Вежливость в школьной жизни современного российского первоклассника

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Этика, эстетика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,94 Мб
  • Опубликовано:
    2017-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Вежливость в школьной жизни современного российского первоклассника

Содержание

Введение

. Теоретические основы вежливости современного первоклассника

.1 Понятие и особенности вежливости детей разных народов

.2 Вежливость в школьной жизни современного российского первоклассника

. Исследование особенностей соблюдения правил вежливости учениками первого «В» класса Гимназии № 30

.1 Анализ уровня вежливости первоклассника дома

.2 Особенности соблюдения правил вежливости первоклассником в школьной жизни

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения

вежливость первоклассник правило школьный

Введение

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

(Алексей Кондратьев)

Ребенок, пошедший в школу в первый класс - первоклассник. В школе он узнает много нового и интересного. Знакомится и общается с ребятами.

Для общения в школах существуют особые правила поведения. Но иногда у детей не получается следовать этим правилам. В таком случае возникают конфликты. Чтобы школьная жизнь приносила радость, первоклассникам нужно быть вежливыми.

Правила вежливости для всех современных российских первоклассников одинаковы. Легко обратить на себя внимание и завести друзей, если ты выглядишь опрятно, совершаешь хорошие поступки, терпим к окружающим, употребляешь «волшебные» слова. Вежливость помогает людям понять друг друга. Следовательно, для современного культурного ребенка одним из самых важных качеств является вежливость.

Гипотеза исследования: вежливость оказывает влияние на жизнь первоклассников.

Цель: поиск способов повышения уровня вежливости первоклассников Гимназии № 30.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

. Рассмотреть теоретические основы вежливости современного первоклассника; 2. Выявить особенности соблюдения правил вежливости учениками первого «В» класса Гимназии № 30. 3. Разработать предложения по повышению уровня вежливости первоклассников Гимназии.

Объект: ученики первых классов Гимназии № 30

Предмет: влияние вежливости на жизнь первоклассника

Методы исследования: анкетирование, анализ, эксперимент.

1. Теоретические основы вежливости современного первоклассника

.1 Понятие и особенности вежливости детей разных народов

Слово «вежливый» образовалось от древнерусского слова «вежа» - «знаток», с помощью суффикса «лив». Точное значение слова «вежливый» - знающий как себя вести.

В современном понимании вежливость - умение уважительно общаться с людьми, готовность уступить другому человеку и выслушать разные точки зрения. Здесь необходимо отметить, что каждый народ воспринимает вежливость по своему: в Китае принято чавкать, иначе нанесете оскорбление повару. В Норвегии в школе не принято хвалить ученика, объявлять оценки - ставить его выше остальных учеников. Не принято интересоваться, чем болел, хорошо ли себя чувствует. В России это считается проявлением сочувствия и внимания. В Англии, если опоздаешь хоть на 1 минуту, обнаружишь свою невоспитанность и неуважение к окружающим. Особенность вежливости в том, что то, что считается вежливым у одного народа, может считаться грубым или странным у другого. При этом у всех народов вежливость - это выражение хороших манер и знание этикета (данного народа).

Рис. 1.1. Понимание понятия вежливости в России, Англии, Китае

Можно сделать вывод, что вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Вежливым нельзя родиться. Вежливости учатся. Для того, чтобы сформировать в себе вежливость, нужно:

знать и соблюдать правила этикета,

использовать выражения, смягчающие смысл сказанного,

как можно больше читать и быть любознательным,

уметь внимательно, не перебивая, слушать собеседника,

общаться только с вежливым человеком.

Правила вежливости очень простые. Соблюдение ребёнком этих правил отличает культурного первоклассника от некультурного, воспитанного от невоспитанного.

.2 Вежливость в школьной жизни современного российского первоклассника

К школе ребенок должен знать и соблюдать правила вежливости. При общении первоклассник может использовать два вида вежливости: позитивную (сближающую) и негативную (отдаляющую) (рис 1.2.).

Рисунок 1.2. Формула вежливого общения первоклассника

Для того, чтобы общение приносило удовольствие первокласснику, желательно использовать оба вида вежливости. Например, если ребенок хочет близкого общения с кем-то из одноклассников, он использует позитивный вид вежливости (дружба начинается с улыбки). В таком случае общение поддерживается постоянно. Если одноклассник, по каким-то причинам, не входит в круг близких друзей, используют негативный вид вежливости. В таком случае ребенок показывает свое уважение однокласснику, при этом близкого общения не происходит. Основное правило вежливости. Настоящая вежливость может быть только доброжелательной, по отношению ко всем людям, с которыми первоклассник встречается в школе, дома, в общественных местах. Но у правил бывают исключения. Также происходит и с правилами вежливости. В некоторых случаях ребёнку разрешается быть грубым. Например, он должен уметь постоять за себя в опасных для жизни ситуациях. Вежливость имеет большое значение в жизни людей. Её роль в жизни современного первоклассника трудно переоценить.

Вежливость помогает выйти из сложной ситуации.

Вежливость делает первоклассника приятным в общении.

Вежливость помогает показать человеку, что он тебе небезразличен.

Вежливость избавляет ребёнка от лишних слов и действий.

Вежливость даёт ребёнку чувство уверенности в своих словах и поступках.

Вежливость помогает определить свое место в классе (друзья; знакомые; главный - подчиненный).

Вежливое отношение к учителю и одноклассникам повышает усвоение материала урока.

2. Исследование особенностей соблюдения правил вежливости учениками первого «В» класса Гимназии № 30

.1 Анализ уровня вежливости первоклассника дома

Исследование особенностей соблюдения правил вежливости учениками первого «В» класса Гимназии № 30 проводилось при помощи анкетирования в 2011 учебном году. Анкета оформлена в виде «Дневника вежливости первоклассника». Дневник включает вопросы для детей и их родителей. Всего получено 30 анкет. Исследование показало, что ребята знают, что вежливыми должны быть не только взрослые, но и дети. Так же все ученики 1 «В» класса согласились с Мальвиной в том, что вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Ребята знают и применяют дома вежливые слова, совершают вежливые поступки. Изучение паспорта жителя страны вежливости позволяет сделать вывод. Уровень вежливости учеников 1 «В» класса дома высокий (рис. 2.1.)

Рис. 2.1.Уровень вежливости учеников 1 «В» класса дома

2.2 Особенности соблюдения правил вежливости первоклассником в школьной жизни

Исследование соблюдения правил вежливости первоклассниками в школе начнем с изучения ответов, данных на вопрос о знании самих правил. Для оценки знания правил вежливого поведения в школе ребятам необходимо было отметить звездочкой верные правила поведения из предложенных в дневнике. Большинство первоклассников справились с этим заданием (рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Знание правил вежливого поведения в школе учениками 1 «В» класса

На рисунке 2.2. показано, что большая часть ребят (25 человек) знают, как нужно правильно вести себя в школе. 5 человек допускают ошибки. В основном ребята сомневались: кому дается звонок с урока, всегда ли нужно слушать учителя, можно ли шуметь на уроке, можно ли брать то, что лежит на парте у соседа, а так же некоторые ребята решили, что настоящий друг - тот, кто всегда готов обидеть своего товарища. Рассмотрим, правильно ли понимают первоклассники вежливые слова и вежливые поступки других ребят. В анкете содержался вопрос: «Кто из предложенных героев детских мультфильмов и кинофильмов не является вежливым»? Ответы представлены на рисунке 2.3.

Рис. 2.3. Ответы на вопрос: «кто из предложенных героев детских мультфильмов и кинофильмов не является вежливым»?

Вывод: 27 ребят верно определяют вежливость в словах и поступках одноклассников.

Анализ соблюдения правил вежливости учениками первого «В» класса основывался на оценке самих учеников своих одноклассников. Ребятам было предложено закрасить ладошки в «Дневнике вежливого первоклассника». Зелёная ладошка - одноклассник знает вежливые слова. Красная ладошка - одноклассник, к сожалению, иногда забывает вежливые слова. Ответы распределились следующим образом (рис. 2.4.). Далее ребятам нужно было оценить, каких ладошек в классе больше и закрасить окошко светофорчика таким цветом. 29 из 30 учеников закрасили окошко зеленым цветом.

Рис. 2.4. Оценка данная учениками 1 «В» класса использованию вежливых слов одноклассниками

Рисунок 2.4. показывает, что большинство ребят знают и используют вежливые слова в школе. Оценка учениками уровня вежливости своего класса приведена на рисунке 2.5.

Рис. 2.5. Общая оценка, данная учениками 1 «В» класса уровню вежливости своих одноклассников

Рисунок 2.5. свидетельствует о следующем. Одиннадцать учеников в классе - вежливые. Возможно, именно они в общении со своими одноклассниками используют позитивный тип вежливости. Остальные 19 учеников с одними ребятами используют вежливые слова, а с другими нет.

Проведем эксперимент. Сравним данное родителями описание вежливости ребят дома и оценку ребятами вежливости одноклассников в школе (рисунок 2.6.).

Рис. 2.6. Уровень вежливости ребят 1 «В» класса в школе

Класс можно назвать вежливым. Но некоторым ребятам ещё нужно учиться быть вежливыми не только дома, но и в школе. Вежливые слова в школьной жизни необходимо использовать всегда.

Удивительно - каждому в отдельности вежливое отношение к себе нравится, а все вместе ребята страдают от его недостатка. Объяснить это просто. Не перевелись еще малыши, время от времени забывающие о вежливом отношении к своим одноклассникам и учителям. А ведь это так просто - быть вежливым!

Выводы и предложения

Теоретическое исследование помогло мне сделать три основных вывода:

. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

. Основное правило вежливости: настоящая вежливость может быть только доброжелательной.

. Значение вежливости в жизни первоклассника заключается в следующем, вежливость: помогает выйти из сложной ситуации, делает первоклассника приятным в общении, помогает показать человеку, что он тебе небезразличен, избавляет от лишних слов и действий, даёт чувство уверенности в своих словах и поступках, помогает определить свое место в классе, вежливое отношение к учителю и одноклассникам повышает усвоение материала урока.

Практическое исследование проводилось при помощи анкетирования учеников 1 «В» класса и их родителей.

Изучение поведения первоклассников дома позволяет утверждать, что ребята знают: что такое вежливость; что вежливыми должны быть не только взрослые, но и дети; а так же первоклассники знают и применяют дома вежливые слова, совершают вежливые поступки. Следовательно, можно сделать вывод, что уровень вежливости первоклассников дома высокий.

Практическое исследование № 2 - вежливое поведение в школе показало, что 25 учеников знают правила поведения в школе. 5 человек допускают ошибки. В основном ребята сомневались: кому дается звонок с урока, всегда ли нужно слушать учителя, можно ли шуметь на уроке, можно ли брать то, что лежит на парте у соседа, а так же некоторые ребята решили, что настоящий друг - тот, кто всегда готов обидеть своего товарища.

В ходе исследования ребята дали общую оценку, вежливости своих одноклассников, она позволила мне сделать два вывода.

учеников в классе используют позитивную вежливость.

учеников иногда забывают вежливые слова.

Практическое исследование № 3 основывалось на сравнении уровня вежливости учеников 1 «В» класса в школе и дома. Так, «Паспорт жителя страны вежливости», заполненный родителями, показал, что уровень вежливости учеников 1 «В» класса дома высокий. В то время, как оценка, данная ребятами, вежливости одноклассников в школе немного ниже нормальной.

Таким образом, можно предположить, что уровень вежливости учеников 1 «В» класса в школе можно повысить до уровня вежливости дома.

На основе проведенного исследования предлагаю.

Задействовать всех первоклассников Гимназии в проекте «Дневник вежливого первоклассника».

Внедрить в Гимназии разработанные «Правила поведения первоклассника» (приложение 3).

Провести конкурс на знание и соблюдение правил вежливости - «Дружба начинается с улыбки»

Предложенные мероприятия позволят:

ребятам - более полно усваивать материал на уроках и завести новых друзей,

учителям - повысить уровень вежливости в первых классах.

Список использованной литературы

1.       Липская Н.М. Расту культурным : для детей 5-6 лет. -М.: Эксмо, 2009.

.        Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г. Правила поведения для воспитанных детей - М.: Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2006.

.        Большая книга для юных джентльменов / составитель Ю.Б. Виес. -Минск.: Соврем. Шк., 2009.

.        Расту культурным : для детей 4-5 лет /С.В. Пятак, Н.А. Царикова. -М.: Эксмо, 2009.

.        Универсальный словарь русского языка: Начальная школа /Под общ. Редакцией О.Л. Соболевой. -М.: АСТ-ПРЕСС, 2005.

.        Этикет для девочек: настольная книга настоящей леди /М.Ю. Мулаева и др. -М.: Эксмо, 2011.

Приложение 1


Добрый день! Я Весёлый Паровозик. В моих вагончиках 31 место. Мне бы очень хотелось показать тебе и твоим одноклассникам волшебную Страну Вежливости. Помоги мне, пожалуйста. На этой страничке нарисованы ладошки - это билетики для тебя и твоих одноклассников. Раскрась их, пожалуйста, в нужные цвета.

Зелёная ладошка будет означать, что малыш (твой одноклассник) знает вежливые слова.

Красная ладошка будет означать, что малыш (твой одноклассник), к сожалению, иногда забывает вежливые слова.


билетик-ладошка Александры Викторовны

Посмотри, пожалуйста, каких ладошек получилось больше. Закрась на моем светофорчике окошко таким цветом.

 

Ура! Все по местам. Мы отправляемся в Страну Вежливости.


Вот так встреча. По дорожке, вскинув рожки, весело ползет улитка. Как ты думаешь, может ли маленькая улитка быть жителем Страны Вежливости или вежливыми должны быть только большие (взрослые) улитки?

Закрась, пожалуйста, флажок с правильным ответом зелёным карандашиком.


Молодец! Как приятно путешествовать с таким воспитанным ребенком! Давайте все вместе скажем улитке волшебное слово, которое нужно говорить при встрече.


Раскрась, пожалуйста, кубик с нужным вежливым словом в зеленый цвет.


Умница! Я знал что у тебя всё получится.

Какой же ты молодец! С твоей помощью мы прибыли в Страну Вежливости.

Посмотри: кто там стоит возле главных ворот? Правильно, это Незнайка. Мне кажется, он очень хочет побывать в этой замечательной волшебной стране. Но его не пускают зачарованные ворота. Помоги Незнайке. Подскажи ему волшебное слово, которое должен сказать человек, который о чем-то просит другого.


Раскрась, пожалуйста, кубик с нужным Незнайке вежливым словом в зеленый цвет.


Молодец! Ты справился. Теперь Незнайка может вместе с нами совершить увлекательное путешествие в волшебную Страну Вежливости.

Мне бы очень хотелось показать тебе и твоим друзьям что-то совершенно необычное. Давайте всем классом посетим Кафе Звездочета. Смотрите, вот и хозяин.


Это не простой Звездочет. Он в своих чудесных кастрюльках готовит звездочки для жителей Страны Вежливости. Вот и к нашему приходу он приготовил сюрприз. Открой, пожалуйста, конвертик. Это тебе подарок от Звездочета - звездочки-помощницы.


Не сомневаюсь в том, что ты знаешь, какое вежливое слово нужно сказать Звездочету. Наклей пожалуйста звездочку-помощника возле правильного слова.


Молодец! Утебя все получилось.

В Стране Вежливости все маленькие жители ходят в школу. Совсем как ты и твои друзья. Только уроки там особенные. Главный урок - урок Вежливости. Давайте тихонечко заглянем в первый класс.

Учитель, Мудрая Сова, задала вопрос Мальвине. Если ты согласен с ответом ученицы школы Вежливости, приклей рядом с ним звездочку.


Молодец! Так держать!


А теперь так же тихо давайте зайдем в другой класс. Смотрите, ребята, здесь идёт контрольная работа. Что-то Буратино невесел. Что же его так опечалило?

Дорогой друг, перед тобой задание Буратино. Помоги ему, пожалуйста. Приклей звездочки рядом с верными правилами поведения в школе.


Молодец!


Ребята. Сегодня на главной площади Страны Вежливости состоится концерт. Нам обязательно нужно туда попасть. Все по местам. Мы отправляемся…

Вот мы и приехали. Смотрите, как много хороших артистов. Все такие нарядные и весёлые. Многие из них жители этой страны. А кто из артистов, по твоему мнению, приехал на концерт из другой страны? Приклей, пожалуйста, возле его песенки звездочку.


Молодец! Хорошая работа!


Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Мне было очень приятно общаться с таким вежливым и прилежным первоклассником, как ты. На прощание я приготовил для тебя «Паспорт жителя Страны Вежливости». Попроси своих маму, папу, бабушку или дедушку два дня записывать твои положительные поступки и вежливые слова, которые ты произнесёшь в эти дни.


Как быстро бежит время. Паспорт уже заполнился зачарованными словами, пора тебе вписать в грамоту свое имя и фамилию.


Теперь ты житель Страны Вежливости! Поздравляю!!!

Надеюсь мы ещё увидемся. До встречи !

Твой Веселый Паровозик.

Приложение 2

Ответы учеников 1 «В» класса данные в «Дневнике вежливого первоклассника»

Девочки/ Мальчики

д

м

м

м

д

м

м

м

м

д

м

м

д

д

д

д

д

м

д

д

м

м

м

д

д

м

м

м

м

д

Зеленых ладошек

23

26

19

22

27

30

26

26

27

11

27

30

25

25

24

22

22

22

24

19

24

30

27

29

29

19

18

29

26

Красных ладошек

7

4

11

8

3

0

4

4

3

19

3

0

2

5

6

3

8

3

8

6

11

6

0

2

1

1

11

3

1

4

Красно-зеленых ладошек













3



5








1




9



Маленький-вежливый

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+


+

+

+

+

-

+

+

+

+

Здравствуйте

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

Пожалуйста

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Спасибо

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Знание правил поведения

11

11

11

11

11

7

11

11

11

11

11

9

11

10

11

11

10

10

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

Дюдюка

+

+

+

+

+


+

+

+

+

+

+

+

+



+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Красная шапочка



+













+

+














Коля Герасимов






+



























Приложение 3

Правила поведения вежливого первоклассника (раздаются в виде закладок 1 сентября)

Похожие работы на - Вежливость в школьной жизни современного российского первоклассника

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!