Социальное познание и виртуальная реальность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2019-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальное познание и виртуальная реальность

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Нарушения социального познания при расстройствах шизофренического и аффективного аспектов. 6

1.1. Социальное познание: определение и особенности. 6

1.2. Способности социального познания. 10

1.3. Нарушения социального познания при различных расстройствах. 13

Глава 2. Виртуальная реальность – новый ресурс развития навыков в сфере социального познания. 16

2.1. Применение IT – технологии – новый тренд в практике помощи психически больным  16

2.2. Тренинги как способ развития социального познания. 17

2.3. Возможности и ограничения применения технологий при работе с психически больными. 19

Заключение. 22

Список используемых источников. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена относительной новизной феномена виртуальной реальности, прежде всего той ее составляющей, которая формируется в рамках виртуального пространства. Концептуально заинтересованность в исследованиях воздействия Интернета, его сущности и особенностей возникла массово совсем недавно, что обусловлено его стремительным развитием.

Современное общество отличается стремительным развитием компьютерных технологий и систем телекоммуникации, а за последние несколько лет произошел качественный скачок, который в максимальной степени проявился в процессе формирования и функционирования Интернета, который уже сейчас проявляет себя не как система хранения, а как новая технология для реализации возможностей в различным областях, к которым относится и осуществление помощи при лечении психологических расстройств у людей.

Виртуальная реальность как объект исследования является достаточно сложным и многоструктурным механизмом, который динамичен и гибок. Поэтому исследование данного явления через фундаментальные работы ученых основано на поиске проблем и возможности их решения через использование инструментов виртуальной реальности, ее позиций в социальном обществе. Работы таких исследователей как: В.С. Библер, П. Бурье, Ю.М. Лотман и пр.

Относительно проблемы поиска технологий в организации психологической помощи через систему развивающихся, коррекционных, реабилитационных технологий, которые направлены на создание внутренних и внешних условий в вопросах раскрытия всех потенциалов психологического развития личности и расширения границ по взаимодействию с окружающей реальностью. Применение технологий виртуальной реальности в рамках организации психологической помощи и развития навыков в сфере социального познания призваны новой технологий, которая изучена еще недо конца и нашла отражение в работах: И.М. Бгажноковой, Е.С. Иванова, В.И. Лубовского, М.С. Певзнера и пр.

Специфика оказания психологической помощи и развитие навыков социального познания обусловлена сложностью структуры, и степенью тяжести дефекта, многофакторностью генеза, а также индивидуальными личностными особенностями каждого человека и социального окружения.

Целью написания курсовой работы является исследование виртуальной реальности через призму ее возможностей и технологий в развитии навыков социального познания.

На основании поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

- рассмотрение нарушений социального познания при расстройствах шизофренического и аффективного спектров;

- анализ применения технологий виртуальной реальности в практике помощи психически больных людей;

- оценка возможностей и ограничений технологий виртуальной реальности для развития навыков в сфере социального познания.

Объект исследования – виртуальная реальность как технология развития навыков в сфере социального познания.

Предмет исследования – помощь психологическим больным с расстройствами социального познания посредством технологий виртуальной реальности.

Гипотеза. Включение коррекционно-развивающих технологий в систему психологической помощи способствуют гармонизации психологического развития и социального познания и психически больных за счет комплексности воздействия. Общий признак гармонизации обусловлен формированием позитивной мотивации к компьютерному воздействию и коррекционно-развивающему процессу. Гармонизация развития основана, с нашей точки зрения, на выраженном повышении познавательной активности, упорядочении поведенческих и эмоционально-личностных проявлений, повышении общей мотивации, а также через установление структуры согласованных взаимосвязей.

Новизна исследования обусловлена тем, что исследование эффективности виртуальных технологий позволяет расширить представление о способах коррекции психического развития и развития социального познания.

Теоретическая значимость работы обусловлена выявлением наиболее вариативных психических образований при компьютерном коррекционном воздействии, а также выявлении возможностей в регулировании различным параметров социального познания.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Нарушения социального познания при расстройствах шизофренического и аффективного аспектов

 

1.1. Социальное познание: определение и особенности

Социальное познание относится к одной из самых важных плоскостей в анализе социальной психологии.

Социальное познание представляет собой научное познание всей совокупности социальных явлений, отношений и фактов. Второй акцент основан на познании социального мира человеком, непрофессионалом, познание им реальности своей жизни[1]. В данном аспекте социальное познание выступает не как область научного знания, а как знание, которое формируется в непосредственном жизненном опыте каждой отдельной личности.

Интерес социальной психологии к социальному познанию основан на потребности человека в ориентации в окружающем мире, но резко происходит скачок в новой ситуации: ориентированность в новом сложном мире можно только в случае  только через умения более или менее адекватной интерпретации наблюдаемых фактов, без такой интерпретации легко можно потерять смысл не только происходящего вокруг, но и собственного места в этом мире.

С бурным развитием социальных изменений, Интернета и средств массовой информации возникает необходимость от человека не только большей адаптации к социуму, но и умения существовать в новым условиях, то есть находить возможность в оптимизации деятельности, поэтому появляется возможность в понимании соотношения знаний человека и соотношения их с изменениями.

Центральной идеей, положенной в основу исследований психологии социального познания, является формирование познания человеком окружающего мира потребность в этом познании, которая стара как мир, специфичность процесса познания окружающего социального мира, что не всегда является достаточным для ее обозначения. Поэтому психология социального познания направлена на восполнение данного пробела. Ею ставятся задачи по раскрытию механизмов через осознание человеком себя как части той социальной реальности, в которой он живет и существует, действует. Помимо прочего рассматривается и совокупность все социальных факторов, которые признаны обуславливать все процессы, происходящие с человеком в социуме. Другими словами, решается вопрос относительно того, как человек должен строить образ социального мира или «конструировать» этот мир. «Конструирование» в данном контексте рассматривается как способ приведения в систему информацию о мире, организации этой информации в связанные структуры с целью постижения смысла[2]. Как результат формируется образ социального мира, который предстает перед человеком в рамках определенной социальной реальности.

Психология социального познания выросла из недр психологической науки, а весь раздел общей психологии посвящен анализу познавательных процессов, которые является предпосылкой для формирования как самого предмета психологии социального познания, так и проблематики.

Идея рассмотрения связи между познанием и обществом была впервые высказана У. Дмейсом, который рассматривал человеческую мысль как «познание», потому как именно она имеет дело с объектами, которые от нее не зависят. При этом познание не относилось к пассивному приспособлению к внешнему миру, познание предполагает наличие интереса. Как считал исследователь, правильное или разумное мыслительное действие складывается на основании установки внутренних и внешних отношений, которые смогут благоприятствовать выживанию мыслящего или его физическому благосостоянию. При этом акцентирование внимания на функциях познания подводит вплотную его к мысли о том, что основная роль человека основана на существовании его в социальном мире.

Особое значение в этом отношении принадлежит традиции гештальтпсихологии, в которой сложилась концепция против господствовавшего бихевиоризма с его «атомистическим» подходом в психологии, которые существовали в начале 20 века. Рассмотрение восприятия как целостного образа предмета, выявление динамики этого образа – возможности централизации то на фигуре, то на фоне, а также идея «хороших» фигур в аспекте восприятия, - все это предполагает существование достаточно сложной когнитивной структуры восприятии индивида и его активности в процессе познания[3].  Поскольку это можно соотнести с любым восприятием, но сама идея взаимосвязи субъекта и объекта восприятия обусловила довольно высокую продуктивность для оценки и понимания особенностей социального восприятия.

В работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия рассматривают принципы действия и проблемы психологии социального познания в контексте соотношения значения и смысла. Роль потребности в восприятии мира получает свое развитие у человека, то есть чтобы объект был «эмансипирован» ему нужно найти какой-то способ выражения, а это возможно через знак, слово. А.Р. Лурия говорил о «двойственности мира» человека, который проявляется как через слово с одной стороны, так и непосредственным предметным миром с другой. Слово обладает фиксированным содержанием через социальную конвенцию – согласия относительно его значения.

Психосемантика, как считал А.Г. Шмелев, имеет своим предметом избирательное усвоение трансформацию значения в индивидуальном сознании в процессе индивидуальной деятельности. В процессе психологического анализа значения необходимо учитывать всю совокупность реакций индивида на какой-то значимый стимул, то есть включается и эмоционально-оценочная реакция.

Как справедливо было отмечено В.Ф. Петренко, значение, которое находит свое выражение через слово, позволяет обогатить совокупный социальный опыт, поэтому в рамках теории деятельности психосемантика закрепляет идею социальной детерминации процесса познания.

- равномерность внимания как анализа социальной обусловленности процесса познания, так и анализа самого процесса познания социальных объектов;

-  внимание тому, как происходит познание социального мира обыденного человека.

Познание социально по своему происхождению. Знания о социальном мире человек приобретает только при условии взаимодействия людей, их общении между собой.

Большое значение при происхождении социального познания имеет конкретная культурная среда, которая воспринимается человеком в процессе его социализации и жизни в социуме через овладение языком и общением. 

Социальное познание разных людей разделяемо и базируется на двух постулатах:

- в поведении всех людей существует предсказуемый ряд сходств, которые основаны на представлениях об общей человеческой природе, приобретенных нами в опыте;

- существует также ряд несомненных различий в поведении людей (в зависимости от типажа и отдельного индивида.)

Это позволяет говорить о том, что никогда нельзя иметь два одинаковых мнения о чем-либо. Это формируется из объективности познания, поэтому каждое познание и есть ментальная реконструкция того, что существует на самом деле. Данная реконструкция осуществляется субъектом исходя из его опыта, потребностей и намерений. Пока не были зафиксированы индивиды, которые имели бы одинаковые результаты познания или обладали какой-либо идентичностью.

Все это позволяет сделать вывод о том, что социальное познание основано на условиях его возможности быть включённым в процесс коммуникации между людьми. Образ социального мира вырабатывается сообща.

 

1.2. Способности социального познания

Распознавание эмоций относится к хорошо разработанной области психологии, которая детально исследует различные аспекты распознавания эмоций, через выделение определенных признаков, по которым люди могут судить об эмоциях, кросс-культурная универсальность и специфичность восприятия эмоций, связь с индивидуальными психологическими особенностями и пр.

В ряде последних исследований распознавание эмоций осуществляется через изучение эмоционального интеллекта - способность понимать эмоции и управлять ими. Распознавание эмоций относят к основной составляющей части эмоционального интеллекта.

Однако распознавание эмоций существует не только при непосредственном восприятии других людей (то есть при социальной перцепции), но и при восприятии и переработке различного типа информации[4]. Показано, что люди могут воспринимать как эмоционально окрашенные стимулы любой модальности и любого уровня сложности: от очень простых и абстрактных визуальных стимулов (геометрические фигуры на плоскости) до сложных видов стимуляции (произведения искусства).

Любые виды информации могут нести в себе эмоциональных окрас и потенциально и объективно воздействовать на воспринимающего субъекта. Можно также предположить, что люди различаются по степени восприятия эмоциональной окраски.

Оценивая и распознавая эмоции нельзя говорить об их однозначном положительном или безусловно отрицательном окрасе, потому как эмоции могут играть различную роль исходя из ситуации. Очень редко человек испытывает ту или иную эмоцию в чистом виде, потому как зачастую происходит испытание целого спектра эмоций с замысловатыми переплетениями.

Распознавание эмоций как область знания в психологии занимала умы многих исследователей, поначалу изучаемая анатомами, которые, как правило, изучали структуру мышц и их деятельности, и лишь потом перешедшее в сферу психологии. Данное направление достаточно интересно с позиции исследования, потому как заинтересованность как внешнее выражение эмоций может охарактеризовать человека, его спонтанные движения как могут охарактеризовать возможные реакции[5].

Социальная перцепция представляет собой процесс, который возникает при взаимоотношениях людей друг с другом и основан на восприятии, изучении и оценки людьми социальных объектов: самих себя, других людей, групп, общностей и пр[6]. Данная способность социального познания является достаточно сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов, поэтому в результате применения таких методов происходит постижение людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение.

Социальная перцепция определяется через систему восприятия его внешних признаков человека, сопоставлении их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его поступков и действий. Поэтому социальная перцепция основана на оценке другого человека, и выражается через зависимость этой оценки и произведенного объектов впечатления при определённом отношении в эмоциональном и поведенческом аспектах. 

Атрибутивный стиль или стиль объяснения относится к когнитивной личностной характеристике, которая способна отразить характерный устойчивый способ объяснения причины событий, в которые вовлечены субъекты.

В психологии выделены измерения причинных факторов:

- место, где находится причина (внутри человека или вовне, интернальный или экстернальный локус контроля);

- стабильность и подконтроль, которые по разному могут быть соотнесены с вышесказанными присинными факторами и заставляют тем самым по-разному реагировать на них;

- постоянство события во времени (оценивается его временности или постоянства);

- фактор глобальности в отношении локализации событий в пространстве (событие воспринимается как универсальное, распространяющегося на все сферы жизни человека или как локального, которое специфично для какой-либо области);

- фактор персонализации, который тесно взаимосвязан с самооценкой человека и его способности видеть причину событий либо в себе, либо вовне.

То есть в данном аспекте рассматривается фактор глобальности, но при этом исключен фактор подконтрольности.

Пессимистический стиль обусловлен приписыванием неприятным событиям постоянного, глобального характера, а приятным – временности, локальности, случайности. Оптимисты же оценивают плохие события через призму их временности,  локальности и случившихся не от их вины, а хорошие события формируются в сознании как постоянные и глобальные, причины которых зависят только от них самих.

Ментализация как процесс в экономике обусловлен формированием состояния репрезентации, то есть того, как происходящее с нами получает свое представительство в психическом аппарате. При дефиците данного явления в организме человека описание события не наполняет никакими эмоциональными красками или эмоциональным процессам не придаётся никакая концептуальная основа и формула. В этом случае – вспомнить, есть ни что иное, что прожить вновь, потому как эмоциональный компонент деятельности существует только во взаимосвязи с поведением и не имеет репрезентации в памяти. Противоположные варианты имеют великое множество репрезентаций, поэтому их невозможно увязать в какую-то общую картину.

 

1.3. Нарушения социального познания при различных расстройствах

В настоящее время нарушения социального познания при различного рода психических расстройствах вызывают повышенный интерес со стороны психиатров и клинических психологов. Дефицитарность можетпривести к серьёзным нарушениям в области социальных когниций, а также к затруднениям повседневного и социального функционирования пациентов, что формируется исходя из специфики социального познания у различной категории больных.

Широкое распространение в исследованиях социального познания приобрело понятие ментализации как основы социальной адаптации. А другими словами, данный процесс представляет собой способность создавать репрезентации как собственного психического состояния, так и состояний других людей, а также понимать природу ее возникновения и влияние на процесс формирования поведения и его проявление.

Сравнительные исследования социального познания в форме способности к ментализации у больных различных диагностических категорий важны с позиции модели спектра психологической патологии. Особое внимание было привлечено к диагностируемым единицам, которые составляют шизофренический и аффективный спектры расстройства, лежащие на пересечении этих важных секторов. До сих пор нарушения социального познания у больных в широком ряду психических расстройств в плоскости аффективных и шизофренических спектров исследованы не глубоко.

При шизофрении нарушение социального познания было отмечено еще при первых клинических наблюдениях, когда концепция схизофрении Э. Блейлера уже в некоторой степени отразила сомнения в отношении истинности слабоумия, которое обнаруживается к больных. Помимо прочего исследователем подчеркивалось, что слабоумие имеет некую специфику, которую он трактовал как псевдослабоумие, как результат взаимного влияния нарушений ассоциаций, феномена аутиста, аффективной дискордантности, акцентируя значительное снижение продуктивности именно в области социальной адаптации, социального взаимодействия. Идеи Э. Блейлера нашли отражение в последующих работах, которых психопатологические процессе трактовались как феномены, имеющие психологические причины. Изначально данные вопросы решались психоаналитиками. Например, З. Фрейдом был предложен ряд моделей, которые могли бы полностью описать психоз и причины его возникновения. Несмотря на то, что на сегодняшний день существует достаточно много работ и практики по терапевтическим интервенциям, психоанализ не располагает единой и общепризнанной концепцией шизофрении.

Исследования социальной перцепции при шизофрении началась еще в 60-70 годы, когда в качестве модели нарушений переработки информации предложены были определенные дефекты при шизофрении.

Нарушения социального познания расценивались как часть более общего дефицита, но позже были выдвинуты гипотезы определенных специфических черт нарушений собственно социального познания. Дополнительный толчок к развитию данных исследований дали классические работы, посвященные феноменам госпитализма.

Исследователи делают разграничения между процессами познания, которые относятся непричастным социальным стимулам, а также описывали присущие больным шизофренией феноменов (нарушение восприятия эмоциональной экспрессии по записанному голосу или фотографии).

Этот подход базировался на восприятии социальных ролей, схем и сценариев, которые относятся к той или иной социальной ситуации. Было доказано, что больные шизофренией с затруднением воспринимают эмоции других людей. Было также доказано, что эмоции могут воздействовать на социальное восприятие, когда оно много хуже случаев высокой эмоциональной насыщенности, субъективной значимости, либо не имеют значения для больного.

Одно исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что для больных сложнее воспринимать цели и мотивы участников при межличностных взаимоотношениях, нежели осуществляемые им действия, роли и правила поведения, подтвердилась также сниженная способность запоминать последовательность развития социальной ситуации при шизофрении.

Для исследования шизофрении и ее проявлений применялась и модель эмоционального интеллекта, которая направлена на четкое и инструментальное рассмотрение явлений, которые основаны на плохо структурированной области феноменов психологии, к которым относятся чувства, эмоции. Помимо этого, было доказано наличие не только отчетливого нарушения всех входящих в модель компонентов эмоционального интеллекта у больных шизофренией, но и проявление характерного дефицита с иными характеристиками исследованных групп.

Наиболее разработанной и лидирующей является модель «индивидуальная теория психики», которая позволила обобщить понимание состояния и намерения другого человека. Безусловна близость данного конструкта к более привычным отечественному психологу: рефлексия, эмпатия, самосознание, метакогнитивные образования.

Глава 2. Виртуальная реальность – новый ресурс развития навыков в сфере социального познания

 

2.1. Применение IT – технологии – новый тренд в практике помощи психически больным

ИТ-технологии и их применения при работе с психическими расстройствами в 20-м столетии стали исследоваться и применяться достаточно широко. Было опубликовано достаточно большое количество исследований, которые на практике позволяли оказывать помощь пациентам с тревожными расстройствами, нарушением пищеварения, а также расстройствами аутистического характера.

Опубликованные исследования позволяют говорить об эффективности применения ресурсов ИТ-технологий, описывают как положительные результаты, так и оценку эффективности тренингов когнитивных и социальных навыков.

С появление парадигмы социального познания как относительно новой тенденции в научной психологии о психологическом здоровье, что привело к модификационным аспектам в рамках применения тренингов, их специализации под ту или иную область в сфере развития социального познания.

Изначально для развития социального познания с применение ИТ-технологий использовались тренинги когнитивных и социальных навыков, но как показывает практика их недостаточно, поэтому для компенсации дефицита социальных когниций стали разрабатываться и развиваться различные технологии, в том числе и с применением возможностей виртуальной реальности.

Перспективность и эффективность направления в психотерапии такой технологии как виртуальная реальность уже показывает свои результаты.

 

 

2.2. Тренинги как способ развития социального познания

В настоящее время применяется несколько видов ИТ-тренингов, которые могут быть условно разделены на три группы:

- компьютеризированные варианты тренингов когнитивных и социальных навыков («wideinterventions»), в рамках которых в том числе осуществляется развитие социальных когниций;

- «целевые» тренинги СП, направленные на развитие какой-то одной способности, относящейся к сфере СП («targetedinterventions»);

- тренинги, направленные на развитие нескольких способностей в сфере СП («globalinterventions»).

Для тренинговых программ первого типа характерно применение элементов тренинга когнитивных и социальных навыков. Их проведение может быть как полностью компьютеризировано, так и сочетать в себе формат традиционного и компьютеризированного тренингов. В качестве примера можно привести программуCognitiveEnhancementTherapy (CET), в рамках которой применяется как традиционный групповой и компьютерный форматы работы. Программа СЕТ в качестве основного своего предназначения направлена на снижение дефицитов в области социального познания и нейрокогниций.

Программа включает в себя два блока:

- первый блок – 60 занятий, на которых осуществляется тренинг когнитивных навыков состоит из ряда компьютерных упражнений, направленных на улучшение памяти, внимание и способности к решению задач.

- второй блок основан на развитии социальных когниций и осуществляться рамках группового характера (45 сессий). При этом участники выполняют различные упражнения, участвуют в ролевых играх, реализуют различного рода домашние задания тем самым развивая навыки распознавания эмоций у других людей, участвуя в социальном контексте и ментализации.

Программа NeuroPersonalTrainer – MentalHealth (NPT-MH) представляет собой полностью компьютеризированный вариант тренинга, направленного на развитие когнитивных навыков и способностей в сфере СП.

В тренинге сформированы два модуля:

- когнитивный уровень содержит упражнения, направленные на развитие внимания, памяти и формирование исполнительских функций;

- «theSocialCognitionmodule» - модуль, которыйнаправленна развитие таких способностей с сфере социального познания, как эмоциональная составляющая взаимодействия, атрибутный стиль и теория психического.

Специалисты осуществляется выбор сложности задач тренинга на каждом его этапе исходя из показателей психического здоровья пациентов с помощью формирования когнитивного профиля участника.

Исследование эффективности программы NPTMH проводилось на выборке больных шизофренией и шизоаффективным расстройством (53 человека) – 28 пациентов проходили тренинг NPT-MH и 25 вошли в контрольную группу, проходивших обучение работе в одной из программ MS Office. На момент исследования все испытуемые находились в стадии ремиссии. Когнитивные навыки и способности в сфере СП оценивались до и после проведения тренинга. Для оценки когнитивных навыков использовалась батарея хорошо зарекомендовавших себя тестов, в том числе тестов Векслера (WAIS-III, WMS-III).

Для оценки социальных когниций применялись тест на распознавание эмоций Пола Экмана, тест ложных убеждений (falsebelief/deceptionstories), тест «Определение психического состояния по выражению глаз», или сокращенно, тест «Глаза», а также опросник «Internal, personalandsituationalattributionsquestionnaire» (IPSAQ). Результаты показали, что после прохождения тренинга группы значимо различались по показателям внимания, памяти и распознавания эмоций (тест Экмана), по другим показателям различий между группами не было. Авторы делают вывод, что программа NPT-MH может быть полезным инструментом для развития когнитивных навыков и повышения точности распознавания эмоций.

К данной группе тренингов можно отнести компьютеризированные тренинги, в рамках которых происходит развитие какой-то одной способности в сфере СП. Примером такого компьютерного тренинга является программа MindReading: InteractiveGuidetoEmotions (MRIGE), целью которой является развитие способности к распознаванию психических состояний других людей. Данная программа обучает распознавать порядка 412 эмоций и неэмоциональных психических состояний, сгруппированных в 24 больших блока, ранжированных по уровню сложности.

Нужно отметить, что существование и использование различных тренингов в рамках развития социального познания имеют как положительные, так и отрицательные аспекты, которые обусловлены рядом недоработанных моментов. Все это говорить о важности и необходимости формирования ИТ-тренингов с применениемвиртуальной реальности в рамках перспективности и эффективности.

 

2.3. Возможности и ограничения применения технологий при работе с психически больными

Компенсация дефицита социального познания у больных с психическими расстройствами с применение передовых технологий ИТ, в частности механизмов виртуальной реальности набивает обороты и становится весьма популярным в настоящее время.

Тренировка способностей в сфере социального познания с применением компьютерных технологий в рамках организации тренингов социальных и когнитивных навыков, а также специально созданных, индивидуальных программ позволяет не только широко из применять, но и повышать качество работы с расстройствами психически больных людей.

Применение ИТ-технологий осуществляется, как правило, при непосредственной работе по схеме «человек-машина», когда полученные результаты анализируются самой программой, а также в сотрудничестве с психотерапевтом, который формирует взаимоотношения в клиента и полученные результаты может сразу интерпретировать и описать.

При работе с ИТ-программами применяется может как индивидуальный подход, так и групповые программы. Уже сейчас разрабатываются и широко применяются технологии групповых тренингов с применение виртуальной реальности с полным погружение в процесс.

Для компьютеризированных тренингов по развитию социального познания характерны и ряд достоинств:

- работа в тренинговой программе с применением ИТ-технологий позволяет создать игровой и непринужденный дизайн, который будет для пациента более привлекательным и увлекательным, повысит его мотивацию и заинтересованность.

- в части работы с компьютерными программами пациент может иметь доступ к тренингам дома (в части психологического образования и развития), что особенно важно для пациентов, которые ограничены в передвижении по ряду причин.

Нужно отметить и то, что мнения и данные относительно эффективности применения компьютеризированных программ достаточно противоречивы. Исследования подчеркивают их эффективность при организации тренингов когнитивных и социальных навыков, а также в части развития социального познания, другие же исследования говорят об обратном.

Например, при оценке эффективности тренинговой программы RC2S было отмечено изменение дисфункциональных стилей атрибуции, которые характерны для больных шизофренией, но при использовании программы NPTMH данный результат получен не был. С применением специальных упражнений в рамках программы e-MotionalTraining удалось получить улучшения в распознавании эмоций у больных шизофренией, в то время как прохождение компьютерного тренинга социальных навыков с применением технологий виртуальной реальности улучшений в аспекте распознавания эмоций выявлено не было.

Полученные противоречия объясняются тем, что необходима дальнейшая проверка, мониторинг и анализ потенциальной неэффективности применения ИТ-технологий в тренингах по развитию социального познания, но недостаточная настройка применяемого инструмента (в данном контексте речь идет о важности индивидуализации тренингов подборе оптимальных упражнений по тренировке соответствующих навыков в условиях ограничения применяемых технологий).

Так одной из существенных недостатков при применении ИТ-программ и возможностей виртуальной реальности является отсутствие живого контакта пациента и психотерапевта, то есть появляется дефицит общения, повышается уязвимость больных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

- Применение ИТ-технологий стало активным при поиске способа компенсации дефицитов в области социальных и нейрокогниций и в целом представляют собой достаточно перспективное направление разработок и исследований.

- Эффективность применения компьютерных программ и тренингов в настоящий момент не имеет четких показателей, которые напоминают противоречивые данные. В части исследований подчеркивается высокая эффективность применения ИТ-технологий при проведении тренингов на выявление когнитивных и социальных навыков, а также в рамках развития способностей в сфере социального познания, а в иных исследователи отмечали обратные действия, что позволяет говорить об актуальность проведения дальнейших исследований по возможностям в применении ИТ-технологий.

- Как показывает практика в настоящий момент отмечается дефицит сравнительных исследований в рамках выявления эффективности традиционных и компьютерных программ, в частности, с применением возможностей виртуальной реальности при проведении тренингов, а также ИТ-технологий с индивидуальным и групповым форматом работы, программ, которые могут вести самострельную оценку.

- Применение ИТ-технологий на практике в рамках оказания помощи психически больным имеет ряд преимуществ: оно позволяет обеспечить индивидуальный подход к участникам тренингов, делает помощь не только доступной, но и эффективной, измеряемой, помогают повысить мотивацию больных.

Однако нужно учитывать и отрицательные аспекты работы с ИТ-технологиями при организации помощи психически больным, а именно отсутствие «живого» контакта, межличностные отношения не предусмотрены при работе в системе «человек-компьютер» и тяжесть течения психического расстройства может сказаться на эффективности. 

Списокиспользуемыхисточников

1. Aime A., Cotton K., Guitard T., Bouchard S. Virtual reality and body dissatisfaction across the eating disorder’s spectrum / In: Eichenberg C, editor. Virtual reality in psychological,

2. Costa R.T., Sardinha A., Nardi A.E. Virtual reality exposure in the treatment of fear of flying // Aviat Space Environ Med. 2008. № 79(9). Pp. 899-903.

3. Demily C., Franck F. Cognitive remediation: a promising tool for the treatment of schizophrenia // Expert Rev. Neurother. 2009. № 8. Pp. 1029–1036. doi:10.1586/14737175.8.7.1029.

4. Eichenberg C., Wolters C. Virtual realities in the treatment of mental disorders: A review of the current state of research / In: Eichenberg C, editor. Virtual reality in psychological, Medical and Pedagogical Applications InTech, 2012. 286 p

5. Fernandez-Gonzalo S., Turon M., Jodar M., Pousa E., Rambla C. H., Garcia R., Palao D. A new computerized cognitive and social cognition training specifically designed for patients with schizophrenia/schizoaffective disorder in early stages of illness: A pilot study // Psychiatry Research. V. 228. № 3. Pp. 501–509.

6. Frommann N., Streit M., Wolwer W. Remediation of facial affect recognition impairments in patients with schizophrenia: a new training program // Psychiatry Res. 2003. № 117(3). Pp. 281–294.

7. Hogarty G.E., Greenwald D.P., Eack S.M. Durability and mechanism of effects of Cognitive Enhancement Therapy // Psychiatric Services. 2006. № 57(12). Pp. 1751–1757.

8. Junek W. Mind Reading: The Interactive Guide to Emotions // Journal of the Canadian Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2007. № 16(4). Pp. 182–183.

9. Kurtz M.M., MueserK.T. ,Thime W.R., Corbera S., Wexler B.E. Social skills training and computer-assisted cognitive remediation in schizophrenia // Schizophr Res. 2015. № 162(1– 3). Pp. 35–41.

10. Lindenmayer J.-P., McGurk S.R., Khan A., Kaushik S., Thanju A., Hoffman L., Valdez G., Wance D., and HerrmannE. Improving Social Cognition in Schizophrenia: A Pilot Intervention Combining Computerized Social Cognition Training With Cognitive Remediation // Schizophrenia Bulletin. 2013.V. 39. №. 3. Pp. 507–517. doi:10.1093/schbul/sbs120.

11. Macedo M. , Marques A., Queiros C. Virtual reality in assessment and treatment of schizophrenia: a systematic review // J. bras. psiquiatr. 2015. V. 64. № 1. Pp. 70-81.

12. Nahum M., Fisher M., Loewy R., et al. A novel, online social cognitive training program for young adults with schizophrenia: A pilot study // Schizophrenia research Cognition. 2014. № 1(1). Pp. 11–19. doi:10.1016/j.scog.2014.01.003.

13. Park KM, Ku J, Choi SH, Jang HJ, Park JY, Kim SI, et al. A virtual reality application in roleplays of social skills training for schizophrenia: a randomized, controlled trial // Psychiatry Res. 2011. № 189(2). Pp. 166-172.

14. Peyroux E, Franck N. Improving Social Cognition in People with Schizophrenia with RC2S: Two Single-Case Studies // Front Psychiatry. 2016 № 7. P. 66. doi: 10.3389/fpsyt.2016.00066.

15. Peyroux E, Franck N. RC2S: A Cognitive Remediation Program to Improve Social Cognition in Schizophrenia and Related Disorders // Frontiers in Human Neuroscience. 2014. № 8. Pp. 400–411. doi:10.3389/fnhum.2014.00400.

16. Powers M.B., Emmelkamp P.M.G. Virtual reality exposure therapy for anxiety disorders: a meta-analysis // J Anxiety Disord. 2008. № 22(3). Pp. 561-569.

17. Roberts D., Penn D. Social cognition and interaction training (SCIT) for outpatients with schizophrenia: A preliminary study // Psychiatry Research. 2009. № 166 141–147.

18. Rus-Calafell M., Gutierrez-Maldonado J., Ribas-Sabate J. A virtual reality-integrated program for improving social skills in patients with schizophrenia: a pilot study. J BehavTher Exp Psychiatry. 2014. № 45(1).Pp. 81-89.

19. Vazquez-Campo M., Marono Y., Lahera G., Mateos R., Garcia-Caballero A. E-Motional Training®: Pilot study on a novel online training program on social cognition for patients with schizophrenia // Schizophrenia Research: Cognition. 2016. № 4. Pp. 10–17.

20. Wainer A., Ingersoll B. The use of innovative computer technology for teaching social communication to individuals with autism spectrum disorders // Research in Autism Spectrum Disorders. 2011. V. 5. № 1. Pp. 96–107.

21. Исаева Е .Р . Современные подходы и методы коррекции нарушений когнитивного и социального функционирования больных шизофренией [Текст] / Е .Р .Исаева , Г. Г. Лебедева // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 2008. - N 1. - С. 4-8.

22. Консультативная психология и психотерапия. Специальный выпуск «Социальное познание как новая исследовательская парадигма». 2014. № 4.


[1]Горбунова, М. Ю. Социальная психология / М.Ю. Горбунова. - М.: Владос-Пресс, 2018. - 223 c.

[2]Методология и методы социальной психологии. - М.: Наука, 2015. - 248 c.

[3]Корниенко, Н.А. Социальная психология / Н.А. Корниенко. - М.: СибАГС, 2018. - 214 c.

[4]Шихирев, П. Современная социальная психология / П. Шихирев. - М.: Деловая книга, Институт психологии РАН, КСП+, 2018. - 255 c.

[5]Бажин Е. Ф., Корнева Т. В., Вукс А. Я. О возможности распознавания эмоций // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. - Л., 2014. - С. 10.

[6]Еникеев, М. И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. - 393 c.

Похожие работы на - Социальное познание и виртуальная реальность

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!