Социология семьи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2019-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социология семьи

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблем семьи глазами социологов. 3

1.1. Социологический аспект исследования семьи как социального института и группы 3

1.2. Особенности функционирования семьи в современном обществе. 3

Глава 2. Современный подход к исследованию социальных функций и ролей в семье как социальном институте и социальной группе. 3

2.1 Социальные функции современной семьи как социального института и социальной группы.. 3

2.2. Социальные роли и ролевые ожидания в современной семье как социальном институте и социальной группе. 3

Заключение. 3

Список используемой литературы.. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В рамках современной социологии вопросы исследования семьи и происходящих в ней изменений являются актуальными и перспективными направлениями, что обусловлено проявлением кризисных явлений в функционировании современных семей, что приводит к отражению данной проблематики на всех сферах и функциях жизнедеятельности. При этом под кризисом понимается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, в которыми она успешно справлялась ранее. Но это позволяет судить не об упадке, а скорее от трансформационных процессов, обусловлена и которые характерны для образа семейной жизни, требующие серьезного осмысления, как на теоретическом, таки и на эмпирическом уровнях.

Помимо прочего, актуальность темы исследования института семьи обусловлена и изменениями в российском обществе, что непосредственно затронуло и традиционные устои. Конечно, нельзя говорить об усугублении института семьи в целом, а излишняя драматичность в данном вопросе не создает предпосылок для объективного анализа, поэтому важно акцентировать внимание на выявлении и изучении потенциальных возможностей по адаптации семьи в условиях изменений и трансформации внешней среды, при сохранности внутренних устоев.

Специфика семьи как социального института рассматривалась в трудах таких исследователей как Э.Берджесса, Дж. Мэдока, А.Г. Харчевена, М. Вебера, Ф. Энгельса, Б. Рассела и пр.

Семью как социально-психологическую группу изучали такие исследователи как У. Джеймс, Ф.Знанецкий, Ч. Кули, У. Томас и пр.

Объектом исследования курсовой работы выступают социальные роли и социальные статусы на современном этапе развития российского общества.

Предмет исследования – стабилизация семьи и семейных ценностей в процессе ее трансформации.

Целью исследования курсовой работы являются изучение факторов стабилизации и устойчивого развития современной семьи в условиях ее трансформации в российском обществе.

На основании поставленной цели в работе были решены ряд задач:

- раскрытиесоциологического аспекта исследования семьи как социального института и группы;

- выявлены особенности функционирования семей в современном обществе;

- выявление социализации личности, ее социального статуса и социальной роли;

- рассмотрение социальных функций современной семьи как социального института;

- выявление социальных ролей и ролевого ожидания в современной семье как социальном институте и социальной группе.

Методология исследования в работе построена на основании таких инструментов как сбор информации, теоретический анализ, отбор и пр.

В рамках написания работы использовались актуальные источники, посвященные теме исследования: статьи и монографии, научные публикации и мнения социологов, материалы конференций и открытых дискуссий. 

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблем семьи глазами социологов

 

1.1. Социологический аспект исследования семьи как социального института и группы

Общество формируется на основании системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых и духовных отношений, которые позволяют обеспечивать дееспособность социальной системы.

Социальный институт с позиции социологии рассматривается в более узком смысле как организованная система социальных связей и ном, признанная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности[1]. Если рассматривать социальный институт в широком смысле, то можно отметить его как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Основной целевой ориентир социальных институтов заключается в достижении стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью можно выделить следующие функции институтов[2]:

- удовлетворение потребностей общества;

- регуляция социальных процессов, в ходе которых, как правило такие потребности и удовлетворяются.

Можно выделить следующие типы социальных институтов (табл. 1).

Таблица 1 – Типы социальных институтов[3]

Тип

Примеры

Потребности

Экономические

Производство

Рынок

Собственность

Банки

1. Создание материальных благ

2. Добывание средств к существованию

Политические

Государство

Гражданское общество

1. Потребность в безопасности

2. Поддержание социального порядка

Институт семьи

Семья

Брак

Воспитание

1.   Продолжение рода

2.   Социализация

Культурные

Наука

Образование

Религия

1.   Передача опыта

2.   Духовные потребности

Институциональный анализ позволяет выявить роли и место различных социальных институтов в совокупной системе общественных отношений, устанавливая соответствие выполняемых ими функций потребностям и целям общественной системе в общем, а также формирует взаимосвязи, которые существуют между социальными институтами.

Семья занимает ключевое значение среди иных социальных институтов. Определено это положение тремя основными функциями, которые выполняются ею[4]:

- единственная социальная система, которая увеличивается и разрастается не только благодаря появлению новых членов извне, но и в результате рождения детей.

- реализуется репродуктивная функция, что и способствует поддержке непрерывности общества.

- передача культурного наследия другим поколениям и поддержка существования своих членов, что позволяет поддерживать структуру общества.

Выполнение этих функций определяют историческую миссию семьи как социального института.

Семья хотя и относится к социальному институту, то есть имеет общественную обусловленность, но тем не менее ей присуща относительная самостоятельность из-за специфики выполняемых ею функций, а также своей неоднозначностью в рамках специфики автономии. Ее относительная обособленность поддерживается из поколения в поколение, вне зависимости от социальных перемен.

Несмотря на то, что семья обладает относительной самостоятельностью, но рамках системы общества она размещена в социально-экономических отношениях и взаимодействует, функционирует, обновляется, изменяется в зависимости от эпохи, то и делает ее социальным институтом.

Нужно отметить, что понимание семьи как социального института еще не до конца исследовано, а в российской социологии встречается ее понятие как системы действий и отношений, которая выполняет социальные функции по воспроизводству человека, подверженная обширному социальному контролю, прежде всего в системе положительных и отрицательных санкций.

Семья как объект социологического анализа носит объективно-системный характер, поэтому при ее исследовании, как правило, применяется системный подход, то есть выявляются основные элементы системы, их внутренние и внешние связи, цели функционирования системы, генезис и развитие.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества, а сам процесс ее формирования и функционирования обусловлен ценностно-нормативными регуляторами[5]. Эти ценности, формы, нормы и санкции представляют собой принятую в обществе и закрепленную исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной что определено упорядоченными и санкционными правами на совместную жизни и половые отношения, установление супружеских, родительских и иных прав и обязанностей.

На первых этапах развития обществе отношения между мужчиной и женщиной регулировались на основании племенных и родовых обычаев, которые несли в себе синкретические нормы и образцы поведения, поддерживаемые религиозными и нравственными представлениями.

С возникновением государственности регулирование семейной жизни приобрело правовой характер, а регистрация брачных отношений возлагало определенные права не только на семью, но и на государство, которое данный союз санкционировало. Отныне, контроль и санкции находились не только в рамках общественного мнения, но и осуществлялось государственными органами.

Семья относится к подсистеме общества, но играет первостепенную роль в обеспечении его жизнедеятельности, потому как участвует в количественном (воспроизводство) и качественном (социализация) его формировании[6]. Являясь малой социальной группой, семья входит в общую структуру общества и испытывает на себе воздействие со стороны государства, общества, экономики, культуры. Социальные ориентиры, устои и морали, нормы и правила, которые определены в обществе также формируются под воздействием семьи как социального института. Несмотря на то, что семье характерны определенные функции, которые носят, как правило, условный характер, нужно отметить ее целостность и форму.

Человек становится личность благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает в себе возможности и потенциал, заложенный в нем природой. Личность как категория, является социально-исторической единицей, которая позволяет охарактеризовать индивида с позиции отнесения к определенному историческому обществу, обладающую необходимым набором социальных качеств, необходимых ему для жизни в обществе[7].

В рамках приобщения индивиду к взаимодействию с обществом, с другими личностями, социальными группами – происходит процесс социализации, а иными словами, осуществляется превращение родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, его развитие в полноценную человеческую личность.

Социализация протекает как процесс, направленный на диалектическое взаимодействие индивида с социальной средой. Именно данный процесс приводит к реализации в человеке заложенных природных психобиологических задатков. С помощью образования воспитания общество воздействует на каждую личность и создает условия для саморазвития.

Процесс социализации можно разделить на несколько этапов: дотрудовой, трудовой и послетрудовой, которые связан с выходом на пенсию.

Огромное значение для социализации личности имеют воспитание, обучение и самообразование[8]. Поэтому никакие внешние условия, не могут сами по себе реализовать способности отдельного человека, какими бы благоприятными они не были, если в человеке нет личного стремления, воли, внутренней раскованности и свободы. Весьма отрицательно сказывается на духовном состоянии и свободе человека давление на его сознание, в частности религиозной или обывательской направленности, стереотипы, шаблоны, суеверия, предрассудки, нежелание самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность, перекладывание отвественности и результатов за действие (или бездействие) на других и пр. Все это приводит к ограничению личности, свободы выбора, творческой и духовной активности, свободы человека.

Индивидуальность в осуществлении выбора каждой личности осуществляется на основании диапазона его освоенных достижений человечества, что формирует кругозор[9]. Именно его особенности и определяют у личности особенности духовного мира, мира личности, круга его знаний и интересов, запросов и стремлений – чем он шире, тем выше уровень развития культурного развития личности.

Будучи членом общества человек, вступает во взаимосвязь с другими людьми. Место, которое ему присущи в рамках данных отношений и определяют его социальную роль – образ поведения, который ожидается от человека в силу его положения в обществе[10].

Ожидания, которые должны удовлетворять поведение исполнителя роли, как правило, закреплены законодательными нормами и правилами, обычаями, традициями, образцами поведения. Социальные роли имеют не сформированный макет, по которому человек живет и развивается, а обусловлен множеством факторов, происходящих в обществе.

В жизни каждый человек может играть различные социальные роли: детей, родителей, начальников и подчиненных, студентов и преподавателей, покупателей и продавцов, что не мешает ему быть одновременно исполнителем нескольких ролей.

Ролевое поведение человека обусловлено несколькими условиями[11]:

- содержанием роли, то есть ролевым ожиданием;

- глубины усвоения содержания;

- уровня исполнения роли.

При формировании у личности определенных социальных ролей и возникновении ситуации, когда происходит приспособление человека в рамках давления на него большинства, что приводит к конформизму, процессу, который основан на принятии господствующего доминирующего мнения[12]. В части приспособления конформизм служит механизмов для избежание конфликта или его разрешения в пользу группы, потому как часто наблюдается зависимость личности от других, что и приводит к необходимости искать подлинное или мнимое согласие, подстраивать свое поведение под чужие эталоны и ценности.

Разнообразные конфликты требуют от личности решения и самостоятельных, ответственных шагов в их преодолении. Личность не может быть автоматом, который выполняет предписания общества в зависимости от зафиксированных в нем функций как стереотип «так надо».

Формирование личности происходит при пересечении ее духовной составляющей и внешних требований в рамках выполняемых социальных ролей. Усвоение определенного набора социальных ролей значительно может повлиять на духовный облик личности[13]. Как правило, на поведение личности в обществе оказывает воздействие его профессиональная деятельности. В частности, сотрудники полиции в обыденной жизни сохраняют назидательную манеру общения, склонность к поучениям, наставничеству, негибкость и прямолинейность мышления, которое направленно на упрощение сложных вещей. Помимо прочего, сами ценности личности, особенности его психологического уклада и духовного мира оказывают влияние на кругозор, на выбор профессиональных и социальных ролей.

Духовный мир личности в целом оказывает воздействие на отношение к выполняемым ею социальным ролям и степень вовлеченности в них. С некоторыми своими ролями личность «срастается», становится с ними одним целым, а с другими держать дистанцию, сохраняя автономию и независимость.

Социальная роль непосредственно связана со социальным статусом личности, который определяет общее положение личности в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальный статус относится к показателю интегральному, отражающему общественное положение личности, социальной группы, включающий в себя профессию, квалификацию, занимаемую должность и характер выполняемой работы, материальное положение и политические взгляды, деловые связи и возраст, семейное положение и пр[14].

Социальный статус может быть предписанным, то есть полученным личностью в условиях, которые от него не зависят (как правило с рождения), достигнутый, то есть приобретенный в процессе социализации собственными усилиями. Может быть характерен для индивида и смешанный социальный статус, который сочетает в себе два выше указанных. Как правило, личность имеет несколько социальных статусов, но один из низ будет для человека основным (например, должность на работе).

В процессе всей жизни для человека характерны как смены статусного набора, так и отдельны ролей. Это происходит в результате развития индивида, его потребностей и интересов, то есть своего рода вызов социальной среде. В первом случае человек активен, а в другом – реактивен, проявляя рефлекторную реакцию на воздействия окружающей среды. Человеку присуще изменение, повышение и усложнение статусного и ролевого набора.

 

1.2. Особенности функционирования семьи в современном обществе

В современных условиях глобализации происходят различные трансформационные процессы, которые характерны для всех сфер общества, в том числе и для традиционной семьи и брака. Проблемы семьи формируются, как правило тогда, когда не реализуются или слабо реализуются ее функции. Это подтверждается социологическими, статистическими и публицистическими исследованиями и публикациями.

В результате перехода общества от традиционного к современному информационному обществу произошло и изменение функций социального института семьи, что не могло не отразиться и на обществе в целом, а также отдельном человеке, в частности. Меняются как жизненные представления, так и система приоритетов, тип рационализации и психический склад личности, доминирующий в обществе.

Тенденции, которые сложились в обществе, связанные с ростом степени свободы, значимости образования и самореализации привели к социально-культурным изменениям в обществе. Произошло усиление социальной дифференциации, повышение социальной напряженности, что и способствовало проявлению проблем и трудностей в семье. Именно семья для личности выступает в качестве консолидированного центра, в которой сосредоточены сферы по удовлетворению потребностей в общении и эмоциональном контакте, признании и самореализации. Поэтому несмотря на то, что сохраняются тенденции трансформационных процессов семьи важно сохранение социальной и личностной значимости семейных ценностей.

Изменение ценностных ориентиров в семье объясняется рядом причин[15]:

- влияние общемировых тенденций, которые связаны с переходом от одного цивилизационного мира к другому.

- преобразование ценностных ориентиров семьи, что обусловлено глубокими и качественными изменениями основных социальных институтов и общественной организации в целом.

Поэтому актуальность изучения изменений семейных ценностей в свете современного общества важно, потому как сейчас родство отдаляется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим и личностным потребностям каждой личности.

Как считаю социологи, семья со временем утрачивает характерные ей признаки и функции, перестает быть кооперативно-трудовым объединением, так как происходит переход от семейного производства к семейно-бытовому самообслуживанию. Современная женщина более эмансипирована, все активнее происходит ее вовлечение в производственную и общественно-политическую жизнь, изменяется социальная роль и статус, что неизбежно приводит к разрушению гендерных ролей в семье.

В современном сертификационном обществе, где мобильность и статусность приобретают важные роли, передача статуса семьи от родителей к детям сводится к минимуму. В привилегированных семья передача статуса базируется только в большей части на получении элитарного образования, либо подготовке детей к работе, которая обеспечит им высокое положение. Традиционная патриархальная система ценностей, в которой главенствующие позиции принадлежали таким понятиям как: семейственность, ответственность, долг, доминирование и уважение авторитета родителей и старших родственников. В ходе модернизации становится неустойчивой и непрестижной, потому как на первое место выходят независимые личные достижения каждого индивида. Все это приводит к нуклеоризации семьи и семейных ценностей, сокращается рождаемость, отношения в семье строятся по принципу супружества, роли и функции родительства отходят на второй план, становясь все более незначимыми. Первостепенными становятся только личностные интересы индивида, что переносится и на супружеские отношения и отношения к семье как социальному институту в целом.

Важно отметить, что в последнее время растет количество разводов по инициативе супруга (что зачастую связано с бездетностью брака), что обусловлено межличностными несовместимостями супругов.

Помимо прочего наблюдается переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основании межличностной избирательности, снижение важности традиций и семейных ценностей, что также ведет к учащению разводов, а повторные браки способствуют трансформации семьи[16].

Социологами часто проводятся исследования для выявления количества счастливых и несчастливых браков, и как показывают результаты, значительно увеличилось число «несчастливых» браков, когда супруги живут вместе, привязанные друг к другу какими-то обстоятельствами (дети, низкая заработная плата, психологические проблемы и пр.)

На уровень «счастья в браке» оказывает влияние также наличие или отсутствие общих детей, проживание с родителями или отдельно, уровень достатка в семье, характер сложившихся взаимоотношений.

Нужно отметить, что и неполная семья (при отсутствии одного из родителей), также негативно сказывается на характере взаимоотношений в семье. Процент счастливых неполных семей, как показывают социологические исследования, ниже среднего показателя и составляет менее 40%. При чем процент конфликтности в таких семья весьма высок (почти 60%).

Нужно отметить и смещение возрастных границ для вступления в брак с 18-20 лет к 25-28 годам и старше. При этом количество семей, стремящихся родить двух, и более детей значительно сокращается. Дети для современной семьи — это «роскошь», которая требует времени, финансовых вложений, отдельного жилья и прочих благ. Инструментальный тип родительства является не приоритетным, а также не выступает как гарант моральной устойчивости, поэтому конфликты присутствуют в молодых семьях практически к 35%. Все это приводит к тому, что рождение детей уходит на второй план. Исторический феном многодетной семья постепенно себя изживает: сокращается рождаемость, растет число разводов, на этом фоне происходит увеличение и проявление девиантности среди подростков и пр.

Среди типичных черт современной семьи можно назвать: демократизм в воспитании детей, а также, огромное многообразие типов семейной жизни и поведения. Постепенное утрачивание традиционных функций семьи способствует увеличению количества неполных семей, отсутствие должного воспитания, и, в связи с этим, отклонения (девиация разных форм) у детей[17].

Процесс трансформации семья на основании современных условий развития общества коснулся всех аспектов семейной жизни и отношений между супругами. Наблюдаются явные проблемы и проявления кризисных факторов в функционировании семьи, которые проявляются в процессах разрушения основ патриархальной семьи, смещении ценностно-ориентированных и мотивационных структур, поведения. Все больше людей предпочитают свободные отношения без вступления в официальный брак, наблюдается тенденция альтернативного устройства семейной жизни. То есть можно констатировать эволюционные формы брака и семьи, а также самого отношения к брачным узам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современный подход к исследованию социальных функций и ролей в семье как социальном институте и социальной группе

 

2.1 Социальные функции современной семьи как социального института и социальной группы

В социальной структуре общества существенное место принадлежит семье, которая является не только самым древним социальным институтом, возникшим ранее религии, армии, государства, образования, рыночных отношений, но определяющим аспектом в формировании ценностных ориентиров, гарантий реализации социальных потребностей.

Семья представляет собой особый институт, который регулирует межличностные отношения между супругами, родителями, детьми, родственниками, которые находятся во взаимосвязи с общностью быта, взаимной моральной отвественности, взаимопомощи и участия.

Первоначальную основу семейных отношений составлял брак, который представлен как исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочат или санкционирует половые отношения, формирует супружеские, родительные и иные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается в качестве малой социальной группы и как важный социальный институт. Говоря о семье как о малой социальной группе, обычно формируют систему удовлетворения личных потребностей людей, а если говорить как о институте, то обозначаются социально значимые потребности в рамках общественных ценностей и норм.

Семья относится к одному из ключевых элементов социальной структуры общества, как емкая подсистема, внутри которой формируются регулируемые законодательно брачно-семейные отношения, а также которая функционирует исходя из морально-нравственных норм и обычаев, традиций и правил.

Как было уже отмечено выше – основная функция семья – репродуктивная, основанная на биологическом воспроизводстве населения на уровне общественной значимости, обеспечивающая удовлетворение потребности в детях – на личном уровне.

Основных функций семьи отражены ниже (табл. 2).

Таблица 2 – Функции семьи[18]

Сфера семейной жизни

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в родительстве

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними от других

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи

Формирование и поддержание морально-правовых представлений

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи

По своим формам и типам семейные отношения значительно многообразны и имеют различную структуру:

- нуклеарную (простую), которая состоит из родителей и находящихся у них на иждивении детей;

- расширенную (сложную) – родители дети и другие родственники, представители двух и более поколений.

Структура семьи имеет следующую основную систему (рис. 1).

Рисунок 1 – Основная структура семьи

Семья способствует формированию личности, а также самоутверждению человека как внутри семьи, так и за ее пределами через стимулирование его социальной, производственной и творческой активности, способности сохранять и укреплять физическую и психологическую основу, раскрывать индивидуальный и творческие способности. Но нужно признать, что это формируетсятолько в рамках благополучных семей.

Каждая функция семьи играет определенную роль в построении ее жизнедеятельности и имеет существенное значение как для общества, так и для личности.

С позиции семейных ценностей и ценностных ориентиров наблюдаются такие семьи как:

- в которых семейным ценностям отдается большее предпочтение, а не личным или общественным;

- где личностные ценности и ориентиры имеют для супругов особенно высокую значимость по сравнению с ценностями семьи;

- присутствуют различные ценностные ориентиры, когда одному из супругов характерны личностные, а второму семейные ценности;

- семья с «плавающими» ценностями, когда в различные периоды времени ценности семьи варьируют – личностные, семейные и общественные становятся важными в зависимости от этапа развития семьи и изменения взглядов супругов.

Отдельно хотелось бы отметить наличие родовых ценностей семьи, которые Л.И. Савиновым были соотнесены следующим образом:

- родовые ценности формируются как сложный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, высшей ценностью которых выступает любовь;

- рождение детей как ценность, в ходе которой достигаются как не только биологические инстинкты, но и важные духовные и социальные качества;

- различные ценностные ориентации, которые способствуют в многопластовой сфере общения сформировать у членов семьи аспект человечности и взаимопонимания. Этому способствуют роли жены, мужа, отца, матери, сына, дочери и пр.

Не менее важным критерием в качестве родовой ценности можно назвать возможность чувствовать определенную защищенность и стабильность, которые дает семья своим членам.

Оценивая современные характерные потребности личности и соотнесение их с жизнью семьи, можно отметить ряд ценностей, которые в наибольшей степени проявляются в настоящих условиях:

- связанная с самоутверждением личности: социальная значимость семьи, традиционная личность семьянина, признание каждого члена семьи своим ближайшим окружением, приобретение определённого статуса в обществе;

- удовлетворение потребности в любви, поддержке и признании: признание каждого члена семьи вне зависимости от наличия у него изъянов, достоинств и недостатков, возможность чувствовать присутствие и участие семьи, любовь, нужность и поддержку, проявление чувств по отношению к близким людям, сексуально-интимные отношения супругов;

- возможность чувствовать определенную защищенность и стабильность: длительность и укрепленность семейно-брачных отношений, постоянство контроля и экономической помощи, психологическая составляющая взаимоотношений в семье, получение эмоциональной разрядки;

-  возможность получить удовлетворение прагматических потребностей: совместная форма владения и распоряжения имуществом, рост доходной части бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и пр.

Качественный анализ семейных ценностей позволяет подчеркнуть, что семья основана на гуманистической сущности, в которой человек выступает высшей ценностью, определяющий смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности и ориентиры определяют направление гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, взаимопомощи, справедливости, милосердия и пр.).

На основании рассмотренного теоретического анализа можно отметить, что основные функции семьи основаны на удовлетворении многообразных индивидуальных потребностей личности и существенных потребностей общества.

 

2.2. Социальные роли и ролевые ожидания в современной семье как социальном институте и социальной группе

Понятие семейной роли опирается в отечественной науке на представление о социальной роли, которая представлена как социальная функция личности, соответствующая принятым нормам и способам поведения людей в зависимости от их статуса, позиции, занимаемой в обществе, в системе межличностных отношений. 

Социальные функции имеют два основных источника возникновения:

- потребности общества;

- потребности самой семейной организации.

Для семьи тоже характерно изменение социальных ролей на каждом этапе развития и изменения масштабов в процессе ее социальной деятельности. Но непосредственно все изменения в обществе так или иначе отражаются на семье, а семья как социальный институт представляет особый интерес для общества, которое заинтересовано а механизме воспроизводства.

В семье социальные функции могут определяться социальными ролями, что влечет за собой распределение ролей в зависимости от ролевой структуры семьи, а также тем какие обязанности характерны для каждого члена семьи и на каких принципах построены семейные отношения.

При описании ролевой структуры важный вопрос формируется исходя из распределения ролей (рис. 2).

  Рисунок 2 – Структура семьи

Выделение ролей является основной проблемой при формировании ролевой структуры семьи, поэтому большая часть исследований направлена на исследование хозяйственно-бытовой и воспитательной функций. Это роли организатора быта, хозяина/ хозяйки, воспитателя детей, роль материально обеспечивающего члена семьи, роль кормильца и пр[19].

В обществе изначально каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина – женой и матерью.

При организации взаимоотношений между мужчиной и женщиной изначально строится определенная экономическая структура семьи, которая основана на превосходстве одного пола над другим: матриархат и патриархат. Но существует и два уровня руководства и управления – со стороны жены и матери, со стороны муда и отца. То есть можно говорить о принятии решений сообща. Это касается как вопросов экономического характера, так и вопросов воспитания.

Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки, потому как проблемы лежат в плоскости социально-психологических и социальных аспектов изучения семьи. И распределение семейных ролей является одной из актуальных тем.

Само по себе распределение ролей имеет конкретику с позиции социологии, но в рамках самого функционирования семьи они могу принимать различную окраску, усложняться, меняться. Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.

Для анализа ролей семьи с позиции социально-психологического аспекта можно отметить, что большое внимание уделяется неопределенности норм, которые регулируют настоящие брачно-семейные отношения, в том числе и ролевые. Каждый супруг выбирает ту или иную модель поведения и взаимодействия из массы существующих.

Нужно отметить, что бытом многих семей правит психологическая безграмотность, половое невежество, воспитательная безграмотность. Межличностные отношения в браке постепенно формируют общие для обеих супругов психолого-социальные установки, вкусы, взгляды и привязанности. Потребности супругов зачастую разняться и их согласование зачастую требует усилий со стороны обоих членов.

Супружество по своей природе предполагает определенные требования и ожидания каждого, а расхождения между ожиданиями и действительностью неизбежно ведет к обострению отношений. С одной стороны это может привести к открытому конфликту, а с другой к хладнокровному и достаточно безмолвному отторжению.

Поэтому рассматривая ролевые ожидания нужно отметить, что на разных этапах развития семейное жизни они разняться. В формате развития семейных отношений и на основании проведенных исследований нужно отметить, что ролевые ожидания и притязания супругов могут различаться не только в зависимости стадии семейных отношений, но и от семейных и личностных ценностей каждого из супругов, их психолого-морального настроя и установок.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В обществе большое значение имеют социальные роли, статусы и функции личности, которые определённым образом формируются и состыковываются, отражаясь на поведении человека.

Общество и личность взаимодействуют на основании социального статуса и социальной роли, при этом в личности происходят различные механизмы, которые воздействуют на социальное образование.

Особое (комплексное) содержание института семьи позволило нам рассматривать его одновременно в двух самостоятельных значениях: как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, юридически оформленными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, порождающие взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей, которая в свою очередь имеет свой персональный социокультурный код, основанный именно на особенностях и ментальности нации и народа.

Именно особый характер и роль семьи в обществе и государстве, в настоящее время в Российской Федерации обусловливает ее статус не только как объекта, но и как равноправного субъекта (участника) общественных отношений, имеющего право участвовать в реформировании, иметь возможность защитить свои права именно как семьи, а не отдельного ее члена. Семья, таким образом, равноправный самостоятельный субъект правоотношений и проводимой социальной политики государства, в том числе и конституционных.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Общ. ред. и пред. П.С. Гуревича. – М.: «Прогресс», 1993. – 608 с.

2. Алексеев, М.А. Социализация и формирование личности / М.А. Алексеев // Культура. Духовность. Общество. 2014. - № 15. - С. 155-159.

3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Издательство МГУ, 2016. - С 45.

4. Аристотель. Соч.т.4, М., 1983, с.237

5. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешек./Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 2016. – 215 с.

6. Волков. А Г. Семья - объект демографии. - М.: Мысль. 2016. - С. 11-13.

7. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Спб.: Питер, 2016. - 176 с.

8. Каргапольцева, Н.А. Социализация личности и качество образования / Н.А. Каргапольцева, Э.Ф. Масликова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. - № 9 (184). - С. 23-28.

9. Каргапольцева, Н.А. Социализация личности и качество образования / Н.А. Каргапольцева, Э.Ф. Масликова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. - № 9 (184). - С. 23-28.

10.   Климов И.А. Социологическая концепция Энтони Гидденса. См.: #"all">


[1]Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Общ. ред. и пред. П.С. Гуревича. – М.: «Прогресс», 1993. – 608 с.

[2]Маркович, Д.Ж. Общая социология: Учебник / Д.Ж. Маркович; Пер. с серб. С.А. Плема. — Рн/Д: РГУ, 2015. — 272 c.

[3]Немировский В.Г. Социология. — М.: Проспект, 2015. — 544 с.

 

[4]Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Издательство МГУ, 2016. - С 45.

[5]Шеляг Т. В. Цели и ценности государственной семейной политики // Государственная семейная политика. - М., 2016. - С. 14 - 22.

[6]Волков. А Г. Семья - объект демографии. - М.: Мысль. 2016. - С. 11-13.

[7]Алексеев, М.А. Социализация и формирование личности / М.А. Алексеев // Культура. Духовность. Общество. 2014. - № 15. - С. 155-159.

[8]Каргапольцева, Н.А. Социализация личности и качество образования / Н.А. Каргапольцева, Э.Ф. Масликова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. - № 9 (184). - С. 23-28.

[9]Кубякин, Е.О. Особенности воздействия массовой культуры на социализацию российской молодежи / Е.О. Кубякин // Общество: философия, история, культура. 2015. - № 1-2.- С. 24-27.

[10]Москвин, В.А. Главные задачи на этапах процесса социализации личности / В.А. Москвин // Инвестиции в России. 2016. - № 1 (180). - С. 29-34.

[11]Серебрякова, Н.В. Современные подходы к социализации личности / Н.В. Серебрякова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. - № 2-7. - С. 128-129.

[12]Щеглов, И.А. Социализация личности как теоретическая проблема / И.А. Щеглов // Теория и практика общественного развития. 2014. - № 1. - С. 36-39.

[13]Устиненков, А.В. Основные этапы моральной социализации личности / А.В. Устиненков // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2014. - № 8 (8). - С. 156-161.

[14]Кузьмина, К.Е. Особенности социализации личности в современном мире / К.Е. Кузьмина // Личность в пространстве и времени. 2015. - № 5. - С. 131-137.

[15]Кочисов, В.К. Семья как условие социализации личности / В.К. Кочисов, О.У. Гогицаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. - № 2 (21). - С. 83-86.

[16]Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешек./Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 2016. – 215 с.

[17]Каргапольцева, Н.А. Социализация личности и качество образования / Н.А. Каргапольцева, Э.Ф. Масликова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. - № 9 (184). - С. 23-28.

[18]Шнейдер Л.Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015. - С. 132-133.

[19]Дружинин В.Н. Психология семьи. - Спб.: Питер, 2016. - 176 с.

Похожие работы на - Социология семьи

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!