Эмоционально-волевая регуляция личности в процессе управленческой деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    0
  • Опубликовано:
    2017-02-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эмоционально-волевая регуляция личности в процессе управленческой деятельности

Оглавление

Введение

Глава 1. Эмоции и воля человека в процессе управления

.1 Характеристика эмоционального процесса и влияние эмоций на поведение. Управление эмоциями

.2 Воля в процессе управления

.3 Типы стрессовых ситуаций типичных для работников сферы управления и пути выходов из них

Глава 2. Программа по управлению стрессом и проработка волевых качеств

.1 Выявление стрессора, влияющего на испытуемых и подбор методов эффективной работы над проблемой

.2 Программа игр и тестов способствующих снятию стрессовых факторов и тренирующих волевые качества

Заключение

Список литературы

Введение

Когда человек познает окружающую действительность, он по-разному относится к явлениям и объектам окружающего мира. К каким-то он испытывает симпатию, о чем-то печалится, чему-то радуется или чего-то боится. Вот так эмоции входят в процесс познания человека как специфический вид субъективного отражения действительности. Что же такое эмоции? Согласно данным предоставленным в журнале PSYCHOLOGIES.RU Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции являются одним из главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека. Эмоции возникли в процессе эволюции: с их помощью животные могли оценивать биологическую значимость явлений окружающего мира и внутреннего состояния организма. Существуют разные виды эмоций. Тон ощущений (реакции, сопровождающие вкусовые, болевые, слуховые и другие ощущения) - это простейшая форма эмоций. Так же они бывают положительными - побуждают человека или животного к повторному позитивному переживанию - или отрицательными - побуждают к избеганию подобного рода переживаний.

Человеческая психика имеет особенности делать эмоции основным предметом внимания человека в то время когда, они чем-то ему препятствуют. Мы хотели бы ещё эффективнее контролировать окружающий мир, мы не можем смирить с тем, что и в нас самих существует что-то такое, что может помешать осуществлению наших намерений. Стремясь все более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что может помещать осуществлению наших намерений. А в те моменты, когда верх берут эмоции, очень часто все происходит именно так.

Не зря говорят, что природа и все её творения совершенны и по-этому человек наделен механизмом, способным противостоять эмоциям, способным подавлять их для того чтобы они не мешали достижению конечных целей. Это Воля. Именно она направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Понятие воли было введено для того чтобы объяснить побуждения и действия, которые осуществляются по собственным решениям человека, но не отвечают его желаниям. Со временем это понятие стали использовать для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

Сейчас в новых условиях жизни и рыночной экономики особое значение имеют волевые качества руководителя:

упорство в работе;

настойчивость и целеустремленность;

воспитание потребности доводить начатое до конца.

Большое значение имеет волевой потенциал руководителя. Для максимально эффективного руководства и выполнения своих задач руководитель должен иметь хорошее настроение и силы, это так же способствует поддержанию его физического здоровья.

Стоит отдельно заметить о том, что кажется очевидным, но в настоящее время приобрело скорее мифический характер. Для работоспособности руководителя а так же чтобы он был здоров необходимо чтобы работа была не только любимой, но и чтобы в коллективе было положительное и доброжелательное настроение. Любовь к своему делу дает руководителю новые импульсы работоспособности.

В случае, когда перечисленные факторы не соответствуют требованиям, возникает дистресс. Прежде всего, стоит рассмотреть понятие дистресса. Согласно исследованиям Ганса Селье о стрессе[26 С. 25] мы узнали что понятия стресс и дистресс очень похожи по механизму воздействия на организм с той лишь разницей, что стресс- это реакция организма как на положительные обстоятельства, так и на отрицательные, а дистресс это вредоносный или неприятный стресс.

Существуют две основные формы снятия стресса:

изменение психотравмирующей ситуации;

контролирование своего эмоционального состояния.[25С. 126]

В работе менеджера необходимы смена рода занятий, периодический отдых, абстрагирование от чрезмерных стрессовых ситуаций. Сейчас всё большей популярностью начинают пользоваться различные методики для релаксации, и аутотренинги.

Актуальность данной темы исследования в том, что при нынешней ситуации на мировом и национальном рынке руководители и менеджеры среднего звена постоянно подвергаются сильнейшему эмоциональному давлению, и в связи с этим необходимо учиться ему противостоять.

В работе будут использоваться исследования Я. Рейковского[19] ,он утверждает, что эмоции являются специфической реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде. А С.Д. Резник выделил основные функции воли в управленческой деятельности[20]. С. Самыгиным был предложен потребностный подход к определению знака эмоции в управленческой деятельности [22]. Ф.Е. Василюк даст определения основным критическим ситуациям.[3]

Необходимо было так же познакомиться с работами основоположника учения о стрессе Ганса Селье, который занимался определением реакции организма на предельную нагрузку, вызываемую различными причинами.[26]

Объект исследования: влияние эмоционально - волевой сферы на управленческую деятельность.

Предмет исследования: эмоционально- волевая регуляция в управленческой деятельности.

Цель исследования: изучение эмоционально - волевой регуляции в управленческой деятельности.

Задачи, которые мы должны решить для достижения цели:

знакомство с литературой по данной теме;

выявление приемов эмоционально - волевой регуляции;

обобщение практической работы по коррекции эмоционально волевой сферы личности в управленческой деятельности.

Гипотеза: Предполагается что, осуществление эффективного руководства становится успешным при условиях, когда руководитель умеет «владеть собой».Можно предположить что применение методики Эмоционально Волевой Саморегуляции, повысит уровень работоспособности и улучшит его профессиональные качества.

Методы исследования: анкетирование, тренинг, беседа.

Методический инструментарий: деловая игра, анкета, тест.

Эмпирическая база исследования: группа из 30 человек. Все они руководители стаж работы которых не более 5 лет, женщины до 40 лет.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения

Глава 1. Эмоции и воля человека в процессе управления

.1 Характеристика эмоционального процесса и влияние эмоций на поведение. Управление эмоциями.

В жизни человека бывают такие моменты, когда он, анализируя свои или чужие поступки, приходит к выводу что препятствием к достижению целей были эмоции. Кого-то охватило волнение, и он не смог убедительно презентовать свой бизнес-план; кто-то плохо провел деловую встречу, так как был подавлен из-за проблем в семье, кто-то запаниковал и не справился с управлением автобусом.

Психологи дают эмоциям такое определение, как особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения к человеку, миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Такие явления как аффекты, настроения, стрессы, страсти относятся к классу эмоции, а если точнее, то к «чистым» эмоциям, которые включены во все психические процессы и состояния человека. Любая человеческая активность сопровождается эмоциями.

Существует огромное количество определений и связанных с ними теорий относительно возникновения и цели сферы эмоций, и мы приведем некоторые из них в нашей работе.

Согласно эволюционной теории Ч.Дарвина можно прийти к выводу, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. При этом самая старшая по происхождению, самая распространенная и наиболее простая у живых существ форма эмоциональных переживаний - удовольствие, которое они получают при удовлетворении потребностей, и если это невозможно сделать а потребность достаточно острая, то неудовольствие соответственно

В когнитивных теориях Л. Фестингера, [32С.37] С. Шехтера [29 С.160] возникновение эмоций связывают с когнициями (т. е исходными взглядами, знаниями, установками) человека. При теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, положительные эмоции человек испытывает тогда, когда подтвержаются его ожидания, и когнитивные представления претворяются в жизнь. Отрицательные же эмоции возникают в тот момент, когда есть несоответствие ожидаемым и действительным , или другими словами диссонанс[32 С.40]. С. Шехтер утверждает, что на возникшее эмоциональное состояние, помимо стимулов и порождаемых ими телесных изменений, ещё могут оказывать влияние прошлый опыт и оценка им существующей ситуации с точки зрения его нынешних потребностей и интересов [29С.18]

Я. Рейковский выдвигает гипотезу относительно того что эмоции это специфическая реакция организма на изменения внутренней или внешней среды. Ещё он обозначил, основных три компонента, вызывающих эмоциональный стресс.

Первый компонент , является общим для всех изменений в равновесии - компонент эмоционального возбуждения, который определяет мобилизационные сдвиги в организме. Мы можем сказать, что всегда, когда происходит событие, которое имеет значение для наблюдаемого субъекта, оно происходит в форме эмоционального процесса, что и приводит к общему изменению скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов, возникновению (или увеличению) состояния возбужденности, в отдельных случаях возбужденность может уменьшаться под влиянием этих событий.

Второй компонент- определяет какой знак несет эмоция, позитивный или негативный. Положительные эмоции возникают в том случае, если событие мы можем оценивать как позитивное, отрицательные естественно - когда оно оценивается негативно. Функцией положительного эмоционального процесса является побудить к действию, поддержать контакт с позитивным событием, отрицательного - побудить действия, которые бы устранили этот контакт.

Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, которые имеют определенное значение для субъекта, и может быть охарактеризовано как качество или содержание эмоции Особенные формы поведения или эмоциональные реакции в зависимости от содержания этого компонента, приобретают довольно специфический характер.

Продолжая отталкиваться от теории Рeйковского, мы приходим к выводу что эти компоненты эмоционального процесса, скорее дают ему характеристику в качестве внутреннего состояния, или акт регуляции, а не как субъективно переживаемые психические явления или поведенческий акт. [19С.42]

Какие же эмоции составляют базу, из которой потом составляется палитра человеческих чувств и переживаний? Классификаций базовых эмоций много. К примеру возьмем линейную шкалу эмоций Вудвордса, она отражает весь спектр проявлений эмоций.

·Любовь, веселье радость

·Удивление

·Страх, страдание

·Гнев, решимость

·Отвращение

·Презрение

То насколько ярко выражены эти эмоции можно определить по параметру удовольствие-неудовольствие, который по-существу является знаком эмоции. [5 С.11]

Положительные эмоции возникают, в том случае если результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает тот полезный результат, который мы ждали, и соответственно наоборот, несовпадение с ожидаемым результатом - приводит к появлению отрицательных эмоций. Потребностный подход к определению знака эмоции предложил C. Самыгин [22 С.78].

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха развивается от недостатка сведений, которые важны для того чтобы защитить себя, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Страх иногда бывает настолько сильным, что нервная система не выдерживает и человек умирает.

Страх, который мы уже однажды пережили может закрепиться и стать хроническим: это называется фобия.

Самой мощной эмоциональной реакцией является Аффект. Он проявляется как сильное, бурное и относительно эмоциональное кратковременное переживание. Аффект полностью захватывает всю психику человека и предопределяет реакцию на ситуацию в целом. Чаще всего и эта реакция, и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуправляемости этим состоянием

Как правило аффекты искажают нормальную организацию поведения. Оно становится не вполне осмысленным и разумным. К тому же аффекты оставляют сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.

Анализируя аффект, следует учитывать насколько соответствует сила стимула и результат, находясь в обратной пропорции:чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают быстро, бурно и сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вспоминаемые или вероятные. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Большинство из них, например, страх, носят опережающий характер, при этом человек отражает события в форме обобщенной субъективной оценки определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей. Хотя некоторые эмоции могут определяться и завершающими аспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению.

На основании полученной информации мы приходим к выводу что эмоции сопровождают нас всегда и существенным образом могут повлиять на наше поведение. В зависимости от того положительные они или отрицательные определяется их воздействие на человека. Существуют базовые эмоции и производные от них. Так же мы можем рассматривать эмоции в качестве простой оценки ситуации и нашего в ней участия. Самой сильной эмоциональной реакцией считается аффект.

1.2 Воля в процессе управления

Согласно определению данному Череднеченко И.П. и Тетельных Н.В. , воля- это способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Они утверждают что именно благодаря воле человек может исходя из осознанной необходимости, по своей инициативе выполнять действия в направлении, которое он заранее спланировал и с заранее предусмотренной силой. Более того, он так же сможет соответственно организовать и направить свою психическую деятельность. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или показать противоположное проявление. [30 С.75]

Современный образовательный интернет-ресурс Grandars.ru приводит три основные функции воли:

§инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия для преодоления возникающих препятствий;

§стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;

§тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, часто сильные желания, которые не согласуются с главными целями деятельности.

Более развернутую классификацию основных функций воли приводит С.Д. Резник.[20] Он выделяет такие функции как:

) выбор мотивов и целей;

) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;

) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.

В зависимости от условий внешнего мира и сложности внутреннего мира самого человека существуют такие варианты проявления воли как:

) в легком мире, в котором любые желания выполнимы, воля почти не требуется (желания человека простые и любое желание осуществимо в этом мире);

) в трудном мире существуют разные препятствия и барьеры, которые требуют волевых усилий для преодоления препятствий действительности, необходимо терпение, но человек остается внутренне спокойным и уверенным в своей правоте в силу того что его желания и цели однозначны. (простой внутренний мир человека);

) при сложном внутреннем мире в легком внешнем мире необходимы волевые усилия для преодоления сомнений, внутренних противоречий, человек внутренне сложен, у него борются мотивы и цели, человек мучается при принятии решения;

) при сложном внутреннем мире человека и в трудном внешнем требуются существенные усилия воли чтобы преодолеть внутренние сомнения при выборе решения и осуществлении действий в условиях объективных трудностей. Волевое действие в данном случае служит как принятое к действию по своему собственному решению, намеренное и осознанное, целенаправленное действие, основываемое на внутренней и внешней необходимости.

Необходимость проявления силы воли появляется, в том случае, когда есть трудная ситуация «трудного мира» и противоречивого и непростого внутреннего мира самого человека. Другими словами можно сказать что для того чтобы возникла волевая регуляция необходимы препятствия и преграды. Воля проявляется, когда возникают трудности и помехи к достижению цели:

Внешние препятствия- пространство, время, физические свойства предмета, противодействия людей и т. д.;

Внутренние препятствия- усталость, состояния болезни, отношения и установки, и т. д. Данные препятствия, отражаются в сознании и вызывают волевое усилие, которое и создает импульс для преодоления представших трудностей. [13 С.64]

Необходимость в волевых усилиях наступает при:

) при восполнении дефицита побуждения к действиям при недостаточной мотивации;

) при выборе целей, мотивов, видов действий при их конфликте;

) при произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.

Основная характерная черта волевого действия это борьба мотивов.

Характеристики воли.

§Сознательная опосредованность.

§Опосредованность внутренним интеллектуальным планом.

§Взаимосвязь с мотивом «должен».

§Связь с другими психическими процессами: памятью, вниманием, эмоциями, мышлением и т.д.

Эмоционально-волевой фактор деятельности человека можно назвать важнейшим в его жизни. По версии сайта Grandaras.ru на 10.11.2015, каждое действие и решение подчиняется эмоциям и воле. На протяжении жизни и в результате деятельности человек вырабатывает в себе такие волевые свойства личности как:

Целеустремленность - способность человека реализовывать свои жизненные цели.

Самостоятельность - в умение совершать действия и принимать решения, основываясь на внутренней мотивации и своих знаниях, навыках и умениях. Несамостоятельному человеку свойственно подчинение другому, перекладывание ответственности на него за свои действия.

Решительность-умение без колебаний и своевременно принимать обдуманное решение и воплощать его в жизнь. Для действий решительного человека характерна продуманность и быстрота, смелость и уверенность в том что он делает. Противоположностью решительности является нерешительность. Нерешительный человек, склонен к сомнению, он все время колеблется и не уверен в предпринятых действиях, выбранных методах. Нерешительный человек, даже когда принял решение продолжает сомневаться и оглядывается на то, как поступят другие.

Выдержка и самообладание - умение владеть собой, внешним проявлением эмоций, действиями, все время контролировать их , даже случись неудача или даже большая неудача. Противоположность выдержке это неумение сдерживать себя, держать себя в руках, это свидетельство отсутствия самовоспитания и специального воспитания.

Настойчивость - умение добиваться поставленной цели, преодолевая трудности . Характерными чертами настойчивого человека является то что он не отступает от своего решения, а при неудачах действует ещё активнее. Человек, который лишен настойчивости, отступает от своего решения при первой неудаче.

Дисциплинированность - осознанное подчинение поведения и образа жизни актуальным требованиям и нормам. Дисциплинированность проявляется как в мышлении, так и в поведении, она противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость - готовность и умение преодолевать трудности и бороться на пути цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Противоположна мужеству трусость, обычно она вызвана страхом и неуверенностью в себе.

Все эти качества являются результатом упорной работы над собой и развитием воли.

В результате волевого действия человек - во-первых достигает поставленной цели и во-вторых извлекает урок на будущее, касательно времени, усилий потраченных на работу и способов которыми, она была осуществлена.

В управленческой деятельности для достижения оптимальных результатов необходимо соблюдать такие требования как:

) обеспечивать условия для успешной работы подчиненного, но не облегчать его задачу;

) Заинтересовать работника в самостоятельной деятельности , вызвать у него радость от достигнутого, стимулировать его веру в свои способности ;

) объяснять целесообразность решений, приказов, требований которые руководитель предъявляет работнику, и давать возможность работнику самому принимать решения в разумных пределах[13 С.84].

Таким образом мы видим что эмоциональные и волевые процессы, имеют тесную взаимосвязь. Воля является средством регуляции, корректировки влияния эмоций на происходящее. Эмоции, в свою очередь, придают усилию воли субъективный тон, содействуют повышению его потенциала. Столь крепкая взаимосвязь приводит к тому, что в поведении они почти неотличимы и субъект их переживает в форме психических состояний. Понятие состояния наиболее интегративная форма организации всех элементов психики в разные периоды времени. Это - вся психика, все ее содержание, но на разных интервалах ее функционирования. Содержание, тон, напряженность, направленность такого функционирования могут, сильно меняться - в таком случае будет меняться и характер психических состояний. Изучением психических состояний занимается специальная отрасль психологии - психология функциональных состоянии.

В изучении управленческой деятельности очень важно то, что все основные типы состояний и закономерности, которые были обнаружены при их исследовании, не только сохраняются в деятельности руководителя, но и зачастую выступают в очень отчетливой форме. Приведем некоторые способы классификации, которые есть в психологии функциональных состояний. Например, по содержанию(в частности состояния фрустрации, монотонии, тревоги, комфорта, воодушевления и т.д.); по степени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по видам деятельности, в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные); по угону (амбивалентные, положительные, отрицательные). [18С.15]

В структуре каждого состояния можно выделить такие компоненты как содержательную и динамическую («энергетическую») стороны. Известно , что на продуктивность выполнения деятельности большое влияние оказывает и содержание состояний (например, состояние подавленности может не только ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления - наоборот), и его интенсивность, «энергетическая насыщенность

Уровень активации может изменяться в широком диапазоне значений. В психологии используется понятие «континуум активации», или «шкала уровней бодрствования» для определения такого диапазона. В качестве этих уровней мы можем рассматривать такие состояния как (в порядке возрастания их энергетического фона): кома, глубокий сон, «быстрый сон», поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абортирование поведения.

Так же доказано, что есть прямая связь между степенью деструктивного влияния психических состояний и сложностью тех психических процессов, образований, по отношению к которым имеют место эти влияния. Негативные состояния сильнее влияют на более сложные процессы, образования, виды деятельности, чем на простые. Например, когда на человека воздействует стресс, то у него ухудшаются интеллектуальные функции (так как они более сложные), а после них относительно не так интенсивно -моторные(так как они более простые). Данные закономерности самые важные и для того чтобы понять специфику эмоционально-волевой регуляции состояний в целом, и для осознания ее особенностей в управленческой деятельности.[12 С.100]

Главной особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание следующих особенностей: во-первых, именно управленческую деятельность можно охарактеризовать высочайшей эмоциогенностью и стрессогенностью, именно в ней содержится большое количество причин для возникновения негативных эмоций и стрессовых состояний; во-вторых, она предъявляет и самые высокие требования к жесткости и эффективности эмоционально-волевой регуляции состояний, так как это связано с ее ответственностью. Никакая иная деятельность не содержит стольких причин и факторов, которые порождают эмоциональные реакции, как управленческая.

Кроме перечисленных факторов, связанных с процессом деятельности, с ее организацией, в ней есть ещё одна дополнительная очень мощная группа эмоциогенных факторов, которые связаны с отношениями межличностными. Сложность этой деятельности заключается в наличии трудных, а иногда даже экстремальных условий в которых она реализуется. Это сочетается с большой степенью ответственности за ее результаты и образует постоянный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Он является источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Так же именно руководитель должен «держать себя в руках», «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настроению», «контролировать себя». И это нужно не только для исключения негативного влияния эмоций на его собственную деятельность. Руководитель «все время на виду», и любые его негативные эмоциональные состояния и проявления (неуверенности, подавленности, нервозности, а то и паники) не замедлят с восприняться подчиненными и сказываются на их деятельности.[30 С.90]

Именно деятельность управленца требует максимальной активации волевых процессов, и максимальной самоотдачи, а сами понятия «хороший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются как синонимы. Итак, подводя черту под всем вышесказанным мы можем с увернностью заявить что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своей максимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Так же в психологии управленческой деятельности обычно можно выделить круг самых типичных аспектов эмоционально-волевой регуляции, которые имеют самое большое значение для ее организации. Это может быть: проблема стресса в управленческой деятельности, проблема состояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным действиям», понятие эмоциональной резистентности руководителя, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов в управленческой деятельности на основании этого мы можем заключить, что воля является одним из важнейших компонентов психики человека. Именно воля помогает активировать все ресурсы организма и направить их на выполнение задачи. Работа руководителя сопряжена с различными проблемами, при которых сдерживать эмоции или принимать правильное решение заставляет волевое усилие. По этому работать над волевой регуляцией руководителям просто необходимо.

1.3 Типы стрессовых ситуаций типичных для работников сферы управления и пути выходов из них

Что же такое стресс? Каждый человек испытывал его на себе, все о нем говорят, но почти никто на самом деле не знает что это такое. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на образ наших мыслей по коренным жизненным вопросам. Слово «стресс», имеет разное значение для разных людей, поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и прочно вошло в повседневную речь.

В словаре определение стресса таково: «Это внутреннее сопротивление, реакция эластичного тела на внешние силы, воздействующие на него» [23С.31]. Но исходя из этого определения не следует понимать, что стресс это лишь отрицательное явление. Исследования показывают, что стрессовые ситуации не приносят вреда и иногда даже способствуют росту производительности труда аппарата управления и улучшают удовлетворенность своей работой. Из исследований Г. Селье вообще можно сделать вывод что стресс присутствует с человеком абсолютно всегда и является всего - лишь реакцией организма на окружающую среду. [26С.76]

Понятие стресс очень прочно вошло в нашу жизнь. Стресс - уже неизменная часть жизни человека: представления о нем и свои собственные переживания - являются важным компонентом личного опыта любого человека. Стресс обозначает большой спектр состояний высокой напряженности, которые возникают при разнообразных экстремальных воздействиях - стрессорах. В управленческой деятельности очень много стрессоров, и они довольно специфичные по своему содержанию. Основными стрессорами являются такие факторы как:

Фактор информационной нагрузки. Это одно из самых характерных особенностей управленческой деятельности. Он заключается в том, что руководитель должен иметь дело с очень большими объемами информации.

Обычно вся эта информация имеет очень разнородный характер, так же она чрезвычайно изменчива, не всегда достоверна и чаще всего разнородна. Однако, всю ее необходимо осмыслить, адекватно воспринять, реализовать. В связи с большим объёмом информации , и высокими требованиями переработки этой информации, возникает непомерно высокая когнитивная нагрузка на субъекта и это является серьёзным негативным фактором, который приводит к напряженности и стрессу.

Фактор информационной неопределенности. Информационная нагрузка - ее колоссальный объём постоянно сочетается в деятельности руководителя с неопределенностью. Во-первых, информации слишком много, во-вторых, нужной и важной в конкретной ситуации информации иногда не хватает. Как результат- руководитель находится в положении, когда он должен искать нужную информацию (что уже является фактором, вызывающим напряженность), или же работать без недостающей информации , т.е. рисковать. Последний факт выступает очень сильным стрессором.

Фактор ответственности - решающий и основной для деятельности; сила проявления всех иных факторов зависит от него. Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а ее содержание также специфично. Это не только «ответственность за результат» и не только «ответственность за себя», но и «ответственность за других». Поэтому общий феномен ответственности не только максимально выражен в управленческой деятельности, но и становится многомерным, включает в себя ряд довольно различных компонентов. В соответствии с принципом «личной ответственности» руководитель в конечном итоге аккумулирует в своей деятельности всю меру ответственности за результаты функционирования организации.

Фактор дефицита времени. Хроническая нехватка времени - один из наиболее типичных признаков управленческой деятельности. Он обусловлен как обилием задач и функций, которые необходимо решать и выполнять, так и жесткими временными рамками, в которые обычно поставлен руководитель. В психологических исследованиях установлено, что дефицит времени может выступать даже более сильным фактором напряженности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.

Факторы межличностных конфликтов. Постоянным спутником управления выступают возникающие в его ходе межличностные конфликты различных типов и меры выраженности. Порожденные этим негативные межличностные отношения являются одним из наиболее сильных источников появления стрессовых состояний.

Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов. Показано, что одним из источников стресса является необходимость выполнения одним и тем же человеком двух и более функциональных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Ролевой конфликт конкретизируется по отношению к деятельности руководителя, прежде всего, в маргинальном ролевом конфликте. Так, субъект выступает в роли руководителя в отношении управляемой им группы (организации), что налагает на него одну систему обязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновременно является подчиненным по отношению к вышестоящим инстанциям и должен выполнять предписываемые ими роли. «Требования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются в поведении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощным стрессором управленческой деятельности. [9 с. 14-15]

Руководитель самой своей позицией ставится в условия, когда он должен «удерживать в поле зрения» множество проблем, «разрываться между делами». В результате этого возникает известный в психологии феномен интерференции (наложения и отрицательного влияния) задач и функций друг на друга, также являющийся одним из сильных источников высокой напряженности деятельности.

Для организаций внешняя среда часто является источником разнообразных стрессоров, которые могут влиять сильнее чем внутриорганизационные и деятельностные факторы. Прежде всего, здесь необходимо указать следующие факторы. Во-первых, факторы конкуренции, связанные с «борьбой за существование» в условиях нестабильной социальной и профессиональной среды. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды на деятельность организаций. В-третьих, факторы нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики; их практически невозможная прогнозируемость на перспективу.

В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором.

Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса - мобилизации, расстройства и деформации. Они по-разному влияют на деятельность.

Стоит отдельно рассмотреть основные типы кризисных ситуаций, которым подвержен любой человек и руководитель особенно.

Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни.

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Стресс - непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, появляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят теперь ко всему что угодно. Впрочем, определение понятия Стресс мы уже приводили сверху.

Фрустрация

В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру "барьеров". К классификациям первого рода относится, например, проводимое А. Маслоу различение базовых, "врожденных" психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и "приобретенных потребностей", фрустрация которых не вызывает психических нарушений.

Обычно выделяют такие виды фрустрационного поведения как:

а) двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия; в) агрессия и деструкция; г) стереотипия; д) регрессия

Конфликт

Задача определения психологического понятия конфликта довольно сложна. Если задаться целью найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы психологически абсолютно бессодержательно: конфликт - это столкновение двух противоборствующих сторон. Два основных вопроса теории конфликта - что именно сталкивается в нем и каков характер этого столкновения - решаются совершенно по-разному у разных авторов.

Кризис

Хотя проблематика кризиса индивидуальной жизни всегда была в поле внимания гуманитарного мышления, в том числе и психологического, в качестве самостоятельной дисциплины. [3 С.63]

Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:

·она относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам; "теория кризисов... рассматривает человека в его собственной экологической перспективе, в его естественном человеческом окружении"

·теория кризисов подчеркивает не только возможные патологические следствия кризиса, но и возможности роста и развития личности. [28 С.85]

Что касается конкретных теоретических положений теории кризиса, то они в основном воспроизводят то, что нам может быть известно из теорий других типов критических ситуаций. Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей и т.д Теоретически жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они «создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей..» и при этом ставят проблему, «от которой он не может уйти и не может решить в короткое время и привычным способом».

Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоустойчивости личности. Это - способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках.[16 С.90] Важной стороной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса - фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи - вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва»[14 С.101]

Другим важным условием стрессустойчивости является общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация - либо личностно-карьеровая («на себя»), либо социально-профессиональная («на дело»). Показано, что доминирование личных, в том числе и карьеровых мотивов, снижает стрессустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связанных с профессиональной направленностью, повышает ее. В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса - так называемые контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает» конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случае дольше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной безопасности строится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это - и устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя - вообще единственно приемлем.

Существуют также и более общие - личностные различия в предрасположенности к стрессу. Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на управленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления существует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один - наиболее типичный из таких вариантов :

·Повышение социальной активности. Характерной особенностью хронического стресса является замыкание на своих проблемах, что в итоге может привести к развитию различных психопатологических состояний. Необходимо избегать этого, как можно более на ранних этапах, путем повышения уровня общения с другими людьми;

·Когнитивно-поведенческая терапия. Еще одна методика, которая не позволит обойтись без участия психолога или психотерапевта. Основой метода служит понимание о том, что причиной развития стрессовых ситуаций, служат личные самоубеждения и установки. На самом деле, уровень сложности любой ситуации пропорционально равен субъективному отношению к ней. Научно и статистически доказано, что люди, относящиеся к своим проблемам проще, не вдаваясь в долгие размышления о причинах их появления и не переживая долгие душевные страдания, живут гораздо дольше тех, кто скрупулезно обдумывает каждый свой шаг и причинность окружающих обстоятельств;

·Разрешение конфликтов. Очень часто причиной стресса является конфликт. Для того чтобы избавиться от давления этой проблемы на этом поле, может быть шаг навстречу, который позволит свести к нулю причину возникшего конфликта. Не самый легкий метод, особенно, когда дело касается субъективного чувства справедливости;

·Увлечения. Занятие любимым позволяет отключиться от навязчивых мыслей, стимулирующих воздействие стрессовых факторов, а также - получить положительные эмоции от проделанного труда;

·Медитация. Не нужно считать, что медитация, это - прерогатива буддийских монахов или принадлежность к какой-либо религиозной общине. Медитировать, значит - размышлять, сконцентрироваться на решении проблемы или вовсе отключить от нее разум, наведя его на положительные мыслительные эмоции. Искусству правильной медитации самостоятельно обучиться крайне сложно, поэтому имеет смысл обратиться к специалисту в этой области;

·Книги. Это один из самых распространенных и простых методов в профилактике хронического стресса. Вовлечение в мир, демонстрируемый романом, позволяет не только с пользой провести время, но и стимулировать работу мышления и переключить его на образное мышление и позитив;

·Молитва. Для тех кто верует это прекрасный способ успокоиться и подавить действие окружающих стрессоров, расслабиться . Атеистам, возможно, стоит найти альтернативу в занятиях йогой;

·Рисование может послужить хорошим способом в профилактике стрессового воздействия на организм, когда расслабляющее действие оказывает не только процесс, но и рассматривание результата своих трудов;

·Активный моцион и физически упражнения. Данный метод снимает накопленные в крови излишки стероидных гормонов и питательных веществ, позволяет лучше расслабиться после физической нагрузки, а также - повышает уровень социального контакта;

·Проводить больше времени на природе. Предпочтение отдается живописным местам за городом и воде. Проведенный солнечный день на берегу журчащей реки под пение птиц с удочкой в руке - прекрасный способ восстановить жизненный и энергетический потенциал;

·Домашние животные требуют повышенного к себе внимания и ухода, отвлекая, тем самым от стрессовых факторов;

·Управление временем особенно полезно против стрессовых факторов, возникших на рабочем месте. Занятие одним и тем же делом в течение всего дня, уже являет собой стрессовую ситуацию, поэтому необходимо нормировать свои дела, чередуя умственный труд с физическим.[14 С27]

Глава 2. Программа по управлению стрессом и проработка волевых качеств

2.1 Выявление стрессора, влияющего на испытуемых и подбор методов эффективной работы над проблемой

Участники тренинга, объединены тем, что после проведения тестирования они имели достаточно низкий уровень регуляции в стрессовой ситуации. Все они управленцы со стажем работы до 1 года и практически каждый день сталкиваются с ситуациями, требующими их немедленных действий и решений - это стрессовые ситуации. Сначала, для того чтобы проверить их эмоциональную стабильность мы провели тест по методике Г. Айзенка [2 С.80] (приложение №1). Как показали результаты теста: 30 % опрашиваемых эмоционально стабильны, 45% опрашиваемых эмоционально средне стабильны, а 25% очень эмоционально нестабильны. Тест так же показал что примерно у 50% опрашиваемых, уровень самооценки себя как личности несколько завышен.

В процессе управленческой деятельности у руководителей очень часто возникают моменты, когда есть необходимость регулировать и контролировать свое состояние. В случаях, когда нагрузки на организм психические или физические бывают чрезмерно велики, а работник не может управлять своим состоянием, появляется колоссальное психическое напряжение. Оно может повлиять на эффективность деятельности и как следствие привести ее к дезорганизации и ошибкам в работе. Если такие случаи повторяются, то это часто приводит к нервным срывам, депрессии, апатии, неуверенности в себе. В процессе исследования мы опросили 30 управленца разных сфер деятельности, и проведенное нами исследование показало, что среди опрошенных- 30% жалуются на бессонницу, 86% нашли у себя симптомы невротических состояний, которые проявляются в завершении рабочего дня: снижение внимания (25%), раздражительность (40%), усталость (90%), головные боли и головокружения (15%), сонливость и слабость (40%) сексуальные нарушения (10%), и т.д.

В связи с этим мы считаем что работникам сферы управления, которые хотели бы эффективно управлять подчиненными и хорошо выполнять поставленные задачи необходимо владеть приемами эмоционально-волевой саморегуляции. Успехов достигают те, у кого нервы крепче, кто умет настроиться на борьбу с трудностями, те кто умеет распоряжаться своими умственными или физическими ресурсами, сохранять оптимальную нервно-психическую активность.

Результаты показывают, что испытуемым необходима терапия, направленная на эмоционально-волевую саморегуляцию(ЭВС). Динамку результатов ЭВС мы будет отслеживать при помощи эмпирической группы.

Эмоционально-волевая саморегуляция (как научиться владеть собой в экстремальных ситуациях). Эта методика была разработана для формирования у работников управленческой сферы высокой эмоционально-волевой устойчивости и других важных психологических качеств, которые просто необходимы для успешного выполнения задач, которые перед ними поставлены, для адекватного реагирования и эффективного действия в экстремальных ситуациях, которые возникают при организации предпринимательской деятельности.

Методика ЭВС за относительно малый временной промежуток значительно улучшает внимание, способность запоминания нового учебного материала, существенно способствует восстановлению физических и нервных сил, усвоению навыков предстоящих действий и сложно координационных движений, УЧИТ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ. Это значит, что она также может быть полезна студентам и учащимся для успешного усвоения сложной учебной программы. Для работников органов внутренних дел, врачей, и всех тех, чья работа связана с условиями быстрого реагирования на смену обстановки.

Эмоционально-волевая саморегуляция (ЭВС) - это комплексная система приемов последовательного самовоздействия для повышения эмоционально-волевой устойчивости. Она развивает и совершенствует такие важные психологические качества, как уверенность в своих силах, образное мышление, самообладание, внимание, запоминания. Одновременно способствует увеличению сопротивляемости психики к отрицательным воздействиям, улучшает работоспособность, укрепляет нервную систему и предупреждает умственное и физическое переутомление.

Суть ЭВС заключается в развитии способностей к самостоятельному воздействию на свои регулирующие психологические и нервные механизмы специальными приемами и упражнениями.

Основой предлагаемых в данной методике упражнений служат приемы аутогенной или саморазвивающей тренировки.

Большая часть упражнений и тренировок связана с релаксацией мышц, так как зачастую выражение отрицательных эмоций это напряжение мышц (стесненное дыхание, искаженное лицо, оцепенение или суетливость нервная дрожь). Умение расслаблять тонус мышц может помочь предупредить или снять страх и другие отрицательные эмоции.

При проведении эксперимента мы взяли за основу три степени методики ЭВС[19] и снова провели тест по методике Г Айзенка по окончании эксперимента, для контроля эффективности предложенной программы.

2.2 Программа игр и тестов способствующих снятию стрессовых факторов и тренирующих волевые качества

Целью программы мы ставим работу над эмоционально-волевым компонентом личности руководителя. Этот компонент состоит из:

·волевые качества: сформированность таких волевых качеств личности, как: целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самостоятельность, инициативность, интернальный локус контроля и личностной каузальности;

·эмоциональные качества: стрессоустойчивость; эмоциональная гибкость; позитивный настрой к окружающим, эмпатийные качества, контактность и способность к саморегуляции чувств; чувство юмора; толерантность к чужой точке зрения; спокойное отношение к возможным ошибкам подчиненных.

Программа состоит из трех степеней, в каждой из которых задания. Их выполнение необходимо для достижения результата.

ЭВС первой степени

Цель: овладеть основными приемами управления собой для проявления самообладания в различных условиях.

.Испытуемые осуществляли повседневный самоконтроль за внешним проявлением отрицательных эмоций (волнение, гнев, страх).

Схема повседневного самоконтроля:

«Нет ли напряжения на лице (нахмурен лоб, сжаты зубы)?» Если есть, то разжать зубы. Заставить себя улыбнуться (хотя бы внутренне).

«Как мое дыхание? Нет ли беспорядочного или поверхностного дыхания?» Если есть, то сделать два-три глубоких вдоха с полным выдохом. Потом перейти на ритмичное дыхание: вдох короткий, но средний по глубине, а выдох в два раза продолжительнее (5-7 дыханий).

«Нет ли излишнего напряжения мышц тела (скованность, оцепенение)?» Особое внимание обратить на мышцы шеи, плеч и рук. Выявить, какие мышцы скованы. Расслабить данную группу мышц (временно или, в меру допустимого, в ходе работы).

. Испытуемые применяли ЭВС для уменьшения напряженности, успокоения, повышения эмоционально-волевой устойчивости.

Использовались следующие приемы:

а) перед выполнением поставленной задачи:

осуществлялся самоконтроль за внешним проявлением отрицательных эмоций, самоубеждение, применение формул самонастройки, затем применение одной или нескольких следующих формул: «Я владею собой», «Внимание обостряется», «Предельно организован», «Бдительность на высоте», «К испытанию готов!», «Все будет нормально, все будет хорошо». б) в ходе выполнения поставленной задачи:

осуществлялся самоконтроль за внешним проявлением отрицательных эмоций; регуляция дыхания, самоободрение, применение формул самонастройки (одна или несколько) в движении или на месте: «Возбужден, но контролирую себя», «Я управляю собой», «Я сильный», «Я решительный», «Уверен в своих силах», «Я самый лучший

. Испытуемые применяли ЭВС для снятия усталости.

В зависимости от обстановки и времени выполнялись следующие приемы:

если возникала небольшая усталость и имелось 5-7 минут времени, то было необходимо сесть или лечь в удобную позу, закрыть глаза, (расслабиться; дышать спокойно, ритмично; вспомнить спокойные жизненные ситуации или думать о приятном отдыхе; внушить себе: «Мой организм отдыхает и набирает много сил»

если усталость возникала в результате продолжительной деятельности или бессонной ночи, то было необходимо на 20-30 минут занять позу лежа (в теплое время - на земле), лучше на спине, удобно расположив руки и ноги; голова - невысоко на подушке или валике из травы, земли. Посмотреть на часы и представить положение стрелок, когда нужно проснуться. Внушить себе: «Проснусь во столько-то». Закрыть глаза, проверить отсутствие скованности в теле и внушить себе: «Я расслабляюсь... приятно отдыхаю... сладкая дрема охватывает меня... Проснусь во столько-то».

. Применение ЭВС для ускорения процесса овладения навыками предстоящих действий.

Ускоренное овладение навыками достигалось посредством мысленной тренировки, т.е. мысленного проигрывания предстоящих действий.

При отработке методики мысленной тренировки необходимо было:

запомнить последовательность предстоящих действий (движений), их краткие (условные) названия;

занять примерно такое положение, которое потребуется в действительности; если позволяет обстановка, то закрыть глаза для мысленного представления соответствующих действий (движений);

опустить плечи и расслабить по возможности мышцы тела;

четко представить последовательность предстоящих действий (движений), одновременно мысленно (или шепотом) повторяя словесные названия составных движений; достигнув безошибочного повторения, ускорить темп, а через несколько занятий довести его до нормативного (требуемого).

Вначале применялась мысленную тренировку для несложных действий, Затем выполнялась мысленная тренировка для более сложных действий

. Применение ЭВС для улучшения запоминания или воспоминания служебного материала.

Давалась себе установка запомнить (вспомнить) в форме самоприказа: «Я должен это запомнить», «Мне необходимо это знать», «Очень важно запомнить такие-то формулы (цифры, определения)

за несколько минут до ночного сна прочитывался, не торопясь, небольшой объем учебного материала, требующего наглядно-образного запоминания: тактико-технические данные изучаемой аппаратуры, формулы, статьи и т.п. Утром повторялся этот материал.

ЭВС второй степени

Цель: овладеть комплексом упражнений, усиливающим способность к саморегуляции (проявление самообладания) и повышающим эмоционально- волевую устойчивость. Методика аутотренинга включает шесть упражнений, которые изучались и выполнялись в несколько этапов.

ЭВС третьей степени

Цель: овладеть комплексом из восьми упражнений и методикой саморегуляции предстоящего поведения, обеспечивающими всестороннее управление собой и высокую эмоционально-волевую устойчивость в сложных и опасных ситуациях.

Применялись три методики, такие как:

Методика самотренировки из 8 упражнений, которая заключалась в последовательном выполнении первых 5 упражнений ЭВС второй степени и трех новых упражнений;

Методика усиленной активации при которой, выполнялись приемы нормальной, активизации, но более энергично; для усиления результативности активизирующего дыхания необходимо было представлять, что в период вдоха и задержки дыхания организм наполняется силой, бодростью и здоровьем, а при выдохе уходит все нежелательное, неприятное; проводилась короткая физическая разминка, путем проделывания нескольких энергичных движений руками перед грудью или приседаний. Если физическая разминка была невозможна, то проводилась имитация вставания. Так же нужно было представить ощущение прохлады. Например: "Вы вышли после купания на берег. Дует прохладный ветер. По коже бегут "мурашки". Чувствуете легкий озноб. Мышцы стали упругими. Организм предельно активизировался, готов энергично действовать".

После овладения (примерно за неделю) методикой самотренировки по комплексу из восьми упражнений, в котором упражнения 1 - 7 выполнялись с закрытыми глазами, переходили к выполнению этого же аутотренинга с открытыми глазами (как на четвертом этапе СЭВС второй степени);

Методика саморегуляции предстоящего поведения: составлялась словесная формула, кратко выражающая сущность желательного поведения в необычной или опасной ситуации; например: "Я всегда собран и хладнокровен", "Уверен в своих силах" и т. п.; ярко представлялась в ходе очередного аутотренинга вместо формул для отдыха (упражнение 7) предстоящую тревожную ситуацию и возможные переживания в ней испытуемого (эмоциональная разрядка); вспоминалась составленная нами ранее словесная формула и, не торопясь, несколько раз мы повторяли ее про себя (мысленно или шепотом), одновременно представляя соответствующее обстановке личное мужественное поведение или поведение воображаемого героя.

Так тренировки походили два-три дня, а потом еще несколько дней, но без эмоциональной разрядки. Систематически использовалась (не менее двух недель) словесная формула желательного поведения (проговаривая ее про себя) в ходе повседневной деятельности (сидя, стоя и в движении), т. е. проводя самонастройку перед занятиями, работой, упражнениями, и т. п.

В случае возникновения тревожной обстановки необходимо было сказать себе, например: "Я всегда собран и хладнокровен", - и эта формула выполняет свою роль. Если же к этому времени испытуемые успели овладеть всей методикой саморегуляции предстоящего поведения, то данная формула без проговаривания влияла на их поведение.

Основные варианты применения аутотренинга в практике повседневной жизни даны ниже.

Применение упражнений системы эмоционально-волевой саморегуляции в практике повседневной жизни.

(для закрепления и совершенствования навыков ЭВС)

Для уменьшения напряженности, успокоения, повышения эмоционально-волевой устойчивости необходимо применить следующие упражнения, словесные формулы по отдельности или в сочетании в зависимости от обстановки и степени овладения ЭВС: самоконтроль за внешним проявлением отрицательных эмоций, с дополнительным использованием навыков ритмичного дыхания и расслабления мускулатуры; ритмичное успокаивающее дыхание в движении: два - три шага - вдох; четыре - пять - выдох; один - два - пауза; при быстрой ходьбе или неторопливом беге контролируйте только длительность выдоха; самовнушение: "Я успокаиваюсь... Я совершенно спокоен"; словесные формулы желательного поведения "Уверен в своих силах", "Вся воля - на выполнение задания", "Я смогу преодолеть трудности"и т.д.

После завершения эксперимента, мы снова провели тест по методике Г. Айзенка и результаты показали положительную динамику, Мы отобразили её в диаграмме:

Диаграмма №1

Так же мы попросили нашу эмпиричекую группу пройти тест на определение невротических симптомов. Динамика изменения показателей приведена в Диаграмме №2

Диаграмма №2

Исходя из результатов, мы можем утверждать, что система ЭВС применима на практике и имеет ряд преимуществ. Как отметили испытуемые, кроме положительного воздействия, очень важный аспект в том, что для реализации данной программы не обязательно прибегать к помощи специалиста и удаляться от рабочего места. Для руководителей это очень важно. Так же данная программа подходит для людей с любым родом занятий.

эмоция стресс волевой управление

Заключение

В заключение следует сказать что, все закономерности и явления которые мы здесь рассмотрели, являются характеристикой разных аспектов эмоционально-волевой саморегуляции (эмоционального перенапряжения, фрустрации, стресса, утомления). Хотя они имеют еще один - специфический и важный для деятельности руководителя аспект. Эмоции, состояния, волевые усилия,обеспечивая управление или регуляцию деятельности руководителя, и проявляются вне - в его разговоре, поведении, интонациях, мимике и т.д. Эти проявления должны контролироваться и по необходимости усиливаться или подавляться. Руководитель должен уметь ими пользоваться в качестве дополнительного канала межличностного взаимодействия, и в качестве канала передачи информации другим своих мыслей, позиций или намерений. Все это обозначается в социальной психологии и психологии управления понятием экспрессивного контура межличностных взаимодействий.

Так как руководитель всегда «на виду» и то как он реагирует, в каком находится состоянии, насколько умеет владеть собой, владение экспрессивными способами очень важно для него, так как то как начальника воспринимают подчиненные, влияет примут ли они его. Это предрешит его авторитети эффективность работы. Из этого значит, что в качестве самого важного требования к руководителю, предъявляется не только способность к эмоционально-волевой регуляции, а ещё и к регуляции своего поведения.,

Однако это не стоит интерпретировать как жесткое подавление своей экспрессии, так как совершенно безэмоциональный руководитель воспринимается не лучше чем слишком эмоциональный. Экспрессия в поведение руководителя обязательно должна присутствовать, но она должна носить позитивный характер. Не зря одним из высказанных требований к американского менеджмента к успешному управленцу гласит: «Руководитель должен излучать оптимизм». Д. Карнеги говорит короче: «Улыбайтесь!»

Исследования показали, что информация, которая передавалась по экспрессивным каналам, воспринималась быстрее, точнее и надёжнее чем та же информация, но переданная по другим каналам. Так же люди склонны рассматривать ей как более правдивую. Вербальные способы передачи информации, например, допускают большие возможности к фальсификации; но сопровождающие ее невербальные - экспрессивные проявления контролировать уже намного труднее, и это значит что они более информативны и правдивы. Экспрессивный компонент включает три аспекта.

. Контроль за экспрессивными проявлениями своих эмоциональных и волевых состояний, за своим поведением в целом.

. Умение владеть средствами экспрессивного воздействия на подчиненных (в частности, создавать имидж «волевого», «обаятельного», т.е. эмоционально-привлекательного, руководителя, а также твердого, умеющего владеть собой человека. Так же настоящие профи имеют даже некоторый артистизм, владея экспрессивными средствами. Особенно ярко это видно при личной беседе и в искусстве выступления).

. То, как руководитель умеет воспринимать экспрессивный канал связи и соответственно обрабатывать исходящую из этого канала информацию, это своего рода диагностическое умение. При должном владении этим приемом руководитель получает очень важную информацию о подчинённых. Диагностические умения складываются из точности межличностной перцепции, экспрессивной сензитивности (чувствительности) и психологической проницательности.

Для того чтобы решить проблему эмоционально-волевой регуляции существует огромное множество различных игр и методик, но прежде всего требуется выявить причину эмоционального напряжения. В управленческой деятельности нет места ошибке, по-этому все же за диагностикой и решением проблемы необходимо обращаться к специалисту. Это может сэкономить время , деньги и иногда даже здоровье, так как известный факт что множество болезней, в том числе с сердцем имеют психосоматический характер.

Список литературы

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1987- 64с.

. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. / Пер. А. Озерова. - М: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 480 с.,

. Василюк Ф.Е. Психология переживания.-М.,1984., 187с.

. Вечер Л.С. Я сама справляюсь со стрессом / Автор - сост..- Минск: ООО «Кузьма», 1998. - 224 с.

. Вудвордс Р.С. Зрительное восприятие глубины. - М. Изд. Московского университета, 1975. - 300 с.

. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Собрание сочинений М., 1982г. т.3

. Гросс Г.ф. Побеждать на работе и дома: Пер. с нем. - М.: Интер-эксперт, 1997. - 312 с.

. Комаров Е.Н. Режимы труда и отдыха персонала // Управление персоналом. - 2005. - № 6.

. Линдеман X., Селье Г. Система психофизического саморегулирования: Пер. с нем. - Минск; РЭНАР, 1992. - 159 с.

. Малахов Г.П. Биосинтез и биоэнергетика. - СПб.: ИК «Комплект», 1996.-307 с.

. Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления - СПб.:

ИК «Комплект», 1996. - 302 с.

. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: ПИТЕР 2006.-208 с.

. Мольц М. Я - это Я, или Как стать счастливым. - М.: Яхтсмен, 1994.-137с.

. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой: Практическое руководство. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 256 с.

. Пил Н. Спасательный круг: Пер. с англ. - М.: «Прогресс» - «Культура», 1994. - 240 с.

. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. - Психология и педагогика СПб.: Питер ,2002.-432с.

. Рейндотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993. - 240 С.

. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.,1979.-231с.

. Резник С.Д. Как повысить свою работоспособность. - Пенза: Олимп, 1995. -72с.

. Соборнов Г.Н.. Методика ЭВС под редакцией Линниченко А.Н. 2002г

. Самыгин С.И. Менеджмент персонала. Р/д, 1997.

. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, М., 1997.

. Семенов Н.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса. В., 1997.

. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме М.,1960.

. Селье Г. Стресс без дистресса. -Прогресс, 1982. -68с.

. Свит К. Соскочить с крючка. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 256 с.

. Станкин М. Эмоциональный самоконтроль позволяет менеджеру достойно выглядеть в радости и в беде // Управление персоналом. - 2005. - № 12.

. Тарасова Л. Общая психология. Конспект лекций.

. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления/ Серия«Учебники для высшей школы». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608с.

. Швальбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. Психология бизнеса. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с

. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса СПб.: Ювента 1990, 110с.

Похожие работы на - Эмоционально-волевая регуляция личности в процессе управленческой деятельности

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!