Технология разработки управленческого решения в отделе культуры администрации Нязепетровского муниципального района

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2017-03-17
  • Размер файла:
    0
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технология разработки управленческого решения в отделе культуры администрации Нязепетровского муниципального района

ВВЕДЕНИЕ

Динамика развития современного менеджмента такова, что многие управленцы действуют в условиях постоянных рисков и неопределенности потому от степени рациональности и целесообразности принимаемых управленческих решений, прежде всего, зависит эффективность и дееспособность организации, либо предприятия. Это определяет важность овладения каждым специалистом в области управления теоретическими знаниями и практическими навыками разработки управленческих решений. Актуальность тематики состоит в совокупности особенностей современных управленческих отношений, возникающих в процессе разрешения тех или иных проблем. В деятельности предприятия на первый план выдвигаются вопросы эффективности, непосредственно связанные с качественной подготовкой управленческих решений.

Объект исследования: управление финансами на муниципальном предприятии. управленческий решение риск финансирование

Предмет исследования: технология разработки управленческого решения в отделе культуры администрации Нязепетровского муниципального района.

Цель исследования: изучение процесса принятия и реализации управленческих решений, а также разработка управленческого решения по вопросам финансирования деятельности отдела культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

) Определить содержание и принципы управленческих решений;

) Рассмотреть особенности принятия управленческих решений на современных российских предприятиях;

) Изучить методы принятия управленческих решений в условиях неопределенности, определенности и риска.

При написании курсовой работы была использована российская литература, электронные ресурсы, статьи по соответствующей тематике в периодических изданиях, информация сайта Нязепетровского района.

Информационная база исследования данные предприятия, опубликованные на сайте администрации Нязепетровского района, и собственные наблюдения.

В результате исследования и анализа деятельности предприятия в целях повышения ее эффективности было предложено разработать Положение о внебюджетной деятельности и вести деятельность, приносящую доход. Целью осуществления внебюджетной деятельности Учреждения является привлечение дополнительных денежных средств к деятельности Учреждения, создание условий для более результативной работы учреждения, материального стимулирования членов трудового коллектива, получения более высоких творческих и производственных показателей, укрепление и развитие материально-технической базы учреждения, что в конечном итоге отразится на общем культурном уровне населения района.

В теоретической главе рассмотрены следующие вопросы:

Содержание, формы и принципы принятия управленческих решений;

Особенности принятия решений на современных российских предприятиях промышленного производства, сферы услуг и в сфере государственного муниципального управления;

Методы принятия управленческих решений в различных состояниях определенности.

В практической части курсовой работы разработано управленческое решение по финансированию деятельности отдела культуры: установлено наличие проблемной ситуации, проведена целевая ориентация решения, разработаны альтернативы действия, произведен выбор решения, организовано исполнение данного решения и проведение контроля за его исполнением.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

.1 Содержание, формы, принципы управленческих решений

Разработка эффективных управленческих решений - необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа

В общем виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации, о ее состоянии. В таблице 1 представлено определение управленческого решения в трактовках различных авторов.

Таблица 1

Содержание управленческого решения

№п/пАвторСодержание управленческого решения1.Герчикова И.Н.Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий: - выработку и постановку цели; - изучение проблемы на основе получаемой информации; - выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; - обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; -конкретизацию решения для его исполнителей. Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления. Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономоко-математических методов.2.Смирнов Э. А.Управленческие решения связаны с выполнением управленческих функций, в том числе по планированию, организации, координации и контролю каких-либо процессов. Решение называется управленческим, если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на: - стратегическое планирование деятельности организации; - упраление управленческой деятельностью; - управление человеческими ресурсами (активизация знаний, умений, навыков); - управление производственной и обслуживающей деятельностью; - формирование системы управления компанией (методология, структура, процесс, механизм управления и техническое обеспечения); - управленческое консультирование; - управление внутренними и внешними коммуникациями. Термин «управленческое решение» употребляется как процесс и как явление. Как процесс управленческое решение - это выполнение восьми основных процедур: информационная подготовка, разработка вариантов, согласование вариантов, выбор одного варианта, утверждение, реализация, контроль выполнения управленческого решения и информирование инициатора решения. Как явление управленческое решение - это набор мероприятий, направленных на решение рассматриваемой проблемы в форме постановления, приказа в устном или письменном виде. Управленческое решение - это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о её функционировании.3.Зыкова М. Е.Особенности государственного и муниципального управления как вида деятельности определяется его сущностью. Она может быть раскрыта как система мер целенаправленного воздействия общества в целом и государства как главного субъекта управления на реализацию жизненных сил местных сообществ, рациональное использование имеющихся здесь ресурсов (природно-географических, экономических, хозяйственных, социальных, духовных). Процесс управления государственным и муниципальным образованием отличается динамичностью. Изменения внешней и внутренней среды заставляют принимать разнообразные управленческие решения. Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умение, знания и навыки. Управленческое решение как специфический вид человеческой деятельности в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций. Это, прежде всего, разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление. Относительно функционального назначения, государственно-муниципальное управленческое решение можно определить как фиксированный акт «управленческий акт», выраженный в письменной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации; а импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не одной личности, а подразделения или организации в целом. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по горизонтали, так и по вертикали управления.

Формы подготовки и реализации управленческих решений.

При подготовке УР перед руководителем стоит задача выбора форм его представления (приказ, распоряжение, соглашение и др.) Каждая из форм имеет определенные особенности и юридический статус.

Различают следующие основные формы подготовки УР:

.Акт - решение широкого круга государственных и общественных организаций.

.Акцепт - решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях.

.Декларация - торжественное программное заявление руководителя или общественных институтов.

.Договор - решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств.

.Закон - решение высшей государственной власти, которое носит общеобязательный характер.

.Инструкция - решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий.

.Кодекс - свод законов.

.Контракт - решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Обычно заключаются с участием государственных, муниципальных учреждений или иностранными партнерами.

.Концепция - система взглядов руководителя, отраженная в каком-либо документе.

.Модель - решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса.

.Оферта - решение коммерческого характера, содержащее предложение юридическому или физическому лицу заключить сделку на указанных условиях (цены, сроки, объем и другие условия поставки товара или предоставления услуги).

.План - решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации.

.Положение - набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность. Например, положение о структурном подразделении (отделе, филиале).

.Постановление - решение высшего органа власти в отношении какой-либо организации (ряда организаций).

.Правила - решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор устоявшихся норм поведения, предлагаемых для исполнения. Например, правила поведения.

.Пресс-релиз - специальный бюллетень для срочной публикации в средствах массовой информации.

.Приказ (письменный или устный) - решение руководителя, наделенного властью в организации или крупном его подразделении, обязательное для исполнения его подчиненными.

.Протокол - документ, отражающий произошедшие события. Например, протокол осмотра, протокол о нарушении.

.Распоряжение - решение руководителя, не наделенного административными функциями, которое касается вопросов технологии, организации и охраны труда и обязательно для исполнения непосредственными подчиненными этого руководителя.

.Соглашение - решение, придающее конструктивную направленность какой-либо деятельности. Может являться приложением к действующему между сторонами договору (контракту) или предшествовать его заключению.

.Указ - решение главы государства, умеющее силу закона.

.Указание - решение, которое носит методический, технологический характер, реализуется в форме наставления или разъяснения.

.Устав - набор правил, регулирующих деятельность каких-либо организаций.

Для успешного выполнения управленческого решения необходимо для каждой формы подготовки решения найти соответствующую ей форму реализации. Форма реализации - это механизм выполнения подготовленного решения. Сам по себе приказ или закон не создает механизма его выполнения. Обычно руководители ограничиваются только формами подготовки. Каждая форма подготовки управленческого решения имеет ряд наиболее приемлемых форм реализации.

В зависимости от условий реализации управленческого решения могут использоваться следующие формы:

. Выписка - фрагмент какого-либо документа, непосредственно касающийся подчиненных или клиентов.

. Деловая беседа - специально организованная руководителем встреча с подчиненным или их группой для обмена мнениями, разъяснения принятых решений.

. Деловая игра (тренинг) - специально организованная командная деятельность работников по подготовке и реализации УР на основе имитационных моделей реальных процессов.

. Деловое слово - твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя.

. Заседание - совещание для решения в основном организационных вопросов.

. Информационное письмо - набор уточняющих сведений к договору, соглашению, оферте, отправляемых заинтересованным лицам.

. Личный пример - действия руководителя в среде подчиненных для развития у них эффекта подражания.

. Методика - совокупность методов для профессионального выполнения какой-либо деятельности.

. Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт другим сотрудникам.

. Обучение - комплекс мероприятий, проводимых руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения какой-либо деятельности.

. Отчет - доклад специалиста о результатах проделанной работы. Может быть письменным или устным и предоставляется регулярно за определенный период времени (день, неделю, месяц, квартал, год).

. Письмо - текст какого-либо сообщения, посылаемого заинтересованным лицам или организациям.

. Предписание - официальное извещение, направленное какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении решения в установленный срок.

. Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью заставить работника выполнить УР путем угроз.

. Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, суть и содержание УР.

. Рекомендательное письмо - поручительство специалиста за какого-либо специалиста или компанию перед потенциальным работодателем, поставщиком или потребителем.

. Совет - деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами о способах выполнения УР.

. Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения УР.

. Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью сформировать у подчиненного взгляды или понятия по содержанию УР для его выполнения.

. Условие - отдельный документ или текст в документе, отражающий требования, предъявляемые сторонами договора, соглашения.

К основным принципам принятия управленческих решений относятся:

. Принцип системности. Многие предприятия работают вхолостую, испытывают стрессовые ситуации, финансовые потери, на них наблюдается демотивация сотрудников. И все это потому, что либо не были оптимальными принятые решения, либо решения были правильные, но их реализация натолкнулась на трудности из-за того, что было забыто нечто существенное. Принцип системности как раз и ориентирует на всесторонний учет значимых факторов.

. Принцип стандартизации (стандартных управленческих ситуаций и решений). Суть его состоит в том, что большинство реальных управленческих ситуаций может быть сведено к набору так называемых стандартных или базовых. Процедуры выработки и реализации управленческих решений для стандартных ситуаций детально разработаны, а действия руководителя в этих случаях хорошо известны из практики.

В случае, если управленческая ситуация не укладывается целиком в рамки стандартной, изучается возможность ее расчленения на стандартную и нестандартную части. Для нестандартной части ситуации необходим специальный анализ с целью нахождения специального, особого для данного случая решения.

. Принцип оптимальной информированности. Рациональные управленческие решения достижимы; лишь когда им соответствует достаточная информационная база. Причем для каждого из управленческих уровней существует оптимальный размер информационной базы, определяемый рядом факторов.

. Принцип автоматизма реализации управленческих решений. Принцип заключается в том, чтобы принятое руководителем решение автоматически (то есть обязательно, причем в максимально короткие сроки и в неискаженном виде) доводилось до требуемого уровня и становилось практическим руководством к действию.

Чтобы реализовать этот принцип, необходима система хорошо отлаженных и взаимоувязанных управленческих механизмов. Если такие механизмы отсутствуют или их совокупность недостаточна, любое, даже самое хорошее решение может остаться нереализованным или его выполнение неоправданно затягивается.

. Принцип учета вероятных последствий. Рациональное управленческое решение предполагает учет вероятных последствий его реализации.

. Принцип свободы выбора. Если у человека (группы), принимающего решение, нет или недостаточно условий для выбора из множества возможных вариантов, то об эффективном решении остается только мечтать. Вышестоящий руководитель, который связывает по рукам и ногам нижестоящего руководителя, не дает и шага сделать самостоятельно, не вправе рассчитывать на принятие им эффективных решений.

. Принцип ответственности. Принимающий решения несет ответственность за результаты реализации принятого решения. Это в равной степени относится и к коллегиально принятому решению. Заметим, что решение человека о самом себе не связано с таким высоким чувством ответственности за судьбу лиц, зависящих от руководителя, как это характерно при принятии решений, непосредственно касающихся этих лиц (хотя и в индивидуальной деятельности решения действующего субъекта оказывают определенное влияние на судьбу окружающих лиц).

. Принцип соразмерности прав и ответственности. Наихудшие решения принимаются тогда, когда имеющий право принимать решения не несет за них ответственности и когда тот, на кого возложена ответственность, не имеет права решать.

Данный принцип предполагает оптимальное распределение обязанностей и ответственности между руководителем и исполнителем разного уровня, а именно: уровень ответственности и степень компетентности лица, принимающего решение, должны соответствовать содержанию и уровню его функциональных обязанностей.

. Принцип творчества. Творчество в управлении не всегда высоко ценилось, но сейчас это важная ценность, и, вероятно, ее значение будет расти. Особо творческий подход требуется, когда имеющимся решениям не хватает эффективности и силы. Он необходим для уточнения проблем и поиска идей, выходящих за пределы обычных рамок, для того чтобы подвергнуть сомнению базовые предположения.

В процессе творческого решения проблем выделяют и описывают пять стадий: изучение проблемы; выработка идей; отсев примененных идей; планирование нововведений; обратная связь и анализ.

. Принцип своевременности. Он ориентирует на выбор наилучшего момента для принятия решения. Решение не даст ожидаемого эффекта, если оно преждевременно и, тем более, если оно запоздало.

. Принцип единства единоначалия и коллегиальности. Единоначалие и коллегиальность, на первый взгляд, исключают друг друга. Первое предполагает персональную ответственность за принятие решения и соответствующее право, второе - коллективную ответственность и право. На самом деле они могут быть удачно совмещены. Коллегиальность в данном случае выражается в неявной форме, хотя она может проявиться и более явно (например, при коллективном обсуждении альтернативных предложений).

. Принцип соучастия. Он означает активное и непосредственное участие в принятии решения тех, кого оно касается. Нарушение этого принципа приводит к тому, что люди привыкают быть только исполнителями, считают, что участвовать в решении производственных проблем - не их дело.

.2 Особенности управленческих решений на современных российских предприятиях

Отрасль экономики, в рамках которой функционирует предприятие, существенным образом влияет на процесс управления этим предприятием и все управленческие решения, принимаемые руководством.

Единый хозяйственный комплекс состоит из отдельных отраслей, объединенных общностью продукции, выполняемых функций и технологических процессов.

Различают отрасли:

производственной сферы (промышленность, сельское хозяйство);

непроизводственной сферы

Особенности промышленного производства с позиций принятия управленческих решений:

высокая значимость технико-технологического оснащения производства;

высокие требования к своевременности производства, учету характеристик спроса и обязательств по доставке потребителям;

применение автоматизированных систем управления производством;

важность решения о месторасположении производства;

необходимость выбора типа планировки производства (линейная, поточная, фиксированная позиционная);

необходимость применения социально-технического подхода;

эффективность производства определяется как частное от деления рыночной стоимости производимого выхода на сумму всех затраченных организацией входов (ресурсов).

Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на процесс принятия решений в сфере промышленного производства:

демографические и экономические факторы, влияющие на размер и развитие основных рынков сбыта продукции производственной системы;

политическая стабильность;

налоговая политика и поощрение экономического развития;

технологическая и природная среда;

ограничительные нормы на развитие промышленной зоны;

специализация (сфера деятельности) предприятия;

организационно-правовая форма предприятия;

численность персонала предприятия;

материально-техническая база;

технический потенциал и степень автоматизации процессов;

наличие источников финансирования;

поставщики и транспортные расходы по доставке материалов;

система управления запасами.

Однако в процессе принятия решения должны учитываться и существующие ограничения. Они могут меняться в зависимости от ситуации, это:

существующие технологии;

ограниченные объемы финансирования;

производственные мощности;

ограниченность материально-технических запасов;

месторасположение предприятия;

конкурентные преимущества зарубежных производителей промышленной продукции на отечественном рынке;

низкий уровень развития отечественного послепродажного и комплексного профилактического обслуживания.

жизненный цикл изделия

ограниченные возможности автоматизации производства;

низкий уровень развития управления качеством в процессе производства отечественной продукции;

недостатки оперативного управления производством;

комплексность и многоаспектность проблем управления производительностью промышленного производства.

особенности сферы услуг с позиций принятия решений могут быть сведены к следующему:

участие потребителя в производственном процессе (например, в парикмахерской клиент высказывает свои пожелания в процессе оказания услуг);

высокая степень индивидуализации продукта в соответствии с требованиями потребителя;

высокая трудоемкость работ в сфере услуг;

динамичность инновационных процессов в условиях постоянного развития сферы;

высокие требования к социально-психологическим навыкам сотрудников, задействованных в оказании услуг;

расчет производственных мощностей не по среднему уровню спроса, а по пиковому спросу со стороны покупателей;

высокая доходность операций в сфере услуг;

пересечение функций маркетинга и производства.

политико-правовая среда;

социально-культурная среда;

технологическая и природная среда;

демографическая и экономическая среда;

специализация предприятия;

организационно-правовая форма предприятия;

месторасположение предприятия;

потребности и желания потребителей;

сезонность;

личностные характеристики продавца и покупателя;

Однако в процессе принятия решения должны учитываться и существующие ограничения. Они могут меняться в зависимости от ситуации. Рассмотрим типичные для рассматриваемой сферы ограничения:

определение и измерение качества весьма затруднительно;

создание запасов продукции не всегда возможно;

высокая трудоемкость процесса вследствие высокой степени индивидуализации продукции;

Особенности принятия решения в органах муниципального управления:

. Преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей. Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными.

. Наличие у управленцев умения выявить зарождение стратегических противоречий города, региона.

. Необходимость уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов государственного и муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.

. Низкая мотивация исполнителей управленческого решения.

Также типичным затруднением при определении оптимальных альтернатив является среда, в которой принимают решения.

На современных российских предприятиях при принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск. Риск скорее относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результат. В ходе оценки альтернатив и принятия решений руководитель должен прогнозировать возможные результаты в разных обстоятельствах или состояниях природы. По сути дела, решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства традиционно классифицируются как условия определенности, риска или неопределенности.

В таблице 2 представлено как особенности принятия управленческих решений влияют на процесс принятия решения.

Таблица 2

№п/пФормулировка особенности управленческих решенийПояснение - как особенность влияет на процесс принятия решения.1.Управленческое решение, принимаемое в органах муниципального управления:1) Необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (органов государственной власти и местного самоуправления), решение принимается в соответствии с полученными предписаниями; 2) необходимость осуществления собственной исполнительно - распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений исполнительного органа или подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.2.Управленческое решение в условиях определенностиРуководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора и выбирает наилучший.3.Управленческое решение в условиях неопределенностиРезультаты решений не являются определенными, но вероятность каждого результата известна, ее возможно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта.4.Управленческое решение в условиях рискаНевозможно оценить вероятность потенциальных результатов, руководитель при принятии управленческого решения пытается свести к минимуму степень риска. 5.Время и изменяющаяся средаРешения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация и допущения, на которых основаны решения, остаются релевантными и точными. Часто это затруднительно поскольку время между принятием решения и началом действия велико.6.Информационные ограниченияРуководитель должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации, насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой.7.Поведенческие ограниченияМногочисленные психологические факторы и личностные особенности сказываются на процессе принятия решений.8.Негативные последствияНегативные последствия трактуются как ограничения.9.Взаимозависимость решенийНеобходимо учитывать, что крупные решения имеют последствия для организации в целом, а не только для сегмента, непосредственно затрагиваемого тем или иным решением.

.3 Методы принятия управленческих решений в условиях определенности, неопределенности и риска

Теория принятия решений - это аналитический подход к выбору наилучшей альтернативы или последовательности действий. В теории принятия решений существуют три основных уровня классификации. Они зависят от степени определенности возможных исходов или последствий, с которыми сталкивается лицо, принимающее решения (ЛПР).

Соответственно существуют три типа моделей:

. Принятие решений в условиях определенности - ЛПР точно знает последствия и исходы любой альтернативы или выбора решения.

. Принятие решений в условиях риска - ЛПР знает вероятности наступления исходов или последствий для каждого решения.

. Принятие решений в условиях неопределенности - ЛПР не знает вероятностей наступления исходов для каждого решения. Принимаемые управленческие решения всегда спроектированы в будущее, поэтому лицо принимающее решение в момент принятия решения часто не может с абсолютной уверенностью знать, как будут развиваться события, как будет изменяться ситуация. Иными словами, в момент принятия управленческого решения значителен элемент неопределенности и риска.

Принятие управленческих решений в условиях определенности

При принятии управленческих решений известно количество возможных ситуаций (вариантов) и их исходы. Нужно выбрать один из возможных вариантов. Степень сложности процедуры выбора в данном случае определяется лишь количеством альтернативных вариантов .

Для того чтобы осуществить успешный выбор альтернативы необходимо, чтобы все возможные варианты решений были разделены по одному основанию и были совместимы друг с другом. Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по нескольким факторам: времени, качеству объекта, масштабу (объему) производства объекта, ожиданию материальной выгоды, соответствия профилю деятельности организации, привлечения дополнительной информации, а также фактору риска и неопределенности.

При этом сопоставимость альтернативных вариантов управленческого решения должна отвечать ряду правил:

количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;

в качестве базового варианта решения должен приниматься последний по времени вариант. Остальные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;

формирование альтернативных вариантов должно отображать весь возможный спектр возможностей.

После этого вырабатываются и сравниваются альтернативы в принятии решения. За основание сравнения берется вопрос о том, какая альтернатива лучше всего отвечает данному критерию. С учетом этого обстоятельства каждой альтернативе присуждается свой балл, в значение которого входит характер возможных последствий принятого решения. Оценка каждой альтернативы может быть осуществлена в отношении каждого из критериев по порядковой (ранговой шкале).

Таким образом, устанавливаются приоритеты в выборе альтернатив, а вместе с ними и обоснованность в принятии оптимального решения.

При небольшом количестве альтернатив последовательность действий следующая:

) определяется критерий, по которому будет делаться выбор;

) методом прямого счета исчисляются значения критерия для сравниваемых вариантов;

) вариант с лучшим значением критерия рекомендуется к отбору.

Процедурная сторона анализа существенно усложняется из-за множественности вариантов, техника прямого счета в этом случае

практически не применима. Наиболее удобный вычислительный аппарат - методы оптимального программирования. Этих методов много (линейное, нелинейное, динамическое), но на практике в экономических исследованиях относительную известность получило лишь линейное программирование. В частности, широко известна транспортная задача, решаемая методами линейного программирования.

При проведении анализа в условиях определенности могут успешно применяться методы машинной имитации, предполагающие множественные расчеты на ЭВМ. В этом случае строится имитационная модель объекта или процесса (компьютерная программа), содержащая заданное число факторов и переменных, значения которых в разных комбинациях подвергается варьированию. Таким образом, машинная имитация - это эксперимент, но не в реальных, а в искусственных условиях. По результатам этого эксперимента отбирается один или несколько вариантов, являющихся базовыми для принятия окончательного решения на основе дополнительных формальных и неформальных критериев.

При методе определения сравнительной значимости целей из множества вопросов, подлежащих решению, необходимо выбрать и решать важнейшие, от которых зависит успешное решение проблемы. Для четкого определения вариантов устранения проблемной ситуации необходимо сформулировать множество целей. Реальные задачи, как правило, многоцелевые, и только в отдельных частных случаях может формулироваться единственная цель. Кроме того, даже единственная цель может быть развернута на подцели.

Для достижения множества целей формируется множество альтернативных вариантов решений, из которых должно быть выбрано единственное оптимальное или приемлемое решение. В множество возможных решений может включаться и решение о бездействии, при котором сохраняется проблемная ситуация. Множество критериев используется для оценки вариантов решений по достижению целей в условиях выбранной ситуации и их ранжирования по приоритетам. С помощью критериев можно получить абсолютную или относительную оценку решений. Абсолютная оценка решений может быть произведена только в частных и весьма редких случаях.

Поэтому в подавляющем числе реальных задач удается осуществить только сравнительную оценку решений. Эта оценка может носить качественный характер, тогда все альтернативные варианты решений просто упорядочиваются по интегральной критериальной оценке, или количественный характер, тогда можно сравнивать, на сколько или во сколько раз одно решение лучше другого. В результате такой оценки системные аналитики осуществляют предварительный выбор лучшего решения.

Принятие управленческих решений в условиях риска.

Риск - это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Таким образом, принятие решений в условиях риска означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов. Данная ситуация встречается на практике наиболее часто. Здесь пользуются вероятностным подходом, предполагающим прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей. При этом пользуются:

а) известными, типовыми ситуациями (например: вероятность появления герба при бросании монеты равна 0.5);

б) предыдущими распределениями вероятностей (например, из выборочных обследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали);

в) субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов основанного на использовании субъективных критериев, которые базируются на различных предположениях. К таким предположениям могут относиться: суждение оценивающего, его личный опыт, оценка эксперта, мнение финансового консультанта. Когда вероятность определяется субъективно, то разные люди могут устанавливать разное ее значение для одного и того же события и делать различный выбор. Важное место при этом занимает прием экспертной оценки, то есть проведение экспертизы, обработка и использование ее результатов при обосновании значения вероятности. Прием экспертной оценки представляет собой комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью эксперта по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации. Этот прием экспертной оценки основан на использовании способности специалиста (его знаний, умения, опыта, интуиции.) находить нужное, наиболее эффективное решение.

Как историческая категория риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Это свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:

отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);

нулевой;

положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

При принятии управленческих решений требуется оценить степень риска и определить его величину.

Степень риска - это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.

Риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой вероятной (то есть ожидаемой), величины максимального и минимального дохода (убытка) от данного вложения капитала. При этом, чем больше диапазон между максимальными минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска .

В более сложных ситуациях при принятии управленческого решения в условиях риска используют так называемый метод построения дерева решений. Суть метода - это схематичное представление проблемы принятия решений. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы. Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений.

Сформулируем некоторые принципы выбора управленческих решений в ситуациях риска. К ним следует отнести:

отказ от спонтанного принятия решений;

соответствие допустимому уровню риска;

достаточность информационного обеспечения управленческого решения;

обеспечение сопоставимости показателей оцениваемых управленческих решений;

выделение приоритетных критериев оценки различных проектов;

обеспечение сбалансированности реализуемых предприятием (организацией) проектов по жизненным циклам и доходности;

обеспечение взаимосвязи принимаемого решения с реализуемыми на предприятии проектами.

Неопределенность - это неполнота или недостоверность информации об условиях реализации решения, наличие фактора случайности или противодействия. Таким образом, принятие решения в условиях неопределенности означает выбор варианта решения, когда одно или несколько действий имеют своим следствием множество частных исходов, но их вероятности совершенно не известны или не имеют смысла.

Источниками неопределенности ожидаемых условий в развитии предприятия могут служить поведение конкурентов, персонала организации, технические и технологические процессы и изменения конъюнктурного характера. Условиями, создающими неопределенность, являются воздействия факторов внешней к внутренней среды организации. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда.

Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. Руководитель сочетает эту дополнительную информацию и анализ с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность.

Вторая возможность - действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Временные и информационные ограничения имеют важнейшее значение при принятии управленческих решений.

Неопределенность проявляется в невозможности определения вероятности наступления различных состояний внешней среды из-за их неограниченного количества и отсутствия способов оценки.

Неопределенность хозяйственной ситуации обусловливается следующими факторами: отсутствием полной информации, случайностью, противодействием.

Для обоснования решений в условиях неопределенности, когда вероятности возможных вариантов обстановки неизвестны, разработаны специальные математические методы, которые рассматриваются в теории игр. Теория игр исследует взаимодействие индивидуальных решений при некоторых предположениях относительно принятия решений в условиях риска, общих условий окружающей среды, кооперативного или некооперативного поведения других индивидов. Целью теории игр есть предвидение результатов стратегических, оперативных игр, когда участники не имеют полной информации о намерениях друг друга.

Критерии оценки решения:

. Критерий Вальда (наибольшая осторожность) - «рассчитывай на худшее»

(1)

Критерий Вальда выражает позицию крайней осторожности. Это свойство разрешает считать данный критерий одним из фундаментальных.

. Критерий Сэвиджа (минимизация большого риска) «рассчитывай на лучшее»

(2)

Критерий Севиджа довольно часто используется в практической деятельности при принятии управленческих решений на продолжительный период: например, при распределении капитальных вложений.

. Критерий Лапласа - «ориентируйся на среднее»

(3)

Критерий Лапласа используется при условии, когда вероятности возможных состояний систем неизвестны, то есть в условиях полной неопределенности.

. Критерий крайнего оптимизма - «верь в удачу»

(4)

С помощью критерия максимакса определяется стратегия, которая максимизирует максимальные выигрыши для каждой информационной ситуации, это критерий крайнего оптимизма.

. Критерий максимального сожаления - «меньше сожаления в будущем»

(5)

. Критерий Гурвица - «компромисс»

(6)

В соответствии с правилом Гурвица правила максимакс и максимин сочетаются связыванием максимума минимальных значений альтернатив.Это правило еще называют правилом оптимизма-пессимизма.

. Критерий математического ожидания

(7)

Здесь ркj - вероятность реализации к-го варианта ситуации.

Типовой процесс принятия решений включает:

предварительное формулирование проблемы;

определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности;

выявление и установление ограничений;

составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;

сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;

точное формулирование поставленной задачи;

анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;

разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы;

оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;

принятие решения;

доведение решения до исполнителей;

выполнение решения и оценку результата.

Итак, ценности решения останутся лишь благими пожеланиями, если не воплотятся в конкретные действия. Методы могут быть универсальными, пригодными для любой проблемы и могут быть специфическими. Какой метод применять - зависит от реального содержания проблемы, а не от знаний, желания и умения руководителя или сотрудника. Лучше вообще не начинать дело, чем принимать невыгодные, а то и недозволенные методы лишь на том основании, что они хорошо известны, удобны или кого-то устраивают.

2.РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ ОТДЕЛА КУЛЬТУРЫ НЯЗЕПЕТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

.1 Идентификация проблемной ситуации

С момента перестройки были сняты основные организационные барьеры на пути развития контркультур и международных контактов, однако по-прежнему государственные органы управления сферой культуры несут ответственность за ее состояние в целом, располагая при этом практически не увеличившимися материально-финансовыми средствами. Учреждения культуры практически встали перед выбором: либо существовать на небогатое государственное финансирование, либо всеми силами начать зарабатывать средства, делая платными услуги, которые ранее были бесплатными. В результате в наихудшем положении оказались те виды деятельности сферы культуры, у которого нет платежеспособного потребителя, но без существования, которых проблематичным становится развитие культуры как самостоятельно воспроизводящейся системы, выполняющей в обществе вполне определенные функции. Прежде всего, это библиотеки и музеи. Имеющиеся же государственные средства направляются зачастую в те области культуры, которые эти деньги могут "прокрутить" и получить доход. Сложившаяся проблемная ситуация подлежит разрешению на общем социально-экономическом фоне, черты которого не позволяют надеяться на улучшение ресурсного обеспечения социально-культурной сферы за счет государственных средств. Необходимо радикальное изменение системы государственного управления, изменение ее материальной, технической и кадровой базы. Особого внимания здесь требуют именно те области, где отсутствует платежеспособный потребитель.

В настоящее время Нязепетровский район имеет развитую сеть учреждений культуры и искусства с хорошей материальной базой и высоким уровнем специалистов.

Как орган управления культурой в городе, отдел решает вопросы обеспечения жизнедеятельности учреждений по всем направлениям.

Отдел культуры осуществляет управление в области культуры, искусства, организации предоставления дополнительного образования детям, охраны историко-культурного наследия.

Сфера культуры Нязепетровского муниципального района остается значимой составной частью социальной сферы района. Учреждения культуры выявляют, сохраняют и развивают духовную самобытность и уникальность своей «малой Родины», создают условия для самореализации и развития личности.

В функции работников отдела культурно-массовой работы входит выполнение сложных аналитических работ, подготовка управленческих решений в различных сферах деятельности, кураторская деятельность, подготовка и организация проводимых выставок, смотров, конкурсов, фестивалей и прочие от городского до всероссийского масштаба.

Управление деятельностью Отдела культуры осуществляет руководитель (начальник), который является должностным лицом местного самоуправления и несет персональную ответственность за решение вопросов местного значения Нязепетровского муниципального района в сфере культуры.

Начальник отдела культуры (лицо принимающее решение) - Гордеева Елена Викторовна. Ей присущи следующие индивидуальные черты: оригинальность и гибкость мышления, творческое воображение, целеустремленность.

В ведении Отдела культуры находятся муниципальные учреждения:

муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система».

муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная информационно- библиотечная система»,

муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музейно-выставочный центр»,

муниципальное бюджетное учреждение культуры «Экспертно-методический центр»,

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств».

В результате анализа культурной сферы выявлены следующие проблемы:

.Систематическое недофинансирование библиотек, что приводит к ухудшению качества библиотечного фонда (при нормативе обновления литературы 10% в год фактически - 0,9%), низкому уровню технической оснащенности библиотек (отсутствие выхода в Интернет).

.Недостаточность средств, выделяемых из бюджета на развитие культуры, которые покрывают лишь расходы на заработную плату работников и коммунальные расходы.

. Устаревание оборудования, музыкальных инструментов учреждений дополнительного образования.

. Моральное и физическое устаревание экспозиции музея, не обновляемой в течение длительного времени.

. Низкий уровень заработной платы работников отдела культуры

Разработка управленческого решения - это процесс выбора приемлемых мероприятий из определенного заданного множества, так и процесс разработки мероприятий, которые не были заданы ранее. Процесс принятия решений представляет собой сбор и обработку информации, юридическое оформление акта решения, согласование и утверждение мероприятий.

Рассмотрим этапы разработки управленческого решения на устранение данных проблем:

этап - Идентификация проблемной ситуации

Определение проблемы1.Тип решаемой проблемы:выявленные проблемы относятся к функциональным.1.1.Рассматриваемые проблемы относятся к функциональнымимеется потенциальная возможность более качественного предоставления услуг в сфере культуры.2.Симптомы проблемы:рассогласование между существующим уровнем качества библиотечного фонда и желаемым, оснащением музыкальных инструментов, 2.1.Изношенность библиотечного фондаимеются резервы пополнения библиотечного фонда2.2.Устаревание оборудования, музыкальных инструментов, музейных композицийимеются резервы обновления оборудования, музыкальных инструментов.3.Причины возникновения проблемы:недостаточное финансирование3.1.Причины первого уровня1.недостаточное финансирование за счет средств бюджета района 2. нет спонсорской поддержки 3. не осуществляется приносящая доход внебюджетная деятельность3.2.Причины второго уровня, сгруппированные по отношению к причинам первого уровня1. утвержденная смета расходов и плана работы учреждения меньше требующейся суммы 2. предприятия и индивидуальные предприниматели района не заинтересованы в оказании спонсорской помощи учреждению культуры 3.нет оформленной правовой основы занятием внебюджетной деятельностью4.Управляемые факторы (на основе дерева причин проблемы)необходимо осуществить следующие действия:4.1.смета расходовзаложить расходы на обновление объектов культуры в смету (может и выделят деньги)4.2.помощь спонсоровв районной газете «Нязепетровские вести» опубликовать статью о деятельности отдела культуры, его достижениях и попросить спонсорской помощи или разослать подобные письма в адрес руководителей предприятий и индивидуальным предпринимателям4.3.внебюджетная деятельностьразработать Положение о приносящей доход внебюджетной деятельностиОпределение внешней среды проблемы1.Факторы внешней среды, влияющие на решение (на основе дерева причин проблемы).1.Экономическая нестабильность 2. Низкий уровень доходов местного бюджета 3.Социально-экономическое положение муниципального предприятия2.Тип внешней среды решения (условия определенности, неопределенности, риска).2.1.Условие неопределенностиимеется неопределенный риск достижения желаемого результата возможности получения денежных средств за счет средств бюджета района или спонсорской помощи2.2.Условие рискаимеется риск осуществления внебюджетной деятельности в виде получения убытков3.Природы, источники возникновения и диапазон возможных значений факторов неопределенностив виду нестабильной социально-экономической ситуации в районе возможно недофинансирование из бюджета, неполучение спонсорской помощи или же получение убытков от внебюджетной деятельности.

Второй этап - Целевая ориентация решения

Постановка цели решения1.Формулировка цели, решающей проблему (преодоление проблемной ситуации).Целью управленческого решения является повышение качества предоставления услуг культурной сферы населению района и обеспечение достойного уровня заработной платы работников культуры.2.Построение дерева целей.2.1.Цель 1Повышение качества материалов и объектов культурной сферы2.1.1.Показатели1.Обновленный библиотечный фонд, 2.Пополнение детской музыкальной школы инструментами2.2.Цель 2Социальная цель: максимальная социальная адаптация2.2.2.ПоказателиДоведение финансирования учреждений культуры до нормативного уровня, предусмотренного ФЗ «О культуре». 1.Обеспечение достойного уровня заработной платы работников культуры. 2. Пополнение штата сотрудникамиОпределение критериев и показателей оценки решения1.Определение количественных и качественных показателей оценки решения (в рамках каждой цели) и их изображение на дереве целей.Цель 1Необходимо пополнение и обновление библиотечного фонда минимум на 10% от имеющегося объема, музыкальных инструментов - на 25%, музейных экспонатов - на 20%.Цель 2Уровень заработной платы работников культуры является одним из самых низких в бюджетной сфере. По данным Росстата за 2011 г., размер средней заработной платы по экономике России в целом составил 24467 руб. в месяц, в то время как средний размер зарплаты в учреждениях культуры субъектов Российской Федерации - 10518 руб. Необходимо повышение заработной платы работников культуры до уровня размера средней заработной платы в экономике России. Тогда будет возможным привлечение в данную сферу молодых специалистов.2.3.Определение сравнительной значимости целей и показателей2.3.1.Определение сравнительной значимости (веса) целей, в долях единицыЦели Оценки целей Нормированные оценки Сумма Вес Цель 1 Цель 2 Цель 1 Цель 2 Цель 1 1 2/5 0,29 0,29 0,58 0,29 Цель 2 5/2 1 0,71 0,71 1,42 0,71 Сумма 3,5 1,4 1 1 2 1 2.3.2.Определение сравнительной значимости (веса) показателей, характеризующих степень достижения 1-й цели, в долях единицыЦели Оценки целей Нормированные оценки Сумма Вес П1.1 П 1.2 П 1.1 П 1.2 П1.1 1 2/5 0,29 0,29 0,58 0,29 П 1.2 5/2 1 0,71 0,71 1,42 0,71 Сумма 3,5 1,4 1 1 2 1 2.3.3.Определение сравнительной значимости (веса) показателей, характеризующих степень достижения 2-й цели, в долях единицыЦели Оценки целей Нормированные оценки Сумма Вес П2.1 П 2.2 П 2.1 П 2.2 П2.1 1 3/2 0,6 0,6 1,2 0,6 П 2.2 2/3 1 0,4 0,4 0,8 0,4 Сумма 1,67 2,5 1 1 2 1 2.3.4.Определение сравнительной значимости (веса) показателей в общей системе оценки решения, в процентах№ п/п Показа-тель Результат расчета веса в п.2.3.2-2.3.3 Результат расчета соответ-ствующей цели в п. 2.3.1 Сравнительная значимость показателя (3х4 х 100%) 1 2 3 4 5 1. П 1.1 0,29 0,29 8% 2. П 1.2 0,71 0,29 21% 3. П 2.1 0,6 0,71 43% 4. П 2.2 0,4 0,71 28% Итого 100%

Определение альтернатив1.Формулировка исходного множества альтернатив.1.заложить расходы на обновление объектов культуры и повышение заработной платы работников в смету 2.рассчитывать на спонсорскую помощь 3.вести внебюджетную деятельность и получать доходы 4. ничего не делать2.Определение множества допустимых решенийИсключена альтернатива 2: неудовлетворительное финансовое состояние предприятий района не позволяет рассчитывать на спонсорскую помощь с их стороны Исключена альтернатива 4: должность начальника отдела муниципальной организации не позволяет ничего не делать, иначе глава администрации его сменит.3.Определение значений выбранных для оценки каждой альтернативы показателей3.3.1.Показатель 1Заработная плата работников отдела культурыЗначение для альтернативы 1Если смета расходов будет утверждена в полном объеме, то удастся повысить уровень заработной платы работников до 24 400 руб, то есть увеличить вдвое (вероятность 0,5).Значение для альтернативы 2В условиях неопределенности невозможно точно спрогнозировать результат. В состав средств от приносящей доход деятельности учреждения (в соответствии с Положением о внебюджетной деятельности) входят: -средства, поступившие от основной уставной деятельности - оказания платных услуг, благотворительные взносы и поступления в денежном и натуральном выражении и другие целевые средства и безвозмездные поступления; средства, полученные от предпринимательской деятельности Учреждения; - средства, поступившие во временное распоряжение Учреждения; - средства, полученные от государственных внебюджетных фондов; - средства, полученные в иностранной валюте. средства, полученные от предпринимательской деятельности, включают в себя средства, полученные от: - реализации и сдачи в аренду основных фондов и имущества Учреждения; - торговли покупными товарами, оборудованием; - оказания посреднических услуг;- долевого участия в деятельности коммерческих предприятий, организаций. Например, в фойе дома культуры или музея можно установить автомат по продаже кофе, чая; детской школы искусств - организовать продажу канцтоваров) средняя стоимость сдачи в аренду 1м2 в районе составляет 700 руб. Выручка составит: 3 объекта*700*6м2 = 12600 руб/месяц.) Любые платные формы культурной деятельности Учреждения, в том числе и предпринимательская деятельность, не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие, совершенствование и нужды обеспечения Учреждения.3.3.2.Показатель 2Количество работниковЗначение для альтернативы 1Рост заработной платы в сфере культуры сделает более привлекательным этот сегмент рынка труда, тем более что уровень заработной платы будет гарантированным.Значение для альтернативы 2Повышение заработной платы в сфере культуры может быть значительным в случае, если внебюджетная деятельность будет приносить существенную прибыль, и как следствие будет больше желающих работать в данной сфере.Оценка альтернатив1.Отбор эффективных альтернатив. 1альтернативаОтдел культуры использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Заложенные в смете расходы должны быть понесены ровно в той сумме, в которой они отражены. В смете доходов и расходов Отдела культуры должны быть отражены все доходы и расходы Отдела культуры, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от оказания платных услуг. 2 альтернативаСредства от осуществления внебюджетной деятельности расходуются: - на установление единовременных или постоянных выплат, доплат и надбавок в процентах и фиксированных суммах за высокие творческие показатели и производственно-хозяйственные достижения в работе членам трудового коллектива, а также привлекаемым на договорных началах частным лицам, участвующим своим трудом в сфере оказания платных услуг Учреждением. Кроме того, средства могут расходоваться на премиальное вознаграждение, оказание материальной помощи членам трудового коллектива (в соответствии с Положением об оплате труда). - на нужды обеспечения, развития и совершенствование основной уставной деятельности (расходование осуществляется по статьям бюджетной классификации в соответствии со сметами расходов), в том числе на укрепление материально-технической базы, реставрацию музейных фондов, приобретение оборудования, инвентаря, реквизита, аппаратуры, музейных экспонатов для пополнения музейных фондов.2.Выбор метода сравнения альтернативМетод многокритериальной оценки Показатель Альтернатива Показатель1 Показатель 2 1 Увеличение вдвое (вероятность 50%) Привлечение в сферу работников культуры 2 Увеличение более чем в 2 раза (вероятность 70%) Привлечение в сферу работников культуры и прочих для осуществления внебюджетной деятельности Значимость показателей 70% 30% Более значимым является 1 показатель (заработная плата), его наибольшая величина достигается при 1 альтернативе действий. Оценим показатели по 10-балльной шкале:10 баллов - отлично 8 - хорошо 6 - удовлетворительно 4 - плохо 2 - очень плохо

Четвертый этап - Принятие решения

4.Выбор альтернативы1.Расчет и сравнение значений выбранных критериев для каждой альтернативы с учетом различной значимости.Построим дерево решений: Цель - увеличение заработной платы работников культуры и пополнение штата новыми сотрудниками 1.1.Решение первого уровня: заложить дополнительные денежные средства на финансирование соответствующих расходов в смету расходов. Результат: вероятность утверждения сметы 50% 1.2.Решение первого уровня: разработать Положение о внебюджетной деятельности и начать вести деятельность, приносящую доход. Результат: 1. С вероятностью 70% получение прибыли, покрывающей все необходимые запланированные расходы. 2. С вероятностью 25% прибыль может не покрыть запланированных расходов, но размер бюджетного финансирования сохранится на прежнем уровне. 3. С вероятностью 5% - получение убытков от внебюджетной деятельности (низкий показатель вероятности данного события объясняется тем, что руководитель отдела культуры будет действовать очень осторожно, чтобы не допустить убытков, так как рискует своей должностью).2.Обоснование выбора наилучшей альтернативы.Лучшей признается альтернатива, которая с наибольшей вероятностью позволит достичь поставленной цели - это альтернатива 2 - Разработка Положения о внебюджетной деятельности и начало ведения деятельности, приносящей доход.3.Анализ чувствительности выбора к изменению факторов

Пятый этап - Организация и контроль выполнения решения

Организация выполнения решения1.Утверждение решения у руководства и согласование решения с исполнителями и руководителями других служб и подразделений Приказ в форме разработки Положения о внебюджетной деятельности, затем - приказ в форме утверждения данного положения в администрации Нязепетровского муниципального района. Согласовываться распоряжение будет с юристом, экономическим отделом и бухгалтерией2)Составление матрицы распределения полномочий и ответственности, мотивация исполнителей («И» - исполнитель, «О» - организатор, «Р» - контролёр, «С» - необходимо согласование, «-» - не принимает участия в работеРаботы Нача-льник отдела Юрист Экономи-ческий отдел Главный бухгалтер 1.Разработка Положения о внебюджетной деятельности О И С С 2.Утверждение Положения И С - - 3.Составление организацион-ного плана деятельности С - И С 4.Утверждения плана деятельности И С - - 3.Разработка плана реализации решения. 4.Мотивация исполнителей.№п/п Мероприятие Срок исполнения Ответственный 1. Разработка Положения о внебюджетной деятельности Январь 2013 Юрист 2. Утверждение Положения 1-10 февраля 2013 Начальник отдела культуры, юрист, главный бухгалтер 3. Сформировать организационный план деятельности февраль 2013 Главный бухгалтер, экономический отдел 4. Согласовать план с руководством Март 2012 Главный бухгалтер, экономи-ческий отдел № п/п Характеристика мотивационного механизма Ориентировочная сумма затрат, тыс. руб. 1. Премирование за достижение положительных результатов Описание: Премия в размере 10% от прибыли 35 тыс. руб. 2. Учет работы по реализации решения при будущих кадровых решениях. Описание: разработка данного решения будет учитываться в качестве опыта 0 руб. 3. Стабильное повышение оплаты труда успешно справившимся с реализацией решения. Описание: рост оплаты труда на 5% ежегодно в зависимости от выполнения плана. 50 тыс. руб. в год Контроль выполнения решения1.Измерение результатов реализации решения. 2.Сравнение фактических и ожидаемых результатов реализации решения. 3.Оценка эффективности решения№п/п Название индикатора (показателя) Минимально допустимое значение Оптимальное значение Максимально допустимое значение Периодичность контроля 1. Рост внебюджетных доходов 10 000 300000 - Раз в год 2. Сниже-ние текучести кадров 1 0 - Раз в месяц 3. Обновление инвента-ря 30000 100000 - Раз в квартал Положение о внебюджетной деятельности позволит отделу культуры осуществлять деятельность, приносящую доход и направлять денежные средства на покрытие текущих расходов, развитие организации, повышение заработной платы сотрудников. Если поставленные цели не будут достигнуты, то возникнет необходимость принятия нового управленческого решения. Одним из методов оценки эффективности управленческого решения является метод «затраты - прибыль», при котором эффективность количественно характеризуется получаемой прибылью на единицу затрат. При этом под прибылью понимается некоторая совокупность критериев, характеризующих то или иное решение, причем не обязательно экономической природы, например, социальная значимость проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях российской экономики разработка эффективных решений является основополагающей предпосылкой обеспечения конкурентоспособности продукции и самой организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-политических отношений на предприятии, создания положительного имиджа.

Управленческое решение - это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели. Управленческое решение составляет основу процесса управления. Управлять - это значит решать.

Система принятия управленческого решения опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы.

Сущность государственного и муниципального управления как вида деятельности может быть раскрыта как система мер целенаправленного воздействия общества в целом и государства как главного субъекта управления на реализацию жизненных сил местных сообществ, рациональное использование имеющихся здесь ресурсов (природно-географических, экономических, хозяйственных, социальных, духовных).

Относительно функционального назначения, государственно-муниципальное управленческое решение можно определить как фиксированный акт «управленческий акт», выраженный в письменной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации; а импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

На предприятии каждый день приходится принимать какие-либо решения, будь то повседневные или неожиданные проблемы, грамотный руководитель должен не бояться этих проблем, а спокойно изучать и решать их.

При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск. Риск относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результат. По сути дела, решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску, которые классифицируются как условия определенности, риска или неопределенности.

Уровень определенности при принятии решений зависит от внешней среды. Он увеличивается при наличии твердой правовой базы, ограничивающей количество альтернатив и снижающей уровень риска.

При принятии управленческих решений в условиях риска необходимо проводить анализ рисков. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом.

Основные приемы при принятии управленческих решений в условиях риска:

избежание риска - уклонения от мероприятия, связанного с риском;

удержание риска - оставление риска за инвестором (предполагая покрытие возможных убытков за счет резервных средств инвестора);

передача риска - передача ответственности за риск, например,страховой компании;

снижение степени риска - уменьшение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема.

Принципы выбора наилучшего решения в ситуациях неопределенности:

) Отказ от спонтанного принятия решений;

) Соответствие допустимому уровню риска;

) Обеспечение сопоставимости показателей оцениваемых управленческим решением;

) Выделение приоритетных критериев оценки различных проектов;

) Обеспечение сбалансированности реализуемых предприятием (организацией) проектов по жизненным целям и доходности.

Отрасль экономики, в рамках которой функционирует предприятие также влияет на процесс управления этим предприятием и все управленческие решения, принимаемые руководством.

Например, в сфере промышленного производства на принятие управленческих решений влияют факторы; демографические и экономические; политическая стабильность; налоговая политика и поощрение экономического развития; материально-техническая база.

В сфере услуг на принятие управленческих решений оказывают влияние: социально-культурная среда; месторасположение предприятия; потребности и желания потребителей; сезонность.

В системе государственного муниципального управления решение делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.

Предметом исследования курсовой работы является технология разработки управленческого решения в отделе культуры администрации Нязепетровского муниципального района по вопросам финансового обеспечения.

Финансовое обеспечение расходов Отдела культуры осуществляется за счет средств бюджета района, в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой начальником Отдела культуры.

В результате систематического недофинансирования в отделе культуры образовались следующие проблемы:

ухудшение качества библиотечного фонда;

устаревание оборудования, музыкальных инструментов учреждений дополнительного образования;

) моральное и физическое устаревание экспозиции музея, не обновляемой в течение длительного времени;

) низкий уровень заработной платы работников отдела культуры.

Для решения данных проблем были рассмотрены следующие альтернативы действий: суммы заложить в смету расходов и надеяться на то, что бюджет их профинансирует; рассчитывать на спонсорскую помощь, осуществлять приносящую доход внебюджетную деятельность или же ничего не предпринимать.

В результате сравнения и анализа данных альтернатив была выбрана оптимальная, при реализации которой риск возникновения потерь минимальный, и в результате будут решены выявленные проблемы.

Управленческое решение, направленное на устранение данных проблем - разработка Положения о внебюджетной деятельности и организация данной деятельности. Данные виды деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие, совершенствование и нужды обеспечения Учреждения, поэтому не противоречат законодательству.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Башкатова, Ю. И. Управленческие решения: учебное пособие по изучению дисциплины, руководство, практикум, тесты и учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2005. - 184 с.

Воробьев, С.Ю. Проблемы принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности (Электронный ресурс) /- Режим доступа: #"justify">Герчикова, И. Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений (Электронный ресурс)/- Режим доступа: #"justify">Зайцев, М. Г., Варюхин, С. Е. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы: учебное пособие.-2-е изд., испр.- М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008 - 664 с.

Зыкова, М. Е. Формирование и реализация управленческих решений в системе государственного и муниципального управления (Электронный ресурс) /- Режим доступа: #"justify">Иванов, В. Н., Основы социального управления (Электронный ресурс) / - Режим доступа: #"justify">Кулабухов, А.В., Андросова, И.О. Модель структуры сети муниципальных учреждений культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005- № 6 - С.8-14

(Электронный ресурс) /- Режим доступа: #"justify">Карданская, Н.Л. Принятие управленческого решения - М.: ЮНИТИ, 1999. - 407 с.

Колпаков, В. М., Методы управления (Электронный ресурс) / - Режим доступа: #"justify">Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Данилочкиной Н.Г. - М: Аудит, ЮНИТИ, 2001. - 279 с.

Общая схема выработки и принятия управленческих решений (Электронный ресурс) / - Режим доступа: www.elitarium.ru

Отдел культуры (Электронный ресурс) / - Режим доступа: #"justify">Разработка и реализация управленческих решений (Электронный ресурс) / - Режим доступа: #"justify">Петухов, О. Н., Управленческие решения: учебное пособие/ О. Н. Петухов; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во томского политехнического университета, 2011. - 97 с.

Плетнев, Д. А., Разработка управленческого решения: структурно-логические схемы, методические указания, 2008. - 101 с.

Положение об Отделе культуры администрации Нязепетровского муниципального района (Электронный ресурс) / - Режим доступа: #"justify">Смирнов, Э. А. Управленческие решения. - М.: ИНФРА - М. 2009 - 264 с.

Теория и методы принятия решений. Ларичев О.И. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2006. - 296 с.

Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений (Электронный ресурс)/- Режим доступа: #"justify">Трофимова, Л. А. Управленческие решения (методы принятия и реализация): учебное пособие/Л.А. Трофимова, В. В. Трофимов. - СПб.: Изд-во - СПбГУЭФ, 2011. - 190 с.

Юкаева, В. С. Управленческие решения: Учеб. пособие. - М.: Издательский дом «Дашков и К°», 2009. - 292 с.

ГЛОССАРИЙ

Дерево решений - это схематичное представление проблемы, используется для выбора наилучшего направления действий.

Индикатор проблемы - достижение одним или несколькими параметрами эффекта критического значения.

Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Принятие решения - это выбор из возможных вариантов действий.

Проблема - ситуация, когда поставленные цели не достигнуты: или же в качестве проблемы рассматривают существующую потенциальную возможность. Осознание проблемы возникает при определенном критическом значении рассогласования между существующим и желаемым значениями эффекта. Это критическое значение определяют для каждой конкретной ситуации, используя типовые представления.

Лицо принимающее решение (ЛПР) - это индивид или группа индивидов, которые производят выбор определенной альтернативы в качестве решения и несут ответственность за последствия реализации данного решения.

Похожие работы на - Технология разработки управленческого решения в отделе культуры администрации Нязепетровского муниципального района

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!