Строгино

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    267,46 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Строгино

Строгино

К северу от издавна существовавшего под Москвой села Троице-Лыково местность постепенно понижалась и образовывала огромный полуостров, окруженный с трех сторон широкой излучиной Москва-реки. В давние времена, до строительства канала и Карамышевской плотины, водный режим реки не был постоянным. В летнее время она настолько пересыхала, что во многих местах широкое русло можно было перейти вброд и даже переехать на телеге, не замочив ступицы . Но в весенне половодье уровень воды поднимался на пять-шесть метров, затопляя прибрежные луга. Жить на берегу реки в этих местах было рискованно, однако и здесь почти по всему побережью встречаются старинные селища - следы существовавших некогда сел и деревень. Заливные луга служили отличными пастбищами для скота, а по их окраинам тянулись поля с плодородной лесовой почвой. В Москва-реке водилось много рыбы, в том числе и крупной - щук, лещей, судаков, которых в старину рыбаки добывали с помощью остроги. Отсюда пошло прежнее название «Строгино» - Острогино.

В XVI веке село Острогино принадлежало царскому двору, а первые упоминания о нем относятся к 1570 и 1573 годам. В начале XVII века село тяжело пострадало от разорения Смутного времени. Были сожжены дома, разрушена церковь Параксевы Пятницы, так и не восстановленная после польской интервенции

В 1646 году в Острогино насчитывалось всего девять крестьянских дворов. В дальнейшем Острогино быстро разрасталось в связи с наличием земли для распашки и особенно обширных заливных лугов, необходимых для выпаса лошадей и заготовки сена. Содействовало быстрому росту селения и близко проходившая от Острогина оживленная Волоцкая дорога. Близость дороги давала дополнительный заработок крестьянам, продававшим проезжающим сено для лошадей. Часть жителей Острогина промышляла извозом. На рубеже XVII-XVIII века село перешло в собственность родственникам царя Мартемьяна Кирилловича Нарышкина. К этому времени в Острогине насчитывалось двадцать шесть крестьянских дворов, людей в них 92 человека , да двор бобыль Ивашко Мелентьев слеп, кормится христовым подаянием . Теперь уже утратившее в годы Смуты церковь село считается деревней.

Добирались до Острогино из Москвы по старому Волоколамскому тракту. Он начинался у Пресненской заставы и затем шел сначала на северо-запад, а потом строго на запад. Наезженная колея, оставляя позади речку Ходынку и пересекая обширное Ходынское поле, проходила западнее Покровского-Стрешнево. Затем, свернув с тракта налево, путники выезжали к деревне Щукино, а там, спустившись к броду через реку, попадали в Острогино. Для пешеходов впоследствии стали наводить наплывной мост. Деревня быстро разрасталась и по численности населения превзошла села Хорошево и Троицкое-Лыково, уступая только соседней деревне Тушино, расположенной на большой дороге. В 1760 годах в деревне Острогино числилось 56 дворов, 187 жителей мужского и 164 женского пола.

В 1812 году многие крестьяне были взяты ратниками в ополчение. Трое из них умерли от ран, вернувшись в родную деревню. Французские захватчики разграбили имущество, хлеб, весь крестьянский скот. Было сожжено 6 домов. В XIX веке прежнее название деревни упрощается, во всех документах она теперь числится как Строгино.

В Указателе селений и жителей уездов Московской губернии за 1852 год записано: Деревня Строгино третьего стана Всесвятской волости Московского уезда, в 10 верстах от Пресненской заставы, на проселочной дороге, в 5-ти верстах от квартиры станового пристава и в 2-х верстах от шоссе принадлежит генерал-майору Николаю Александровичу Бутурлину . В то время в 75-ти дворах проживало 730 человек.

Строгинo

После отмены крепостного права, в 1887 году в деревне была построена новая часовня - Александра Невского - в память об освобождении крестьян при царе Александре II. Многие крестьяне, получив вольную, устремились на заработки в Москву и другие места, оставили свою деревню. Из мужского населения деревни 122 человека работали на стороне. Среди поступивших на предприятия преобладали литоргафщики. В своей деревне работали 145 человек. Из них самую многочисленную группу составляли 46 человек корзинщиков. Из женщин 203 человека работали в своем селе, занимаясь главным образом вязанием чулок и перчаток из шерсти. 19 человек уходили на заработки в другие места. Накануне первой мировой войны в Строгино было несколько лавок, трактир, двухэтажная чайная, которую держал крестьянин Ширяев и постоялый двор. Имелась даже своя пожарная дружина, которая получала пособие от земства. Строгино славилось своими добротными и красиво поставленными домами.

Деревня выглядела нарядной и торжественной. У каждого дома было что-то свое: точеные балясины у крыльца, ажурные причелины, на которых можно было разглядеть и цветы невиданной красы, и зверей диковинных. Своих резчиков в Строгино не было. Их приглашали подчас издалека.

Жители Строгино занимались земледелием и скотоводством. Сеяли рожь, пшеницу, овес, пшено и гречиху. Сажали картошку. Много земли отводили под капусту. Держали птицу - гусей, уток, кур. Имели много скотины - коз, свиней, коров. Молочники продавали молоко, творог, варенец и жителям села, и наезжавшим летом дачникам. Самым знаменитым промыслом были ломовые извозчики. Ранней весной, едва лед на реке тронется, ломовые извозчики начинали возить в московские рестораны и частные дома глыбы льда, которые спускались в подвалы и использовались для ледников.

После Октябрьской революции жители Строгино продолжали жить сельским трудом. В 1929 году началась коллективизация. Около 30-ти семей было раскулачено. Был создан колхоз, получивший имя К.В. Уханова. В колхозе были открыты ясли и детский сад. К 1934 году в колхозе осталось только 45 лошадей. Занимался колхоз в основном овощеводством, но и молочная ферма давала доходы.

Весной 1934 года началось строительство канала Москва-Волга. В Строгино было выстроено у реки множество бараков, огороженных колючей проволокой. Для земляных работ было пригнано много тысяч заключенных.

После начала Великой Отечественной войны большинство мужчин ушло в армию или в ополчение. Нелегкий земледельческий труд лег на плечи женщин. В окрестностях деревни разместились зенитные батареи. С территории Строгино Москву прикрывал 1744-й зенитный артиллерийский полк, которым командовал полковник Филимошкин. Самый первый фашистский самолет под Москвой был сбит воинами 20-той зенитной батареи около деревни Строгино. Его обломки долгое время демонстрировались на Тушинском аэродроме. Но бомбы сыпались и на деревню.

Когда фашисты были отброшены от Москвы, в Строгино с 22 по 28 декабря 1941 года формировалась первая автоколонна с продуктами для блокадного Ленинграда. Отсюда начинались дорога жизни . Колонна насчитывала 40 автомашин, за которыми было закреплено 80 водителей. Начальник автоколонны был назначен директор 3-го автобусного парка Виктор Гаврилович Иванов. Колонна состояла из полуторок М-61-651 . С декабря 1941 года по март 1943 годов осажденный Ленинград было доставлено около 650 тысяч тонн грузов, и этими же машинами на обратном пути были вывезены на Большую землю свыше 650 тысяч человек. В память об этих разбит парк у Москва-реки. Автобусная остановка у этого парка называется теперь Дорога жизни.

После войны в Строгино был создан птичник. В 1950 году были разбиты большие яблоневые сады. В 1954 году в результате укрупнения земли, окружающие Строгино вошли в колхоз имени С.М. Кирова, центром которого было Троице-Лыково.

В соответствии с Генеральным планом строительства Москвы на территории, прилегающей к Строгино, предполагалось создать обширную зону отдыха с искусственными водохранилищами и чистыми песчаными пляжами. Землеройные снаряды стали вгрызаться в берег, и к середине 1960-х годов выросло огромное по площади водохранилище, отделенное узкой береговой полосой от течения Москвы-реки. Немало отличного песка было доставлено отсюда на стройки большого города, на бетонные заводы и домостроительные комбинаты.

Но столице нужны были земли для нового жилищного строительства. Большой жилой микрорайон планировался на месте Тушинского аэродрома. При прокладке новой линии метрополитена была заложена дополнительная станция в центре этой территории. Но в дальнейшем выяснилось, что для застройки этого микрорайона необходимо наращивание прибрежной дамбы, защищающей аэродром от вешних паводков, что связано с очень большими расходами.

Пришлось изменить прежние планы и избрать для застройки район деревни Строгино. Авторами проекта нового микрорайона столицы били архитекторы А.М. Половников, Б.В. Боде, Ю.В. Громченко, Г.П. Карибов и другие. Работы начались в 1977 году. И буквально за год на возвышении позади деревни выросли первые ряды многоэтажной застройки нового городского массива. Первые новоселы приехали сюда осенью 1979 года.

Строгинский бульвар

На древней строгинской земле выросли ряды высотных домов. С этого момента начинается новая глава истории - уже муниципального района Москвы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://all-moscow.ru


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!