Миграционная политика Италии и особенности демографической ситуации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    485,21 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Миграционная политика Италии и особенности демографической ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Миграционная политика Италии и особенности демографической ситуации

 


Содержание

 

1. Формирование иммиграционной политики Италии

. Демографическая ситуация в Италии и влияние миграционных потоков

Литература

 


1. Формирование иммиграционной политики Италии

Характерным отличием Италии является то, что она долгое время не принимала трудовых мигрантов, как это делали страны Северной Европы, а, наоборот, была страной непрерывной эмиграции. Данный процесс был обусловлен тем, что трудовые мигранты были попросту не нужны для развития экономики Италии того времени. Наем иностранной рабочей силы осуществлялся только крупными компаниями и использовался в качестве шантажа профсоюзов, боровшихся за улучшение условий труда.

В результате продолжительной эмиграции за пределами страны оказались многомиллионные итальянские диаспоры. Например, в середине XX века около 25 млн. человек эмигрировали, стремясь найти лучшие условия для жизни и работы. В результате, в настоящее время крупные итальянские диаспоры находятся в Бразилии, Аргентине в США. Многие итальянцы не покидали Европу и эмигрировали в европейские страны, например, в Германию.

Очевидно, что страна, сама являвшаяся до конца 1970-х гг. донором трудовых ресурсов, не обладала развитой иммиграционной политикой. Более того, Италия никогда не сталкивалась с этническим, религиозным и культурным разнообразием в рамках своей страны. Это привело к тому, что осознав выгоды от использования более дешевой иностранной рабочей силы, итальянцы не задумывались о последствиях найма мигрантов.

Долгое время Италия была лишь транзитной страной, через которую мигранты добирались до стран Западной Европы, наиболее развитых и благополучных. Так продолжалось до 1970- х годов, когда иммиграционное законодательство в этих странах было ужесточено, и многие мигранты начали оставаться в Италии. Они работали в качестве прислуги или чернорабочих. Впервые итальянское правительство забило тревогу, когда результаты переписи населения 1981 года показали численность мигрантов на территории страны. Публикация переписи вызвала широкий общественный резонанс, встал вопрос о формировании иммиграционного законодательства. В качестве решения данного вопроса предлагалось ужесточить контроль за иммиграционными потоками, не выдавать разрешения на работу для иностранных мигрантов. Вступление в силу 31 декабря 1986 года закона № 943 не принесло ожидаемого результата. Наоборот, ужесточение иммиграционной политики привело к увеличению нелегальной иммиграции. На данном этапе итальянское правительство не имело опыта взаимодействия с такого рода проблемами и было вынуждено амнистировать нелегальных иммигрантов. В результате двухлетней амнистии на легальное положение перешли около 119 тыс. мигрантов. Хотя по разным источникам реальная численность нелегалов была гораздо выше.

Несмотря на свою неэффективность, этот закон положил начало формированию иммиграционной политики Италии. Уже в скором времени Италия, столкнувшись с многими негативными последствиями бесконтрольной иммиграции, такими как развитие теневого сектора экономики, ухудшение условий труда, повышения уровня криминализации, возникновение недовольства среди итальянцев, ксенофобии и т.п., предприняла попытку ограничить доступ мигрантам на свою территорию. В результате, в 1990 году вступил в силу «закон Мартелли» (по имени заместителя премьер-министра Италии, отвечавшего за формирование иммиграционной политики). В этом законе было уделено внимание работе с иммигрантами, уже находящимися в Италии, для этого предусматривалось финансирование специальных центров. А также была проведена еще одна волна амнистий для иммигрантов, прибывших в страну до конца 1990 года.

Среди ограничительных пунктов данного закона стоит отметить увеличение числа стран, граждане которых должны были иметь визу для въезда в страну. Особое внимание было уделено странам с «высоким риском эмиграции», таким как государства Восточной Европы, страны Ближнего Востока и т.д. Обязательными условиями въезда были наличие дохода, соответствовавшего требованиям, и постоянной работы. Более того, закон имел помимо экономической, еще и культурную составляющую. Больше шансов на въезд в Италию имели потомки эмигрировавших итальянцев или европейцев.

Несмотря на свою кажущуюся продуманность, данный закон не предусматривал ряд необходимых для иммиграционной политики мер. К примеру, не рассматривалась процедура депортации нелегалов, также не предусматривалась интеграция легализованных мигрантов в жизнь страны. Естественно, что установленные ограничения способствовали дальнейшему увеличению численности нелегальных мигрантов.

«Закон Мартелли» принимался в условиях присоединения страны к Шенгенскому соглашению в 1990 году, поэтому требовалось ужесточение иммиграционной политики Италии и началось формирование единой иммиграционной политики ЕС.

В ноябре 1995 года был принят «декрет Дини» - по имени председателя итальянского Совета министров. Этот декрет стал своего рода уступкой различным общественным организациям Италии. Например, националистическая партия «Лига Севера» пролоббировала упрощение процедуры депортации и ужесточение контроля за миграционными потоками. А под давлением католического и левого большинства была проведена новая легализация. Декрет получился непоследовательным и противоречивым. Как результат, не удалось установить контроль за иммиграцией.

Следующим значительным шагом в формировании иммиграционной политики Италии стал «закон Турко-Наполетано», принятый в декабре 1998 года. Закон назван так по имени его авторов Л. Турко, министра по социальным вопросам, и Дж. Наполетано, министра внутренних дел Италии. Этот закон впервые предусматривал комплексный подход к проблеме иммиграции. Он касался трех основных вопросов иммиграционной политики: недопущения нелегальной иммиграции, введения ограничения на количество иммигрантов в виде квотирования и адаптации легализовавшихся мигрантов. Для решения первого вопроса закон облегчал процедуру депортации, а для обеспечения контроля за границами государства были учреждены советы по миграции, обязанные регулировать иммиграцию и не допускать нелегальных иммигрантов на территорию страны. Что касается второго вопроса, были введено ежегодное квотирование допустимого числа иммигрантов, в которых нуждалась экономика Италии. Для реализации третьего пункта был введен институт спонсоров. Это могли быть физические или юридические лица, готовые взять ответственность за иммигрантов перед государством. К тому же, иммигранты, живущие в Италии более 5 лет и не совершавшие преступлений, имели право на получение бессрочного «удостоверения иностранца».

Партия «Лига Севера», возглавляемая У. Босси, раскритиковала «закон Турко-Наполетано». Представителями данной партии высказывались опасения, что такие меры не только не решат проблему миграции, но и увеличат поток мигрантов в Италию.

Впоследствии, правые силы приняли прямое участие в формировании иммиграционной политики Италии. Итогом их работы стал «закон Босси-Фини», принятый в 2002 году. В качестве основы для данного закона была взята модель «гостевых рабочих», существовавшая в Германии. Суть этой модели заключалась в том, что иммигранты обязательно должны иметь трудовой договор. Как и ожидалось, закон был направлен на ужесточение существующей иммиграционной политики Италии. Данный закон давал право на легализацию только тем иммигрантам, которые работали по найму. Более того, был ограничен срок допустимого пребывания мигрантов в Италии, по новым правилам этот срок составлял 1 год, хотя до этого пребывание было бессрочным. К тому же, увеличивалось, хоть и не существенно, количество лет, которые иммигрант должен был прожить в Италии, чтобы получить вид на жительство, - с 5 до 6 лет. Что касается контроля за миграционными потоками, то закон разрешал проводить немедленную депортацию нелегалов, и одновременно запрещал воссоединение родственников 3ей степени родства. Примечательно, что итальянское правительство начало взаимодействие со странами-донорами иммигрантов, выражавшими готовность принимать своих граждан обратно - например, с Албанией, Марокко, Румынией и Тунисом.

Таким образом, в основе данного закона лежало желание сбалансировать миграцию в Италию. Закон позволял нужным для экономики Италии иммигрантам легализоваться и работать на пользу общества. Вместе с тем, он стремился сократить численность иммигрантов, прибывавших в Италию по гуманитарным программам и по программам воссоединения семей, так как зачастую эти иммигранты были обременительны для итальянской экономики.

Дальнейшее ужесточение иммиграционной политики Италии обуславливалось тем, что иммигранты стали совершать все больше тяжких преступлений. Наиболее вопиющим из них стало убийство итальянки, совершенное иммигрантом из Румынии в 2007 году. После этого были обнародованы результаты статистических исследований, согласно которым иммигранты из Румынии (в том числе цыгане) совершают наибольшее количество преступлений в Италии. Ответом правительства Р. Проди стал декрет №181, разрешавший проводить незамедлительную депортацию граждан стран-членов ЕС, которые совершили преступления. Тем не менее, этот декрет не достиг желаемого результата. Даже будучи депортированными, граждане ЕС могли через какое-то время опять вернуться в Италию. Соответственно, Италия была вынуждена создать особые правила для румынских иммигрантов.

Следующий шаг в развитии иммиграционной политики Италии сделало правительство С. Берлускони, подготовив декрет № 92. В основном он был посвящен борьбе с нелегальной иммиграцией. Согласно этому декрету, лица, сдающие жилье нелегалам, наказываются лишением свободы. К тому же, городские власти получили более широкие полномочия по борьбе с нелегальными иммигрантами. Также к сотрудничеству привлекались вооруженные силы страны. Более того, закреплялись положения декрета №181, разрешавшего проводить депортацию преступников, в том числе и граждан стран ЕС, а также были установлены новые правила пребывания в Италии граждан ЕС. Все они должны были иметь регистрацию, если жили в Италии больше трех месяцев.

Исторической предпосылкой данного закона стало расширение Европейского Союза на восток. В результате, в состав ЕС вошли страны, не обладающие сопоставимым уровнем развития экономики. Естественно, что граждане этих стран, пользуясь свободой передвижения внутри ЕС, эмигрировали в более развитые и богатые страны ЕС. В итоге, в Италии возросло количество иммигрантов, не востребованных экономикой.

На данном этапе развития иммиграционной политики наиболее актуальным стал цыганский вопрос. Причиной послужило то, что жители табора склонны к правонарушениям и почти не интегрируются в жизнь итальянского общества. В качестве решения этого вопроса предлагалось провести перепись и снять отпечатки пальцев. Но эта мера была раскритикована Европейским Союзом как противоречащая Европейской конвенции по правам человека. Тем не менее, с увеличением миграционных потоков в Европу страны ЕС стали сообща разрабатывать меры по контролю за миграцией. К примеру, мигранты, въезжающие в Италию по программе воссоединения семьи, были обязаны доказывать свое родство. Данная мера позволила не допустить в страну людей, у которых на самом деле не было родственников в Италии.

Такова краткая история развития иммиграционной политики Италии. В силу исторических причин Италия долгое время отставала от ведущих стран Европы в плане экономического развития. Поэтому граждане Италии активно покидали страну, а мигранты не стремились туда попасть. Естественно, что Италия не обладала развитым иммиграционным законодательством, так как не имела опыта взаимодействия с миграционными потоками в свою страну или через нее. Поэтому изначально иммиграционное законодательство было излишне либерально и амнистировало иммигрантов, находящихся в Италии, (к примеру, закон № 943, или «закон Мартелли»). Постепенно иммиграционная политика страны развивается, и законы становятся более продуманными и комплексными («закон Турко-Наполетано»). Вскоре они и вовсе ужесточаются, например, «закон Босси-Фини». Эти меры продиктованы необходимостью защитить налогоплательщиков страны от излишнего бремени в лице мигрантов, не востребованных экономикой Италии.

Миграционный кризис, начавшийся в 2015 году, заставил страны ЕС -и в том числе Италию - ужесточить единую иммиграционную политику. Так как, согласно теории межправительственного подхода к анализу интеграционных процессов в рамках ЕС, все выгоды от сотрудничества и интеграции принадлежат только странам-участницам, они не намерены делить их с кем бы то ни было. Это обстоятельство может служить объединяющим фактором для государств ЕС в вопросах миграционной политики. Италия в данном случае как никто другой заинтересована во взаимодействии с ЕС.


Италия характеризуется одними из самых низких в Европе показателями рождаемости и быстрым старением коренного населения.

В начале января 2016 года численность населения Италии равнялась 60, 7 млн. жителей, она снизилась на 170 тысяч человек по сравнению с предыдущим годом. Численность иностранного населения на тот же момент времени составила 5,54 млн. человек. Таким образом, иностранцы составляют 8,3% от общей численности населения. По сравнению с 2014 годом численность иностранного населения увеличилась на 39 тысяч. В результате, коренное население страны уменьшается год от года, а численность иностранного населения, наоборот, возрастает.

Хотя ожидаемая продолжительность жизни при рождении среди итальянского населения сократилась, тем не менее она остается одной из самых из самых высоких в мире. Теперь для мужчин она составляет 80,1 года (-0.2 по сравнению с 2014 годом), а для женщин 84,7 (-0.3). Существенной проблемой Италии, как и большинства европейских стран, является стремительное старение коренного населения. В Италии в 2015 году количество людей в возрасте 65 лет и старше возросло до 13,4 млн. человек и составило уже 22% от общей численности населения. Вместе с этим численность трудоспособного населения (15-64 лет) снизилось до 39 млн., что составляет 64.3% от общей численности населения. Соответственно, общая доля иждивенцев выросла за один год с 55,1 до 55,5 %, и возрос коэффициент демографической нагрузки с 33,7 до 34,2%. Все эти тенденции наглядно показаны в виде половозрастной пирамиды.

Таблица № 1. Половозрастная пирамида структуры итальянского и иностранного населения, 2014 год

Источник: Italia in cifre edizione 2015 // ISTAT.

На фоне стремительного старения коренного населения численность молодых людей в возрасте до 14 лет составляет только 8,3 млн. человек, то есть всего лишь 13.7% итальянцев. Более того, существенно снизилась рождаемость. В 2015 году количество рождений составило 488 тыс. (8 на тысячу жителей). Примечательно, что это самый низкий показатель рождаемости с момента объединения Италии. В результате, на одну женщину детородного возраста приходится в среднем 1,35 детей. Естественно, что данная ситуация влечет за собой рост медианного возраста населения Италии, в 2015 году он составил 44,6 лет. Такова неутешительная демографическая ситуация среди коренного населения Италии.

Совсем другие тенденции наблюдаются среди иностранного населения страны. Для иностранного населения характерна гораздо более высокая рождаемость. Так, в 2014 году в семьях иммигрантов родилось 97 тысяч детей, из них 25 тысяч родилось в семьях, где только один из родителей иностранец. Соответственно, средний возраст населения у них ниже, чем у коренного населения Италии. Медианный возраст иностранцев составляет около 31 года. Таким образом, некоренное население Италии, являясь гораздо более молодым по сравнению с итальянцами, может повысить уровень рождаемости и улучшить демографическую ситуацию в стране.

Что касается национального состава иммиграции в Италию, то до миграционного кризиса 2015, она была следующей. Наибольшее количество иммигрантов прибывало из Румынии (51 тыс.), из Марокко (18 тыс.) и из Китая (16 тыс.). Миграция в Италию продолжалась все 2000-е годы, об этом свидетельствуют данные переписи 2001 и 2011 годов, представленные в Таб. 2. В начале XXI века численность иностранного населения составляла примерно 1,4 млн. человек, а в 2011 уже - 4 млн.

С началом миграционного кризиса с середины 2015 года, иммиграция приняла невиданные масштабы. Большинство людей, которые прибыли в Италию, происходят из стран, характеризующихся политической и экономической нестабильностью, частыми конфликтами и войнами.

Таблица № 2. Увеличение численности иностранного населения в Италии в период между переписями 2001 и 2011 годов

Источник: Rapporto SOPEMI Italia 2012-2013.

По состоянию на 31 августа 2015 года, наибольшее количество иммигрантов и беженцев прибыли из Эритреи (30,708 тыс.), Нигерии (15,113 тыс.), Сомали (8,790 тыс.), Судана (7,199 тыс.) и Сирии (6,710 тыс.). Не все из них собираются оставаться в Италии. Это видно из количества запросов на предоставление убежища, которые делают представители различных национальностей. В Таблице ниже представлено количество беженцев и мигрантов, прибывших в Италию в 2015 году, а также количество запросов на предоставление убежища, сделанных ими.

Также важно проанализировать уровень образования среди мигрантов. Как уже отмечалось, миграционные потоки в Италию отличаются своим разнообразием: в Италию иммигрируют и граждане менее развитых стран ЕС, и граждане африканских и ближневосточных стран. Очевидно, что все эти мигранты имеют разный уровень образования, подчас диаметрально противоположный. Так, у многих граждан стран Африки и Ближнего Востока нет профессионального образования, более того, часть из них и вовсе неграмотна. Эти люди хлынули в Европу в надежде спастись от политической и экономической нестабильности на своей родине. Вместе с тем, в Италию иммигрируют образованные и квалифицированные работники из стран Восточной Европы, стремящиеся найти более высокооплачиваемую работу.

Таблица № 3. Численность мигрантов и количество запросов на предоставление убежища за 2015 год

Источник: 49° Rapporto sulla situazione sociale del Paese/2015. 04 dicembre 2015

Заслуживает внимания и распределение мигрантов на территории Италии. На Северо-Западе страны сосредоточено наибольшее количество иностранцев (34,4%); на Севере в целом - 59,4% всех прибывших в страну мигрантов. Соответственно, на Севере на 100 итальянцев приходится 11 иностранных граждан, тогда как на Юге - 4 мигранта. Это объясняется тем, что Север страны наиболее промышленно развит, и там легче найти работу. В свою очередь, итальянская промышленность нуждается в дешевой рабочей силе мигрантов. На Юге работают чаще всего неквалифицированные сельскохозяйственные рабочие. Чаще всего они добираются по морю из стран Северной Африки и оседают на Юге страны. Труд нелегалов востребован на юге страны, где они могут найти себе применение в строительстве и в сельском хозяйстве. В летние и осенние месяцы иммигранты занимаются сбором урожая. К примеру, в летний период часть мигрантов собирает томаты и оливки в Апулии. В начале осени мигранты перемещаются на Сицилию для сбора винограда, и в Калабрию для сбора апельсинов. С наступлением холодов мигранты направляются в Кампанию, где продолжают свою работу в теплицах. Таблица 4, представленная ниже, наглядно демонстрирует распределение иностранных рабочих по территории Италии.

На протяжении долгого времени Италия пытается выйти из экономического и политического кризиса. Одновременно с решением собственных проблем она вынуждена противостоять вызовам современного миграционного кризиса, охватившего всю Европу. Миграционные потоки в Италию имеют разнообразный национальный, религиозный и культурный состав. Также мигранты обладают существенно различным уровнем образования, начиная от почти неграмотных и заканчивая высокообразованными людьми. Кроме того, в Италию прибывает огромное количество беженцев, которые становятся бременем для населения страны.

Источник: International and internal migration 26 November 2015 // ISTAT

иммиграция рождаемость демографический

Литература

1.   Потемкина О.Ю. Иммиграционная политики Европейского союза: опыт для ЕврАзЭс.

.     Теория международных отношений в XXI веке: Учебник/Т.В. Бордачев в соавторстве с Е.С. Зиновьевой и А.Б. Лихачевой. -М.: Международные отношения, 2015. 232 с.

.     Щербакова Е. Население мира по оценкам ООН пересмотра 2015 года// Демоскоп Weekly.

4.       A million refugees and migrants flee to Europe in 2015 // UNHCR.

.        Central Mediterranean route // Frontex.

.        Communication from the commission to the European Parliament and the Council. Stronger and Smarter Information Systems for Borders and Security // European Commission.

.        Communication from the commission to the European Parliament and the Council. Towards a reform of the common European asylum system and enhancing legal avenues to Europe // European Commission.

.        Convention and protocol relating the status of refugees // UNHCR.

.        Demographic indicators 19 February 2016 // ISTAT.

.        European Economic Forecast Winter 2016 // European Commission.

.        European Union Naval Force - Mediterranean //European Union External Action.

.        Global Appeal 2016-2017 // UNHCR.

.        Implementing the European Agenda on Migration: Commission reports on progress in Greece, Italy and the Western Balkans // European Commission.

.        International migration report 2015 // UN.

.        International and internal migration 26 November 2015 // ISTAT

.        Italy Consumption supports recovery while the structural deficit worsens // European Commission

Похожие работы на - Миграционная политика Италии и особенности демографической ситуации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!