Становление и развитие рыночной системы в России.

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Антикризисный менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2019-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление и развитие рыночной системы в России.

ТЕМА: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ: КУДА ИДЁТ НАША ЭКОНОМИКА?»

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ПЕРЕХОД И СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..............................................................................5

1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ И СОЦИАЛЬНО-РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.........................................................................................................5

1.2 СОЦИАЛЬНО-РЫНОЧНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО......11

1.3 РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА И СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК....................................12

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ......................................................................................20

2.1 ОБЩЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ..23

2.2 ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ  (ВВП)...........................................28

2.3 ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ - КУДА ИДЕТ НАША  ЭКОНОМИКА.............................................................................30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Целью курсовой работы является проанализировать теоретически и практические материалы на тему становления рыночной системы в Российской Федерации. Выяснить этапы развития рыночных отношений в экономике нашей страны, а также  определить, что ждёт нашу экономику и страну в целом в будущем.

Рыночная система Российской Федерации прошла долгий путь развития.

В последние годы российский рынок переживал бурные времена, но после периода нестабильности появились признаки того, что дело значительно улучшается.

Это отчасти благодаря большей экономической стабильности в Российской Федерации.

Годовой уровень инфляции в стране показал снижение до 5,2% в апреле 2019 г., с 5,3% в марте и на данный момент вполне соответствует рыночным ожиданиям. Годовой уровень базовой инфляции в апреле составил 4,6 %, не изменившись по сравнению с предыдущим месяцем, оставаясь на самом высоком уровне с февраля 2017 г. В месячном исчислении потребительские цены выросли на 0,3 %, как и в предыдущем месяце, и соответствовали рынку. Уровень инфляции в России в среднем составлял 121,31% с 1991 по начало текущего года, достигнув рекордного уровня в 2333,30%  в декабре 1992 г., и рекордно низкого уровня в 2,20% в январе прошлого года.

В России наиболее важными категориями в индексе потребительских цен являются продукты питания и безалкогольные напитки (30 процентов от общего веса) и транспорт (14 процентов). В индекс также входят: одежда и обувь (11 процентов); жилье, вода, электричество, газ и другое топливо (11 процентов); развлекательные и культурные мероприятия (6 процентов), алкогольные напитки и табачные изделия (6 процентов) и бытовая техника (6 процентов). Здравоохранение, связь, образование, гостиницы, рестораны и другие товары и услуги составляют оставшиеся 16 процентов от общего веса.

Одной из главных целей работы является выяснить, почему и для чего Россия перешла от плановой экономики к рыночной. Данный переход был очень важен для развития нашей страны не только в экономическом аспекте, но и в социальном, и политическом. Также, данный процесс ещё не завершен до конца, и крайне  важно довести его до конца. Несмотря на то, что нельзя целиком отрицать вмешательство государства в экономику. Определенный контроль в сфере экономики со стороны правительства очень важен для стабильного развития страны.

В данной работе показано, как развивалась рыночная система в Российской Федерации, на каком этапе развития российская экономика находится на сегодняшний день и каковы перспективы развития и куда идёт наша экономика.

Очень долгое время наша страна была в глубоком кризисе, как в экономической сфере, так и в социальной. Стране удалось выбраться из данной ситуации, однако «эхо» этих проблем слышатся до сих пор.

Для того чтобы оценить социально-экономическое положение России, необходимо рассмотреть и проанализировать все показатели уровня жизни населения страны.

В последней части данной работы изложены необходимость изменений и реформ в сфере экономики для дальнейшего развития Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Переход и становление рыночной системы в Российской Федерации

1.1 Характеристика рыночной и социально-рыночной экономики

 

Как известно, в России стране долгое время господствовала плановая экономика, при которой правительство само определяет, как должны быть использованы и распределены в стране ресурсы. Данная система не могла существовать дальше, так как изменилось поведение потребителей, изменились их потребности.

Вследствие этого в России были введены товарно-денежные отношения. В этих условиях активно развивается разделение труда, обособление товаропроизводителей от государства. Развитие этой системы имело большие обороты, в результате чего образовался рынок, предполагающий свободу продавца и покупателя в своем выборе партнера. Это является фактором развития экономической самостоятельности хозяйственных отношений, гибкости цен, связи между спросом и предложение, конкуренции. Но идеала в жизни, как известно, не бывает.

Каждый из субъектов экономики заботится, прежде всего, о своих собственных интересах, о своих доходах, и эти интересы зачастую противоположны, что может приводить (и приводит) к конфликтам интересов).

Потребители хотят покупать продукцию хорошего качества по низким ценам; Продавцы, в свою очередь, хотят вылечить объем продаж своей продукции с максимальной прибылью и минимальными затратами, что в большинстве случаев не гарантирует хорошего качества товара, при этом обычно обеспечиваются высокие цены на товары.

Та же ситуация наблюдается и на рынке труда: работники стараются дорого «продать» себя с минимальными затратами сил на это, в то время как работодатели хотят обеспечить высокую производительность труда на своём предприятии, однако при этом хотят сохранить низкую заработную плату для своих подчиненных. Подчиненные же (работники) хотят увеличения заработной платы и различных льгот с минимизацией усилий на своей работе.

 Подобные противоречия в интересах сглаживаются в рыночной экономике на рынках товаров и услуг, рынке труда и рынке капитала. Так, на рынке товаров и услуг у каждого субъекта хозяйственных отношений имеется свой хозяйственный план: у производителей товаров и услуг это  план продаж; потребителей - покупок. При этом производители товаров и продавцы стремятся максимизировать свою прибыль, (при этом снизив расход на производство) а покупатели хотят получить максимальную выгоду при приобретении товаров (и услуг).

Когда один производитель увеличивает свою прибыль с производства, угадывая ожидания потребителей своих товаров, так как его предложение оказалось верным, эта ситуация заставляет других производителей действовать точно так же, увеличивая тем самым правильные поставки товаров. Из всего вышесказанного можно сделать обоснованный вывод, что основное различие между рыночной экономикой и плановой заключается в том, что цены не устанавливаются государством, а устанавливаются на основе компромиссов между производителями товаров (и услуг) и  их потребителями. Стоит также сказать, что рынок является саморегулирующимся механизмом; совокупность всех экономических отношений относительно продажи товаров по ценам, установленным на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.

Рынок также выполняет очень важные функции, например, стимулирует технический прогресс (развитие прогресса). Фирмы, которые не улучшают свое производство, не обновляют оборудование, не способны минимизировать затраты и улучшать качество производимой продукции, их товары начинают уступать товарам конкурентов и несут огромные убытки и речь может заходить даже об  уходе  с рынка. Таким образом, на рынке остаются только самые сильные, устойчивые и прогрессивные фирмы. Также рынок является информатором. Через постоянно меняющиеся цены рынок информирует производителей о том, где и какие товары отсутствуют, а где и какие товары производятся в изобилии. Чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей, необходимо регулировать распределение ресурсов и соблюдать пропорциональность в развитии экономики. Эту функцию выполняет также рынок.

Также необходимо рассмотреть основные категории рынка: спрос, предложение, цену и конкуренцию. Спрос - это количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в отдельно взятый промежуток времени. Предложение - это количество товаров и услуг, которые готовы продать продавцы  при определенных условиях в данный период времени.

Цена - это количество денег, за которое продается и покупается определенное количество товара и услуг. Установление цены происходит от многих факторов: соотношение спроса и предложения, наличие конкурентов на рынке, покупательная сила рубля, величины издержек, инфляция и многое другое. Также цены различаются по ряду признаков. В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют: оптовые, розничные и тарифы. По степени свободы цены делятся на твердые, регулируемые и рыночные. Рыночные цены свободны от непосредственного ценового вмешательства государственных органов. Они формируются под влиянием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между продавцами товаров и их покупателями. Динамика такой цены всегда отражает структуру рынка, она обеспечивает равновесие спроса и предложения, поэтому ее также называют равновесной ценой.

И последней из основных категорий, но далеко не последней по значимости, является состязательность на рынке - конкуренция. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объёмов предложения товаров на рынке. Конкуренция - это динамический, ускоряющий движение процесс. Именно конкуренция способствует улучшению качества производимых товаров, потому, что каждый производитель, если у него имеется конкурент в сфере занятой им,  старается производить товар качества выше, чем его конкуренты, и чем больше конкурентов, тем выше качество производимых товаров и ниже цена на товар. Конечно же, для производителей это не выгодно, так как большое количество конкурентов снижает их доходы, но для покупателей это выгодно, так как с появлением большего количества производителей - цены на товары падают всё ниже и ниже. Конкуренция - это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

 Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров. Создание условий и поддержание конкуренции является заботой государственных органов, наблюдающих за состоянием рынка.

В современном мире конкуренция усиливается на межгосударственном и межконтинентальном уровнях из-за образования крупных производительных структур и дальнейшего формирования мирового рынка. Когда происходит ужесточение конкуренции, многие фирмы становятся банкротами, поскольку они не могут противостоять конкурентам.

В результате конкуренции на рынке сохраняют и расширяют свои позиции наиболее сильные и восприимчивые к научно-техническому прогрессу и хорошо адаптирующиеся к различным ситуациям фирмы, а неспособные и слабые фирмы самоликвидируются.

Это в целом приводит к повышению эффективности экономики, удовлетворению возросшего потребительского спроса. Важную роль в создании конкурентной среды играют малые и средние предприятия, свобода предпринимательской деятельности, поэтому государство должно, активно поддерживать малый и средний бизнес, предпринимательство.

Рыночный механизм также определяется вмешательством государства в рыночные процессы. Насчет степени вмешательства государства в рыночные отношения  у многих людей существуют свои точки зрения. Так экономисты классической школы полагают, что государство должно взять на себя производство некоторых товаров и услуг, которые не смогут или не хотят продавать частные предприниматели; монетористы же придерживаются точки зрения минимального государственного вмешательства, они считают, что спрос и предложения - самые мощные экономические рычаги. Однако в Российских условиях управление процессами в социальной сфере невозможно только административными методами, ровно, как и только рыночными методами.

В условиях рыночной экономики государство сохраняет за собой многие функции, но изменяются механизмы, формы и методы их осуществления.

Эффективное вмешательство государства необходимо, если рыночные механизмы не функционируют эффективно или могут даже оказать негативное влияние на экономику и общество, например, в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты. В то же время, если общественные объединения участвуют в реализации социальных программ, государство должно дать им инициативу.

Считается, что государственное вмешательство направляет рыночную экономику в социальную рыночную экономику. Можно также сказать, что области и границы государственного вмешательства в высокоразвитых странах определяются уровнем экономического и политического развития соответствующих стран.

В России в которой доля государственной собственности существенно выше, чем в странах Европы, области и границы вмешательства государства, очевидно, должны быть существенно шире. Государственной собственностью нужно эффективно управлять. Управление государственной собственностью предполагает согласование интересов государства с фирмами и предприятиями, находящимися в их имущественном подчинении.

В рыночной экономике фирма является основным субъектом рыночных отношений. В зависимости от цели деятельности, банки, страховые и трастовые компании, а также инвестиционные структуры также различаются. Кроме того, предприятия принадлежат основным субъектам хозяйствования, а банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры - субъектам рынка, обслуживающим сферу бизнеса. Фирма - это организация, которая владеет и ведёт свой бизнес, преследует коммерческие цели (выгода от продаж товаров и услуг) и пользуется правами юридического лица. Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет одно или несколько предприятий, специализирующихся на конкретных видах деятельности в сфере промышленности, торговли, строительства, транспорта, научных и проектных работ.

Принципиальное значение имеет классификация фирм по правовому положению. Различия в правовом положении фирм зависят от решения следующих вопросов: кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы; кому предоставляется право заключать сделки от имени фирмы; в чьем ведении находится решение вопросов, касающихся хозяйственной деятельности фирмы. Во всех странах по правовому статусу фирмы делятся на два основных вида: единоличное владение (предприятие) и объединения предпринимателей. Единоличное владение это фирма одного лица или семейства. В современных условиях преимущественное значение имеют фирмы, являющиеся по своему правовому статусу объединением предпринимателей.

 

1.2 Социально-рыночное государственное устройство

 

Во всех странах с рыночной экономикой, включая Россию, прослеживается закономерность роста государственных расходов по мере принятия государственных программ по социальному обеспечению, образованию, медицинскому обслуживанию, выплатам пособий безработным, увеличению расходов на управление, на перевооружение армии и безопасность, а также выплатам по имеющимся международным долгам и различным обязательствам.

В развитых странах государственные расходы составляют до одной третей валового национального продукта и реализуются на трех уровнях: общегосударственном, региональном и местном.

Основным источником покрытия государственных расходов является  система налогообложения. Источниками государственного дохода в странах с рыночной экономикой являются: индивидуальный подоходный налог, взносы на социальное страхование, корпорационный подоходный налог, акцизные налоги, займы и иные поступления.

Инвестиционная деятельность - немаловажная характеристика социально-рыночной экономики. К инвестициям относятся денежные средства, целевые банковские кредиты, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, права пользования землей и другими природными ресурсами, имущественные права.

Человек всегда был и остаётся центральной фигурой рыночной экономики.

Инфляция и безработица - являются характерными объективными атрибутами рыночной экономики.

Инфляция - повышение общего уровня цен в экономике. Безработица - социальное явление, при котором часть экономически активного населения, способного и желающего трудиться, не может найти работу, рабочее место, дающее возможность получения дохода.

От инфляции страдают люди с фиксированными доходами, в частности пенсионеры. Страдают также государственные служащие. Инфляция неблагоприятно отражается на работниках, чья зарплата определена на фиксированном уровне и долгосрочных контрактах, и кредиторах, предоставляющих долгосрочные займы под проценты на неизменном уровне. Однако при непредсказуемой инфляции некоторые выигрывают. Рыночный механизм экономики формирует условия занятости населения. Безработица при этом - один из неизбежных феноменов. Различают несколько видов безработицы: структурная, временная, циклическая.

В прошлом редко удавалось одновременно достичь низкого уровня безработицы и стабильных цен. На формирование бюджета, при котором могут быть достигнуты относительно стабильные цены, полная занятость и удовлетворительный уровень экономического развития, направлена финансовая политика. Для того, чтобы решить вышеперечисленные проблемы, правительство должно рационально манипулировать доходной и расходной частями бюджета.

 

1.3 Рыночные отношения. Причины их возникновения

 

Переход к рынку - очень сложный и длительный процесс.

Достижение эффективного развития и перехода к рынку невозможно без основных моментов:

Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров, затем распространяется на инвестиционные отрасли

Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями

Проводится жесткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции.

Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряются частные предпринимательства

Принципиальный смысл рыночной схемы развития - самонастраиваемость, взаимодействие прямых и обратных связей, отторжение бюрократических, тоталитарных структур и институтов.

Для перехода от системы централизованного административно-бюрократического управления, базирующегося на государственной монополии, к принципам рыночных отношений необходимо прежде всего четкое экономическое обособление их субъектов как полноправных партнеров - юридических и физических лиц, являющимися собственниками материальных, духовных, интеллектуальных ресурсов и результатов деятельности. Рыночные отношения невозможны без деятельности множества хозяйственных и коммерческих субъектов. Значит, переходя к рынку, неизбежно приходится решать принципиально важную проблему формирования системы субъектов хозяйственных связей. Это обусловливает необходимость разгосударствления и приватизации господствовавшей до этого государственной собственности. В России рассматривается определенная последовательность, этапы, масштабы и формы разгосударствления и приватизации объектов, предприятий, организаций, земли, жилого фонда: опережающая малая приватизация, охватывающая сферу торговли, общественного питания, коммунально-бытовых услуг, жилья, местной инфраструктуры, и последующая большая приватизация крупных предприятий, в том числе в базовых отраслях экономики. Конкретные шаги в этом отношении определены в законах России "О приватизации государственных и муниципальных предприятий РСФСР" от 3 июня 1991 года, "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" от 4 июня 1991 года и в "Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", принятой в июне 1992.

Рынок предполагает взаимосвязь спроса и предложения, цен. Взаимодействие спроса и предложения экономически отражает отношения субъектов рынка. Спрос, также как и предложение, зависит от цены. Но рыночное взаимодействие спроса и предложения, реальная свобода выбора для продавца и покупателя обеспечиваются только в условиях подвижных цен, что несовместимо с их централизованным, бюрократическим определением.

Наконец, обязательным условием нормального функционирования рыночного хозяйства является соответствующая экономическая среда. Это прежде всего создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Переход на новую стадию также требует трансформации роли государства в экономике. Задача государства состоит в приспособлении экономической и социальной политики к институциональным реалиям России. Важное значение имеет проектирование социальных институтов роста, которые способствуют развитию гражданского общества. В наше время роль государства в экономике огромна, прежде всего потому, что современные государственные структуры призваны обеспечивать создание благоприятной рыночной среды, условий хозяйственной и коммерческой деятельности.

С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, обойтись без спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность. Однако история сложилась иначе, и руководству России пришлось не перестраивать экономику, а воссоздавать заново.

При традиционном типе потребления предпочтения основной массы населения не менялись из года в год и из поколения в поколение. Для прокормления семьи нужно было неизменное количество риса, а девушки могли носить наряды бабушек, не вызывая насмешек. В этих условиях диктаторы действительно без существенных искажений могли выстраивать по порядку различные потребности членов общества. Поэтому, пока основные потребности людей определялись традицией, пока стремления людей иметь завтра иные вещи, чем вчера, не играли существенной роли, реальные преимущества рыночной экономики по сравнению с нерыночной были очевидны. Эффективность нерыночных экономик оказывалась еще выше, когда власть не выясняла потребности подданных, а навязывала подданным свои представления о том, что им нужно, а подданные, кто с энтузиазмом, кто с покорностью, их принимали.

Россия встала на путь рыночного развития гораздо позже остальных развитых стран. С начала 60-х годов СССР по темпам экономического роста стал отставать сперва от Японии и ФРГ, а потом и от всех ведущих стран Запада. Главным источником этих перемен был переход от сельского образа жизни к городскому, от традиционных вкусов к новым, от желания иметь всем известный минимум благ к стремлению пользоваться самым новым и самым модным. А моду предсказать невозможно. Главным препятствием для планирования являлось непостоянство вкусов потребителей, их желание следовать за модой. Этих перемен оказалось достаточно для сокрушительного поражения централизованной плановой экономики в соревновании с рыночной.

Сегодня нам представляется, что мы никогда не станем довольствоваться скудным набором товаров, отобранных властью. Вполне возможно, что это так, но также вполне возможно, что человечество, и Россию в том числе, ждет иное будущее. Не исключено, что потребителям надоест бесконечная погоня за новым, что мир бабушкиных вещей когда-нибудь снова покажется более уютным и теплым, чем мир сегодняшних вещей, привезенных из магазина. А еще более вероятно, что обстоятельства вынудят людей умерить свои аппетиты. Например, за серьезной экологической катастрофой последует тенденция минимизации потребления, всемерного самоограничения как требования для выживания. Тем не менее, сегодня стремления покупателей иметь и уметь пользоваться новыми товарами, разрушившие советскую экономику, в странах с рыночной экономикой способствуют экономическому росту. Когда к середине 80-х годов уже большая часть населения России жила в городах и переходила к современному типу потребления, поражение плановой экономики в соревновании с рыночной стало неизбежным. Но для тех, кто не стремился к рыночным реформам, конкретные причины и точная дата развала плановой экономики далеко не безразличны. Многие из них, особенно люди старшего возраста, до сих пор сохраняют традиционный стиль потребления, и для них действительно плановая экономика не только привычнее и роднее, но и объективно ничем не хуже рыночной. Однако без особого стечения обстоятельств у традиционалистов нет шансов повернуть историю вспять, вкусы более молодых и более активных горожан неизбежно будут доминировать над вкусами пенсионеров и сельских жителей, а естественный процесс смены поколений с каждым годом сокращает ряды потребителей-традиционалистов.

Проблема возможностей нерыночной экономики в современном мире давно занимала умы экономистов. Один из наиболее полных обзоров аргументов за и против плановой экономики был составлен классиком либеральной мысли Ф. Хайеком. Хотя с момента его написания прошло более 60 лет, в целом обзор не утратил своего значения, и главные аргументы Хайека до сих пор не опровергнуты. Наиболее важным из них является невозможность другим путем помимо реального функционирования рынка выяснить полезности и коэффициенты эластичности спроса различных товаров у потребителей. Вторым по важности является невозможность заставить производителей предоставлять планирующему центру точную информацию и в заданные сроки, так как нерыночные менеджеры неизбежно имеют свои собственные интересы, отличные от задач оптимального распределения ресурсов. Причем в отличие от рыночной экономики в нерыночной экономике нет возможности заменить этих менеджеров на других, более эффективных.

При традиционном типе потребления и неизменности потребительских предпочтений эффективности рыночной и нерыночных форм организации экономики близки между собой. Преимущества рыночной экономики проявляются при современном типе потребления, когда предпочтения потребителей меняются и зависят от моды, которую предсказать невозможно. Поэтому произошедший в последние десятилетия переход экономически активной части населения России к современному типу потребления делает невозможным возврат к плановой экономике без еще большей деградации экономики. Резко возросший ассортимент товаров делает невозможным централизованное планирование, не справлявшееся и с прежним ассортиментом.

И, наконец, немаловажным препятствием является современные информационно-коммуникационные технологии. Согласно данной позиции основное противоречие состоит в том, что централизованная экономика имеет иерархическую структуру, характеризующуюся контролируемыми потоками информации и попросту цензурой, в то время как нынешняя информационная эпоха требует свободного распространения информации, а любые стеснения ведут к экономическому отставанию. Таким образом, современные информационные и коммуникационные технологии разрушают тоталитарную форму правления, на которую опирается нерыночная организация экономики.

В своем труде "Здоровье нации" А. Смит вводит понятие "невидимой руки". С его точки зрения, "невидимые руки" - основной мотив предпринимательской деятельности, основанной на частной собственности, стремлении достичь личной экономической цели, прибыли. По его мнению предприниматель - собственник, идущий на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует, организует производство, распоряжается его результатами. В работах австрийской школы предприниматель трактуется как хозяйственник, для которого главное - анализ и использование многообразных рыночных возможностей, реализация новаторских идей. Широко принятое разделение предпринимательской функции на ресурсную, организаторскую и творческую наиболее полно систематизирует набор признаков, связываемых с предпринимательством.

Определяя предпринимательство как метод хозяйствования, важно учитывать главное условие - самостоятельность и независимость субъекта, а также ответственность за принимаемые им решения, сопровождающиеся риском, стремлением к достижению коммерческого успеха, к увеличению прибыли.

В Гражданском кодексе Российской Федерации предпринимательство характеризуется следующим образом: "Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

В теории и на практике предприниматели представляются как люди с неограниченной свободой в принятии любых решений, в том числе и хозяйственных. Действительно, предприниматели зачастую без какого-либо постороннего вмешательства сами выбирают сферу приложения средств и сил (способностей), определяют методы решения задач, а так же конкретные пути и средства достижения поставленных целей, полностью отвечая прежде всего своим имуществом за последствия принимаемых решений и совершаемых действий и поступков.

Предприниматели, обладая соответствующими средствами (капиталами), приобретают тем самым определенную экономическую, а, в конечном счете, и политическую власть или возможность влиять на деятельность других людей, т.е. определять цели и характер их поведения и конкретных действий.

Как итог, следует отметить необходимость государства поддержания предпринимательства, в особенности мелкого и среднего бизнеса.

При этом Россия еще не полностью избавилась от монополий. Монополии являются основным тормозом рыночной экономики России. Рыночные отношения могут развиваться только в условиях конкуренции. Монополии препятствуют их развитию. Наличие монополий является результатом того, что Россия еще не завершила длительный этап перехода к рыночной системе.

Анализ экономического развития мирового сообщества не оставляет сомнений в преимуществах рыночной экономики.

Для нашей страны переход к рыночной экономике - разумный выход из глубокого экономического кризиса, преодоление неудовлетворенного уровня жизни, беспрецедентного отставания в технологии, использовании результатов научно-технического прогресса, развитие социальной и культурной среды общества.

Глубокое осознание этой объективной ситуации значительной частью общества - являлось главным условием движения экономики России вперед.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика социально-экономического положения России

 

Чтобы охарактеризовать социально-экономическое положение России, нужны статистические данные о социальном развитии страны. С помощью системы количественных показателей можно адекватно отразить условия, процесс и результаты функционирования рыночной экономики, проанализировать тенденции и закономерности развития общества.

Социальная статистика - отрасль статистики, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, в неразрывной связи с их качественной стороной. Целью социальной статистики является разработка интегрированной системы взаимоувязанных показателей, позволяющих получить всестороннюю характеристику состояния и развития соц. условий жизни людей (жителей страны), выявить тенденции и закономерности, изучить глубинные процессы и создать полную картину общественного уклада и образа жизни человека в конкретных исторических условиях развития общества. Также статистика преследует комплексные цели. Прежде всего, это всестороннее и глубокое изучение состояния и развития экономики страны, различных социальных процессов, происходящих в ней, их закономерностей, путем сбора, обработки, анализа и обобщения данных о них.

Для отображения и изучения количественной и качественной сторон явлений и процессов общественной жизни в социальной статистике используется система показателей. Статистический показатель - обобщенная количественная характеристика качественно определенного социального явления. Это понятие, содержащее количественную определенность, качественную определенность, определенность пространства и определенность времени. Статистические показатели, дающие оценку численности, состава, социальной структуры общества, семей и домашнего хозяйства - показатели уровни жизни населения. Данными вопросами занимается статистика населения.

Одним из основных направлений анализа социально-экономического развития в Российской Федерации является изучение уровня (качества) жизни населения. Понятие "уровень жизни" многогранно и характеризует материальные возможности населения в удовлетворении своих потребностей. Оно включает в себя различные социальные аспекты общественной жизни: условия труда и быта, уровень и структуру доходов и расходов населения, формы использования свободного времени, уровень развития здравоохранения, культуры, искусства и многое другое. То есть, можно сказать, что уровень жизни - это совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей, прежде всего в сфере потребления.

Однако в экономической литературе не существует однозначного определения категории "уровень жизни населения", в связи с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является метод, в соответствии с которым уровень жизни определяется, прежде всего, как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения.

Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующего уровень жизни населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории. Эти показатели были утверждены Статистической Комиссией ООН. В их число входят показатели доходов населения, обобщающие оценки уровня жизни населения, показатели уровня бедности и другие.

Эти показатели уровня жизни занимают особое место в общей системе показателей социально-экономической статистики, так как многие из них используются для общей характеристики состояния экономики, при проведении международных сопоставлений уровней экономического развития различных стран, а также для разработки социальной политики государства и определения первоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения. Следует отметить, что подобные показатели отражают в большей степени количественную сторону изучаемой категории. Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни. К их числу относятся основные показатели демографической статистики, состояния и охраны здоровья, качества и структуры потребляемых продуктов питания, уровня грамотности и состояния сферы образования и культуры, комфортабельности жилья и другие. Указанные показатели используются в международной статистической практике для более полной характеристики благосостояния населения. Некоторые из них применяются как обобщающие характеристики уровня жизни, например, коэффициент младенческой смертности и средняя продолжительность предстоящей жизни, которые наряду с объемом ВВП на душу населения входят в блок обобщающих показателей, не только отражающих уровень жизни населения, но и являющихся важнейшими индикаторами уровня социально-экономического развития страны.

Одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов населения, определяющий их возможность приобретать товары, услуги. Доходы используются на финансирование, потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества, владение которыми также влияет на уровень жизни.

Немаловажное значение имеет вычисление средних величин. Они являются обобщающими и показательными.

Итак, проанализировав и сопоставив вышеперечисленные показатели можно как количественно, так и качественно охарактеризовать эволюцию социально-экономического положения России и дать некоторые прогнозы на будущее.

 

2.1 Общее социально-экономическое положение России

 

Наиболее резкий спад в социально-экономическом благополучии страны произошел в 2015-2016 годах. Цены на нефть рухнули почти в 4 раза, достигнув дна в начале 2016 года, после чего начали постепенно восстанавливаться. Это привело к резкому ослаблению курса рубля по отношению к доллару и евро. Выручка от экспорта резко сократилась.

В этот период доходы населения заметно снизились, а цены, напротив, выросли. Рост цен особенно сильно ударил по наиболее значимым товарам потребления: продуктам и лекарствам. Увеличилась стоимость транспортных услуг. Резко выросла безработица (прежде всего, за счёт неофициальных безработных). Пик снижения доходов населения пришелся на 2016 год, а ВВП – на 2015. Об этом свидетельствуют данные Росстат о социально экономическом положении России.

Значительное количество работников стало получать зарплату ниже установленного на тот момент прожиточного минимума. В 2017 ситуация начала постепенно выправляться. Отмечен рост ВВП страны, а также связанное с ним резкое снижение инфляции. Зарплаты в некоторых отраслях увеличились, однако в целом уровень доходов продолжал снижаться. Увеличивалась долговая нагрузка на население и количество безнадежных должников. В 2018 году, несмотря на резкий (до 75 долларов за баррель) рост цен на нефть, социально-экономическая ситуация в стране осталась напряженной.

Среди негативных факторов эксперты указывают на следующие: Высокая зависимость отечественной экономики от цен на углеводородное сырье. В этом плане никаких позитивных сдвигов они не наблюдают. Недостаточный уровень государственного управления. Неблагоприятная демографическая ситуация и рост числа пенсионеров. Санкционная политика запада, которая ограничивает возможности для развития страны (Российской Федерации). Среди прочих факторов аналитики отмечают возобновление роста оттока капитала. Ситуация в регионах. В России ярко выражена разница между уровнем экономического развития в разных административных субъектах. Социально экономическое положение регионов России зачастую не одинаково и может различаться по разным показателям. На первом месте по данным параметрам находится город Москва. Далее следует Республика Татарстан, затем Ханты-Мансийский автономный округ. На пятом месте Московская область, на шестом – Тюменская. Седьмую строчку занимает Краснодарский край, а восьмую – Ямало-Ненецкий автономный округ. На девятом и десятом местах – Якутия и Красноярский край соответственно. На последних местах находятся: Курганская область, Карачаево-Черкессия, Псковская область, Калмыкия, Ингушетия, Ивановская область, Костромская область и некоторые другие регионы страны.

Федеральная служба государственной статистики опубликовала очередную информацию о социально-экономическом положении Российской Федерации, сложившемся в первые три месяца текущего года.

ВВП составил к марту 2019 года 103875,8 млрд. руб., что на 2,3% больше чем в марте 2018 года. Росстат в своем докладе подробно расписал показатели ВВП по отраслям экономики, динамику его производства, индексы физического объема, разделение по источникам доходов и т.д.

В марте 2019 года индекс промышленного производства увеличился на 1,2% по сравнению с данными того же периода 2018 года, а за первые три месяца года рост составил 2,1%.

При этом динамика роста в сфере добычи полезных ископаемых в первом квартале текущего года была зафиксирована на отметке +4,7%, в сфере производств обрабатывающих - +1,3%.

Изготовление пищевой продукции (индекс) дал прирост в 4,6% по сравнению с результатами первых трех месяцев 2018 года. Показатели динамики изготовления напитков увеличилась на 3,9%.

В свою очередь, производство табака снизилось на 3,1%, текстильных и кожаных изделий - на 2,9%, а одежды - 2,1%.

Индексы изготовления деревянных изделий, бумаги и обработки древесины повысились на 9%.

Производство кокса и нефтепродуктов также идет в рост. Индекс увеличился на 2% по сравнению с показателями первого квартала 2018 года.

Изготовление химических продуктов повысилось на 1,6%, лекарственных средств - на 13%, резины - на 2,8%. Металлургические производства улучшили свои показатели на 2,1%. Производство автомобилей увеличилось на 2,9% по показателям индекса производства.

Индекс производства компьютеров повысился на 1,1%, а индекс по изготовлению электрооборудования, наоборот, упал на 5,9 п.п.

Показатели производства электроэнергии ухудшились на 1,5%, индекс производства по показателям водоснабжения и водоотведения вырос на 0,9%.

Объемы производства сельскохозяйственной продукции составили в первом квартале текущего года 645,8 миллиардов рублей. Яровых культур посеяно в 3,1 раза больше, чем в 2018 году (502 тысячи гектаров земли), зерновых - в 3 раза больше (352 тыс. гектаров).

Поголовье рогатого скота уменьшилось по сравнению с прошлым годом примерно на 0,9%. Только свиней стало больше на 3,4%. При этом обеспеченность скота едой на 6,3% меньше, чем в аналогичный период 2018 года.

За три месяца года было выполнено строительных работ на сумму 1451,2 млрд. рублей, что на 0,2% больше, чем в прошлом году. За этот же период построено 197,3 тысяч новых квартир.

Грузооборот транспорта составил 1421,6 миллиарда тонно-километров:

ж/д - 651,9 млрд.

авто - 57,1 млрд.

морской - 8,9 млрд.

водный внутренний - 6,2 млрд.

воздушный - 1,6 млрд.

трубопроводный - 687 млрд.

Россия закончила март 2019 года с показателем оборота розничной торговли в 2668 млрд. руб. (+1,6% к марту 2018 году.). Основу оборота составили индивидуальные предприниматели и торгующие предприятия.

Пищевая продукция, в т.ч. табак составили 48,6% оборота, остальное -это уже  непродовольственные товары.

Внешнеторговый оборот России по состоянию на февраль 2019 года составил 3452,1 млрд руб., из них:

экспорт - 2242,1 млрд руб.;

импорт - 1210,0 млрд руб.

Сальдо торгового баланса составило 15,7 млрд долларов США.

Индекс потребительских цен увеличился на 5,2% относительно первого квартала 2018 года, по производству промышленных товаров - на 10%, на грузовые перевозки - на 3,8%.

Стоимость продовольственной продукции в марте текущего года выросла примерно на 0,5%. В основном цены повысились на плодоовощные продукты, например, капуста подорожала на 36%, а лук - на 19%. За то цены на помидоры упали на 2,7%, а на огурцы - на 5,4%.

Крупы также подорожали в среднем на 3-5%. Баранина выросла в цене на 8%, а хлеб на 1%. Зато рыба, свинина и окорочка подешевели на 1,7%.

Стоимость минимального продуктового набора составила 4 179,8 рублей.

Медикаменты стали дороже на 3,6%, а чистящие средства - на 0,9%. Одежда выросла в цене на 0,7-1,1%. Примерно на столько же стали дороже легковые иномарки, ювелирные изделия, бытовая техника, парфюмерия и косметика и товары для спорта.

Услуги разного назначения в среднем подняли в цене на 0,1%.

Билеты на самолет экономического класса подорожали на 2%, на проезд в купе поезда - на 1,1-1,6%. Билеты в вагон-плацкарт подешевели на 0,2-0,7%.

Зарубежные туры стали доступнее: Китай снизился в цене на 2,4%, Тайланд и Испания - 0,2-0,6%, европейские автобусные туры - 0,9%.

Средние денежные доходы на душу населения повысились на 4% по сравнению с предыдущим годом - 29 001 рублей в месяц в 2018 и 29 920 рублей в 2019 году, соответственно.

Средняя заработная плата составила 45 000 рублей, что больше на 5,6%, чем показатели аналогичного периода предыдущего года.

Самая высокая зарплата зафиксирована у работников, задействованных в добыче полезных ископаемых - 75 438 рублей.

Сельское и лесное хозяйство - 26 251 рублей.

Производства обрабатывающие - 40 200 рублей. Причем самое выгодное направление здесь - производство табачных изделий (105 626 руб.), нефтепродуктов (72 832 руб.), лекарств (60 398руб).

Обеспечение газом и электроэнергией - 46 533 рублей.

Водоотведение, водоснабжение и прочее - 31 505 рублей.

Строительство - 37 456 рублей.

Оптовая и розничная торговля/ремонт авто и мотоциклов - 36 731 рублей.

Склады и транспортировка - 46 036 рублей.

Гостиницы и предприятия общепита - 26 559 рублей.

Связь и информация - 69 587 рублей.

Финансы и страхование - 96 158 рублей.

Операции с недвижимостью - 33 555 рублей.

Научная и техническая деятельность - 65 126 рублей.

Административная деятельность - 33 450 рублей.

Социально обеспечение/обеспечение военной безопасности - 42 551 рублей.

Образовательные услуги - 34 372 рублей.

Здравоохранение - 40 005 рублей.

Культурная деятельность - 43 546 рублей.

Совокупная просроченная задолженность по заработной плате (без учета субъектов малого предпринимательства) на 1 апреля 2019 года составила 2920 миллионов рублей, что выше мартовских показателей на 364 миллиона. 34,1% долга сформировалось еще в 2018 году, остальное - в 2019.

Из-за несвоевременного поступления бюджетных средств образовалось 3,6% от общего долга, остальное - из-за нехватки собственных средств предприятий. 

 

2.2 Валовой внутренний продукт  (ВВП)

 

ВВП - показатель статистики национального дохода в системе национальных счетов; выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, в рыночных ценах. По своей натурально-вещественной форме ВВП - совокупность предметов и услуг, используемых в течение данного года на потребление и накопление.

ВВП характеризует конечный результат производственной деятельности всех резидентных производственных единиц. Он рассматривается в качестве наиболее общего индикатора экономической активности и благосостояния страны.

В 2020 году ЕК ожидает роста экономики страны на 1,8%, как и в предыдущем прогнозе. В 2018 году, по оценке ЕК, ВВП РФ вырос на 2,3%.

Еврокомиссия также прогнозирует, что уровень безработицы в России в 2019 году составит 4%, в 2020 году - 3,9%, что ниже осенней оценки.

Также ЕК понизила оценку роста мирового реального ВВП на текущий год по сравнению с предыдущим, осенним прогнозом.

Оценка роста мирового ВВП на текущий год составляет 3,2%, хотя в ноябре 2018 года ЕК прогнозировала рост мировой экономики в 2019 году на 3,5%. В 2020 году, по оценкам ведомства, рост мировой экономики ускорится до 3,5%. В 2018 году, по оценкам ЕК, рост мирового ВВП составлял 3,6%.

"Глобальная экономическая активность резко замедлилась к концу 2018 года и в начале 2019 года на фоне более сильного, чем ранее прогнозировалось, ухудшения состояния мировой торговли и производства, что затронуло многие страны, хотя оно было особенно заметно в еврозоне, Китае и некоторых частях Азии", - пишет ЕК.

Прогноз по росту экономики Еврозоны снизился к осеннему (1,3%) незначительно: на 2019 год он составит 1,2%.

Прогноз по росту ВВП еврозоны на 2020 год снижен до 1,5% с 1,7%. По оценке ЕК, рост ВВП еврозоны в 2018 году составил 1,9%.

Прогноз по инфляции в еврозоне в текущем и следующем годах составляет 1,4%. Безработица в регионе, по оценкам ЕК, составит в 2019 году 7,7%, а в 2020 году - снизится до 7,3%.

В разрезе компонентов использования основной вклад в замедление роста ВВП в 1 квартале внес потребительский спрос. На фоне ускорения инфляции наблюдалось замедление в реальном выражении оборота розничной торговли и объема платных услуг населению. "Такое замедление, вероятно, носило краткосрочный характер: после локального минимума в январе 2019 года наблюдалось постепенное восстановление потребительских настроений", - уточняется в обзоре.

Несмотря на замедление экономического роста, уровень безработицы в 1 квартале обновил исторический минимум (4,6% SA) на фоне сокращения численности рабочей силы.

 

2.3 Перспективы экономического развития России - куда идёт наша экономика

 

Основа для постоянного, качественного и безопасного экономического роста Российской Федерации как условия социально-экономического развития создается в областях, которые способствуют развитию человека: образование, наука, культура, здравоохранение, социальная защита, поэтому обеспечение их нормального функционирования является основной социальной функция государства.

В настоящее время нет баланса между социальными обязательствами государства и его возможностями мобилизации социальных ресурсов.

Государственная политика по развитию социального страхования должна рассматриваться в едином контексте с ее экономической и финансовой политикой. Для повышения общего прожиточного минимума необходимы скоординированные и целенаправленные действия.

Эти меры являются одними из важнейших стратегических задач обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе. Также необходимо подчеркнуть их взаимосвязанность. В конце концов, даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения налоговой базы и отчислений на социальное страхование, помогает снизить безработицу и расширяет доступ к системам социальной помощи. В то же время социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между работниками и работодателями, достигнутые в значительной степени с помощью системы социального страхования, по праву могут считаться наряду с трудом и капиталом еще одной, третьей, производственной фактор. Развитые системы социального страхования могут оказывать благотворное  влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся страны посредством рационального перераспределения доходов, активного стимулирования сбережений людей (населения) и увеличения их покупательной способности.

Также важнейшая государственная задача Российской Федерации на сегодняшний день - это повышение инвестиционной активности. Только многократное увеличение вложения капитала в реальную экономику позволит возродить на новой технологической основе конкурентоспособные на сегодняшний день отрасли, создать центры роста наукоёмких производств, возродить и поднять сельское хозяйство, перевооружить транспорт (в нашей стране на данный момент очень много устаревшего общественного транспорта  - в основном это автобусы, трамваи и даже самолёты) и другие малоразвитые отрасли в стране.

Непременным условием повышения инвестиционной активности является постепенная стабилизация социально-политической обстановки в обществе, создание действенного механизма мобилизации отечественных финансов, привлечение капитала из-за рубежа. При этом государство призвано обеспечить: снижение налогов на прибыль, повышение норм амортизации и контроль за правильным использованием предприятиями амортизационных отчислений; создание федерального и региональных гарантийных фондов, концентрацию в них части средств федерального и регионального бюджетов, а также активов государственных предприятий и предоставление прав сдачи под залог, в концессию или аренду инвесторами государственного имущества, земель и месторождений полезных ископаемых по согласованию с соответствующими государственными нормами; поддержку страховых компаний и финансово-страховых объединений, специализирующихся на страховании инвестиционных рисков; развитие системы специализированных федеральных и комплексных региональных лизинговых компаний, обеспечивающих на льготных условиях современной техникой в первую очередь сельское хозяйство, а также малые и средние предприятия различных отраслей; принятие мер к инвесторам, приобретающим акции приватизированных предприятий на условиях инвестиционных конкурсов и не выполняющим свои обязательства; широкое внедрение на местах ипотечного кредитования, выпуска материально обеспеченных займов и других форм мобилизации денежных средств населения на финансирование жилищного строительства.

Важной составляющей инвестиционной политики является стимулирование притока иностранных инвестиций. В мире накоплен огромный инвестиционный капитал, а Россия представляет собой обширный и выгодный рынок его приложения. (Отраслей для вложения много, к примеру - активно развивающаяся - туризм. Россия богата прекраснейшими местами для развития различных видов туризма. Чеченская республика ведёт активную работу по привлечению инвесторов в туризм, строительство электростанций, горнолыжных курортов, а также торговых центров.) Однако чтобы он поступал во все более возрастающих объемах, государство должно обеспечить инвесторам необходимые условия и гарантии.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе выполнены поставленные цели курсовой работы, освещены основные аспекты и проблемы становления рыночной экономики в нашей стране и куда идёт наша экономика.

Определены основные факторы и условия перехода от плановой к рыночной экономике. Дана реальная оценка текущей социально-экономической ситуации в России, проанализировав наиболее важные статистические данные. В работе также отражены основные цели и перспективы развития страны в будущем и куда идёт наша экономика.

Россия - это легальное социальное государство, идея которого, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночной экономики, состоит в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социальных защитных функций, создание условий для развития гражданского общества.

Сегодня важен акцент на следующих мерах государственного регулирования: принятие общенациональной стратегии развития из которой было бы ясно какие отрасли, сферы хозяйства и регионы государство собирается поддерживать в первую очередь и какие экономические механизмы будут действовать в долгосрочной перспективе; приведение законодательной и нормативной базы в инвестиционной сфере в соответствие с мировыми стандартами; обеспечение твердых и равных гарантий отечественным и зарубежным инвесторам; получение кредитных линий под поставку современного оборудования, новой техники и технологии, под реструктуризацию экономики и промышленных регионов и депрессивных отраслей; стимулирование создания международных финансовых и страховых компаний, а также консалтинговых центров, действующих в инвестиционной сфере; обеспечение льгот отечественным и зарубежным инвесторам, вкладывающим средства в приоритетные отрасли и кризисные регионы.

В работе рассмотрен переход и становление рыночной системы в нашей стране, дана характеристика рыночной и социально-рыночной экономик, были изучены причины возникновения рыночных отношений в Российской Федерации, и рассмотрен современный рынок и куда идёт наша экономика.

Дана характеристика социально-экономического положения Российской Федерации на современном этапе её развития, а также перспективы экономического положения страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Авдашева С.А Подходы к классификации рыночных структур в экономике России. М., 2013. - С. 23-29.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2018. - С. 243

3. Буров М.П Экономика России. М.: Дашков и К, 2017. - 134 c

4. Думная Н. Н. Новая рыночная экономика. - М., 2013. - С 232

5. Козлова Е.И. Рыночная экономика. М., 2016. - С 240

6. Комаров С.А. Экономика. - М., 2013. - С 151

7. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. - М., 2018. - С 256

8. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов н/Д., 2018. - С 189

9. Неровня Т.Н. История экономики в вопросах и ответах. - М., 2015. - С 320.

10.   Новиков В. А. Практическая рыночная экономика. - М., 2013. - С 376

11.   Павлов А.Ю. Рыночная система России. М., 2013. - С. 18-22

12.   Романов Информационные системы в экономике. - М., 2013. - С 300

13.   Рубанцова Т. А. Практическая рыночная экономика. - Казань. 2016. - С 26

14.   Спиридонов Л.И. Экономическая теория.  М., 2013. - С 78

15.   Старков О.В. Практическая рыночная экономика.  М., 2012. - 344 с.

16.   Симония А. А. Переход к рыночной экономике. - М., 2012. - С 224

17.   Томилина Е. Е.Экономическая теория. М., 2012.  - С 27 .

18.   Ушвицкий Л.И., Красников А.В., Джавадова О.М. Инновационное развитие экономики России. Проблемы и перспективы. Монография (книга) 2015. - 157 с

19.   https://xn--c1abvl.xn--p1ai/stat/ekonomika/sotsialno-ekonomicheskoe-polozhenie-rf-v-pervom-kvartale-2019-g/

20.   https://1prime.ru/state_regulation/20190507/829958201.html

Похожие работы на - Становление и развитие рыночной системы в России.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!