью технологии регламентации процедуры таможенного декларирования на принципах логистики.

Объектом исследования является организация деятельности таможенного органа. Предметом курсовой работы является технология регламентации таможенного декларирования товаров.

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию технологии таможенного декларирования товара.

Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:

1.   Изучить теоретические основы таможенного декларирования товара.

2.   Проанализировать практику регламентации таможенной логистики в таможенных органах.

3.   Обосновать направления совершенствования технологии регламентации таможенного декларирования товара.

Теоретико-методологической основой исследования выступают положения концепции государственного менеджеризма, в рамках которой рассматривается возможность использования в государственном управлении методов, аналогичных методам бизнес-управления, а также концепция виртуального государства, согласно которой большая часть взаимодействий с государственными органами может протекать на высокотехнологичной основе с применением возможностей компьютерной техники.

Применение системного  подхода позволило детально представить схему оказания государственных услуг и ее структурные компоненты, в частности электронного таможенного декларирования. Институциональный подход позволил выявить механизм взаимодействия государственных учреждений и граждан, юридических лиц в процессе предоставления услуг.

В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов.

Эмпирической базой курсового исследования выступали:

1) нормативно-правовые документы, принятые в Российской Федерации по проблеме таможенного декларирования товаров[7];

2) данные официальной статистики  и справочно-аналитические материалы, касающиеся проблем таможенного декларирования на принципах логистики[8].

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Теоретические основы изучения таможенного декларирования товара

 

Таможенное декларирование является одной из важных таможенных операций, совершаемых при перемещении товаров через таможенную границу. В связи с вступлением в силу с 1 января 2018 года нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) и принятия ряда других нормативных правовых документов данный процесс претерпел значительные изменения[9].

Таможенное декларирование постоянно находится в поле зрения специалистов, исследователей и экспертов. Особую актуальность данная тема приобрела в связи с разработкой проекта ТК ЕАЭС. Однако с момента его вступления в силу анализ произошедших изменений пока не стал предметом научных исследований. Под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

В отношении отдельных категорий предметов ТК ЕАЭС не установлены требования об обязательном их помещении под таможенные процедуры. К таким предметам законодатель относит транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа; товары для личного пользования; припасы. При этом указанные товары и транспортные средства подлежат таможенному декларированию[10].

Таможенное декларирование не требуется, если товары, ранее прибывшие на таможенную территорию ЕАЭС, не покидали места перемещения товаров через таможенную границу до своего убытия с данной территории. Таможенное декларирование в Евразийском экономическом союзе производится в электронной форме.

С 1 января 2014 года электронное декларирование определено в качестве приоритетной формы в Российской Федерации, с 1 января 2018 года – во всех государствах-членах ЕАЭС. В письменной форме таможенное декларирование допускается при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; в отношении товаров для личного пользования; в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (далее МПО); в отношении транспортных средств международной перевозки; при использовании в качестве декларации на товары предусмотренных законодательством о таможенном регулировании транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов; в иных случаях, определяемых, как Решениями Евразийской экономической комиссии, так и нормами национального законодательства в случаях, предусмотренных Евразийской экономической комиссией[11].

Подача декларации на бумажном носителе по выбору декларанта российским таможенным органами возможна в отношении товаров, сведения о которых отнесены к государственной тайне; в отношении товаров, помещённых под таможенные процедуры уничтожения и отказа в пользу государства, а также под специальную таможенную процедуру; в случаях таможенного декларирования товаров, перемещаемых в МПО; товаров, перемещаемых отдельными категориями лиц, а также при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.

 Нововведением стала и возможность письменного таможенного декларирования в случае отсутствия у таможенного органа возможности «обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи,…отключениями электроэнергии» и иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов ЕАЭС[12].

Активное внедрение электронного таможенного декларирования стало базисом автоматизации ряда таможенных операций, которые достаточно успешно были внедрены в деятельность таможенных органов и показали свою эффективность. В связи с этим, в ТК ЕАЭС определена возможность совершения таможенными органами отдельных таможенных операций посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.

В отношении таможенного декларирования такими операциями стали автоматическая регистрация деклараций на товары. Перечень сведений, подлежащих указанию в декларации на товары, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств-членов ЕАЭС. ТК ЕАЭС расширил перечень таких сведений.

Новациями стали информация о товарном знаке, наименовании места происхождения товара (если он содержит объекты интеллектуальной собственности), цене и весе нетто единицы товара, сведения о продавце и покупателе товаров. Таможенная декларация заполняется на основе документов, подтверждающих сведения, заявленные в ней. Документы, подтверждающие сведения, заявленные при декларировании товаров для личного пользования, указаны в ст. 261 ТК ЕАЭС.

 Если в вышеуказанных документах не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения могут подтверждаться иными документами ТК ЕАЭС установлено нововведение о непредставлении документов, на основе которых заполнена декларация на товары.

Подача декларации на товары не сопровождаются подачей документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, за исключением ряда случаев. Однако декларант должен располагать документами, подтверждающими сведения, заявленные в таможенной декларации, на момент её подачи[13].

Наряду с этим предусмотрены случаи, когда такие документы на момент декларирования могут отсутствовать, исходя из особенностей таможенного декларирования товаров (неполное, периодическое, предварительное и иные).

 Кроме того, документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары, могут не предоставляться таможенному органу, если такие документы ранее были предоставлены такому таможенному органу при совершении таможенных операций или запросу этого таможенного органа при проведении таможенного контроля и хранятся в этом таможенном органе.

Расширение перечня сведений и возможность непредставления документов при подаче декларации на товары, по мнению Ш.Р. Ягубова, является существенным упрощением для законопослушного бизнеса. Одной из новелл нового ТК ЕАЭС стало сокращение времени регистрации декларации на товары[14].

Таможенные операции, связанные с регистрацией или отказом в регистрации таможенной декларации, совершаются таможенным органом не позднее 1 часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи таможенной декларации. Ранее данный срок составлял 2 часа.

Таким образом, подведем итоги:

1.   таможенное декларирование представляет собой процесс заявления декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

2.   Значимыми новациями института таможенного декларирования в ТК ЕАЭС стали: установление приоритета электронного таможенного декларирования; дополнение состава сведений, которые подлежат указанию в декларации на товары; непредставление документов при таможенном декларировании; сокращение времени регистрации (отказа в регистрации) таможенной декларации; уточнение и расширение оснований для отказа в регистрации таможенной декларации. Новые подходы к таможенному декларированию товаров направлены на сокращение времени, затрачиваемого на совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Практика регламентации таможенной логистики в таможенных органах

 

Одним из элементов исполнения таможенной логистики, обусловливающих взаи­модействие декларантов и таможенных органов, является перемещение товаров через таможенную границу.

Внешнеторговые операторы при этом должны соблю­дать условия перемещения товаров в части мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в отношении объектов ме­ждународной торговли, а таможенные ор­ганы - гарантировать соблюдение данных государственных мер при ввозе товаров в Российскую Федерацию или их вывозе из Российской Федерации с помощью име­ющихся у них инструментов, в частности форм и мер таможенного контроля[15].

Безусловно, применение форм и мер таможенного контроля таможенными органами Российской Федерации в отно­шении товаров, перемещаемых через тамо­женную границу, позволяет им обеспечить соблюдение участниками внешнеторго­вой деятельности условий перемещения товаров в мировом торговом пространст­ве.

 Выполнение таможенными органами Российской Федерации функции контроля при реализации логистики предусматривает применение таких ее форм, как таможенный осмотр и тамо­женный досмотр на основе применения системы управления рисками в том числе (табл. 1).

Следует отметить, что за анализиру­емый период в регионе деятельности отде­ла таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни произош­ло увеличение оборота внешней торговли товарами. Данная тенденция обусловлена ростом количества экспортно-импортных операций. Так, в 2018 году оборот внешней торговли товарами составил 74 892,64 млн. руб., что на 9 059,83 млн. руб. больше, чем в 2017 и на 10 019,4 млн. руб. больше, чем в 2016 году.

Таблица 1

Основные показатели деятельности отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни за 2016-2018 годы[16]

п/п

Показатели

Годы

2018 г./ 2016 г.,

+,-

2018 г./ 2016 г.,

%

2016

2017

2018

1

Оборот внешней торговли товарами, млн руб.

64 873,24

65 832,81

74 892,64

10019,4

15,44

2

Декларации на товары, шт., всего из них:

21 159

22 673

22 713

1554

2.1

Экспорт товаров

5 026

5 593

6 909

1883

37,46

2.2

Импорт товаров

16 133

17 080

15 803

-330

-2,04

3

Таможенные платежи, млн руб.

13 154,64

13 368,76

12 780,34

-374,3

-2,84

4

Таможенные досмотры (осмотры), ед.

2825

3206

2156

-669

-23,68

5

Административные правонарушения, ед.

36

32

20

-16

-44,44

 

В течение 2018 года отделом тамо­женного оформления и таможенного конт­роля № 1 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни оформлено 22 713 деклараций на товары, что на 40 деклараций на товары больше, чем в 2017 году. По отношению к 2016 году оформление деклараций на товары увели­чилось на 1 554 единицы.

 Из общего ко­личества деклараций на товары на вывоз из Белгородской области в 2018 году отделом таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Белгородского таможенно­го поста Белгородской таможни офор­млено 6 909 деклараций на товары, что на 1316 деклараций на товары больше, чем в 2017 году, и на 1 883 декларации на товары больше, чем в 2016 году.

На ввоз товаров в Белгородскую область в 2018 году отделом таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Белгородского таможенного поста Белго­родской таможни оформлено 15 803 де­кларации на товары, что на 1 277 деклара­ций на товары меньше, чем в 2017 году, в 2016 году оформлено на 330 деклараций на товары меньше, чем в 2018 году.

Сумма таможенных платежей, пере­численных в доход федерального бюджета за 2018 год, составила 12 780,34 млн. руб., что на 588,42 млн. руб. меньше по сравне­нию с 2017 годом и на 374,3 меньше по срав­нению с 2016 годом. Относительно количества тамо­женных досмотров (осмотров) наблюдаются разнонаправленные тренды. Так, в 2018 году проведено 2 156 таможенных досмотров (осмотров), что на 870 еди­ниц меньше, чем в 2017 году (3 206), и на 669 единиц меньше, чем в 2016 году (2 825)[17].

Отмечается положительная тен­денция в части соблюдения участниками внешнеторговой деятельности правил пе­ремещения товаров через таможенную границу, учитывая тот факт, что отмечается рост количества поданных деклараций на товары, но при этом сокращается количе­ство проведенных досмотров (осмотров), то есть это свидетельствует как о повыше­нии достоверности заявленных сведений участниками внешнеторговой деятельнос­ти, так и о повышении качества проведе­ния таможенного контроля[18].

Следовательно, в течение 2017-2018 годов отмечается рост таможенных платежей, перечисленных в доход федерального бюджета и оборота внешней торговли товарами. Кроме того, отмечается сокращение количества проведенных та­моженных досмотров (осмотров) товаров на фоне роста количества оформленных деклараций на товары. При этом таможенное деклариро­вание товаров обусловливает применение отдельных форм таможенного контроля на основе использования системы управле­ния рисков (табл. 2).

Таблица 2

Результативность применения системы управления рисков отделом таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни за 2017-2018 годы[19]

п/п

Показатели

2017 год

2018 год

1

Корректировка таможенной стоимости:

 

 

1.1

Принято решений, шт.

1758

1293

1.2

Таможенная стоимость, тыс. руб.

115 440,5

63 965,0

1.3

Средняя сумма таможенной стоимости на 1 принятое решение, тыс. руб.

65,67

49,47

2

Корректировка кода по единой Товарной номенклатуре внешнеэконо­мической деятельности Евразийского экономического союза

 

 

2.1

74

106

2.2

Дополнительно начислено таможенных платежей, тыс. руб.

27 749,8

67619,5

2.3

Средняя сумма дополнительно начисленных таможенных платежей на 1 решение, тыс. руб.

375,0

637,9

3

Страна происхождения, тыс. руб.

0,00

746,08

4

Иные решения, тыс. руб.

86,7

425,3

5

Общие суммы дополнительно взысканных таможенных платежей, тыс. руб.

143 277,0

132 756,0

 

Следовательно,  в результате при­менения системы управления рисками отделом таможенного оформления и та­моженного контроля № 1 Белгородского таможенного поста Белгородской тамож­ни за 2017-2018 годы сократилось количе­ство принятых решений о корректировке таможенной стоимости, но увеличилось количество принятых решений по коду единой Товарной номенклатуры внешне экономической деятельности Евразийского экономического союза.

В совокупности при­нятых корректировок отделом таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Белгородского таможенного поста Белгород­ской таможни, несмотря на возросшие значе­ния показателей, вынесенных по принятым решениям по корректировке кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономиче­ской деятельности Евразийского экономического союза и роста сумм платежей, посту­пивших в доход федерального бюджета, а за принятые решения по стране происхождения и иные решения, итоговая сумма дополни­тельно взысканных таможенных платежей сократилась, что указывает на снижение ре­зультативности профилей рисков.

Эффективность таможенных до­смотров, проведенных в 2018 году отделом таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Белгородского таможенно­го поста Белгородской таможни, на осно­вании профилей рисков, утвержденных Федеральной таможенной службой по категориям сложившихся на различных уровнях рисков, в целом, по Белгородско­му посту выглядит следующим образом: категория №1:7 дел об административных правонарушениях - план 25%, факт 7,3%; категория № 2: 0 корректировок таможен­ной стоимости при плане 15%, факт - 0%; категория № 3: 1 - по таможенным плате­жам при плане 15%, факт - 1% (класси­фикация, отмена преференций); категория № 4: 89 — прочие результаты при плане 5%, факт-92,7%.

Эффективность таможенных до­смотров, проведенных в 2018 году отделом таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни, на основа­нии региональных и зональных профилей рисков, утвержденных Федеральной тамо­женной службой, по категориям сложив­шихся на различных уровнях рисков, в це­лом, по Белгородскому таможенному посту выглядит следующим образом: категория №1:8 дел об административных правона­рушениях - план 25%, факт — 66,7%; кате­гория № 2: 2 корректировок таможенной стоимости при плане 15%, факт - 16,7%; категория №: 3 2 платежи при плане 15%, факт - 16,7% (классификация, отмена пре­ференций); категория № 4: 1 прочие результаты при плане 5%, факт - 8,3%; кате­гория № 4: 89 прочие результаты при плане 5%, факт-92,7%[20].

Эффективность таможенных до­смотров, проведенных в 2018 году отделом таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни, на основа­нии целевых профилей рисков, утвержден­ных Федеральной таможенной службой, по категориям сложившихся на различных уровнях рисков, в целом, по Белгородскому таможенному посту выглядит следующим образом: категория № 1-17 дел об админи­стративных правонарушениях: план 25%, факт - 27,9%; категория № 2: 14 коррек­тировок таможенной стоимости при плане 15%, факт - 23%; категория № 3: 19 плате­жи при плане 15%, факт - 31,1% (классификация, отмена преференций); категория №4: 13 прочие результаты при плане 5%, факт-21,3%.

В результате при­менения системы управления рисков в отделе таможенного оформления и тамо­женного контроля № 1 Белгородского та­моженного поста Белгородской таможни за 2017-2018 годы сократилось количество принятых решений о корректировке тамо­женной стоимости, но увеличилось при­нятие решений по коду единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической де­ятельности Евразийского экономического союза.

В совокупности принятых коррек­тировок отделом таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Белгородского таможенного поста Белгородской тамож­ни, несмотря на возросшие значения пока­зателей вынесенных решений по корректи­ровке кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Ев­разийского экономического союза и роста сумм платежей, поступивших в доход фе­дерального бюджета по принятым реше­ниям по стране происхождения и иным решениям, итоговая сумма дополнительно взысканных таможенных платежей сокра­тилась.

Таким образом, подведем итоги:

1.   Отмечается положительная тен­денция в части соблюдения участниками внешнеторговой деятельности правил пе­ремещения товаров через таможенную границу, учитывая тот факт, что отмечается рост количества поданных деклараций на товары, но при этом сокращается количе­ство проведенных досмотров (осмотров), то есть это свидетельствует как о повыше­нии достоверности заявленных сведений участниками внешнеторговой деятельнос­ти, так и о повышении качества проведе­ния таможенного контроля.

2.   Активное внедрение электронного таможенного декларирования стало базисом автоматизации ряда таможенных операций, которые достаточно успешно были внедрены в деятельность таможенных органов Белгородской области и показали свою эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III.Совершенствование технологии таможенного декларирования товара

 

 

Таможенное декларирование - заявление, которое направленно декларантом в таможенный орган, содержащее информацию о товарах, таможенной процедуре и прочие сведения, которые необходимы для выпуска товаров. Сегодня деятельность таможенных органов России направлена на осуществление приоритетных задач, стоящих перед таможенными органами, согласно Программе развития ФТС России на период до 2020 года. Одной из таких задач является реализация возможности подачи деклараций на товары в электронной форме. Центр электронного декларирования, по сути, является системой, которая способна осуществлять таможенные операции в электронном виде. Технической основой является технология удаленного выпуска, которая предусматривает использование штатных программ, предназначенных специально для электронного взаимодействия таможенных органов между собой. Переход к обязательному электронному декларированию позволил практически полностью исключить необходимость личного присутствия участника ВЭД в процессе декларирования товаров.

Электронные таможни следует создавать в тех городах, в которых находятся региональные таможенные управления. Все создаваемые центры электронного декларирования настроены на 12-часовую работу. Для того чтобы создать единую сеть центров электронного декларирования, не нужно полностью менять принцип работы - взаимодействие таможенных постов фактического контроля и ЦЭД будет также выстраиваться на применении технологии удаленного выпуска товаров. В плане тех работ, которые проводятся в связи со вступлением в силу Федерального закона «О таможенном регулировании» и Таможенного кодекса ЕАЭС, существует замена некоторых принципов, регламентирующих последовательность регистрации таможенных деклараций, применения технологий удаленного выпуска, автоматического выпуска и автоматической регистрации, совершения таможенных операций в электронной форме. Планируется, что будет разработан один приказ, который учтет следующие вопросы:

1. Декларирование тех товарных позиций, которые декларируются с применением технологии удаленного выпуска товаров;

2. Применение автоматической технологии при регистрации деклараций и выпуска товаров;

3. Применение удаленного предоставления документов, которые запрашивают на бумажном носителе;

4. Координирование деклараций;

5. Взаимодействие центров электронного декларирования с функциональными подразделениями таможенных органов.

Данным приказом в том числе будет регламентирована непосредственная технология автоматической координации декларации, которая адресована конкретному таможенному органу и базируется на выборе места декларирования исходя из вида и категории транспорта, места нахождения товара, а также места налогового учета. Предусматривается возможность введения новых специальных условий распределения декларации, в том числе с учетом времени работы центра электронного декларирования, различных штатных ситуаций, которые происходят в данный момент времени, с учетом таможенной процедуры, при которой подается декларация.

Одной из технологий, которые направлены на получение возможности отсутствия участника ВЭД при подаче декларации лично, является технология удаленной подачи документов. Если таможенный орган запрашивает определенные документы, которые обычно предоставляются в бумажном варианте, при реализации такой технологии декларант может подать в таможенный орган декларирования сведения о том, что документы будут отправлены в другой орган, который был более удобен для подачи документов для участника ВЭД.

После того как таможенный орган получает оригиналы всех документов, проводится сканирование данных документов, а также размещение их проекции в электронном архиве вместе с электронной подписью должност­ного лица, проводившего данные действия. Идентификационные номера документа должны сообщаться участнику ВЭД, а также в таможенный орган, который непосредственно делал запрос на документы. В дальнейшем вместо оригиналов документов участник ВЭД может предоставить только идентификационный номер документа.

По состоянию на 12 ноября 2018 г. в Белгородской, Приволжской, Уральской и Северо-Кавказской электронных таможнях выпущено порядка 28,5 тыс. деклараций на товары, из которых более 4,5 тыс. - в автоматическом режиме. В частности, в Приволжской электронной таможне в полностью автоматическом режиме зарегистрировано 62% всех поданных деклараций; выпущено - 21%. Среднее время автоматической регистрации не превышает 3 мин., а выпуска - 5 мин. Электронные таможни создаются для оптимизации процесса декларирования, повышения открытости и предсказуемости таможенных операций.

 Все электронные таможни и ЦЭД располагаются на площадях, находящихся в государственной собственности, что позволяет обеспечивать равную удаленность мест декларирования от участников ВЭД. Однако в связи с тем, что система электронного декларирования является достаточно новой, у нее есть и некоторые минусы. Одним из главных преимуществ при работе с ЦЭД является доступность для регионов. При возникновении вопросов будет происходить взаимодействие между инспекторами и лицами, которые подают таможенную декларацию на товары. По времени выпуск товаров может занимать около трех часов, если не возникло никаких вопросов. Плюсом является возможность хранения архивных документов по поставкам на сервере таможни, что в свою очередь, позволяет сделать процедуру таможенного оформления более быстрой. Нельзя не отметить тот факт, что осуществление таможенного оформления в ЦЭД на основе применения технологии удаленного выпуска имеет для декларантов определенные преимущества.

В первую очередь участники ВЭД получают возможность оплачивать таможенные пошлины в один таможенный орган, что сокращает количество лицевых счетов, которые часто создавались при оформлении товара. Географическое расположение ЦЭД также играет большую роль. В случае если центр находится поблизости, отпадает необходимость вызывать курьера, чтобы доставить необходимые бумаги. Определенный плюс в том, что документы в любом случае прибудут в место назначения без финансовых издержек. Концентрация таможенного оформления в ЦЭД даст возможность таможенным органам, благодаря перераспределению своей штатной численности в пользу указанных специализированных таможенных постов, перевести их на круглосуточную работу.

Это позволяет непрерывно осуществлять таможенное оформление товаров, прибывающих различным транспортом. Предполагается, что снизятся издержки на содержание таможенной системы. Однако существуют определенные трудности, с которыми, к сожалению, приходится сталкиваться при работе с ЦЭД. Первой проблемой является несовершенное программное обеспечение, используемое в процессе отправки документов. К сожалению, программное обеспечение имеет ряд недостатков, которые могут возникнуть в качестве ошибки отправки в процессе использования. Иногда программное обеспечение может дать сбой и не отправить запрос или документы. По факту человек осуществил отправку файла, однако до получателя данный файл не дошел. 90 Второй проблемой является нехватка квалифицированных кадров. Внедрение электронных технологий требует новых знаний, чтобы все работники могли пользоваться новыми способами декларирования, следует провести повышение квалификации персонала. Некоторые работники ждут своей очереди, чтобы обучиться новому формату отправки декларации.

Данное явление особенно актуально для крупных государственных органов, которые предлагают большой набор услуг для разных клиентов. Правильным решением для такого рода органов выступают инвестиции в свой персонал. Компетентные и высококвалифицированные сотрудники внесут правильные изменения в четко регламентированные процессы и оптимизируют их под интересы потребителя государственных услуг. Третья проблема заключается в том, что система межведомственного обмена информацией между контролирующими органами недостаточно налажена. Система обмена сведениями работает не так оперативно, как хотелось бы. Важно обеспечить также качественное информационное взаимодействие между ЦЭД и таможенными постами фактического контроля.

Основное преимущество электронного декларирования заключается в том, что декларацию и пакет документов можно подать в любое время. Однако рабочий день таможенных органов ограничен по времени, и полученные ночью документы будут рассмотрены только на следующий рабочий день. Днем также поступают декларации, и объем работы не снижается, а только возрастает. Электронное декларирование товаров невозможно без специального программного обеспечения. Но существует большое количество участников торговой деятельности, которые по-прежнему отправляют бумажные декларации, не желая тратить средства на специальное программное обеспечение.

 В связи с данной проблемой сделать процесс декларирования полностью электронным не предоставляется возможным. Немаловажной проблемой являются перебои с интернетом. К сожалению, в процессе подачи документов могут возникнуть проблемы с подключением к Сети. В некоторых случаях отсутствие подключение может стать серьезной проблемой. Однако нельзя не заметить, что в целом с появлением в стране ЦЭД жизнь участников внешнеэкономической деятельности значительно облегчилась. Новые технологии подарили возможность проводить таможенный контроль без бумажно-бюрократической волокиты. Скорость, прозрачность и доступность - главные качества центров электронного декларирования. Не имеет значения, куда подается декларация и где находится груз. Следует обратить внимание, что таможенный контроль проходит комфортно и быстро для участников ВЭД.

Декларация поступает на 1 таможенный пост через интернет с применением авторизованного доступа электронно-цифровой подписи. Соответственно, в эту систему допускаются только зарегистрировавшиеся участники ВЭД, аккредитованные для работы с таможенным органом. Процесс подачи и фиксация времени осуществляются автоматически, и каждое должностное лицо видит только те декларации, с которыми работает. Вместе с декларацией подаются документы, подтверждающие полномочия лица, например, доверенность и договор таможенного представителя. У внешнего таможенного органа есть 20 минут на то, чтобы подтвердить нахождение транспортного средства в зоне таможенного контроля, после чего декларацию можно зарегистрировать. Взаимодействие с участниками ВЭД происходит исключительно в электронном виде. В программном обеспечении формализованы все необходимые сообщения, которые отправляются декларанту.

Таким образом, подведем итоги:

1.   технология электронного декларирования товаров имеет следующие преимущества: экономия денежных средств, затрачиваемых при декларировании; высокая скорость таможенного декларирования; сокращение бумажного документооборота; возможность подачи декларации в любой таможенный орган; декларант может подать декларацию из любого места, где есть доступ в интернет; исключение субъективизма при принятии решения; применение электронной цифровой подписи; ускорение поступления таможенных платежей в казну государства.

2.   Внедрение в работу системы таможенных органов центров электронного декларирования позволяет наиболее быстро и эффективно решать возложенные на таможенные органы задачи. Несмотря на то что сегодня существуют некоторые проблемы в полном введении работы новой системы, уже возможность подачи электронной декларации является огромным успехом. Сам по себе процесс подачи электронной декларации избавил таможенные органы от лишней бумажной волокиты. Сегодня развитие электронных технологий происходит настолько быстро, что процесс работы таможенных органов не должен отставать, чтобы внешнеторговая деятельность страны развивалась непрерывно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Резюмируя вышеизложенное, подведем итоги исследования: таможенное декларирование представляет собой процесс заявления декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Декларант вносит все необходимые сведения о товаре в одну из четырех таможенных деклараций, в зависимости от заявляемой таможенной процедуры: 1) декларация на товары; 2) транзитная декларация; 3) пассажирская таможенная декларация; 4) декларация на транспортное средство.

На сегодняшний день основной формой декларирования является электронная форма, тогда как письменное и устное декларирование допускается только в строго определенных случаях

Активное внедрение электронного таможенного декларирования стало базисом автоматизации ряда таможенных операций, которые достаточно успешно были внедрены в деятельность таможенных органов и показали свою эффективность. В связи с этим, в ТК ЕАЭС определена возможность совершения таможенными органами отдельных таможенных операций посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов. В отношении таможенного декларирования такими операциями стали автоматическая регистрация деклараций на товары.

Проанализировав результаты эффективности использования таможенного декларирования на принципе логистике, мы выделили положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на его состояние в таможенных органах, а так же перспективы развития и сопутствующие этому процессу риски.

К числу положительных факторов, влияющих на развитие электронного декларирования в странах Евразийского экономического союза можно отнести: технический уровень информационно-технического обеспечения и программно-технических средств электронного декларирования, обеспечение эффективности его использования в России; внедрение, совершенствование и развитие электронного декларирования в таможенной деятельности государств-членов Евразийского экономического союза; включение в нормативно-правовые акты и программные документы Федеральной таможенной службы России, а также стран, являющихся членами Евразийского экономического союза, в качестве приоритетных направлений развитие всеобъемлющей информатизации таможенных органов.

К отрицательным факторам, препятствующих внедрению и активному использованию информационных таможенных технологий относятся: технические и аппаратно-программные средства, не позволяющие таможенным органам в полной мере использовать преимущества электронного декларирования; недостаточно совершенную нормативно-правовую базу, являющуюся основой гармонизации таможенных процедур при использовании электронного декларирования товаров.

Таким образом, можно сказать о том, что в системе таможенных органов России продолжается развитие и совершенствование программно-технических средств, направленных на обеспечение взаимодействия Федеральной таможенной службы с участниками внешнеторговой деятельности на основах логистики.

Для повышения таможенного контроля при одновременном упрощении самого процесса электронного декларирования должна проводиться работа по следующим направлениям: модернизация информационных систем таможенных органов; снятие ответственности за совершаемые ошибки при передаче данных с сотрудника таможенного органа; развитие механизма «единое окно»; интенсивная борьба с коррупцией; упрощение процедуры доступа участников ВЭД к электронной форме декларирования; укрепление кадрового потенциала таможенных органов; унификация таможенного законодательства внутри ЕАЭС и с международными стандартами в области таможенного дела; модернизация системы контроля информации.

Решение как можно наибольшего количества проблем электронного декларирования будет способствовать увеличению участников ВЭД, ускорению процесса прохождения товаров через таможенную границу, что в свою очередь позволит увеличить сам товарооборот. Но все это в полной мере осуществить тяжело в силу того, что обустройство таможенных постов не совсем соответствует современным требованиям. При непосредственной поддержке государственных органов и активном сотрудничестве с другими развитыми странами в области таможенного дела, процесс электронного декларирования станет одним из важных элементов, а так же, наверное, основной формой таможенного декларирования товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

 

1.   Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 1 января 2018 года [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

2.   О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» [Электронный ресурс] : приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 // СПС «КонсультантПлюс».

3.   О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р // СПС «КонсультантПлюс».

4.   О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской   Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 03.08.2018 года № 289-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

5.   Об утверждении Положения о системе показателей таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 // СПС «КонсультантПлюс».

6.   Абрамов, А. С. Перспективы совершенствования порядка совершения таможенных операций в свете развития ЕАИС таможенных органов [Текст] / А. С. Абрамов // Политика и правовое государство. – 2018. – № 6. – С. 16-21.

7.   Алехина, О. В. Цифровые технологии в таможенном деле [Текст] / О.В. Алехина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 3 (72). – С. 9-15.

8.   Белоусова, Т. И. Современные технологии таможенного декларирования  [Текст] / Т.И. Белоусова // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2018. – № 1 (78). – С. 16–27.

9.   Ворона, А. А. Совершенствование взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур при электронном декларировании товаров [Текст] / А.А. Ворона // Молодой ученый. – 2019. – №38. – С. 93-97.

10. Дробот,  Е. В. Совершенствование электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации [Текст] / Е.В. Дробот // Экономические отношения. – 2018. – № 2. – Т. 7. – С. 143–158.

11. Земскова, И. А. Трансформация качества государственных услуг под влиянием цифровизации государственных органов [Текст] /  И.А. Земскова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2018. – № 3 (72). – С. 23-28.

12. Кешелава, А. В. Особенности таможенного декларирования товаров [Текст] /  А.В. Кешелава // ВНИИГеосистем. – 2019. – № 1. – С. 6–9.

13. Корняков, К. А. Таможенное сопровождение инвестиционных проектов [Текст] /  К.А. Корняков: монография. – М. : РИО Российской таможенной академии, 2017. – 312 с.

14. Лузина, Т. В. Анализ взаимодействия ФТС с бизнес-структурами [Текст] /   Т.В. Лузина // Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации. – СПб. : Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2017. – 185 с.

15. Малышенко, Ю. В. Таможенное декларирование и предварительное информирование в электронной форме [Текст] / Ю.В. Малышенко. – СПб. : ИЦ Интермедия, 2017. – 217 с.

16. Матвеева, О. П. Необходимость формирования системы оценки таможенных доходов для обеспечения их роста [Текст] / О. П. Матвеева, Т. Н. Прижигалинская // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 2(69). – С.240-254.

17. Мешечкина, Р. П. Совершенствование таможенного администрирования как фактор развития государственных таможенных услуг [Текст] / Р. П. Мешечкина, И. А. Алейников // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2019. – №3(55). – С. 157-161.

18. Нестеренко, Е. А. Направления развития таможенного декларирования в России [Текст] / Е.А. Нестеренко // Экономическая безопасность и качество. – 2019. – № 2. – С. 12–15.

19. Потапина, К. В. Применение систем управления рисками в таможенном деле [Текст] / К. В. Потапина // Управление инвестициями и инновациями. – 2019. – № 3. – С. 91-94.

20. Прушковская, Е. Е. Повышение результативности таможенного администрирования на основе информационно технического обеспечения [Текст] / Е.Е. Прушковская // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 3(47). – С. 317-321.

21. Трофимова, А. А. Система управления рисками в таможенном деле как ключевой элемент таможенного контроля: проблемы и пути совершенствования [Текст] / А. А. Трофимова // Научная гипотеза. – 2018. – № 4. –С. 25-34.

22. Худжатов, М. Б. Особенности таможенного декларирования товаров [Текст] / М.Б. Худжатов // Маркетинг и логистика. – 2019. – № 6 (8). – С. 107- 115.

23. Цыбин, Д. А. Правовое регулирование таможенного декларирования товаров [Текст] / Д.А. Цыбин // Электронный научный журнал. – 2019. – № 4 (26). – С. 65-68.

24. Шохин, С. О. Электронная таможня – сегодня и завтра (правовые аспекты) [Текст] / С.О. Шохина // Таможенное дело. – 2018.  – № 3. – С. 16–19.

25. Ягубов, Ш. Р. Модернизация таможенных органов с целью повышения качества их деятельности [Текст] / Ш.Р. Ягубов // Таможенное дело: Направления эффективного развития: сб. науч. тр. Саратов, 2018. – С. 138-146.

26. Оперативные данные отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ctu.customs. ru/index.php?option=com_content&view=art icle&id=433:obsch-inf-bel&catid=85:info-o- tam-org-bel-cat&Itemid= 127.

27. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www. customs.ru.



[1] Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL:  http://www. customs.ru (дата обращения: 09.11.2019).

[2] Дробот  Е. В. Совершенствование электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации // Экономические отношения.  2018. № 2.  Т. 7; Земскова И. А. Трансформация качества государственных услуг под влиянием цифровизации государственных органов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.  2018.  № 3 (72); Кешелава А. В. Особенности таможенного декларирования товаров // ВНИИГеосистем.  2019.  № 1; Корняков К. А. Таможенное сопровождение инвестиционных проектов.  М.: РИО Российской таможенной академии, 2017; Лузина Т. В. Анализ взаимодействия ФТС с бизнес-структурами // Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации.  СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2017; Малышенко Ю. В. Таможенное декларирование и предварительное информирование в электронной форме.  СПб.: ИЦ Интермедия, 2017.

[3] Нестеренко Е. А. Направления развития таможенного декларирования в России // Экономическая безопасность и качество.  2019.  № 2; Потапина К. В. Применение систем управления рисками в таможенном деле // Управление инвестициями и инновациями.  2019.  № 3; Прушковская Е. Е. Повышение результативности таможенного администрирования на основе информационно технического обеспечения // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права.  2018. № 3(47).

[4] Худжатов М. Б. Особенности таможенного декларирования товаров // Маркетинг и логистика.  2019.  № 6 (8); Цыбин Д. А. Правовое регулирование таможенного декларирования товаров // Электронный научный журнал.  2019.  № 4 (26); Шохин С. О. Электронная таможня – сегодня и завтра (правовые аспекты) // Таможенное дело.  2018. № 3.

[5] Лузина Т. В. Анализ взаимодействия ФТС с бизнес-структурами // Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации.  СПб. : Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2017.

[6] Ягубов Ш. Р. Модернизация таможенных органов с целью повышения качества их деятельности // Таможенное дело: Направления эффективного развития: сб. науч. тр. Саратов, 2018.

[7] О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года»: приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 // СПС «КонсультантПлюс»; О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р // СПС «КонсультантПлюс»; О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты   Российской Федерации: федеральный закон от 03.08.2018 года № 289-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

[8] Белоусова Т. И. Современные технологии таможенного декларирования  // Таможенная политика России на Дальнем Востоке.  2018.  № 1 (78).  

[9] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 1 января 2018 года [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

[10] Земскова И. А. Трансформация качества государственных услуг под влиянием цифровизации государственных органов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.  2018.  № 3 (72).  С. 23.

[11] Мешечкина Р. П. Совершенствование таможенного администрирования как фактор развития государственных таможенных услуг // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права.  2019.  №3(55). С. 157.

[12] Худжатов М. Б. Особенности таможенного декларирования товаров // Маркетинг и логистика.  2019.  № 6 (8).  С. 107.

[13] Цыбин Д. А. Правовое регулирование таможенного декларирования товаров // Электронный научный журнал.  2019.  № 4 (26).  С. 65.

[14] Ягубов Ш. Р. Модернизация таможенных органов с целью повышения качества их деятельности // Таможенное дело. Саратов, 2018.  С. 138.

[15] Нестеренко Е. А. Направления развития таможенного декларирования в России // Экономическая безопасность и качество.  2019.  № 2.  С. 13.

[16] Оперативные данные отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни [Электронный ресурс]. URL:  http://ctu.customs. ru/index.php?option=com_content&view=art icle&id=433:obsch-inf-bel&catid=85:info-o- tam-org-bel-cat&Itemid= 127 (дата обращения: 09.11.2019).

 

[17] Оперативные данные отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни [Электронный ресурс]. URL:  #"#">#"#">http://ctu.customs. ru/index.php?option=com_content&view=art icle&id=433:obsch-inf-bel&catid=85:info-o- tam-org-bel-cat&Itemid= 127 (дата обращения: 09.11.2019).

Похожие работы на - Особенности таможенного декларирования товара на принципах логистики

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!