Пути духовно-нравственного становления студентов

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,09 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути духовно-нравственного становления студентов

Воронежский государственный педагогический университет










Пути духовно-нравственного становления студентов



Е.В. Востроилова, доцент,

кандидат педагогических наук

Аннотация. В данной статье показаны основные пути духовно-нравственного становления студентов в контексте соработничества церкви и государства. На примере учебной, научной, воспитательной работы в конкретном вузе доказывается значение создания условий для духовно-нравственного становления студентов, обозначены основные результаты.

Ключевые слова: духовно-нравственное становление личности, духовно-нравственная личность, учебная, научная, воспитательная работа, творческая самореализация.

В отечественной педагогической науке на современном этапе продолжается теоретико-методологическое, практическое осмысление путей выхода по преодолению кризисных явлений в образовании, негативных вызовов современного общества. Огромную роль при этом играет духовно-нравственное становление личности, в нашем случае студента.

Ряд правительственных документов в Российской Федерации предлагает стратегические направления развития образования, которое включает духовно-нравственное становление личности: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утв. Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. №537); Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ и т.д.

Поиск путей совершенствования человека, его воспитания в контексте образования в целом, выступает целью исследования, осуществляется, ориентируясь на направление, отражающее научную новизну, а именно: соработничество всех институтов образования, таких как: семья, школа, церковь, государство.

студент духовный нравственный воспитательный

Проблема поиска путей духовно-нравственного становления личности, в нашем случае студентов, в обозначенном выше ключе является недостаточно изученной. Данная мысль нашла подтверждение в ходе таких научно - практических конференций, как "ХХIV Международные Рождественские образовательные чтения. Традиция и новации: культура, общество, личность." (Москва, январь 2016 г.), Ежегодные Митрофановские церковно - исторические чтения "1917-2017: Уроки столетия" (Воронеж, декабрь 2016 г.), "Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения в контексте светской и православной педагогической культурной традиции" (Тверь, ноябрь 2016 г.), международная научная конференция "Гуманизация образовательного пространства" (Саратов, октябрь 2016 г.) и т.д. Личностно - ориентированный, аксиологический, культурологический, системный и другие методологические подходы дают фундаментальную основу, концептуально прочное подтверждение идей, ставших центром внимания научных поисков, в ходе обозначенных выше и многих других научно - практических конференций.

Огромный вклад в педагогическую науку относительно исследуемой проблемы уже внесён многими отечественными и зарубежными учёными.

В теории и методологии науки понятие системы осмысливают ученые: Р.Л. Акоф, В.П. Беспалько, Л. Берталанфи, В.И. Журавлев, В.П. Симонов, Г. Хакен, А.Д. Холл и др.

Вычленить вопросы из различных, помимо педагогических, наук применительно к исследуемой проблеме помогли труды ученых: М.Я. Басова, П.П. Блонского, Н. Винера, А.В. Петровского, Р.Е. Фейджина, Г. Хакена и др.

Теоретико-методологические идеи с опорой на личностно-деятельностный, аксиологический подходы отражены в трудах ученых: Е.В. Бондаревской, В.А. Кан-Калика, И.А. Колесниковой, А.А. Леонтьева, Н.Д. Никандрова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, И.С. Якиманской и др.

В качестве опорных взяты такие положения методологии, как философский принцип всеобщей связи предметов и явлений объективной реальности, принцип детерминизма и системности, когда на процесс и результат овладения знаниями и умениями оказывает влияние, как необходимое условие, единство элементов системы; синергетический подход.

К положениям частно-научной методологии, то есть методологии педагогики можно отнести следующие использованные методы: методы исследования и преобразования педагогической действительности, идея П-образной концепции в научном исследовании, анализ научной литературы, методы терминологической матрицы, внеконтекстных операций с базовыми понятиями и др.

Теоретико-методологические идеи успешно воплощаются в практике работы учебно-воспитательных учреждений, что подтверждают основные результаты исследования.

Под духовно-нравственным становлением личности понимается целенаправленный, организованный процесс создания условий, помогающих человеку в процессе духовного саморазвития, преображения, реализации духовного потенциала применительно к различным сферам жизнедеятельности.

В святоотеческой традиции духовно - нравственная личность - это человек совести, долга и веры, способный к самоотверженной любви и жертвенности, преодолению жизненных испытаний, служению Богу, Отечеству и людям, проявляющий рассудительность, послушание, добрую волю, различающий добро и зло [3: 41].

Функционирует и постепенно преображается домовой храм имени Св. Нестора Летописца при поддержке настоятеля Храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Отрадное Воронежской области протоиерея Геннадия Заридзе, который возглавляет Объединение православных ученых, созданное в 2012 г. по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия при храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Отрадное. В данное объединение входят многие преподаватели ВГПУ.

Целью создания Объединения православных ученых является привнесение православных ценностей в российскую науку и образование. Основными задачами нашего Объединения являются следующие:

содействие развитию научной деятельности на основе православного вероисповедания и христианской нравственности;

выработка единомыслия на сложные и противоречивые вопросы современной науки и современной действительности;

ведение миссионерской деятельности (ознакомление научных работников, преподавателей вузов и ссузов с основами православного вероучения). Формирование творческого мышления, трудолюбия, высоких нравственных качеств и духовной культуры;

ведение деятельности по пропаганде здорового образа жизни (отказ от курения, алкоголя, наркомании, абортов, случайных и добрачных связей и т.д.) среди молодежи.

Воспитательная работа в ВГПУ осуществляется совместно всеми структурными подразделениями при поддержке администрации вуза. На Совете по воспитательной работе вуза разрабатываются стратегические и тактические перспективы. Студенты с удовольствием принимают участие в воспитательных мероприятиях, которые созвучны и с отмеченными выше задачами: Урок памяти "Эстафета героев" и митинг, возложение на братской могиле; вокальный конкурс "Музыкальный февраль"; конкурс "Танцевальный марафон"; литературный конкурс "Новое слово"; День поэзии ВГПУ; фестиваль художественного творчества "Студенческая весна"; фотоконкурс "Новый взгляд"; тематическая программа "Узелки времени - узелки памяти"; факультетские встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; акция "Свеча памяти"; Всероссийский конкурс "Территория смысла"; НПК "От любви к природе - культуре природопользования"; региональная НПК " Современные тенденции, перспективы и условия образования и развития детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС; международная НПК " Образование - XXI век" с тематикой "Государственно-общественное управлении народным образованием"; акция - шествие "Бессмертный полк"; комплекс мероприятий ко Дню Победы; трудовой десант; День защиты детей совместно с Красным Крестом и т.д. [1: 109-113].

Можно отметить важный путь духовно-нравственного становления студентов в рамках их научной деятельности.

В ходе образования осуществляется научная деятельность студента, как одна из форм его жизненной, профессиональной самореализации; при этом развивается самостоятельность, умение отбирать информацию, развиваются творческие способности. Цели научной деятельности студента вытекают из учебных целей. Познавательные мотивы являются в данной деятельности основными. В процессе научной работы под руководством преподавателя у студентов формируются самостоятельность профессионального поиска, способность творчески решать профессионально-педагогические практические задачи, а также воспитательные, рефлексивные, организаторские нестандартные ситуации в рамках компетентностного подхода при возможной демонстрации компетенций.

Известно, что мотивами научной деятельности студентов выступают ясное понимание личностной значимости, стремление решать на студенческом уровне теоретико-практические научные проблемы, а также взаимодействие, сотрудничество, сотворчество между студентами, между преподавателями и студентами при создании администрацией вуза необходимых условий.

Одним из путей осознания, преодоления опасности социальных вызовов является духовно-нравственное просвещение студентов в рамках их научной деятельности в процессе духовно-нравственного становления личности в целом.

В контексте отмеченного выше можно привести конкретный пример самореализации студентов факультета иностранных языков Воронежского государственного педагогического университета в рамках их научной деятельности (дисциплины педагогического цикла). Только за последний 2016 год опубликовано 26 научных статей, из них 8 - издания РИНЦ, 15 статей сданы в печать, участие в 7 научно-практических конференциях. Нами поддерживается инициатива студентов при выборе тем научных статей, некоторые из которых связаны с духовно-нравственной основой образования. Студентов интересуют следующие научные проблемы: духовно-нравственная составляющая в подготовке паралимпийцев; значение духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности студентов; формирование здорового образа жизни; индивидуальный стиль педагога: проблемы, поиски, решения; учет компонентов педмастерства в подготовке студентов; кейс-метод - метод коллективного анализа ситуации; коллективное творческое дело как значимая форма воспитания; патриотическое воспитание в контексте дополнительного образования; технология формирования нравственных ориентиров школьников; студенческое интернет-телевидение "Фидбэк" в контексте воспитательной работы вуза; особенности организации учебного процесса в университете Ренн-2 (Франция) и т.д.

Интересным представляется опыт студентки факультета иностранных языков Швырёвой Т.Ю., которая совмещает учёбу в вузе с работой в Воскресной группе прихода храма Архангела Михаила с. п. Новоживотинное Рамонского района, Воронежской области. Занятия проходят три раза в неделю с детьми в возрасте 6-12 лет. В течение 5 лет изучают предметы: Закон Божий, Храмоведение, Церковнославянский язык и т.д. Функционирует кукольный театр "Светлячок", проводятся занятия по рукоделию, планируется открыть такое направление, как судомоделирование. Темы воспитательных мероприятий сопряжены с духовно-нравственным, патриотическим направлениями воспитания, профилактикой детских правонарушений и т.д.

Работа Воскресной группы по содержанию и проблематике выходит за пределы только православного воспитания. Налицо конкретный опыт соработничества церкви и государства [2: 35].

Таким образом, в рамках научных выводов можно отметить следующее. Современные научные исследования относительно путей духовно-нравственного становления студентов ориентируются на правительственные документы Российской Федерации в области образования, на соработничество церкви и государства, теоретико-методологические, практические изыскания в области различных наук. Условия для духовно-нравственного становления студентов создаются самими студентами, преподавателями, администрацией вуза в рамках учебной, научной, воспитательной работы. В результате повышается познавательная активность студентов, самостоятельность, дисциплинированность, творческий поиск и самореализация. Успех студентов (участие в научных конференциях, публикация статей) усиливает отмеченное выше. Кроме того, в ходе своего профессионально-педагогического совершенствования студенты в контексте компетентностного подхода демонстрируют неординарные варианты решения сложных жизненных, профессиональных ситуаций, вырабатывают траекторию собственного личностного развития, преодолевая опасные социальные вызовы.

Библиографический список

1.Востроилова Е.В. Святоотеческое наследие в контексте образования. // Русский Афон как фактор духовного просвещения России: к тысячелетию русского присутствия на Святой Горе (1016-2016). Сборник материалов III Международной научно-практической Свято-Тихоновской конференции. Псков, 2016. - 216 с.

2.Востроилова Е.В., Швырёва Т.Ю. Пути формирования нравственных ориентиров студентов и школьников. // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных учёных). - 2015. - №4 (8). - 125 с.

.Игумен Киприан (Ященко) Василий Великий и духовно-нравственное становление личности. // Педагогика. - 2011. - №1. - С.40-47.

Похожие работы на - Пути духовно-нравственного становления студентов

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!