Еще один важный источник становления глоаблиазционного общества кроется в особенностях социо-культурного развития. Мы затронем его из-за непосредственного влияния на экономическую среду. Суть его состоит в формировании общих стандартов СМИ, искусства, единых стандартов популярной культуры, распространение и общее использование английского языка как главного источника и средства международного взаимодействия. В связи с последним фактором, некоторые теоретики придерживаются мнения, что глобализация является крупным проектом США, призванным насадить культуру, традиции и язык мирового гегемона. Подобную форму насаждения называют мягкой силой и независимо от того, было ли это грандиозным планом США изначально, в настоящий момент именно такие плоды пожинает мир, обращенный своими ценностными и культурными ориентирами в сторону США. Можно ли называть глобализация новой формой империализма или даже колониализма, сложно судить, но лично я придерживаюсь данной точки зрения и в дальнейшем будет дано пояснение этому. Является ли США новой метрополией, куда стекаются ресурсы, капиталы, рабочая сила и прочие средства производства с подконтрольных территорий прикрывая это все теоретическим обоснованием либерального мирового сообщества и рыночными взаимоотношениями. Этот вопрос будет рассматриваться в дальнейшем в контексте теневизации международной политики.
Стоит понимать, что политическая элита совмещает в себе и роль экономического локомотива государства. Не имеет значения,, в какой последовательности были приобретены статусы. Хоть как на примере России, люди приходили в политику и приобретя административный ресурс становились собственниками основополагающих государственных предприятий или как в развитых странах запада, люди с наибольшей долей национального капитала входили в круг политической элиты для определения будущего своего государства.
Стирание национальных границ в условиях глобализации обеспечивается главенствующим правом собственности, определяющим саму суть либеральных идей. Отныне, не имеет значения, на чьей земле находится ресурс и можно владеть контрольным пакетом акций национальных отраслевых компаний других стран, не нарушая высокочтимого суверенитета, но осуществляя фактическое господство в принятии решений.4
Стоит понимать, что вышеописанное положение национальных государств не отменяет факта суверенитета и высшей формы полномочий на подвластных территорий. В теории это означает, что государство может пренебречь международными договорами и поступать как ему вольно в рамках собственной территории, но подобный просчет мало кто рискует совершить. Политика изоляции уже не способна принести благостных результатов и только активное сотрудничество сулит большие прибыли и темпы развития.
Однако, процесс глобализации не останавливается и постепенная трансформация институтов ведет государства в сторону более полной интеграции друг с другом.
Основная особенность глобализации в том, что она стирает грань между внутренними и внешними делами, так что все рассматриваемые в дальнейшем особенности теневых отношений можно будет изучить на примере более понятного внутреннего устройства государства.
Еще одной особенностью глобализационных процессов в мировой экономике можно считать возрастающую роль транснациональных корпораций, посредством которых действуют государства, постепенно передавая все больший объем международных операций на их счет.
Всеобщая транс национализация, представляющая собой равномерное перераспределение по земному шару факторов производства (капитала, земли, труда и сырья)5.
Научным языком подобное явление принято называть геоэкономикой, которая пришла в XXI веке на смену устаревающей геополитике.6
Именно основываясь на вышеуказанных началах, в работе большая часть пространства будет уделена именно экономике, являющейся фактическим олицетворением и конечным желаемым результатом политических решений.
Причем же здесь теневая сфера международных отношений? Суть в том, что слово «международный» отныне не имеет большого значения и внутригосударственные теневые операции, будь то политические или экономические, не сильно отличаются от глобальных.
1.2 Политика и управление международными процессами в условиях современной глобализации
В условиях глобализации мы можем наблюдать центростремительный процесс концентрации власти. Ослабление роли национального государства обусловлено формированием крупных экономических, политических и военных блоков, наиболее близких в сотрудничестве стран, представляющих собой очаги политической власти, которые в мире можно условно обозначить как несколько крупных коалиций.
В связи с тем, что национальные государства перекладывают большую часть функций на международные организации, ослабляется и суверенитет. Государства усиленно трансформируются в постсовременные7. Термин постсовременного государства предполагает, что национальное государство отказывается от части суверенитета в пользу возможности решать большинство вопросов сообща с другими государствами
Такие организации как НАТО, МВФ, ООН, ВТО, ЕС и подобные принимают на себя бразды управления целыми блоками государств, решая вопросы на глобальном уровне взаимодействия стран в общем направлении, осуществляют координацию действий для достижения оперативных и оптимальных результатов.
Подобная тенденция выработала регионализацию, ярчайшим примером которой может служить Европа, где большинство политических вопросов решается на уровне заседаний большой семерки или большой двадцатки, а не странами в отдельности.
Рассмотрим тенденцию формирования экономико-политических блоков на примере Европейского союза. В настоящее время это союз 28 государств в старом свете. По данным на 2012 год этот экономический блок обладает самым крупным ВВП во всем мире и самый крупный с расчетом на душу населения. Суть Европейского союза в максимальной внутренней интеграции региона.
Используя стандартизацию правовой базы, все нормы были подведены под единый образец, внутри пространства европейского союза и были созданы благоприятные условия для передвижения людей, капиталов и ресурсов и услуг. В том числе, отменен был паспортный контроль внутри зоны действия Шенгена.
Европейский союз вырабатывает общую экономическую политику для региона касательно добычи сырья и производства товаров. Подобная координация позволяет европейскому пространству существовать совестно, достигнув сотрудничества сопоставимого с уровнем взаимодействия регионов федеративного государства. 19 из 28 государств европейского союза ввели у себя и используют единую валюту евро. Тем самым, они образуют еврозону, где товаро-денежные отношения осуществляются с той же люгкость, что и в рамках одного государства. Страны Евросоюза имеют общие сформулированные принципы внешней политики и проводят общую политику безопасности, предполагающую проведение координированной внешней и оборонительной политики. Европейский союз имеет свои представительства в крупных военных, политических и экономических блоках, возглавляемые послами.
Интересной особенностью можно назвать тот факт, что европейский союза можно назвать и международной организацией и даже государством, так как сочетает в себе признаки и того и другого, но на деле не является ни тем ни другим.
Интересным является тот факт, что некоторые члены Европейского союза, а именно Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Люксембург, Дания, Италия, Испания, Польша, Португалия, Нидерланды, Франция предложили продвигать политико-экономический блок вперед на пути к государственному формированию, образуя все новые институты и структуры. В 2012 году было заявлено предложение создания поста выборного президента, учредить пост иностранных дел союза и организовать собственные войсковые формирования.
На 2013 год лишь 44% граждан выступило с поддержкой подобной перспективы развития. Европейского союза, но мнение людей переменчиво, так что Европейский союз вполне может стать первым крупным блоком мировых лидирующих государств, сформировавших единое государство на основе надгосударственного экономического и политического блока.
Хотя, судить об этом преждевременно сложно, ибо 29 марта 2017 года официально началась процедура выхода Великобритании из Евросоюза. Об этом шаге говорилось уже давно и множество политических и экономических причин способствовали данному, казалось бы, деструктивному решению. Можно ли считать это знаком провала практики формирования международной политики на основе крупных межнациональных блоков? Определенно нет. Великобритания всегда выделялась своей уникальностью на фоне Европейских соседей в силу геополитических особенностей и упором на агрессивную внешнюю политику экспансии.
В то же время, условия современного либерализма и капитализма диктуют все меньшее вмешательство национальных государств в экономику, что еще меньше ограничивает их власть в пользу транснациональных корпораций и политических и экономических блоках, о которых говорилось ранее.
За всем вышеописанным скрывается одно простое следствие:
В процессе развития активного сотрудничества на международном уровне, возрастает число операций, которые уже не относятся исключительно к одному государству, а повязаны на взаимосвязях с другими странами, корпорациями и организациями. Подобные операции уже подпадают под международное право, и на этом поприще наступает момент теневых международных отношений. Все чаще государству приходится решать проблемы, чьи источники тянутся со всех концов земного шара и не всегда правовой аспект может учесть особенностей разных субъектов политического взаимодействия.
В условиях глобализации все чаще можно услышать о мировом правительстве. Существует масса теорий о том, как прежняя форма устройства государства переросла на масштаб всей планеты и ныне все национальные государства, будучи взаимосвязаны крепкими социально- политическими, культурными и, что самое важное, экономическими узами не могут не иметь единого наднационального мирового правительства. Некоторые авторы-теоретики называют мировым правительством различные структуры, начиная с официально существующих и заканчивая неподтвержденными тайными собраниями. В этом списке можно увидеть такие наименования как ООН, Большая восьмерка или Большая двадцатка.
Список можно было бы на этом остановить, но нельзя забывать о том, что под элитой человечества нужно понимать не только персон, занимающих властные посты, но и о тех, кто не занимая место в структуре управления, обладает ресурсной базой, позволяющей влиять на принимаемые в мире решения. Именно по этой причине, можно под мировым правительством рассматривать Бильдербергсий клуб.9
Существуют смелые предположения, граничащие с паранойей, призывающие к признанию мирового правительства в Иллюминатах, Масонском ложе или Комитете 300.
Стоит отметить, что в мире не существует официальной власти, охватывающей всю планету, но мы волне можем рассматривать наднациональное правительство в рамках крупных блоков и объединений государств, при этом, мы не углубимся в область догадок и фантазий.
Развитие капиталистического общества по сему земному шару определило еще один субъект экономических, а как следствие и политических взаимоотношений. Транснациональные корпорации, являясь владельцами производств в различных государствах объединяют мировой хозяйственный рынок. На настоящий момент 147 наиболее крупных ТНК владеют 40% мирового хозяйства, а прочие, мелкие ТНК примыкают к уже существующим. Из этого не сложно сделать вывод, что уже сформировалась воя международная элита, определяющая экономический курс развития планеты, будучи оторванными от национальных интересов и ведомые лишь идеями развития международной интеграции. Таким образом, руководство этих корпораций так же может нести на себе бремя мирового лидера, определяя фактическую политическую власть в мире.
Так или иначе, а вот уже пол века человечество размышляет над концепцией мирового правительства10, как над объективной необходимостью в условиях глобализации общества. Когда возникают новые вызовы времени и проблемы планетарного масштаба, пережитки прежних времен мешают разрешению конфликтов, но мировое правительство могло бы стать ответом на эти проблемы. Стремление человечества к этому видно в образовании крупных политически, экономических и военных блоков, но формирование официального мирового правительства по прежнему является смутной и неопределенной перспективой.
1.3 Экономика и торговые соглашения в условиях современной глобализации
С развитием инфраструктуры, глобальное общество начало формироваться, в первую очередь, пожиная плоды обширной торговли. Финансовое поле, разросшееся до планетарного масштаба, открыло невиданные ранее возможности для устройства мирового хозяйства. Мир моментально стал оплетаться паутиной взаимозависимости государств в ресурсах. Подобная система создала любое региональное событие резонансным, имеющим влияние на мировую экономику.
Глобализация сразу же выразилась в значительно возросших масштабах и темпах перераспределения капиталов. Потрясающие воображения возможности вложить имеющийся капитал в производство в любой точке земного шара только поспособствовала закреплению связей между экономиками различных государств.
За последние десятилетия человечество неустанно развивало и совершенствовало мировую финансовую систему, облегчая и ускоряя движение капиталов на круглосуточном мировом финансовом рынке11.
В условиях глобализации теряют свою эффективность государственные рычаги влияния на экономику. В условиях глобальной экономики процветают либералистические ценности. Если в прежние годы национальные банки могли использовать такие приемы как импортное ограничение, то теперь это будет считаться актом агрессии и приведет к ответной реакции извне, подорвав экономику страны. Экспортные субсидии уже не являются достойным рычагом влияния, а изменение курса национальной валюты невозможно из-за плотной привязки к мировым валютам.
В настоящий момент, финансовые институты все больше заняты разработкой и внедрение условий для благоприятной инвестиционной атмосферы. Только привлечение капиталов в конкурентной среде определяет процветание отдельных регионов. На втором месте стоит задача институтов по стабилизации экономической среды и предотвращения кризисов, которые непременно обречены быть глобальными и затронуть каждую страну в условиях новой эпохи глобализации.
Для грамотного регулирования мировых финансовых потоков существуют специальные организации, такие как ОЭСР, ВТО, МВФ и прочие. Эти организации охватывают различные регионы, но наиболее крупные из них, занимаются регулированием сферы, определяющем значительную долю мирового рынка. Именно они занимаются разработкой и внедрением норм и правил мировой экономики.
Всемирная торговая организация была образована в 1995 году. Первоначально она носила название Всеобщего соглашения по тарифам и торговле. К настоящему моменту на 2017 год около 140 стран входят в состав ВТО. На долю стран участниц этой организации приходится 90% мирового рынка. Как не трудно догадаться, лидирующие позиции в организации занимают США и ЕС. Как уже говорилось ранее, одной из особенностей глобализации является максимальное снижение барьеров и преград для мировых интеграционных процессов и ослабление влияния государственных структур на экономическую сферу в пользу свободных либерально- рыночных взаимоотношений. Именно с этой целью и было создано объединение в 1947 году. В результате все тарифные барьеры были снижены с 40% до 5% к настоящему времени, что дало серьезный толчок к развитию мировой торговли. Затем, Соглашение преобразовалось в ВТО, перейдя на качественно новую ступень развития. Организация уже ставит перед собой конкретные задачи по абсолютной ликвидации любых таможенных барьеров, что приведет к несомненному ослаблению государств и усилению ТНК, которые уже управляют третью всех финансовых потоков в мире и в скором времени могут сравниться с государствами. Упразднение национальных законодательств в пользу общепринятого стандарта для экономической сферы вызывает массу вопросов и неоднозначно воспринимается политиками и экономистами различных стран.
Международный валютный фонд известен куда больше чем ВТО, благодаря своей долгой истории существования. МВФ сам по себе является подразделением ООН, а значит и перенимает себе основные принципы существования, деятельности и устав Организации объединенных наций. А ключевыми принципами служит всеобщая демократизация мира и безопасность. Постановка в один ряд этих двух пунктов несомненно режет глаз, но политические реалии требуют глупых слоганов «мы за демократию - мы за безопасность». Если ВТО занимается работой с законодательством стран мира и активно способствует снятию ограничений для свободной торговли и предотвращению протекционистской политики национальных государств, то МВФ напрямую пытается диктовать независимым государствам, как расходовать свой бюджет. Делается это, разумеется в рамках координации усилий государств в экономической сфере для достижения большей продуктивности, прогресса и всеобщего благоденствия. На самом же деле, выглядит это как бюро консультантов, которые подсказывают государствам схемы наименее эффективного для государства и наиболее полезного для лидеров мирового сообщества расходования бюджетов, приватизации государственной собственности, экономию на образовании и здравоохранения. Подобные обвинения не безосновательны и базируются на цифрах. Так во всем мире с 1960 года увеличился в 3 раза разрыв между богатыми и бедными странами по уровню дохода. В бедных и богатых странах мира разница между средним доходом населения имеет пугающее различие.
С 1960 показатель разницы вырос с 5700$ до отметки в 15400$ на сегодняшний день. Соотношение доходов самых богатых и самых бедных слоев населения с 1960-ого года вырос от 1:30 до 1:74. Таким образом, МВФ не достигла своих целей и продемонстрировала несостоятельность в рамках заявленных целей и задач, но Фонд определенно справляется со своими основными задачами, которые лежат в рамках теневой политики и теневой экономики, которые призваны обогащать верхушку правящей элиты мирового сообщества и страны лидеры, вопреки заявленным ценностям.
Следует понимать, что в мировой экономике все субъекты являются равноправными, но не имеют равных возможностей и законы диктуют ведущие гиганты капитализма, на чью долю приходится наибольшее вливание средств в мировой валютный фонд. Таким образом, государства периферии не только отстают первоначально, но и подпадают под зависимость от старших соседей. В 90-ые годы двадцатого века образовалось множество новых государств, да и в целом прошлый век знаменовался распадом колониального мира. По сути, глобализации попросту обеспечила ненужность колоний в условиях планеты плотно переплетенной инфраструктурой и экономическими связями, бывшие колонии остались под полным экономическим контролем сильных государств, но обрели политический суверенитет.
Рассмотрим позитивные и негативные стороны глобализации для развивающихся стран:
·Негативным является тот простой факт, что большинство государств планеты не было готово к глобализации, но оказавшись вовлеченной в нее не может продолжать развитие институтов экономики традиционным путем и вынуждено существовать в навязанных условиях, где законы диктуют адаптированные к изменению лидирующие страны с развитой технической базой, способной поддерживать запросы глобального экономического пространства и обладает сформировавшимися институтами, которые уже успели войти в повседневность граждан и подготовить их к участию в рыночных отношениях широкого масштаба. Высокотехнологичное оснащение обеспечивает преимущества и исключает конкурентоспособность оппонентов. Развитые компании могут себе позволить outsourcing - передачу части функций сторонним узкоспециализированным компаниям, что так же яляется эффективным инструментом администрирования в производственном процессе.
·Но, несмотря на вышесказанное, можно увидеть и положительные моменты, такие как расширение возможностей для фирм регионального мастштаба. Поиск новых потребителей, партнеров, поставщиков, компаньонов. И этот положительный момент работал бы чаще чем в отдельных частных случаях, если бы региональные компании не подавлялись гигантами бизнеса. Но продолжим говорить о позитивных возможностях глобализации экономики и вовлечения стран со слабо развитым производством. Возможность овладеть новыми технологиями, в том числе и организационными, так же должно способствовать развитию, но как можно выжить в конкурентной среде, когда тебе приходится обучаться тому, что было давно изобретено и освоено конкурентами.
Прибавим к этому немаловажный факт отсутствия в законодательной базе международной пунктов касательно монополизации в технологической среде и получим значительное преимущество, которое получают развитые компании за счет далеко идущей вперед отрасли высоких технологий, которые все шире применяются в экономической среде для быстрого и простого оборота финансов.
В конечном итоге, исследователями глобализацию в экономической сфере принято оценивать скорее с отрицательной стороны. Оценки глобализации разнятся от объективного процесса общественной трансформации, до насаждаемой развитыми странами Запада «капталократии».12 Глобализация во многом получает негативные отзывы по той причине, что несмотря на объективную справедливую концепцию доминирования сильной и развитой стороны, выставляет себя как проявление истинной свободы, безопасности, братства и дружбы всех народов мира. Разумеется, подобное необходимо для поддержки население, легитимности подобных действий со стороны правительств и крупных корпораций.
В любом случае, отказаться от участия в процессах глобального мира практически невозможно. Любой, кто осмеливался это сделать оказывался в эпицентре войны. Лишь Северная Корея о всем мире решила оградить себя от паутины глобализационных процессов и ей позволили это сделать по политическим причинам, которые так же являются теневыми, ведь официально никто не допустит заявить о том, что Северокорейскому государству позволили существовать13. Но, это уже факторы политики, а мы вернемся к рассмотрению экономических особенностей глобализационных процессов в мировом хозяйственном пространстве на рубеже двух тысячелетий.
В дальнейшем рассмотрении теневой политики следует понимать, что в условиях господствующего капитализма политика определяется экономикой и в крайних случаях международные операции носят исключительно политический характер. Данные случаи можно считать исключениями из правил, а потому мы будем рассматривать экономику как главный показатель, причину и цель политики в современном мире. Независимо от того, носит политический акт характер социальный, культурный или правовой, а так или иначе, конечным итогом действия всегда будет приумножение ресурсного или финансового базиса.
Так же стоит помнить, что финансовая сфера плавно перешла в сферу информационных технологий, что естественно для информационной эпохи, одной из особенностей которой и является глобализация общества. Так же вспомним, что не все государства имеют развитую сферу электронных технологий, которые становятся неотъемлемой частью функционирования глобальной экономики. Создание личных виртуальных компьютерных сетей для государств является неподъемной задачей не выдерживающей никакой конкуренции с уже существующими и контролируемыми развитые страны ив первую очередь США. Это становится залогом нездоровой конкуренции и нервных возможностей. Значительную долю от всех операций проводимых в виртуальном пространстве получают именно развитые страны, что отбрасывает развивающиеся страны назад, а никак не способствует выходу на международный рынок.
Из этого можно понять всю суть глобализационной экономики, где политиками заявляются одни возвышенные цели для привлечения народных масс и легитимности своего правления, но на деле происходит сращивание теневой экономики и теневой политики14, подробнее о которой будет сказано ниже.
Подобная система глобального рынка открыла человечеству большие возможности для прогресса и развития, но не это интересует нас. Важнейшей особенностью стал тот факт, что все теневые операции, которые прежде проводились внутри государственных границ или, в редких случаях с ближайшим соседом, теперь приобрела планетарный масштаб.
Прежде невиданный уровень развития коммуникационных технологий и инфраструктуры обеспечил легкое проникновение экономических и политических интересов отдельных развитых государств во все уголки земного шара. Любое пространство обладающее факторами производства: землей, и рабочей силой, привлекал развитые страны, владеющие двумя недостающими во всем мире факторами, а именно капиталом, информацией и предпринимательским талантом.
Благодаря развитию интернета и его активного участия в контроле за движением финансовых потоков, открылись новые возможности для махинаций, шпионажа и откровенных атак на информационные хранилища посредством хакерских технологий.
Но что действительно имеет значение, так это активное использование облачных серверов интернета для банковских операций. Подобная технология позволяет наголову опережать конкурентов лишенных данной технологии или вынужденных оплачивать доступ к ней, тем самым откатываясь от лидера экономического, предоставляющего данную технологию.
Отсутствие в международном законодательстве статей ограничивающих монополию на высокотехнологичные ноу-хау обеспечивает значительное преимущество таким монополистов и вынуждает региональные компании стран третьего мира распадаться под давлением конкуренции, либо платить за право пользования технологических инноваций.
Отныне, лишь международное право вынужденно следить за теневой сферой международных отношений. Так как государства являются субъектами международных отношений, то теневая международная экономика становится инструментов не только частных лиц, но и самих государств, хотя, если учесть, что элитой любого государства в нашу эпоху являются крупные собственники и бизнесмены, то суть не сильно изменилась15. Просто теперь участники теневой экономики могут применять политические рычаги управления для обхода международных законов и продвижения своих интересов. Остается лишь один вопрос. Что если крупные политические блоки и образуемые ими органы правового урегулирования вовсе и не занимаются отслеживанием теневой экономики, а делают все для е процветания? Приведенные ранее цифры указывают на то, что подобная теория не лишена смысла.
Теперь, когда мы рассмотрели глобализационное общество и изучили условия существования теневого сектора международных отношений, нужно подробно рассмотреть теневую экономика, как фактор влияния на политику.
глобализация теневой экономика политика
2. Теневая экономика как фактор влияния на политику
2.1 Институциональные причины, методы и роль теневого сектора экономики
Таким образом, причиной развития теневого сектора экономики можно считать реакцию на государственное регулирование.16 Контроль обязательно подразумевает определённые запреты и ограничения, а в условиях рыночных отношений, как и любых других, нельзя исключать погрешность за счёт неразумных и неправильных решений в интересующей нас сфере. Понимая невозможность существования системы централизованного управления с отсутствием каких-либо проявлений теневой экономики, мы приходим к выводу о том, что при достаточно сильном увеличении данной погрешности и будет появляться плодотворное пространство для развития теневого сектора экономики страны.
Также, нельзя не обратить внимания на природу рыночных Основы, заложенные в неё, мотивируют участников придавать меньшее значение общественным интересам ради возможности получения максимально возможной прибыли.17 Такая мотивация нередко вынуждает совершать рыночные обмены вне границ экономической системы.
Большинство учёных при исследовании этой проблемы разделяют все факторы, стимулирующие развитие теневой экономики, на четыре категории:
1.Экономическая сфера:
·завышенные налоги (на имущество, на прибыль, земельный, водный, личный подоходный, транспортный и др.);
·изменение структуры различных сфер хозяйственной деятельности (услуг, торговли, сельского хозяйства и производства );
·кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;
·несовершенство процесса приватизации;
·наличие незаконных экономических структур, активно участвующих в экономической деятельности.
2.Социальная сфера:
·низкий уровень жизни населения;
·высокий уровень безработицы;
·неравномерное распределение валового внутреннего продукта.
3.Правовая сфера:
·несовершенство законодательства;
·несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью и пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;
4.Политическая сфера:
·Доступ субъектов теневых операций на международном финансовом рынке к политическим инструментам
·Совпадение интересов крупных предпринимателей и национальной элиты в стремлении обойти международный закон
Выделяют также классификацию причин развития теневого сектора экономики по характеру воздействия.
Сдерживающие факторы:
·низкая имущественная дифференциация населения;
·отсутствие крупных денежных сбережений у большинства населения;
·жесткое законодательство и практика работы правоохранительных органов;
·массовое сознание, негативно воспринимающее обход закона в корыстных целях;
·ограниченность запросов населения из-за отсутствия информации.
Стимулирующие факторы:
·рост потребностей вместе с ростом доходов у всех слоев населения;
·опережающая динамика доходов в сравнении с ростом производительности труда, относительно низкие темпы роста производства потребительских товаров и услуг;
·прогрессирующий рост надежных накоплений у населения;
·возрастающее желание «овеществить» денежные средства, как способ спасения их от инфляции;
·сдерживание экономической инициативы, уход активных предпринимателей в «теневой» бизнес;
·накопление относительно больших средств в руках дельцов «теневой» экономики и сращивание ее с уголовной преступностью;
·естественное стремление населения максимально поднять свои доходы, используя в этих целях любые способы, что в условиях ограничения легальных возможностей толкает людей в сферу «теневого» бизнеса;
·монополизм в экономике, диктат производителя, полная бесправность конечного потребителя - населения.
Противостояние двух данных категорий факторов определяет становление и развитие процессов теневой экономики.
В связи с тем, что теневая экономика представляет собой скрытую деятельность и направлена на уклон от её измерения, исследование теневого сектора экономики страны, его объёмов, становится довольно сложной и неоднозначной задачей, на осуществление которой нужна проработанная стратегия, включающая многостороннюю методологию.18 В зависимости от характера целей и задач методы исследования теневого сектора экономики выделяются:
Учетно-статистические методы занимаются выявлением массовых закономерностей, стремятся к обобщению всех критериев и построению наиболее полного представления о всей совокупности и отдельных группах.
Методы специфических индикаторов. Получая прямым или косвенным способом какой-либо один показатель, предназначенный для определения уровня теневой деятельности в изучаемой экономике, его принимают за базовый и проводят дальнейшее исследование на основе использования именно этого показателя.
Прямые методы (микрометоды). С помощью анализа проведённых специальных обследований и проверок, опросов определяется несоответствие расходов и доходов отдельных групп налогоплательщиков. Это позволяет также дать оценку определённых сфер или групп экономических единиц теневого сектора.
Косвенные методы. Представляют собой систему объединенных данных официальной статистики и налоговых и финансовых органов государственной власти.
Метод расхождений (балансовый метод). Связан со сравнением нескольких источников данных или статистик с целью определения объёмов теневой экономики, что позволит распознать недостатки, имеющиеся в данной информационной базе.
Сравнение доходов и расходов. Проводится расчёт всех счетов домашних хозяйств, что позволяет определить соотношение доходов хозяйств к их расходам, включая объёмный перечень расходов (на накопление основного капитала, запасов, ценностей и финансовых активов, валюты, банковских депозитов, ценных бумаг и др.)
Альтернативные оценки макроэкономических показателей. Определяется реальный объём ВВП, используя косвенные показатели, сопоставляя который с официальными данными статистики, выявляется масштаб теневой экономики.
Метод товарных потоков. Задачей данного метода является построение специфической модели, фиксирующей основные этапы движения стоимости определённого товара от производства до использования, которая позволит распознать недостатки и погрешности информационной базы.
Методы основанные на расчетах показателей занятости (итальянский метод). Путём анализа затрат рабочей силы определяются объёмы теневого сектора экономики страны. Для этого организовываются специальные обследования домашних хозяйств или предприятий на основе случайной выборки, выявляющие реальную выработку (количество часов, отработанных человеком) в отрасли или на определённой территории. Данный метод может проводиться на основе несоответствия фактических и официальных данных об уровне занятости или отработанного времени за рабочую неделю.
Монетарные методы. Основу метода составляет определение наличных денег, как предпочтительной формы осуществления оплаты при совершении сделок в теневой экономике. Анализ проводится исходя из уверенности, что в официальной экономике за определённый период соотношение наличных денег у граждан и вложений в банки неизменно и скорость обращения денег в среднем одинакова в легальном и нелегальном секторах экономики. Своё применение этот метод находит в анализе объёма денежных операций, анализе спроса на наличные деньги, а также методах Гутманна и Фейга.
Метод мягкого моделирования (оценка детерминантов). Определяется множество детерминантов, т.е. факторов, способных оказывать влияние на экономические процессы, в частности, процессы теневого сектора. Таким образом, осуществляется расчёт объёма данного сектора.
Структурный метод. Позволяет рассматривать объёмы теневой экономики и анализировать их, разграничивая разные отрасли производства.
Экспертный метод. Суть метода заключается в исследовании теневых процессов экономики экспертом с помощью прямого изучения, оценки, основанных на личностных особенностях и качествах специалиста.
Смешанные методы Основаны на использовании сочетаний различных методов, также вместе с методом скрытых переменных, что подразумевает создание модели, которая способна объединять несколько индикаторов и детерминантов. Это связано с надобностью обобщения величин, зависящих от объёма теневой экономики.
Методы открытой проверки
Данные методы осуществляются специальными контролирующими органами путём обнаружения и пресечения нарушений соответствующих норм, правил и установок.
Специальные методы экономико-правового анализа
·метод документального анализа;
·метод бухгалтерского анализа;
1. Метод бухгалтерского анализа выявляет несоответствия и отклонения в экономике с помощью бухгалтерского учёта.
2. Метод документального анализа занимается исследованием документооборота, выявлением деструктивных факторов экономической деятельности, проявляющихся в несоответствии нормативно-правовой базе.
Все вышеуказанные методы работают не только в рамках одной страны, но и в международной торговой системе при должном уроне сотрудничества таможенных служб разных стран, что не является большой сложностью в эпоху глобализации и тесного сотрудничества государств, посредством транснациональных корпораций или непосредственно.
Важным аспектом в исследовании теневой экономики является раскрытие её функций. Теневая экономическая деятельность распространяется на все области жизнедеятельности человека, влияет на многие общественные процессы.21 Её роль несёт двойственный характер. С одной стороны осуществляется сглаживание отрицательных условий развития теневого предпринимательства. Это подтверждает Л. Косалс22, выделяющий положительные функции теневой экономики, такие как стабилизационная и конструктивная. С этой точки зрения теневая экономика компенсирует недостатки работы официальной экономики. С другой же стороны происходит перераспределение доходов не в пользу общества, уменьшается эффективность системы управления и контроля над экономикой. Следует отметить труды А. Смирнова и Е. Рогозинского23, они рассматривают следующие функции теневого сектора:
1.Стабилизационная функция. Эта функция проявляется в обеспечении восстановления системы, способности устранять деструктивность, появившуюся из-за роста масштабов теневого сектора.
2.Конструктивная функция. Вслед за стабилизационной функция разрешает деструктурные противоречия, однако помимо восстановления системы осуществляет качественное изменение, развитие данной системы.
3.Паразитическая функция. В рамках данной функции теневой сектор заинтересован в сохранении качественных показателей системы с целью последующего её использования для собственного потребления и обогащения.
4.Деструктивная функция. Заключается данная функция в нарушении коммуникативных свойств системы, утрачивается её целостность, что приводит к деформации отношений.
Под конец XX века институционализм стимулировал более активное и системное исследование теневого сектора в рамках не только экономической теории, но и социологии.24 Особое значение социальных процессов и тесную взаимосвязь теневой экономики с социальной сферой общества отмечал Ю.В. Латов. Именно эти критерии были положены в основу определённых им социальных функций теневого сектора:
1.Функция механизма институциональных инноваций.
Законодательство выражает и защищает интересы большинства, нововведения всегда встречают сопротивление, как страх утери стабильности. Поэтому имеет место быть постоянная конкуренция между старой социальной практикой и новыми идеями.
2.Функция дубликата господствующих институтов.
Развитый институционализм позволяет говорить о множественности институтов, постоянно конкурирующих между собой из-за выполнения схожих функций, что стимулирует их совершенствование и развитие.
3.Функция институциональной утилизации.
2.2 Теневая экономика в мировой хозяйственной системе: угрозы национальной безопасности
По мнению Е.Ф.Авдокушина интерес к явлению теневой экономики экономики появился ещё в 30-х годах, однако более конкретные и глубокие глубокие изучения начали проводиться лишь к концу 70-х. Несмотря на достаточную продолжительность исследований разработать модель, в полном объёме раскрывающую суть, функции теневой экономики, обозначить её место в современной мировой экономике учёным не удалось. Также затруднения вызывают вопросы определения государственной стратегии в данной области, достаточно сложно выявлять перспективы дальнейшего развития и делать прогнозы.
Однако такие зарубежные авторы, как П. Гутманн, Э. де Сото, Г. Мюрдаль, Ф. Шнайдер, Б. Даллаго, достигли в исследовании теневого предпринимательства значительных результатов.
Отечественные учёные начали интересоваться вопросами теневой экономики несколько позже, в 80-х годах. В этой сфере следует отметить работы В. Исправникова, С. Кордонского, Ю. Латова, О. Мамедова, JI. Тимофеева и др.
К началу XXI сильнейшим двигателем экономической системы всех стран становится глобализация, способная определять и направлять путь развития мирового сообщества. Она становится важнейшим аспектом современной мировой системы, охватывающим все сферы жизни общества.
Мировой рынок становится максимально открытым, происходит интеграция различных областей и сфер национальных экономик, экономические границы государств практически исчезают. Международная торговля и другие процессы мирового обмена стремительно увеличивают свои масштабы. В таких условиях значительно усиливается зависимость стран-участниц данных процессов друг от друга и проблемы одного государства способны нанести ущерб экономике другого. Поэтому научные сообщества стран вынуждены совместно искать решения этих проблем, заниматься исследованиями теневого сектора экономики.
На данном этапе учёные сформулировали некоторые выводы относительно сущности и различных аспектов теневой экономики:
1.Развитие рыночных отношений тормозит теневую экономику, в то время как увеличение государственного регулирования, наоборот, порождает её усиление.
2.Своеобразным видом теневого предпринимательства является «коррупционный бизнес» - рыночная деятельность, объем и уровень доходности которой обеспечивается сговором предпринимателя и чиновника; в ходе такого сговора за счет подрыва общественной эффективности создаются условия, способствующие индивидуальной выгодности.
3.Государство, стремясь выполнить свои социальные обязательства перед гражданами, очень часто прибегает к практике установления завышенной цены на социально значимые товары, что в конечном итоге способствует возникновению теневого спекулятивного бизнеса. Спекуляция, в свою очередь, приводит к коррупции, так как без подкупа чиновников организовать масштабную спекуляцию дефицитным товаром не представляется возможным.
4.Главной задачей научного анализа теневой экономики сегодня является раскрытие функциональной характеристики сферы теневой экономики как деформированной подсистемы базовых параметров рыночной системы, что должно способствовать ускоренной разработке концептуальной основы анти теневой экономической политики государства27
Основное различие между теневыми экономиками в странах с рыночной системой и плановой экономикой вытекает из самой сути этих двух кардинально различных экономических систем, в частности, из господствующих форм собственности. В социалистических странах теневая экономика развивалась на базе государственной собственности, а в странах с рыночной системой, прежде всего, - на частной, но также и на государственной собственности, тем более, что зачастую крупные предприниматели и составляли основной политический костяк и элиту капиталистических стран с рыночной системой.
Если в странах, с рыночной экономикой в «тень» уходили в основном из-за налогов, то в социалистических странах все обстояло гораздо сложнее. Наиболее распространенными видами теневой деятельности были приписки и другие искажения отчетности о выполнении плана, выпуск некачественной, нестандартной продукции, кражи на производстве, хищения государственного имущества путем злоупотребления служебным положением, взяточничество, завышение плана. На свободные экономические зоны стран с переходной экономикой приходится основная масса финансовых преступлений, так как льготы и облегченные правила ведения бизнеса в этих зонах способствуют притоку «теневых» денег для их последующей легализации.
Теневая экономика на Западе значительна по своим масштабам и постоянно растет. Богатые страны в силу платежеспособного спроса являются основным рынком сбыта наркотиков, оружия и проституции. В эпоху всеобщего распространения кредитных карт оплата таких запрещенных товаров происходит наличностью, поэтому оборот избыточной наличности свидетельствует об операциях на черном рынке.
Таким образом, перед всем мировым сообществом в настоящее время стоит проблема легализации теневого сектора экономики и использование его потенциала в нуждах развития, что потребует объединения усилий всех научных сообществ мира.
Важным качественным показателем экономической системы принято считать экономическую безопасность. Именно этот критерий определяет успешное воплощение национально-государственных интересов, выражающихся в поддержании достойных условий жизни и деятельности граждан, полном и устойчивом обеспечении ресурсами экономики страны.28 Особое внимание уделяется экономической безопасности в кризисные и переходные периоды. В эти периоды происходит деформация или даже деструктуризация устоявшихся экономических отношений. Механизмы регулирования экономики для поддержания должного уровня экономической безопасности государства требуют корректировки с целью соответствия изменившимся социально-экономическим положениям, так как они становятся неспособны реализовывать программы стабилизации экономики. Нельзя упускать из внимания макроэкономические аспекты экономической безопасности страны, существенные государственные преобразования также приводят к изменению объёмов теневой экономики.29 Государство в данном случае отвечает за масштабы вынужденной теневой экономики, в его компетенции не допустить увеличение теневого сектора до объёма, угрожающего стабильной экономической деятельности. В целом оценка степени ответственности государства даётся в соответствии со следующими критериями:
-нарушение самим государством правовых норм, морально- нравственных принципов общества (правовой и этический произвол);
-теневые сговоры государства и его представителей с олигархами, противоречащие интересам общества;
-коррупция государственных чиновников, увеличение коррумпированности государственных институтов;
-непрофессионализм и несовершенство работы государственных служащих, политиков, просчеты в экономической политике, которые порождают развитие вынужденного теневого сектора.
Таким образом, существуют несколько основных направлений государственной деятельности, воздействующей на теневую экономику:
1)Государственная стратегия социально-экономического развития страны формирует основные положения дальнейшего развития, модель национальной экономики, в пределах которой и будет осуществляться деятельность теневой экономики. В связи с этим государству необходимо учитывать специфику теневого сектора и просчитывать возможные последствия реализации той или иной национальной хозяйственной модели. Важными аспектами государственной стратегии социально-экономического развития становятся:
-Сокращение объёмов теневой экономики - одна из стратегических целей;
-Формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной конкуренции;
-Эффективное антимонопольное регулирование;
-Фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики.
2)Основополагающей задачей законодательства в данной сфере является создание мотиваций и стимулов для развития честной хозяйственной практики путём чёткого определения границ легитимности предпринимательской деятельности и санкций за нарушение соответствующих норм. Необходимо учитывать важность следующих факторов:
-Приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин;
-Прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;
Упрощенные формы регистрации и отчетности;
Ответственность банков перед вкладчиками.
3)Социальная политика направленная на улучшение условий жизни населения, обязательную поддержку малоимущих слоев, стимулирует сокращение экономических возможностей для теневой экономики. Успешная социальная политика государства формируется из следующих составляющих:
-Установление достойного прожиточного минимума;
-Недопущение глубокой социальной дифференциации общества;
Минимизация теневой деятельности в сфере трудовых отношений;
Особое внимание к проблеме занятости молодежи.
4)В отношениях с бизнесом для создания равенства в условиях конкуренции и поддержки уязвимых экономических единиц требуется соблюдение основных принципов взаимодействия:
-Равноудаленность бизнеса и власти;
-Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.
5)Борьба с криминальной экономикой осуществляется с помощью карательных функций государства. Их реализация подразумевает более жесткое и строгое отношение к:
-Традиционному криминалу;
-Коррумпированной части чиновничества;
Теневых операций олигархических структур.
6)Система образования и средства массовой информации препятствуют увеличению теневого сектора экономики, реализуя воспитательную функцию государства:
-Формирование культуры законопослушания;
-Обсуждение культа насилия, вседозволенности, наркобизнеса, проституции;
-Формирование национальной идеи на основе морально-нравственных принципов общества.
7)Значительное воздействие на теневую экономику способны оказать институты гражданского общества, поэтому сотрудничество государства с ними играет не маловажную роль в системе осуществления экономической безопасности страны. Эти институты начали формироваться в обществе достаточно давно, что означает более устойчивые отношения, способные в оказывать влияние на теневую экономику. Составляющими гражданского общества являются различные объединения, ассоциации и союзы по интересам граждан, которые характеризуются горизонтальной иерархией, связями, основанными на равенстве людей в их взаимоотношениях. В частности, к таким составляющим относят семью, церковь, общины, кооперативы, трудовые или политические партии и др.
8)Теневая экономика - явления мирового масштаба. Сотрудничество с международными организациями позволяет проводить согласованную политику на мировой арене, заимствовать успехи других стран и учиться на их ошибках. Официальные межгосударственные организации (например, Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Интерпол) занимают центральное положение и привлекают к себе повышенное внимание. Однако независимые международные организации тоже являются важными субъектами данного сотрудничества (например, международный фонд развития малых народов и этнических групп). К основным элементам международного сотрудничества относятся:
-разработка общих принципов борьбы с отмыванием денег, коррупцией, мошенничеством;
-обмен оперативной информацией по экономической преступности, совместные расследования;
-обмен опытом в рамках международных конференций, семинаров, учений;
-учет мнения авторитетных международных организаций о состоянии теневой экономики.
Дифференцированное воздействие на теневой сектор экономики государством необходимо. Неофициальная экономика должна корректироваться в основном косвенными методами, благодаря созданию максимально благоприятных условий для экономических агентов. Основанием для такого мнения стало выделение неформальных культурных традиций (например, протестантская этика по Максу Веберу) главенствующим фактором сдерживания теневой деятельности в экономике. Выбирая такую стратегию борьбы с теневой экономикой, государство берёт на себя обязанность воспитания экономической культуры у предпринимателей.
В свою очередь криминальную экономику предпочтительней урегулировать преимущественно административным воздействием, совершенствованием системы законодательства при активном участии правоохранительных органов. Так, сторонники Э. де Сото32 главной причиной развития теневой экономики считают несовершенство законодательной базы, вынуждающее участников экономических отношений преступать закон. Для ликвидации данных недостатков государством проводится последовательная либерализация хозяйственной деятельности, включающая снижение налогов и пошлин, облегчение правил регистрации предприятий, упрощение законов и других предписаний Всемирной торговой организации (ВТО). Наивное предположение, что теневая сфера возникает по причине чрезмерного консерватизма в политике и жесткого регулирования государством финансовой сферы является лишь оправданием для снятия барьеров международным компаниям. Но, как мы понимаем, не для вливания инвестиций, а для вывоза ресурсной базы в метрополии современного глобального общества.
Несовершенство правового базиса на примере РФ:
2.3 Трактовка национальной экономической безопасности в официальных документ ах правительства России
Всё вышеперечисленное находит своё отражение и подтверждение в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»33. В современной нормативно-правовой базе РФ нет точного определения «экономическая безопасность», однако критерии данной безопасности и руководства к действию при угрозе сформулированы. В частности, в указе президента РФ «о государственной стратегии экономической безопасности российской федерации»34 указаны основные источники угроз, на устранение которых в постоянном режиме должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти:
1)увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности;
2)деструктуризация российской экономики;
3)возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;
4)криминализация общества и хозяйственной деятельности.
Можно сделать следующие выводы об образующих успешной политики государства в области экономической безопасности:35
·Контроль над теневым сектором экономики страны может быть осуществлён наиболее эффективно и успешно путём продуманного, взвешенного сочетания действенного социально-правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдения фундаментальных прав человека.
·Также важнейшим критерием является высокое качество и полнота экономического законодательства, совершенство правового обеспечения деятельности органов, осуществляющих уголовно-правовой контроль над экономической преступностью.
·Наличие реальной политической воли к борьбе с экономической преступностью, т.е. реализации уголовно-правовой политики в жизни
В следующей главе будут приведены рассуждения о том, почему данные меры по экономической безопасности не актуальны для правительства, как на внутригосударственном уровне, так и на международной арене, когда речь идет о лидирующих державах как о властвующей верхушке и о странах периферии как о населении.
Условия глобального общества позволяют нам с легкостью провести подобную параллель, о чем уже говорилось выше. Проявление теневой экономики рассматривалось нами лишь с точки зрения правительства, которое пытается бороться с проявлениями теневизации экономической сферы среди населения. В случае глобального мира, мы можем рассматривать страны третьего мира в качестве такого населения, а политических лидеров и международные организации рассматривать как органы контроля и надзора, стремящиеся к процветанию свободной и легальной торговли во всем мире и с целью вывести на свет все большие финансовые потоки предпринимают действия по либерализации торговых отношений и снятию любых ограничений на международную торговлю. Либо, можно рассмотреть теневую экономику с той точки зрения, что главными акторами ее будет само правительство, а жертвой выступят граждане. В случае с глобальным миром и международной торговлей это будут ведущие политические блоки во главе с мировыми лидерами и страны третьего мира соответственно.
3. Сращивание теневой политики и теневой экономики
3.1 Определение теневой политики
Власть всегда берется под некое обещание. Общественный договор, по которому власть, не важно каким путем обретенная, выдвигает гражданам общий план своей деятельности и некие цели к которому стремится прийти, дабы легитимизировать свою власть.
Суть теневой экономики в том, что она тем или иным образом противоречит общественному интересу и по этой причине не подлежит огласке, ведь угроза протестных движений должна подавляться, а не провоцироваться публичными политическими решениями.
Из этого можно сделать вывод, что один из лучших способов формирования теневой политике в стране - отсутствие четко сформулированной идеологии и курса развития. Подобную картину можно четко отследить на примере современной России.
Еще одной чертой теневой политики можно назвать партикуляризм в отношения с экономическими агентами. Суть этой черты можно объяснить активным участием политических структур в борьбе между отдельными экономическими агентами и подавление одних при защите других с целью продвижения своих финансовых интересов.
Следует отметить, что лишь взаимодействие двух факторов позволяет обвинить политику в «теневизации». Учитывая вышесказанное, можно составить определение.
Теневая политика - политика недекларируемой цели и партикуляристских мер - это политическая деятельность по формированию экономического неравенства как инструмента реализации интересов отдельных экономических агентов вопреки декларируемым целям развития.
По сути, речь идет о превращение политики в инструмент не общественного и государственного развития, а в способ продвижения личных частных интересов элиты государства, отдельных экономических игроков. Политический административный ресурс утрачивает свое первоначальное назначение, оставаясь за пределами взоров населения страны.
Теневая политика призвана всеми силами скрыть от населения истинные причины и мотивы тех или иных поступков, даже если они не связаны с непосредственной криминализацией или теневизацией экономической или других сфер жизни общества.
Для примера можно рассмотреть выборы во Франции в 2017 году. Представитель партии «национального фронта» Ле Пен, будучи лидером и фаворитом претендующим на президентское кресло столкнулась с проявлениями теневой политики. Во время предвыборной гонки Европарламент поспешил выдвинуть множества обвинений в адрес лидера партии и некоторых видных членов партий. Среди обвинений звучат такие как: «злоупотребление доверием, мошенничество организованной группы, подделка документов и их использование» и тому подобные.
Рассматриваемая президентская гонка выделяется на фоне всех предыдущих небывалым использованием черного пиара и компрометирующими обвинениями.
Как было указано выше, обвинения идут со стороны Европарламента, что указывает на общую незаинтересованность политического блока в данном лидере. Причина? Их может быть много, но одна из самых очевидных заключается в откровенной и неоднократно высказанной симпатии Ле Пен к российскому президенту и его действиям. В условиях общего негативного отношения к российской политике со стороны Западных стран, наличие на посту президента Франции ультраправого президента поспособствует закреплению независимости и национальному укреплению своих интересов французского правительства в ущерб ведущим политическим лидерам западного мира.
Глобализация является не только условием скорейшего прогресса, развития, внедрения технологий, реализации капиталов, но и ловушкой для тех стран, которые не способны соблюдать собственные национальные интересы. Следование национальным интересам вполне естественно для человеческой природы и заложенного в нас принципа сохранять богатства для своего дома, и до тех пор, пока мы не начнем воспринимать планету как дом, национальные интересы будут превалировать над общечеловеческими.
3.2 Зависимость бизнеса от теневой политики
В зависимости от профиля компании, зависимость от государства различается у предприятий. Можно выделить две формы подобной зависимости:
·Зависимость от условий сделки, если государство является покупателем товаров и услуг предоставляемых фирмой
·Зависимость от эффективности созданной и поддерживаемой государством институциональной системы
В первом случае речь идет о предприятиях рассматривающих государство в качестве клиента и рассчитывающих на крупные гозакупки. Проблема для бизнеса состоит в том, что государств в мире много меньше, чем компаний, предлагающих подобные услуги и в данном случае для теневой политики открывается широкий спектр возможностей по коррупционным сделкам.
Вторая форма зависимости бизнеса от государства является универсальной для предприятий всех отраслей и организационно- правовых форм, что связано с силовой, фискальной и административной монополией государства. Таким образом, государство может силой административного ресурса уничтожить и разорить любое предприятие или дать преимущество в зависимости от предпочтений. Предпочтения обеспечиваются коррумпированным путем при условиях развитой теневой политики.
Таким образом, можно четко выделить преимущества, которые обеспечивает для теневой экономики поддержка теневой политики:
·Минимальные наказания при нарушении законодательства
·Обеспечение налоговых льгот
·