ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    265,44 Кб
  • Опубликовано:
    2018-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В. И. Вернадского»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) В г. ЯЛТЕ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ)

Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования

Кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных заведений

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

Обучающегося    

 

Направления подготовки   44.04.01 «Педагогическое образование»

Магистерская программа

«Внеурочная деятельность в начальной школе»

 

Форма обучения очная

 

 

 

Научный руководитель

доцент кафедры    

 

   

 

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

 

Зав. кафедрой

докт. пед. наук, профессор Н.В. Горбунова  

Ялта, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ….9

1.1. Сущность понятия «самосовершенствование личности» в современных психолого-педагогических исследованиях …………...9

1.2. Специфика сопровождения процесса самосовершенствование личности младших школьников во внеклассной деятельности ……………………………………………………………………………27

1.3. Особенности подготовки будущих учителей начальных классов к совершенствованию личности младшего школьника ……………….32

Выводы к первой главе ………………………………………………...39

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ….41

2.1 Критерии, показатели и уровни готовности будущих учителей к самосовершенствованию личности младших школьников во внеклассной деятельности ……………………………………………………………41

2.2 Методы и организация исследования ………………………….…51

2.3 Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы71

Выводы ко второй главе……………………………………………….75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..80

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..…85

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..93

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Происходящие в мире социально-экономические и производственно-технические изменения предъявляют новые требования к подготовке кадров в системе образования. Сегодня востребованы профессионалы, обладающие такими качествами, как креативность, мобильность, самостоятельность, конкурентоспособность, умение адаптироваться к новым условиям, потребность в систематической работе над собой. 

Важнейшим показателем качества высшего образования является сформированность у выпускников вуза ключевых и профессиональных компетенций, поэтому методы и технологии их формирования, измерения являются актуальными. Не менее важным вопросом является и формирование у обучающихся готовности и способности к личностному и профессиональному самосовершенствованию.

Изменения, происходящие в современном российском обществе, касаются сферы образования и ставят перед ней целый ряд новых задач, выполнение которых, целиком и полностью зависит от личности и профессионализма учителя. Проблема обеспечения эффективного кадрового сопровождения образовательного процесса остра на сегодняшний день. Сегодня на рынке образовательных услуг все более востребованным становится эмоционально-устойчивый, высококвалифицированный специалист, обладающий способностью к творчеству, рефлексии своей деятельности, специалист, для которого характерна готовность к непрерывному самосовершенствованию.

Актуальность проблемы самообразования студентов, обусловленная заказом общества и определяемая нормативными документами – Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, действующими Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, еще более возрастает в связи с разработкой и внедрением новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, предусматривающих широкое использование электронных образовательных ресурсов, дистанционного обучения, моделирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Поскольку профессиональные компетенции представляют собой способность личности к эффективному решению определенного класса профессиональных задач, под саморазвитием профессиональных компетенций мы понимаем процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий обучающихся над собой, включающий самостоятельное углубление и расширении профессиональных знаний, самосовершенствование качеств, умений и навыков, компетенций в целом, что дает возможность повысить результативность в профессиональной деятельности.

Ориентированность образования на усиление личностного аспекта в профессиональной подготовке будущих учителей требует обновления положений, программ, лежащих в основе профессиональной подготовки будущего педагога, обусловливает необходимость создания условий для актуализации его потенциальных ресурсов, личностного и профессионального самосовершенствования.

Степень изученности. 

Проблема самосовершенствования в определённой мере отражена в психологических исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Г. Я.  Гальперина, B. К. Зарецкого, В. Г. Зинченко, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. Изучению различных аспектов феномена саморазвития посвящены работы зарубежных ученых А. Адлера, А. Маслоу, Г. Олпорта, Э.Фромма, C. Л. Франкла, А. Эспинозы, К. Юнга. Ряд отечественных исследований связано с изучением саморазвития как явления, интегрирующего индивидуальное, социальное и культурное начало в жизни человека (Л. И. Антропова, В. И. Андреев, В. А. Афанасьев, М. В Богуславский, Т. А. Ветошкина, О. С. Газман, А. С. Макаренко, А. В. Машляковская, Л. Н. Коган, Л.Н. Куликова, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий). Процесс формирования саморазвития и самообучения учащихся в познавательной учебной деятельности исследованы Б. Г. Ананьевым, И. В. Алексеевым, Л. И. Божович, П. П. Блонским, Т. П. Войтенко, М. Р. Гинзбургом, С. С. Гиль, Л. Н. Дроздикова, С. А. Иванушкиной, И. М. Морозовой, Г. К. Селевко, В. И. Слободчиковым, Н. С. Пряжниковым, Н. В. Тимофеевой, А. Л. Ухтомским Е. А. Хилтунен. Большинство из них считают саморазвитие основным компонентом, составляющим личностное самоопределение человека, который самостоятельно выбирает область приложения своих сил и возможностей.

Распространению идей и опыта педагогики саморазвития М. Монтессори в наши дни посвящены работы М. В. Богуславского, Д. Г. Сорокова, Л. Р. Гребенникова, Г. А. Любиной, Т. И. Лобачевой, Е. А. Хилтунен, К. Д. Сумнительного.

Необходимость настоящего исследования обусловлена:

- потребностью в высококвалифицированном, постоянно самосовершенствующемся педагоге;

- состоянием практики педагогического образования, в основном ориентированной на профессиональную подготовку будущих специалистов и недостаточно акцентирующей внимание на формирование у них потребности в самосовершенствовании;

- значимостью использования всего потенциала внеклассной деятельности в вузе с целью активизации самосовершенствования личности будущего учителя.

Сложились противоречия между:

- потребностью в модернизации структуры внеклассной деятельности вуза в соответствии с изменившимися требованиями к специалисту в сфере образования и преобладанием традиционных методов образования и воспитания будущих учителей;

- требованиями сегодняшнего дня к специалисту в сфере образования, с одной стороны, и недостаточной степенью готовности будущих педагогов к самосовершенствованию, с другой.

В связи с этим, проблема нашего исследования заключается в определении характера влияния внеклассной деятельности на самосовершенствование личности и необходимости разработки педагогического обеспечения образовательного процесса на факультете дополнительных педагогических профессий с целью активизации личностно-профессионального самосовершенствования будущего учителя.

Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования «Формирование готовности будущих учителей к самосовершенствованию личности младших школьников во внеклассной деятельности».

Объект исследования - готовность будущих учителей к самосовершенствованию личности младших школьников во внеклассной деятельности

Предмет исследования – самосовершенствование личности младших школьников во внеклассной деятельности

Цель исследованиятеоретически обосновать и апробировать методику готовности будущих учителей к самосовершенствованию личности младших школьников во внеклассной деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия «самосовершенствование личности» в современных психолого-педагогических исследованиях

2. Изучить специфику сопровождения процесса самосовершенствование личности младших школьников во внеклассной деятельности

3. Выявить особенности подготовки будущих учителей начальных классов к совершенствованию личности младшего школьника

4. Разработать критерии, показатели и уровни готовности будущих учителей к самосовершенствованию личности младших школьников во внеклассной деятельности

5. Провести сравнительный анализ готовности будущих учителей к самосовершенствованию личности младших школьников во внеклассной деятельности

Гипотеза исследования.

Формирование готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к деятельности, связанной с самосовершенствованием личности младших школьников во внеклассной деятельности будет наиболее эффективным:

- разработка и внедрение в педагогический процесс спецкурса «Подготовка бакалавра профиля «Начальное образование» к деятельности, связанной с самосовершенствованием личности младших школьников во внеклассной деятельности; 

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

- по теории вузовского образования (И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, Т.И. Шамова, Н. М. Швецов, А. И. Щербаков);

- по проблеме формирования готовности педагогических работников (И. А. Зимняя, О. В. Кириллова, Т. В. Кириллова, А. К. Маркова, Н. С. Морова, С. Н. Федорова, А. В. Хуторской;

Экспериментальная база исследования: В эксперименте участвовали обучающиеся 3 курса по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». На разных этапах эксперимента исследованием было охвачено 90 обучающийся 3 курса.

Основными методами исследования стали: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, опрос, анкетирование, тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: его результаты дополняют теорию и методику высшего профессионального образования знаниями и представлениями о сущности и содержании готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к деятельности, связанной с самосовершенствованием личности младших школьников во внеклассной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается: разработанный спецкурс можно применять как методический материал в педагогических ВУЗах.

Структура и объем магистерской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

 

ГЛАВА І.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Сущность понятия «самосовершенствование личности» в современных психолого-педагогических исследованиях

Акмеологические основы самосовершенствования личности –  это продвижение к вершинам мастерства, которое воплощается в виде совершенства [9, с.87].

Под самосовершенствованием будем понимать взаимодействие человека с окружающей его социальной средой таким образом, что это сопровождается выработкой положительных качеств. Это способствует успеху не только в профессиональной сфере, но и в жизни вообще. Такое развитие предполагает развертывание качеств на протяжении полного жизненного пути человека.

По словам С.Л. Рубинштейн, жизненный путь человека – это не просто движение вперед, это так же и движение вверх. Но вверх, как вознесение к высшим, совершеннейшим формам проявления истинной человеческой сущности [35, с.67].

Отечественная и зарубежная научные мысли по-разному рассматривают проблему самосовершенствования личности, в основу механизма его, закладывая разный комплекс ценностей.

Отечественные исследователи считают, что процесс Самосовершенствования должен происходить ради достижения соответствующего уровня собственного личностного развития согласно гуманистическим духовным ценностям, как один из способов постоянного движения становления внутреннего мира в соответствии с общезначимым (гуманистическим) моральным идеалом.

А, англоязычные же исследователи сосредоточены по большей части на утилитарно- прагматичном подходе к самосовершенствованию личности, проблемы духовности отводя на второй план, когда значимыми являются те механизмы самосовершенствования, что помогают достичь определенной цели - причем эта цель на практике может войти в противоречие с базовыми ценностями жизни и добрососедства. Этот факт можно объяснить ростом в начале XXI столетия утилитарного успеха как главного критерия самореализации личности в противовес ее духовному развитию.

Ведущими направлениями в изучении проблемы самосовершенствования личности как в отечественной, так и англоязычной научной мысли до конца ХХ столетия оставались психолого-педагогическое, общенаучное и общефилософское направление, в которых понятия, которые означают названия разных осознанных форм саморазвития личности, по большей части отождествлялись, хотя в конце ХХ столетия исследователи начали отделять их друг от друга, не давая, однако, четкого определения понятиям «самовоспитание», «самосовершенствование», «самоконструирование», «самосоздание» [12, с.38].

Более глубоко, саморазвитие и самосовершенствование – это ничто иное, как осознанный процесс улучшения компетентности, а также развитие востребованных в обществе значимых качеств личности в соответствии с личной программой развития.

Процесс самосовершенствования, как и любой другой процесс, связанный с изменениями, предполагает наличие механизма преодоления множества противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Преодолевая противоречия (что само по себе невозможно без социального окружения), мы поднимаемся на новый качественный уровень [8, с.62].

Из вышесказанного мы можем заключить, что самосовершенствование человека в качестве движущей силы в рамках социального окружения, предполагает обязательное наличие мотивов. Получается, что путь к самосовершенствованию обусловлен простой формулой:

соответствующие условия + соответствующие потребности.

Если взять за основу, что в состав деятельности обязательно должны входить два компонента – адаптация и творчество, мы можем выделить ключевую причину, которая останавливает людей в их развитии.

Речь идет о том, что именно творчество непосредственно помогает удовлетворить потребность в самосовершенствовании. Именно поэтому люди, которые перестают творить и предаются банальной адаптации, перестают самосовершенствоваться.

Путь самосовершенствования состоит из следующих этапов: 

· Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования;

· Побуждение себя;

· Само программирование собственного роста (как профессионального, так и личностного);

· Эффективная самореализация.

Не существует пределов развития личности. Однако и воспитание невозможно без самовоспитания. Получается, что прежде, чем перейти к воспитательным процессам, есть необходимость развить достаточный уровень самовоспитания. 

 Возьмем человека с устойчивой характеристикой стремления к успеху. Если проследить путь его развития, можно увидеть, что стал он таким не за один день. В зависимости от того, как проходит воспитание человека, он приходит к одному из двух: либо полной безынициативности, либо становится устремленным к успеху [27, с.45].

О том, что безынициативности и стремлению к успеху можно обучиться, говорят труды американского психолога М. Селингмана. Такие выводы были сделаны в результате проведения экспериментов сперва на животных, а затем на американских обучающих, которым сперва заведомо предлагались нерешаемые задачи. Это способствовало полному отказу решать любые задачи в последующем, хотя дальше они были просты [23, с.73].

В зависимости от того, видит ли виновником своих неудач человек себя самого или же внешние обстоятельства, он в той или иной степени может само воспитать у себя чувство беспомощности. Другими словами, человек с обученной беспомощностью, всегда будет признавать свое поражение еще до того, как приступит к делу, даже если оно будет ему по силам

Самосовершенствование личности – непрестанный труд, совершаемый над собой, который приближает нас к совершенству. Однако, если трудиться перестаешь, происходит обратный процесс, как в физическом, так и в духовном аспекте. В случае Вашего волевого решения продолжать идти по пути самосовершенствования, требуется в некотором роде упрямство. Никогда не останавливаться на достигнутом, продолжать самосовершенствование в любой момент жизни [31, с.20].

В самосовершенствовании обычно опираются не на внутренние чувства (в гармонии ли я самим собой либо не совсем), а на запросы жизни: справляюсь ли я с возникающими трудностями в жизни? Благодарю ли за это? Увлекающийся самосовершенствованием, наблюдает вершины развития и желает их добиться. Самосовершенствование - работа с вертикалью жизни.

Человек всегда стремится развиться в какой-нибудь сфере: логической, высоконравственной, физиологической, эстетической или профессиональной. Чтобы выбрать область самосовершенствования, необходимо отталкиваться от личных качеств, и развивать именно это направление самосовершенствуясь именно в нем. При этом достижение идеала самосовершенствования, который уникален для каждого, не представляется возможным.

Для наибольшей эффективности педагогического процесса преподавателем создается особая среда, в которой возможно достижение определенных поставленных целей педагогического процесса. Изучение литературы по теме исследования позволило определить педагогические условия, при соблюдении которых формирование готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к деятельности, связанной с самосовершенствованием личности младших школьников во внеклассной деятельности будет наиболее эффективным:

- разработка и внедрение в педагогический процесс спецкурса «Подготовка бакалавра профиля «Начальное образование» к деятельности, связанной с самосовершенствованием личности младших школьников во внеклассной деятельности; 

- проведение педагогической практики бакалавра профиля «Начальное образование» по программе «Педагогическая практика, связанная с самосовершенствованием личности младших школьников во внеклассной деятельности»; 

- формирование мотивации бакалавра профиля «Начальное образование» к самообразованию и саморазвитию; 

- осуществление диагностики уровня сформированности готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к деятельности, связанной с самосовершенствованием личности младших школьников во внеклассной деятельности с последующей коррекцией выявленных недочетов.

Учитель начальных классов является важным человеком в жизни своего ученика и оказывает влияние на процесс его обучения и воспитания, поэтому подготовка квалифицированных учителей начальных классов – это необходимая составляющая устойчивого социально-экономического развития страны. Сфера самосовершенствания является потенциалом для развития современного общества, в образовательных учреждениях задаются основы для дальнейшего развития и реализации успешной личности учащихся. Это является потенциалом, как для развития личности ребёнка, так и для общества в целом[35, с.67].. 

Тем не менее, при увеличении количества общеобразовательных учреждений, профессиональная подготовка учителей начальных классов для работы в образовательном учреждении практически отсутствует. В системе знаний бакалавра профиля «Начальное образование» знания об инновационных техниках и методах обучения являются достаточно поверхностными и представления о работе в таких учреждениях у обучающих достаточно смутны. В связи с этим, у большинства обучающих отсутствует заинтересованность и желание работать в образовательных учреждениях. Прежде всего, это связано с тем, что обучающие смутно представляют специфику их будущей профессиональной деятельности, ее трудности, вследствие чего будущие специалисты оказываются не готовыми к работе в инновационном общеобразовательном учреждении. Осваивать навыки работы, усваивать теоретические знания молодым специалистам в этой области приходится уже непосредственно в ходе практической деятельности в общеобразовательном учреждении, при поступлении на работу. Это влечёт за собой долгий процесс адаптации, невысокую степень профессионализма, недовольство обучением со стороны родителей учащихся, администрации школы. 

Формирование готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к деятельности, связанной с самосовершенствованием личности младших школьников во внеклассной деятельности будет достаточно эффективно осуществляться при вооружении  обучающих  знаниями,  умениями, формами организации воспитательного процесса с младшими школьниками с учетом их возрастных особенностей и специфики общеобразовательного учреждения. Это достигается в результате изучения спецкурса «Подготовка бакалавра профиля «Начальное образование» к деятельности, связанной с самосовершенствованием личности младших школьников во внеклассной деятельности, выступающего первым педагогическим условием формирования готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к деятельности, связанной с самосовершенствованием личности младших школьников во внеклассной деятельности[65, с.41].

Общеобразовательные учреждения имеют свою специфику. Прежде всего, в таких учреждениях создаётся и функционирует несколько иная модель устройства жизни ребенка. Поэтому так необходимо подготовить будущих специалистов к работе в соответствии с особенностями общеобразовательного учреждения. Будучи неподготовленным в начале своей деятельности, очень много времени затрачивается специалистом на адаптацию к новой системе, на формирование новых навыков и способов действий.

Педагогическая практика дает возможность обучающимся воплотить в жизнь творческие идеи и задумки, методические наработки, а также реализовать профессиональный и личный потенциал, развить и закрепить знания, умения и навыки, приобретенные в ходе учебы. Педагогическая практика способствует не только закреплению уже имеющихся знаний, но и открывает путь для получения новых знаний, их усовершенствования.

В рамках инновационного обучения педагогическая практика также способствует развитию творческого потенциала, способствует развитию гибкости мышления [56, с.54].

Мы выделяем следующие задачи педагогической практики бакалавра профиля «Начальное образование»:

- углубление и закрепление теоретических знаний, полученных обучающимися в университете и их применение на практике;

- воспитание у обучающихся интереса к профессии учителя начальных классов и потребности в педагогическом самообразовании;

- развитие умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности;

- усвоение содержания и овладение различными формами и методами организации учебного процесса, внеклассных мероприятий;

В процессе прохождения педагогической практики бакалавр профиля «Начальное образование» приобретает следующие умения:

- выделять цели и задачи изучаемых курсов;

- планировать учебную деятельность с учётом специфики учебного заведения и изучаемого предмета;

- организовывать учебный процесс таким образом, чтобы успешность учеников была максимально эффективной;

- создавать условия для комфорта и безопасности учащегося, работы в атмосфере принятия и сотрудничества;

- организовывать уроки и внеклассные мероприятия для развития творческого потенциала учащихся, формирования их социальных норм и ценностей, становления мировоззрения;

- совмещать различные формы обучения для создания динамичности учебного процесса, способствующего заинтересованности учащихся;

- применять все возможные технологии и методики преподавания в зависимости от модели обучения;

- выбирать и устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, с коллегами и родителями;

- оценивать и анализировать результаты собственной деятельности и эффективность учебного процесса.

Чтобы педагогическая практика была наиболее эффективной, обучающийся практикант должен знать теоретические положения, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в рамках заданной формы и модели обучения. Владеть понятийным аппаратом, способами предоставления и репрезентации знаний. Иметь предметную и методологическую базу для осуществления процесса обучения [4, с.97]. 

Особенности педагогической практики:

- практика способствует осознанию обучаемого как специалиста в своей области;

- раскрывает стремление обучаемого к изменениям своей профессиональной активности, которое демонстрирует творческое отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к самому себе. В процессе прохождения педагогической практики определятся, какова направленность этой активности в профессиональной сфере;

- в процессе педагогической деятельности обучаемого-практиканта происходит интенсивное приобретение профессионального опыта в осуществлении учебного процесса, развитии личности учащегося и учителя;

- в ходе педагогической практики у обучающихся вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности.

Мы считаем, что прохождение педагогической практики в общеобразовательном учреждении способствует формированию готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к деятельности, связанной с самосовершенствованием личности младших школьников во внеклассной деятельности.

«Педагогическая практика в общеобразовательном учреждении» обладала особой спецификой, т.к. каждое общеобразовательное учреждение имеет особую модель, технологию процесса обучения. Качественное освоение этой модели возможно только в результате прохождения педагогической практики на базе данного учреждения. Кроме того, основой для прохождения педагогической практики должна быть прочная теоретическая база знаний особенностей и преимуществ обучения.

Таким образом, прохождение педагогической практики в условиях общеобразовательного учреждения является важным условием формирования готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к деятельности, связанной с самосовершенствованием личности младших школьников во внеклассной деятельности.

Формирование готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к самообразованию и саморазвитию выступает третьим педагогическим условием формирования готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении. Для успешного формирования у современных школьников основ «умения учиться» в условиях реализации ФГОС начального общего образования необходимо развитие у будущего учителя начальных классов общекультурной, личностной и познавательной компетентности, способствующей саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию педагога. Постоянное саморазвитие учителя начальных классов необходимо для организации работы по формированию творческих способностей детей с использованием проектной, научно-исследовательской, внеурочной деятельности[39, с.53].

В педагогике уже длительное время ведутся исследования, посвященные вопросам саморазвития педагога, выявлены факторы, влияющие на развитие профессионализма, критерии, типичные уровни в развитии профессионализма, определены условия развития профессионализма.

А. К.  Маркова [14] считает, что саморазвитие педагога происходит через сочетание опыта работы и дальнейшего образования, повышение квалификации педагогов есть процесс их профессионального совершенствования, развития творческого потенциала, необходимого для решения проблем современной школы. Процесс профессионального совершенствования педагога личностный (через самосовершенствование и рефлексию), но становится более эффективным, когда происходит в комфортной образовательной среде. 

Саморазвитие - развитие собственных сил, физических и умственных, на основе самодеятельности, самостоятельных занятий. В психолого-педагогической науке существует широкий круг работ, в которых осмысливаются различные подходы к пониманию саморазвития личности: оно принимается за самовоспитание, самостроительство (А. Я. Арет, А. И. Кочетов, А. Н. Лутошкин, Л. И. Рувинский), или же сливается с эволюционным процессом становления человека, общим  с другими живыми организмами

(П. Ф. Каптерев); понимается как активность, в результате реализации потребностей личности в развитии, которые возникают под воздействием внутренних противоречий (И. Ф. Харламов) [35, 67, 6]

 Б. З. Вульфов видит в саморазвитии, прежде всего, собственную активность человека в изменении себя, в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала, в реализации веры в возможность самовоспитания в процессе естественного физиологического, физического, психического и социального развития.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что процесс саморазвития — это процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному, сознательному управлению своим развитием, выбор целей, путей и средств самосовершенствования сообразно жизненным установкам.

Мы рассматриваем саморазвитие как составную часть саморазвития личности. Под саморазвитием учителя начальных классов мы понимаем добровольную деятельность, направленную на освоение современных педагогических идей и технологий, которая содействует повышению качества и результативности учебно-воспитательного процесса и самосовершенствованию учителя. В качестве основных характеристик самообразования выделяем его осознанность, целенаправленность и систематичность.

Анализ педагогической литературы по данной теме показал, что основными мотивами к самообразованию и саморазвитию, которыми руководствуются обучающие в процессе вузовского обучения являются:

- мотив становления высококвалифицированным специалистом;

- мотив получения диплома;

- мотив успешности будущей профессиональной деятельности;

- мотив получения интеллектуального удовлетворения;

- мотив приобретения глубоких и прочных знаний;

- мотив получения стипендии;

- мотив успешно учиться, сдавая экзамены на «хорошо» и «отлично».

Следовательно, в ходе мотивации обучающих к самосовершенствованию в своей профессиональной деятельности, а также повышения уровня удовлетворённости обучаемыми выбранным направлением профессиональной подготовки, следует подбирать методы мотивации, осуществляющие в первую очередь влияние именно на эти мотивы. Так же, фактическое удовлетворение вышеупомянутых мотивов можно считать дополнительным результативным подкрепляющим фактором для обучающих[38, с.85].

На основании вышесказанного следует отметить, что мотивация бакалавра профиля «Начальное образование» к самообразованию и саморазвитию для осуществления профессиональной деятельности в образовательном учреждении крайне важна. Одной из основных причин данного утверждения является то, что качество образовательной услуги напрямую связано с профессионализмом преподавателей. Именно от их готовности зависит, как будут обучены и воспитаны учащиеся, насколько они будут активны и в какой степени смогут применить знания, полученные в период обучения. Преподаватель в определенном смысле является ключевой фигурой: ему принадлежит стратегическая роль в становлении личности ребенка, то есть общество заинтересовано в поддержании и развитии педагогического профессионализма как условии прорыва в будущее.

Современный учитель-профессионал — это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей работы.

Профессионализм как результат саморазвития учителя, по мнению профессора В. Я. Синенко [72, с.47], представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения. Главным фактором достижения профессионализма учителя должен стать процесс саморазвития. Профессионализм учителя не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он проявляется каждый раз в конкретном месте и времени в процессе общения, поэтому подлежит непрерывному становлению. То есть профессионализм — это качество, находящееся в постоянном развитии.

На основании вышесказанного отметим, что на сегодняшний день одной из преимущественных целей учителя начальных классов стоит развитие, воспитание психологически здоровых и развитых в соответствии с высокими требованиями современного мира учеников. Для достижения в соответствии с данной целью наиболее высокого результата и эффекта, в соответствии с ФГОС начального образования, в традиционной общеобразовательной школе учитель начальных классов должен уделять как минимум 30 % учебного времени на развитие творческих способностей учащихся. Что же касается инновационных образовательных учреждений, в таковых процент учебного времени, уделяемый на развитие творческих способностей учеников младших классов должен быть гораздо выше. 

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях.

Проблема развития творческих способностей не нова. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии творческих способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь учащимся найти свое место в жизни.

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого-педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. На основании этого следует отметить, что главная задача начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности[63, с.54].

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Основным способом и методом развития творческих способностей учеников начальной школы и в особенности в инновационных образовательных учреждениях является активное использование в ходе обучения проектной, научно-исследовательской и внеурочной деятельности.

Следовательно, одним из основных преимуществ работы является её ценность в связи с мотивацией бакалавра профиля «Начальное образование» к самообразованию и саморазвитию для организации работы по формированию творческих способностей детей с использованием проектной, научно-исследовательской, внеурочной деятельности. Более подробно с каждым из представленных выше методов формирования творческих способностей детей можно ознакомиться в Приложении Б.

Четвертым педагогическим условием нашей работы выступает осуществление диагностики уровня сформированности готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к деятельности, связанной с самосовершенствованием личности младших школьников во внеклассной деятельности с последующей коррекцией выявленных недочетов[46, с.53].

Для успешной деятельности будущего специалиста важно обладать не только высоким уровнем профессионализма, требуется также наличие особых личностных характеристик, которые определяется спецификой деятельности. Эффективность деятельности значительно снижается, когда специалист не может справиться с определенными видами задач по разным причинам: в силу недостаточной форсированности профессиональных навыков и умений, отсутствии мотивации, неумении правильно выбирать эффективные способы действия. Такие факторы влияют не только на эффективность труда, но и на получение специалистом удовлетворения от того вида деятельности, который совершается. Важность диагностики обучающих определяется не только аспектом возможности самореализации и развития будущего специалиста, но и тем, что обучение связано с определёнными затратами со стороны общества и государства. Если же специалист будет не подготовлен и это не будет обнаружено заранее, государство потерпит определенного рода убытки. 

На пути своего профессионального становления и обучения, обучаемый может столкнуться с рядом проблем и трудностей. Деятельность обучаемого, который в будущем станет педагогом, требует от него умения действовать в различных изменяющихся условиях, уметь выполнять мультифункциональные задачи, быстро и гибко мыслить по отношению к возникающим инновационным подходам и методикам обучения. Известно, что обучение в вузе часто является достаточно отдалённым от реальных практических задач, с которыми может столкнуться будущий специалист. В связи с этим, уже в практической деятельности, молодой специалист может столкнуться с рядом трудностей. Проблему всегда лучше предупредить, чем разрешать её последствия. Поэтому, особо важным является задача профессиональной диагностики обучающих, для выявления «проблемных зон», с которыми может столкнуться будущий специалист[67, с.50].

Учебно-профессиональная деятельность обучающих вузов характеризуется наличием большого количества различных стрессогенных факторов. В их числе особое место занимают информационные нагрузки, сложность изучаемого материала, умственное утомление, экзаменационный стресс, бытовые и финансовые проблемы, трудности адаптации в учебном коллективе и во взаимоотношениях с преподавателями. Все это обуславливает актуальность своевременной психологической диагностики, коррекции и развития стрессоустойчивости обучающих вузов. В свою очередь, для реализации данных задач необходимы адекватные психодиагностические и психокоррекционные средства и методики. 

Одним из современных требований к профессионально-личностному становлению, обучающих в процессе обучения в ВУЗе, является формирование самостоятельной, инициативной, творческой, конкурентноспособной личности. В таком сочетании свойств личность может успешно реализоваться в профессиональной деятельности, на рынке труда, имея достаточно высокий уровень мотивации достижения успеха.

Диагностика будущих педагогов важна и потому, что они работают с подрастающим поколением, которое формирует будущие нации, страны, государства. Педагог не только обучает школьника, но и осуществляет процесс воспитания. Педагог во многом закладывает навыки обучения, формирует мировоззрение, ценностные ориентации личности ребенка. 

Понятие психологической диагностики заключается в разработке методов выявления индивидуальных особенностей человека с целью применения их на практике. 

Спектр практического применения психодиагностической науки достаточно широк. Прежде всего, одной из целей диагностики является оптимизация учебного процесса (выявление причин неуспеваемости, изучения процесса развития в ходе обучения, изучение взаимоотношений в коллективе, осуществление профориентации). 

Существуют категории профессий, в которых важна такая категория как профпригодность. Она определяется степенью подготовки и способностью специалиста справиться с рядом профессиональных задач. Диагностика в этой области позволяет определить, какие качества и умения необходимо сформировать специалисту для того, чтобы эффективно справляться с будущей профессиональной деятельностью[35, с.92]. 

Сферы диагностики и их важность исследовались различными учёными психологами и педагогами. В зависимости от того, какой из факторов был выбран в качестве определяющего будущую деятельность учителя, разрабатывались различные диагностические методики. От готовности к обучению в ВУЗе до характеристик, которыми должен обладать молодой специалист. 

Большинством ученых акцентируется внимание на постоянном получении реальных, объективных результатов относительно качества и эффективности образования. Необходимость выделения критерия успешности и способа диагностики процесса обучения изучали такие ученые как В. П. Беспалько [22], Н. А. Журавлева [59], В. М. Полонский [14], Н. Ф. Талызина [18], A. B. Хуторской [20] и другие.

Диагностика обучения рассматривается как обязательный элемент образовательного процесса, посредством которого определяется достижение поставленных целей. А. В. Хуторской дает определение, согласно которому диагностика является процессом, необходимым для выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения [20]. 

Вопрос оценки деятельности является одним из ключевых во многих работах отечественных психологов, а именно: Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, Л. И. Божович, B. C. Мерлина, А. И. Раева, Н. Ф. Талызиной,   Г. И. Щукиной [9,24] и других.

Спектр существующих методик, относительно подготовки будущего специалиста настолько велик, что отображает важность и актуальность данной проблемы. Изучению диагностики деятельности педагога посвящены труды: Т. И. Ильиной, Е. М. Павлютенкова, А. А. Реана, О. В. Щекочихина, В. А. Якунина [68, 34, 21] и других.

Проведение диагностики должно учитывать не только факторы, на которые она направлена, но и быть соотносимо с теми изменяющимися условиями, в которые включен человек, участвующий в процессе диагностики. 

Например, Н. А. Журавлева указывает на то, что в условиях социально-экономических изменений наблюдается динамика ценностных ориентацией молодежи. По ее словам, за последнее десятилетие произошло смещение акцентов в ценностном сознании, обучающих с направленности на творческую самореализацию и этические ценности к ориентации на деловую активность и прагматические ценности [59].

Учитель, владеющий педагогическим диагностированием, может вовремя осуществить корректировку, прогнозировать качественные результаты своей профессиональной деятельности. Также диагностическая работа учителя-специалиста стала нормативно-обязательной, что отображено в документах Министерства образования РФ, включенных в список аттестационных требований к учителю.

Учитель начальных классов должен уметь:

- анализировать индивидуальные особенности личности каждого ученика;

- анализировать степень общественной активности школьника;

- учитывать степень физиологического развития школьника;

- рассматривать коллектив класса как объект педагогического воспитательного процесса;

- анализировать воспитание школьника в семье;

- анализировать степень развития социальных качеств у учащихся по окончании начальной школы (патриотизм, дружественные отношения, честность, добропорядочность, уважение к старшим, прилежность, усидчивость, дисциплинированность, любознательность, приверженность к прекрасному, стремление к здоровому образу жизни, желание быть закаленным);

- анализировать социально-психологический климат в классе;

- анализировать степень нравственного развития коллектива класса;

- анализировать степень становления познавательной работы школьника;

- анализировать степень мотивации ученика к познавательной деятельности;

- анализировать духовную сторону семьи школьника;

- анализировать степень проявления педагогической культуры семьи;  - анализировать эмоциональную сторону членов семьи ребенка.

Таким образом, на основании вышесказанного отметим, что на сегодняшний день одной из преимущественных целей учителя начальных классов стоит развитие, воспитание психологически здоровых и развитых в соответствии с высокими требованиями современного мира учеников. Для достижения в соответствии с данной целью наиболее высокого результата и эффекта, в соответствии с ФГОС начального образования, в традиционной общеобразовательной школе учитель начальных классов должен уделять как минимум 30 % учебного времени на развитие творческих способностей учащихся. Что же касается инновационных образовательных учреждений, в таковых процент учебного времени, уделяемый на развитие творческих способностей учеников младших классов должен быть гораздо выше. 

 

1.2. Специфика сопровождения процесса самосовершенствование личности младших школьников во внеклассной деятельности

В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономические перемены. В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов потребовала новых подходов к подготовке активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности [8].

В с этим перед образованием ставятся задачи, на решение направлены второго поколения.

образования становится , личностное и познавательное учащихся.

В ФГОС лежит – деятельностный подход, включает в себя:

-  индивидуальных , личностных, возрастных, особенностей обучающихся;

-  и развитие качеств , отвечающих современного общества;

-  преемственности образования;

-  организационных форм. 

В с этим место в образовательном занимают психическое учащихся, индивидуализация маршрутов, психологически безопасной и образовательной среды. 

сопровождение – это профессиональная взрослых, с ребёнком в школьной .

Целью сопровождения создание социально – условий для личности учащихся и их обучения.

Задачи – это потенциально-возможные изменения в , в его знаниях, и ценностях, которые важны и для решения образования и для индивидуального ребенка. 

В ходе сопровождения решаются задачи [15]:

- мониторинга развития характеристик ; 

- помощь (содействие) в решении актуальных развития, обучения, : учебные , проблемы с выбором и профессионального маршрута, эмоционально-волевой сферы, взаимоотношений со , учителями, родителями;

- специальных социально-психологические для оказания помощи , имеющим в психологическом развитии, ;

-формирование у обучающихся к самопознанию, саморазвитию и ;

- развитие компетентности (психологической ) учащихся, родителей, ;

- создание условий для социально-психологической , выходящей за рамки обязанностей  и профессиональной специалистов СПС.

В состав социально-психологической входят следующие :

-   учитель-дефектолог

-   учитель-логопед 

-   социальный педагог

виды школьной СПС:

Диагностика - особенностей психического ребенка, сформированности психологических , соответствия уровня УУД, личностных и межличностных возрастным ориентирам и общества.

На результатов психологической , разрабатываются направления и психопрофилактической и коррекционно-развивающей , определяется и цели психолого – просвещения участников процесса. 

Коррекционно-развивающая - активное на процесс формирования в детском возрасте и её индивидуальности, осуществляемое на совместной учителей, педагога-психолога, – дефектолога, учителя – , врачей, социального и других [29].

Психопрофилактическая - обеспечение решения , связанных с обучением, , психическим детей:

-разработка и развивающих программ для с учетом задач возрастного ;

- выявление психологических ребенка, которые в могут обусловить в интеллектуальном или развитии;

- предупреждение осложнений в связи с учащихся на следующую ступень.

консультирование – помощь в тех проблем, с которыми к обращаются учителя, , родители:

- по разработки и реализации обучения и воспитания;

-по психологии детей и их особенностям;

-по проблем обучения, , межличностного взаимодействия учащихся или групп ;

- профориентационное учащихся;

- оказание помощи и поддержки , находящимся в состоянии , конфликта, эмоционального переживания;

- в организации эффективного общения.

Психологическое – приобщение коллектива, учащихся и к психологической культуре.

образовательных и учебных , проектов, , образовательной среды, деятельности специалистов учреждения.  Уровни сопровождения

Уровень класса (). На данном уровне роль учителя, классный , воспитатель обеспечивающие педагогическую поддержку в решении обучения, воспитания и . Основная цель их - развитие самостоятельности в проблемных , предотвращение дезадаптации , возникновения острых ситуаций.

Для достижения цели руководитель совместно со СПС разрабатывает план класса и каждого . Корректируется воспитательной работы в на основе психологических класса и учащихся.

образовательного . Оказывается специализированная детям со сложными , предполагающая участие особой , комплексный (междисциплинарный) и особые условия для (наличие специального , технологий). На уровне работа педагогом-психологом, учителем-логопедом, , социальным педагогом, проблемы в детей и оказывающими помощь в преодолении в обучении, взаимодействии с , родителями, . На данном уровне реализуются профилактические , охватывающие значительные учащихся, экспертная, консультативная, работа с администрацией и .

Стержнем является психолого-педагогический , который объединить усилия , психолога, социального и всех других учебно-воспитательного , заинтересованных в успешном и полноценном развитии и подростков, наметить программу сопровождения и адекватно обязанности и ответственность за .

Психолого-педагогическое сопровождение на разных (ступенях) образования: образование, начальная , основная школа, школа

Задачи психолого-педагогического на разных ступенях различны. 

Дошкольное – ранняя и коррекция нарушений в , обеспечение готовности к .

Начальная школа - готовности к в школе, обеспечение к школе, повышение школьников к учебной , развитие и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, в формировании желания и « учиться», творческих способностей. 

школа – сопровождение в основной школы, к новым обучения, поддержка в задач личностного и самоопределения и саморазвития, в решении проблем и проблем , формирование жизненных , профилактика неврозов, в построении отношений с родителями и , профилактика девиантного . 

При этом особое уделяется этапам в развитии и детей. 

Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов. 

 

1.3. Особенности подготовки будущих учителей начальных классов к совершенствованию личности младшего школьника

Сегодня необходимы новые формы и новые виды содержания профессионального развития педагога. Они связаны с постижением человека как сложнейшего феномена, с поиском индивидуальных способов существования учителя в профессии, с накоплением его опыта самоинтеграции. Учителю нужна профессиональная подготовка и переподготовка как практическая работа над собой. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма [7].

Профессионализм – овладения индивидом навыками, а профессионал – , основное которого является его ; специалист своего , имеющий соответствующую и квалификацию.

как психологическое и личностное характеризуется не столько знаниями, навыками, качествами, непередаваемым искусством и решения профессиональных , особым пониманием в целом и в ситуаций деятельности.

готовится к уроку всю . Этот тезис саму его профессии. Невозможно то, чего не имеешь сам. А   с каждым годом всё больше. растущий поток приводит к усложнению предметов и быстрому износу учителем знаний. растёт кругозор , заметно повышается их общего . Недостаток знаний начинает ощущать уже в годы самостоятельной .

Выход быть только – непрерывная работа над . Чтобы стать учителем, не  только любить других, но и любить самому, постоянно свою .

В западных странах квалификации является условием работы по . Квалифицированные обязаны постоянно свои навыки, разнообразные семинары, экзамены и пр. квалификации в западных лежит в основе непрерывного образования, включает в идею соединения в той или форме профессионального и повышения квалификации с образованием на уровнях. Образование на всей жизни постоянному профессиональному и росту специалистов в условиях изменяющихся запросов труда в современном .

В России с повышением квалификации иная. Здесь выделить две основные , которые состояние сложившейся .

Во-первых, это проблема самих работников, считают повышения квалификации тратой времени и . Во-вторых, качество курсов квалификации. В частности, из-за этого и мотивация работников. опросу ФОМ, 21 апреля 2013 , свою квалификацию не бы повышать около 40% россиян. Те же , которые скорее пройти курсы квалификации (их также 40%), повышение квалификации в как «возможность продвижения по » и «повышения зарплаты»

Подобная ситуация с повышения квалификации во сложилась , что в российском общественном сформировался стереотип, что раз полученное образование навсегда. С диплома образовательный считается оконченным, а профессиональные навыки как вполне для продолжения трудовой

Еще одной проблемой непродуманность организации дополнительного . Обычно курсы квалификации проводятся в рабочее время, у специалистов нет их посещать, в особенности инициатива повышения исходит от специалиста, а не от . Во многих курсы вообще не , и для того чтобы квалификацию, специалисту оплачивать расходы на транспорт, в гостинице и пр. Естественно, в ситуации говорить о постоянного квалификации работников не [27].

Проблемы повышения квалификации в стране обсуждаются на разных . Так, например, в последнее серьезное обсуждение вопрос о системы повышения для управленческих кадров власти, в особенности для в системе самоуправления. В большинстве российские чиновники не специализированного образования, как, , их коллеги во , для которых подобное является обязательным получения должности. 

обсуждаются системы повышения педагогических сотрудников, нуждается в кардинальной , для того соответствовать требованиям . В настоящий момент в ней традиционные формы . Для учителей курсы, где им читаются . Такой подход недостаточным. Здесь внедрение практик к повышению .

Здесь видится возможных путей . Во-первых, придать обсуждению непрерывного образования общественный резонанс. В общественном должна укорениться о том, что учиться надо на всей жизни и что с диплома процесс не заканчивается. , в России необходимо практику онлайн-курсов квалификации, достаточно популярна в странах. Внедрение практики позволит квалификацию в для специалиста время и проблему затрат на командировки.

Решение , связанных с квалификации, также в том, чтобы повсеместно практику обязательного квалификации . Это требование должно трудовым договором. подобные меры эффективны в том случае, если предоставляемых образовательных по повышению квалификации не уступать стандартам.

 Также серьезно рассмотреть финансирования курсов квалификации. Они оплачиваться не только и не специалистами, но и работодателями. В с законодательством об образовании курсов квалификации или профессиональной является и правом, и педагогических работников. обучения по тем или иным программам профессионального образования по разным причинам: в требований , в связи с несоответствием квалификации профилю в должности, перед аттестации.

Федеральному закону № 273- органы государственной и образовательные организации создавать и организовывать обучение по программам дополнительного образования (п. 5 ч. 3 ст. 28). Расходы на эти должны в нормативах финансирования государственных и муниципальных услуг (ч. 2 ст. 99 данного закона).

По правилу необходимость профессионального образования для собственных нужд работодатель. в случаях, предусмотренных правовыми актами Федерации, работодатель проводить работников, если это условием выполнения ими видов деятельности (ст. 196  кодекса РФ).

При работодателем работника на обучение или дополнительное образование с отрывом от за ним сохраняются работы (должность) и заработная плата по месту работы (168 ТК РФ.

Успех работы в решающей степени от его усилий и желания. результаты самообразование принести в том случае, если оно вестись целенаправленно, и систематически. Вот почему учителя целесообразным иметь творческий план, включает перечень действий по направлениям самообразования на период между повышения квалификации. такого никем не задается, и он не утверждается. Это сугубо документ. Для таких характерно собственной методической , которая постоянно на основе данных и передового опыта. Это самый уровень педагогического , его вершина. 

Индивидуальная работа в себя несколько :

1. Учитель определяет для тему самообразования и работу по ; структура, содержание и работы зависят от и характера исследования, целей и .

2. В плане предусматривается литературы, затем время на изучение банка по проблеме, анализ , знакомство с практическим других школ, уроков.

3. отрабатываются технологии и практическая работа по исследования.

4.Завершается процесс , оценкой и самооценкой выполненной работы, в необходимости – корректировкой деятельности. время для обобщения и материалов исследования.

5. очередного этапа могут доклады и выступления коллегами в рамках отчета, отчета по самообразования, а доклады и выступления на , конференциях. Работа по самообразования оформляется .

Таким образом, профессионализм как психологическое и личностное характеризуется не столько знаниями, навыками, качествами, непередаваемым искусством и решения профессиональных , особым пониманием в целом и в ситуаций деятельности.

Если педагогические решению своих направляются на курсы квалификации в образовательные организации профессионального образования, то должно быть , с сохранение заработной платы и командировочных расходов.

Выводы к первой главе

Под самосовершенствованием мы будем понимать взаимодействие человека с окружающей его социальной средой таким образом, что это сопровождается выработкой положительных качеств. Это способствует успеху не только в профессиональной сфере, но и в жизни вообще. Такое развитие предполагает развертывание качеств на протяжении полного жизненного пути человека.

Для успешного формирования у современных школьников основ «умения учиться» в условиях реализации ФГОС начального общего образования необходимо развитие у будущего учителя начальных классов общекультурной, личностной и познавательной компетентности, способствующей саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию педагога. Постоянное саморазвитие учителя начальных классов необходимо для организации работы по формированию творческих способностей детей с использованием проектной, научно-исследовательской, внеурочной деятельности. 

Таким образом, поскольку профессиональные компетенции представляют собой способность личности к эффективному решению определенного класса профессиональных задач, под саморазвитием профессиональных компетенций мы понимаем процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий обучающихся над собой, включающий самостоятельное углубление и расширении профессиональных знаний, самосовершенствование качеств, умений и навыков, компетенций в целом, что дает возможность повысить результативность в профессиональной деятельности.

Исходя из того, что психологическая установка на постоянный рост профессионального мастерства, саморазвитие профессиональных компетенций во многом определяет степень его адаптированности и успешной реализации в профессии, а психологической блок подготовки направлен на развитие у обучающихся тех качеств мотивационной сферы личности, которые в системе определяют ее отношение к будущей профессиональной деятельности.

Среди условий, влияющих на потребностно-мотивационную сторону обучающихся, выделим следующие:

1) показ социальной значимости выбранной профессии, развитие интереса к ней;

2) осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности, возможности самореализации; 

3) актуализация потребностей самопознания, самораскрытия, самовыражения в процессе учебной деятельности.

Решение задачи в процессе подготовки будущих педагогов-психологов есть ни что иное, как воссоздание и имитация процессов выработки и принятия решений, которые реально осуществляет профессионал в своей деятельности. Поэтому профессионально-направленная задача выступает как промежуточное звено между теорией и будущей самостоятельной практической деятельностью обучающегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

2.1 Критерии, показатели и уровни готовности будущих учителей к самосовершенствованию личности младших школьников во внеклассной деятельности

Работа в образовательном учреждении требует от будущего специалиста гибкости, умения находить решения в изменяющихся условиях. Поэтому нами была проведена диагностика обучающих -бакалавров 3 курса, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование»,  для того, чтобы выявить какие же аспекты в будущей профессиональной деятельности являются наиболее проблемными для обучающих.

В качестве базы исследования мы выбрали Гуманитарно-педагогическую академия филиал ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского в г. Ялта, находящуюся по адресу ул. Севастопольская, 2.

Педагогическая практика проходила на базе Ялтинской средней школы № 2 Школа будущего, адрес: Ялта, Красноармейская ул., 30

Сроки проведения исследования: сентябрь 2017 – февраль 2018.

Эксперимент проводился в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный). Для организации эксперимента 47 обучающих -бакалавров 3 курса психолого-педагогического факультета, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», были разделены на экспериментальную (23 чел.) и контрольную (24 чел.) группы. На разных этапах эксперимента исследованием было охвачено 90 обучающих. 

Возраст испытуемых 19-20 лет, пол женский.

В рамках нашего исследования, нами была проведена диагностика обучающих по четырём критериям: мотивационный, когнитивный, деятельностный, личностный. 

Таблица 2.1

Критерии диагностики

критерии

содержание

мотивационный

оценки уровня инновационного потенциала

когнитивный

отражал степень знаний и представлений у обучающих о работе педагога к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности и специфике образования

личностный

уровень сформированности у бакалавра профиля «Начальное образование» таких личностных качеств, как креативность, инициативность, целеустремленность

 

 

 

 

Таблица 2.2

Уровни

Уровни

Содержание

низкий

Для этого уровня характерны слабость знаний по психолого-педагогическим дисциплинам. Знания по учебным предметам носят изолированный характер, профессиональные умения развиты недостаточно. При анализе педагогических и психологических явлений и фактов творчество не проявляется, наблюдается склонность к шаблонам мышления. Нет четкого представления о профессиональных компетенциях. Обучающиеся не задумываются о будущей профессии, не представляют себя в этой роли. Не сформирована потребность в непрерывном профессиональном саморазвитии. Нет конкретной программы работы над собой. Интерес к этой проблеме проявляется эпизодически

средний

Для этого уровня характерно наличие хороших профессионально-педагогических знаний. Знания по учебным предметам систематизированы, но межпредметные связи не всегда четко осознаются. Студенты осознают степень подготовленности к профессиональной деятельности, самостоятельно или под руководством преподавателя ставят задачи по развитию профессиональных качеств и умений. При анализе педагогических и психологических явлений и фактов прослеживают причинно-следственные связи, предлагают верные решения, склонны к творческим решениям. Студенты понимают связь саморазвития с интересами своей будущей профессии, но не всегда умеют сформулировать конкретные цели в конкретной деятельности в этом направлении. Иногда, эпизодически, проявляется стремление анализировать и оценивать свою деятельность, вносить в нее необходимые коррективы. Проявляется эмоционально-ценностное отношение к проблеме профессионального роста. Есть программа работы над собой. Однако неорганизованность, неумение распределять время, недостаточная целеустремленность не позволяют добиваться положительных результатов по достижению поставленных целей.

высокий

Характеризуется ярко выраженным интересом к проблеме профессионального саморазвития, глубокого овладения профессиональными компетенциями. Знания по предметам хорошие и отличные, носят целостный характер, в основе их – глубокое понимание наличия внутри- и межпредметных связей в науке. Большинство профессиональных умений сформировано. Обучающиеся понимают необходимость руководствоваться в работе над собой социально значимыми целями, умеют четко сформулировать такую цель, стремятся достичь ее оптимальным образом. Профессиональное мышление отличается самостоятельностью и творческим характером. Студенты мыслят себя в профессии, понимают ее смысл и назначение, у них сформирована потребность постоянно анализировать свою деятельность, ее результаты и ставить задачи по саморазвитию. Отмечается умение управлять процессом профессионального саморазвития от планирования до осуществления замыслов и самоконтроля получаемых результатов. Отмечается активное стремление к творческому самовыражению, при этом новый опыт приносит моральное удовлетворение.

 

 

 

Осуществление диагностики уровня сформированности готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к деятельности, связанной с самосовершенствованием личности младших школьников во внеклассной деятельности с последующей коррекцией выявленных недочетов осуществлялась в два этапа. Для экспериментальной группы первый этап заключался в проведении диагностики, второй этап отражал результаты проделанной нами работы. Для контрольной группы диагностика осуществлялась в два этапа, учитывая временной интервал между проведением этапов. По каждому критерию формирования готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности нами была проведена диагностическая работа. 

Диагностика мотивационного компонента включала в себя комплекс методик на мотивацию (методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива Т. В. Морозовой; методика «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств», анкета «Восприимчивость педагогов к новшествам» Т. С. Соловьевой) (Приложение В).

Когнитивный компонент отражал степень знаний и представлений у обучающих о работе педагога к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности и специфике образования. Для диагностики когнитивного компонента нами было разработано и проведено тестирование, содержащее вопросы об особенностях реализации профессиональной деятельности к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности, и деловая игра «Педагог новатор»

(Приложения Г,Д).

Личностный компонент был изучен с помощью комплекса методик, которые помогли определить уровень сформированности у бакалавра профиля «Начальное образование» таких личностных качеств, как креативность, инициативность, целеустремленность (методика «Определение уровня новаторства учителей в школьном коллективе»; диагностика личностной креативности Е. Е. Туник; опрос по методике И. В. Никишиной «Способности педагога к творческому саморазвитию) (Приложение Ж).

Следовательно, в связи с проведённой теоретической и экспериментальной работой в ходе написания работы нам удалось установить ряд педагогических условий, обеспечивающих  эффективное формирование готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности, к которым относятся: 

1)   разработка и внедрение в педагогический процесс спецкурса «Подготовка бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности; 

1)   проведение педагогической практики бакалавра профиля «Начальное образование» по программе «Педагогическая практика в общеобразовательном учреждении»;

2)   формирование мотивации бакалавра профиля «Начальное образование» к самообразованию и саморазвитию; 

3)   осуществление диагностики уровня сформированности готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности с последующей коррекцией выявленных недочетов.

Таким образом, на основании вышесказанного отметим, что, безусловно, разработанные нами педагогические условия являются высокоэффективными. Однако для того, чтобы результат достижения поставленной цели был наиболее успешно достигнут, данные педагогические условия следует реализовать в комплексе. В противном случае эффект будет либо минимальным, либо незавершённым.

Эксперимент проводился в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный). Для организации эксперимента 47 обучающих -бакалавров 3 курса психолого-педагогического факультета, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», были разделены на экспериментальную (23 чел.) и контрольную (24 чел.) группы. На разных этапах эксперимента исследованием было охвачено 90 обучающих. 

В ходе экспериментальной работы нами решались следующие задачи: 

- изучить и проанализировать исходный уровень готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности; 

- изучить и проанализировать динамику показателей и уровней готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности;

- реализовать педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности.

Формирование готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности проходило через ряд этапов: констатирующий, формирующий и заключительный. 

Констатирующий этап эксперимента был направлен на сбор материалов исследования, разработку программы экспериментальной работы, учебно-методическое обеспечение, выявления критериев, показателей и уровней сформированности готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности, изучение состава обучающихся экспериментальной и контрольной и групп.

 

 

Таблица 2.3

Программа экспериментальной работы и методика реализации педагогических условий формирования готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности 

Задачи этапа

Методы исследования

Ожидаемый результат

I. Констатирующий этап

1.1. Подготовка научно-методического обеспечения для проведения эксперимента, разработка программы эксперимента

Анализ научно-методической литературы, учебно-нормативной документации, педагогическое проектирование, моделирование, анкетирование, опросы.

Создание научно-методического обеспечения для проведения эксперимента, разработка программы экспериментальной работы

1.2. Разработка критериев, показателей и уровней сформированности готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности 

Опрос, тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, ранжирование, прогнозирование, корреляция

Определение критериев, показателей и уровней сформированности готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности 

 

1.3. Разработка модели процесса формирования готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности 

 

Разработка модели процесса формирования готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности 

1.4. Выявление исходного уровня сформированности готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности 

Анкетирование, опрос, самооценка, беседа, тестирование, прогнозирование, прямое и косвенное наблюдение, ранжирование

Обоснование необходимости формирования готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности 

II. Формирующий этап

2.1. Внедрение разработанного научно-методического обеспечения

Эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, моделирование. 

Корректировка научно-методического обеспечения

2.2. Проведение работы по апробации педагогических условий формирования готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности (проведение занятий по спецкурсу, проведение пед. практики, факультатива, осуществление диагностики обучающих)

Наблюдение, моделирование, теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация

Апробация педагогических условий формирования готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности 

2.3. Отслеживание промежуточных результатов экспериментальной работы, степени выполнения программы эксперимента

Статистическая обработка данных, ранжирование, беседа, срезовое тестирование, анкетирование, опрос

Обобщение и анализ данных в экспериментальной и контрольной группах, срезы уровней сформированности готовности бакалавра профиля

«Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности 

2.4. Корректировка процесса формирования готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности 

Эксперимент, моделирование

 

Устранение выявленных недочетов в изучаемом процессе

III. Заключительный этап

3.1. Сравнительный анализ уровней сформированности готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности 

Статистическая обработка   данных, сравнение сопоставление, интерпретация экспериментальных данных

Определение уровня сформированности готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности в экспериментальной и контрольной группах после завершения формирующего эксперимента

 

 

3.2. Обоснование важности и достоверности предлагаемых педагогических условий формирования готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности 

Сравнительный и теоретический анализ, абстрагирование и конкретизация, моделирование

Экспериментальное обоснование педагогических условий формирования готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности 

3.3. Обобщение материалов, полученных в ходе эксперимента

Сравнительный и теоретический анализ

 

На констатирующем этапе в целях выявления исходного уровня готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности нами было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 54 учителя начальных классов, проходивших курсы повышения квалификации в бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. 

По результатам анкетирования отношение учителей начальных классов к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности   положительное. 82 % учителей подтвердили, что хотели бы попробовать себя в качестве учителя по развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности. 55 % учителей согласились, что развитие самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности  имеет большой потенциал для реализации проектной и научно-исследовательской деятельности. 94% учителей отметили, что им интересны особенности работы по развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности, внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий.   76 % учителей признали свою недостаточную подготовленность к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности. Также учителями был отмечен большой потенциал общеобразовательных учреждений в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся (Приложение З). 

Было также проведено анкетирование обучающих психолого-педагогического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования по подготовке «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». В анкетировании приняло участие 147 обучающих -будущих учителей начальных классов очного и заочного отделения. Им были предложены анкеты с аналогичными вопросами. 

Основной причиной недостаточности знаний в вышеуказанной области как учителя, так и обучаемые считают отсутствие соответствующих дисциплин в учебном плане педагогических вузов и педагогической практики в условиях инновационного общеобразовательного учреждения. Таким образом, анализ современного состояния проблемы формирования готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности   показал, что в этой области есть ряд нерешенных проблем. В качестве наиболее существенных недостатков следует выделить недостаточную теоретическую и практическую готовность как учителей, так и обучающих к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности, недостаточное внимание преподавателей педагогических учебных заведений к формированию готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности. 

Констатирующий этап предусматривал проведение диагностической работы, в ходе которой проверялся исходный уровень сформированности готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности  (более подробно содержание диагностической работы будет описано далее). Результаты данной работы показали, что уровень сформированности готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности оказался примерно одинаковым как у обучающих экспериментальной, так и контрольной групп (Таблица 2.3). Для большей наглядности результаты также представлены на Рисунке 2.1

Таблица 2.4

Уровень сформированности готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к развитию самосовершенствования младших школьников во внеклассной деятельности  на констатирующем этапе эксперимента (%)

Критерии

 

Уровни

 

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Мотивационный

29,1 %

32,1 %

55,3 %

51,8 %

15,6 %

16,1 %

Когнитивный

8,9 %

5,3 %

53,8 %

62,4 %

37,3 %

32,3 %

Личностный

36,6 %

28,1 %

51,3 %

56,7 %

12,1 %

15,2 %

 


Похожие работы на - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!