Особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    118,57 Кб
  • Опубликовано:
    2018-02-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска

 

 

 

 

Курсовая работа

Особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА 7

1.1 Родители семей группы риска: определение и характеристика. 7

1.2 Феноменологический анализ ценностных ориентаций родителей детей группы риска  10

1.3 Личностный смысл в структуре ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска. 17

Выводы по главе. 20

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА.. 21

2.1 Организация и методики эмпирического исследования особенностей  ценностно-смысловой  сферы родителей детей группы риска. 21

2.2 Анализ первичных результатов эмпирического исследования особенностей  ценностно-смысловой  сферы родителей детей группы риска. 29

2.3 Специфические особенности  ценностно-смысловой  сферы родителей детей группы риска. 32

Выводы по главе. 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 41


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется тем, что вопрос рассмотрения ценностно-смысловой сферы человека в современном мире приобретает комплексный характер. Данная проблема становится одной из центральных в различных социальных дисциплинах. Изучение ценностно-смысловой сферы личности является важной областью исследований, которая располагается на стыке разных отраслей знаний о человеке. Это и философия, и социология, и психология, и педагогика. Рассмотрим более подробно вопрос ценностно-смысловой сферы в области психологической науки.

В ценностно-смысловую сферу личности включены ценностные ориентации человека и система его личностных смыслов. Эти отдельные компоненты тесно связаны с понятием личность, потому что их суть заключена в изучении человеческого поведения и его побуждений.

Для более полного рассмотрения нашей темы необходимо отметить, что самой первой и важной социальной средой для ребенка является его семья. Именно семейное воспитание играет важнейшую роль в развитии детей. В семье дети усваивают основные правила и нормы поведения, вырабатывают стереотипы отношения к окружающему миру и т.д. Поэтому, можно сказать, что благополучие или неблагополучие семьи и особенности ценностно-смысловой сферы родителей обязательно отражаются на детях.

Важно помнить, что деформация личности ребенка под влиянием семейного воспитания и действий родителей начинается с самого раннего детства. Именно в этом периоде у ребенка могут возникнуть вредные для дальнейшего развития ценностные установки, которые дети перенимают у своих родителей. Таким образом, некоторые особенности ценностно-смысловой сферы родителей могут служить причиной появления детей группы риска.

В современном мире увеличивается количество детей группы риска и общее падение нравственности старшеклассников, это говорит о смене ценностных ориентаций, на которую влияют различные обстоятельства. В том числе это и негативные особенности ценностно-смысловой сферы родителей.

Нам известно недостаточное количество работ, которые посвящены ценностным ориентациям. Вопросом ценностных ориентаций и их влияния на жизнь человека занимались такие ученые, как Аккузина О.П., Добрин К.Ю., Карпухин О.Н., Рослова О.Г.  Стоит отметить, что по сей день не существует четкого определения понятия ценностных ориентаций и ценностно-смысловой сферы личности.

Некоторые исследователи рассматривали связь между наличием позитивных ценностных ориентаций у подростков на формирование жестокости, агрессивности и асоциального поведения (Быков С.А., Журавлев А.Л., Пирожков В.Ф., Семенюк Л.М., Цыганенко М.В. и т.д.). Также, необходимо заметить, что, на данном этапе развития науки, не существует исследования, посвященных влиянию особенностей ценностно-смысловой сферы родителей на появление детей группы риска.

Выше сказанное позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске и определении особенностей ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска.

С учетом значимости выявленной проблемы сформулирована тема исследования: «Особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска».

Объект исследования: родители детей группы риска.

Предмет исследования: специфика ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска.

Цель исследования: выявить, определить и обосновать особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска.

Гипотеза исследования: ценностно-смысловая сфера родителей детей группы риска имеет специфические особенности.

Названная цель исследования определила следующие задачи научного поиска:

1. На основе анализа психологической, педагогической и социологической литературы раскрыть понятие «родители детей группы риска».

2. Дать характеристику ценностно-смысловой сферы как совокупности ценностных ориентаций и личностных смыслов родителей детей группы риска.

3. Осуществить опытно-поисковую работу по выявлению специфических особенностей ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ научной литературы, систематизация и проблемный анализ первоисточников; эмпирические – для диагностики использовались методики:

1. Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук);

2. Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С.Бубнова;

3. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д.А.Леонтьев.

База исследования и выборка: Исследование проводилось на базе школы, было исследовано в общей сложности 40 человек (20 детей 13-14 лет из группы риска и 20 их родителей).

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, списка литературы, включающего 23 наименования.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

1.1 Родители семей группы риска: определение и характеристика

Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, которые связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья играет важную роль в общественном развитии, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация детей. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей [15].

Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, так как успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией.

Главным социальным фактором, который влияет на становление личности человека, является семья. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою жизнь. Именно в семье человек получает первый жизненный опыт.

Поэтому важно в какой семье воспитывается ребенок (в благополучной или неблагополучной) [16].

В настоящее время все чаще говорят о семьях «риска».

Семья «группы риска» - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло выделять категорию людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Соответственно, родители детей группы риска относятся к категории людей, которые, в силу определенных обстоятельств, не смогли привить своим детям необходимые для общества качества и нормы поведения.

Вероятнее всего, родители детей группы риска сами выросли в подобной (возможно даже неблагополучной) семье, поэтому, тактика их поведения с детьми недостаточно продумана, что приводит негативным последствиям, как для семьи, так и для общества.

Разные ученые выделяют различные группы факторов риска.

Медико-биологические факторы: группа здоровья; наследственные причины; врожденные свойства; нарушения в психическом и физическом развитии; условия рождения ребенка; заболевания матери и ее образ жизни; травмы внутриутробного развития и т.д.

Социально – экономические: многодетные и неполные семьи; несовершеннолетние родители; семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе.

Основная причина попадания ребенка в семью группу риска – это сложные жизненные обстоятельства, такие как:

Пьянство родителей, их асоциальное поведение;

Криминальные и асоциальные наклонности;

Убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;

Жестокое обращение с детьми;

Побеги из дома, конфликты со сверстниками [17].

Перечислим основные характеристики семьи группы риска:

·   Слабая способность членов семьи к анализу того, что происходит в семье, неспособность по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.

·   Слабая способность обсуждать словесно проблемы семьи;

·   Засилье в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.

·   Высокая степень риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков [2].

Часто родители в этих семьях не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально – педагогическая помощь.

Поэтому самым необходимым этапом работы с такими семьями является развитие надежды.

В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу - сбор, анализ и систематизации подобных историй (пробуждающих надежду), составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам [9].

1.2 Феноменологический анализ ценностных ориентаций родителей детей группы риска

В жизни и деятельности личности важную роль играют ценности, которые значительно влияют на те или иные действия человека. Также, важно отметить, что все действия в жизни человека связаны с достижением личностного смысла и смысла жизни. Поэтому, ценностно-смысловая сфера является важным определяющим фактором развития личности человека.

Ценностно-смысловая сфера – это центральное образование личности, которое воздействует общее на поведение человека в любой ситуации и определяет направленность жизни. Именно ценностно-смысловая сфера помогает личности осмысливать свое существование и окружающие его явления, а также мир в целом.

В ценностях человека заключен сложный, динамичный, противоречивый мир. Люди стараются оценить все ситуации и моменты, происходящие в жизни по их значимости. То есть человек, таким образом, реализует ценностное отношение к миру.  Для людей ценностью является все то, что имеет для каждого из них некую значимость, личностный или общественный смысл. Ценностью можно назвать представление о том, что для человека свято, или же для группы людей, коллектива, а также общества в целом. Ценности - это убеждения и предпочтения людей, которые выражаются в поведении [14].

Ценностями являются идеи, идеалы и цели, к которым постоянно стремится человек и общество. Есть общепринятые ценности, такие как любовь, престиж, уважение, деньги и т.д. А также есть внутригрупповые ценности, такие как политические, религиозные, индивидуальные.

Ценности могут объединяться в систему, изменяющуюся с возрастом и обстоятельствами, происходящими в жизни [7].

Перечислим некоторые функции ценностей:

·   Ориентир в жизни;

·   Для поддержки социального порядка;

·   Механизм социального контроля.

Формирование ценностно-смысловой структуры личности выступает важным фактором процесса социализации, с помощью которого человек постепенно становится полноправным членом общества [6]. Ценности можно разделить в зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения на материальные и духовные. Основные их различия заключаются в том, что материальные ценности связаны с удовлетворением практических нужд, поэтому измерить их можно с помощью оценки практической полезности предметов. Духовные ценности характеризуют высшие запросы людей, именно поэтому критерии их выделения другие [10].

А.Маслоу выделил две группы ценностей [13]:

·   Ценности бытия – это высшие ценности, которые присущи самоактуализирующимся людям;

·   Дефициентные ценности - это низшие ценности, которые ориентированы на удовлетворение какой-то потребности.

А. Маслоу предполагал, что есть некие определенные ценности, которые присущи каждому человеку.

М. Рокич утверждал, что ценности – это устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или цель существования предпочтительнее, чем противоположный способ поведения, либо конечная цель существования [23].

М. Рокич выделил два класса ценностей:

·   Терминальные ценности – это убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

·   Инструментальные ценности -  это убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

В.Ф. Сержантов утверждал, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами, такими как значение и личностный смысл [18].

Также, В.Ф. Сержантов разделил ценности на две категории:

·   Материальные;

·   Духовные.

В.Ф. Сержантов подчеркивал, что, ценности в отношении к индивидуальному сознанию человека находятся в двояком отношении: они отражены в нем как значения, имеющие для индивида определенный смысл.

Также, как и понятие ценности, важное значение для человека имеет понятие смысла. Именно это понятие имеет прямое отношение к постепенному продуктивному развитию личности. Личностный смысл можно описать как индивидуализированное отражение реального отношения человека к объектам, для которых и разворачивается деятельность. Данное отношение осознается человеком как значение лично для него усваиваемых безличных знаний о мире, которые включают понятия, умения, действия и поступки, которые совершают люди, их социальные роли, ценности и идеалы.

В психологии смыслом называют внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. В более широком аспекте, смысл рассматривается как ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.

Как правило, для личностных и смысловых ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностно-смысловых ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида [8].

Можно выделить следующие составляющие смысловых систем:

·   Побуждают человека к деятельности (смыслообразующие мотивы). Это отношение личности к действительности, приобретающее для нее субъективную ценность или значимость;

·   Выражают личностный смысл и смысловые установки;

·   Регулируют смысловыми установками поступки и действия человека.

Личностный смысл имеет некоторые важные особенности. Самой важной их них считается производность личностного смысла от места личности в системе общественных отношений и от ее социальной позиции.

Таким образом, смысл является выражением отношения субъекта к явлениям объективной реальности, изменениям окружающего мира, своей деятельности и поступкам других людей и т.д. [12].

Стремление личности к смыслу – это одна из самых важных потребностей человека. Удовлетворение этой потребности определяется способностью брать на себя ответственность и уверенностью в своей способности осуществлять контроль над своей судьбой.

Осмысленность жизни человека – это главный показатель наличия личностного смысла. К.А. Абульханова-Славская утверждает, что смысл жизни можно определить как ценность и переживание этой ценности личностью в ходе ее выработки, присвоения или осуществления.  Также, автор пишет, что смысл жизни является психологическим средством переживания жизни в процессе ее осуществления [1].

Б.С. Братусь определил смысловую сферу человека через мотивы личности (как цепь отношений от меньшего к большему). Автор утверждает, что смысловые образования шире, чем мотивы. Поэтому к ним он относит и ценности личности, при этом подчеркивая, что это целая разветвленная система отношений [5].

Б.С. Братусь выделил в смысловой сфере личности человека следующие уровни:

·   Низший уровень. Это прагматические, ситуационные смыслы, которые определяются с помощью предметной логики достижения цели в определенных конкретных условиях;

·   Эгоцентрический уровень определяется личной выгодой для человека;

·   Группоцентрический уровень. Это смысловые отношения к действительности, которые определяются референтной малой группой;

·   Просоциальный уровень. Это нравственная смысловая регуляция.

А.Г. Асмолов утверждал, что личностный смысл определяется как индивидуализированное отражение действительности, которое выражает отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение [3].

Осмысленность жизни - это субъективная значимость объектов и явлений действительности, проявляющихся в двух формах:

·   В эмоциональной окраске образов восприятия и представлений этих объектов и явлений;

·   В понимании субъектом их роли и места в своей жизнедеятельности - в удовлетворении определенных потребностей, в реализации тех или иных мотивов [20].

На формирование осмысленности жизни в первую очередь влияет способность индивида анализировать и обобщать актуальные смыслы (т.е. значения прошлого и настоящего) и формировать жизненные цели (т.е. проектировать будущее) [19].

Представив все определения важнейших понятий, можно дать характеристику ценностно-смысловой сфере, а также ценностно-смысловым ориентациям. Основой ценностно-смысловых ориентаций личности служит многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, которые участвуют в создании направленности личности, а также выражают социально-детерминированные отношения личности к действительности.

Ценностно-смысловые ориентации - это система личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям. Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.

Развитые ценностные ориентации – это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции.

Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности [22]

Ценностно-смысловые ориентации определяют центральную позицию личности, влияют на направленность и содержание социальной активности, подход к окружающему миру и себе. Тем самым, они придают смысл и направление деятельности личности и определяют его поведение и поступки. Таким образом, человек старается обрести смысл. Ценностно-смысловые ориентации человека формируются и развиваются в ходе процесса социализации.

Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-психологические особенности протекания психических процессов и прежде всего - мышления, памяти, эмоций и воли. Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Принятие и освоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

Таким образом, каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои ценностные ориентации. Роль ценностей определяется тем, что они служат мотив образующими факторами, участвуют в определении целей и средств, отвечающих тем или иным ценностям.

Также, следует помнить, что ценности носят двойственный характер. Они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые эта личность входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. 

1.3 Личностный смысл в структуре ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

· пьянство одного или обоих родителей;

· асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);

· устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

· сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;

· убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;

· отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);

· оставление малолетних детей одних без пищи и воды;

· отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;

· побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д. [4]

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка, и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают значительные отклонения как в поведении так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова.

Характеристика неблагополучных семей очень разнообразна - это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д.

Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентиров.

Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь.

Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями.

На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается» в психике ребенка.

Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье.

Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье. Большинство родителей воспитывают своих детей так, как их воспитывали в детстве.

Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности.

Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание.

Подсознательная программа, заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье.

Таким образом, особенности ценностно-смысловой сферы родителей, их поведение и стиль воспитания значительно влияет на детей.

В случае, когда у родителей ценностно-смысловая сфера, сформированная в такой же неблагополучной семье, выражается в отрицательной системе личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям, то в такой семье с большой вероятностью будут расти дети группы риска.

Выводы по главе

Таким образом, мы выяснили, что родители детей группы риска относятся к категории людей, которые, в силу определенных обстоятельств, не смогли привить своим детям необходимые для общества качества и нормы поведения.

Кроме того, мы дали характеристику ценностно-смысловой сферы как совокупности ценностных ориентаций и личностных смыслов родителей детей группы риска. Мы выяснили, что ценности - это убеждения и предпочтения людей, которые выражаются в поведении.

Смысл - это внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события.

А ценностно-смысловая сфера личности включает в себя систему личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям. 

Также мы узнали, что особенности ценностно-смысловой сферы родителей, их поведение и стиль воспитания значительно влияет на детей.

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

2.1 Организация и методики эмпирического исследования особенностей  ценностно-смысловой  сферы родителей детей группы риска

В эмпирической части работы мы должны выяснить, какие особенности ценностно-смысловой сферы родителей способствуют попаданию их детей в группу риска. Нам необходимо подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу о том, что дети родителей с отрицательной ценностно-смысловой сферой чаще всего попадают в группу риска.

Психологические методы изучения ценностно-смысловой сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют особенности человека. Поэтому в нашем исследовании мы тоже решили применить метод опроса для оценки особенностей ценностно-смысловой сферы родителей.

Для подтверждения гипотезы о том, что дети родителей с отрицательной ценностно-смысловой сферой чаще всего попадают в группу риска, были поставлены следующие задачи эмпирического исследования:

1. Описать и обосновать методы исследования;

2. Описать результаты проведенного исследования;

3. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования.

Исследование проводилось методом опроса испытуемых. В качестве исследуемой базы выступали мальчики и девочки 13-14 лет и их родители. В исследовании приняли участие 40 человек (из них 20 детей и 20 родителей).

Для диагностики использовались следующие методики:

· Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) (Приложение А);

· Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С.Бубнова (Приложение Б);

· Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д.А.Леонтьев (Приложение В).

1. Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) предназначена для определения особенностей развития личности, выявления факторов риска.

Экспериментальный материал: ручка и бланк опросника.

Инструкция:  Вам необходимо ответить на 74 вопроса. Внимательно их прочтите.

Если Вы согласны с вопросом, то рядом с номером вопроса поставьте знак «+». Если же Вы не согласны с написанным, то поставьте знак «-».

Ключ к методике: представлен в приложении (см. Приложение Г) Ответы респондентов сверяются с ключом, подсчитывается количество совпадений по каждой шкале.

Суммарный балл по каждой шкале отражает степень ее выраженности. Чем суммарный балл больше, тем сильнее выражен показатель, соответственно, тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.

Интерпретация: Количество балов соотносится с ключом и определяется вероятность отнесения того или иного ребенка к группе риска.

Шкала Отношения в семье: Высокие баллы по данной шкале говорят о нарушении внутрисемейных отношений. Данное нарушение может быть обусловлено напряженной ситуацией в семье, неприязнью, ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви, страхом перед родителями и т.п.

Длительное напряжение начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье ребенка.

Шкала Агрессивность: Высокие баллы по этой шкале говорят о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может быть выражена в недоброжелательности и озлобленности.

Повышенная агрессивность является неотъемлемой чертой характера ребенка группы риска.

Шкала Недоверие к людям: Высокие баллы по этой шкале говорят о выраженном недоверии к людям, подозрительности, враждебности. Такой ребенок пассивен и застенчив в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения.

Шкала Неуверенность в себе: Высокие баллы по этой шкале говорят о высоком уровне тревожности, неуверенности в себе, наличии комплекса неполноценности, низком уровне самооценки. Ребенок с высокими оценками по этой шкале, может быть отнесен к группе риска.

Шкала Акцентуации характера: К группе риска относятся следующие типы акцентуации характера.

Гипертимный - отличается хорошим настроением, энергичен, активен, неустойчив в интересах, не любит однообразия, дисциплины, переоценивает свои возможности, бурно реагирует на события, раздражителен.

Истероидный - повышенная любовь к себе, жаждет внимания, нуждается в восхищении, старается предстать в лучшем свете, демонстративен, непостоянен и ненадежен в отношениях с людьми.

Шизоидный – замкнут, трудно установливает отношения с людьми, часто уходит в себя.

Эмоционально-лабильный - непредсказуемое настроение, высокочувствителен к отношениям людей.

2. Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С.Бубнова предназначена для изучения реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности [21]. 

 Экспериментальный материал: ручка и бланк опросника.

Инструкция:  Вам необходимо ответить на 66 вопросов. Внимательно их прочтите.

Если Вы согласны с вопросом, то рядом с номером вопроса поставьте знак «+». Если же Вы не согласны с написанным, то поставьте знак «-».

Ключ к методике: представлен в приложении (см. Приложение Д) Ответы респондентов сверяются с ключом, подсчитывается количество совпадений по каждой шкале.

Интерпретация: Количество балов соотносится с ключом и определяется количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах ценностей. По итогу делается качественный анализ о том, какие ценности у респондента преобладают, а какие стоят на последнем месте по значимости.

Далее перечислим ценности:

1. Приятное времяпрепровождение, отдых.

2. Высокое материальное благосостояние.

3. Поиск и наслаждение прекрасным.

4. Помощь и милосердие к другим людям.

5. Любовь.

6. Познание нового в мире, природе, человеке.

7. Высокий социальный статус и управление людьми.

8. Признание и уважение людей, и влияние на окружающих.

9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.

10. Общение.

11. Здоровье.

3. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д.А.Леонтьева позволяет оценить источник смысла жизни, который может быть найден в будущем (в цели), в настоящем (в процессе) или в прошлом (в результате), или же во всех трех составляющих.

Экспериментальный материал: ручка и бланк опросника.

Инструкция:  Вам предстоит из 20 пар противоположных утверждений то, которое Вы считаете верным.

Вам необходимо отметить одну из цифр (от 1 до 3) в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе. Можете ответить 0, если оба утверждения одинаково верны.

Ключ к методике: Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения. 

Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале.

Максимальный балл соответствует наличию цели в жизни, а минимальный балл - ее отсутствию.

Интерпретация: В тесте используются следующие  субшкалы:

1. Цели в жизни.  Наличие или отсутствие целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Низкие баллы присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем.

Высокие баллы характеризуют не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Говорит о том, воспринимает ли человек процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

Высокие баллы будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем.

Низкие баллы – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Оценка пройденного отрезка жизни, оценка ее продуктивности и осмысленности.

Высокие баллы характеризуют человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни.

Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля – Я.

Высокие баллы - представление о себе как о сильной личности.

Низкие баллы – неверие в свои силы.

5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни.

Высокие баллы – убеждение, что человеку дано контролировать свою жизнь.

Низкие баллы – фатализм, жизнь неподвластна сознательному контролю.

В следующем пункте рассмотрим результаты проведенного нами исследования. Представим полученные результаты в таблицах и графиках.

2.2 Анализ первичных результатов эмпирического исследования особенностей  ценностно-смысловой  сферы родителей детей группы риска

Для нашего исследования было выбрано 20 детей из группы риска. Мы исследовали их особенности с помощью методики первичной диагностики и выявления детей «группы риска» М.И. Рожкова, М.А. Ковальчук.

Первичные результаты проведенного исследования представлены в приложении (см. Приложение Е).

Далее представим суммарное количество респондентов, набравших высокие баллы, говорящие о попадании детей в группу риска.

Также, мы перевели количественные данные в проценты (от общего количества человек в подгруппе) (табл. 1).

Таблица 1

Количество респондентов, попадающих в группу риска по разным шкалам

Респонденты

Шкалы

Отношения в семье

Агрессивность

Недоверие к людям

Неуверенность в себе

Акцентуации

Школьники

(n=20)

17 (85%)

13 (65%)

20 (100%)

20(100%)

Гипертимная 2(10%)

Истероидная 3(15%)

Шизоидная 9(45%)

Эмоц.-лаб 17(85%)

 

Таким образом, мы видим, что большее количество исследуемых детей  из группы риска имеют проблемы в семье, отличаются неуверенностью в себе и не умеют доверять людям.

Также, большинство детей имеют эмоционально-лабильный тип акцентуации характера.

Далее, мы провели тестирование родителей исследованных детей. Сначала родителям была предложена методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С.Бубнова.

Первичные результаты этой методики представлены в приложении (см. Приложение Ж).

Из полученных результатов родителей по каждой шкале мы нашли среднее значение и проранжировали полученные данные.

Итоговые данные представим ниже в таблице (табл.2)

Таблица 2

Структура ценностных ориентаций родителей детей группы риска

Ранг

Среднее значение

Ценностная ориентация

1

4.88

Деньги

2

4.81

Отдых

3

4.44

Соц. статус

4

4.13

Признание

5

4.00

Насл. прекрасным

6

3.06

Познание нового

7

2.94

Соц. активность

8

2.88

Помощь людям

9

2.81

Общение

10

2.69

Здоровье

11

2.31

Любовь

Таким образом, из полученных результатов мы видим, что для родителей, воспитывающих детей группы риска, на первом месте стоят деньги, отдых и социальный статус, а любовь и здоровье занимают последние места.

Следующим этапом нашего исследования было проведение теста смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева. Мы проанализировали результаты проведенного тестирования, провели необходимые расчеты и представили итоговые показатели в процентном соотношении (табл.3).

Таблица 3

Смысложизненные ориентации родителей детей группы риска

Шкалы

Уровни

низкий

средний

высокий

Цели

72%

21%

7%

Процесс

3%

30%

67%

Результативность

25%

54%

21%

ЛК-Я

82%

13%

5%

ЛК- жизнь

88%

10%

2%

Таким образом, по результатам этой методики мы видим, что большинство родителей детей группы риска имеют низкий уровень локуса контроля – я и локуса контроля жизни.

Также, результаты респондентов показывают нам, что испытуемые наслаждаются процессом своей жизни и не имеют четкой цели в будущем.

Далее, мы рассмотрим полученные результаты более подробно и представим их в наглядном виде.

2.3 Специфические особенности  ценностно-смысловой  сферы родителей детей группы риска

Для оценки результатов, полученных при исследовании школьников, представим данные в виде диаграммы (рис.1).

Рис.1. Результаты детей группы риска

Таким образом, мы видим, что у большинства детей в семьях наблюдаются нарушения внутрисемейных отношений. У некоторых детей заметна повышенная враждебность, задиристость, грубость, недоброжелательность и озлобленность.

Также, мы выяснили, что дети группы риска отличаются сильно выраженным недоверием к окружающим людям, подозрительностью, враждебностью.

Они пассивны и застенчивы в общении с людьми по причине боязни быть отвергнутыми.

Кроме того, у респондентов заметно выражена тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Помимо этого, необходимо отметить, что у большинства детей преобладает эмоционально-лабильный тип акцентуации, который характеризуется крайней непредсказуемостью настроения.

У этих детей сон, аппетит, работоспособность и общительность напрямую зависят от настроения.

Таким образом, мы видим, что у детей группы риска явно выражены некоторые проблемы психологического характера.

И, как мы уже говорили, многие проблемы появляются у детей, по причине неправильного воспитания в семье. А неверное воспитание может быть связано с некоторыми особенностями личности родителей.

В том числе, на детях могут сказаться особенности ценностно-смысловой сферы родителей. Именно поэтому мы решили провести методики, направленные на изучение ценностно-смысловой сферы родителей исследованных детей.

Представим результаты методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С.Бубнова в виде диаграммы для большей наглядности (рис.2).

Рис.2. Структура ценностных ориентаций родителей детей группы риска

По результатам данной методики мы видим, что самой главной ценностью для исследуемых родителей является финансовое благополучие, на втором месте – отдых, а на третьем – социальный статус в обществе и управление людьми.

Это, по нашему мнению, те ценности, которые мало связаны с заботой и воспитанием детей.

Чаще всего, родители, занятые работой и достижением успехов в социальном плане, не имеют достаточного количества времени для воспитания детей.

Возможно, именно поэтому, по причине недостатка родительской заботы и тепла, у детей и формируются негативные психологические проблемы, анализируя которые детей можно отнести к категории детей «группы риска».

Далее мы рассмотрели смысложизненные ориентации родителей. Результаты исследования представим на диаграмме (рис.3).

Рис.3. Смысложизненные ориентации родителей детей группы риска

По результатам этого исследования мы видим, что большее количество респондентов достаточно смутно представляют свои цели в будущем. Большинство испытуемых живут настоящим и не задумываются о будущем.

Также, многие родители воспринимают сам процесс своей жизни как достаточно интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. И лишь небольшое количество респондентов неудовлетворенны своей жизнью в настоящем, вероятно, они зациклены на своем прошлом.  

Кроме того, стоит отметить, что, в большинстве своем, родители трезво оценивают результаты своей прожитой жизни.

То есть, они осознают, чего им удалось добиться и, в целом, довольны результатами.

Стоит также отметить, что практически все родители уверены, что они не способны контролировать события своей собственной жизни. А также, у них ярко выражен фатализм и убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, а свобода иллюзорна. Респонденты убеждены, что бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Таким образом, мы выяснили, что проблемы детей в психологическом плане тесно связаны с особенностями ценностно-смысловой сферы родителей.

В нашем исследовании выяснилось, что родители детей группы риска отличаются преобладанием ценности денег, отдыха и социального статуса.

Они стремятся добиваться успехов в рабочей области и внешнем социальном мире, а не в семейном плане. То есть, эти родители слишком мало уделяют внимания своим детям, поэтому такие дети часто попадают в «группу риска».

Кроме того, исследуемые родители живут настоящим, наслаждаются жизнью и не задумываются о будущем. Они убеждены, что не могут контролировать свою жизнь, поэтому о будущем думать бессмысленно.

 

 

 

 

 

Выводы по главе

Таким образом, по результатам проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы:

1. У большинства детей группы риска наблюдаются нарушения внутрисемейных отношений, у них заметна повышенная враждебность, озлобленность, сильно выражено недоверием к окружающим людям, выражена тревожность, неуверенность в себе, а также у большинства детей преобладает эмоционально-лабильный тип акцентуации.

Можно сделать вывод, что, действительно, у детей группы риска явно выражены некоторые проблемы психологического характера.

2. В результате анализа ответов родителей выявлено, что главной ценностью для них является финансовое благополучие, на втором месте – отдых, а на третьем – социальный статус в обществе и управление людьми.

А ценности, которые более всего связаны с воспитанием детей и семьей (помощь людям, общение, здоровье, любовь), стоят у исследуемых родителей на последних местах.

3. Также, выявлено, что большее количество респондентов (родителей) смутно представляют свои цели в будущем и живут настоящим, воспринимая сам процесс своей жизни как достаточно интересный.  

Помимо этого, почти все родители уверены, что не способны контролировать события своей жизни, и убеждены в неподвластности ее сознательному контролю.

В результате проведенного исследования наша гипотеза подтвердилась: родители детей группы риска считают наиболее важной ценностью финансовое положение и социальный статус, при этом не нацелены на будущее. В случае отсутствия достаточного количества внимания, уделяемого детям, и отсутствия верно сформированной цели в будущем, вероятнее всего, в семье будут расти дети с психологическими проблемами. В таких семьях дети неправильно оценивают себя, свои личностные качества и свое место в обществе.

Результаты нашего исследования подтверждают факт необходимости психологической работы не только с детьми группы риска, но и с их родителями. В том случае, если работа проводится только с детьми, возвращаясь домой, ребенок видит, что никаких изменений не произошло, поэтому действия учителей, воспитателей и психологов могут оказаться бесполезными.

Поэтому необходимо проводить беседы, тренинги с родителями, для которых характерен негативный стиль воспитания.  В случае неверного воспитания в будущем дети становятся неуверенными в себе взрослыми, не способными на решительные действия и не достигающие положительных результатов ни в одной сфере деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, при написании нашей работы была рассмотрена сущность понятия ценностно-смысловой сферы. Было выяснено, что ценностями называются убеждения и предпочтения людей, которые выражаются в поведении. А смысл, в свою очередь, выражается во внутреннем мотивировании, индивидуальном значении для субъекта того или иного действия, поступка, события.

Ценностно-смысловая сфера личности означает систему личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям. 

Кроме того, нами была проанализирована специфика ценностно-смысловой сферы родителей как фактор возникновения категории детей группы риска. Мы выяснили, что особенности ценностно-смысловой сферы родителей, их поведение и стиль воспитания значительно влияет на детей.

В результате проведенного нами эмпирического исследования мы выяснили, что у исследованных детей группы риска выявлены нарушения внутрисемейных отношений, такие дети часто достаточно враждебны, озлоблены, редко доверяют людям, тревожны и неуверенны в себе. Кроме того, у большинства детей группы риска преобладает эмоционально-лабильный тип акцентуации.

В результате исследования ответов родителей детей группы риска было выявлено, что главными ценностями для них являются деньги, отдых, социальный статус в обществе и управление людьми.

Помимо этого, мы выяснили, что большее количество родителей смутно представляют свои цели в будущем и живут настоящим, наслаждаясь жизнью и не обращая внимания на проблемы. Также, родители детей группы риска уверены, что не способны контролировать события своей жизни, и убеждены в неподвластности ее сознательному контролю.

Мы считаем, что использование результатов нашего исследования, послужит толчком для осуществления изменений в подходах к воспитанию детей, поможет предотвратить нарушения процесса воспитания детей, причиной которого служат особенности ценностно-смысловой сферы родителей.

А также, данная исследовательская работа поможет обратить внимание на необходимость психологической работы и с родителями, и с детьми группы риска, дабы в будущем дети могли достичь жизненного успеха.

Мы видим дальнейшую перспективу применения данных нашего исследования на практике в школьных учебных заведениях и вузах, дабы поспособствовать изменению негативных стилей семейного воспитания, которые приводят к попаданию детей в группу риска.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М. Мысль 1991. 

2.   Аналитический вестник № 20 (176) Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. - М., 2002.

3.   Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Из-во Моск. ун-та, 1984. 

4.   Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. - Союз, 2002.

5.   Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.: Мысль,1988.

6.   Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

7.   Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989.

8.   Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. – Челябинск: ООО «Искра-Профи», 2012.

9.   Защита прав семьи и детей в программе действий Президента РФ на 1996-2000 годы «Россия: человек, семья. Общество. Государство».- М.: Изд-во «Юридическая литература», 1998

10. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.

11. Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология[Текст] /Вирджиния Н. Квинн.-Спб., М.: Харьков, Минск: Изд. «Питер», 2000.

12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр.изд. - М.: Смысл, 2003. 

13. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982.

14. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к Действительности // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.

15. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Ученое пособие. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.

16. Пембертон К., Ричман Б. Предоставление социальной помощи на местном уровне. Методическое пособие для руководителей органов социальной защиты. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. 

17. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: Научно- методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Платонова. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2002. 

18. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л.: ЛГУ, 1990. 

19. Серый А.В., Юпитов А.В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концепция)// «Сибирская психология сегодня». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

20. Шакуров Р.X. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии. - 2003. № 5.

21. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий.- Ростов н/ Д:Феникс- 2005

22. Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982.

23. Rokeach, M. The nature of human values. New York: Free Press – 1973.

 

 

 

 

Приложение А

Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)

1. Считаешь ли ты, что людям можно доверять?

2. Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни – это заботиться прежде всего о себе?

3. Легко ли ты заводишь друзей?

4. Трудно ли тебе говорить людям «нет»?

5. Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?

6. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?

7. Часто ли ты нервничаешь?

8. Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?

9. Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?

10. Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?

11. Ты не любишь, когда тебя критикуют?

12. Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?

13. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?

14. Способен ли ты на грубые шутки?

15. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?

16. Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?

17. Много ли у тебя близких друзей?

18. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?

19. Нравится ли тебе нарушать установленные правила?

20. Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?

21. Раздражают ли тебя родители?

22. Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?

23. Ты всегда уверен в себе?

24. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?

25. Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?

26. Свои неудачи ты переживаешь сам?

27. Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?

28. Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?

29. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?

30. Бывает, что ты злишься на всех?

31. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?

32. Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?

33. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?

34. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?

35. Можешь ли ты ударить человека?

36. Ты иногда угрожаешь людям?

37. Часто ли родители наказывали тебя?

38. Появилось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?

39. Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с ребенком?

40. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?

41. Легко ли ты можешь рассердиться?

42. Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?

43. Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения?

44. Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?

45. Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?

46. Твои родители живут отдельно от тебя?

47. Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида?

48. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?

49. Ты подвижный человек?

50. Любят ли тебя твои знакомые, друзья?

51. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?

52. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?

53. Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?

54. Критикуют ли родители твой внешний вид?

55. Завидуешь ли ты иногда счастью других?

56. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?

57. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему ?

58. Часто ли ты дерешься?

59. Легко ли ты просишь помощи у другого человека?

60. Легко ли тебе усидеть на месте?

61. Ты охотно отвечаешь у доски в школе?

62. Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?

63. Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?

64. Часто ли ты ругаешься?

65. Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?

66. Часто ли в вашей семье бывают ссоры?

67. Является ли один из твоих родителей очень нервным?

68. Часто ли ты чувствуешь себя ничтожным?

69. Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?

70. Ты всегда делаешь все по-своему?

71. Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?

72. Стесняешься ли ты в обществе малознакомых людей?

73. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?

74. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?

 

 

Приложение Б

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнов)

1. Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?

2. Любите ли вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

3. Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

4. Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?

5. Считаете ли вы, что любовь – определяющее чувство в жизни?

6. Любите ли вы читать книги о чем-то новом и неизведанном вам?

7. Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?

8. Хотите ли вы, чтобы вас уважали ваши друзья за ваши личные качества?

9. Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам населения?

10. Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?

11. Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложиться?

12. Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?

13. Вы избрали свою профессию в основном потому, что она может приносить большой материальный заработок?

14. Считаете ли вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментов, рисовать и т.п.?

15. Если кто – то из ваших знакомых заболел, выберете ли время, чтоб его навестить?

16. Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?

17. Любите ли вы читать научно-популярные книги?

18. Хотели ли вы в школе стать каким-либо организатором?

19. Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будите ли вы переживать по этому поводу?

20. Считаете ли вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?

21. Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?

22. Считаете ли вы, что необходимо каким – либо образом укреплять свое здоровье? (плавать, бегать, играть в теннис)?

23. Главное для вас – ваше настроение в данный момент, а что будет потом не важно?

24. Считаете ли вы, что главное – это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?

25. Любите ли вы гулять по лесу, по парку?

26. Как вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню, или нет?

27. Любовь – это чувство, которое рождается и умирает?

28. Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?

29. Власть – это почетно и значимо или от нее больше хлопот и всяких неприятностей?

30. Хотели ли вы, чтоб у вас было больше друзей?

31. Приходило ли вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной (клуба, консультационного пункта, института)?

32. Много ли вы свободного времени вы хотели бы уделять общению?

33. Часто ли вы задумываетесь о своём здоровье?

34. Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?

35. Если все начать сначала, выбрали бы вы сейчас более высокооплачиваемую работу, чем настоящая?

36. Хотели бы вы заняться фотографией?

37. Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?

38. Чувство любви для вас – это первооснова жизни или нет?

39. Часто ли вы задаете вопрос себе «А почему именно так?»

40. Хотели бы вы «делать» политику?

41. Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос «А уважают меня окружающие?»

42. Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждения на работе или дома?

43. Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от одиночества?

44. Катаетесь ли вы на лыжах, чтоб укрепить свое здоровье?

45. Часто ли вы подолгу мечтаете, лёжа с закрытыми глазами?

46. Главное в жизни – это делать деньги, создавать собственный бизнес?

47. Часто ли вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?

48. Если кто-то из ваших близких надолго заболел, будете ли вы без его обсуждений выполнять его обязанности по хозяйству?

49. Любите ли вы маленьких детей?

50. Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т.п.)?

51. Хотели бы вы быть похожим на кого- либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?

52. Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?

53. Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?

54. Вы человек решительный?

55. Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?

56. Нормальный отдых - это чрезвычайно важно, не так ли?

57. Считаете ли вы, что очень важно накопить материальные средства и передавать их детям?

58. Хотелось бы вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

59. Когда маленький ребенок плачет – это «крик о помощи»?

60. Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?

61. «Во всем хочется дойти до самой сути» — это про вас?

62. Вы хотели бы, чтоб ваши дети стали знаменитыми людьми?

63. Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане как к человеку?

64. В общественной жизни пусть остается все, так как есть?

65. Общение – это лишь пустая трата времени?

66. Здоровье – это не самое главное в жизни, не так ли?

 

 

Приложение В

Тестовый материал к методике Леонтьева.

 

 

3

2

1

0

1

2

3

 

1.

Обычно мне очень скучно.

 

 

 

 

 

 

 

Обычно я полон энергии

2.

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной

3.

В жизни я не имею определенных целей и намерений

 

 

 

 

 

 

 

В жизни я имею очень ясные целя и намерения

4.

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной

 

 

 

 

 

 

 

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.

5.

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие

 

 

 

 

 

 

 

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

6.

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться

 

 

 

 

 

 

 

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

7.

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал

 

 

 

 

 

 

 

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

8.

Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.

 

 

 

 

 

 

 

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.

9.

Моя жизнь пуста и неинтересна.

 

 

 

 

 

 

 

Моя жизнь наполнена интересными делами

10.

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

 

 

 

 

 

 

 

Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

11.

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.

 

 

 

 

 

 

 

Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.

12.

 

 

 

 

 

 

 

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

13.

Я человек очень обязательный.

 

 

 

 

 

 

 

Я человек совсем не обязательный.

14.

Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.

 

 

 

 

 

 

 

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.

15.

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.

 

 

 

 

 

 

 

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

16.

В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.

 

 

 

 

 

 

 

В жизни я нашел свое призвание и целя.

17.

Мои жизненные взгляды еще не определились.

 

 

 

 

 

 

 

Мои жизненные взгляды вполне определились.

18.

Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.

19.

Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.

 

 

 

 

 

 

 

Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.

20.

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение

 

 

 

 

 

 

 

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.




 

Приложение Г

Ключ

Показатель

№ вопроса

1. Отношения в семье

5+; 6+; 21+; 22-; 25+; 28+; 29+; 37+; 38+;39+; 45+; 46+; 53+; 54+; 66+; 67+; 71+.

2. Агрессивность

13+; 14+; 19+;20+; 35+; 36+; 42+; 57+; 58+; 64+; 65+

3. Недоверие к людям

1-; 2+; 3 -;4 +;15+; 16+; 17-;18+; 34+; 43 +;44 +;59-; 63+; 72+

4. Неуверенность в себе

7+; 8+; 23-; 24+; 30+; 31+; 32+; 33+; 40+; 41+; 47+; 55+; 56+; 68 +;69 +;73+

5. Акцентуации:

гипертимная

истероидная

шизоидная

эмоционально-лабильная

48+; 49+; 60-; 74+

9+; 10+; 50+; 61+

26+; 27+; 51+; 70+

11+; 12+; 52+; 62+

Оценка результатов

Показатель

Высокие баллы (группа риска)

1. Отношения в семье

8 и более баллов

2. Агрессивность

6 и более баллов

3. Недоверие к людям

7 и более баллов

4. Неуверенность в себе

8 и более баллов

5. Акцентуация характера

3-4 балла по каждому типу акцентуации

 

 

 

 

Приложение Д

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

?











1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

Приложение Е

№ респондента

Шкалы

Отношения в семье

Агрессивность

Недоверие к людям

Неуверен. в себе

Акцентуации

Гипертим

Истероид

Шизоид

Эмоц.-лабильн.

1.

3

3

11

13

2

2

1

3

2.

15

7

14

16

1

2

3

3

3.

16

10

13

15

1

1

2

4

4.

10

3

9

10

3

3

1

1

5.

2

7

14

13

2

2

1

3

6.

16

10

14

15

2

1

3

4

7.

9

6

12

15

1

2

3

3

8.

9

4

11

14

1

2

1

4

9.

10

8

9

10

3

2

4

1

10.

3

3

11

13

2

2

1

3

11.

16

10

11

15

1

2

1

4

12.

15

7

14

16

1

1

3

3

13.

8

7

11

14

2

1

4

3

14.

8

3

10

12

2

2

2

3

17

5

12

8

2

1

3

4

16.

9

8

9

9

1

2

2

3

17.

15

6

8

10

1

3

4

2

18.

8

3

10

12

2

3

2

3

19.

9

6

10

15

1

2

2

3

20.

15

7

14

16

1

1

3

3

 

 

Приложение Ж

Ценности

№ респондента

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Отдых

5

6

4

4

5

6

6

6

5

5

4

3

3

4

5

6

1

6

4

5

Деньги

5

6

5

6

5

4

4

5

6

4

5

6

4

5

2

6

4

1

6

6

Насл. Прекрасным

4

4

2

3

4

2

4

5

6

4

2

5

4

5

6

4

6

4

5

6

Помощь людям

3

3

2

1

3

1

3

4

2

3

4

3

5

3

2

4

2

3

5

3

Любовь

1

1

2

3

4

2

1

3

1

2

4

3

1

2

4

3

2

2

3

1

Познание нового

5

4

3

4

5

2

3

2

4

5

3

1

2

2

3

1

4

2

3

1

Соц. статус

2

3

4

5

6

4

5

4

6

4

5

5

3

4

5

6

5

4

6

3

Признание

5

3

5

4

5

3

5

4

6

3

2

1

4

6

4

6

3

5

4

6

Соц. Активность

1

2

3

3

4

5

3

4

4

2

3

4

2

3

1

3

5

3

5

6

Общение

2

3

1

3

1

3

4

2

5

3

6

4

2

3

1

2

1

3

1

1

Здоровье

4

3

3

4

2

3

1

3

5

3

1

3

2

2

1

3

1

2

3

4

 

Похожие работы на - Особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!