Взаимодействие международных организаций по борьбе с организованной преступностью на примере Интерпола, Европола и ИКАО

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,55 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимодействие международных организаций по борьбе с организованной преступностью на примере Интерпола, Европола и ИКАО

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ

Кафедра Политологии










Курсовая работа

Взаимодействие международных организаций по борьбе с организованной преступностью на примере Интерпола, Европола и ИКАО



Подготовлена:

Вторушиным А.С.

студентом факультета политологии



Новосибирск 2017

Содержание

Введение

. Взаимодействие международных организаций по борьбе с организованной преступностью на примере Интерпола

.1 Взаимодействие Интерпола с Европолом

.2 Взаимодействие Интерпола с ИКАО

. Деятельность Интерпола по укреплению международного правопорядка

.1 Деятельность Интерпола по борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков

.2 Деятельность Интерпола по борьбе с экономическими преступлениями

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования. В современном мире количество международных преступлений возрастает с каждым годом. Поэтому остро стоит необходимость объединения усилий для решения данной задачи. Только с помощью совместной деятельности государств удастся решить такие проблемы, как терроризм и незаконный оборот наркотиков, многочисленные экономические преступления, фальшивомонетчество и подделка документов, хищение предметов, представляющих историческую, научную, культурную и иную ценность.

Большой вклад в сохранение международного правопорядка вносит Интерпол или, иными словами, международная организация уголовной полиции. Он представляет собой организацию, которая благодаря своей структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество.

Интерпол является неким посредником во взаимодействии служб уголовной полиции всех стран, входящих в его состав. Он координирует и кооперирует их деятельность, предоставляет необходимую информацию, вырабатывает единую стратегию и тактику.

В последние годы значительно возросла роль Интерпола в международном сотрудничестве по вопросам борьбы с терроризмом и другими видами транснациональной преступности с ООН, Европолом, ИКАО и иными международными организациями, о чем свидетельствуют правовые акты Интерпола, многочисленные соглашения о сотрудничестве, а также упоминания Интерпола и его значимости в ряде международных конвенций. Интерпол обладает уникальными инструментами и механизмами, необходимыми в организации содействия государствам-членам, международным организациям, их органам и мировому сообществу в целом в борьбе с актами, методами и практикой терроризма во всех его формах и проявлениях.

Таким образом, Интерпол, осуществляя свою деятельность, направленную на противодействие международной преступности и терроризму, вносит серьезный организационно-правовой вклад в дело укрепления международного правопорядка на современном этапе.

Степень научной разработанности темы. Изучением деятельности и роли Интерпола занимались такие ученые, как Хозикова Е.С., Бабушкин А.А., Водянов А.В., Митин М.А., Смолина А.О., Ткачук П.А.,Родионов К.С., Самарин В.И. Евдокимов В. Б., Кудрявцева В.Н., Родионов К. С.

Также ряд положений об организации деятельности Интерпола закреплен в законодательных актах, а именно: «Устав Международной организации уголовной полиции», «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола», «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола».

Весомый вклад в расширение представлений об Интерполе внес Колесников В.Н. - автор монографии «Международно-правовые основы сотрудничества по линии Интерпола». В его работе можно получить информацию об основных направлениях совершенствования правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с преступностью в рамках Международной организации уголовной полиции.

Не меньший интерес представляет работа Бельсона Я. М. «Интерпол в борьбе с уголовной преступностью». В ней проанализированы перспективы развития Интерпола в двух измерениях - статическом и динамическом. А также раскрыты исторические и правовые посылы возникновения международной организации.

Также, в рамках данной курсовой работы использовалось учебное пособие Волеводза А.Г. «Международные правоохранительные организации», в котором подробно описаны все существующие на данный временной период международные организации и, конечно, несколько глав посвящены описанию особенностей Интерпола.

При изучении структуры Интерпола и его органов внимание было уделено работе Овчинского В. С. «Интерпол (в вопросах и ответах)», в которой материал изложен доступно и наглядно.

Помимо перечисленных источников, использовались интернет - ресурсы.

Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа источников рассмотреть взаимодействие международных организаций по борьбе с организованной преступностью на примере Интерпола, Европола и ИКАО. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

) Рассмотреть взаимодействие Интерпола с Европолом;

) Описать особенности взаимодействия Интерпола с ИКАО;

) Проанализировать деятельность Интерпола по борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков;

) Оценить действия Интерпола по борьбе с экономическими преступлениями.

Объект исследования. Объектом исследования является сотрудничество международных организаций по борьбе с организованной преступностью.

Предмет исследования. Взаимодействие международных организаций по борьбе с организованной преступностью на примере Интерпола, Европола и ИКАО.

Теоретико-методологическую основу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых. А также положения международного права, закрепленные в законодательных актах.

Методология исследования. В ходе проведения исследования применялись общенаучные методы, а именно: метод теоретического исследования, метод системного и сравнительного анализа. Также использовались следующие частно-научные методы познания: логически-правовой, историко-правовой.

Научная новизна исследования определена комплексным исследованием деятельности Интерпола и его взаимодействием с Европолом и ИКАО в области борьбы с террористическими актами, незаконным оборотом наркотиков и иными преступлениями международного характера. Новаторский характер исследования выражается в представлении нормотворческой и практической деятельности Интерпола в области международных отношений.

Апробация работы. Данная работа была представлена на научной конференции «Международное сотрудничество государств : история и современность» в рамках Сибирского института международных отношений и регионоведения (СИМОиР).

Структура работы. Курсовая работа состоит из двух глав, объединяющих четыре раздела, а также введения, заключения и списка используемой литературы.

1. Взаимодействие международных организаций по борьбе с организованной преступностью на примере Интерпола

.1 Взаимодействие Интерпола с Европолом

Сотрудничество на международном и межгосударственном уровне по борьбе с преступностью не является новой тенденцией для общества. Данные направления формировались и сопровождались расширением видов преступлений, развитием технологий и человеческих возможностей.

Международное и межгосударственное сотрудничество по противодействию преступности обладает рядом признаков, характеризующих их как самостоятельные и специфичные направления.

Первый признак: предметом воздействия международного и межгосударственного сотрудничества является преступность. Иными словами, в случаях, когда нет преступления или оно не предусмотрено законом, нет и наказания.

Поскольку законодательство большинства государств в отношении того или иного вида преступлений установило действие принципа юрисдикции государства, международное и межгосударственное сотрудничество до недавнего времени распространялось преимущественно на противодействие лишь определенным видам преступлений, круг которых определен в источниках международного права.

Международными преступлениями признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества.

Межгосударственная преступность определяется как преступления, охватывающие в аспектах, связанных с планированием, совершением и прямыми или косвенными последствиями, более чем одну страну.

Второй признак: международное и межгосударственное сотрудничество по противодействию преступности является одним из направлений деятельности полиции, которая является субъектом как международного права, так и межгосударственного сотрудничества.

Противодействие преступности есть «совокупность особой государственно-правовой деятельности полиции по обеспечению правовой защиты интересов человека и гражданина, общества и государства, направленная на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а равно принятие мер по устранению причин и условий, способствующих их совершению». Исходя из данного определения, полиция противодействует преступности, прежде всего, на государственном уровне, а в случае необходимости именно она становится субъектом международного сотрудничества.

Третий признак: международное и межгосударственное сотрудничество по противодействию преступности осуществляется в определенных, установленных нормами международного и государственного права формах.

Четвертый признак: правовое регулирование международного и межгосударственного сотрудничества по противодействию преступности носит полисистемный характер. Он связан с нормами как международного права, так и государственного права и опирается на нормы этих двух самостоятельных правовых систем.

Правовая основа международного и межгосударственного сотрудничества по противодействию преступности представлена двумя блоками, первый включает в себя международные и межгосударственные акты, второй - нормативные правовые акты, принятые во исполнение международных и межгосударственных обязательств.

Сотрудничество полиции различных государств было вызвано сложившейся в мире на рубеже XX-XXI вв. критической ситуацией в правоохранительной сфере в силу совершения преступлений не только отдельными лицами, но и организованными преступными группами, носящих международный и межгосударственный характер, она потребовала внедрения новых форм и методов. Необходимо было создать организацию международного уровня, которая координировала бы деятельность полиции всех государств в повседневной их деятельности из единого центра. Ей стал Интерпол. На сегодняшний день он является ведущей международной организацией и благодаря своей уникальной структуре, правовой базе, техническому оснащению способен эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество, объединяя в настоящее время 189 государств-членов.

Согласно Уставу Интерпола (п. «в» ст. 32) в его функции входит методическое и организационное обеспечение международного розыска лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия. В том числе осуществляется и розыск похищенного огнестрельного оружия.

Интерполом также осуществляется сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах, при этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный и межгосударственный характер.

Однако, возвращаясь к событиям CC века, отметим, что до середины 1990-х гг. Интерпол являлся единственной международной организацией по сотрудничеству правоохранительных органов различных стран. Но процессы глобализации, а также расширяющаяся региональная экономическая и политическая интеграция стали сопровождаться углублением преступной деятельности в отдельных регионах земного шара. Широко известны, к примеру, вызванные этим проблемы «расползания» терроризма, торговли людьми и незаконной миграции в рамках Евросоюза, незаконного производства наркотиков в странах Южной Америки и его поставок в США, Канаду и Европу, аналогичные процессы на постсоветском пространстве.

В этих условиях Интерпол, безусловно обладающий широкими возможностями, оказался способным сосредоточить свои усилия лишь на глобальном уровне, а проблемы, в решении которых заинтересованы преимущественно отдельные регионы мира.

К тому же, очевиден тот факт, что Интерпол, по сути своей, представляет глобальную полицейскую информационную сеть. Ее цели и задачи реализуются преимущественно путем информационного обеспечения международного розыска и ведения международных криминалистических учетов, а также информационного обеспечения борьбы с отдельными видами преступлений. Современные тенденции преступности, их международная составляющая требуют не только информации, но и совместных действий по пресечению и раскрытию преступлений путем проведения в необходимых случаях совместных оперативно-розыскных действий, а также совместных расследований на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Устав Интерпола этого не предусматривает.

Понимание этого обстоятельства предопределило новую тенденцию развития международного сотрудничества в борьбе с преступностью - создание многоуровневой организационной системы такого сотрудничества.

На протяжении двух последних десятилетий в рамках ряда региональных образований предпринимались меры по выведению международного полицейского сотрудничества на качественно новый уровень. Цель данных действий - переход от информационного обеспечения к непосредственному проведению совместных (международных) оперативно-розыскных действий и совместных расследований по уголовным делам, принятию иных совместных мер по пресечению готовящихся и совершенных преступлений, их раскрытию и расследованию.

Для реализации, указанной нами цели, потребовалось учреждение ряда новых международных правоохранительных организаций - региональных организаций по сотрудничеству между правоохранительными органами, наделенных более широкой по сравнению с Интерполом компетенцией для участия в международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства.

Первой из них стало одно из учреждений Европейского союза -Европейская полицейская организация - Европол (Europol), изначально учрежденное Конвенцией Европола, принятой 26 июля 1995 г., которая:

предусматривала список органов, которые могут сообщать информацию в Европол;

допускала, чтобы Европол сообщал информацию в Интерпол;

разрешала Европолу заключать соглашения о конфиденциальности информации, сообщенной в Интерпол;

Он был создан как специализированный орган ЕС, координирующий оперативно-розыскные действия полиций и других компетентных органов государств-членов, сбор, анализ и обмен информацией о преступлениях и лицах, причастных к их совершению.

При этом Европол, наряду с «традиционным» информационным обеспечением международного сотрудничества, наделен компетенцией по координации работы правоохранительных органов. В рамках такой координации Европол вправе ставить перед государствами-членами вопрос о создании совместных следственных групп, включать в их состав сотрудников Европола, участвовать в совместных расследованиях.

К компетенции Европола относятся преступления международного характера, которые должны соответствовать определенным критериям.

Прежде всего, должны иметься фактические указания, на то, что к их совершению причастны преступная организация или организованная преступная группа. Во-вторых, преступления должны наносить вред двум или более государствам-членам ЕС. В-третьих, преступление должно иметь масштаб, тяжесть и последствия, для устранения которых требуются совместные действия и общий подход со стороны государств-членов.

С учетом этих критериев к компетенции Европола отнесены:

терроризм,

незаконный оборот наркотиков,

незаконная торговля людьми,

преступления, связанные с созданием сетей нелегальной иммиграции,

незаконная торговля ядерными и радиоактивными веществами,

торговля похищенными транспортными средствами,

фальшивомонетчество и подделка евро,

незаконные действия по отмыванию денег и связанные с этим преступления,

«связанные между собой уголовные преступления», то есть преступления, которые либо совершены с целью приобретения средств для совершения названных преступлений, либо способствуют их подготовке и сокрытию.

Приложение к ст. 2 Конвенции Европола содержит список других видов преступлений, которые могут входить в сферу деятельности Европола в соответствии с поставленными перед ним целями, а именно:

преступления против жизни, здоровья или личной свободы (убийство и причинение тяжкого вреда здоровью; незаконная торговля органами и тканями человека, похищение людей, незаконное ограничение свободы, взятие в заложники, расизм и ксенофобия);

преступления против собственности или общественного блага, включая обман (организованный грабеж, незаконная торговля культурными ценностями, включая антиквариат и произведения искусства, мошенничество и обман, рэкет и вымогательство, фальшивомонетчество и незаконное использование денежных знаков, подделка административных документов и торговля ими, подделка денег и средств платежа, компьютерные преступления, коррупция);

незаконная торговля оружием и нанесение вреда окружающей среде (незаконная торговля оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами, вымирающими видами животных, вымирающими видами растений и их разновидностями, экологические преступления, незаконная торговля гормональными веществами и другими активаторами роста).

Для достижения поставленных целей Европол вправе:

способствовать улучшению обмена информацией между государствами;

получать, сопоставлять, анализировать информацию и иные сведения;

без промедления уведомлять компетентные органы государств-членов об информации, имеющей к ним отношение, и о любой выявленной связи между уголовными преступлениями;

помогать в расследованиях, проводимых национальными правоохранительными органами государств-членов ЕС;

обслуживать компьютеризированную систему собранной информации.

Основу деятельности Европола составляет информационное обеспечение сотрудничества правоохранительных органов государств Евросоюза в борьбе с преступностью. Оно осуществляется на основе единой Информационной системы Европола.

Для осуществления задач, поставленных перед Европолом, создана компьютеризированная информационная система, опирающаяся, в том числе, на ранее созданную Шенгенскую информационную систему. Она функционирует в составе:

информационной системы;

системы рабочих файлов для целей анализа;

системы индексации.

Этот комплекс используется для накопления, хранения, анализа и последующего использования в интересах правоохранительной деятельности государств-членов Евросоюза информации о преступлениях, обеспечения сотрудничества в борьбе с которыми отнесено к компетенции Европола.

Формируемый массив информации касается:

а) лиц, которые в соответствии с национальным законодательством государств-членов подозреваются в совершении преступлений или в соучастии в преступлениях, отнесенных к компетенции Европола, или осуждены за такие преступления;

б) лиц, в отношении которых имеются серьезные основания полагать, что они могут совершить такие преступления;

в) лиц, которые могут быть вызваны для дачи показаний при расследовании таких преступлений;

г) лиц, которые стали жертвами или в отношении которых определенные факты дают основание полагать, что они могли быть жертвами одного из таких преступлений;

д) лиц, причастных к данным категориям преступлений;

е) лиц, которые могут предоставить информацию о таких преступлениях.

В учетных данных также содержатся сведения о средствах, используемых при совершении преступления, информация о сущности преступления, времени и месте его совершения.

В Конвенции Европола предусмотрены специальные условия доступа к данным информационной системы, порядок охраны и защиты данных, в том числе персональных данных. Контроль над соблюдением прав человека при функционировании системы осуществляет Объединенный надзорный орган, состоящий не более чем из двух представителей от каждого национального надзорного органа.

Европол подотчетен Совету министров внутренних дел и юстиции. Совет несет ответственность за контроль, назначает Директора и его заместителей, принимает бюджет, принимает инструкций, которыми должен руководствоваться в своей работе Европол. Ежегодно Совет представляет в Европейский парламент отчет о работе Европола.

Европол осуществляет взаимодействие на договорной основе осуществляет сотрудничество с другими международными организациями: Всемирной Таможенной Организацией (WCO), Европейским центром контроля за наркотиками и наркоманией (EMCCDA), Европейским центральным банком, Европейской Комиссией, Евроюстом. Имеются самостоятельные договоры (соглашения) о сотрудничестве с Болгарией, Исландией, Канадой, Колумбией, Норвегией, Румынией, США, Турцией, Швейцарией.

Возвращаясь к анализу сотрудничества Интерпола с Европолом отметим, что оно осуществляется посредством использования двух взаимосвязанных механизмов, один из которых - договорной (конвенционный), т. е. он воплощается в заключаемых договорах (конвенциях), а другой имеет организационно-правовой характер, т. е. проявляется в деятельности общих и специализированных организаций (органов, учреждений).

Заключая международные конвенции, государства в процессе сотрудничества решают следующие задачи:

согласованная квалификация преступлений, представляющих международную общественную опасность;

договоренность о включении в национальное уголовное законодательство норм об ответственности за такого рода деяния и о соответствующем степени их тяжести наказании;

установление юрисдикции над преступлениями и предполагаемыми преступниками (подозреваемыми лицами);

взаимодействие в процессе осуществления уголовного преследования, включая оказание правовой помощи.

Сотрудничество данных организаций в борьбе с преступностью может осуществляться в следующих основных формах:

оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам;

выдача лиц, совершивших преступления, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора;

передача осужденных к, лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного места жительства;

обмен оперативной, правовой и иной информацией;

выполнение поручений по международному розыску;

обеспечение прав и свобод граждан данного государства при осуществлении уголовного правосудия в другой стране;

подготовка кадров, обмен опытом работы правоохранительных органов различных государств в борьбе с международной преступностью;

предоставление экспертных и консультативных услуг, специальных научно-технических средств и оказание иной материально-технической помощи;

совместное изучение проблем преступности и борьбы с ней, прогнозирование и программирование этой деятельности;

участие в официальных мероприятиях (конгрессах, совещаниях) и научно-практических конференциях (семинарах, симпозиумах), обсуждающих проблемы международного сотрудничества в предупреждении преступности, борьбе с ней и при обращении с правонарушителями.

Выводы.

. В современном мире велика потребность в объединении сил и развитии системы международного сотрудничества по борьбе с преступностью. Указанная потребность обусловлена стремительным расширением границ деятельности преступных сил.

. Борьба с преступностью исключительно Интерпола затруднена, так как он представляет собой глобальную информационную базу и не предусматривает деятельности по пресечению и раскрытию преступлений.

. Для повышения эффективности и достижения предусмотренных Уставом целей Интерпол сотрудничает со многими международными организациями, в частности с Европолом.

. Европол осуществляет координацию в сфере оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой правоохранительными органами государств ЕС; собирает информацию, представляющую оперативный интерес, и организует обмен ею в рамках информационной системы, объединяющей государства ЕС и другие сотрудничающие страны; участвует в расследовании преступлений транснационального характера, путем включения специалистов Европола в состав совместных следственных групп.

.2 Взаимодействие Интерпола с ИКАО

Проблема безопасности при осуществлении авиационных перевозок в современном мире становится весьма актуальной.

Одной из мировых организаций, основной задачей которой является обеспечение безопасности и пресечение любых проявлений агрессивных действий, является Международная организация уголовной полиции, или, иными словами, Интерпол. Однако, как нами было указано ранее, для повышения эффективности деятельности по обеспечению международной безопасности данная организация вступает во взаимодействие с другими. В данном случае речь идет об ИКАО.

Международная организация гражданской авиации или ICAO - специализированное учреждение ООН, протокол о признании которого подписан 1 октября 1947 г. и вступил в силу 13 мая 1948 г. ICAO является международной правительственной организацией. Первоначально, после подписания Чикагской конвенции, существовала Временная международная организация гражданской авиации (Provisional International Civil Aviation Organisation - PICAO). После вступления в силу 4 апреля 1947 г. Чикагской конвенции на 1-й сессии Ассамблеи, состоявшейся в Монреале, в мае 1947 г. PICAO переименована в ICAO. По предложению правительства Канады местом расположения Штаб-квартиры ICAO был выбран г. Монреаль.

Основными целями деятельности ICAO, в соответствии с положениями Чикагской конвенции, являются вопросы, имеющие глобальное значение для международной гражданской авиации:

разработка принципов и методов международной воздушной навигации;

содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, с тем чтобы обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие международной ГА;

поощрение развития воздушных трасс, аэродромов и аэронавигационных средств для международной ГА;

удовлетворение потребности народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте;

предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией;

обеспечение полного уважения прав государств и справедливых для каждого из них возможностей использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении;

избежание дискриминации в отношениях между государствами;

обеспечение безопасности полетов в международной аэронавигации;

содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

Состав и статус органов ICAO определяются положениями Чикагской конвенции, которая, является уставом ICAO. В соответствии с Чикагской конвенцией, ICAO состоит из Ассамблеи (Assembly), Совета (с подчиненными ему органами) и Секретариата (Secretariat). Совет и Секретариат возглавляют соответственно Президент (President) Совета и Генеральный секретарь (Secretary General), которые являются главными должностными лицами ICAO.

Ассамблея ICAO состоит из представителей всех Договаривающихся государств и является суверенным верховным органом ICAO. Ассамблея созывается через каждых три года (если не возникает потребность внеочередного созыва). На сессиях Ассамблеи подробно рассматривается работа ICAO, вырабатывается политика на предстоящие годы и утверждается бюджет на трехлетний период деятельности путем голосования. Каждое Договаривающееся государство имеет право на один голос. Решения Ассамблеи принимаются большинством голосов (кроме случаев, предусмотренных Чикагской конвенцией).

Ассамблея ICAO избирает Совет (Council), который состоит из представителей 33 Договаривающихся государств и является руководящим исполнительным органом ICAO, постоянно направляющим ее работу в период между Ассамблеями. Выборы в Совет ICAO проводятся с учетом требований ротации, предусмотренных Чикагской конвенцией, и на основе адекватного представительства трех групп государств, а именно: играющих ведущую роль в воздушном транспорте; не включенных в Совет на ином основании, но вносящих наибольший вклад в предоставление средств обслуживания для международной гражданской аэронавигации; не включенных в Совет на ином основании, но избрание которых обеспечивает представительство в Совете ICAO всех основных географических регионов мира.

Чикагская конвенция предусматривает сотрудничество Договаривающихся государств в обеспечении максимально возможной степени единообразия принимаемых национальных Авиационных правил. Для этого Совет ICAO наделен регулирующими полномочиями, которыми не обладают подобные руководящие органы в других международных организациях.

Совет ICAO избирает сроком на три года своего Президента, который не имеет права голоса и может быть переизбран. Обязанности Президента состоят в следующем:

собирать заседания Совета ICAO, Авиатранспортного комитета (Air Transport Committee) и Аэронавигационной комиссии (Air Navigation Commission);

действовать в качестве представителя Совета; выполнять от имени Совета функции, которые возлагает на него Совет.

В функции Совета ICAO входит (Статья 54 Чикагской конвенции):

назначение и определение обязанностей Авиатранспортного комитета, который формируется из числа представителей членов Совета и ответственен перед ним;

учреждение Аэронавигационной комиссии; назначение главного исполнительного должностного лица - Генерального секретаря;

принятие SARPs, которые оформляются в качестве Приложений к Чикагской конвенции;

рассмотрение рекомендаций Аэронавигационной комиссии по изменению SARPs и принятие в связи с этим соответствующих мер, предусмотренных Чикагской конвенцией, и др.

Совет ICAO уполномочен созывать Ассамблеи ICAO.

Каждому Комитету или специализированному органу ICAO соответствует подразделение Секретариата ICAO, укомплектованное персоналом, отобранным по признаку технической компетентности в соответствующей области. Персонал подразделений призван оказывать техническую и административную помощь представителям правительств, составляющих Совет ICAO, Комитеты и специализированные органы.

Секретариат ICAO, возглавляемый Генеральным секретарем, состоит из пяти основных подразделений: Аэронавигационного Управления (Air Navigation Bureau), Авиатранспортного Управления (Air Transport Bureau), Управления технического сотрудничества (Technical Cooperation Bureau), Юридического Управления (Legal Bureau) и Административного Управления (Bureau of Administration and Services). Персонал Секретариата набирается на широкой географической основе, что обеспечивает международное представительство в его деятельности.работает в тесном содружестве с другими членами сообщества ООН - правительственными организациями, которыми являются: Всемирная метеорологическая организация (World Meteorological Organization), Международный телекоммуникационный союз (International Telecommunication Union), Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union), Всемирный почтовый союз (Universal Postal Union), Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization), Международная организация труда (International Labour Organisation) и Международная морская организация (International Maritime Organization). В мероприятиях, проводимых ICAO, принимают участие также неправительственные организации: Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - IATA), Международный совет аэропортов (Airports Council International - ICA), Международная федерация ассоциации линейных пилотов (International Federation of Air Line Pilots Associations), Всемирная организация туризма (World Tourism Organization) и другие международные организации.

Возвращаясь к анализу взаимодействия Интерпола и ИКАО, отметим, что между данными организациями заключено взаимное соглашение, в котором отражены все аспекты их сотрудничества.

Прежде всего речь пойдет о взаимных консультациях.

Интерпол и ИКАО должны регулярно консультироваться относительно вопросов политики и вопросов общих интересов в целях понимания их целей и координирования их соответствующих действий.

Интерпол и ИКАО должны обменяться информацией о событиях в любой из их областей и проектов, которые представляют взаимный интерес, а также должны взаимно предоставлять к рассмотрению результаты наблюдения относительно актуальных действий в целях продвижения эффективного сотрудничества.

Главная цель осуществляемых между представителями ИКАО и Интерпола консультаций заключается в том, чтобы согласовать наиболее эффективные пути, по которым можно организовать конкретные действия и оптимизировать использование ресурсов в соответствии с их текущими целями и возможностями.

Большое значение во взаимодействии данных организаций играет обмен информацией

Интерпол и ИКАО объединяют усилия для достижения лучшего использования всей доступной информации, относящейся к безопасности гражданской авиации, предотвращения, а также подавления противоправных действий против гражданской авиации.

Учитывая характер информации и всю важность сохранения её конфиденциальности, Интерпол и ИКАО должны гарантировать полный и быстрый обмен информацией и документами относительно вопросов, касающихся общих интересов. Не допустима передача информации незаинтересованным сторонам.

Используемая информация о взаимодействии Интерпола к ИКАО должна регулироваться внутренними инструкциями Интерпола. Если пункт информации, сообщенной Интерполом к ИКАО, будет изменен или удален, то Интерпол должен сообщить ИКАО так, чтобы последний мог сохранять актуальность своих собственных архивов.

Кроме того, Интерпол не несет ответственность за использование ИКАО информации, наносящей ущерб интересам индивида или организации, если Интерпол сообщил ИКАО, что тот пункт был изменен или удален. Информация о полиции, сообщенная Интерполом к ИКАО, должна использоваться ИКАО исключительно в целях предотвращения или подавлении межнационального преступления с должным уважением к внутригосударственным законам и международным соглашениям.

Передача информации ИКАО к Интерполу должна соответствовать положениям внутренних инструкций ИКАО.

Также следует упомянуть о взаимном представлении организаций.

Стороны соглашаются уведомлять друг друга о возможности участия и, соответственно, приглашать для участия в качестве наблюдателя во встречах, созванных одной из сторон с целью рассмотрения вопросов, относительно которых у неё возник интерес или она технически в них компетентна.

Генеральный секретарь ИКАО и Генеральный секретарь Интерпола должны назначать человека, ответственного за обеспечение внедрения положений различных документов о взаимопонимании на Сотрудничестве.

Несомненно, их сотрудничество охватывает и техническую сторону деятельности.

Интерпол и ИКАО, в собственных интересах должны расширять и углублять экспертные знания друг друга для того, чтобы оптимизировать эффективность совместной деятельности.

ИКАО необходимо изучать по запросу Интерпола проекты на национальных, региональных и глобальных уровнях для того, чтобы представлять свои комментарии и предложения, подкрепленные экспертными знаниями в данной области.

Интерпол и ИКАО должны взаимодействовать в оценке программ, проектов и действий, которые отражают общие интересы согласно взаимному соглашению или иным документам.

По взаимному соглашению ИКАО должна участвовать в развитии и выполнении программ, проектов и действий, имеющих отношение к преступлениям, совершенным против гражданской авиации.

Совместные мероприятия, которые будут проводиться в соответствии с принятыми положениями о взаимопонимании в период сотрудничества, должны быть одобрены отдельными соглашениями с обеих сторон.

В рамках сотрудничества рассматриваемых нами организаций предусмотрен также обмен персоналом.

Согласно соответствующим внутренним инструкциям ИКАО и Интерпол должны организовывать между собой обмен персоналом на временной основе. Положения и условия обмена персоналом должны быть определены, при необходимости, в дополнительных соглашениях. Это позволит получить новые знания и опыт в направлении деятельности конкретной организации международного характера.

Как нами было подчеркнуто, большая часть действий между ИКАО и Интерполом осуществляется на основе вновь созданных или существующих на данный момент документов. Регламентация необходима для эффективного контроля и управления деятельностью с обеих сторон.

Вступление в силу, модификация и продолжительность

Любой документ, затрагивающий вопросы сотрудничества, вступает в силу в тот день, в который он был подписан обеими сторонами.

Внесение изменений в принятые документы или их проекты возможно исключительно со взаимного согласия сторон, выраженного в письменной форме. При этом уведомление о предстоящих действиях поступает к другой стороне за шесть месяцев до их совершения.

Ответственными за действия организации являются Генеральный секретарь Международной организации уголовной полиции со стороны Интерпола и председатель совета Международной организации гражданской авиации. Они наделены надлежащими полномочиями, в частности, правом подписи соответствующих документов.

Выводы.

. Авиационные перевозки - весьма уязвимая область, в отношении которой риск террористических и иных преступных действий достаточно высок, соответственно, сотрудничество международных организаций по борьбе с преступностью особенно актуально.

. Ключевым объектов авиационной сферы является ИКАО - специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

. Главной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок.

. Взаимодействие Интерпола с ИКАО осуществляется на основе принятых ими соглашений и затрагивает области обмена актуальной информацией, взаимного консультирования, мониторинга текущего состояния гражданской авиации и разработки программ её совершенствования, а также формирования общей базы знаний путем обмена персоналом.

2. Деятельность Интерпола по укреплению международного правопорядка

.1 Деятельность Интерпола по борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков

Терроризм на сегодняшний день является неотъемлемой частью общественной жизни. В следствие этого возникает необходимость в борьбе с террористическими актами. В области данной деятельности специализируются такие международные организации, как ООН, ИКАО и, конечно, Интерпол.

Однако, участие Интерпола в защите от терроризма и международной борьбе с ним ограничено. Это определяется, прежде всего, спецификой самого терроризма.

Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями выделяет «международный терроризм» и «внутренний терроризм». Согласно статье 24 Кодекса преступлений против мира и безопасности «международный терроризм - совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение актов против другого государства или попустительство совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют целью вызывать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом». Также в комментарии к данной статье указано, что под внутренним терроризмом понимается «терроризм, организуемый и осуществляемый на территории какого-либо государства гражданами этого государства. Такой терроризм относится к сфере внутреннего права, поскольку он не создает угрозы для международных отношений».

На основе представленных определений можно сделать вывод о том, что террористические акты могут быть двух видов: внутриполитические и общеуголовные.

А согласно статьи 3 Устава Интерпола, говорящей, что «организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера», внутриполитический терроризм для него «закрыт». Именно этим объясняется ограниченность действий Интерпола в отношении терроризма.

Обращаясь к истории, можно заметить, как менялось отношение Интерпола к терроризму. В начале 20 века Интерпол активно участвовал в борьбе с ним. Велись специальные картотеки, в которые записывались «особо опасные лица». Наиболее привлекательными эти данные оказались для главы Гестапо - Р. Гейдриха. До начала Второй мировой войны он активно пытался их получить для использования, описанных в них людей, в целях свержения противников установленного в стране режима.

Второй этап начался после завершения войны. В 1951 году была принята резолюция со следующим содержанием: «члены организации и руководители национальных центральных бюро (НЦБ) не должны выполнять просьбы о предоставлении информации, проведении розыска преступников и просьбы о временном аресте, где речь идет о преступлениях политического, расового или религиозного характера, даже если в запрашивающей стране это деяние является правонарушением по общему праву».

Данное решение было зафиксировано в уже рассмотренной нами 3 статье Устава Интерпола в 1956 году.

Интерпол оставался верен собственному принципу о невмешательстве вплоть до 1984 года. Именно в те года возросло количество террористических актов, совершаемых в разных странах. Это стало толчком к изменению взглядов. Документально была закреплена договоренность рассмотрения вопроса о выдаче лиц, преследуемых за преступления, отнесенные к категории террористических актов (ст. 1 и ст. 2), а также практика оказания правовой помощи по уголовным делам, возбужденным по этим преступлениям (ст. 8), не рассмотрения их как политических или связанных с таковыми или вызванных политическими побуждениями.

Именно с этого момента начался новый этап в борьбе Интерпола с международным терроризмом.

Например, в 1986 году в структуре Интерпола появилось новое подразделение - ТЕ для борьбы с терроризмом. Оно занималось поиском информации и созданием базы данных о лицах, причастных к террористическим актам.

Также регулярно проводились симпозиумы по борьбе с международным терроризмом.

Итак, Интерпол, с оговоркой, обусловленной статьей 3 его Устава, включился в сотрудничество государств по борьбе с терроризмом и начал уделять этой проблеме постоянное внимание.

На сегодняшний день Интерпол придерживается решений ООН в вопросах борьбы с международным терроризмом. А также многих документов, в частности - «Меры по борьбе с международным терроризмом». Он содержит следующую информацию: «исключение в отношении политических преступлений не должно являться препятствием для выдачи правонарушителей за совершение преступлений, связанных с террористическим насилием, в соответствии с существующими международными конвенциями, за исключением тех случаев, когда запрашиваемое государство обязуется представлять дело его компетентным властям для возбуждения судебного преследования или передаёт другому государству для проведения судебного разбирательства».

) посягательства на жизнь и безопасность людей;

) захват заложников или похищение людей;

) посягательства, направленные на собственность лиц;

) незаконные действия, направленные против гражданской авиации.

Интерпол может работать с террористами через использованные ими средства совершения преступления. Например, если преступление совершено с применением взрывчатого вещества, устанавливается его название, состав, ориентировочное место производства, прослеживаются пути попадания в руки террористов и т.д. Если преступники использовали поддельные документы, то работа по их установлению начинается с этих документов.

В соответствии с вышесказанным в Интерполе ведется несколько формализованных видов информации:

) формуляр крижен/авиа. Он необходим для фиксирования случая угона самолета;

) формуляр модус операнди - содержит информацию о новых и необычных видах террористических актов.

Информация, получаемая из указанных формуляров, используется для оценки сложившейся ситуации в борьбе с терроризмом.

Рассмотрим случаи, в которых информация о террористических актах сообщается в Интерпол в обязательном порядке:

) деятельность террористов распространяется более, чем на одно государство;

) преступное действие переходит из одного государства в другое;

) материально-техническое обеспечение преступной группы имеет зарубежное происхождение;

) преступление задумывалось в одном государстве, однако, осуществляется в другом.

) лица, оказавшиеся жертвами терроризма, являются гражданами разных государств;

) ущерб от преступного действия касается различных государств или международных организаций;

) преступление совершено террористической организацией, ранее привлекаемой к подобным преступлениям международного характера;

) финансирование или анерации по отмыванию денег террористических организаций осуществляются в другом государстве;

) материально - техническое обеспечение преступлений осуществляется более, чем в одной стране;

) инструменты, применяемые при совершении преступления затрагивают более, чем одно государство;

) одно и большее количество лиц не являются гражданами государства, в котором совершено преступление.

Далее мы рассмотрим связь правоохранительных органов стран - членов с Генеральным секретариатом Интерпола и правоохранительными органами иностранных государств в борьбе с международным терроризмом.

Подобная связь осуществляется в трех режимах:

) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений террористического характера;

) угроза совершения преступлений террористического характера;

) совершение преступлений террористического характера.

В режиме повседневной деятельности правоохранительными органами производится сбор, обобщение и анализ информации, касающейся террористических организаций и лиц, в отношении которых имеется оперативная информация об их намерениях совершить преступления террористического характера.

Собранная и обобщенная информация направляется в НЦБ Интерпола для ее передачи в Генеральный секретариат или НЦБ Интерпола иностранных государств в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, имеющих международную значимость.

В режиме повседневной деятельности на основании получаемых из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранных государств сведений о мевдународном розыске лиц, причастных к преступлениям террористического характера, НЦБ Интерпола в установленном порядке осуществляет с использованием специальных средств связи оперативную постановку указанных лиц на централизованный контроль въезда в Российскую Федерацию.

При получении сведений о присутствии в Российской Федерации иностранных граждан, находящихся в международном розыске и причастных к международной террористической деятельности, либо сведений об их ожидаемом или фактическом въезде в Российскую Федерацию НЦБ Интерпола информирует об этом ФСБ России, ФПС России и Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД России.

При получении информации об угрозе совершения преступления террористического характера, имеющего международную значимость, правоохранительные органы направляют в НЦБ Интерпола сообщение упреждающего характера для его передачи в Генеральный секретариат или НЦБ Интерпола иностранных государств, а также ФСБ России.

Получаемые НЦБ Интерпола из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранных государств сообщения упреждающего характера об угрозе совершения преступлений террористического характера, имеющих международную значимость, на территории Российской Федерации передаются в ФСБ России.

В процессе раскрытия и расследования преступлений террористического характера, имеющих международную значимость, правоохранительные органы используют все имеющиеся возможности по проведению необходимых проверок, осуществлению мероприятий по международному розыску лиц, обвиняемых в совершении указанных преступлений, а также направлению запросов в НЦБ Интерпола для их передачи в Генеральный секретариат и правоохранительные органы иностранных государств - членов Интерпола.

В запросе о проведении проверок по преступлению террористического характера, имеющему международную значимость, необходимо указывать:

) основания для проведения проверки;

) обстоятельства при совершении преступления;

) полные сведения о физических лицах;

) наименования юридических лиц с указанием реквизитов;

) имеющиеся вопросы к правоохранительным органам.

Если преступное деяние террористического характера совершено, то в НЦБ Интерпола также отправляется сообщение, которое должно содержать:

) квалификация преступного деяния;

) место, время, дата и способ совершения преступления;

) количество погибших и раненых;

) размер ущерба, причиненного собственности, при возможности - его денежную оценку;

) заявление об ответственности за преступление (при наличии).

При совершении преступления террористического характера, имеющего международную значимость, на территории Российской Федерации правоохранительные органы направляют в НЦБ Интерпола краткое сообщение для его передачи в Генеральный секретариат и НЦБ Интерпола иностранных государств.

Краткое сообщение должно содержать следующую информацию:

квалификация преступного деяния (терроризм, захват заложника, угон судна воздушного или водного транспорта, организаций незаконного вооруженного формирования или участие в нем, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой);

место, время, дата и способ совершения преступления;

количество погибших и раненых;

размер ущерба, причиненного собственности, при возможности - его денежную оценку;

заявление об ответственности за преступление (при наличии).

Если в ходе расследования преступления получена более детальная информации, в НЦБ Интерпола направляется соответствующее дополнительное сообщение, содержащее результаты криминалистических исследований, полные установочные данные подозреваемых или обвиняемых, при возможности - фотографии мест совершения преступления.

Сообщение, касающееся лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений террористического характера, должно содержать следующую информацию:

) описание внешности;

) документы, удостоверяющие личность:

) фотографии, дактилоскопические карты и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;

) роль лица (лиц) в совершенном преступлении;

) обвинения, предъявляемые лицу (лицам) в нарушении уголовного законодательства, и местопребывание обвиняемых;

) установленное или предполагаемое членство, или принадлежность к террористической организации.

Если в ходе расследования установлено, что преступление было совершено членами террористической организации, предоставляется следующая имеющаяся информация:

) полное наименование организации;

) история образования и деятельности организации;

) структура организации, даже если она установлена лишь частично;

) лица, создавшие, руководившие преступной организацией, другие участники организации, пособники;

) связь с любыми другими организациями;

) организации, общества прикрытия;

) точный текст любого заявления об ответственности;

) способы связи и транспортировки;

) причастность или отношение к другим видам преступной деятельности;

) наиболее вероятные объекты нападения;

) сети материально-технической поддержки.

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что Интерпол в борьбе с международным терроризмом принимает весомое участие, не смотря на ограничения со стороны принятого законодательства.

Далее рассмотрим роль Интерпола в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Данная область деятельности особенно актуальна, так как в последние десятилетия оборот наркотиков увеличился в несколько раз. Подобная торговля начинает разворачиваться в глобальных масштабах и требует вмешательства международного характера.

В 60 - х годах международные сообщества закрепили ряд конвенций, а именно:

) о торговле наркотиками (1961 г., 124 стран);

) о психотропных средствах (1971 г., 101 государство);

) против незаконного распространения наркотических веществ и психотропных средств (1988 г., 74 страны).

В разработке этих конвенций активное участие принял Интерпол.

Государства, подписавшие данные конвенции обязуются предоставлять друг другу взаимную помощь в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве дел, касающихся уголовного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотиков.

Взаимная юридическая помощь в соответствии с указанными конвенциями может предоставляться с целью:

) сбора доказательств или показаний;

) ознакомления с материалами судебного разбирательства;

) произведения обысков и арестов;

) обследования предметов и мест;

) предоставления информации и доказательственных предметов;

) предоставления оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, фирменные или коммерческие документы;

) определения или выявления доходов, собственности, средств или других вещей для доказательственных целей.

Также конвенцией предусматривается то, что выдвижение просьб об оказании помощи осуществляется в экстренных ситуациях по каналам Интерпола.

Основанием для обращения в Интерпол являются возбужденные уголовные дела по фактам незаконного оборота наркотиков, дела оперативного учета, по которым:

) наркотики изъяты при попытке ввоза на территорию государства - члена Интерпола;

) наркотики провозились транзитом через иностранное государство;

) наркотики были ввезены из иностранного государства;

) наркотики предназначались для вывоза в иное государство;

) хотя бы одно лицо, вовлеченное в преступление, является гражданином иного государства;

) обнаружены цеха или лаборатории, где изготавливались или перерабатывались наркотики.

Для упорядочения обмена информацией о фактах незаконного оборота наркотиков используются разработанные Генеральным секретариатом формы запроса/сообщения о факте незаконного оборота наркотиков («SТ-сообщение») (приложение N' 34), а также запроса/сообщения о факте незаконного оборота наркотиков («ST - форма»), «SТ2 - форма».

Информация о фактах незаконного оборота наркотиков передается в две стадии:

. В течение 3 суток после обнаружения или изъятии наркотиков в НЦБ Интерпола передается «SТ- сообщение».

«ST -сообщение» передается во всех случаях, когда изъято:

) 10 или более килограмм конопли во всех ее формах;

) 100 или более грамм героина, опиума, морфина или кокаина;

) любое количество психотропных веществ или амфетамина, превышающее количество для личного употребления.

В случае запроса следует указать, какие конкретные вопросы необходимо ставить перед органами полиции иностранных государств:

) проверить лицо по криминальным учетам;

) идентифицировать личность;

) установить местонахождение лиц;

) направить сведения об участии лиц в подготавливаемых или уже совершенных преступлениях.

. В течение 30 суток после обнаружения или изъятия наркотиков, когда в ходе расследования получена дополнительная информация, передаётся «ST - форма», состоящая из двух частей.

Часть А содержит информацию о факте незаконного оборота и изъятия наркотиков.

Часть В содержит информацию о лице, причастном к факту незаконного оборота и изъятия наркотиков.

В тех случаях, когда по делу о незаконном обороте наркотиков проходят два и более лица часть В «SТ - формы» заполняется на каждое лицо.

Часть В «SТ - формы» соответствует «SТ2 - форме» и может представлять самостоятельное дополнительное сообщение о лице, причастном к факту незаконного оборота наркотиков, по которому в НЦБ Интерпола уже направлялась «SТ-форма».

К каждой «ST - форме», «SТ2-форме» прилагаются по три копии фотографий и дактилоскопическая карта каждого задержанного лица, а также при возможности копии документов, удостоверяющих его личность.

Из Генерального секретариата Интерпола и НЦБ Интерпола иностранных государств можно получить следующую информацию о незаконном обороте наркотиков:

) о лицах, проходящих по делам, которые имеют отношение к незаконному обороту наркотиков;

) о преступных сообществах, занимающихся незаконным оборотом наркотиков; о фактах изъятия наркотиков;

) об основных видах наркотических средств или психотропных веществ, имеющихся в незаконном обороте:

) о новых видах наркотиков, появлявшихся в обороте;

) о способах нелегального производства наркотиков, наиболее часто встречающихся способах упаковки, выявленных подпольных Лабораториях;

) о каналах транспортировки и методах сокрытия;

) материалы международных конференций, симпозиумом, рабочих встреч и иных совещаний по линии Интерпола по проблемам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

) периодические издания, подготавливаемые Генеральным секретариатом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков: обзоры статистики и правоприменительной деятельности (анализ изъятий наркотиков, тенденции в борьбе с наркобизнесом, информационные материалы о деятельности специализированных служб полиции различных государств).

В данном разделе мы описали международно - правовые принципы, лежащие в основе деятельности Интерпола по борьбе с терроризмом, случаи, в которых сообщается информация о террористических актах, а также режимы, в которых осуществляется сотрудничество стран - участниц международной организации с Интерполом.

Помимо этого, нами были указаны правовые особенности регулирования деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, формы обмена информацией, а также ситуации, в которых происходит обращение в Интерпол.

Выводы.

. Отношение Интерпола к терроризму в различные временные периоды менялось.

. Права международной организации в данной области ограничены. Это объясняется тем, что ему запрещено осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

. Для эффективной борьбы с терроризмом в Интерполе существует несколько формализованных видов информации, которые используются при оценке ситуации.

. Осуществление указанной нами функции производится по определенной схеме, включающей передачу «SТ- сообщения», получение дополнительных сведений, обработку данных и т.д.

. Интерпол обладает большой базой данных, доступ к которой имеют исключительно НЦБ иностранных государств.

.2 Деятельность Интерпола по борьбе с экономическими преступлениями

Поскольку Интерпол тесно сотрудничает с Организацией Объединенных Наций, то в основу понимания мер борьбы с организованной преступностью положены подходы, используемые в ООН. В частности, в Руководящих принципах для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней, принятых Восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г., Гавана), рекомендованы следующие меры по укреплению международного сотрудничества на данном направлении, которые непосредственно связаны с деятельностью Интерпола:

. Международный характер организованной преступности требует срочной разработки новых и эффективных соглашений о сотрудничестве на более всеобъемлющей основе. Важное значение имеет также обмен информацией между соответствующими учреждениями государств-членов, который необходимо укреплять и развивать,

. Необходимо укреплять техническое сотрудничество в сто самых разнообразных формах и расширять консультативные услуги с целью обмена опытом и новыми достижениями, а также оказывать помощь странам, нуждающимся в ней. Следует поощрять проведение международных, региональных и субрегиональных конференций с участием работников правоохранительных органов, прокуратуры и судебных органов.

. Необходимо использовать современные технические средства в области паспортного и транспортного контроля и поощрять усилия по поиску и выявлению автомобилей, судов, самолетов или других средств, используемых для совершения международной кражи или передачи, или незаконных международных поставок.

. Необходимо создавать или расширять базы данных, содержащие информацию о действиях правоохранительных органов, финансовых документах и о правонарушителях, при должном учете защиты конфиденциальности.

. Первоочередное внимание необходимо уделять оказанию взаимной помощи, передаче материалов судебного разбирательства и приведению в исполнение приговоров, включая конфискацию и изъятие незаконного имущества, а также экстрадицию.

. Необходимо оказывать содействие проведению сопоставительного анализа и сбора информации в отношении международной организованной преступности, ее причин, связи с внутригосударственной нестабильностью и другими формами преступности, а также в отношении ее предупреждения и борьбы с ней.

Для наполнения базы данных физических лиц, причастных к деятельности преступных сообществ, НЦБ Интерпола предоставляет в Генеральный секретариат: установочные данные на лицо, сведения о других именах и кличках лица, паспортные данные, словесный портрет, приметы, фотографии, дактилоскопические карты, известные адреса и связи, род занятий, информацию о преступной деятельности, ее видах и регионах совершения, указывает, членом каких преступных сообществ или организованных групп является данное лицо.

Для подготовки указанных сведений правоохранительные органы передают в НЦБ Интерпола сообщение о включении в базу данных Генерального секретариата лиц, причастных к деятельности преступных сообществ.

Информация о лицах, причастных к деятельности преступных сообществ, используется Генеральным секретариатом для издания специальных уведомлений:. Уведомление Интерпола с синим углом (BLUE NOTICE) издается с целью установления контроля за передвижением и местонахождения лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления по конкретному уголовному делу. Государство, по чьей инициативе издается такое уведомление, может также запросить о лице имеющиеся сведения криминального характера и иную формацию, которая может быть полезна в ходе расследования уголовного дела.

Данное уведомление требует от правоохранительных органов всех государств - членов Интерпола сообщать информацию о местонахождении лица, на которое оно издано.

. Уведомление Интерпола с зеленым углом (GREEN NOTICE) издается на лицо, проходящее по делу оперативного учета, но в отношении которого отсутствует процессуальное решение о признании его подозреваемым или обвиняемым по конкретному уголовному делу.

Данное уведомление требует от правоохранительных органов всех государств - членов Интерпола сообщать все имеющиеся сведения, которые могут быть полезны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и расследования.

Для подготовки указанных выше уведомлений правоохранительные органы передают в НЦБ Интерпола сообщение об издании уведомления Интерпола с синим углом (BLUE NOTICE) или сообщение об издании уведомления Интерпола с зеленым углом (GREEN NOTICE).

С 1999 г. НЦБ Интерпола в России принимает участие в проекте «Миллениум», который разработан Генеральным секретариатом Интерпола в целях борьбы с восточноевропейской и российской организованной преступностью. Задачами указанного проекта являются: систематизация информации по участникам и организациям восточноевропейской или российской организованной преступности для ее сопоставления и анализа; выявление членства, иерархии, сфер деятельности, способов совершения преступлений и преступного характера этих групп; подготовка информационно-аналитических материалов для доведения их до участников проекта, создание всемирной базы данных по участникам и организаторам восточноевропейской или российской организованной преступности с усиленными мерами безопасности; содействие государствам-членам в осуществлении обмена оперативно-розыскной и следственной информацией.

Другой целью проекта для Интерпола является выполнение функций «справочной системы» для всех стран-членов. Страны могут обращаться к Системе автоматизированного поиска (А5Р) Интерпола как к «справочной системе» и выяснять, поставлено ли то или иное лицо на учет в качестве объекта проекта «Миллениум». Это служит в качестве извещения странам о том, что страны - участницы проекта располагают информацией по данному лицу либо заинтересованы в получении по нему информации.

Проект предполагает, что все фигуранты восточноевропейской/ российской организованной преступности, проходящие по учетам в любой из стран, должны вводиться в А8Р с некими установочными данными. Признавая, что А5Р доступна для всех стран - членов Интерпола, каждая сторона должна определить, какую информацию следует загружать в А5Р и какая часть информации должна подлежать защите и не подлежит автоматическому доведению до каждой запрашивающей страны.

В процессе раскрытия и расследования преступлений в сфере экономической деятельности правоохранительными органами или проведения проверок иными государственными органами по каналам Интерпола может быть получена следующая информация:

официальные названия юридических лиц, зарегистрированных за рубежом; преступность интерпол терроризм международный

их юридический адрес, номер, дата регистрации;

фамилии и имена физических лиц - руководителей (в отдельных случаях - учредителей, акционеров);

направление деятельности;

размеры уставного капитала;

сведения о текущем финансовом состоянии юридического лица;

сведения криминального характера о деятельности юридических и физических лиц.

В отдельных случаях возможно получение сведений о наличии недвижимости и иной собственности за рубежом улиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжкого преступления, при условии, если известно конкретное местонахождение объектов собственности (государство, город, организация), а также получение ограниченной информации по некоторым вопросам финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц (выполнение контрактов, финансовое положение), если запрашиваемая информация не относится к коммерческой тайне.

Следует учитывать, что получение указанных сведений и истребование копий финансово-хозяйственных и других коммерческих документов по каналам Интерпола, как правило, крайне затруднительно и зависит от добровольного согласия проверяемых лиц на предоставление документов и дачу объяснений.

Сведения, составляющие банковскую тайну, в том числе об открытии физическими и юридическими лицами счетов в банках и о движении денежных средств по ним, могут быть получены в результате исполнения запросов в порядке, установленном международными договорами и действующим законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.

Не подлежат исполнению в НЦБ Интерпола запросы правоохранительных и иных государственных органов по делам гражданского и арбитражного судопроизводства, касающиеся гражданско-правовых отношений (неисполнения договорных обязательств, погашения кредиторской задолженности, по нарушениям таможенных правил), если в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранных государств эти деяния не содержат состава преступления.

Основаниями для проверки юридических и физических лиц, указанных выше, являются:

наличие возбужденного уголовного дела;

наличие дела оперативного учета в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступления;

наличие проверочного материала или иной первичной информации о противоправной деятельности лиц, содержащей формальные признаки состава преступления.

В процессе оперативно-розыскной деятельности по расследованию международных экономических преступлений, а также установлению за рубежом физических и юридических лиц, подозреваемых или причастных к совершению таких преступлений, проведения проверок правоохранительные и иные государственные органы направляют к НЦБ Интерпола и его филиалы соответствующие запросы о проверке юридических лиц, зарегистрированных за рубежом, для передачи их правоохранительным органам иностранных государств, а также запросы о проверке юридических лин по банку данных НЦБ Интерпола.

К сведениям, которые необходимо отражать в запросах об экономических преступлениях, направляемых по каналам Интерпола относятся:

основание для проверки физических и юридических лиц (уголовное дело, дело оперативного учета, проверочный материал или иная оперативная информация);

обстоятельства преступления или характер имеющихся сведений о преступлении с указанием органа, проводящего расследование (проверку);

полные установочные данные на физических лиц;

названия юридических лиц с указанием имеющихся реквизитов (государство регистрации, адрес, телефон, факс);

конкретные вопросы, на которые предполагается получить ответы.

К запросам при необходимости прилагаются копии контрактов или иных документов, имеющих отношение к данному делу.

Подводя итоги выполненной работы, необходимо еще раз подчеркнуть то, что Интерпол является ведущей международной организацией, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество.

Он принимает непосредственное участие в борьбе с международными преступлениями в самых различных областях. Интерпол обладает внушительной информационной базой, самостоятельно проводит расследования и осуществляет розыск преступников. Его роль велика в современном мире.

Выводы.

Таким образом подводя итоги параграфа, следует отметить что-

. Интерпол тесно взаимодействует с Организацией объединенных наций в вопросах борьбы с организационной преступностью.

. Для осуществления борьбы с организационной преступностью в Интерполе существует Система международного обмена информацией, которая выполняет следующие цели: осуществление скоординированной работы по установлению местонахождения или, причастных к деятельности конкретных преступных сообществ, выявление их связей и пресечение преступной деятельности, ликвидация финансовой базы преступных сообществ одновременно в нескольких государствах - членах Интерпола.

. Информационные базы Интерпола наполняются благодаря сведениям, предоставляемым НЦБ.

. Обмен сведениями происходит по определенной схеме, включающей отправку сообщения и уведомлений, обработку, подготовку приказа на их основании.




Заключение

1. В современном мире велика потребность в объединении сил и развитии системы международного сотрудничества по борьбе с преступностью. Указанная потребность обусловлена стремительным расширением границ деятельности преступных сил.

. Борьба с преступностью исключительно Интерпола затруднена, так как он представляет собой глобальную информационную базу и не предусматривает деятельности по пресечению и раскрытию преступлений.

. Для повышения эффективности и достижения предусмотренных Уставом целей Интерпол сотрудничает со многими международными организациями, в частности с Европолом.

. Европол осуществляет координацию в сфере оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой правоохранительными органами государств ЕС; собирает информацию, представляющую оперативный интерес, и организует обмен ею в рамках информационной системы, объединяющей государства ЕС и другие сотрудничающие страны; участвует в расследовании преступлений транснационального характера, путем включения специалистов Европола в состав совместных следственных групп.

. Авиационные перевозки - весьма уязвимая область, в отношении которой риск террористических и иных преступных действий достаточно высок, соответственно, сотрудничество международных организаций по борьбе с преступностью особенно актуально.

. Ключевым объектов авиационной сферы является ИКАО - специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

. Главной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок.

. Взаимодействие Интерпола с ИКАО осуществляется на основе принятых ими соглашений и затрагивает области обмена актуальной информацией, взаимного консультирования, мониторинга текущего состояния гражданской авиации и разработки программ её совершенствования, а также формирования общей базы знаний путем обмена персоналом.

. Отношение Интерпола к терроризму в различные временные периоды менялось.

. Права международной организации в данной области ограничены. Это объясняется тем, что ему запрещено осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

. Для эффективной борьбы с терроризмом в Интерполе существует несколько формализованных видов информации, которые используются при оценке ситуации.

. Осуществление указанной нами функции производится по определенной схеме, включающей передачу «SТ- сообщения», получение дополнительных сведений, обработку данных и т.д.

. Интерпол обладает большой базой данных, доступ к которой имеют исключительно НЦБ иностранных государств.

. Интерпол тесно взаимодействует с Организацией объединенных наций в вопросах борьбы с организационной преступностью.

. Для осуществления борьбы с организационной преступностью в Интерполе существует Система международного обмена информацией, которая выполняет следующие цели: осуществление скоординированной работы по установлению местонахождения или, причастных к деятельности конкретных преступных сообществ, выявление их связей и пресечение преступной деятельности, ликвидация финансовой базы преступных сообществ одновременно в нескольких государствах - членах Интерпола.

. Информационные базы Интерпола наполняются благодаря сведениям, предоставляемым НЦБ.

. Обмен сведениями происходит по определенной схеме, включающей отправку сообщения и уведомлений, обработку, подготовку приказа на их основании.



Список использованных источников

Конвенция о борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г. // Действующие международное право. В 3-х томах. Сост.: Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. - 832 с.

Конвенция о Европоле от 7 февраля 1992 г. // Справочная правовая система «Гарант».

Конвенция о предупреждении и наказании терроризма 1971 г. // Справочная система «Гарант».

Правила по обеспечению конфиденциальности информации Европола от 3 ноября 1998 г. // Справочная правовая система «Гарант».

Устав Международной организации уголовной полиции Интерпола. Национальное Центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. Сборник документов. - М.: МВД России, 1994.

Бакрадзе А.А. Теоретические основы уголовно-правовой охраны собственности от преступлений, совершаемых путем обмана или злоупотребления доверием/ А.А. Бакрадзе. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. - 400 с.

Барышев А. Мировая политика и Организация Объединенных Наций/ А. Барышев. - М.: Общество дружбы и развития сотрудничества с зарубежный странами, 2009. - 1342 с.

Баталов А.А. Современное международно-правовое регулирование воздушных сообщений. Теория и практика/ А.А. Баталов. - М.: Зерцало-М, 2008. - 224 с.

Богатырев А.Г. Международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью: Учебное пособие/ А.Г. Богатырев. - М.: МВШМ МВД СССР, 1989. - 61 с.

Боков А.В. Организация борьбы с преступностью/ А.В. Боков. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 176 с.

Болотов С.В. Экономизация организованной преступности. Механизм институциональных взаимоотношений/ С.В. Болотов, С.М. Проява. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2008. - 128 с.

Бреслер Ф. Интерпол/ Ф. Бреслер. - М.: Ценрполиграф, 1996. - 407 с.

Бухаров А.Ю. Мировая политика и права ребенка/ А.Ю. Бухаров. - СпБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - 108 с.

Веселовский С.С. Многостороннее сотрудничество в борьбе с транснациональным терроризмом/ С.С. Веселовский. - М.: Навона, 2009. - 272 с.

Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений. Закон, теория, практика/ Л.Д. Гаухман. - М.: ЮрИнфоР, 2010. - 560 с.

Глебов И.Н. Международное право/ И.Н. Глебов. - М.: Дрофа, 2006. - 368 с.

Глобализация: человеческое измерение. - М.: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2002. - 112 с.

Гогель С. К. Роль общества в деле борьбы с преступностью/ С.К. Гогель. - С.-Петербург, типография товарищества "Общественная Польза", 1906 г.

Годунов И.В. Организованная преступность от расцвета до заката/ И.В. Годунов. - М.: Академический проект, 2008. - 452 с.

Голик Ю.В. Преступность - планетарная проблема/ Ю.В. Голик, А.И. Коробаев. - М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006. - 215 с.

Евинтов В.И. Международное сообщество и правопорядок/ В.И. Евинтов. - Киев: Наука, 1990.- 128 с.

Европейское международное право. - М.: Международные отношения, 2009. - 408 с.

Захваро С.Е. Тихоокеанский Флот/ С.Е. Захваро, М.Н. Захаров. - М.: Воениздат, 1966. - 286 с.

Интерпол против терроризма. Сборник международных документов. - М.: Инфра-М, 2010. - 814 с.

Карпец И.И. Общественность в борьбе с преступностью/ И.И. Карпец. - М.: Общество по распространению политических и научных знаний РСФСР, 1960. - 34 с.

Карпец И.И. Преступления международного характера/ И.И. Карпец. - М.: Юридическая литература, 1979. - 262 с.

Карпович О.Г. Экономическая преступность в США/ О.Г. Карпович. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 168 с.

Киракозов В. Взгляд на правосудие изнутри. Прокурорские хроники/ В. Киракозов. - М.: Компания Спутник +, 2010. - 248 с.

Киршин Ю. Концепция войн и борьбы с международным терроризмом демократических государств/ Ю.Киршин. - М.: Издательство Клинцовской городской типографии, 2002. - 220 с.

Ковасич Дж. Л. Противодействие мошенничеству. Как разработать и реализовать программу мероприятий/ Дж. Л.Ковасич. - М.: Маросейка, 2010. - 312 с.

Кочергина Т.Е. Мировая экономика/ Т.Е. Кочергина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 272 с.

Крымов И.С. Международное право/ И.С. Крымов. - М.: Закон и право, Юнити, 2010. - 456 с.

Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью В.Н. Кудрявцев. - М.: Наука, 2005. - 368 с.

Кузнецова Н.Ф. Взаимодействие международного и сравнительного уголовного права/ Н.Ф. Кузнецова, В.С. Комиссаров. - М.: Городец, 2009. - 288 с.

Культура толерантности и опыт дипломатии. - М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2004. - 304 с.

Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве/ Д.Б. Левин. - М.: Международные отношения, 1966. - 152 с.

Лукашук И.И. Конституции государств и международное право/ И.И. Лукашук. - М.: Спарк, 1998. - 124 с.

Лупу А.А. Международное уголовное право/ А.А. Лупу, И.Ю. Оськина. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 312 с.

Малахов В.П. Правовые системы государств и международное право: взаимодействие и эффективность. Монография / В.П. Малахов. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2004. - 127 с.

Международное право. - М.: Международные отношения, 1995. - 606 с.

Международное право. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010. - 456 с.

Международное публичное право. - М.: Проспект, 2013. - 1000 с.

Международные экономические отношения. - М.: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2001. - 512 с.

Мельников В.П. Информационная безопасность/ В.П. Мельников, С.А. Клейменов. - М.: Академия, 2011. - 336 с.

Мир и разоружение. Научные исследования. - М.: Наука, 1980. - 352 с.

Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании/ В.С. Нешатаева. - М.: Дело, 1998. -272 с.

Овчинский B.C. Интерпол (в вопросах и ответах)/ В.С. Овчинский. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.

Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом. - М.: Наука, 2006. - 240 с.

Основные сведения об Организации Объединенных Наций: Справочник. М.: Международные отношения, 1991. - 256 с.

Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями/ В.П. Панов. - М.: Юрист, 1993. - 157 е.

Певзнер Ю. Секреты Интерпола/ Ю.Певзнер, Ю.Чернер. - СПб.: Терра-Книжный клуб, 2002. - 336 с.

Права человека. Сборник международных документов. - М.: , 1986. - 232 с.

Проблема окружающей среды в мировой экономике и международных отношениях. - М.: Мысль, 1976. - 359 с.

Пространство и время в мировой политике и международных отношениях. Том 5. Международное экономическое сотрудничество в глобальном мире. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - 140 с.

Разоружение и безопасность. 2004-2005. Новые подходы к международной безопасности. - М.: Наука, 2007. - 310 с.

Рассолов И.М. Информационное право/ И.М. Рассолов. - М.: Юрайт, 2011. - 448 с.

Родионов К.С. Интерпол: миф и действительность/ К.С. Родионов. - М.: Международные отношения, 1986. - 189 с.

Скорин И.Д. Ветераны уголовного розыска/ И.Д. Скорин. - М.: Юридическая литература, 1978. - 168 с.

Соколов В.А. Мировое сообщество и система регуляторов международных отношений/ В.А. Соколов. - М.: Искра, 1992. - 208 с.

Тамаев Р.С. Экстремизм и национальная безопасность. Правовые проблемы/ Р.С. Тамаев. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. - 264 с.

Трансграничный терроризм. Угрозы безопасности и императивы международного сотрудничества. - М.: Наука, 2006. - 237 с.

Тункин Г.И. Теория международного права/ Г.И. Тункин. - М.: Междунар. отношения, 1970. - 511 с.

Уголовный розыск. Петроград - Ленинград - Петербург. - СПб.: АСТ, Астрель-СПб, 2008. - 512 с.

Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика/ В.В. Устинов. - М.: Юрлитинформ, 2002. - 560 с.

Ушаков H.A. Основания международной ответственности государств Н.А. Ушаков. - М.: Международные отношения, 1983. 184 с.

Ушаков Н.А. Правовое регулирование использования силы в международных отношениях/ Н.А. Ушаков. - М.: Ин-т государства и права РАН, 1997. - 96 с.

Филипенко О.А. Обсуждаем актуальные проблемы. Борьба с преступностью/ О.А. Филипенко. - М.: Высшая школа, 2008. - 216 с.

Фомишин С.В. Международные экономические отношения на рубеже тысячелетий/ С.В. Фомишин. - М.: Олди-плюс, 2002. - 560 с.

Хромов И.Л. Преступность иностранных граждан. Оперативно-розыскная деятельность и криминологический анализ/ И.Л. Хромов. - М.: Юриспруденция, 2010. - 256 с.

Похожие работы на - Взаимодействие международных организаций по борьбе с организованной преступностью на примере Интерпола, Европола и ИКАО

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!