Этика управления государственных служащих

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    0
  • Опубликовано:
    2017-06-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Этика управления государственных служащих

Введение

Актуальность проблемы. Проблемы этики государственных и муниципальных служащих и практические аспекты, связанные с этим, в последнее время, являются традиционными объектами для изучения в рамках реорганизации систем государственного и муниципального управления.

Они привлекают внимание экспертов, управленцев, философов, педагогов и других, прежде всего, своей многоаспектностью, а также все еще малой эффективностью их разрешения.

Между тем, стало уже ясно, что именно разрешение проблем, связанных с практическим внедрением этики государственных и муниципальных служащих в жизнь, способно оказать значительное влияние на процессы управления и на государственном, и на региональном, и на муниципальном уровне. этика управление государственный муниципальный

На первый взгляд, в рамках указанного предметного поля не осталось вопросов, не охваченных исследованиями ученых. Представляется вполне очевидным, что существует целый ряд проблем, связанных с формированием этики государственных и муниципальных служащих, оставшихся еще мало изученными. Естественно, что они также привлекают внимание современного исследователя своей актуальностью. При постановке проблемы этики государственных и муниципальных служащих и рассмотрении ее практических аспектов, следует, на наш взгляд, обратить внимание не только на традиционно упоминаемые проблемы и сложности, но и на те, что актуализируются сегодня, уже с учетом имеющихся достижений, а также с учетом достижений современного управления.

Важной стороной данной проблематики является общественное мнение по этическим вопросам и реальный социальный статус государственных и муниципальных служащих, уже существующий в обществе. Рассогласование между задачами государственного и муниципального управления и существующим общественным мнением о государственной и муниципальной службе нередко снижает эффективность принимаемых управленческих решений.

Кроме того, особого внимания требуют вопросы регулирования отношений государственных и муниципальных служащих с другими социальными институтами нашего общества, включая население, бизнес. Это направление является, в рамках рассматриваемой проблемы, одним из наиболее актуальных сегодня.

Еще одним важным направлением является подготовка управленческих кадров, с учетом современных требований. Иногда приходится сталкиваться с мнением, что «самые-самые» кадры должны быть в бизнесе. Однако, формирование эффективных управленческих команд с сфере государственного управления - важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики.

Разработанность темы исследования. Методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры: Гусейнов А.А., Золотухина-Аболина Е.В., Ионова А.И., Кибанов А.Я., Омельченко Н.А., Осипова И.Н.

Объект исследования курсовой работы - государственные служащие Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области.

Предметом исследования выступают этика и этикет государственного служащего.

Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Задачи курсовой работы:

определить понятие и основы этики;

-охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего;

-проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего;

-определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Структура курсовой работы включает в себя введение, пять глав, заключение и список использованных источников.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован метод анализа научной, исторической и современной литературы по данной проблеме. Анкетирование респондентов и опрос респондентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации могут быть применены в практической деятельности, при разработке методов и алгоритмов формирования программ повышения этики государственных служащих.

1. Теоретические аспекты изучения этики управления государственных и муниципальных служащих

1.1 Понятие этики управления

Этика берет свои начала со времен Аристотеля. Основой этики являются моральные нормы, которые основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

Этика (греч. ethika, от греч. ethos - привычка, нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях. В последние годы наметился поворот к прикладной этике (биоэтика, этика науки, этика бизнеса), то есть к «профессиональной этике» .

Если говорить об этике менеджмента, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания - цели и средства, используемые для их достижения теми и другими.

Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной. Причинами этого являются:

. Менеджер служит примером отношения к своим служебным обязанностям для рядовых сотрудников и других менеджеров; нарушение им этических норм может быть воспринято рядовыми сотрудниками как своего рода «сигнальная ракета» - можно делать то, что нельзя. И, поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны служат дурным примером в большей степени, нежели подобные же действия рядового сотрудника.

. Любое действие, поступок менеджера имеют не только сиюминутный эффект. Своими этичными (или неэтичными) действиями, в течение некоторого времени, он формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей (клиентов или покупателей), поставщиков и даже конкурентов.

Выполняя воспитательную роль, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продукции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов «менеджер - подчиненный». Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, деловыми партнерами. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и у партнера. В конце концов, от нас самих зависит, каким языком разговаривают с нами люди.

Этичность действий работников определяется двумя группами факторов:

. Комплекс этических устоев, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что есть добро и что есть зло, то есть свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу он не выполнял.

. Требования, которые приданы человеку извне: это может быть этический кодекс организации, где человек работает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера более высокого уровня.

Более частным понятием является этикет.

Этикет (от фр. ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) .

Особое место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Если нарушаются нормы поведения в быту или в обществе, то есть риск потери в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.

Менеджеру важно владеть правилами этикета, ибо служебный этикет регламентирует поведение людей и при личных контактах в текущей работе - разговорах по телефону, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведении различных официальных мероприятий - приемов, презентаций. Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; приветствия, знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобрения и упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др.

Итак, этикет предполагает знание определенных правил и норм поведения. Тот, кто владеет этими правилами, никогда не окажется в затруднительных ситуациях. Он всегда будет знать, как с честью выйти из любого сложного положения - для этого достаточно поступать по этикету.

Сфера деятельности менеджера - организация, трудовой коллектив. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Контроль за соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Выход один - в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе.

1.2 Особенности этики управления государственных и муниципальных служащих

Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение.

После принятия в 1995 году федерального Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» понятие «государственный служащий» приобрело достаточно определенное содержание.

Государственный служащий должен обладать следующими качествами: компетентностью, организаторскими способностями, для развития и совершенствования которых общество должно создавать необходимые условия, постоянным занятием только государственной службой (без отвлечения на политику, предпринимательство и другие аналогичные виды деятельности), четкостью и дисциплинированностью в работе.

Приоритетными же качествами являются: умение анализировать; политическая и социальная эрудиция; творческий подход; коммуникабельность; объективность; корректность, порядочность, сопротивляемость стрессам и разочарованиям .

Этика государственной службы как один из видов профессиональной этики представляет собой кодекс поведения, предписывающий определенный тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности.

Все многообразие видов и содержания деятельности государственных служащих объединяет призвание обеспечить поддержку конституционного строя, соблюдение Конституции РФ и федеральных законов. Принцип законности, верховенства Конституции и федеральных законов над иными нормативными актами и должностными инструкциями выступает важнейшим этическим принципом деятельности государственного служащего.

Одним из фундаментальных принципов этики государственной службы и важнейшим компонентом нравственной оценки деятельности чиновника является сформулированный еще древними римлянами принцип: «Справедливость есть основа государственного строя».

Государственный служащий, осуществляя служебные функции, обязан руководствоваться моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая свои собственные интересы с общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности.

Основу нравственной оценки деятельности государственных служащих составляют принципы законности, справедливости, гуманизма, неподкупности и ответственности. Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран, выражая существо требований к нравственному содержанию деятельности как всего института государственной службы, так и каждого чиновника, определяя жизнеспособность и характер реального функционирования этого института. Нарушение этих принципов ведет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности.

Пресечение фактов безнравственности должностных лиц отвечает социальным ожиданиям граждан и требует принятия жестких и эффективных мер по их преодолению и предупреждению.

К личности государственного служащего государственная служба предъявляет разнообразные требования в зависимости от занимаемой должности, характера и содержания выполняемой им работы. Это довольно широкий набор нравственных качеств, норм и принципов морали, из которых складывается нравственная культура и этический уровень служащего.

Профессиональный этический облик государственной службы составляют общечеловеческие и специфические качества. Так, плодотворная служба требует в процессе общения между служащими наличия отношений взаимной честности и правдивости. Это одна из основных норм профессиональной этики государственного служащего. Честность и правдивость должны помочь государственному служащему быстрее и эффективнее находить контакт и взаимопонимание с людьми, разбираться в мотивах их поступков и действий, улавливать настроение и понимать их психологию.

Вместе с тем честность и правдивость тесно связаны с другими нормами профессионального этического кодекса государственного служащего - его доброжелательностью, чуткостью и отзывчивостью.

Любому государственному служащему приходится поступать в соответствии с данными этическими нормами практически повседневно. Часто одной только логики, одного только оперирования фактами и аргументами для правильных умозаключений бывает мало. Нужны человечность и доброжелательность. Только при этом возможно наиболее полное понимание ситуации.

Замечательным качеством государственного служащего является скромность, исключающая самодовольство, зазнайство, высокомерие. Скромность проявляется в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав. Он добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким их недостаткам и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Для государственного служащего совершенно недопустимы чрезмерная самоуверенность, нетерпимость по отношению к товарищам, подчиненным и посетителям. Скромность госслужащего в общественной и личной жизни - одно из важнейших требований нравственности современного чиновника новой России.

Каждый государственный служащий должен отличаться и подлинной искренностью - важнейшим моральным качеством, характеризующим личность и ее поступки, делать и говорить то, в правильность чего он верит, действовать из тех соображений, в которых он готов признаться самому себе и другим. Искренность противоположна лицемерию и обману, попыткам создать неправильное впечатление о мотивах, которыми человек руководствуется .

Более того, государственному служащему в большей степени, чем представителю какой-либо другой профессии, должно быть абсолютно чуждо такое качество, как чванство. Оно выражается в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту.

Нетерпимо в государственном служащем и такое качество, как высокомерие, характеризующееся неуважительно-презрительным, надменным отношением к другим людям, связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием.

В государственном работнике непозволительно и честолюбие, проявляющееся как мотив действий, которые совершаются лишь ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной деятельности. Честолюбие сходно с тщеславием, но в отличие от тщеславия честолюбие связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ним почести и правительственные награды.

Одним из важнейших качеств государственного служащего является доступность. Это значит быть постоянно готовым к общению с людьми, готовым внутренне, по убеждению, а не по формальной обязанности. Доступный государственный служащий не упустит случая, чтобы выслушать добрый совет, дельную критику, уловить настроение. И, если кто-то настаивает на встрече с ним, у него нет и не может быть причин, которые могли бы заставить его отказаться от этой встречи. Исключение - отсутствие практической возможности у государственного служащего высшего звена повстречаться со всеми желающими. Но и эти руководители, несмотря на всю свою занятость, должны находить возможность регулярно встречаться с людьми, и не только во время очередного личного приема, интересоваться, чем они живут.

Большое значение имеет еще одна способность государственного служащего - умение слушать. Это значит не только не перебивать собеседника, но уметь сопереживать. В момент разговора он живет проблемами собеседника, а внутренние проблемы работника, даже если они неизмеримо более значительны и серьезны, чем те, которые обсуждаются в беседе, в его собственном настроении должны быть нейтрализованы.

Не менее важное место в характере госслужащего занимает корректность в обращении. По сути дела, это выражение таких внутренних личных качеств, как самообладание, выдержка, уравновешенность. В самых различных ситуациях корректность способствует достижению лучшего взаимопонимания, лучшего контакта с людьми, с которыми приходится решать любые вопросы.

Надежным критерием моральных качеств служащего выступает его авторитет. Он не приходит с должностью. Его истоки - глубокое знание дела, упорный труд, высокие нравственные достоинства: честность и правдивость, скромность и простота, высокая требовательность к себе и другим, развитое чувство долга и ответственности.

Государственный служащий должен научиться хорошо разбираться в людях, и в первую очередь в своем непосредственном окружении. Подхалимство, лесть, неумеренное восхваление часто кружат голову незрелым руководителям, мешают им правильно, критически оценивать обстановку и результаты своей деятельности.

В силу того, что деятельность государственного служащего связана с активным общением с людьми, ему необходимо создать себе такой имидж, чтобы с ним было приятно общаться, находиться рядом. Это достигается доброжелательностью, приветливостью и оптимистичностью.

Однако положительный образ государственного служащего складывается не только из умения обращаться с людьми, но и из внешнего облика, речи, манеры поведения в целом.

Любая деталь одежды, от обуви до галстука, должна гармонировать с остальными и содержаться в безупречном виде: ботинки начищены, складки на брюках или юбке тщательно отутюжены, на галстуке - никаких пятен.

Прежде всего, одежда служащего должна соответствовать основному назначению его деятельности/быть функционально целесообразной, удобной для работы, не отвлекать внимания ни самого работника, ни окружающих от дела. Ее строгость, опрятность и элегантность должны символизировать надежность, стабильность, значимость и культуру государственной службы.

Деловой этикет не рекомендует служащему одеваться «с иголочки». Одежда должна быть удобной, «приношенной», не бросаться в глаза, что сегодня нередко случается, особенно после того как наши рынки стали наводняться ярким, а зачастую и безвкусным заграничным «ширпотребом».

Если говорить непосредственно о манере поведения, то начать нужно с взаимных приветствий. В условиях деловых отношений «первым здоровается тот, кто умнее и воспитаннее». Женщина в служебной обстановке имеет равные права и обязанности с мужчиной и потому может здороваться первой, не дожидаясь приветствия мужчины.

По правилам же этикета мужчине следует первому поздороваться с женщиной, более молодому человеку - со старшим, подчиненному - с руководителем. Мужчинам рекомендуется пожимать друг другу руки всегда, женщинам - по обоюдному согласию. Как правило, при приветствии первым руку подает вышестоящий по должности нижестоящему, старший по возрасту - младшему, женщина - мужчине.

Служащим часто приходится проводить прием посетителей. После того как посетитель войдет, руководитель или просто государственный служащий должен выйти из-за стола, поприветствовать вошедшего (познакомиться с ним), предложить сесть и только после этого занять место.

Не следует подавать посетителю руку сидя или через стол.

Любой мужчина, даже если он сидит в министерском кресле, должен при появлении женщины в его кабинете подняться и, выйдя из-за стола, ждать, пока она не представится и не подаст ему руку. Себя он может не называть, так как посетитель, разумеется, знает, к кому явился на прием, ему уже известны данные о руководителе .

Во время беседы необходимо внимательно слушать собеседника, не отвлекаться на телефонные звонки и просматривание бумаг, не поглядывать на часы. Хороший государственный служащий в часы приема попросит секретаря не беспокоить его даже телефонными звонками, чтобы дать возможность посетителю и себе сосредоточиться на поднимаемом вопросе.

Первым заканчивает беседу тот, к кому пришли на прием. Поднявшись, он дает понять, что встреча завершена, и, как правило, резюмирует: «Итак, мы с вами договорились...».

В ходе делового общения постоянно приходится пользоваться телефоном. Разговор по служебному телефону должен быть коротким, вежливым и только по существу. Набрав номер и услышав, что трубку сняли, здороваются, интересуются, правильно ли сработала связь, называют себя и цель звонка, просят пригласить нужного человека или интересуются, может ли собеседник уделить внимание.

Существует правило, согласно которому при обрыве связи вновь набирает номер тот, кто звонил. Длительность разговора обычно определяет старший или начальник. Младшему не стоит первому прекращать разговор или прощаться. Он только должен уведомить старшего о том, что уже уяснил все вопросы, поднятые им.

Поскольку не все вопросы можно решить по телефону или лично, то в деловом общении нередко приходится прибегать к деловой переписке, которая требует отвечать на полученные письма желательно как можно скорее, не позднее чем через 3-5 дней после их получения.

Ответы на письма пишутся только на лицевой стороне листа. Если письмо не помещается на одном листе, то оно пишется на нескольких. При этом каждая страница, кроме первой, нумеруется арабскими цифрами.

Письмо должно быть напечатано без ошибок, помарок и исправлений. Складывается письмо текстом внутрь. Наиболее важные деловые письма следует не сгибать, а посылать их в большом плотном конверте, изготовленном типографским способом с соответствующими реквизитами.

Организация, в которой соблюдаются требования этики и этикета, правильного оформления служебных документов, приносит большое удовлетворение каждому сотруднику, а ее деятельность рассматривается людьми, обращающимися в такую организацию, как наиболее авторитетная.

Знание дела, любовь к работе, доброжелательное отношение к товарищам, подчиненным и посетителям - вот те главные качества, которые всесторонне характеризуют государственного служащего.

1.3 Этика государственного и муниципального управления в зарубежных странах

Целесообразно обратиться к опыту США относительно введения этической программы в системе исполнительной власти. С точки зрения административной этики нравственность понимается как личная честность, а в административном поведении - как почти универсальная норма, согласно которой публичная должность не может использоваться для личных корыстных целей.

Морально-ценностный требованиям общественного мнения в США предоставлен вид нормативных. Здесь действует разветвленная система специального «этического» законодательства, согласно которому и на основании которого создана и функционирует отдельная «этическая» государственная структура управления, которая призвана и регулировать, и расследовать и преследовать неэтичные действия государственных служащих. Введена или разрабатываются специальные процедуры решения «этических» дел и механизмы принудительного применения этических норм.

Представляет интерес опыт США по повышению этики государственной службы и борьбы с коррупцией. Публичная служба - это публичная доверие. Каждый служащий обязан ставить верность конституции, законам и этическим принципам выше частную пользу. Для того чтобы каждый гражданин мог быть уверенным в честности федерального правительства, каждый служащий должен уважать и соблюдать принципы этического поведения.

Законом 1978 г. о реформе государственного управления были предусмотрены меры по борьбе с коррупцией и повышение оперативности и эффективности деятельности правительственных учреждений. Основным принципом, который вводит этот закон, является конкурсный порядок назначений на государственные должности, причем единственные критерии отбора - достаточный опыт, уровень квалификации и честность.

В США законодательно государственному служащему запрещается принимать ценности за осуществление официальных действий, т.е. получать взятки, принимать официальное участие в деле, которое имеет для него определенный финансовый интерес, вести дело, которое не содержит коррупции, но может побудить к ней. Итак, есть круг принципиальных стандартов на случаи проявлений неэтичное поведение.

В 1989 г. конгресс США учредил управление государственной этики как отдельное учреждение в системе исполнительной власти. Руководит им директор, которого назначает на 5 лет президент по совету сената и по согласованию с ним. Здесь работает 85 сотрудников. Управление государственной этики обеспечивает управление этической программой в исполнительной власти. Эта система является децентрализованной, каждое учреждение и отделения отвечают за выполнение собственных программ этики.

Управление регулярно проводит учебно-тренировочные программы для тех, кто занимается вопросами этики в отделениях и учреждениях, издает специальную газету и методические рекомендации по различным вопросам, проводит ежегодные конференции по вопросам этики. Для получения информации используется электронная техника .

Управление государственной этики занимается следующими вопросами:

предоставляет информацию о финансовых дела сотрудников, а общественности - финансовые дела президента, вице-президента США и чиновников высокого ранга. Лицо, которое требует раскрытия финансовых дел названных выше чиновников, не должно давать никакого обоснования своего требования. Управление занимается вопросами предоставления финансовой информации относительно чиновников низшего ранга исполнительной власти, если их работа связана с контрактами, административными субсидиями, выдачей лицензий и др.;

участвует в процессе проверки сотрудников, которых назначает на должности президент США;

принимает участие в законотворческой деятельности. Управление имеет полномочия издавать постановления о рассмотрении конфликтов интересов, стандартов поведения, предоставление информации о финансовых дела сотрудников;

имеет полномочия требовать корректировать программы других учреждений по этическим вопросам, может рекомендовать принятие мер административного воздействия относительно конкретных работников;

в суде управление государственной этики представляет министерство юстиции.

В 1978 г. решением Конгресса США был создан пост генерального инспектора при государственных учреждениях и определены его полномочия:

выявлять и не допускать расточительства, мошенничества, злоупотреблений в государственных учреждениях; повышать эффективность управления и хозяйствования;

проверять законность выполнения государственными учреждениями своих обязанностей.

При федеральному правительству работают уже более 60 генеральных инспекторов. Генеральный инспектор получает плату от государственных учреждений. Однако он является относительно независимым, что обеспечивает отсутствие влияния и давления на него.

В Соединенных Штатах существуют гарантии защиты прав обличителя фактов неэтичное поведение или коррупции государственных служащих. Было создано бюро советника по специальным вопросам, главной задачей которого является защита прав работников государственных учреждений, которые публично заявляют о случаях обмана, расточительства и служебных злоупотреблений. В США публичное разоблачение махинаций на государственном уровне является общепризнанным и пользуется поддержкой государственных лидеров. Кроме того, Конгресс имеет возможность контролировать исполнительную власть через главное бюро финансового контроля.

Интересен опыт мероприятий, начатых в этой сфере правительством М. Тэтчер в Великобритании. Был установлен контроль над «эффектом витая двери», т.е. миграции работников между государственной службой и коммерческими структурами, а также над «эффектом челноков», т.е. переходом бывших высших служащих государственного аппарата после их отставки в фирмы той самой сферы, которую они недавно курировали. Эти «эффекты» стимулируют коррупцию, утечки в сферу бизнеса государственных секретов, подрывают принцип равенства условий на конкурсах за получение государственных заказов. Сейчас бывший служащий в течение лет после отставки для подобных перемещений должен получить санкцию соответствующих органов.

Власть должна всегда чувствовать, что ее контролируют, - главный принцип деятельности чиновников. На лицо, которое выполняет службу для правительства, возлагается огромная общественное доверие, потому что эта служба дает широкие возможности для злоупотреблений. Приходя на государственную службу, работник делает сознательный выбор и соглашается на строгое ограничение как в публичной, так и в частной деятельности. Чем выше должность, тем больше ограничений .

Этика государственного служащего - это система норм поведения, порядок действий и правил, взаимоотношений и принципов в государственно-служебных отношениях, которые представляют собой совокупность наиболее пригодных, глубоко осознанных и конкретизированных, принадлежащих данному обществу и являются нормами общечеловеческой морали.

Этика государственной службы тесно связана с социальной структурой конкретного общества и четко определяется ею. В этом, как правило, отражаются традиционные представления субъектов того или иного общества о статусе своего общества в целом, о преимуществе своей цивилизации и т.д. Вместе с тем этика государственной службы представляет собой объединение универсальных правил, которые применяются во всем цивилизованном мире.

Этика государственно-служебных отношений в широком понимании представляет собой практически-воспитательную и регулируемую силу. Через критический анализ морального сознания участников этих отношений, которая реально функционирует, выявляется степень соответствия существующих правовых и нравственных взаимоотношений.

Проблема профессиональной этики государственного служащего связана с тем, что его деятельность должна отвечать не только положениям Конституции и действующего законодательства, но и моральным принципам и нормам. При этом этический кодекс, которым государственные служащие должны руководствоваться не просто опирается на общепринятую мораль, но и конкретизирует ее требования в соответствии со спецификой служебной деятельности, неординарных обязанностей и полномочий, которые возлагаются на них. В этом и заключается сущность этики государственного служащего.

Моральные нормы являются универсальными нормами в регулировании общественных отношений, поэтому безусловно государственная служба неразрывно связана с нравственностью, этикой, моральным видом государственного служащего.

Основные этические требования, предлагаемые государственным служащим:

придерживаться принципов государственной службы;

честно служить и быть верным государству;

придерживаться высших моральных принципов;

ставить государственные интересы выше индивидуальные цели и задачи политических партий, других общественных организаций;

постоянно бороться с коррупцией в органах государственной власти;

никогда не принимать для себя и для членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

не использовать в корыстных целях служебное положение;

не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

не допускать в деятельности элементов дискриминации в отношениях с товарищами по службе, гражданами.

В зависимости от вида государственной службы до общепринятых моральных норм поведения государственного служащего прилагаются специальные нормы кодекса чести, например: этические требования, предъявляемые к судьям, военных, дипломатов, нарушение которых может повлечь дисциплинарную ответственность: выговор, увольнение, понижение в должности и т.д.

Этические требования к государственных служащих очень важны, так как они являются неотъемлемой частью программы социального управления, поэтому учета морально-психологического уровня развития общества влияет на выполнение управленческого решения, т.е. на эффективность государственной службы.

Моральные ценности и нормы, касающиеся государственной власти, ее институтов (государственной службы), представляют собой в совокупности этику государственного управления.

Этика государственного управления - это нормативная основа государственно-властной деятельности, что касается таких основных проблем управления: справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости.

Функционирование современного государственного аппарата невозможно представить без рационально разработанных, твердо установленных и обязательных формальных правил, без строгой профессионализации механизма управления. Инструментом и одновременно результатом такой профессионализации, в частности, стали государственные служащие, деятельность которых основывается на принципах профессиональной компетентности, иерархии и специализации функций. В данном контексте, естественно, возникает вопрос о соотношении профессионализма и нравственности.

Безусловно, государственный служащий несет личную ответственность за свои действия. Такая ответственность предполагает наличие у субъекта этой ответственности собственных морально-этических позиций и убеждений. С этой точки зрения профессионализм и эффективность деятельности государственного служащего и является показателем его нравственности, верности своему профессиональному призванию и долгу.

Очень важно, чтобы морально-этический аспект в управлении отвечал правовому аспекту. В данном случае очень сложно не допустить перегиба в какую-либо одну сторону: профессионализм в ущерб нравственности, и наоборот, нравственные основы в ущерб правовым принципам.

Подчинение права нравственности с точки зрения юридического порядка означало бы стремление к насильственного насаждения справедливости и добра и могло бы привести к всевластия государства (например, опыт тоталитаризма, где политика полностью была подчинена идеологии, которая претендовала на принудительное счастье для всех людей).

Государственный служащий в своей деятельности сталкивается с проблемой соотношения справедливости и эффективности, свободы и равенства.

Весь мировой опыт дает достаточно примеров того, что эффективное функционирование любых сфер жизнедеятельности требует конкуренции. Вместе с тем, любая общественно-политическая система, любой режим не могут долгое время существовать без легитимизации, которая, в свою очередь, не может существовать хотя бы без видимого соблюдения элементарных норм справедливости.

В основе права лежит нравственность. А потому что государственная служба функционирует на основе норм права, поэтому и профессиональная деятельность государственного служащего безусловно основывается на моральных нормах.

Таким образом, можно сказать, что государственная служба как культурный институт - это такой уровень развития системы государственной службы, в котором компетентность, профессионализм, моральные принципы государственных служащих должны воплощать этот уровень, создавать условия для ее эффективного влияния на реальную жизнь граждан.

2. Практические аспекты этического уровня государственных (муниципальных) служащих на примере Комитета по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области

.1 Общая характеристика организации

Объект исследования работы - Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, Санкт-Петербург, ул.Торжковская, д.4.

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и структурным элементом Администрации Ленинградской области .

В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов управления физической культурой, спортом и туризмом, Уставом Ленинградской области, областными законами, правовыми актами Губернатора Ленинградской области и правовыми актами Правительства Ленинградской области.

Основной задачей Комитета является развитие физической культуры, спорта и туризма в Ленинградской области.

Основными функциями Комитета являются:

. В сфере физической культуры и спорта:

утверждение и реализация календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Ленинградской области;

содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территории Ленинградской области;

организация информационного обеспечения региональных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

наделение статусом «Спортивная сборная команда Ленинградской области» коллективов по различным видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта;

материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Ленинградской области и пр.

. В сфере туризма:

взаимодействие с юридическими лицами по обеспечению прав и законных интересов потребителей и производителей туристских услуг;

разработка и реализация стратегии развития туризма и туристской инфраструктуры в Ленинградской области;

определение и поддержка развития приоритетных видов туризма (внутреннего, въездного и социального);

создание и регулирование деятельности единой информационно-туристской сети, осуществление издательской деятельности в области туризма Ленинградской области;

участие в региональных, российских и международных туристских выставках, ярмарках и фестивалях в целях продвижения территории Ленинградской области как объекта туристского интереса;

организация и проведение выездных рекламных семинаров для туристских организаций;

стимулирование притока туристов из иных субъектов Российской Федерации, а также иностранных государств;

предоставление информации о безопасности туристских посещений территории Ленинградской области;

участие в работе комиссий, иных коллегиальных органов по качеству и безопасности предоставляемых туристских услуг и пр.

. В сфере общей компетенции:

осуществление межотраслевой координации работы в сфере физической культуры, спорта и туризма;

обеспечение исполнения федеральных законов и областных законов, правовых актов Губернатора Ленинградской области и правовых актов Правительства Ленинградской области, а также поручений Губернатора Ленинградской области и поручений Правительства Ленинградской области;

согласование, осуществление подготовки и участие в подготовке концепций правовых актов, проектов правовых актов, конкурсной документации, государственных контрактов, договоров, соглашений и иных документов в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами Ленинградской области;

- рассмотрение в установленном порядке писем, жалоб, обращений юридических лиц и граждан, принятие решений в соответствии с действующим законодательством;

организация в установленном порядке приема граждан и представителей предприятий, организаций и учреждений;

информирование Губернатора Ленинградской области, Правительства Ленинградской области о состоянии дел в сфере физической культуры, спорта и туризма и пр.

.2 Исследование этического уровня государственных служащих в организации

В данной курсовой работе приведены результаты исследования этического уровня государственных служащих Комитета по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области. Данные исследования были проведены с целью определения этического уровня государственных служащих в организации. Время проведения исследования - январь 2012 года. Место проведения исследования - Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, Санкт-Петербург, ул.Торжковская, д.4.

В Комитете по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области состоит на службе 289 человек, из них 60 человек государственные служащие, которые и принимали участие в исследовании. Исследование проводилось анонимно, с полного согласия респондентов.

Для определения этического уровня служащих были использованы следующие методы исследования:

1.Опрос, для чего нами была составлена анкета на определение профессионально-этического уровня (Приложение 1). Основанием для создания анкеты послужили нормативные и квалификационные документы, применяемые к государственным служащим.

2.Сделан анализ результатов опроса и дана оценка этическому уровню государственных служащих.

В ходе исследования требовалось получить репрезентативные социологические данные:

1)об условиях и факторах, влияющих на развитие этического уровня;

2)о приоритетных направлениях повышения этического уровня;

)выявить характер влияния этического уровня на профессиональную деятельность служащих.

В качестве основного фактора выступает этический уровень государственных служащих. Этический уровень измеряется нами с помощью нескольких индикаторов:

1)определенный материал дают ответы на вопрос о характере знаний, которых недостаточно сегодня для чиновников;

2)важное место в определении этического уровня является анализ социальных качеств, необходимых для выполнения чиновниками своих должностных обязанностей;

)этический уровень зависит от уровня профессиональной квалификации государственного чиновника;

)этический уровень чиновничества зависит от его территориально-поселенческой дифференциации.

Обработка полученной информации проводилась с помощью редактора таблиц Microsoft Excel, который позволяет выполнять вычисления, анализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах.

Исходя из отмеченных выше блоков эмпирических показателей и индикаторов этической оценки государственных служащих, проанализируем образовательные и социально-профессиональные характеристики персонала Комитета по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области.

Основываясь на этих показателях, видно, что в Комитете по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области преобладает возрастная группа от 30 до 40 лет.

Наиболее представлены в составе управленческого персонала специалисты с высшим образованием (технического, экономического, медицинского, гуманитарного, юридического профиля). Большинство кадрового состава имеет высшее образование по профилю, не соответствующему деятельности, которой они в настоящий момент занимаются. Отсюда невысокий процент окончивших специальные учебные заведения по подготовке кадров управления. Правда, в последнее время ситуация начинает понемногу меняться. Стали приходить молодые специалисты, окончившие такие заведения. Служащие заочно обучаются в учебных заведениях по подготовке кадров управления.

При всех различиях в приоритетах чиновников образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» не является типичным. Только у 6% (4) служащих имеется такое образование. Такой же вывод можно сделать в целом в отношении управленческих, гуманитарных и общественно-политических специальностей. Преобладают служащие с техническим, и естественнонаучным образованием - 28% (17) Главным становится экономическое образование 37% (22). Другое высшее образование имеют 29% (17) - респондентов.

Определенное значение имеет экономическое и юридическое образование. При этом в «тройку» самых необходимых специальностей для государственного чиновника наши респонденты включили следующие виды профильного образования, набравшие примерно равное число «голосов» (в %% от числа ответивших):

. Экономическое образование - 37,0 (22);

. Юридическое - 28,0 (17);

. Другое образование - 35,0 (21).

Важно выяснить характер (профиль) предшествующего места работы.

А так как одним из факторов эффективности профессиональной деятельности является высокий уровень культуры служащих нами были выявлены основные элементы этикета.

Этот вопрос был поставлен в открытой форме и преследовал главную цель - выявить, насколько этические и профессиональные аспекты сочетаются в содержании жизнедеятельности государственных чиновников.

Как видим в число главных элементов этикета чиновников вошли, прежде всего, такие ценности, как доброжелательность, способность брать на себя ответственность, дисциплинированность, а затем уже называются честность, принципиальность, справедливость и др. Только на 12-14-м местах неподкупность.

Таким образом, формирование ценностей профессиональной этики непосредственным образом зависит от характера и стереотипов профессиональной деятельности государственных чиновников.

«В какой степени Вы знакомы с законодательной базой Вашей профессиональной деятельности?» Ответы на этот вопрос должны были помочь уточнить степень профессиональной подготовленности государственных чиновников. Если внимательно посмотреть на ответы, то можно посчитать, что чиновники выглядят специалистами, в правовом отношении подготовленными к своей профессиональной деятельности. При этом «хорошо знакомы с законами», по собственным самооценкам, примерно 40% чиновников и только 3-5% откровенно признались в своем правовом невежестве либо уклонились от ответа. Следовательно, около 52% опрошенных муниципальных чиновников не в полной степени знакомы, либо совсем не знакомы с необходимыми в работе законодательными нормами.

В такой ситуации закономерен вопрос: «Достаточно ли государственным чиновникам имеющегося образования для выполнения своих профессиональных обязанностей?» В ответах отчетливо выделяется в целом позитивный настрой чиновников в отношении достаточности своего образования для выполнения профессиональных обязанностей. В то же время лишь примерно каждый третий чиновник уверенно заявил о полной достаточности своего образования.

Тем не менее, видно, что чиновники настроены в целом весьма положительно относительно перспективы получения образования по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Таким образом, из полученных данных можно сформулировать следующие выводы:

1.В Комитете по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области преобладает возрастная группа от 30 до 40 лет. Большинство кадрового состава имеет высшее образование по профилю, не соответствующему деятельности, которой они в настоящий момент занимаются. Отсюда невысокий процент окончивших специальные учебные заведения по подготовке кадров управления.

2.Социально-профессиональные характеристики кадрового состава чиновничества говорят о преобладании работников старшей возрастной группы с большим стажем работы в органах управления, работников с непрофильным образованием.

.Доминируют в содержании этикета государственных чиновников профессиональная компетентность, квалификация, умение работать с людьми, чувство справедливости, доброжелательности, этики, нравственности. Практически мало значимыми оказываются такие ценности, как знание законов, установление хороших отношений с коллегами по работе, принципиальность, упорство, образование, навыки в работе и т.п.

.Формирование ценностей профессиональной этики непосредственным образом зависит от характера и стереотипов профессиональной деятельности государственных чиновников.

.Чтобы государственные органы власти могли не только оптимально работать в ситуации столь быстрых перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее внимание уделять такому важному внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал.

.3 Пути повышения профессионально-этического уровня государственных (муниципальных) служащих

Главным условием формирования цивилизованной этики являются:

1)стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность служащего, но и борьба с негативным проявлением коррупции;

2)пропаганда, создающая образ государственного служащего, обладающего высокими моральными принципами;

3)осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.

Сложившееся состояние государственной службы ведет к негативным тенденциям в ее развитии:

1)ухудшается профессиональный состав государственных служащих в связи с невысокой средней заработной платой;

2)происходит снижение престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности;

)мужчины преобладают на должностях руководителей, женщины - на должностях специалистов;

)нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием вакансий, что, в первую очередь, связано с невысокой оплатой труда государственных служащих.

1)поступление граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост государственного служащего в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя соответствующего органа власти, чем от их профессионального уровня и деловых качеств;

2)смена руководителей нередко приводит к очередному изменению структуры и соответственно - к неоправданному увольнению государственных служащих;

)во многих случаях качество подготавливаемых государственным служащими документов является неудовлетворительным;

)нередки случаи нарушения исполнительской дисциплины;

)утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников государственных органов ограничивавшие злоупотребления, коррупцию и произвол;

)до настоящего времени не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательные механизмы их реализации;

)не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;

)недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития государственной службы.

Таким образом, основная проблема формирования этики - это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики государственных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной службы на благо общества

На сегодняшний день, для повышения профессионально-этического уровня государственного служащего необходимо:

1)повысить уровень компетентности руководителей государственных органов;

2)усовершенствовать систему подготовки и профессионального развития государственных служащих с использованием современных методов обучения

Эти вопросы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Для решения этих вопросов необходимо определить принципы поддержания этики на государственной службе.

Формирование и рост профессионально-этического уровня государственного служащего зависит от совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, что в свою очередь играет немаловажную роль на эффективность государственных служб.

Путями повышения этики государственных служащих могут стать:

1)создание эффективного механизма подбора кадров для государственной службы, обеспечения должностного (служебного) роста государственного служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;

2)осуществление управления развитием профессиональных качеств государственных служащих;

)повышение престижа государственной службы и авторитета государственного служащего;

)создание системы непрерывного профессионального образования государственных служащих, совершенствование стандартов и программ подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;

)обеспечение обновления и плановой ротации кадрового состава государственной службы;

)формирование на конкурсной основе кадрового резерва государственной службы и обеспечение его эффективного использования;

)соблюдение объективности в оценке результатов деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Таким образом, пути совершенствования повышения этического уровня государственного служащего лежат через профессиональную подготовку и внедрения изучения этического кодекса в программы подготовки государственных служащих.

Заключение

В процессе исследования актуальность подтвердилась, этика государственной службы как один из видов профессиональной этики представляет собой кодекс поведения, предписывающий определенный тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности.

Проблема профессиональной этики государственного служащего связана с тем, что его деятельность должна отвечать не только положениям Конституции и действующего законодательства, но и моральным принципам и нормам. При этом этический кодекс, которым государственные служащие должны руководствоваться не просто опирается на общепринятую мораль, но и конкретизирует ее требования в соответствии со спецификой служебной деятельности, неординарных обязанностей и полномочий, которые возлагаются на них. В этом и заключается сущность этики государственного служащего.

Основные этические требования, предлагаемые государственным служащим:

придерживаться принципов государственной службы;

честно служить и быть верным государству;

придерживаться высших моральных принципов;

ставить государственные интересы выше индивидуальные цели и задачи политических партий, других общественных организаций;

постоянно бороться с коррупцией в органах государственной власти;

никогда не принимать для себя и для членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

не использовать в корыстных целях служебное положение;

не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

не допускать в деятельности элементов дискриминации в отношениях с товарищами по службе, гражданами.

Путем социологического исследования государственных служащих на базе Комитета по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области была дана оценка состоянию этического уровня государственных служащих, на основании чего и определилось состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего, выделена основная проблема формирования этики - это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. На основании результатов исследования даны рекомендации для обеспечения надлежащего функционирования институтов и систем, предназначенных для развития и совершенствования этики поведения на государственной службе, которые включают следующее:

-разработка и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на государственной службе;

-включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами государственной службы;

-поощрения предпринимаемых действий по поддержанию жестких норм поведения и борьбе с коррупцией в государственном секторе;

-оценка влияния реформы государственного управления на этичность поведения на государственной службе;

-продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении этических принципах;

-использование Принципов поддержания этики на государственной службе, приведенных в качестве эталона, призванного обеспечить действие жестких норм этики поведения.

Библиографический список

I.Законы и нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 12.12.1993г // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 22.02.2012г.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч I и II: офиц.текст. - М.: Норма, 2011. - 912с.

3.Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 февраля 2011 г. №139 «Об утверждении этического кодекса государственных гражданских служащих Федеральной антимонопольной службы» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 22.02.2012г.

II. Учебники, монографии

.Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Михайлова В.А., 2011. -288 с.

5.Боголюбов С.А. Этические и правовые вопросы предпринимательства: Практическое пособие / С.А. Боголюбов, Г.М. Волков, Б.А. Геренрот. - М.: Норма, 2008. - 240 с.

.Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2010. С.80.

.Государственная служба: культура поведения и деловой этикет / Под общ. ред. Е.В. Охотского. М.: Изд-во РАГС, 2009. - 335 с.

.Гравицкий А. Основы деловой этики. СПб.: Феникс, Северо-Запад, 2009.-190 с.

.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М.: Гардарики, 2008. - 472с.

.Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2009. - 416 с.

.Ионова А.И. Этика и культура государственного управления. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2011. - 156с.

.История этических учений / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2009.

.Кабашов С.Ю. Противодействие коррупции на государственной гражданской и муниципальной службе: термины и определения. Уфа: БАГСУ, 2010. - 184 с.

.Канке В.А. Современная этика: учебник /В.А. Канке. М., 2008.

.Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - М.: Инфра-М, 2008. - 432 с.

16.Омельченко Н.А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»: Допущено Минобр. РФ. - М.:ГУУ, 2010. - 226с.

.Осипова И.Н. Этика и культура управления: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011. - 192с.

18.Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебник. 4-е изд. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 352 с.

.Попов Л.А. Десять лекций по этике: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Ось-89, 2011. С.180.

.Практикум по учебной дисциплине «Этика и культура управления»: для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» [Текст] / Государственный университет управления, Институт государственного управления и права ГУУ, Кафедра государственного управления и политики; [сост.: Н. А. Омельченко, Д. Ю. Знаменский, Д. А. Филимонов]. - М.: ГУУ , 2010. - 90 с.

.Профессиональная этика: учеб. пособие /отв. Ред. М.И. Росенко. СПб., 2006.

.Психология и этика делового общения: учебник для студ. вузов; Рек. М-вом образования РФ; Под ред.В.Н.Лавриненко. - М.: ЮНИТИ , 2010.

.Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник / Г.Н. Смирнов. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 192 с.

.Социальная психология и этика делового общения: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. Лавриненко. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 416 с.

III. Периодические издания

.Магомедов К. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы // Государственная служба. 2011. № 6.

IV. Интернет-ресурсы

.«Интернет-библиотека СМИ «Public.ru» - http://www.public.ru/ Доступ с любого рабочего места территории ГУУ. Логин Guu.1 Пароль 1

28.«Электронная библиотека диссертаций» Российской государственной библиотеки - http://diss.rsl.ru (только из отдела «Электронная библиотека» ГУУ)

.Сектор этики Института философии Российской академии наук (ИФ РАН) - http://ethics.iph.ras.ru/

.Центр профессиональной и прикладной этики (подбор ссылок на основные мировые сайты по этике) - http://ethics.iph.ras.ru/cppe/links.html

.Электронная библиотека Института философии Российской академии наук (ИФ РАН) - http://iph.ras.ru/page52091689.htm

.Этика. Образовательный ресурсный центр - http://ethicscenter.ru/

.Официальный сайт Комитета по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области // http://www.lenobl.ru/gov/committee/youth.

Похожие работы на - Этика управления государственных служащих

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!