Понятие и способы обеспечения законности в работе судебных приставов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Делопроизводство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2019-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и способы обеспечения законности в работе судебных приставов

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Законность в работе судебных приставов. 5

1.1 Понятие обеспечения законности в работе судебных приставов. 5

1.2 Способы обеспечения законности. 7

Глава 2. Осуществление прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов  12

2.1 Правовое регулирование прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов. 12

2. 2 Проблемы прокурорского надзора за судебными приставами и пути их решения  21

Заключение. 30

Список использованных источников и литературы.. 32

 

 

 

Введение

Развитие предпринимательской деятельности, изменения определенных форм ее владения, распоряжения, а также пользования собственностью, развитие и постепенное возникновение рыночной экономики, появление новых правовых, экономических субъектов привело к необычайно скорому росту количеств взысканий и исковых заявлений. На этом основании возникла острая необходимость возведения новой системы принудительного исполнения, вступивших судебных решений в законную силу, что говорило бы о реализации правовых норм, их предписаний, а также о некотором авторитете судебной власти. Помимо этого, появилась необходимость обеспечения определенными силами настоящего порядка в залах судебных разбирательств; установленных законом гарантий безопасности субъектов судебного заседания; осуществления множества действий, связанных с порядком и безопасностью в зданиях суда и судебных залах.

Возрастающая потребность государства и общества в действии правового регулирования и организационной системы принудительного исполнения судебных решений и актов говорит о высокой актуальности рассмотрения организационно – правовых основ деятельности службы судебных приставов.

Общественные отношения, которые складываются в ходе осуществления административно – правовых функций службы судебных приставов являются объектом данного исследования.

Нормы отечественного законодательства, которые регулируют организационно – правовые основы службы судебных приставов в РФ, их определенная практика применения, являются предметом данного исследования.

Способы и понятие обеспечения законности в работе судебных приставов РФ являются целью данного исследования.

Данная цель осуществляется и раскрывается посредством решения определенных задач, а именно:

1.  полное раскрытие понятия «обеспечения законности в работе судебных приставов»;

2.  исследование правового статуса службы судебных приставов;

3.  исследование некоторых способов обеспечения законности в работе судебных приставов;

4.  выявление проблемы в работе службы судебных приставов, выработка практической рекомендации по ее разрешению.

Структура работы состоит из введения; двух глав, которые в свою очередь разделены на два параграфа; заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

Глава 1. Законность в работе судебных приставов

1.1 Понятие обеспечения законности в работе судебных приставов

Статус судебного пристава определяет настоящее законодательство. Оно очень обширно и разнообразно в рамках определенных видов актов и в рамках рассматриваемых им вопросов. Судебный пристав по своему статусу определяется как государственный служащий [8].

Он является должностным лицом, который состоит на государственной службе. "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации[1] и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава", именно эти слова произносит судебный пристав при вступлении на данную должность.

Судебные приставы подразделяются на судебных приставов – исполнителей и судебных приставов. Первые исполняют судебные акты и другие акты определенных органов. Вторые обеспечивают установленный законом порядок деятельности судов. Требования и полномочия, которые были предусмотрены законом, распространяются на судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов [10].

В соответствии с определенным характером действий, которые судебный пристав должен осуществлять, предусмотрена профессиональная подготовка. После профессиональной подготовки судебные приставы имеют полное право на ношение и хранение специальных средств и соответственно, огнестрельного оружия. Это обеспечивается установленным порядком деятельности судов.

Правильное, своевременное и полное исполнение судебных актов, а также актов других органов является основной задачей судебных приставов. Таким судебным актам может быть предоставлено право возлагать на граждан, определенных организаций и бюджеты некоторых уровней обязанности по передаче другим организациям, гражданам или же в соответствующий бюджет денежных средств, иного имущества, совершения действий, воздержание от них, конечно же, в рамках настоящего закона.

Обеспечение законности – это значит:

1.  обеспечение своих определенных, установленных законом обязанностей;

2.  восстановление нарушенных интересов и законных прав;

3.  своевременное обнаружение не состыковок и отклонений;

4.  своевременное устранение нарушения законности;

5.  не допуск отклонений от требований законности в деятельности службы судебных приставов;

6.  принятие определенных мер, которые ведут к ликвидации причин, обусловленные нарушением закона;

7.  привлечение виновных лиц, нарушивших установленный законом порядок;

8.  восстановление законных интересов и нарушенных прав граждан и организаций.

Законность – это необходимый аспект в работе службы судебных приставов РФ. Без законности не может быть осуществлен определенный порядок. Любое государство не может существовать без юридических функций, ответственных за любые нарушения закона.

В статье 13 ФЗ «О судебных приставах»1) регламентируется законность в работе судебных приставов[5]. В данном случае, говорится об обязательствах судебного пристава. Он обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Также, он должен не разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну. Он не имеет ни какого права допускать совершение исполнительных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

Полное удовлетворение интересов взыскателя, которые основаны на исполнительном документе, являются целью исполнения. Конечно, полное удовлетворения таких интересов может быть только при определенном условии соблюдения интересов и законных прав организаций и граждан.

1.2 Способы обеспечения законности

Применение различных организационных и правовых форм, практические операции и приемы, а также методы деятельности – это способы обеспечения законности.

Регулирование обеспечения законности производится посредством нескольких инстанций:

Судебный контроль – это соответствующий правовой институт, его специальный порядок осуществления правосудия. В последние годы вместе с расширением ревизионной практики судов в отношении должностных лиц и органов относительно вопросов, связанных с затрагиванием охраняемых прав и интересов, пришло понимание необходимости обособления отдельного института.

Это процессуальная деятельность суда, в ходе которой проверяется соответствие деятельности органа, акта или же иного должностного лица.

Формы судебного контроля, как установленные нормами способы рассмотрения каких – либо вопросов, которые отнесены законодателем к сфере судебного контроля, регулируют определенные процессуальные органы, которые непосредственно присущи этим формам.

Разнообразие поставленных целей и задач, дает полное основание считать судебный контроль межотраслевым институтом. Это обусловлено многочисленностью форм.

Режим законности в функционировании исполнительных органов государственной власти и сфере организации, муниципальных и государственных служащих, а также должностных лиц, обеспечивается правосудием или же судебным контролем, которые в свою очередь, осуществляются судами.

В нормоконтроле заключается основное содержание судебного контроля в сфере публичного управления. Это значит, что уполномоченные лица или же граждане Российской Федерации могут оспорить индивидуальные и нормативные правовые акты в судах. Конституционный Суд РФ, конституционные суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые суды, а также военные суды осуществляют определенную деятельность, которая способствует обеспечению законности осуществления местного самоуправления и государственного управления.

Субъектами судебного контроля являются:

1.  Конституционный Суд РФ, а также его некоторые полномочия.

2.  Суды общей юрисдикции и их осуществление функций в процессе разбирательства в судебном заседании.

Признавая некоторые акты незаконными, гражданский суд при рассмотрении исправляет их или же просто отменяет. Если происходит обнаружение нарушения законности в работе органов исполнительной власти, то выносится частное определение. Оно выносится судом. Законность действий этих органов по привлечению лица к административной ответственности проверяет суд. Административная ответственность относиться к делам об административных правонарушениях. Это может быть мелкое хищение или же небольшое хулиганство. Если есть такая необходимость, то суд предоставляет свою оценку таким действиям такого органа и устраняет допущенные ошибки.

3.  Арбитражные суды[2].

При разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, арбитражные суды осуществляют судебную власть.Признание частично или же полностью акт недействительным, который не имеет нормативного характера – это специфика обеспечения арбитражного суда законности в сфере исполнительной власти.

Деятельность государственных федеральных органов прокуратуры – это прокурорский надзор. Эта деятельность осуществляется от имени Российской Федерации. Состоит она из проверки исполнения законов, которые действуют на данный момент на территории Российской Федерации.

Характеристика прокурорского надзора говорит о том, что нужно брать во внимание определенные факторы. Первый фактор регламентирует то, что вид надзора распространяется на все нормативно – правовые акты, которые обладают в полной мере юридической силы. В этом факторе и есть отличие от санитарного, административного, экологического и других инстанций, относительно прокурорского надзора. Второй фактор говорит о том, что, несмотря на то, что прокурорский надзор охватывает множество нормативно – правовых актов, всеразличных законов, существуют некоторые обстоятельства, при которых органами управления некоммерческий и коммерческих организаций, их руководителями, гражданами, данный надзор не уполномочен распространять и затрагивать свою деятельность относительно высших органов исполнительной и законодательной властей. Следствием – за высшими должностными лицами государства.

Специальный вид правоохранительной деятельности захватывающий ряд органов государственного управления – это административный надзор. Государственные инспекции являются субъектами административного надзора. Также, субъектами могут быть органы федерального надзора – это надзор по радиационной безопасности, ядерной безопасности, промышленный надзор и федеральный горный надзор. Они могут применять меры административного принуждения.

Полномочия тех органов, которые осуществляют административный надзор:

1.  По нормотворчеству. Это полномочие обязывает совместно или же самостоятельно утверждать и разрабатывать технические нормы, правовые нормы и всеразличные правила.

2.  По предупреждению правонарушений. Данное полномочие обязует о беспрепятственном посещении поднадзорных объектов, требовать устранения обнаруженных правонарушений, давать разрешения на досмотр транспортных средств, производство продуктов питания, а также разрешение на строительство.

3.  По привлечению к ответственности виновных лиц. Полномочие подразумевает допуск на наложение административных взысканий, на рассмотрение и возбуждение дел об административных правонарушениях.

4.  По пресечению правонарушений.

Последний принцип разрешает выносить различные предписания о запрете эксплуатации неисправных транспортных средств, также выносить предписания о приостановлении каких – либо работ.

На основании вышеизложенного, можно выделить несколько аспектов, которые говорят о том, что административный надзор, как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению дисциплины и законности в процессе реализации исполнительной власти, обладает некоторыми признаками, а именно:

1.  Наличие юрисдикционных полномочий, очень строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками.

3.  Определенная возможность оценки деятельности поднадзорных объектов относительно некоторых вопросов и конечно, законности.

4.  Отсутствие организационной подчиненности субъектов поднадзорных объектов и самого надзора.

5.  В тех случаях, когда произошло обнаружение преступления или же возникла некая опасность или же угроза безопасности, существует возможность самостоятельно применения мер административного принуждения[11].

6.  Наличие специального объекта надзорной деятельности – определенных стандартов, установленных законом, требований, правил или же норм, которые содержатся в нормативных актах. Их исполнение юридическими и физическими лицами.

 

Глава 2. Осуществление прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов

2.1 Правовое регулирование прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов

В ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»2) внесены некоторые дополнения, где в качестве самостоятельного направления выделен надзор за исполнением законов и осуществлением деятельности судебными приставами. Делается это для повышения активности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов, которые регламентируют исполнение судебных решений.

В первую очередь, прокурор должен:

1.  В полной мере изучить различные законодательные акты, документы, которые регулируют деятельность службы судебных приставов. Он должен изучить законодательство.

2.  Соответствующие статистические данные он должен подвергнуть качественному анализу.

3.  На устранение выявленных недостатков и определенных ошибок в  деятельности службы судебных приставов, он должен обратить должное внимание.

С учетом Генерального прокурора Российской Федерации, согласно которому обязанности по надзорному исполнению относительно законности в деятельности службы судебных приставов, проводятся необходимые проверки. Обязанности по надзорному исполнению производятся следующим образом:

1.  Управлением по надзорному производству за законностью постановлений судов по гражданским делам и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации.

2.   Управлением по надзорному производству за законностью правовых актов, а также за исполнением законов и структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации.

3.  Главным следственным управлением и структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации.

4.  Управлением по осуществлению непосредственного участия прокуроров в зале судебного заседания, в котором рассматривается арбитражное дело и структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации.

При осуществлении своих функций и должностных полномочий, прокурор должен брать во внимание охране прав лиц, которые участвуют в исполнительном производстве в процессе надзорного производства относительно исполнения законов судебными приставами.

Прокурор выясняет в процессе проверки то, что:

1.  Соблюден ли установленный законом порядок обращения взыскания, на какое – либо имущество должника.

2.  Правомерно ли, с точки зрения закона, наложено какое – либо взыскание за неисполнение решения суда.

3.  Имеют ли место на самом деле нарушение в части обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства или же наложение ареста.

4.  Выполняются ли в полной мере необходимые действия судебным приставом – исполнителем, требование по розыску имущества или же должника.

5.  Соблюдаются ли все установленные законом требования об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера.

6.  Соблюдаются ли все установленные законом требования относительно наложения ареста на имущества должника и о его непосредственной реализации.

7.  Допускаются ли некоторые нарушения в части привлечения должностных лиц и виновных граждан к ответственности за их невыполнение требований, установленных законом.

8.  Какие результаты обжалований действий судебных приставов – исполнителей, рассмотрения жалоб и заявлений должностных лиц, организаций, граждан на определенные действия судебных приставов.

Отдельное внимание прокурор должен обращать на исполнительное производство, в рамках которого незамедлительное исполнение требований предусмотрено ФЗ «Об исполнительном производстве»3) или же исполнительным документом. Также, внимание следует обращать на защиту трудовых прав, это может быть взыскание заработной платы или же восстановление на работе и на очередность удовлетворения всех требований взыскателя.

В том случае, когда происходит неисполнение должником исполнительного документа о восстановлении на работе переведенного работника или же уволенного, не в соответствии с законом, судебный пристав, помимо тех мер, которые указаны в ст. 85 Закона4), обращается в суд с заявлением, которое должно быть утверждено старшим судебным приставом, о вынесении в порядке, который предусмотрен гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, разницы в заработке за все время, с того дня, когда было вынесено решение о восстановлении работника. Также определение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула, весьма подходит в данном случае.

На этой стадии работники прокуратуры не только могут воздействовать на взыскателя для принуждения к предъявлению исполнительного документа к непосредственному исполнению, но и проверяет, соблюдение трехдневного срока с того момента, когда были предъявлены исполнительные документы в службу судебных приставов.

В тех случаях, когда неисполнение решения может нанести некоторый ущерб определенным интересам групп людей, участие прокурора в таком исполнительном производстве весьма необходимо. Также, когда в некоторых действиях должника или же взыскателя прослеживаются определенные признаки преступления и при взыскании по делам, которые связаны с банкротством «финансовых пирамид».

Особую сложность представляет выявление вышеописанных нарушений. Исходя из этого, можно предположить, что необходимо очень серьезно подойти к анализу жалоб организаций и граждан, тех сведений, которые публикуются в Средствах Массовой Информации, отчетности службы судебных приставов и судебных органов. Иной информации, которая может в полной мере содержать необходимые сведения.

Когда вынесенное решение, не было ли передано для принудительного исполнения или же не было исполнено добровольно, прокурор должен выделять повышенное внимание [13].Проверку целесообразно проводить тогда, когда было утверждено решение суда по вопросам относительно исполнительного производства. Возможно и проведение проверки в случае, когда отказ от взыскания был утвержден судом.

К сожалению, орган, в котором были бы сосредоточены и совокуплены все данные, об исполнении каждого вынесенного решения отсутствует. Это затрудняет выяснение вышеизложенных обстоятельств. Данные о предъявлении решений к принудительному исполнению, находятся у службы судебных приставов, а сведения о вынесенных решениях находятся в суде. Задачей же органов прокуратуры является определенная конгломерация вышеуказанных сведений для дальнейшего выявление нарушений.

Помимо этого, прокурор еще проверяет соблюдение установленных законом сроков совершения исполнительных действий со дня поступления исполнительного документа и возбуждения исполнительных производств. Также, следует выяснить, направляются ли копии постановлений заинтересованным сторонам и устанавливается ли срок для добровольного исполнения должником, установленных законом в исполнительном документе соответствующих требований.

Следует в обязательном порядке проверить:

1.  Соблюдается ли порядок, установленный законом совершения исполнительных производств.

2.  Обосновано ли были возвращены исполнительные документы. Бывает, что возвращают исполнительные документы по мнимым основаниям.

3.  Каким образом выполняются требования по розыску должника и его имущества.

4.  Своевременно ли направляются исполнительные документы в связи с изменением места работы или же места жительства.

Отдельное внимание заслуживает правильная оценка законности действий судебного пристава – исполнителя по рассрочке исполнения судебных актов или же актов других органов по изменению порядка их изменения и способы, окончания исполнительного производства или его прекращение. Оценка по отсрочке занимает такое же важное положение, как и рассрочка.

Прокурор устанавливает:

1.  Каким образом происходит распределение и реализация взысканных денежных сумм.

2.   Каковы способы его реализации и оценки.

3.  Соблюдается ли срок обращения взыскания на имущество должника и порядок, установленный законом.

Рассмотрение жалоб граждан на нарушение их прав в ходе совершения исполнительных действий, анализ правовых мер, которые приняты территориальными органами юстиции по фактам, допущенных нарушений прав граждан, прокурором изучается работа в службах судебных приставов по вышеуказанным действиям.

Надзор за разрешением и рассмотрением судами вопросов, относительно исполнительного производства, обладает определенной спецификой.

Подразделения службы судебных приставов подразумеваются как органы принудительного исполнения. Отражение этого можно выявит в ст. 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве»5). Очень важно произвести проверку службы судебных приставов, относительно вопросов выхода за рамки, предоставленных им установленным законом законных полномочий.

Если в прокуратуру поступила жалоба на бездействие или определенные действия судебного пристава – исполнителя, прокурор имеет полно право на вызов данного должностного лица, которое фигурирует в жалобе, для дачи объяснений. Он может потребовать исполнительное производство с целью ознакомления и изучения. Также, может потребовать претензии к содержанию, которого высказаны заявителем.

О противоправном бездействии или действии судебных приставов могут быть получены сведения от:

1.  Граждан, интересы и права которых были ущемлены и нарушены.

2.  От средств массовой информации.

3.  Банковских учреждений.

4.  Руководителей предприятий, учреждений, организаций.

5.  Финансовых, судебных или же налоговых органов.

6.  Территориальных органов юстиции.

Достоверность поступивших сведений о нарушениях законности, которые были допущены, должны подвергаться исследованию в самом начале проверки.

Прокурор имеет полное право на вызов судебного пристава – исполнителя для дачи объяснений, которые касаются установления каких – либо данных, получение определенных сведений об исполнительном производстве.

Необходимо ознакомится с реестром дел, который ведется в службе судебных приставов, потребовать этот реестр, с последующим ознакомлением следующих материалов:

1.  Отчетно – статистические документы.

2.  Журнал учета исполнительных производств.

3.  Журналы регистрации исходящей и входящей корреспонденции.

4.  Книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов.

5.  Журнал регистрации заявлений и жалоб.

Прокурор выясняет:

1.  На установленном ли законом основании откладываются исполнительные действия и приостанавливаются исполнительные производства.

2.  Соблюдается ли срок совершения исполнительных действий (два месяца).

3.  Налажен ли учет в службе исполнительных документов.

4.  Принимаются ли необходимые меры относительно розыска должника и его имущества.

5.  Соблюдается срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства (три дня).

6.  Нет ли фактов уклонения судебного пристава от возбуждения исполнительных производств.

В том случае, когда прокурором были выявлены какие – либо нарушения законов в деятельности судебных приставов, он направляет акт реагирования, в котором содержатся требования отменить или же изменить правовые акты, которые противоречат закону и устранить все выявленные нарушения установленного законодательства.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве»7), органы юстиции должны осуществлять методическое и организационное руководство над деятельностью соответствующих служб судебных приставов [3]. Из этого следует то, что органы юстиции правомочны устранить допущенные ими ошибки и правонарушения. Также, можно использовать и такое средство, как предостережение о не допустимости нарушения закона.

Служебный подлог, получение взятки, злоупотребление должностным полномочием – это все носит определенный уголовный характер. Прокурор возбуждает уголовное дело, если имеет место быть один из вышеперечисленных или же иных примеров. Возбуждение дела происходит относительно деятельности судебных приставов.

Четкое и правильное формулирование требований, исходя их положений законов, которые регулируют исполнительное производство, при составлении представлений и протестов обеспечит меры прокурорского реагирования более эффективными.

Прокурор, в ходе сложившихся обстоятельств может принять решение о принесение протеста до передачи дела на рассмотрение суда. В этом случае, прокурор устанавливает сокращенный срок. Ответ, который содержит отказ в удовлетворении протеста, дает полное право прокурору возможность обжаловать незаконное постановление в суд. Прокурор имеет полное право ходатайствовать перед судом о восстановлении пропущенного срока, если ответ на протест по каким – то причинам будет задержан судебным приставом – исполнителем.

2. 2 Проблемы прокурорского надзора за судебными приставами и пути их решения

Многочисленные нарушения законодательства, интересов и законных прав участников исполнительного производства допускаются при осуществлении определенных действий судебным приставом – исполнителем происходят довольно часто.

Несоблюдение порядка наложения ареста на имущество должника, несоблюдение определенных сроков возбуждения исполнительных производств. Это самые распространённые нарушения законодательства судебным приставом – исполнителем.

Применение мер принудительного исполнения и совершение исполнительных действий должно происходить с обязательным участием понятых. Статья 59 ФЗ «Об исполнительном производстве»8), говорит об участии понятых в исполнительных действиях.

В нарушение норм ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»9) выносятся необоснованные постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства. Производится возвращение исполнительных документов без принятия решения об отказе в возбуждении исполнительного производства или же о возбуждении. Это происходит при отсутствии должных, законных оснований.

Помимо этого, в работе судебных приставов – исполнителей практикуется длительное бездействие относительно исполнения сроков исполнительных действий. Происходит грубое пренебрежение и нарушение статьи 36 ФЗ «Об исполнительном производстве»10).

Действия, которые связаны с реализацией, хранением изъятого имущества должника, подвержены значительным количеством нарушений при совершении исполнительного производства. Большое количество ошибок допускаются тогда, когда происходит оформление определенных процессуальных документов. Эти ошибки искажают достоверность указанных в документе сведений.

Из всего этого следует то, что исполнение судебных решений  и актов других органов, будет не в полной мере реализованы, с точки зрения закона.

В указании Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об орга­низации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»11) отражен порядок осуществления надзорного производства за деятель­ностью службы судебных приставов.

Данная отрасль прокурорского надзора во многом состоит из того, чтобы с помощью определенных средств и некоторых методов прокурорского реагирования обеспечить:

1.  Соотносимость объема мер принудительного исполнения и объем требований взыскателя.

2.  Своевремен­ность применения мер принудительного исполнения и совершения исполнительных действий.

3.  Законность службы деятельности судебных приставов.

4.  Уважения достоинства и чести гражданина.

5.  Неприкосновенности того имущества, которое необходимо для существования должника – гражданина, а также членов его семьи.

Сущность прокурорской проверки над соблюдением законов службы судебных приставов – исполнителей происходит посредством определенных подготовительных мероприятий, осуществление проверочных действий в службе судебных приставов субъекта Российской Федерации и ее территориальных подразделениях, обязательный анализ полученных результатов, на основании проведенной проверки и принятие решения о применении актов прокурорского реагирования.

Важным основанием для осуществления таких проверок относительно судебных приставов – исполнителей, при исполнении ими судебных решений, а также каких – либо иных актов, является п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»12).

Информация, которая поступила в органы прокуратуры в отношении факта нарушения закона, требующая принятия определенных мер прокурором и использование прокурорских полномочий. Это могут быть сообщения СМИ ил же обращение граждан.

При выявлении факта нарушения законодательства, прокурор принимает меры прокурорского реагирования, установленные настоящим законом:

1.  Вносить представления об устранении выявленных нарушений закона, которые были допущены в процессе исполнительного производства.

2.  Приносить протесты на процессуальные документы судебных приставов – исполнителей.

3.  Возбуждать административное производство в отношении судебного пристава, который допустил нарушение закона, посредством вынесения мотивированного постановления.

4.  Выносить определенные предостережения, с целью предупреждения некоторых правонарушений.

Представления об устранении всех выявленных нарушений законода­тельства об исполнительном производстве вносятся Главному судебному приставу субъекта Российской Федерации или же Главному судебному приставу Российской Федерации.

Прокурор имеет полное право на то, чтобы внести представление об устранении допущенных нарушений старшему судебному приставу, который возглавляет определенное территориальное подразделение или же службу судебных приставов субъекта Российской Федерации, в том случае, когда выявленные нарушения законодательства, допущенные в ходе исполнительного производства. Данные нарушения не должны быть связанны с вынесением правовых актов. Он может в полной мере поставить вопрос о том, что необходимо привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Немного выше были изложены некоторые данные относительно протестов. Целесообразно остановиться на этом моменте и дополнить некоторыми важными сведениями. Известно, что на незаконные постановления судебных приставов – исполнителей, достаточно эффективной мерой прокурорского реагирования будут являться протесты.

Эффективность тесно связана с мерой реагирования, потому что целесообразным является своевременность ее применения. Не позднее чем в десятидневный срок, с того момента, когда протест поступил Главному судебному субъекта приставу или же Главному судебному приставу Российской Федерации, протест должен быть рассмотрен.

В некоторых случаях, прокурор имеет полное право на установление сокращенного рассмотрения протеста. Если рассматривать такую меру с точки зрения правомерности, то ситуация становится довольно спорной, так как ни в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполни­тельном производстве», ни в ранее действовавшем ФЗ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»13), данная мера реагирования не фигурирует.

Помимо этого, в федеральном законе об исполнительном производстве прокурор не назван среди лиц, по инициативе которых возможен протест постановлений судебного пристава – исполнителя.

Стороны исполнительного производства, а также иные лица, чьи интересы или же права были нарушены, в полной мере могут обжаловать постановления судебного пристава – исполнителя. Это можно сделать в соответствии со статьей 121 ФЗ «Об исполнительном производстве»14).

Можно с уверенностью сказать, что существует определенная проблема. Она заключается в отсутствии в действующем законодательстве об исполнительном производстве определенных положений, дающих полное право старшему судебному приставу районного подразделения службы судебных приставов и Главному судебному приставу субъекта Российской Федерации отменять незаконные действия судебного пристава – исполнителя, постановления и решения[12].

Так как ни старший судебный пристав районного подразделения службы судебных приставов, ни Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации не имеют данных полномочий, то прокурорский протест, который принесен за незаконное постановление судебного пристава – исполнителя, может попросту не дать желаемого результата. В этом случае, прокурор вынужден обращаться в суд с заявлением в процессуальном порядке. Как раз таки из-за этой причины процент опротестования прокурорами постановлений судебных приставов-исполнителей весьма низок.

Внесение изменений в законодательство об исполнительном производстве и в гражданское процессуальное законодательство, позволить устранить вышеуказанные пробелы российского законодательства.

Автор Г.Г. Непеин предполагает, что целесообразно было бы немного дополнить ФЗ «Об исполнитель­ном производстве». Он считает, что необходимо добавить статью, которая давало бы определенные полномочия прокурору относительно обжалования постановлений судебного пристава - исполнителя и других должностных лиц ФССП РФ15), за их бездействие или же за их определенные действия.

В ч. 1ст. 441 ГПК РФ16) можно внести некоторые изменения. Наделить определенным правом прокурора оспаривания вышеуказанных актов долж­ностных лиц ФССП РФ в судебном порядке.

Г.Г. Непеин считает, что внесение соответствующих изменений окажет должное и необходимое влияние на эффективность прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов – исполнителей, когда происходит исполнение последними юрисдикционных или судебных актов. Это обеспечит должное соблюдение свобод и прав гражданина.

Исполнительный процесс состоит из большого числа решений и действий. На любой стадии, когда идет исполнительное производство, судебные приставы – исполнители не застрахованы от ошибок, поэтому присутствует риск нарушения установленного законом порядка осуществления ими исполнительных действий. Кадровая нестабильность, низкая профессиональная квалификация способствует этому в полной мере [9].

На основании этого, у Ю.А. Бочеверовой появилось предположение, что целесообразно было бы органами прокуратуры разработать и применить некие формы осуществления надзорных функций, с дальнейшей практической деятельностью. Это может быть оказание практической помощи или же выезды с проведением комплексных и тематических проверок.

Также, Бочеверова Ю.А. считает, что в целях повышения эффективности проводимых органами прокуратуры надзорных мероприятий, можно разработать определенные рекомендации, методические или же учебные пособия по организации работы и надзора за деятельностью судебных приставов – исполнителей. Далее их можно отправить на места прокурорам.

Некая потребность в частных методиках, под которыми понимается совокупность методов и приемов, которые принимаются прокурорами для выявления, предупреждения, а также устранения нарушений закона, по мнению Трошиной Н.В. присутствует. «Методика проведения проверки исполнения законов судебными приставами-исполнителями при реализации арестованного имущества» и «Методика проведения проверки исполнения законов судебными приставами-исполнителями при наложении ареста на имущество» - именно эти и некоторые другие методики подразумеваются Трошиной Н.В.

Определение необходимых для осуществления надлежащего надзора законодательных и иных нормативных актов должны в полной мере быть включены в вышеуказанные методики. К примеру: руководящие указания Генерального прокурора Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур в части предмета проверки исполнения законодательства об исполнительном производстве, законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие деятельность проверяемых органов, ведомственные акты.

Положительное влияние на деятельность прокурорских работников, повышение качества этой деятельности по успешному решению задач обеспечения правопорядка и законности – это все продукт разработки указанных методических рекомендаций.

Процесс осуществления судебными приставами-исполнителями исполнительного производства, состоит из множества решений и действий. Это уже было указано ранее. Но в связи с тем, что происходит кадровая нестабильность, большая загруженность, низкая профессиональная квалификация судебных приставов – исполнителей, происходят многочисленные нарушения законодательства, а также законных интересов и прав участников исполнительного производства.

Задача прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами – исполнителями является защита законных интересов и прав юридических и физических лиц, в отношении которых были приняты судебные решения. Обеспечение законности в работе службы судебных приставов – исполнителей также является немаловажной задачей прокурорского надзора.

Последний способствует обеспечению установленного порядка деятельности судов, надлежащему исполнению актов судебными приставами – исполнителями и судебных решений.

Дополнение определенными положениями закон «Об исполнительном производстве», которые позволят приносить прокурорам протесты на незаконные постановления судебных приставов – исполнителей. В настоящее время существует острая необходимость данного  разрешения. В гражданское процессуальное законодательство можно внести изменение относительно наделения правами прокуроров оспаривания в судебном порядке вышеуказанные акты должностных лиц.

Данные изменения в полной мере окажут свое положительное влияние на предупреждение возможных нарушений законодательства об исполнительном производстве долж­ностными лицами. Они усилят эффективность проку­рорского надзора за деятельностью судебных приставов – исполнителей.

Заключение

Рациональное развитие системы государственных органов исполнительной власти, изменяющаяся политическая ситуация – данные факторы привели к подписанию Указов Президента Российской Федерации № 1316 от 30.10.2004 г. "Вопросы Федеральной службы судебных приставов"[6] и № 314 от 09.03.2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"[7]. До настоящего времени так и не решен вопрос относительно того, кем являются судебные приставы, органом правоохранительной системы или же органом государственной гражданской службой.

Обеспечение реализации правовых норм с помощью мер правового принуждения в действия участников правовых отношений относится к системе органов принудительного исполнения. Служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость юридической и имущественной ответственности должников в гражданском обороте. Без этого не возможно решение значительной части экономических проблем современной России.

Правоприменительная деятельность специальных субъектов исполнительного производства судебных приставов – исполнителей относится к исполнению судебных актов и актов иных органов, которые предусмотрены настоящим законом.

Деятельность судебного пристава – исполнителя по применению процессуально правовых норм является принудительно – исполнительной, а также публично – правовой.

В ранее указанном Указе Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» определены полномочия ФССП, в число которых вошли такие специфичные полномочия, как производство дознания по ряду статей УК РФ17), организация розыска должника и его имущества, административное производство. При осуществлении своих должностных полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечения принудительного исполнения решений судов, судебные приставы по ОУПДС18) могут применять специальные средства. Также, они могут применять огнестрельное оружие.

Функцией службы судебных приставов является принудительное взыскание недоимок по налоговым сборам и платежам, что ранее относилось к функциям налоговой полиции, которая являлась правоохранительным органом.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что место Федеральной Службы судебных приставов относится к системе правоохранительных органов. Придание такого статуса может привести к изменению системы оплаты труда судебных приставов, повышению их социальной защищенности, а также приведет к прекращению оттока квалифицированных кадров из Службы судебных приставов.

 

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые и другие официальные документы

1.   Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ]. –[#"_GoBack">Литература

8.   Морина, И.С. Статус судебного пристава – исполнителя. –М.: Экономический лабиринт, 2018. – 75 с.

9.   Мельников, А.С. Судебные приставы – это исполнительная власть. –М.: Российская юстиция, 2018. – 120 с.

10. Палунина, А. С. Статус судебного пристава. –М.: Эж – ЮРИСТ, 2018. – 120 с.

11. Гречина, Л.А. Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. –М.: РГ – Пресс, 2018. – 112 с.

12. Ламонов Е. В. Служба судебных приставов: становление и проблемы развития. –М.: Новая Правовая культура, 2018. – 595 с.

13. Воронов Е.Н. Исполнительное производство. –М.:  Библиогр, 2018. – 175 с.


1)О судебных приставах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ.

2)О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный законот 17.01.1992 N 2202-1.

3)Об исполнительном производстве Российской Федерации: Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ.

4)Статья 85. Оценка имущества должника.

5)Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве.

7)Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц.

8)Статья 59. Участие в исполнительном производстве понятых.

9)Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства.

10)Статья 36. Сроки совершения исполнительных действий.

11) Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами Российской Федерации: Указание Генпрокуратуры от 12.05.2009 N 155/7.

12)Статья 21. Предмет надзора.

13)Об исполнительном производстве Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ.

14)Статья 121. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).

15)Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.

16)Российская Федерация. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: [от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2017)]. –[http://www.consultant.ru]: СПС КонсультантПлюс.

17)Российская Федерация. Уголовный кодекс Российской Федерации: [от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018)]. –[http://www.consultant.ru]: СПС КонсультантПлюс.

18)Отдел организации обеспечения установленного порядка деятельности судов.

Похожие работы на - Понятие и способы обеспечения законности в работе судебных приставов

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!