Эстетический идеал женской красоты в Викторианскую эпоху

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Этика, эстетика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,97 Мб
  • Опубликовано:
    2017-06-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эстетический идеал женской красоты в Викторианскую эпоху

Оглавление

 

Введение

Глава I. Представления о женской красоте в разные исторические эпохи

.1 Идеальный образ красавицы: от первобытности до нового времени

.2 Викторианцы об идеале женской красоты

Глава II. Викторианские женщины-символы эпохи

.1 Королева Виктория - первая леди Англии XIX века

.2 Знаменитые английские красавицы XIX века

Глава III. Отражение идеальных представлений о женской красоте в одежде и поведении женщин викторианской эпохи.

.1 Женская мода в Викторианскую эпоху

.2 Викторианская медицина и косметология на службе женской привлекательности

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

 

Введение

Представление о женской красоте существовало всегда. Разные исторические эпохи формировали собственный идеал женской красоты под воздействием множества историко-культурных факторов: от сугубо практических, таких, как пригодность к продолоджению рода, до абсолютно возвышенных. Под воздействием этих представлений менялись стили одежды, принципы ухода за лицом и телом. Идеальные и реальные образы красавиц находили отражение в произведениях искусства и литературы.

Эстетика женской красоты отражает “дух” своего времени, тенденции в культурной жизни, понимание женской природы и отношение мужчины к женщине. Сам термин эстетика и идеал относятся к категориальному уровню субъективного восприятия, которое носит массовый бессознательный характер. При этом эстетический идеал прекрасного в разные исторические эпохи привязан к конкретным условиям его формирования и отражает коллективные представления народов о том, что считается красивым в данный период. Викторианская эпоха сформировала собственный идеал женской красоты, который отличался неповторимым своеобразием.

Актуальность предпринятого исследования определяется извечной потребностью человека в поиске идеалов красоты. Связана она также с растущим интересом к викторианской эпохе и викторианской эстетике в современном мире. Элементы декративно-прикадного искусства копируются и используются в современных интерьерах, викторианская литература экранизируется, пьесы классиков викторианской литературы ставятся в современных театрах, странности и диковинки викторанской эпохи обсуждаются в интернет-блогах. Представления о женской красоте также вызывает большой интерес. Изучение данного вопроса имеет определенный потенциал и для понимания современных тенденций моды.

Рассмотрение данного вопроса возможно с опорой на следующие теоретические положения:

·    эстетический идеал красоты всегда отражает мировоззренческий, культурный пласт эпохи;

·        мода имеет динамичный, тенденциозный характер, что в свою очередь делает ее уникальным культурным феноменом, объединяющим множество людей;

·        социальное взаимодействие между мужчиной и женщиной строится на понимании эстетического образа женской красоты, что в свою очередь указывает на определенную специфику социума конкретного периода.

Объектом настоящего дипломного исследования является эстетика и культура викторианской эпохи.

Предметом является идеальный образ женской красоты, сложившийся в рамках этой культуры.

Цель дипломного исследования - на основе анализа разнообразного круга источников выделить эстетический идеал женской красоты Викторианской Англии.

Указанная цель обусловила следующие конкретные задачи исследования:

1.   рассмотреть представления о женской красоте в различные исторические эпохи;

2.       проанализировать взгляды викторианцев на женскую красоту на основе анализа литературно-художественных произведений;

3.       выделить стереотипные и уникальные воплощения женской

красоты на примере известных женщин и красавиц викторианской эпохи;

4.   охарактеризовать идеальные представления о женской красоте, нашедшие отражение в одежде и поведении женщин викторианской эпохи.

Хронологические рамки дипломной работы охватывают период пракления королевы Виктории, который принято называть викторианской эпохой. Однако в рамках первой главы нам приходилось выходить за пределы указанных временных границ, чтобы иметь возможность для сравнения идеальных представлений о женской красоте, формировавшихся на разных этапах человеческой истории.

Источниковая база исследования. Одним из главных исторических источников в данной работе стали вещественные источники, которые были представлены на выставке «Мода Викторианской эпохи. Костюмы 1830- 1900-х годов из коллекции историка моды и коллекционера Александра Васильева», которая прошла в Риге в музее Декоративного искусства и дизайна (15 августа -10 октября 2009).

Также в качетве источников при работе над темой нами были привлечены изобразительные источники - произведения искусства прерафаэлитов, которые особенно ценили женскую красоту. Здесь следует отметить картину “Bocca Baciata” Данте Габриэля Россетти, работы Джона Уильямса Уотерхауса Офелия”, “Джульетта”, “Душа Розы”, “Леди Клер”, “Собранные цветы”, “Гамадриада”.

Отдельный блок исторических источников представлен художественной литературой изучаемого периода: произведениями В. Скотта “Айвенго”, Ч. Диккенса “Приключения Оливера Твиста”, “Домби и сын”, “Жизнь Дэвида Копперфилда”, Т. Гарди “ Тэсс из рода д'Эрбервиллей”, У. Коллинза “Лунный камень”.

Также в качестве источника был привлечен труд М.М. Щербатова “О повреждении нравов в России” и ряд других произведений разных авторов других эпох для характеристики эволюции эстетического идеала женской красоты.

Степень разработанности темы в научной литературе. Проблема эстетического идеала женской красоты неоднократно становилась объектом изучения исследователей.

Тема настоящей выпускной квалификационной работы предполагает обращение к трем основным исследовательским направлениям изучения женской красоты: литература, посвященная теории моды и красоты, труды, в которых затрагивается представление о женской красоте конкретных исторических эпох, прежде всего - в викторианской, и блок исследований, посвященных изучению викторианского общества и культуры, породивших собственный эстетический идеал прекрасной дамы.

Одними из важнейших понятий, требующих пояснения в контексте предпринятого исследования, являются категории красоты и моды.

Мода выражает стремление человека к красоте, творчеству и свободе, и именно в этом состоит ее непреходящая метафизическая (философская) ценность - это биография, характер, национальные признаки, характерные черты времени. Выдающиеся философы ХХ в. Р. Барт, Ж. Бодрийяр рассматривали моду, прежде всего, как знаковую систему. Так условимся ее рассматривать и мы.

В рамках поставленных задач нами были выделен ряд работ, имеющих наибольшее значение для раскрытия темы. Для конкретизации понятия моды и раскрытия смысла, который вкладывается в это слово, безусловно, нужно обратится к статье Родионовой Дарьи Дмитриевны “Феномен моды в зеркале философии”. Действительно, речь идет о феномене, так как термин мода обозначается для обозначения обширной знаковой системы, под которой можно понимать совершенно разные аспекты. Например, мода на одежу, мода на определенный тип поведения, мода на какую-либо вредную привычку и т.д. Автор предпринимает попытку раскрытия философского понимания моды как объединяющего маркера для конкретной ситуации. В статье также анализируется феномен моды как атрибут социума. Рассматриваются семиотические и социально значимые аспекты модной одежды. Костюм, как объект моды можно рассматривать, как знаковую систему, своего рода текст, что важно при изучении эстетического идеала женской красоты в Викторианскую эпоху.

Среди них работа, посвященных истории моды, выделяется труд Плехановой Е.О. “История костюма, текстильного и ювелирного искусства”. Автор рассматривает все тенденции моды в одежде, начиная с древнейших времен (Древний Египет) и заканчивая XXI веком и современной модой. Данный труд является самым обобщенным и систематизированным среди всех теоретических материалов по истории моды, в нем представлено большое количество иллюстративного материала и вспомогательной литературы по узкоспециализированным вопросам. Труд Натальи Будур “История костюма” также является крайне важным для нас, однако, в нем доминирует материал по истории французского костюма, но есть интересная информация и по Англии.

Труд Каминской Н.М. “История костюма” явно предназначен для специализированных модельеров-конструкторов, но в нем раскрываются механизмы функционирования принципов моды, факторы, которые определяли модные тенденции в разных регионах мира, что было крайне интересно для нашего исследования. Маргерит Волан в своей статьей “История моды” раскрывает принципы изменения модных тенденций на стыке XVIII-XIX вв. Орлова Л.В. в монографии “Азбука моды” на высоком теоретическом уровне рассматривает категории “мода”, “прекрасное”, “идеальное” и т.д. Автор обращается к междисциплинарному подходу и использует философию в качестве обоснования принципа механизма появления идеального образа красоты в тот или иной хронологический период.

Огромный пласт теоретического материала, посвященного осмыслению категории красоты, представлен в сети Интернет. Причем, среди публикаций присутстуют как профессиональные, так и научно- популярные.

Отдельно хотелось бы выделить статью Габриэль Галины Николаевны “Викторианская эпоха и ее отражение в ювелирном искусстве”. Автор данной работы достаточно подробно рассматривает вопрос о моде на ювелирные украшения в Викторианской Англии. Сама Габриэль Г.Н. стоит на позиции, что королева Виктория оказывала прямое влияние на тенденции именно ювелирной моды. Для дипломного исследований особый интерес представляет также статья Нагорновой Елены Евгеньевны “Женская красота в зеркале времен”. Автор предпринимает попытку по аналитическому изучению изменений в понятийной категории “прекрасное” в различные хронологические периоды. В таком же русле написана статья Виляевой Софьи “Телесность и телесная красота как феномен культуры”. Автор связывает понятийные категории “тело” и “красота”, рассматривает проблему изменения этих концептов в различные хронологические периоды. Среди третьей группы работ, посвященных изучению викторианского общества и культуры, породивших собственный эстетический идеал прекрасной дамы, необходимо выделить статьи Ю. Гнединой, П.А. Акатьевой и И.И. Явновой, Е.В. Зброжек, научно-популярные книги К. Коути и др.

Научная новизна дипломной работы заключается в попытке выделить обобщенный идеал женской красоты викторианской эпохи на основе разнообразного круга источников, что раньше осуществлялось фрагментарно.

Практическое применение результатов исследования возможно в рамках специального среднего образования, а также на специальных курсах в рамках исторического или культурологического образовательного блока.

Глава I. Представления о женской красоте в разные исторические эпохи

1.1 Идеальный образ красавицы: от первобытности к новому времени

Для того, чтобы изучать эстетический идеал женской красоты в Викторианскую эпоху, следует обратится к представлениям о том, что считалось эталоном красоты в предшествующие эпохи и попытаться выделить факторы, влиявшие на его изменение с течением времени.

Если мы зададимся вопросом о том, каким же видели идеал женской красоты первобытные люди, то прежде всего акцент следует сделать на прагматизме. В самые древние времена ключевым вопросом была репродуктивная функция женского организма, и продолжение рода было главной задачей любой женщины. Соответственно и мужчина смотрел на девушку с точки зрения того, насколько эффективно она могла реализовать данную функцию - родить здоровое потомство. Подтверждение этому мы можем найти даже в археологических данных (смотри приложение 1). Известная статуэтка “Венера Виллендорфская” олицетворяет определенное видение женской природы в древние времена. Как ни странно, силуэт лица отсутствует, что потенциально указывает на то, что оно не являлось объектом эстетического наслаждения со стороны мужчины. Фигура, в которой выполнена статуэтка, указывает на то, что достаточно полные женщины виделись не просто нормальными, а действительно самыми красивыми. Большие формы груди, широкие бедра, отсутствие талии указывает на то, что эстетическим идеалом виделись именно “пышные” женщины, которые с точки зрения того времени были самыми плодовитыми. Возраст статуэтки насчитывает примерно 29 тысяч лет, что вполне объясняет такой прагматичное отношение мужчины к женщине. Сильное здоровое тело виделось идеалом красоты, а как ни странно было бы для современного человека лицо, действительно, не имело такого большого значения, как сейчас. красота королева виктория бернард

Изменение отношения к женщине со стороны мужчины является одним из главнейших факторов изменения эталона женской красоты. Например, в Древнем Египте мы не найдем археологических данных, где зафиксирована Нефертити или любая другая почитаемая женщина без лица и с “пышной” фигурой. Нефертити была достаточно субтильного телосложения, с относительно “мужской” фигурой и строгими чертами лица. В то же время Клеопатра имела “мальчишечьи” черты лица - тонкие губы и большой нос (Бюст Клеопатры VII из Шершелл в Алжире - Берлинское античное собрание). Однако, трудно сказать, что эти девушки не считались определенным эталоном красоты. Данный пример свидетельствует о том, что вопрос продолжения рода уже не стоял на первом месте, а концепция понимания идеального эталона сместился на личностное отношение между мужчиной и женщиной. Неспроста считается, что Клеопатра очаровывала мужчин своим интеллектом.

В попытке понять, какой греки в античный период и римляне видели красивую девушку, то конечно же необходимо обратится к образам Венеры и Афродиты. Источник красоты греки и римляне искали в атлетическом, спортивном теле. Идеальные греческие пропорции были у богини любви Афродиты: при росте 164 см у неё были совершенные пропорции тела, очень близкие к современным параметрам “90-60-90”. Венера: рослая (по тем понятиям) женщина с развернутыми плечами, тонкой талией, широким тазом, плоским животом и стройными ногами. Ее рост 164 см., окружность груди 86, талии - 69, а бедер - 93 см. Безусловно, по современным меркам это достаточно низкорослые девушки и вряд ли бы они смогли одержать победу на мировых конкурсах красоты, но важен тот факт, что для в античности появляется логика здорового атлетического тела, то есть фактор цветущего тела и стройной фигуры выдвигается на первый план.

Для средневековой эпохи идеальным виделся образ Девы Марии с вытянутым лицом, сострадательным взглядом и невысоким ростом самой женщины. Схоластическое представление об эталоне женской красоты было продиктовано религиозным представлением церкви. Достаточно логично, что рыжеволосые или слишком яркие девушки могли абсолютно не подходить под критерий идеальной дамы. Религия также является важным фактором в формировании идеального эстетического образа женской красоты. Непорочность, сострадательное, доброе лицо, минимум открытости тела - все это виделось как главный признак “прекрасного” в девушке.

Помимо религии и практического отношения к девушке еще одним важным аспектом, который может влиять на понимание эталона женской красоты, является национальный менталитет или характер народа. Например, в Китае издавна и по сей день низкие девушки считаются одними из самых красивых. Или же Индия, где всегда почитались достаточно “пышные” девушки с оттенком национального колорита. В "Шатапатха-брахмане" описывается идеал женщины, "чьи бёдра широкие, груди развиты, талия узкая". Или же герой повести Дандина "Приключения десяти принцев" так оценивает достоинства красавицы, которую намерен взять в жёны: "Эта молодая девушка сложена пропорционально: все члены её не слишком толсты и не худощавы, нет ни одного слишком длинного и слишком короткого, нет ни одного обезображенного каким-нибудь недостатком члена, и цвет её кожи совершенно чист. На её ступнях замечаются розовые пальчики и линии счастливых предзнаменований в форме ячменного колоса, лотоса, кувшина и прочих. Её голени хотя и мускулисты, однако щиколотки не выделяются, и не видать жил; линия ляжек образует овал правильной формы, колени едва виднеются, они как бы исчезают в полноте её пышного тела. Её седалище образует правильно закруглённую, как колесо, линию, оно пропорционально разделено, и на каждой половине виднеются посредине по маленькому углублению. Кружок её пупка едва заметен, но он образует углубление на слегка выгнутой середине живота и покрыт тремя красивыми складками. Её красивые, пышные груди высоко вздымаются, и выпукло на них выделяются два сосца. Её красивые, выпуклые, тонкие ногти блестят, как драгоценные каменья, на розовых, прямых, правильно округлённых пальцах...”. Как мы видим, каждая национальная культура по разному может смотреть на эталон красоты идеальной женщины и этот фактор является одним из главнейших в логике формирования концепции эстетического идеала женской красоты.

Социально-экономические условия нельзя минимизировать и следует учитывать при рассмотрении алгоритма формирования эстетического идеала. Например, в средневековой Европе, где достаточно часто свирепствовала эпидемия различных болезней, в том числе и чумы вполне логично, что бледный цвет кожи и большое количество одежды виделось не просто нормальным, а красивым.

Идеал женской красоты в конце средневековой эпохи и начала Возрождения мы находим в словах итальянского писателя Аньоло Фиренцуола: “Волосы женщин должны быть нежными, густыми, длинными и волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения… Белок глаза пусть синевато блестит… Черные глаза нравятся многим, но лучше всего нежный темно- коричневый цвет: он придает взгляду веселье и мягкость, в движении же чувственную прелесть. Сам глаз должен быть большим и овальным. Он не должен сидеть глубоко в глазной впадине, что придает ему излишне дикое выражение. Губы пусть не будут излишне тонкими, но не излишне толстыми; легкая припухлость нижней губы в сравнении с верхней увеличивает их прелесть… Самая красивая шея овальная, стройная, белая и без пятен… Плечи должны быть широкими... Первое условие красивых грудей есть их ширина. На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги - это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней”. Как мы видим, начинает ценится полнота и худоба и бледность уходят на второй план. По сути известная картина “Мона Лиза” является воплощением эстетического идеала эпохи Ренессанса.

Мода на пышные формы будет сохранятся вплоть до конца XVIII века. Только на рубеже веков появится эстетический идеал миниатюрной, изящной девушки. Узкие плечи, маленькие черты лица будут характерны для данного периода, а бледность лица неотъемлемой частью женской красоты. Белила, действительно не смывались неделями с лица.

В целом XIX-XXI века можно характеризовать, как самые динамичные в плане смены тенденций моды и женской красоты. Например, с наступлением романтизма в моде снова будет грустное лицо, сострадательный взгляд, отчасти целомудренность и невинность, а также блеск в глазах. Единственно, что часто будет наблюдаться - это тенденция к худобе, но о специфике данного феномена именно в Викторианской Англии будет сказано позднее. Единственной характерной чертой, которая почти изменялась вплоть до Первой мировой войны, является отношение к женским ногам. В силу специфики одежды их практически никогда не было видно, только с появлением автотранспорта женские ноги стали объектом внимания мужчин.

Безусловно, присутствует глубинный субъективный фактор, который также играет свою роль в понимании эталона женской красоты. Для Н.Г. Чернышевского таковой была девушка, о которой могли сказать “кровь с молоком”, т.к. такая дама могла стать хорошей матерью и помощницей в быту. В целом тезисное понимание “прекрасного” в его диссертации “Эстетическое отношения искусства к действительности” выглядят весьма интересно:

·    Определение прекрасного: “прекрасное есть полное проявление общей идеи в индивидуальном явлении” - не выдерживает критики; оно слишком широко, будучи определением формального стремления всякой человеческой деятельности.

·        Истинное определение прекрасного таково: “прекрасное есть жизнь” прекрасным существом кажется человеку то существо, в котором он видит жизнь, как он ее понимает; прекрасный предмет - тот предмет, который напоминает ему о жизни.

·        Это объективное прекрасное, или прекрасное по своей сущности, должно отличать от совершенства формы, которое состоит в единстве идеи и формы, или в том, что предмет вполне удовлетворяет своему назначению.

·        Прекрасное в объективной действительности вполне прекрасно.

·    Прекрасное в объективной действительности совершенно удовлетворяет человека.

Вполне хрестоматийным является выражение классика А.П. Чехова: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Если составить сводную таблицу по тенденциям изменения эстетического идеала женской красоты в различные эпохи, то мы получим следующий результат:

Эпоха

Основные тенденции

Древний Египет (1292-1069 гг. до н. э.)

Важным аспектом женской красоты этой эпохи в Древнем Египте считались длинные плетеные волосы, обрамляющие симметричное лицо. Вокруг глаз женщины наносили специальную черную краску, делающую их взгляд более выразительным. Эталоном красоты женского тела считались следующие показатели: - Стройное тело - Высокая талия - Узкие плечи

Древняя Греция (500-300 гг. до н. э.)

Нагота была неотъемлемой частью древнегреческого общества. Несмотря на эту тенденцию,


скульптуры и картины обнаженных женщин были часто покрыты. Первой важной женской обнаженной скульптурой в классической Греции стала Афродита Книдская, которая показала, что красота в Древней Греции означает следующе: - Светлая кожа - Атлетические, не худощавые пропорции, близкие к полноте.

Эпоха Хань (206-220 гг. до н. э.)

Во время династии Хань эталоном красоты считалась женщина, во внешности которой сочетались следующие параметры: - Тонкое, стройное тело, излучающее внутреннее свечение - Бледная кожа - Длинные черные волосы - Красные губы - Белые зубы - Плавная походка - Маленькая стопа Маленький размер ноги считается главным показателем красоты китайской женщины на протяжении сотен лет.

Эпоха Возрождения (1400-1700 гг.) На примере Италии

Считалось, что поведение и внешний вид женщины отражали


статус мужа. Красота в Италии эпохи Возрождения означала, что женщина должна обладать следующими критериями внешности: -Бледная кожа - Пышные формы, включая полные бедра и большую грудь - Светлые волосы - Высокий лоб

Современная эпоха

К женщинам в 2000-е года предъявляется множество различных требований относительно её внешних данных. Чтобы войти в число привлекательных красавиц, она должна выглядеть худой, но эта стройность должна быть здоровой.  Считается красиво, если у женщины имеется небольшой "просвет" между бедрами. Пышная грудь, округлая попа, но при этом также наличие плоского живота - основные составляющие идеальной женской внешности в наше время.

Сост. по: “Как менялись идеалы женской красоты в разные эпохи”. [Электронный ресурс] URL: #"908489.files/image001.jpg">

Приложение 2

Россети Д.Г. Bocca Baciata. 1859 г.

(Источник: Россети Д.Г. Bocca Baciata. [Электронный ресурс] URL: #"908489.files/image002.jpg">

Приложение 3


Приложение 4

Дж. У. Уотерхаус Джульетта 1898 г. (источник:

Собрание картин Waterhouse, John William (1849-1917). [Электронный ресурс] URL: https://gallerix.ru/album/Waterhouse)


Приложение 5

Дж. У. Уотерхаус Собранные цветы 1907 г. (источник:

Собрание картин Waterhouse, John William (1849-1917). [Электронный ресурс] URL: https://gallerix.ru/album/Waterhouse)


Приложение 6

Дж. У. Уотерхаус Душа Розы 1908 г. (источник:

Собрание картин Waterhouse, John William (1849-1917). [Электронный ресурс] URL: https://gallerix.ru/album/Waterhouse)

Приложение 7

Дж. У. Уотерхаус Леди Клер 1900 г. (источник:

Собрание картин Waterhouse, John William (1849-1917). [Электронный ресурс] URL: https://gallerix.ru/album/Waterhouse)


Приложение 8

Дж. У. Уотерхаус Гамадриада 1910 г. (источник:

Собрание картин Waterhouse, John William (1849-1917). [Электронный ресурс] URL: https://gallerix.ru/album/Waterhouse)


Приложение 9

Фотокарточка свадьбы Альберта и Виктории, сделанная фотографом Роджером Фентоном в 1840 году (источник: A century of queens' weddings.[Электронный ресурс] URL: https://www.thoughtco.com/overview-of-royal-weddings-4123121)


Приложение 10

Портрет королевы Виктории. Франц Ксавье Винтерхальтер 1867 год.


Приложение 11

Фотография Лили Элси 1915 год (источник: Красавицы прошлого века: Лили Элси. [Электронный ресурс] URL: https://www.livemaster.ru/topic/770927-krasavitsy-proshlogo-veka-lili-elsi)


Приложение 12

Фотография Лили Элси 1909 год (источник: Красавицы прошлого века: Лили Элси. [Электронный ресурс] URL: https://www.livemaster.ru/topic/770927-krasavitsy-proshlogo-veka-lili-elsi)


Приложение 13

Фото Этель Уорвик 1908 год (источник:15 самых красивых женщин. [Электронный ресурс] URL: #"908489.files/image013.gif">

Приложение 14

Фото Камилл (Камилла) Клиффорд 1915 год (источник:15 самых красивых женщин. [Электронный ресурс] URL: #"908489.files/image014.jpg">

Приложение 15

Джейн Морис 1874 год (источник: Данте Габриэль Россетти.

Прозерпина (натурщица Джейн Морис). [Электронный ресурс] URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Моррис,_Джейн#/media/File:Proserpine- (utdrag).jpg)


Приложение 16

Купальные машины 1900 (источник: Пляжная мода викторианской эпохи: купальные костюмы и купальные машины. [Электронный ресурс] URL: #"908489.files/image016.gif">

Приложение 17

Рекламный плакат с моделями купальных костюмов 1897 год (источник: Пляжная мода викторианской эпохи: купальные костюмы и купальные машины. [Электронный ресурс] URL: #"908489.files/image017.jpg">

Приложение 18

Модели дневного платья. Фото с выставки "Мода Викторианской эпохи", костюмы 1830-1900-х годов из коллекции историка моды и коллекционера Александра Васильева (фото - Елина А.)


Приложение 19

Каркас бедующей юбки кринолина 1845 год (источник: Коллекция А. Приймака. Часть 3. Кринолины. [Электронный ресурс] URL: #"908489.files/image019.gif">

Приложение 20

Модель турнюра. Фото с Выставки "Мода Викторианской эпохи", костюмы 1830-1900-х годов из коллекции историка моды и коллекционера Александра Васильева (фото - Елина А.)


Приложение 21

Эволюция моделей турнюра 70-е годы XIX века ( источник: Развитие турнюра - История костюма и моды. [Электронный ресурс] URL: #"908489.files/image021.gif">

Похожие работы на - Эстетический идеал женской красоты в Викторианскую эпоху

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!