Правовое регулирование в информационной сфере

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Конституционное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2019-09-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование в информационной сфере

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

 

Ключевые слова: информационная сфера,информация, документ, персональные данные, документооборот,киберпространство, Интернет, СМИ

 

Аннотация:Признаки и условия информационного века начали формироваться еще в начале 1950-х гг. Если в начале XX столетия объем знаний удваивался каждые 50 лет, то начиная с 1990 г. данный показатель удваивается всего лишь за один год.

Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу встал вопрос о мерах правового регулирования вновь появляющихся отношений. Каждое государство выбрало свой путь развития в данном направлении. В настоящее время правовое регулирование информационной сферы является настолько сложным и запутанным, что ни в одной стране мира нет гармоничного законодательства, которое могло бы полностью разрешить все соответствующие проблемы в данной сфере.

Информационные ресурсы играют важную роль в жизни современного государства. Благодаря им фактически обеспечивается вся содержательная сторона государственного управления. Одной из приоритетных задач любого государства является правовое регулирование в информационной сфере. В России данный процесс начался сравнительно недавно, однако в настоящее время он уже идет полным ходом. Тем не менее, на сегодняшний день по-прежнему существует необходимость в дополнительной проработке многих вопросов, связанных со сферой информационных отношений. Помимо этого, также необходимо уточнить и комплекс правовых норм, которые регулируют эти отношения.

В настоящей статье раскрывается определение таких понятийкак «информация» и «информационная сфера», которые содержатся в российском законодательстве. Также анализируются особенности правового регулирования в сфере оборота персональных данных, документирования, Интернета, деятельности средств массовой информации.

 

До начала 1990-х гг. понятие «информация» не применялось в отечественном законодательстве, поэтому современное российское законодательство и юридическая наука повторно адаптировали это понятие лишь сравнительно недавно - не более двадцати лет назад.

Наиболее значимое применение понятия «информация» связано с Конституций РФ 1993 года, где это понятие используется пять раз. В Конституцииимеется статья 29, которая закрепляет право граждан на информацию. В данной статье говорится о том, что каждый имеет праволюбым законным способом свободно искать,получать, передавать, производить и распространять информацию[1].

В 1995 году понятие «информация» было сформулировано в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу в 2006 году). В ст. 2 данного нормативно-правового акта под информацией понимались любые сведения о лицах, предметах, процессах, событиях и фактах в независимости от формы их представления [5].

В настоящее время легальное определение понятия «информация» содержится в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» -  это сведения (сообщения, данные) вне зависимости от формы их представления [3].Следует отметить, что в указанном законе понятие «информация» используется 183 раза[12, с. 18].

Понятие «информация» множество раз употребляется и в российских кодексах. По подсчетам Ю. В. Волкова, оносвыше 800 разиспользуется в 18-ти действующих российских законах, а если учитывать его синонимы и различный контекст - то свыше 4500 раз. Так, понятие «информация» встречается: в Кодексе РФ об административных правонарушениях (215 раз), Налоговом кодексе (154 раза),Гражданском кодексе РФ (87 раз), Воздушном Кодексе (64 раза), Уголовном кодексе (38 раз), Земельном кодексе (15 раз)[12, с. 20].

Представленные данные свидетельствуют о том, что понятие «информация» очень часто используется практически во всех отраслях российского законодательства иуже давно перешло из разряда специальных понятий (математических, философских, технических и др.) в разряд понятий юридических. Таким образом, можно сделать вывод о том, что область применения понятия «информация» не ограничивается лишь специальным информационным законодательством. В настоящее время оно стало универсальным для всего законодательства и применяется практически во всех отраслевых законодательных актах.Более того, можно уверенно утверждать о том, что ни одно другое понятие (включая и чисто юридические) не встречается столь часто и втаком количестве различных документов.

Обратной стороной широкого распространения понятия «информация» является тот факт, что в российской юридической науке оно в основном ассоциируется с документом. Соответственно, право на информацию также ассоциируется с правом ознакомления с документом [16, с. 62].

От понятия «информация» переходим к анализу понятия «информационная сфера».

В настоящее время понятие «информационная сфера» широко используется в различных программных актах. В разделе I Доктрины информационнойбезопасности России от 2016 г. содержится легальное определение этого понятия - «совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сетей связи, информационных технологий, субъектов, чья деятельность непосредственно связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием указанных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений»[2].

Информационная сфера состоит из множества различных компонентов: 1) субъектов информационного взаимодействия; 2) общественных отношений, в которые вступают субъекты информационного взаимодействия; 3) информационной инфраструктуры, без которой данные отношения не могут полноценно развиваться; 4) информационных технологий; 5) самой информации, в отношении которой возникают общественные связи субъектов информационного взаимодействия[18, с. 65].

Информационная сфера представляет собой системообразующий фактор жизни современного общества. Она оказывает активное влияние на состояние политической и экономическойсферы, а также оборонной и других составляющих безопасность России сфер.

Можно выделить несколько различных секторов информационной индустрии, где в ближайшем будущем необходимо будет регламентировать деятельность субъектов информационного взаимодействия.Это: 1) информационные службы (банки данных, агентства печати, библиотеки); 2) производство носителей информации (фильмов, газет и книг, видео- и звукозаписей); 3) информационные технологии (терминалы, электронно-вычислительные машины); 4) интеграционные технологии (устройства сопряжения и преобразователи); 5) средства связи (радио, телевидение, телефон); 6) каналы связи (спутниковая связь, телеграф, почта); 5) каналы массовой коммуникации (системы доступа к базам и банкам данных, телевизионные и радио сети)[13, с. 162].

С юридической точки зрения, информационную сферу можно разделить на две категории: естественную (устная речь, мимика и жесты) и искусственную (письменность, знаки и символы).

В качестве объекта правового регулирования информационная сфера первоначально состояла из пяти предметных областей: 1) области создания и распространения исходной и производной информации; 2) формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг; 3) реализации права на поиск, получение, передачу и потребление информации; 4) создания и применения информационных систем, информационных технологий, а также средств их обеспечения; 5) создания и применения механизмов и средств информационной безопасности[17, с. 89].

Однако число областей, которые входят в информационную сферу общества увеличивается ежегодно. В настоящее время их насчитывается уже как минимум десять. Это: 1) область международного информационного обмена; 2)реализации основных информационных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в информационной сфере; 3) организации и деятельности средств массовой информации; 4) связи и массовых коммуникаций (сюда же относятся и проблемы, связанные с Интернетом); 5) обеспечения информационной безопасности России; 6) электронного документооборота; 7) электронной торговли и ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий; 8) формирования и обработки персональных данных; 9) библиотечного дела, архивного дела; 10) рассмотрения конфликтов и информационных споров[17, с. 89].

Рассмотрим особенности законодательного регулирования в сфере персональных данных.

Законодательство России в сфере персональных данных состоит из предусмотренных Конституцией РФ норм-принципов (ст. 23, 29, 33), заключаемых Россией международных договоров, а также специальных законов.

В 2006 году был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». На сегодняшний день - это главный закон, который регламентирует все отношения в области оборота персональных данных. Его основным предназначением является обеспечение защиты прав и свобод человека в процессе обработке персональных данных. Кроме того, данный закон также призван защищать частную информацию от каких-либо незаконных посягательств со стороны третьих лиц.

Одной из особенностей данного закона является то, что в его статье 2 затрагиваются вопросы обеспечения права на неприкосновенность частной жизни, а также семейной, личной и другой, охраняемой законом тайны.

Необходимо отметить одну важную отличительную особенность законодательного регулирования в сфере персональных данных. Она заключается в том, что в случае возникновения каких-либо противоречий будут применяться нормы международного договорного права, поскольку именно они обладают приоритетом над правилами, которые предусмотрены Федеральным законом «О персональных данных»[9, с. 23].

В Федеральном законе «О персональных данных» раскрывается определение понятия «персональные данные» - «любая информация, которая относится к определенному (либо определяемому) физическому лицу, т.е. субъекту персональных данных». Персональными данными в частности, являются: имя, фамилия и отчество субъекта персональных данных, дата, месяц, год и место его рождения, образование, профессия, адрес, имущественное, семейное и социальное положение, доходы, а также иная информация[4].

Обработка персональных данных состоит из различных действий либо операций с ними.При обработке персональных данных создается информационная система персональных данных (к примеру, в границах отдельно взятой организации). Подобная система как правило обрабатывает информацию при помощи средств автоматизации. Автоматическая обработка состоит из совокупности различных операций: накопления данных, проведения арифметических или логических операций с подобными данными, а также их распространения, восстановления, изменения и стирания[20, с. 143].

При обработке персональных данных необходимо соблюдать ряд определенных условий, а также предусмотренный законом порядок доступа к таким сведениям. Например, согласно закону«О персональных данных», следует обеспечить конфиденциальность персональных данных, но в некоторых случаях этого можно и не делать (к примеру, в отношении общедоступных персональных данных, а также при обезличивании персональных данных).

Персональные данные должны храниться в надлежащей форме. Такая форма должна предоставлять возможность идентифицировать субъекта персональных данных, в предусмотренный целями обработки срок.После того как цели обработки персональных данных будут достигнуты либо если отпадет сама необходимость в их достижении, то персональные данные должны быть уничтожены. Ч. 4 ст. 21 Федерального закона «О персональных данных» обязывает оператора незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожитьих(в течение 3-х дней, если закон не устанавливает иные сроки), в том случае если была достигнута цель обработки[20, с. 144].

Персональные данные должны обрабатываться на законной и справедливой основе.

Теперь рассмотрим особенности правового регулирования документооборота, в том числе электронного.Организация работы с документами является основой деятельности любой организации, учреждения либо индивидуального предпринимателя, поэтому любой руководитель организации как правило заинтересован в налаживании эффективной организации работы с документами.

Определение документирования содержится в ГОСТ Р 7.0.8-2013 - «запись информации на различных носителях, в соответствии с предусмотренными правилами». В данном государственном стандарте также содержится определение таких ключевых понятий организации работы с документами как «документооборот», «реквизит документа» и «внутренний документооборот»[8].

Документооборотом является перемещение документов между их составителями и исполнителями по информационным технологическим цепочкам. Документооборот позволяет проинформировать всех заинтересованных в этом лиц, донести принятые решения до их сведения, а также произвести учет и контроль.

В свою очередь электронным документооборотом является такая система ведения документации, где в отличие от традиционного бумажного документооборота весь массив создаваемых электронных документов поддерживается при помощи информационно-коммуникационных технологий на компьютерах, которые объединены в сеть. Данная система предоставляет возможность формирования и ведения распределенной базы данных. Впрочем, изложенное не означает, что в такой системе не используются традиционные бумажные электронные документы, просто электронный документ, который создается, хранится и корректируется при помощи компьютера, обладает приоритетом над бумажным документом.

В условиях ноосферного информационного общества и ноосферной цивилизации формируются факторы, затрагивающие область обращения различной цифровой информации. В XXI в. процесс документирования обладает следующими тенденциями.

1. Поскольку информационные потоки уплотняются, то изменяются и сами носители информации, а также структура и состав ресурсов документальной информации.

3. Новые экономические отношения содействуют росту международного влияния на область оборота документированной информации.

4. Происходят процессы стандартизации и унификации документации.

5. Большинство информационных отношений носят преимущественно международный характер[14, с. 176].

Основы регулирования отношений в сфере электронного документооборота были установлены в Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»[6].Подчеркнем, что, один этот закон не способен решить все правовые проблемы, которые существуют в сфере электронного документооборота. В частности, по-прежнему не решены задачи, связанные с информационным обеспечением государственного управления. Поэтому нередки ситуации, когда какое-либо ведомство либо министерство не имеет ровным счетом никакой информации о том, что делает в области документооборота другое государственное учреждение, причем даже если оно расположено на соседней с ним улице. Необходимо также отметить, что в последние годы в сфере электронного документооборота были реализованы несколько довольно интересных инициатив, например, интернет-голосования, которые проводятся при формировании Общественной палаты и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека[15, с. 141].

Одним из наиболее сложных и дискуссионных является вопрос о правовой природе отношений, которые появляются, изменяются и прекращаются в сфере использования глобальной сети Интернет.

Интернет уже давно и прочно проник в повседневную жизнь людей; в настоящее время он оказывает значительное влияние как на социальную, так и на экономическую жизнь общества.

При использовании глобальных компьютерных сетей возникают особого рода общественные отношения - информационные отношения, которые направлены на организацию движения информации в обществе. Своим появлением они обязаны информационной природе коммуникаций самого информационного общества. Такие отношения следует называть интернет-отношениями либо информационно-кибернетическими отношениями. Участвовать в них можно лишь при помощи ЭВМ, которая обязательно должна быть подключена к компьютерной сети.

Исследованием правоотношений в информационной сфере занимался профессор И. Л. Бачило. В данной сфере он выделяет «виртуальные связи в Интернете», а также т.н. виртуальные отношения, которые существенно отличаются от обычных отношений двумя обстоятельствами. Во-первых, они совершаются между виртуальными субъектами, а во-вторых, они формируются и реализуются на основе информационных технологий, без использования традиционных документированных ресурсов[10, с. 14].

В Интернете осуществляют реальную деятельность реальные физические и юридические лица, которые располагаются в различных местах. Их поведение регламентировано специальными нормами, которые одинаково применяются ко всем без исключения участникам, в том числе и к иностранным лицам. Очевидно, что Интернет не может существовать без правового регулирования, однако это вовсе не означает, что он ставит под сомнение основные постулаты российского права, которые были выработаны теорией и подтверждены практикой. Необходимо отметить, что в основе правового регулирования сети Интернет лежат общие принципы построения информационного общества, при этом сеть Интернет преимущественно регулируются нормами международного и договорного права.

В зарубежных странах (прежде всего в странах Западной Европы и США) уже давно проводится анализ различных правовых аспектов среды Интернета. В частности,в США, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии было опубликовано множество различных отчетов и рапортов, которые касаются проблем законодательного регулирования электронных сетей и Интернета.  Заказчиками таких отчетов нередко выступают правительства, которые хотят исследовать динамику развития и функционирования сети Интернет, которая является новым и ранее неизвестным способом коммуникации.

В настоящее время ученые и специалисты предлагают три противоположных подхода, направленных на регулирование информационных отношений в глобальной сети Интернет.

Находящиеся в меньшинстве приверженцы первого подхода считают, что необходимо отказаться от любого стороннего вмешательства в сеть Интернет. По их мнению, киберпространство является новой территорией, которая существенно отличается (прежде всего качественно) от физического пространства. Поэтому здесь не будут эффективны ни судьи «реального мира», ни какие-либо нормативные регуляторы. Очевидно, что подобный подход уже давно устарел. Пользователи Интернета являются не виртуальными, а вполне реальными лицами. У организаций и предприятий, которые ведут активную деятельность в сети Интернет имеется юридический адрес, банковские счета и вся необходимая для этого инфраструктура [11, с. 59].

Сторонники второго подхода считают, что государства, равно как и их институты и учреждения являются слишком медлительными и неповоротливыми, они ничего не делают ни для коммерческого ни для технического развития Интернета и обладают правомочиями лишь в пределах своих границ[11, с. 59].

Наконец сторонники третьего подхода считают, что успешно регулировать информационную среду могут лишь действующие демократические учреждения и существующие законодательные процессы и только они обладают легитимным правом по обсуждению и решению вопросов, которые стоят перед теорией и практикой Интернета. В подтверждение своей позиции они указывают, что органы правосудия могут рассматривать индивидуальные споры, которые вытекают из деятельности субъектов в киберпространствеи тем самым постепенно накапливать судебную практику в данной сфере[11, с. 60].

Поскольку в большинстве стран специальное законодательство, регулирующее Интернет отсутствует, то при возникновении каких-либо споров суды некоторых зарубежных стран применяют по аналогии законодательство о средствах массовой информации. При этом отметим, что в настоящее время суды (как зарубежные, так и российские) уже достаточно хорошо понимают специфические особенности Интернета.К примеру, позиция российских судов сводится к тому, что Интернет не является средством массовой информации. По их мнению, услуги сети Интернет относятся к услугам связи и, следовательно, к ним следует применять нормы Федерального закона «О связи». Также отметим, что информацию в Интернете распространяют в том числе ирядовые граждане, а не только лица, которые обладают профессиональными познаниями в данной сфере (например, журналист, главный редактор, информационное агентство и т.д.)[11, с. 59].

С 2012 году в России начался процесс государственного регулирования Интернета. Тогда же был принят первый закон, предусматривающий внесудебную блокировку интернет-сайтов. За последние 7 лет в нашей стране было принято множество различных нормативных актов, затрагивающих сферу Интернет. Однако, как считают многие специалисты, в России законодательное регулирование Интернета осуществляется преимущественно в репрессивном и регрессивном направлениях [19, с. 118].

Большинство ученых считают, что Интернет не является юридическим лицом, так как у него отсутствуют признаки, которые присущи данной правовой категории. Таким образом, поскольку Интернет не имеет, да и просто не может иметь конкретного собственника, то он не обладает имущественной обособленностью, одним из основных признаков юридического лица.

Сегодня нет никаких сомнений в том, что Интернет не может существовать без правового регулирования. В данной области существует множество споров и дискуссий относительно источников права, действия права в пространстве и по кругу лиц, профессиональной этики и правосознания, оценки поведения субъектов права, разработки общих и устойчивых понятий и категорий, культурных, экономических, политических и других проблем. Большинство из указанных вопросов пока еще не нашло своего ответа, при этом иногда их разработка в отношении Интернета наталкивается на целый ряд серьезных трудностей.

Можно предположить, что в будущем Интернет будет выступать как объект обычного (а не специального) правового регулирования.В этой связи считаем, что являются несостоятельными призывы некоторых специалистов ввести в отношении Интернета специальный правовой режим, аналогичный тому, который применяется для регулирования космического пространства, Антарктики или Мирового океана.

Одним из наиболее важных институтов развитой демократии и гражданского общества являются независимые средства массовой информации (СМИ).

Массовая информация может распространяться в самых различных формах (например, периодическое печатное издание, сетевое издание, радиопрограмма, радиоканал, телеканал, специализированное СМИ и т.д.).

Деятельность российских СМИ осуществляется в соответствии с определенными принципами: 1) принципом информационной открытости и свободы массовой информации; 2) принципом недопустимости прямой либо косвенной цензуры; 3) принципом недопустимости злоупотребления свободой массовой информации.

Организация работы российского СМИ состоит из трех последовательных этапов: 1) учреждения; 2) регистрации; 3) распространения информации.

В соответствии со ст. Федерального закона «О средствах массовой информации» учредитель не имеет права каким-либо образом вмешиваться в работу СМИ, кроме отдельных случаев, которые установлены в законодательстве либо в уставе редакции СМИ.

СМИ может прекратить либо приостановить свою деятельность лишь по решению суда, либо его учредителя.

В том случае если будет установлено, что редакция СМИ в течение 12-ти месяцев неоднократно нарушала требования, предусмотренные ст. 4 Федерального закона «О средствах массовой информации» и регистрирующий орган, делал учредителю либо главному редактору СМИ соответствующие письменные предупреждения по этому поводу, то для суда это будет является достаточным основанием для того, чтобы прекратить деятельность СМИ[7].

СМИ может осуществлять свою деятельность в полном объеме лишь после того, как оно пройдет процедуру регистрации. На сегодняшний день в России существует уведомительная модель регистрации СМИ, в то время как в период существования Советского Союза действовала разрешительная система.

Особой средой является Интернет, где осуществляют свою деятельность множество различных сетевых изданий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2016, № 50, ст. 7074.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ(ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.

4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ(ред. от 31.12.2017) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451.

5. Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ(ред. от 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства РФ, 20.02.1995, № 8, ст. 609.

6. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ(ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» // Собрание законодательства РФ, 11.04.2011, № 15, ст. 2036.

7. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1(ред. от 18.04.2018) «О средствах массовой информации» // Российская газета, № 32, 08.02.1992.

8. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения // Справочная информационная система «Консультант Плюс».

9. Андреев В.В., Киркина Н.В. Правовое регулирование информационной сферы // Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - № 8. - С. 21-25.

10. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2015. - 670 с.

12. Волков Ю. В. Информационное право. Информация как правовая категория. - 2-е изд., стер. - М.: Юрайт, 2019. - 112 с.

13. Городов О. Информационное право. - М.: Проспект. - 2017. - 310 с.

14. Копылов В. Информационное право. - М.: Юрайт. - 2018. - 480 с.

15. Кузнецов П.У. Информационные технологии в юридической деятельности. - М.: Юрайт. - 2018. - 340 с.

16. Кусова Е.А. Нормативно-правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере // Правовое государство: теория и практика. - 2015. - № 6. - (16). - С. 60-65.

17. Ловцов Д.А. Информационное право. - М.: Российская академия правосудия. - 2016. - 680 с.

18. Лопатин В.Н. Понятие и структура информационной сферы // Актуальные проблемы права: теория и практика. - 2017. - №26. - С. 64-69.

19. Просвирин Ю.Г. Правовое регулирование информационной сферы // Международно-правовые чтения. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2017, Вып. 2. - С. 114-123.

20. Рассолов И. М. Информационное право. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 350 с.

Похожие работы на - Правовое регулирование в информационной сфере

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!