Экономическое развитие Германии: современные реалии и степень влияния креативного класса с учетом региональных особенностей страны

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,93 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическое развитие Германии: современные реалии и степень влияния креативного класса с учетом региональных особенностей страны















Контрольная работа

Экономическое развитие Германии: современные реалии и степень влияния креативного класса с учетом региональных особенностей страны

Содержание

1. Количественное измерение креативности при помощи базовых индексов

. Факторы влияния на региональное развитие Германии: роль креативного города

. Пространственное распределение креативного класса

Литература

Приложение

1. Количественное измерение креативности при помощи базовых индексов

креативность германия немецкий экономика

С конца 80-х годов культурные и креативные индустрии стали одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Годовой оборот креативного сектора составил 146 млрд. евро в 2014 году. Их вклад в валовую добавленную стоимость Германии оценивается в 67,5 млрд евро (2,3%). Можно утверждать, что креативные индустрии конкурентоспособны по сравнению с основными отраслями промышленности немецкой экономики: автомобильной, химической, отраслью машиностроения и энергоснабжения. В немецком контексте креативные индустрии насчитывают 11 основных отраслей: архитектуру, книжное дело, дизайн, кино, исполнительное искусство, изобразительное искусство, музыку, издательское дело, радио, рекламу и программное обеспечение. Государство и муниципалитеты все больше признают важность данного сектора и создают условия для продвижения культурных и креативных индустрий.

Общая занятость в секторе - 1 057 340 человек или 3,16% от общего числа трудоспособных, что по сравнению с предыдущим годом больше на 2%. Количество креативных предприятий в Германии - 248 565 с долей 7,58% от общей экономики, из них 97% предприятий - микропредприятия с оборотом ниже € 2 млн.

Данные показатели несомненно помогают оценить степень влияния креативного сектора на регион, однако перед исследователями встала проблема отдельного измерения креативности. Для измерения нематериального продукта были предложены несколько базовых индексов.

Р. Флорида вывел свой индекс креативности, который состоит из четырех основных показателей: доли креативного класса в трудоспособном занятом населении, количества патентов на душу населения (индекс Инноваций), наличия высокотехнологических (индекс Технологий) отраслей и уровня разнообразия (индекс Толерантности). Также процент образованного населения называется индексом Таланта. Согласно теории креативного капитала полноценное региональное развитие не может обеспечиваться в отсутствии одной из трех «Т». Второй и третий показатель коррелируют с долей креативного класса и индексом Таланта, так как креативный класс предполагается высокообразованным. Положительная зависимость наблюдается между индексом Терпимости и индикатором Высоких технологий, так как новые разработки быстрее внедряются в открытом к восприятию нового обществе.

Рисунок 1 - Значения ТТТ-индекса по регионам Германии

Индекс Богемы в свою очередь измеряет количество писателей, дизайнеров, музыкантов, актеров, режиссеров, художников, скульпторов, фотографов и танцоров в регионе. Он оценивает регион с точки зрения культурного развития и необходимой инфраструктуры. Р. Флорида полагает, что «в местах процветания культурной жизни, наблюдается большее развитие креативности и рост экономики в целом». Доля богемы в Германии по федеральным землям выглядит следующим образом:

Рисунок 2 - Доля богемы по регионам Германии

Наконец, широко применяется расчет Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он помогает оценить качество жизни в регионе и условия среды, в которых развиваются местные жители. Три базовых показателя - уровень дохода, образования и здоровья - в совокупности оценивают человеческий потенциал. Значения, которые может принять индекс, варьируются между 0 и 1. Л.Э. Лимонов приводит характеристики страны с максимальным значением ИРЧП: «средняя продолжительность жизни - 83,6 года, ВВП на душу (по ППП) равен $ 87,478, среднее число лет обучения - 13,3 лет».

Для исследования 16-ти федеральных земель Германии используется статистика ОЭСР по 9 экономическим показателям, на основе которых составляется картина об уровне благосостояния региона (см. Приложение полная таблица). Итак, первостепенными показателями являются:

·образование (процент населения региона с уровнем образования не ниже среднего)

·здоровье (ожидаемая продолжительность жизни)

Баден-Вюртенберг (долголетие - 1 место) и Бавария лидируют по доходу и здоровью. Четверка лидеров по образованию со средний процентом образованного населения в 94% сильно отстает по двум другим параметрам: Саксония (11 место по доходу), Тюрингия (14 место), Саксония-Анхальт (15 и 10 место), Бранденбург (11 и 13 место). Бавария и Баден-Вюртенберг также отличаются самым низким уровнем безработицы в 3%, по сравнению с отстающими по показателю землями: Мекленбург-Передняя Померания - 10,4%, Берлин - 11%.

В целом, в регионах поддерживается высокий уровень безопасности с самым низким значением в Бранденбурге в 8,5 баллов из 10. Также отмечается высокий процент образованного населения (не ниже 8,2 баллов из 10) и доступа к услугам со средним количеством баллов - 9,2 / 10. К отстающим регионам по сумме показателей можно причислить Тюрингию, Саксонию-Анхальт и Браденбург, что опровергает теорию человеческого капитала, где знания выступают двигателем экономического развития. Высокий уровень образования не обеспечивает стабильности экономике регионов.

2. Факторы влияния на региональное развитие Германии: роль креативного города

Как отмечалось ранее, современному региональному развитию присуще много новым признаков, однако основополагающая цель одна - качественное улучшение жизни отдельного региона и человека. Больший акцент делается на изучении эндогенных факторов влияния на региональное развитие в лице стейкхолдеров - заинтересованных лиц с гражданской и профессиональной стороны. Не умаляется значение креативного потенциала населения, знаний и умений, а также влияния институтов. Эффективность и справедливость стали главными мотивами успешного регионального развития.

федеральных земель Германии выбраны для исследования в силу того, что государственная заинтересованность в развитии культуры оценивается как одна из самых высоких в развитых странах, о чем свидетельствует финансирование культурного сектора из регионального бюджета. Государство ставит перед собой следующие цели региональной политики: ликвидировать диспропорции между западными и восточными регионами, улучшить инвестиционный климат, оптимизировать экологические процессы, повысить уровень занятости, поддержать предприятия малого и среднего бизнеса, а также некоммерческие организации. Вместе с этим, отдых и культурный аспект занимают 4 место из 15 причин, почему высокообразованное население стремится жить в немецких регионах. Германию также называют социальным государством благодаря ее высокому уровню социальной защиты.

Целью регрессионного анализа Яна Ведемайера стало исследование влияние креативных профессий - научно-технических работников и богемы как двигателей экономики - на экономический рост немецких регионов. Второй производственный фактор экономики знаний - разнообразие - анализируется наряду с креативной рабочей силой, которые вдвоем оказывают влияние на городское развитие, в частности креативного города.

В исследовании проверяется утверждение Дж. Джейкобс о том, что разнообразие кадров подразумевает инновации и рост благодаря тому, что разные экономические агенты обеспечивают доступ к разным источникам знаний. Отраслевое разнообразие необходимо для экономического роста в силу высокого потенциального развития меняющихся идей и конфликта интересов между агентами. В том же время, разнообразие вносит вклад в возрастающий выбор товаров и услуг, которые повышают уровень производства и потребления. Креативность и разнообразие напрямую связаны между собой, так как второй фактор стимулирует первый из-за открытости региона и является сигналом низких входных барьеров для агентов.

Итак, регрессия строится с помощью зависимых переменных:

) рост рабочей силы - региональные изменения конкурентоспособности и технологий,

) ВВП относительно роста рабочей силы - региональные изменения производительности.

Работники разделены на две группы (независимые переменные). Первая группа работников научно-технической сферы (инженеры, технические, научные, ИТ специалисты) - высокоинновационная и креативная группа; вторая - богема, которая является локальным фактором, повышающим динамику экономического развития и создающим атмосферу региона. Представители богемного общества играют сигнальную роль в определении креативной социальной среды. Еще одна независимая переменная - рост населения. Кроме этого, во внимание принимается доля занятых в сфере услуг относительно всей рабочей силы, так как предполагается, что данный сектор стимулирует занятость лучше, чем промышленное производство.

Регионы в свою очередь делятся на три типа: агломерации, города и сельскую местность. Самая высокая относительная концентрация занятых в научно-технической сфере наблюдается в агломерациях, что верно и для богемы. Согласно результатам исследования, наибольшая доля технических работников приходится на юг Германии (Бавария), опережая северо-восточные и северо-западные регионы. Регионы, окружающие агломерации (Штутгарт - 12,3%, Карлсруэ - 10,2%, Нюрнберг - 10,9%), регистрируют высокий процент данных работников из-за направленности на автомобильную промышленность. Наименьшая доля научно-технической рабочей силы наблюдается в Саксонии-Анхальт (3%).

Пространственное распределение богемы во многом повторяет географию научно-технических работников. Наибольшая доля богемы стремится в агломерации и крупные города: Гамбург - 2,1%, Мюнхен - 2%, Берлин - 2%. Средний уровень составляет 1,5%.

В итоге, наибольшая концентрация креативного класса наблюдается на юге Германии.

Рисунок 3 - Динамика изменения доли работников научно-технической сферы по регионам Германии

Следующий аспект исследования - взаимосвязь экономического роста и доли креативных работников, а также разнообразия. Перечисленные факторы охватывают креативную производительность региона. В уравнении регрессии 1 (изменение числа занятых), а регрессоры: доля богемы, изменение доли богемы, доля технических рабочих, ее изменение, разнообразие среди технических рабочих, разнообразие по национальности, доля занятых в сфере услуг, рост населения и фиктивные переменные (агломерация и город).

Во втором уравнении регрессии (ВВП относительно рабочей силы); изменение числа занятых входит в регрессоры, добавляется рост количества патентов в регионе, остальные переменные остаются теми же, и убирается рост населения.

,3% и 74,5% дисперсии зависимой переменной в первой и второй регрессиях соответственно объясняется выбранными переменными (скорректированный коэффициент детерминации). Работники креативных профессий существенно влияют на экономический рост региона, особенно коррелируют с зависимой переменной «рост занятых». В первой регрессии обе группы креативных работников статистически значимы, а во второй регрессии работники научно-технической сферы высоко значимы для ВВП на единицу рабочей силы. Разнообразие представителей этой группы коррелирует с ВВП на душу рабочей силы, то есть с производительностью. Положительная корреляция между разнообразием и ростом доказывает, что национальное разнообразие - это экономический фактор.

Согласно проведенному анализу:

)В целом подтверждается, что богема и технические работники стимулируют экономическое развитие: конкурентоспособность городов и регионов зависит от их креативности, которая ускоряет инновационные процессы.

)Культурно-этническое разнообразие положительно влияет на рост ВПП на единицу рабочей силы, тем самым улучшая производительность.

)Рост занятости чаще наблюдается в агломерациях и городах, нежели в сельской местности.

. Пространственное распределение креативного класса

География креативности - одна из ключевых отличительных особенностей теории креативного капитала. Р. Флорида утверждает, что место организует креативного агента, который руководствуется не выбором работы, а подходящим ему образом жизни. Одним словом, «новая география выстраивается по классовым признакам». Люди могут распознать класс другого человека, спросив, где он живет, вопрос про место работы отходит на второй план.

Креативный класс стремится попасть в такой город, который бы обеспечил ему необходимые условия для самореализации. Подобные регионы привлекательны своей универсальностью и открытостью, где житель может сам участвовать в процессе создания и развития культуры, а не оставаться «зрителем». Кроме того, характерным является высокий уровень образования и доходов. За последнее десятилетие наблюдается такое явление как «массовая миграция креативного класса». Она происходит независимо от рамок национальности или расы и представляет собой возвращение в крупные города. Причинами для переселения стали:

·Сокращение уровня преступности (по пяти федеральным землям Германии уровень убийств на 100 000 населения менее единицы)

·Выигрыш городов от демографических сдвигов и «фронтальной нагрузки»

·Города - инкубаторы новых знаний и инноваций

·Креативный образ жизни и соответствующая ему инфраструктура

Р. Бошма и М. Фритш полагают, что выбор места определяется по следующим критериям:

)региональная культура (терпимость и открытость в особенности по отношению к лицам иностранного происхождения);

)региональные условия жизни;

)годовой рост занятости (возможности трудоустройства).

Влияние богемы как определяющего фактора в значительной степени выше, чем наличие культурного потенциала (доли активного трудоспособного населения в культурной сфере).

Визуально представление географии креативного ядра и креативного класса Германии показано на рисунке (слева направо).

Рисунок 4 - Доля креативного ядра и креативного класса от общего населения Германии по регионам

Й. Мёллер называет среди факторов, влияющих на пространственное распределение, урбанизацию и климат открытости и толерантности. Целевая аудитория креативных центров не только люди в трудоспособном возрасте, но и молодежь. Во-первых, это качественный трудовой ресурс для долгосрочного развития; во-вторых, молодое поколение более рискованно и восприимчиво к новым идеям; в-третьих, молодые люди более мобильны и вероятность их привлечения в новое креативное пространство гораздо выше, чем взрослых. Наиболее перспективные по этому вопросу федеральные земли Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония и Шлезвиг-Гольштейн. Показатели демографической нагрузки молодыми 20,7%, 20,6% и 25,5% соответственно (см. Приложение, Таблица 4). Нужно принять во внимание, что удержание подобной возрастной группы требует изменений со сторону муниципальных властей. Субсидии в розничную торговлю, строительство торговых комплексов и спортивных стадионов - неверная стратегия привлечения молодых креативных людей. Мансур Олсон назвал это «институциональным склерозом» - ситуация, «когда с точки зрения организации и культуры все стопорится».

Приняв решение о переселении, люди пытаются собрать информацию о месте жительства заранее. В то время как традиционные экономические данные о регионе собрать легко (ВВП, уровень занятости), так называемые «мягкие» факторы менее доступны, поэтому срабатывает сигнальная теория: региональные институты и события являются сигналом для человека, который он использует в качестве ориентира. Культурная инфраструктура - театры, музеи, опера, выставки - работает как сигнальная функция для членов креативного класса.

Решающими факторами для людей, которые свободно могут выбирать свое место жительства, являются:

. креативные люди, которые бы разделяли мнение выбирающего;

.доступ к креативной деятельности, если возникнет потребность в потребление таково продукта (наличие культурной инфраструктуры).

В целом, спрос на культурную деятельность высок во всем обществе, различие заключается в типе культуры, который становится предметом потребления.

Культурная политика может стать важным инструментом экономического регулирования на муниципальном уровне. Во-первых, это сигнал для приезжающих о том, город располагает условиями для потребления культурных благ; во-вторых, о том, что в данном городе можно найти подобно мыслящих тебе людей. В Германии порядка 55% финансирования культурного сектора исходит от муниципалитетов. В отличие от обязательных выплат для социального обеспечения, финансирование культурной деятельности носит добровольный характер, поэтому в кризисные периоды резко сокращается. К тому же, денежный вклад со стороны населения более значителен в регионах с благоприятной конъюнктурой. Немецкая практика доказывает: культурная инфраструктура и региональное экономическое благосостояние положительно коррелируют между собой.

Еще одна политика по привлечению и удержанию креативного класса называется «брендирование» территорий. По словам профессора Л.Э. Лимонова, «бренд важен для регионального развития, так как он создает отношения с целевой аудиторией, формирует эмоциональную привязанность и лояльность географическому региону». В набор необходимых инструментов брендирования входят: стратегия развития, миссия, логотип, слоган и визуальные символы. Имидж города вызывает ассоциации с определенными условиями и образом жизни, характером деятельности населения, культурными особенностями, что опять же является сигналом для потенциальных жителей региона.

Суммируя выше сказанное, место играет решающую роль при выборе креативного класса пространства для жизни. Креативное место обладает рядом характеристик, которые кажутся привлекательными для творческих людей. Люди озабочены поиском информации о регионе заранее, поэтому грамотная культурная политика может быть сигналом о наличии подходящих условий для жизни креативного класса. В Германии исследуемый класс сосредоточен в агломерациях и преимущественно на юге страны.

Список используемой литературы

1.Krohnert S., Morgenstern A., Klingholz R. Talente, Technologie und Toleranz - wo Deutschland Zukunft hat // Berlin-Institut für Bevölkerung und Entwicklung. September 2007

2.Marošević, K., Jurković, Z. Impact of Informal Institutions on Economiс Growth and Development // Interdisciplinary Management Research by Faculty of Economics in Osijek, Canada. Vol. 9, 2013

3.Möller J., Tubadji A. The Creative Class, Bohemians and Local Labour Market Perfomance // Zentrum fur Europaische Wirtschaftsforschung GmbH. Discussion Paper № 08-135

.Wedemeier J. The Impact of Creativity on Growth in German Regions // Hamburg Institute of International Economics (HWWI). Paper 14. 2012

Приложение

Таблица 1. Распределение ТТТ-индекса по федеральным землям Германии (в порядке убывания)

Таблица 2. Благосостояние федеральных земель Германии по определяющим экономическим показателям

Благополучие регионаобразование (%)работа (безработица,%)экология (загрязнение)доход ($)Здоровьебезопасность (убийств на 100 000)жилищные условия (комнат на чел)доступ к услугам (%)гражданственность (%)Баден-Вюртемберг84,53,516,621 945820,62,27974,3Бавария86,33,214,722 33881,20,62,28270,2Берлин85,71117,617 47480,81,12,183,372,4Бранденбург92,98,215,617 78380,11,52,270,368,4Бремен81,97,313,620 67480,11,42,285,368,8Гамбург86,25,214,621 833810,9282,769,6Гессен86,14,614,220 80381,40,92,282,773,2Мекленбург-Передняя Померания92,310,411,416 76479,60,62,27165,4Нижняя Саксония85,15,213,219 28080,50,92,385,373,4Северный Рейн-Вестфалия82,96,116,820 37880,30,62,184,372,5Рейнланд-Пфальц83,34,31521 03480,70,62,38172,8Саар83,26,214,318 92479,91,42,477,372,5Саксония94,68,513,917 60480,40,82,374,369,7Саксония-Анхальт92,69,61416 96079,212,47662Шлезвиг-Гольштейн86,15,312,520 44480,51,22,281,773,1Тюрингия94,56,912,317 25580,11,12,381,768,2

Таблица 3. Социальное представление федеральных земель Германии по экономическим показателям

Федеральная земляДоход, USDЗанятость, %Безработица, %Образование, %Баден-Вюртемберг21 944,777,53,584,5Бавария22 338,278,33,286,3Берлин17 474,568,91185,7Бранденбург17 783,275,28,292,9Бремен20 674,3697,381,9Гамбург21 832,974,45,286,2Гессен20 803,174,94,686,1Мекленбург-Передняя Померания16 764,370,810,492,3Нижняя Саксония19 279,773,85,285,1Северный Рейн-Вестфалия20 378,570,46,182,9Рейнланд-Пфальц21 034,474,14,383,3Саар18 924,169,56,283,2Саксония17 604,4748,594,6Саксония-Анхальт16 959,772,49,692,6Шлезвиг-Гольштейн20 444,174,55,386,1Тюрингия17 254,575,56,994,5

Таблица 4. Демографические показатели по федеральным землям Германии

Федеральная земляОжидаемая продолжительность жизни (годы)Смертность (на 1000)ДН молодыми,% 2014ДН пожилыми,% 2014Gini, после налоговБаден-Вюртемберг82,07,320,729,50,263Бавария81,27,82029,60,276Берлин80,87,919,128,00,281Бранденбург80,18,518,735,10,247Бремен80,18,218,532,00,238Гамбург81,17,819,427,70,330Гессен81,47,720,230,20,308Мекленбург-Передняя Померания79,68,818,234,20,274Нижняя Саксония80,58,120,632,40,265Северный Рейн-Вестфалия80,38,320,231,00,298Рейнланд-Пфальц80,78,119,531,00,302Саар79,98,517,233,70,295Саксония80,48,119,439,20,250Саксония-Анхальт79,27,617,638,50,277Шлезвиг-Гольштейн80,58,220,534,60,288Тюрингия80,18,618,236,60,233

Таблица 5. Сравнение креативных городов: Санкт-Петербург и Берлин

Похожие работы на - Экономическое развитие Германии: современные реалии и степень влияния креативного класса с учетом региональных особенностей страны

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!