Развитие мирового образовательного процесса

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2017-02-07
  • Размер файла:
    0
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие мирового образовательного процесса

Оглавление

Введение

. Тенденции развития современного мирового образовательного пространства

. Влияние тенденций современного образования на создание личности учащихся

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время ведется интенсивный поиск новой модели образования, которая была бы сориентирована на удовлетворение потребностей будущих поколений всего человечества. Модель образования третьего тысячелетия уже сегодня тесно связана с глобальной стратегией устойчивого развития, к которой человечество должно перейти в XXI век.

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия. Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности, перманентные изменения; географическая удаленность не является более препятствием для общения; локальные практики впитывают глобальные и новые поликультурные традиции; происходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информационных пространств; экономика ориентируется на знания и информационные технологии.

Цель: раскрыть ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Задачи:

1)Рассмотреть тенденции развития современного мирового образовательного пространства;

)Раскрыть влияние основных тенденций развития современного образования на формирование личности учащихся.

1. Тенденции развития современного мирового образовательного пространства

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей, преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы [3, c.26].

Сфера образования является важнейшим компонентом новой экономики, являясь, с одной стороны, источником, обеспечивающим кадровый потенциал инфраструктуры экономики, с другой стороны, образование становится постоянно нарастающим по масштабам самостоятельным рынком услуг.

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разных типов и уровней, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

Реформирование системы образования характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной педагогике и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. Для мирового образовательного пространства характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявившиеся в конце XX века, представим их в виде схемы.


Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

В число первоочередных, зафиксированных в Болонской Декларации задач входят:

-введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр - магистр (или докторская степень),

-внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов о высшем образовании в европейских странах,

-создание единой формы учета, обеспечивающей мобильность студентов и преподавателей в европейском образовательном пространстве [7, c. 61].

В последнее время проблема изменений в образовании постоянно находится в поле зрения общественного мнения. Освещаются отдельные важные аспекты образовательной деятельности, предлагаются те или иные новшества, но часто чувствуется методологическая слабость, не системность предложений.

Так, например, в современном обществе нет четкого понимания, почему, что и как надо изменить в образовании. В основе этого часто лежит непонимание сущности современных цивилизационных изменений и новых требований, которые они ставят перед человеком, его жизнедеятельностью, неспособность поместить развитие образования в контекст подготовки человека к жизни в ХХІ веке. А необходимость перемен обусловлена такими причинами [9, c. 30-35].

Во-первых, современная реальность такова, что мир меняется намного быстрее, чем даже самые светлые умы осмысливают это. Осмысливать изменения трудно, еще сложнее - управлять ими. Происходит эволюция знания в информационном обществе, что предусматривает осознание того, что человечество вошло в новый тип цивилизации - информационный. Его характерная особенность - постоянная изменяемость, динамизм. Меняются знания, технологии, информация, обстоятельства жизни и т.п., и происходит это значительно быстрее, чем меняются поколения людей. Полученные знания очень быстро устаревают, возникает потребность в новом запасе познаний. Следовательно, необходимо по-новому определить цель обучения и функции учебного процесса. Сегодня, как никогда раньше, актуальны две задачи: выработать у ребенка умения, навыки и желание учиться в течение жизни, чтобы всегда быть конкурентоспособным, а также научить его тому, что станет основой, методологией жизни и деятельности человека в целом. Обеспечить индивидуальную и самостоятельную работу ученика (требования Болонского процесса), перестроить содержание и методики обучения (с ориентацией на компетентность) - это должно обеспечить формирование человека, для которого знания - фундамент жизни.

Во-вторых, современная цивилизация существенным образом расширила коммуникативную среду, в которой живет и действует человек. Чтобы в таких условиях оставаться собой и эффективно работать, человек должен быть самодостаточным, способным сознательно ориентироваться в дебрях коммуникаций. В образовании надо изменить сам способ включения личности в учебный процесс. На смену субъектно-объектным отношениям между обучающим и обучаемым должны прийти субъектно-субъектные, при которых оба участника учебного процесса активны, равноправны во взаимодействии и уважают друг друга. Авторитарную репрессивную педагогику надо заменить демократической педагогикой толерантности и в школе, и в университете. С. Максименко, анализируя диалектические начала социального генезиса сознания индивида в соответствии с экспериментально-генетическим методом изучения психических функций, указывает на то, что психическое развитие есть присвоением субъектом культурных приобретений общества. Ученный считает, что человек остается частью природы и совершает целеположение в сознательной деятельности и в числе бесконечного количества представителей рода человеческого, на протяжении бесконечного времени существовании поколений являет собой момент действительности, в котором меняются природные явления и естественная сущность человека [6, с. 64].

В-третьих, наблюдается переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Развитие человечества приобрело глобальный характер, что делает конкурентоспособным только человека, способного жить и действовать в таком пространстве, то есть глобального человека. В его воспитании - множество составляющих: от соответствующей мировоззренческой подготовки, адекватно отражающей мир, до предоставления возможности работать, общаться и взаимодействовать в глобальном пространстве.

И наконец, в-четвертых, новые времена требуют корреляции системы ценностей, которые мы хотим видеть у детей. В частности, детей надо ориентировать на желание быть успешными в жизни. Это должно стать важным стимулом к качественному обучению вместо мотивации методами авторитарной педагогики, и к тому же ориентирует человека на максимальную самореализацию.

В философии существует принцип адекватности методов познании (управления) объекту познания (управления). Сегодня изменилось состояние самого объекта управления - социума, рынка, человека - «распалась связь времён», а методы познания и управления остались прежними, т.е. неадекватными, мы пытаемся открыть «новую дверь» старыми «ключами». При этом теория и практика менеджмента, и образования в том числе, остаются неизменными, основанными на классических принципах тейлоризма (в лучшем случае модернизированного), мы по-прежнему учим студентов накапливать, организовывать и преобразовывать знания, что в существующей ситуации уже явно недостаточно, но никак не генерировать их. Ключ к устойчивому развитию общества - это непрерывное творческое развитие [11, c. 8].

Всё это относится не только к общецивилизационным (глобальным) проблемам социально-экономического, политического и технологического развития, но также и к проблемам национального, регионального и организационного развития. Человечеству нужен новый тип мышления - креативный. Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью не традиционных технологий обучения. В подобных технологиях акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение. Отсюда ключевой задачей профессионального образования становится обучение слушателей креативному мышлению, в том числе и коллективному, а ключевым элементом любой современной технологии профессионального образования становится технология формирования и развития системно-креативного мышления. Сегодня становится важнее правильно думать, чем много знать.

Есть ценности и традиции в обществе, которые тормозят общественное и индивидуальное развитие и должны остаться в прошлом. И есть такие, которые неподвластны времени, несмотря на серьезные изменения в современной цивилизации. Среди них - патриотизм, чувство национального единства.

Современный мир не только поставил перед образованием новые задачи, но и создал для него новые возможности. Прежде всего это современные информационные технологии, обеспечивающие как минимум три функции: компьютерную грамотность, индивидуализацию и интенсификацию образовательного процесса, новый тип учебной деятельности - дистанционное образование. В целом это - революционная возможность изменения традиционной классно-урочной системы обучения.

2. Влияние тенденций современного образования на создание личности учащихся

мировой образовательный учащийся реформирование

В наше время всю передовую общественность волнуют вопросы организации школьного образования, его модернизации, так как школа - в широком смысле этого слова - должна стать основным фактором гуманизация общественно экономических отношений, создания новых жизненных установок человека. Процесс учебы в школе должен обеспечивать подрастающему поколению вероятность приобретения надежных, необходимых и устойчивых знаний, являющихся фундаментом компетентной личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые и компетентные личности, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющие выбирать способы сотрудничества. Они отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым ощущением ответственности за судьбу страны.

В настоящее время существует множество подходов к обоснованию тенденций развития образования в XXI веке. Можно выделить следующие основные тенденции развития образования в современном мире, которые представим схематично [3, c. 56]:


Но данные подходы не учитывают одну из главных особенностей современной культуры, которая определена процессами глобализации.




Кратко рассмотрим каждую из этих тенденций.

Гуманизация образования, заключается в том, что XXI век, век борьбы культур и человеческих ресурсов, связанных с образовательными системами. Поэтому образование должно быть переориентировано с интересов общества и производства на интересы и возможности личности обучающихся [11, c. 12] и должно способствовать воспитанию следующих компонентов базовой структуры личности.

Гуманизация современной школы способствует усилению и усложнению уровневой и профильной дифференциации образования сообразно склонностям, интересам, возможностям и способностям учащихся.

Демократизация образования - это одно из ведущих направлений развития современного образования [4, c. 178].

Демократизация должна способствовать реализации права каждого человека на образование, независимо от его социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности.

Фундаментализация образования, заключается в том, что в условиях рыночной экономики образование становится основным личным капиталом. Чтобы выгодно распоряжаться им, необходимо, чтобы он был «конвертируемым», то есть находил применение на рынке труда. Отсюда возникает необходимость фундаментализации [10, c. 79].

Представим схематично, основные принципы гуманизации, демократизации и фундаментализации образования.


Технологизация образования - это становление и развитие информационно-технологической цивилизации, которая и обусловила осуществление технологизации образования.

В данном случае, технологическая подготовка рассматривается в качестве составного элемента общего образования и выступает основным составным элементом профессионального образования [4, c. 166].

Интеграция образования, состоит в том, что в мировой школе всё большее распространение получает интегрированное обучение [10, c. 122].

Основной задачей интегрированного обучения является ознакомление учащихся с основными явлениями, фактами соответствующих наук, формированием навыков, классификации и измерения изучаемых явлений, развитие научной интуиции.

Также кроме внутренней интеграции, осуществляется и внешняя интеграция, направленная на сближение систем образования различных стран и формирование единого мирового образовательного пространства.

Интеграция в образовании как процесс совсем не новое методическое явление, поскольку исторический анализ педагогических исследований показал, что проблеме интеграции в обучении уделялось внимание во все периоды развития педагогической науки и практики, как отечественной, так и зарубежной. При этом интеграция предусматривает создание принципиально нового содержания образования, учебно-методического обеспечения, новых технологий обучения.

Интеграцию обучения сегодня внедряют, прежде всего, на его первой ступени - в начальной школе. И начинают этот процесс с содержания начального образования, сущность которого заключается в том, что интеграция даёт возможность ребёнку воспринимать предметы и явления разносторонне и системно в целостном виде.

По существу, интеграция обучения позволяет уже в начальной школе заложить основы целостного восприятия природы и общества и сформировать собственное отношение к законам их развития. Поэтому для младшего школьника важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане, в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения биолога и художника слова, живописца, музыканта и т.д. [8, c. 2].

Стандартизация образования, является важным условием для достижения определённого качества образования являются образовательные стандарты. Стандартизация образования всегда осуществлялась в различных странах посредством разработки учебных планов и программ, установления определённого уровня образования.

Информатизация и компьютеризация образования - это становление информационно-технологической цивилизации обусловило процесс информатизации и компьютеризации образования. В образовательных учреждениях внедряются новые информационные технологии, Изменяется и само понятие обучения, так как продуктивное усвоение знаний сейчас невозможно без умения пользоваться информацией. Умение получать информацию является одним из компонентов функциональной грамотности современного человека.

Компьютерные технологии развивают интеллектуальные способности обучающихся, способствуют более глубокому пониманию материала, повышают мотивацию обучения [5, c. 76].

В Большой Российской энциклопедии представлено следующее определение глобализации: «Глобализация - современный этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социокультурных процессов, отличающийся особой интенсивностью. Наиболее очевидные проявления глобализации -консолидация единого мирового рынка, активное развитие межгосударственных, финансовых, торговых производственных связей, расширение денежных, товарных и людских потоков, ускоренная адаптация социальных структур к динамичным экономическим процессам, культурная универсализация, становление всеобщего информационного пространства на базе новейших компьютерных технологий» [1, c. 245].

Но данное определение, на наш взгляд, полностью не отражает всех сторон этого процесса. Это связано с тем, что на современном этапе общественного развития глобализация является очень многогранным, противоречивым и, как следствие, не до конца изученным процессом. На сегодня существует большое количество разнообразных мнений по основным проблемам глобализации, но в основном преобладают два подхода к этому процессу. Некоторые ученые рассматривают глобализацию как процесс, который является гарантом целостности мира и его развития, другие видят в глобализации процесс «вестернизации», то есть распространение ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры.

Процессы глобализации затрагивают практически все стороны жизни нашего общества, включая образование.

Заключение

Вступая в новые исторические условия, образование всегда пересматривает свое место и роль в обществе.

Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном пространстве образования, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов. Качественная система образования вместе с современной конкурентоспособной экономикой является основой безопасности и катализатором развития общества и государства. Образовательное сообщество и органы власти понимают: устойчивая система образования - это не только мощный механизм смягчения последствий безработицы во время кризиса, но и эффективный механизм сохранения и накопления интеллектуального потенциала для выхода из кризиса и послекризисного рывка страны.

Именно так всегда рассматривали потенциал образования в кризис ведущие страны мира - через очищение, модернизацию к инновационному обновлению.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. В последнее время образование все больше привлекает к себе международное внимание, и обмен идеями в области его развития все более практикуется в разных частях света. Мировое образование представляет собой макросистему, объединяющую большое число региональных национальных систем крупных регионов мира, различающихся по своим философским и культурным традициям, а также по качественному состоянию. Под влиянием процессов интернационализации и интеграции мировое образование все более приобретает общемировой характер.

Список литературы

1.Большая Российская энциклопедия. Т. 7. - М.: Научное издание «Большая Российская энциклопедия», 2007. - С. 767.

.Информационные и коммуникационные технологии в инновационной подготовке специалистов [Текст]: учеб.-метод. пособие / под ред. Т.Н. Носковой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 217 с.

.Колин, К.К. Вызовы XXI века и проблемы образования [Текст] / К.К. Колин /Всерос. шк. семинар. - М.: Педагогика, 2000. - 58 с.

.Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст]: коллектив. моногр. / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 392 с.

.Мальковская, И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) [Текст]/И. А. Мальковская // Социальное исследования. - 2007. - № 2. - С. 76-85.

.Марцинкевич, В.И. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты [Текст] / В.И. Марцинкевич [и др.]; отв. ред. В.И. Марцинкевич ; РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М.: РАН, 2004. - 228 с.

.Новиков, А.М. Постиндустриальное образование [Текст] А.М.Новиков. - М.: Эгвес, 2008. - 136 с.

.Скотт, П. Глобализация и университет [Текст] П.Скотт// Alma mater. - 2000. - № 4. - С. 2-12.

.Тайчинов, М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе [Текст] / М.Г.Тайчинов // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 30-35.

.Школа - 2020. Какой мы ее видим? [Текст]: докл. рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. - М., 2008.

.Щербаков, Р.Н. Гуманистические ценности науки и образования [Текст] / Р.Н.Щербаков // Вестн. РАН. - 2007. - № 3. - С. 8-14. - № 12.

Похожие работы на - Развитие мирового образовательного процесса

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!