Право пользования участками недр и принципы в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Земельное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2019-12-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Право пользования участками недр и принципы в Российской Федерации

Право пользования участками недр и принципы в Российской Федерации

 

 

 

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1.Общая характеристика права пользования участками недр и принципов в Российской Федерации……………………………………5

1.1.Понятие и содержание права пользования участками недр и принципов………………………………………………………………5

1.2.Основания возникновения права пользования участками недр…9

1.3.Основания прекращения права пользования участками недр…..12

1.4.Нормативно-правовая база, регулирующая отношения недропользования………………………………………………………13

Глава 2. Общие положения о предоставление права пользования в конкурсном и заявительном порядке…………………………………..16

2.1. Конкурсный порядок……………………………………………….16

2.2. Заявительный порядок……………………………………………. 18

Заключение………………………………………………………………22

Список использованной литературы…………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время, Россия занимает одно из лидирующих мест в рейтинге  самых богатых ресурсами стран мира. Ее ресурсный потенциал, на который приходится 80-85% всего национальногобогатства, оценивается, по подсчетам Госкомстата и РАН, в 340-380 трлн. долл. на душу населения ресурсного потенциала в России приходится в два раза больше, чем в США, в 6 раз - чем в ФРГ, в 22 раза - чем в Японии. 70% от всего объёма продукции горнодобывающей промышленности идет на экспорт. Доля поступлений в бюджет более 50%. В то же время по доле ВВП на душу населения картина противоположная, потому что механизм использования дарованного природой огромного достояния крайне неэффективный. В результате, будучи первыми по количеству природных ресурсов на душу населения, мы последние - по их использованию.

Эффективное управление природным богатством является необходимым условием экономического роста и повышения благосостояния народа и должно составлять основу экономической политики, находясь в центре внимания российского общества. Чтобы это богатство приносило прибыль, предстоит, прежде всего, провести детальную оценку всех имеющихся ресурсов и привести в движение механизм их использования, стремясь при этом максимально опираться на достижения научно-технического прогресса.

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что в настоящие время появилась необходимость максимально глубокой и детальной  перестройки всей системы производственных, финансовых и коммерческих связей в сфере недропользования, которая находится в критической ситуации, свидетельством чему является нехватка современной техники, отсутствие условий для нормального функционирования добывающих и обогатительных предприятий в связи с резким ростом цен на электроэнергию, материалы, оборудования, транспортировку и все виды топлива. В то же время в России имеются достаточно крупные запасы драгоценных металлов, качество, которого соответствует международным требованиям и стандартам. Интересы недропользователей и рациональное использование природных ресурсов должны быть обеспечены эффективным механизмом управления, так как недра занимают особое место среди остальных природных объектов. В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей. Во-первых, будучи минеральной основой природной среды, недра тесно взаимосвязаны со всеми ее компонентами. Эта взаимосвязь выражается в том, что при пользовании недрами оказывается сильное и долго длящееся воздействие на землю, воды, атмосферный воздух. Процессы, протекающие в недрах (вулканические, сейсмические, магматические), имеют не только геологическое значение, но опосредованно влияют и на состояние гидросферы, атмосферы и биосферы. Во-вторых, полезные ископаемые, добыча которых остается преобладающим видом недропользования, характеризуются невозобновимостью - образуемые в течение длительных тектонических процессов, они практически не восстанавливаются. В-третьих, недра, содержащиеся в них полезные ископаемые, имеют колоссальное промышленное значение и являются решающим фактором развития и функционирования экономики многих стран мира. Целый ряд государств развивается и живет за счет добычи и продажи полезных ископаемых, в бюджете иных государств значительную долю занимают доходы от продажи нефти, газа и других полезных ископаемых. Относится к их числу и Россия, бюджет которой в известной степени зависит от мировых цен на нефть. Другие природные ресурсы задействованы в процессе добычи с целью продажи гораздо меньше. Поэтому к характерным особенностям недр можно отнести высокую ликвидность их составной части - полезных ископаемых на мировом рынке, в связи с чем их добыча стремительно растет и приносит огромные доходы. При этом задача охраны недр становится все острее. Исходным для всех действий в ее решении является их нормативное закрепление, и в этом плане право выступает важнейшим средством охраны недр. Однако изучение горного законодательства приводит к выводу о недостаточности содержащегося в нем правового инструментария охраны недр - такие правовые меры охраны окружающей среды, как, например, нормирование, им не востребованы

Глава 1.Общая характеристика права пользования участками недр и принципов в Российской Федерации

1.1.Понятие и содержание права пользования участками недр и принципов

 

Центральным понятием, используемым в науке горного права, является понятие «право пользования недрами (право недропользова­ния)», которое может рассматриваться в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле право пользования недрами представ­ляет собой «систему правовых норм, регулирующих отношения по ис­пользованию участков недр управомоченным лицом в установленном порядке, устанавливающую основания возникновения, изменения, приостановления, прекращения, реализации прав и обязанностей не­дропользователей и компетентных органов в сфере недропользования, а также по предотвращению и устранению вмешательства третьих лиц в недропользование. При этом такое пользование недрами осуществля­ется в соответствии с определенными принципами, установленными законодательством и являющимися важной составляющей частью права пользования недрами в объективном смысле, к числу основных из которых можно отнести невозможность участия в гражданском обо­роте участков недр, общий разрешительный порядок предоставления права пользования недрами, в порядке исключения — договорной по­рядок, рациональное и комплексное недропользование, платность не­дропользования, обязательное соблюдение правил безопасности при осуществлении горных работ».

В свою очередь, в субъективном смысле «право пользования не­драми представляет собой возникающий, изменяющийся, длящийся и прекращающийся на основании закона, актов компетентных органов государственной власти или договора комплекс прав и обязанностей лиц, имеющих своей целью поиск, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, строительство подземных ин­женерных сооружений, образование особо охраняемых геологических объектов, сбор минералогических, палеонтологических и иных мате­риалов, а также пользование недрами для иных соответствующих за­конодательству и законным интересам других лиц целей»[1].

Право пользования недрами происходит на основе ряда прин­ципов, к наиболее важным из которых можно отнести:

1)Принцип совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственного регулирования отношений недропользования:

В соответствии со ст. 1.1 Закона Российской Федерации «О недрах» разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государ­ственного регулирования отношений недропользования осуществля­ется на основе Конституции Российской Федерации и принятых в соответствии с ней федеральных законов.[2]

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся вопросы владения, пользования и распоря­жения недрами на территории Российской Федерации (пп. «в» ч. 1 ст. 72), природопользование, в том числе недропользование (пп. «д» ч. 1 ст. 72), а также законодательство о недрах (пп. «к» ч. 1 ст. 72).[3]Опираясь на  данные нормы федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации выполняют в определенном объеме регулятивные, ис­полнительно-распорядительные и контрольно-надзорные функции в сфере государственного регулирования отношений недропользования в пределах, установленных ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации «О недрах» и иными федеральными законами.

2)Принцип государственной собственности на недра:

Данный принцип закреплен в статье 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах», согласно которому недра в границах террито­рии Российской Федерации, включая подземное пространство и со­ держащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владе­ния, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога и пользования. Участки недр могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. В свою очередь, добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

3)Принцип срочности права пользования недрами:

Согласно ст. 10 закона Российской Федерации «О недрах» участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. Однако, участки недр предоставляются в пользование  на определенный срок в таких случаях как: геологического изучения — на срок до 5 лет или на срок до 7 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шель­фа Российской Федерации; добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторож­дения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ис­копаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр; добычи подземных вод — на срок до 25 лет; добычи полезных ископаемых на основании предоставления кра­ткосрочного права пользования участками недр в соответствии со ст. 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах» — на срок до 1 года.[4]

В случаях необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр, срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр.

В свою очередь, для строительства и эксплуатации подземных сооруже­ний, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отхо­дов, строительства и эксплуатации нефтехранилищ и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей, могут быть предоставлены участки недр без ограничения срока.

4)Принцип возвратности участка недр при прекращении права поль­зования недрами:

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о недрах, право пользование недрами и действие лицензии, переходит в нераспределенный фонд недр с последующим представлением его в пользование.

5)Принцип платности пользования недрами:

Пользование недрами, являясь по своей правовой природе од­ним из видов природопользования, осуществляется, как правило, на платной основе. В частности, разделом V Закона Российской Федерации «О недрах» предусматривается определенная система пла­тежей за пользование недрами, включающая в себя: разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предо­ставленных в пользование; регулярные платежи за пользование недрами; сбор за участие в конкурсе (аукционе); иные налоги и сборы, установленные в соответствии с законода­тельством Российской Федерации о налогах и сборах.[5]

6)Принцип рационального использования и охраны недр:

Особая важность данного принципа обусловливается тем, что основной целью пользования недрами является добыча полезных ископаемых, которые относятся к исчерпаемым и невозобновимым природным ре­сурсам, поэтому рациональное (целесообразное) использо­вание недр должно обеспечивать наибольшее извлечение полезных свойств от каждого участка недр, но при этом максимально сохранить количество запасов полезных ископаемых на будущее, в свя­зи с чем недра следует беречь как часть среды обитания человека, как важный элемент экосистемы.

Кроме того, хозяйственная деятельность, связанная с добычей и пользованием недрами, оказывает немалое негативное влияние на окружа­ющую среду не только путем изъятия полезных ископаемых из недр, вызывая оседание, обрушение, сдвиги находящихся на поверх­ности объектов, но и приводит к загрязнению поверхности земли, вод и воздушного пространства, тем самым создавая опасные для окру­жающей среды условия, которые могут привести к ухудшению экологического уровня планеты.

 

1.2.Основания возникновения права пользования участками недр

 

Основаниями приобретения права пользования недрами являются юридические факты, административные факты и их сочетание, которые предусматривают сложный юридический состав, указанные в ст. 10.1 ФЗ РФ “О недрах”.

Среди которых можно выделить: 1) Решения Правительства Российской Федерации; 2) Совместные решения федерального органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ; 3) Иные юридические факты, предусмотренные горным законодательством, в частности: переход права недропользования, осуществленный в установленном порядке; вступившее в силу соглашение о разделе продукции.

Основаниями возникновения права пользования участками недр в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, являются юридические факты, определяемые органами представительной власти субъектов Российской Федерации.

Решение Правительства РФ является основанием возникновения права недропользования при предоставлении участка недр: 1) для разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, принятое по результатам конкурса или аукциона; 2) для разведки и добычи полезных ископаемых месторождения, открытого пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации за счет собственных средств; 3) для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию (по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации).[6]

Совместные решения федерального органа управления государственным фондом недр (его территориального органа) и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации служат основаниями предоставления права недропользования в целях: 1) разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, принимаемые по результатам конкурса или аукциона; 2) разведки и добычи полезных ископаемых, расположенных на территории субъекта Федерации, при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств; 3) геологического изучения участков недр, в том числе участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации; 4) геологического изучения и добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности; 5) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых - по согласованию с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом; 6) строительства подземных нефтехранилищ и газохранилищ и их эксплуатации, размещения промышленных и бытовых отходов; 7) образования особо охраняемых геологических объектов; 8) предоставления права краткосрочного ( сроком до одного года) пользования участком недр для целей осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено.

Предоставление участков недр в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется конкурсной основе за исключением случаев, когда недропользователь сам открывает месторождение полезных ископаемых. Кроме того, законодатель предоставляет право субъектам Российской Федерации самостоятельно устанавливать основания возникновения и порядок реализации права недропользования в отношении участков недр местного значения и участков, содержащих общераспространенные полезные ископаемые. Все иные права пользования ресурсами недр, не связанные с их добычей (изучение недр, использование в качестве подземных хранилищ, образования особо охраняемых геологических объектов и др.) предоставляются без проведения конкурсов и аукционов, на основании решения уполномоченного государственного органа. Конкурсная (аукционная) основа предоставления права разведки и добычи ресурсов недр, существенно снижает риск монополизации недропользования отдельными пользователями недр.

 

 

1.3. Основания прекращения права пользования недрами.

 

Основания прекращения предусмотрены в ст. 20 Закона РФ «О недрах». Согласно данной статье, право пользования недрами прекращается: по истечении установленного в лицензии срока ее действия; при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных законодательством о недрах.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.); если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; по инициативе владельца лицензии.

Пользователь недр вправе обжаловать в административном или судебном порядке решение о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами. При пользовании недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции право пользования недрами может быть прекращено, приостановлено или ограничено на условиях и в порядке, предусмотренных указанным соглашением.

 

 

 

1.4.Нормативно-правовая база, регулирующая отношения недропользования.

 

Конституция Российской Федерации является наивысшим правовым актом, положения которого носят характер норм прямого действия. Часть 2 статьи 9 гласит, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (недра относятся к категории «природные ресурсы»). В части 2 статьи 67 предусматривается, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральными законами и нормами международного права». В части 1 статьи 72 перечисляются вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в частности, в пункте «в» указывается, что к таким вопросам относится владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

В развитие указанных конституционных положений был принят целый ряд общих и специальных федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и множество ведомственных правовых актов, особенно Министерства Природных Ресурсов и экологии России.[7]

К числу общих федеральных законов относится Гражданский кодекс Российской Федерации, в п. 1 ст. 130 которого участки недр отнесены к категории недвижимого имущества. В отличие от права собственности и других вещных прав на землю, которым посвящена отдельная глава 17 ГК РФ, вопросы права собственности и других вещных прав на участки недр не нашли отражения в подобной отдельной главе ГК РФ. Тем не менее, общие нормы в отношении вещных и обязательственных прав, применимые к недвижимому имуществу, подлежат применению и в отношении участков с учетом их специфики.[8]

К числу общих федеральных законов относится Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 26 которого предусматривает налог на добычу полезных ископаемых, а глава 26.4 устанавливает систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции при добыче полезных ископаемых.[9]

К числу общих федеральных законов можно отнести и соответствующие положения бюджетного законодательства Российской Федерации. Так, в Федеральном законе от «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2018 год, определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 97462,0 млрд.рублей, который включает в себя прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 15257805147,7 тыс.рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 527572503,7 тыс.рублей, и основные характеристики федерального бюджета на 2019 год и на 2020 год, определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере соответственно 103228,0 млрд.рублей и 110237,0 млрд.рублей, включающие в себя прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2019 год в сумме 15554600080,3 тыс.рублей, и на 2020 год в сумме 16285418472,0 тыс.рублей.[10]

Базовым специальным законом, регулирующим отношения в пользовании недрами и претендующего в определенной степени на роль кодифицирующего правового акта в сфере пользования недрами, является Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1(ред. от 30.09.2017) «О недрах».

К числу специальных федеральных законов в этой области отношений относятся также:

Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ( последняя редакция)  «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ ( последняя редакция) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», установившие суверенные права Российской Федерации на поиск и добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе и морском дне исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Федеральный закон от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», впервые установивший в России применение договорной формы при поиске и добыче полезных ископаемых;

Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определивший порядок формирования федерального фонда разведанных месторождений природного газа;

Федеральный закон от 26 марта 1998 года № 20-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», установивший порядок государственного регулирования в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства и обращения.

К числу актов, имеющих законодательный характер, относится и действующее Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1 (ред. от 05.04.2016) О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами».

Многочисленными подзаконными актами детально урегулированы вопросы лицензирования, например, в отношении деятельности по обеспечению промышленной безопасности опасных производств и выполнения маркшейдерских работ, формирования и использования ликвидационных фондов при реализации соглашений о разделе продукции, мер регулирования экспорта геологической информации, вознаграждений за выявленные месторождения полезных ископаемых, возложения на Министерство природных ресурсов и экологии России функций государственного контроля за геологическим изучением, разработку полезных ископаемых и охрану недр.

 

 

 

Глава 2. Общие положения о предоставление права пользования в конкурсном и заявительном порядке

2.1. Конкурсный порядок

 

Одним из главных принципов предоставления права пользования недрами при выборе недропользователя в настоящее время является принцип состязательности, который реализуется посредством проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами. Но использование состязательных процедур при решении вопроса о предоставлении в пользование недр целесообразно не всегда. Поэтому начиная с 1995 года область применения торгов постепенно сужалась. В настоящее время конкурсный (аукционный) порядок применяется в случаях предоставления участков недр в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых, расположенных на территории субъекта РФ, а также полезных ископаемых внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ. Помимо конкурса (аукциона) право пользования недрами предоставляется:

– при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения;

– для целей геологического изучения участков недр, в том числе участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

– для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;

– для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;

– для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

– для целей строительства нефтехранилищ и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефтехранилищ и газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов;

– для образования особо охраняемых геологических объектов;

– на срок до одного года (краткосрочное пользование) для целей осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено, а также

– при переходе права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования.[11]

Одним из главных принципов государственной системы лицензирования пользования недрами является принцип состязательности, однако возможность предоставления лицензии путем переговоров заинтересованных лиц и вынесения закрытых решений исключается. Закон РФ «О недрах» не регламентирует процедуру проведения конкурсов и аукционов, в нем установлены только основные критерии для выявления их победителей. При проведении конкурса таковыми могут выступать научно-технический уровень программ геологического изучения и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей природной среды, учет интересов национальной безопасности Российской Федерации. При проведении аукциона основным фактором для выявления победителя является размер разового платежа за право пользования участком недр (бонуса подписания).

При признании объявленного конкурса несостоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, предусматривается выдача лицензия на пользование участком недр этому участнику на условиях объявленного конкурса (ст. 13.1). Кроме этого, определен перечень оснований для отказа в принятии заявки на участие в конкурсе или аукционе (ст. 14 Закона «О недрах»).

Так, в принятие заявки на участие в конкурсе или в аукционе может быть отказано, в случае:

1) если, заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;

2) если, заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) если, заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

Объявления о предстоящих аукционах на право пользования участками недр должны быть опубликованы в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации средствах массовой информации не позднее, чем за 45 дней, а о предстоящих конкурсах - не позднее, чем за 90 дней до даты их проведения, считая с даты первой публикации. Выбор средств массовой информации для опубликования таких объявлений осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.[12]

 

2.2. Заявительный  порядок

Расширение заявительного принципа предоставления лицензии? на геологическое изучение недр, впервые введенного еще в 2014 году и деи?ствовавшего только в отношении прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, положительно сказалось на повышении инвестиционнои? привлекательности геолого-разведочных работ и стимулировало недропользователеи? вкладывать собственные средства в довольно рисковые проекты ранних поисковых стадии?. 30 января 2017 года вступил в силу  Приказ Минприроды России от 10 ноября 2016 г. № 583 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получения права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках федерального и местного значения). Данным приказом расширен заявительный принцип предоставления права пользования участками недр, при условии, что по ним отсутствуют данные о наличии запасов углеводородного сырья и (или) прогнозных ресурсов углеводородного сырья категории D0 и (или) Dл. 

 Теперь участки недр в отношении которых отсутствуют прогнозные ресурсы углеводородного сырья и сопредельные участки недр  на разведываемых месторождениях могут передаваться в заявительном порядке. Федеральные геологические компании могут в «заявительном» порядке получать право пользования участками недр, по которым отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, за счет собственных (в том числе привлеченных) средств. Приказом введено понятие флангов разведываемых или разрабатываемых месторождений полезных ископаемых, которые в преимущественном порядке предоставляются пользователям недр, осуществляющим по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых или разведку и добычу полезных ископаемых сопредельного участка недр. При этом для геологического изучения флангов разведываемых или разрабатываемых месторождений полезных ископаемых предоставляется в пользование участок недр, по которому в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых или запасов углеводородного сырья Р1 и Р2. Приказом закреплено преимущественное право получения поисковой лицензии на нижележащие горизонты и фланги разведываемых и (или) разрабатываемых месторождений полезных ископаемых. Аналогично, предусмотрено преимущественное право на получение в заявительном порядке сопредельных участков недр, содержащих прогнозные ресурсы полезных ископаемых.

Однако в приказе содержится ряд ограничений на применение заявительного порядка. Так, предусмотрено право Минприроды утверждать перечень полезных ископаемых и территории в отношении которых недопустимо применение заявительного порядка выдачи лицензий на геологическое изучение недр. Такой перечень устанавливается ежегодно. Деи?ствие заявительного принципа ограничено в отношении нефрита, янтаря, угля, углеводородного сырья, а также фосфатов и калии?ных солеи?, причем по всем полезным ископаемым, за исключением углеводородного сырья, такое ограничение деи?ствует по всеи? территории России?скои? Федерации.

При этом каких-либо ограничении? по количеству и размеру участков недр в отношении нижележащих (вышележащих) горизонтов разведываемого или разрабатываемого месторождения не установлено.[13]

Подобныи? принцип деи?ствует на территории ряда стран, таких как Канада, США, Австралия и множество других. Канадская система предоставления прав пользования недрами базируется на двух принципах: «первыи? прише?л – первыи? получил» и «работаи? или потеряи?». Эти принципы позволяют привлекать большое количестве небольших юниорных компании? и в итоге получать значимые инвестиции в ранних стадиях ГРР.

Однако есть мнение, что этот принцип губителен для геологии РФ, так как может помешать крупным компаниям выполнять работы, согласующиеся с программами социально-экономического развития отдельных субъектов РФ. На сегодняшнии? день более 80% поисковых работ ранних стадии? проводятся за счет федерального бюджета. Правительство РФ в новои? утвержденнои? стратегии развития МСБ РФ предполагает, что к 2020 году фактически 99% поисковых ГРР будут финансироваться частными компаниями, но для этого «заявительныи? принцип» является важным шагом, но не достаточным. И по этои? же стратегии получается, что финансирование РОСГЕОЛОГИИ из бюджета для проведения ГРР на ранних стадиях также будет прекращено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В юридическом смысле под недрами понимают часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающийся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Право пользования недрами производно от права государственной собственности на недра. Оно носит ярко выраженный характер, ибо при предоставлении участков недр в пользование непременно устанавливают конкретную цель, для которой они должны использоваться.

Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации  земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Ответственность проявляется, как обязанность выполнять нормы поведения и нести неблагоприятные последствия за их нарушение. При нарушении основных требований в области охраны недр предусмотрены специальные меры юридической ответственности. Согласно ст. 49 закона «О недрах» лица, нарушившие эти требования, могут быть лишены права пользования недрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

 

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ

 

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

 

Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17.12.1998 N 191-ФЗ (последняя редакция)

 

Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ (последняя редакция)

 

Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26.03.1998 N 41-ФЗ (последняя редакция)

 

Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30.11.1995 N 187-ФЗ (последняя редакция)

 

Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.1995 N 225-ФЗ (последняя редакция)

 

Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 05.12.2017 N 362-ФЗ (последняя редакция)

 

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) "О недрах"

 

Данилова Н.В. Горное право: учебное пособие Директ-Медиа 2017 г. 272с

 

И. В. Изюмов, В. И. Карасев, М. И. Клеандров, И. Р. Салиев (и др.). Горное право: Учебник. — М.: ООО «ПравоТЭК». — 504 с.. 2010Лагуткин А. В. Горное право. Издание Инфра-М -2017-268 с.

Панфилов Е.И. Российское горное законодательство: состояние и пути его развития (Информационно-аналитический обзор). Издание ИПКОН РАН. - М., 2004. -46 с.

 

Перчик А.И.. Горное право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Издательский Дом «ФИЛОЛОГИЯ ТРИ». — 525 с.. 2002

 

Садовник П.В. Законодательство Российской Федерации о недрах: проблемы совершенствования // Нефть, газ, право, 2003. -№ 3 (51).-с.53-62

 

Ставскии? А.П., Вои?тенко В.Н. Альтернативная концепция развития геологоразведочных работ в России. – Москва, 2007 . с. 27.

 

Кимельман С.А. О механизмах реализации государственной политики недропользования в России // Управление собственностью. -2003. -№ 4. -С 17-29.

 

Певзнер М.М. Горное право Учеб, для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2006. 375 с.

 

Теплов О.М. Основания предоставления прав пользования недрами. // Государство и право. - 2008. - № 12. - С. 51.

 

Трубецкой К.Н., Волков А.М., Титов Л.М. Горное право: учебное пособие. – М.: Издательство «Щит-М», 2005 г. . – 240 с.


[1]Певзнер М.М. Горное право Учеб, для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2006. 375 с.

[2]Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) "О недрах"

[3]"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

[4]Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) "О недрах"

[5]Данилова Н.В. Горное право: учебное пособие Директ-Медиа 2017 г. 272с

[6]Трубецкой К.Н., Волков А.М., Титов Л.М. Горное право: учебное пособие. – М.: Издательство «Щит-М», 2005 г. . – 240 с.

[7]И. В. Изюмов, В. И. Карасев, М. И. Клеандров, И. Р. Салиев (и др.). Горное право: Учебник. — М.: ООО «ПравоТЭК». — 504 с.. 2010Лагуткин А. В. Горное право. Издание Инфра-М -2017-268 с.

[8]Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ

[9]"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

[10]Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 05.12.2017 N 362-ФЗ (последняя редакция)

[11]Панфилов Е.И. Российское горное законодательство: состояние и пути его развития (Информационно-аналитический обзор). Издание ИПКОН РАН. - М., 2004. -46 с.

[12]Садовник П.В. Законодательство Российской Федерации о недрах: проблемы совершенствования // Нефть, газ, право, 2003. -№ 3 (51).-с.53-62

[13]Ставскии? А.П., Вои?тенко В.Н. Альтернативная концепция развития геологоразведочных работ в России. – Москва, 2007 . с. 27.

Похожие работы на - Право пользования участками недр и принципы в Российской Федерации

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!