Финансово-правовая структура теневой экономики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,53 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансово-правовая структура теневой экономики















Контрольная работа

Финансово-правовая структура теневой экономики

. Система подходов определения теневой экономики

Отсутствие правового закрепления социальных институтов в государстве создаёт проблему регулирования отдельных элементов жизнедеятельности общества. Последствие может быть выражено как, в отсутствии какого-либо контроля, либо же возникновения положительных аспектов развития. Теневая экономика, будучи общественным экономическим институтом рассматривается с точки

Множественность подходов определения теневой экономики создаёт проблему её полноценного восприятия. Различие состоит в едином наименовании данной экосистемы, важность которого заключается в том, что единое определение обеспечит более качественную проработку данного экономико-правового института. Сравнивая научный и государственный подходы в рассмотрении данного вопроса, учёные преимущественно используют термин «теневая; неформальная экономика», когда же в государственных органах статистики, в чьи функции входит оценивание и измерение влияния данной экосистемы, преобладает термин «неофициальная; скрытая экономика».

Дифференциация в подходах обусловливает сложность проведения правового анализа теневой экономики. Тем не менее, полагается разумным, что в рассмотрении эффективного термина этой проблемы с научной точки зрения, следует отталкиваться от исследования, проведённого антропологом Китом Хартом в Гане в 1970-х годах, где он провёл изучение жизнедеятельности жителей города Аккра, и установил, что представители класса бедных не являются безработными. Таким образом было опровергнуто, что безработица в Африке составляет свыше 50%, которая определялась на основании такого факта, как предоставление крупными организациями ограниченного количества рабочих мест. Итогом данного исследования стало обозначение «неформального сектора» экономики, который предопределял из себя самоорганизованную деятельность граждан, лишённых государственных и правовых способов защиты своих прав и интересов обеспечения своей жизнедеятельности. Помимо обозначения видов экономической деятельности, присущих теневой экономике, значимость работы Кита Харта выражается в том, что она опровергла устоявшиеся в те времена кейнсианские и марксистские идеи государственного установления и регулирования экономических отношений.

Профессор НИУ ВШЭ, Барсукова С.Ю, полагает, что теневая экономика - экономическая деятельность, вопреки законодательно установленным формальным правилам, вырабатываемым и насаждаемым властью. Основываясь на позиции того, что теневая экономика оказывает негативное воздействие на общественные интересы, государство должно быть заинтересовано в её искоренении. При этом следует отметить, что она указывает на непосредственную зависимость теневой экономики от теневой политики. Теневая политика - «политическая деятельность по формированию экономического неравенства как инструмента реализации интересов отдельных экономических агентов вопреки декларируемым целям развития». Определяя их взаимозависимость, полагается разумным выделить особенности их взаимосуществования: 1) удовлетворение материальных запросов представителей власти, выражающихся в патронаже конкретных экономических агентов и 2) полученные теневым путём денежные средства, являются обеспечением самосохранения власти и поддержания теневой политики в действии.

Тем не менее, С.Ю. Барсукова выделяет «теневую экономику», как подвид «неформальной экономики», которую она обозначает, как «разнородные виды деятельности, полностью или частично не подчиненные формальным нормам хозяйствования, не подкрепленные контрактами и не фиксируемые статистическим учетом». Основанием данной зависимости является классификация, выстроенная на отношении к закону - «вопреки закону» и «вне закона». Теневая и криминальная экономики относятся к категории «вопреки» закону, которая определяет их связь с правонарушениями и коррупционными схемами, непосредственно обеспечивающими теневую политику. Категория «вне закона» определяется «домашней экономикой», обусловливающей домохозяйства и «экономикой дара», выражающейся в безвозмездном обращении продукции в обществе.

Латов Ю.В. обозначает теневую экономику, как хозяйственную деятельность, которая развивается вне государственного учёта и контроля, в связи с чем не отображается в официальной статистике. Типологией его подхода является выделение «второй (беловоротничковой)», «серой (неформальной)» и «чёрной (подпольной)» теневых экономик. Анализируя данную классификацию следует отметить, что она лишь связывается с рыночным производством и перераспределением продукции, и исключает из своего обзора непроизводственные элементы экономических отношений (домохозяйства и реципрокность). Заметно, что Латов Ю.В. использует «теневую экономику» гораздо шире, чем она воспринимается другими. Такой же позиции придерживается доктор социологических наук Финансового Университета Хрипков М.Ю., который рассматривает теневую экономику, как экономическую деятельность, противоречащую действующему законодательству, не учитываемую и не контролируемую обществом и направленную на формирование или удовлетворение антиобщественных и антигосударственных интересов. При этом он придерживается классификации: 1) Подпольный бизнес (запрещённые виды деятельности - рэкет, заказные убийства, торговля оружием), 2) Неофициальная экономика (легальные виды экономической деятельности, нефиксируемые официальной статистикой) и 3) Фиктивная экономика, связанная с мошенничеством и взяточничеством.

В противовес классификации теневой экономики Латова Ю.В. и Хрипкова М.Ю., считается значимым обозначить типологию неформальной экономики (обозначить статус) Радаева В.В. Основанием классификации является степень легальности видов экономических правоотношений. Таким образом, выделяется: 1) «неофициальная экономика (белые рынки)», связанная с действиями вне государственного регулирования, без причинения ущерба другим агентам экономических отношений (домашний труд), 2) «внеправовая экономика (розовые рынки)», заключающаяся в действиях связанными с отсутствием законодательного регулирования, но причиняющими ущерб другим участникам рынка, 3) «полуправовая экономика (серые рынки)», обозначающая создание легального продукта, но с применением нелегальных способов (отсутствие лицензии на производство), 4) «нелегальная экономика (чёрные рынки)», состоящая в достижение нелегальных целей нелегальными способами (производство наркотиков, продажа оружия). Значимость данного подхода выражается в том, что «полуправовая» и «нелегальная» экономика воспринимаются в контексте «теневой экономики», что обозначает непосредственно категорию «вопреки закону». Более того, хотя концепция подвидов теневой экономики Радаева В.В. имеет схожие черты с типологией Барсуковой С.Ю., тем не менее он объединяет «экономику дара» и «домашнюю экономику» в систему «белых рынков», и устанавливает совершенно отличную систему экономической активности (розовые рынки), хотя по своей сущности содержащую вредные и опасные для жизнедеятельности общества деяния, но никоим образом неурегулированные.

В силу того факта, что существует проблема установления единственного и чёткого термина «теневой экономики», исследователи придерживаются позиции обозначения её сегментов и установления своей собственной классификации. В частности, данная проблема обусловлена таким фактором, что отсутствует чёткая позиция определения её сущности, то есть рассмотрения с точки зрения только рыночных действий, которые непосредственно влияют на существование и развитие экономической системы государства, либо же с учётом того, что в неё также следуют включать деятельность граждан по самообеспечению своей жизнедеятельности и различными экономическими взаимоотношениями между ними, которые выходят за грань наблюдения государства.

Определённым камнем преткновения для исследования вопроса существования теневой экономике в жизнедеятельности общества являлось в частности то, что она преимущественно рассматривалась как элемент развивающихся стран мирового сообщества. Так к примеру, данную систему взглядов обосновывал Дж. Бойк (уточнить написание), который изучал вопросы дуальной экономики и дуального сообщества на примере Индонезии в XX веке. Суть данного термина заключалась в двойственности экономической деятельности и социального устройства государства и его граждан, которые с одной стороны, будучи колонией Нидерландов, занимались промышленным трудом и осуществляли экономическое развитие (обработка земли техникой), тем самым обеспечивая экономические интересы Нидерландов, а с другой традиционной экономической деятельностью, направленной на обеспечение жизнедеятельности сообщества, то есть осуществляя самоорганизацию и использование локальных ресурсов для выживания (обработка земли традиционными орудиями труда). Таким образом, данная теория вышла за рамки существования отдельного взятого государства, и стала неофициально рассматриваться как базисная точка исследования существования «теневой экономики». Впоследствии на основании данной идеи (объяснить статус) Клифорд Гирц, который сравнивая экономическую жизнедеятельность двух городов Индонезии (каких именно), вывел понятие «базарной экономики» в противовес «экономике фирм», которая рассматривалась как наиболее эффективная, капиталоёмкая и с более высоким уровнем производительности труда, в то время, как «базарная экономика», описывалась как трудоёмкая, но низкопроизводительная и низкодоходная. Исходя из данного понятия, логично рассуждать, что данная экономика объединяет в себя, как рыночные виды деятельности, то есть продажа продукции, так и нерыночные, то есть производство необеспеченное государственное защитой и контролем, и организованное за счёт средств лиц, исключённых из участия в формальном производстве продукции, либо с учётом того фактора, что неформальное производство выступает в роли дополнительного заработка.

Данные научные исследования стали основанием для проекции и изучения существования «теневой экономики» в развитых странах. Одним из первопроходцев, обозначивших существование теневой экономики в жизнедеятельности западных стран, а тем более её негативное влияние выступил (обозначить статус) Питер Гутман, который обозначил её термином «подпольная экономика». Значимость его работы выразилась в том, что он обозначил общую картину присутствия теневой экономической активности в жизнедеятельности общества, и условия её развития, а в частности ограничения на совершение определённой легальной деятельности, расширение видов налогов, взимаемых с граждан и юридических лиц, а также запрет на определённые виды деятельности.

Как уже ранее упоминалось, разработка конкретного и грамотно определённого термина представляет из себя проблему, в силу различности видов экономической деятельности, присутствующих в каждом государстве. В связи с этим, предполагается разумным рассмотреть концепции признаков, определяющих существование теневой экономики, на основании мировых исследований её размеров и причин её существования.

Чётко разработанную концепцию характерных различий «теневой (неформальной) экономики» от «формально», можно обнаружить в исследовании, проведённом по изучению стран Восточной Африки, по запросу Мирового Банка в 1996 г. В сравнительной таблице «формальной» и «теневой» экономик прослеживается концепция правовой защиты представителей экономической деятельности, осуществляющих свою деятельность на легальной основе и предоставляющей определённую отчётность о своей деятельности в государственные органы, и отсутствие таковой у тех лиц, которые заинтересованы в осуществлении экономической деятельности на свой страх и риск, тем самым избегая государственного регулирования и контроля.

Несомненно, анализируя различие причин существования теневой экономики развивающихся и развитых стран, логично предположить, что они совершенно разные. Беря в расчёт развивающиеся страны, таковые причины можно обозначить, как отсутствие легальных рабочих мест, отсутствие достаточной квалификации для осуществления определённого вида деятельности в соответствии с формально установленными правилами, социально-экономическое неравенство представителей разных социальных групп, неразвитое экономическое производство, связанное с территориальным расположением государства. Рассматривая же развитые государства, то таковыми причинами могут являться бюрократизм, сильно развитые ограничения и запреты законодательства на осуществление определённой деятельности, отсутствие социальных и экономических мотиваторов к осуществлению деятельности, в силу гарантированности социальных пособий. Следует понимать, что данные причины являются не окончательно определёнными, и их количество может быть гораздо больше, к тому же, данные причины существования теневой экономики рассматриваются с точки зрения более широкого восприятия данного термина.

В более узком понимании теневой экономики, как подвида экономики неформальной, причинами её распространения будут являться совершенно другие факторы. В работе «Теневая экономика», профессор экономики Университета Линц имени Йоханнеса Кеплера, Фридрих Шнайдер и профессор государственной политики Университета Шеффилда, Колин Уильямс, выделяют таковыми причинами: регулирование рынка труда, услуги государственных органов, трансфертные платежи, качество организации государственных органов, система налогов и социальных платежей и налоговую мораль. Заметно, что данные обстоятельства непосредственно связаны лишь с рыночным производством и правоотношениями между государством и представителями частного сектора по установлению каких-либо для них юридических фактов, влияющих на их деятельность.

Исследование вышеуказанных концепций имеет свою значимость для государств с докапиталистической и капиталистической формами экономического развития. Противовесом таких форм экономического существования государства является СССР, который по своей сущности являлся государством, основанным на Марксистской теории. Отсутствие института частной собственности, политика, направленная на достижение всеобщего благополучия, и организация труда практически всех граждан определяли отличный от капиталистических государств тип экономического устройства, что соответственно ограничивало проецирование различных подходов по определению теневой экономики на СССР.

Исключительный путь определения «второй экономики» в СССР заключался в том, что лица, приобретшие властные полномочия использовали экономическую активность граждан для достижения своих личных целей, то есть обычные граждане исключались из процесса эффективного перераспределения благ. Одной из естественных причин зарождения «второй экономики» в СССР являлось административно-плановое управление ресурсами и благами, что приводило к дефициту, и граждане были заинтересованы в самообеспечении. Выделение конкретного определения понимания «второй экономики» является проблематичным в силу того факта, что её можно рассматривать с социальной, экономической, политической, культурной или правовой точек зрения, и каждый раз итог будет различен, потому что будут применяться различные социальные институты для выстраивания и определения чёткой структуры данной экосистемы. Тем не менее, рассматривая с упрощённой точки зрения, «вторая экономика» - экономическая деятельность вне централизованного планирования и (или) государственной собственности на средства производства. В соответствии с проведёнными исследованиями структуры «второй экономики» СССР, следует сказать, что её составляющей были, как легальные, так и нелегальные действия. Самоорганизация граждан для обеспечения своей жизнедеятельности в ведении домохозяйств, образование жилищно-строительных кооперативов и «шабаш» по своей сущности относились к легальной деятельности, но их существование было обусловлено близким расположением к нарушению закона, что вполне могло считаться как вредительство государственным интересам. Нелегальная часть же состояла из 1) воровства общественной собственности, что могло быть впоследствии использовано, как предмет для обмена с другими государственными предприятиями в силу того факта, что процедура приобретения таких ресурсов было затруднена в силу административно-плановых способов осуществления отношений в производстве, 2) спекулятивные перепродажи, 3) нелегальное производство товаров и услуг и 4) коррупция, которая была непосредственна обеспечена советской номенклатурой. Таким образом можно проследить, что теневая экономическая система, существовавшая в СССР, выражалась в системе экономических правоотношений, влекущих к упрощению и смягчению экономической жёсткой деятельности государства, основанной на административно-плановом характере, что влекло за собой заторможенное производство тех благ, в которых нуждалось общество.

Рассмотрев различные подходы к определению теневой (неформальной) экономики и концепции её восприятия в жизнедеятельности общества, итогом можно обозначить научные школы, занимающиеся исследованием данного социального института:

)Школа структурализма, обозначающая неформальную (теневую) экономику, в виде подчинённых экономических субъектов (мелкое предпринимательство, частная занятость) для снижения материальных и трудовых затрат крупных корпораций и повышающих их конкурентоспособность

)Правовая школа, рассматривающая неформальную (теневую) экономику, состоящую из отважных представителей мелкого предпринимательства, умышленно организующих бизнес в целях избежания ненужных и налоговых затрат и обязанностей, влекущих за собой формальную регистрацию права на ведение предпринимательства и конвертации их активов в легальную собственность

)Школа волюнтаризма, которая схожа по своей сущности с правовой школой, но преимущественно основывающаяся на предварительном расчёте расходов и доходов от ведения формальной или неформальной деятельности

Таким образом, можно подвести итог, что при изучении теневой (неформальной) экономики, хотя и используются различные понятия, что выражено в различном базовом подходе выработке конкретного определения, преимущественно подразумеваются одни и те же сферы экономической деятельности. Естественной проблемой изучения данного института являются региональные и национальные различия экономических структур государства, связанные с их территориальным расположением и политико-экономической направленностью существования государства. Совершенствование понятийного аппарата должно происходить в соответствии исследованием культурных, политических, экономических, социальных и правовых аспектов отдельно взятого региона и государства.

теневой экономический регулирование

2. Государственная политика Российской Федерации по правовому регулированию теневой экономической деятельности

Являясь базисным национальным источником законодательства Российской Федерации, Конституция РФ в ст.7 и ст.8 закрепляет такие основы, что политика Российской Федерации, будучи социальным государством направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, а также на гарантию свободы экономической деятельности, за учётом некоторых ограничений. В синергии два этих положения по своей сути оправдывают существование теневой экономической деятельности в жизнедеятельности общества, так как из буквального их понимания подразумевается, что граждане РФ обладают правом заниматься той экономической деятельностью, которая наиболее благоприятно будет способствовать их жизни и благополучию, а также таким способом обеспечивать свои интересы в увеличении своих доходов. Данные положения также коррелируются со ст.34, устанавливающей экономическую свободу, то есть право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельностью. Понятие предпринимательской деятельности закрепляется в п.3. ч.1 ст.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, и обозначает в общем понимании те виды деятельности и условия её осуществления, которые официально защищаются государством. Таким образом, определив понятие предпринимательской деятельности, разумно предположить, что понятие иной экономической деятельности, будучи неурегулированным законодательством, косвенно подразумевает те виды деятельности, которые воспринимаются в контексте теневой (неформальной) экономики. Государство отсутствием конкретного подхода к определению данного понятия, декларативно допускает существование теневой экономической деятельности, тем самым вероятно предопределяя положительные аспекты данной системы экономических отношений. С данным декларативным положением также коррелируется ст.37, определяющая, что каждый обладает правом на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбору рода деятельности и профессии. Разумно обозначить, что оба данных права обусловливают друг друга в силу того, что обозначается декларативное дозволение индивидуальной экономической деятельности, которая де-юре в соответствии с законодательством Российской Федерации должна быть учтена Федеральными Службами для исчисления налоговых платежей и сборов, но де-факто существует по принципу «Не пойман - не вор».

Тем не менее, Конституцией РФ также устанавливаются определённые условия осуществления экономической деятельности на территории Российской Федерации, выражающиеся в ст.57 и ст.75. Согласно данным положениям законодательства закрепляются такие обязательства, как уплата законно установленных платежей и сборов, то есть буквально подразумевается, что в независимости от того, какая деятельность осуществляется - предпринимательская или иная экономическая деятельность, за гражданами существует обязанность на основании порядка, установленного в Налоговом Кодексе РФ совершить платёж в пользу государства в соответствии с полученными доходами за определённый промежуток времени. Более того п.1 ст.75 Конституции РФ определяет такое важное положение, что денежной единицей Российской Федерации является рубль, эмиссия которого осуществляется Центральным Банком РФ, то есть декларативно запрещается один из важнейших элементов теневой экономики искусственные денежные средства. Ярким примером на данный момент являются различные виды криптовалюты (Bitcoin, Dogecoin, Namecoin, Ethereum), которые создаются членами гражданского общества при помощи информационных технологий, и используются для осуществления экономических взаимоотношений друг между другом без государственного контроля, тем самым позволяя упростить правоотношения по приобретению различного вида имущества и услуг как на локальном, так и международном уровне. В отличие от криптовалюты, использование которой возможно лишь через информационно-технологические средства, не меньший интерес представляют из себя «денежные средства» локального характера. Для обозначения понимания данного элемента теневой экономики, считается разумным привести в пример судебное решение Егорьевского городского суда Московской области по делу № 2-1125/15, в котором было определено, что «колионы», используемые в качестве средств обращения и расчётов при совершении сделок и оказании услуг, являются незаконными и признаются денежными суррогатами. Суд определил, что «колионы» не являются деньгами в прямом понимании этого слова, так как не обладают достаточными для этого характеристиками, но их использование в качестве локального платёжного средства, наряду с законными средствами платежа, товаров и услуг, производимых на определённой ограниченной территории, позволяет установить, что они выполняют функции денег, и тем самым их можно признать «денежными суррогатами», даже при условии того, что законодательством на данный момент не установлено такого понятия. Рассматривая «колионы» в контексте теневой экономической деятельности, данная «валюта», согласно её создателю Михаилу Шляпникову, выступает способом реализации товаров и услуг на территории д. Колионово Егорьевской района, в игровой форме, и имеет силу только для тех людей, которые согласились принять правила данной «игры». В масштабах всей Российской Федерации их применение невозможно, так как они нацелены на организацию экономических правоотношений на заранее установленной территории, определённой пользователями данных «денежных суррогатов», и таким образом, судебное решение о запрете изготовления и оборота «колиона» создаёт пространство для дискуссии о законности и полезности существования локальных «денежных средств».

На основании того, что понятие «денежного суррогата» и его правовое регулирование не установлены законодательством Российской Федерации, Министерство Финансов РФ в конце 2014 года разработало законопроект, впоследствии принятия которого предлагалось закрепить данное понятие. Согласно данному законопроекту, под «денежными суррогатами» предлагалось понимать «денежные единицы и выпуск (эмиссия) объектов имущественных прав, в том числе в электронном виде, используемых в качестве средства платежа и (или) обмена и непосредственно не предусмотренных федеральные законом». Камнем преткновения принятия данного законопроекта выступили комментарии органов власти, которые обозначили, что принятие данного закона создаст гораздо больше проблем, чем принесёт пользы, ведь в соответствии с предложенным определением под данное понятие подпадут маркетинговые способы ведения бизнеса, через различные баллы и бонусы, которые предоставляют гражданам в целях акций лояльности. Таким образом, можно заметить, что попытки закрепления данного правового понятия в законодательстве не оправдались успехом. Более того, интересным представляется такой факт, что Центральный Банк РФ выступил с жёсткой позицией по использованию «Биткойнов» в экономических отношениях, обозначая, что их использование будет рассматриваться, как потенциальная вовлечённость в осуществление сомнительных операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, а также финансированию терроризму. Вопрос является действительно актуальным на данный момент, так как затрагиваются интересы государства, как единственного законного регулятора правоотношений, желающего защитить общественные интересы и благополучие своих граждан, так и интересы гражданского общества, которое полагает, что Российская Федерация в лице органов законодательной и исполнительной власти осуществляют политику «полицейского государства», направленную на слишком широкий контроль жизнедеятельности своих граждан, при условии того, что само общество не просит таких действий.

Борьба с теневой экономической деятельностью требует не только финансовых и человеческих ресурсов, но и определённого плана действий. В силу того, что оцениванием масштабов и уровня влияния на экономические отношения теневой экономики в Российской Федерации занимается «Федеральная служба государственной статистики» (Росстат), логично будет предположить, что для проведения оценки требуется соответствующая терминологическая база. Терминологию, закрепляющую понятие и классификацию «теневой экономики» можно обнаружить в Постановлении Госкомстата РФ от 31.01.1998 г. №7 «Об утверждении Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики» и «Энциклопедии статистических терминов». Согласно данному Постановлению Госкомстата, органы государственной статистики для данного социально-экономического явления выделяют понятие «неучтённой экономики», диверсифицируя её, на такие направления, как «скрытая», «неформальная» и «нелегальная» экономические деятельности. При этом, уточняется, что оценка возможна лишь в «неформальной» экономической деятельности, в силу того факта, что с точки зрения статистики и практики, она единственная может предоставить данные о производимых товарах и услугах, на которые существует определённый платёжоспособный спрос на рынке, в отличии от «скрытой» и «нелегальной» экономической деятельности. Обоснованием такого исключения из оценки «неучтённой» экономики является то, что «скрытая» экономика, которая выражается в том, что законная экономическая деятельность в ней направлена на избегание социальных выплат, налогов и выполнения административных процедур законодательства, а также «нелегальная» экономика, которая обозначается производством товаров и услуг, запрещённых законодательством в силу их вредности благополучию и жизнедеятельности общества, в отличии от «неформальной» экономики, не предоставляют достаточной информации для того, чтобы произвести анализ их экономических показателей и соответствующей отчётности. Основываясь на данном факте, и статистическом подходе к определению «неформальной (теневой) экономике», Федеральной службой государственной статистики под этим социально-экономическим явлением подразумевается «различные сферы экономической деятельности, нерегистрируемые статистическими органами, направленные на сокрытие объёма производства и дохода, мотивирующим фактором которых является уклонение от налогового бремени», а также указываются соответствующие виды экономической деятельности: 1) сокрытие части произведенной продукции зарегистрированными хозяйствующими субъектами, 2) нерегулярная индивидуальная деятельность, 3) неформальное производство в рамках некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, 4) нелицензированное производство товаров и услуг и 5) подпольное производство разрешённых законом товаров. Данные признаки «неформальной» экономики при этом, описывают виды экономической деятельности, которые присущи, как «скрытой», так и «нелегальной». Обращаясь к «Энциклопедии статистических терминов», Росстат в данном случае общим термином определяет понятием «деятельность ненаблюдаемая экономическая», включая в себя также «незаконную», «неформальную» «теневую (подпольную)» экономические деятельности, а также «домашние хозяйства». Дефиниция «деятельности ненаблюдаемой экономической» - виды деятельности, не охваченные полностью или частично регулярным статистическим наблюдением, и оценки которых для включения в ВВП могут быть получены косвенными методами. Классификации «ненаблюдаемой» и «неучтённой» экономики соотносятся, и определения рассматриваемые относительно категорий экономик, включённых в них, являются практически идентичными.

Определив тот факт, что оценку влияния теневой экономики в Российской Федерации осуществляют органы государственной статистики, то следует указать на такую проблему, что статистический подход в определении понимания «теневой (неформальной) экономики» не даёт действительных положительных результатов в правовом регулировании данного социально-экономического явления. Оценив масштабы распространённости, появляется возможность для разработки различных государственных программ и концепций по противодействию, которые по своей сущности должны будут способствовать занижению уровня «теневой экономики» в жизнедеятельности общества, но следует также учитывать, что существует «камень преткновения», который нарушает всю целостность и полезность данных действий. Отсутствие правового подхода к понимаю «теневой (неформальной) экономики» создаёт проблему для разработки действительно целостных и качественных государственных стратегий, которые по своей полезности могли бы не только снизить негативное влияние данного социально-экономического явления, но и принести пользу государству, как в поддержании мира, безопасности и благополучия на всей территории Российской Федерации, так и в сфере увеличения финансовой составляющей государства, к примеру, в организации налогообложения криминальных доходов, путём декриминализации различных уголовных правонарушений.

Проблема организации правового подхода к пониманию «теневой (неформальной) экономики», как уже рассматривалось на примере главы 1, выражается в том, что существуют различные подходы к дефиниции данного социально-экономического явления. Разработка Федерального Закона, либо же государственной доктрины, которые могли бы организовать базис, в виде грамотно определённого правового понятия, а также надстройку, в виде организации классификации отдельных видов экономической деятельности, входящих в данное социально-экономическое явление, и установления сфер применения соответствующих положений является действием противоречивым, в силу того фактора, что его закрепление в системе законодательства Российской Федерации может повлечь за собой, как увеличение системного контроля государственных органов власти за жизнедеятельностью гражданского общества, так и предоставление гражданскому обществу больше возможностей для наблюдения за деятельностью органов власти, к примеру, в контроле коррупционных схем, основанием которой может быть система подзаконных актов и постановлений правительства, закрепляющая за гражданами такую возможность.

Употребление термина «теневая экономика» широкораспространённое явление. Можно увидеть его использование в Указе Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в контексте обозначения данного социально-экономического явления, как одну из главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики, а также как фактор, оказывающий негативное влияние на состояние экологической безопасности. Пленум Верховного Суда РФ в своём Постановлении от 7.07.2015 №32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путём», указывает, что одной из основ существования теневой экономики является легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путём. Употребление термина данного социально-экономического явления можно также заметить в пояснительных записках к Федеральным Законам о внесении изменений различного характера в акты законодательства РФ. В Заключении Счётной Палаты Российской Федерации от 30.10.2015 №3СП-232/16-10 на Проект Федерального Закона «О Федеральном Бюджете на 2016 год», теневая экономика упоминается относительно предложений по увеличению доходной части бюджета за счёт дополнительных поступлений по НДС в размере 27 млрд. рублей, в ходе мероприятий по сокращению теневого сектора экономики, путём вовлечения хозяйствующих субъектов в официальную экономическую деятельность, повышения качества администрирования НДС за счёт введения в действие автоматизированной системы контроля, а также проведением мероприятий по снижению накопленной задолженности по налогу. Таким образом, рассмотрев акты правового регулирования экономической деятельности, определённым итогом можно выделить, что в ходе осуществления властных полномочий «теневая экономика» затрагивается, как один из важнейших элементов экономической жизнедеятельности общества и государства. Проблема существования таких актов заключается в том, что без базисного определения их трактовка может рассматриваться неопределённо, и соответственно создавать ситуации проблемного восприятия их в ходе их исполнения и применения на практике. Значимость Федерального Закона, закрепляющего понятие «теневой экономики», к примеру, как в ситуации с «денежными суррогатами», позволит впоследствии урегулировать пробелы законодательства, которые могут использоваться во вред жизнедеятельности общества и государства.

Затрагивая тему налогообложения, следует сказать, что прямое, а не косвенное установление системы терминов, закрепление их взаимосвязи, определение классификаций наиболее важных социально-экономических явлений позволит доработать налоговое законодательство Российской Федерации, и тем самым показать преимущественные стороны ведения официальной экономической деятельности и уплаты обязательных платежей в пользу государства, а не теневой или неформальной экономической деятельности. При этом следует учитывать, что реформа законодательства, в целях установления правового регулирования финансовых элементов теневой экономики, должна происходить системно, то есть при учёте того, что взаимосвязь правовых норм не должна вызывать правовых коллизий при применении закона на практике. Рассмотрение проблемы налоговой политики Российской Федерации в отношении видов экономической деятельности, регулирования которых затруднено в силу их скрытности или нелегальности, будет рассмотрено в главе 2, как и рассмотрение применения опыта других государств при правовом регулировании экономики и установления соответствующей системы налогообложения относительно тех видов деятельности, которые присущи теневой экономике.

Итогом анализа государственной политики Российской Федерации относительно правового регулирования теневой экономической деятельности являются такие факты, что применение и признание такого социально-экономического явления, как «теневая экономика» является частью практической стороны жизнедеятельности общества и государства, а также их непосредственное взаимодействие по урегулированию общественных отношений. Применение на данный момент только лишь статистического метода, и косвенное упоминание в различных актах правового регулирования при осуществлении соответствующего регулирования и контроля влечёт за собой проблемы совершенства законодательства, ведь при отсутствии теоретического закрепления на базисном уровне, практическая значимость мала. Таким образом, разумно заявить, что в нынешней ситуации своеобразного экономического кризиса в Российской Федерации, требуется перестройка законодательства под существующие реалии, и закрепление на Федеральном уровне правового акта, регулирующего понятие и сущность теневой экономики, не только позволит начать совершение определённых шагов к стабилизации экономической ситуации, но и покажет все преимущества официальной экономической деятельности, в виде государственной поддержки, а также права на защиту своих интересов, как в административном, так и в судебном порядке.

. Международные аспекты регулирования теневой экономики

Международное регулирование общественных отношений, непосредственно связанных с теневой экономикой обладает большой значимостью, в силу такого фактора, как глобализация, которая упрощает возможности осуществления отдельных видов экономической деятельности, контроль которых тяжело осуществим путём исполнения национального права. Международное право в силу того факта, что является надстроечной конструкцией над национальными системами права отдельно взятых государств, реализуется как международными организациями, так и государствами между собой. Рассматривая регулирование теневой экономической деятельности, следует исходить из позиции принципа суверенного государств, одним из элементов которого является свободна государства в выборе и развитии той политической, социальной, экономической и культурной систем, наиболее удовлетворяющих его потребностям и интересам. Действие данного принципа также происходит через принцип невмешательства, суть которого заключается в том, что государства и международные организации не обладают правом на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Таким образом заметно, что экономическая политика государств независима, и вмешательство в её существование может быть реализовано только в ситуации применения принудительных мер, если государство нарушает нормы международного права, влекущие за собой негативные последствия для мирового сообщества.

Основываясь на этих принципах, закреплённых в Уставе ООН, разумно уточнить, что международное регулирование теневой экономики на базисном уровне реализуется через международные конвенции, соглашения, договора, которые заключаются между государствами по наиболее важнейшим для них вопросов. Одним из базисных документов можно назвать «Хартию экономических прав и обязанностей государств», принятая в форме резолюции A/RES/3281 (XXIX) 12 декабря 1974 года, которая закрепляет, к примеру, право на свободное осуществление полного постоянного суверенитета над своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, право на регулирование и контролирование иностранных инвестиций в пределах действия своей национальной юрисдикции, а также, к примеру, право на участие в международной торговле и в других формах экономического сотрудничества. Но каждое право влечёт за собой и обязанность, как, к примеру, то, что государства должны сотрудничать в деле содействия более рациональным и справедливым международным экономическим отношениям, а также сотрудничать в обеспечении постоянного и возрастающего расширения и либерализации мировой торговли и повышения благосостояния, а также жизненного уровня всех народов. Целесообразно будет отметить, что международное право регулирует те правоотношения, которые закрепляют основные принципы, на которых государства строят свою национальную экономическую систему, а также систему законодательства, которые закрепляют регулирование как формальной, так и теневой экономической деятельности. Не менее важным источником международного права, закрепляющим основы международных экономических отношений, а также устанавливающий самобытность национальных экономических систем является «Декларация об установлении нового международного экономического порядка», принятая резолюцией 3201 (S-VI) Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 года.

Отдельным источником международного регулирования теневой экономики, следует выделить Систему Национальных Счетов, которая закрепляет базовые понятия, которые должны учитываться государствами, в ситуации установления и осуществления статистической отчётности экономической деятельности, как в формальном секторе, так и секторе теневом. Несомненно, при учёте того, что СНС изначально разработан для сферы статистики, терминология, используемая в этом документе разработана в соответствии с современными подходами понимания как правовых, так и экономических институтов, а значит соответственно, было бы целесообразно обозначить, что государства, осуществляя свой суверенитет, могут использовать данные подходы к совершенствованию своей правовой и экономической системы, и тем самым способствовать более эффективному и качественному развитию государства.

Следующей формой выражения международного подхода регулирования теневой экономик, представляющей наибольший интерес, являются двусторонние договора, заключаемые между государствами относительно различных экономических взаимоотношений, позволяющих субъектам предпринимательской деятельности вести более благоприятную экономическую деятельность, либо же создающие финансовые системы обеспечивающие более эффективное осуществление финансовых операций между государствами и субъектами предпринимательской деятельности.

Анализируя присутствие теневой экономики, как в легальной, так и в неформальной экономической деятельности, актуальным на данный момент является такой документ, рекомендательного характера, как BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), разработанный ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития), значимость которого в связи с развивающимся тенденциями нового информационного предпринимательства и способами уклонения организаций и транснациональных корпораций от уплаты налогов, создало проблему для государств касательно правового регулирования и установления чётких правил поведения при осуществлении экономической деятельности. Данный документ состоит из 15 действий, которые затрагивают отдельно взятые сферы экономики и налогообложения. К примеру, одним из мероприятий, которые должны учесть государства в своём законодательстве, является урегулирование вопросов налогообложения цифровой экономики. Данное предложение в частности связано с тем, что предоставление услуг информационного характера, в силу глобализации общественных отношений, позволяет коммерческим организациям получать доходы, которые не будет облагаться в месте их происхождения, что соответственно вредит экономическим интересам государства. На данный момент, в Российской Федерации, Президентом РФ В.В. Путиным поручено разработать предложения по внесению изменений в законодательство, которые будут направлены на обеспечение равных условий ведения деятельности компаниями в Российской Федерации с использованием сети Интернет. В обществе, данную идею назвали «налогом на Google», в силу того, что данная транснациональная корпорация, предоставляя услуги граждан и организациям Российской Федерации, не уплачивает с таких доходов НДС, в силу отсутствия правового регулирования данной проблемы в налоговом законодательстве РФ.

Данный документ затрагивает очень большой спектр проблем налоговых правоотношений, которые существуют в современном мире как для государства, так и для организаций: агрессивное налоговое планирование, использование гибридных инструментов, налоговые вычеты по контролируемой задолженности, налогообложение контролируемых иностранных компаний, налоговые злоупотребления, налоговые льготы, установленные международными соглашениями государств, трансфертное ценообразование, постоянное и непостоянное представительство, обмен налоговой информацией между государствами, «тонкая капитализация» и проблема настоящего бенефициара денежных средств. Разумно отметить, что хотя данные проблемы преимущественно связаны с легальной экономической деятельностью организаций и транснациональных корпораций, которые используют множественные налоговые схемы по выведению денежных средств в офшоры, и снижения налоговых выплат за реализацию своей продукции или услуг, относительно теневой экономики, это играет не менее важную роль. Основываясь на позиции того, что субъекты, заинтересованные в осуществлении формальной предпринимательской деятельности, вынуждены изначально предпринимать попытки в теневой сфере, данные реформы законодательства создают ситуацию, которые могут оттолкнуть граждан путём формализации своей экономической деятельности, действовать в соответствии с законодательством и придерживаться налоговой морали.

Таким образом, международное регулирование теневой экономики, изначально базируется на нормах и принципах международного права, которые защищают суверенитет государства от внешнего вмешательства в его политические, правовые и экономические дела. Основываясь даже на том условии, что нормы международного права обладают большей силой, чем нормы национального права, тем не менее само по себе регулирование и контроль осуществляется непосредственно самим государством, путём установления той правовой системы, которая наиболее подходит её интересам. Преимущественное применение статистического метода к пониманию теневой экономики в жизнедеятельности экономического сообщества, создаёт проблему того, что государства отказываются от правового подхода к урегулированию правовой и экономической системы, тем самым препятствуя разработке более современной, следующей за тенденциями правоотношений, возникающих в обществе, а также развитием мирового сообщества в целом, происходящее ежедневными научно-техническими революциями.

Литература

1.Агарков Г. А. Бизнес и государство: актуальные проблемы взаимодействия // Экономика региона. - 2010. - N 1. - С. 172-176.

.Агарков Г. А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие : монография / Г. А. Агарков ; под ред. А. И. Татаркина, А. А. Куклина ; РАН, УрО, Ин-т экономики, УГТУ-УПИ. - Екатеринбург : Б.и., 2008. - 262 с.

.Безденежных В. М. Учет особенностей формирования сетей собственности в ходе трансформации национальных экономик с целью предупреждения противозаконных и криминальных действий // Безопасность бизнеса. - 2012. - N 2. - С. 14-16.

.Богатиков А. Почему в России процветает рейдерство и коррупция // Слияния и поглощения. - 2013. - N 7 / 8. - С. 76-84.

.Васильева Н. А. Некоторые тенденции развития банковской системы РФ на современном этапе // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - N 1. - С. 332-344.

.Демёхин А. И. Технологии рейдерства в условиях экономического кризиса // Безопасность бизнеса. - 2014. - N 2. - С. 20-22.

.Жукова Н. Коррупция в системе воспроизводства теневых экономических отношений // РИСК : ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2010. - N 1. - С. 55-59.

.Игры экономических убийц : тайный мир международных махинаций и сеть глобальной коррупции. - М. : Претекст , 2008. - 447 с.

Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2290166-КХ

.Кадиалиев М. К. Проблемы правовой культуры и психология личности в сфере налоговых правоотношений // Вестник Российской правовой академии. - 2012. - N 1. - С. 67-70.

.Каурова О. В. Теневые расходы в гостиничном бизнесе : теневые затраты гостиниц и аналогичных средств размещения // Российское предпринимательство. - 2013. - N 3. - С. 154-161.

.Качелин М. Международно-правовое противостояние отмыванию денежных средств // Государственная служба. - 2010. - N 2. - С. 109-111.

.Качество жизни и экономическая безопасность России : монография / А. И. Татаркин [и др.] ; под науч. ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина ; Рос. акад. наук [и др.]. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2009. - 1179 с.

.Кириллов Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности в современной России : учеб. пособие для студентов гуманит. вузов / Н. П. Кириллов. - М. : Элит, 2008. - 407 с.

.Клюбин С. Н. Становление правовой охраны конкурентной среды в России // Безопасность бизнеса. - 2011. - N 1. - С. 21-23.

.Коваль А. В. Актуальные вопросы уголовно-правовой характеристики коррупционных преступлений // Закон и право. - 2010. - N 1. - С. 85-87.

Свердловская ОУНБ; СБ; Шифр 67.628; Авторский знак К689; Формат С; Инв. номер 2295039-СБ

.Косариков А. Н. Коррупционная восприимчивость конкурентной среды. Статистическая реакция защиты от коррупционной уязвимости // Экономические стратегии. - 2010. - N 3. - С. 42-44.

.Котов К. В. Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой // Налоговая политика и практика. - 2010. - N 6. - С. 26-33.

.Куклин А. А. Актуальные проблемы противодействия теневой экономике: глобальный и региональный аспекты / Куклин А. А. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН , 2009. - 183 с.

Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2301112-КХ

Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2301113-КХ

.Куликов А. Ю. Российский рынок медпрепаратов и теневая экономика : инфраструктурное регулирование рынка медицинских услуг // Российское предпринимательство. - 2014. - N 6. - С. 147-150.

.Лавренко С. В. Феномен коррупции в России: причины возникновения и существования // Следователь. - 2012. - N 2. - С. 43-45.

.Материалы совместного проекта "Приведение российского антикоррупционного законодательства в соответствие с международными стандартами". Россия - Европа Ч. 1 , 2008. - 240 с.

Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2292145-КХ

.Метелев С. Е. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление : монография / Метелев С. Е. - Омск : Омский институт (фил.) РГТЭУ , 2009. - 494 с.

Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2292161-КХ

.Наговицын А. Г. Финансы России в орбите коррупционных отношений Финансовый бизнес. - 2010. - N 1. - С. 60-66.

.Наумов А. Коррупция: причины возникновения, влияние и методы борьбы // Следователь. - 2010. - N 2. - С. 46-52.

.Нестерова Н. В. Влияние теневой экономики на развитие региона // Региональная экономика : теория и практика. - 2010. - N 17. - С. 7-11.

. Авдийский, В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 496 c.

Похожие работы на - Финансово-правовая структура теневой экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!