Поэтика символов в поэме «Дед Доржи» Мэлса Самбуева через призму современных иллюстраций

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45 Кб
  • Опубликовано:
    2018-02-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Поэтика символов в поэме «Дед Доржи» Мэлса Самбуева через призму современных иллюстраций

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Закаменское районное управление образования»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Закаменск»

Научно – практическая конференция «Шаг в будущее»

 

Секция «Литература»

 

 

 

Поэтика символов в поэме «Дед Доржи» Мэлса Самбуева

 через призму современных иллюстраций

 

 

 

 

Выполнила: Банзаракцаева Екатерина

  ученица 11 «а» класса

Научные руководители:

 Семенова Г.В. учитель русского

  языка и литературы,

  Будаева Т.Б. учитель изобразительного   искусства

 

 

 

2017 год

 

Оглавление

  1. Введение.

1.1. Книжное иллюстрирование как зримое отражение идеи литературного произведения.

1.2. Обоснование выбора стиля иллюстрации – графики.

1.3. Цель исследования, гипотеза,  методы работы, предмет и объект исследования, актуальность.

  1. Основная часть.

2.1.Значимость поэмы «Дед Доржи» в творчестве Мэлса Самбуева и в бурятской поэзии. Санага – «священный край далекого детства»  поэта и главного героя.

2.2.Визуальная трактовка особенностей художественного пространства поэмы.

2.3.«Круг сансары» в основе композиции поэмы и в основе иллюстраций.

2.4.Сюжетообразующая функция сна Доржи.

2.5.След, оставленный полозьями саней, - символ жизненного пути человека.

2.6.Символика имени главного героя.

2.7.Сакральный смысл цвета у бурят в художественной ткани произведения.

2.8.Значение времени года в раскрытии авторской идеи. 

  1. Заключение.
  2. Список литературы.
  3. Приложение.

 

 

 

1.   Введение

1.1.  Книжное иллюстрирование как зримое отражение идеи литературного произведения.

  Иллюстрация (от латинского illustrare — пояснять) — это рисунки, образно поясняющие литературный текст, обогащающие его декоративный строй. «Особенность иллюстрации, как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на литературную канву и подчинён определенной задаче — освещению и объяснению текста. Но подлинно художественная иллюстрация не всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство».[1]

Работая над иллюстрацией, художник решает самые разнообразные профессиональные проблемы: композиционной организации, декоративности, эмоциональной выразительности, стилистического соответствия духу литературного произведения, изображаемой эпохе.

«Сравнивая, скажем, прозу Пушкина и Достоевского, мы различаем ее не только по сюжетам, но и по словесному и изобразительному строю, отчетливо различая разницу в их стиле. Ясная и светлая мысль Пушкина порождает такую же ясную, прозрачную речь и короткую, простую фразу. Сложные, часто мрачные, написанные как бы темными красками картины жизни в романах и повестях Достоевского воплощаются в затрудненных фразах его речи». [2]

1.2. Обоснование выбора стиля иллюстрации – графики.

«Иллюстрирование – проблема творческая. Иллюстрация, созданная для передачи зримой атмосферы книги, способна представить новое изобразительное состояние. Текст шире и полифоничнее его истолкования. Углубляясь в идею, в её суть, не допуская механического пути иллюстрирования книги, художник расширяет собственную реальность». [3]

Для иллюстрирования произведения «Дед Доржи»Мэлса Самбуева  мы выбрали графику, так как она наиболее подходит образному строю поэмы. Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не на снежном поле. Иллюстрации в современном понимании – это законченное произведение искусства в заданном ключе.

Иллюстрации не ограничились только графикой. Первая иллюстрация выполнена в смешанной технике графики и фотомонтажа. Графические работы сделаны  реалистичной  манере  с тщательно отработанными образами. Материалы для создания которых собирались на старых фотографиях людей того времени. Использованы  авторские фотографии,  выполненные на пленэре.

Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств, что вполне совпадает с восточным образом мышления. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

1.3. Цель исследования, методы работы, предмет и объект исследования, актуальность.

Цель исследовательской работы – выявить особенностисимволического образного строя поэмы «Дед Доржи» Мэлса Самбуева через создание собственной визуальной атмосферы произведения.

Гипотеза –проектное содержание иллюстраций может не только соответствовать сюжетной канве произведения, но и выходить за пределы ограниченного текстом формата.

Объектом исследования будет являться художественный текст «Дед Доржи» Мэлса Самбуева, а предметом исследования – символы в тексте поэмы, раскрывающие авторскую идею и являющиеся проектным содержанием иллюстраций. 

Методы исследования:

  теоретические – анализ литературы; моделирование гипотез; проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах деятельности; синтез;

  специальные – интерпретационный (истолкование художественного текста); компаративный (путем сравнения выявлять общее и особенное в тексте).

Актуальность избранной темы определяется, прежде всего, недостаточной изученности проблемы поэтики в творчестве закаменского поэта Мэлса Самбуева. Исследование поэтики символов  раскрывает творческие возможности бурятского художника слова, даёт богатый материал для определенных размышлений и выводов по становлению художественного языка поэта на национальной почве.

А также работа интересна тем, что художественный текст рассматривается через призму собственной иллюстрации, как способа интерпретации поэмы Мэлса Самбуева.  Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения. Как сказал исследователь русской культуры Ю.М. Лотман: «Современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства». [4]  Целостная картина мира сегодня невозможна без интеграции предметов, то есть объединения их в единое целое.

2. Основная часть.

2.1.   Значимость поэмы «Дед Доржи» в творчестве Мэлса Самбуева и в бурятской поэзии. Санага – «священный край далекого детства»  поэта и главного героя.

  Поэма «Дед Доржи» вышла в свет в 1973 году в московских издательствах «Современник» и «Советский писатель» и принесла широкое признание творчества Мэлса Самбуева. Это произведение грандиозно по широте замысла, правдивости и глубине философского поиска смысла жизни.В поэме повествуются события начала двадцатого века: революция 1917 года, Гражданская война, становление советской власти в бурятском селении.

Дед Доржи живет в селе Санага: «Вы в Санагу привезли революцию, словно невесту…», «Над Санагою звезды опустились…»  Эвенкийское слово чанага «круглая чаша» дало имя местности Санага. Три открытых слога, трехразовое повторение гласного звука [а], звонкие твердые согласные [г] и [н] в слове Санага придают мелодичность, нежность и гармоничность звучания названию литературного места, где родился поэт Мэлс Самбуев. Для него Санага – «священный край далекого детства» (строки из стихотворения М.Самбуева «Санага»).

 Санага – отдаленная деревня Закаменского района, которая славится в республике не только тем, что является одним из самых крупных населенных пунктов в Бурятии, но и славится своими людьми, талантливыми во всем: поэт – песенник Аюша Доноев,  молодой поэт – песенник Ринчин Бальжуров, династия серебряных мастеров из семьи Нохоровых.

На обложке проекта книги изображен  архаичный солярный знак солнца  на фоне расходящихся бесконечных кругов воды. Эта композиция  отражает авторскую идею: «Жизнь и смерть…Смерть и жизнь – круга вечного не разомкнуть». (см. приложение1)

2.2.   Визуальная трактовка особенностей художественного пространства поэмы «Дед Доржи» Мэлса Самбуева.

Художественное пространство произведения – это «шар земной на орбите земной, от снегов ослепительно белый» и судьба одного человека, живущего во вселенной. На второй иллюстрации (см. приложение 2) я вижу следующую картину мира: Человек – частица мира, а потому все чувства и настроения человека являются проявлениями космического бытия. Поэт  переносит в личную жизнь категории космического порядка.  Так идея поэмы приобретает вселенский масштаб, поскольку помимо национального в людях всего мира есть много общего. За фигурой, выраженной на фоне стены кузницы, возникает открытое пространство. Пустота, заполняющаяся мыслями, образами, эмоциями читателя. «Мысли тяжелые – кричат на душе его черные вороны, «жизнь, словно огненный хвост проносящегося коня». Колесо, прислоненное к стене, символизирует вечное движение.

Художественный текст представляет собой внутренний монолог главного героя. Доверительный рассказ о своих переживаниях вносит теплоту, задушевность, усиливает подлинность и достоверность повествования. Произведение отражает особенности национального мира и  универсальные, вечные законы бытия. Интерес к внутреннему миру человека, противоречивому, сложному, к самым сокровенным тайникам души ведет к проблемам вечным – жизни и смерти, смысла жизни.

2.3.   «Круг сансары» в основе композиции поэмы и в основе иллюстраций.

Композиционно поэма делится на шесть частей. Число шесть имеет сакральное значение. Человек строит свою жизнь по образцу и подобию природы. Вся его жизнь от рождения до самой кончины – это движение по кругу, «колесу жизни», (сансарын хурдэ). Буряты верят, что душа усопшего может переродиться в одном из шести миров Сансары. Шесть миров, «шесть реальностей» — в буддизме шесть возможных перерождений в сансаре. Шесть направлений пространства (по два на каждое измерение) и прекращение движения (так как для Творения понадобилось шесть дней). Шесть миров называют «шестью путями перерождений», «шестью путями страданий», «шестью уровнями», «шестью низшими реальностями». Выделяются следующие шесть миров (от высшего к низшему):1. Мир богов (дэвов) — дэвалока; 2. Мир асуров (демонов и/или полубогов); 3. Мир людей;4. Мир животных; 5. Мир претов — голодных духов;6. Мир адских существ (нараков) — ады. [5] 

Первые три воплощения считаются благоприятными, последние три – неблагоприятными. Место перерождения зависит от совершенных при жизни поступков (кармы). Хотя жизнь богов выглядит более счастливой, достичь нирваны могут только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным. «Знаю я, что уйду не к богам в неземную обитель, а к родимой, могучей отцовской земле возвращусь», - размышляет дед Доржи. Шестая иллюстрация (см. приложение 6) завершает цикл рисунков к поэме, состоящей из шести глав.  Архитектоника произведения отражена в шести иллюстрациях.

На первой и завершающей композициях выражен древний опыт «коллективного бессознательного». На них - символика начала и конца, круг от  рождения к рождению, круговорот рождения и смерти в мироздании.По мнению психолога К.Г. Юнга, «сознание человека, являющееся непременным условием его полноценного, деятельностного существования, это только небольшой верхний пласт. Под ним располагается безбрежный и безмерный более древней пласт, состоящий из моделей поведения и образов, которые формировались и многократно повторялись в процессе культурно-исторического развития».[6] 

2.4.   Сюжетообразующая функция сна Доржи.

  Сон в поэме выполняет сюжетообразующую и психологическую функции. Сны одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа, как для писателей, так и для читателей. Чтобы в этом убедиться, достаточно привести произведения, в названиях которых присутствует само слово «сон»: «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Жизнь есть сон» Кальдерона, «Сон смешного человека» Достоевского.

Этот сон не просто символичен, но также и психологичен и открывает одиниз замыслов автора. Символично то, что поэма начинается с описания сна деда Доржи и заканчивается. То есть круг становится основой композиции и основой вечной жизненной философии. След, оставленный полозьями саней, возвращается к исходной точке движения. Рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в пространстве памяти, и звучать будет вечно, так как в нём воплощена душа человека.

2.5.   След, оставленный полозьями саней, - символ жизненного пути человека.

  Через всю сюжетную канву поэмы проходят сани  (см. приложение 3). Жизненный путь Доржи проложен полозьями саней в пространстве времени: сначала Доржи делает полозья из березы, затем -  «сани Доржи - дровяные, бедняцкие, долго искали поклажи достатка и счастья, а находили поклажу обид и страданий», «горько блуждая в кромешных туманах ненастья, сани бурятские увозили на кладбище тех, кто обрел свой последний и горестный сон», «в прочных санях, что Доржи смастерил, в Санагу привезли революцию, словно невесту»; события гражданской войны, голод в 20-ые годы, тревожное время репрессий и арестов отражены метафорично в строках: «на сани истории - грузные сани - еще одна тяжкая ноша легла - поклажа надежды, добра и страданий, сомнений и счастья, злодейства и зла»; конечная точка - «и положат меня на просторные ровные сани, что из крепкой березы я сам для себя смастерил».

Сюжет об использовании саней в качестве погребальной повозки неоднократно поднимался в литературе. Первыми об этом заговорили филологи, опубликовавшие в конце XVIII в. один из древнейших памятников древнерусской словесности  «Поучение» Владимира Мономаха 1096 г., в котором было употреблено выражение «сидя в санех». Первым историком, коснувшимся в начале XIX века данного сюжета, был профессор Г. Успенский. Описывая похоронный обряд наших предков, исследователь в примечании дал исчерпывающую картину полифункционального использования саней к культуре многих народов. По его мнению, помимо обычного использования саней как транспортного средства сани употреблялись «в древности» в качестве одра, или повозки, на которой «относили или отвозили к погребению покойников».  [7]

Популярность саней у многих народов можно объяснить не только удобством передвижения, но и особым сакральным смыслом этого вида транспорта. Они символизировали средство связи между земным и потусторонним миром.

2.6.   Символика имени главного героя.

  Символичен образ главного героя. Дед Доржи олицетворяет ценность прошлого, преемственность поколений. Его облик исполнен достоинства. «Мотив старости является своего рода знаком, настраивающим на определенное отношение к герою, – свидетельством правильности, непреложности размышлений».[8]

  «Архетип «Старик и старуха» достаточно известен в мировой литературе: старики – супруги в «Фаусте» И.В. Гете, в «Старосветских помещиках» Н.В. Гоголя, «Нови» И.С. Тургенева», в «повести «Пастух и пастушка» В. Астафьева.[9]

На иллюстрации (см. приложение 4) создана трехплановая композиция: на первом плане – образ пожилой женщины, хранительницы очага и семьи; на втором плане изображен  на возвышении сидящий дед Доржи, курит трубку, задумчиво смотрит на внука, который с головой ушел в шахматную партию. Каждый персонаж занят своими мыслями и делами, но композиционно  они соединены друг с другом. Проектная композиция этой иллюстрации отражает духовную связь трех людей, символизирует преемственность поколений. Образы стариков - супругов,  деда Доржи и бабушки Дулмы  - воплощение священного брака,  трогательной привязанности людей друг к другу, редкой в своей искренности и прочности. А внук – продолжение рода. Врожденное, естественное чувство любви, придает особую тональность поэме: «О, родная Дулма, не печалься,не плачь, дорогая!Жизнь и смерть…Смерть и жизнь – круга вечного не разомкнуть».

  Символично имя главного героя. Буддийские имена санскритского и тибетского происхождения широко были распространены среди бурятЗабайкалья в XX веке и тесно связаны с религиозно- мистическими представлениями бурят. Доржи – тибетское имя, близкое по значению к санскритским именам: Базар, Будда. Означает «просветленный, тот, кто обрел высшую истину». В образе деда Доржи воплощена мудрая, просветленная старость. Бурятский характер выступает в нем как сплав общечеловеческих и собственно национальных черт.

 Дед Доржи – плотник. Человек, владеющий плотническим ремеслом, почитался среди бурят наравне с дарханами (кузнецами). Изготовление предметов быта из металла или дерева всегда относилось к сфере сакрального.

 

 

2.7.   Сакральный смысл цвета у бурят в художественной ткани произведения.

Цвет у Мэлса Самбуева символичен. В самые яркие солярные цвета окрашены поэтические образы: желтый («щепочки желтые», «рыжая пряжа») и красный («языки красноватого пламени», «месяц – оранжевый мячик», «алый цветок поутру»), белый («белеют поленца в сугробе», черный («черные вороны»). Белое и черное означает начало и конец. Белый цвет несет в себе возвышенную чистоту природы.[10]Цвета белый, желтый и красный наполняют мир то чистотой и покоем, то щемящей тревогой. 

Цветовые сравнения придает описанию событий экспрессивность. Например: «с бородою седой, как осина заиндевелой», «щепочки желтые, как будто птицы кем-то испуганные, порхнув, разлетаются в разные стороны». В поэме ярко выражена связь человека и природы. Природа одухотворена, очеловечена; она является участницей действий. При этом описание природы не самоцель, а эмоциональный ключ, создающий определенный настрой, позволяющий лучше понять переживания человека. Читая описания окружающей природы, мы ищем расшифровку внутреннего мира главного героя.

2.8.   Значение времени года в раскрытии авторской идеи.

  Определенное значение вносит в сюжет время года. Главные атрибуты зимнего времени: «шар земной, от снегов ослепительно белый, заковали глухие морозы», «коротка и длинна эта звездная зимняя ночь» – наводят на мысли успокоения в  природе, тихой созерцательности. Зима олицетворяет покой или сон, очищение от старого опыта и обновление, в данном контексте перерождение.С приходом революции, события которой описываются в третей части и совпадают композиционно с началом весны,  люди верили, что жизнь станет лучше и мечтали, что придет время, когда все люди будут счастливы. «К новой весне, к молодому весеннему свету» - мечта о новой жизни, о духовном перерождении, о продолжении жизни после смерти  - вечные темы в восточной мифологии. На пятой иллюстрации изображен всадник в буденовке, несущийся вперед. На заднем плане силуэты Красной армии «Красное солнце вставало рассветно и мудро…Рвались буряты в грядущее яркое утро…» (см. приложение5)

 

 

3. Заключение.

В начале исследовательской работы мы выдвинули следующую гипотезупроектное содержание иллюстраций может не только соответствовать сюжетной канве произведения, но и выходить за пределы ограниченного текстом формата.

  В ходе изобразительно- художественной работы была сделана попытка выйти за пределы прямого иллюстрирования в первой и шестой работах.  В них выражен древний обобщенный опыт «коллективного бессознательного».[11] Остальные иллюстрации выполнены в соответствии с сюжетной линией произведения и в реалистичной манере. То есть гипотеза частично подтвердилась.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводам:

  1. художник обращается к  глубинному древнему опыту и тем самым увеличивает силу воздействия созданных им и поэтом образов, которые обладают многогранной символикой не всегда  передаваемой вербально;
  2. творчество Мэлса Самбуева на примере поэмы «Дед Доржи»  являет собой сплав  национальных и общечеловеческих ценностей;
  3.  в процессе иллюстрирования в достаточно статичном, на первый взгляд,  сюжете поэмы выявляется широкий спектр событий, смыслов и знаков;
  4. Символический образный ряд поэмы: сон Доржи, сани, число 6, цвет, имя главного героя, время года, образы  стариков – супругов - носит глубинный философский смысл;
  5. Изобразительный ряд, обладающий собственным эмоционально личностным импульсом, создает невербальный «текст о тексте».

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Герчук Ю. Художественная структура книги. — М.: Книга, 1984;
  2. Иллюстрирование литературно - художественных изданий. #"mailto:koschkina@bk.ru">koschkina@bk.ru;
  3. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. refu.ru;
  4. Буддийская энциклопедия. http://vbuddisme.ru/wiki/КолесоСансары;
  5. Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного//Пер. А.М. Руткевича.(В сокращении, по книге К.-Г. Юнга. Архетип и символ. М. :Ренессанс: 1991) с. 28-32
  6. Васильев М.И. Сани в русском погребальном обряде: история изучения и проблема интерпретации. Этнографическое обозрение, 2008 №4;
  7. Чернявская Н.В. Эмоционально - смысловые аспекты литературного архетипа «Старик и старуха» в русской прозе 19-20 вв. с. 177, Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007 №3;
  8. Чернявская Н.В. Эмоционально - смысловые аспекты литературного архетипа «Старик и старуха» в русской прозе 19-20 вв.с. 178, Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007 №3;
  9. Бабуева В.Д. материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.
  10. Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного//Пер. А.М. Руткевича.(В сокращении, по книге К.-Г. Юнга. Архетип и символ. М. :Ренессанс:  1991) с. 28

 

 

 

Похожие работы на - Поэтика символов в поэме «Дед Доржи» Мэлса Самбуева через призму современных иллюстраций

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!