Электронный документооборот в органах местного самоуправления как экономическая категория

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    941,61 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Электронный документооборот в органах местного самоуправления как экономическая категория

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

.1 Формирование понятийного аппарата работы

.2 Документооборот в организации: основные этапы и правовые аспекты

.3 Международный и региональный опыт организации электронного документооборота

. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД «ВОЛОГДА» И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

.1 Муниципальная система бюджета как инструмент самоуправления инновационной рыночной экономики

.2 Инфраструктура муниципального образования «Город Вологда» Электронный документооборот в Администрации города Вологды

. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА В АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВОЛОГДЫ

.1 Экономическая система муниципального образования «Город Вологда» как векторное поле движения денежных потоков

.2 Документооборот как инструмент формирования рыночного уклада муниципалитета на основе информационно-коммуникационной системы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

С переходом экономики на рыночный инновационный путь развития принципиально изменились внешние условия потребителей рынка и требования к организации экономической системы муниципального образования.

Муниципалитет представляет собой экономическую систему, обеспечивающую функционирование жизнедеятельности людей на основе собственных ресурсов и безопасности жизнедеятельности. [1]

Конверсионные процессы наиболее вероятностны в инфраструктуре муниципалитета, так как она имеет достаточно сложную структуру и связывает между собой интересы населения, бизнеса и органов местного самоуправления. Информационно-коммуникационная система является одним из инструментов совершенствования инфраструктуры муниципалитета.

Актуальность темы исследования заключается в рассмотрении документооборота в органах местного самоуправления как экономической ЭКО-системы муниципального образования с использованием инструментов инновационного менеджмента, таких как интерактивное делопроизводство, логические и цифровые элементы, декларации, библиотека прецедентов.

Целью является увеличение доходности муниципалитета на основе совершенствования инфраструктуры муниципального образования с помощью организации информационно-коммуникационного взаимодействия бизнеса, населения и органов власти.

Новизна исследования - разработан подход, заключающийся в переходе от функциональной системы документооборота Администрации города Вологды к экономической системе с заданными экономическими параметрами, обеспечивающий увеличение доходности ЭКО-системы муниципалитета города Вологды.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

сформировать понятийный аппарат по вопросу: «Документооборот в органах местного самоуправления как экономическая категория»;

проанализировать законодательство РФ, Вологодской области и изучить международный и региональный опыт использования электронного документооборота в органах местного самоуправления;

рассмотреть электронный документооборот как экономическую категорию;

разработать подход, заключающийся в переходе от функциональной системы документооборота Администрации города Вологды к экономической системе с заданными экономическими параметрами, обеспечивающий увеличение доходности ЭКО-системы муниципалитета города Вологды.

Объект исследования - информационная система Администрации города Вологды. Предмет - организация информационной системы Администрации города Вологды как экономической системы.

Теоретической основой исследования послужили положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых, в области изучения теории и практики организации информационно-коммуникационной системы с помощью инструментов инновационного менеджмента в органах местного самоуправления.

При написании выпускной квалификационной работы основными источниками информации послужили:

нормативно-правовая база (Налоговый кодекс РФ, Федеральные Законы, регламентирующие организацию электронного документооборота);

труды доктора технических и экономических наук, профессора А.Н. Шичкова; доктора технических наук, профессора И.Л. Туккеля;

труды таких авторов, как Д.В. Артюнова, А.Н. Асаул, Н.Е. Кулябина и других;

материалы, полученные в процессе производственной практики в Управлении делами Администрации города Вологды.

Методологическую основу исследования составили метод операционного цикла, аналитический и сравнительный метод, а также общенаучные методы (анализ, индукция).

Практическая значимость выпускной квалифицированной работы заключается в том, что предложенный инновационный подход возможно использовать для организации и формирования рыночного уклада Администрации города Вологды.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и перевода на английский язык темы, содержания и аннотации выпускной квалификационной работы.

Во введении раскрывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, определяются объект и предмет исследования, устанавливаются цель и задачи, указывается информационная и методологическая база выпускной квалификационной работы.

В первой главе «Теоретические и правовые аспекты организации документооборота в органах местного самоуправления» последовательно раскрываются такие вопросы, как понятие региональной экономической системы, инноваций, документооборота как инструмента инновационного менеджмента при формировании экономической системы муниципалитета.

Во второй главе «Основные параметры и анализ деятельности муниципального образования «Город Вологда» и органов местного самоуправления на примере Администрации города Вологды» подробно рассмотрена инфраструктура города, выявлены ее недостатки и представлено влияние документооборота на субъекты инфраструктуры.

Третья глава «Документооборот как инструмент формирования рыночного уклада муниципалитета на основе информационно-коммуникационной системы» содержит этапы перехода на информационно-коммуникационную систему, которая позволяет увеличить доходность бюджета муниципалитета.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

.1 Формирование понятийного аппарата работы

Международный стандарт «Guidelines for an Innovation management system» определяет инновацию как конечный результат инновационной деятельности, которая получила воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [1, 2].

Инновационная деятельность представляет собой прикладную деятельность, направленную на реализацию накопленных научно-технических знаний, технологий, оборудования, с целью увеличения реализации товаров (услуг), имеющих конкурентные преимущества на внешнем рынке.

Региональная экономическая система - это комплекс субъектов инфраструктуры, включающий: субъекты хозяйственной и предпринимательской деятельности, органы государственной власти и органы местного самоуправления, финансово-кредитные и образовательные учреждения, обеспечивающие синергетический эффект в капитализации исходных региональных ресурсов, рост ВРП, доходы бюджетов всех уровней, и на этой основе рост факторов, обеспечивающих уровень жизнедеятельности населения. Исходные и результирующие параметры экономической системы определяются в денежном эквиваленте.

Под муниципальной экономикой (промышленность территории с самоуправлением) следует понимать комплекс промышленных предприятий и коммерческих организаций, которые, как правило, расположены на муниципальной территории и являются инструментом, для формирования муниципального бюджета, необходимого и достаточного для реализации функций самоуправления, чтобы обеспечить проживание и деятельность населения, живущего на муниципальной территории. [1] Основные ресурсы муниципалитета - это люди, земля и бюджет муниципального образования. Непрерывное совершенствование инженерного бизнеса муниципального образования является важной задачей муниципалитета. Функции, вытекающие из потребностей людей для полезной жизнедеятельности, в инновационной рыночной экономики носят вероятностный характер. В процессах стратегического планирования экономического развития муниципального образования эти функции являются социально-экономические инструментами. [3]

Инженерный бизнес - это интегрированная совокупность видов активов и деятельности, которая способна быть реализованной и управляемой с целью обеспечения инвесторам и (или) владельцам, членам и участникам акционерного капитала возврата (дохода) в форме дивидендов, более низких операционных затрат или в другой форме экономической эффективности. Согласно Циклу Карно цикл работы инженерного бизнеса осуществляется с помощью производственно-технологических систем. В свою очередь, производственно-технологическая система представляет собой минимальный комплекс материальных и нематериальных активов, обеспечивающий получение технологического передела или готовой продукции (услуг), имеющих рыночную стоимость. [3]

.2 Документооборот в организации: основные этапы и правовые аспекты

Согласно Федеральному закону № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. (ред. от 13.07.2015 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 10.01.2016 г.) электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Основными нормативными документами, регулирующими документооборот в Российской Федерации, являются:

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»;

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г. № 28);

ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов (утв. постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. № 65-ст);

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2009 г. № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота» [4].

Документооборот - это движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки или сдачи в дело. Различают три основных потока документации:

• документы, поступающие из других организаций (входящие);

• документы, отправляемые в другие организации (исходящие);

• документы, создаваемые в организации и используемые работниками организации в управленческом процессе (внутренние). Схематично внутренний документооборот представлен на рисунке 1.

Входящие документы, поступающие в организацию, проходят следующие этапы: получение корреспонденции, регистрация, рассмотрение документа, вынесение резолюции, контроль за исполнением резолюции, исполнение, приемка работ.

Рисунок 1 - Внутренний документооборот в организации

Первые системы электронного документооборота (ЭДО) появились в банковской сфере. В западной литературе такие системы получили название «системы электронного перевода денежных средств» (The Electronic Funds Transfer Systems) и начали функционировать с начала 1970-х годов. В дальнейшем системы ЭДО стали широко применяться и для обмена другой коммерческой информацией. Уже много лет такие системы используются в области авиационной промышленности для продажи и бронирования авиационных билетов, предприятиями в области химической промышленности. Транснациональная текстильная компания «Benetton» использует систему ЭДО для передачи необходимой информации между своими подразделениями, занимающимися продажей и производством продукции. Примеры показывают, насколько широк спектр применения систем безбумажного документооборота в коммерческой деятельности в индустриально развитых странах. Даже при оформлении таможенных документов трудно избежать заполнения бумажных форм и бланков, в некоторых странах (например, во Франции, Норвегии) стало возможным представление деклараций в электронном виде. Очевидно, масштабы использования систем ЭДО в коммерческой деятельности будут увеличиваться благодаря преимуществу этих систем перед традиционным документооборотом. По оценкам американских фирм-производителей автомобилей, использование ЭДО позволяет сократить затраты около 200 долларов с каждого производимого автомобиля. Суммарное годовое сокращение затрат благодаря использованию систем ЭДО в Норвегии уже в 1989 г. оценивалось около 1 миллиарда долларов. [3]

В области электронного документооборота действуют следующие международные стандарты: стандарт США DoD 5015.2-STD (Design Criteria Standard for Electronic Records Management Software Applications), стандарт Евросоюза MoReq (Model requirements for the management of electronic records).

Согласно международным стандартам система электронного документооборота представляет собой специализированный пакет разработки, несколько отдельных интегрированных пакетов, заказную разработку или их комбинацию.

Электронный документооборот предполагает движение документов в электронной форме. В Федеральном законе «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ определены правовые условия использования электронной цифровой подписи, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. В настоящее время подготовлен проект Федерального закона «О документационном обеспечении управленческой деятельности».

В 2009-2010 годах в России начали реализовываться несколько глобальных государственных инициатив, связанных с организацией официального электронного взаимодействия между государством, населением и бизнесом, направленных на повышение уровня проникновения информационных технологий в различные аспекты государственной и общественной жизни. К ним следует отнести утверждение перечня государственных услуг, предоставляемых населению через Интернет, и утверждение положений о системе межведомственного документооборота, которые стали первыми важными шагами на пути реализации концепции «электронного правительства».

По мнению экспертов Петербургской компании DSS Consulting, которая занимается маркетинговыми исследованиями российского IT-рынка, электронный документооборот в России реализуется во многих отраслях промышленности, банковском секторе, в госучреждениях. Использование электронного документооборота в органах государственного управления находится на 2 месте по числу организаций, использующих электронный документооборот, и составляет 14 % (рисунок 2).


Согласно закону «Об информации, информатизации и защите информации» информатизация − организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Электронный документооборот как совокупность автоматизированных процессов по работе с документами, представленными в электронном виде, является частью процессов информатизации. Информационно-коммуникационная система является более широким понятием и включает в себя систему формирования и использования информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства, рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг, систему обеспечения информационной безопасности, правовую базу информационных отношений.

Во всем мире государственные организации являются самым крупным потребителем товаров и услуг, относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий.

Раньше информационные системы создавались исключительно для внутриведомственного использования. Сейчас важными функциями информационных систем являются обеспечение взаимодействия госучреждений с гражданами и организациями с одной стороны и взаимодействие ведомств друг с другом.

Таким образом, для того чтобы сделать эффективным сложный механизм управления муниципалитетом с помощью информационных технологий, требуются не только материальные ресурсы, но и человеческие. Поэтому огромное значение играет рынок знаний и интеллекта. [3, 4]

1.3 Международный и региональный опыт предоставления государственных услуг в электронном виде

В течение последних десятилетий многие страны мира осуществляют последовательное и устойчивое формирование и развитие информационного общества. В условиях рыночной экономики постиндустриальные страны концентрируют свои усилия на создании, применении и распространении новых информационных технологий.

Значительного развития в предоставлении государственных услуг в электронном виде достигла Великобритания, которая наряду с Австрией, Мальтой и Португалией, обеспечила предоставление всех 12 европейских базовых госуслуг населению в режиме онлайн. К базовым услугам относят:

) подоходные налоги;

) регистрация автомобилей;

) свидетельства о рождении и браке;

) поиск работы;

) заявка на выдачу разрешения на строительство;

) регистрация высшего образования;

) выплаты в системе социального обеспечения (пособия по безработице, пособия на детей, оплата расходов на лечение, пособия для студентов);

) заявление в полицию;

) уведомление о перемещении (переезде);

) персональные документы (паспорта, водительские права);

) публичные библиотеки;

) услуги в сфере здравоохранения.

Разработчики единого портала государственных услуг Великобритании сформулировали тезис, на котором базируются современные инновации - от «правительства в Интернете» к «правительству из Интернета». Разрозненные государственные Интернет-ресурсы стали объединяться через переход к единому стандарту хранения и обмена данными в правительственном шлюзе Government Gateway, который стал отправной точкой для доступа к сервисам по осуществлению всех государственных услуг. С подключением к системе Government Gateway британские государственные ведомства стали применять пошаговый принцип изложения информации. В нормативных документах (check list -контрольный лист) последовательно описаны все требования к юридическому или физическому лицу при обращении за государственными услугами. Посещение Government Gateway обязательно при первом обращении к системе, т.к. на нем происходит регистрация в качестве физического, юридического лица или посредника. Инфраструктура Government Gateway, рассчитанная на обслуживание до 500 обращений клиентов в секунду и до 5 миллиардов запросов в год, отвечает за совершение транзакций, аутентификацию и безопасность пользователей системы. Система аутентификации построена по принципу «скажи один раз» - пользователь один раз вводит пароль и пин-код и после этого может работать со всеми сервисами в качестве зарегистрированного пользователя. Платежный модуль шлюза позволяет оплачивать госуслуги, каждой из которых присвоен уникальный платежный код, при помощи банковских переводов и кредитных карт. В целях стимулирования спроса на новые сервисы правительством внесены поправки в законодательство, обеспечивающие налоговые льготы для тех, кто осуществляет обязательные платежи в электронном виде. Для граждан скидка составила 10 фунтов, для бизнеса - 150 фунтов.

Схема развития электронного правительства, разработанная в рамках Европейского Союза, включает в себя следующие элементы:

) информирование;

) однонаправленная интерактивность - скачиваемые формы и бланки;

) двустороннее взаимодействие - электронные формы;

) транзакции - полноценные электронные услуги;

) персоналиация - проактивное, автоматизированное взаимодействие.

В 2010 году электронное обеспечение государственных услуг населению в Европе увеличилось с 21% до 63%, 42% европейского населения используют правительственные сайты для получения информации, а 27% загружали электронные формы для заполнения. Правительства стран - членов ЕС уделяют особое внимание развитию интерактивного обслуживания в тех областях, где развитие электронного правительства может быстро обеспечить увеличение доходов или сокращения затрат. В этой связи, услуги, обеспечивающие доход административным учреждениям, (например, услуги, связанные со сбором налогов) во всех странах Евросоюза странах реализованы с помощью инновационных инструментов. То же самое относится и к услугам, предусматривающим прямые платежи гражданам или коммерческим структурам.

Среди инновационных разработок электронных государственных услуг в США выделяется информационная технология SMART (поисково-справочная служба квалифицированных работников). Система разработана Департаментом труда штата Нью-Йорк как инструмент электронного правительства, объединяющий базу данных безработных жителей штата. Пользователи системы заполняют резюме в электронном формате, в котором указывается трудовая деятельность и профессиональные навыки. Полученные профессиональные данные резюме анализируются компьютерной программой, и в течение 24 часов клиент получает по электронной почте список открытых вакансий. Таким образом, новая технология позволяет сэкономить время клиента. С момента перехода на ЭДО Германия к 2012 году сэкономила 54 млрд. евро, а в Дании бизнес на электронном декларировании налогов ежегодно экономит 50 млн. евро.

Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года № Пр-212, информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом, органами государственной власти и местного самоуправления. К числу основных задач развития информационного общества отнесены: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе услуг, имеющих конкурентные преимущества на рынке, и обеспечение высокого уровня доступности информации и технологий для населения, повышение уровня развития образования, социальной защиты населения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления.

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года № 1815-р, основными задачами при создании информационного общества являются:

) обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий;

) развитие технической и технологической основы становления информационного общества;

) предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе.

Практика использования инструментов инновационного менеджмента в организации деятельности органов местного самоуправления представлена в Администрации города Омска. Управление информационно-коммуникационных технологий (УИКТ) создано в 2008 году в рамках реализации общегородской целевой программы «Электронный Омск». Главная цель деятельности управления - это реализация и координация на территории Омска единой политики в сфере информатизации деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений на основе применения инновационных телекоммуникационных технологий. Это позволяет муниципалитету более эффективно управлять социально-экономическим развитием города.

За время действия программы «Электронный Омск» управление выполнило ряд мероприятий по оптимизации информационной инфраструктуры города. Основной акцент сделан на выполнение рекомендаций федерального законодательства. В 2009 году началось создание Единой автоматизированной информационной системы администрации города Омска. Её составляющие - система информационного взаимодействия с населением (официальный портал администрации города Омска) и система электронного документооборота и делопроизводства (СЭДД <#"907697.files/image003.jpg">

Рисунок 3 - Структура потребностей бюджета [6]

Согласно сведениям об исполнении бюджета города Вологды за 2015 год, можно сделать вывод о том, что:

) социальные потребности представлены в бюджете города Вологды как расходы на образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт, расходы на национальную безопасность и составляют 78,49%;

) расходы на управление представлены в бюджете города Вологды как общегосударственные расходы и составляют 6,07%;

) отсутствуют инновационная составляющая расходов бюджета (рисунок 4).

Рисунок 4 - Структура расходов бюджета МО «Город Вологда» за 2015 год

Таким образом, для комплексного инновационного развития города Вологды необходимы инвестиции в инновационные проекты. Инновационный проект - это экономическая система, инфраструктура которого представляет собой интегрированный набор инструментов, реализующих функцию самоуправляемых денежных потоков. Интеграл - это предел суммы бесконечно большого количества бесконечно малых слагаемых. Поэтому интегрированный набор инфраструктуры инновационного проекта создает синергетический эффект саморегулирования.

Логический блок, который определяет самоуправление, состоит из четырех элементов: проектирование продуктовых, аллокационных и технологических инноваций, группа экспертов и инвесторов, бизнес-инкубатор, и четвертая группа - производственно-технологические системы (рисунок 5).

Рисунок 5 - Самоуправляемая инфраструктура инновационного проекта

Самуправляемая система денежных потоков является главным свойством любой экономической системы, возникающей на основе рыночных инструментов и трансферта передачи потребительских свойств. [5, 6]

.2 Инфраструктура муниципального образования «Город Вологда»

Инфраструктура муниципалитета является основой для развития города и является важным ресурсом для роста благосостояния населения (рисунок 6).

Рисунок 6 - Ресурсы и факторы, определяющие инновационное развитие муниципалитета

В приложении представлена экономическая ЭКО-система муниципального образования «Город Вологда». Экономическая ЭКО-система муниципального образования представляет собой интегрированную совокупность элементов рыночной инфраструктуры, сформированную в качестве системы самоуправления на основе потребностей людей с целью обеспечения их жизнедеятельности. Бюджет органов местного самоуправления должен обеспечить реализацию всех функций элементов инфраструктуры, поэтому для обеспечения каждой из них должна быть сформирована своя часть бюджета.

Инфраструктура муниципального образования «Город Вологда» состоит из следующих элементов:

. Функции обеспечения жизнедеятельности людей, живущих на территории муниципального образования реализуется органами местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда». Эти функции (производство пищевых продуктов, транспорт и дороги, медицинские учреждения, учреждения культуры, энергетические ресурсы и т.д.) осуществляется муниципальными предприятиями. Как правило, муниципальные предприятия имеют правовой статус таких, как Общество с ограниченной ответственностью, Публичное акционерное общество с более чем 50% уставного капитала, принадлежащих органу местного самоуправления. Это означает, что муниципальные предприятия продают продукцию и услуги по ценам, установленным государственными органами и являются налогоплательщиками в бюджеты всех уровней.

Бюджетообразующими предприятиями города Вологды являются: АО «Вологодский оптико-механический завод», ЗАО «Вологодский подшипниковый завод», ЗАО «Вологодская подшипниковая корпорация», ПК «Вологодский молочный комбинат», ООО «Вологодская ягода», ООО «Вологодское Мороженое», ООО «Газпром межрегионгаз Вологда», ОАО «Вологодавтодор», ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», МУП «Вологдагор-теплосеть». Их вклад в консолидированный бюджет города за 2015 год составил 18,1%, или 2,5 млрд. рублей. Энергетическую безопасность, бесперебойное функционирование коммунальной и инженерной инфраструктуры Вологды обеспечивает 91 организация, осуществляющая энерго-, тепло-, газо- и водоснабжение города. Объем отпуска энергоносителей за 5 лет в стоимостном выражении увеличился на треть и по итогам 2015 года составил 16,4 млрд. рублей. Предприятия города Вологды по отраслевой принадлежности представлены на рисунке 7.

. Рынок знаний и инноваций муниципалитета. Инфраструктура этого рынка выполняет функцию баланса спроса и предложения образовательных услуг всех уровней, профессиональной или профессионально-технической подготовки по основным и дополнительным образовательным программам. Совершенствование бизнеса осуществляется с помощью образовательных процессов, продуктовых, аллокационных и технологических инноваций.

Рисунок 7 - Предприятия города Вологды по отраслевой принадлежности за 2015 год, % [12]

Инновационная деятельность является инструментом обеспечения совершенствования экономической ЭКО-системы бизнеса. На рынке знаний и инноваций идеи и нематериальные активы имеют рыночную стоимость, а, следовательно, покупаются, продаются и, таким образом, обеспечивают доходность муниципалитета.

Образовательный уровень населения города Вологды оценен как достаточно высокий. Согласно статистическим данным 50% вологжан имеют высшее образование, 1% - не имеют основного общего образования.

В городе Вологда работают 84 учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Одной из основных задач системы дошкольного образования нашего города является достижение оптимального уровня развития каждого ребенка, сохранение и укрепление его физического и психического развития, обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу. В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми, кроме обязательных форм используются и другие, такие как: кружки, секции, студии. Эти позитивные тенденции положительно влияют на развитие ребенка, создают предпосылки для гибкой реализации индивидуального подхода, расширяют спектр общения детей с разными взрослыми.

В Вологде ведут образовательную деятельность 34 школы, лицей, гимназия, 2 специальные (коррекционные) школы, 5 учреждений дополнительного образования, Центр образования «Созвучие». В области профессионального и высшего образования можно выделить: Вологодский техникум железнодорожного транспорта, Вологодский строительный колледж, Вологодский машиностроительный колледж, Вологодский областной медицинский колледж, Вологодский государственный университет, Вологодский институт права и экономики, Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия имени Н.В. Верещагина.

. Рынок труда. Инфраструктура этого рынка представляет собой интегрированный набор предприятий по производству товаров и услуг для внутреннего и внешнего рынков, которые платят налоги в бюджеты всех уровней. Рынок труда формирует основную потребность людей - иметь оплачиваемую работу. В структуре населения города Вологды удельный вес лиц в трудоспособном возрасте составляет 60,3%, что является ключевым показателем развития трудового потенциала. Уровень безработицы среди экономически активного населения города в 2015 году составил 1,3% (рисунок 8).

Рисунок 8 - Рынок труда города Вологды с 2011 по 2015 годы [12]

. Потребительский рынок. Инфраструктура этого рынка должна обеспечить баланс финансовых ресурсов, полученных от работодателей в качестве оплаты труда и тех ресурсов, которые они тратят на покупку товаров и услуг на территории муниципального образования. Потребительский рынок - одна из самых развитых сфер экономики города Вологды.

Общий оборот потребительского сектора экономики города Вологды за 2015 год составил 78,4 млрд. рублей.

Основную долю в обороте потребительского сектора составляет розничная торговля - 68,3%, на сферу платных услуг приходится 29,2%, общественное питание - 2,5%. За 2015 год оборот розничной торговли достиг максимальной за последние годы отметки в 53,6 млрд. рублей, что в действующих ценах на 0,7% превосходит уровень 2014 года. В общем объеме розничной торговли 99,1% приходится на торгующие организации и 0,9% - на рынки и ярмарки. [12]

. Основные фонды предприятий муниципалитета.


Рисунок 9 - Схема взаимодействия инженерного бизнеса

Для проектирования параметров информационно-коммуникационной системы произведен анализ входящей корреспонденции Администрации города Вологды (раздел 2.3). [5, 7, 8]

.3 Электронный документооборот в Администрации города Вологды

Администрация города Вологды - постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный в соответствии с Уставом муниципального образования «Город Вологда» компетенцией в решении вопросов местного значения, а так же осуществляющий отдельные переданные органам местного самоуправления государственные полномочия. Структура Администрация города Вологды включает в себя шесть департаментов, четыре управления и два отдела.

Администрация города Вологды включает в себя следующие самостоятельные структурные подразделения:

Департамент градостроительства и инфраструктуры;

Департамент гуманитарной политики;

Департамент имущественных отношений;

Департамент финансов;

Департамент экономического развития;

Административный департамент;

Управление делами;

Правовое управление;

Управление информации и общественных связей;

Управление информационных технологий и защиты информации;

Отдел бюджетного учета, отчетности и методологии;

Отдел мобилизационной работы.

Переход к электронному документообороту в структуре Администрации города Вологды на базе СЭД «ДЕЛО» осуществлен в 2007 году. Работы по организации системы электронного документооборота осуществлялись специалистами компании «Офис-Док» - регионального представителя компании в Северо-Западном Федеральном округе.

По состоянию на 2014 год, в Администрации города Вологды в СЭД «ДЕЛО» уже работал 541 пользователь (к системе подключены все муниципальные служащие), всего в системе зарегистрировано 965 137 документов.

Анализ входящей корреспонденции показал, что количество обращений граждан, поступивших в Администрацию города Вологды, в I полугодии 2015 года по сравнению с I полугодием 2014 года увеличилось на 1 133 и составило 13 910 обращений (I полугодие 2014 г. - 12 777 обращения).

Наибольшее количество обращений граждан в I полугодии 2015 года поступило в адрес Департамента градостроительства и инфраструктуры: 4 453 обращений, что на 6% меньше, чем в I полугодии 2014 года (4 722 обращений) и составляет 32% от общего количества обращений граждан, поступивших в Администрацию города Вологды в I полугодии 2015 года (рисунки 10, 11).

Количество обращений по отраслям, штук

Рисунок 10 - Тематика обращений граждан, прошедших регистрацию в отделе делопроизводства и архива Управления делами [10]

Количество обращений граждан спрогнозировано до 2020 года с учетом увеличения входящей корреспонденции каждый год на 3%. Построен тренд роста входящей корреспонденции и тренд возможностей экономической системы муниципалитета (рисунок 11).

Рисунок 11 - Тренд роста и тренд возможностей экономической системы

Тренд роста и тренд возможностей не совпадают. Наблюдается тенденция увеличения входящей корреспонденции с каждым годом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что инфраструктура муниципального образования не сбалансирована и должна иметь систему самоуправления, которая на основе информационно-коммуникационного взаимодействия всех субъектов инфраструктуры позволит оптимизировать работу органов местного самоуправления.

Штатная численность работников отдела делопроизводства и архива остается неизменной. Следовательно, нагрузка на каждого специалиста возрастает и необходима организация информационно-коммуникационной системы, так как увеличение штатной численности сотрудников увеличит и затраты на обработку входящей корреспонденции, а, следовательно, сократятся чистые доходы муниципалитета.

Одним из инструментов совершенствования инфраструктуры муниципального образования «Город Вологда» является формирование информационно-коммуникационной системы. За основу данной системы взят документооборот в Администрации города Вологды. Разработка инновационного подхода к организации документооборота в Администрации города Вологды представлена в главе 3. [10]

3. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА В АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВОЛОГДЫ

.1 Экономическая система муниципального образования «Город Вологда» как векторное поле движения денежных средств

В инновационной рыночной экономике все потребности людей покупаются и продаются и, следовательно, имеют рыночную стоимость в денежной форме или денежном эквиваленте. Таким образом, с физико-математической точки зрения, экономика муниципального образования «Город Вологда» - это поле экономических потенциалов (обязательства L и активы A). Процесс «покупки-продажи» (разность потенциалов) представляет собой денежный поток, имеющий величину и направление. Известно, что математические функции, имеющие величину и направление являются векторами. Таким образом, экономику города Вологды возможно представить в виде формулы 2:

T mf = λ∙grad (LA), (2)

где T mf - градиент потенциалов;

λ - коэффициент капитализации бизнеса операционных процессов;

L - обязательства;

A - активы.

Градиент потенциалов - пассивов и активов - формирует вектор денежных средств или эквивалент денежный потоков, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности граждан и населения муниципального образования. Коэффициент капитализации бизнеса операционных процессов (λ) является коэффициентом капитализации бизнеса операционных процессов. Активы и обязательства выполняют функции потенциалов экономики «купить - продать» или «ресурсы - результаты». Например, результаты бизнеса, такие как активы технологических этапов и налоги, стали обязательствами в следующих технологических этапах (зонах финансовой ответственности) предприятий и в бюджете муниципального образования.

На кафедре управления инновациями и организации производства факультета производственного менеджмента и инновационных технологий Вологодского государственного университета предложено представлять инновационный проект на основе операционного цикла. По предложенной методике профессора А.Н. Шичкова операционный цикл состоит из 5 векторов.

Математическая модель рабочего цикла находится в зависимости от следующих векторов - потоков денежных средств:

GоWо - вектор производственно-технологических затрат;

Q - вектор производственного капитала;

U - вектор основных фондов;

Vsv - вектор объема продаж;

Do - вектор чистого дохода.

Критерии операционного цикла:

. Критерий капитализации (Capitalization criterion),

λ=Vsv/GoWo.

. Критерий инвестиционного капитала или расширенного воспроизводства (Capital investment criterion),

М=Do/U.

. Критерий ресурсов производственного капитала (Criterion resources),

p = Q/GoWo.

. Характеристика операционного цикла (Characteristic of operation cost),

=GoWo/U.

. Конверсия (Conversion criterion),

=Vsv/Q.

Графическая интерпретация идеального и реального операционного цикла представлена на рисунке 13.

Рисунок 13 - Графическая интерпретация операционных циклов

А - операционный цикл реального инженерного бизнеса имеет следующие критерии:

) критерий конверсии g=Vsv/Q<1;

) критерий капитализации λ=Vsv/GoWo>1;

) критерий инвестиционного капитала или расширенного воспроизводства М=Do/U<1;

) критерий ресурсов производственного капитала ρ=М/GоWо>1;

) характеристика операционного цикла ko=GoWo/U>1.

Б - операционный цикл идеального инженерного бизнеса имеет следующие критерии:

) критерий конверсии g=Vsv/Q=1;

) критерий инвестиционного капитала или расширенного воспроизводства М=Do/U=1;

) критерий ресурсов производственного капитала ρ=М/GоWо=2;

) характеристика операционного цикла ko=GoWo/U=1.

С - операционный цикл реального инженерного бизнеса имеет следующие критерии:

) критерий конверсии g=Vsv/Q>1;

) критерий капитализации λ=Vsv/GoWo>1;

) критерий инвестиционного капитала или расширенного воспроизводства М=Do/U>1;

) критерий ресурсов производственного капитала ρ=М/GоWо>1;

) характеристика операционного цикла ko=GoWo/U>1. [5]

Произведен анализ операционного цикла муниципального образования «Город Вологда». За основу взят бюджет города Вологды за 2015 год и статистические данные. Данные для расчетов и критерии операционного цикла города Вологды представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1 - Показатели операционного цикла муниципального образования «Город Вологда», руб.

Показатель

МО «Город Вологда», руб.

Объем отгруженной продукции местного производства, Vsv

12 605 351 600

Доходы бюджета МО «Город Вологда» за 2015 год, Do

6 294 699 100

Производственный капитал предприятий, находящихся на территории МО «Город Вологда», Q

42 859 552 738

Затраты бюджета МО «Город Вологда» за 2015 год, GoWo

6 310 352 500

Основные фонды предприятий, находящихся на территории МО «Город Вологда», U

36 548 900 238


Таблица 2 - Критерии операционного цикла МО «Город Вологда»

Критерии

Значение критерия

1. Критерий капитализации (Capitalization criterion), λ=Vsv/GoWo

2

2. Критерий инвестиционного капитала или расширенного воспроизводства (Capital investment criterion), М=Do/U

0,17

3. Критерий ресурсов производственного капитала (Criterion resources), p=Q/GoWo

6, 79

4. Характеристика операционного цикла (Characteristic of operation cost), ko=GoWo/U

0,17

5. Конверсия (Conversion criterion), g=Vsv/Q=λ/p

0,29


Произведен расчет критериев операционного цикла Череповца и Ярославля (таблицы 3, 4).

Таблица 3 - Показатели операционного цикла города Череповца и города Ярославля, руб.

Показатель

Череповец, руб.

Ярославль, руб.

Объем отгруженной продукции местного производства, Vsv

17 775 200 000

120 569 990 935

Доходы бюджета, Do

7 037 300 000

58 810 719 395

Производственный капитал предприятий, находящихся на территории города, Q

46 174 680 000

248 649 262 540

Затраты бюджета города, GoWo

6 737 900 000

61 759 273 540

Основные фонды предприятий, находящихся на территории города, U

39 800 780 000

186 890 000 000


Таблица 4 - Критерии операционного цикла города Череповца и города Ярославля

Критерии

Череповец

Ярославль

1. Критерий капитализации (Capitalization criterion), λ=Vsv/GoWo

2,04

1,95

2. Критерий инвестиционного капитала или расширенного воспроизводства (Capital investment criterion), М=Do/U

0,18

0,31

3. Критерий ресурсов производственного капитала, p=Q/GoWo

6,85

4,03

4. Характеристика операционного цикла (Characteristic of operation cost), ko=GoWo/U

0,33

5. Конверсия (Conversion criterion), g=Vsv/Q=λ/p

0,30

0,48

Город Череповец является аналогом города Вологды по численности населения (Череповец - 318 107 человек, Вологда - 311 166 человек). Ярославль крупнее городов Вологодской области примерно в два раза по численности населения, там проживает 603 961 человек. Анализ критериев операционного цикла показал, что самый высокий критерий конверсии в городе Ярославле. Это связано с большой концентрацией предприятий в данном городе и высоким объемом произведенной продукции. Критерий конверсии МО «Город Вологда» равен 0,29, что ниже, чем в Череповце. Это связано с высокой производительностью Череповецкого металлургического комбината. Для повышения критерия конверсии необходимой взаимодействие органов местного самоуправления и бизнеса для совместного решения вопросов.

Операционный цикл муниципального образования «Город Вологда» возможно представить в виде треугольника (рисунок 14).

Рисунок 14 - Графическая интерпретация операционного цикла МО «Город Вологда»

Таким образом, необходима оптимизация операционного цикла с помощью инструментов инновационного менеджмента. Организация информационно-коммуникационной системы позволит активизировать взаимодействие бизнеса, населения и органов местного самоуправления, что положительно повлияет на бюджет города Вологды.

3.2 Документооборот как инструмент формирования экономической системы муниципалитета

Организация информационно-коммуникационной системы в МО «Город Вологда» обусловлена:

высокой динамичностью изменения обстановки в условиях рыночной экономики;

необходимостью учета значительного числа факторов при решении вопросов обеспечения жизнедеятельности города;

необходимостью обработки больших объемов информации в процессе изучения и оценки обстановки, подготовки и принятия управленческих решений.

В стратегии комплексной модернизации городской среды МО «Город Вологда» на период до 2020 года «Вологда - комфортный город» выделены следующие проблемные вопросы муниципалитета:

. Недостаточная согласованность действий между различными уровнями и структурами власти.

. Недостаточная оперативность предоставления государственных и муниципальных услуг.

. Недостаточно активное взаимодействие города с внешней средой и недостаточно высокое позиционирование за пределами региона.

Информационно-коммуникационная система позволит решить ряд данных задач. Документооборот Администрации города Вологды оказывает влияние на каждый из субъектов инфраструктуры города Вологды. Этот вывод можно сделать исходя из тематики обращений граждан, которые затрагивают все сферы инженерного бизнеса. Организация информационно-коммуникационной системы в условиях рыночной экономики необходима, так как от ее реализации население муниципального образования приобретает ряд преимуществ: расширяется спектр и меняются потребительские свойства предоставляемых муниципальных услуг, становится прозрачнее деятельность органов местного самоуправления и бизнеса. Одним из доказательств необходимости организации ИКС является рост социально-экономического эффекта от взаимодействия органов местного самоуправления в зарубежных и в отечественных муниципалитетах (пункт 1.3). [11]

Этапы перехода на информационно-коммуникационную систему:

. Ключевым моментом организации ИКС является взаимодействие в режиме онлайн всех субъектов инфраструктуры города Вологды.

Повышение открытости муниципального управления и интенсификация диалога между администрацией города и его жителями, их привлечение к решению городских проблем будут способствовать установлению взаимопонимания и доверия между обеими сторонами. Установление устойчивой обратной связи создаст возможность не только объективно судить о достигнутых результатах, но и корректировать мероприятия социально-экономической политики в процессе их реализации (рисунок 15).

Рисунок 15 - Схематичное представление взаимодействия субъектов МО «Город Вологда» на основе ИКС

Администрация города Вологды в рамках электронного документооборота взаимодействует с Правительством Вологодской области, Вологодской городской Думой, Контрольно-счетной палатой.

На сайте Администрации города Вологды весной 2016 года появилась услуга представления муниципальных услуг в электронном виде. Предоставляются следующие услуги:

) постановка на учет детей в образовательные учреждения;

) предоставление информации о времени проведения культурных мероприятий города Вологды;

) выдача градостроительного плана;

) выдача разрешений на строительство;

) постановка на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях;

) выдача разрешений на установку рекламных конструкций.

На базе МФЦ оказывается 111 видов услуг, из них: 76 - социального профиля; 32 - земельно-имущественного профиля; 2 - для предпринимателей; 1 - по установлению гражданско-правового статуса заявителя.

Необходима услуга выдачи архивных справок, запросов, копий документов в электронном варианте, так как около 19% запросов приходится на данный вид документов.

Основным налогоплательщиком в бюджет города Вологды является малый и средний бизнес. Именно данная категория важна при организации ИКС. ИСЭРТ РАН проведено исследование факторов, сдерживающих развитие взаимодействия бизнеса и Администрации города Вологды. Таким образом, недостаточная информация о реализуемых социальных проектах, отсутствие знаний и опыта, слабая вовлеченность во взаимодействие органов местного самоуправления являются сдерживающими факторами развития взаимодействия бизнеса и органов местного самоуправления, что отрицательно влияет на формирование доходной части бюджета города Вологды (рисунок 16).

Предлагается на сайте Администрации города Вологды размещать информацию о социально значимых проектах для города с целью вовлечения бизнеса в их реализацию и инвестирование. Проводить онлайн консультации в форме «вопроса - ответа» для начинающих предпринимателей.

Предлагается использование новых сервисов на сайте Администрации города Вологды. Данная практика представлена во Франции. Например, граждане Франции могут создать индивидуальные учетные записи, в которых хранятся электронные аналоги персональных документов, часто запрашиваемые данные, официальные результаты обращений в государственные. В таком «электронном сейфе» можно, например, поместить копию паспорта. [13, 14]

Рисунок 16 - Оценка факторов, сдерживающих развитие взаимодействия бизнеса и органов местного самоуправления [13]

Через персональный «электронный сейф» гражданин может официально оповещать уполномоченные органы о смене места жительства, получать записи актов гражданского состояния, отслеживать продвижение обращений к различным службам. Полный доступ к такой персональной базе данных имеет лишь ее владелец, а государственные органы получают информацию с его разрешения. Все взаимодействия фиксируются, чтобы гражданин знал, кто, когда и какими персональными данными пользовался.

. Использование интерактивного делопроизводства.

Предлагается в электронном документообороте использование логических элементов, которые позволили бы принимать решение электронно. Необходима организация библиотеки прецедентов. Система будет отбирать только те обращения граждан, которые относятся к компетенции бюджета органов местного самоуправления в соответствии с ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Муниципальная система бюджета - это денежные средства от налоговых платежей, необходимых органам местного самоуправления для выполнения своих функций. Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

содержание органов местного самоуправления;

формирование муниципальной собственности и управление ею;

организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

организация утилизации и переработки бытовых отходов;

содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

обеспечение противопожарной безопасности;

охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

обслуживание и погашение муниципального долга;

целевое дотирование населения;

содержание муниципальных архивов;

проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Те обращения, которые не относятся к компетенции бюджета органов местного самоуправления, система перенаправляет компетентному органу.

Практика использования библиотеки прецедентов широко представлена в судебной сфере. Поступившее в арбитражный суд исковое заявление регистрируется в подсистеме САС «Первичная регистрация», после чего попадает в список на распределение судебных дел. Помимо распределения вручную система обеспечивает автоматизированное распределение дел по судьям с использованием таких критериев, как категория спора, специализация судьи, равномерность загрузки судьи, а также данных его рабочего календаря. Система позволяет осуществлять мониторинг загрузки судей и процессуальных сроков рассмотрения дел. На все судебные дела заводятся электронные статистические карточки, в которых отображается информация о деле. Встроенные классификаторы позволяют быстро заполнить большинство полей регистрационной карточки, не прибегая к ручному вводу. В системе реализовано ведение базы данных по организациям, наиболее часто участвующим в судебных спорах, что позволяет не прибегать к многократному ручному вводу данных об организации. На основе электронных статистических карточек впоследствии формируется статистическая отчетность.

3. Использование деклараций.

Декларация представляет собой заявление, содержащее определенную информацию, ответственность за которую несет заявитель. Использование такого инновационного инструмента при организации документооборота позволит сократить время обработки входящей документации до 1 дня.

Практика деклараций существует в аэропорту Сингапура. Для посадки на рейс каждый пассажир заполняет таможенную декларацию, где указываются сумма иностранной валюты, которую взяли с собой, наличие ювелирных изделий и ценностей, видеоаппаратуры. Декларация сохраняется до обратного прибытия. Таким образом, сокращается время обработки информации о каждом пассажире.

. Платное ускорение процедуры рассмотрения обращений граждан (сценарий предполагает внесение изменений в законодательство).

Сроки рассмотрения обращений граждан в Администрации города Вологды регулируются Распоряжением Администрации города Вологды от 10.10.2014 г. № 405 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в Администрации города Вологды». Согласно данной инструкции письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение трех календарных дней с момента поступления в Администрацию города Вологды, ее органы, должностным лицам Администрации города Вологды. В случае поступления обращения в день, предшествующий праздничным и выходным дням, регистрация производится в рабочий день, следующий за праздничными и выходными днями. Если решение вопросов, поставленных в обращении гражданина, не относится к ведению Администрации города Вологды, оно в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение. Письменные обращения, поступившие в Администрацию города Вологды, ее органы, должностным лицам Администрации города Вологды рассматриваются в течение тридцати календарных дней со дня регистрации, если иной срок (менее тридцати календарных дней) не установлен Главой города Вологды, заместителями Главы города Вологды, руководителями органов Администрации города Вологды. В исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен должностными лицами Администрации города Вологды, но не более чем на тридцать календарных дней. О продлении срока рассмотрения сообщается гражданину, направившему письменное обращение.

Согласно статье 15 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством <#"907697.files/image018.jpg">

Рисунок 17 - Операционный цикл МО «Город Вологда» в результате формирования ИКС

Таким образом, предложенный инновационный позволит перейти от функциональной системы документооборота Администрации города Вологды к экономической системе с заданными экономическими параметрами, что обеспечит увеличение доходности ЭКО-системы муниципалитета города Вологды. [5, 15]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы исследованы теоретические и практические основы использования инструментов инновационного менеджмента при организации деятельности органов местного самоуправления.

Под муниципальной экономикой следует понимать комплекс промышленных предприятий и коммерческих организаций, которые, как правило, расположены на муниципальной территории и являются инструментом, для формирования муниципального бюджета, необходимого и достаточного для реализации функций самоуправления, чтобы обеспечить проживание и деятельность населения, живущего на муниципальной территории. Основные ресурсы муниципалитета - это люди, земля и бюджет муниципального образования.

Согласно сведениям об исполнении бюджета города Вологды за 2015 год сделан вывод о том, что расходы на социальные потребности составляют 78,49%, расходы на управление - 6,07%, отсутствует инновационная составляющая расходов бюджета. Анализ инфраструктуры муниципалитета показал ее несбалансированность. Инструментом совершенствования инфраструктуры муниципального образования «Город Вологда» является формирование информационно-коммуникационной системы.

В выпускной квалификационной работе разработан инновационный подход к организации электронного документооборота, представлены этапы перехода на информационно-коммуникационную систему.

Для проектирования параметров информационно-коммуникационной системы произведен анализ входящей корреспонденции Администрации города Вологды. Наибольшее количество обращений граждан в I полугодии 2015 года поступило в адрес Департамента градостроительства и инфраструктуры: 4 453 обращений, что на 6% меньше, чем в I полугодии 2014 года (4 722 обращений) и составляет 32% от общего количества обращений граждан, поступивших в Администрацию города Вологды в I полугодии 2015 года. Наблюдается тенденция увеличения входящей корреспонденции с каждым годом. Количество обращений граждан спрогнозировано до 2020 года с учетом увеличения каждый год на 3%. Построен тренд роста входящей корреспонденции и тренд возможностей экономической системы муниципалитета, которые выявили необходимость организации информационно-коммуникационной системы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что инфраструктура муниципального образования не сбалансирована и должна иметь систему самоуправления, которая на основе информационно-коммуникационного взаимодействия всех субъектов инфраструктуры позволит оптимизировать работу органов местного самоуправления.

С физико-математической точки зрения, экономика муниципального образования «Город Вологда» - это поле экономических потенциалов. Операционный цикл муниципального образования «Город Вологда» возможно представить в виде треугольника. В выпускной квалификационной работе проанализирована деятельность города Вологды, городов - аналогов (Ярославль, Череповец) и рассчитаны критерии операционного цикла.

Анализ критериев операционного цикла показал, что самый высокий критерий конверсии в городе Ярославле. Это связано с большой концентрацией предприятий в данном городе и высоким объемом произведенной продукции. Критерий конверсии МО «Город Вологда» равен 0,29, что ниже, чем в Череповце.

Это связано с высокой производительностью Череповецкого металлургического комбината. Для повышения критерия конверсии необходимой взаимодействие органов местного самоуправления и бизнеса для совместного решения вопросов.

Увеличить критерий конверсии МО «Город Вологда» позволит переход на информационно-коммуникационную систему. Предложены следующие этапы перехода:

. Взаимодействие в режиме онлайн всех субъектов инфраструктуры города Вологды.

. Использование интерактивного делопроизводства. Решение вопросов в системе с помощью библиотеки прецедентов.

. Использование деклараций. Возможность перенаправления обращений, которые не относятся к компетенции бюджета органов местного самоуправления, компетентному исполнительному органу.

. Платное ускорение процедуры рассмотрения обращений граждан, что предполагает внесение изменений в законодательство.

. Создание инновационной службы, которая позволит выявлять необходимость предоставления тех или иных муниципальных услуг в электронном виде.

Предложенный инновационный позволяет перейти от функциональной системы документооборота Администрации города Вологды к экономической системе с заданными экономическими параметрами, что обеспечит увеличение доходности ЭКО-системы муниципалитета города Вологды. Предполагается, что произойдет сокращение затрат бюджета города Вологды за счет информационного взаимодействия и предоставления муниципальных услуг в электронном виде. За счет наиболее активного взаимодействия бизнеса и органов местного самоуправления увеличится объем продукции местного производства, а также доходы бюджета в виде налогов. На этом фоне произойдет увеличение стоимости основных фондов предприятий города Вологды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Шичков, А.Н. Ситуационный анализ рыночного уклада в муниципальном округе (районе): монография / А.Н. Шичков. - Вологда: ВоГТУ, 2013. - 207 с.

. Методы и инструменты управления инновационным развитием промышленных предприятий / под ред. И.Л. Туккеля. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2013. - 208 с.

. Арутюнова, Д.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Д.В. Арутюнова. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014. - 152 с.

4. Консультант Плюс [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: <#"907697.files/image019.jpg">

Рисунок 3.1 - Графическая интерпретация экономической ЭКО-системы муниципалитета города Вологды

Похожие работы на - Электронный документооборот в органах местного самоуправления как экономическая категория

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!