Бухгалтер и финансовый менеджер - четыре отличия
Бухгалтер и финансовый менеджер - четыре
отличия
Ольга Пестрецова, канд.
экономич. наук
Кто выполняет функцию
финансового менеджера на вашем предприятии? Довольно часто на этот вопрос
предприниматели отвечают одинаково: человек, в прошлом главный бухгалтер. В
самом деле, многие компании, особенно активно развивающиеся, столкнувшись с
необходимостью наличия финансового менеджера, пошли по одному пути: повысили в
должности главных бухгалтеров. И столкнулись с проблемой: руководитель всё
равно не получает полной информации, требуемой от финансового менеджера, а
последний совершенно перегружен. К тому же постоянно находится в стрессовой
ситуации, поскольку не может предоставить руководителю то, чего от него
ожидают. Проблема возникает в основном из-за непонимания предпринимателями
отличий между бухгалтерией и финансовым менеджментом. На самом деле их работа
тесно взаимосвязана, но, тем не менее,- это абсолютно разные функции, и выполнять
их должны абсолютно разные люди.
Немного истории
Кстати, разветвление и
увеличение масштабности функций финансового менеджера происходили естественным
путем вслед за развитием самой экономики. Так, до 20-х годов XX столетия на
Западе функции финансового менеджера или директора как таковой не было вообще.
Работали финансово-экономические отделы, занимающиеся всеми, связанными с
финансами, делами. Выделение служб: бухгалтерской, экономической и финансовой
началось только в 20-е годы. В это время активно стал развиваться фондовый
рынок и основная задача финансистов заключалась в работе с ценными бумагами.
Кризис 30-х годов
потребовал от финансистов новой квалификации: необходимы были люди, умеющие
оценивать ликвидность, способность предприятий генерировать денежные потоки, и,
конечно же, выявлять признаки банкротства компаний по набору индикаторов.
В 40-е годы
востребованными стали функции планирования, бюджетирования и оценки денежных
потоков. Поскольку Америка в этот период была на высоте (страна не участвовала
в войне и зарабатывала огромные деньги на поставках товаров воюющим
государствам), ей потребовались оценщики инвестиционной привлекательности
предприятий, специалисты, способные прогнозировать будущий потенциал компании.
В 50-е годы возникли
новые задачи, потребовавшие от финансистов новых способностей. Задачей номер
один становится оптимальное использование ресурсов. Начинают развиваться
экономико-математические методы управления активами предприятий, а особенно
популярной становится концепция стоимости денег во времени.
60-70-е годы стали
периодом управленческого учета. Информация о предприятиях для рынка уже
унифицирована и стандартизирована, выявлены основные коэффициенты оценки
состояния бизнесов, возникла потребность разбираться в экономике внутри
компаний. Развиваются модели оптимизации денежных и материальных запасов.
80-90-е годы
ознаменовались бумом инвестиционных рынков. Соответственно, функции финансовых
менеджеров расширились еще и в эту сферу. В зону компетенции финансистов вошли
расчет и оценка инвестиционных портфелей предприятий.
Таким образом,
современный западный финансовый менеджер - это человек, занимающийся всеми
перечисленными вопросами. Он планирует будущие денежные потоки, оценивает
ликвидность и инвестиционную привлекательность предприятия, анализирует
состояние на финансово-валютных рынках и фондовых биржах.
Мы пойдем своим путем…..
В Украине, в силу
исторических особенностей, развитие функций финансового менеджера, как и,
собственно, возникновение такой должности, происходило немного другим путем.
Первые десять лет функционирования страны в условиях рыночной экономики всеми
финансовыми вопросами занимались бухгалтеры. Основной задачей этих специалистов
была уплата налогов, все остальное - во вторую очередь. Но, поскольку развитие
экономики требовало от предприятий качественного выполнения и ряда других
задач, специалистам приходилось в экстренном порядке осваивать всю лестницу
функций, пройденную Западом за 80 лет. Нельзя сказать, что профессиональных
финансистов в то время не было вообще - в экономических ВУЗах и в советское
время существовали факультеты банковских финансов и финансов предприятий. Тем
не менее, знаний, требующихся от специалиста компании, функционирующей в
условиях рыночной, а не плановой, экономики, они не давали.
Период западных 20-х
годов, т. е. этап освоения ценных бумаг, Украина фактически проскочила. Сейчас
с ценными бумагами работают только отделы корпоративных прав банков,
инвестиционные компании и предприятия-эмитенты ценных бумаг. Финансовым
менеджерам других предприятий с этой задачей столкнуться не пришлось, а те, кто
выполняет функции, связанные с ценными бумагами, реализует их в достаточно
усеченном виде в силу неразвитости фондового рынка Украины. Современная
тенденция украинского бизнеса - переквалификация бухгалтеров в финансовых
менеджеров или директоров. Формально это выглядит приблизительно следующим
образом: бухгалтер через какое-то время повышается до главного бухгалтера, а
потом - до финансового директора. На практике это означает добавление все новых
и новых задач к послужному списку последнего. И вот тут начинаются проблемы.
Четыре отличия
Финансовую деятельность
любого предприятия можно условно поделить на три основных направления:
бухгалтерский учет и налоги; управленческий учет и бюджетирование; анализ
финансового состояния и финансирование деятельности предприятия. Так вот,
бухгалтер по определению не может координировать сразу три направления. У него
другое образование, другие задачи и даже другой тип мышления. И это ни в коем
случае нельзя ставить в вину последнему. Просто финансовый менеджер и бухгалтер
- это разные люди, разные должности и разные функции. Это аксиома, которая, в
силу все тех же исторических особенностей развития нашей страны, потребовала
доказательств. Рассмотрим отличия финансового менеджера и бухгалтера детально.
Итак, профессиональная
компетентность. Бухгалтер - это специалист, работающий по системе учета в
соответствии с действующим законодательством. Его задачи - вовремя и правильно
заплатить налоги и отчитаться перед государственными органами, клиентами и
партнерами компании, следить за состоянием счета предприятия и сводить баланс к
единому показателю. Это далеко непростая работа. Она требует серьезной
профессиональной подготовки и высокой квалификации, особенно в украинских
условиях, когда законодательство изменяется с завидной регулярностью.
Финансовый менеджер, в свою очередь, должен управлять рабочим капиталом
компании, планировать финансовые потоки и бюджеты предприятия, разрабатывать
финансовые стратегии. При этом, постоянно анализируя реальное экономическое
состояние предприятия, сверяя его с общенациональной и даже международной
ситуацией на рынке, должен вовремя принимать определенные финансовые решения
для оптимизации ситуации. В придачу к перечисленному, от финансового директора
требуется также предоставление руководителю компании достоверной информации о
текущем состоянии предприятия, прогноза будущего состояния и плана действий для
дальнейшего развития предприятия. Бухгалтер просто не в состоянии этого
сделать, поскольку он не располагает необходимой информацией.
Информационную
компетентность, вероятно, можно выделить как отдельный пункт различий между
бухгалтером и финансовым менеджером. Первый формирует бухгалтерские и налоговые
отчеты на основе имеющихся первичных данных и налогового законодательства. Эти
цифры - итоги деятельности предприятия за период. То есть, цифры вчерашние.
Прогнозирование будущего финансового состояния компании на основе таких данных
требует дополнительной их обработки по специальной методике анализа, знание
которой не лежит в зоне компетенции бухгалтера.
Финансовый менеджер
работает с документами управленческого учета, т. е. обладает информацией о
стоимостном результате ежедневной деятельности предприятия, о движении денежных
средств, продажах, производстве и закупках, о финансовом состоянии предприятия
в разрезе отдельных видов бизнеса, о стратегическом положении предприятия на
рынке и, что самое важное, о текущей стоимости компании для учредителей и
собственников. Эти данные и ложатся в основу прогнозов, бюджетов и стратегий
предприятия. И именно эта информация больше всего интересует руководителя
компании.
Простой пример: из
определенной инструкции бухгалтер знает, что к определенной дате фирма обязана
заплатить определенную сумму - это основная его работа, знать сколько и когда
должно быть перечислено для того, чтобы у предприятия не было проблем с
законодательством. Финансовый директор, в свою очередь, обладает информацией о
состоянии предприятия на текущий момент, а также о будущих планах компании, к
примеру, взять кредит. Исходя из этого, он может принять решение: есть ли смысл
платить указанную сумму сейчас, или существуют варианты продления срока для
оптимизации финансового положения внутри компании. Последнее, кстати, также
можно отнести к отличительной черте финансового директора: он ознакомлен с
хозяйственным правом и может предложить альтернативные варианты работы службам
финансовой отчетности, если в этом есть необходимость.
Естественно, человек,
работающий бухгалтером на предприятии, может взять на себя сбор и анализ еще и
управленческих данных. Но, таким образом, он будет заниматься уже двумя
масштабными и одинаково важными видами деятельности. Помимо необходимости
нового образования, человеку потребуется еще и огромное количество
дополнительного времени и энергии. Специалисты, справляющиеся с обеими
функциями одинаково хорошо, заслуживают уважения, но, к сожалению, их очень
мало.
Цели - третья
отличительная черта бухгалтеров и финансовых менеджеров. Цель бухгалтера
прозрачна и очевидна - соответствие финансовой деятельности предприятия
налоговому законодательству. Современный финансовый менеджмент, в свою очередь,
ставит перед собой одну глобальную задачу - максимизация рыночной
(экономической) стоимости компании при помощи роста доходности капитала
предприятия. Бизнес-среда постсоветского пространства в силу многих факторов в
полной мере еще не столкнулась с необходимостью приоритетной ориентации именно
на эту цель, но западные финансовые менеджеры уже давно работают в этом
направлении. Тенденция развития отечественной экономики также позволяет
говорить о выходе указанной цели работы финансистов на первый план в ближайшее
время.
Различие целей тянет за
собой еще один немаловажный момент, отличающий бухгалтера от финансового
менеджера,- тип мышления. Финансовый менеджер как человек, ориентированный на
финансовый результат и максимизацию рыночной стоимости компании, постоянно
сталкивается с необходимостью оценки альтернативных возможностей на рынке
капитала. Чтобы направить ресурсы предприятия в самое выгодное русло, он должен
принимать финансовые или инвестиционные решения только с учетом всех рисков,
при этом обязательно оценив потенциальную доходность всех альтернативных
вариантов вложения средств.
Бухгалтеру же не нужна
оценка альтернатив. Скорее важными для его работы качествами можно назвать
педантичность и пунктуальность. Тот факт, что бухгалтер не обладает
альтернативным мышлением, ни в коем случае не является его "минусом".
Люди, выполняющие различные задачи, по-разному мыслят, что абсолютно нормально.
Идеальная схема
Итак, аксиома доказана.
Функции финансового менеджера и бухгалтера на предприятии, работающем в
условиях динамично развивающейся рыночной экономики, должны быть разделены.
Один человек теоретически может выполнять обе работы, но это будет связано с
немалыми трудностями для него самого, и не обеспечит руководителю возможности
получать всю необходимую информацию.
Как уже было сказано
ранее, финансовая деятельность предприятия разделяется на три направления. Так
вот, идеальной можно назвать следующую схему управления этими направлениями:
главный бухгалтер занимается бухгалтерским учетом и налогами; планирование,
учет и контроль берет на себя финансовый менеджер, а финансовый директор
управляет средствами всего предприятия на основе анализа данных,
предоставленных бухгалтерией и менеджером. Часто в компаниях не выделяется
функция финансового менеджера - финансовый директор занимается двумя
направлениями. Это не настолько важно, как разделение функций бухгалтера и
финансиста.
Разделения двух функций,
помимо потребностей самого предприятия, требует и рынок. Важность функций,
выполняемых финансовым директором достаточно велика, для того чтобы утверждать:
от качества их выполнения зависит положение компании на рынке. Именно поэтому
финансовые директора фактически единственные из всех функциональных
руководителей отделами предприятия обычно входят в совет директоров. А для
владельца бизнеса, не занимающегося управлением предприятием, финансовый
директор - основное лицо, отвечающее за прибыльность его компании. Поэтому,
человеку, выполняющему столь важные функции, лучше заниматься исключительно
этим.
Список литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://www.gaap.ru