Идея мирового лидерства США в период однополярного мира (1992-2008 гг.)

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2016-10-06
  • Размер файла:
    0
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Идея мирового лидерства США в период однополярного мира (1992-2008 гг.)















Реферат

Идея мирового лидерства США в период однополярного мира (1992-2008 гг.)

Президент Б. Клинтон и глобализация

клинтон глобализация буш терроризм

Билл Клинтон был 42-м президентом Соединенных Штатов Америки. После долгого пребывания на посту президента-республиканца победу одержал демократ. Политика президентов-демократов отличается фокусированием внимания на внутренних проблемах, в отличие от президента Дж. Буша-старшего, который занимался в основном внешней политикой.

На президентство Клинтона приходились такие события, как вступление в действие Соглашения о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), миротворческая операция в Сомали, печально известная большими потерями, которые тогда понес американский контингент, а также кампания НАТО в Косово.

По мнению Зб. Бжезинского, «молодость, ум и красноречие Клинтона, так же как и его ярко выраженный идеализм, сделали его превосходным символом доброй, но всемогущей Америки, признанной мировым лидером»

Во время президентства Клинтона большую популярность приобрела идея глобализации, которую он поддерживал. Коллапс Советского Союза привел к идеологическому вакууму. Была необходима новая концепция мироустройства, которая бы отвечала реалиям времени, и глобализация как нельзя лучше отвечала этим реалиям. Как пишет Ф.Г. Войтоловский, «большинство теоретических моделей (глобализации. - М.В.) сосредоточено на фиксации трех основных черт:

)Размывании суверенитета национальных государств (nation-states), выражающемся в фактической потере инструментов и ресурсов для осуществления самостоятельной внешней и внутренней политики;

)Формировании многоуровневой системы глобального управления и складывании наднациональных и глобальных центров власти и регулирования, осуществляющих свои функции по отношению к государствам и другим субъектам мировой политики;

)Наличии косвенных проявлений процессов политической глобализации, связанных с политическими эффектами других измерений глобализации: экономического, информационного, экологического, культурного и прочих»

Примечательна политическая платформа Демократической партии на выборах 1992 г. В ней критикуется внешняя политика Дж. Буша-старшего, которая называется «разлагающей». Кризисы управляли, а не предотвращались. А такие диктаторы, как Саддам Хуссейн, добивались своих целей, а не останавливались. Агрессия со стороны сербского режима против своих соседей была встречена «американской робостью». По мнению демократов, было необходимо новое американское лидерство.

Соединенные Штаты нуждались во всеобъемлющей реструктуризации военного комплекса для нейтрализации угроз, которые оставались. Во-первых, было необходимо сократить ядерные арсеналы путем переговоров по контролю над вооружениями. Во-вторых, обычные вооружения перенаправлялись в ту сторону, где угроза национальной безопасности США была самой серьезной. Это значит, что необходимо уменьшить количество американских сил в Европе и укрепить возможности по быстрому развертыванию американского контингента для борьбы с диктаторами и террористами. В-третьих, способствовать превосходству армии США на технологическом уровне. В-четвертых, улучшать возможности разведки, чтобы разрабатывать более точный прогноз политических и экономических условий, которые могут подпитывать новые конфликты.

В своей инаугурационной речи 20 января 1993 г. президент Клинтон говорит об изменениях, которые происходят в США, что «каждое поколение американцев должно определить, что значит быть американцем»

Основные проблемы США президент видит в неудачах бизнеса, не повышающихся заработных платах, увеличении неравенства и глубоких разногласиях среди людей.

Говоря о глобализации, президент подчеркнул, что мир изменился. Коммуникации и коммерция стали глобальными, а стремление к лучшей жизни универсальным. И теперь люди зарабатывают средства к существованию в мирном соревновании друг с другом. Президент фокусируется на внутренней политике, говоря о высокой стоимости медицинских услуг, безработице, банкротстве больших и малых предприятий, бедности и высоком уровне преступности. В отличие от своего предшественника, Б. Клинтона внешняя политика интересовала меньше, чем внутренняя. В своей речи президент часто упоминает отцов-основателей. Говоря о кризисе, который происходил тогда в Соединенных Штатах Америки, президент сказал: «Томас Джефферсон считал, что для сохранения самой основы нашей страны мы должны были бы претерпевать время от времени драматические изменения»

В конце своего выступления президент опять упоминает о глобализации: в конце 20 в. не существует четкого разделения между внутренним и внешним. Есть мировая экономика, глобальная окружающая среда, мировой кризис со СПИДом. «Новый мир стал более свободным, но менее стабильным», -заявил Б. Клинтон. По его мнению, Америка должна продолжать вести за собой весь мир. Когда американские интересы оспариваются, США применяют мирную дипломатию или даже силу, если потребуется.

В конце своего выступления президент Клинтон процитировал Священное писание, подчеркивая тем самым свою религиозность, чтобы сплотить вокруг себя народ для проведения реформ.

В своей инаугурационной речи президент сформулировал основные положения внутренней и внешней политики, которую он собирается проводить. Во внутренней политике - это борьба с безработицей и высокой преступностью, повышение заработной платы. Все то, что так волнует американского обывателя. Во внешней политике - это приверженность тому, что США должны быть глобальным лидером в мире, где больше нет «холодной войны». Это не отменяет локальных конфликтов, которые происходят на постсоветском пространстве, на Ближнем Востоке или в Африке. Однако вероятность глобального конфликта стала минимальной. Президент делает упор на мирное разрешение конфликтов при помощи дипломатии, однако не забывает упомянуть, что всегда есть вероятность разрешения той или иной внешнеполитической угрозы военным путем.

В ежегодном обращении 17 февраля 1993 г. Клинтон ещё раз обозначил свою политику: сделать экономику США процветающей. Он называл американцев «энергичными и дерзкими духом» и призвал к переменам в исторический момент, когда коммунизм пал. Президент призвал искать правильное направление в старых ценностях: приверженности к индивидуальной ответственности, обществу, работе, семье и вере.

Соединенные Штаты, по мнению Клинтона, являются самой великой страной в мире с сильнейшей экономикой и «единственной в мире военной сверхдержавой», что говорит о приверженности нового президента идее мирового лидерства.

В 1993 г. президентом Б. Клинтоном и его администрацией была подготовлена стратегия национальной безопасности. Она основана на том, что мир, который вступал в новую эру, нуждался в руководстве, которое могли обеспечить только Соединенные Штаты Америки. По мнению администрации Белого дома, если США откажутся от лидирующей роли в мире, то могут иметь место опасные последствия. Если же США выберут мировое лидерство, то они смогут уменьшить опасности, с которыми столкнется мир, а также это даст им уникальные возможности, как экономические, так и стратегические.

Мировые вызовы, с которыми столкнулись США по окончании «холодной войны», были более сложными и неоднозначными, чем когда-либо. Они носили политический, экономический и военный характер.

С политической точки зрения, США должны были обеспечить успешный транзит вновь возникших и развивающихся демократий в странах Восточной и Центральной Европы. Необходимо было также развивать хрупкие демократии в других странах, способствовать развитию мирного процесса на Ближнем Востоке, поощрять демократические реформы в Китае, Северной Корее, Вьетнаме, Лаосе и на Кубе.

С экономической точки зрения, США столкнулись с такими проблемами, как защита и расширение открытых рынков. Проблемы изменения и перехода к более открытой конкурентной торговой системе требовали более гибкой и квалифицированной рабочей силы.

С военной точки зрения, глобальная безопасность находилась под угрозой нестабильности в регионах, и «США, возможно, придется столкнуться с этой угрозой, либо чтобы защитить своих граждан, либо по просьбе союзников или Организации Объединенных Наций».

Основными угрозами на тот момент являлись: распространение современных видов вооружения, увеличение дальности баллистических ракет и оружия массового уничтожения, терроризм, а также международная торговля наркотиками.

Видение администрации Белого дома на тот период было таково: Америка стремилась к мирному сотрудничеству и прогрессу, а не конфронтации. Мир интегрировался на основе общих ценностей. Мир, в котором США были лидером и выступали за свободу, права человека, экономическое процветание и безопасность.

Одним из аспектов лидерства США в период президентства Клинтона было соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), которое вступило в силу 1 января 1994 г. и было направлено на снятие торговых барьеров для товаров между странами-участницами (США, Канада, Мексика). Заключение данного соглашения связано с концепцией глобализации, приверженцами которой были демократы и Билл Клинтон. Об этом соглашении как о своем большом успехе упоминает президент в ежегодном обращении от 25 января 1994 г.

Президент затронул также тему нового оборонного бюджета: предлагалось вкладывать больше средств в технологии будущего, которые сделали бы Соединенные Штаты сильными и неуязвимыми. Развитие технологий является одним из аспектов американского лидерства, о котором часто упоминают американские президенты.

Касаясь внешней политики, президент отметил, что Россия больше не является угрозой Соединенным Штатам и что российские ученые окажут содействие в строительстве международной космической станции вместо того, чтобы создавать «оружие в космосе». Между тем существуют другие угрозы: распространение оружия, региональные конфликты, межнациональная напряженность, загрязнение окружающей среды, терроризм. Соединенные Штаты стремятся к миру, и были достигнуты определенные шаги в этом направлении: например, соглашения с Белоруссией, Украиной и Казахстаном о ликвидации их ядерных арсеналов. Важными целями для Соединенных Штатов оставались ликвидация ядерного оружия на Корейском полуострове, ратификация договора о всеобъемлющем запрещении химического оружия. Что касается американского оборонного бюджета, то президент отказался его урезать, как это было сделано годом ранее.

Особое внимание уделялось поддержке продвижения демократии в других странах: «демократии не нападают друг на друга». Президент приветствовал решение Конгресса помочь России, Украине и другим государствам в их демократических преобразованиях. При этом США должны продолжать сотрудничать с Россией для решения региональных проблем. Мнение Б. Клинтона о России говорит о том, как изменилось время, и какое отношение было к ней со стороны США. Америка рассматривала себя мировым лидером, у которой нет равных соперников на планете. Главными угрозами стали региональные конфликты и терроризм.

Президент выделил еще один важный внешнеполитический аспект лидерства США - создание программы «Партнерство ради мира», которая заключалась в сотрудничестве НАТО с европейскими странами и бывшими советскими республиками Закавказья и Центральной Азии.

Президент также подчеркивал необходимость демократических преобразований в Китае, установления подлинной демократии на Гаити и работы над израильско-палестинским конфликтом во имя мира на Ближнем Востоке.

Идеи глобализации отразились и на следующей ежегодной речи Клинтона 24 января 1995 г., в которой он говорил про мир после «холодной войны», ознаменовавшийся мировой экономикой и информационной революцией. Большое значение президент придавал глобальной экономике, в которой Соединенные Штаты должны были добиться успеха. Он называл Америку «сильнейшей экономической державой в мире»

Из выступлений Клинтона в течение второго президентского срока вызывает интерес последнее ежегодное обращение к Конгрессу, в котором он подводит итоги своей деятельности на посту президента. Центральное место уделялось внутренней политике, в которой были достигнуты определенные успехи: устойчивый экономический подъем продолжался, предлагалось снизить некоторые налоги для среднего класса, увеличить ассигнования на образовательные цели, ужесточить контроль за огнестрельным оружием, профинансировать исследования в области медицины для создания лекарств от малярии и СПИДа.

Касаясь внешней политики, президент упомянул о таких странах, как Россия и Китай, которые еще недавно были соперниками США на мировой арене. По мнению Клинтона, этим странам необходимо оказывать поддержку, чтобы превратить их в процветающие, демократические государства. Пока же Россия и Китай не смогли реализовать свой потенциал ввиду проблем, с которыми они сталкиваются. России мешает наследие коммунизма и бесперспективная война в Чечне, а Китаю - «иллюзия, будто стабильность можно укреплять за счет ограничения свободы»

США должны работать над предотвращением региональных конфликтов, подобных тем, что происходят на Балканах. Президент подтвердил готовность США способствовать установлению мира на Ближнем Востоке, в Северной Ирландии, а также нормализации отношений между Грецией и Турцией. Угроза со стороны терроризма и стран-изгоев, которые стремятся получить оружие массового поражения, также значительна и необходимо сделать все, чтобы ее уменьшить.

Президент Б. Клинтон был выразителем концепции глобализации, которая выражена в экономической интеграции стран, образовании наднациональных институтов, размывании суверенитета национальных государств. Президенту удалось достичь некоторых успехов в данном направлении, например, заключить Соглашение о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), которое привело к снятию барьеров в сфере торговли и инвестиций. Внешняя политика Б. Клинтона была выражена в идее «гуманитарной интервенции», которая предпринималась в Сомали и Косово с целью предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения.

По мнению Б. Клинтона, его деятельность на посту президента должна подготовить США к XXI в. - веку глобальной экономики, глобальных политических структур и глобальных проблем. Он призывал Россию и Китай к проведению демократических реформ, которые бы способствовали их успешной интеграции в систему нового мирового порядка.

Стратегия национальной безопасности отражает видение администрацией Клинтона внешнеполитических угроз: это международный терроризм, торговля наркотиками, стремление некоторых режимов получить оружие массового поражения. Мир нуждается в лидерстве Соединенных Штатов, которые выступают за свободу, права человека, экономическое процветание и безопасность.

Президент Дж. Буш-младший и борьба с терроризмом

Президент Дж. Буш-младший стал 43-м президентом США от Республиканской партии, победив в 2000 г. на выборах кандидата от Демократической партии Альберта Гора. Вскоре после этого в США произошла страшная трагедия - серия терактов 11 сентября 2001 г., в результате которых погибло 3 тыс. человек. В столь дерзких терактах был обвинен Усама бин Ладен, скрывавшийся в тот момент в Афганистане. Президент Соединенных Штатов как лидер сверхдержавы не мог не отреагировать на вызов со стороны террористов, что привело к глобальной войне против терроризма. В 2001 г. США вторглись в Афганистан, а затем, в 2003 г., в Ирак. Для эффективной борьбы с террористами был создан специальный орган - Управление внутренней безопасности. Была также организована коалиция, которая использовалась для боевых действий в Афганистане и Ираке.

С Ираком всё было не так однозначно. Саддам Хусейн, лидер Ирака и давний противник США, был обвинен в производстве оружия массового поражения (ОМП), которое было скрыто от инспекторов ООН. Под этим предлогом в Ирак были введены американские войска, начались бомбежки городов. Однако не все страны, входившие в коалицию и поддержавшие вторжение в Афганистан, поддержали оккупацию Ирака, поскольку представленные доказательства производства ОМП показались ими недостаточными для активных действий. Внутри Соединенных Штатов война в Ираке также получила двойственную оценку. Несмотря на первоначальные успехи в иракской кампании, американская армия столкнулась с партизанской тактикой ведения войны. Администрация и президент не смогли предотвратить волну террористических актов и рост преступности на всей территории Ирака, что снизило рейтинг действующего президента в преддверии новых выборов. Тем не менее, он смог одержать победу на выборах в 2004 г., победив кандидата от Демократической партии Джона Керри.

Наиболее значимым событием во внешней политике Соединенных Штатов Америки стало создание «доктрины Буша», которая была изложена в 2002 г. в таких документах, как «Доклад о положении нации», «Стратегия национальной безопасности» и в речи Буша в Организации Объединенных Наций. Новая стратегия США во внешней политике заключалась в упреждении своего противника, готовности к односторонним действиям, нанесению удара в отношении любого, кто стал бы представлять угрозу национальной безопасности США. Российский американист Анатолий Уткин в своей статье «Доктрина Буша: концепция, разделившая Америку», назвал эту доктрину «наиболее значимым пересмотром американской внешней политики за последние 60 лет». Новая концепция внешней политики США является новым этапом в эволюции идеи американского лидерства. Она заключается в том, что Соединенные Штаты как сверхдержава имеют право объявлять войну любому, кто будет сочтен угрозой национальной безопасности, а стратегия упреждающего удара говорит о том, что США могут нанести удар еще до каких-либо действий в отношении США со стороны потенциального противника. «Доктрина Буша» является кульминацией гегемонизма Соединенных Штатов.

Эксперты и историки во многом сходятся во мнении, что президентство Дж. Буша-младшего стало катастрофическим для США по своим последствиям. Так, в своей книге «Второй шанс: три президента и кризис американской сверхдержавы» Зб. Бжезинский упрекает Буша-младшего в самоуверенности и имперском мышлении. Мир вертится не вокруг Соединенных Штатов Америки, как полагают неоконсерваторы из Республиканской партии, выразителем интересов которых был Дж. Буш-младший. Вторжение в Ирак Зб. Бжезинский называет «геополитической катастрофой глобального масштаба», которая нанесла огромный вред международному имиджу США и ослабила американскую экономику, последствия этой войны будут ощущаться на Ближнем Востоке десятилетиями.

Генри Киссинджер в книге «Мировой порядок» пишет о том, что США при Буше-младшем взвалили на себя непосильную задачу, начав борьбу с терроризмом, которая может вестись десятилетиями. В то же время ситуация в Ираке и Афганистане оставляет желать лучшего, а глобальная коалиция, созданная США, раскололась из-за несогласия некоторых ее членов с новой американской внешней политикой.

Инаугурационную речь (20 января 2001 г.) Дж. Буш начал с уникальности американской истории: «Это американская история, история о несовершенных и грешных людях, объединенных поколениями грандиозными и долговечными идеалами. Величайшим из этих идеалов является американское обещание, что каждый человек заслуживает шанса, что ни один родившийся человек не является незначительным». Дж. Буш называет Америку «скалой в бушующем море». Демократические ценности распространяются по миру будто «семя на ветру».

Эти фразы говорят о приверженности Дж. Буша-младшего мессианской роли Соединенных Штатов, благодаря которым по всему миру устанавливаются демократические режимы. Президент придерживается неоконсервативного курса Республиканской партии.

Как продолжает президент, «наша демократическая вера больше, чем кредо нашей страны. Это врожденная надежда нашей гуманности, идеал, который мы несем, но которым не владеем. Это вера, с которой мы продолжаем наш путь. <…> Мы связаны идеалами, которые перемещают нас за пределы нашего происхождения, поднимают нас над нашими интересами и учат нас тому, что значит быть гражданами» Как видно из текста, Буш считает, что идеалы американцев делают их страну особенной.

Чтобы понять, что оказывало влияние на Дж. Буша-младшего, стоит обратиться к его спичрайтеру Майклу Дж. Герсону, который при написании речей своему президенту был вдохновлен такими ораторами, как Дж. Ф. Кеннеди, Р. Кеннеди и М.Л. Кинг. В своей книге Герсон писал о том, что большое влияние на Буша оказало католическая социальная доктрина. Она сформировала некоторые из наиболее важных политических заявлений во время работы Герсона в качестве спичрайтера президента. Одним из ярчайших доказательств была первая инаугурационная речь президента Буша, в которой он говорил о солидарности: «Каждый человек заслуживает шанса…». Дж. Буш является очень религиозным человеком. «Он начинает свой день с чтения Библии и молитвы, однако его религиозность не вторгается в повседневную жизнь в Белом доме или дает намек на отталкивающий фанатизм», - пишет М. Герсон.

Политическая риторика Дж. Буша-младшего изменилась после трагедии 11 сентября. В ежегодном обращении к Конгрессу президент заявил о том, что Соединенные Штаты находятся в состоянии войны, однако страна «никогда не была такой сильной» Президент заявил о том, что за 4 месяца после трагедии проделана большая работа: «Была образована широкая коалиция, захвачены и арестованы тысячи террористов, уничтожены лагеря подготовки террористов в Афганистане, люди в этой стране были спасены от голода и жестокого гнета». Политическая риторика стала жесткой, первое послание после трагедии в основном было посвящено борьбе с терроризмом. Соединенные Штаты стали непримиримым борцом с терроризмом, войну с котором Америка выигрывает. Эту борьбу хорошо выражает фраза президента: «Мужчины и женщины наших вооруженных сил передали сообщение, теперь понятное каждому врагу Соединенных Штатов: даже на удалении 7,000 миль, через океаны и континенты, на вершинах гор и в пещерах вам не избежать правосудия этой страны».

Президентом США было объявлено, что война с терроризмом только начинается, что тысячи опасных убийц, прошедших подготовку в специальных лагерях, распространились по всему свету и могут совершить теракт в любое время. «Наши враги смотрят на весь мир как на поле боя, и мы должны преследовать их везде, где они есть», - говорил президент. Дерзкое нападение на Соединенные Штаты стало точкой бифуркации в американской внешней политике. Она стала более агрессивной, направленной на борьбу с террористами по всему миру. Лагеря подготовки террористов существовали как минимум в десятках странах, что давало повод к вмешательству в их дела. Трудности заключались в том, что террористическое подполье, в том числе такие группы, как ХАМАС, «Хезболла», «Исламский джихад» действовали в труднодоступных джунглях и пустынях, прятались в центрах больших городов.

Одним из следствий теракта 9/11 стало дополнительное размещение американских войск в других странах, например, на Филиппинах. Это еще больше упрочило лидерство Соединенных Штатов в мире. Президент оценил работу некоторых стран, например, Пакистана, в деле борьбы с терроризмом. Вместе с тем он прямо заявил, что есть и те страны, которые поддерживают и спонсируют терроризм. «Северная Корея является режимом на вооружении которого есть ракеты и оружие массового поражения, в то время как голодают ее граждане. Иран настойчиво добивается этого оружия и экспортирует террор, в то время как избранный немногими подавляет надежду иранского народа на свободу. Ирак продолжает щеголять своей враждебностью к Америке и поддерживать террор», - заявил президент, и в его словах звучит прямая угроза в адрес этих стран. В случае с Ираком эта угроза была реализована. Иран-Ирак-КНДР были названы осью зла, которую можно сравнить с осью Рим-Берлин-Токио времен Второй мировой войны. Иран, Ирак и КНДР, по мнению Дж. Буша-младшего, представляют серьезную угрозу всему миру. Эти режимы предоставляют оружие террористам, и «цена безразличия будет иметь катастрофические последствия». Соединенные Штаты вместе со своими союзниками по коалиции должны сделать все возможное, чтобы лишить возможности террористов приобрести оружие массового поражения, компоненты к ним.

Говоря о бюджете, президент поставил «три великие цели»: победить в войне с терроризмом, защитить Родину и возродить американскую экономику. «Мой бюджет включает самое большое увеличение расходов на оборону за последние два десятилетия, потому что, хотя цена свободы и безопасности высока, она никогда не бывает слишком высокой. Сколько бы это ни стоило, чтобы защищать нашу страну, мы будем платить» - заявил президент перед Конгрессом.

Важным приоритетом было защитить Соединенные Штаты от террористической угрозы, для чего необходимы «энергичные действия за границей». Война с терроризмом имеет еще одну цель, о которой говорит президент: «привести мир к тем ценностям, которые принесут прочный мир», т.е. демократическим ценностям. Терроризм должен был показать всему миру, что единственным возможным вариантом пути к стабильности и процветанию является путь к демократии, и Соединенные Штаты будут способствовать тому, чтобы демократия одержала победу. Президент привел в пример Афганистан, где «исламская улица приветствовала падение тирании с песней и празднованием». Однако если посмотреть на последствия «победы демократии» в Афганистане, то они ужасающи, что говорит о неправильном подходе к странам третьего мира, где необходим плавный и мягкий переход к демократическим институтам.

Первое ежегодное обращение президента после 11 сентября показало серьезные изменения, произошедшие во внешней политике США. Мир столкнулся с угрозой глобального терроризма, олицетворением которого стал террорист Бин Ладен. Теракт 11 сентября показал, что мир перестал быть безопасным и даже Соединенные Штаты беззащитны перед терроризмом. Это было первое нападение на Америку после Перл-Харбора. Последствия от этих нападений были сходными. Соединенные Штаты вступили в непримиримую войну.

Речь Дж. Буша-младшего напоминает речь премьер-министра Уинстона Черчилля в Палате Общин в 1940 г.: «Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на пляжах, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся…».

Речи президента Буша и У. Черчилля имели одну важную цель - сплотить нацию в борьбе с опасным и жестоким врагом, чтобы народ был психологически готов к возможным трудностям, нелегкой борьбе с новым «мировым злом».

В ответном заявлении оппозиционной партии Ричард Гефрадт говорил о солидарности с президентом по вопросу о борьбе с терроризмом. Обе партии договорились найти способ работать вместе: «Мы встречались почти каждую неделю и пришли к двухпартийному консенсусу, который поможет Америке выиграть эту войну». Демократ призывает к снижению налогов, которое должно способствовать росту и процветанию для всех американцев, а также к защите социального обеспечения.

В 2002 г. была опубликована новая Стратегия национальной безопасности. В связи с событиями 11 сентября в этой стратегии было много написано о борьбе с терроризмом. В стратегии национальной безопасности 2002 г. уделялось огромное внимание доминированию США в мире. США обладали беспрецедентной военной мощью, огромным экономическим и политическим влиянием. После событий 11 сентября они фактически получили карт-бланш на любые действия (политические, экономические, военные) против террористов. При этом США стремились, по мнению администрации Белого дома, создать мир, где каждый человек будет свободен и будет иметь права: «В мире, который является безопасным, люди будут в состоянии сделать свою собственную жизнь лучше» - заявлял Дж. Буш-младший.

США столкнулись с огромной опасностью, считает Дж. Буш-младший, они находятся на перекрестке радикализма и технологий. Врагами Соединенных Штатов было открыто заявлено об овладении оружием массового уничтожения. США не позволят этим усилиям преуспеть и будут создавать линию обороны против баллистических ракет и других средств его доставки. США будут сотрудничать с другими странами, чтобы не позволить террористам приобрести опасные технологии. Исходя из здравого смысла и самообороны, США будут действовать против новых угроз до того, как они будут окончательно сформированы. Итак, США начали переходить к стратегии превентивного удара. США должны быть готовы победить своих врагов, используя лучшие разведданные и исходя из расстановки сил. «История сурово осудит тех, кто видел эту надвигающуюся опасность, но бездействовал», - заявил президент. По мнению Трэвиса Крэма, «центральной темой стратегии национальной безопасности 2002 г. является тема исключительности американской власти. Эта тема вплетается в характер и масштабы вражеской угрозы для того, чтобы оправдать политику превентивной военной силы»

В обращении к Конгрессу (28 января 2003 г.) особое внимание было уделено текущему экономическому состоянию Соединенных Штатов, переживших сильнейший террористический удар, после которого произошло резкое падение на фондовом рынке. Президент США объявил о необходимости достижения нескольких целей. Во-первых, американская экономика должна начать быстро расти, чтобы восстановиться. Рост безработицы требует создания новых рабочих мест, открытия новых предприятий. Во-вторых, создание такой системы здравоохранения, в которой каждый американец имел бы хороший страховой полис, мог бы выбирать своих собственных врачей, чтобы пожилые люди и американцы с низким уровнем доходов могли бы получить необходимую помощь.

Третья цель заключается в энергетической независимости США и значительном улучшении окружающей среды путем 70-процентного сокращения загрязнения воздуха. Энергетическая независимость от других стран - необходимый аспект лидерства Соединенных Штатов, поскольку глобальный лидер не может быть зависимым от какой-либо другой страны. Другие страны могут прибегнуть к экономическому шантажу, что неприемлемо. Четвертая цель заключалась в оказании помощи бездомным и сиротам.

Далее президент отчитался о работе по борьбе с терроризмом. Были задержаны многие террористы, имевшие контакты с ключевыми командирами Аль-Каиды. Они включали человека, который занимался логистикой и финансированием теракта 11 сентября. Во многих странах было арестовано около 3000 тыс. подозреваемых в терроризме. «Мы тесно сотрудничаем с другими странами, чтобы предотвратить дальнейшие нападения. Америка и страны коалиции обнаружили и остановили террористические заговоры, направленные на посольство США в Йемене, американское посольство в Сингапуре, военную базу в Саудовской Аравии, корабли в Ормузском и Гибралтарском проливах. Мы уничтожили ячейки Аль-Каиды в Гамбурге, Милане, Мадриде, Лондоне, Париже, а также Буффало (штат Нью-Йорк)», - заявил президент Буш.

Была проведена работа по защите граждан в США: усилена безопасность на границах и в портах, развертывалась первая сеть раннего предупреждения для обнаружения биологической атаки. Следствием атаки 11 сентября стало увеличение военного бюджета, улучшение мер безопасности в США, развертывание новых военных баз. Президент поручил руководству ФБР и ЦРУ разработать Центр по интеграции террористической угрозы, который бы объединял и анализировал всю информацию по угрозам в одном месте.

Самой большой опасностью, по мнению президента, оставались преступные режимы, которые стремятся к обладанию ядерным, химическим и биологическим оружием. Эти режимы могли использовать данное оружие для шантажа и массового терроризма. Они могли передать или продать его своим союзникам, которые бы использовали его без малейших колебаний. Описывая новую угрозу, президент сравнивает ее с глобальными угрозами ХХ в.: «На протяжении всего ХХ в. небольшие группы людей захватывали контроль над великими нациями, устанавливали контроль над слабыми и запугивали мир. В каждом случае их амбициям, жестокости и убийствам не было предела. В каждом случае амбиции гитлеризма, милитаризма, коммунизма потерпели поражение от воли свободных народов, силы великих союзов и мощи Соединенных Штатов», - заявил президент.

В ответной речи Демократической партии Гэри Лок (губернатор штата Вашингтон) предложил свое представление о том, как укрепить США. Он заявил о том, что война с терроризмом еще не закончена и он поддерживает президента в работе с американскими союзниками и Организацией Объединенных Наций по ликвидации угрозы со стороны Саддама Хуссейна в Ираке и Ким Чен Ира в Северной Корее. Г. Лок призвал Дж. Буша не решать проблему терроризма в одиночку, а убедить мир, что это глобальный вызов. Однако губернатор Вашингтона критикует президента за его внутреннюю политику. По его мнению, страна движется в неправильном направлении. В американских штатах и городах не происходит восстановления экономики, как об этом говорил президент. Семьи голодают, а работы нет. В течение последних двух лет было потеряно 2 млн. рабочих мест. Бюджет стал дефицитным. Гэри Лок призвал обеспечить средний класс и семьи рабочих налоговыми льготами, инвестировать в бизнес и создавать рабочие места, оказать помощь городам и штатам. Он называет экономическую политику Буша перевернутой: «Она делает слишком мало, чтобы стимулировать экономику сейчас и делает слишком много, чтобы ослабить наше экономическое будущее» Также губернатор критиковал президента за то, что тот отказался выделить дополнительные средства на оборудование для пожарных и полиции, для защиты от биотерроризма, чтобы обеспечить должной безопасностью АЭС. Важными вопросами оставались образование и здравоохранение, куда демократ предлагает вкладывать больше инвестиций. Демократы потребовали продвигать общие цели, а «не потворствовать узким особым интересам». Критика демократов была направлена на внутреннюю политику президента, в то время как во внешней политике Демократическая партия выражала свою солидарность с республиканцами.

Ежегодное послание, прозвучавшее 20 января 2004 г., было практически полностью посвящено борьбе с терроризмом. Со времени 11 сентября прошло уже более двух лет, однако террористические акты продолжались по всему миру: в Бали, Джакарте, Стамбуле, Эр-Рияде, Иерусалиме. Внутри страны правоохранительными органами продолжались поиски террористов, и одним из основных инструментов, который должен защитить американцев, является Патриотический акт, принятый 26 октября 2001 г. Этот закон позволял федеральным правоохранительным органам более эффективно обмениваться информацией, чтобы отслеживать террористов, захватывать их активы. Поскольку основные положения этого акта должны были прекратить свое действие в следующем году, президент призвал его обновить, поскольку Америка находилась в состоянии войны с терроризмом. Помимо обмена информацией закон расширял права ФБР по подслушиванию и электронной слежке, что некоторыми было расценено как нарушение четвертой поправки к конституции, запрещавшей необоснованные обыски и задержания. Теракт 11 сентября привел к серьезным последствиям в виде нарушения четвертой поправки Конституции, увеличения полномочий ФБР.

В ответ на критику Патриотического акта в газете «Нью-Йорк таймс» генеральный прокурор Джон Эшкрофт выступил в защиту акта и заявил, что его критики «забыли, что мы чувствовали 11 сентября 2001 г.». По его мнению, со временем люди забыли, какие эмоции они тогда испытывали: шок, гнев, тоску. Некоторые, как, например, Джеффри Розен, профессор права в Университете Джорджа Вашингтона, считают, что Патриотический акт сосредоточен не на поимке террористов, а «на шпионаже за невинными американцами». По его мнению, было задержано много людей, не имевших четкой связи с террористами. Споры о Патриотическом акте не смолкают до сих пор.

В ноябре 2004 г. в США прошли выборы, на которых во второй раз победил кандидат от Республиканской партии Дж. Буш-младший. В своей инаугурационной речи (20 января 2005 г.) президент заявил о том, что «выживание свободы в нашей стране зависит от успеха свободы в других странах». Жизненно важные интересы США, как считает президент, продвижение американских идеалов в мире. Это особая миссия, возложенная на Америку. Борьба с тиранией и продвижение демократических институтов в мире - основной компонент мирового лидерства США, тот базис, на котором основана американская внешняя политика. «Америка не будет навязывать свой стиль правления тем, кто не желает. Нашей целью является помощь другим найти свой собственный голос, добиться своей свободы и сделать свой собственный путь», - заявил президент. Инаугурационная речь президента стала своего рода призывом к народам отказаться от тирании и начать проводить демократические реформы. При этом Соединенные Штаты готовы оказать содействие тем, кто нуждается в поддержке и оказать давление на тех, кто угнетает свой народ. Для убедительности своей речи президент приводит высказывание Авраама Линкольна: «Те, кто отрицает свободу для других, не заслуживает ее и для себя, а под властью справедливого Бога не может удерживать ее долго». Также президент использует такой риторический прием, как повторение. Он три раза повторяет формулу «в американском идеале свободы», говоря о честности, терпимости, милосердии и служении слабым.

Для понимания политической риторики президента Дж. Буша и того, насколько она изменилась после 11 сентября 2001 г., Памелой Л.Ф. Брэнсон было проведено специальное исследование, которое называется «Исследование политической традиции через риторику: доктрина Буша, как в ней отразилось 11 сентября и ее сравнение с вильсонианизмом». Памела Брэнсон обратила внимание на то, что на президентских выборах в 2000 г. Буш был сосредоточен на внутренней политике и до 11 сентября 2001 г. крайне сложно найти речи президента, которые были бы сфокусированы на внешней политике. Также речи Буша отличались после 11 сентября тем, что их риторика выражала в меньшей степени неопределенность (предположительно, возможно, могли бы), было меньшее количество выражений неточности (почти, приблизительно, где-то), меньше слов, выражающих замешательство (недоумение, колебание, дилемма, догадаться, предположим, кажется). При этом Дж. Буш использовал большее количество слов, выражающих нравственные качества (вера, честность, добродетель), привлекательные личные качества (смелость, преданность, мудрость), социально-политические идеалы (патриотизм, успех, образование).

По мнению Памелы Брэнсон, «после 11 сентября внешняя политика Буша оказалась в сфере компетенции американской политической традиции интернационализма, которая генерировалась из вильсоновского мировоззрения».

В феврале 2005 г. президент выступил с ежегодным обращением к Конгрессу. Он заявил, что делая американскую экономику более гибкой и конкурентоспособной, США останутся мировым экономическим лидером. Лидерство в области экономики крайне важно как для демократов, так и для республиканцев, поскольку конкурентоспособная экономика привлекает новые иностранные капиталы. Это делает Соединенные Штаты более сильной страной. Президент снова использует такой риторический прием, как повторение (формула «чтобы сделать нашу экономику более сильной и конкурентоспособной»), говоря о значимости образования, поддержке малого бизнеса и здравоохранении. Президент также часто использовал в начале каждого абзаца слово «потому что», говоря о ценностях свободного общества и о том, зачем оно нужно.

Переходя к вопросам внешней политики, президент отчитался о том, какая работа была проделана в плане борьбы с терроризмом: реформирование спецслужб, распад террористических ячеек по всей стране, расширение исследований для создания средств от биологического и химического нападения. Соединенные Штаты тесно сотрудничали со множеством стран, чтобы обнаружить и остановить транзит опасных материалов. Президент заявил, что «в долгосрочной перспективе мир может быть достигнут только за счет устранения условий, которые питают радикализм и идеологию убийства<…> Единственной силой, достаточно мощной, чтобы остановить рост тирании и террора и заменить ненависть надеждой, является сила человеческой свободы». Поэтому важной внешнеполитической целью Соединенных Штатов является поддержка демократических движений на Ближнем Востоке. Президент назвал отличие между США и их врагами: США не пытаются навязать свою форму правления, в отличие от небольшой группы «жестоких и самозваных правителей», которые стремятся «навязать и расширить империю угнетения» Цель Соединенных Штатов заключается в том, чтобы «построить и сохранить сообщество свободных и независимых государств с правительствами, которые отвечают перед своими гражданами и отражают их собственную культуру». Президент осудил режимы, которые укрывают в своих странах террористов. В число таких стран попали Сирия, Иран, Ливан. Дж. Буш считал, что «победа свободы» в Ираке будет способствовать тому, что в Иране и Сирии начнутся демократические реформы. Президент видит миссию своей страны в борьбе за свободу и демократию в мире, которой противостоят террористические группировки и тиранические режимы. В конце выступления Дж. Буш-младший напомнил своим гражданам, что США это страна, где «рождаются самые большие мечты», и что отмена рабства, освобождение Европы от фашизма и падение коммунизма были лишь мечтой, пока она не была достигнута.

Наиболее примечательным является последнее ежегодное послание Дж. Буша-младшего к Конгрессу (28 января 2008 г.), в котором президент подвел итоги своей деятельности на президентском посту. Это послание является самым длинным (5736 слов) из всех ежегодных обращений Дж. Буша-младшего. В своей речи президент сфокусировался на нескольких важных направлениях: экономическом положении, здравоохранении, образовании, мировой торговли и борьбе с терроризмом. Экономика США замедлилась. Чтобы решить эту проблему, президент предложил ввести налоговые льготы для отдельных лиц и семей, таким образом стимулируя бизнес. При этом президент пообещал наложить вето на любой законопроект о повышении налогов. Помимо налоговых льгот президент также предложил сократить 151 расточительную программу, чтобы сбалансировать бюджет.

В образовании США достигли больших успехов, благодаря государственной программе «No Child Left Behind»(NCLB), которая была направлена на повышение уровня образованности в стране. Эта программа подразумевала принятие штатами стандартов оценки достижений учеников по основным школьным предметам.

Касаясь международной торговли, президент заявил, что «экономический рост США зависит от нашей способности продавать американские товары и зерновые культуры и услуги по всему миру» США преследовали такие цели, как открытие новых рынков и уничтожение барьеров на пути торговли и инвестиций. США заключили соглашение о беспошлинной торговле с Перу и готовились утвердить соглашение с Колумбией, Панамой и Южной Кореей.

Американская внешняя политика выражалась во фразе президента: «Мы верим, что люди, которым был дан шанс, выберут будущее свободы и мира» Президент привел пример Грузии и Украины, где люди «встали на защиту своего права на свободные и справедливые выборы». Между тем продолжалась борьба с терроризмом, который был полной противоположностью всего того, что отстаивали Соединенные Штаты. По мнению президента, США должны отстаивать идеи демократии в мире, поскольку это способствует миру и процветанию. Ситуация в Афганистане, благодаря США, начинала стабилизироваться: «страна, которая когда-то была безопасным убежищем для Аль-Каиды, теперь молодая демократия, где мальчики и девочки идут в школу, строятся новые дороги и больницы и люди с надеждой смотрят в будущее». А в Ираке суннитские племенные вожди восстали, устав от жестокости Аль-Каиды.

Иран в представлениях Дж. Буша-младшего является «экстремистской силой, которая угнетает хороших и талантливых людей<…>, поддерживает террористов Хезболлы в Ливане и усилия ХАМАС по подрыву мира на Святой Земле <…>, разрабатывает баллистические ракеты и продолжает развивать свои возможности по обогащению урана» Президент призвал власти Ирана приостановить обогащение урана н начать переговоры.

В ответной речи губернатор штата Канзас Кэтлин Себелиус раскритиковала внешнеполитический курс администрации Дж. Буша-младшего, назвав его неэффективным. Она заявила, что «американская внешняя политика оставила нас с меньшим количеством союзников и большим количеством врагов» К. Себелиус считала, что Соединенные Штаты нуждаются в новом курсе как во внутренней, так и во внешней политике. Президент критиковался за игнорирование предупреждений высокопоставленных лиц (советника по национальной безопасности времен первой войны в заливе, начальника штаба армии, двух бывших генералов Центрального командования), которые имели многолетний опыт в сфере национальной безопасности, о потенциальных катастрофических последствиях войны в Ираке, материальном и репутационном ущербе от этой войны.

В период президентства Дж. Буша-младшего произошло много важных для истории США событий. В первую очередь, это трагедия 11 сентября, которая стала определенным водоразделом в американской внешней политике, привела к появлению «доктрины Буша» и Патриотического акта. Затем последовали война в Афганистане и Ираке, которые имели самые непредсказуемые последствия. До сих пор в этих странах царят хаос и терроризм. Второй президентский срок Дж. Буша-младшего завершится финансовым кризисом 2008 г., который подорвет экономическую мощь США и всего мира.

Администрация президента Дж. Буша-младшего представляла интересы неоконсервативного крыла Республиканской партии, которая характеризуется радикальностью взглядов на роль США в мире. Эта роль заключалась в стремлении США навязать свои ценности другим государствам, имеющим свои специфические ценности и культуру. По мнению неоконсерваторов и их выразителя в лице президента США Дж. Буша-младшего, американские ценности являются универсальными для всего мира. Политика неоконсерваторов привела к тому, что даже некоторые союзники США по коалиции выступили против такой политики.

Президентская риторика Дж. Буша-младшего выразилась в мессианской роли США в мире, в вере в то, что Соединенные Штаты Америки могут изменить ход истории, и непобедимость «оплота демократии». Он называл свою страну «скалой в бушующем море», а демократические ценности - «семенем на ветру».

Список источников и литературы

Источники

.Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша (1789-2001 г.) с историческим комментарием. Пер. с англ./ Общ. ред. и комментарий Э.А. Иваняна. - Серия «История идей - история людей. - М., Издательский дом «Стратегия», 2001 - 528 с.

2.American Presidency Project / Online by G. Peters, J.T. Woolley (<#"justify">24."The President's Two Worlds." New York Times. 2 February 1990, A30.

Исследования

.Claremont Graduate University. Claremont, California, 2009

26.Casey M.J. Ronald Reagan`s epideictic rhetoric within the context of the State of the Union addresses during the cold war, 1945-1985. PhD dissertation. Washington State University, Washington, 1986.

.Clark K.A.W. Ronald Reagan`s 1983 «Evil Empire» speech: a rhetorical analysis. PhD dissertation. University of Nevada, Las Vegas, 2003

.Cram T.J. Rhetoric, world-view, and strategy in United States. National Security Strategy documents. PhD dissertation. University of Kansas, 2014

.Cuellar J. A study of presidential State of the Unions Addresses: The Sells and arguments that are used. PhD dissertation. Oklahoma State University, 2008.

.DSouza D. Ronald Reagan: How an Ordinary Man Became an Extraordinary Leader. New York: The Free Press, 1997.

.Ewing T.L. The 2002 National Security Strategy: The foundation of a doctrine of preemption, prevention, or anticipatory action. PhD dissertation. Old Dominion University, 2013.

.Friedman T.L. The Lexus and Olive Tree: Understanding Globalization / T.L. Friedman The Lexus and Olive Tree: Understanding Globalization. - New York : First Anchor Books Edition, 1999. - 518 p.

.Goodnight, G. Thomas. Ronald Reagans Re-formulation of the Rhetoric of War: Analysis of the Zero Option, Evil Empire, and Star Wars Addresses. Quarterly Journal of Speech 72 (1986): 390-414.

.Hale R.R. The «Politics» of supreme court nominations from Theodore Roosevelt to Ronald Reagan: The construction of a «politicization index». PhD dissertation. University of South Carolina, 1984

.Harth A.C. Geopolitics and Grand Strategy: foundations of American National Security. PhD dissertation. University of Pennsylvania, 2003.

.Kagan R. and Kristol W. Present Dangers: Crisis and Opportunity in American Foreign and Defense Policy / R. Kagan and W. Kristol Present Dangers: Crisis and Opportunity in American Foreign and Defense Policy. - New York : Encounter Books, 2000. - 401 p.

.Leighton A. Public therapy and the presidency: presidential symbolism and the post-Watergate presidents. PhD dissertation. Temple University. 1998

.Miller K. Tell me a war: presidential narratives on the eve of conflict, 1916-2003. PhD dissertation. Tufts University, 2008.

.Muir, Jr., William Ker. The Bully Pulpit: The Presidential Leadership of Ronald Reagan. San Francisco, CA: Institute for Contemporary Studies Press, 1992

.Nelson M. and Riley R.L. The Presidents Words: Speeches and Speechwriting in the Modern White House (Lawrence: University Press of Kansas, 2010)

.Schaefer T.M. The State of the Union and the State of the president: elite, media and mass responses to the president's annual message, 1953-1992. PhD dissertation. The Graduate School in partial fufillment of the requirements

.Schmemann, Serge. Soviet Says Reagan Has Pathological Hatred. The New York Times 10 March 1983, late ed.: A 12.

.Teten R.L. Evolution of the modern rhetorical presidency reconsidered: presidential presentation and development of the state of the Union Address. PhD dissertation. Graduate School of Vanderbilt University. Nashville, Tennessee, 2004

.Tienken J. Political Governance: The rhetorical presidency and the post-state of the Union Addresses of George W. Bush and Barack H. Obama. PhD dissertation. University of Illinois Springfield, 2013

.Travis J. C. Rhetoric, world-view, and strategy in United States National Security Strategy documents. PhD dissertation. University of Kansas, 2014 218 p.

46.Warner F. The Battle of Evil Empire. The Morning Call Newspaper Company. 28 February 2002 www.tysknews.com/Articles/empire.htm <http://www.tysknews.com/Articles/empire.htm>

Похожие работы на - Идея мирового лидерства США в период однополярного мира (1992-2008 гг.)

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!