Аудит безналичных денежных расчетов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Аудит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2019-01-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит безналичных денежных расчетов

Титульный

 

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические аспекты аудит  безналичных денежных средств. 5

1.1. Понятие и формы безналичных расчетов. 5

1.2. Нормативно-правовая база аудита безналичных расчетов. 7

1.3. Оценка надежности системы внутреннего контроля. 12

2. Методика аудита безналичных расчетов. 17

2.1. Организация аудита безналичных расчетов. 17

2.2. Характеристика, источники и методы сбора аудиторских
доказательств
. 20

2.3. Порядок применения аудиторских процедур. 23

3. Заключительный этап аудита безналичных расчетов. 31

3.1. Анализ типичных ошибок в безналичных расчетах. 31

3.2. Рекомендации по предотвращению ошибок в безналичных расчетах. 33

Заключение. 36

Список литературы.. 38

Приложение. 42

 

 

 

Введение

Каждое предприятие располагает временно свободными денежными средствами, которые не связаны вложениями в другие активы. Существует несколько причин, по которым предприятия стремятся иметь временно свободные денежные средства, в том числе:

1) потребность в денежных средствах для погашения текущих платежей (трансакционный мотив);

2) необходимость создания резерва для погашения непредвиденных обязательств (предупредительный мотив);

3) возможность краткосрочного инвестирования временно свободных денежных средств в ценные бумаги в целях получения прибыли от ожидаемого изменения их доходности и рыночной стоимости (спекулятивный мотив).

Актуальность аудита безналичных денежных расчетов заключается в том, что, во-первых проверка и ведение аудита денежных средств предприятия, является обязательным условием, для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существующих аспектах. Во-вторых, из-за того, что безналичные расчетные операции достигают больших размеров, являются одним из важнейших объектов финансового контроля. Обращение денежных средств представляет собой процесс, который непрерывен во времени. В связи с этим, важно, чтобы был установлен постоянный и систематический контроль за денежными средствами.

Аудиторский опыт показывает, что, несмотря на применяемые средства автоматизации учета, организации по-прежнему допускают немало ошибок в порядке ведения безналичных расчетов и оформлении денежных документов.Документирование денежных операций является неотъемлемой частью общей системы документооборота любого экономического субъекта независимо от организационно-правовой формы. Поэтому контроль за правильностью бухгалтерского учетаденежных средств является обязательной составляющей внутреннего контроля в каждой организации.

Целью исследования является аудит безналичных денежных расчетов организации. Поставленная в работе цель определила необходимость постановки и решения следующих задач:

1) изучить современный порядок нормативно-правового регулирования учета денежных средств в России;

2) провести планирование аудита учета денежных средств АО «ГРПЗ»;

3) провести аудит денежных средств в кассе АО «ГРПЗ»;

4) провести аудит операций по расчетному счету АО «ГРПЗ»;

5) выявитьнедостатки, выявление в ходе аудита денежных средств, и дать рекомендации по их устранению.

Предмет исследования –система учета денежных средств предприятия. Объектом исследования является учетная деятельность АО «ГРПЗ».

При решении поставленных задач использовались сравнение и обобщение, классификация, методы системного и структурного анализа; системный, процессорный и ситуационный анализ, а также виды аудиторских процедур (наблюдение, опрос, анкетирование, группировки).

В качестве информационной базы исследования были использованы законодательные и нормативные акты РФ; материалы периодических научных изданий; методические, справочные, инструктивные материалы, аналитические обзоры, материалы форумов и научно-практических конференций.

1. Теоретические аспекты аудит
безналичных денежных средств

1.1. Понятие и формы безналичных расчетов

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения и другие экономические субъекты для осуществления расчетов в безналичной форме должны обладать денежными средствами. В экономической литературе даются различные трактовки этой категории.

Профессор В.В. Ковалев считает, что «денежные средства – совокупность средств предприятия, представленная денежным (наличным или безналичным) оборотом»[27, c. 22].

Значимость денежных средств подчеркивает А.Д. Шеремет, считая их обязательной частью оборотных активов каждого хозяйствующего субъекта [34, c. 212].

По мнению В.Е. Леонтьева, денежные средства представляют собой деньги (в наличной и безналичной формах), находящиеся в полном распоряжении коммерческой организации и используемые ею без всяких ограничений [28, c. 153].

Классификацию денежных средств можно осуществить по следующим критериям:

1) по характеру обращения: наличные и безналичные денежные средства;

2) по характеру хозяйственных операций: денежные средства в кассе, денежные средства на расчетной счете, денежные средства на валютном счете, денежные средства на специальных счетах, денежные средства в пути, денежные документы;

3) по потокам денежных средств: денежные средства от основной, финансовой и инвестиционной деятельности [27, c. 28].

Проанализировав различные взгляды исследователей, можно предложить следующую классификацию денежных средств, представленную на рис.1.

Рисунок. 1. Классификация денежных средств экономического субъекта

 

Таким образом, денежные средства являются не только важнейшими, но и наиболее ограниченными ресурсами предприятия, поэтому эффективное управление денежными средствами обеспечивает финансовую стабильность и благополучие экономического субъекта в процессе его развития.

Для рыночной экономики характерно преобладание безналичных расчетов над наличными. Такая форма позволяет достичь существенной экономии на издержках обращения. Осуществляются безналичные расчеты путем записи на счетах банков, в результате чего средства списываются со счетов плательщиков, а затем перечисляются на счета получателей [21, c. 85].

Проведение таких операций возможно после открытия клиентами банка расчетных, валютных или специальных счетов в кредитных учреждениях. Все платежи осуществляются с согласия и по распоряжению владельцев счетов в порядке очередности платежей в пределах остатков денежных средств. Субъекты рынка вправе самостоятельно выбирать формы таких расчетов. Осуществляются платежи по принципам срочности и обеспеченности (наличия ликвидных средств для погашения этих платежей).

Расчетный счет – это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения рублевых средств организации и проведения безналичных расчетов с другими юридическими и физическими лицами в рамках осуществления предпринимательской деятельности [30, c. 33].

Валютный счет – это счет в банковском учреждении, принадлежащий юридическому или физическому лицу, на котором накапливаются и расходуются их средства в иностранной (конвертируемой) валюте [21, c. 86].

Специальные банковские счета составляют отдельную категорию банковского счета, поэтому к ним могут применяться по аналогии нормы о последнем, не противоречащие сущности специального банковского счета [20, c. 68].

Сегодня в РФ уже сложилась устойчивая система безналичных расчетов, представляющая собой совокупность методов реализации безналичного денежного оборота в стране.

 

1.2. Нормативно-правовая база аудита безналичных расчетов

Регулирование бухгалтерского учета денежных расчетов в России носит централизованный характер и предусматривает вариативность методов отражения в учете операций (Приложение 1).

В настоящее время в России сформировалась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.

Название первого уровня регулирования говорит само за себя: данный уровень включает различные законодательные акты, в том числе федеральные законы и кодексы, постановления Правительства РФ и указы Президента РФ, и многие другие нормативные документы, являющиеся общеобязательными на всей территории страны. Наибольшую роль играет закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 г., представляющий собой своего рода фундамент для ведения бухгалтерского учета экономических субъектов.

Важнейшим законодательным актом регулирования расчетов денежными средствами является Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ). Перечисление денежных средств со счета плательщика на счет получателя неизбежно влечет изменение объема взаимных прав и обязательств в отношении друг друга. А в соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками как раз и признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. 

В ГК РФ нормы, регулирующие правоотношения в рамках одной из форм безналичных расчетов (платежные поручения), выделены в отдельный раздел (§ 2 гл. 46). Это обстоятельство свидетельствует о признании законодателем обособленности (самостоятельности).

При расчете наличными учреждение обязано руководствоваться нормами Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закона №54-ФЗ). При приемы наличными средствами или при помощи банковских карт организация обязана предоставить кассовый чек покупателю.

В последнее время экономические субъекты активно применяют расчеты при помощи банковских карт. В 2010 году в Федеральном законе от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности»появились положения, урегулировавшие отдельные аспекты операций с банковскими картами. Специальным нормативным правовым актом, регулирующим обращение банковских карт в России, является Положение Банка России от 24 декабря 2004 года №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (далее – Положение №266-П). Несмотря на большое значение данного Положения для банковской практики, следует признать, что оно не удовлетворяет в полной мере потребностям оборота банковских карт. Положения данных нормативных актов необходим применять тем экономическим субъектам, которые используют банковские карты для оплаты товаров, а также организациям, ведущим расчеты с персоналом по оплате труда и подотчетными лицами.

Безналичные расчеты регулируются УказаниемЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее – Указание №3073-У), которое запрещает расходовать наличные денежные средства из кассы, за исключением:

1) выплат работникам, включенных в фонд заработной платы;

2) выплат работникам социального характера;

3) выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, если страховую премию они уплачивали наличными (не более 100 000 рублей в рамках одного договора);

4) выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;

5) оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг (не более 100 000 рублей в рамках одного договора);

6) выдачи наличных денег работникам под отчет;

7) возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, не выполненные работы, не оказанные услуги (не более 100 000 рублей в рамках одного договора);

8) выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (не более 100 000 рублей в рамках одного договора).

Следует отметить, что по указанным операциям следует соблюдать ограничение 100 000 рублей в рамках одного договора. Исключение составляют расчеты с физическими лицами.

В Российской Федерации порядок раскрытия информации о денежных средствах организации регламентируется положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 №43н (далее – ПБУ 4/99). Порядок заполнения Отчета о движении денежных средств регулируется нормами ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утвержденное Приказом Минфина РФ от 02.02.2011 №11 (далее – ПБУ 23/2011)».

Третий уровень – рекомендации в области бухгалтерского учета, он представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов и т. п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (далее – План счетов).

В Плане счетов для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации безналичных денежных средств в российской и иностранной валюте, предусмотрены синтетические счета 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета», 57 «Переводы в пути». К счету 55 «Специальные счета» рекомендованы субсчета.

Порядок инвентаризации денежных средств регулируется Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее – Приказ № 49).

Таким образом, порядок осуществления учета безналичных денежных средств представлен множеством различных нормативно-правовых актов. Основными нормативными документами для учета денежных средств на территории РФ являются Закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ, Указанием ЦБ РФ № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», План счетов, Методические указания о проведении инвентаризации, учетной политикой организации и другими.

В системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности выделяют следующие уровни:

1. Законодательный. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и иные федеральные законы («Об акционерных обществах», «О ЦБ РФ», ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ), указы Президента РФ (данный инструмент правового регулирования аудита не имеет аналога в странах с развитой рыночной экономикой); постановления Правительства РФ.

2. Нормативный. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, Международные стандарты аудита, акты Минфина России и др. министерств и ведомств.

3. Негосударственное регулирование (саморегулирование). Нормативные акты аккредитованных (саморегулируемых) аудиторских объединений ? кодекс профессиональной этики и внутренние стандарты.

4. Внутренние правила (стандарты) и методики, разработанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами [23, c. 18].

В настоящее время происходит интеграция в международное аудиторское право, и все аудиторы и аудиторские организации должны ориентироваться на нормы международных стандартов аудита (Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации»).

Переход на МСА производится с 01.01.2017. Приказами Минфина РФ от 24.10.2016 № 192н (далее – Приказ № 192н)и от 09.11.2016 № 207н (далее – Приказ № 207н) утверждено 48 МСА.

Приказом от 30.11.2016 № 220н Минфин РФ внес поправки в свой Приказ № 192н, утвердивший для применения на территории РФ первые 30 документов МСА. Приказ дополнен тезисом о том, что в 2017 году в случае, если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен ?до 1 января 2017 года, аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе составлять аудиторское заключение, по такому договору в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу упомянутых международных стандартов аудита.

Таким образом, порядок осуществления учета и аудита безналичных денежных расчетов представлен множеством различных нормативно-правовых актов.Обобщение основных положений нормативных документов и актов способствует организации информационной базы аудита, облегчает формирование аудиторских процедур, позволяет определить источники аудиторских доказательств и операций обработки данных по каждой процедуре и в конечном итоге способствует повышению качества и эффективности аудиторских проверок.

 

1.3. Оценка надежности системы внутреннего контроля

Верное и точное соблюдение представленных принципов бухгалтерского учета и формирования отчетности зависит от правильности организации, использования методики и постановки ведения его техники в организации.В связи с этим аудитор должен дать оценку состоянию бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля (далее – СВК) проверяемого предприятия. С целью правильного определения вероятности возникновения значительных ошибок, которые бы повлияли на достоверность показателей финансовой отчетности, необходимо продумать и дать оценку системе внутреннего контроля. На основе такой оценки определяется сущность, размер и число аудиторских процедур.

Под системой внутреннего контроля (далее – СВК) понимается совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых в качестве средств, для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской), управленческой и налоговой отчетности [28, с. 81].

Финансист А.А. Володина рассматривает СВК как совокупность следующих элементов:

? цель внутреннего контроля;? контролирующие субъекты;

? контролируемые субъекты;

? предмет внутреннего контроля;

? объекты внутреннего контроля;

? границы контроля;

? процедуры контроля [33, с. 98].

Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля МР-4/2013-КпТ определяют задачи функционирования системы внутреннего контроля, являющиеся условием обеспечения предприятием целей по определенным направлениям, представленным на рис. 2 [35].

Рисунок 2. Цели функционирования системы внутреннего контроля

 

Построить эффективную систему внутреннего контроля невозможно без осуществления качественной оценки рисков существующего бизнес-процесса. Определение целей необходимо для оценки риска, таким образом, оценить риски, значит выявить и проанализировать соответствующие риски, связанные с достижением установленных целей.

Следует определить, что аудиторская проверка является мероприятием, которое заключается в необходимости сбора, оценки и анализа аудиторских доказательств, подлежащего аудиту, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о степени надежности системы внутреннего контроля (рис. 3).

Если в результате проверки системы внутрихозяйственного контроля аудитор установит, то, что все без исключения условия, отмеченные ранее исполняются, то он может считать функционирование системы внутрихозяйственного контроля надежным и уменьшить объем собственной предстоящей работы.

Рисунок 3. Этапы проведения внутренней аудиторской проверки эффективностисистемы внутреннего контроля [25]

 

Контрольная среда – это осведомлённость, практические действия и позиция собственников и менеджмента экономического субъекта в сфере установления и поддержания системы внутреннего контроля (далее – СВК). Контрольная среда охватывает (рис. 4):

Составляющие контрольной среды экономического субъекта

организационная структура и распределение  полномочий и ответственности

основные принципы и стиль управления, кадровая политика

порядок формирования бухгалтерской отчетности для внешних пользователей

порядок формированияуправленческой отчетности для внутренних пользователей

соответствие хозяйственной деятельности нормам законодательства

безопасность, включая физический контроль и коммерческую тайну

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Составляющие контрольной среды [33]

 

Компетентный,опытный, заслуживший доверия персонал с четко сформированными обязанностями и обязанностями, по мнению Р.И. Найденова, является самым важным элементом внутреннего контроля. Если персонал не способен отвечать высоким требованиям профессиональности и результативности, то СВК в целом будет сформирована неэффективно, даже при том, что остальные элементы контрольной среды будут организованыправильно [31].

М.Н.Агафонова отмечает, что разделение трудовых обязанностей в организациях необходимо для предупреждения злоупотреблений и хищений, а также для обнаружения совершаемых ошибок. В случаях, когда один и тот же работник осуществляет бизнес-процесс, потом сам регистрирует его в учетной системе или осуществляет все учетные функции по обслуживанию данного бизнес-процесса, от составления первичного учетного документа и до формирования регистров и отчетности, вероятность необнаружения возможной ошибки увеличивается [22].

Еще один важнейший аспект контрольной среды – безопасность, которая подразумевает, в том числе, физический контроль. Проведение инвентаризаций подразумевает осуществление физического контроля наличия остатков имущества. При этом экономические субъекты должны руководствоваться Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее – Приказ № 49) [12].

Физический контроль над имуществом включает:

- охрану активов экономического субъекта;

- плановые инвентаризации активов и обязательствэкономического субъекта согласно Приказу № 49и учетной политикой предприятия;

- инвентаризацию активов в предусмотренных Приказом № 49 случаях [24].

Перед составлением плана и программы аудита аудитору необходимо провести оценку надежности системы внутреннего контроля провести оценку уровня аудиторского риска, рассчитать уровень существенности, оценить возможность применения выборочной проверки, организовать проверку и оформить стратегию ее проведения.

При тестировании СВК используются следующаяинформация:

1) учетная политика экономического субъекта и другие локальные нормативные акты;

2) графики документооборота и правила делопроизводства и хранения документов;

3) документы о формировании инвентаризационных комиссийи о проведении инвентаризаций, сличительные ведомости и результаты проведения инвентаризаций;

4) должностные инструкции и договоры о материальной ответственности с сотрудниками, имеющими доступ к товарам;

5) доверенности на получение товаров;

6) договорная документация, переписка с контргентами, первичные документы и журналы их регистраций;

7) результаты осмотра складских помещений;

8) результаты опроса сотрудников организации [29, c. 47].

Таким образом, внутренний контроль и аудит в организации считается важной составляющей нынешней системы управления ими, позволяющей достигнуть поставленные цели с наименьшими затратами. В соответствии с международными стандартами внутреннего аудита контрольная среда представляет собой общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия.Грамотная постановка СВК в организации оказывает существенное воздействие на эффективную финансово-хозяйственную деятельность. Также она увеличивает финансовую устойчивость, формирует своевременную и достоверную финансовую и налоговую отчетность, сохраняет имущество и информацию, соблюдает норм законодательство, внутренние процедуры и регламенты.

2. Методика аудита безналичных расчетов

2.1.Организация аудитабезналичных расчетов

Объектами аудита безналичных денежных расчетов являются расчетные операции с денежными средствами организации, находящиеся на различных счетах в кредитных учреждениях – расчетных, валютных, специальных.

Так как целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации, то главной целью аудита безналичных расчетов является выражение мнения о достоверности и правильности отражения информации о наличии и движениибезналичных денежных средствах в бухгалтерском учете и отчетности.

К задачам проведения данного аудита относятся:

1) проверка полного и объективного отражения фактов хозяйственной жизни предприятия, связанных с движением безналичных денежных средств, в бухгалтерском учете;

2) проверка документального оформления данных операций, произведенного в соответствии с регламентирующими данные операции нормативными актами;

3) проверка целевого использования безналичных денежных средств и контроль их сохранности;

4) проверка обоснованности формирования дебиторской и кредиторской задолженностей.

По окончании проверки аудита безналичных расчетов аудитор формирует мнение, готовит подтверждающие документы, а также формирует часть аудиторского заключения, имеющую отношение к аудируемому участку учета.

Аудит безналичных расчетов можно разбить на три этапа:

- ознакомительный – постановка целей аудита;

- основной – непосредственный аудит;

- заключительный – формирование итогов проверки.

Во время ознакомительного этапа необходимо (рис. 5):

Предварительный этап аудита безналичных расчетов

определение основных целей и задач аудита, а также подборка соответствующих нормативных документов

составление плана проверки и процедуры по его осуществлению

порядок организации хранения денежных средств, чековых книжек и иных денежных документов предприятия

подготовка необходимой для проверки документации

достоверность внутреннего контроля денежных средств

возможность и целесообразность использования результатов внутреннего аудита,  проводимого на предприятии

планирование сроков аудиторской проверки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Предварительный этап аудита безналичных расчетов

 

На данном этапеподготавливается все необходимое, чтобы аудиторскаяпроверка была проведена качественно и в установленные сроки. Правильное планирование позволяет без задержек и вреда в деятельности экономического субъекта осуществить все запланированные мероприятия по контролю безналичных денежных расчетов.

Планирование аудита безналичных денежных расчетов подразумевает выполнение следующих этапов:

1) предварительное планирование аудиторской проверки;

2) составление договора на оказание аудиторских услуг и письма-соглашения;

3) оценка средств внутреннего контроля проверяемой организации;

4) оценка аудиторского риска и уровня существенности ;

5)анализ значимых областей проверки для составления аудиторской выборки;

6) разработка общей стратегии проведения аудита;

7) составление плана и программы аудита;

8) анализ и подсчет сведений, подвергаемых проверке;

9) выбор метода проверки (выборочная, сплошная, комбинированная);

10) установление необходимости проведения промежуточной проверки каких-либо отдельных работ (полевых, лабораторных испытаний).

Во время основного этапа аудита проводится мероприятия, отраженные на рис. 6:

Основной этап аудита безналичных расчетов

инвентаризации безналичных денежных средств на момент проведения аудита

проверка наличия остатков денежных средств на счетах предприятия и их соответствие нормам согласно действующего законодательства

полнота и своевременность оприходования денежных средств на счетах в банках

полнота и достоверность отображения первичных документов в журналах, отчетах кассира

правильность отображения проводок и разбивки по счетам

правильность и полнота заполнения первичных документов, наличие подписей и печатей, а также их достоверность

правильность формирования сводных документов по кассе и расчетным счетам и их отображение в главной книге предприятия на соответствующих счетах

аккуратности в ведении и оформлении денежных документов

использование денежных средств и соответствует ли оно указанному в первичных документах назначению

правильность, полнота и частота проведения ревизии денежных средств

проверка договорной дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Основной этап аудита безналичных расчетов

 

Основной этап аудиторской проверкидает представление о том, как осуществляется работа кассы, как организован бухгалтерский учет безналичных расчетов, а также на данном этапе производится фиксация выявленных ошибок и нарушений в учете безналичных расчетов.

Заключительный этап аудита безналичных расчетов содержит следующие задачи:

- формирование пакета рабочих документов;

- оформление акта аудиторской проверки.

Многочисленные и разнообразные 0перации движения денежных средств на расчетном счете предприятия нах0дят также отражение в регистрах синтетического учета и 0тчетности: главная книга; регистры синтетического учета кассовых операций и операций на расчетном счете; баланс предприятия; 0тчет о финансовых результатах; 0тчет о движении денежных средств.

Результатами аудиторской проверки устанавливается отношение собственников и менеджеров экономического субъекта к организации учета безналичных денежных расчетов и обеспечению целевого использования денежных ресурсов. Аудитор, при осуществлении планирования, формирует перечень объектов, которым следует уделить повышенное внимание. Аудитору следует установить последовательность этапов проверки, выбрать конкретные источники, которые послужат получению тех или иных данных, уточнить аудиторские риски. Для упорядочения своих действий, аудитор разрабатывает план и программу проведения проверки учета безналичных денежных расчетов. Правильно составленная программа дает возможность аудитору последовательно исследовать разные участки и (или) операции с расчетамибезналичными денежными средствами. Помимо этого, программа помогает избежать пропуски или повторные действия, а также содействует в получении доказательств, необходимых для формирования аудиторского заключения.

 

2.2. Характеристика, источники и методы сбора аудиторских доказательств

По результатам оценки надежности системы внутреннего контроля аудитор может положиться на результаты работы субъектов внутреннего контроля и уменьшить количество аудиторских процедур, при высоком–количество аудиторских о процедур планируется по максимуму, и, при необходимости, может планироваться сплошная поверки.

Для осуществления аудита безналичных расчетов проверяются следующие документы (табл.1).

Таблица 1 – Информационная база аудита безналичных расчетов

Группа документов

Наименование документов

1

2

Учредительные документы

Устав, учредительный договор, выписка из ЕГРЮЛ

Внутренние нормативные акты

Положение об учетной политике, положение о внутреннем контроле, положение о бухгалтерии, график документооборота должностные инструкции, договоры о материальной ответственности

Решения учредителей

Протоколы о проведении собраний, решения о распределении чистой прибыли, выплате дивидендов и т.д.

Приказы руководителя

Приказы об инвентаризациях, приказы о материальном стимулировании, другие приказы

Переписка

Внутренняя переписка, переписка с контрагентами, служебные записки, акты взаимозачетов, акты сверки расчетов и т.д.

Договоры

Договоры на приобретение материальных ценностей, договоры комиссии, договоры поставок, договоры купли-продаж и т.д.

Первичные учетные документы

Накладные и счета-фактуры на приобретение и реализацию, счета на оплату, банковские выписки, кассовые документы, бухгалтерские справки, справки-расчеты и т.д.

Регистры бухгалтерского учета

Регистры по счетам 51, 52, 55, 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76 и т.д., оборотно-сальдовая ведомость, главная книга

Регистры налогового учета

Книга покупок, книга продаж

Отчетность

Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, приложения

Другие документы

Акты камеральных и выездных налоговых проверок, аудиторские заключения и т.д.

 

Аудиторские доказательства в соответствие с МСА 500– это информация, используемая аудитором при формировании выводов, на которых основывается аудиторское мнение. Аудиторские доказательства включают как информацию, содержащуюся в данных бухгалтерского учета, на которых основывается финансовая отчетность, так и прочую информацию[22].

Сбор аудиторских доказательств при проверке учета безналичных денежных расчетов осуществляется путем проведения аудиторских процедур, которые осуществляются в три этапа (рис. 7):

ЭТАП МЕТОДЫ СБОРА АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

1) проверка начальных остатков на счетах в кредитных учреждениях;

2) проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности;

3) оценка применимости выбранной учетной политики организации и анализ правильности и последовательности ее применения;

4) тестирование системы внутреннего контроля;

5) выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности организации-клиента (завершаются процедуры подготовки и планирования аудита построением аудиторской выборки).




 

 

 

 

 

 

 

1) проверка правильности проведения организацией инвентаризации денежных средств и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете;

2) наблюдение за проведением инвентаризации, а при невозможности – участие в проведении контрольной выборочной инвентаризации;

3) проверка документального подтверждения остатков денежных средств на счетах в кредитных учреждениях;

4) анализ движения безналичных денежных средств;

5) анализ договорной дисциплины;

6) проверка документального подтверждения операций по движению безналичных денежных средств, отраженных в бухгалтерском учете:

7) проверка правильности оформления документов;

8) проверка полноты документального подтверждения хозяйственных операций;

9) проверка полноты отражения операций с безналичными денежными средствами в бухгалтерском учете;

10) проверка правильности отражения операций с безналичными расчетами в бухгалтерском учете;

11) проверка полноты раскрытия информации о безналичных расчетах в бухгалтерской отчетности.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7. Методы сбора аудиторских доказательств при проверке учета безналичных денежных расчетов

 

Глубокий и всесторонний анализ аудиторских доказательств повышает уровень аудиторских гарантий в правильности выводов и рекомендаций аудитора.

 

2.3. Порядок применения аудиторских процедур

Рассмотрим порядок применения аудиторских процедур проверки безналичных расчетов на примере АО «ГРПЗ» в разрезе этапов:

- ознакомительный – постановка целей аудита;

- основной – непосредственный аудит;

- заключительный – формирование итогов проверки.

Рассчитаем показатель существенности для АО «ГРПЗ». Для этого воспользуемся значениями отчетности за 2017 г. (Приложения 2-3). Для расчета показателя уровня существенности нам необходимы данные, которые мы представили в табл.2.

Таблица 2 – Расчет уровня существенности в АО «ГРПЗ»

Наименование показателя

Уровень существенности, %

Сумма, тыс. руб.

Включение в расчет существенности, тыс. руб.

Оборот (выручка от реализации)

2%

4171523

83430,46

Затраты (полная себестоимость)

2%

3446722

68934,44

Прибыль до налогообложения

10%

239773

23977,3

Имущество (актив баланса)

2%

11722216

234444,31

Собственные средства (собственный капитал)

5%

4270442

213522,1

Итого

124861,72

 

По сведения табл. 2 рассчитаем базовые показатели, необходимые для определения уровня существенности:

1. Расчет средних индикаторов: 6241308,61: 51= 1241861,72 тыс. руб.

2. Отбрасывание крайних значений: 231977,3 тыс. руб. (минимального) и 234 444,31тыс. руб. (максимального).

3. Расчет без учета крайних значений: 3651887,00 : 31= 1211962,33  тыс. руб.

4. Расчет уровня существенности по валюте баланса:1211962,33 х 100/ 1117681555 = 1,04%.

5. Остаток по счету 51 «Расчетный счет» на 31.12.2018 года составил 2921487 тыс.  рублей. Следовательно, показатель существенности для аудитабезналичных денежных расчетовсоставляет:

2921487 х 1,04% = 310411864,80 рублей » 310001000 рублей.

Таким образом, выявленный расчетным путем уровень существенности дляпроведении аудита безналичных денежных расчетов в АО «ГРПЗ» признается в размере 3 000 000 рублей. Этот показатель определят допустимую совокупную ошибку, не требующую корректировки отчетности.

При проверке могут учитываться и иные факторы на усмотрение аудиторской компании.

Первоначально аудитор должен составить общий план аудита, исходя из имеющихся у него сведений об организации. Общий план должен составляться с учетом таких факторов, как:

- общая экономическая ситуация в отрасли;

- особенности составления финансовой отчетности проверяемой компании;

- система бухгалтерского учета и организация внутреннего контроля (особое внимание уделяется учетной политике);

- риск и существенность (определение наиболее важных областей для аудиторской проверки, определение уровня существенности и риска);

- объем работ и время, необходимое для выполнения аудиторских процедур.

После предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания был составлен договор на проведение аудита, в котором были оговорены следующие основные аспекты и условия: предмет договора; права и обязанности сторон; ответственность сторон и условия расторжения договора; порядок сдачи работы; расчеты по договору; дополнительные условия. К договору должны быть приложены план(табл. 2) и программа(Приложение 4), которую специально разработала аудиторская организация с целью выполнения обязательств по договору инициативного аудита на предприятии.

План аудита– это описание планируемых направлений, характера и объема осуществления аудита, который является неотъемлемой составной частью договора на осуществление аудиторской проверки.

Таблица 3 – Общий план проверки учета безналичных расчетов в АО «ГРПЗ» за 2017 г.

Аудитор (ФИО): Петренко О.В.

Дата начала проверки: 01.12.2018 г.

Дата окончания проверки:09.12.2018 г.

Проверяемый участок учета: учет денежных средств на расчетных счетах

Уровень существенности:  3 000 000 рублей.

Проверяемый период: с 01.01.2017г. по 31.12.2017г.

Процедура

Дата проверки

1

Аудит организации учета безналичных расчетов

 

1.1

Проверка учетной политики и других нормативных актов организации

01.12.2018

1.2

Проверка графика документооборота и его соблюдения

01.12.2018

1.3

Проверка договорной дисциплины

01.12.2018

2

Аудит операций по расчетному счету

 

2.1

Инвентаризация денежных средств на банковских счетах предприятия

02.12.2018

2.2

Проверка порядка открытия расчетных счетов

02.12.2018

2.3

Проверка формирования первичных документов по расчетному счету

03.12-04.12.2018

2.4

Проверка правильности корреспонденции счетов

05.12-06.12.2018

2.5

Проверка формирования регистров синтетического и аналитического учета

07.12.2018

2.6

Проверка правильности отражения операций по счету 51 в бухгалтерской отчетности

08.12.2018

3

Выражение мнения аудитора

09.12.2018

 

Составление программы аудиторской проверки учета безналичных денежных расчетовтакже являются неотъемлемым этапом планирования аудиторской проверки. Программа аудита фактически представляет собой детальные инструкции аудитора, что, когда и где и в каком объеме проверять, а также служит средством контроля за временным исполнением проверки. При составлении программы аудита аудитор обращается к разработанному общему плану и фактически его детализирует, наполняя форму проверки содержанием.

Перейдем непосредственно к аудиту безналичных денежных расчетов в АО «ГРПЗ».

В АО «ГРПЗ» открыт один расчетный счет вгородского филиала банка ПАО «Восточный экспресс банк». При открытии расчетного счета была заполнена карточка образцов подписей. Так как расчетный счет был открыт до 2 мая 2014 года, предприятие уведомило об этом налоговую инспекцию.

Далее  осуществляется проверка договорной дисциплины (таблица 4).

Таблица 4 – Аудит договорной дисциплины АО «ГРПЗ»

Наименование контрагента

Договор

Характер нарушений

Договоры с поставщиками

ПАО «УралМаш»

Поставки № 473-КВ от 21.01.2017 г.

Имеется только факсимильная копия

ООО «Метмаш»

Купли-продажи № 15 от 15.05.2017 г.

Имеет признаки договора о возмездном оказании услуг

Договоры с покупателями

ПАО «Парнас»

Поставки №364 от 16.01.2017 г.

Не представлен

ООО «Молочные реки»

Поставки №У-263 от 07.03.2017г.

Отсутствует подпись представителя контрагента

ООО «Марк-сервис»

Поставки №86н от 14.05.2016 г.

Имеется только факсимильная копия

ПАО «Восход»

Купли-продажи №126 от 25.07.2017г.

Отсутствуют листы 2-3 в договоре

Администрация города

Муниципальный контракт на поставку запчастей №54-ДВО от 28.08.2017 г.

Имеется только копия

ООО «Строй-Маркет»

Купли-продажи №64 от 01.09.2017 г.

Не представлен

ООО «Люск-косметик»

№ 70-08 от 26.09.2017 г.

Отсутствует подпись представителя контрагента

Договоры с кредитными организациями

ПАО Сбербанк

Договор на расчетно-кассовое обслуживание

Договор отсутствует

ПАО ВТБ

Кредитный договор № 2651 от 21.02.2017 г.

Договор отсутствует

ПАО Альфа-банк

Кредитный договор № 461 от 13.03.2017 г.

Имеется только факсимильная копия

 

Экспертиза договорной дисциплины выявила ряд нарушений. Некоторые договоры отсутствуют, либо представлены их копии (оригиналы в организации отсутствуют). Некоторые договоры имеют признаки, не соответствующие характеру сделки.

Проведем проверку документооборота расчетных операций (табл. 5).

Замечаний по документообороту банковских выписок и платежных поручений нет.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Таблица 5 – Проверка документооборота банковских документов в АО «ГРПЗ»  в 2017 г.

Наименование документа

№ последнего документа в году

Количество зарегистрирован-ных в журналах

Количество по факту

Выводы

Платежная ведомость

452

52

52

замечаний нет

Платежное поручение

9654

9654

9654

замечаний нет

Чек чековой книжки

2026541

41

41

замечаний нет

Аккредитив

25

25

25

замечаний нет

Инкассовое поручение

102

102

102

замечаний нет

Банковская выписка

-

-

1980

замечаний нет

 

Проведем проверку оформления банковских документов (табл. 6).

Таблица 6 – Проверка оформления банковских документов в АО «ГРПЗ» в 2017 г.

Наименование проверяемого документа

Дата (период) составления документа

Номер документа

Содержание хозяйственной операции

Заключение аудитора об отсутствии или характере нарушений

Банковская выписка

21.04.2017

-

-

Обнаружены пометки синей пастой

Платежное поручение

28.07.2017

4578

Оплата коммунальных услуг

Отсутствует штамп банка и подпись работника банка о проведение операции

Платежное поручение

30.09.2017

6397

Оплата материалов

Отсутствует штамп банка и подпись работника банка о проведение операции

 

При оформлении и хранении банковских документов обнаружены ошибки.

Далее проведем сплошную проверку синтетического учета денежных средств на расчетном счете (табл. 7).

Выяснено, что все хозяйственные операции, проведенные по счету 51 «Расчетный счет» верны.

Таблица 7 – Сплошная проверка корреспонденции счетов по счету 51 «Расчетный счет» в АО «ГРПЗ» в 2017 г.

Хозяйственная операция

В организации

По мнению аудитора

Прим.

Д-т

К-т

Сумма, тыс. руб.

Д-т

К-т

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

Поступило из кассы

51

50

23164,8

51

50

23164,8

Замечаний нет

Поступило от покупателей

51

62

3660301,16

51

62

3660301,16

Поступили прочие доходы

51

91.1

206472

51

91.1

206472

Потупило от возврата займов

51

58

160000

51

58

160000

Поступило от учредителей

51

75

100000,00

51

75

100000,00

Выдано в кассу

50

51

215132,7

50

51

215132,7

Перечислено поставщикам

60

51

1095544,50

60

51

1095544,50

Перечислена заработная плата

70

51

973249,07

70

51

973249,07

Перечислены проценты по кредитам и займам, возврат кредитов

66,67

51

755140

66,67

51

755140

Перечислено налоги

68

51

334733

68

51

334733

Перечислены страховые взносы

69

51

376437

69

51

376437

Перечислено подотчетным лицам

71

51,00

11799,99

71

51,00

11799,99

Перечислены прочие расходы

91.2

51,00

2 604,82

91.2

51,00

2 604,82

Перечислено прочим дебиторам и кредиторам

76

51

1 741,88

76

51

1 741,88

Перечислены дивиденды

75

51

100998

75

51

100998

 

Далее проведем проверку остатка денежных средств на расчетном по данным выписок и данным бухгалтерского учета (табл. 8).

Таблица 8 – Проверка остатка денежных средств на расчетном счете по данным выписок банка и данным бухгалтерского учета в АО «ГРПЗ» в 2017 г.

дата

Остаток по данным выписок, руб.

Остаток по данным главной книги

Примечание

30.01.2017

481 564 783,93

481 564 783,93

замечаний нет

22.02.2017

348 950 513,41

348 950 513,41

замечаний нет

31.03.2017

78 498 974,37

78 498 974,37

замечаний нет

28.04.2017

391 849 984,29

391 849 984,29

замечаний нет

25.05.2017

543 038 083,94

543 038 083,94

замечаний нет

30.06.2017

257 583 981,92

257 583 981,92

замечаний нет

Окончание таблицы 8

дата

Остаток по данным выписок, руб.

Остаток по данным главной книги

Примечание

29.08.2017

489 083 081,23

489 083 081,23

замечаний нет

03.09.2017

467 938 098,93

467 938 098,93

замечаний нет

04.10.2017

213 144 974,45

213 144 974,45

замечаний нет

30.11.2017

156 397 861,45

156 397 861,45

замечаний нет

31.04.2017

292 486 892,11

292 486 892,11

замечаний нет

 

Арифметико-л0гический контроль состоит в проверке правильн0сти выполненных расчетов, группир0вки и разноски показателей, п0рядка оформления отчетных ф0рм.При этом показатели, подлежащие 0тражению в бухгалтерской отчетн0сти, сравниваются с другими д0кументальными данными, определяется 0бъективная возможность достижения 0тчетными п0казателями тех значений, в размере к0торых их планируется в 0тчетности отразить.

Арифметико-л0гический контроль предп0лагает сравнение показателей, с0держащихся в регистрах синтетическ0го и аналитического учета, в Главн0й книге и регистрах синтетическ0го учета, в формах бухгалтерск0й отчетности и Главной книге.

Проверка сопоставления остатка денежных средств на расчетном счете по данным выписок и регистров учета в АО «ГРПЗ» нарушений не выявила.

Далее проверим отражение денежных средств по расчетному счету в бухгалтерском балансе (табл. 9).

Таблица 9 – Проверка отражения остатков денежных средств на расчетном счете по данным учета и бухгалтерского баланса АО «ГРПЗ» в 2017 г., тыс. рублей

дата

Остаток по данным учета, тыс. рублей

Примечание

01.01.2017

9338

9338

замечаний нет

31.12.2017

292487

292487

замечаний нет

 

По окончании проверки аудита безналичных расчетов аудитор формирует мнение, готовит подтверждающие документы, а также формирует часть аудиторского заключения, имеющую отношение к аудируемому участку учета.

Таким образом, проведенная проверка свидетельствует о том, что в АО «ГРПЗ»остаток денежных средств по данным выписок полностью соответствует данным бухгалтерского учета (дебетовым остаткам по счетам 51 «Расчетный»), а также сведениям по строке 1450 бухгалтерского баланса «Денежные средства и их эквиваленты».

 

3.Заключительный этап
аудита безналичных расчетов

3.1. Анализ типичных ошибок в безналичных расчетах

К типовым нарушениям в ведении безналичных денежных расчетов можно отнести:

- отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операции;

- неверно указанный КБК при уплате налогов;

- наличие документов, оформленных не надлежащим образом (ксерокопии документов, отсутствие на документе банковских отметок);

- отсутствие приложений к платежным документам, послуживших основанием для совершения хозяйственных операций;

- полнота зачисления наличных денег, сданных в банк на расчетный (валютный) счет;

- несоответствие данных в платежных поручениях, хранящихся в делах проверяемой организации, с фактическим перечислением денежных средств.

В целом организация учета безналичных денежных расчетов соответствует объему и характеру осуществляемых операций АО «ГРПЗ». Обороты в учете и остаток денежных средств на расчетном счете отражен в бухгалтерском учете и отчетности достоверно.

В результате анализа состояния учета и внутрихозяйственного контроля сохранности и использования денежных средств в АО «ГРПЗ» выявлены следующие недостатки:

1. Нарушаются рекомендации по охране и транспортировке денежных средств в центральную кассу, банк и из банка.

В настоящее время нормативными актами не установлено особых требований к оборудованию помещения кассы (операционной кассы) экономического субъекта, не являющего кредитной организаций. Данныйвопрос полностью оставлен на усмотрение руководителей хозяйствующих субъектов. На этапе планирования и организации процедур по обеспечению сохранности наличной денежноймассысубъекты вправеприменять Рекомендациями по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке (приложение № 2 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета Директоров ЦБР от 22.09.1993 № 40) и Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий (приложение № 3 к немуже). Данные нормативные акты утратили юридическую силу, однако их можно использовать в качестве ориентира.

2. Имеются случаи, когда отсутствует подписина денежных документах.

Пункт 4.3 Указания N 3210-У устанавливает, что кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии – руководителем), а также кассиром. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются. Следовательно, данные документы считаются недействительными. Хозяйственные операции, совершенные на основании данных документов, также могут быть признаны контролирующими субъектами. Данная цепочка приводит к тому, что последующие документы также составлены не верно (остатки в кассовой книге), регистры сформированы с лишними записями и остаток денежных средств отражен некорректно.

3. Отсутствует надлежащий контроль за учетом денежных средств.

Внутренний финансовый контроль (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ) признан важнейшей частью современного механизма управления экономическим субъектом, который позволяет с минимальными затратами достичь целей и выполнить задачи, поставленные собственниками (инвесторами). От эффективности внутреннего контроля во многом зависит результативность и производительность экономических субъектов, так как грамотно организованный внутренний контроль призван не только выявлять недостатки и нарушения финансово-хозяйственной деятельности, но и предупреждать нарушения и ошибки, а также своевременно способствовать их устранению.

Изучение действующей практики учета денежных средств в АО «ГРПЗ» позволяет сделать следующие выводы.

В целом действующую систему организации учета денежных средств в данной организации можно признать удовлетворительной. Учет ведется в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету.

 

3.2. Рекомендации по предотвращению ошибок в безналичных расчетах

Хотелось бы отметить, что на всех стадиях процесса управления бывают отклонения фактического состояния объекта управления от планируемого. Для получения своевременной информации о качестве и содержании таких отклонений и необходим внутренний контроль. Несмотря на то что СВК на предприятии не только в наличии, но и функционирует, как в приведенном выше примере, результаты ее деятельности неутешительны — убытки, отрицательные чистые потоки, сомнения аудитора в непрерывности деятельности предприятия (при росте показателей чистой прибыли в абсолютном и относительном выражении).

Все это вкупе ставит под сомнение квалификацию действующего менеджмента предприятия (вывод о преднамеренном характере искажений аудитор не вправе сделать по действующему законодательству). Таким образом, основная цель использования результатов внешнего аудита собственниками и менеджментом предприятия — ликвидировать все выявленные ошибки и просчеты в деятельности организации, минимизировать выявленные риски, зависящие от внутренних и, по возможности, от внешних причин. Результаты анализа системы внутреннего контроля клиента являются источником информации для принятия необходимых управленческих решений собственниками и менеджментом предприятия. Их необходимо использовать для разработки внешней стратегии предприятия, совершенствования внутренних бизнес-процессов, улучшения финансовой ситуации.

Ниже, в табл. 10представлены методические ошибки и нарушения, выявленные в ходе аудита денежных средств в АО «ГРПЗ», а также предложены рекомендации по устранению данных нарушений.

Таблица 10 – Ведомость нарушений, допущенных при ведении учета безналичных денежных средств и рекомендации по их устранениюв АО «ГРПЗ»

Содержание нарушения

Выводы и рекомендации

Денежные документы оформлены не надлежащим образом (отсутствуют подписи должностных лиц)

Все должностные лица должны ставить свои подписи на денежных документах

Слабый внутренний контроль за учетом денежных средств

Ввести в штат организации внутреннего аудитора или возложить эту обязанность на главного бухгалтера

Низкая квалификация управленческого персонала

Повышение квалификации бухгалтера и управленческого персонала в целом

 

Перспективным является создание службы внутреннего аудита в компании, которая может не только решать задачи по информационному обеспечению системы управления предприятия с последующим получением возможности принятия эффективных решений, но и, будучи независимой (организационно и материально подчиняющейся непосредственно собственникам предприятия), своевременно выявлять и оперативно реагировать на отклонения в функционировании системы внутреннего контроля. Эффективность же деятельности самой службы внутреннего аудита вполне могут показать результаты внешнего аудита, для этого только необходимо лицам, принимающим решения (в аудите теперь есть такой термин) показать свою заинтересованность в этом. Рекомендуем предприятиям, которые не подлежат внешнему аудиту, активнее использовать инструменты внешнего аудита при принятии управленческих решений.

Перечисленные выше предложения по улучшению бухгалтерского учета и внутреннего контроля денежных средств в АО «ГРПЗ» в силе повлиять на эффективность работы бухгалтера и предприятия в целом и в перспективе, помогут устранить недостатки в организации работы и избежать ошибок в планировании работы.

Таким образом, денежные средства являются основой благосостояния каждого предприятия, поэтому контроль за их хранением и использованием должен быть хорошо организован. Бухгалтерский учет денежных средств в АО «ГРПЗ» достоверен. Все движения денежных средств, как в кассе, так и на расчетном счете контролируются со стороны главного бухгалтера и директора организации. Все движения по счетам отражены в балансе предприятия и не несут в себе разногласий. Но существуют нарушения, главным образом связанные с организационными вопросами. Так не производится контроль за сохранностью наличности. Ревизия касс документально не фиксируется. Допускается небрежность в оформлении и хранении документов.

 

Заключение

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В процессе своей финансово-хозяйственной деятельности предприятия и организации практически постоянно сталкиваются с необходимостью производить расчеты наличными деньгами (не связанные с выплатой заработной платы) как с юридическими, так и с физическими лицами. Денежные средства являются основой благосостояния каждого предприятия, поэтому контроль за их хранением и использованием должен быть хорошо организован.

Объектом исследования является учетная деятельность АО «ГРПЗ». Все записи по счету учете безналичных денежных средств делаются на основании платежных поручений, платежных требований-поручений, приложенных к выписке банка, которая является регистром аналитического учета денежных средств.

- отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операции;

- неверно указанный КБК при уплате налогов;

- наличие документов, оформленных не надлежащим образом (ксерокопии документов, отсутствие на документе банковских отметок);

- отсутствие приложений к платежным документам, послуживших основанием для совершения хозяйственных операций;

- полнота зачисления наличных денег, сданных в банк на расчетный (валютный) счет;

- несоответствие данных в платежных поручениях, хранящихся в делах проверяемой организации, с фактическим перечислением денежных средств.

В результате анализа состояния учета и внутрихозяйственного контроля сохранности и использования денежных средств в АО «ГРПЗ» выявлены следующие недостатки:

1. Нарушаются рекомендации по охране и транспортировке денежных средств в центральную кассу, банк и из банка.

2. Имеются случаи, когда отсутствует подписина денежных документах.

3. Отсутствует надлежащий контроль за учетом денежных средств.

В качестве рекомендации по совершенствованию учета денежных средств АО «ГРПЗ»  было предложено:

1. Кассиру, транспортирующему деньги, предоставить охрану.

2. Все должностные лица должны ставить свои подписи на денежных документах.

3. Ввести в штат организации внутреннего аудитора или возложить эту обязанность на главного бухгалтера

4. Повышение квалификации бухгалтера и управленческого персонала в целом

Перечисленные выше предложения по улучшению бухгалтерского учета и внутреннего контроля денежных средств в АО «ГРПЗ»  в силе повлиять на эффективность работы бухгалтера и предприятия в целом и в перспективе, помогут устранить недостатки в организации работы и избежать ошибок в планировании работы.

 

 

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (Часть 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

2. Гражданский кодекс РФ (Часть 2) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ  // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

4. Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

5. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

6. Федеральный Закон РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

7. Федеральный закон от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

8. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

9. Положение ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

10.   Положение ЦБ РФ от 24.04.2008 №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

11.   Положение ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

12.   Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

13.   Приказ Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

14.   Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

15.   Приказ Минфина РФ 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

16.   Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 №154н «Об утверждение Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

17.   Приказ Минфина РФ от 6.10.2008 №106н «Об утверждении Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

18.   Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 №11 «Об утверждение «Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011)» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

19.   Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

20.   Абрамова Е.Н. Специальный банковский счет: правовая природа и классификация / Е.Н. Абрамова // Право и экономика. – 2016. - №7. – С. 67-72.

21.   Агабекян О. Денежные средства на счетах в банке / О. Агабекян, К. Макарова // Налоговый вестник. – 2013. - № 6. – с. 85-102.

22.   Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет и аудит на производственных предприятиях / М.Н. Агафонова. – М.; Бератор-пресс, 2017. – 563 с.

23.   Арзуманова Л.Л. Финансово-правовое регулирование наличного денежного обращения в России / Л.Л. Арзуманова // Актуальные проблемы российского права. – 2014. - №3. – С.37-57.

24.   Васильева Н.П. Как управлять оборотными активами / Н.П. Васильева// Финансовый директор. – 2018. - №3. – С. 17-25.

25.   Волков А.Г. Контроль и ревизия: учебное пособие /А.Г. Волков, Е.Н. Чернышева. – Москва: Изд. центр ЕАОИ, 2016. – 224 с.

26.   Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / А.Г. Грязнова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 1168 с.

27.   Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью. Учебно-практическое пособие / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2017 . – 240 с.

28.   Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академическогобакалавриата / В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 349 с.

29.   Малыгина С.Р. Организация бухгалтерского учета и аудит движения денежных средств / С.Р. Малыгина, В.Е. Бессонова // Проблемы экономики и менеджмента. – 2016. - №4 (56). – С.46-49.

30.   Мишина М.К. Безналичные расчетные операции: понятие, виды и содержание / М.К. Мишина // Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2015. - № 3. – С. 33-37.

31.   Найденова Р.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Р.И. Найденова, А.Ф. Виноходова, А.И. Найдёнов. – М.: КНОРУС, 2015. – 208 с.

32.   Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 512 с.

33.   Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник. – 3-е изд. / Под ред. А.А. Володина. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 364 с.

34.   Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М. – 374 с.

35.   Рекомендация Р-44/2013-КпР «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля» // Бухгалтерский методологический центр (БМЦ)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"_Toc533712613">Приложение

Приложение 1

Нормативно-правовое регулирование учета безналичных расчетов в РФ

 

 

Продолжение Приложения 1

 

 

Приложение 2

Фрагмент Бухгалтерского балансаАО «ГРПЗ» на 31 декабря 2017 г.

 

 

 

 

Продолжение Приложения 2


 

Приложение 3

Фрагмент Отчета о финансовых результатах АО «ГРПЗ» за 2017 г.


 

Приложение 4

Похожие работы на - Аудит безналичных денежных расчетов

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!