Налоговый механизм

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2019-10-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговый механизм

 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.........................................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы налогового механизма............................................................5

1.1.Понятие налогового механизма......................................................................................5

1.2. Взаимодействие структурных элементов налогового механизма..............................7

Глава 2. Функционирование налоговым механизмом............................................................11

2.1. Влияние структуры налогов на налоговый механизм...............................................11

2.2.Оценка функционирования налогового механизма...................................................15

2.3. Совершенствование функционирования налогового механизма..............................18

Заключение...................................................................................................................................21

Библиографический список.......................................................................................................23

Приложения..................................................................................................................................25

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время налоговая система РФ постоянно находится в состоянии каких-то изменений, так как на ее развитие оказывает влияние, как мировой финансовый кризис, так и экономика страны.

Налоговая система является отражением налоговой политики страны и состоит из мероприятий, которые создают условия, чтобы своевременно и полной мере платить налоги и сборы для обеспечения финансовых потребностей общества. При этом она имеет свой налоговый механизм, который делает систему налогообложения оптимальной и позволяет сбалансировать финансовые интересы налогоплательщиков и государства.

Однако, в настоящее время определению налогового механизма, его функционированию и анализу уделяется недостаточно внимания, что и определяет актуальность темы исследования.

формированием, функционированием и управлением налогового механизма занимались такие ученые, как Ю.П. Ампилова, А.С. Бакаев, Е.В. Власова, Е.Г. Князева, В.А. Левкин и др.

Цель работы состоит в выявлении проблем функционирования налогового механизма.

Для достижения цели курсовой работы в работе поставлены следующие задачи:

1.   Изучить понятие налогового механизма.

2.   Рассмотреть взаимодействие структурных элементов налогового механизма.

3.   Исследовать влияние структуры налогов на налоговый механизм.

4.   Оценить функционирование налогового механизма.

5.   Предложить пути совершенствования функционирования налогового механизма.

Объект исследования – налоговый механизм.

Предмет исследования – функционирование налогового механизма.

При написании данной работы применялись методы сравнения, анализа и синтеза, дедукции и индукции.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении раскрыты актуальность темы, степень ее разработанности в научной литературе, объект и предмет исследования, цель и задачи работы, а также методы исследования и структура курсовой работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы налогового механизма, в частности понятие налогового механизма и его элементы.

Вторая глава посвящена исследованию функционирования налогового механизма, в частности влияния структуры налогов на налоговый механизм и оценка его функционирования.

Заключение содержит выводы по курсовой работе

В библиографическом списке указана научная литература, которая применялась при написании работы. Список включает 25 источников.

В работе 4 приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА

 

1.1. Понятие налогового механизма

 

Экономическая литература часто использует понятие налогового механизма, однако единого подхода к его определению нет. В налоговом кодексе Российской Федерации отсутствуют понятие, признаки, функции, особенности, а также не раскрыта сущность налогового механизма. 

Большое число  различных определений налогового механизма, говорят о том, что эта экономическая категория очень многогранна.

По определению И.А. Майбурова, налоговый механизм характеризует совокупность форм и методов регулирования налоговых отношений, действие и структура которых обусловлены особенностью управленческой деятельности государства в финансовой сфере [13, с. 218].

Согласно определения Т.В Волковца, налоговый механизм состоит из рычагов, инструментов, методов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения [4, с. 21-22].

Аналогично М. К. Кересова определяет налоговый механизм, как совокупность форм, приемов и методов организации, регулирования налоговых отношений в соответствии с государственной налоговой политикой на основе налогового законодательства [8, с. 39].

Таким образом, определения И.А. Майбурова, Т.В Волковца и М. К. Кересовой подчеркивают, что налоговый механизм организовывает и регулирует налоговые отношения.

Е.Ю. Жидкова определяет налоговый механизм, как совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается достижение целей налоговой политики [6 с. 46]. То есть Е.Ю. Жидкова подчеркивает, что при помощи налогового механизма достигаются цели налоговой политики.

О.В. Агабекян и К.С. Макарова считают, что налоговый механизм - это совокупность способов и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков, посредством которых реализуется налоговая политика [1 с. 45]. Д.Е. Петушенко также определяет налоговый механизм, как основной инструмент реализации налоговой политики [21 с. 95].

В.Г. Пансков определяет налоговый механизм, как совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой [18, с. 52].

При этом О.В. Агабекян, К.С. Макарова и Д.Е. Петушенко пренебрегает взаимосвязью налогового механизма с налоговой системой, а В.Г. Пансков пренебрегает взаимосвязью налогового механизма с налоговой политикой.

Согласно Т.Ф. Юткиной, сущность налогового механизма определяется его структурными элементами, такими как налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль [25, с. 83-84].

Таким образом, все приведенные определения по-своему определяют сущность налогового механизма, при этом имеют некоторые недостатки и противоречия.

Самым удачным на мой взгляд является определение Лыу Ань Минь, согласно которому налоговым механизмом является «совокупность проводимых уполномоченными государственными органами финансово-правовых мероприятий, являющихся частью общей экономической стратегии государства в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, а также косвенное финансирование в целях регулирования развития различных отраслей экономики,  призванных способствовать устойчивому развитию общественного производства и росту народного благосостояния» [12, с. 28].

 В основе функционирования налогового механизма лежат функции, которые являются основополагающими при формировании системы налогообложения. Российский  налоговый механизм характеризуется следующими функциями:

?   функция управления,

?   функция планирования,

?   функция регулирования,

?   функция контроля,

?   функция принуждения,

?   функция информирования,

?   функция консультирования.

Налоговый механизм страны построен на законодательстве в сфере налогообложения. Налоговым законодательством считается вся совокупность нормативных актов разного уровня, которые содержат налоговые нормы. То есть правовой механизм налога и его элементов, зафиксирован в Налоговом кодексе Российской Федерации, отражая конституционный принцип уплаты законно установленных налогов согласно Конституции Российской Федерации.

 

1.2. Взаимодействие структурных элементов налогового механизма

 

 Основу  построения  налогового  механизма  составляют  индикаторы результативности, зависящие от принципов, которые заложены в его основу государства. Основные принципы формирования налогового механизма как средства реализации налоговой политики представлены на рисунке 1.2 [12, с. 34].

 









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Принципы формирования налогового механизма

 

В структуру налогового механизма входит следующие взаимосвязанные элементы:

?   налоговое планирование,

?   налоговое регулирование,

?   налоговый контроль,

?   налоговый анализ.

Государственное налоговое планирование представляет собой формирование  системы оптимальных налоговых индикаторов и решений, которые должны обеспечивать максимизацию налоговых поступлений в бюджет РФ.

Основной целью налогового планирования является выполнение запланированных показателей собираемости налогов и сборов в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Задачи налогового планирования определяются следующим образом:

?   разработка и утверждение налогового законодательства и формирование налогового поля,

?   построение оптимальной налоговой системы с учетом современных социально-экономических условий,

?   оптимизация объектов налогообложения и налоговой базы,

?   формирование эффективной системы налоговых льгот,

?   формирования бюджета налогов и сборов на будущий финансовый год и среднесрочную перспективу.

Налоговое  планирование содержит следующие этапы:

Первый этап:  определение цели системы налогообложения.

Второй этап: разработка методов и мероприятий, чтобы реализовать цели  системы налогообложения.

Третий этап: разграничение налоговых полномочий и источников доходов между органами власти разных уровней.

Четвертый этап: определение пропорциональности распределения доходов между бюджетами разных уровней.

Пятый этап: составление прогноза поступления налогов, которые взимаются на территории субъектов Российской Федерации, что обеспечивает обоснованные плановые показатели.

Шестой этап: определение общих объемов налоговых поступлений на базе прогнозных расчетов на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Таким образом, налоговое планирование – это первый этап разработки налогового механизма, на основе которого формируется, а затем корректируется состав и структура налоговой системы государства, а также ее соответствие актуальным социально-экономическим условиям. Затем, основываясь на параметрах налоговой политики  стратегического и тактического характера, устанавливают цель, задачи и методы налогового механизма.

На базе бюджетных заданий и программы социально-экономического развития страны формируются целевые налоговые  установки.

Условно налоговое планирование можно разделить на тактическое на один финансовый год и стратегическое на период более одного финансового года. В их основу закладываются прогнозные показатели налогового потенциала субъектов РФ.

При текущем налоговом планировании разрабатываются плановые показатели налоговых поступлений на определенный финансовый год с разработкой методов их достижения.

Разработка реальных направлений развития налогового механизма возможно лишь при одновременном тактическом и перспективном налоговом планировании.

Разработка размера налоговых ставок, структуры и состава налоговых поступлений, налоговых льгот и санкций, методов выполнения запланированных показателей и т.д. является еще одним элементом налогового механизма – налоговое регулирование.

Налоговое регулирование представляет собой меры косвенного воздействия на социально-экономическое развитие страны посредством изменения каких-то параметров налоговой системы. К методам налогового регулирования относится:

1)   система санкций:

?   финансовые

?   уголовные

?   административные

2)   отсрочка или рассрочка платежа

3)   оптимизация налоговых ставок

4)   налоговый или инвестиционный кредит

5)   система налогового стимулирования

6)   изменение срока уплаты налога

7)   налоговые льготы:

?   отмена авансовых платежей

?   снижение размера налоговой ставки

?   уменьшение или полное сложение налоговых обязательств.

Таким образом, налоговое регулирование является сложной системой, в задачу которой входит достижение компромисса между государством по максимизации налоговых доходов и интересами налогоплательщиков по минимизации налоговой нагрузки.

 Информационное обеспечение налогового анализа имеет большое значение для налогового планирования и прогнозирования, так как от качество этой информации зависит эффективность управления налоговыми доходами и налоговыми расходами.

Основная цель налогового контроля обеспечение стабильного дохода бюджетов разных уровней управления [9, с. 201].

На законодательном уровне понятие налогового контроля закреплено в ст.  82.1  гл.  14 НК РФ: «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах».

Таким образом, все  элементы налогового механизма, взаимосвязаны между собой. Данные, полученные при осуществлении налогового контроля, используются как информационная база , чтобы сформировать модель прогнозирования, планирования и регулирования налоговых платежей. При этом система налогового анализа является информационной базой налогового механизма, при помощи которой на любом этапе реализации налоговой политики можно производить корректировку плановых (прогнозных) показателей.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫМ МЕХАНИЗМОМ

 

2.1. Влияние структуры налогов на налоговый механизм

 

Налоговый механизм оказывает непосредственное влияние, как на формирование бюджета России, так и на исполнение бюджета каждым регионом. Налоговый потенциал на региональном уровне имеет прямую зависимость от механизмов, применяемых в том или ином регионе. 

Данный фактор объясняется тем, что, в регионах, где используется пониженная налоговая нагрузка или применяется дополнительная система налоговых льгот, установленных в Налоговом Кодексе РФ и в законодательных нормативных актах на региональном уровне.

Рассмотрим формирование и исполнение бюджета г. Красноярска [16].

На основании приложения 4, в таблице 2.1 представлено исполнение налоговых доходов бюджета г. Красноярска за период 2016-2018 гг.

 

Таблица 2.1 – Динамика исполнения налоговых доходов бюджета г. Красноярска за период 2016-2018 гг.

Показатель

2016г

2017г

2018г

План

Факт

 исп.

План

Факт

исп.

План

Факт

 исп.

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Налоговые доходы, в т. ч.

10238

10366

101,2

11151

11024

98,9

11784

12189

103,4

Налог на прибыль

488

694

142,1

851

838

98,4

1002

1090

108,8

НДФЛ

6755

6796

100,6

7268

7182

98,8

7786

8111

104,2

Налог на товары

601

631

105,0

463

452

97,6

457

494

108,1

ЕНВД

986

994

100,9

985

950

96,4

987

880

89,1

Налог на имущество

278

249

89,6

331

363

109,6

329

372

112,9

Земельный налог

824

711

86,4

938

926

98,8

883

895

101,3

Прочие налоги

307,8

290,8

94,5

315,2

314,1

99,7

340,3

348,6

102,4

 

Как следует из таблицы 2.1 и рисунка 2.1, в исполнении налоговых доходов нет какой-то тенденции. Так, в 2016 и в 2018 гг. процент исполнения составлял 101,24% и 103,43% соответственно, то в 2017 году – 98,86%.

Наглядно исполнение налоговых доходов бюджета г. Красноярска за период 2016-2018 гг.  показано  на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 - Динамика исполнения налоговых доходов бюджета г. Красноярска за период 2016-2018 гг.

 

Рассматривая исполнение и структуру собственных доходов местного бюджета следует отметить, что самым значительным источником формирования бюджета города является налог на доходы физических лиц.

При этом  налог на доходы физических лиц обеспечил в 2018  году исполнение доходной части бюджета в размере  8110480,84  тыс. руб., что составляет  23,4% от общего объема доходов  за год.

В 2016 году  налог на доходы физических лиц обеспечил 26,02% от общего объема доходов местного бюджета за год, в 2017 – 25,25 %.

Вторым по объему и доле поступлений дохода в бюджет города является земельный налог, который обеспечил 2,58% дохода местного бюджета в 2018 году. А также 2,72% и 3,26% в 2016 году и 2017 году соответственно.

Таким образом, проанализировав  полученные данные можно сделать вывод, что  наибольший вклад в  доходную часть консолидированного бюджета России из бюджета г. Красноярска вносят налоговые доходы по НДФЛ.

Как показал анализ при формировании доходов бюджета г. Красноярска на протяжении последних нескольких лет возрастает их высокая зависимость от безвозмездных поступлений. В безвозмездные поступления входят дотации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии), субвенции бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

В 2016 году в доходах бюджета г. Красноярска рост безвозмездных поступлений составил 9,3% к уровню 2015 года. В 2017 рост безвозмездных поступлений составил 19,11% к уровню 2016 года, а в 2018 году – уже 37,13% к уровню 2017 года.

Острая  проблема недостаточности собственных доходов в бюджете  г. Красноярска приводит к нестабильности и зависимости  от безвозмездных поступлений.

Так доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета г. Красноярска равнялась 47,07% в 2016 году, 51,49% в 2017 году и 57,94% в 2018 году.

Налоговые доходы за рассматриваемый период демонстрируют рост. Так, в 2017 году налоговые доходы увеличились на 6,36% по сравнению с 2016 годом и на 10,56% в 2018 году по сравнению с 2017 годом.

Хотя надо отметить, что процент исполнения налоговых доходов составлял 1,24% и 3,73% в 2016 году и 2018 году соответственно. А в 2017 году наблюдалось невыполнение процента исполнения на 1,14. Это могло быть связано с неисполнением в 2017 году практически всех налогов. Что может быть связано  со снижением  предпринимательской  активности,  уменьшением количества прибыльных предприятий, но в 2018 году поступления несколько стабилизировались.

Сумма всех доходов за анализируемый период постоянно увеличивалась. Однако, в 2017 году увеличение составляло 8,87% по сравнению с 2016 годом, а в 2018 г. – 21,87%. Увеличение составило почти 2,5 раза.

Индикатором эффективности функционирования налогового механизма является соотношение пропорции между налоговыми доходами, доходами и расходами бюджета.

Рассмотрим это соотношение в бюджете г. Красноярска за 2016-2018гг. в таблице 2.2.

Наглядно соотношение пропорции между налоговыми доходами, доходами и расходами бюджета г. Красноярска показано на рисунке 2.2.

 

Таблица 2.2 – Динамика налоговых доходов, доходов и расходов в бюджете г. Красноярска за 2016-2018гг.

Показатель

2016г

2017г

2018г

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Налоговые доходы

10365631,7

37,46

11024379,9

37,28

12188470,8

35,17

Неналоговые доходы

3461699,60

15,96

2770182,6

12,12

2386710,5

6,89

Безвозмездные поступления

12294630,9

46,58

14644196,2

50,60

20081943,2

57,94

Всего доходов

26121962,3

100

28438758,7

100

34657124,5

100

Всего расходов

27578056,3

100

28879393,5

100

34286233,8

100

Рисунок 2.2 -  Динамика налоговых доходов, доходов и расходов в бюджете г. Красноярска за 2016-2018гг., тыс. руб.

 

Как следует из таблицы 2.2, размер безвозмездных поступлений имеет хорошо выраженную тенденцию к увеличению, причем происходит их ежегодный рост. За весь исследуемый период сумма безвозмездных поступлений увеличилась на 32,67%.

Из рисунка 2.2 четко прослеживается тенденция уменьшения налоговых доходов местного бюджета.

Так, доля налоговых доходов в бюджете г. Красноярска уменьшилась с 37,46% в 2016 году до 35,17% в 2018 году.

Как показал, проведенный анализ бюджета г. Красноярска основными  источниками формирования местного бюджета являются неналоговые платежи и безвозмездные поступления.

Однако, увеличение объемов дотаций снижает уровень финансовой самостоятельности бюджета г. Красноярска.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы налогового механизма:

?   незначительная фискальная значимость местных налогов и сборов в формировании местного бюджета;

?   недостаточный перечень местных налогов и сборов;

?   отсутствие у органов местного самоуправления прав введения на своей территории собственных налогов и сборов;

?   наличие местных налогов и сборов, расходы на администрирование  которых превышают поступления от них;

?   отсутствие самообложения.

Таким образом, с одной стороны, действующий налоговый механизм, направлен на сглаживание территориальной дифференциации социально-экономического развития муниципалитетов, а с другой - увеличение объемов дотаций снижает уровень финансовой самостоятельности бюджета г. Красноярска. При этом наличие финансовой поддержки снижает заинтересованность в поиске новых видов доходов.

 

2.2.Оценка функционирования налогового механизма

 

Эффективность налогового механизма зависит от состояния экономики России в  целом, при этом мировой финансовый кризис и санкции, направленные на ослабление финансового состояния России оказывают также влияние на работу налогового механизма.

Для анализа работы налогового механизма рассмотрим налоговые поступления в федеральный бюджет [17], так как именно с их помощью можно выявить их особенности в таблице 2.2 и наглядно на рисунке 2.3.

 

Рисунок 2.3 - Динамика налоговых поступлений в бюджет России за 2015-2017гг.

 

Как следует из рисунка 2.3, в течение 2015-2018гг. наблюдается стабильное увеличение налоговых поступлений. Выявленная тенденция налоговых поступлений указывает на то, что, влияние различных отрицательных факторов на экономику России, не оказало большого влияния на действие налогового механизма, который продолжает укрепляться, так как основополагающим фактором эффективности управления налоговым механизмом является достижение поставленных целей. 

 

Таблица 2.3 – Динамика налоговых поступлений в бюджет России за 2016-2018гг.

Показатель

2016г.

2017г.

2018г.

Измен. млрд руб.

Темп роста, %

млрд руб.

%

млрд руб.

%

млрд руб.

%

Налоговые  доходы, в т.ч.

6929,1

100

7058,6

100

7731

100

801,9

111,57

налог на прибыль организации

491

7,09

510,2

7,228

808,2

10,45

317,2

164,60

налог на добавленную стоимость

2657

38,35

2668,6

37,81

2965

38,35

307,6

111,58

налог на добычу полезных ископаемых

2863

41,32

2944,1

41,71

2994

38,73

130,8

104,57

акцизы

632,2

9,12

631

8,939

643

8,32

10,8

101,71

Прочие налоги и сборы

285,4

4,12

414,6

5,874

484,6

6,27

199,2

169,80

 

Как следует из данных таблицы 2.3, в 2018г. поступило налоговых платежей в федеральный бюджет РФ 7731 млрд руб., что на 11,57% больше налоговых поступлений в 2017 году и на 9,53% больше налоговых поступлений в 2016 году.

В 2018 году также, как и 2016 году и 2017 году первое место по сумме и объему поступлений принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых. При этом доля налога на добычу полезных ископаемых в 2017 году уменьшилась с 41,32% в 2016 году до 38,73%.  

То, что в 2018 году сумма налога на добычу полезных ископаемых значительно уменьшилась, говорит о том, что, если раньше зависимость экономики от нефтедобычи была очень сильная, то в 20167 году наметилась тенденция к ее снижению.

Таким образом, можно сказать, что наибольший вклад в консолидированный бюджет РФ вносят предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые, что связано с большой ролью  добычи и переработки нефти и природного  газа в экономике России.

На увеличение налога на прибыль на 64,6% в 2018 году по сравнению с 2016 годом  воздействовали такие факторы, как наращивание экспортной выручки, или за счёт положительных курсовых разниц.

Далее рассмотрим налоговые поступления в бюджет косвенных налогов в таблице 2.4 и рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 - Динамика поступления

косвенных налогов в бюджет России за 2015-2017гг.  

 

Так поступление налога на добавленную стоимость в 2018 году составили 2965 млрд руб. и по сравнению с 2016 годом увеличились на 307,6 млрд руб. или на 11,58%.

Увеличение налога можно объяснить увеличением объемов реализации товаров, работ, услуг. При этом доля налога на добавленную стоимость практически не изменилась.

Сумма поступивших акцизов  в 2018 году составила  643 млрд руб.,  что больше, чем в 2016 году на 1,71%.

При этом доля акцизов в 2018 году по сравнению с 2016 годом уменьшилась с 9,12% до 8,32%.

Увеличение суммы собираемых акцизов видимо произошло в основном из-за роста акцизов на алкоголь, табачную продукцию, нефтепродукты.

Надо отметить, что акцизы являются самыми собираемыми налогами в России, что  объясняется спецификой объектов налогообложения.

Таким образом, проведенный анализ функционирования налогового механизма показывает, что налоговый механизм имеет прямое влияние на формирование и накопление денежных средств, а одним из значимых факторов, оказывающих на него влияние, является несовершенство действующего законодательства.

 

 

 

2.3. Совершенствование функционирования налогового механизма

 

Для устойчивого экономического развития страны необходимо эффективное государственное управление. Устойчивое экономическое развитие возможно только при определенном состоянии экономики, которое обеспечено стабильностью показателей  промышленного, производственного, социального и экономического развития.

В современных экономических и политических условиях для устойчивого экономического развития страны необходима эффективная налоговая система, направленная на реализацию функций управления, регулирования, распределения и перераспределения финансовых потоков. 

При этом главной задачей реформирования и трансформации налогового механизма в настоящее время является создание эффективной и стабильной налоговой системы, которая обеспечит бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Поэтому в мероприятиях совершенствования налогового механизма необходимо учитывать постоянное изменения требований современной экономики, первостепенные задачи экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования.

Нестабильность экономической и политической ситуации в стране и мире является индикатором уязвимости и ограниченности суверенитета России. Чтобы сгладить последствия надо сформировать такой налоговый механизм, который будет:

?   во-первых, удовлетворять интересы  общества;

?   во-вторых, уменьшит негативное влияние ресурсозависимости на экономику страны;

?   в-третьих, улучшит социально-экономические показатели страны.

Результат функционирования налогового механизма выражается в его способности  оказывать положительное влияние устойчивость экономического развития страны. Налоговый механизм можно признать результативным, если достигаются запланированные результаты.

В зависимости от результатов функционирования налогового механизма государство вносит существенные или незначительные корректировки в экономическую политику,  принципы построения и модернизации налоговой системы.

Надо отметить, что на местном уровне налоговый механизм работает плохо. За рубежом степень автономии местных органов власти над доходами оценивается по двум критериям: свобода определения налоговой базы и установление налоговой ставки. ОЭСР разработала следующую классификацию собственных и общих доходов: в соответствии со степенью автономии местного дохода:

?   местное самоуправление контролирует как налоговую ставку, так и налоговую базу;

?   местное правительство устанавливает ставку налога;

?   местное самоуправление устанавливает налоговую базу;

?   договоренности о разделе налогов;

?   местное самоуправление определяет распределение доходов [2 с. 20].

Предлагается позволить местному самоуправлению влиять на налоговую базу, ставку налога или собираемые доходы, так как обладая такой способностью, местное самоуправление может адаптировать масштабы выполнения своих обязательств перед гражданами в пределах муниципального образования к своим финансовым условиям.

Результативность функционирования налогового механизма в большой мере зависит и от детерминантов, которые государство заложило в его основу. При этом не менее важны является степень их соотношения с принципами налоговой системы:

?   отношение количества и уровня прямых и косвенных налогов;

?   применение прогрессивных или пропорциональных ставок налогообложения; 

?   применение различных налоговых  вычетов  и  скидок, а также  их целевое  использование;

?   различные методы и методики формирования налоговой базы [5].

С точки зрения развития экономики ключевую позицию в системе индикаторов, результирующих функционирование налогового механизма, занимает показатель налоговой нагрузки, который находится в пределах 35%. Так как этот показатель практически не меняется в течении нескольких лет, то это говорит об эффективности проводимой налоговой политики и реализации.

 Одним из важных инструментов налогового механизма являются налоговые льготы.

Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ налоговыми  льготами  являются  предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, включая возможность не платить налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В настоящее время российская налоговая система насчитывает до 200 различных льгот. Такое количество льгот естественно затрудняет механизм их администрирования и снижает эффективность их  применения.

Поэтому необходимо провести анализ их применения и эффективности. Необходимо количество налоговых льгот оптимизировать, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

При этом необходимо разработать систему их мониторинга, оценку эффективности, чтобы можно было принять объективное решения об продлении или отмене.

Перспективным является также повышение ставки налогообложения некоторых полезных ископаемых. Однако, здесь необходимо привязать возможность применения повышенной ставки в зависимости от рентабельности месторождения. Это надо делать для того, чтобы повышенная ставка применялась только к высокорентабельным предприятиям,  и не использовалась для предприятий, которые разрабатывают низкорентабельные месторождения.

Таким образом, налоговый  механизм  является  ключевым и центральным  звеном планирования и контроля над исполнением бюджета  как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на государственном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В работе проведено исследование функционирования налогового механизма. При этом все задачи решены и цель работы достигнута.

 

Формулировка задачи курсовой работы

Как она решена

1.Изучить понятие налогового механизма

На основании анализа различных определений налогового механизма, в общем виде его можно определить как совокупность проводимых финансово-правовых мероприятий для обеспечения деятельности государства в целях его развития и  росту народного благосостояния

2. Рассмотреть взаимодействие структурных элементов налогового механизма

Налоговый механизм можно представить в виде четырех подсистем: налоговое планирование, налоговое регулирование, налоговый контроль и налоговый анализ

 

3.Исследовать влияние структуры налогов на налоговый механизм

Проведенный анализ бюджета г. Красноярска показал, что основными  источниками его формирования являются неналоговые платежи и безвозмездные поступления. На основании проведенного анализа были  выделить следующие проблемы налогового механизма на местном уровне:

?   незначительная фискальная значимость местных налогов и сборов;

?   недостаточный перечень местных налогов и сборов;

?   отсутствие у органов местного самоуправления прав введения собственных налогов и сборов;

?   наличие местных налогов и сборов, расходы на администрирование  которых превышают поступления от них;

?   отсутствие самообложения.

4.Оценить функционирование налогового механизма

Проведенный анализ функционирования налогового механизма показал, что налоговый механизм имеет прямое влияние на формирование и накопление денежных средств, а одним из значимых факторов, оказывающих на него влияние, является несовершенство действующего законодательства.

5.Предложить пути совершенствования функционирования налогового механизма

Предлагается позволить местному самоуправлению влиять на налоговую базу, ставку налога или собираемые доходы.

Провести анализ применения льгот и эффективность результата. Оптимизировать количество налоговых льгот, как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом разработать систему их мониторинга, оценку эффективности, чтобы можно было принять объективное решения об продлении или отмене.

Повысить ставки налогообложения некоторых полезных ископаемых, привязав их применение в зависимости от рентабельности месторождения, чтобы повышенная ставка применялась только к высокорентабельным предприятиям,  и не использовалась для предприятий, которые разрабатывают низкорентабельные месторождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.   Агабекян, О.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие/ О.В. Агабекян, К.С.Макарова. – М. ИД АТИСО, 2009, 172с.

2.   Алексеева, Н.В. Сравнение финансовой системы и бюджетного процесса России и зарубежных стран [Текст] / Н.В. Алексеева, Е.В.  Астахова // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. №3. С. 17-21.

3.   Варакса, Н. Г. Теория и методология формирования налогового механизма реализации налоговой политики на макро- и микроуровне в сельском хозяйстве: автореф. дис. докт. эк. наук. – Орел. – 2011,  48с.

4.   Волковец,  Т. В. Структура  налогового  механизма. [Текст] /Т.В. Волковец //Модели,  системы,  сети  в экономике, технике, природе и обществе. – 2014. – № 1 (9). – C. 21–24.

5.   Дементьева, Н.М Налоговая политика государства [Текст] / Н.М. Дементьева [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nsuem.ru/ science/ publications/science_notes/issue.php?ELEMENT_ID=1689

6.   Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие / Е.Ю. Жидкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2011. – 480 с.

7.   Иванов, Н.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф.  Иванов – Томск: Издательство ТГТУ,2015.-280c.

8.   Кересова, М. К. О сущности налогового механизма [Текст] / М.К. Кересова //  Проблемы современной науки и образования. – 2016. - №2. –с. 38-40.

9.   Кондраков, Н.П. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие/ Кондраков Н.П. - М.: Инфра-М, 2013. – 613 с.

10.   Красноперова, О. А. Налоговый механизм как комплексный институтналогового права [Текст] /О. А. Красноперова. // Финансовое право. -2012. - № 5. - с. 22 - 26. 

11.   Кузьменко, И. П.Совершенствование элементов налогового механизма как средства обеспечения устойчивого экономического развития [Текст] / И. П. Кузьменко, А. А. Рубежной, С. А. Грищенко // Вестник АПК Ставрополья. – 2016. - № 3. – с. 75-80.

12.   Лыу Ань Минь. Налоговый механизм как средство обеспечения устойчивости экономического развития: дис. канд. эк. наук/ Лыу Ань Минь;[Место защиты: Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс - ФГБОУ ВПО].- Орел, 2015.- 165 с..

13.   Майбуров,  И.А. Теория и история налогообложения [Текст]: учебное пособие /  И.А. Майбуров, Н.В. Стамбул, М.Е. Косов. – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 422 с.

14.   Налоги и  налогообложение [Текст]: учебное пособие  / М. С. Власова, О.  В. Суханов; под ред. М.  С. Власовой. — М. : КНОРУС, 2016. — 222 с.

15.   Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / Д. Г. Черник [и др.]; под редакцией Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 408 с.

16.   Открытый бюджет города Красноярска [Электронный ресурс] Режим доступа: #"10">

 
Продолжение приложения 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

2180577,63

1556607,66

0,71

1918347,96

1411729,96

0,74

1438063,46

1063253,08

0,74

Платежи при пользовании природными ресурсами

84156,24

85514,16

1,02

77507,76

47954,83

0,62

56778,70

42665,88

0,75

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

26537,35

48526,29

1,83

81648,42

76676,82

0,94

87367,88

87834,25

1,01

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

1666377,83

1315938,11

0,79

1254575,04

937571,25

0,75

1347700,42

929355,86

0,69

Административные платежи и сборы

53,83

273,66

5,08

362,57

118,75

0,33

184,79

75,75

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

237051,20

266737,25

1,13

254603,90

263304,39

1,03

266726,67

257861,59

0,97

Прочие неналоговые доходы

169020,41

188102,47

1,11

36428,85

32826,59

0,90

5160,28

5664,10

1,10

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

12731803,69

12294630,95

0,97

15133220,84

14644196,23

0,97

20928118,50

20081943,20

0,96

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

12724264,79

12448340,56

0,98

15125704,49

14637530,16

0,97

20940469,14

20091193,24

0,96

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ НЕГОС. ОРГАНИЗАЦИЙ

 

 

 

 

 

 

1155,40

1155,40

1,00

Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

89608,20

89608,20

1,00

98530,40

98530,40

1,00

78824,30

78824,30

1,00

Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

10367159,18

10121650,07

0,98

10328089,83

10203478,07

0,99

10639949,74

10505398,92

0,99

Иные межбюджетные трансферты

97,57

32,20

0,33

4699084,26

4335521,69

0,92

2600000,00

2559791,90

0,99

Продолжение приложения 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

2267399,84

2237050,09

0,99

 

 

 

7621695,10

6947178,12

0,91

Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет

-13931,09

-179196,13

-

-77951,21

-86881,96

-

-17608,74

-18411,40

-

Прочие безвозмездные поступления

21469,99

21474,53

1,00

21274,53

19349,22

0,91

522,13

522,13

1,00

Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата организациями остатков субсидий прошлых лет

0,00

4011,99

-

64193,03

74198,81

1,16

3580,57

7483,83

2,09

ИТОГО ДОХОДОВ

27333852,61

26121962,28

0,96

29907669,97

28438758,68

0,95

35914006,35

34657124,50

0,97

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожие работы на - Налоговый механизм

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!